Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Головка блока цилиндров (ГБЦ) в двигателе играет чрезвычайно важную роль. В ней размещён газораспределительный механизм, который отвечает за порядок впрыска топлива и отвода отработанных газов.

ГБЦ находится под постоянным воздействием большого давления газов и высокой температуры. Крепится ГБЦ при помощи болтов, шпилек и гаек, к правильной затяжке которых предъявляются повышенные требования.

Важность правильной затяжки болтов или гаек ГБЦ

Головка блока цилиндров (ГБЦ) — один из важнейших узлов автомобиля. Она закрывает блок цилиндров. В ней расположены распределительные валы, клапанные крышки и другие детали газораспределительного механизма. На ГБЦ постоянно воздействуют огромные переменные силы давления и температуры. Поэтому к её резьбовому креплению предъявляются особые требования.

Головка блока постоянно должна испытывать силу сжатия, которая задаётся определённым моментом затяжки резьбового крепления. Для того чтобы сила сжатия была равномерно распределена по поверхностям стыка головки с блоком цилиндров предусмотрено большое количество стяжных болтов или шпилек с гайками.

Равномерность прижатия ГБЦ к блоку цилиндров обеспечивается определённой схемой порядка затяжки резьбовых соединений. Для уплотнения стыка используется прокладка головки блока, сделанная из особого материала, устойчивого к высокой температуре.

При затяжке крепления головки она даёт усадку в тысячные доли миллиметра, что обеспечивает надёжную герметизацию стыка.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключомСоблюдения правильного порядка затяжки болтов ГБК гарантирует правильность её прижатия к блоку цилиндров

Последствия от перетяжки болтов крепления ГБЦ

Если затяжка резьбовых соединений головки блока ведётся с превышением усилия от номинального, то сила растяжения, которая воздействует на болт или шпильку, начнёт разрушать резьбу в блоке или вытягивать тело крепёжного элемента. Наступает так называемый момент текучести, когда при дальнейшем увеличении силы затяжки сила прижатия начнёт уменьшаться. Итог: быстрое прогорание прокладки в месте наихудшего сжатия.

Если же резьба в отверстиях блока будет сильно повреждена, то она уже не сможет обеспечить необходимое прижатие головки при правильном моменте затяжки.

Её потребуется восстанавливать, а это дополнительные затраты. Опытные ремонтники мотористы на практике чувствуют предельную силу затяжки, которую может выдержать резьбовое соединение.

Они никогда не допустят дефектов от перетяжки болтов или гаек.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключомРабота динамометрическим ключом

Что будет, если недостаточно затягивать болты крепления ГБЦ

Если крепление головки выполняется с минимальным усилием, то это приведёт к слабому прижатию её к поверхности блока цилиндров. Между прокладкой и прилегающими к ней плоскостями блока и головки образуются микроскопические зазоры, которые обязательно приведут к прогоранию уплотняющего материала.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключомПроверка плосткости головки блока специальной линейкой

Недостаточная затяжка болтов крепления не обеспечивает нормального прилегания головки, что может вызвать коробление её стыковой поверхности.

Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений

Затяжка резьбового соединения должна делаться с таким усилием, чтобы исключить:

  • неплотное прилегание сопрягаемых поверхностей скрепляющихся деталей;
  • срыв ниток резьбы;
  • механическое разрушение тела болта;
  • проворачивание граней у гайки или головки болта;
  • разрушение гравёрных шайб.

Любой материал, из которого сделан блок (головка цилиндров, крепёжные болты), имеет свой предел прочности. Именно наименьший предел прочности самого слабого звена в узле крепления определяет наибольшее усилие затяжки. Самое слабое звено в креплении головки блока цилиндров — болты (шпильки) и резьба в отверстиях блока.

Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимыми размерами (диаметром) с габаритами, массой блока и головки цилиндров.

Понятно, что для разрушения солидного чугунного блока или массивной дюралевой головки нужно приложить гораздо больше усилий, чем для разрыва тонкого болта, сделанного из высокопрочной легированной стали.

Какое усилие нужно прикладывать

Пороговое или предельное значение прочности ответственных деталей обычно даётся в паспортных данных двигателя. Там же приводятся значения максимальных усилий затяжки болтов крепления ГБЦ. Для выполнения затяжки с требуемым усилием служат специальные динамометрические ключи.

https://www.youtube.com/watch?v=1VQcvREvFgI\u0026pp=ygV40JfQsNGC0Y_QttC60LAg0LHQvtC70YLQvtCyINCz0L7Qu9C-0LLQutC4INCx0LvQvtC60LAg0YbQuNC70LjQvdC00YDQvtCyINC00LjQvdCw0LzQvtC80LXRgtGA0LjRh9C10YHQutC40Lwg0LrQu9GO0YfQvtC8

По способу регулирования и индикации динамометрические ключи делятся на следующие категории:

  • Нерегулируемые с постоянным моментом затяжки. Они применяются для затяжки ГБЦ на конвейерах при сборке двигателей. Их достоинства — высокая надёжность.
  • Регулируемые на предельный момент затяжки. Это так называемые трещотки с возможностью установки определённого момента затяжки. При достижении этого усилия трещотка срабатывает, и дальнейшее закручивание становится невозможным. Трещоточная насадка часто оснащается реверсом. В этом случае ей можно не только закручивать болты и гайки, но и откручивать их. Трещоткой комплектуются многие наборы головок.
  • Со шкалой и стрелкой. Таким ключом можно вести затяжку резьбовых соединений с разными усилиями. Главные условия: нужно много свободного места и возможность удобного наблюдения за шкалой. Входит в набор инструментов слесарей-мотористов.
  • Цифровая индикация в компактном приборе, измеряющем приложенное усилие. Очень точный, надёжный, удобный в работе инструмент. С его помощью можно затягивать болты крепления головки блока с точностью до сотых долей Нм непосредственно на двигателе автомобиля.
  • Комбинация выставляемого усилия затяжки с контролем по цифровой или стрелочной индикации. Такие ключи защищают резьбу от прикладывания чрезмерного усилия затяжки, одновременно позволяя контролировать величину момента с помощью прибора индикации.

Фотогалерея: виды динамометрических ключей

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Нерегулируемые динамометрические ключи используются на производстве Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Регулируемые трещоточные динамометрические ключи часто входят в состав профессиональных наборов для затяжки ГБЦ Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Стрелочные динамометрические ключи имеют шкалу и стрелку Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Циферблатные динамометрические ключи надёжны и удобны в работе Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Комбинированные динамометрические ключи позволяют контролировать усилие затяжки и не превышать его

Общие правила затяжки креплений головки блока

У головок разных моделей двигателей параметры порядка и момента затяжки ГБЦ сильно отличаются друг от друга. Но есть общий набор универсальных правил, которые подойдут ко всем типам моторов:

  1. Затяжка головки блока ведётся согласно схеме, разработанной производителем двигателя.
  2. Момент затяжки болтов крепления или гаек также определён производителем и отражён в инструкции по эксплуатации этого легкового автомобиля.
  3. Затяжка ведётся исправным и калиброванным динамометрическим ключом.
  4. Болты крепления или шпильки с гайками используются в идеальном состоянии без повреждения резьбы и тела болта или шпильки. Резьба должна быть чистой, без зазубрин и заусенцев.
  5. Свою специфику имеют болты для затяжки головки блока типа TTY. У них указывается не момент силы, а установочный градус. Нужные сведения содержатся в инструкции по эксплуатации силового агрегата.
  6. В глухих отверстиях в блоке под болты ничего не должно находиться. Маслом следует поливать резьбу болта, а заливать смазку в «слепое» гнездо не рекомендуется.
  7. Перед использованием болтов следует произвести контрольную проверку их состояния. Если при воздействии на болт моментом в 20 кГм момент текучести не достигается — его нужно менять. Причина — повышенная прочность. Если наблюдается, что момент затяжки начал уменьшаться при нагрузке — это сигнал о начале разрушения болта. Его обязательно нужно менять.
  8. Прокладку головки блока для замены нужно покупать только оригинальную, потому что она не даёт усадки.

Как сделать динамометрический ключ своими руками

Чтобы самостоятельно смастерить необходимый всем механикам инструмент, нужно знать его устройство. В принципе, конструкция динамометрического ключа проста. Это накидной ключ или четырёхгранник под головку с воротком, в который встроен динамометр.

Читайте также:  Кнопка на рычаге АКПП: назначение и функции

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключомДинамометрический ключ несложно сделать своими руками

Для работы вам понадобятся:

  • вороток;
  • ручной динамометр с пределом взвешивания 35–40 кг;
  • удлинитель;
  • таблица предельных усилий для затяжки крепления ГБЦ.

Усилие затяжки в таблице приводится в Нм (Ньютон-метрах), а динамометр измеряет вес в кг. Поэтому сначала нужно разобраться с числами.

Длина воротка постоянна. Её легко измерить. Если в таблице предельное усилие равно 30 Нм, а длина воротка равна 0,3 м, то усилие, показываемое динамометром, должно равняться 30 : 0,3 = 100 Н.

Один кг равняется 10 ньютон. Следовательно, прибор должен фиксировать усилие, равное 10 кг.

Чтобы сделать усилие меньше, нужно длину воротка увеличить. Для этого воспользоваться удлинителем. А дальше всё просто. На конце удлинителя сверлим дырку для верхнего крючка безмена. За нижний конец весов тянем до достижения нужного усилия.

Момент затяжки и порядок затяжки болтов ГБЦ

Разным моделям двигателей требуются различные усилия для затяжки головки блока. Имеются различия и в порядке затягивания болтов крепления. Все эти сведения указаны в паспорте двигателя. Ещё раз подчеркнём важность правильного выполнения затяжки и соблюдения величины её момента.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключомПорядок затяжки болтов крепления ГБЦ

Начинается затяжка крепления ГБЦ всегда со средних болтов. Это правило нужно соблюдать потому, что необходимо обеспечить наиболее плотное прилегание сопрягающих поверхностей.

Каждая ГБЦ клапанного двигателя должна быть установлена без перекосов и ненужного напряжения металла. Затяжка резьбовых соединений обязательно делается в несколько заходов.

Важно соблюдать постоянство усилия для каждого болта в каждом заходе.

Предельные крутящие моменты для болтов

Можно ли правильно затянуть резьбовые соединения ГБЦ без динамометрического ключа

Затягивать резьбовые соединения при отсутствии соответствующего оборудования категорически не стоит автолюбителям, которые решили самостоятельно поменять прокладку головки блока или притереть клапаны.

Динамометрическим ключом не всегда пользуются при затяжке опытные слесаря-ремонтники, которые способны почувствовать на практике предел прочности любого болта. Но такая способность приходит не сразу. Для этого нужно поработать динамометрическими ключами несколько лет.

Но даже специалисты с большим стажем болты крепления головки блока цилиндров на дорогих марках легковых автомобилей затягивают динамометрическим ключом, потому что эта операция напрямую влияет на долговечность работы силового агрегата.

В экстренной ситуации, когда нет возможности воспользоваться динамометрическим ключом, можно применить вариант с механическим или электронным кантором. В приведённом ниже видео опытный слесарь объясняет зрителям, как можно правильно затянуть головку блока цилиндров без ключа.

При этом стоит иметь в виду, что правильность выполнения работ стоит проверить с помощью угломера.

Видео: как проверить затяжку головки блока цилиндров

Затяжка болтов крепления ГБЦ на автомобилях с пробегом — дело ответственное, трудное, специфическое. Ответственное, потому что от правильной затяжки зависит нормальная и долговечная работа двигателя.

Трудное, поскольку эту работу выполнять не совсем удобно из-за тесноты и недостаточной обзорности.

Специфическое — потому что нужно болты подтягивать в несколько заходов, по определённой схеме, с помощью специального динамометрического инструмента.

Как правильно затягивать болты и гайки динамометрическим ключом?

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Денис Филин | 2022-09-19 15:40:13 +0300 19 сентября 2022

Ремонт техники в определенные моменты требует не только большой физической силы, но и грамотного расчета усилий. Если же переусердствовать, можно сорвать резьбу, сломать болт или гайку. Для контроля есть специальный инструмент – динамометрический ключ для автомобиля, которым сложно перетянуть узлы. Оригинальная модель перед продажей обязательно проходит калибровку и настройку, поэтому при грамотном ее использовании ошибки практически исключены.

Ключи динамометрические бывают стрелочные, цифровые и с регулировкой момента затяжки. Последние модели удобны тем, что оснащены трещоткой и при превышении усилия они просто начинают прощелкивать. Однако процедура затяжки ГБЦ и свечей у них отличается. Поговорим подробно об этом вопросе в данной статье.

С каким усилием затягиваются гбц и свечи?

Данная информация может отличаться в зависимости от типа двигателя и указывается в инструкции, ниже мы представим значения для мотора ВАЗ 21214:

  1. ГБЦ – затяжка проводится в три этапа. Сначала тянем с моментом 20,0 Н·м (2,0 кгс·м), затем с усилием 69,4-85,7 Н·м (7,1-8,7 кгс·м). Завершается процедура доворотом под углом в 90 градусов в два этапа, каждый болт в итоге прокручивается на 180 градусов.
  2. Свечи – затяжка проводится с моментом 20-30 Нм (2,0-3,0 кгс·м). Не на всех моделях есть нормальный доступ, поэтому при проведении таких работ удобнее использовать динамометрический ключ с трещоткой, поскольку он более компактный.

Затяжка ГБЦ динамометрическим ключом с трещоткой

Перед проведением процедуры нужно приготовить болты прокладки ГБЦ и настроить динамометрический ключ согласно инструкциям, выставив нужное усилие. Отметим, что предварительно устанавливается новая прокладка на двигатель, при необходимости шлифуется головка. Болты ГБЦ смачиваются моторным маслом, которому дают стечь в течение 30 минут.

Обратите внимание на последовательность затяжки болтов, которая может отличаться в зависимости от типа двигателя. Мы будем разбирать ее на примере модели ВАЗ 21214.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Приступаем к затяжке динамометрическим ключом:

  • сначала вкручиваем болты от руки до упора;
  • затем затягиваем предварительно с усилием 20,0 Н·м (2,0 кгс·м);
  • проводим дотяжку с моментом 69,4-85,7 Н·м (7,1-8,7 кгс·м);
  • доворачиваем на угол 90°;
  • проводим финальную протяжку на 90°.

Затяжка свечей регулируемым динамометрическим ключом

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

В данном случае работать проще:

  • настраиваем инструмент на усилие на 20-30 Нм (2,0-3,0 кгс м), у большинства моделей это минимальные значения;
  • сначала заворачиваем свечи рукой до упора, пока они не перестанут крутиться;
  • далее проводим дотяжку инструментом до момента появления щелчка, после чего надеваем колпачки на свечи.

Лучше выставить минимальное значение: так не будет перетяга, если шкала немного «врет». При длительной эксплуатации инструмента желательно периодически проводить его калибровку.

Затяжка болтов ГБЦ стрелочным динамометрическим ключом

Здесь все проще – инструмент оснащен стрелкой и шкалой, на которой и показывается усилие. Прежде чем приступать к работам, следует проверить на шкале положение стрелки, которая должна быть на отметке «0».

При повороте нужно контролировать значения и вовремя остановиться, чтобы не допустить перетяга. Недопустимы рывки и резкие движения, работать нужно плавно и размеренно.

Отзывов еще никто не оставлял

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Пневмогайковерт – полезный инструмент для гаражных работ. Наиболее практичны пневматические ударные модели, которые работают на давлении сжатого воздуха. У них…
Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Автомобили ВАЗ 2110 надежные, если вовремя и правильно их обслуживать. Особое внимание следует уделять колесам и непосредственно ступице, подшипник в…
Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Каждый мастер даже с минимальным опытом знает, что сорвать резьбу в алюминии проще всего: чуть превысил усилие, провернул и все…
Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Закисшие гайки – настоящая головная боль для каждого работника СТО. Порой с этими проблемами сталкиваются и автолюбители, обслуживая свои машины…
Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Замена масла всегда требует установки нового фильтра – это строгое правило, которого нужно придерживаться всегда. Перед процедурой мотор желательно прогреть,…
Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Ремонт техники в определенные моменты требует не только большой физической силы, но и грамотного расчета усилий. Если же переусердствовать, можно…
Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Для любых операций с резьбовыми соединениями с определенными моментами затяжки следует использовать динамометрический ключ. Он представляет собой сложный механизм, в…
Сегодня у нас наборчик 102 серии profi. Отличный набор для дома и для сервиса. Кейс сделан из пластика с ребрами…
Мы для тебя приготовили обзор большого набора из 146 предметов. Тут есть все для всех случаев жизни. Кейс сделан из…
Новинка от KING TONY. Этот набор девяносто шесть предметов в кейсе выполнен из пластика без петли с металлической окантовкой. Несмотря…
Сегодня мы с рассмотрим один из наборов серии profi. Перед нами набор 155 предметов МАСТАК 01-155C.
KING TONY снова радует нас в преддверии Чемпионата мира по футболу. Они подготовили особый набор, самый огромный набор KING TONY….

Читайте также:  Почему стартер щелкает, но не крутит

Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 8 клапанов и тонкости процесса

Полуторалитровый мотор ВАЗ 2114 8 клапанов был разработан на базе 21083. Основное его отличие от прототипа — применение распределенного впрыска вместо карбюратора. Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 8 клапанов не имеет особенностей по сравнению с другими моделями двигателей авто этой марки.

Развитие модельного ряда двигателей

На автомобиле ВАЗ 2114 устанавливались следующие модели моторов:

  • 2111 — 1.5 л, 8 клапанов;
  • 21114/21116 — 1.6 л, 8 клапанов;
  • 21124 — 1.6 л, 16 клапанов.

Все двигатели инжекторные. Последующие модели эволюционировали, увеличивая мощностные, и улучшая ходовые показатели. Это достигалось за счет изменения геометрии цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и увеличения количества клапанов.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключомДвигатель ВАЗ-21124.

Порядок и схема затяжки головки блока цилиндров (ГБЦ) для всех 8-клапанных версий одинаковы.

Когда необходимо производить затяжку головки блока цилиндров

Затяжка болтов ГБЦ нужна при любых работах, связанных с ее установкой — от замены прокладки головки блока до капитального ремонта силового агрегата.

Может возникнуть и ситуация, когда болты крепления головки нужно просто подтянуть: в процессе эксплуатации они немного растягиваются, прокладка уплотняется, сама прокладка головки блока меняет свою форму.

Обычное отклонение от прямолинейности поверхности головки блока цилиндров выражается выгнутостью вверх по центру (как говорят — головка стала «домиком»).

  • Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом
  • Чаще всего причиной подтяжки головки блока цилиндров является незначительное подтекание и отпотевание по прокладке, но какой нужен момент затяжки из инструкции не ясно.
  • Для работы понадобятся следующие инструменты:
  • набор головок;
  • набор рожково-накидных ключей;
  • набор отверток;
  • плоскогубцы;
  • динамометрический ключ;
  • мощный вороток с удлинителем и усиленной головкой под шестигранник 10 мм;
  • шпатель для очистки поверхностей, кордщетка, ветошь.

Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 8 клапанов

Просто подтянуть болты крепления головки, чтобы обеспечить заданный момент затяжки болтов головки блока цилиндров, не получится. Так можно поступить на классических моделях ВАЗ, но этот принцип затяжки болтов ГБЦ уходит в прошлое. Даже на Ниве Шевроле с двигателем ВАЗ-2123 (современной модификации ДВС старинных жигулей) метод окончательного обжатия установленным моментом не применим.

Болты головок блока цилиндров современных автомобилей на завершающих стадиях обжимаются поворотом ключа на определенный угол. Это обеспечивает равномерное растяжение болтов головки блока цилиндров и исключает погрешность замера момента при разном сопротивлении резьбы.

Затяжки болтов на двигателе 2111 1.5 л. 8 клапанов производится в определенной последовательности:

  • 1 этап — 20 нм. (2 кг.см.);
  • 2 этап — 69.4– 85.7 нм. (7.1–8.7 кг.см.);
  • 3 этап — доворот на 90°;
  • 4 этап — доворот на 90°.

Затяжку следует проводить только на холодном двигателе. Перед началом работ отключите аккумулятор и слейте охлаждающую жидкость.

Чтобы обеспечить нормальную затяжку головки блока цилиндров, необходимо раскрутить болты, лучше полностью. При этом стоит их вынуть и проверить состояние: случаются обрывы болтов при обтяжках, при этом болт может нормально закрутиться, а лопнуть уже при работе двигателя.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Выкручивать заломленный крепеж головки блока цилиндров — процесс трудоемкий. Перед извлечением основного крепежа раскрутите все соединения, ограничивающие перемещение головки: это приемная труба, ремень ГРМ, щиток со стороны привода ремня и прочее (на приемной трубе не обойтись без замены прокладки), затем снимите воздушный фильтр.

При обтяжке ГБЦ должна осаживаться без дополнительного сопротивления. Чтобы не сдвигать головку относительно блока можно слегка прихватить ее посередине, хотя бы одним болтом. Его можно осмотреть потом, прижав деталь в другом месте.

Если длина болта от нижнего торца его головки до конца не превышает 135,5 мм, его допустимо использовать повторно.

Если других дефектов визуально не обнаружено, смажьте резьбы тонким слоем масла (можно окунуть их в моторное масло и дать ему стечь в течении получаса при комнатной температуре).

Торцы шайб тоже промазываются: смазка способствует снижению силы трения. Установите крепеж на место.

Проверьте, нет ли жидкости в отверстиях под болты — она препятствует закручиванию и приводит к нарушению правильности затяжки.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Все указанные выше работы не лишние: они обеспечат правильный момент затяжки.

Правильная работа с динамометрическим ключом

Точность и удобство в использовании обеспечит ключ со щелчком — он предпочтительнее стрелочного. Но и у последнего есть преимущество: он позволяет увидеть, как меняется момент затяжки в зависимости от угла поворота и выявить дефектный болт.

Динамометрический ключ относится не к слесарным, а к измерительным инструментам. Не срывайте им старые прикипевшие болты.

Установите необходимый момент в соответствии с инструкцией. Динамометрический ключ имеет несколько шкал: величину момента можно настроить в килограммах на сантиметр, ньютонах на метр или фунтах на дюйм.

На ручке не забывайте фиксировать настройку стопорным винтом, чтобы не провернуть ее при работе. Придерживайте ключ левой рукой в районе оси вращения, чтобы затяжка шла без перекоса. Только вращение. Затягивайте плавно и равномерно. Желательно рукой примерно чувствовать усилие.

Очень редко, но динамометры тоже выходят из строя, и щелчок может раздастся слишком рано.

Теперь можно обжать головку блока в 4 этапа и собрать машину в обратной последовательности.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Кроме момента затяжки болтов головки блока цилиндров обращайте внимание и на моменты затяжки других резьбовых соединений (например, распределительного вала, если вам его тоже пришлось снимать).

К чему приводит неправильная затяжка болтов ГБЦ

Недожатая головка блока скорее всего приведет к подтеканию жидкостей из-под прокладки ГБЦ, возможно к их смешиванию, а как следствие — к ремонту.

Перетянутые болты задают повышенное начальное напряжение в теле головки, которое после прогрева (а тем более перегрева) возрастает катастрофически. В процессе работы двигателя головка может треснуть.

Последовательность, схема и момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 на 8-клапанном моторе 21114/21116 1.6 л. аналогичны описанным. На 16-клапанном 21124 другой диаметр стяжных болтов. Запросто поменять головку не получится, это уже вопрос тюнинга.

Правильная затяжка болтов ГБЦ

Время прочтения:

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) —  важный процесс, который определяет работу двигателя и автомобиля. А затяжка ГБЦ – это один из ключевых моментов общего ремонта узла. От качественной и правильной затяжки головки блока цилиндров зависит надежная, правильная и экономная работа мотора.

Читайте также:  Удаление сажевого фильтра: когда и почему удаляют сажевый фильтр

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

На что влияет затяжка головки блока цилиндров

Подобную работу (затяжку) делают, когда проводят обратный процесс по сборке мотора автомобиля. И то, насколько правильно, надежно и крепко затянуты болты головки блока цилиндров, может сильно повлиять на работу камеры сгорания, газораспределительного механизма и мотора в целом.

В случае, если головка блока цилиндров затянута неправильно, или не в той последовательности, или слабо, это может повлечь за собой пробитие прокладки, которая устанавливается между ГБЦ и блоком цилиндров.

После повреждения прокладки последствия трудно предсказать правильно. Чаще всего после такого вода из системы охлаждения попадает в моторное масло.

Получается эмульсия, которая намного хуже моторного масла смазывает детали двигателя, а потому мотор может быстро «заклинить».

Кроме попадания воды в моторное масло, может резко снизится мощность двигателя, резко возрасти звук мотора, и т.д. В любом случае – ничего хорошего после неправильной затяжки головки блока цилиндров не будет.

Чтобы с достаточным усилием затянуть болты головки блока цилиндров, обязательно пользуйтесь специальным инструментом, в данном случае это динамометрический ключ. У него есть специальная шкала, которая позволит определить усилие, с которым нужно делать затяжку болтов ГБЦ. Для каждого мотора существуют свои параметры затяжки, их узнаете из руководства по ремонту мотора данной машины.

Далее мы постараемся подробно объяснить и продемонстрировать на фото ключевые моменты, как правильно и надежно затянуть болты головки блока цилиндров, чтобы обеспечить надолго надежную и правильную работу двигателя  автомобиля.

Это интересно:  КОГДА АККУМУЛЯТОРУ НЕОБХОДИМ РЕМОНТ

Инструкция по затяжке болтов ГБЦ

Как уже упоминалось выше, для затяжки головки блока цилиндров пользуемся исключительно динамометрическим ключом.  Рожковым или накидным ключами невозможно затянуть ГБЦ с нужным усилием, даже если воспользоваться дополнительными  инструментами, ломиком или трубой.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Находящийся возле ручки динамометр показывает, какое усилие было применено при затяжке, а это требование должно быть выполнено точно. Допускается небольшое отклонение от требований, порядка 0,5 кг/м.

После того как взяли динамометрический ключ, запомните второе требование – порядок затяжки болтов (гаек) головки блока цилиндров. Порядок представляет собой определенную схему, которую нужно неукоснительно выполнять.

Первыми затягиваются центральные гайки (болты), а потом постепенно переходим к краю ГБЦ.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Существует несколько схем затяжки головки, и все они правильные. Главное — соблюдать «железное» правило: затягивать болты (гайки) парами от центра к краям. И не старайтесь сразу затягивать полностью, так можно перекосить головку.

Затяжку проводите в три этапа: сначала болты (гайки) слегка подтяните, потом сильно подтяните, а затем окончательно сильно затяните. Для первой затяжки динамометр ключа  выставите в положение 3 кг/м, дальше-больше. Промежуточная затяжка должна быть «озвучена» характерным потрескиванием.

Этот звук означает, что гайка (болт) дотянут правильно. Опытные слесари рекомендуют  делать затяжку болтов (гаек по диагонали).

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

После этого окончательно затяните ГБЦ, и мотор можно эксплуатировать. Динамометрический ключ выставляется в максимальное положение, которого требует руководство по ремонту данного автомобиля.

Важно! После щелчков, при окончательной затяжке, тянуть болты (гайки) дальше нельзя! Это приведёт к срыву резьбы.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

После затяжки головки блока цилиндров  дайте ей «отстояться». Чтобы не терять зря время, можно пока прикрутить коллектора, и другое снятое при разборке оборудование, натянуть цепь и т.д.  Подождав 30-40 минут,  сделайте контрольную затяжку.

Это интересно:  Способы ремонта торпеды автомобиля своими руками

Дело в том, что прокладка, которая ставится между головкой блока цилиндров и самим блоком двигателя, имеет свойство «усаживаться», т. е заполнять неровности и канавки, которые есть на поверхностях ГБЦ и блока, хотя невооруженным глазом они не заметны. Если контрольную затяжку проигнорировать, то в скором будущем прокладку «продавит», и ремонт двигателя придется повторить.

И еще! После небольшого пробега на отремонтированном двигателе (не более 100 км), следует еще раз подтянуть болты (гайки ГБЦ), это нужно обязательно сделать, потому что «на горячую», т. е прогреется, прокладка может еще раз «усесться».

Вот и все инструкции, которые помогут автолюбителю самостоятельно затянуть головку блока цилиндров автомобиля. Главное — не перепутать последовательность затяжки и не допускать рывков при работе динамометрического ключа.

Если следовать нашим советам, то затяжка головки блока цилиндров автомобиля пройдет быстро, сэкономит вам деньги (не придется обращаться на СТО) и обеспечит долгую и надежную работу двигателя автомобиля.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Что делать, если машина глохнет на холостом ходу (холостых оборотах)?
  • Руководство по замене направляющих втулок клапанов своими руками
  • Притирка клапанов своими руками

Видео: Затяжка ГБЦ

>

  • Код ошибки Р0171 — слишком «бедная смесь»
  • Аккумулятор для ноутбука lenovo

Затяжка ГБЦ динамометрическим ключом. Как затянуть головку блока цилиндров

Правильная затяжка головки блока цилиндров обеспечивает необходимую герметичность камеры сгорания после ремонта двигателя. Для того, чтобы правильно затянуть болты ГБЦ, необходимо знать порядок и момент их затяжки, а также использовать специальный инструмент.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Стоит понимать, что для каждого двигателя существует свой определенный момент и последовательность затяжки болтов головки. Как правило, порядок работ и усилия крутящего момента указываются в книге по техническому ремонту конкретного автомобиля.

Помимо соблюдения моментов и последовательности затяжки, болты необходимо устанавливать с определённым углом (градусом). Поэтому, перед выполнением ремонтных работ, необходимо обязательно ознакомиться с инструкцией по обслуживанию и ремонту конкретного двигателя.

Если не соблюдать указанные производителем инструкции и рекомендации, то ДВС быстро выйдет из строя, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт мотора.

Необходимый инструмент правильной затяжки головки блока (ГБЦ):

Варианты угломеров

В каталоге AIST представлены стрелочные, электронные и щелчковые динамометрические ключи. В зависимости от размера соединения и необходимого крутящего момента используют ключи с присоединительным квадратом: 1/4, 3/8 и 1/2. Ниже расположена подборка инструмента, подходящего для затягивания головки блока.

Затягиваем ГБЦ динамометрическим ключом

Рассмотрим затяжку болтов головки блока цилиндров для двигателей FORD 1.4/1.6 R4 Duratec 16 клапанов.

Общие рекомендации:

  • Необходимо очистить посадочные места болтов от масла или от ОЖ, которые могли попасть в эти резьбовые отверстия;
  • Необходимо использовать только новую прокладку;
  • Перед установкой новых болтов необходимо смазать их моторным маслом;
  • Затяжку производить в строгом порядке, как указано на картинке и только на холодном двигателе.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Как затянуть ГБЦ динамометрическим ключом?

Производить затяжку новых болтов необходимо в порядке, как указано на картинке, и в три этапа:

  • На первом этапе болты закручиваются динамометрическим ключом с крутящим моментом 15 Н/м или 1,5 кгс/м;
  • На втором подходе болты затягиваются с моментом 30 Н/м или 3,0 кгс/м;
  • Третий этап подразумевает доворот болтов ГБЦ на угол 90 градусов с помощью специального угломера.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

В машине для большинства резьбовых соединений указаны определенные моменты затяжки, поэтому динамометрический ключ для автомобиля является обязательным инструментом в процессе ремонта. Максимальную точность передачи крутящего момента обеспечивают цифровые динамометрические ключи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector