От автомобилистов часто можно услышать, как они крутят двигатель до отсечки или же их силовой агрегат упирается в отсечку. В основном подобное происходит, когда возникает необходимость или желание разогнать транспортное средство до максимальных скоростей, либо же когда стрелка от тахометра входит в красную зону на различных скоростях.
Важно понимать, что отсечка вовсе не является поломкой или сбоем в работе мотора. Это достаточно полезная функция, заложенная в автомобиль инженерами. Фактически с её помощью удаётся дополнительно защищать силовой агрегат от чрезмерных нагрузок, и обеспечивать его работу в оптимальных и безопасных режимах.
Если говорить простым языком, когда двигатель достигает своих пиковых показателей нагрузки, происходит отсечка. Она не даёт двигателю раскручиваться ещё больше, поскольку мотор и так перегружен. В такие моменты водители ощущают, как силовой агрегат не тянет, работает с рывками, в тяге наблюдаются паузы.
Что это и как работает
Как уже удалось выяснить, отсечкой называют специальную, заложенную ещё инженерами-конструкторами, защиту для двигателя, которая ограничивает максимальную частоту вращения коленвала. Из-за этого водитель имеет возможность поднимать обороты исключительно до предусмотренной штатной отсечки, но не выше. Это помогает сохранить мотор и уберечь его от экстремальных перегрузок.
То есть отсечка двигателя является сугубо защитной функцией, а не какой-то неполадкой, сбоем или нарушением в работе ДВС.
Теперь интересно узнать, как работает эта отсечка для двигателя. В случае с современными инжекторными двигателями всё выглядит примерно следующим образом. Когда при эксплуатации двигатель достигает заданного ещё при производстве предела, электронный управляющий блок отключает или блокирует топливоподачу в рабочие цилиндры, что способствует снижению частоты вращения вала.
Уже понимая, что значит отсечка и зачем она нужна в работе двигателя, стоит поговорить о некоторых не менее важных параметрах. Есть несколько характеристик, применимых к мотору, которые определяют величину значений пиковой нагрузки, активирующей отсечку. Здесь учитывают:
Стоит отдельно рассмотреть существующие разновидности отсечек, которые отличаются между собой по принципу действия, но преследуют одинаковую цель. Это сохранение целостности двигателя и его отдельных компонентов.
Скорость
Существует отсечка, которая срабатывает при достижении определённых максимальных скоростей. С помощью такой функции автопроизводители ограничивают максимальную скорость своих автомобилей. Обычно отсечку по максималке используют совместно с отсечками, которые реагируют на обороты двигателей.
В случае отсечки по скорости она используется для того, чтобы машина не могла разгоняться сильнее определённых заданных параметров. А отсечка по оборотам уже непосредственно защищает сам двигатель при передвижении на разных скоростях и передачах.
Если на автомобиле предусмотрен ограничитель по скорости, то при достижении максимального значения электронный блок также отключает подачу горючего в рабочие цилиндры.
Это не даёт возможности автомобилю разгоняться дальше.
Как только автотранспортное средство начинает ехать в пределах установленного лимита, то есть стрелка спидометра опускается ниже пиковой отметки, ЭБУ снова подаёт команду, и подача топлива возобновляется.
На деле это выглядит так. Машина разгоняется до 250 километров в час, что является наиболее распространённым пиковым значением для большинства современных автомобилей с достаточно мощными двигателями. В этот момент активируется отсечка.
Водитель попросту не может набирать скорость дальше, поскольку топливо не поступает в цилиндры. Когда скорость условно падает на 5-15 километров в час, ЭБУ включает топливоподачу, и автомобилист вновь может набирать скорость.
Но стоит ему опять достичь пикового значения, блок опять отключает подачу горючего.
https://www.youtube.com/watch?v=kuB-WYWrj_I\u0026pp=ygU70J7RgtGB0LXRh9C60LAg0LTQstC40LPQsNGC0LXQu9GPOiDRh9GC0L4g0Y3RgtC-INGC0LDQutC-0LU%3D
Такая система придумана для того, чтобы водитель не может ехать на своем автомобиле быстрее, нежели это предусмотрено отсечкой.
Некоторых автовладельцев не устраивает тот факт, что скорость его машины искусственным путём ограничивается. Отсечку по скорости также часто называют электронным браслетом.
Фактически это программный код, который вносится в управляющий электронный блок.
Чтобы снять эти искусственные ограничения, электронный мозг двигателя перепрошивают, избавляются от лимитатора, что позволяет автомобилю выходить за пределы отсечки. Насколько в этом есть необходимость, сказать сложно.
Штрафы за превышение скорости, предусмотренные законом
Турбина
Существует и другой тип отсечки. Она реагирует на давление отработавшего газа в турбокомпрессоре, а также на скорость вращения турбонагнетателя. Как вы понимаете, такая отсечка применяется только на турбированных двигателях.
Причём подобное решение считается более эффективным, нежели просто отсечка по оборотам вала.
Тут дело в том, что обороты самого коленчатого вала могут ещё не достигать пиковых максимальных значений, то есть они не угрожают целостности двигателя.
Но эти же показатели становятся критичными для турбонагнетателя. Работа под такими нагрузками может спровоцировать серьёзные негативные последствия и привести к поломке турбины. А это достаточно дорогостоящий элемент турбомотора, который требуется беречь.
Отсечка на турбодвигателях позволяет несколько ограничивать скорость вращения турбонагнетателя, что способствует обеспечению дополнительной защиты от разрушения элемента.
Коленчатый вал
Самым распространённым и активно применяемым вариантом отсечки считается лимитатор, который берёт за основу частоту вращения коленчатого вала. То есть здесь речь идёт о контроле оборотов двигателя. Здесь отсечка имеет определённые лимиты, выше которых она не даёт валу подниматься.
Не только иномарки оснащаются подобными лимитаторами по оборотам силовой установки. Многие даже не знали и не догадывались, но и отечественные автомобили также комплектуются с завода отсечками.
Та же Лада Калина (Lada Kalina) срабатывает на 6500 оборотах в минуту.
Это примерно такое же значение предела оборотов, как предусмотрено для корейских популярных в России автомобилей Hyundai Solaris и Kia Rio.
Значение в 6500 оборотов в минуту, при которых в дело вступает лимитатор (отсечка), стало неким устоявшимся стандартом, носящий скорее условный характер.
То есть он не является одинаковым и обязательным для всех, но на стандартных двигателях с относительно небольшими показателями мощности и крутящего момента именно отсечка на 6500 оборотах в минуту оказывается наиболее приемлемой и подходящей.
При этом существует широкий перечень автомобильных двигателей, где производителями предусматриваются совершенно другие параметры оборотов для срабатывания отсечки.
Просто есть силовые агрегаты, которые изначально позиционируются как высокооборотистные, из-за чего в стандартном режиме работы их коленчатый вал вращается со скоростью около 7-8 тысяч оборотов за минуту.
И ставить здесь лимит на отметке в 6,5 тысяч оборотов в минуту не совсем правильно и корректно.
В случае со спортивными автомобилями, гиперкарами и прочими сверхмощными автотранспортными средствами с высокопроизводительными моторами, отсечка располагается на ещё более высоких значениях.
Активация отсечки всегда происходит после подачи соответствующей команды со стороны управляющего электронного блока. Он не даёт автомобилю возможность дальше продолжать набирать обороты, если коленчатый вал уже достиг своего предельного, хоть и искусственно заданного, значения.
Автопроизводители стараются устанавливать отсечку на таком уровне, при котором двигатель крутится до 95-100% от своих максимальных значений рабочих оборотов. Инженеры стараются оставлять около 5% в качестве запаса и перестраховки от предельных значений оборотов, при которых двигатель способен работать без потерь и серьёзного ущерба для себя.
https://www.youtube.com/watch?v=kuB-WYWrj_I\u0026pp=YAHIAQE%3D
К примеру, если на силовом агрегате предусмотрено стандартное ограничение на 6,5 тысячах оборотов, то в действительности такой двигатель может крутиться примерно до 7 тысяч оборотов, но не находясь при этом на своих пиковых нагрузках, способствующих разрушению, быстрому износу и возникновению поломок. Такой запас позволяет создать оптимальные условия функционирования, продлить срок службы силового агрегата.
Предел по оборотам, при котором будет срабатывать отсечка, легко определить самостоятельно. Для этого достаточно просто взглянуть на приборную панель. А если быть точнее, то на свой тахометр. Черта, откуда белая полоса меняется на красную, и является тем самым пределом.
Когда водитель доводит обороты до красной линии тахометра, активируется отсечка, ЭБУ подаёт сигнал и подача топлива в цилиндры прекращается.
Как только стрелка тахометра опустится в белую зону, и значения оборо тов коленчатого вала будут соответствовать значениям, прописанным в памяти ЭБУ, горючее снова начнёт поступать в рабочие цилиндры.
Полезные советы
Стоит отметить, что современные автомобили активно оснащаются различными лимитаторами. Причём довольно часто можно встретить сразу несколько разных отсечек на двигателе, использующихся одновременно. Это касается форсированных и мощных атмосферных и турбированных моторов.
От отсечки оборотов двигателя объективно больше пользы, нежели вреда. Назвать ограничитель каким-то недостатком сложно, поскольку фактически он не ограничивает мощность или динамику автотранспортного средства. Но зато позволяет сохранить мотор в целостности, предотвратить преждевременный износ и защитить от возникновения серьёзных поломок, обусловленных перегрузкой.
Многих интересует, можно ли крутить свой двигатель, доходя до отсечки, и не пострадает ли от этого сам движок. Делать это разрешается. Причём здесь речь не идёт о каких-то угрозах повреждения силовой установки. Просто не выходите за красную линию на тахометре.
В частой эксплуатации автомобиля на высоких оборотах, когда стрелка тахометра постоянно находится в красной зоне, ничего хорошего действительно нет. Это способствует сокращению ресурса мотора и возникновению тех или иных неисправностей, вызванных чрезмерными нагрузками на ДВС.
Но суть в том, что доводить обороты до красной зоны нет никакой необходимости. От этого мощность или максимальная скорость не увеличиваются, а только уменьшаются. Инженерами было задумано так, что двигатель выходит на свою максимальную мощность именно при определённых и достаточно высоких оборотах коленвала.
Это около 90-97% до момента срабатывания отсечки. Допустим, на машине стоит лимитатор по оборотам на стандартной отметке в 6,5 тысяч оборотов в минуту. Это означает, что максимальной мощности своего мотора вам удастся достичь примерно на 6-6,3 тысячах оборотов.
То есть вы ещё не дошли до отсечки, но при этом приблизились к ней на небольшое расстояние.
Стоит вам выйти за пределы отсечки, и мощность сразу же упадёт, набор скорости прекратится, поскольку в цилиндры уже не поступает топливо. Вы лишь напрасно будете пытаться выдавить педаль газа, разрушая сам педальный узел и провоцируя дополнительные неприятности своими совершенно ненужными и неоправданными действиями.
Если хотите получить максимум эффективности от своего двигателя, ощутить его производительность, держите обороты недалеко от отсечки, но не переходите эту грань. Работа мотора в таком режиме совершенно безопасная, нет никаких рисков повреждения или чрезмерного износа от перегрузки. Сейчас двигатель работает в оптимальном режиме, под который он изначально был адаптирован конструкторами.
При проведении тюнинга двигателя предельные значения отсечки иногда смещают в сторону увеличения, чтобы повысить отдачу двигателя. Иногда лимитатор отключается полностью, что даёт доступ к полной мощности и максимальной скорости, на которую способен автомобиль.
Блоки, где можно сдвинуть отсечку, теоретически дают прирост мощности и повышают максимальную скорость. Но подобный тюнинг увеличивает нагрузку на двигатель, который начинает быстрее изнашиваться и выходить из строя.
Чтобы отключать отсечку или сдвигать её, требуется специально подготовленный автомобиль, в конструкции двигателя которого используются прочные, износоустойчивые и надёжные компоненты, способные выдержать повышенные нагрузки.
В противном случае вы лишь навредите мотору, спровоцируете существенное сокращение его ресурса.
Что же касается обычных двигателей, то отключать на них лимитаторы настоятельно не рекомендуется. Если сделать это и крутить двигатель выше установленных конструкторами предельных значений, поломки начнут возникать крайне быстро.
Максимально можно извлечь те самые 5% запаса. Ведь зачастую отсечка срабатывает при 95% от своих максимальных рабочих оборотов. 5% нужны сугубо для перестраховки.
Такое смещение отсечки действительно происходит без существенных рисков, поскольку тогда значения всё равно не выходят за свой лимит.
А вот пытаться вывести отсечку на более чем 5% настоятельно не рекомендуется. Это приведёт к непредсказуемым, но наверняка негативным последствиям.
https://www.youtube.com/watch?v=ZMYwyiGZ7ds\u0026pp=ygU70J7RgtGB0LXRh9C60LAg0LTQstC40LPQsNGC0LXQu9GPOiDRh9GC0L4g0Y3RgtC-INGC0LDQutC-0LU%3D
Напоследок стоит дать один простой совет всем тем, кто любит эксплуатировать автомобиль на высоких оборотах. Подобные условия приводят к повышенному расходу не только топлива, но и масла.
Потому тут важно постоянно следить за количеством смазочной жидкости в двигателе, по мере необходимости подливать её и своевременно менять. Такая эксплуатация уменьшает срок службы масла, плюс предъявляет повышенные требования к его качеству.
При высоких постоянных оборотах крайне важно применять высококачественные смазочные материалы, чтобы минимизировать износ элементов двигателя и защитить его от возможных серьёзных поломок.
Что такое отсечка оборотов мотора в современных автомобилях?
avtopribambas.com
Часто от автомобилистов можно услышать, что «двигатель упирается в отсечку» или «отсечка мотора сработала». Что такое отсечка и для чего она необходима?
В современных автомобилях отсечка представляет собой функцию, которая призвана обеспечить защиту двигателя от небезопасного режима работы и слишком большой нагрузки. Ее принцип работы заключен в прекращении подачи топлива в цилиндры в момент, когда достигаются критические показатели работы силового агрегата.
Стоит понимать, что отсечка не представляет собой сбой в работе двигателя или неисправность. Это довольно полезная функция, которая позволят сохранять оптимальные уровень нагрузки и безопасность при эксплуатации автомобиля.
www.drive2.ru
Говоря простым языком, в момент, когда нагрузка на двигатель достигает максимальных показателей, срабатывает защита. Мотор в результате раскручивается меньше, а водитель во время срабатывания отсечки может чувствовать, что агрегат будто «не тянет», появляются паузы в тяге и рывки.
За счет установки в транспортном средстве такой системы безопасности, обороты увеличиваются только до предусмотренного уровня. Все это уберегает от возможных поломок из-за повышенной нагрузки.
www.drive2.ru
Существует несколько типов отсечки. Все они различаются по принципу работы, но цель у них одна, как мы уже говорили, уберечь агрегат от повышенной нагрузки. Среди них выделяют:
- отсечки, которые активируется при достижении определенного уровня скорости. Когда автомобиль разгоняется до максимально разрешенных показателей, срабатывает отсечка, и процесс набора скорости прекращается;
- на турбированных двигателях может стоять тип отсечки, которая реагирует на скорость оборотов турбонагнетателя или на уровень давления в турбокомпрессоре;
- самый распространенный тип контролирует вращение и не позволяет коленвалу подниматься выше установленного лимита.
К слову, постоянная эксплуатация авто на высоких оборотах настоятельно не рекомендуется. Это приводит к повышенному износу важных узлов, а также большому расходу топлива и моторного масла.
При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU
Виктория Рафальсон #двигатель
Все тест-драйвы
Отсечка на мотоцикле. Для чего ограничение оборотов
Отсечка… сегмент тахометра в багровых тонах, который так и манит одних, но пугает самим фактом существования других. Можно ли крутить мотор до отсечки, если хочешь, чтобы он служил верой и правдой? Что случится, если всё-таки пришлось это сделать? И зачем вообще нужна отсечка?
Отсечка, или ограничение скорости вращения двигателя
Отсечка, или ограничение скорости вращения двигателя, существует ровно по тем же причинам, по которым нужно ограничивать скорость движения на дорогах: чтоб не случилось чего-нибудь нехорошего.
На дороге превышение установленного предела скорости движения приводит к сложностям с ориентированием, рассеянию внимания и невозможности вовремя среагировать на возникшую опасность, не говоря уж о светофорах.
Слишком большая скорость вращения мотора тоже может привести к аварии, и ещё вопрос, какой вариант хуже.
Движущиеся в возвратно-поступательном направлении части двигателя обладают массой, а следовательно — инерцией и моментом инерции, что означает, что они сопротивляются изменению скорости и направления движения.
И чем выше скорость вращения двигателя, тем сильнее поршень пытается сорваться с поршневого пальца, а шатун — отстыковаться от коленвала.
И в какой-то момент (то есть, на какой-то скорости вращения) у них это обязательно получится: накопленная усталость металла приведёт к его деформации и разрушению, и мотор превратится в тыкву.
Тем, кто видел двигатель изнутри, сложно представить, что такая прочная и солидная вещь, как шатун, может изогнуться или порваться под влиянием инерции, но это пока не задумаешься о том, на каких скоростях это всё работает.
Возьмите, например, Honda CBR600RR: в районе отсечки, то есть на скорости вращения 15500об/мин, поршни её мотора движутся со скоростью около 120км/ч, причём достигая её с полной остановки в начале такта за 0,002 секунды — к середине хода поршня, то есть, примерно за 4,3 сантиметра. А затем, ближе к концу такта, поршень тоже останавливается примерно за то же время.
Такие без преувеличения мгновенные ускорения-торможения возлагают на поршни перегрузки свыше 1700 G, так что меняя направление движения в начале и конце такта, поршень массой больше 120 граммов имеет вес (с учётом перегрузок) свыше 200 килограммов — на уровне полного веса мотоцикла. Теперь, наверное, понятнее, насколько важно не превышать допустимых нагрузок, дабы избежать разрушения ДВС.
Разумеется, компоненты кривошипно-шатунного механизма двигателя имеют максимально лёгкую и прочную конструкцию, что помогает им выдерживать как можно бОльшие обороты, но есть в моторе и другие узлы, в которых инерция играет не менее важную (и неприятную) роль — а именно, газораспределительный механизм (ГРМ).
В четырёхтактных моторах клапана, обычно расположенные в головке цилиндра, управляют поступлением смеси бензина и воздуха в камеру сгорания и удалением отработанной смеси (выхлопных газов) из неё.
Клапана открываются нажатием кулачков распределительного вала на специальные рычаги или безрычажные толкатели, а возвращаются в закрытое состояние они обычно при помощи пружины (или нескольких пружин).
Благодаря упругости пружины, клапан в своём движении повторяет контур кулачка распредвала: открывается, когда на толкатель нажимает его широкая часть, и закрывается, когда на кулачок на толкатель не давит.
Но если двигатель вращается достаточно быстро, момент инерции компонентов газораспределительного механизма — клапанов, толкателей, стаканов и так далее, может быть слишком велик, и силы, растягивающая сжатую пружину, может быть недостаточно для того, чтобы преодолеть эту инерцию. В этом случае клапан будет двигаться, не повторяя профиль кулачка распредвала.
Этот эффект называется зависанием (или залипанием) клапанов, и это плохо, потому что если клапан остаётся открытым достаточно долго — он может встретиться с днищем поршня, поднимающегося к головке, а это грозит загибанием штока клапанов. Так что зависание клапанов — ещё одна причина, по которой моторы имеют отсечку.
В некоторых вариантах конструкции четырёхтактных моторов, например, у Ducati с десмодромным приводом клапанов, клапана возвращаются в закрытое состояние не пружинами, а специальными рокерами (рычагами-толкателями). В этих моторах зависание клапанов невозможно. В двухтактных же двигателях клапанов вообще нет (верней, есть, но они находятся далеко от камеры сгорания).
Тем не менее, и моторы Ducati, и двухтактные коптилки тоже имеют отсечку — просто потому, что их поршни и шатуны никуда не делись, и на них воздействуют ровно такие же силы, что и в обычных четырёхтактных моторах.
Почему обороты отсечки так отличаются на разных мотоциклах?
Вот, собственно, поэтому у любого двигателя, двух- или четырёхтактного, с десмодромным или традиционным приводом клапанов, есть отсечка. Но почему обороты отсечки так отличаются на разных мотоциклах? Например, у Harley Street Glide отсечка наступает на 5500об/мин, а CBR, упомянутая ранее, свободно крутится до 15 тысяч и выше.
Дело в том, что у разных двигателей очень различается конструкция привода клапанов.
У Honda CBR — так называемый верхневальный двигатель: в нём распределительные валы находятся в головке блока цилиндров, максимально близко к клапанам, и приводят их напрямую.
В ГРМ такого мотора задействовано слишком много элементов, поэтому вес и инерция движущихся частей ГРМ позволяют безопасно реализовать достаточно большую скорость вращения коленвала.
А у Harley — более архаичная конструкция ГРМ, при этом в ней больше подвижных частей: толкатели, штанги, коромысла, плюс сами клапана и пружины. Отсюда — намного более тяжёлый привод клапанов, ограничивающий возможности мотора крутиться быстро.
А есть ещё скорость движения поршня, пропорциональная его ходу. Чем длиннее ход поршня, тем выше его пиковая скорость на тех или иных оборотах. Так, на отсечке поршень Street Glide развивает до 102км/ч — не сильно меньше, чем у CBR на 15 тысячах. Вот почему у спортбайков двигатели короткоходные — они могут крутиться выше, производя больше мощности.
Есть и другие факторы, влияющие на максимальную скорость вращения мотора — конструкция впуска и выпуска, скорость сгорания смеси, но в первую очередь максимальную безопасную скорость вращения определяет всё же конструкция КШМ и ГРМ.
Что пришлось докрутить мотор до отсечки?
В общем, если так вышло, что вам пришлось докрутить мотор до отсечки — не волнуйтесь.
У большинства моторов при достижении потенциально опасных оборотов отсекается искра или прекращается подача топлива, то есть повредить двигатель, просто раскрутив его до максимума, не получится — разумеется, производитель закладывает и некоторый запас на всякий случай.
Тем не менее, механизм отсечки — это способ сохранить ресурс мотора, а не развлекательная фишка, чтобы пошуметь на светофоре — некоторые моторы без нагрузки (на нейтральной передаче или выжатом сцеплении) крутятся чуть легче и выше, чем под нагрузкой, и это может повредить им в определённых обстоятельствах.
В общем, если от эффективного обгона зависит ваша безопасность — крутите смело, но не балуйтесь лишний раз!
Отсечка оборотов двигателя: для чего это нужно
19.04.2022
Реклама наших партнеров
Начнем с того, что среди автолюбителей можно часто услышать такие выражения, как «крутить двигатель до отсечки», «мотор уперся в отсечку», «сработала отсечка двигателя» и т.п.
https://www.youtube.com/watch?v=ZMYwyiGZ7ds\u0026pp=YAHIAQE%3D
Как правило, речь о такой ситуации заходит в тех случаях, когда возникла необходимость разогнать автомобиль до максимальной скорости или когда стрелка тахометра доходит до «красной зоны» на разных передачах. Итак, давайте рассмотрим, что же такое указанная отсечка.
Сразу отметим, отсечка двигателя не является какой-либо неисправностью или сбоем в работе ДВС. Данное решение представляет собой полезную функцию, которая изначально заложена конструкторами ТС. Главной задачей отсечки является защита двигателя от запредельных нагрузок и работы силового агрегата в небезопасных режимах.
Если просто, при достижении пиковых нагрузок обычно происходит так называемая отсечка оборотов двигателя, то есть мотор не может дальше раскручиваться. Водитель во время отсечки ощущает, что мотор резко перестает тянуть, сам агрегат начинает работать «рывками», тяга дозируется с явными паузами.
Другими словами, максимально возможная частота вращения коленчатого вала при полностью или частично выжатой педали газа на том или ином ДВС штатно ограничена, то есть водитель может поднять обороты до отсечки и не выше. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.
Что такое отсечка двигателя: для чего нужна и как это работает
Как уже было сказано, отсечка двигателя выполняет защитную функцию. Схема работы данного решения на современных ДВС с инжектором, следующая: когда в процессе использования мотора достигается предел по заранее заданным значениям, электронный блок управления двигателем блокирует подачу горючего в цилиндры, тем самым понижая частоту вращения коленчатого вала.
Что касается самих значений, отсечка двигателя срабатывает с учетом следующих параметров:
- скорость движения ТС;
- обороты коленчатого вала;
- давление отработавших газов в ДВС с турбокомпрессором.
Срабатывание отсечки с учетом скорости (ограничение максимальной скорости) является решением, которое обычно используется в комплексе с отсечкой по оборотам. В первом случае отсечка нужна для того, чтобы автомобиль не разгонялся выше определенного порога, тогда как во втором речь идет о защите самого мотора при езде на разных передачах.
Срабатывание отсечки по скорости происходит так, что после достижения «максималки» ЭБУ отключает подачу горючего в цилиндры. Возобновление подачи топлива происходит после того, как скорость ТС снижается до нужного показателя.
На практике, если машину разогнать до 250 км/ч, тогда сработает отсечка, при снижении скорости до условных 240 км/ч блок управления снова подаст топливо, однако при наборе скорости до 250 км/ч снова сработает программная отсечка двигателя. Получается, быстрее скорости отсечки автомобиль попросту не поедет.
Отсечка на основании давления отработавших газов в турбокомпрессоре и скорости вращения турбины присутствует на турбомоторах. Дело в том, что, если даже обороты коленвала еще не достигли критических показателей для самого ДВС, однако для турбины последствия уже могут быть серьезными и вывести из строя дорогостоящий элемент.
Простыми словами, после того как турбокомпрессор раскрутился до, в среднем, 110-115 тыс. об/мин. и больше, необходимо ограничить поток и давление выхлопных газов, чтобы турбина не разрушилась. Сделать это можно отсечкой двигателя.
Что касается отсечки по частоте вращения коленчатого вала (по оборотам двигателя), такой вариант наиболее распространен и используется повсеместно. Большинство двигателей на иномарках и отечественных авто имеют указанную схему защиты.
Например, стоковый бензиновый двигатель как на Kia Rio или Hyundai Solaris, так и на отечественной ВАЗ Калина имеет отсечку, которая срабатывает на отметке в 6.5 тыс. об/мин. Это условный сформировавшийся стандарт для многих моторов.
При этом существует много агрегатов, у которых другие обороты отсечки. Двигатели автомобилей, которые стандартно «крутятся» выше (до 7-7.5 или даже 8 тыс. об/мин), уже считаются высокооборотистыми.
На спортивных авто и этот показатель далеко не предельный.
Отсечка оборотов происходит по команде блока управления и препятствует дальнейшему набору оборотов. Как правило, указанная отсечка предполагает, что защита срабатывает в том случае, когда двигатель раскручивается до 95 или 100% максимально возможных рабочих оборотов.
Если сказать иначе, конструкторы оставляют 5-7% запаса от максимальных оборотов, на которых конкретный тип ДВС работает без значительной потери ресурса или разрушения. Например, если отсечка срабатывает на 6.5 тыс. об/мин, то максимальными оборотами для такого мотора можно считать почти 7 тыс. оборотов в минуту, при этом ДВС будет работать без поломок.
Обороты отсечки на тахометре выделены хорошо известной красной зоной. После достижения таких оборотов происходит срабатывание отсечки, когда ЭБУ выполняет отключение подачи горючего в цилиндры. Дальнейшее возобновление подачи топлива произойдет тогда, когда обороты снизятся до того предела, который прописан в памяти блока управления.
Советы и рекомендации
Отметим, что на многих видах автомобилей используется сразу несколько типов отсечки двигателя, причем одновременно. Как правило, речь идет о ТС, которые оснащены высокофорсированными атмосферными и турбированными ДВС.
Хотя постоянная езда на высоких оборотах сокращает ресурс ДВС по причине значительных нагрузок, раскручивать двигатель до отсечки можно, причем без риска повреждения мотора. Как правило, на многих агрегатах выход двигателя на максимальную мощность достигается именно тогда, когда обороты поднимаются в диапазоне 90-95% и более до срабатывания отсечки.
Что касается тюнинга двигателя и доработок, обороты отсечки часто сдвигают для получения максимальной отдачи от ДВС. Встречается и такая схема, когда защитную функцию полностью отключают программно. В результате становится доступна полная мощность агрегата, автомобиль можно разогнать до больших скоростей и т.п.
Так называемые тюнинговые и спортивные блоки управления позволяют отодвигать обороты отсечки. При этом важно понимать, что нештатные нагрузки на мотор могут привести к его ускоренному износу или даже быстрому выходу из строя. Обычно отсечку сдвигают или отключают на специально подготовленных авто, в двигателе которых установлены более прочные детали.
Если же говорить о ресурсе обычного двигателя, отключение отсечки вполне можно считать причиной быстрой поломки силового агрегата.
По этой причине максимум, на который можно рассчитывать после таких манипуляций, это те самые 5% запаса. В этом случае можно сдвинуть обороты без значительного риска.
В остальных ситуациях без дополнительных изменений конструкции мотора отодвигать отсечку более чем на 5% крайне не рекомендуется.
Напоследок отметим, что привычка крутить мотор до высоких оборотов означает, что в двигателе закономерно произойдет увеличение расхода масла.
По этой причине необходимо правильно подбирать смазочный материал и постоянно следить за его уровнем.
В противном случае эксплуатация машины в режимах максимальных нагрузок и высоких оборотов может обернуться значительным износом двигателя или его серьезной поломкой.
Источник: krutimotor.ru
Реклама наших партнеров
Что такое отсечка двигателя на машине?
Профессиональные автомобилисты, которые любят ездить на высоких скоростях, точно знают, что такое заглохание и как оно происходит.
Это явление является физическим явлением, обычно возникающим в результате максимальной скорости двигателя и возникающим в переходный момент.
Обычно встречаются также фразы «включите двигатель в отсечку», «двигатель уперся в отсечку» и т д. Давайте подробнее рассмотрим, что такое отсечка и что значит включить ее в отсечку.
Что такое отсечка двигателя, для чего нужна и как это работает
Новички в авторемонте могут подумать, что это баг или какой-то баг. Нет, можно только поставить двигатель в полностью рабочее состояние. Этот процесс следует воспринимать не как поломку, а как испытание на износ. Глохание двигателя заложено в конструкции силового агрегата и является вполне нормальным состоянием.
Основная задача, которую решает отсечка, — защита двигателя от повреждений в результате сильного износа и высоких оборотов. Это особенно важно для двигателей мотоциклов, где они уже работают на сверхвысоких скоростях.
Отсечка – это режим, заложенный конструкторами в блок управления двигателем, при котором двигатель машины, достигнув максимальной номинальной скорости, дальше не крутится. При этом нормативная маржа все равно сохраняется.
Это ограничение было введено специально для защиты механизмов двигателя при максимальной нагрузке. Именно благодаря ей гонщики могут соревноваться друг с другом за кубок чемпионата.
Что такое остановка двигателя на практике? На самом деле, любой, кто сидит в машине во время вождения, может это почувствовать.
При заглохании силового агрегата мотоцикла или автомобиля двигатель резко перестает тянуть и начинает работать рывками. Происходит падение мощности и ухудшение динамики.
Отсечка оборотов снижает мощность и в конце концов останавливается. После охлаждения силовой агрегат снова готов к нормальной работе.
Скорость
Чтобы понять, что такое отсечка на автомобиле, достаточно самостоятельно раскрутить двигатель до максимальных оборотов и ощутить процесс физически. Отсечка оборотов двигателя напрямую влияет на частоту вращения коленчатого вала. При достижении предельного значения частоты блок управления блокирует подачу топлива, тем самым снижая скорость и скорость автомобиля соответственно.
Турбина
Отключение двигателя не является поломкой, но может привести к ней.
Обратите внимание: Компьютерная диагностика: что это такое и как часто нужно делать.
Поскольку двигатель автомобиля работает на максимальной частоте, происходит ускоренный износ всех его активных компонентов. Турбина выйдет из строя быстрее. Об этом должен знать каждый, кто собирается экспериментировать с запредельными скоростями в машине. В момент отсечки оборотов турбина резко отключается, чтобы не доводить ее до аварийного состояния. Это защита, предназначенная для предотвращения поломок, но при частых таких режимах в скором времени потребуется замена функционального блока. Отключение приводит к перегреву, и то с последующими обстоятельствами.
Коленчатый вал
Производители урезают обороты двигателя, рассчитанные таким образом, чтобы коленвал не превышал максимально допустимые обороты. Это связано со сложностью конструкции запчасти, что может привести к разрушению и, как следствие, аварийным ситуациям.
Если пользователь решит поиграть с отсечкой, увеличить ее, то не за горами плачевные последствия. В дизелях результатом слишком высокой отсечки является пробитая головка с отверстием в корпусе.
Чем больше двигатель, тем опаснее последствия сразу после достижения максимальной скорости.
Что такое отсечка на мотоцикле
Отвечая на вопрос, что такое отсечка на мотоцикле, так же, как и на автомобиле. Суть не меняется. Это процесс, при котором коленчатый вал достигает максимальной скорости вращения.
Производитель устанавливает максимальную планку на уровне 5% от оборотов, при длительной эксплуатации она может выйти из строя.
Увеличив всего на 1%, можно значительно увеличить скорость вращения, но и риск повреждения ДВС тоже значительно возрастает.
Это важно знать. В момент максимальной скорости вращения вала вес поршня увеличивается в 10 и 100 раз за счет центробежной силы. Чугун в таких режимах едва выдерживает, не говоря уже об алюминии.
Можно ли ездить в отсечку
Регулярно и даже редко без необходимости остановки двигателя не рекомендуется. Это опасное состояние, когда силовой агрегат работает в режиме перегрузки.
Внутри большое давление, повышенная температура из-за плохой смазки, масло буквально превращается в воду без каких-либо смазывающих свойств.
Ехать до отсечки опасно и не эффективно, так как при ее достижении резко падает мощность, а вместе с ней и скорость автомобиля.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Что такое отсечка двигателя на машине?.
Отсечка двигателя: что это такое, как снять по скорости и оборотам
Отсечка двигателя — что это такое и как работает? В недалёком прошлом термин «отсечка двигателя» на практике означала прекращение подачи топлива в цилиндры при отпускании педали газа. Синонимом понятия также являлось «торможение двигателем», т.е.
эксплуатационный режим, когда при подъезде, например к светофору, имело смысл сэкономить на износе тормозных колодок.
Ситуация, когда до отметки остановки достаточно свободного места и времени, водитель отпускает педаль газа и оставляет включённой передачу показала, что транспортное средство в этом случае очень эффективно затормаживается.
В настоящее время это словосочетание чаще звучит как «отсечка оборотов двигателя», и уже приобрело совершенно другой смысл. Суть и цель заключается в том, чтобы воспрепятствовать ДВС достичь таких оборотов, при которых движок пойдет вразнос, т.е. начать саморазрушаться.
При этих частотах вращения коленвала есть возможность получить максимальное значение мощности мотора, и, соответственно, высокую скорость движения автомобиля. Необходимость в этом возникает при скоростном стиле вождения, соревнованиях гоночного типа, резком старте или обгоне.
Логично, что возникают вопросы как снять отсечку по скорости и что для этого необходимо.
Практически всеми мировыми автопроизводителями, в том числе и отечественными, отсечка тахометра автомобиля используется как средство продления жизненного цикла деталей ДВС. Визуальным признаком, что она есть, является наличие «красной зоны оборотов» у тахометра на щитке приборов машины. Как правило, отметка критических частот вращения начинается с уровня 6000-6500 об/мин.
Как почувствовать в реальных условиях?
Чтобы понять на практике, что такое отсечка двигателя на машине и как она работает, необходимо войти в режим максимальной нагрузки.
Для этого необходимо увеличить максимальную скорость движения автомобиля на повышенной передаче, либо при включенной нейтральной утопить в пол педаль газа.
Сначала стрелка тахометра пойдёт вверх, но как только она достигнет зоны «красной шкалы», то сразу же отклонится в сторону меньших значений. При этом рёв от выхлопной системы снизится или совсем пропадёт — так проявляется звук отсечки двигателя.
В современном мире ограничение оборотов двигателя снять позволяет чип-тюнинг-процедура, повышающая мощностные и динамические характеристики транспортного средства. Основными средствами, тюнингующие мотор, являются:
- Установка электронных блоков управления на ДВС с характеристиками, отличающимися от заводских и направленных на получение высоких мощностных показателей без изменения рабочего объёма блока цилиндров.
- Снятие ограничений по отсечке двигателя и другим показателям в заводской программе электронного блока управления.
- «Заливка прошивкой» блока управления взамен установленной автопроизводителем.
Последствия
Отключение ограничений приносит как положительные, так и отрицательные последствия.
Положительные:
- Улучшается динамика автомобиля, появляется возможность увеличения максимальной скорости движения транспортного средства.
- Маневренность в городских условиях выходит на высокий уровень.
- Самооценка и удовлетворённость водителя от автомобиля с улучшенными характеристиками возрастает.
Отрицательные:
- Возрастает нагрузка на детали ДВС, прежде всего на цилиндро-поршневую группу, вследствие чего повышается их износ и уменьшается срок службы.
- Как правило повышается расход топлива.
- Возможно увеличение расхода моторного масла из-за износа стенок цилиндров движка.
- Возрастают расходы на эксплуатацию, так как, как правило, приходится использовать моторное масло с другими характеристиками или сокращать пробег между очередной заменой масла в моторе.
- Возможен перегрев ДВС.
Но если Вы не специалист широкого профиля, то доверить разбираться с причинами отсечки оборотов, а также с тем, как отключить ее для двигателя авто, лучше всего профессионалам.