Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Аккумуляторная батарея — сравнительно недолговечное изделие, подлежащее замене после определенного пробега. Продлить срок службы помогает контроль уровня электролита, его плотности, уровня заряда.

Без применения особых инструментов можно контролировать только уровень электролита, чтобы проверить остальное, лучше обратиться к специалистам или обращать внимание на косвенные показатели работы электрооборудования.

Как должно быть в норме?

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

В основе работы аккумулятора чаще всего лежат окислительно-восстановительные реакции, происходящие между свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты. При разрядке электроны серной кислоты связываются с атомами пористого свинца, при зарядке свинец высвобождается обратно, количество ионов в растворе кислоты повышается и плотность электролита увеличивается.

Соотношение дистилированной воды и серной кислоты в автомобильном АКБ подбирается для наиболее оптимального прохождения процессов заряда — разряда. Наилучшая плотность должна составлять 1.27 г/см3. У разряженного аккумулятора плотность значительно ниже — зимой батарея даже может замерзнуть, если будет сильно разряжена. Но в целом плотность колеблется вокруг значения в 1,27 г/см3 .

При работе внутри АКБ плотность и уровень электролита оказываются взаимосвязаны. Меньше объём электролита — выше плотность, и наоборот. Если регулярно не проверять уровень электролита, то он может стать ниже уровня свинцовых пластин.

Важно! Эксплуатация батареи с оголенными свинцовыми пластинами приведет к необратимой поломке.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Причины изменения объёма жидкости

Из-за особенностей работы аккумулятора со временем уровень и плотность электролита снижается. Это происходит практически всегда, даже в необслуживаемых батареях. В большинстве случаев со временем плотность повышается, ведь серная кислота не подвержена испарению или гидролизу, в отличие от воды. По сути, изменяется уровень воды в электролите.

Происходит это по следующим причинам:

  1. Вытекание через трещины в корпусе. Диагностика проста — если место, где стояла батарея, залито электролитом или есть подтеки, значит корпус поврежден. В таком случае плотность обычно не меняется, если запаять или заклеить трещину, то возможно дальше использовать АКБ.  Но чаще предпочитают заменить батарею.Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать
  2. Вытекание при переворачивании. В крышке батареи есть отверстия для выхода паров воды и газов и пробки для проверки уровня и плотности электролита. Через них может пролиться некоторое количество электролита. Такое происходит при демонтаже АКБ или при поездках по жёсткому бездорожью. Плотность при этом не должна изменяться.
  3. Естественное испарение воды. Интенсивное испарение происходит, если эксплуатировать батарею при высоких температурах — в жару летом или если аккумулятор находится близко от нагревающихся частей двигателя. Из электролита испаряется только вода и плотность в такой ситуации неизбежно повышается.
  4. Гидролиз воды. Если заряжать батарею сильными токами, или при перезаряде часть энергии расходуется на гидролиз воды. Это разложение на газообразные водород и кислород — в банках аккумулятора наблюдается «бульканье» или даже кипение. Плотность буде повышаться, так как гидролиз разлагает воду а кислота останется нетронутой.Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Важно! Измерять плотность и уровень нужно только после полной зарядки.

Низкий уровень отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках батареи — концентрированная кислота легко разъедает свинец и его соли оседают на пластинах и дне, сульфатируя АКБ и замыкая банки. Чтобы продлить срок службы батареи, нужно периодически контролировать плотность и уровень электролита.

Это интересно:  Как поменять аккумулятор на iPhone 5S и других «пятерках»?

Как проверить?

Правильно обслужить аккумулятор своими руками не сложно, для этого не требуется дорогостоящих приспособлений. Проверка уровня электролита — простая и незамысловатая процедура, но и тут есть свои нюансы.

Следуйте рекомендациям по проверке:

  • Снимаем батарею с автомобиля. Лучше, если это произойдет через 2-3 часа после длительной поездки — аккумулятор должен быть заряжен.
  • Пытаемся посмотреть уровень на просвет — это хорошо видно на светлых  корпусах, либо по прозрачной вставке в пластиковом корпусе батареи.Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать
  • Откручиваем пробки банок. Они иногда спрятаны под защитной пластинкой или наклейкой. Потребуется широкая плоская отвертка, использовать подручные средства нельзя — сорвутся грани, дальнейший доступ будет затруднен.
  • Электролит виден визуально — светим внутрь отверстия фонариком, видим жидкость, на некоторых батареях, под пробками находятся специальные «язычки», которые должны быть погружены в электролит, и показывают его необходимый уровень. Если электролит не видно — используем инструментальные методы.
  • Для проверки потребуется стеклянная или пластиковая трубочка (идеально подходит прозрачный корпус шариковой ручки). Вставляем ее в отверстие и упираем в пластины. Закрываем пальцем верхний конец трубочки, поднимаем. Воздушный колокол не даст электролиту вылиться из трубки — уровень виден сразу. После измерения обязательно выливаем электролит обратно в банку, трубочку промываем в проточной воде.

Внимание! Брызги кислоты могут повредить кожу, слизистые, поверхность глаза! Используйте защитные очки, респиратор, резиновые перчатки. При поражении органов или разбрызгивании электролита его можно нейтрализовать слабым раствором пищевой соды. Если под рукой соды нет — любой содовой газировкой.

При обращении с аккумуляторами нельзя допускать резких движений, бросков, толчков. Следует производить все работы осторожно и правильно подобранным инструментом.

Видео о проверке уровня электролита

Наглядная инструкция.

Как определить в необслуживаемом АКБ?

Статус необслуживаемых батарей носят несколько типов — гелевые, стекловолоконные и с крышкой-лабиринтом. Обслужить можно только последний, просверлив в крышке отверстия для доступа в банку. Если на наклейке есть буквы GEL или AGM, вмешательство в работу батареи может привести к ее выходу из строя.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

После вмешательства работа крышки-лабиринта будет нарушена, и аккумулятор становится обычным. После проверки уровня отверстия затыкаются подходящими по размеру пластиковыми пробками. При сверлении отверстий нельзя допускать попадания стружки внутрь банки. О том как сделать это правильно можно прочесть

Проводить обслуживание высокотехнологичных батарей без видимой причины нельзя — только если есть нарекания в работе и все равно придется покупать новую — только в этом случае можно вскрывать герметичные банки.

Что делать если уровень низкий

Если уровень оказался незначительно ниже, можно просто долить дистилированной воды до уровня и поставить батарею на дозарядку. Не стоит доливать питьевую или минеральную воду — это значительно снизит долговечность аккумулятора.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

В зависимости от показаний ареометра, нужно добавить дистиллированную воду, обычный аккумуляторный электролит или концентрированный электролит, доводя плотность до 1.27 мг/см3.

Плотность и уровень во всех банках должна быть одинаковая, этот показатель крайне важен для работы АКБ.

Заключение

Как видно уровень электролита влияет на эффективную работу батареи. «Перелитый» или «пустой» аккумулятор значительно слабее крутят стартер, плохо воспринимают зарядку, самостоятельно разряжаются во время стоянок.

Его контроль помогает понять состояние батареи, продлить её срок службы и избежать внезапных поломок.

Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе автомобиля: сколько должно быть мм выше пластин, как проверить, как определить,

Аккумулятор – это автономный химический источник питания. Он характеризуется такими параметрами, как ёмкость, тип и напряжение. Состоит из свинцовых пластин (решётки), электролита, сепараторов и корпуса. Напряжение вырабатывается в результате электрохимической реакции – взаимодействия оксида свинца и реагента.

Для сохранения батареи в рабочем состоянии на время гарантийного срока рекомендуется периодически следить за её показателями и своевременно обслуживать. Подробнее как это делать читайте в этой статье.

Например, батарея с жидким электролитом (WET) визуально осматривается на целостность и чистоту корпуса, у нее проверяется уровень электролита в аккумуляторе автомобиля и его плотность.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьДоливка дисциллята в аккумулятор.

Рассмотрим, какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе. 12 вольтовая батарея объединяет шесть двух вольтовых аккумуляторов расположенных в раздельных секциях. Каждая секция работает независимо от других и обладает своими характеристиками. Они объединены в один общий герметичный, неразборный, ударопрочный, полипропиленовый корпус. Он заполнен электролитом с плотностью 1,23÷ 1,27 грамм на сантиметр кубический. Плотность (кислотность) зависит от величины заряда и температуры.

Масса AKБ зависит от величины ёмкости, производителя и складывается из веса следующих элементов:

  • пластикового корпуса;
  • электролитической жидкости;
  • пластин.

Например, сколько должно быть электролита в батарее 6ст – 60 Ач, если она весит 16 кг. При типоразмере 242х175х190 мм объём составляет до 8 литров, из них 80% занимают пластины.

Остаётся примерно 2,2 л для раствора. 6ст – 55 Ач весит 15 кг, из них раствор – 2,4 л.

У аккумуляторов с ёмкостью 75Ah размеры электродов (геометрические), вместимость и вес больше, а объём электролита вырастет до 4 литров.

https://www.youtube.com/watch?v=DM9hkmwbOVM\u0026pp=ygWVAdCj0YDQvtCy0LXQvdGMINGN0LvQtdC60YLRgNC-0LvQuNGC0LAg0LIg0LDQutC60YPQvNGD0LvRj9GC0L7RgNC1INCw0LLRgtC-0LzQvtCx0LjQu9GPOiDQutCw0Log0L_RgNC-0LLQtdGA0LjRgtGMINC4INC-0YLQutC-0YDRgNC10LrRgtC40YDQvtCy0LDRgtGM

Производители рекомендуют поддерживать уровень выше пластин на 12÷15 мм и периодически контролировать его. Следует заметить, что вес, указанный на этикетке, это вес сухой батареи (без электролита). Реальный вес будет больше на 20÷30%.

Нормальная эксплуатация аккумулятора это регулярный контроль концентрации и уровня электролита.

Читайте также:  Как самому заменить воздушный фильтр двигателя

Способы проверки уровня

Количество и насыщенность в каждой секции не должны различаться между собой – это необходимо для стабильной работы и равномерного износа батареи. При разряде из электролита расходуется только кислота и падает плотность, а при заряде она повышается.

У раствора электролита есть два показателя:

Раствор элетролита состоит из 35% серной кислоты (H2SO4) плотностью 1,84 г/см³ и 65 % дистиллированной воды (H2O). Подробно о том, как измеряют плотность электролита читайте в этой статье.

Ёмкость постоянно уменьшается и зависит от:

  • тока;
  • температуры;
  • площади активной поверхности пластин.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьВстроенный индикатор контроля за плотностью и уровнем.

Для эффективной работы батареи раствор должен их полностью покрывать, чтобы во время крена, резкого ускорения и торможения автомобиля они не оголялись. Плюс должно остаться место для выделяемых газов, чтобы не создавалось чрезмерное давление.

На автомобилях используются такие типы аккумуляторов, как:

В батареях AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое непосредствено соприкасается с пластинами.

В GEL батареях используется электролит в виде геля. В этих батареях нет необходимости проводить проверку уровня электролита в аккумуляторе, его хватает на весь срок работы.

Продаются батареи и сухозаряженные без электролита. Электролит приобретается отдельно объёмом до 5 литров. Есть комплект из 6 бутылочек соединённых между собой. Их горлышки совпадают с заливными отверстиями. Заливка происходит одновременно во все секции. После заливки их необходимо зарядить и проверить характеристики.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьЗаливка электролита в сухозаряженный аккумулятор.

Электролитический раствор во время хранения и эксплуатации изменяет объём. Вне зависимости от ёмкости заполнение раствором должно быть на 10÷15 мм выше электродов. Если заполнили ниже указанного уровня, а плотность выше нормы, то добавьте дистиллят.

Чтобы подольше поддерживать характеристики батареи, необходимо периодически и обязательно перед сменой сезона (с летнего на зимний) замерить плотность и объём раствора. Корректировка плотности жидкости в аккумуляторе и контроль её количества – это доступная и незатратная процедура.

Соблюдайте правила и рекомендации по безопасности при обслуживании аккумулятора. Электролит это агрессивная жидкость. Проверять батарею необходимо при выключенном моторе.

При попадании или разбрызгивании электролита на кожу ослабить его можно раствором пищевой соды или любой содовой газировкой.

Сначала надо определить причины снижения характеристик батареи и принять меры для их устранения.

Наиболее частые причины:

  • разряженная батарея;
  • неисправность цепи зарядки;
  • испарение при зарядке;
  • электролиз (перезаряд);
  • механические – неплотно завёрнутые пробки;
  • агрессивная езда;
  • сульфатация или осыпание, короткое замыкание в пластинах.

Плотность и высота над пластинами измеряется после полной зарядки. Значение плотности говорит о степени заряженности батареи.

Контроль параметров производится визуально и по встроенным индикаторам батареи:

  • визуальный осмотр – раствор должен доставать до пластмассового язычка;
  • по встроенному индикатору-ареометру;
  • по меткам на корпусе MIN и MAX;
  • прозрачной трубочкой, колбой ареометра;
  • щупом из плотной бумаги.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьСпособы контроля уровня.

Чем старше батарея, тем:

  • сильнее разрушаются пластины;
  • быстрее темнеет электролит;
  • уменьшается плотность и ёмкость.

Для молодых батарей, если оголились пластины, доливается только дистиллят. Различия в объёме и плотности (≥0,01 г/см³) в банках говорят о том, что процессы идут неодинаково и они находятся в разных состояниях. Для выравнивания нужно выполнить уравнительный заряд.

Специалисты рекомендуют каждый раз при открытии капота машины осматривать аккумулятор и проверять надёжность клемм.

Порядок действий при осмотре:

  1. Перед проверкой батарея устанавливается на горизонтальную ровную поверхность.
  2. Корпус очищается от грязи.
  3. Откручиваются пробки.
  4. На некоторых аккумуляторных батареях пробки заливных отверстий прикрыты планкой. Её надо аккуратно снять.
  5. Визуально оценивается прозрачность раствора. Хороший электролит прозрачный. Со временем он темнеет. Если он тёмный (коричневый), это означает, что батарея изношена или повреждена. Процесс оживления не имеет смысла.
  6. У батарей с прозрачным корпусом есть две метки – min и max. Нормальный уровень должен находиться между ними.
  7. В некоторых акб есть снизу заливного отверстия юбка полукруглой формы. Поверхность электролита должна соприкасаться с язычком юбки или превышать его до 5 мм.
  8. При проверке уровня можно использовать подручные инструменты. Например, прозрачную трубку, корпус от шариковой ручки или колбу ареометра. Для этого трубка опускается до касания с пластинами, закрывается пальцем верхнее отверстие и затем вынимается. Жидкость в ней покажет высоту раствора над пластинами.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьПринцип работы индикатора с одним и двумя шариками.

Встраиваемый в одну из средних ячеек глазок — индикатор, отображает примерное состояние тремя цветами. Он имитирует ареометр. Применяются глазки с одним или двумя шариками. В зависимости от состояния раствора шарики (поплавок) меняют свои положения.

Так индикатор с одним зелёным шариком отображает цвета:

  • зелёный – ёмкость не менее 60 ÷ 80%;
  • чёрный – низкий заряд (необходима подзарядка);
  • светлый – низкий уровень.

С двумя шариками – зелёным и красным:

  • зелёный – ёмкость в пределах нормы;
  • светлый – низкий заряд;
  • красный – пониженный объём.

Надо помнить, что средние секции изнашиваются меньше, чем крайние.

Если индикатор не реагирует на заряд-разряд, значит, поплавок просто залип или создалась газовая пробка. Для устранения дефекта можно попробовать его встряхнуть.

Что делать если уровень слишком низкий

Количество раствора уменьшается в большей степени из-за естественного испарения, гидролиза и в меньшей от процесса сульфатации, при котором на пластинах увеличивается концентрация кристаллов сульфата свинца. Фактически проверяется уровень дистиллированной воды в батарее с жидким электролитом. При снижении объёма уменьшается ёмкость и ток (повышается внутреннее сопротивление).

После каждого добавления дистиллята требуется подзарядить батарею и измерить её плотность. Она должна быть равна 1,25 ÷ 1,27 г/см3. За время зарядки уровень немного повышается, это надо учитывать при доливке дистиллята.

https://www.youtube.com/watch?v=DM9hkmwbOVM\u0026pp=YAHIAQE%3D

Понижение объёма возможно от неисправности в цепи зарядки автомобиля, и аккумулятор будет находиться в режиме недозаряда или перезаряда. Нормальное напряжение при средних оборотах равно 13.5 ÷ 14.7 вольт. Если уровень ниже только в одной из секций, это предвестник выхода из строя  всего аккумулятора.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Если в одной из ячеек после зарядки плотность не поднялась до необходимой  высоты, можно предположить, что это результат сульфатации или осыпания пластин. Концентрация электролита уменьшается за счёт оседания кристаллов серы на пластинах, значит, понадобится тренировочный цикл заряд-разряд. Простая доливка электролита здесь не поможет.

Небольшое испарение воды это естественный процесс при нормальной зарядке. При заряде повышенном током происходит кипение электролита и электролиз, что вызывает ускоренный износ пластин и быстрое понижение объёма.

Агрессивная езда по бездорожью вызывает резкое колебание раствора и оголение пластин.

Что при этом происходит:

  • потеря количества электролита;
  • разбрызгивание;
  • вытекание через дренажные отверстия;
  • на поверхности создаётся проводящая плёнка.

Как результат, появляется большой саморазряд.

В случае если уровень стал выше, следует тщательно проверить батарею. Например, могли осыпаться пластины. Повышенный объём может привести к раздутию корпуса от скопления газов. Чтобы добавить или убрать лишний раствор (дистиллят) можно использовать:

  • ареометр;
  • резиновую грушу;
  • шприц.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Для герметичной батареи, у которой нет пробок, в случае сомнений в её работоспособности можно проверить покрытие пластин и плотность через проделанные отверстия. Для этого их можно высверлить над секциями сверлом диаметром 3÷5 мм. После проверки и заливки отверстия необходимо плотно закрыть (запаять, заклеить).

При пониженном уровне и повышенной плотности заливайте дистиллят. Она не должна содержать мельчайшие примеси и включения.Если значение стало 1,27-1,29 г/см 3, значит, проблема была в её потере. Когда вы уверены, что раствор вытек, добавьте электролит.

Инструкция по проверке электролита в аккумуляторе

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

АКБ автомобиля

В любом автомобиле есть элемент, обеспечивающий все узлы автомобиля электричеством – аккумулятор. Не стоит забывать, что за ним нужно следить, и соблюдать правила эксплуатации. Одним из главных элементов автомобильной батареи является электролит.

Уменьшение плотности или уровня электролита может привести АКБ в негодность или к быстрому разряду, что в свою очередь не позволит завести двигатель автомобиля. Как проверить уровень электролита и его плотность?

Электролит

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Электролит в АКБ закончился

От электролита в аккумуляторе зависит практически любой процесс – это жидкость, в которой протекают все химические процессы аккумулятора, и вырабатывается электричество. Состоит он из смеси кислоты и дистиллированной воды (приблизительное соотношение 35% к 65%).

Прежде всего, необходимо соблюдать уровень раствора внутри аккумулятора:

  • Если уровень ниже нормы, то это приведёт к оголению пластин батареи и осыпанию пластин аккумулятора.
  • Когда уровень выше — это тоже плохо. В летнее время, это может быть не очень заметно, но зимой, из-за повышенного уровня электролит может замёрзнуть, и не просто замёрзнуть, а полностью «разорвать» корпус АКБ.

Можно сделать логичный вывод, что соблюдать оптимальный уровень электролита в автомобильном аккумуляторе – прямая необходимость.

Читайте также:  Пинается АКПП: причины толчков и рывков автоматической коробки передач

Проверка уровня

В домашних условиях можно проверить уровень электролита двумя способами:

  1. Если корпус батареи прозрачный, то
    Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

    Проверка уровня электролита в АКБ

    проблем с определением уровня не возникнет – на корпусе есть отметки о минимальном и максимальном значении жидкости, внутри банок, на которые необходимо будет ориентироваться. Если корпус аккумулятора – непрозрачный, то подойдёт второй способ.

  2. Проверка происходит пластиковой или стеклянной трубкой, диаметром от 3 до 6 мм. Откручивается пробка банки, и опускается трубка, до момента соприкосновения с пластинами. Необходимо измерить, на сколько миллиметров опустилась трубка. Нормой считается 12 мм. Это действие проводится для каждой банки батареи.

Если уровень выше максимального, то необходимо изъять лишнее. Делается это специальным шприцем – с помощью него можно доливать и откачивать электролит и воду.

Проверить электролит в необслуживаемом аккумуляторе (например, Varta E23 12V 70AH) можно, используя специальные отметки, предусмотренные производителем. Иногда дополнительно используется индикатор заряда (не на всех АКБ).

Как проверить уровень электролита можно увидеть на видео.

Плотность

Проверить плотность электролита в аккумуляторе достаточно просто. Необходимо иметь только специальный прибор – ареометр (советует большинство автолюбителей и экспертов) или денсиметр. Из-за большей распространённости будет рассмотрен способ замера ареометром.

Обслуживаемые

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Добавление дистиллированной воды

Для проведения измерений обслуживаемого АКБ понадобится: груша (для откачивания электролита), ареометр, колба, дистиллированная вода и электролит (на случай, если придётся повышать или понижать плотность).

Процесс замера осуществляется по пунктам:

  1. Откачать грушей часть электролита из банки (количество, необходимое для измерения).
  2. Поместить раствор в специально подготовленную колбу.
  3. Поставить ареометр в колбу. Значение, которое он покажет – плотность электролита в банке аккумулятора.

После этого кислота из колбы перемещается обратно в АКБ (если значение соответствует норме) колба промывается, и пункты 1,2,3 повторяются для каждой банки, поочерёдно.

Важно: проверить плотность электролита ареометром несложно, но необходимо соблюдать технику безопасности, и производить все действия только в защитных очках и перчатках.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Проверка ареометром

Нормальное значение плотности – 1.27 г/см3 (для регионов с холодным климатом – 1.29г/см3) Разница между банками может составлять не более 0.1 г/см3.Если показатели отклоняются от нормы, то необходимо «подогнать» плотность до нужного уровня. Для этого понадобятся электролит и дистиллированная вода.

Для повышения плотности нужно сделать следующее:

  1. Выкачать как можно больше раствора из банки, и поместить его в колбу (чтобы высчитать количество выкачанного раствора).
  2. Долить электролит в банку (объём должен быть равен половине, от изъятого).
  3. Закрыть банку, и покачать/потрясти АКБ для смешивания раствора.
  4. Провести замер, и если показатели не соответствуют норме – повторить первые три пункта.
  5. Когда показатели будут оптимальными – разницу долить дистиллированной водой.

Есть и другие способы повышения плотности, но вышеописанный – один из самых простых.

Чтобы снизить плотность необходимо добавить дистиллированную воду, подождать, пока раствор смешается, и снова провести замер. Повторять эту процедуру нужно, пока не будут достигнуты нужные показатели.

Необслуживаемые

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Необслуживаемый АКБ

Для измерения плотности в батареях необслуживаемого типа, можно использовать небольшой «глазок», который необходимо выкрутить, чтобы произвести замер. Но правильно и точно определить плотность не получится – таким способом, можно узнать только плотность электролита в одной банке.

Нужно отметить, что не на всех АКБ есть такие «глазки». Изначально, для необслуживаемых аккумуляторов (Варта и др.) не предусмотрены какие-либо действия с электролитом – поэтому и отсутствует доступ к банкам обыкновенными методами.

Итог можно подвести следующий: являясь владельцем обслуживаемого или необслуживаемого аккумулятора необходимо помнить, что за состоянием батареи необходимо следить, а за электролитом – в первую очередь. Ведь от электролита зависит: заведётся ли машина, и будет ли авто обеспечено электричеством или нет.

Проверка уровня электролита в АКБ автомобиля

Любой автомобиль нуждается в обслуживании. Пусть он только сошёл с конвейера или редко используется. В обслуживании, например, нуждается аккумулятор.

С ним могут возникать различные неприятности, к примеру, снижаться или повышаться уровень электролита. Это вещество состоит из особой кислоты и воды.

Последний компонент может испаряться, что будет вызывать снижение уровня электролита. А это чревато возникновением серьёзных проблем с АКБ.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьМетодика проверки уровня электролита в аккумуляторе.

Сколько электролита должно быть в АКБ

Не только уровень электролита в автомобильном аккумуляторе играет значение, но и его плотность. Изменение плотности осуществляется за счёт посторонних примесей, которые различным образом могут попадать внутрь батареи. Сейчас нас больше интересует количество электролита в аккумуляторе.

Этот показатель напрямую зависит от ёмкости батареи. В зависимости от производителя количество электролита может отличаться. Эти разбежки несущественные, но всё же они присутствуют и их нужно учитывать. Мы рассмотрим вместимость аккумуляторов на 55, 60, 62, 65, 75, 90 и 190 Ампер в час.

В качестве средних показателей можем привести следующие данные:

  • на ёмкость 55 А/ч приходится 2,5 литра, разбежка может составлять 100 граммов в большую или меньшую сторону;
  • для аккумулятора ёмкостью 60 А/ч необходимо от 2,7 до 3 литров электролита;
  • 62 А/ч требует электролита в пределах 3 л.;
  • на 65 А/ч требуется примерно 3,5 литра;
  • аккумулятор на 75 А/ч вмещает в себя от 3,7 до 4 л.;
  • на АКБ 90 А/ч приходится от 4,4 до 4,8 л. электролита;
  • батареи с ёмкостью 190 А/ч вмещают в себя около 10 литров.

Теперь самое время научиться определять уровень электролита в аккумуляторе. Эта процедура должна проводиться периодически, чтобы состояние батареи не запускалось, а её эксплуатационные характеристики не снижались.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Как проверить уровень электролита

Сделать это будет несложно. Даже неопытный водитель справится с этой задачей. Этот процесс отличается в зависимости от типа аккумулятора, который установлен в вашем авто. Возможны следующие варианты для проверки уровня электролита в аккумуляторе:

  1. В батареях со шкалой, на которую нанесены отметки «минимум» и «максимум», проще всего определить уровень жидкости. В этом случае доливка осуществляется до среднего уровня между этими двумя отметками.
  2. При отсутствии шкалы стоит поискать в отверстиях специальные «язычки». Заливка электролита осуществляется до тех пор, пока уровень жидкости не покроет их на 5 мм.
  3. При отсутствии шкалы и «язычков» необходимо в батарею опустить стеклянную трубку с диаметром не более 5 мм. Она упрётся в щиток и дальше опускаться не будет. Верхнее отверстие закрывается пальцем, и трубка вынимается. Внутри неё будет находиться жидкость с аккумулятора. В норме она должна достигать 10-15 мм. Это будет оптимальный уровень.

Высокий уровень электролита

Не стоит думать, что чем больше электролита будет находиться внутри батареи, тем лучше. Это одна из распространённых ошибок многих автомобилистов. Во время работы автомобиля электролит может расширяться, что приведёт к увеличению его объёма.

В этом случае жидкость выльется за пределы батареи, а содержащаяся кислота может повредить корпус. Изменить такую ситуацию легко. Потребуется всего лишь при помощи шприца убрать лишнее количество жидкости и довести его до нормального уровня.

По-другому обстоит дело с низким уровнем жидкости.

  Профилактика и методы борьбы с муравьями в машине

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Низкий уровень электролита

Не менее опасным является недостаточный уровень жидкости внутри АКБ, потому каждый водитель должен знать, как долить электролит в аккумулятор и уметь применять эти знания на практике.

Такая ситуация может возникать из-за выкипания жидкости или испарения воды. Потому крайне важно постоянно проверять электролит и знать, как залить электролит в аккумулятор автомобиля.

Эксплуатация батареи в таком состоянии грозит наступлением следующих негативных последствий:

  • при высокой концентрации серной кислоты, которая возникает в результате испарения воды, сульфатацияпластин будет происходить гораздо быстрее;
  • оголённые пластины во время зарядки батареи будут сильно нагреваться, что может привести к их разрушению и осыпанию;
  • при недостаточном количестве электролита ёмкость аккумулятора также будет низкой.

Любая из этих ситуаций является неприятной, спасти может своевременная доливка электролита в аккумулятор или дистиллированной воды.

Особенности необслуживаемых аккумуляторов

На автомобильном рынке существует такое понятие, как необслуживаемые аккумуляторы. Пусть их название не вводит вас в обман — в обслуживании они всё же нуждаются. Эти устройства обладают следующим набором отрицательных особенностей, которые делают покупку необслуживаемых АКБ уже не такой удачной:

  • процесс замера количества жидкости затруднён, в некоторых случаях даже является невозможным;
  • плотность жидкости измерить не представляется возможности, даже гидрометр не помогает;
  • стабильная и длительная работа батареи возможна лишь при наличии безупречной электрической сети и стабильного уровня всех выдаваемых характеристик.
Читайте также:  После замены ремня ГРМ машина не заводится: причины и решение проблемы

В таких батареях очень низкий расход воды, потому её добавление требуется крайне редко. Если же всё-таки ситуация возникла, то придётся изрядно попотеть, чтобы добиться положительного результата и не испортить устройство. Действовать необходимо следующим образом:

  • снимаем наклейку с корпуса, крышку не демонтируем, поскольку установка её на прежнее место является практически невыполнимой задачей;
  • при помощи шила делаем в корпусе отверстие для каждой банки на месте расположения следов от штамповки, предварительно очистив их от загрязнений, чтобы они не попали внутрь;
  • при помощи шприца заливаем внутрь воду, обязательно дистилированную, в небольших количествах;
  • после доливки воды нужно вернуть корпусу прежнюю герметичность, для этого можно воспользоваться герметиком, паяльником, специальными заглушками или пробками.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректировать

Процедура замены электролита

При небольшом отклонении от нормы в меньшую сторону нужно добавить в батарею дистиллированную воду. Только специальная вода используется для этих целей. Доливка водопроводной воды или даже очищенной бутилированной приведёт устройство в негодность.

Такие ситуации возникают по причине испарения дистиллята, что приводит к увеличению концентрированности кислоты. Просто добавляем воду, заряжаем АКБ и ситуация возвращается в норму. Совсем другое дело, если отклонение от нормы существенное.

В этом случае потребуется измерять плотность жидкости. В зависимости от полученных результатов будет понятно, что делать дальше: разводить электролит для аккумулятора водой, использовать обычную жидкость или концентрированную.

Для измерения плотности можно воспользоваться ареометром — специальным прибором, который предназначен для этих целей.

  Можно ли доливать воду в готовый электролит

https://www.youtube.com/watch?v=ZXjegRN4Rjk\u0026pp=ygWVAdCj0YDQvtCy0LXQvdGMINGN0LvQtdC60YLRgNC-0LvQuNGC0LAg0LIg0LDQutC60YPQvNGD0LvRj9GC0L7RgNC1INCw0LLRgtC-0LzQvtCx0LjQu9GPOiDQutCw0Log0L_RgNC-0LLQtdGA0LjRgtGMINC4INC-0YLQutC-0YDRgNC10LrRgtC40YDQvtCy0LDRgtGM

Нормальная плотность находится в пределах 1,27 мг/см3, она должна быть одинаковой во всех банках. Потому провести измерения лишь в одной из них будет недостаточно. Сравниваем полученный результат с нормальным показателем, в зависимости от разницы между этими двумя показателями определяемся с дальнейшими действиями.

Если разница будет очень существенной, то требуется выполнить замену электролита в аккумуляторе в домашних условиях. Эта работа несложная, хотя и хлопотная. Если придерживаться описанного ниже принципа работ, то результат будет положительный.

Прежде чем мы расскажем, как поменять электролит в аккумуляторе, необходимо подготовить следующие инструменты и расходные материалы:

  • новый электролит, плотность которого будет составлять 1,29 гр/см3, о количестве этой жидкости для разных АКБ мы уже писали;
  • ёмкость, в которую будет сливаться старый раствор с батареи;
  • груша из резины;
  • ареометр.

Когда всё подготовлено, можно переходить к сути и рассказывать, как правильно залить электролит в аккумулятор. Действовать нужно осторожно и не отклоняться от плана работ. В противном случае можно испортить устройство и восстановлению оно уже не будет подлежать.

  1. Батарею нельзя переворачивать. В результате таких действий будут испорчены пластины и может даже возникнуть их замыкание.
  2. Слить электролит нужно при помощи груши. С каждой банки таким образом извлекается старая жидкость.
  3. Когда вся жидкость скачана, можно заливать новую. Обязательно следим за уровнем.
  4. При работе с электролитом надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Серная кислота – это едкое вещество, которое при попадании на кожу и слизистые оболочки вызывает ожог.

В конце нужно разобраться с ещё одним немаловажным вопросом: нужно ли заряжать аккумулятор после заливки электролита? Процедура зарядки необходима в таких случаях:

  • неиспользование аккумулятора на протяжении 24 часов после проведения замены жидкости;
  • предполагаются тяжёлые условия эксплуатации (частый запуск, холодная погода, неравномерная скорость с частым ускорением);
  • хранение батареи длилось более года с момента её производства.

Важно знать не только как правильно слить и залить электролит в аккумулятор, но и сделать это безопасно. Кислота, которая входит в состав аккумуляторной жидкости, является едким и опасным веществом. При контакте с кожей она вызывает химические ожоги.

Для предотвращения таких последствий необходимо пользоваться резиновыми перчатками и очками. Относитесь к своему автомобилю уважительно, не пропускайте периодичность профилактических действий, и он ответит вам безотказной работой.

Обслуживание АКБ требует осторожности и соблюдения правил безопасности.

Какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе: Проверка и замер плотности в АКБ

В принципе, аккумулятор – это вещь простая. Не требующая хлопотного обслуживания, но только в том случае, если вы эксплуатируете свое авто стандартно. Долгие поездки по трассе, частое зажигание, перепады температуры – все это влияет на уровень электролита в аккумуляторе, и его необходимо периодически проверять.

[contents h2 h3]

Работа АКБ

Работа аккумулятора (или сокращенно АКБ) будет отлаженной, если помнить о времени его службы. Сейчас делают такие АКБ, которые изживают себя и требуют замены. По идее, единственное, что важно – это периодически заряжать его и следить за уровнем электролита.

Сроки службы АКБ продлеваются в том случае, если само устройство это предполагает. Например, за аккумуляторе находятся пробочки отсеков электролитосодержащих емкостей, что позволяет его туда долить.

Если пробок нет, то на устройстве есть специальный индикатор, который оповещает о состоянии АКБ – тусклый зеленый или вовсе белый его цвет говорят о том, что девайс умер.

Электролит – это жидкость, создающая особую среду, которая накапливает и раздает электроэнергию посредством химических реакций. По сути, это раствор Н2SO4 в Н2О (концентрат серной кислоты в дистиллированной воде).

Сама кислота (максимально концентрированная) – достаточно плотное вещество, 1,84 г/см³, электролит – это 1,40 г/см³. когда серная кислота взаимодействует с водой, то выделяется много тепла. Если взять некачественную серную кислоту, можно запороть АКБ.

Важно знать, что плотность смеси серной кислоты и воды в аккумуляторе должна варьироваться от 1,07 до 1,30 г/см³! Если плотность выше или ниже допустимых границ – АКБ будет работать некачественно и не долго. Температура такой жидкости +15°С.

Причины нарушений в аккумуляторе:

  1. АКБ может закипеть; если температура резко повысится, одна из составляющих электролита – вода – просто испариться.
  2. Генератор может барахлить, напряжение будет прыгать, чем поспособствует неправильной циркуляции электроэнергии в устройстве зарядки авто.
  3. АКБ может разрядиться, особенно, в случае долгого простоя машины.

Проверка уровня электролита в АКБ – это очень важная процедура. Потому как слишком низкий его уровень высушит внутренние пластины, ячейки соединяться и аккумулятор накроется. А если уровень слишком высокий, то выходы на генератор могут окислиться и вывести из строя всю систему разом и надолго.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Определить концентрат необходимой жидкости можно двумя способами:

  • По пробкам ячеек,
  • На глаз (по магическому глазу).

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьГлазок АКБ

Если говорить о магическом глазе – то это не совсем точная диагностика, требующая дополнительной проверки. Нужно аккуратненько постучать по нему (по этому глазу) и посмотреть, как поднимутся пузырьки воздуха.

Вы увидите индикатор цвета четче, и тут же используете ваши аналитические способности: Зеленый – норма, Белый – требуется подзарядка, Красный – пора долить воды, кислота повысилась.

Бывают и другие расцветки, но эти самые распространенные в РФ.

Хорошо, если на корпусе зарядного устройства есть шкала с минимумом и максимумом. Тогда вы просто смотрите на уровень раствора и решаете, что делать.

Последний способ проверки пригодиться для уточнения первого и отсутствия возможности проверить вторым: берем стеклянную трубочку, отворачиваем одну из пробок на корпусе зарядки авто, толкаем внутрь до щитка предохранителя, затыкаем пробирку пальцем, вытаскиваем наружу. В трубке будет электролит, если он от 10 до 15 миллиметров – все в порядке.

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьЗамер уровня электролита трубочкой

Какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе?

Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля: как проверить и откорректироватьАреометр

Как уже было сказано, допустимая норма этого важного раствора колеблется в переделах 12 и 15 миллиметрами. Лишний электролит можно выцедить при помощи подручных средств – обычного медицинского шприца или спринцовки. Не хватает – льем воду. Только не надо доливать водой из-под крана! Вы сразу загубите свое зарядное. Вода, во-первых, должна быть обязательно дистиллированной, а, во-вторых, ее температура должна быть в пределе от +15 до +25°С.  Заливать воду следует в специальное отверстие – заливное горлышко – до предела нижнего торца тубуса. Залили – поставьте на зарядку часа на три-четыре, а после советуем проверить плотность получившейся жидкости, чтобы уровень серной кислоты соответствовал допустимой норме. Допустимая норма – это 1,27-1,29 г/см3. Измеряется прибором под названием ареометр.

Вопрос, как измерить уровень электролита в аккумуляторе, не является первым и важным. На ряду с ним стоит второй, касающийся его плотности. Если вы недолили воды – дело за малым, просто долейте еще, а в случае излишней разбавки понадобится корректирующий

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector