Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

20.12.2019

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какова ключевая роль масла в коробке передач
  • Какое масло лучше заливать в механическую и автоматическую коробки передач
  • Пошаговую инструкцию, как залить масло в коробку автомат и механику
  • Отзывы автовладельцев о том, можно ли заливать в механическую коробку масло для автоматов

Не секрет, что однажды у любого водителя может возникнуть вопрос, как залить масло в коробку. Эта необходимость может быть вызвана появлением определённых неполадок, например произошла утечка масла или была нарушена герметичность, а также и во время очередного техобслуживания.

Так или иначе, если процедура проводится самостоятельно, важно знать, как именно делается долив масла в механизм. Далее мы подробно расскажем, куда именно, как и какое масло нужно залить в автоматическую и механическую коробку передач, а также о мелких, но важных нюансах, которые следует при этом учесть.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Коробка передач может исправно функционировать, только когда все детали взаимодействуют между собой должным образом. Масло в коробке необходимо, чтобы сцепление между металлическими поверхностями трущихся элементов было наилучшим.

Поскольку зубья шестерни функционируют при высокой температуре, они стираются через небольшой промежуток времени, становятся непрочными, могут сломаться. В результате приходится тратить крупные суммы на восстановление или замену КПП.

Как выглядит масло, которое можно залить в коробку? Это вязкая смазка, ее молекулы при нанесении на металлические элементы обволакивают их. За счет такого защитного слоя детали не истираются. Основные функции масляной пленки:

  • защищает от появления задиров, трещинок;
  • улучшает сцепление;
  • делает функционирование КПП максимально эффективным;
  • увеличивает срок службы коробки.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: механика и автоматика

  1. Какое масло залить в механическую коробку? Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

    Чтобы не тратить денежные средства на дорогостоящий ремонт либо замену МКПП, следует заливать в коробку смазку с определенными характеристиками. Технические параметры и предназначение данного состава схожи со свойствами масла для двигателя.

    Некоторые водители спрашивают, что будет, если залить моторное масло в коробку? Мастера, работающие в автосервисах, а также сотрудники дилерских центров не могут однозначно ответить на этот вопрос.

    Конечно, если случится непредвиденная ситуация, залить моторное масло в коробку можно, например, на переднеприводном авто, где крутящий момент от двигателя передается на переднюю ось.

    Дело в том, что на таких машинах шестерни в механической КПП имеют особую конструкцию в форме цилиндра.

    Если вы решитесь залить моторное масло в коробку, то вы должны знать, чем оно отличается от трансмиссионного. Разница между ними заключается в вязкости.

    Посмотрев на эти два вида смазки, можно понять, что моторное масло будет жидким и текучим по сравнению с трансмиссионным. Соответственно, последнее будет иметь более высокую степень вязкости.

    Прежде чем залить моторное масло в механическую коробку, необходимо убедиться, что использовать смазку такой густоты можно, и она не испортит механизм.

    Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

    Смазки для механических КПП бывают нескольких видов. Подразделение в зависимости от вязкости происходит по международной системе SAE. На основании того, какой будет показатель SAE, определяется густота смазочного материала. Также трансмиссионная смазка может быть для лета, зимы либо всесезонная.

    Кроме того, выделяются следующие стандарты: Gl 4 и Gl 5 в зависимости от того, насколько сильную нагрузку испытывают шестерни. Так, наиболее популярными для механики являются смазки Gl 4 (для автобусов и легковых авто).

    Их можно заливать, если транспортное средство испытывает повышенные нагрузки, эксплуатируется на большой скорости. Смазка стандарта Gl 5 предназначена для шестерен мостов. Если залить ее в коробку, элементы, выполненные из мягкого металла, быстро износятся.

    Например, может выйти из строя КПП, на которой установлены медные синхронизаторы.

  2. Какое масло залить в автоматическую коробку? Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

    Как выбрать смазку, чтобы залить ее в автоматическую коробку? Здесь все зависит от того, какого типа КПП: автомат, вариатор либо роботизированная коробка. Так, смазка для автоматической КПП не подходит для механики, вариатора, а также робота. Для каждого типа автоматической коробки предназначено определенное масло.

    Кроме того, во многие АКПП можно заливать смазку со специфическими свойствами пенообразования и определенной вязкости. Проблема заключается в том, что, если залить в автоматическую коробку неподходящее масло, образуется пена, давление в системе упадет. Появятся перебои в работе АКПП, она быстро выйдет из строя. Какое масло можно залить в такую коробку?

    Для начала разберемся с недорогими роботизированными АКПП. Такая коробка типа АМТ имеет сходство с механикой. Если робот простой однодисковый, то есть сцепление одно, залить можно стандартное качественное масло для механики.

    «Бьет колесо при езде: основные причины и способы устранения» Подробнее

    Когда дело касается дорогостоящих преселективных роботизированных КПП DSG, здесь заливать можно только оригинальную смазку. Конечно, если подойти к делу серьезно, можно найти аналог с похожими свойствами и допусками.

    Почему можно использовать только такую смазку? Дело в том, что конструкция КПП такого типа усложнена, установлен мехатроник, который управляет коробкой.

    Здесь масло не просто смазывает элементы, но и само является рабочим телом.

    Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

    Что касается стандартных гидромеханических автоматов, стоит отметить, что КПП данного типа устанавливается на машины чаще всего.

    Сюда относятся и устаревшие трех- и четырехступенчатые, а также новейшие семи- и восьмиступенчатые коробки. Во всех случаях вы можете залить не только оригинальное масло в коробку, но и бюджетный аналог.

    Стоит отметить, что в продаже есть огромное количество разновидностей ATF для таких автоматов.

    Как уже отмечалось ранее, в таких коробках ATF — это и рабочее тело, а не просто смазка. Дело в том, что крутящий момент от мотора передается в гидротрансформаторе за счет масла. Трансмиссионная жидкость под большим давлением движется в гидравлическом блоке, участвуя в управлении работы автомата.

    Обратите внимание! По сравнению со смазкой для механики, трансмиссионная жидкость не подразделяется на множество видов. То есть автопроизводители и изготовители АКПП создали свои требования к этим жидкостям.

    Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

    Трансмиссионные жидкости должны быть с определенными допусками, если вы собираетесь залить масло в коробку «Мерседес», «Фольксваген» или БМВ. Конечно, можно использовать универсальную смазку, которая подходит для КПП на авто любого бренда. Но это касается только стандартных четырех и пятиступенчатых автоматов. Заливать в семи- либо восьмиступенчатую АКПП можно лишь оригинальное масло.

    Важно! Автоматическая КПП нуждается в более частой смене смазки, чем механика. Обычно в автомат следует заливать новое масло через 40–50 тысяч километров. Если у вас вариатор, то еще раньше – каждые 30–40 тысяч километров.

    Замена масла в преселективной роботизированной КПП должна производиться через 50 000 километров пробега.

    Эти правила не относятся к стандартной роботизированной КПП с одним сцеплением (автоматизированная механика), здесь смену смазки нужно производить так же, как на механике, либо чуть раньше.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

1. Как залить масло в коробку передач механического типа:

  • Для начала следует проехаться несколько километров на машине, так смазка станет жидкой и ее легко можно будет слить.
  • После прогрева необходимо заехать на подъемник. Если пройдет больше четверти часа после того, как вы заглушите мотор, смазка опять станет густой.
  • Затем нужно демонтировать защиту картера мотора, после открутить пробку контрольного отверстия, через него вы проверяете уровень смазки в КПП. Также обратите внимание на прокладку на крышке, возможно, ее нужно заменить. Скорее всего, если на машине много ездили либо эксплуатировали в тяжелых условиях, уплотнительное кольцо придется менять.
  • После этого нужно открыть сливное отверстие, оно находится в картере коробки, и слить смазку. Для этого подойдет пустая пластиковая бутылка от масла, в горлышко которой нужно установить воронку. После того как вся смазка вытечет, установите крышку обратно.
  • При помощи шприца Жане залейте жидкость в маслозаливную горловину. При этом уровень заливки смазки не должен быть выше нижней кромки горловины контрольного отверстия. Как только из него начнет капать трансмиссионная жидкость, значит, заливать масло больше не надо.
  • Установите крышку маслозаливного отверстия обратно, а также защиту картера. Запустите мотор, прокатитесь на авто 3–5 км на низкой, средней и высокой скоростях. Так масляная пленка образуется на всех элементах коробки. Если уровень смазки недостаточный, следует залить еще небольшое ее количество в коробку.

2. Как залить масло в коробку-автомат Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

  • Прежде всего прогрейте смазку в АКПП. Для этого, опять же, нужно прокатиться на машине несколько километров, затем загнать ее на подъемник, демонтировать защиту картера.
  • Под КПП подставьте тару, объем которой от 5 л и более. Открутите пробку на поддоне трансмиссии, слейте смазку.
  • Открутите крепления фильтра автомата, снимите гидравлический блок, из них также следует удалить масло.
  • Оно будет вытекать быстро, если установить селектор автомата (мотор при этом заглушен) из положения P до D, затем обратно. Сделать это нужно несколько раз. После этого заведите двигатель и повторите указанные действия, чтобы полностью удалить смазку.

Обратите внимание! Когда вы заведете мотор во время слива смазки, его следует заглушить через 60 секунд. В противном случае выйдет из строя насос, который отвечает за циркуляцию масла в АКПП.

  • Промойте фильтр бензином либо уайт-спиритом, если он не сильно грязный. После того как он высохнет, монтируйте его обратно. Сильно загрязненный фильтр следует заменить. После этого установите гидроблок и новый фильтр.
  • Установите поддон автомата, старую прокладку также требуется заменить.
  • Вытащите щуп из маслозаливного отверстия, оно расположено в моторном отсеке. Сколько заливают масла в коробку-автомат? Всего потребуется 3-4 литра смазки, залейте их при помощи шприца Жане либо лейки с насадкой.
  • После этого запустите мотор, переключите селектор автомата с положения P на D, а затем обратно. Так трансмиссионная жидкость смажет все элементы АКПП.
  • Используя щуп, посмотрите, какой уровень смазки. Чтобы узнать, сколько ATF должно быть в вашем авто, изучите инструкцию по эксплуатации. Проверять уровень масла следует, когда двигатель запущен, а селектор автомата находится в нейтральном положении. Если потребуется, вы можете залить дополнительно 1 л смазки, а затем прогреть мотор до рабочей температуры. После этого следует заново проконтролировать уровень рабочей жидкости.
Читайте также:  Планетарная коробка передач: устройство, принцип работы и особенности

Обратите внимание! На щупе вы увидите две метки, одна показывает уровень масла – «Cold», вторая — «Hot». Так вот, уровень смазки должен достигать второй отметки.

  • Установите щуп обратно. Теперь вы знаете, как залить масло в коробку.

Отзывы автовладельцев о том, можно ли заливать в механическую коробку масло для автоматов

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

  1. Не вздумай

    «Ни в коем случае нельзя заливать стандартную смазку в АКПП. Для автомата используется ATF на масляной основе. Вы же не сравниваете рабочую жидкость в гидравлике и моторное масло. Залить в механическую КПП можно полусинтетику».

  2. Для автоматических коробок оно очень жидкое

    «Вязкость трансмиссионной жидкости для АКПП намного меньше по сравнению со смазкой для механики. Такое масло некоторые умельцы умудряются залить в амортизаторы».

  3. В общем и целом – нет

    «Конечно, некоторые заливают ATF в МКПП. Например, у Opel Cadet (сейчас Nexia) в механическую коробку заливался Dexron. Я считаю, что делать так не нужно».

    «Почему на Форд Фокус горит лампочка аккумулятора: все причины» Подробнее

  4. Зачем заливать более дорогое масло, но которое не подходит?

    «Мне вот что не ясно, для чего заливать дорогую не оригинальную смазку вместо дешевого масла, которое идет специально для механики? Может, водитель думает, что оно замерзнет? В этом случае лучше приобрести полусинтетическую трансмиссионную жидкость ESSO и спокойно ездить даже в морозы».

  5. Вязкость у них совершенно разная

    «Трансмиссионная жидкость содержит в своем составе антифрикционные добавки. Они отсутствуют в ATF, поэтому и вязкость отличается. Если в механическую коробку залить Dexron, элементы КПП просто сотрутся».

Рейтинг трансмиссионных масел для МКПП

Покупать масло для МКПП для замены нужно регулярно, так как от него зависит ресурс службы и качество работы сложнейшего механизма в автомобиле. Смазка не позволяет металлическим деталям, контактирующим друг с другом, стираться и получать интенсивный механический износ.

Назначение масла в МКПП

Сначала разберемся, как вообще работает масло в механической коробке передач и для чего оно предназначено. Внутри этого узла скрыты шестерни на валах, которые вращаются благодаря подшипникам. Шестерни взаимодействуют за счет специальных зубьев.

Кроме того, высокое давление в масле с существенным продольным скольжением очень негативно влияет на трансмиссионную жидкость, вызывая разрушение масляной пленки в точках контакта деталей. Все это опасно заеданием металла и его разрушением. Следовательно, масло в МКПП должно иметь определенные рабочие характеристики и быть достаточно долговечным.

Основные свойства смазки

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Шестерня коробки в масле

Для устранения негативных влияний окружающей среды и неприятных разрушающих влияний в масло добавляются специализированные присадки. Смазочная жидкость обеспечивает сохранность деталей, а также повышает прочность масляной пленки к разного рода воздействиям. Также важно отметить, что на этапе изготовления шестерен для МКПП и прочих металлических деталей они покрываются слоем фосфата.

В трансмиссионных маслах для механических коробок передач содержатся разные добавки, обеспечивающие множество важных свойств:

  • противоизносные;
  • вязкостно-температурные;
  • антикоррозионные.

Главное отличие масел для МКПП от моторных заключается в том, что добавки перемешиваются в разных пропорциях.

Для усиления масляной пленки и повышения ее прочности в смазку производители добавляют соединения цинка, фосфора, хлора и серы. Благодаря всем им формируются высокопрочные пленки оксидов, которые не подвержены воздействию высокого давления или механических воздействий.

Из каких основ создаются масла?

Подобно моторным жидкостям, масло для коробки механики бывают трех видов, зависящих от типа основы. Производятся масла на основе синтетической, минеральной или полусинтетической базовой жидкости. Рассмотрим каждый из этих видов в отдельности, чтобы лучше во всем разобраться.

Синтетические смазки

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Синтетика LV 75W

Масла для АКПП, создаваемый на этой основе, имеют хорошую текучесть, по сравнению с минеральными жидкостями. С другой стороны, при критических изменениях рабочих температур эти жидкости могут приводить к нежелательным утечкам сквозь сальники. Особенно это касается машин с существенным пробегом.

Кроме высокой текучести, у синтетических масел в механику есть и другие достоинства. Например, густота почти не зависит от окружающей температуры воздуха, что актуально в холодные зимы. Таким образом, синтетические масла обладают более широким диапазоном рабочих температур, то есть являются всесезонными.

Полусинтетические

Эти смазочные жидкости представляют собой своеобразный гибрид – комбинацию синтетики с минералкой. Данные масла в МКПП обладают лучшими рабочими характеристиками, по сравнению с минеральными составами, но при этом стоят дешевле синтетических жидкостей. Кроме того, заливать эти масла можно даже в старенькие автомобили и машины отечественного производства.

Минеральные масла

По причине наиболее низкой стоимости эти масла для механики очень популярны среди владельцев стареньких автомобилей с пробегом. Для повышения качества этих жидкостей в их состав добавляются всевозможные присадки, в особенности, с содержанием серы.

Главным недостатком этих смазок является невозможность их использования в МКПП современных автомобилей. Более того, если вы зальете такое масло в новую коробку, она может быстрее выйти из строя из-за интенсивного износа.

Чем отличаются масла для МКПП от жидкостей для АКПП

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Новая коробка в разобранном виде

Трансмиссионные смазочные жидкости отличаются не только типом базового масла, но и предназначением. Например, смазка для механики лучше снимает механические нагрузки и эффективно смазывают трущиеся детали, отводя тепло и вбирая в себя частицы ржавчины.

Следует отметить, что все передачи зубчатого типа и подшипники нуждаются в смазывании путем погружения в масло или методом разбрызгивания.

Некоторым модификациям коробок передач подобного смазывания оказывается недостаточно, поэтому инженеры используют принудительный подвод жидкости под высоким давлением.

Что касается жидкостей для автоматов, к ним применяются более строгие требования. Масло передает механическую энергию во всем узле. Такое масло больше похоже на гидравлическую жидкость. Данные жидкости смазывают и зубчатые передачи, но и обеспечивают жидкую среду, гарантируя плавное функционирование фрикционных механизмов.

У жидкостей для АКПП, по сравнению с маслами для механики, более высокая вязкость и они лучше противостоят пенообразованию. Также подобные смазки менее вредны для сальников и эластомеров разного характера.

Также рекомендуем к прочтению материал об отличиях трансмиссионного масла и моторного,  а также способах самостоятельно различить эти два вида смазки.

Классификация по SAE

Все масла в коробку механика классифицируются по параметру SAE, поэтому при выборе его нужно обязательно учитывать. Рассмотрим основные отличия жидкостей с разным SAE:

  • Масла для МКПП, предназначенные для эксплуатации авто в зимнее время года. Они маркируются такими значениями, как 70W, 75W, 80W и 85W. Буквой W обозначается индекс вязкости смазочной жидкости.
  • Масла для летнего времени года, имеющие параметры 80W, 85W, 90W, 140W и 250W.
  • Универсальные составы для смазывания механических коробок. Их можно использовать в разных климатических условиях, а они имеют обозначения 75W–90, 80W–140.

Классификация масел по API (GL)

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Маркировка на масле

Все масла для механических коробок передач отличаются также параметром API (GL). Какую жидкость нужно заливать в ту или иную МКПП, вы можете узнать из руководства по эксплуатации автомобиля от производителя. Рассмотрим различия между параметрами GL:

  • GL1 – это масла для механических коробок передач, не содержащие дополнительных присадок. Они в основном заливаются в МКПП автомобилей без синхронизаторов, то есть в основном это грузовые авто.
  • GL2 – смазочные жидкости, которые хорошо противостоят износу. В основном их используют в трансмиссиях тракторов и прочей с/х техники, работающей в тяжелых эксплуатационных условиях.
  • GL3 – масла с присадками, которые хорошо противостоят износу. Общее количество присадок достигает 2,7% от объема смазки. В основном эти смазки заливают в коробки грузовиков.
  • GL4 – такие масла созданы для универсальных эксплуатационных условий. В составе содержится до 4% присадок, предотвращающих износ. Жидкости обеспечивают нормальное функционирование коробок разных авто, начиная легковыми автомобилями и заканчивая грузовиками с автобусами. Использовать масло можно в МКПП без синхронизаторов или с ними.
  • GL5 – смазочные составы для механических коробок, которые эксплуатируются в сложных условиях. Они содержат в своем составе до 6,5% присадок, подавляющих пену и исключающих задиры.
  • GL6 – это трансмиссионные масла для гипоидных передач. В составе этих масел содержится до 8,5% присадок, предотвращающих износ. В основном эти жидкости заливают в мощные моторы, работающие на высоких оборотах.

В основном в коробки современных авто производители рекомендуют заливать жидкости API GL-4 и API GL-5, а в старенькие машины заливалось API GL-3.

Рейтинг масел в МКПП

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

ZIC G-F TOP 75W-90

Рассмотрим топ-3 синтетических масла для механических коробок передач, которые сегодня можно найти на отечественном рынке. На первом месте по праву стоит жидкость ZIC G-F TOP 75W-90 – это хорошее масло, идеально подходящее для суровых эксплуатационных условиях, даже в северных регионах РФ.

На второе место мы поставим Castrol Syntrans TransaxleSAE 75W90, которое изначально создавалось для автомобилей с коробками, работающими на API GL-4. Синтетическая жидкость обладает высокими противозадирными свойствами, в отличие от многих других аналогичных составов.

Третье место — Total Trans SYN FE 75W90. Это универсальная смазка, созданная для МКПП, работающие на маслах API GL-4, API GL-5, а также МТ-1.

Важным преимуществом этого масла является то, что оно не разжижается на жаре, а его противоизносные и антикоррозионные свойства не ослабляются.

Используйте наш рейтинг трансмиссионных масел для МКПП, если вам понадобится синтетическая смазка для трансмиссии вашего автомобиля.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Видео:

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Видео:

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Видео:

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Видео:

Как заменить масло в коробке передач?

Самые распространенные виды коробок передач – МКПП и АКПП. Эти устройства имеют существенные различия, но вместе с тем одинаково нуждаются в правильном и своевременном обслуживании. Прежде всего, речь идет о смазочной жидкости, ее качестве и необходимом для корректной работы количестве. Время от времени его необходимо проверять и менять.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Как заменить масло в коробке передач

От чего зависит периодичность замены масла?

Менять масло в коробке передач нужно обязательно независимо от предписаний производителя. Со временем качественные характеристики присадок меняются, они теряют первоначальные свойства и не способны должным образом защищать рабочие поверхности КПП.

В АКПП

В АКПП маслу отведена не только роль смазки узлов. Также жидкость отводит тепло, когда гидротрансформатор нагревается.

В системах такого типа масло следует менять согласно инструкции к автомобилю. В среднем интервал пробега между заменами составляет 30-50 тыс. км. Производители могут указывать и более долгие сроки эксплуатации без замены масла. Однако лучше не рисковать, а все-таки придерживаться средних показателей периода замены жидкости. 

Несмотря на то, что многие модели, например, BMW, выпускаются с герметичной трансмиссией и «вечным» маслом, замену все же нужно производить. Иначе придется менять всю коробку.

В МКПП

Механика – надежный проверенный агрегат. Благодаря простоте конструкции вполне допустима эксплуатация без ремонта и замены масла на отрезке 150-200 тыс. км пробега. Но надо понимать, что такое развитие событий допустимо, если машина не подвергается усиленным нагрузкам.

Кроме того, из-за естественного износа деталей коробки в поддоне на специальных магнитах неизбежно накапливается металлическая стружка.

Лучше следовать рекомендациям механиков и менять масло через 50-60 тыс. км, как и в случае с АКПП. Если же на авто регулярно перевозят тяжелые грузы, буксируют прицеп, ездят по горной местности, интервал лучше еще сократить.

Последствия несвоевременной замены масла

Процесс замены можно доверить специалистам или выполнять самостоятельно. В последнем случае необходимо хорошо ознакомиться с некоторыми рекомендациями по работе.

В АКПП

Современные синтетические или полусинтетические ATF служат дольше обыкновенного моторного масла. Но и они не вечны – перегреваются, засоряются.

Остатки фрикционного материала или металлическая пыль снижают пропускную способность фильтров, в итоге падает давление масла и АКПП изнашивается быстрее.

Получается цепная реакция – чем грязнее трансмиссионная жидкость, тем активнее портится коробка.

Когда фильтры рвутся и полностью выходят из строя, страдают все узлы КПП, поскольку жидкость заполняет ГДТ, гидроблок и пр. Машина начинает дергаться, передачи переключаются медленно или часть из них вовсе перестает работать

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Слив масла из АКПП

В МКПП

Детали коробки постоянно трутся друг о друга и от этого греются. Без качественного масла они быстро изнашиваются и подвергаются коррозии.

В механической коробке передач масло с множеством присадок теряет смазывающие и охлаждающие свойства. Оно может вспениться и оказывать повышенное давление на шестеренки. В результате коробка начнет сильно шуметь и, в конце концов, заклинит.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Слив масла из МКПП

Оборудование и инструменты для замены масла

Чтобы заменить масло в коробке передач, нужно разбираться в ее устройстве и понимать, куда что вливать. Также понадобится определенный инструментарий.

В АКПП

Существуют специальные аппараты, с помощью которых можно вывести весь объем жидкости из картера и заменить ее. Устройства делятся на 2 категории.

  • Для любителей. Компактные гаражные приспособления.
  • Для профессионалов. Эффективные агрегаты, которые используют на СТО.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Аппарат для замены масла в коробке передач

Но у аппаратной замены есть недостаток. Это слишком дорого для того, чтобы заменить старое трансмиссионное масло на новое. Кроме того, процесс становится довольно трудоемким. Большинство автолюбителей обходятся без специальных приспособлений. Но обязательно нужны:

  • яма или подъемник — для доступа к днищу авто;
  • мерная емкость — для слива отработки;
  • воронка — для заполнения масла;
  • ключи — для демонтажа поддона.

После слива и прочистки поддона нужно влить в заливное отверстие ровно столько же жидкости, сколько вышло.

В МКПП

В случае с механикой порядок действий почти тот же. Потребуется свободный доступ к дну машины, поэтому нужна яма или эстакада. В числе инструментов:

  • ключи;
  • пассатижи;
  • отвертка;
  • гибкие трубки;
  • специальный шприц;
  • емкость для слива;
  • ветошь.

Как выбрать подходящее масло для замены

Подготовить инструментарий недостаточно, нужно еще подобрать масло именно для вашей КПП. 

В АКПП

В автоматических коробках применяется специальная жидкость, к которой предъявляются особые требования. В зависимости от модели трансмиссии автомобиля производители рекомендуют различные масла с собственными требованиями.

Соответственно, единственно верное решение – брать оригинал. В таком случае у жидкости будет нужное количество определенных присадок, подходящая вязкость, что защитит коробку и позволит ей работать в оптимальном режиме.

Если же по определенным причинам нет возможности приобрести оригинал, подбирают аналог. При этом надежнее предпочесть синтетику, нежели более дешевый полусинтетический состав.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Широкий выбор масел для КПП

В МКПП

В механическую коробку также следует заливать только те масла, что рекомендовал производитель. Соответствующая информация содержится в инструкции к машине.

На климатические условия также нужно делать поправку. Для зимы подойдут маловязкие составы. В тепле лучше выбрать более густые.

Этапы замены масла

При самостоятельной замене масла в коробке передач, рекомендуется действовать согласно выверенному плану.

В АКПП

  • Прогрев АКПП путем проезда 10-15 км.
  • Постановка авто на ровную поверхность.
  • Размещение под коробкой емкости и откручивание пробки для слива старого масла.
  • Снятие фильтра, гидроблока, слив из них остатков трансмиссионной жидкости. Если фильтр загрязнен, можно промыть его бензином и вернуть на место после просушки. При сильном загрязнении лучше установить новый фильтр.
  • Возвращение поддона на место.
  • Заливка жидкости через отверстие в моторе.
  • Прогон ATF по всем узлам АКПП путем завода машины и переключения рычага в разные положения.
  • Повторная заливка после прогрева, если таковая необходима по результатам проверки уровня.

В МКПП

  • Прогрев авто для лучшей текучести масла.
  • Снятие пробки с картера коробки – заодно лучше заменить уплотнительное кольцо.
  • Слив старого масла и закрытие отверстия.
  • Заправка новой жидкости через воронку или с помощью шприца.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Заливка масла в МКПП с помощью воронки и шланга

Вывод

Не важно, какая коробка стоит в машине – автомат или механика. Масло придется менять в любом случае. Только эта операция гарантирует корректную работу трансмиссии и продление ее срока службы.

Какое масло заливать в коробку передач

Один из самых насущных для автолюбителей вопросов — стоит ли менять в коробке переключения передач своего «железного коня» трансмиссионную жидкость и когда это лучше делать, стал поводом для множества споров. Сегодня мы ответим на этот и сопутствующие вопросы.

Коробка передач и ее «внутренности»: зачем нужно трансмиссионное масло?

Коробка переключения передач служит для передачи крутящего момента от двигателя на колесные оси.

Каждый такой агрегат имеет несколько ступеней (в современных КПП вне зависимости от конструкции – от пяти и выше), при помощи которыхводитель может понижать или повышать передачи, и, соответственно, уменьшать или увеличивать крутящий момент, передающийся на ведущие колеса, влияя на скорость передвижения автомобиля.

Коробки передач делятся на несколько типов:

  • механические (когда передачи переключает сам водитель при помощи ручки-селектора и механизма сцепления коробки с двигателем);
  • автоматические (передачи переключаются автоматизированной системой без участия водителя);
  • роботизированные (разновидность механической коробки передач, в которой функции сцепления и переключения передач выполняются автоматизированной системой управления);
  • бесступенчатые вариаторы (переход со ступени на ступень осуществляется плавно посредством передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса через фрикционы).

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПП

Вне зависимости от типа КПП для слаженной работы ее механизмов используется трансмиссионное масло.

Его функция – смазывать трущиеся поверхности механизмов коробки передач (шестерни, ролики, валы, подшипники), предохраняя агрегат от перегрева, коррозии внутренних поверхностей и, тем самым, продлевая срок его эксплуатации.

Но приходит время, когда залитое еще на конвейере в коробку передач масло стареет и теряет свои основные характеристики, среди которых главной является его вязкость.

Если вовремя не сменить масло в коробке передач, то возможен выход ее механизмов из строя, что чревато серьезным и дорогостоящим ремонтом. Поэтому каждый автолюбитель должен следить за состоянием трансмиссионного масла в КПП своего автомобиля и менять его в соответствии с рекомендациями завода-производителя или специалистов сервисного центра, на котором обслуживается машина.

Трансмиссионное масло: сроки эксплуатации

Сроки использования масла для коробок передач разнятся в зависимости от их типа.

Масло в механической коробке передач имеет больший ресурс (это связано с простотой конструкции трансмиссии по сравнению с АКПП): производитель рекомендует менять его после длительных пробегов – от 80-100 до 150-200 тысяч километров, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатировался автомобиль.

В некоторых руководствах по эксплуатации автомобилей, оснащенных «механикой» можно встретить пометку – «трансмиссионное масло для КПП не меняется на протяжении всего срока эксплуатации».

Если с первыми все понятно (как только подойдет срок – едем на СТО и меняем отработавшее свое трансмиссионное масло на новое), то как поступить со вторыми? Эксперты советуют регулярно проводить проверку уровня масла в коробке передач и его состояния. Если уровень трансмиссионного масла упал – следует его долить.

При полной замене масла объем доливаемой трансмиссионной жидкости зависит от емкости каждой отдельной КПП плюс некоторое количество той же жидкости для вытеснения старого масла (характерно для автоматических трансмиссий).

Внимание: доливаем только то масло, которое было залито в коробку на заводе (можно узнать у официальных дилеров), смешение разных по типу масел может привести к выпадению в осадок химических веществ, которые могут отложиться на трущихся поверхностях деталей механизма КПП и привести к их поломке.

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКПППроверка уровня масла в коробке

Состояние масла в КПП проверяем на СТО: если в жидкости обнаружена стружка, существенный осадок из примесей используемых в составе трансмиссионного масла присадок, то лучше ее заменить полностью.

Трансмиссионная жидкость, применяемая в автоматических коробках передач и вариаторах, требует замены на меньших пробегах, нежели у механических КПП.

В среднем, замена ATF (Automatic Transmission Fluid) производится на втором либо третьем ТО – то есть при пробеге от 60 до 90 тысяч километров.

Причиной столь ранней замены жидкости для трансмиссии в том, что АКПП в отличие от «механики» является более сложным агрегатом, со своей системой охлаждения.

Сложные условия эксплуатации машины и, соответственно коробки-«автомат», приводят к тому, что циркуляция трансмиссионной жидкости затрудняется, следовательно она менее эффективно смазывает трущиеся поверхности механизмов, хуже охлаждает их, переключения передач происходят медленнее. Если вы заметили, что коробка «тупит», то, скорее всего, пришло время сменить старую ATF на новую.

Виды трансмиссионных жидкостей для МКПП и АКПП автомобилей

Трансмиссионные жидкости отличаются друг от друга по двум основным параметрам: кинематической вязкости и химическому составу.

По своему химическому составу эти жидкости, как и масла для двигателей автомобилей, делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Минеральные трансмиссионные масла в основном использовались в старых автомобилях отечественного производства.

В настоящее время автомобильные производители рекомендуют заливать в коробки передач трансмиссионные жидкости на синтетической основе.

Они лучше приспособлены к работе в широком диапазоне температур, выдерживают большие нагрузки, дольше сохраняют рабочее состояние, и, следовательно, требуют не такой частой замены, как минеральные и полусинтетические масла.

По кинематической вязкости трансмиссионные жидкости разделяют на две классификации: по индексу вязкости (SAE) и классу вязкости (API). Рассмотрим особенности обеих классификаций.

Классификация трансмиссионных масел по SAE:

  • Жидкости для эксплуатации авто при низких температурах («зимние») – обозначаются как 70W, 75W, 80W и 85W, где W – индекс вязкости;
  • Жидкости для эксплуатации авто при высоких температурах («летние») – обозначаются как 80W, 85W, 90W, 140W и 250W;
  • Универсальные жидкости (подходят для эксплуатации в различных климатических условиях) – обозначаются как 75W–90, 80W–140.

Классификация трансмиссионных жидкостей по API (GL):

  • GL1 – это жидкости без присадок, которые предназначены для использования в МКПП не оснащенных синхронизаторами грузовых машин;
  • GL2 – жидкости с присадками, противостоящими износу, для тракторов и другой сельскохозяйственной техники, которая работает в среднетяжелых условиях;
  • GL3 — жидкости с присадками, противостоящими износу (до 2.7% в общем объеме масла), которые рекомендованы для использования в коробках передач грузовых авто, работающих в среднетяжелых условиях;
  • GL4 – жидкости для универсальных условий работы (в их составе – до 4% противоизносных присадок) КПП различных видов транспортных средств – от легковых автомобилей до грузовых машин и автобусов. Используются как для трансмиссий с несинхронизированными либо синхронизированными передачами.
  • GL5 – жидкости для КПП транспортных средств, работающих в чрезвычайно сложных условиях. В их составе – до 6.5% мультифункциональных присадок (противопенные, противозадирные и т.д.);
  • GL6 – жидкости для гипоидных передач, которые в своем составе имеют до 8.5% противостоящих износу присадок. Используются для КПП автомобилей с мощными высокооборотистыми двигателями.

В механических коробках передач производители рекомендуют использовать трансмиссионные жидкости с SAE 75W–90 иAPI GL-3 (для МКПП старых автомобилей), API GL-4 либо API GL-5 (для МКПП современных моделей).

Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» МКПП и «автомат» АКППОригинальное синтетическое масло Hyundai

Замена трансмиссионного масла: механика и автомат

Все представленные сегодня на рынке трансмиссионные масла по своему функциональному предназначению делятся на две большие категории: жидкости для МКПП и для автоматических коробок передач. В маркировке первых можно увидеть аббревиатуру MTF, у вторых в наименовании есть буквы ATF.

Несмотря на то что смазочные материалы для механики и АКПП имеют много общего, существуют между ними и принципиальные различия.

В чем заключается разница между трансмиссионными маслами для МКПП и АКПП и каков порядок замены этих жидкостей в случаях с механическими и автоматическими коробками передач?

Замена любого автомобильного масла (в том числе трансмиссионного) – одна из наиболее важных процедур технического обслуживания транспортного средства. Внутри любой коробки передач имеются шестерни, установленные на валах. Во время работы эти детали приходят в соприкосновение посредством зубьев.

Заливаемый в КПП смазочный материал создает на рабочих поверхностях защитную пленку, которая обеспечивает износостойкость и долговечность агрегата.

При этом длительная эксплуатация в условиях высокого давления и постоянного продольного скольжения соприкасающихся деталей приводит к снижению первоначальных характеристик жидкости.

Как следствие, масляная пленка в зоне контакта становится малоэффективной, возникают задиры и заусенцы металла, растет объем продуктов износа в картере. Это означает, что своевременной заменой масла можно продлить жизнь коробки передач и обеспечить длительную безаварийную эксплуатацию трансмиссии.

Чем различаются трансмиссионные жидкости для МКПП и АКПП

Важно помнить, что все зубчатые передачи вместе с расположенными внутри этих механизмов подшипниками нуждаются в обязательном смазывании погружением или разбрызгиванием. Для особо нагруженных и сложных агрегатов используется технология принудительной подачи масла под давлением. Смазочный материал, который заливают в механическую коробку передач, выполняет функции:

  • снятия механического напряжения с рабочих поверхностей;
  • смазывания соприкасающихся деталей;
  • отведения тепла и частиц мелкого мусора.

Масло для АКПП обеспечивает решение широкого круга задач. ATF – это более технологичная жидкость, чем MTF.

С помощью трансмиссионного масла в коробке-автомат происходит передача крутящего момента от входного вала гидротрансформатора к выходному. Т. е. ATF в каком-то смысле играет роль сцепления.

Кроме того, жидкость для АКПП обеспечивает плавную работу фрикционных механизмов и снижает степень пенообразования за счет более высокого индекса вязкости.

Замена масла в МКПП

Периодичность замены MTF, как правило, определяется производителем агрегата, поэтому рекомендации относительно сроков проведения этой процедуры лучше искать в технической документации к оборудованию.

То же самое можно сказать и о марке заливаемого в трансмиссию масла: нужно убедиться в наличии соответствующих допусков. Смазочный материал в МКПП меняют полностью, установив машину на смотровой яме или эстакаде.

Замену жидкости выполняют в такой последовательности:

  • прогревают коробку, проехав 5–10 км. Это необходимо, чтобы масло стало более жидким и легче удалилось при сливе;
  • откручивают сливную пробку в картере КПП. Она имеет уплотнительное кольцо, которое в этом случае меняют;
  • сливают отработанную жидкость и плотно закручивают сливную пробку;
  • заливают новое масло в специально предназначенное для этого отверстие, которое одновременно служит и верхним уровнем смазочного материала.

Замена масла в АКПП

Следует помнить, что в некоторых случаях замена жидкости в трансмиссии с коробкой-автомат может оказать пагубное влияние на работу оборудования. Это связано с тем, что даже при работе в щадящем режиме детали АКПП подвержены некоторому износу.

Продукты износа оседают в картере и на внутренних поверхностях всего агрегата. Свежезалитое масло обладает повышенной способностью к вымыванию частиц мелкого мусора, в результате чего отложения могут оказаться в гидроблоке и соленоидах, вызвав засорение каналов.

ATF меняют одним из трех способов:

  • частично, без снятия поддона и замены фильтра. Это наиболее безопасный способ, который рекомендован машинам с пробегом больше 100 тысяч км;
  • частично, со снятием поддона и заменой фильтра. Выполняется обычно при плановом ТО;
  • полностью. С помощью специальной установки, подключенной к магистралям гидросистемы АКПП.

Трансмиссионные масла в каталоге ROLF Lubricants GmbH

При замене трансмиссионного масла в АКПП и МКПП лучше выбирать продукцию известных и поверенных брендов. В каталоге ROLF Lubricants GmbH представлены смазочные материалы для коробок передач обоих типов, изготовленные из высококачественного сырья по новейшим технологиям. Наиболее популярные виды продукции этого типа от компании «Рольф»:

  • ATF III – многофункциональная жидкость для автоматических трансмиссий с улучшенными характеристиками;
  • ATF Multivehicle – для АКПП производства США, Японии и Кореи;
  • Transmission Plus 75W-90 – синтетическое масло для всесезонного использования в МКПП и ведущих мостах;
  • Transmission 75W-90 – полусинтетический смазочный материал для механических КПП.

Заключение

При замене масла в АКПП и МКПП следует придерживаться принятой технологии и сроков, установленных производителем. Существуют определенные различия как в процедуре замены, так и в технических характеристиках трансмиссионных жидкостей для механической и автоматической коробки передач. Важно использовать масла с допусками для конкретных механизмов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector