Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Место Наименование Характеристика в рейтинге
Лучшие жидкости для ГУР PSF
Лучшие жидкости для ГУР ATF

Гидравлический усилитель руля — важный и сложный модуль современного автомобиля. Он находится под постоянной нагрузкой, поэтому так важно правильно подбирать жидкость для его смазки. Современный рынок смазывающих жидкостей настолько обширен, что разобраться в нем без технической подготовки очень сложно.

Многие автолюбители руководствуются при выборе исключительно цветом смеси. Другие стараются залить продукт, рекомендованный производителем авто.

Первый вариант в корне неверен, так как окрас жидкости еще не является показателем, а второй хоть и имеет смысл, но зачастую является крайне дорогим, и существует немало более дешевых аналогов, не уступающих по качеству.

Основные параметры, на которые следует обращать внимание, это:

  • вязкость;
  • температурный диапазон;
  • сырьевая составляющая.

Жидкости могут быть на минеральной основе и полностью или на половину синтетическими, но по назначению и классу их делят на три категории:

Они отличаются по основному компоненту, поэтому рейтинг разделен на две категории: ATF и PSF. Жидкости класса Dextron в отдельную категорию не попали, так как по наполнению и техническим особенностям их можно отнести к АТФ, да и на практике в узел ГУР они заливаются реже.

PSF – класс жидкостей, разработанный конкретно для гидравлики рулевого узла. Дело в том, что в данном модуле часто применяются смазки, используемые в коробках передач и прочих системах. То есть жидкость для ГУР не является уникальной.

В случае с PSF, все наоборот, и данный продукт используется исключительно в ГУР.

Кстати, рекомендованные смазки от автопроизводителей являются именно PSF, но и сторонние компании давно наладили их выпуск, и часто по более привлекательным ценам, чем брендовая продукция концерна.

5 Comma PSF MVCHF

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Несовместимость некоторых жидкостей для ГУР приводит к тому, что при необходимости просто пополнить систему, приходится полностью сливать наполнение и заново производить заливку. Это сказывается на стоимости процесса. Перед нами продукт, максимально совместимый со всеми марками класса PSF и Dextron. Даже если в системе ГУР ранее использовалась жидкость из АКПП или амортизаторов, доливка марки не только не повредит системе, но и улучшит ее работоспособность.

Но и здесь есть ограничения. Сам производитель и независимые тестировщики, призывают не смешивать Comma PSF MVCHF с жидкостями класса ATF.

Чем они руководствуются при создании такой рекомендации непонятно, так как с Dextron она марка смешивается идеально, но оставим это на суд профессионалов. Что касается рекомендаций от концернов, то их довольно много.

В списке есть практически все европейские бренды, а также несколько американских компаний. А вот азиатских брендов в списке нет, хотя не встречается ни одного запрета залить эту марку в японское или корейское авто.

4 Pentosin CHF 11S

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Перед нами жидкость для ГУР, которую можно смело залить в систему гоночного болида. По крайней мере такие технические характеристики она имеет. Температурный диапазон здесь от минус 40 до плюс ста градусов, причем скачки могут быть самыми высокими, и жидкость никак на них не среагирует: на поверхности не появится пенная пленка, не изменится индекс вязкости и прочие аспекты. Безусловно, параметр нужный, но на практике такие экстремальные режимы авто никогда не встречает, получается, что характеристики избыточные, или как говорит сам производитель – «с запасом».

Интересен тот факт, что несмотря на принадлежность жидкости к классу PSF, она легко смешивается со смазками ATF, и это никак не отражается на качестве работы.

Параметр очень удобный, так как нет необходимости полностью менять жидкость в системе, если необходимо просто ее дополнить.

Что касается рекомендаций, то данный продукт есть в списке многих производителей авто американского и европейского происхождения. А вот азиатских концернов в списке нет.

3 LIQUI MOLY Zentralhydraulik-Oil

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Отличительной особенностью данного продукта является полное отсутствие цинка в составе. Давно известно, что в долгосрочной перспективе цинк пагубно сказывается на работе механизмов, и в здесь производителю удалось полностью его исключить, повысив ценник. Жидкость для ГУР от LIQUI MOLY рекомендована целым рядом производителей, среди которых американские и европейские бренды. Но в этом списке нет ни одного авто из Кореи или Японии, то есть смазка подходит только для машин западных производителей, о чем часто пишут на специализированных сайтах и форумах.

Справедливости ради следует отметить, что независимые тестировщики пробовали залить LIQUI MOLY в японское авто, и оно с радостью приняло жидкость. Как это скажется в дальнейшем сказать сложно, но лучше не подвергать сомнению рекомендации производителей. К тому же, жидкость довольно дорогая, и для японских авто есть аналоги гораздо дешевле и ничем не уступающие по качеству.

2 RAVENOL Hydraulik PSF Fluid

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Несмотря на европейское происхождение, данная жидкость для ГУР рекомендована преимущественно азиатскими брендами. Она является основной маркой для японских, корейских и китайских авто, а в Европе ее советуют всего несколько французских компаний. В чем причина такого разделения неизвестно, но согласно независимым тестам, она прекрасно работает как в двигателях последнего поколения, так и в подержанных машинах с гидроусилителем.

Важным преимуществом данной марки является самый широкий температурный диапазон.

Жидкость не теряет своих рабочих качеств даже при минус 40 градусах, а вот при нагреве на ее поверхности образуется тонкая пенная пленка, что профессионалы отмечают как недостаток, хотя на качество нюанс никак не влияет, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Не меньшим преимуществом считается и цена продукта.

В среднем это 500 рублей за литр жидкости, что в сравнении с другими брендами является очень впечатляющим показателем. При прочих равных аспектах это лучшая цена, а сам бренд давно зарекомендовал себя на рынке и пользуется спросом у многих автолюбителей по всему миру.

1 Motul Multi HF

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Данная жидкость относится к классу PSF, хотя на многих профессиональных форумах существуют темы, в которых ее пытаются залить в АКПП, и она там прекрасно работает. То есть это совместимая смазка, являющаяся универсальной, и на первое место в рейтинге она попала по целому ряду причин. Как показывают независимые тесты, жидкость максимально устраняет посторонние шумы и не дает появляться новым. Насос прекрасно работает и увеличивается срок его службы. Помимо этого, Мотул не пенится при повышении температуры и имеет самый обширный диапазон.

Multi HF рекомендован многими производителями авто последнего поколения и рассчитана смазка именно на работу в современных двигателях. А к недостаткам можно отнести довольно высокую стоимость.

Да, бренд известный и популярный во всем мире, но стоит гораздо дороже аналогов, практически не уступающих по качеству.

Впрочем, если вы привыкли исключительно к высокому качеству, то это безусловно, лучший выбор.

ATF или Automatic Transmission Fluid – класс жидкостей, изначально адаптированных для автоматических КПП. Как показала практика и тесты, они прекрасно работают и в ГУР, что позволяет производителям рекомендовать их именно для этого узла автомобиля.

В отличие от PSF, класса, разработанного специально для ГУР, ATF может использоваться сразу в нескольких модулях.

Жидкости АТФ типа часто рекомендуют японские производители, в то время как европейские бренды чаще отдают предпочтение другим классам, хотя не запрещается залить ATF в систему европейского или американского авто.

5 Formula Shell Multi-Vehicle ATF

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

На тематических форумах и сайтах жидкость Formula Shell Multi-Vehicle ATF удостаивается массы положительных отзывов. Ее хвалят за приемлемый индекс вязкости, универсальность применения, широкий температурный диапазон и лучшую цену на рынке. Как показали независимые тесты, так оно и есть, вот только список рекомендаций у бренда очень маленький. Жидкость можно залить в авто примерно 10 марок, среди которых европейские, азиатские и российские бренды.

Совместимость жидкости актуальна для авто с рекомендацией заливки Dextron 3, что существенно увеличивает список применения, но сами концерны, не особо жалуют эту марку.

В чем причина, неизвестно, так как основные показатели находятся на вполне приемлемом уровне. Температурный разброс от -30 до +100. Точка возгорания 170 градусов. Прекрасная текучесть и лучшая цена.

Получается, что главным аспектом, не позволяющим поднять Formula Shell Multi-Vehicle ATF выше в рейтинге – это список рекомендаций от автопроизводителей.

4 Motul Multi ATF

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Жидкость для ГУР марки Motul Multi ATF отличается самым обширным списком рекомендаций. В него входят как известные европейские и американские концерны, так и относительно новые японские и китайские производители. Обзоры и отзывы от независимых тестировщиков также подтверждают лучшие качества данного продукта. В частности, здесь широкий температурный разброс, от минус 40 до плюс 100 градусов. Как уверяет производитель, в этом диапазоне жидкость прекрасно работает, но по результатам тестов выяснилось, что при нагреве до 100 градусов индекс вязкости все-таки меняется.

Зато при охлаждении характеристики остаются прежними, а это более веское преимущество.

Из-за такой особенности данный продукт больше рекомендуется заливать в системы КПП, хотя производитель настаивает на том, что это именно ГУР жидкость.

Читайте также:  Корзина сцепления мтз-82

Также было отмечено: продукт вообще не убирает шумы насоса. Уже определенный минус. К тому же, у жидкости сравнительно высокая цена, и здесь она указана за один литр.

3 ZIC ATF DEX 3

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Большинство жидкостей для ГУР проходят рабочие тесты на совершенно новых двигателях, поэтому в рекомендации производителя можно увидеть надпись о том, что использует она исключительно в машинах последнего поколения. Конечно, ничто не мешает нам залить ее в старое авто, но существуют марки, предназначенные именно для них.

Благодаря сбалансированному набору присадок Зик прекрасно чувствует себя как в коробках передач, так и в гидравлических системах. При этом нет ограничений по новизне двигателя.

Более того, как отмечают в независимых тестах, использование жидкости существенно снижает шум насоса и даже увеличивает срок его службы. Порадует и цена продукта, одна из самых низких на рынке.

Около 350 рублей за литр жидкости, правда найти именно такую тару будет проблематично, так как смазки Зик в розничных сетях чаще представлены 4 литровыми канистрами.

2 Liqui Moly Top Tec ATF 1100

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Индекс кинетической вязкости – один из важнейших показателей жидкости для ГУР. В большинстве случаев он колеблется в диапазоне до тысячи единиц, но в данной марке параметр поднялся аж до 1100, и это лучший показатель среди конкурентов. На деле дает самую высокую эффективность. Жидкость применяется как в гидравлических системах, так и в коробках передач. Вязкость позволяет смазывать даже нагруженные шестерни, что делает марку универсальной.

Есть в этом и определенный минус, так как смешивать жидкость с другими марками следует очень осторожно. Несовпадение индекса вязкости не приведет к моментальным последствиям, но может сказаться на сроке службы узла.

По крайней мере так говорят многие эксперты и тестировщики. Также следует отметить уникальный набор присадок, уменьшающих появление коррозии, снижающих уровень шума и износа, а также препятствующий появлению пенного слоя на поверхности.

И все по самой привлекательной, можно сказать лучшей цене на рынке.

1 Mobil ATF 320 Premium

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Продукцию американской компании Мобил часто называют лучшей, что не удивительно, учитывая обширный список автоконцернов, рекомендующих продукцию этого бренда к применению в своих машинах. Залить Мобил можно как в американский тягач, так и в корейскую малолитражку, и жидкости для ГУР не исключение.

Здесь на высоте все характеристики: температурный диапазон от минус 30 до плюс 150 градусов. При этом точка возгорания разместилась на отметке 197 градусов, сделав жидкость максимально безопасной. На высоте и дистракционные характеристики.

ATF 320 Premium существенно увеличивает срок службы узла и редко требует замены, а это практически полностью нивелирует и без того не самую высокую стоимость. А вот для работы в суровом климате жидкость не предназначена.

При падении температуры ниже отметки в 30 градусов происходит существенное уменьшение индекса вязкости, что негативно сказывается на работе механизма ГУР. К счастью, такие природные явления встречаются только на крайнем севере, и там лучше поискать другой вариант.

ATF, PSF и три разных цвета: что заливать в гидроусилитель и что можно смешивать

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Про жидкость гидроусилителя руля, к сожалению, обычно вспоминают в двух случаях: когда насос уже умирает и начинает выть или если она куда-то вытекла. По-хорошему, конечно, её тоже надо менять по расписанию. Вот только не всегда понятно, на что её менять. И ещё сложнее решить, что можно долить в бачок, если жидкость в нем внезапно кончилась. Попробуем разобраться.

Одна отечественная группа пела про девочек, что они «бывают разные: чёрные, белые, красные». Допускаю мысль, что так оно и есть, а от себя добавлю: жидкости ГУР тоже бывают разными, только немного других цветов: зелёные, жёлтые и да – красные.

И если в песне потом говорится о том, что, несмотря на разницу цветов, все эти девочки, в общем-то, мало чем друг от друга отличаются, то с жидкостями ситуация сложнее: они совершенно разные. Обычно их как раз и делят по цветам на три типа, но на самом деле это не совсем правильно.

Точнее будет поделить на две группы по назначению и ещё на две – по составу. 

По назначению все жидкости, используемые в гидроусилителях, можно разделить на жидкости ATF и жидкости PSF. Первые – это те же самые жидкости, которые применяются в автоматических коробках (Automatic Transmission Fluid), как правило – Dexron II и Dexron III.

Да, они отлично подходят для ГУР, потому что их задачи что в гидроусилителе, что в коробке одинаковые: создавать в системе давление, смазывать, охлаждать и защищать от коррозии.

Иногда автолюбители в ГУР используют и моторное масло (не по регламенту производителей, а по собственной инициативе), что не очень правильно, но в принципе любое масло в усилителе работать будет. А ATF для этих целей годится практически идеально.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Вторая группа «по назначению» – это непосредственно жидкости для ГУР, они же – PSF (Power Steering Fluid). Они разработаны именно для усилителей и по характеристикам немного отличаются от ATF.

В первую очередь тем, что в ATF всегда есть присадки, которые увеличивали бы трение фрикционов АКП для снижения их износа, а в жидкостях PSF таких присадок нет. Тем не менее большой разницы между ATF и PSF нет, и многие автоконцерны по умолчанию предлагают заливать в ГУР именно ту ATF, которая используется в автомате машины.

Впрочем, другие производители настаивают на применении именно PSF. А на самом деле, не так важно, какая из этих двух жидкостей залита в ГУР. Важнее, на какой основе они сделаны.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Переходим к классификации жидкостей по составу и обнаруживаем, что тут всё ровно то же самое, что и с моторными маслами: основа может быть минеральной или синтетической. Какая основа лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, у синтетической жидкости вязкость при разных температурах стабильнее.

Это, конечно, хорошо, но так ли сильны перепады температуры масла в ГУР? На самом деле они там не слишком большие, это далеко не самый горячий узел: температура жидкости в нём обычно держится в районе 80 градусов и только в редких случаях поднимается до 100. Но вот при пуске мотора в мороз насосу ГУР приходится тяжело.

И тут синтетические жидкости обычно показывают себя лучше минеральных, сохраняя вязкость не слишком высокой (то есть, они в мороз лучше текут, снижая нагрузку на насос). С другой стороны, они более агрессивны по отношению к резиновым деталям системы.

На новых машинах это не так страшно – там больше используется латекс, которому синтетика не страшна, а вот в старых машинах проблемы с синтетическими жидкостями могут быть. Некоторые производители так боятся последствий применения синтетических жидкостей в ГУР, что прямо запрещают их там использовать.

В основном это немецкие производители. И вот тут уже становится понятно, почему в некоторых автомобилях залита исключительно жёлтая жидкость, а не красная.

Вопросы цвета

Жидкость жёлтого цвета – это обычно как раз PSF, разработанная для гидроусилителей. Она может быть и на минеральной основе (чаще всего), и на синтетической (что редко). Красная жидкость в основной массе – это ATF (Dexron II или Dexron III). Обычно она на синтетической основе (но и это тоже совсем не обязательно).

Зелёные жидкости – кто бы сомневался! – тоже могут быть и минеральными, и синтетическими. И сложность заключается в том, что по одному цвету невозможно определить однозначно, к какому типу относится жидкость. Причём смешивать синтетическую и минеральную жидкость категорически нельзя. И это – главное правило для долива. Синтетику – к синтетике, минеральное – к минеральному.

И смотреть нужно не на цвет, а на то, что написано на банке: цвет может обмануть.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУРЖидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Второе правило – это недопустимость применения синтетической жидкости в тех машинах, где производитель рекомендует минеральную жидкость. Если к рекомендации не прислушаться, можно лишиться ГУР из-за повреждения не стойких к синтетике резиновых деталей. 

Ну и третье: смешивать ATF и PSF нужно очень и очень осторожно, потому что первая жидкость с высокой долей вероятности будет на синтетической основе, а вторая – на минеральной. Хотя если основа у обеих жидкостей одинаковая, их тоже можно доливать друг в друга.

Советы в Интернете о том, что можно смело смешивать красную и жёлтую жидкости, относятся к вредным советам. А на чём построен миф о том, что в зелёную жидкость можно долить только зелёную, мне понять вовсе не под силу. От цвета там ничего не зависит, всё зависит от основы.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Если необходимость доливки неизбежна, желательно доливать жидкость того же производителя. Тут логика та же, что и с другими эксплуатационными жидкостями, и она простая: производители используют свои присадки (антикоррозионные, противопенные, стабилизаторы вязкости и кислотности), которые не должны между собой конфликтовать.

Читайте также:  Как заменить вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2110 своими руками

Но в любом случае все жидкости на одной основе при необходимости смешать можно. И в любом случае потом придётся полученную бурду заменить на свежую жидкость. Желательно – с промывкой системы, а особенно тщательно – бачка ГУР, где в фильтре скапливается очень много всякого мусора.

Иногда даже проще заменить бачок, что многие и советуют делать при замене жидкости.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Как часто?

Срок службы жидкости гидроусилителя довольно большой – тысяч до 80-100 км пробега или до трёх лет.

При этом нужно помнить, что сильно сократить ресурс может привычка крутить рулём стоящей на месте машины, привычка держать руль вывернутым до упора и привычка оставлять в холода машину с вывернутыми колёсами на ночь, а утром прогревать её вместе с насосом ГУР. Но в этом случае, конечно, и сам насос выйдет из строя раньше, так что лучше этого не делать совсем, а жидкость  менять по регламенту.

И напоследок один универсальный совет: в бачок лучше всего заливать ту жидкость, которую рекомендует производитель. Это будет наиболее безопасно для гидроусилителя и не потребует проводить эксперименты по смешиванию жидкостей, которые иногда могут быть довольно непредсказуемыми.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Жидкость для гидроусилителя руля — как выбрать подходящую

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Только в случае аварии или ремонта узлов рулевого управления. А про техническое обслуживание гидравлической составляющей рулевого управления вообще ничего не сказано. И многие водители ездят, как говорится, до победы.

Пока не загудит насос ГУРа или не потекут сальники рулевой рейки. И до появления первых серьезных неисправностей, как правило, проходит не так много времени. Часто проблемы в рулевом управлении, связанные с гидроусилителем, настойчиво заявляют о себе еще до достижения шестизначной цифры пробега.

В материале статьи разберем тонкости работы рулевого управления, оснащенного ГУРом, а также проведем краткий обзор по жидкостям гидроусилителя и особенностям их замены.

Предназначение ГУР

Часто в кругах автолюбителей можно услышать мнение, что если гидроусилитель выйдет из строя, то это чревато аварийной ситуацией. А некоторые утверждают, что руль вообще заклинит, и автомобиль потеряет управляемость. Так может говорить только тот, кто имеет смутное представление о конструкции рулевого управления.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Да, если гидравлическая система рулевого управления откажет, то это отразится на эксплуатационных свойствах авто. В частности, повернуть руль, когда автомобиль неподвижен, или когда он движется с небольшой скоростью, станет значительно труднее. И хрупкая девушка может с трудом справляться с этой задачей.

Но в целом никаких реально опасных и необратимых последствий, даже при полном отказе гидроусилителя, не возникнет. А на скорости отсутствие работы ГУРа будет почти незаметно.

Назначение гидравлического усилителя руля можно понять из названия. Этот элемент не является несущим или обязательным для функционирования рулевого управления. Он лишь увеличивает приложенное водителем к рулевому колесу усилие.

На подавляющем большинстве не только легковых автомобилей, но и транспортных средств в целом, ГУР играет вспомогательную роль.

Исключение составляют грузовики, в которых часто отсутствует прямая механическая связь руля и управляемых колес. Например, подобное решение применено в конструкции самых больших в мире карьерных самосвалов БелАЗ.

Для чего применяется смазка в ГУР

  • передача усилия от насоса к распределителю и от распределителя в одну из рабочих полостей рейки;
  • смазка трущихся элементов;
  • защита от коррозии;
  • сохранение теплового баланса.

Для нормальной работы гидроусилителя необходимо масло, которое не только бы выполняло все вышеперечисленные функции, но и не наносило вред внутренним деталям ГУРа.

Как известно, большинство технических жидкостей в автомобиле имеют свой ограниченный ресурс и по истечении определенного срока или пробега нуждаются в замене. К этим жидкостям так же относится и масло гидроусилителя.

Почему нужно менять жидкость в ГУР, подробно о проблемах — видео


Период между очередными заменами в большинстве случаев указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Рабочие периоды могут исчисляться в километрах пробега и временных интервалах. Эти периоды составляют около 30–45 тысяч километров пробега или 2–3 года.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Некоторые системы гидравлического усиления руля предназначены для работы с определенными марками жидкости, другие подразумевают возможность смешивания с похожими составами, а третьи без проблем можно заправлять почти любыми маслами, предварительно промыв систему.

Как выбрать масло для ГУР

Как это ни банально, но заливать масло в гидроусилитель руля желательно только то, которое рекомендовано заводом-изготовителем. Универсальных каких-то приемов здесь не существует.

Гидравлические масла имеют несколько основных характеристик, которые и определяют их зону применения. Одной из наиболее важных выступает тип базы. Именно основа рабочей жидкости гидроусилителя является первоочередным фактором, учитываемым при выборе.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУРПодборка жидкостей, которыми пользуются при замене масла в ГУР

Сегодня в этой области смазочных материалов распространены два типа основы: минеральная и синтетическая. Полусинтетика также встречается, но значительно реже.

Рабочая жидкость гидроусилителя, созданная на минеральной основе, имеет как преимущества, так и недостатки. В этом случае традиционные понятия, присущие моторным смазкам, не работают. Специфика применения минерального моторного масла заключается в его щадящем воздействии на резиновые уплотнители.

Однако здесь стоит сказать, что многие современные автомобили выпускаются с расчетом на применение синтетики в гидравлической системе рулевого управления. Их манжеты и уплотнительные резинки не вступают в химическую реакцию с активными компонентами синтетических жидкостей.

Минеральные жидкости для ГУРа обладают несколько лучшими смазывающими свойствами. Однако температурный диапазон их ниже. Если автомобиль эксплуатируется в умеренных широтах, где нет сильных заморозков или экстремальной жары, то вполне можно пользоваться минеральным маслом. Даже если конструкция рейки и насоса ГУРа предусматривает возможность использования синтетики.

Синтетические жидкости для ГУРа обладают более стабильными свойствами в широком диапазоне температур и большим, по сравнению с минералкой, ресурсом.

Цветовые отличия жидкости и ее характеристики

Но не стоит забывать, что если синтетические масла не предусмотрены для использования в конкретно взятой системе рулевого управления, то использовать их не следует. Среди автолюбителей принято классифицировать жидкости по цвету.

Подавляющее большинство гидравлических масел имеют три оттенка:

  1. Красный.
  2. Желтый.
  3. Зеленый.

Красный цвет характерен для жидкостей, выпускаемых под брендом Dexron. Это высококачественные минеральные масла, которые массово применяются в японских автомобилях. Под этим же брендом выпускается и жидкость ATF, используемая в автоматических коробках передач.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУРжидкость для ГУР красного цвета

Желтый оттенок присущ для европейских авто. В частности, этот цвет используется для окрашивания фирменных мерседесовских масел. Фирм, выпускающих желтые составы, много. Часто они идут под маркировкой PSF после указания производителя и заводской маркировки. Основа у этих жидкостей минеральная. Небольшие различия между производителями заключаются в добавках.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Зеленые масла могут быть как минеральными, так и синтетическими. Например, распространенное масло для ГУРа типа Pentosin – минеральное. Но есть зеленые жидкости, которые выпускаются под брендом автомобилей. Они узкоспециализированы и предназначены для использования в определенных марках авто. Например, свои жидкости производят фирмы Peugeot, Citroen, GM и некоторые другие.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУРзеленое масло для гидроусилителя

На вопрос, какую жидкость заливать в гидроусилитель руля, ответов может быть много. Самое правильное решение – лить то масло, которое рекомендовано заводом-изготовителем. Но так же можно вполне успешно подобрать аналоги.

Взаимозаменяемость и смешиваемость

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Общие рекомендации такие:

  • необходимо использовать масло с тем типом основы, которая использовалась до этого (минеральная или синтетическая);
  • при смешивании не рекомендуется использовать жидкости разных цветов, но это не запрещается категорически;
  • заливать в гидроусилитель руля узкоспециализированные жидкости, предназначенные для других марок авто, даже при совпадении типа основы, не нужно.

Если планируется полная замена жидкости, то ее можно сменить с учетом основы. Например, зеленое масло с минеральной основой можно полностью заменить желтым с такой же базой.

Если необходимо лишь долить в бачок жидкость, то здесь нужно стараться достигнуть соответствия по цвету и по марке. Для кратковременных решений можно смешать жидкости различных цветов. Но при условии, что их составы сходны.

Общие рекомендации по замене

Выделяют два различных метода замены масла в гидроусилителе руля:

  • полная замена;
  • частичное обновление.

Полная замена практикуется при ремонте рулевой рейки или насоса гидроусилителя. В этом случае производится не только заливка новой жидкости, но и выполняется промывка системы от мелких остатков грязи и продуктов износа трущихся деталей. При этом не будет лишним обновить хомуты крепления гидравлических магистралей.

Один из многочисленных способов замены масла в гидроусилителе руля — видео

При частичной замене откачивается только масло из расширительного бачка, и доливается новое до необходимого уровня. При этой процедуре важно знать, какая жидкость в гидроусилителе руля была залита до этого. Или хотя бы знать ее тип.

После полной замены необходимо вручную прокачать масло по системе. Для этого нужно на остановленном двигателе несколько раз провернуть руль до крайних положений. Только после этого можно запускать мотор. Даже кратковременная работа деталей рулевого управления без масла может вывести его из строя.

Читайте также:  Рассухариватель клапанов своими руками

Замена жидкости в гидроусилителе руля — видео


Итог
Подводя итог, можно сказать следующее:

  • масло в ГУР нужно подбирать тщательно, иначе могут появиться проблемы с рулевой рейкой и насосом;
  • смешивать некоторые жидкости для гидроусилителя можно, только нужно соблюдать определенные правила;
  • если произошла утечка масла из системы, можно временно заливать любое минеральное масло до ремонта. Но ни в коем случае нельзя эксплуатировать автомобиль с сухим гидроусилителем.

Не забывайте периодически проверять уровень жидкости ГУРа в расширительном бачке и своевременно производить замену.

Залить и не навредить: как выбрать масло для ГУР

Когда мы не знаем, какое масло заливать в гидроусилитель руля, мы обращаемся за помощью к технической документации на автомобиль. Руководство по эксплуатации обычно говорит о том, что можно лить только оригинальную жидкость и указывает ее артикул.

Остается только найти и купить рекомендуемую смазку. Но в процессе поиска выясняется, что оригинала либо уже давно нет в продаже, либо его цена намного выше стоимости заменителей. И тогда начинаются муки поиска альтернативы оригинальному составу. Автомобильный интернет-журнал Autobann.

su разобрался, на что ориентироваться в этом нелегком деле.

Какие жидкости для гидроусилителя есть в продаже?

  Все масла для гидроусилителя рулевого управления (ГУР) условно можно разделить на три категории:

  • ATF(Automatic Transmission Fluid). Трансмиссионное масло, которое используются как в автоматических коробках передач, так и в гидроусилителе руля.
  • PSF(Power Steering Fluid). Используются только в ГУР.
  • CHF(Central Hydraulic Fluid). Используются и в гидроусилителе, и в гидравлической подвеске.

Помимо этого, мы знаем, что любое масло имеет в своем составе базовую основу. По отношению к гидроусилителю она может быть минерального или синтетического происхождения. Чтобы понять, какое масло можно заливать в тот или иной ГУР, консультанты предлагают нам обратить внимание на цвет:

  • Красный. ATF и PSF для японских и американских автомобилей.
  • Желтый. Минеральная PSF для европейских автомобилей.
  • Зеленый. Синтетическая CHF для машин европейских брендов.

В чем различия между atf, psf и chf?

Немного теории

Гидроусилитель — это обычная гидросистема. Например, тормозная система автомобиля также является гидравлической. ГУР состоит из насоса, трубок и поршней, расположенных в рейке. Когда водитель поворачивает руль, жидкость давит на один из поршней, снимая усилие с рулевого колеса.

Когда конструкция только проектируется, инженеры уже знают, на какой жидкости она будет работать. Под этот масляный состав конструируется насос, выбираются диаметры трубок, разрабатывается рулевая рейка. Это масло автопроизводитель позиционирует как то, что лучше заливать в гидроусилитель руля именно этого автомобиля или, другими словами, как оригинал. Так появляется допуск масла для ГУР.

Допуск жидкости для гидроусилителя руля выдвигает массу требований к составу. Но особое значение имеют два параметра: плотность и кинематическая вязкость при +40°C. Фактически, различия между ATF, PSF и CHF состоят именно в этих двух характеристиках.

Кинематическая вязкость при +40°C у ATF и PSF примерно одинакова — 30-35 мм2/с. У CHF этот показатель ниже — 18-20 мм2/с, но не у всех. Для сравнения, у моторного масла 5W-40 эта характеристика составляет около 90 мм2/с. Таким образом, все жидкости для ГУР можно разделить на два класса:

  • Вязкие (ATF, PSF) с вязкостью более 30 мм2/с.
  • Жидкие (современные CHF и др.) с вязкостью 18-22 мм2/с.

Наглядные примеры

Изначально производители определились, что будут заливать в гидроусилитель руля составы на минеральной основе: трансмиссионное масло типа ATF или ту же трансмиссионку, но под названием PSF.

Но с появлением электрогидравлических усилителей рулевого управления и систем гидравлической коррекции подвески, минеральные составы в бачке ГУР заместила синтетика, причем жидкая.

Тогда в европейские автомобили начали лить CHF, а в японские — дополнительные разновидности PSF, так называемые PSF Special. Например, у Nissan — это E-PSF.

Чтобы понять разницу, приведем кинематические вязкости некоторых моделей масел для ГУР:

  • ATF Dexron II D (минералка по стандарту GM) — 38,5 мм2/с.
  • Минеральный Pentosin PSF — 33,5 мм2/с.
  • Фирменная ниссановская синтетика для ЭГУР E-PSF KLF5100001EU — 22,2 мм2/с.
  • ПАО-синтетика CHF 11S, которая используется в BMW, Mercedes, VAG с гидроподвесками и сервотрониками — 18,7 мм2/с.

Жидкости вроде Pentosin CHF 5364 B — переходные. Вязкость практически идентична прежним минералкам (30,6 мм2/с), но основа уже более стабильная — синтетическая. Для сравнения, Pentosin CHF 11S — это более прогрессивная синтетика, так называемая ПАО. Она гораздо жиже, поскольку ее вязкость составляет 18,7 мм2/с.

ATF и PSF в основном заливали в гидроусилители японских автомобилей и европейских машин, произведенных до 1991 года. После 1991 года в большинстве европейских автомобилей в ГУР использовали жидкости CHF.

Несмотря на массовый переход от ГУР к электроусилителю руля, жидкости CHF продолжают использоваться в современных машинах по сей день.

Только теперь они применяются исключительно в системах стабилизации подвески.

Почему вязкость — это важный ориентир?

Не секрет, что ГУР, работающий на вязких жидкостях, отличается от гидроусилителя, использующего жидкие составы.

С этим сталкивались многие из нас, когда вместо вязкой ATF или PSF заливали жидкую CHF 11S, стремясь сделать машине лучше. Руль тяжело вращается на месте, появляются течи, а насос начинает гудеть.

Обратный порядок также не работает. Если вместо CHF 11S залить в ГУР ATF или PSF, руль также будет вращаться туго на месте.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Отчасти, этот факт объясняет, почему нельзя заливать моторное масло в ГУР. Мы уже упоминали, что синтетика 5W-40 втрое вязче синтетического трансмиссионного масла ATF. При такой рокировке тугой руль обеспечен, а насос проживет недолго.

А как же цвет?

Интересен тот факт, что условный класс кинематической вязкости при +40°C (вязкий и жидкий) отчасти совпадает с общеизвестной цветовой палитрой жидкостей для ГУР:

  • Вязкая ATF Dexron II-VI (38,5-30,5 мм2/с) на минеральной и синтетической основе — красный.
  • Вязкий Nissan PSF KLF50-0001 (34,9 мм2/с) на синтетической основе — красный.
  • Вязкий Pentosin PSF (33,5 мм2/с) на минеральной основе — желтый.
  • Вязкий Pentosin CHF 5364 B (30,6 мм2/с) на синтетической основе — желтый.
  • Жидкий Pentosin CHF 11S (18,7 мм2/с) на основе синтетики ПАО — зеленый.
  • Жидкий Pentosin CHF 202 (19,3 мм2/с) на основе синтетики — зеленый.

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

  1. Будет не очень хорошо, если вместо Pentosin CHF 5364 B залить обычный Pentosin PSF. Оба желтые, оба вязкие, но первое — синтетика, а второе — минералка. Менять Pentosin CHF 5364 B на Pentosin PSF нельзя, но обратное возможно: перейти с минералки на синтетику с полной заменой масла допустимо.
  2. У вас Nissan с ЭГУР, у вас нет возможности купить Nissan E-PSF и вы заливаете ATF Dexron VI. Обе жидкости красного цвета, обе — синтетические. На первый взгляд ничего необычного. Но, у Дексрон 6 вязкость при +40°C — 30,5 мм2/с, а у Nissan E-PSF — почти как у “зеленых” — 22,2 мм2/с. Насос ЭГУР приговорен.
  3. Вы не знаете ничего о том, какая жидкость заливается в ГУР вашего автомобиля, и действуете по простому принципу: какой цвет масла в бачке, такого цвета и покупаем. Спешим вас расстроить, через несколько десятков тысяч километров у всех ГУР цвет масла одинаковый — желтый. Масло в процессе эксплуатации выцветает: красные и зеленые становятся желтыми. Не нужно быть экспертом, чтобы оценить последствия замены, скажем, жидкого синтетического масла на вязкое минеральное (например, Pentosin CHF 11S на Pentosin PSF).

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло ГУР

Как же тогда правильно выбрать масло, которое можно заливать в гидроусилитель руля

Самый надежный способ подбора заключаются в следующем:

  1. Узнать допуск жидкости для ГУР, который установил производитель автомобиля. Он позволяет узнать параметры жидкости, которая была залита в ГУР с завода. Это можно сделать на сайте автопроизводителя, в оригинальной документации на машину, у официального дилера. Обычно для этой процедуры требуется VIN-код. Еще допуск часто указывается под капотом, непосредственно на бачке гидроусилителя руля.
  2. Установить по допуску список рекомендуемых аналогов. Для этого лучше пользоваться максимально достоверными источниками, например, сайтом автопроизводителя.
  3. Выбрать аналог и изучить опыт его эксплуатации. Среди масел, альтернативных оригинальному, часто встречаются подделки или просто некачественные составы. В результате насос гидроусилителя быстро выходит из строя или начинают пропускать сальники. Такая ситуация может случиться даже с оригиналом, и владельцы Nissan это подтвердят. Так оригинал Nissan PSF, который реализуется в пластиковых тарах (KE909-99931), имеет массу негативных отзывов. По техническим характеристикам и цвету он не отличается от аналогичного Nissan PSF в металлической таре (KLF50-00001). Но отрицательного опыта перехода “с металла на пластик” предостаточно. Это связывают с качеством: масло в металлических банках поставляет только Япония, а пластиковые канистры разливают и в Европе, и в Китае.
  4. Если опыт использования выбранной жидкости положительный, купить ее.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector