Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Как известно, трансмиссионное масло бывает минеральное, полусинтетическое или синтетическое. В связи с этим автомобилистов часто интересует, какое из них лучше и можно ли смешивать эти жидкости. В данной статье рассказывается о типах смазок для коробки передач, их свойствах и возможности смешивания разных типов.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Виды трансмиссионных жидкостей

По своему составу трансмиссионные масла бывают минеральные, полусинтетические и синтетические. Минеральное масло для трансмиссии создаётся из натуральных нефтепродуктов без добавления каких – либо иных веществ.

В основе полусинтетической смазки сочетание минеральной и синтетической основ, а также всевозможные добавки. Синтетическую создают с помощью особой технологии химического синтеза.

При этом обычно добавляют различные присадки.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Также масла для коробки передач различаются по вязкости и некоторым иным параметрам. Для различных условий эксплуатации и автомобилей разных марок и моделей подходят смазки с определёнными свойствами. Точная и подробная информация об этом обычно есть в руководстве к каждой конкретной машине.

Применение присадок и добавок позволяет создавать жидкости не только для механических коробок передач, но и для автоматов, роботов и вариаторов разных типов и модификаций. Смазки для CVT, РКПП или АКПП преимущественно синтетические. Минеральные сегодня используются обычно только в механических трансмиссиях, и то чаще всего старого образца.

Характеристики эксплуатационных свойств

Минеральные масла для КПП отличаются довольно высокой степенью вязкости. Они могут быстро и сильно густеть на морозе. Это несколько ограничивает их область применения, смазывающие свойства.

Полусинтетические считаются средними по степени вязкости. Синтетические – самые жидкие.

Их отличает слабая восприимчивость к крайне низким или высоким температурам окружающей среды, прекрасные смазывающие свойства и множество дополнительных качеств, достигаемых за счёт специальных добавок.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Также трансмиссионные смазки различаются по своей вязкости. В связи с этим выделяют следующие типы жидкостей:

  • SAE 70W — смазка, созданная для работы при крайне низкой температуре от-55°C, подходит для применения в северных странах и регионах с очень сильными морозами.
  • SAE 75W – подходит для применения при температуре от-40°C и рекомендуется для зимнего использования.
  • SAE 80W – масло для зимы, имеющее рабочую температуру от -26°C.
  • SAE 85W – жидкость для зимы, применяется при температуре от -12°C.
  • SAE 90 – летняя смазка.
  • SAE 140, SAE 250 – летние жидкости для особого применения в некоторых моделях авто.
  • SAE75W-90, SAE 75W-140, SAE 80W-90 – всесезонные трансмиссионные масла. Нередко бывают минеральными, но могут быть и иных типов.
  • SAE 85W-140 – жидкость для летнего или всесезонного применения.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

В большинстве регионов России обычно используются всесезонные смазки для трансмиссии. Но в отдельных районах целесообразно заливать различные жидкости в зависимости от сезона. Это характерно для мест с очень жарким летом или морозными зимами.

Большинство указанных типов масел по вязкости может быть как синтетическим, так и полусинтетическим. Минеральные смазки обычно являются более вязкими и плохо подходят для зимнего применения, так как быстро густеют даже при не очень сильном морозе.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Типы смазок – их плюсы и минусы

Автомобилисты нередко задумываются, какое трансмиссионное масло лучше: минеральное, полусинтетика или синтетика. Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно, ведь для каждой модели автомобиля и особенностей его эксплуатации подходит своя смазка. При этом у всех типов есть свои достоинства и недостатки.

Минеральное трансмиссионное масло – самое старое и известное. Оно было изобретено первым и до сих пор не утратило своей актуальности. Такая смазка по-прежнему имеет немало преимуществ и является отличным вариантом для многих автовладельцев.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Плюсы:

  • Низкая цена.
  • Слабая текучесть.
  • Снижение шумности работы трансмиссии.
  • Подходит для сильно изношенных КПП.

Минусы:

  • Быстрая потеря положительных свойств.
  • Густеет даже при незначительном морозе.
  • Малый срок службы.
  • Слабые моющие свойства.
  • Оставляет отложения на резиновых деталях трансмиссии.
  • Подходит не для всех типов коробок передач.
  • Преимущественно только для механики.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Полусинтетические жидкости для трансмиссии по своим качествам являются промежуточными между минералкой и синтетикой. Их область применения довольно обширна. Такие смазки могут использоваться не только в МКПП, но и в некоторых иных типах коробок передач, но не во всех.

Плюсы:

  • Доступная цена.
  • Распространённость.
  • Оптимальны как для низких, так и для высоких температур.
  • Продолжительный срок эксплуатации.
  • Долго сохраняют свои качества.
  • Могут иметь дополнительные присадки для улучшения характеристик.
  • Неплохие моющие и чистящие способности.
  • Защита коробки передач от быстрого износа и старения.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Минусы:

  • Возможны отложения на резиновых элементах трансмиссии.
  • Может не подходить для современных моделей МКПП.
  • Не всегда возможно применение в других типах трансмиссий, кроме механических.
  • Может загустевать при сильном морозе.

Синтетические смазки считаются самыми современными и прогрессивными. Они используются во всех типах трансмиссий и могут обладать различными дополнительными качествами, благодаря активному применению всевозможных присадок и добавок. Но и у таких жидкостей отмечаются недостатки.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Плюсы:

  • Широкая область применения.
  • Выпускаются многими знаменитыми брендами.
  • Отличные моющие свойства.
  • Прекрасные антикоррозийные и иные защитные качества.
  • Текучесть.
  • Длительный срок службы.
  • Продолжительное сохранение свойств.

Минусы:

  • Высокая стоимость.
  • Множество подделок на российском рынке, особенно среди смазок известных брендов.
  • Могут не подходить для коробок старого образца или сильно изношенных.
  • Возможна быстрая утечка при некоторых неисправностях трансмиссии.
  • Велика вероятность появления гула и шума на старых КПП или механических коробках отдельных моделей.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Эксперты считают, что лучше использовать тот тип трансмиссионной смазки, который рекомендован заводом-изготовителем автомобиля. В руководстве по его эксплуатации написаны необходимые параметры и оптимальные бренды жидкости.

Отступать от этих рекомендаций можно только после диагностики авто и консультации квалифицированных механиков. Покупать более дешёвые и низкокачественные масла не стоит.

Это принесёт лишь повышенный износ трансмиссии и увеличит затраты на более частые замены жидкости и ремонт КПП.

Иногда замена синтетической смазки на полусинтетическую или минеральную целесообразна, если при использовании синтетики коробка сильно гудит или отмечается быстрый уход масла. При решении о смене типа жидкости рекомендуется посетить СТО для диагностики транспортного средства.

Возможно, присутствует течь или требуется иной ремонт трансмиссии. Порой специалисты рекомендуют использовать полусинтетические или минеральные трансмиссионные жидкости для МКПП автомобилей с большим пробегом. Но это оправданно только при заметном износе коробки передач.

Зачастую лучше не переходить на другое масло, а выполнить профессиональный ремонт узла.

https://www.youtube.com/watch?v=IrgOEz9FkDo\u0026pp=ygWAAdCi0YDQsNC90YHQvNC40YHRgdC40L7QvdC90YvQtSDQvNCw0YHQu9CwOiDRgdC40L3RgtC10YLQuNC60LAsINC_0L7Qu9GD0YHQuNC90YLQtdGC0LjQutCwINC4wqAg0LzQuNC90LXRgNCw0LvRjNC90L7QtSDQvNCw0YHQu9C-

Многие автолюбители и мастера считают оптимальными полусинтетические масла. Они отлично подходят для большинства механических коробок переключения передач и имеют доступную стоимость. Но такие смазки могут оказаться неэффективными и вредными для современных трансмиссий некоторых относительно дорогих и последних моделей авто.

В некоторых случаях переход с минералки на полусинтетику или синтетику оправдан при эксплуатации машины в очень холодном и суровом климате. Но порой достаточно лить такую жидкость только на зиму. Если автомобиль неплохо работает на минеральной смазке и является сравнительно старым, нет смысла её менять.

Но некоторые автомеханики утверждают, что можно заменить её полусинтетической, что снизит количество отложений на резиновых деталях. Переход на минералку со смазки иных типов может быть оправдан только в исключительных случаях при сильном износе коробки передач.

Да и то данная мера обычно является временной и применяется до полноценного ремонта механизма.

Можно ли в минеральное масло долить полусинтетику

Автолюбители нередко задаются вопросом: можно ли смешивать синтетическое и минеральное или полусинтетическое масло. Необходимость смешивания может возникнуть, когда срочно требуется долить смазку, а нужной жидкости не оказалось под рукой. Иногда такая потребность возникает и в иных случаях.

Опытные автомобилисты и механики утверждают, что смешивать трансмиссионные жидкости различных видов строго запрещено! Если смешать их, причём неважно, какие и с чем, может образоваться твёрдый осадок. Он приведёт к повышенному трению деталей трансмиссии и их быстрому и сильному износу, поэтому вскоре потребуется дорогостоящий ремонт или замена коробки передач.

Читайте также:  Трансмиссия автомобиля и коробка передач: назначение, принцип работы, разновидности

Минеральное масло или синтетика: какое лучше и можно ли смешивать

Если вы любите свой автомобиль и хотите, чтобы он дарил вам радость и возил вас как можно дольше, не имея при этом проблем, то нужно следить за уровнем масла в коробке передач и вовремя делать замену. Всё потому, что коробка передач – это деталь, которая постоянно работает под нагрузкой.

Резкие старты, несвоевременное переключение передач, вес, которым загружен автомобиль – всё это и многое другое создаёт нагрузку. В коробке постоянно идёт трение шестерней, валов и многих других комплектующих, и для того чтобы всё это не изнашивалось лишний раз, надо время от времени проводить «ревизии».

Неважно, какой тип коробки передач у вас установлен: механика или автомат, в любом случае уделяйте своему автомобилю должное внимание.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное маслоСмешивать минеральное и синтетическое масло категорически запрещено.

Строк эксплуатации трансмиссии до замены в ней масла

Из-за того, что во время трения внутренних деталей коробки переключения передач в ходе использования автомобиля в масле откладываются маленькие металлические частички, в будущем могут появиться серьёзные проблемы, которые приведут к ремонту или полной замене трансмиссии.

Для механической трансмиссии рекомендованный пробег для замены трансмиссионного масла составляет 100000 километров, или замену следует осуществлять раз в семь лет, если автомобиль используется владельцем в очень редких случаях. Но если вы вдруг начали замечать лишний шум из коробки, надо срочно проверять уровень смазки.

 В машинах с автоматической коробкой замену следует проводить раньше. Приблизительно раз в 90000 километров пробега или раз в шесть лет.

Начинаем подбирать нужную трансмиссионную смазку

Если уже пришло время менять смазку в коробке, первое, на что следует обратить своё внимание, это производители или конкретные модели смазочной жидкости, представленные автомобильным производителем в инструкции об эксплуатации конкретного транспортного средства.

Для механических трансмиссий надо выбирать обычное трансмиссионное масло, в отличие от автомата, для которого используется специальная жидкость, которая сокращённо называется «ATF».

Это нельзя ни в коем случае забывать, потому что в эту жидкость специально добавляются определённые присадки для качественной смазки внутренних компонентов.

Также время от времени нужно смотреть на парковочное место, где автомобиль долго стоял, чтобы проверить отсутствие течи масла с трансмиссии.

Если же вы обнаружили под своей машиной лужицу трансмиссионной смазки, следует немедленно сделать полный техосмотр коробки передач. Специалисты рекомендуют проводить смену трансмиссионной смазки перед приходом морозов.

Всё связано с тем, что при резком перепаде температуры данные продукты имеют особенность терять свои свойства.

Минеральное или синтетическое масло вливать?

При подборе масла стоит учитывать два главных момента. Сейчас мы их рассмотрим.

Синтетическая трансмиссионная смазка хороша тем, что она менее вязкая, чем минеральная, и её густота не зависит от температуры, а это значит, что диапазон температур, при которых она используется, намного больше, чем при применении минералки. Также синтетика менее склонна к старению, что продлевает срок её использования.

Подбирая трансмиссионную смазку, надо учитывать степень изношенности различных резиновых деталей, так как со временем они теряют свою эластичность.

Если у вас есть сомнения насчёт состояния резиновых элементов трансмиссии, то не стоит заливать синтетику.

Дело в том, что она жидкая, и детали, которые потеряли допустимую эластичность, не смогут удержать смазку внутри трансмиссии, от чего появится течь. Такое бывает из-за использования перед синтетикой минералки или полусинтетики.

Эти два типа масла после попадания в коробку образуют налёт на резиновых составляющих. А когда после замены заливается синтетика, она смывает налёт.

Если вы используете автомобиль при очень низких температурных показателях, то следует использовать зимние группы масел. Они не замерзают в коробке, что предотвращает изнашивание её деталей. На такую группу смазок указывает индекс W.

Если же при температуре ниже -30 градусов вы используете обычное смазочное вещество, можете ждать начала проблем с работой вашей трансмиссии.

Универсальной трансмиссионной смазкой для использования является 80w90 (может использоваться при температуре выше -30 градусов). Для использования в холодном климате подходит 75w80, она сохраняет обычную вязкость до -40 градусов.

Что получится, если смешать разные типы трансмиссионных смазок?

Теперь ответ для тех, кто думает о том, смешивать или не смешивать минералку с синтетикой или полусинтетикой. Так вот, ни в коем случае нельзя смешивать, у всех трёх типов смазок разная основа, и при смешивании мы получаем осадок из твёрдых частиц, которые и будут разрушать нашу коробку передач изнутри, вместо того, чтобы предотвращать лишнее изнашивание.

Трансмиссионные масла: синтетика, полусинтетика и  минеральное масло

Выводы

Теперь подытожим, при выборе трансмиссионного масла надо учесть следующие моменты:

  • Во-первых, состояние резиновых изделий внутри коробки переключения передач, чтобы предотвратить утечку.
  • Во-вторых, делаем для себя отчёт, при каких погодных условиях мы будем использовать автомобиль, для того чтобы не было неожиданных «сюрпризов» в зимнее время года.

Теперь вы знаете главные свойства разных типов трансмиссионных масел, что поможет вам сделать правильный выбор, тем самым вы сможете продлить жизнь комплектующим вашей коробки.

Масло для трансмиссии

Во-первых, многие производители переднеприводных автомобилей убеждают использовать именно моторное масло, в свою очередь, в АКПП не пойдет ни моторное, ни тем более масло для трансмиссии, для них уже требуется очень маловязкая жидкость. Как правило, трансмиссионные жидкости предпочтительно использовать для автомобилей с так называемой классической компоновкой.

Каким должно быть масло

В связи с интенсивностью работы коробки передач к трансмиссионным смазочным материалам предъявляются довольно жесткие требования.

Они должны эффективно снижать шумы и вибрацию в процессе работы КПП, защищать от коррозии, не вспениваться и при этом выдерживать экстремальные температурные условия вкупе с высокой скоростью трения деталей.

Кроме того, трансмиссионные масла не должны быть агрессивны по отношению к металлу и резине или иметь высокую токсичность.

Типы масляных основ

Минеральные. Это самые недорогие масла, но они имеют свои минусы, например густеют при низких температурах. Качество минеральных масел повышается только за счет функциональных присадок (антизадирных, антикоррозийных и т. д.). Для длительной эксплуатации лучше использовать синтетические масла.

Синтетика. Более текучая, а значит, более пригодна для использования при низких температурах, да и в целом синтетическое масло считается всесезонным. Синтетика меньше «стареет» и мало подвержена окислению, но из-за своих свойств и сложности изготовления стоит намного дороже минеральных масел.

Полусинтетика. Золотая середина, которая обойдется дешевле синтетики, но все-таки будет качественнее минерального масла и прослужит на 25–30 % дольше него.

Свойства трансмиссионных масел по типу КПП

Масло для АКПП (с маркировкой ATF) обеспечивает выполнение более жестких требований, чем для механики. За счет более высокого индекса вязкости они лучше сопротивляются вспениванию и окислению и менее агрессивно воздействуют на сальники с эластомерами. Имеет ли смысл использовать такое масло в механике? Да, оно намного лучше, но и стоить будет дороже.

Масло для МКПП (с маркировкой MTF), преимущественно минеральное и полусинтетическое, хорошо отводит тепло и защищает от ржавчины, успешно снижает механические нагрузки.

Различия по уровню вязкости

Вязкостно-температурные свойства масел – очень важный параметр, от которого зависит максимальный полезный коэффициент двигателя при минимальном износе его деталей.

Лучше всего данный параметр отражен в классификации SAE – Американской ассоциации автомобильных инженеров. В ней мы видим описание вязкости масел в различных диапазонах рабочей температуры двигателя.

Фактически это оптимальный диапазон температур, при которых допускается использование определенного вида масла.

  • Первое число в кодировке. Рассмотрим, например, SAE 5W-40. 5W обозначает, что вязкость предназначена для использования при низкой температуре, но не ниже -35 °С. Просто отнимаем 40 от цифры, которая идет перед W, и получаем предельно допустимую температуру для холодного запуска двигателя. Это всего лишь рекомендация, но ей лучше следовать. Если Вы проживаете в регионе, где редко бывают минусовые температуры, то лучше использовать всесезонное трансмиссионное масло с кодировкой SAE 75W-90.
  • Второе число. Это высокотемпературная вязкость, здесь нужно ориентироваться исключительно на рекомендации автопроизводителя.
Читайте также:  Минеральное масло для двигателя: особенности, преимущества и недостатки

С одной стороны, повышенная вязкость масла помогает двигателю гораздо быстрее прогреться при холодном пуске. В то же время показатель вязкости не имеет абсолютного значения, она меняется в динамике в зависимости от диапазона температур.

Именно поэтому нужно соблюдать одно правило: строго следовать рекомендациям автопроизводителей. Они сами занимаются стандартизацией масел.

Также следует добавить, что сейчас все большее распространение получают всесезонные синтетические масла, в то время как раньше было четкое разделение на летние и зимние.

Присадки

Отдельно рассмотрим набор современных присадок, позволяющих трансмиссионным маслам для коробок передач лучше справляться со своими задачами и получать необходимые эксплуатационные характеристики.

  • Противоизносные. Функционируют до того момента, пока масла хватает в зазоре между шестернями коробки передач.
  • Противозадирные. Особенно полезны при высоких нагрузках, когда степень трения приближается к сухому.
  • Антикоррозионные. Согласно названию, дают коробке передач защиту от коррозии на длительное время.
  • Антифрикционные. Уменьшают трение и за счет этого позволяют сэкономить на топливе.
  • Противопенные. Напрямую влияют на качество смазывания: большое количество пены приводит к ухудшению распространения смазывающего материала по коробке.

Особенности замены трансмиссионного масла

Трансмиссионное масло необходимо периодически менять, причем эта процедура зачастую сложнее, чем для моторного. Период замены обычно указывается в руководстве от автопроизводителя и зависит от пройденного расстояния и интенсивности езды. Автовладельцы часто игнорируют эти правила, ошибочно считая, что нагрузка на трансмиссию меньше, чем на двигатель.

АКПП. Особенно значительную роль замена масла играет в АКПП, где трансмиссионная жидкость, помимо функций смазки и защиты поверхности деталей, является рабочим телом. Экономить на трансмиссионных жидкостях нет смысла, потому что это может привести к порче или значительному снижению ресурса работы коробки передач.

Вариаторные КПП. Отдельного внимания заслуживает замена трансмиссионного масла в вариаторных коробках передач, которые относятся к классу автоматических, но функционируют в очень жестких температурных режимах. В них пакет присадок распадается гораздо быстрее, и лучше строго выполнять рекомендации по замене вариаторной жидкости из-за высоких нагрузок.

Необслуживаемые КПП. На рынке есть автомобили с так называемой необслуживаемой коробкой передач, то есть масло в них заливается на весь срок эксплуатации автомобиля, и в них нет даже возможности проверить уровень масла при помощи щупа. На практике после интенсивных режимов работы КПП в них тоже требуется своевременная замена масла, а проверку лучше проходить у специалистов.

Как отличить подделку

Непрофессионалу отличить фальсификат от оригинального трансмиссионного масла довольно сложно, и многие автолюбители обнаруживают низкое качество уже после того, как масло залито в КПП. По каким показателям можно отличить оригинал?

  • Внешний вид. Он должен соответствовать описанию на сайте производителя и обладать специальными наклейками. Обращайте внимание на цвет канистры: подделка может иметь другой оттенок. Крышка должна быть плотно закупорена.
  • Подделанные упаковки часто имеют массу ошибок и ляпов в тексте, особенно в тех местах, где он написан мелким шрифтом. Да, этикетки можно качественно подделать, но это становится экономически невыгодно.
  • Оригинальная трансмиссионная жидкость не имеет запаха гари, обладает однородным цветом без вкраплений и примесей.
  • Фирменные упаковки часто имеют несколько степеней защиты, среди них – лазерная гравировка, уникальные номера партии, голографические наклейки, сложные в изготовлении формы канистр и пробок. Например, трансмиссионное масло ROLF выпускается только в металлических канистрах, слишком сложных и невыгодных для копирования в отличие от пластиковых.

Каталог трансмиссионных масел ROLF

Часто задаваемые вопросы

Почему правильный выбор трансмиссионного масла имеет такое большое значение?

Если использовать некачественное трансмиссионное масло или не менять его вовремя, узлы коробки передач подвергаются серьезному риску преждевременного износа, коррозии и засора.

Продукция ROLF превосходно справляется со всеми перечисленными проблемами.

Ассортимент позволяет перекрыть все потребности рынка: у нас Вы найдете подходящие составы и для небольших легковых автомобилей, и для спецтехники.

  • Каким образом масло защищает коробку передач?
  • Качественные масла предотвращают засорение узлов, образуют защитную пленку на деталях трансмиссии, уменьшая трение и износ, удаляют лишнее тепло и во многих случаях позволяют избежать дорогостоящего ремонта.
  • Зачем мне покупать масла ROLF с присадками, когда я могу самостоятельно добавить пакет присадок?

Для создания по-настоящему эффективного набора присадок компании ROLF понадобились годы лабораторных исследований и экспериментов. С таким маслом Ваш автомобиль будет работать с максимальной отдачей.

Мне говорили, что можно менять масло намного реже, чем написано в инструкции

В идеальных условиях это было бы возможно, но особенность движения в городе, с постоянными остановками, значительно увеличивает нагрузку на коробку передач и постепенно истощает составляющие, которые определяют эффективность масла. Именно поэтому нельзя даже доливать масло – лучше производить его замену полностью.

Таблица вязкости трансмиссионного масла

Какое трансмиссионное масло заливать в механическую коробку передач, а какое в автоматическую? Можно ли это же масло лить в главную передачу или стоит применить другое? Об этом в данной статье.

https://www.youtube.com/watch?v=IrgOEz9FkDo\u0026pp=YAHIAQE%3D

Для полноценной эксплуатации автотранспортного средства используется ряд рабочих смазочных жидкостей, которые позволяют обеспечить исправную работу всех систем машины.

Одной из таких систем является трансмиссия, для которой применяется специализированное автомобильное масло.

Оно используется для смазки зубчатых соединений, которые есть в ручных КПП, а также для механизмов рулевого управления, ведущих мостов и раздаточных коробок.

Сегодня существует две разновидности «трансмиссионки»:

  • для использования в МКПП (механических коробках передач);
  • для передне- и заднеприводных машин с АКПП (автоматической коробкой передач). Также этот тип масла применяется для гидроусилителей руля (ГУР).

Вторая категория смазывающих жидкостей позволяет снять механические нагрузки, эффективно смазывает элементы, отводит тепло, продукты коррозии и микро-абразивные частицы в наиболее изношенных частях.

Масла для коробок «автоматов» передают механическую энергию во все комплексы гидромеханической трансмиссии.

К этой категории смазочных материалов предъявляются самые строгие требования (если сравнивать с маслами для МКПП).

В качестве основы для трансмиссионных масел используются минеральные, синтетические и полусинтетические материалы. Также как и для моторного масла, при выборе «трансмиссионки» учитываются классификации нефтепродуктов исходя из которых можно определить такие показатели, как вязкость и качество смазывающего материала. Рассмотрим эти стандарты подробнее.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по SAE

Индекс SAE, указывающий вязкость трансмиссионного масла, был разработан в Американском Обществе Инженеров.

Этот стандарт получил широкое распространение по всему миру и сегодня при определении классификации вязкости моторного масла для ведущих мостов и МКПП применяется спецификация SAE J306.

По этой квалификации также определяется температурный диапазон, при котором допустимо применение того или иного смазочного материала.

Самая низкая и самая высокая температура, при которой можно эксплуатировать автомобиль имеет свой предел, который оценивается:

  • по температуре, при которой вязкость жидкости по Брукфильду доходит до показателя 150 000 сП (сантипуазов);
  • по температуре, при которой кинематическая вязкость «трансмиссионки» определяется при температуре 100 градусов.

Благодаря этому удается определить нагрузку (приблизительную) с которой сможет справиться защитная масляная пленка.

По стандартам SAE трансмиссионные масла делятся на аналогичные с моторными смазками категории:

  • зимние (W, Winter): 70w, 75w, 80w, 85w;
  • летние (без индекса): 80, 85, 140, 250.

Всесезонные жидкости имеют обе маркировки, например, SAE 75w-85. Такие масла можно использовать на протяжении всего года.

Как видите, в этом плане «трансмиссионки» схожи с моторными маслами, но это не означает, что эти нефтепродукты используются в одинаковых условиях и имеют одинаковые показатели.

Это же касается и вопросов о том, можно ли заливать «трансмиссионку» в двигатель и наоборот. Моторное масло допустимо использовать для КПП, но трансмиссионную жидкость заливать в мотор нельзя.

Читайте также:  Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Таблица температурных диапазонов окружающего воздуха, в которых можно применять трансмиссионные масла. Указаны наиболее часто применяемые виды масел

Минимальная температура, при которой обеспечивается смазка узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С
-40 75W-80 35
-40 75W-90 35
-26 80W-85 35
-26 80W-90 35
-12 85W-90 45

Классификация вязкости трансмиссионного масла по API

По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками — содержание противоизносных и противозадирных присадок.

https://www.youtube.com/watch?v=40Mq0l2wHa8\u0026pp=ygWAAdCi0YDQsNC90YHQvNC40YHRgdC40L7QvdC90YvQtSDQvNCw0YHQu9CwOiDRgdC40L3RgtC10YLQuNC60LAsINC_0L7Qu9GD0YHQuNC90YLQtdGC0LjQutCwINC4wqAg0LzQuNC90LXRgNCw0LvRjNC90L7QtSDQvNCw0YHQu9C-

Классификация описана в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г.» (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976). Классы качества по API:

GL-1

  • Масла для передач, работающих в легких условиях.
  • Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
  • Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.

GL-2

  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат противоизносные присадки.
  • Предназначены для червячных передач транспортных средств.
  • Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

GL-3

  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
  • Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
  • Не предназначены для гипоидных передач.

GL-4

  • Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести — от легких, до тяжелых.
  • Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
  • Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
  • Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.

GL-5

  • Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
  • Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
  • Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
  • Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
  • Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
  • Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL.
  • Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки).
  • Содержат до 10% высокоэффективных противозадирных присадок.
  • Предназначены для гипоидных передач со значительным смещением осей.
  • Соответствуют наивысшему уровню эксплуатационных свойств.
  • В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.

Новые классы API

MT-1

  • Масла для высоконагруженных агрегатов.
  • Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

PG-2 (проект)

  • Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ

Таким образом, если перед нами маркировка ТМ-5-18, то последняя цифра будет указывать на кинематическую вязкость жидкости.

Согласно ГОСТ 23652-79 существуют следующие марки трансмиссионных смазочных жидкостей исходя из показателей вязкости:

  • ТЭп-15 – изготавливаются на основе экстракта остаточных и дистилляторных масел. Обладают противоизносными и депрессорными присадками.
  • ТСп-10 – содержат противозадирные, депрессорные и антипенные присадки. Используются такие масла для тяжело нагруженных передач.
  • Тап-15В – изготавливается путем смешения экстрактов остаточных масел фенольной очистки с дистиллятными маслами. Содержат противозадирные и депрессорные присадки.
  • ТСп-15К – содержит противозадирные, противоизносные, депрессорные и антипенные присадки. Применимы для большегрузных машин, например, для КАМАЗов.
  • ТСп-14 гип – включает в свой состав противозадирные, антиокислительные, депрессорные и антипенные присадки. Используется для гипоидных передач автомобилей грузового типа.
  • ТАД-17и – универсальные жидкости, которые изготавливаются на минеральной основе. Содержат многофункциональные серофосфоросодержащие, депрессорные и антипенные присадки.

Помимо вязкости, при выборе смазочного материала необходимо обратить внимание на классификации эксплуатационных характеристик (API – США или ZF – европейский стандарт), а также на плотность масла трансмиссионного. Например, для масла ТЭп-15 показатель плотности при 20 градусах составит не более 0,950 г/см3.

Все эти свойства могут измениться после продолжительного срока хранения смазочной жидкости для КПП. Поэтому необходимо помнить о таких моментах, как: срок годности трансмиссионного масла.

Условия хранения трансмиссионного масла

Смазочные составы для КПП имеют свой гарантийный срок, который составляет 5 лет, и в некоторых случаях 3 года. По истечении этого периода присадки, содержащиеся в жидкости теряют свои свойства и соответственно такое просроченное масло не будет отвечать необходимым требованиям.

Стоит отметить, что период 3-5 лет обозначает срок хранения автомобильного масла в неоткрытой таре. Если же вы уже вскрыли бутылку, то срок хранения жидкости будет зависеть от многих условий. Чтобы состав дольше оставался действенным необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • не допускать перепадов температурных режимов, жидкость нужно хранить при постоянной температуре, не превышающей 20 градусов;
  • масло должно храниться в хорошо проветриваемом помещении, вдали от прямых солнечных лучей;
  • не рекомендуется переливать смазочный материал в другую тару, лучше хранить в заводской канистре, с плотно закрытой крышкой;
  • не замораживать «трансмиссионку» ни при каких обстоятельствах.

При соблюдении этих условий масло будет храниться весь заявленный срок.

Некоторые автолюбители «оживляют» просроченное масло специальными присадками.

Делать это не рекомендуется, так как в жидкости могут остаться «живые» присадки и при таком смешении их количество изменится, что, в свою очередь, уже не будет отвечать нормам.

Кроме этого, новые компоненты могут вступить в химическую реакцию со старыми присадками, в результате чего их свойства будут непредсказуемыми.

Многие ошибочно считают что если «трансмиссионка» изменила свой цвет, то это является основным признаком непригодности жидкости. Это не всегда так.

Дело в том, что в процессе производства главным параметром являются смазывающие характеристики состава, поэтому некоторое отклонение в цвете или запахе допустимо.

Однако, если изменился не только цвет, но и появился темный кристаллический осадок, а само масло помутнело, то такой продукт заливать нельзя.

Также стоит сказать, что хранение трансмиссионного или моторного масла в бочке или системе автомобиля – это две разные вещи. Во втором случае, смазка постоянно находится в контакте с окружающей средой, в результате чего возникают окислительные процессы и появляются различные отложения.

Поэтому даже если вы залили новое масло в авто без пробега, то это не означает что менять его можно лет через 5.

Плановая замена масла для КПП зависит от эксплуатационных условий, но специалисты рекомендуют менять жидкость каждые 70 000 км при нормальной работе системы и через 25 000 км при езде в особых условиях (жара, холод, полная загрузка и так далее).

В заключении

В некоторых марках машин не предусмотрена плановая замена «трансмиссионнки», но, тем не менее, рекомендуется проверять уровень жидкости еженедельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector