Распределитель зажигания (трамблер) системы зажигания карбюраторного двигателя периодически выходит из строя.
А так как он состоит из нескольких устройств и механизмов, то список его неисправностей и признаков их проявления достаточно обширен.
На примере трамблера 40.
3706 бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся по каким признакам (симптомам) в работе двигателя автомобиля можно самостоятельно понять, что трамблер начал сбоить и какие неисправности могут привести к возникновению этих проблем. Что бы в случае проведения диагностики той или иной неисправности в работе двигателя можно было бы определить есть в ней «вина» трамблера или нет.
1. Двигатель автомобиля перестал запускаться
Либо он сначала «схватывает», а потом глохнет.
Такое возможно если имеется сильная утечка тока высокого напряжения на «массу» из-за чего искра на свечах слабая или вовсе отсутствует. Например, когда прогорел бегунок распределителя зажигания, либо сгорел его помехоподавительный резистор или «пробита» крышка трамблера.
«Бегунок» — распределитель зажигания с помехоподавительным резистором
Так же двигатель не будет запускаться если вышел из строя датчик Холла или есть «обрыв» в его проводке.
Проверяем исправность датчика Холла по наличию искры на центральном бронепроводе (высоковольтном проводе) с катушки зажигания
Помимо этого при неправильной установке трамблера и смещении его установочных меток сбивается угол опережения зажигания (становится или слишком ранним, или слишком поздним), что не дает совпасть концу такта сжатия и моменту проскакивания искры на свече.
К самым простым причинам этого признака можно отнести выскакивания наконечника центрального высоковольтного провода или его повреждение. После чего трамблер попросту обесточивается.
А так же присоединение в неправильном порядке высоковольтных проводов к крышке трамблера.
Порядок нумерации цилиндров двигателя 21083 (21081, 2108) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций
2. Двигатель троит на холостом ходу
В ряде случаев, когда неисправности трамблера не столь критичны, двигатель автомобиля может запуститься (возможно с нескольких попыток) и даже некоторое время поработает на холостых.
Хотя и будет безбожно троить, и пытаться заглохнуть. Особенно актуальна такая проблема в сырую погоду, когда есть хорошие условия для утечки тока.
Показатель такой «сырой» утечки — холостой ход стабилизируется по мере прогрева двигателя.
Причинами троения могут быть окисленные или даже разрушенные контакты крышки трамблера (как внутри, так и снаружи нее), разрушенный или подвисший контактный уголек ее центрального электрода.
Так же следует отметить, что на стабильность холостого хода напрямую влияет правильность установки угла опережения зажигания при его регулировке вращением трамблера.
Регулировка угла опережения зажигания вращением трамблера на ВАЗ 21083, 21093, 21099
Помимо этого напрямую на стабильность работы двигателя на холостом ходу влияет изношенность верхнего подшипника вала трамблера. В этом случае при установке момента зажигания на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет. Холостой ход не стабилен и не поддается регулировке.
Верхний подшипник трамблера
3. Появились провалы и рывки при нажатии на педаль газа
Так как в случае неисправности трамблера нарушается своевременность и сила искрообразования на электродах свечей зажигания, снижается отдача от сгорания топливной смеси, возникают провалы и рывки при нажатии на педаль газа. На самом деле каждое такое нажатие должно приводить к повышению оборотов коленчатого вала и ускорению автомобиля, а в результате двигатель пытается заглохнуть из-за недостатка мощности.
4. Появились выстрелы в глушитель или в карбюратор
Если провода присоединены к трамблеру не в том порядке, двигатель или вовсе не запускается, или заводится, но при этом «чихает» и стреляет в карбюратор или (и) глушитель. Так как воспламенение топливной смеси происходит не вовремя.
Помимо этого при позднем зажигании горение рабочей смеси происходит на всем протяжении рабочего хода, а не только во время сжатия. В момент, когда начинают открываться впускные клапана, старая топливная смесь еще догорает и воспламеняет новую порцию топливной смеси, поступающую из впускного коллектора и карбюратора на такте впуска. Происходит хлопок в карбюратор.
Аналогичная ситуация возникает при раннем зажигании. Но тут уже идет хлопок в глушитель.
5. Ухудшился разгон и динамика автомобиля
На работу двигателя при разгоне и динамику при движении автомобиля влияют, установленные в трамблере, вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания.
Они позволяют автоматически корректировать угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель и оборотов его коленчатого вала.
В случае их неисправности такой корректировки происходить не будет и двигатель перестанет тянуть.
Если заедает тяга вакуумного регулятора опережения зажигания или его опорная пластина, либо негерметичен его корпус — двигатель не будет тянуть
6. Ощутимо повысился расход топлива
Смещение угла опережения зажигания, отсутствие его изменения в нужную сторону, утечка тока на «массу» и как следствие ослабление и исчезновение искры на свечах негативно влияют на эффективность сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя. Отдача от такого горения низкая.
На выполнение своей работы двигателю, в таких условиях, требуется намного больше энергии и соответственно топлива. Плюс ко всему, водитель, пытаясь компенсировать снижение мощности двигателя и его нестабильную работу, постоянно вытягивает рукоятку «подсоса» на себя и активно работает педалью газа.
Все это сразу же влияет на рост топливного аппетита в большую сторону.
Примечания и дополнения
— Признаки (симптомы) неисправности трамблера системы зажигания могут появиться внезапно (например, когда прогорел бегунок), а могут быть практически не заметны. Или водитель попросту привыкает к ним и ездит так годами. Например, в случае, когда двигатель автомобиля постоянно подтраивает на холостом ходу, а при движении вроде бы все более-менее в порядке.
— Аналогичные признаки в работе двигателя могут иметь место из-за неисправности других его систем и механизмов. Например, при смещении фаз газораспределения, приготовлении карбюратором слишком бедной или слишком богатой топливной смеси, подсоса постороннего воздуха, неисправности коммутатора и т.д.
Еще статьи по системе зажигания карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
- — Почему одна свеча в двигателе черная, а остальные нет?
- — Как понять, что сбилось зажигание?
- — Признаки утечки тока высокого напряжения на массу
- — Симптомы (признаки) позднего зажигания при работе двигателя
- — Признаки (симптомы) раннего зажигания при работе двигателя автомобиля
- — «Пробивают» высоковольтные провода признаки и причины неисправности
Подписывайтесь на нас!
Как выставить зажигание? Как определить раннее или позднее зажигание? Признаки позднего и раннего зажигания
Момент зажигания топливной смеси имеет большое значение для работы ДВС. Рассмотрим в этой статье основные причины и способы устранения дефектов в системе поджига топливной смеси. Расскажем о возможных нюансах и трудностях, с которыми придется столкнуться при самостоятельном ремонте авто.
Раннее или позднее зажигание что это такое
Нужно добиться такого положения, при котором искра будет проскакивать между контактами строго перед верхней мертвой точкой. Именно тогда поджиг происходит нормально, и мотор функционирует в заданном режиме.
Поздний угол – это вид нарушения в работе системы, при котором воспламенение топливной смеси происходит позднее заданного временного интервала. При этом поршень находится в близком положении или непосредственно в верхней мертвой точке. Это недопустимый режим, так как смесь не сгорает полностью. Часть недогоревшего топлива отправляется в выпускной коллектор с вытекающими последствиями.
Ранний угол зажигания – Топливо возгорается раньше положенного времени, когда положение поршня далеко до ВМТ. При такой работе мотор буквально поглощает бензин литрами, а мощности выделяет намного меньше. Плюс ко всему, возникает противодействующая сила на поршень, который движется вверх.
Признаки раннего зажигания
Наиболее часто встречающейся поломкой или дефектом в работе ДВС бензинового типа является именно раннее зажигание. Ввиду своей природы происхождения оно встречается часто, поэтому актуально всем автовладельцам знать о признаках такого состояния. Симптомы раннего зажигания проявляются следующим образом:
- на электродах свеч зажигания образуется плотный черный нагар;
- из глушителя доносятся выстрелы;
- неустойчивая работа в режиме холостого хода;
- плохая динамика при движении;
- в выхлопе образуется много копоти черного цвета;
- проблема с запуском мотора;
- слышен стук пальцев;
- отмечается увеличения расхода топлива.
Признаки позднего зажигания
Если генерация искры происходит позже заданного времени, то в автомобиле наблюдаются следующие признаки позднего зажигания:
- двигатель запускается не с первого раза;
- сильно нарушение и нестабильность в его работе, троит;
- в впускном тракте и системе подготовки смеси происходят выстрелы;
- мотор вяло реагирует на педаль газа;
- ощущается сильный и быстрый перегрев ДВС;
- на электродах свечи появляется налет белого и серого цветов;
- нет детонации при резком нажатии на педаль газа;
- отмечается также увеличения потребления топлива.
Какое зажигание лучше раннее или позднее
Важно, чтобы мотор работал правильно, а это указывает на корректные настройки угла зажигания топливной смеси.
Но если по какой-то причине настройка сбилась, то какое состояние менее вредит авто? Нельзя допускать работу мотора в таких режимах, потому что увеличивается износ деталей, не говоря у уже о росте затрата на топливо в обеих ситуациях.
Поэтому если выбирать, какая лучше, то ответ будет никакая. Обе вредны и для машины и для вашего кошелька, но если углубиться в особенности работы, то отличия во вреде есть.
Принцип работы системы зажигания
Система зажигания топлива состоит из нескольких элементов:
- свечей зажигания;
- распределителя-прерывателя или трамблера в карбюраторных авто;
- катушки с конденсатором.
Когда водитель поворачивает кулю старта ДВС, стартер начинает вращать клеенчатый вал. Трамблер, находясь в зацеплении через шестеренчатую пару с коленвалом формирует импульсы, передаваемые на первичную обмотку.
В самой простой реализации происходит замыкание катушки и разряд энергии на конденсатор, подключенный параллельно контактом прерывателя. Он генерируется за счет заряда конденсатора и преобразования трансформатора (катушки) до амплитуды свыше 10 кВт.
Искра через угольные контакты и сопротивления передается на свечи, где передает свою энергию через поджиг топливной смеси. Последняя была порционного впрыснута в нужный момент и в нужный цилиндр.
На инжекторе
На автомобилях с инжектором нет прерывателя, а реализовано электронное управление и для каждой свечи имеется своя катушка.
Контроллер в соответствии с положением датчика положения вала организует правильное управление работой катушек через модуль зажигания, с которых уже искра передается на электроды в камерах сгорания.
На более старых авто с инжектором высокоамплитудный импульсы подаются попарно и сразу в 2 цилиндра. Соответственно, в одном наступил такт сжатия, а в другом – такт выпуска отработанных газов. Попарная подача импульса получила название «метод холостой искры».
На карбюраторе
Система зажигания на авто с карбюратором состоит из нескольких компонентов. Имеется трамблер или прерыватель, он же распределитель искры, катушка зажигания и свечи. Когда водитель поворачивает ключ, стартер начинает вращать коленвал ДВС.
На валу трамблера имеется кулачек, который при попадании на подвижный контакт в прерывателе, размыкает цепь питания катушки. В этот момент происходит заряд конденсатора через нее для сглаживания тока. Во вторичной обмотке генерируется ЭДС с амплитудой свыше 10 кВт.
Через бегунок искра попадает на контактные свечи зажигания.
Как определить раннее или позднее зажигание
На бензине
Если имеет место позднее зажигание смеси, то возникает сильный нагрев ДВС и особенно выпускного коллектора, сопровождаемый взрывами. При нажатии на педаль газа на скорости порядка 40-50 км/ч отсутствует характерная для нормальной работы детонация.
На дизеле
На автомобилях с дизельным силовым агрегатом такое понятие, как позднее или раннее зажигание отсутствует, потому что в них нет искры. Поджиг смеси возникает в момент ее сжатия, то есть синхронного. В более ранних модификациях это еще можно было как-то регулировать вручную. В современных авто эта функция не реализовано.
На авто с ГБО
Газобаллонное оборудование устанавливают на свои авто многие владельцы, потому что газ остается дешевле бензина. При его наличии также очень важно выполнять правильную настройку угла зажигания горючего вещества. В отличие от жидких углеводородов, пропан имеет большее октановое число (100-105, метан 120 октан).
По этой причине регулировка угла обязательна, так как при нормальной для бензина настройке экономический эффект будет очень мал. Для этого в состав комплектов ГБО входит специальный блок, называемый вариатором. Он переключает угол в соответствии с выбором смеси.
Для наиболее оптимальной работы требуется увеличенный угол опережения, так как газ горит дольше бензина. Также прибегают к изменении степени сжатия за счет удлинения шатунов, но такой мотор уже не сможет нормально работать на жидком топливе. Соответственно, позднее зажигание для газового ДВС опасно.
Если ставите ГБО на классику, то нужно крутить трамблер в «+» на 3-8 градусов.
Последствия позднего и раннего зажигания
Раннее или позднее зажигание опасно в обоих случаях как для мотора, так и для кармана владельца автомобиля. Прежде всего, снижается мощность при одновременном увеличении потребления топлива.
Синхронного возникает сильный перегрев силовой установки. При раннем в цилиндрах возникает противодействующая сила, которая давит на поршни, двигающиеся в противоположном направлении.
Такое состояние может стать причиной погнутой поршневой.
Как выставить зажигание
Как выставить зажигание по стробоскопу
Существует технология настройки угла зажигания при помощи стробоскопа. Его использование существенно упрощает процедуру. Принцип работы прибора заключается в освещении в темноте движущегося объекта с большой скоростью короткой и очень яркой вспышкой.
В результате этого объект, освещенный светом, покажется статичным и на нем будут хорошо видны детали. Благодаря этому эффекту можно визуально без дополнительных приборов проконтролировать положение меток на коленчатом валу непосредственно во время его вращения.
Вспышка включается в момент генерации искры и наблюдающий в идеале должен заметить две ветки на шкиве коленвала и на корпусе, расположенные друг напротив друга. Если она смещена против часовой, то зажигание слишком раннее, нужно повернуть трамблер в «-».
Соответственно, по часовой – в «+».
Выставляем зажигание по контрольной лампочке
Оптимально настроить угол опережения зажигания можно и при помощи контрольной лампочки. Принцип тот же, но вращать теперь нужно шкив коленвала рукой. Лампочка подключается к катушке зажигания на коричневый провод, идущий на прерыватель. При вращении коленчатого вала в какой-то момент лампочка потухнет.
Это свидетельствует о том, что контакты прерывателя сомкнулись и ток поте на землю, то есть происходит заряд катушки. Когда лампочка загорится, то цепь размыкается и происходит разряд конденсатора на катушку и лампочку. Она загорится. Нам нужен момент, когда лампа тухнет. Именно тогда происходит выброс энергии в виде высоковольтного импульса.
При этом метки на шкиве и корпусе мотора должны совпадать. Далее, регулировка выполняется аналогично раннее описанному методу.
На слух
Некоторые опытные мастера со временем научились регулировать угол опережения на слух. Это специфическая процедура и дана не каждому автолюбителю. Рассмотрим ее особенности:
- Первым делом отпускается гайка, фиксирующая трамблер на одном месте.
- Медленно вращая его в одну и другую сторону при работающем моторе, находят положение, при котором ДВС работает устойчиво и после перегазовки.
- Вращают прерыватель в «-» на несколько градусов, чтобы сделать зажигание более поздним для экономии топлива и снижения уровня шума, но появится легкая вибрация, считающаяся нормальной.
Бывают такие ситуации, когда отрегулировать угол невозможно из-за плохого качества топлива.
По искре
Регулировка угла опережения зажигания производится аналогично методу со стробоскопом и лампочкой. Искра на свече должна проблеснуть именно в момент прохождения метки на шкиве мимо той, что на корпусе ДВС. Для этого обычно снимают центральный высоковольтный провод и располагают его на расстоянии 3 мм от массы. Коленвал вращают до положения совпадения его метки с первой на корпусе.
Проверка правильности установки
После установки оптимального угла опережения зажигания его нужно проверить. Сделать это можно на слух. Прежде всего, мотор должен работать ровно с минимальной вибрацией.
При нажатии на педаль газа не глохнуть и обороты оставаться устойчивыми. При резком надавливании на педаль газа о время движения на скорости 40-60 км/ч должен измениться звук работы на звонкий.
Если его нет, то зажигание слишком раннее. Мотор не будет выдавать нужную мощность.
Принцип работы трамблера, как он устроен
Трамблер — это устройство, отвечающее за образование искры в нужный момент. Деталь устанавливается на двигателях внутреннего сгорания. Когда поршень находится в верхней точке, происходит воспламенение.
Внимание! Так как в двигателе не один цилиндр, искра образовывается в разное время.
Трамблер — это прерыватель-распределитель. Без него невозможна работа ни одного бензинового двигателя внутреннего сгорания. Вы можете найти это устройство на таких автомобилях, как:
- ВАЗ 2109,
- ВАЗ 2107,
- ВАЗ 2106,
- ВАЗ 2108.
Без трамблера было бы невозможным своевременное образование искры в цилиндрах двигателя.
Предназначение устройства
Одной и самых важных подсистем бензинового двигателя является система зажигания. Дело в том, что нормальная работа мотора возможна только в том случае, когда сгорание топливно-воздушной смеси происходит своевременно. В противном случае нарушается весь алгоритм работы.
В процессе работы устройства генерируется напряжение. Оно подаётся на свечи. Именно на них формируется нужная для воспламенения смеси искра. Как результат двигатель начинает работать, и машина движется в нужном направлении.
Чтобы все описанные выше процессы стали реальностью необходим трамблер. В данной системе он выполняет следующие функции:
- Выступает инициатором искрообразования. Это происходит за счёт размыкания контактов.
- Устройство направляет сформированное напряжение на нужную свечу.
- Трамблер при необходимости может изменять момент искрообразования. Данный параметр определяется режимом движения, который выбрал водитель. Также многое зависит от качества и сорта топлива.
- Устройство способно накапливать энергию в бобине.
Как видите, деталь выполняет немало функций. Неудивительно, что без её нормальной работы невозможно функционирование двигателя.
Принцип работы
Принцип работы трамблера в разных автомобилях может отличаться. В качестве примера возьмём всю ту же линейку автомобилей ВАЗ. Трамблер связан с коленчатым валом. Процесс их кооперации осуществляется за счёт поршней, которые оказываются в самой верхней точке своей траектории. При этом контакты прерывателя размыкаются. Результатом данного действия становится появление высокого напряжения. Оно направляется через бегунок на свечу нужного цилиндра.
Внимание! Бегунок находится в крышке трамблера.
Именно в цилиндре топливная смесь сгорает. Созданная взрывная энергия вскоре превращается в механическую и приводит в действие всю систему. При этом коленчатый вал не прекращает вращения.
Движения коленвала воздействуют на кулачок трамблера. Главное достоинство данного устройства заключается в том, что как только поршень занимает ВМТ в другом цилиндре, процесс повторяется. В катушке генерируется напряжение, чтобы потом поступить на свечу.
В результате совместного вращения этих трёх элементов и появляется искра, достаточная для того, чтобы воспламенить топливно-воздушную смесь. Главное достоинство трамблера заключается в том, что он может обеспечить появление искры в нужное время в нужном месте.
Внимание! Тем не менее это лишь общая схема работы устройства, чтобы понять все тонкости процесса нужно ознакомиться с такими понятиями, как УЗСК и УОЗ.
Данный параметр указывает на время замыкания контактов устройства трамблера. Если смотреть в саму суть термина, то становится ясно, что он характеризует энергию, накопленную в катушке, после того как искра сформирована.
Важно! От УЗСК зависит количество энергии, которое будет подаваться для образования искры.
Если расстояние между контактами будет недостаточным — накопленной энергии не хватит. В результате двигатель начнёт сбоить. С каждым разом время разрыва будет всё больше уменьшаться, а катушка никогда не зарядится полностью.
Иногда чтобы добиться идеального УЗСК, нужно отрегулировать устройство трамблера. Дело в том, что для каждой системы зажигания данный параметр носит индивидуальный характер. Проще говоря, оптимальной цифры для всех устройств не существует.
УОЗ
Данный термин напрямую затрагивает момент воспламенения топливно-воздушной смеси. Принято считать, что ТВС сгорает моментально. Но это не так. Чтобы вся система работала как часы — сгорание происходит раньше, чем поршень дойдёт до самой высокой точки.
Внимание! УОЗ — это время опережения искрой поршня, который оказывается в положении ВМТ.
Эта величина постоянно меняется и во многом зависит от того, как работает мотор, какова нагрузка и другие параметры. Особую роль играет качество топлива. Чтобы топливно-воздушная смесь сгорала при оптимальном временном промежутке, существует центробежный регулятор. Это важная часть трамблера, без которой его полноценное функционирование невозможно.
Устройство трамблера
Трамблер состоит из множества маленьких деталей, описывать каждую из которых просто не имеет смысла. Лучше всего сосредоточиться на основных конструкционных элементах, которые определяют функционирование данного устройства:
- Ротор работает в сцеплении с шестернёй распределительного вала.
- Прерыватель — внутри есть кулачковая муфта, которая работает в комплекте с центробежной муфтой при помощи группы контактов.
- Катушка зажигания имеет двойную обмотку.
- Бегунок крепится к валу. Деталь вращается вместе с валом.
- Крышка — к ней примыкают провода, которые идут к свечам.
- Бесконтактные системы — используются в наиболее современных системах.
- Вакуумный регулятор, обеспечивающий опережение зажигания. Его основным элементом является конденсатор. Он поглощает часть заряда и защищает контакты от возможного оплавления.
В некоторых трамблерах внизу может быть установлен октан-корректор. Он обеспечивает необходимую скорость вращения валика. Последний параметр во многом определяется типом бензина.
Внимание! Тип бензина определяется его октановым числом.
В самых первых трамблерах октан-корректор приходилось регулировать вручную, что добавляло немало хлопот водителям.
Подробно о самых важных элементах устройства трамблера
Вакуумный регулятор
Именно это устройство способно изменять при необходимости УОЗ. Как только меняется нагрузка мотора, соответствующие коррективы вносятся в работу детали устройства трамблера.
Важно! Нагрузка определяется при помощи дроссельной заслонки.
Вакуумный регулятор трамблера представляет собой замкнутую полость. Для обеспечения лучших эксплуатационных качеств конструкция разделяется диафрагмой. Одна полость идёт напрямую к карбюратору.
Когда происходит разряжение — начинает двигаться диафрагма. Как результат давление оказывается на подвижной диск и кулачок прерывателя. Время срабатывания последнего корректируется в зависимости от текущей ситуации.
Внимание! Трамблер меняет момент искрообразования, тем самым влияет на эксплуатационные характеристики мотора.
Это очень важный элемент в устройстве трамблера. Без него вся система не могла бы нормально функционировать. Агрегат меняет УОЗ в зависимости от топлива, которое используется в данный момент.
По своей конструкции данный элемент трамблера напоминает две пластинки со стрелкой. Такая же стрелка устанавливается на двигатель. На ней есть специальные чёрточки, посредством которых корректируется угол зажигания. Без этой детали практически невозможно обойтись, когда заправляются разные сорта бензина.
Бесконтактные системы
Технологии не стоят на месте. Каждый год автомобильный мир сотрясают новые инновации. Именно такой в своё время стала инновация, дополнившая конструкцию трамблера коммутаторами.
Внимание! В коммутаторах сигнал подаётся на управляющий электронный модуль, а не на катушку.
Второе название бесконтактных систем в устройстве трамблера — датчики Холла. Простая конструкция этих устройств обеспечивает бесперебойную подачу сигнала. Сами датчики работает за счёт изменения в магнитном поле.
Итоги
Трамблер — один из самых важных элементов в системе зажигания. Без него была бы невозможной своевременная генерация искры. Отдельно нужно сказать про технологические инновации, которые привели к внедрению в конструкцию датчиков Холла, работающих за счёт магнитного поля.
Устройство трамблера не отличается особой сложностью. Главная задача детали подать своевременный сигнал, чтобы свечи сгенерировали искру. Которая, в свою очередь, воспламенит топливно-воздушную смесь в системе.
Трамблер: устройство и принцип работы
Трамблер, или прерыватель распределитель зажигания — это важный элемент бензинового двигателя внутреннего сгорания. Именно благодаря трамблеру подается электрический импульс на каждую из свечей зажигания, из-за чего происходит ее разряд и воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания каждого из поршней.
Конструкция данного устройства оставалась практически неизменной с момента его изобретения в 1912 году американским изобретателем и успешным предпринимателем Чарльзом Кеттерингом (Charles Franklin Kettering). В частности, Кеттеринг являлся основателем известной компании Delco, ему принадлежит 186 патентов связанных с электрической контактной системой зажигания.
Попробуем разобраться с устройством и принципом работы прерывателя распределителя зажигания.
Устройство
Детально описывать каждую шайбочку и пружинку мы не будем, поскольку имеется на нашем сайте Vodi.su статья, в которой устройство прерывателя раскрыто вполне доступно.
Основными же элементами являются:
- привод распределителя (ротор) — шлицевой валик, который входит в сцепление с шестерней распредвала или специального промвала (в зависимости от устройства двигателя);
- катушка зажигания с двойной обмоткой;
- прерыватель — внутри него находятся кулачковая муфта, группа контактов, центробежная муфта;
- распределитель — бегунок (он прикреплен к валу привода сцепления и вращается вместе с ним), крышка трамблера (от нее отходят высоковольтные провода к каждой из свечей).
Также неотъемлемыми элементами трамблера является вакуумный регулятор опережения зажигания. В схему входит конденсатор, основная задача которого — брать на себя часть заряда, таким образом оберегая группу контактов от быстрого плавления под воздействием высокого напряжения.
Кроме того, в зависимости от вида трамблера, в нижней части конструктивно связанный с приводным валиком, установлен октан-корректор, который корректирует скорость вращения под определенный тип бензина — октановое число. В более старых версиях его нужно корректировать вручную. Что такое октановое число мы тоже рассказывали на нашем сайте Vodi.su.
Принцип работы
Принцип работы достаточно простой.
Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, замыкается электрическая цепь и напряжение от аккумулятора подается на стартер. Бендикс стартера входит в зацепление с венцом маховика коленвала, соответственно, движение от коленвала передается на приводную шестерню валика распределителя зажигания.
При этом на первичной обмотке катушки замыкается цепь и возникает низковольтный ток. Контакты прерывателя размыкаются и ток высокого напряжения аккумулируется на вторичной цепи катушки. Затем этот ток поступает на крышку трамблера — в нижней ее части имеется графитовый контакт — уголек или щетка.
Бегунок постоянно находится в контакте с этим центральным электродом и, вращаясь, передает часть напряжения попеременно на каждый из контактов, связанный с определенной свечой зажигания. То есть индуцированное в катушке зажигания напряжение поровну распределяется между всеми четырьмя свечами.
Вакуумный регулятор связан трубкой с впускным коллектором — задроссельным пространством. Соответственно, он реагирует на изменение интенсивности подачи воздушной смеси в двигатель и изменяет угол опережения зажигания.
Это нужно для того, чтобы искра подавалась в цилиндр не в тот момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке, а немного с опережением.
Детонация будет происходить точно в момент впрыска топливно-воздушной смеси в камеру сгорания, а ее энергия будет толкать поршень вниз.
Центробежный регулятор, который находится в корпусе, реагирует на изменение скорости вращения коленчатого вала. Его задача также состоит в изменении угла опережения зажигания, чтобы топливо использовалось максимально эффективно.
Следует отметить, что данный вид трамблера с механическим распределителем устанавливается преимущественно на автомобилях с двигателями карбюраторного типа. Понятно, что при наличии каких-либо вращающихся деталей происходит их износ.
В инжекторных двигателях или даже более современных карбюраторных используется, вместо механического бегунка, датчик Холла, благодаря ему распределение производится за счет изменения интенсивности магнитного поля (см. эффект Холла).
Данная система более эффективная и занимает меньше места под капотом.
Если же говорить о наиболее современных автомобилях с инжектором и распределенным впрыском, то там используется электронная система зажигания, ее также называют бесконтактной. За изменением режимов работы двигателя следят различные датчики — кислорода, коленвала — от которых сигналы подаются на электронный блок управления, а с него уже идут команды на коммутаторы системы зажигания.
(3
Что такое трамблер: фото, схема, для чего нужен
Назначение трамблера
Нормальная работа двигателя обеспечивается благодаря своевременному поджигу топливно-воздушной смеси в его цилиндрах. При этом система зажигания генерирует импульсы напряжения, которые передаются на контакты свечей. Они формируют искру, поджигающую смесь топлива и воздуха. В результате топливо воспламеняется и приводит в движение поршень.
Трамблер, являясь ключевым элементом зажигания, выполняет такие функции:
- инициирует искрообразование, размыкая и замыкая электроконтакты прерывателя;
- направляет напряжение в соответствующую свечу;
- меняет момент искрообразования в соответствии с выбранным режимом работы мотора;
- накапливает энергию в бобине.
Распределитель монтируется под капотом неподалеку от головки блока цилиндров. Высоковольтными проводами он соединяется с катушкой зажигания и свечами, а его низковольтный провод подключен к бобине.
Температура сгорания топлива бензиновый двигатель
Контактно-транзисторная система зажигания
С целью оптимизации схемы разработчики добавили в конструкцию транзисторный коммутатор, который устанавливается в первичной обмотке. Его управление производится с помощью контактов прерывателя.
https://www.youtube.com/watch?v=JzWJeNHYpYo\u0026pp=ygWHAdCi0YDQsNC80LHQu9C10YA6INGH0YLQviDRgtCw0LrQvtC1INC_0YDQtdGA0YvQstCw0YLQtdC70YwgLSDRgNCw0YHQv9GA0LXQtNC10LvQuNGC0LXQu9GMINC30LDQttC40LPQsNC90LjRjyDQuCDQutCw0Log0YDQsNCx0L7RgtCw0LXRgg%3D%3D
Принципиальная схема показана ниже.
Особенность системы в том, что применение дополнительного устройства позволило снизить ток в цепи и продлить ресурс контактной группы прерывателя (она стала меньше подгорать).
Контактно-транзисторная схема, благодаря незначительным изменениям, получила лучшие характеристики, если сравнивать ее с классическим вариантом зажигания. Из-за применения транзистора в системе был добавлен новый узел — коммутатор.
Преимущество транзистора в этой схеме в том, что даже небольшого тока, направленного на управление (в базу), достаточно для контроля тока большей величины.
Как уже отмечалось, новая система контактно-транзисторного типа имеет небольшие отличия от прежней версии системы. Ее особенность заключается в особых характеристиках, которыми не может похвастаться стандартная контактная схема.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как проверить катушку зажигания в автомобиле
Главное отличие заключается в том, что прерыватель взаимодействует напрямую с транзистором, а не с «бобиной». В остальном работа контактно-транзитной системы аналогична.
- Как только происходит прерывание тока в первичной обмотке, во второй цепи возникает импульс высокого напряжения.
- Если не обращать внимания на конструктивные особенности и принципы подключения коммутатора, можно выделить одно главное преимущество — возможность повышения первичного тока, благодаря применению транзистора.
- При этом удается решить ряд задач:
- Увеличить зазор между свечными электродами;
- Поднять вторичное напряжение;
- Устранить проблемы с пуском при низкой температуре;
- Оптимизировать процесс образования искры;
- Поднять число оборотов и мощность мотора.
Еще одна особенность контактно-транзисторной схемы заключается в необходимости использования катушки с отдельной первичной и вторичной обмоткой.
Рассмотренные изменения схемы позволили снизить нагрузку на контактную группу прерывателя и уменьшить проходящий через нее ток. В итоге контакты служат дольше, а надежность системы возрастает.
Система изменения фаз газораспределения
Несмотря на рассмотренные плюсы, нельзя не отметить и ряд минусов контактно-транзисторной системы, которые связаны с работой прерывателя.
Так, в схеме формируется искра в момент, когда происходит разрывание тока в «бобине». Ток, который поступает в транзистор, имеет достаточную величину для влияния на работу детали.
Кроме того, уменьшение тока на контактной группе прерывателя негативно сказывается на определенных характеристиках системы.
Устройство распределителя зажигания
Конструкция трамблера состоит из нескольких деталей:
- прерыватель контура низкого напряжения;
- крышка;
- распределитель высокого напряжения, генерируемого катушкой зажигания;
- центробежный механический регулятор для изменения угла опережения зажигания (УОЗ);
- вакуумный регулятор, меняющий УОЗ в соответствием с положением педали газа (дроссельной заслонки).
Прерыватель трамблера — сложное электромеханическое устройство, состоящее из следующих деталей:
- вал с кулачками, вращающийся синхронно с коленвалом;
- подвижные контактные пластины, размыкаемые кулачками вала;
- конденсатор.
Количество кулачков на валу прерывателя соответствует числу цилиндров двигателя автомобиля.
Большое количество подвижных деталей и окисляющиеся контакты прерывателя и распределителя снижают надежность узла.
Поэтому на современных автомобилях используются бесконтактные системы зажигания, работающие без прерывателя. В них искра возбуждается электронной схемой, считывающей данные датчика положения коленвала.
Прерыватель-распределитель зажигания – устройство и работа
Основное назначение прерывателя-распределителя – это индуцирование тока высокого напряжения и его направление уже непосредственно в камеру сгорания бензинового карбюраторного или инжекторного двигателя.
Узел, который в народе называют трамблер (от французского trembleur – вибратор, прерыватель), бывает для нескольких систем зажигания (контактной и бесконтактной).
Устройство прерывателя-распределителя контактного и бесконтактного отличается лишь основными рабочими элементами, а конструкция одинаковая.
https://www.youtube.com/watch?v=JzWJeNHYpYo\u0026pp=YAHIAQE%3D
У контактного прерывателя есть контакты, а у бесконтактного их, естественно, нет, стоит либо индуктивная катушка, либо датчик Холла.
Устройство и работа прерывателя-распределителя зависят от того, на каком автомобиле он установлен. На военной технике устанавливались еще и экранированные трамблеры, чтобы машина могла ездить в воде. Прерыватель состоит из корпуса, в коем на втулке вращается вал.
Нижняя часть вала имеет либо шлицы, либо поперечный пропил, смещенный в сторону, чтобы прерыватель можно было установить только в определенном положении.
Привод распределителя зажигания, как правило, происходит от шестерни распределительного вала или от специального промежуточного вала.
В верхней части вала прерывателя-распределителя находится кулачковая муфта (количество кулачков равно количеству цилиндров двигателя) и центробежная муфта опережения зажигания.
В верхней части корпуса расположен подшипник, а на нем диск с вольфрамовыми контактами подвижным и неподвижным. Для уменьшения пригорания параллельно с контактами подключен конденсатор. На вал трамблера вставляется бегунок и накрывается крышкой.
Снаружи корпуса (внизу) крепится октан-корректор, а сбоку – вакуумный корректор угла опережения зажигания.
Принцип работы распределителя зажигания
Трамблер в заданный момент размыкает первичную цепь зажигания и вторичная обмотка бобины выдает импульс высокого напряжения. Он подается на бегунок распределителя и, далее, на провод свечи.
При этом механические регуляторы изменяют момент поступления напряжения на свечи. Центробежный регулятор увеличивает угол опережения во время возрастания оборотов и уменьшает при снижении.
Вакуумный — уменьшает УОЗ при увеличении нагрузки на двигатель и увеличивает при ее снижении.
Основа работы распределителя зажигания — его жесткая связь с коленвалом мотора. Когда поршень в цилиндре заканчивает цикл сжатия и достигает верхней мертвой точки, контакты прерывателя замыкаются и импульс высокого напряжения проходит через провода и «бегунок» к соответствующей свече.
Топливно-воздушная смесь воспламеняется не мгновенно, поэтому искра возникает чуть раньше, чем поршень достигает ВМТ. Это описывается понятием «угол опережения зажигания» .
Величина угла постоянно меняется в процессе работы двигателя и зависит от оборотов и положения дроссельной заслонки. Правильно подобранное опережение улучшает сгорание топлива и предотвращает детонацию.
Таким образом УОЗ увеличивает КПД и продлевает срок службы двигателя.
Вернуться на главную
Общий принцип работы
- Наличие контактной системы зажигания в автомобиле подразумевает, что зажигание горючего в цилиндрах осуществляется по факту появления искры от свечи зажигания.
- При этом сама искра возникает при поступлении импульса высокого напряжения от катушки зажигания.
- Ключевую функцию выполняет катушка зажигания, которая по принципу работы напоминает трансформатор.
- Она состоит из двух обмоток (первичной и вторичной), намотанных на сердечник из металла.
- Сначала напряжение подводится к первичной обмотке, после чего в катушке создается ток.
- Как только происходит кратковременный разрыв первичной цепи, магнитное поле нивелируется, но во вторичной обмотке возникает высокое напряжение (около 25000 Вольт).
- В этот момент на первичной обмотке также присутствует напряжение, равное 300 Вольтам.
Причина его появления — токи самоиндукции.
Именно из-за появления этого тока возникает обгорание и искрение контактов прерывателя.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что вторичное напряжение напрямую зависит от следующих аспектов:
- Магнитного поля;
- Уровня интенсивности падения тока в первичной обмотке.
Для роста вторичного напряжения и снижения риска обгорания контактной группы, в цепочку включается конденсатор (устанавливается параллельно). Даже при незначительном размыкании конденсатор заряжается.
Принципиальная схема контактной системы зажигания показана ниже.
Разряд емкости происходит через первичную обмотку, посредством формирования импульсного тока обратного напряжения. Благодаря этой особенности, магнитное поле исчезает, а вторичное напряжение растет.
Оптимальная емкость конденсатора для контактной системы зажигания составляет 0,17-0,35 мкФ. Для примера, в «Жигулях» отечественного производства установлен конденсатор, имеющий емкость в 0,2-0,25 мкФ (при частоте от 50 до 1000 Гц).
Если система зажигания автомобиля работает без сбоев, вторичное напряжение должно постоянно расти. Оно зависит от двух основных параметров — размера зазора между свечными электродами, а также давления в цилиндрах машины.
Для контактной системы зажигания этот параметр (вторичное напряжение) должен находиться на уровне 8-12 Вольт.
Чтобы система работала без сбоев, в момент прерывания упомянутый показатель вырастает до 16-25 кВ. Наличие подобного запаса позволяет избежать неблагоприятных последствий от тех или иных колебаний в системе зажигания.
К упомянутым выше проблемам можно отнести корректировки состава горючей смеси или изменение расстояния между электродами свечи.
К примеру, снижение уровня кислорода в топливно-горючей смеси приводит к росту напряжения до 20 кВ.
Несмотря на ряд проведенных мероприятий, полностью избежать подгорания контактной группы создателям контактной системы зажигания не удалось. Оптимальным способом снижения этого эффекта является четкое выдерживание зазора на минимальном уровне (0,3-0,4 мм).
В качестве примера можно привести отечественные машины ВАЗ, в которых величина зазора в прерывателе равна 0,35-0,45 мм, что соответствует углу в 52-58 градусов (при условии, что контактная группа находится в замкнутом состоянии).
В случае изменения этого угла корректируется и напряжение во вторичной обмотке. В итоге искры появляются не только на контактах, но и на бегунках. По этой причине уменьшается качество искры, и мотор теряет мощность.
Отдельного внимания заслуживает надежность контактной системы зажигания, которая зависит от целого ряда факторов:
- Формы, энергии и времени появления искры;
- Количества искр на определенной площади;
- Вторичного напряжения (одна из наиболее важных характеристик). Чем больше этот параметр, тем меньше зависимость системы от состава горючей смеси и уровня чистоты электродов.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Иммобилайзер заблокирован, как запустить двигатель