Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Мокрая дорога, нечеткий силуэт движущейся впереди машины — и внезапный маневр ухода от столкновения… Было время, когда подобные истории часто заканчивались в овраге или у аварийного барьера, нередко — со смертельным исходом или с тяжелыми травмами, пока четверть века назад не была изобретена программа Electronic Stability Program (далее ESP) — система динамической стабилизации автомобиля. С тех пор умная электроника спасла около 15 тысяч водителей от смерти, а также предотвратила почти полмиллиона несчастных случаев.

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

История появления

Работа системы ESP напрямую связана с тормозной системой автомобиля и рулевым управлением. В случае, если система определяет признаки заноса авто по определенным причинам, она отдает команду на притормаживание колес, а также на маневрирование. Таким образом автомобиль самостоятельно выводит себя из заноса и стабилизирует положение на траектории.

Однако до того, как система заработала, прошло много времени. Разработка ESP началась в 1980-х, когда независимо друг от друга Bosch и Daimler-Benz предпринимали усилия по достижению большей устойчивости транспортного средства. В 1992 году инженеры двух компаний объединились в одном проектном подразделении и совместными усилиями вывели на рынок новую систему.

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Нерв автомобиля

Широкое внедрение ESP имело одну довольно очевидную задачу: в ситуациях, когда водитель не справляется с управлением самостоятельно или совершает вынужденные ошибки, в дело вмешивается электроника.

По сути, создатели ESP подхватили и развили идеи, на основе которых создавались многие известные системы безопасности — такие, например, как антиблокировочная система тормозов (ABS) или антипробуксовочная (ASR).

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает Система esp: что это такое в автомобиле и как работает Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Нечто похожее происходит и при заносе: система включает динамическое рулевое управление, незаметно для водителя поворачивая управляемые колеса в сторону заноса, так что ему самому не приходится совершать обратное движение рулем для стабилизации машины.

Ассистент рулевой коррекции в сложных ситуациях (например, при торможении на «миксте», когда под разными колесами автомобиля оказывается разное по характеристикам покрытие) создаваемыми на рулевом колесе усилиями дает «подсказки» водителю: если на руль приходится налегать слишком сильно, значит, это и не нужно — система все контролирует сама.

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Также важную роль в быстроте срабатывания системы ЕSР играет тормозная жидкость, уровень ее вязкости. Показатель вязкости характеризует скорость прокачиваемости жидкости в гидроприводе.

Чем ниже данное значение, тем меньше времени требуется для срабатывания Е5Р. Вязкость тормозной жидкости Вosch ЕNV в среднем уменьшилась на 9% в сравнении с жидкостями DОТ4 — до уровня ниже 700 мм2/с.

Особенно важен показатель вязкости в зимний период: при очень низких температурах жидкость густеет.

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Чем еще может быть полезна водителю система ESP

ESP облегчает и знакомую большинству водителей проблему езды в горку. В момент старта она не дает автомобилю скатываться, активируя тормозную систему.

И даже информации с датчиков скорости вращения колес ESP находит применение: если колесо стало вращаться быстрее других, значит, его диаметр уменьшился — то есть шина, скорее всего, начала спускаться.

Самостоятельно подкачивать колесо система еще не научилась, но предупреждает об этом водителя.

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность ее принудительного отключения. Впрочем, объективная необходимость для этого возникает редко. Например, ее рекомендуется отключать, если автомобиль застрял на бездорожье или в снегу. В остальных случаях она как минимум не повредит. 

ESP является также базовой технологией для многих систем помощи водителю, в том числе для беспилотного вождения, в котором Bosch видит залог реализации концепции «нулевой смертности». Неважно, будет ли находиться человек за рулем или нет, в будущем ESP по-прежнему сможет предотвращать несчастные случаи.

Партнерский проект

фотоархив партнера, pixabay.com, rapidrepairautocenter.com, drivetribe.com

Как работает ESP и как ей пользоваться. Это должен знать каждый водитель :

Система ESP работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. ( Daimler A.G.)

Впрочем, важно понимать, что возможности ESP по корректировке заноса и стабилизации автомобиля в критической ситуации не бесконечны. Законы физики не может отменить ни одна электронная система.

И если скорость, на которой возникает занос, слишком высока или коэффициент сцепления скользкой поверхности под колесами слишком низкий, то даже умная электроника может оказаться беспомощной.

Всегда важно помнить, что система стабилизации значительно снижает риски возникновения заноса и аварийной ситуации на дороге, но не исключает их.

ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?

Среди опытных водителей есть устойчивое мнение, что система стабилизации не всегда корректно выполняет свою функцию и порой неправильно распознает процессы, происходящие с машиной, и вмешивается в работу тормозных механизмов и двигателя в неподходящий момент.

Отчасти это правда, но только в тех случаях, когда за рулем автомобиля находится человек с большим стажем. Такие водители часто любят ездить на пределе возможностей автомобиля и при помощи приемов контраварийного вождения могут контролировать занос и водить машину в управляемом скольжении.

Кроме того, система стабилизации может излишне «глушить» мотор на бездорожье, когда небольшое скольжение автомобиля в раскисшей колее или на песчаном покрытии просто необходимо для преодоления препятствий. Именно для таких случаев многие современные автомобили, оборудованные ESP, имеют возможность принудительного отключения системы отдельной кнопкой ESP Off.

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает систему не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения. ( Shutterstock)

Как правило, такая кнопка встречается на спортивных машинах или автомобилях со спортивным характером, а также на внедорожниках и кроссоверах, которые по своему основному назначению часто могут оказаться на бездорожье.

Впрочем, функция полного отключения системы стабилизации не всегда доступна.

На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает ее не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь уже в тот момент, когда ситуация становится действительно критической.

Кроме того, нередко на полноприводных кроссоверах и внедорожниках функция полного отключения системы стабилизации действует лишь на небольших скоростях — до 50 или 60 км/ч, когда это может быть действительно необходимо на бездорожье.

Что делать, если горит лампочка ESP?

Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой, горит в двух случаях. Первый — если ESP срабатывает. Второй — если система неисправна. Впрочем, в первом случае она, как правило, мигает и затем вновь отключается после предотвращения скольжения, а во втором загорается и не гаснет, пока неисправность не устраняется.

Глобально проблемы с системой могут возникнуть по нескольким основным причинам.

Достаточно распространенный случай — это когда есть неисправность датчиков скорости вращения колеса, которые подключены к тяговому устройству и блоку управления двигателем.

Каждое колесо имеет отдельный датчик, и если даже один из них выходит из строя, то система больше не уведомляется и об изменениях скорости, и вследствие такой ошибки на приборной панели загорается сигнал о неисправности ESP.

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой. ( Shutterstock)

Другой распространенной причиной ошибки ESP на приборной панели может быть неисправный датчик угла поворота рулевого колеса. В случае его выхода из строя система также перестает получать сигналы об угле поворота руля и, соответственно, не может корректно работать.

Кроме того, часто неисправности ESP могут быть связаны с программным обсечением. В таком случае вся тяговая система может потребовать полного перепрограммирования просто из-за проблем с текущим программным обеспечением.

Впрочем, это лишь самые распространенные неисправности. Однако нужно помнить, что система стабилизации состоит из множество сложных компонентов, и поломка любой из них может стать причиной загоревшейся лампочки на приборной панели. Так что при появлении соответствующего сигнала все же лучше обратиться в сервисный центр и устранить неисправность.

Как работает ESP — ДРАЙВ

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Занос на дороге общего пользования — вещь опасная и, как правило, неожиданная. ESP создана, чтобы не допускать его.

Аббревиатура ESP (Electronic Stability Program) — самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день для обозначения системы динамической стабилизации автомобиля.

В зависимости от производителя комбинация букв может варьироваться: встречаются ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC…

Суть везде едина — в опасных ситуациях обозначенная одним из этих индексов электроника помогает вам справиться с автомобилем.

Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение.

То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии.

Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».

В 1995 году двухдверный Mercedes S 600 стал первым серийным автомобилем с системой стабилизации. Через несколько месяцев это оборудование получили седаны S-класса W140 и родстеры SL R129.

Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994-м. С 1995-го система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz S 600 Coupe, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.

Читайте также:  Датчик холостого хода: проверка и частые неисправности РХХ

Сегодня система динамической стабилизации доступна хотя бы в качестве опции почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует: ESP можно обнаружить даже в относительно недорогой модели Volkswagen Polo. Так как она работает?

Так выглядит блок управления системой стабилизации на автомобилях Mercedes-Benz.

Современная ESP взаимосвязана с АБС, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий.

Структурно ESP состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики АБС); положения рулевого колеса; давления в тормозной системе.

Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор).

Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения.

В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.

Обрабатывая сигналы с датчиков, контроллер постоянно сравнивает фактическое поведение автомобиля с тем, что заложено в программе. В случае если оно отличается от расчётного, система понимает это как возникновение опасной ситуации и стремится исправить её.

Если на дороге что-то пошло не так, вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.

Притормаживание колёс система осуществляет через гидромодулятор АБС, создающий давление в тормозной системе. Одновременно (или до этого) на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.

Это ситуация, когда водитель превысил скорость вхождения в поворот и начался занос/снос. Красная линия — траектория движения без ESP. Если водитель станет тормозить, у него есть серьёзный шанс развернуться, а если нет — улететь с дороги. Однако ESP выборочно подтормаживает колёса так, чтобы автомобиль остался на нужной траектории.

Система работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля.

Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива.

Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо. И так далее, в соответствии с программой.

Этот видеоролик наглядно демонстрирует, почему система стабилизации представляет важнейший элемент активной безопасности автомобиля.

Однако существует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей, эта система мешает. Такие ситуации действительно редко, но могут возникать — например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника сделать этого не даёт — «душит» движок.

В автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач с электронным управлением, ESP способна даже корректировать работу трансмиссии, то есть переключаться на более низкую передачу или в «зимний» режим, если он предусмотрен.

К счастью, для опытных водителей во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность её принудительного отключения. А на некоторых моделях система допускает небольшие заносы и скольжения, давая водителю немного похулиганить, вмешиваясь, только если ситуация становится действительно критической.

Система ESP является одной из важнейших частей комплекса активной безопасности автомобиля. Она исправляет ошибки в управлении и часто помогает выйти из ситуаций, в которых среднестатистический водитель на обычном автомобиле потерпел бы фиаско.

Главное достоинство ESP — с ней автомобиль перестаёт требовать от вас навыков экстремального вождения. Вы просто поворачиваете руль — а машина сама будет думать, как вписаться в поворот.

Но имейте в виду — возможности ESP по исправлению опасной ситуации небеспредельны. Ведь законы физики обмануть нельзя.

Поэтому надо помнить, что ESP хоть и значительно снижает шансы на попадание в аварию во многих сложных ситуациях, но не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах.

Системы безопасности автомобиля. Часть 5. Система динамической стабилизации автомобиля (ESP)

Система esp: что это такое в автомобиле и как работает

Добрый день, уважаемые читатели.

В этой статье из серии «Системы безопасности автомобиля» речь пойдет о системе активной безопасности ESP. ESP — Electronic Stability Program — система динамической стабилизации или система курсовой устойчивости. Так же как и рассмотренная в предшествующей статье серии ABS, система ESP служит не для устранения аварии, а для ее предотвращения.

  • Однако в отличие от той же антиблокировочной системы тормозов, система динамической стабилизации распространена еще не слишком сильно, и на относительно недорогих зарубежных и тем более отечественных легковых автомобилях ее встретить пока невозможно.
  • Полагаю, что это дело времени, и лет так через 5 esp станет общепринятым стандартом, а автомобилей без этой системы просто не будут выпускать.
  • Пришло самое время перейти к подробному рассмотрению системы, однако для начала я хочу привести пример ситуации, в которой esp могла бы помочь избежать ДТП.

Ситуация, в которой ESP могла бы предотвратить ДТП

Итак, предлагаю Вам ознакомиться с видео, в котором автомобиль попадает в занос на сухой дороге и провоцирует ДТП:

Как Вы уже поняли при просмотре видео, виновником ДТП является автомобиль, который попал в занос. Хотя на самом деле правила дорожного движения нарушают чуть ли не все участники инцидента.

https://www.youtube.com/watch?v=-IsPh7tKzFA\u0026pp=ygVf0KHQuNGB0YLQtdC80LAgZXNwOiDRh9GC0L4g0Y3RgtC-INGC0LDQutC-0LUg0LIg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70LUg0Lgg0LrQsNC6INGA0LDQsdC-0YLQsNC10YI%3D

Система ESP позволяет избежать именно таких заносов, например, возникших при попадании колеса или нескольких колес автомобиля на обочину.

Как работает система динамической стабилизации

Постараюсь описать принципы работы системы динамической стабилизации максимально просто, чтобы у Вас не осталось никаких вопросов.

ESP работает следующим образом: система контролирует положение рулевого колеса автомобиля и его реальное направление движения. До тех пор, пока автомобиль едет строго по направлению руля, система не вмешивается в работу.

Однако в том случае, если траектория автомобиля вдруг перестанет соответствовать положению рулевого колеса (такое может произойти в случае заноса или сноса), система немедленно вмешается и поможет водителю избежать ДТП.

Конечно же в реальности работа системы протекает более сложно. ESP является расширением ABS и во многом задействует устройства и механизмы, которые присутствую в ABS. Однако для ESP необходимо наличие также акселерометра (датчика, определяющего реальное направление движения автомобиля) и датчика, определяющего положение рулевого колеса автомобиля.

В случае расхождения результатов двух вышеперечисленных датчиков система ограничивает тормозные усилия, прикладываемые к одному или нескольким колесам (заставляя их тормозить меньше), а в некоторых случаях вмешивается и в работу двигателя (заставляя автомобиль разгоняться или притормаживать).

Подведя итоги всему вышесказанному, хочу отметить, что ESP помогает избежать таких проблемных ситуаций, которых без этой системы избежать вряд ли удастся.

Еще раз напомню, что в настоящее время система динамической стабилизации устанавливается далеко не на все автомобили (один из самых дешевых автомобилей, где такая система может быть установлена — citroen c3 стоимостью более 500 тыс. рублей), однако это вопрос времени. Если же в Вашем автомобиле ESP нет, то рекомендую воздерживаться от неосмотрительных маневров на больших скоростях.

Удачи на дорогах!

Система ESP: как работает в автомобиле, что это такое в авто и для чего

Как работает система ESP в автомобиле, что это такое вообще? Это опция поддержания курсовой устойчивости при проезде крутых поворотов. Если водитель выбирает неправильный угол поворота рулевого колеса во время движения, датчики посылают сигнал об этом на блок управления.

Он обрабатывает информацию и затормаживает одно из колес принудительно. За счет исключения одного из колес из движения транспортное средство получает дополнительный угол поворота. И таким образом получается обойти препятствие без сноса и столкновений.

Это самое простое объяснение, как работает ESP в автомобиле и что это такое. А теперь разберем подробнее это понятие.

Что это такое?

Современный автомобиль в настоящее время представляет собой сочетание множества достижений в области электроники, которые воплощены в качестве различных элементов.

Одной из таких является система курсовой устойчивости ESP в авто, одна из самых базовых в современных комплектациях.

Появилась она в серийном производстве около 25 лет назад, но до сих пор у автовладельцев есть вопросы по ней.

И самый главный о самом понятии. Система стабилизации ESP: что это такое в автомобиле? Это опция по поддержанию и контроля устойчивости машины на дороге.

 Известно, что на больших скоростях, особенно при прохождении поворотов, есть вероятность появления эффекта «избыточной» или «недостаточной» поворачиваемости рулевого управления.

Читайте также:  Покрытие жидким стеклом кузова автомобиля: плюсы и минусы

На практике это выражается в выборе неправильного угла поворота рулевого колеса при заданной подаче топлива и в результате сноса автомобиля на обочину или, что хуже, на полосу встречного движения.

В обоих ситуациях это чревато возникновением аварийной ситуации, поэтому перед автомобильными инженерами встала задача решить эту проблему. Так появилась система электронного контроля устойчивости ESP, назначение которой поддержание динамического и курсового баланса при движении транспортного средства.

Принцип работы системы ESP в автомобиле строится на сигналах, посылаемых датчиками. Что было понятнее, рассмотрим, как проявляет себя система динамической стабилизации ESP на примере реальной дорожной обстановки. Например, необходимо быстро объехать препятствие с правой стороны.

По причине высокой скорости система управления курсовой стабилизации автомобиля понимает, что водитель недостаточно повернул рулевое колесо и есть вероятность врезаться в препятствие.

В этот момент даётся команда на затормаживание заднего правого колеса, появляется мгновенный центр вращения, таким образом появляется дополнительный угол поворота за счёт исключения одного из колёс. В результате машина объезжает препятствие без столкновения.

Кроме того, противозаносная система ESP может вмешиваться в работу топливного элемента устройства двигателя, изменяя дозировку подачи топлива, тем самым независимо от водителя дублируя работу педали газа. Большой разницы в принципе действия ESP как работает на механике опция и как на автомате, нет.

Увеличить или уменьшить тяговый момент авто можно, если комплектация подразумевает использование автоматической трансмиссии. В этом случае ESP работает на автомате вместо водителя, включая в определённый момент повышающую или понижающую передачи.

На продвинутых моделях с электрическим усилителем рулевого управления функция может посредством его изменять самостоятельно угол поворота рулевого колеса.

В современных автомобилях ESP работает одновременно с ABS, пробуксовочной и другими элементами. Они постоянно взаимодействуют, дополняют друг друга, облегчая управление в необходимый момент.

Из чего состоит?

Следующий вопрос, который стоит затронуть, из чего и каких составляющих состоит функция?

Разделим компоненты на 3 группы составляющих: информационные, анализирующие (управляющие) и исполнительные. А теперь о каждой из них более подробно:

1) Информационные. Это датчики, от которых блок получает ту или иную информацию о поведении в данный момент транспортного средства на дороге. К таковым относятся:

  • Колёсные датчики — установлены в районе ступиц и импульсными сигналами передают информацию в блок управления о скорости движения. На основании сигналов от этих датчиков работают кроме курсовой устойчивости, и другие элементы управления авто: ABS, ESP, антипробуксовочная система и другие.
  • Датчики педали тормоза и газа. Дают информацию о манипуляциях водителя и манере езды в данный момент.
  • Датчик поворота рулевого колеса информирует о степени отклонения руля от нейтрального (прямолинейного) положения
  • Датчик поворота кузова вокруг вертикальной оси показывает степень сноса кузова
  • Датчик поперечного ускорения (G-сенсор) определяет положение автомобиля в пространстве.

2) Управляющие. К ним относится электронный блок управления, который анализирует полученную информацию от датчиков и выстраивает логику работы. Также он даёт команды исполнительным устройствам алгоритм дальнейшей работы.

3) Исполнительные механизмы, которые выстраивают алгоритм собственной работы в соответствии с командами от блока управления. К таковым относятся:

  • Блок управления ДВС изменяет степень подачи топлива в цилиндры и таким образом регулируя скорость движения автомобиля.
  • Клапаны гидроблока АBS. Через них регулируется подача тормозной жидкости к колёсным цилиндрам, осуществляя торможение колёс.

Есть ли опция на авто?

Чтобы определить, есть ли функция поддержания и контроля курсовой устойчивости в комплектации вашего автомобиля, нужно проделать следующие действия:

  1. Включить зажигание в машине
  2. Если на щитке приборов наравне с другими кратковременно загорается на 2-3 секунды индикатор системы ESP (иконка «скользкая дорога» или » ESP»), то такая опция присутствует.

Кроме того, признаком наличия функции стабилизации является кнопка с надписью «ESP OFF» на панели органов управления включения различных опций.

Понять наличие и для чего нужна система ESP в автомобиле можно при тестовой поездке. Для этого вам необходимо на пустынном участке сухого асфальтового покрытия (чтобы избежать столкновения с другими автомобилями) разогнаться и войти в крутой поворот, резко повернув рулевое колесо.

Тем самым мы сымитируем неправильную траекторию прохода криволинейного участка дороги. Как только вы почувствуете, что как будто «невидимая рука» совместно с вами управляет автомобилем, то можно говорить, что функция в машине присутствует.

Если же ничего не происходит, то постарайтесь плавно, без резких движений пройти поворот, не бросая педаль газа. Этим самым вы избежите попадания в занос.

Что означает значок на приборной панели?

Многих автомобилистов, кроме всего прочего, волнует вопрос: что означает значок ESP на приборной панели и стоит ли переживать из-за него? Поэтому если вы тоже задаетесь вопросом, что ESP в автомобиле горит, что это за значок такой.  Ну и скорее всего, вас также будет волновать также можно ли и дальше эксплуатировать автомобиль, если надпись на приборной панели не гаснет. Разберём наиболее частые ситуации:

  • При езде на щитке периодически загорается индикация «скользкой дороги». Она кратковременно то появляется, то пропадает. При длительной поездке не проявляется. Сразу скажем, что страшного ничего нет, эксплуатация транспортного средства разрешена. Дело в том, что скорее всего вы проезжаете участок дороги с неровностями и система фиксирует кратковременные перебои, связанные с отрывом колес от дорожного покрытия. В блоке управления фиксируются кратковременные ошибки, которые потом стираются из памяти, стоит лишь выехать на дорогу с ровным рельефом дорожного полотна.
  • Если на приборной панели постоянно горит значок ESP, то это говорит, что в памяти блока присутствует нестираемая ошибка. В этом случае конечно лучше обратиться на СТО, где имеется соответствующее оборудование для диагностики. В ситуации, когда до сервисной станции довольно долго добираться, следует не развивать больших скоростей и не пытаться совершать резких и опасных манёвров. Как правило, при выявлении внутренней ошибки блок управления отключает опцию полностью самостоятельно для избежания некорректного вмешательства в работу других элементов.
  • Обратите внимание, какая именно надпись горит на щитке приборов. Если к значку или индикации системы курсовой устойчивости добавлена надпись «OFF», то в данном случае это означает, что опция была отключена в принудительном порядке. Такая функция предусмотрена практически во всех моделях, которые представлены на российском авторынке. Чтобы включить вновь функцию, необходимо найти кнопку активации, которая находится на панели кнопок управления различных функций. Как правило, значок на щитке приборов совпадает с надписью на кнопке.

Где находится датчик?

Как мы рассказывали выше, в систему курсовой устойчивости входит несколько датчиков. В том числе и датчик ESP, что это такое и где он находится, сейчас расскажем. Отметим сразу, что некоторые из датчиков невозможно увидеть без разбора того или иного элемента, а есть и те, что находятся в открытом доступе. К скрытым относятся:

  1. Датчик положения рулевого колеса. Как правило, находится на рулевой колонке и увидеть его можно только сняв рулевое колесо.
  2. G-сенсор. Обычное месторасположение в районе рычага стояночного тормоза, чтобы добраться, необходимо предварительно снять пластиковые накладки кожуха

Датчики, которые увидеть без особых усилий:

  • Датчики педалей тормоза и газа находятся внизу водительского места рядом с соответствующими педалями. Ещё называются «мышонками» или «лягушонками».
  • Колёсные датчики установлены в районе ступиц, для обзора достаточно снять колесо с оси автомобиля (для дисковых тормозных механизмов).

Как правильно пользоваться?

На самом деле правил по использованию системы курсовой устойчивости не существует: она либо работает, либо нет, и то с небольшой оговоркой.

На современных моделях производители всё более уходят от полного отключения системы по желанию владельца. Например, на некоторых автомобилях система включается при скорости от 80 км/ч даже при нажатой кнопке «OFF».

Таким образом происходит контроль за активной безопасностью транспортного средства.

Стоит ли отключать?

С момента появления системы контроля курсовой устойчивости появились как её поклонники, так и её противники. У каждой из групп есть  доводы и доказательства в пользу своей теории.

О случаях из практического вождения, когда уместно на время отключить ESP, мы подробно рассказали в другой статье.

Высказывая своё мнение на вопрос пользоваться или отключать системы мы ответим так: она действительно помогает при вождении, поэтому отключать её стоит лишь в случаях, когда вы полностью уверены в своих силах и готовы адекватно реагировать на изменчивую дорожную обстановку.

Сегодня мы рассказали про ряд таких вопросов как что такое система динамического контроля, лампа ESP что это, в машине горит горит ошибка что делать и т.д. Надеемся, что изложенный материал был вам интересен. Ждём ваших отзывов в х.

ESP — что это за система, как она работает и нужна ли она автомобилю

АВТО ГАРАЖ 23Система АБС совместно с ESP

Читайте также:  Схема переключения КПП МАН: особенности

ESP — это электронная система, которая служит для автоматического восстановления контроля над транспортным средством с помощью тормозов и мощности двигателя в ситуациях, когда контакт между колесами и землей теряется сцепления. В момент активации ESP загорается сигнальная лампа.

ESP была создана в ответ на разработку антиблокировочной системы тормозов при торможении. Система называется ABS и активируется только при нажатии на педаль тормоза. В остальное время контроль устойчивости берет на себя ESP.

По сути, ESP — это интегрированный блок с системой контроля сцепления и АБС. Как и антиблокировочная тормозная система, ESP отслеживает скорость вращения колес и другие параметры, такие как отслеживание желаемого направления в зависимости от того, насколько повернуто рулевое колесо.

Два возможных сценария потери устойчивости

Автомобиль может потерять устойчивость спереди или сзади.

Ситуация, когда водитель поворачивает руль в сторону, а автомобиль продолжает движение по прямой, говорит о потере устойчивости передней части автомобиля.

Когда водитель резко поворачивает рулевое колесо, и автомобиль поворачивается, но задняя часть автомобиля смещается, это означает, что задняя часть автомобиля потеряла контакт с землей.

Как работает ESP

Принцип работы очень простой. При необходимости система автоматически тормозит отдельные колеса и таким образом влияет на движение и занос автомобиля.

Когда компьютер обнаруживает потерю контакта между колесами и землей или контроль рулевого колеса, он может снизить мощность двигателя и (или) задействовать тормоза, чтобы сохранить контроль над транспортным средством. Торможение автоматически применяется к отдельным колесам в зависимости от ситуации.

 Основной принцип работы ESP заключается в следующем — при торможении отдельных колес она влияет на движение и занос автомобиля. Если притормаживает только одно колесо, автомобиль начинает уклоняться в сторону. Затем ESP начинает тормозить одно или два колеса в противовес, так что автомобиль начинает дрейфовать в другую сторону. Таким образом корректируется траектория.

Существует множество названий электронной системы контроля устойчивости (ESC, VSC, DSC…), но все они работают по одному принципу. Обратитесь к техническому руководству, чтобы узнать, как эта система работает в вашем автомобиле.

Что означает мигающий индикатор ESP

Очень важно, чтобы вы знали, как работает ваша система контроля устойчивости. Индикатор ESP на панели управления отмечен символом автомобиля с пунктирными линиями позади него и может иметь несколько значений. Обычно индикатор загорается, когда компьютер пытается установить контроль над автомобилем. Этот свет загорается только тогда, когда автомобиль выходит из-под контроля.

Если индикатор горит постоянно, вероятно, в системе обнаружена неисправность или система была отключена вручную.

Система стабилизации ESP помогает вам сохранять контроль над автомобилем, но при этом не может сделать все за вас. Старайтесь ездить с выключенным светом как можно чаще.

Если вы едете по скользкой дороге и свет горит постоянно, снизьте скорость, чтобы вам было легче управлять автомобилем.

А именно, все помехи, мешающие работе системы управления, должны быть обнаружены и устранены как можно скорее.

Безопасно ли ехать с горящей лампочкой ESP

Лампочка ESP горит

Бывают ситуации, когда необходимо вручную отключить систему управления. Это ситуации при движении с цепями противоскольжения или когда автомобиль вытаскивают из снега или песка. Тогда сигнальная лампа будет гореть все время.

Исследования показали, что система снижает количество аварий. Однако он тоже не всесилен. Всегда водите машину очень осторожно, и электроника должна быть вам долгожданной помощью.

   Подписывайтесь на канал и ставьте пальцы вверх!

Что такое ESP и для чего нужна эта система

Начиная с 2017 года, все новые автомобили, проданные в России, должны оснащаться электронной системой курсовой устойчивости ESP. Разбираемся в принципе действия этого оборудования и в том, как оно помогает водителю.

Ещё в 1978 году была создана антипробуксовочная система ABS. В 1986 году автомобили начали оснащать электроникой TCS, которая контролировала ускорение на старте и предотвращала проскальзывание колёс. Следующим шагом была система ESP, созданная в 1994 году инженерами компании Mercedes-Benz.

Сокращение означает Electronic stabilization program, электронную программу стабилизации. Но такое название было запатентовано разработчиком, поэтому другие производители создают свои торговые марки. Альтернативные наименования ESP — ESC, VDC, VSC, DSC и DSTC.

Главное назначение ESP — стабилизация курсовой устойчивости автомобиля. Электроника призвана защитить машину от неконтролируемых скольжений. Она предотвращает заносы при движении по скользкой поверхности и при выполнении динамичных манёвров.

Чаще всего система ESP срабатывает в автомобиле, когда водитель слишком резко поворачивает руль. Колёса могут потерять сцепление с поверхностью, что приведёт к потере управления и аварии.

«Электронный помощник» делает всё, чтобы предотвратить уход с траектории и оставить пространство для безопасного завершения манёвра.

Стабилизация также может включаться при проскальзывании ведущего колеса на льду, во время обгона, при развороте на высокой скорости и при быстрой смене полосы движения.

По принципу работы ESP очень похожа на описанные выше ABS и TSC. Отличаются только алгоритмы действий, которые предоставляют электронике больше полномочий.

Центральный процессор системы стабилизации получает информацию от датчиков, которые измеряют угловую скорость колёс, величину продольных и поперечных ускорений, а также число оборотов коленвала, давление в тормозной магистрали, угол поворота руля и объём используемого горючего.

Резкий рост бокового ускорения означает сигнал опасности для процессора ESP. Это означает, что машина вот-вот сорвётся в неконтролируемое скольжение.

Чтобы подавить занос на ранней стадии, система безопасности включает тормозные механизмы и ограничивает подачу топлива в камеры сгорания.

Если угловая скорость колёс изменяется неравномерно, к спасению автомобиля может подключаться ABS, которая облегчает маневрирование на скользком покрытии.

Точная последовательность действий определяется индивидуально в каждой ситуации. Именно это и служит главной сложностью при создании ESP для автомобиля.

Программистам нужно предусмотреть все возможные варианты и убедиться, что реакция электроники помогает водителю сохранить управление.

Поэтому крайне нежелательно вмешиваться в работу системы стабилизации, устанавливая другие компоненты и меняя настройки.

В качестве примера можно привести типичные алгоритмы работы ESP в поворотах:

  • при скольжении задней оси включаются тормозные механизмы на переднем наружном колесе;
  • при сносе передней оси срабатывают тормоза на заднем внутреннем колесе;
  • при пробуксовке во время манёвра ограничиваются обороты двигателя.

Сегодня в автомобилях используются системы стабилизации ESP девятого поколения, которые оценивают дорожную ситуацию за сотые доли секунды и мгновенно принимают решения. Но нужно помнить, что и они не всесильны.

Если скорость слишком высока или коэффициент сцепления с поверхностью мал, притормаживание колёс и ограничение подачи топлива лишь чуть замедлит скольжение, но не сможет предотвратить аварию.

Поэтому наличие «электронного помощника» не означает вседозволенности.

В некоторых машинах можно увидеть кнопку ESP Off. Обычно она находится снизу приборной панели, слева от руля — там, где нажать её случайно почти невозможно. Эта клавиша позволяет выключить систему безопасности — полностью или частично.

Чаще всего кнопка ESP Off встречается на внедорожниках и кроссоверах. При пробуксовке на пересечённой местности электроника ошибочно решает, что автомобиль срывается в занос. Она затормаживает колёса и уменьшает обороты двигателя, в результате чего машина застревает ещё сильнее. Чтобы выбраться из грязи и снежных заносов, «электронного помощника» придётся отключить.

Возможность включать ESP по желанию есть и в спорткарах. Эти автомобили изначально созданы для экстремального вождения с пробуксовками, заносами и резкими манёврами. Тесты известных пилотов показывают, что автоматическая стабилизация заставляет терять несколько секунд на каждом круге гоночного трека. Поэтому перед соревнованием её отключают.

Но в большинстве легковых автомобилей отключить систему ESP не так просто. Если кнопки нет, придётся пойти на вмешательство в конструкцию — отсоединить датчики вручную или перенастроить электронный блок управления.

Обе процедуры выполняются на свой страх и риск — машина теряет гарантию, а производитель не несёт ответственности за полученный ущерб. Фактически, вы нарушаете закон, создавая угрозу для остальных участников дорожного движения. При остановке инспектор может обратить внимание на сигнал контрольной лампы и назначить принудительный техосмотр.

Вносить такие изменения в конструкцию можно только в безвыходных ситуациях или при переоборудовании серийного автомобиля для гонок.

Как кнопка отключения ESP, так и контрольная лампа её работы отмечаются символами машины, ушедшей в занос — за схематичным силуэтом тянется извилистая колея. Сигнал мигает при включении системы стабилизации. Когда он горит непрерывно, электроника оповещает вас о неисправности.

Медлить не стоит — лучше заехать в авторизованный сервисный центр сразу же. Если этого не сделать, при следующем манёвре поведение автомобиля может оказаться непредсказуемым. Компьютерная диагностика укажет причину поломки — выход датчика из строя или сбой программного обеспечения.

02.02.2022

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector