Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправности

Почти у каждого современного автомобильного производителя есть автомобили с установленными на них автоматическими коробками, в которых переключение передач водитель осуществляет через селектор АКПП. Автомат легок в управлении, особенно для начинающих водителей, создан для движениях в городе с его ежедневными пробками и частыми торможениями и ускорениями.

Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправности

Благодаря автоматической коробке переключения передач обеспечивается самостоятельное, без непосредственного участия водителя, изменение передаточного числа в трансмиссии, в зависимости от текущих условий движения.

Селектор АКПП, что это такое

Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправности

Если описать, что такое селектор АКПП, то это элемент для управления режимами работы автоматической коробки передач, в стандартном исполнении является рычагом с кнопкой. Благодаря передвижению рычага можно выбрать режим движения автомобиля (паркинг, нейтраль, движение назад и движение вперед)

Типы селекторов АКПП

  • Автоконцерны вносят свои изменения в конструкцию, и располагают селектор передач в разные части рабочей зоны водителя:
  • Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправности
  • Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправности
  • Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправности

Особенности расположения селектора АКПП

Расположение подрулевого селектора коробки передач свойственно для автомобилей, произведенных в США до 90х годов. Это позволяло располагаться впереди еще двум пассажирам, из-за цельного длинного сидения, и компактно вписываться в интерьер подрулевой зоны.

Кнопочный вариант переключения встречается на автомобилях Land Rover, Honda и Chrysler середины XX века, характерная черта минивэнов и автомобилей с высокой посадкой.

Напольный вариант является самым популярным и привычным на территории Европы.

Защита селектора от случайного перемещения

Селектор переключения передач защищен несколькими механизмами, однако тоже может выйти из строя:

  1. При напольном расположении на рычаге имеется кнопка блокировки, только при нажатии на которую, рычаг приведется в движение.
  2. Переключение режимов осуществится только после нажатия на педаль тормоза.
  3. Метод «утапливания рычага» вниз или движение его в сторону водителя перед непосредственным переключением скоростей.

Ремонт селектора АКПП

Несвоевременное техническое обслуживание автоматической АКПП приведет к снижению качеств управляемости автомобиля, возможны возникновения ДТП.

Чаще АКПП ломается не столько из-за большого ресурса работы, сколько из-за несвоевременного обслуживания, экономии на запасных частях и рабочих жидкостях, неопытности и беспечности водителя.

Практика доказывает, что легче отремонтировать электронный блок управления и селектор передач, чем снять само устройство с автомобиля. При недостатке опыта в разборке автомобильных агрегатов, воздержитесь от демонтажа и доверить дело специалистам сервисных центров, специализирующихся на АКПП.

Какая коробка передач лучше автомат или механика: плюсы и минусы

Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправности

Отсутствие специализированной компьютерной техники не разрешит проблему стиранием кода ошибки, как это делают многие, такие методы не устранят причину поломки.

Ремонт начинается с диагностики, затем рычаг снимают, производят визуальный тщательный осмотр и дефектовку деталей, промывают контакты, смазывают и чистят детали, заменяют сломанные части. Производится обратная сборка, или покупка новой деталь ввиду неремонтопригодности.

Снятие селектора АКПП

  1. Демонтаж селектора с машины может отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля, устройство переключения скоростей намного сложнее, чем на МКПП коробке передач.
  2. Выполняем следующие действия:
  1. Установить автомобиль на гладкую ровную поверхность, установить на ручной тормоз и открыть капот.
  2. Чтобы до рычага было удобно добираться, снимаем АКБ, монтажную площадку установки аккумулятора и воздушный фильтр.
  3. Установить рычаг в нейтральное положение.
  4. По очереди отсоединять электрические разъемы.
  5. С помощью отвертки рассоединяем трос и тягу между собой.
  6. Легкими покачиваниями демонтировать тягу сверху штока. Нужно соблюдать аккуратность, не допустить переключения положения передачи, при затруднениях воспользоваться отверткой.
  7. Датчик, который контролирует включение передачи, отсоединить.
  8. После ослабления хомутов из пластика, извлекать колодку из кожуха, отгибая усики.
  9. Вытащить щуп.
  10. Далее откручиваем крепеж, соединяющий корпус селектора.
  11. Не спеша вытягивать узел, без прикладывания усилий, так как возможен риск повреждения изделия.

Переключение селектора передач АКПП на ходу

Разборка механизма

После того, как селектор автомата АКПП демонтирован, производится его разборка перечисленными этапами:

  • откручиваем все винты, держащие корпус между собой;
  • аккуратно разделяем корпус на две половины;
  • грязные детали обязательно промыть;
  • контакты, находящиеся на корпусе, лучше дополнительно зачистить мелкой шкуркой;

Если контактные дорожки повредились, желательно сразу приобрести новые. Недопустимо попадание внутри мусора и остатков абразива. Чтобы не запутаться, рекомендуется ставить на корпус дополнительные метки для облегчения последующей сборки.

Неисправности селектора АКПП

Частичный или полный выход из строя селектора всех 4 режимов АКПП, при котором потребуется ремонт, чаще происходит именно из-за неправильной эксплуатации. Например, поломка может быть в том, что рычаг находится в положении движения, а машина все равно никуда не едет.

Такие поломки могут быть вызваны:

  • ошибками в правилах переключения АКПП при минусовых температурах;
  • агрессивное вождение автомобиля;
  • включение режимов парковки или заднего хода, не дожидаясь полной остановки автомобиля;
  • неправильный способ буксования;
  • частое попадание в лужи, влечет за собой попадание в датчик селектора воды.

Причины если буксует АКПП при переключении

Основными признаками для водителя наличия возникновения неполадок может послужить отсутствие загорания фонарей заднего хода при включении на трансмиссии передачи «R», тяжелый ход селектора, невозможность переключения передачи при выжатой педали тормоза, пробуксовка, вибрации и нестандартные звуки при работающей АКПП.

Причины могут быть как механическими, так и электрическими: окисление контактов или их обрыв, поломки датчика положения селектора и др. Для того, чтобы водителю или механику было проще найти неисправность, на коробке установлены дополнительные датчики: пониженного уровня трансмиссионного масла, повышение температуры масла в системе смазки и др.

Если сбросить ошибку с помощью компьютерного оборудования, через небольшой промежуток времени она появится снова, поэтому главное определить причину ее появления.

От качества диагностики неисправности, дальнейшей сборки и монтажа зависит дальнейшая работа устройства, поэтому обязательно соблюсти всю последовательность работ –  дефектовку, проверку состояния проводки и датчиков, чистка контактов, смазка, замена деталей и пр.

Тонкости сборки и монтажа селектора

В процессе сборки большое внимание уделяется смазке контактов. Плавность переключения передач и исправность контактной группы полностью зависит от силиконовой смазки. При потемнении смазки следует ее заменить.

Заводская смазка со временем превращается в вяжущую жидкость, напоминающую клей. Для демонтажа смазки внутри селектора АКПП автомобиля можно воспользоваться бензином, керосином, растворителем либо проникающей смазкой в аэрозоле. Чистку производить кистью, чтобы не сломать контактные шины. Для смазки подойдут варианты из силикона.

Все что нужно знать об автоматической коробке Шкоды Октавии

Чтобы в дальнейшем разбирать узел было проще, рекомендуется проверить шляпки и головки крепежа, при сорванной резьбе или гранях рекомендуется заменить крепежные элементы на новые.

Заключение

Не стоит затягивать с ремонтом селектора, ожидание приводит к дальнейшим проблемам с эксплуатацией автомобиля. Неисправность и неправильная работа селектора переключения передач автоматической коробки не дает водителю насладиться уверенной и комфортной ездой на машине, потому что передачи переключаются с дополнительными усилиями.

Факторы, ускоряющие старение автомата:

  • замена трансмиссионного масла реже, чем в указанные производителем сроки;
  • масляное голодание КП;
  • деформация рабочих между собой поверхностей из-за трения;
  • перегрев деталей и узлов;
  • залипание соленоидов АКПП.

Постарайтесь беречь свою АКПП, так как ее ремонт в сервисном центре будет стоить дорого, ввиду сложности конструкции.

Селектор АКПП: что такое, типы, положения, типичные неисправности, эксплуатация, как снять, разобрать, ремонт в автосервисе

Для управления работой автоматической трансмиссии на машинах используют селектор переключения. Узел располагается на центральной консоли или рулевой колонке.

Водителю необходимо научится правильно пользоваться рычагом или кнопками. Неверные манипуляции приводят к перерасходу топлива или повреждению коробки передач.

Для управления АКПП на рулевой колонке или центральной консоли устанавливается селектор.  Узел предназначен для выбора режимов работы трансмиссии, а также принудительного переключения передач (опция присутствует не на всех коробках).

Положение рычага селектора отображается на дисплее в комбинации приборов. На верхней части рукоятки имеется кнопка, предназначенная для отключения защиты от случайного перевода рычага в другое положение.

Основные положения рукоятки АКПП:

  1. P (Parking или парковка), при котором валы трансмиссии блокируются.
  2. R (Reverse или задний ход), предназначенный для включения заднего хода.
  3. N (Neutral), соответствующий нейтральному положению.
  4. D (Drive или движение), предназначенный для перемещения автомобиля вперед. Может дополняться режимами S (Sport) для спортивного алгоритма работы или D1/D2/D3, ограничивающими переключение скоростей. На старых моделях селекторов встречается кнопка W (Winter) для активации зимнего алгоритма выбора ступеней.

На части автомобилей предусмотрены дополнительные положения. Например, VAG использует режим Tiptronic для ручного переключения скоростей. Такой селектор АКПП дополнен отдельной зоной с пометками «+» и «-», а под рулевым колесом могут ставиться лепестки для переключения ступеней.

Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправностиРежимы и кнопка блокировки в АКПП

Читайте также:  Маз-5440: тюнинг, фото, характеристики

Переключатель режимов работы АКПП может располагаться:

  • на рулевой колонке;
  • на центральном тоннеле.

Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправностиПереключатель режимов на рулевой колонке Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправностиПереключатель режимов на центральном тоннеле

Современный напольный узел оснащается датчиками Холла, определяющими положение рычага и передающими сигнал по шине CAN к блоку управления АКПП. Встречаются конструкции с тросом, соединяющими рукоятку с исполнительным механизмом на картере коробки.

Есть модификации с вынесенным на АКПП электронным контактным модулем, отвечающим за распределение сигналов переключения режимов работы.

Рычаг на рулевой колонке использовался на ранних вариантах автомобилей с АКПП. Позднее производители массово отказались от такой концепции. Схема иногда встречается на машинах американского производства.

Рычаг на центральной консоли часто дополняется поворотным переключателем, а на части автомобилей для управления АКПП установлен кнопочный блок.

Например, на Skoda Octavia A8 использован небольшой тумблер с рамкой, на которой находятся светодиоды для отображения режима работы. На Range Rover используется поворотное кольцо, позволяющее быстро выбрать требуемый алгоритм.

На бюджетных моделях рычаг АКПП дополняют шайбой для включения блокировки дифференциала или системы полного привода (например, на Renault Duster).

Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправностиСелектор АКПП

В конструкции узла для удержания рычага селектора АКПП в положениях P или N имеется электромагнит. Палец входит в отверстие в основании рукоятки и не позволяет перевести рычаг в другой режим без выполнения ряда манипуляций.

Дополнительный выключатель не даст извлечь ключ из замка зажигания в режиме N, а при переводе ручки АКПП в позицию P блокиратор ключа деактивируется.

Блокиратор кнопки на рукоятке не позволяет перевести рычаг из зоны P в другое положение при выключенном зажигании.

Селектор АКПП: виды, назначение и частые неисправностиЗащита селектора от случайного переключения

Предусматривается аварийная разблокировка, позволяющая переместить рукоятку из положения P в зону N при отсутствии напряжения в бортовой сети. Метод предназначен для отключения АКПП на время буксировки машины.

Частые поломки селектора автоматической коробки передач:

повреждение механической части или тросов к АКПП; короткое замыкание или заедание датчиков; обрыв кабелей либо окисление контактов.

Существуют специфические поломки селекторов АКПП, обусловленные конструктивными просчетами. Например, владельцы Skoda Rapid или Octavia A7 сталкиваются с проблемой некорректной работы механизма из-за падения жесткости пружины и заклинивания датчика положения рычага.

В комбинации приборов отображается информация о переходе трансмиссии в аварийный режим с возможностью движения до сервисного центра.

В случае обнаружения неполадок, владельцу необходимо найти причину сбоя. Помимо поломки электроники, возникают механические дефекты, которые можно обнаружить при разборке узла. Заклинивание стального троса в оболочке препятствует переключению, но ошибки по датчикам будут отсутствовать.

Для считывания кодов ошибок, хранящихся в памяти блока управления, используют адаптер для разъема OBD-II, сопряженный со смартфоном. После сброса ошибок следует попробовать перевести коробку в другой режим или попытаться переключить скорости вручную.

Если проблема остается, то необходим демонтаж селектора АКПП (своими руками или в условиях сервиса).

Перед тем, как снять селектор управления АКПП, загоняют автомобиль в гараж и отключают батарею. Алгоритм демонтажа узла зависит от конструктивных особенностей машины. Конструкция селектора часто рассчитана на быструю замену датчиков.

Последовательность шагов на примере автомобиля Volkswagen Touareg I поколения:

  1. Снять заглушку и стянуть декоративную насадку с рычага, убрать рамку селектора АКПП.
  2. Вынуть корпус ящика для мелких предметов.
  3. Отвернуть винты и снять крышку консоли.
  4. Убрать кожух и блок управления.

Полное снятие селектора АКПП требует частичного демонтажа деталей в моторном отсеке, перекрывающих доступ к крышке картера коробки. После снятия тросов и отключения кабелей от датчиков можно отвернуть винты крепления, а затем аккуратно вытащить селектор АКПП с машины.

Необходимость разобрать селектор возникает в случае поломки деталей, расположенных внутри корпуса. На ряде автомобилей (например, на Opel Astra H) контактная группа стоит на картере АКПП.

Засохшая смазка ухудшает передачу сигнала между металлическими пластинами. Для очистки требуется снять узел, отвернуть винты и разомкнуть половины кожуха.

Расположенный в салоне автомобиля селектор не нуждается в очистке, пыль не препятствует подвижности деталей. Мойка и смазка пластин требуется только в случае выноса контактной группы на картер АКПП.

Обнаруженные при ревизии сломанные детали подлежат замене (например, пружины обратного хода на блокираторах).

После очистки и смазки деталей селектор необходимо собрать в обратной последовательности. Важно корректно установить датчики – небольшое смещение приводит к заеданию электромагнита и неправильной блокировке рычага.

Собранный узел устанавливают на автомобиль и проверяют работу АКПП в разных режимах.

Внутри селектора или на картере АКПП располагается электромагнитный датчик, блокирующий перевод рычага из положений P или N при отпущенной педали тормоза. Дополнительно в конструкции может использоваться электромагнит для блокировки кнопки на рукоятке в случае отсутствия ключа в замке зажигания.

Процедура восстановления селектора АКПП предусматривает сканирование ошибок компьютером или визуальный осмотр узла. Затем мастер разбирает конструкцию для замены неисправных элементов. Параллельно снимают исполнительный механизм с коробки передач и проверяют целостность проводки.

Затраты на ремонт зависят от:

  • модели автомобиля;
  • доступности запасных частей;
  • сложности дефекта.

В таблице приведены цены ремонта в Москве.

Вид ремонта Цена (руб.)
Диагностика селектора и АКПП от 1600
Ремонт рукоятки от 2400
Замена датчиков от 4800

Селектор позволяет переключать режимы работы коробки передач и не требует особого ухода в процессе эксплуатации. Водителю необходимо соблюдать правила обращения с автоматической трансмиссией, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Запрещено переводить селектор из положения P в позицию R на ходу, перемещение рычага между прочими режимами не наносит вреда трансмиссии.

В случае обнаружения заедания механизма или некорректного переключения следует провести диагностику (компьютерную или визуальную) и определить причину неисправности.

Селектор АКПП – важный элемент в конструкции коробки, так как именно он позволяет водителю переключать основные и дополнительные режимы при определенных условиях движения.

За его работой нужно внимательно следить. В случае появления неисправностей или заедания – стоит или самостоятельно, или с помощью мастера провести ремонт.

Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.

Селектор АКПП- Виды селекторов. Ремонт. Датчик. Защита от переключения

Почти у каждого современного автомобильного производителя есть автомобили с установленными на них автоматическими коробками, в которых переключение передач водитель осуществляет через селектор АКПП.

Автомат легок в управлении, особенно для начинающих водителей, создан для движениях в городе с его ежедневными пробками и частыми торможениями и ускорениями.

Благодаря автоматической коробке переключения передач обеспечивается самостоятельное, без непосредственного участия водителя, изменение передаточного числа в трансмиссии, в зависимости от текущих условий движения.

Разновидности селекторов АКПП

Что такое селектор АКПП и где он расположен. Внешне селектор напоминает рычаг переключения скоростей в механической коробке с дополнительными кнопками. Селектор переключения передач АКПП отличается отсутствием бокового движения влево/вправо, он может перемещаться только вверх/вниз.

В зависимости от конструкции рычага управления и интерьера салона, производители располагают рычаг переключения передач в различных местах. Согласно расположению,селекторы АКПП подразделяются на следующие типы:

  1. Подрулевой тип.
  2. Кнопочный, расположенный на панели приборов.
  3. Напольный.

Дополнительное оборудование

Главным вспомогательным устройством АКПП является датчик положения селектора АКПП. Он нужен для того, чтобы отображать включенную передачу на приборной панели.

https://www.youtube.com/watch?v=at3ElLfAYI4\u0026pp=ygVk0KHQtdC70LXQutGC0L7RgCDQkNCa0J_Qnzog0LLQuNC00YssINC90LDQt9C90LDRh9C10L3QuNC1INC4INGH0LDRgdGC0YvQtSDQvdC10LjRgdC_0YDQsNCy0L3QvtGB0YLQuA%3D%3D

Как и все устройства автомобиля, этот датчик имеет свойство ломаться. Поломки зачастую происходят по причине того, что нет защитного кожуха этого устройства. Из-за этого в датчик попадает пыль, мусор, а иногда и вода, в результате чего, он не может считывать показания с селектора.

Из-за того, что датчик не может показывать положение рычага, автоматическая коробка переключения передач может переключиться в аварийный режим.

Ремонту такой датчик не подлежит, его в любом случае придется заменить. Для того, чтобы заменить датчик, его нужно сначала купить.

Приобрести нужный датчик можно в Интернете или в ближайшем автомобильном магазине. Заменить его можно самостоятельно или в автосервисе.

Для того, чтобы правильно заменить датчик, который отвечает за определение включенной передачи, на свой автомобиль нужно подробно прочитать инструкцию о том, как это нужно делать.

Особенности расположения селектора АКПП

Удобное размещение устройства под рулевой колонкой позволяет переключать передачи без помех. Благодаря такому дизайну салона, появляется дополнительная возможность использовать впереди сплошное сидение, где может поместиться третий пассажир. Подобные конструкции широко использовались в автомобилях американского производства в конце прошлого века.

Селекторы кнопочного типа активно применялись в авто, оборудованных сидениями высокой посадки.

В пятидесятых годах такие селекторы были очень популярны и устанавливались в автоматах микроавтобусов, минивенов, джипов и других моделей того времени.

Основными производителями авто с кнопочным селектором для коробок автомат в тот период были такие известные компании, как Крайслер, Хонда и некоторые японские марки.

Современные транспортные средства, произведенные в Европе и Японии, чаще всего оборудуются автоматическими рычагами переключения передач напольного типа. Здесь селекторы располагаются посередине салона между сидением водителя и передним креслом пассажира.

Читайте также:  Чем промыть двигатель от нагара

Как почистить селектор самостоятельно

Прежде чем сдаваться на милость механикам СТО, можно провести осмотр агрегата в гаражных условиях.

Демонтаж:

  1. Перед снятием селектора обязательно помечаем краской расположение деталей в отношении блока коробки и подвижной части селектора.
  2. Снимаем аккумуляторный лоток, корпус воздушного фильтра и, если имеется, вакуумный насос круиз-контроля (откручиваем болт на 8″ и достаём усы из паза).
  3. Отщёлкиваем трос переключения передач с шайбы и оси, затем убираем его, но лучше сделать это вместе с тягой.
  4. Не прилагая усилий, откручиваем и снимаем гайку на 13″ со шлицев вала. Придётся её немножко пошатать и поддеть (но очень аккуратно).
  5. Так как проводов подключения много, то можно почистить селектор и не отключая их полностью, то есть на месте. Снимаем разъём с основным жгутом (откручиваем два болта на 12″). Можно снять и два других, полностью отсоединив селектор, но необходимо учитывать состояние проводов и возможность добраться до разъёма (один из них подключен под коробкой).
  6. Снимаем кожух проводов (он держится на двух винтах), слегка поддевая его отвёрткой.
  7. Разбираем сам селектор — откручиваем 4 винта. Раскрываем его.
  8. Главное — не потерять 3 контактных сухарика и 3 пружинки (одна из них двойная).
  9. Смываем старую смазку бензином. Контакты селектора хорошо чистить керосином и WD40. Если грязь не поддалась промывке, можно использовать мелкую полировочную наждачку и чернильный ластик.
  10. Наносим силиконовую смазку.
  11. Собираем всё в обратном порядке, не забывая совмещать метки.

После такой процедуры селектор должен вновь заработать в штатном режиме.

Восстановление работы селектора АКПП

Как любой агрегат сложной конструкции, рычаг переключения скоростей в АКПП тоже может поломаться или отказать в работе. Большое количество вариантов систем страховки, не исключает возможных поломок селектора коробки автомат. Своевременная диагностика, качественный ремонт и замена отдельных элементов селектора являются гарантией безопасности на дороге.

Важно: Опытные автолюбители утверждают, что основная сложность в ремонте селектора АКПП состоит в разборке данного устройства. Если хозяин авто не знает, как устроен селектор АКПП и не обладает техническими навыками, не стоит самостоятельно разбирать узлы коробки автомат, в том числе и рычаг переключения скоростей.

https://www.youtube.com/watch?v=at3ElLfAYI4\u0026pp=YAHIAQE%3D

В зависимости от модели авто, элементы системы управления АКПП отличаются уникальной спецификой. Если селектор вышел из строя и не реагирует на воздействия, рекомендуется обратиться за помощью в специализированные сервисные компании. Здесь будет произведена компьютерная диагностика аппарата. Без устранения причин неполадок в селекторе АКПП работники центров не спешат удалять коды ошибок.

Порядок действий при ремонте селектора:

  1. Компьютерная диагностика устройства.
  2. Разборка.
  3. Визуальный осмотр.
  4. Промывка и очищение контактов.
  5. Смазка деталей и узлов.
  6. Замена отдельных элементов.

  7. Сборка селектора.

Если селектор не пригоден к дальнейшему использованию, имеет поломки, не подлежащие восстановлению, мастера рекомендуют заменить его на новый экземпляр соответствующей модели.

Задний ход вместо первой скорости

В то время на многих американских автомобилях с ручной коробкой селектор находился под рулем, и, чтобы перевести его на первую скорость, приходилось нажать ручку на себя и дернуть вниз.

Однако с появлением автоматической трансмиссии внизу стал располагаться задний ход.

На первых гидроавтоматах рычаг двигался в такой последовательности: P-N-D-L-R (АКПП Buick DynaFlow) или P-N-D-S-L-R (GM Hydramatic).

Водители, еще недавно пересевшие с машин с ручной коробкой на автомат, забывались и проскакивали рычагом с D на R, искренне удивляясь, почему машина едет назад, а не вперед. Под рулем люди не видели, куда передвигают кулису, а ориентироваться на ощупь трудно.

Кроме того, стопорная пружина на подрулевых рычагах была слабой и со временем ослабевала еще больше. Во время тряски рычаг выпадал из паза и на ходу активировал задний ход, что приводило к мгновенной блокировке колес, заносу и ДТП.

На автопроизводителей стали подавать в суд. Поэтому пришлось придумывать защиту в виде пазов, чтобы избежать непредвиденных включений. Но под рулем места мало, и многие фирмы стали переносить кулису на центральный тоннель между двумя передними сидениями.

Так идея с пазами реализовалась в новом качестве.

Теперь все пазы находились на виду у водителя. Горизонтальные прорези не позволяли случайно «выбить» рычаг из своего паза при случайном касании локтем. А ступенчатый ход рычага помогал водителю буквально на ощупь определять расположение режимов движения. Можно было управлять коробкой буквально не глядя.

Но, главное, изменился алгоритм смены режимов. Задний ход (R) перенесли в промежуток между нейтралью (N) и паркингом (P). Впервые это было сделано на автомобилях Ford.

А в 1964 году в США была законодательно закреплена последовательность переключения автомата P-R-N-D-L. Такая последовательность исключала случайное включение заднего хода.

Сообщество автомобильных инженеров (SAE) превратило ее во всемирный отраслевой стандарт, который поддержали европеские и азиатские фирмы.

  • Таким образом, пазы — вынужденная мера, призванная обезопасить автомат от неопытных водителей.
  • Вопрос-ответ
  • Как часто стоит менять масло в автоматической коробке?

Датчик положения селектора АКПП

Управление коробкой автомат осуществляется при помощи электрогидравлической системы. Передачи в АКПП переключаются, благодаря потокам трансмиссионного масла, за их направлением и давлением в системе ответственны электромагнитные клапаны – соленоиды. Электронный блок управления АКПП контролирует положение селектора на основании показаний, получаемых со специального датчика – ингибитора.

Фиксатор под пальцем

Однако вскоре инженеры стали экспериментировать, и на спортивных автомобилях появился прямой ход селектора. Он экономил время и нравился водителям за быстроту и логичность.

Кроме того, такая конструкция оказалась более компактной и впоследствии перешла на небольшие переднеприводные машины. Чтобы избежать случайного перескока селектора между D и R, инженеры вставили пружинный фиксатор под большим пальцем.

Только при его нажатии селектор передвигался вперед или назад.

https://www.youtube.com/watch?v=ZoRQ5qaARYo\u0026pp=ygVk0KHQtdC70LXQutGC0L7RgCDQkNCa0J_Qnzog0LLQuNC00YssINC90LDQt9C90LDRh9C10L3QuNC1INC4INGH0LDRgdGC0YvQtSDQvdC10LjRgdC_0YDQsNCy0L3QvtGB0YLQuA%3D%3D

Со временем прямые кулисы с фиксатором вытеснили ступенчатые. Однако и им приходит конец. Новые премиальные автомобили оборудуются электронными кулисами, которые уже не имеют прямой механической связи с трансмиссией.

Управление идет по проводам в виде электронных сигналов. Поэтому селектор превращается в джойстик, который не передвигается, а лишь качается из стороны в сторону.

Если даже попытаться на ходу активировать задний ход, то электроника не даст это сделать.

Общие указания

Аварийная разблокировка трансмиссии

Если блокировка трансмиссии на стоянке не снимается гидравлическим путем, то в зависимости от модельного ряда и серии автомобиля ее можно снять механическим или электронным путем с помощью механизма аварийной разблокировки. Это позволит в случае необходимости отбуксировать автомобиль.

  Техническое обслуживание и текущий ремонт генераторов

В случае приведения в действие электронного механизма аварийной разблокировки автомобилем разрешается только маневрировать. При невыполнении этого требования осуществляется запись в ЗУ неисправностей.

Тонкости сборки и монтажа селектора

Особое внимание во время разборки контактной группы следует уделить смазке. От нее зависит плавность переключения и износ контактной пары. Потемнение и наличие вкраплений являются поводом для ее замены.

Родная смазка в процессе эксплуатации становится похожа на клей. Для ее устранения следует воспользоваться бензином, керосином, WD-40 либо растворителем. Счищать необходимо при помощи кисточки, не прибегая к чрезмерному давлению, способному погнуть контактные шины.

На замену рекомендуется использовать силиконовые смазки. Литол, солидол и подобные консистентные материалы использовать не стоит. В них быстро скапливается влага и мелкий мусор. Это приводит к чрезмерному износу контактной группы селектора и необходимости часто вмешиваться в его работу.

При проведении сборочных и монтажных работ рекомендуется следить за состоянием шляпок и резьбы крепежных болтов. При их повреждении желательно произвести замену на новые. Если этого не сделать, то разбирать узел в следующий раз будет затруднительно.

Читать дальше: Укрывной чехол для автомобиля

Как выбрать селектор АКП

© Авто.Про

Важное об устройстве коробки передач

Говоря о селекторе коробки-автомата, начинать стоит издалека. Как наверняка знают все автолюбители, такая коробка передач на порядок удобнее механической, так как в ней выбор передаточного отношения и переход с одного отношения на иное практически полностью автоматизирован. Здесь важно не забывать, что коробка-автомат на самом деле является совокупностью двух агрегатов:

Читайте также:  Особенности и ремонт КПП «Ока»: что нужно знать

Коробка передач, по факту почти точной копией механического агрегата.

Первый агрегат служит для сцепления и передачи крутящего момента, тем временем как второй – за распределение, выбор скоростей и все остальное. Работа самых первых АКПП могла работать так же, как это было устроено в МКПП.

Но отличительная особенность АКПП – автоматизированное управления сцеплением – позволила отказаться от классических систем управления агрегатом, в которых задействован тандем «ведущая рука водителя — левая нога, манипулирующая с педалью сцепления». Селектор, т.е.

основной управляющий элемент, не является инновационным устройством. Один из вариантов его исполнения немногим отличается от рычага управления механикой, хоть дополненный несколькими электронными компонентами.

Но вариантов его реализации довольно много, что обеспечивается особенностью устройства самой коробки передач.

Подробнее о разновидностях селекторов

Классический селектор коробки передач – это рычаг, на рукоятке которого (а иногда и на пластинке возле шахты под рычаг) нарисованы символы с указанием положений.

К счастью, управлять селектором довольно просто, поскольку сама АКПП проста в эксплуатации, так что требования к нему не такие высокие.

К примеру, если рычаг механической коробки передач должен быть жестким и достаточно длинным, в коробках-автоматах можно обойтись менее прочным механизмом и несколькими кнопками. Основными вариантами исполнения селекторов принято считать:

Кнопочные селекторы часто устанавливались на автомобили японского и американского производства главным образом для внутренних рынков. Кнопки управления выбора скоростей в таких селекторах расположены на приборной панели.

Сегодня такой вариант селектора можно видеть на некоторых минивэнах и многих автомобилях с высокой посадкой.

Основные достоинства: простота пользования, эргономичность и возможность сэкономить на пространстве передней части салона.

https://www.youtube.com/watch?v=ZoRQ5qaARYo\u0026pp=YAHIAQE%3D

Подрулевые селекторы можно видеть на старых американских автомобилях. По сути, такой селектор является частью рулевой колонки.

Это довольно удобно и позволяет лучше обустроить переднюю часть салона, так как в середине не нужно располагать шахту под установку селектора и дополнительные элементы, как-то декоративные накладки, кнопки управления бортовыми системами и прочее.

Достоинства те же, что и у кнопочных селекторов. Снять блокировку рычажка подрулевого селектора очень просто – достаточно потянуть его на себя.

Напольный селектор сегодня является самым распространенным. Он практически полностью повторяет обычный рычаг переключения передач с механики, но отличается меньшей длиной рычага.

Раньше такие селекторы не имели ступенчатой траектории перемещения – это своего рода нововведения АКПП.

Но решение оказалось крайне полезным, так как оно исключало случайные перемещения рычага – его нужно уводить вперед / назад, а затем в сторону, дабы зафиксировать и тем самым выбрать передаточное число.

Также напольный селектор дополняют элементы, которые есть в кнопочных вариантах. К примеру, отдельной кнопкой снятия блокировки случайный переключений. Напольный селектор также может быть электронным и чем-то напоминать джойстик игровой приставки (такие можно видеть на автомобилях BMW серии X 5-й модели и выше).

Частые неисправности селектора

Хоть селектор коробки-автомата является довольно надежным элементом управления трансмиссии, он может выйти из строя. Чаще всего поломка обусловлена естественным износом отдельных узлов селектора и накоплением грязи внутри корпуса устройства. Чаще всего наблюдается следующее:

Окисление или обрыв контактов в электронной части селектора;

Выход из строя датчика положения;

Поломка механической части селектора;

Выход из строя блокиратора.

Напоминаем, что в нейтральном положении рычага должен загораться индикатор “N”, при включении заднего хода “R”, а при движении вперед загорается “D”. Если режим работы отображается некорректно, автолюбителю стоит обратиться на СТО, где специалисты проверят электронную «начинку» систем, связанных с АКПП. Нередко проблемы с селектором бывают связаны с выходом из строя датчика положения.

Если датчик был плохо подсоединен, он не запустится вообще или отключиться спустя некоторое время эксплуатации. Если автомобиль не оснащен защитой картера, со временем в датчик начнет попадать вода и грязь, что также приведет к его поломке. Более распространенная проблем: обычный обрыв в цепи проводки.

Кстати, частое переключение скоростей приводит к ускоренному износу датчика положения селектора.

Что касается механических поломок селектора, то они очень разнообразны. Зачастую автолюбителям приходится разбирать механизм, чистить его, а затем менять боковые крышки, пластмассовый кожух, уплотнители (если они есть), подвижный элемент с контактами.

Часто оказывается так, что неисправность селектора вызвана даже не механической поломкой, а простым заеданием отдельных элементов устройства. Если целостность корпуса селектора и влагозащиты нижней части авто нарушены, внутрь селектора может попасть влага и грязь. Со временем это приводит к загущение и закоксовыванию смазки.

Как результат, рычаг селектора перестает нормально двигаться или контактные пластинки не будут сопрягаться. Поломка металлического штыря селектора – поломка очень редкая.

Вопрос ремонта и обслуживания

Если вы столкнулись с неисправностью селектора и остались уверены в том, что она не кроется в обрыве цепи или поломке датчика, стоит произвести разборку и чистку механической части устройства. Делается это довольно просто.

Вам понадобится набор ключей и крестовых отверток, одна плоская отвертка (опционально), ластик, смазка и очиститель (лучше не использовать WD-40).

Далее приводится общий алгоритм разборки и обслуживания напольного селектора – процесс может несколько отличаться от одной модели АКПП к другой. Вот что надо сделать:

Загнать авто на смотровую яму;

При помощи ключа выкрутить крепеж тросика коробки передач;

Выкрутить крепежи механизма к коробке передач;

Вытащить фишку и снять селектор;

Отверткой выкрутить винты корпуса селектора;

Разделить селектор на две половинки и внимательно осмотреть;

Удалить старую смазку и прочистить контакты при помощи растворителя и, опционально, ластика (в крайне случае мелкозернистой наждачной бумаги);

Опционально, заменить пружинки в подпружиненных контактах;

Нанести новую смазку на неподвижные контакты, ползунок с подвижными контактами и внутреннюю часть корпуса.

После проведения всех работ нужно будет провести сборку и установку узла в обратном порядке. Сразу отметим, что самый важный момент в обслуживании селектора – удаление старой смазки и нанесение новой. Идеально подходит литол.

Первый момент: мы рекомендуем лишь смачивать селектор бензином, а затем проводить дальнейшую чистку с использованием другого растворителя (нейтрального к пластику) или того же бензина, но осторожно – сначала смачивать бензином ветошь, а уже потом с ее помощью убирать смазку и грязь. Второй момент: пружины контактов со временем устают и нуждаются в замене. Впрочем, практика успела показать, что подпружиненными контакты зачастую перестают нормально работать из-за старой затвердевшей смазки.

Полная замена селектора АКПП – радикальный способ решения проблем с этим механизмом. Зачастую все проблемы решает разборка, чистка и замена отдельных узлов.

Однако если это не помогает, в полной замене есть смысл. К счастью, найти новый селектор довольно легко.

Всегда точный результат дает поиск по VIN-коду, однако в современных интернет-магазинах и маркетплейсах автозапчастей нужные для ремонта детали поиска искать по:

Артикулу требующейся запчасти;

Так как автолюбитель почти наверняка не знает артикул запчасти, ее стоит искать по параметрам автомобиля. К ключевым можно относить вообще все параметры транспорта: марка и модель, год выпуска, модель коробки передач и двигателя. Если, например, датчики селектора производят и сторонние фирмы, то селектор в сборе удастся найти только оригинальный. Такая покупка будет крайне недешевой.

Разумно сэкономить удастся при покупке б/у селектора, однако отметим, что при выборе подержанного узла лучше заручиться поддержкой специалиста – пусть он осмотрит селектор на предмет дефектов.

Если покупка будет осуществляться на разборке, то попросите гарантию.

Обычно гарантию выдают только на сложные узлы, как-то двигатели и коробки передач, но по-хорошему гарантией хотя бы на один месяц эксплуатации должен сопровождаться и селектор.

Селектор АКПП часто становится источником проблем с этой самой коробкой передач. В сети можно найти много историй о том, как владелец авто произвел почти полную замену системы зажигания и даже поменял несколько узлов коробки передач, так и не решив проблему с выбором и отображением скоростей. А причина на самом деле крылась в селекторе, который достаточно было разобрать и очистить.

Однако в некоторых случаях замена отдельных узлов селектора или его полная замена могут стать обязательными. Мы рекомендуем автолюбителям сначала обслужить сам механизм, потом проверить датчик положения селектора, а уже потом искать неисправности в других элементам системы. К слову, обслуживать селектор лучше каждые 50-60 тысяч километров – так он всегда будет работать как новый.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector