Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Как и любой шарнир, резинометаллическое соединение выполняет две основные функции. Во-первых, оно дает определенную (в нашем случае – очень сильно ограниченную) свободу перемещения деталей относительно друг друга.

Ограниченную настолько, что руками вы этот шарнир с места не сдвинете – он рассчитан на то, чтобы удерживать машину весом тонны в полторы.

Во-вторых, шарнир предохраняет соединяемые детали от разрушения, гася удары и вибрации при движении по дороге.

Резинометаллические шарниры можно условно разделить на два вида – разборные и неразборные. У первых наружная обойма (металлическая втулка) отдельно, резиновая часть – отдельно. У вторых – все вместе. То есть резиновая часть с внутренней металлической втулкой зафиксирована внутри наружной втулки, тоже металлической (о способах фиксации – ниже).

Именно такой, неразборный вид РМШ принято называть сайлентблоком. Для незнакомых с английским языком на всякий случай уточним, что silent переводится как «тихий». Что вполне логично, ибо без сайлентблока детали подвески не только бы быстро разрушались от ударов, но еще и издавали бы противный лязг.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

В подвеске современной машины «сайленты» используют для соединения рычагов подвески с подрамником или кузовом автомобиля, а также соединения стоек стабилизатора поперечной устойчивости с рычагом подвески или иным ее элементом.

В задней подвеске сайлентблоки используют еще и для соединения рычагов с цапфой. В передней, как нетрудно догадаться, их функцию выполняют шаровые опоры, дающие большую свободу перемещения элементов относительно друг друга и обеспечивающие поворот колес.

Кстати, подушки двигателя – тоже часто (но не всегда) конструктивно представляют из себя РМШ, которые изолируют кузов от вибраций двигателя. Впрочем, о подушках поговорим в другой статье.

Конструктивные особенности

Итак, две втулки с резиновой прослойкой – казалось бы, все элементарно. Но несложна эта конструкция только на первый взгляд. Как зафиксировать упругий элемент во втулке? Довольно очевидный способ – сильное обжатие (иначе говоря – натяг), правда, в таком случае соединение получится слишком жестким, что отразится на плавности хода.

Есть второй вариант – «склеивание» резины с металлом методом вулканизации – тут обжатия почти нет. Но в таком случае жесткость соединения уже откровенно недостаточная.

Возрастает угол скручивания и перекоса (относительно продольной оси сайлентблока), что влечет за собой неблагоприятные изменения углов установки колес во время движения автомобиля.

И, соответственно, ускоренный неравномерный износ шин.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Учитывая эти сложности, в конструкции современных сайлентблоков применяют комбинированную схему фиксации: одновременно обжатием (умеренной силы) и вулканизацией.

Далее, сама резиновая часть может быть сплошной, а может – с дополнительными прорезями. Возьмем, к примеру, попавший к нам «под ключ» Polo седан. На нем задний сайлентблок рычага передней подвески (как раз типа МакФерсон) установлен вертикально и в его резиновой части имеются вырезы.

Зачем они нужны? Чтобы ограничить перемещение рычага в продольном направлении, жесткость втулки должна быть максимальна; но нам не нужна максимальная жесткость при перемещении рычага в вертикальной плоскости (при наезде на препятствие, например). Для соблюдения этих свойств, говоря упрощенно, удалили лишнюю резину. Втулка обеспечивает достойную плавность хода и жесткую фиксацию рычага в продольном направлении одновременно.

Последующее развитие инженерной мысли привело к созданию плавающих и скользящих сайлентблоков, и снова ради повышения плавности хода. Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблокаVolkswagen Passat B5 в конце 90-х «прославился» сложностью и дороговизной подвески, и в том числе — плавающими сайлентблоками

Устройство шарнира значительно усложнилось, появились дополнительные элементы: промежуточная втулка (пластиковая), торцовые шайбы, долговечный смазочный материал и боковые уплотнители.

Как всегда, усложнение привело к удорожанию. Уплотнения изнашиваются, смазка вытекает, сайлентблоки скрипят, а новые стоят дорого.

Как-нибудь мы еще вернемся к плавающим «сайлентам», когда к нам в ремзону попадет машина с такими шарнирами. Сегодня ограничимся обычными.

Крепеж сайлентблоков

Существует несколько вариантов установки сайлентблоков в рычаги подвески. Пожалуй, один из самых распространенных – это запрессовка «сайлента» со своей внешней втулкой в проушину рычага. Удерживается он там за счет силы трения. Такая конструкция предполагает гашение ударных разнонаправленных нагрузок и виброизоляцию. Ремонт элементарен. Молотком выбил старый, запрессовал новый.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Если же рычаг в подвеске выполняет роль направляющего или нагрузка на него воздействует в каком-то одном направлении или плоскости, то внешняя втулка сайлентблоку вообще не нужна.

В таких случаях применяют сайлентблок с небольшими буртиками с торца упругого элемента, который благополучно запрессовывают непосредственно в проушину рычага.

Любая тяга или штанга, если таковые предусмотрены конструктивно, в задней подвеске крепятся к кузову или подвеске именно через «сайленты» такого типа.

Ну и, наконец, тренд последних лет – интегрированные сайлентблоки, где роль внешней втулки выполняет проушина самого рычага, а внутри нее запрессован упругий элемент.

Ярко выраженного инженерного смысла в такой конструкции мало (в отличие, скажем, от интегрированных шаровых опор), тут производитель по большей части увеличивает прибыльность торговли оригинальными запчастями.

Потому что вне заводских условий запрессовать новую «резинку» внутрь старого рычага достаточно качественно невозможно, нужно менять рычаг в сборе (заплатив немалую сумму).

Конечно, неоригинальных упругих элементов на рынке запчастей хватает, но срок службы их ожидаемо невелик – это временное решение. «Колхозные» резинки просто выдавливает из проушин.

Комбинация сайлентблоков в подвеске

Устанавливаться резинометаллические шарниры могут на одном рычаге и в вертикальной, и горизонтальной плоскостях.

На распространенных подвесках типа МакФерсон с одним нижним рычагом (с каждой стороны), воспринимающим все удары от дороги, как раз применена такая комбинированная схема.

Если же подвеска, скажем, с двумя поперечными рычагами, то, вероятней всего, в каждом из них сайлентблоки будут установлены только в горизонтальной плоскости. Это касается и почти всех многорычажных подвесок.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Если же говорить о конструкции, то в зависимости от характера нагрузок на одном автомобиле могут применяться несколько видов шарниров.

Например, если это развальный рычаг в задней подвеске, который не несет толком никакой нагрузки, кроме продольных усилий, то нет смысла устанавливать в него дорогой «сайлент», достаточно запрессовать в его проушину сайлентблока без наружного кольца, и все.

Если же это сайлентблок подрамника (опять же задней подвески), то здесь обычной втулкой не обойтись. Придется сконструировать предмет нашего обсуждения так, чтобы в продольном направлении подрамник даже не шелохнулся, но имел возможность изолировать кузов автомобиля от ударов, приходящих через подвеску от дороги.

Каучук или полиуретан?

В большинстве случаев упругий элемент сайлентблока изготовлен на основе каучука. Как правило, чем больше этого драгоценного материала, тем лучше характеристики сайлентблоков. Но имеются альтернативы.

Просвещенные читатели наверняка вспомнят синтетический полиуретан, из которого обычно делают неоригинальные сайлентблоки, и они пользуются определенной популярностью.

Несомненный плюс этого материала – долговечность, полиуретановые сайлентблоки можно не менять годами. Но на этом перечень достоинств исчерпывается.

Перефразируя известную рекламу, «не все полиуретаны одинаково полезны», и есть составы, которые просто невозможно надежно «привулканизировать» упругой частью к металлической, а обжимать полиуретан нельзя, он и так жесткий. Шарниры с «начинкой» из неподходящего полиуретана просто разваливаются через 40–50 тысяч километров (а то и раньше), так как упругий материал отслаивается от поверхности втулки.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

И даже если состав подобран грамотно, остается проблема жесткости полиуретана.

Как правило, после установки такого «неоригинала» не только ухудшится плавность хода, но и нарушится эластокинематика подвески – характер изменения положения колес под воздействием продольных и боковых сил.

Иначе говоря – может пропасть «подруливающий» эффект задней подвески, который присутствует на множестве современных машин, начиная с совершившего маленькую революцию управляемости в С-классе Ford Focus первого поколения.

Срок службы

Если усреднить, то срок службы сайлентблоков составляет около 100 тысяч километров. Впрочем, тут все зависит не только от качества деталей, но также от состояния дорог, конструкции подвески, условий хранения машины и соблюдения технических требований при установке «сайлентов».

Читайте также:  Малогабаритные и стационарные буровые установки

Часто бывает, что уже через два года или 30–40 тыс. километров пробега от подвески начинает доноситься характерный стук, скромно намекающий на то, что пора ехать на СТО.

Вообще, на сайлентблоки, как и на шаровые опоры, необходимо обращать внимание каждый раз, когда автомобиль встает на подъемник или смотровую яму. Вовремя выявленный разрыв упругого элемента позволит вам спокойно, а не в авральном режиме подобрать и приобрести запчасть.

Не говоря уже о том, что сами рычаги прослужат долго, если «резинки» меняются вовремя и втулки не бьются друг о друга.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Трудности замены

Самой большой головной болью при замене сайлентблоков может стать их прикипание к рычагу.

Тот, кто хоть раз в жизни менял эту деталь на рычагах отечественной классики, порой вздрагивает, вспоминая свои потуги при попытке снятия «сайлентов».

Сначала специальным съемником, потом с помощью лома, а потом… с помощью болгарки. Последняя зачастую побеждала в этой борьбе. Именно поэтому при установке новой детали ее наружную обойму рекомендуют смазывать.

Пример замены сайлентблоков рычагов передней подвески

Наш подопытный Volkswagen Polo sedan проехал 125 тысяч километров. При очередной замене моторного масла было выявлено плачевное, но не критическое состояние сайлентблоков рычагов передней подвески.

Учитывая наличие на складе станции оригинальных запчастей на столь распространенную модель, замену решили выполнить незамедлительно.

Передняя подвеска здесь – вышеупомянутый МакФерсон, то есть «сайленты» – в двух плоскостях, вертикальной и горизонтальной.

Итак, автомобиль на подъемнике, механик во всеоружии. Первым делом выкрутили болты крепления рычага к подрамнику подвески, после чего отвернули элемент крепления и отсоединили рычаг с шаровой опорой от поворотного кулака.

Проблем с откручиванием не возникло, поэтому следующим этапом стал процесс извлечения рычага из подрамника. Вроде бы ничего сложного, но задний сайлентблок установлен в подрамник довольно плотно, потому за помощью пришлось обратиться к фомке. И этот этап пройден.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Повторили все те немногие операции с рычагом противоположной стороны автомобиля. Теперь извлекаем старое и ненужное. Так как сайлентблоки «приговорены», просто выбиваем их, использовав подходящий инструмент вместе с молотком, не заботясь об их сохранности.

Извлекаем из упаковки новые блестящие сайлентблоки и – прямиком на пресс. Для запрессовки горизонтально установленного сайлентблока понадобятся специальные оправки подходящего диаметра.

Если нет оправок, подойдут металлические втулки, опять же подходящего диаметра. Одну необходимо подставить под рычаг, и она должны быть по диаметру больше наружной обоймы сайлентблока, это опорная оправка.

Вторая – такого же диаметра, как наружная обойма, так как усилие от пресса прикладывать допускается только к ней.

И не забываем смазывать наружную обойму! Вы же не хотите потом возиться с болгаркой?

При запрессовке следим за тем, чтобы сайлентблок не перекосился. Запрессовываем до момента, когда торцы внутренней втулки будут расположены симметрично относительно торцов проушины рычага.

Переходим к вертикально устанавливаемому сайлентблоку, он расположен в задней части рычага. Выполняем все те же операции, только с одной оговоркой: на резиновой части «сайлента» нанесена метка, которую необходимо совместить с меткой на рычаге. Это важный момент, несоблюдение которого может привести к скорейшему выходу из строя недавно установленной «резинки».

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Задний сайлентблок устанавливается в проушину рычага тоже симметрично. Однако напомню, что если соберетесь самостоятельно заменить сайлентблоки на своей машине, то сначала изучите руководство по ремонту. Иногда конструкторы предусматривают и асимметричную установку сайлентблоков.

После запрессовки сайлентблоков во второй рычаг монтируем их обратно на автомобиль. Процесс установки рычага выполняется в последовательности, обратной снятию, и особых замечаний именно в нашем случае не предусматривает. Единственный совет: окончательно дотянуть элементы крепления рычага к подрамнику необходимо на нагруженной подвеске, когда автомобиль снят с подъемника и стоит на земле.

Опрос

Вам приходилось менять сайлентблоки на своей машине?

Что такое сайлентблоки и зачем они нужны в подвеске машины

Иногда в автомобиле возникает потребность соединять детали между собой не жёстко, с помощью резьбовых, прессовых или сварочных посадок, а с определённой степенью свободы.

В таких случаях соединения называются шарнирными. Шарниры могут иметь различную конструкцию, в зависимости от требуемых свойств.

В частности, с запрограммированной упругостью во всех направлениях перемещения составных частей.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Чтобы решить поставленные задачи используются сайлентблоки. Где они устанавливаются, каких бывают видов и в чем их недостатки рассмотрим ниже.

Зачем нужны сайлентблоки

Сайлентблоком принято называть резинометаллические шарниры (РМШ). Название это многим напомнит уроки английского в школе, когда учитель призывал класс к порядку, используя слово «Silence», то есть тишина.

Это наиболее точно определяет суть РМШ, его способность к упругой и бесшумной передаче усилия. Для этого в шарнире используется резина или иной аналогичный материал, например, полиуретан.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Где устанавливаются в автомобиле

Чаще всего сайлентблоки применяются в подвеске автомобиля. Именно там важны их основные свойства:

  • возможность скручиваться без разрушающегося трения между составными частями;
  • бесшумность в работе;
  • наличие относительно большого хода на вращение при минимальном на все прочие смещения;
  • значительное, но плавное нарастание усилия сопротивления при попытке изогнуть шарнир в нежелательном направлении;
  • долгий срок службы при условии использования качественных материалов и штатном режиме работы.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Характерными местами применения являются:

  • шарниры крепления рычагов подвески к кузову или подрамникам;
  • точки установки амортизаторов;
  • стабилизаторы поперечной устойчивости;
  • наконечники реактивных тяг.

Кроме того, сайлентблоки могут применяться в точках крепления агрегатов трансмиссии. Делается это с целью минимизации передачи вибраций и шумов на кузов, общего повышения комфорта в автомобиле и гашения резких, разрушающих ударов.

Принцип работы шарнира

РМШ состоит из двух металлических втулок, между которыми находится упругий элемент из эластичной резины или полиуретана.

Фактически он представляет собой зажатую между обоймами упруго деформируемую втулку, но имеется одно принципиальное отличие – резина сайлентблока приклеена или привулканизирована к металлу обойм, то есть в исправном сайлентблоке исключено смещение втулки относительно металла.

Трение исключается, отсюда и больший срок службы шарнира, чем у просто зажатой металлом втулки. Хотя иногда сайлентблоками называют и втулочные узлы, что не совсем верно, но используется в описании узлов.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

При скручивании шарнира резина деформируется, но при правильном расчёте узла её необратимого разрушения не возникает. Обычно шарниры работают именно на вращение между металлическими обоймами, но случается и применение на изгиб.

Например, часто задние сайлентблоки передних рычагов подвесок бюджетных автомобилей имеют вертикально ориентированную ось. Штатным режимом тут будет именно изгиб шарнира, а не вращение.

Это интересно: Для чего нужен бортовой компьютер в автомобиле и как он считает расход топлива

У РМШ, установленных в проушинах и траверсах крепления агрегатов трансмиссии, чёткой ориентации на конкретное рабочее перемещение нет, тут он скорее выполняет роль упругой прокладки между массивным узлом и кузовом или рамой автомобиля.

За счёт расчётно определённой жёсткости резины гашение пиковых колебательных и ударных нагрузок возможно во всех направлениях. Примерно так же служат шарниры в проушинах крепления телескопических амортизаторов, хотя тут всё же имеется преимущественное направление деформации на вращение.

Виды сайлентблоков

В зависимости от конструкции, применённых материалов или назначения, сайлентблоки могут подразделяться на различные категории, в которых выделяется их главная для данного случая особенность:

  • резиновые или полиуретановые, когда главным параметром выступает жёсткость и долговечность при фиксированных массогабаритах;
  • жёсткие или плавающие, во втором случае скорее имеется дело с более сложным шарниром, включающим в себя резиновый упругий элемент;
  • работающие на изгиб или вращение, в зависимости от преимущественного характера относительного перемещения обойм;
  • по числу обойм – иногда шарниры не имеют одной или обеих металлических втулок, а упругий элемент закреплён клеем или вулканизацией прямо к деталям подвески, замена в этом случае требует специальных ремонтных конструкций или выполняется агрегатно, то есть в сборе.
Читайте также:  Не включается задняя передача: основные причины

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Не будет большой ошибкой употребление термина в тех случаях, когда узел не является классическим сайлентблоком. В конце концов, важнее отразить в названии суть выполняемых функций, чем выражаться академически точно.

Преимущества и недостатки

Основные преимущества вытекают из назначения резинометаллических шарниров:

  • максимально тихая и комфортная работа узла;
  • отсутствие требований к обслуживанию;
  • нет необходимости в применении смазки, которая портится и вырабатывается со временем;
  • простота и дешевизна конструкции;
  • наглядность диагностики, не требующая квалифицированного персонала;
  • несложная замена по окончании срока службы;
  • возможность задания свойств подбором материала упругого элемента.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

В конкурентах РМШ выступают всевозможные шаровые и цилиндрические шарниры, где отсутствуют недостатки, присущие сайлентблокам:

  • не всегда полезна излишняя свобода перемещения в шарнире, свойственная РМШ;
  • дешёвые материалы быстро стареют и разрушаются;
  • резиновые втулки плохо работают при слишком высоких и низких температурах;
  • прочность под нагрузкой сильно связана с жёсткостью узла, а попытки реализовать компромисс ведут к росту массы, габаритов и стоимости;
  • ограничены углы работы и способность к относительному перемещению обойм в широком диапазоне.

На автомобилях, где важнее точность управления, чем комфорт и низкая цена подвески, РМШ имеют ограниченное применение. Часто их заменяют на шаровые соединения (ШС) при спортивном тюнинге автомобилей.

Основные неисправности

Практически все выходы из строя сайлентблоков связаны с износом и старением упругого элемента:

  • резина и в меньшей степени полиуретан изменяют свои свойства со временем, что ведёт к появлению трещин и снижению упругости;
  • при интенсивной работе эластичные втулки нагреваются, материал быстро устаёт и разрушается;
  • может наблюдаться отсоединение резины от металла, как клей, так и вулканизация имеют ограниченный срок службы, втулка начинает скользить по металлу и истираться, в шарнире появляется люфт;
  • изношенные шарнир перестаёт упруго передавать усилие, появляются стуки и скрипы;
  • возможно ослабление посадки металлических втулок на осях и в проушинах.

Не исключается и быстрое механическое повреждение, особенно при неисправностях прочих деталей подвески, когда нагрузки и перемещения выходят за допустимые для шарнира пределы. Резина просто рвётся и узел перестаёт правильно работать.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Как проверить сайлентблоки

Различают два способа проверки – визуальный и инструментальный. Поводом для них станет обычная профилактика во время регламентного обслуживания, изменение поведения машины или появление посторонних звуков.

Чаще всего шарниры бракуются, если при осмотре в них обнаруживаются трещины резиновой втулки. Иногда это недостаточно обоснованная причина, хотя надо признать, что если резина начала трескаться, то долго она уже не прослужит, даже если люфтов и разрывов пока нет. Жёсткость и нагрузочная способность уже изменились.

 Какая подвеска лучше зависимая или независимая и в чём их отличия

Противоположным случаем станет конкретный стук в узле, при этом наглядно заметно, что резина порвана, а внутренняя обойма свободно перемещается относительно наружной. В таких случаях шарнир уже не работает, а от резины скоро вообще ничего не останется.

Промежуточные состояния могут включать в себя появление скрипов, что будет означать обрыв вулканизации. Шарнир превратился в обычную втулку, и его надо заменять.

Достаточно характерно и хорошо заметное смещение внутренней оси относительно наружной, что говорит об износе резины и внутренних разрывах. Люфт можно обнаружить поджимая нагруженный узел на машине с помощью рычага или монтировки.

Вызывающие подозрения РМШ лучше менять сразу, поскольку их износ вызывает изменение геометрии подвески, быстрый износ шин и ухудшение управляемости. Возможно также разрушение соседних деталей.

Как увеличить срок службы сайлентблоков

Рецепт тут один – бережное отношение к подвеске в целом. Нельзя требовать от легкового автомобиля способностей гоночного внедорожника. Сильные удары на максимальных углах отклонения рвут резину, после чего начинается цепная реакция разрушения всей подвески.

Но сократить срок службы можно и в результате неграмотной замены деталей. Существуют главные принципы проведения работ по монтажу РМШ.

Инструкция по замене

Иногда заменить шарнир удаётся и без снятия основной детали с автомобиля, но обычно рычаг или тягу надо демонтировать.

Внутренняя обойма РМШ, как правило, крепится через ось в виде обычного болта. Здесь проблема может возникнуть только в коррозии резьбового соединения, устраняемой одним из известных способов – нанесением проникающего состава, прессовыми или ударными нагрузками, в крайних случаях механическим разрезанием оси с заменой крепежа.

Это надо знать: Как устроен и работает гидроусилитель рулевого управления

Наружная обойма выпрессовывается из проушины через подходящую по размерам проставку или специализированным съёмником.

Усилие надо прикладывать исключительно к металлу, резина просто разорвётся. Натяги в соединениях небольшие, проблем не возникает. В особых случаях применяется нагрев с выжиганием резины, после чего втулку можно надпилить.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Новая деталь аккуратно запрессовывается в очищенную проушину той же оправкой с теми же требованиями.

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

При установке на автомобиль крепёж затягивается только после штатной загрузки узла, иначе шарнир получит предварительное закручивание и быстро разрушится при работе. Самоустанавливаться могут только плавающие конструкции или отдельные резиновые втулки.

Топ лучших производителей сайлентблоков

Основой всего при выборе деталей следует считать их цену. Самые дешёвые сайлентблоки долго служить не будут. Изделия от ведущих фирм стоят достаточно дорого.

Выбор можно предоставить компании-изготовителю автомобиля, приобретая детали с клеймом оригинала. Но при этом цена окажется неоправданно завышенной, поскольку конвейерные поставки идут от тех же фирм, что поставляют свою продукцию и на рынок запчастей, уже значительно дешевле.

Лучшие сайлентблоки производят такие фирмы:

  • Lemforder и Swag — Германия;
  • 555 и Masuma — Япония;
  • CTR Корея;
  • Точка Опоры — Россия.

Последние используют в качестве упругого элемента полиуретан. Конечно, надо остерегаться подделок, которых тем больше, чем выше репутация фирмы, особенно это касается оригинала.

Иногда нормальное качество предоставляют и европейские фирмы-упаковщики, но здесь трудно говорить о предсказуемости. Лучше всего ознакомиться с отзывами о производителях деталей под конкретную модель автомобиля на профильных форумах в сети.

Что такое сайлентблок и для чего он нужен, когда его меняют?

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Содержание:

Бывают ситуации, когда водитель, приезжая в сервис, слышит от мастера, что нужно заменить сайлентблоки. Не все водители, в особенности начинающие, знают, для чего нужны сайлентблоки в машине. Их замена — важная составляющая для нормальной работы ходовой системы. Рассмотрим, что представляют собой эти детали, их назначение, а также в чем заключается необходимость их замены.

Сайлентблок — это?

Сайлентблок — это резинометаллический шар, который выглядит как две втулки, соединенные между собой вставкой из резины. Во внутренней обойме есть отверстие, через которое детали плотно фиксируются. Подобная система крепления увеличивает ресурс узла.

Свое название деталь получила благодаря тому, что она не издает скрипа. Кроме того, сайлентблок не требует для себя особого ухода. Если элемент ломается, его быстро меняют на новый.

Во время эксплуатации машины сайлентблок не нужно смазывать. Деталь обладает высокой устойчивостью к попаданию пыли и влаги. В конструкции отсутствуют запчасти, которые бы «терлись» друг об друга. Движение происходит за счет изгиба гибкого шара.

Виды

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Виды сайлентблоков бывают разными. Они подразделяются не только по типам материала, но и по конструкционным особенностям. Изделия имеют одну втулку, две втулки, либо не имеют металлических элементов. Критерии, которые свидетельствуют о качестве деталей: износоустойчивость, надежность, долговечность.

Дольше всего водителям служат полиуретановые блоки. С ними передвижение на машине становится плавным.

  • К преимуществам полиуретановых изделий относят:
  •  Высокое качество материала и повышенная жесткость;
  •  Устойчивость к колебаниям температур;
  •  Устойчивость к химическим веществам;
  •  Отличное поглощение ударов.
Читайте также:  Что такое главная передача в автомобиле

По сравнению с другими аналогичными сайлентблоками, они работают в 5 раз дольше. Именно поэтому за них просят высокую цену. Что касается резиновых сайлентблоков, то они намного дешевле полиуретановых, но при этом менее надежны и недолговечны.

Назначение

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Сайлентблок сконструирован таким образом, чтобы уменьшить колебания подвески. Иногда эти резинометаллические шарниры ставят на «движок», либо иные подвижные составляющие. Чем слабее колебания, тем комфортнее езда на машине.

В процессе эксплуатации детали испытывают сильнейшие нагрузки. Со временем это приводит к изнашиванию шарниров. Именно по этой причине нужно регулярно проверять состояние элементов для того, чтобы заменить их вовремя. Рекомендуется проводить замену каждые 50 тыс.км пробега.

Сайлентблоки имеют небольшой размер, но при этом выполняют большую функцию. Они напрямую влияют на работу подвески. «Изношенный» шарнир негативно сказывается на управлении авто. Когда водитель движется на повышенных скоростях, он остро чувствует поломку. Как правило, она проявляется в виде скрипа, люфта в руле и периодическом крене.

  1. Сайлентблок назначение:
  2.  Обеспечение устойчивости транспорта благодаря снижению деформирования деталей подвески.
  3.  Уменьшение шума в салоне авто.
  4.  Поглощение вибрации или ударов во время передвижения по бездорожью.
  5. Резинометаллические шарниры имеют еще одно назначение: их гибкость позволяет снизить требования к точности посадки деталей.

Принцип работы

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Разобравшись, зачем нужны сайлентблоки, водители должны понять, какой у них принцип работы. Как уже было сказано, деталь обладает втулками, скрепленными гибкой вставкой. Втулки, в свою очередь, «скрепляют» части подвески, тем самым ликвидируют колебания, возникающие от узлов подвески.

К качеству прокладок, которые соединяют втулки, предъявляются высокие требования. Обычно их изготавливают из полиуретана, натурального каучука, резины. Со всех сторон на детали оказываются сильные нагрузки, так как помимо поглощения колебаний, они сглаживают резкие движения авто.

Чтобы водитель смог точно знать, когда ему стоит проводить замену шарниров, он должен быть осведомлен насчет долговечности детали по регламенту изготовителя. Изделия способны выдержать до 100 тыс.км пробега, но в «облегченных» условиях. Если авто эксплуатируется более жестко, то диагностику следует проходить каждые 50 тыс.км.

Узнать наверняка, нужна ли замена сайлентблоков можно, обратившись в СТО. Мастер проведет осмотр деталей, а также проведет их диагностику на предмет сколов.

Плюсы и минусы деталей

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Мы разобрались, для чего нужны сайлентблоки. Осталось выяснить, почему резинометаллические шарниры считаются лучшими на сегодняшний день.

Самым большим преимуществом данной детали является отсутствие обслуживания. Иными словами, если шарнир выйдет «из строя», его заменят на новый. Также они не требуют смазки, поскольку она отрицательно сказывается на их работе.

Из-за отсутствия трения — отсутствуют шумы. Металл не соприкасается с металлом, а колебания быстро «растворяются» в резиновой подушке. Кроме этого, сайлентблоки обладают хорошей несущей способностью.

Еще одной важной особенностью детали является долгий срок службы при соблюдении условий эксплуатации. Если изделия не перегревать и не допускать перегруза, то они прослужат несколько лет.

Что касается недостатков, то они присутствуют, но их не так много. К примеру, их жесткость напрямую связана с несущей способностью. Также они не переносят агрессивного воздействия, так как находятся в зависимости от рабочей температуры. А срок службы шарниров зависит от рабочего хода и его амплитуды.

В процессе замены сайлентблоков часто допускают ошибки. Шарнир в средней точке рабочего хода обязан обладать минимальной деформацией. Если быть точнее, мастер должен затягивать соединения подвески в момент, когда авто находится на земле, а не на подъемнике.

Неисправности

Сайлентблок: для чего предназначен, неисправности и замена сайлентблока

Сами по себе сайлентблоки довольно надежные детали, чей средневзвешенный ресурс составляет более 100 тыс.км пробега. Однако в России дорожные условия хуже, чем в других странах, поэтому диагностику шарниров проводят чаще. Определить, что изделия неисправны, помогут следующие признаки:

 Управляемость автомобиля стала хуже, т.е. поворачивание руля стало замедленным.

  •  Появился глухой стук при езде по небольшим выбоинам.
  •  Неравномерный износ покрышек.
  •  Нарушились параметры развал-схождения без особых причин.
  •  Началась потеря курсовой устойчивости.
  • Сайлентблоки имеют сильные повреждения, если при осмотре из ямы обнаружилось, что резиновые уплотнители имеют глубокие трещины.

Бывают ситуации, когда эти признаки свидетельствуют о совершенно другой поломке. Глухие звуки иногда издают шаровые опоры, а треснутые детали подлежат ремонту. В любом случае требуется детальная диагностика.

Заключение

Если перед водителем стоит проблема выбора сайлентблока, то ему стоит опираться на цену изделия. Дешевая продукция не будет служить долго. Качественные изделия поставляют японские и европейские фирмы. Если есть желание улучшить управляемость авто и настроить подвеску под собственный «стиль», то стоит установить полиуретановые сайлентблоки.

Что касается замены шарниров, то в условиях российских дорог, их стоит менять каждые 50 000-100 000 км пробега. Для диагностики неисправностей желательно посетить СТО и доверить работу мастеру. Замена производится парно с двух сторон, но это не обязательная рекомендация.

Отзывы:

Все отзывы

Сайлентблок: что это, для чего нужен и когда менять

© globallookpress.com

Кроме того, РМШ в ходовой части отвечают за оптимальную траекторию перемещения колес, что напрямую влияет на управляемость автомобиля и безопасность движения при резких маневрах.

Сайлентблоки устанавливаются в рычагах передней и задней подвески, в узлах крепления амортизаторов, двигателя и компонентов трансмиссии.

Конструктивно сайлентблок состоит из двух металлических втулок, соединенных с проставкой из демпфирующего материала — резины или полиуретана. У обоих материалов есть достоинства и недостатки.

Резина

Классические сайлентблоки устанавливаются на автомобилях конвейерной сборки. Они недорого стоят, могут работать в больших амплитудах деформации и обеспечивать хорошую плавность хода.

Однако на шарнирах такого типа плохо сказываются холод, воздействие масел, топлива, антигололедные реагенты.

Полиуретан

Полиуретановые сайлентблоки применяются в гоночных автомобилях, где нужна большая управляемость. Если установить подобные жесткие шарниры на обычный автомобиль, то в экстремальных условиях сразу станет заметно, что машина стала отзывчивее и более легко управляется.

Полиуретан намного устойчивее резины, поэтому повышается ресурс использования и степень допустимой вибронагрузки таких сайлентблоков. Они не боятся ударов, перепадов температур и химикатов.

При этом водителю придется смириться с увеличившейся жесткостью подвески. Особенно она станет заметна при минусовых температурах. Вдобавок полиуретановые шарниры всегда стоят дороже резиновых.

Ресурс сайлентблоков

Считается, что средний срок эксплуатации сайлентблоков ходовой части рассчитан на 100 тысяч км. Но с учетом российской погоды и дорог проверять состояние шарниров требуется уже при пробеге в 50 тыс км. Цифра может быть еще меньше, если машина используется в Сибири и на Дальнем Востоке.

Как сохранить сайлентблоки

Необходим умеренный, нейтральный стиль вождения. Для шарниров вредна как быстрая езда по ямам, так и чересчур осторожное передвижение, поскольку деталям приходится работать в узком диапазоне амплитуд, и они теряют эластичность.

Установка полиуретановых сайлентблоков без внешней обоймы в рычаги подвески из мягкого алюминия может привести к тому, что шарнир просто выбьет из посадочного места при сильной ударной нагрузке.

Кроме того, надо следить, чтоб агрессивные жидкости (топливо, реагенты и т.д.) не повредили резиновую проставку, правильно монтировать сайлентблоки, чтобы нагрузка распределялась равномерно по рабочей поверхности. Негативно влияет на шарнир и затяжка болтов крепления подвески на автомобиле, находящемся на подъемнике

Как определить необходимость замены

Вышедшие из строя или старые сайлентблоки надо менять. Иначе шарнир деформирует посадочное место и придется менять рычаг подвески, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг и т.д. Вдобавок использовавший свой ресурс РМШ значительно ухудшает управляемость автомобилем.

Если сайлентблоки ходовой части отслужили свое, то автомобиль будет крениться при движении по прямой и при торможении, усилятся вибрации, начнутся скрипы и стуки в подвеске.

Визуально о необходимости замены могут подсказать износ боковых секций протектора шин, трещины в демпфирующих проставках, люфт рычагов подвески.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector