Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Рулевая рейка— ключевой элемент, обеспечивающий передачу усилия от руля к колесам для поворота автомобиля влево и вправо.

От его исправности и корректности обслуживания зависит безопасность движения. Ниже рассмотрим назначение узла и его устройство. Приведем распространенные поломки и их признаки. Выделим пошаговую инструкцию по замене этого элемента.

Назначение

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Функция рассматриваемого узла состоит в передаче момента вращения между рулевой колонкой и тягой. Простыми словами, узел трансформирует движения водителя и поворот руля в изменение положения колес.

Благодаря такой системе машина поворачивает в левую или правую сторону, а при необходимости движется прямо. Это происходит посредством передачи момента между шестерней (червяком) и реечной зубчатой частью.

Устройство рулевой рейки

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Конструктивно устройство рулевой рейки состоит из группы узлов:

  1. Вал. Изготовлен из качественного металла и предназначен для передачи момента вращения от руля, установленного в салоне, к распределителю. Имеет шлицы для фиксации рулевого колеса / колонки вверху и внизу соответственно.
  2. Рейка. Конструктивно состоит из зубчатого механизма и шестеренки. Имеет легкосплавный металлический корпус, который фиксируется к автомобилю.
  3. Распределитель. Элемент системы с ГУР, обеспечивающий подачу масла в полость гидравлического цилиндра. 
  4. Тяги. Стержни, имеющие металлическое исполнение, выходящие из корпуса рейки. Имеют двухстороннюю резьбу, но с одной стороны предусмотрено шарнирное устройство.
  5. Наконечник. Используется для вкручивания, состоит из шарнира и резьбы. Последняя находится изнутри и позволяет вкрутить устройство.
  6. Цилиндр. Находится внутри рейки. Имеет алюминиевую структуру, обеспечивающую защиту от коррозии и долгий срок службы.
  7. Шланги (для ГУР). Используются для передачи рабочей жидкости от распределителя к корпусу рулевой рейки. Применяются на устройствах с ГУР.
  8. Подшипники. Защищают от люфтовых колебаний и гарантируют легкость маневрирования.
  9. Демпфер (устанавливается не всегда). Монтируется в промежутке между тягой и кожухом механизма. Несет амортизирующие свойства, обеспечивающие снятие вибраций с руля. Как правило, используется на внедорожных авто.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

В зависимости от типа, производителя и особенностей исполнения в рулевой рейке могут быть и иные узлы.

Виды реек

При обслуживании и ремонте рулевой рейки необходимо знать ее конструктивные особенности.

Они напрямую зависят от типа механизма, который может быть механическим, оборудоваться гидроусилителем (ГУР) и электроусилителем (ЭУР). Каждый из видов индивидуален и имеет особенности, на которых остановимся ниже.

Механическая

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Простейший вид рулевой рейки, обеспечивающий поворот колес за счет передачи вращения от рулевого колеса к исполнительному механизму. Предусматривает большие физические усилия из-за отсутствия дополнительных систем.

Для снижения нагрузки на некоторых авто предусмотрена опция изменения передаточного числа и, соответственно, требования к прикладываемому усилию.

Суть состоит в изменении шага зубцов, что позволяет сохранить управляемость, тяжесть и «остроту» руля при быстром движении. Узел обеспечивает легкость поворота руля при нахождении авто в статике, без движения. Система впервые использовалась на «десятке» и сегодня актуальна для многих других авто.

С гидроусилителем

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Главное отличие такой системы от механической — наличие гидравлического усилителя, упрощающего вращение руля и сохраняющего управляемость при движении на больших скоростях. ГУР установлен на многих современных авто. Наличие системы обеспечивает безопасность, благодаря амортизации и уменьшению передачи неровностей на рулевое колесо. Даже при въезде в глубокую яму на скорости водитель сохраняет контроль за машиной.

На фоне преимуществ системы имеется и слабое место — возможная потеря обратной связи с авто. Водитель меньше «чувствует» транспортное средство, что особенно актуально при движении на большой скорости.

Для снижения эффекта производители вносят правки в конструктивные особенности подвески или предусматривают дополнительный мотор. Суть работы ГУР проста. При вращении руля происходит изменение давления и усилий на торсионно-золотниковую часть рейки.

В момент поворота влево или вправо происходит впрыск масла в соответствующую сторону механизма и облегчение процесса вращения. При фиксации рулевого колеса или его повороте происходит переток масла в другую сторону.

С электроусилителем

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Конструкция рейки с ЭУР имеет много общего с ГУР с той разницей, что в качестве элемента усиления выступает электрический мотор. Он встраивается в рулевую колонку / вал или является единым механизмом с рейкой.

Последний вариант наиболее безопасный и используется на элитных авто. Размещение в колонке небезопасно, ведь в случае поломки ЭУР машина теряет управление, а повернуть рулевое колесо нельзя.

Такие системы ставились на первых «Приорах». На более новых моделях отдается предпочтение установке на валу или на зубчатой рейке. В целом, машины с электроусилителем более дорогие, ведь они надежнее, не имеют трубок и шлангов, снижающих надежность.

Неисправности и их признаки

Из-за ошибок в эксплуатации или износа рулевой механизм может поломаться. Проблему легко распознать по ряду признаков и характерных неисправностей. Базовые симптомы поломки:

  • Гул при перемещении руля влево / вправо. Требует проверки ЭУР или ГУР. Возникает при снижении уровня масла или повреждения ключевых узлов. На этом этапе важна проверка лопастей насоса, подшипников и натяжения ременной передачи.
  • Стук рулевой рейки. Странные шумы в подкапотном пространстве могут свидетельствовать о повреждении ходовой, что требует более детального контроля. Стук слышен с левой или правой стороны. Проблема часто свидетельствует о повреждении пыльника, неисправности тяги / рычагов. Для поиска поломки может потребоваться разборка механизма.
  • Увеличение усилия, «утяжеление» рулевого колеса.
  • Снижение уровня жидкости в системе с ГУР.
  • Замедленное возвращение в первоначальную позицию или отсутствие такого эффекта после поворота.
  • Самопроизвольное вращение руля.
  • Появление соответствующих сигналов на приборной панели.

Возможные поломки ГУР

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

  • Повреждение уплотнителей. Появление масла на элементах рейки — повод для ее проверки. Повреждение, как правило, связано с нарушением целостности уплотнителей, требующих замены с последующей доливкой рабочей жидкости. Течь можно определить по следам под машиной во время стоянки. Неисправность, как правило, ведет к появлению воздуха в расширительной емкости. Для исправления ситуации требуется протяжка пыльников хомутами из пластика или металла.
  • Неисправность пыльника. Дефект может стать причиной проникновения внутрь песка, влаги и других посторонних элементов. 
  • Появление ржавчины на валу. Обусловлено попадание внутрь влаги.
  • Частичное или полное повреждение насоса ГУР.
  • Прочие неисправности — неисправность поршней, ослабление / обрыв ременной передачи, поломка клапанов распределительного устройства и т. д.

Для ЭУР:

  • Поломка датчика. Несмотря на надежность, такие узлы периодически ломаются. Проверка осуществляется методом компьютерной диагностики, позволяющая определить нарушение целостности, попадание влаги и иные дефекты.
  • Повреждение втулок. Проявляется шумом в области рулевой рейки. Требует ремонта и контроля состояния. При подтверждении неисправности часто нуженремкомплект рулевой рейки или полная замена.
  • Неисправность червячной передачи. Узел может выходить из строя из-за износа. Если машина прошла большое расстояние, этот элемент желательно проверить.
  • Проблемы с электрическим двигателем. В рейке с ЭУР при продолжительной эксплуатации авто могут возникнуть трудности с поворотом руля. Для диагностики важно проверить обмотки мотора, подшипники и щетки.

Прочие неисправности. Как и в случае с ГУР, оцените состояние наконечников, пыльников и иных узлов.

Замена рулевой рейки

При выявлении поломки и невозможности ее устранения необходима замена рулевой рейки. Для работы пригодятся ключи (торцевые и с трещоткой), молоток, съемник для наконечников, мягкие тряпки и опора из дерева. 

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Алгоритм имеет ряд особенностей, зависит от модели авто и типа рейки, но общий процесс имеет следующий вид:

  • Поставьте машину на ровное место.
  • Заблокируйте ее движение с помощью ручника.
  • Подложите под задние колеса какую-то опору.
  • Поставьте рулевое колесо в нейтральную позицию.
  • Поочередно ослабьте гайки колес.
  • Поднимите с помощью домкрата одну сторону машины, демонтируйте колесо и подставьте опоры.
  • Опустите машину и проделайте те же манипуляции для второй стороны.
  • Используйте WD-40 для очистки болтовых соединений. Предварительно обработайте участок щеткой с металлическим ворсом. 
  • Снимите клеммы с АКБ для отключения сирены сигнализации.
  • Демонтируйте наконечники, если планируется их замена вместе с рулевой рейкой.
  • Достаньте шпонку из крепежной гайки и выкрутите изделие.
  • Вставьте крепеж в виде вилки под уплотнитель, а сверху пальца заведите на болт наконечника.
  • Вкрутите гайку до упора и молотком выбейте наконечник из крепежа.
  • Послабьте крепление крестовины. Соединение находится под педалью тормоза, а фиксация осуществляется с помощью хомута.
  • Откройте капот и снимите крепежную гайку хомутов.
  • Демонтируйте рулевую рейку. Для этого возьмитесь за кожух узла, начните его расшатывать и тянуть на себя. При сложности демонтажа берите молоток и нанесите несколько ударов.
  • Достаньте рулевую рейку через арочную часть колеса. Может потребоваться движение влево-вправо. Действуйте осторожно, чтобы ничего не повредить.
  • Очистите все места для установки и нанесите графитную смазку / солидол. Достаньте заглушки из рейки и установите в обратной последовательности.
  • При объединении шлица с червячным элементом рейки может потребоваться помощь. При вкручивании гайки шпилек затяните их с максимальным усилием. После завершения работ сделайте развал-схождение.

Заключение

Рулевая рейка — ключевой элемент, обеспечивающий управление автомобилем и поворот колес в горизонтальной плоскости. Знание конструкции, умение распознавать и готовность сразу устранять неисправности позволяет избежать повреждений и защититься от возможных ДТП.

Читайте также:  Как завести машину «с толкача» правильно: механика, автомат, робот

Как устроена рулевая рейка / система ГУР

Поиск запроса «рулевая рейка: устройство, виды, неисправности» по информационным материалам и форуму

Ремонт рулевой рейки: этапы и особенности

22.06.2021

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Устройство рулевой рейки
  • Виды и принцип работы рулевых реек
  • Признаки и причины неисправности рулевой рейки
  • Этапы ремонта рулевой рейки
  • Мнение автовладельцев о ремонте рулевых реек

Ремонт рулевой рейки становится насущной необходимостью, когда легкие стуки при езде по неровностям превращаются в настоящую долбежку даже при наезде на маленький камешек, а управление ватным и непредсказуемым.

Конечно, можно просто купить новую рейку, но ремонт обходится намного дешевле, и хватает его надолго. Не стоит путать его с регулировкой, это разные процедуры. Из нашего материала вы узнаете, как выявить признаки неисправности детали и как осуществляется квалифицированный ремонт рулевой рейки.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Рулевая рейка включает в себя следующие элементы: механизм типа «шестерня-рейка», к которому подсоединены рулевые тяги, рулевая колонка, карданный вал и непосредственно руль.

От него усилие передается валом рулевой колонки, а также карданным валом с муфтой на шестерню механизма, а затем на зубчатую рейку.

Перемещение рейки через рулевые тяги с внутренними резинометаллическими и наружными шаровыми шарнирами передается на поворотные рычаги стоек передней подвески.

Из чего состоит рулевой механизм: рабочая пара шестерни и рейки с косозубым зацеплением, которая находится в трубообразном картере, подшипниковые опоры шестерни, поджимное устройство, грязезащитные чехлы.

Карданный вал включает в себя два карданных шарнира, также есть упругая муфта, чтобы не допустить передачу на руль ударов во время езды по плохой дороге. Карданные шарниры являются неразборными.

Когда происходит сборка, в подшипники крестовины шарниров закладывают смазочный материал, его не требуется добавлять со временем. Рулевая колонка представляет собой трубу, внутри нее на двух подшипниковых опорах находится рулевой вал. На его верхнем конце есть конус, шлицы и резьба, чтобы установить руль.

Сравнение цен актуально на 06.06.2023

Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Рулевые тяги идентичны, единственное отличие – взаимная ориентация наконечников. Тяги имеют наружный и внутренний наконечник, которые соединены регулировочной муфтой. Чтобы можно было выбирать необходимую длину и менять сход колес, тяги делают регулируемыми.

Виды и принцип работы рулевых реек

1. Механические рулевые рейки

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Перемещение механизма механических рулевых реек осуществляется благодаря усилию, с которым человек поворачивает рулевое колесо. А это делает машину менее маневренной. Более того, во время езды происходит передача ударов от подвески на руль. Поэтому, чтобы управлять авто с механической рулевой рейкой, водитель прикладывает значительные усилия.

2. Рулевые рейки с ГУР

Гидравлический усилитель руля включает в себя насос, распределитель, рабочий цилиндр, масляный бак, а также соединительные шланги.

Когда мотор запущен, насос всасывает смазку из бака, нагнетает ее в золотниковый распределитель.

Этот механизм позволяет дозированно подавать масло в рабочий цилиндр слева либо справа от поршня (зависит от того, куда крутится рулевое колесо).

Благодаря масляному давлению поршень и рейка перемещаются, в результате колеса поворачиваются. Человеку, управляющему автомобилем, нужно приложить небольшие усилия, чтобы повернуть руль, даже когда машина не двигается.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Управляет распределителем торсион, это пружинистый железный стержень, установленный на рулевой вал и соединенный с золотниковым клапаном.

Если рулевое колесо в нейтральном положении, золотник распределителя перекрывает подающие каналы, поэтому смазка утекает снова в бак.

Если же руль вращается, происходит скручивание торсиона, он поворачивает внутреннюю часть золотникового клапана. Это приводит к открытию дозирующих каналов распределителя, и смазка попадает в рабочий цилиндр.

С увеличением угла поворота рулевого колеса происходит более сильное закручивание торсиона. В результате пропускная способность каналов распределителя увеличивается, так же как и усилие, прикладываемое к рулевой рейке.

Если руль повернут в крайнее левое или правое положение, происходит срабатывание предохранительных клапанов. С их помощью сбрасывается масляное давление, чтобы не допустить выхода из строя ГУР.

Помните о том, что, если у вас машина таким механизмом, чтобы не допустить поломку, не оставляйте вывернутыми колеса, регулярно проверяйте уровень масла в баке, при необходимости меняйте его.

3. Рулевые рейки с ЭУР

Если на вашем авто установлен электроусилитель руля, управлять машиной будет легко. Этот механизм компактный, поэтому потребление горючего уменьшится, особенно если сравнивать с гидроусилителем. В последнем случае насос непрерывно функционирует, если мотор запущен, электропривод включается, лишь когда водитель поворачивает.

Как функционирует рулевое управление с электроусилителем: во время совершения маневра торсион передает усилие от руля на рулевой механизм.

Датчик крутящего момента сигнализирует о величине усилия в ЭБУ (электронный блок управления), сюда же поступают данные от датчиков коленвала, угла поворота руля и скорости (ABS).

Как только информация будет обработана, создается управляющий сигнал, запускающий электродвигатель, расположенный на рулевой рейке.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Управление автомобилем с электроусилителем руля имеет свои особенности:

  • когда маневр совершается на небольшой скорости, электродвигатель получает сигнал на создание наибольшего крутящего момента, поэтому водителю комфортно управлять машиной;
  • если же авто поворачивает на большой скорости, электродвигатель выдает небольшой крутящий момент, поэтому руль «наливается»;
  • как только авто перестроится, электронный блок управления подает команду, чтобы колеса вернулись в среднее положение;
  • при езде ЭБУ отслеживает, насколько колеса отклоняются от среднего положения из-за отличия давления в покрышках либо их неравномерного износа, бокового ветра и прочих факторов, а затем сигнализирует электродвигателю о том, какая траектория движения авто будет правильной;
  • так как одна шестерня вращается при поворотах рулевого колеса, даже если электропривод сломается, вы сможете ехать на машине.

На современных авто все чаще устанавливают электроусилитель руля, который по своим характеристикам намного превосходит ГУР.

Признаки и причины неисправности рулевой рейки

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Ремонт рулевой рейки потребуется, если вы заметили следующие «симптомы» скорой поломки:

  • в рулевой рейке появился посторонний звук, постукивания, особенно когда вы едете по плохому дорожному полотну либо совершаете маневры;
  • рулевое колесо вибрирует, когда вы движетесь;
  • при резком вращении руль тяжело поворачивать;
  • во время езды по кочкам рейка издает шумы, которых раньше не было;
  • рулевое колесо произвольно поворачивается;
  • руль люфтит, стал слишком легким;
  • рулевое колесо не возвращается в начальное положение;
  • поворот руля не соответствует углу поворота колес.

Почему может потребоваться ремонт электрических рулевых реек или ГУР?

  • Чаще всего проблемы возникают из-за того, что рулевой механизм ржавеет. Происходит это потому, что пыльники разгерметизировались. Они выполнены в виде резиновых кожухов, под которыми спрятаны движущиеся элементы рейки. При проведении ремонтных работ их закрепляют пластиковыми хомутами вместо заводских металлических затяжек. В результате деталь разгерметизируется. Также их порча может происходить с течением времени, так как в суровых климатических условиях резина рвется быстрее. Разгерметизация приводит к тому, что на железе образуется коррозия из-за попадания влаги и загрязнений. На зубьях появляется налет, чтобы устранить его, иногда не помогает даже шлифовка. Какие признаки есть у такой неисправности: появляется люфт руля, а также постукивающие звуки. В некоторых случаях коррозия появляется даже на рулевом валу рейки. В ГУР образуются протечки. Если на авто установлен ЭУР, никаких симптомов скорой поломки не будет, пока в один прекрасный день механизм не сломается.
  • Когда у вас на авто стоит ГУР, нередко изнашивается картер распределителя. При функционировании механизма в масло попадает металлическая стружка, которая распространяется вместе со смазкой по всему механизму. Больше всего изнашиваются стенки картера.
  • Зубья могут изнашиваться со временем, в большинстве случаев их заменяют. Кроме того, они могут обломиться, это происходит как с шестерней, рейкой или с ними обеими.
  • Во время ремонта в гидронасосах заменяют сальники и резинки. Клапаны и прочие элементы механизма обычно не восстанавливаются, поскольку установить новые детали выгоднее. Если вы часто практикуете езду в управляемом заносе, насос может сломаться. Дело в том, что рулевое колесо длительное время расположено в вывернутом состоянии, при этом мотор работает на высоких оборотах, из-за чего образуется высокое давление. Расходный клапан не сбрасывает масло, насос перегревается.

Этапы ремонта рулевой рейки

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Ремонт рулевых реек ГУР или ЭУР невозможно провести без специального оборудования. Кроме того, автомеханик должен быть опытным, так как восстановить механизм непросто. Чтобы починить рулевой рейку, требуется выполнить несколько шагов в такой последовательности:

  • Разбираем механизм, очищаем элементы, находим поломку.
  • Если часть деталей нельзя восстановить, устанавливаем новые.
  • Очищаем и осматриваем зубчатый вал.
  • Устанавливаем новые сальники, пыльники, кольца.

Важно проводить ремонтные работы в чистом помещении, где нет пыли. При попадании загрязнений в механизм сальники выйдут из строя раньше положенного срока, в результате начнутся протечки. Оптимальное решение – зафиксировать рейку в тисках, также можно положить ее на картонный лист.

Читайте также:  Замена троса сцепления Гранта своими руками

Важно! Нельзя зажимать механизм в тисках с большим усилием, поскольку рейка сделана из хрупкого алюминия, может образоваться трещина либо произойдет деформация.

Как разбирать механизм, если вы решили сделать ремонт рулевой рейки своими руками:

  • Убираем хомуты, стягиваем пыльники рулевых тяг.
  • Фиксируем рейку, откручиваем рулевые тяги с помощью рожкового ключа, для которого на резьбовой муфте сделаны проточки.
  • Откручиваем контргайку, а также гайку регулировочного механизма, убираем из посадочного гнезда шайбы, прижимную втулку.
  • Откручиваем корпус либо гайку приводного вала. Скорее всего, для выполнения этой работы потребуется специальный ключ. А затем вытаскиваем вал из корпуса.
  • Достаем зубчатый шток рейки.
  • Из корпуса механизма убираем уплотнительные манжеты, втулки, а также фторопластовые кольца.

Рекомендация: прежде чем разбирать рейку, важно сделать пометки того, как расположен зубчатый шток, также нужно измерить, насколько сильно он выступает из корпуса с обеих сторон. Если этого не сделать, при сборке механизма возникнут проблемы.

Отметьте положение регулировочной гайки, а затем посчитайте витки, когда будете откручивать ее. Тогда вы сможете установить прижимную втулку правильно.

Большинство автомобилистов при возникновении поломки отправляются в сервисный центр. Дело в том, что даже просто демонтировать этот элемент своими руками бывает проблематично. Однако, если поломка несерьезная, можно попробовать устранить ее своими руками. Для этого действуйте следующим образом:

  • Выполните замену резинового пыльника, если он порвался. Если сразу же обнаружить данную поломку, можно сохранить реечный механизм в исправном состоянии. Главное сразу же установить новый кожух на эстакаде. Помните о том, что все элементы под пыльником следует очистить от загрязнений.
  • Устраняем течь гидравлической жидкости на патрубках: удалив из системы жидкость, устанавливаем новые шланги.
  • Заменяем наконечники рулевых тяг. Вы поймете, что шаровые пальцы изношены, если появится люфт и посторонние звуки.
  • Устанавливаем новую крестовину рулевого вала, если она разбита.
  • Выполняем подтяжку либо замену ремня, который вращает шкив гидронасоса. Если ременная передача будет проскальзывать, усилитель станет работать хуже, вы не сможете вращать рулевое колесо.

Благодаря конструктивным особенностям рейки можно отрегулировать зазоры в передаточном узле. Если шестерни не сильно изношенны, люфт получится устранить, если подтянуть регулировочные винты. Не рекомендуется производить эту работу своими силами, поскольку, если вы не оставите зазоров, случится мгновенный износ зубчатой передачи.

Если причина неисправности внутри корпуса реечного механизма, своими руками ликвидировать стук не получится, только если у вас есть опыт работы в автосервисе. Какие внутренние поломки встречаются чаще всего:

  • поломка зубьев на рейке или рулевом валу;
  • подшипники люфтят;
  • сальники разгерметизировались;
  • произошел кольцевой износ втулок и цилиндров;
  • вал или рейка деформировались из-за того, что машина наехала на выбоину, в результате чего механизм повредился.

«Заклинило колесо: что делать, если рядом нет СТО» Подробнее

Ряд неисправностей получится устранить с помощью ремонтных комплектов на СТО. Не рекомендуется выполнять отдельную замену вышедших из строя элементов зубчатой передачи. Оптимальное решение – заменить рейку.

Мнение автовладельцев о ремонте рулевых реек

  1. Ремонтировать дорого.

    «Цена ремонта рулевых реек высокая, конечно, можно и восстановить механизм, однако тогда придется заплатить крупную сумму. Но дешевле будет установить контрактный».

  2. Работаю на СТО – ремонт реек возможен.

    «Так как много лет тружусь автомехаником, с уверенностью могут утверждать, что есть неплохие шансы отремонтировать этот механизм. Главное обзавестись ремкомплектом и иметь опыт проведения таких работ.

    Не всегда достаточно просто подтянуть регулировочный ролик. У рейки имеется допустимый люфт, его пределы знает только механик, изучивший допуски. Во время замены деталей с использованием ремкомплекта может потребоваться установить новый вал, а его нет в продаже, поэтому придется покупать его в Японии под заказ.

    Если говорить про контрактные рейки, здесь никто не дает гарантии качества механизма. Вы можете приобрести рейку с теми же проблемами, что и у вас, и при этом не понятно, как она хранилась.

    Кроме того, можно купить «ребилд», то есть старую рейку, которую перебрали, установили новые элементы вместо изношенных. В итоге вам продают готовую рейку, кто сталкивался с таким, тот поймет. Также специалист должен правильно установить этот механизм.

    Чтобы не возникло проблем в дальнейшем, обращайтесь только к проверенным мастерам и покупайте качественные запчасти».

  3. Регулировать тоже нужно правильно.

    «Причина того, что рейка стучит в области рулевого колеса, заключается в том, что прижимная пружина, расположенная под регулировочной гайкой, ослабла.

    Чтобы устранить проблему, устанавливаем новую пружину либо подкладываем под старую шайбу, если у нее свободный ход. С помощью этих простых манипуляций устранили стук на Nissan и Honda.

    Чтобы проверить работу механизма, нужно с силой дернуть рулевую тягу вдоль движения авто.

    Неисправность не получится ликвидировать, просто затянув гайку. И потом, нужно знать момент, с которым затягивать, эти данные указаны в мануале. После затяжки нужно открутить на 30ᵒ. Важно, чтобы пружина не зажалась.

    Гайка зажимает рейку не через пружину. Я не доверяю ремонт своего авто неопытным механикам в автосервисах, которые не хотят делать свою работу правильно.

    У них всегда одно решение: установить контрактную запчасть, которая ничуть не лучше моей, вышедшей из строя».

Неисправности рулевой реки: причины и признаки поломки, как проверить

Рулевая рейка — элемент управления колесами автомобиля. На этот узел передается усилие от поворота руля, который сообщается колесной паре. Затем происходит отклонение колес на заданный водителем угол. Этот механизм дает возможность автомобилю маневрировать, а не двигаться только по прямой.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Конструкция механизма все время совершенствуется — раньше это было примитивное устройство, теперь же в него заложено много различных технологий. Сейчас существует 3 типа рулевых реек.

Здесь не используется никаких усилителей, и все усилие для поворота принимает на себя водитель. На современные автомобили эта рейка уже не устанавливается. Она «неубиваема», но крутить руль с ней намного тяжелее.

Единственная проблема, которая может появиться при ее применении — стук, однако она легко решается подтягиванием. Конструкция надежная и прочная, но при ее использовании страдает маневренность.

Кроме того, она морально устарела.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

«Голая» рейка заключена в металлический корпус, внутри которого находится вал с шестерней. К нему подведены тяги с рулевыми наконечниками. Вся эта конструкция защищена пыльником. С основным валом при помощи червячного наконечника сцепляется вал, соединенный с рулем.

Конструкция этого механизма похожа на предыдущую, но здесь водитель прикладывает меньше усилий для поворота благодаря следующим элементам системы:

  • пластинчатый насос, нагнетающий давление;
  • установленный на валу поршень;
  • распределитель, который следит за подачей рабочей жидкости.

Сразу после поворота руля распределитель начинает регулировать давление масла на золотник и торсион, подавая его в поршневую систему с необходимой в каждом определенном случае стороны. Например, если был поворот в правую сторону, масло подается в правую сторону, и наоборот.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Гидроусилитель полезен с точки зрения безопасности, ведь именно он гасит удар, если колесо попадает в выбоину. Это одновременно и плюс, и минус, так как в этом случае снижается чувствительность управления.

При образовании течи езда усложнится вдвойне. Используемая здесь ременная передача отнимает мощность у мотора. И все же исправный гидравлический помощник существенно повышает маневренность и делает руль легким.

Сегодня это самая совершенная модель. Гидравлика здесь уступила место электрическому усилителю руля. Здесь сигнал с установленных на руле датчиков передается на ЭБУ, а оттуда — на электроусилитель. Единственное слабое звено здесь — капризная электроника, поломка которой может быть серьезной проблемой.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Здесь отсутствуют насосы и поршни, а есть только основной и рулевой валы, соединяемые между собой червячной передачей. На рулевом валу находится шестерня, вращаемая электродвигателем. В систему включены расположенные на руле датчики — они сообщают ЭБУ степень отклонения руля во время поворота. Затем электроника подает сигнал на усилитель, и руль начинает вращаться значительно легче.

Система компактна и практически не отнимает мощность у мотора. Работает она в разных режимах: пересеченная местность, скоростная трасса, город. Из минусов: боязнь влаги и нагрузка на генератор.

Признаки неисправности рулевой рейки бывают явными или скрытыми. Определить первые легко — это делается на глаз. Второй случай сложнее, и здесь диагностику нужно проводить только на СТО.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Самый ярко выраженный симптом — стук под капотом, который появляется при движении по неровностям. Особенно ярко он выражается во время поворота. Также диагностировать неисправность реечного механизма можно, если во время езды по ухабам руль начинает вибрировать. Различают и такие признаки неисправности:

  1. После поворота руль с трудом принимает прежнее положение или вообще отказывается это делать.
  2. Свободный ход руля становится больше, что требует дополнительной корректировки движения со стороны водителя.
  3. Во время движения появляются посторонние звуки.
  4. Руль поворачивается с усилием.
  5. Масляные следы на корпусе агрегата.
  6. И наконец, механизм может просто заклинить, и руль начнет вращаться произвольно.
Читайте также:  Как подтянуть «ручник» на Калине: регулировка ручного тормоза Лада Калина

Причины таких неисправностей могут быть разными – здесь и движение по «убитым» дорогам, и манера вождения. Основной враг рулевой рейки — тряска. Засорение пылью также играет здесь свою отрицательную роль.

Чтобы не приходилось часто ремонтировать систему, лучше сбавлять скорость на неровной дороге, не нужно переезжать трамвайные рельсы.

Вы прибавите себе проблем, если оставите автомобиль на стоянке с повернутыми колесами, а зимой будете уезжать с нее с непрогретым мотором.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Если появились первые симптомы неисправности, лучше не рисковать и прекратить эксплуатацию автомобиля. Назначение рулевой рейки — упрощение управления машиной, а эта функция напрямую связана с безопасностью.

Последствия неисправности этого механизма могут быть очень серьезными, вплоть до полной потери управляемости.

Поэтому рулевую рейку лучше отремонтировать еще на той стадии, когда она только начинает скрипеть и подавать другие начальные признаки поломки.

Трудно ответить на этот вопрос однозначно – здесь нужен комплексный подход. Конечно, надежнее будет заменить деталь на оригинальную, но это довольно дорогой вариант. Поэтому многие водители покупают контрактные рейки – это б/у агрегаты, которые были сняты с утилизируемых авто.

В основном же автолюбители ограничиваются покупкой ремонтного комплекта. Тут есть одна тонкость — покупать нужно только качественный, а значит, недешевый комплект. Экономия здесь неуместна.

Есть и еще вопросы: как определить неисправность рулевой рейки, чтобы не ошибиться, и кто будет ремонтировать? Все же лучше доверить эту работу мастеру и, желательно, опытному.

Можно обойтись небольшими затратами, если приобрести качественный комплект и доверить его установку профессионалу — это достойная альтернатива полной замене узла.

Важно проследить, чтобы вам была предоставлена гарантия на результат работы.

Если на автомобиле установлена рейка с электронным управлением, то в смысле ремонта это тяжелый случай. Работники сервиса рекомендуют менять деталь независимо от сложности работы. Неисправности электроники затратны в плане финансов и времени, кроме этого, они требуют широких технических навыков от исполнителей.

Если шестерни в передаточном узле находятся на ранней степени изношенности, то образовавшийся люфт можно устранить регулировкой винтов. Вот эту работу самому лучше не выполнять — если немного перестараться, можно полностью устранить зазоры, из‐за чего износ зубчатой передачи только ускорится.

Как выявить неисправность, если после ремонта руль стал плохо слушаться? Скорее всего, была перетянута гайка вала. Сервисные работники, как правило, рекомендуют подождать несколько дней, объясняя это тем, что механизмы еще не успели притереться. Причины, по которым руль может вращаться туго после ремонта рейки:

  • перетянутая гайка;
  • в гидравлику усилителя проник воздух;
  • в систему было залито некачественное масло;
  • насос гидравлического усилителя начал работать со сбоями.

В случае перетяжки гайки проблему можно легко решить ослаблением упорного элемента. «Воздушный» вопрос решается выталкиванием пузырьков из системы.

Для этого нужно несколько раз провернуть руль из одного крайнего положения в другое. Если проблема не устранилась, надо искать точку подсоса.

Неоригинальное масло сливаем и меняем, а вот некорректно работающий насос гидроусилителя придется вернуть на доработку специалистам.

При неисправностях рулевого управления мелочей нет. Здесь нужно знать, как проверить работу системы и как устранить неисправность. Ремонт лучше производить на ранней стадии поломки, так как при усугублении проблемы узел придется менять, а стоит он недешево.

Что такое рулевая рейка в автомобиле: принцип работы и устройство, неисправности и как заменить

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Для ремонта компонента важно знать не только, как проверить рулевую рейку, но и основные неисправности данного узла:

  1. Руль тяжело вращается. Проблема чаще всего связана с поломкой гидроусилителя или электроусилителя. Причиной может быть утечка рабочей жидкости из системы или попадание в нее воздуха. Также причина может быть связана с целостностью или натяжением приводного ремня. Тяжелое вращение руля может быть связано с неправильной работой золотника или износом внутри распределителя.
  2. Стук. Если время движения автомобиля по некачественному дорожному покрытию слышен отчетливый стук, причиной может быть выход из строя рулевой рейки. Причин, почему стучит рулевая рейка, множество. Как правило, они связаны с естественным износом внутренних элементов. Этот симптом нельзя оставлять без внимания. Отсутствие своевременного ремонта может привести к выходу из строя всего рулевого управления. Возникновение стука может быть связано с механическим повреждением опорных втулок рейки или рулевого вала. К причинам также относится появление зазора между червяком и зубчатой рейкой, вызванного естественным износом механизма. Поэтому необходимо еще и понимать, как стучит рулевая рейка при разных поломках, что значительно облегчит диагностику неисправности.
  3. Гул и скрежет. Неприятные звуки при работе рулевой рейки свидетельствует о том, что ослабло натяжения ремня привода, имеется утечка жидкости или изношенный мотор электрического усилителя руля. Скрежет может свидетельствовать о коррозии рулевого вала или подшипников.
  4. Быстрый расход рабочей жидкости. Признаком неисправности рулевой рейки является необходимость постоянно доливать в бак гидравлической системы жидкость. Быстрый расход жидкости говорит об ее утечки. Поэтому нужно проверить целостность шлангов, заменить уплотнители, изношенный сальник или распределитель.
  5. Руль заедает. Это может быть вызвано разными причинами, поэтому потребуется комплексная диагностика транспортного средства в мастерской. Если своевременно не исправить рулевой механизм, ситуация может достичь критического уровня.
  6. Визуальное повреждение пыльника. Для его проверки требуется заглянуть под днище автомобиля. Даже небольшое повреждение пыльника может привести к потере смазки и попаданию воды и грязи в шаровое соединение. Поэтому через короткий промежуток времени может потребоваться замена всей рулевой рейки. Чтобы не думать о том, как заменить рулевую рейку, стоит следить за состоянием пыльника и вовремя его менять.

Поэтому важно знать, чем смазать рулевую рейку и какие основные симптомы ее повреждения, чтобы своевременно провести ремонт, а не ждать ее окончательного выхода из строя. В противном случае ремонтные работы обойдутся намного дороже.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Чтобы понять механизм управления и необходимость ремонта, нужно знать, как определить рулевую рейку. Именно рулевая рейка является главной в механизме управления. Она передает усилия от водителя на колеса. Поэтому от ее работоспособности зависит безопасность и маневренность транспортного средства. Появление стука и других посторонних звуков должно насторожить водителя.

Появление стука является первым признаком в неполадке данного узла. Он свидетельствует об ослаблении конструкции и износе деталей.

Основные причины появления стука в рулевой рейке:

  • Ослабление болтов, которые ее крепят. Из-за вибрации в процессе движения, особенно при езде по дорожному покрытию низкого качества, происходит ослабление болтов. Поэтому при движении может возникнуть характерный стук.
  • Естественный износ опорных втулок. Данные элементы производятся на основе мягкого металла или пластика, поэтому их износ происходит достаточно быстро. Стук рейки в таком случае возникает даже при езде на ровном дорожном полотне.
  • Повреждение защитного кожуха. Для его производства используется резина. В случае ее повреждения загрязнения попадают в механизм, что приводит к заклиниванию ведущих колес.
  • Коррозия. Попадание влаги на элементы рулевой рейки приводит к возникновению коррозии металлических элементов, что и является основной причиной стука.

Если между деталями рейки возникает люфт, при движении будет наблюдаться характерный стук. Поэтому необходимо знать, как подтянуть рулевую рейку для устранения люфта, либо выполнить ее ремонт и замену при наличии повреждений.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

Перед тем, как поменять рулевую рейку, необходимо определить ее неисправность. Основным признаком неисправности является наличие стука и скрежета при работе. В то же время данные звуки могут свидетельствовать и о выходе из строя других элементов.

Поэтому при поломке рулевой рейки нужно знать, что стук исходит со стороны передней оси и усиливается при повороте руля. В то же время при езде на качественной дороге звук может полностью исчезать.

Если на автомобиле с гидроусилителем руля повреждена рулевая рейка, во время езды будет слышен характерный звук.

Рулевая рейка: устройство, неисправности, диагностика и ремонт рулевых реек

В случае повреждения механизма, нужно знать, как снять рулевую рейку, провести ее ремонт или замену. Данный процесс включает в себя такие этапы:

  1. Установка авто на ровную поверхность и блокирование колес.
  2. Установка руля в нейтральное положение, снятие передних колес.
  3. Снятие абсорбера, который открывает доступ к рулевой рейки.
  4. Откручивание наконечников.
  5. Откручивание крепежных гаек на хомуте и его демонтаж.
  6. После чего рулевая рейка способна. Поэтому можно провести ее ремонт. Также нужно знать, как отрегулировать рулевую рейку, чтобы после ремонта она правильно работала.
  7. Выполнить нужные ремонтные работы и собрать автомобиль в обратном порядке.

Если знать, как установить рулевую рейку, большинство работ можно выполнить своими руками.

Запись на ТО в сервис Авилон

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector