Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

С повсеместным внедрением необслуживаемых аккумуляторов многие автомобилисты уже забыли, что значить заряжать свой аккумулятор. И когда им всё же приходится проделывать эту процедуру, к своему удивлению они обнаруживают кипящую батарею. Почему это происходит и как этого избежать, разберём в этой статье.

Как устроена аккумуляторная батарея (АКБ)

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

Современный аккумулятор изобретён ещё в 19 веке, и за это время существенных изменений так и не претерпел.

Всё так же принцип действия АКБ основан на окислении свинца в водном растворе серной кислоты. При этом во момент разрядки батареи металлический свинец электродов, превращается в сульфат свинца.

При зарядке происходит обратный процесс. Это основные реакции, на основе которых происходит накопление и отдача электрической энергии. Однако кроме них в банках аккумулятора происходит ещё 60 различных реакций.

Общее устройство АКБ показано на рисунке выше. В пояснение к нему стоит отметить, что, свинцовые пластины, выполнены в виде решётки, ячейки которых заполнены в положительных электродах, диоксидом свинца (PbO2) в виде порошка, в отрицательных – свинцом, так же порошковым.

В промежутке между основными пластинами расположены другие пластины из пористого пластика, не взаимодействующие с кислотой, которые разделяют электроды и препятствуют их замыканию.

Далее более подробно рассмотрим процесс, зарядки АКБ, именно он нас и интересует в большей степени.

Читаем также: Что делать если разрядился аккумулятор

Итак, при зарядке аккумулятора, сульфат свинца переходит в разряд чистого металла, при этом расходуется вода и образуется серная кислота. Плотность электролита при этом увеличивается.

Что же считается кипением аккумулятора?

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

Этот процесс прямо вытекает из процесса зарядки. Как написано выше при зарядке расходуется сульфат свинца, и когда количество сульфата, становится меньше, некого критического уровня, начинается процесс электролиза воды.

При этом процессе выделяется водород и кислород, которые, как известно, газы. И весь процесс, внешне, напоминает кипение.

Как же правильно заряжать батарею, чтобы избежать этого неприятного процесса? Далее об этом более подробно.

Как правильно заряжать аккумулятор

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

Сегодня существует два основных способа зарядки батареи, и оба их опишем.

Стоит помнить, что для зарядки используется специальное зарядное устройство с возможностью изменения зарядного тока.

Зарядка малым током

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

При этом способе вы должны выбрать зарядный ток равным 0,1 от ёмкости батареи.

То есть если у вас самый распространённый аккумулятор ёмкостью 60 ампер/час, то зарядный ток должен составлять величину в 6 Ампер.

Зарядка АКБ таким методом происходит приблизительно сутки. О том, что зарядка закончена, вы узнаете по началу кипения батареи.

Зарядка большим током

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

Данный способ можно считать профессиональным, так как он требует постоянного наблюдения за процессом, при этом возможно зарядка аккумулятора на 100%.

Зарядку нужно начать напряжением в 14,5 Вольт, после того как, батарея перестанет брать зарядку, она будет заряжена где-то на 80%. Что бы довести зарядку до 90% ёмкости, зарядное напряжение нужно поднять до 15 Вольт.

Ну и последний этап, это доведение зарядки до 100%. Он осуществляется путём добавления напряжения до 16,5 В.

Стоит отметить, что при этом способе нужно не только постоянно наблюдать за батареей, но и иметь профессиональное зарядное устройство.

В каких случаях акб начнёт кипеть

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

Как уже было написано выше кипение электролита, это не совсем кипение, в привычном понимании, это всего лишь фигура речи.

Таким выражением называют процесс выделение газа из электролита, который происходит при зарядке аккумулятора. В этом процессе нет ни чего страшного, однако, по тому, как он происходит можно оценить состояние батареи.

Если этот процесс начался сразу после старта зарядки, то это очень плохой сигнал. С большей вероятностью можно сказать, что аккумулятор у вас уже отработал свой ресурс.

  • Кипение при окончании ресурса службы АКБ. В этом случае кипение начинается сразу при подключении зарядного устройства. При этом процесс обычно начинается не во всех, а лишь в некоторых банках. Это может свидетельствовать о том, что в этих банках находятся короткозамкнутые пластины. В таком случае вам батарею не спасти, и её пора менять.
  • Кипение в случае, когда батарея полностью заряжена. Если кипение начинается через продолжительное время, через 8 часов и более, то это нормально. Это говорит о том, что плотность электролита уже поднялась до штатного значения и батарея заряжена. В этом случае нужно просто прекратить зарядку батареи.

Почему закипает аккумулятор на машине?

  • Если кипение АКБ при зарядке процесс, чаще всего, нормальный и ни о чём плохом не свидетельствует, то кипение на работающем двигателе это однозначно плохо.
  • Такой момент свидетельствует о неисправности в электрооборудовании автомобиля.
  • Ниже буде рассмотрено, в каких же случаях кипит батарея на работающем моторе.

Способы определения кипящего аккумулятора

Если у вас батарея обслуживаемая, то этот процесс проще всего определить визуально. Например, так как это показано на видео ниже:

Если же у вас самая распространённая сегодня, необслуживаемая АКБ, то процесс кипения можно определить по косвенным признакам.

  • Первый самый распространённый признак кипения — это появление зеленоватого налёта и обильных окислов на клеммах аккумулятора, таких которые показаны на рисунке ниже;
  • Другим признаком кипения является появившейся в подкапотном пространстве запах электролита. Он достаточно резкий и его могут услышать даже люди без острого нюха;
  • Ещё одним признаком может, является появление ржавчины на капоте в районе аккумулятора и сильная коррозия подаккумуляторной полки;
  • Существуют ещё экзотические способы определения процесса кипения. Некоторые водители, когда появляется подозрение на кипящий аккумулятор, подсоединяют к его газоотводной трубке воздушный шарик или презерватив. В случае если батарея кипит, он начнёт надуваться;
  • Другим экзотическим способом является использования медицинского стетоскопа. Если его приложить к кипящей банке, то можно услышать характерное бульканье;

Причины кипения АКБ на машине

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

  • Самой распространённой причиной кипения батареи на работающем двигателе, является короткое замыкания в одной из банок.

К сожалению, это признак того что аккумулятор в автомобиле вышел из строя. Стоит отметить, что в последнее время это стало происходить не только на старых АКБ, но и на сравнительно свежих.

Очень часто банки замыкает от вибрации силового агрегата. Или из-за, банального, брака устройства. Так что если вы купили новую батарею, то позаботьтесь об оформлении гарантии на неё.

Ну и когда, срок гарантии подходит к концу, проведите её всестороннее тестирование. Возможно, это поможет вам сэкономить деньги, которые вы потратите на покупку новой батареи.

  • Второй по распространённости проблемой, является тот случай, когда происходит перезаряд.

Перезаряд — это процесс зарядки от генератора токами, напряжение которых выше штатных.

Это обычно происходит из-за неисправности генератора автомобиля. Обычно, штатное напряжение зарядки с генератора не должно превышать значение 14,5 Вольт.

Больше оно может быть в тех случаях, когда на генераторе неисправен регулятор напряжения. Устраняется эта неисправность путём ремонта генератора.

  • На старых АКБ процесс перезаряда может, происходить не только при замыкании пластин в банке, но и при сульфатации пластин.

Сульфатация — это химический процесс, при котором образуется сернокислый свинец на поверхности пластин.

В старых аккумуляторах сернокислого свинца скапливается столько, что ток зарядки снижается. В этом случае, если генератор продолжает выдавать напряжение в 14,5 В, АКБ начинает кипеть.

  • Другой распространённой причиной, особенно если АКБ уже не новая, является большая нагрузка на аккумулятор.

То есть, если у вас много электропотребителей и все они включены, например, дальний свет, кондиционер, дворники и другие, а батарея при этом уже не первой свежести, то она не будет справляться с нагрузкой и будет греться и кипеть.

  • Ну и наименее распространённой причиной, но не такой уж и редкой является недостаточная вентиляция аккумулятора. Это происходит в том случае, если у АКБ забилось вентиляционное отверстие или из-за использования нештатного аккумулятора возле него недостаточно места для вентиляции.
Читайте также:  Большой расход топлива: причины увеличения расхода

Собственно, это все основные причины кипения АКБ.

Профилактика кипения электролита на работающем моторе

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

Для того что бы ваша АКБ, прослужила максимально долго, нужно придерживаться простых и нехитрых правил профилактики кипения электролита:

  1. Прежде всего, летом проверяйте уровень электролита в обслуживаемых батареях.
  2. Необходимо помнить, что пластины должны быть всегда покрыты электролитом. И если уровень снижается, то нужно просто долить дистиллированной воды. Необходимо знать, что обычную воду в АКБ доливать нельзя.
  3. Кроме этого регулярно проводите визуальный контроль состояния устройства. Оно должно быть чистым, а на клеммах не должно быть налёта.
  4. Ну и последнее, при посещении станций технического обслуживания не поленитесь попросить проверить зарядный ток, который выдаёт генератор автомобиля.

На этом все, удачи на дорогах и никогда не ломайтесь.

Кипит аккумулятор на авто: причины и последствия

Закипание аккумулятора на авто – редкое явление при нормальной эксплуатации машины. Если в АКБ закипел электролит, значит, вы некорректно эксплуатируете электрику транспортного средства, либо сама батарея неисправна, и требуется немедленное вмешательство специалиста, чтобы избежать неприятных последствий. 

Чтобы восстановить работу источника электропитания и избежать серьезных проблем, следует точно установить причину: почему закипел аккумулятор? Необходимо также проверить нанесенный неисправностью ущерб и выбрать правильный способ ремонта.

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

Что такое кипение АКБ?  

Современные автомобильные аккумуляторы – это полностью герметичные, необслуживаемые (невозможно долить электролит) химические источники тока, которые имеют внутри банки со свинцовыми пластинами, погруженными в кислотный электролит. В процессе зарядки они производят, накапливают и хранят электроэнергию, а в процессе эксплуатации разряжаются за счет химической реакции. При нагреве внутри образуются газы, которые сбрасываются через специальный клапан. 

Серная кислота в составе электролита (до 40%), имеет температуру кипения 337С, но в нем также содержится вода, закипающая при 100С. Поэтому электролитная смесь может закипать (появляются пузырьки пара на поверхности) при 113С. 

Однако, при сильном перегреве двигателя и системы охлаждения, процесс электролиза (превращения воды в кислород и водород) в АКБ ускоряется, и эти газы начинают кипеть. Именно их закипание опасно само (выкипает электролит) по себе и может привести к серьезным неприятностям для машины: вода выкипает, а серная кислота концентрируется.

Прежде всего, выходит из строя сам аккумулятор: выкипевший электролит пополнить в необслуживаемой батарее невозможно (отсутствуют заливные отверстия), а при его нехватке:

  • начинается разрушение внутренних пластин;
  • существенно падает емкость АКБ и способность заряжаться; 
  • начинается коррозия клемм подключения, разъемов и изоляции;
  • возможно короткое замыкание и возгорание электрики;
  • возникает скачок тока, который может сжечь обмотки генератора;
  • может произойти разрушение корпуса батареи и вытекание кислоты, повреждающей электропроводку и кузовные элементы.

Как результат: из строя выходят сам АКБ и системы электропитания и запуска двигателя. Поэтому найти причину закипания аккумулятора следует быстро. Тем более, что не всегда в перегреве виноват сам источник тока. 

Признаки кипения автоаккумулятора  

Визуально определить визуально появление пузырьков кипящей воды в АКБ невозможно, так как она герметично закрыта. Но есть ряд косвенных симптомов, позволяющих поставить точный «диагноз»:

  • при открывании капота вы можете почувствовать «кислотный» запах накапливающихся паров; 
  • на клеммах батареи появляется белый или зеленоватый налет;
  • можно поднести к газоотводной трубке АКБ воздушный шарик – он начнет надуваться газом;
  • при замере плотности электролита ареометром, значение будет ниже 1,26 г/см3.

Кипение электролита можно также «услышать», если приложить к стенке батареи медицинский стетоскоп (если он есть в вашем комплекте инструментов). 

Как только вы диагностировали кипение аккумулятора авто, необходимо сразу заняться поисками причины перегрева электролита. Таки причин несколько, и определить вы их можете самостоятельно. 

Основные причины закипания АКБ

Специалисты определяют шесть основных причин закипания аккумуляторной батареи на автомобиле: 

Перезаряд 

Если заряжать АКБ сверх допустимого значения емкости или мощными нерегулируемыми устройствами высокого тока (свыше 14.5 Вольт), из строя выходит реле генератора, возникает большая разница потенциалов и падение напряжения.

Если АКБ с определенной емкостью заряжалось более мощным зарядным устройством в течение длительного времени, то происходит перезаряд, из-за которого начинает закипать электролит, а ток заряда растет. В этом случае аккумуляторные батареи внутри просто разрушатся.

Чтобы избежать этого, следует использовать только оригинальные промышленные зарядные устройства.

Замыкание

Если батарея изношена, а пластины внутри уже полуразрушены, то высока вероятность короткого замыкания АКБ в процессе езды, например, по неровной дороге.

При закорачивании, между пластинами возникают высокие токи, способные разорвать саму банку аккумулятора. Даже если этого не произойдет, устройство может начать выдавать пониженную мощность (10.5 вместо 12.6 Вольт).

При этом ток генератора остается прежним – до 14.5V, что ведет к закипанию электролита. 

Сульфатация 

В изношенных аккумуляторах на внутренних пластинах батареи может образовываться налет сернокислого свинца, из-за которого емкость АКБ падает, она постоянно недозаряжается, самопроизвольно разряжается и выдает номинальное напряжение не выше 10V. В процессе зарядки от генератора (до 14.5V) возникает большой ток, и электролит закипает, выводя из строя и аккумулятор, и генератор.

Перегруз электросистемы

Если автомобиль находится в движении, и включено сразу несколько устройств потребления электричества (например, кондиционер, радиола, дальнее освещение и т.п.), аккумулятор начинает работать на высоких нагрузках и быстро разряжаться. Генератор, при этом, физически не успевает восполнять потери электричества, из-за чего АКБ греется, а электролит может закипеть. 

Неисправности системы вентиляции

Если автомобиль работает на больших нагрузках, а система вентиляции не обеспечивает качественного обдува подкапотного пространства, аккумулятор сильно нагревается снаружи, что может привести к перегреву (выше 113С) и закипанию электролита. Аналогичная ситуация может возникнуть, если вы установили в машине АКБ нестандартно большего размера, чем требует монтажное гнездо – из-за плохого обдува, он будет греться даже при нормальных нагрузках.

Переполюсовка

Если АКБ по ошибке заряжен в обратной полярности или его клеммы неправильно подключены к разъемам бортовой сети автомобиля, в системе возникают сверхбольшие токи, способные вскипятить электролит в банках батареи и вывести из строя диоды генератора и предохранители системы электропитания.

Что делать, если АКБ закипела?

Если в процессе движения, у вас закипела аккумуляторная батарея, следует немедленно:

  • заглушить двигатель и остановить авто на обочине;
  • поднять капот, чтобы охладить подкапотное пространство;
  • снять защитную рубашку с аккумулятора.

После того, как двигатель остынет, необходимо сразу заехать на СТО, где долить дистиллированной воды в электролит (для необслуживаемых авто – через газоотводное отверстие). Затем следует при работающем движке замерить плотность электролита ареометром (не ниже 1.26 г/см3), а мультиметром – уровень напряжения АКБ (не выше 15V).

Если напряжение на аккумуляторе будет выше 15V, необходимо отключить все лишние электроприборы, затем отключить и заизолировать толстый провод генератора, после чего немедленно заняться диагностикой и ремонтом электросистемы и АКБ. 

Как избежать закипания аккумулятора?

Основной способ продлить жизнь АКБ на автомобиле и не дать ему закипать – корректная эксплуатация источника тока. Нельзя допускать:

  • перезарядки батареи, использовать для заряда нерегулируемые мощные зарядные устройства, дающие силу тока выше 1/10 емкости АКБ;
  • постоянного включения/выключения двигателя в холодное время года;
  • часто «прикуривать» разряженную батарею от АКБ другого авто.

Важно также постоянно следить за целостностью ремня генератора, периодически замерять уровень и плотность электролита в банках аккумулятора (раз в неделю летом – раз в месяц зимой) и не реже раза в месяц – уровень напряжения.

Батарея должна сидеть в монтажном гнезде своего размера, иметь технологические зазоры для вентиляции и при замерах показывать не более 14.5V напряжения.

Не должно быть никаких потеков на и вокруг АКБ, окислов и налета на клеммах, повреждений на корпусе. 

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

В заключении следует отметить, что закипание аккумулятора – неприятный сигнал того, что АКБ изношен, неправильно заряжается и эксплуатируется, что чревато перегревом и выгоранием электрической системы автомобиля.

Читайте также:  Генератор ВАЗ 2114: конструктивные особенности, диагностика и ремонт генератора

Грамотная и аккуратная зарядка с использованием заводских зарядных устройств, использование контрольно-измерительных приборов, своевременное техническое обслуживание электрооборудования позволят защитить аккумулятор от преждевременного выхода из строя и нанесения повреждений другим жизненно-важным системам авто.

Почему кипит аккумулятор на машине (основные причины)

Кипение аккумулятора на машине – часто встречающаяся неисправность. Она может привести к отказу системы запуска двигателя, неисправности всей системы электропитания, коррозии элементов кузова, необратимым процессам разрушения аккумуляторной батареи.

Почему кипит аккумулятор на машине или на зарядке: основные причины кипения АКБ

Поэтому при эксплуатации автотранспортных средств важно вовремя обнаружить  данный и провести комплекс профилактических мер по предотвращению закипания аккумулятора.

Процесс кипения

Однозначно отнести кипение аккумулятора к физическому либо химическому процессу нельзя.  В состав электролитического раствора аккумуляторной батареи входит 35 – 37% серной кислоты.

Температура физического кипения концентрированной серной кислоты плотностью 1,84 г/см.куб. составляет 337 градусов Цельсия. Температура кипения дистиллированной воды, как известно, 100 градусов Цельсия. Температура физического кипения (образование пузырьков, состоящих из паров) электролита около 113 градусов Цельсия по справочным данным.

Под капотом автомобиля такой температурный режим возможен только в пробках в жаркое время года.

Наиболее распространенной причиной кипения является электролиз, то есть процесс электрохимического разложения воды на водород и кислород. Именно пузырьки этих газов, а не пары воды или серной кислоты выделяются в момент кипения аккумуляторной батареи. Такой процесс в определенных случаях возможен и при отрицательных температурах.

Последствия

Закипание аккумулятора на машине может вызвать ряд необратимых процессов:

  • разрушение пластин АКБ за счет увеличения концентрации серной кислоты при уменьшении процентной доли воды;
  • замыкание пластин в банках и возможный взрыв аккумулятора;
  • в случае разлива или обильного кипения электролита возможно химическое повреждение элементов кузова и электрической проводки;
  • при незначительном подкипании АКБ идет коррозия клемм аккумулятора, разрушение вблизи расположенных разъемов, медленная коррозия кузовных деталей, элементов обшивки (если аккумуляторная батарея расположена в салоне либо багажнике);
  • выкипание электролита приводит к увеличению тока заряда, что может привести к выходу из строя генератора.

В любом случае, неконтролируемый процесс кипения приводит к неисправности электрической системы автомобиля в процессе движения. Поэтому важно определить момент начала процесса кипения АКБ, вовремя принять меры по его предотвращению.

Признаки кипения АКБ

Прямой признак кипения аккумулятора – появление пузырьков газа на поверхности электролита. Определить это можно только сняв пробки аккумуляторных банок в обслуживаемых АКБ.

В необслуживаемых батареях визуальным методом определить момент закипания нельзя. В этом случае можно использовать косвенные методы контроля.

В момент кипения АКБ под капотом скапливается небольшое количество паров серной кислоты. Люди с хорошими обонятельными способностями могут распознать запах кипящего электролита.

Видео — как кипит аккумулятор на заведенной машине:

Также можно определить момент кипения, приложив к корпусу аккумулятора медицинский стетоскоп. Однако в ремкомплекте рядового автолюбителя такой прибор вряд ли найдется.

Верный признак кипения или подкипания аккумулятора – наличие белого либо зеленоватого налета на клеммах аккумулятора, изменение цвета краски в подкапотном пространстве вблизи аккумуляторной батареи.

Наиболее продвинутые автолюбители для определения наличия испарений при кипении  к газоотводной трубке необслуживаемого аккумулятора прикрепляют надувной шарик.

Для того, чтобы диагностировать короткое замыкание пластин в обслуживаемых АКБ можно использовать ареометр (прибор для измерения плотности электролита). В неисправной банке показания ареометра будут существенно отличаться от показаний в исправных элементах.

Почему закипает аккумулятор на машине: основные причины

Есть несколько причин кипения аккумуляторных батарей. Рассмотрим их в порядке значимости:

1. Перезаряд аккумулятора

В условиях эксплуатации автомобиля причиной перезаряда (зарядки аккумуляторной батареи повышенными токами или сверх допустимых значений напряжения) является неисправность генератора.

В процессе зарядки при заведенном двигателе напряжение на аккумуляторной батарее не должно превышать значение 14,5 Вольт. Если эта величина больше, вероятнее всего вышел из строя реле-регулятор напряжения в генераторе.

В грузовых автомобилях с напряжением бортовой сети 24 Вольта применяют последовательное соединение двух аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12,2 Вольта.

Если использовать АКБ с различной степенью износа, разной емкости и типа, возможен случай, когда на один из аккумуляторов (как правило, более свежий) будет приходиться большая разность потенциалов (падение напряжения), что также может вызвать его перезаряд.

Причиной перезаряда аккумулятора может являться его неправильное обслуживание, а именно заряд от нерегулируемого источника тока. Считается, что оптимальное значение зарядного тока аккумуляторной батареи составляет 10% от его емкости.

То есть аккумулятор емкостью 60 ампер-часов следует заряжать током 6 ампер не более 10 часов. Дальнейший заряд приводит к подкипанию электролита, который, в свою очередь, увеличивает ток заряда и так далее.

Подобный лавинообразный процесс может за несколько часов полностью разрушить аккумуляторную батарею. Вот почему важно использовать промышленное зарядное устройство, а не кустарно изготовленный выпрямитель с трансформатором.

2. Короткое замыкание банок

Короткое замыкание банок встречается не только на пожилых аккумуляторах с полуразрушенными пластинами. Очень часто эта неисправность наблюдается и на свежих АКБ.

Автомобильный аккумулятор работает в режиме непрерывной тряски, межпластинные зоны и сепараторные конвертеры  могут разрушиться, что рано или поздно приводит к их закорачиванию.

В момент короткого замыкания протекают большие токи, аккумуляторная банка может разорваться. Но если аккумулятор выдержал эти токи, внешне он не будет отличаться от исправного, но только станет работать уже не на 12,6 Вольта, а на 10,5 В.

Бывают случаи, когда закороченный АКБ заводит автомобиль, водитель даже не подозревает о неисправности аккумулятора. Но генератор продолжает подавать на него напряжение 13,5 – 14,5 Вольт. В результате этого протекает повышенный ток заряда, который приводит к процессу кипения.

3. Сульфатация пластин

Сульфатация пластин (образование на их поверхности сернокислого свинца) приводит к потере емкости аккумуляторной батареи. Следствие этого – недостаточный заряд АКБ и быстрый саморазряд, в результате которого батарея может иметь номинальное напряжение менее 10 Вольт.

При зарядке такой аккумуляторной батареи протекает большой ток, который приводит к процессу кипения.

Следует помнить, что заряжать сильно подсевший аккумулятор от генератора автомобиля нельзя. Это может вызвать закипание АКБ и выход из строя генератора автомобиля.

4. Перегрузка электрической системы

Если в процессе движения автомобиля одновременно подключать несколько энергоемких систем (дальний свет, отопительную систему, вентилятор радиатора, кондиционер, мощный автозвук и другие), аккумулятор на машине будет работать при повышенных токах нагрузки.

Мощности генератора может быть недостаточно для восполнения заряда АКБ. Аккумулятор начнет нагреваться, результатом чего может быть его закипание.

5. Недостаточная вентиляция

Некоторые автолюбители, стремясь увеличить емкость аккумуляторной батареи, приобретают неродную АКБ больших размеров. В результате этого уменьшаются технологические проемы между аккумулятором и узлами конструкции подкапотного пространства.

В таких случаях аккумулятор не получает достаточное естественное охлаждение, что приводит к его перегреванию и закипанию.

6. Переполюсовка АКБ

Очень редко, но все же, встречающаяся в практике причина кипения. Если АКБ полностью разряжен, его можно случайно зарядить в обратной полярности. И такие случаи встречаются.

Как правило, при подключении неправильно заряженного аккумулятора к бортовой сети машины, наблюдается процесс кипения за счет сверхбольших токов разряда.

Одновременно с этим обычно перегорают диоды выпрямительного моста генератора и некоторые предохранители автомобиля.

Действия водителя при закипании аккумуляторной батареи

Если аккумулятор закипел на машине во время движения, необходимо немедленно выполнить следующие действия:

  • заглушить двигатель;
  • открыть капот, обеспечит приток воздуха, если АКБ имеет рубашку, снять ее;
  • дать остыть аккумуляторной батарее до температуры ниже 40 градусов Цельсия (легко определить прикосновением рукой);
  • закрыть капот, завести автомобиль и доехать до ближайшей заправки;
  • приобрести дистиллированную воду и произвести доливку до необходимого уровня электролита;
  • если аккумулятор необслуживаемый, доливку можно осуществить через отверстие газоотвода;
  • если в ремкомплекте имеется мультиметр, измерить напряжение на АКБ на заведенном двигателе, если напряжение превышает уровень 15 Вольт, отключить толстый провод генератора, тщательно его заизолировав и закрепив за ближайший элемент кузова;
  • продолжать движение к месту стоянки или ремонта, отключив по возможности все устройства дополнительного комфорта (печка, автомагнитола, кондиционер и другие).
Читайте также:  Какой сканер для диагностики автомобилей лучше выбрать

Почему кипит аккумулятор на автомобиле при езде — почему греется АКБ на машине при зарядке

В современных автомобилях до сих пор установлены свинцово-кислотные батареи. Одной из их проблем является то, что иногда аккумулятор начинает закипать. Это чаще происходит в летнее время, но также бывает и зимой, весной или осенью. Данный процесс зависит от температуры, но мало от окружающей. Конечно, это совершенно не говорит о том, что при зарядке АКБ машину можно оставлять под палящим солнцем. Лучше придерживаться рекомендаций и при зарядке располагать авто в гараже или тени.

Причины вскипания аккумулятора

Основная причина, когда кипит аккумулятор при зарядке, состоит в несоблюдении циклов заряда. На самом деле, факторов несколько, не стоит исключать ни один из них:

  • неисправность самого аккумулятора;
  • перезарядка;
  • чрезмерная нагрузка с большими потребляемыми токами.

Неисправность батареи

Вскипание аккумулятора при его неисправности даже в нормальных нагрузочных режимах вполне реально. Если в него производитель или автомобилист залил больше положенного воды или электролита. Во время работы и в процессе зарядки жидкость немного нагревается и за счет низкого уровня не успевает выдавливаться наружу через пробки.

Причины неисправности батареи могут быть связаны с неправильным составом электролита, его большом количестве и повреждении одной из банок. Самостоятельно выяснить, почему источник сильно нагревается, будет сложно. Это реально выполнить только при помощи специального прибора, измеряя емкость, плотность тока и напряжение.

Перезарядка

Если батарея кипит при езде, то существует несколько вариантов проблемы. В одном из них, когда закипает АКБ, будет неисправен генератор.

Вероятно, совместно с ним вышло из строя реле-стабилизатор, потому что источник выдает слишком высокие токи. Аккумулятор тоже потребляет разные по величине токи, которые регулируются стабилизатором.

Если он будет неисправен, то на источник приходит повышенное напряжение. Из-за этого в банках возникает пробой, а содержащаяся кислота начинает нагреваться.

Еще быстрее закипит батарея при зарядке от самодельного устройства. Если вы решили таким образом восстановить емкость, то учтите, что постоянный ток губительно воздействует на обкладки.

Сначала при низкой плотности источник будет брать энергию, а когда плотность повысится, ток уменьшается, но увеличивается напряжение на обкладках.

Это приводит к сильному нагреву жидкости, потому что через нее начинают течь большие токи.

Если часто стал греться аккумулятор на машине во время зарядки от самодельного устройства, для восстановления емкости нужно соблюдать определенные условия:

  1. Контролировать ток зарядки и регулировать его, чтобы не допустить перенапряжения на выводах.
  2. Обеспечивать процесс контроля за напряжением на АКБ, не допуская его увеличения выше 14,7 В.
  3. Желательно контролировать температуру источника. Производители не оснащают их термодатчиками, поэтому устройство контролирует значение в комплексе или работает по времени.

Износ АКБ

Не знаете, почему кипит аккумуляторная батарея, которой уже более 5 лет? Аккумулятор стал потреблять больше тока, но и быстрее начал его отдавать в нагрузку. Движение заряженных электронов в большом количестве за малый интервал времени вызывает нагрев кислоты и пластин.

Закипание является одним из факторов износа аккумуляторной батареи. Если такое состояние стало проявляться все чаще, пора заменить батарею на вашей машине. Если неисправности были в генераторе, то нужно проверить ток зарядки и выдаваемое напряжение.

При помощи бытового мультиметра можно измерить только напряжение. Когда двигатель заведен и работает на холостых, напряжение должно быть порядка 13,5-14,0 В на зажимах источника.

Если напряжение больше 14,2 или 14,7 В, в зависимости от ряда причин, генератор работает в усиленном режиме или неисправен стабилизатор.

Генератор выдает трехфазное напряжение, которое сглаживается диодными мостами и стабилизируется преобразователем. Если это не происходит и напряжение на батарее много больше нормы, то это явный признак. Чтобы найти все причины, нужно выполнить диагностику.

Физика процесса кипения

Если при эксплуатации автомобиля вы наблюдаете кипение аккумулятора, это может быть связано с химическим составом жидкости. На 35-37% электролит состоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Она закипает при 100 градусах, кислота — при 337. Раствор в итоге начинает кипеть при 113 градусах.

Рабочая температура под капотом держится на уровне 85-95 градусов, то есть, остается совсем немного до стадии закипания. Достаточно поставить авто на солнце, и температура поднимется до нужного уровня. Если кипит аккумулятор, сначала уберите машину с солнца, заглушите мотор и откройте капот для проветривания.

Когда источник остынет, убедитесь в исправности генератора и стабилизатора зарядного тока.

Почему «кипит» аккумулятор

Автомобильный аккумулятор имеет свойство «кипеть» при превышении напряжения или тока заряда. Это значит, что в нем происходит перезаряд или электролиз – распад воды на водород и кислород.

К «кипению» АКБ приводят:

Напряжение на неисправном регулирующем реле генератора, превышающее 14,3 B. Определить его можно, используя тестер. Напряжение это не постоянное и стабилизируется именно реле-регулятором.

Как правило, производители машин подбирают такое напряжение заряда (14,1±0,2 В), которое не допускает «кипения» батареи. Отклонение напряжения от этого показателя всего на 10% уже грозит выходом АКБ из строя.

При отклонениях до 10% возможно нарушение работы генератора или регулирующего реле. Напряжение, превышающее 14,6 В, недопустимо.

Неисправность аккумулятора из-за короткого замыкания банок, их переполюсовки или необратимой сульфатации. КЗ одной из банок на новой АКБ – гарантийный случай. Также «закипеть» аккумулятор может по причине дефекта в банках батареи: отсоединения пластины-электрода, КЗ между пластинами разных полюсов.

Если у батареи выходит из строя 1 из 6 банок, то из АКБ 12V она превращается в АКБ 10V. При этом напряжение заряда становится высоким и возникает «кипение».

А вот еще одна причина, почему «кипит» аккумулятор на машине — избыточный перегрев корпуса АКБ. Так, в летнее время температура под капотом автомобиля может достигать +100⁰ С, в то время как для аккумулятора максимальный рабочий показатель +50⁰ С. Это запросто приведет к закипанию батареи.

Почему «кипят» аккумуляторы на грузовых авто и автобусах

В машинах данного типа применяются по 2 батареи. Чаще всего причиной их кипения является неправильная эксплуатация. Например:

Установлены АКБ, разные по емкости, возрасту и другим характеристикам. Поскольку ток заряда все равно общий и принимается среднее сопротивление, разные батареи реагируют по-разному – одна еще может быть заряжена только наполовину, а другая уже «кипит».

Установлены 2 одинаковые АКБ, но их не меняют местами каждый месяц, как это положено по инструкции. В итоге одна из батарей постоянно получает большую нагрузку, чем другая, что приводит к разбалансировке.

Используется электрооборудование при выключенном двигателе 12 и более часов, что приводит к сильной разрядке батарей.

Согласно правилам эксплуатации при такой нагрузке заряжать их нужно стационарным ЗУ током 15-25А, что не превышает 1/10 емкости батареи.

Если ток в сильно разряженную батарею будет подавать генератор грузового авто, то он будет значительно выше нормы. А если начать движение с разряженными АКБ, то можно гарантированно получить их «кипение» и даже разрушение корпуса.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сильно разряженный аккумулятор недопустимо использовать в автомобиле, как и заряжать его от автогенератора. Используйте только специальное зарядное устройство!

Если батарея «закипела», не пытайтесь решить проблему самостоятельно, не обладая необходимым оборудованием и навыками. Обратитесь в сервис. Там профессионалы точно определят причину закипания и исправят ситуацию.

Как показывает практика, неисправные АКБ «кипят» чаще всего (за редким исключением) по причине КЗ между разнополюсными пластинами в банках. А само короткое замыкание может произойти из-за невысокого качества аккумулятора или его длительной эксплуатации. Помните, что использовать такую батарею опасно.

«Кипение» АКБ должно стать для вас сигналом к срочной замене агрегата на новый.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector