Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Турбированный двигатель — вид мотора, в котором воздух в камеру сгорания подается с помощью турбины. Система применяется на бензиновых и дизельных ДВС.

Конструктивно она почти идентична, предусматривает применение энергии отработавших газов, направление последних на крыльчатку турбокомпрессора и его раскрутка. Ниже рассмотрим, чем отличаются турбированные ДВС на дизеле и бензине, разберем особенности эксплуатации, плюсы и минусы системы.

Особенности современных турбомоторов

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Бензиновый или дизельный двигатель с турбиной имеет ряд особенностей в отличие от обычного «атмосферника».

Главное отличие — наличие турбокомпрессора, который подключен к выхлопной системе транспортного средства и принимает на лопасти часть выходящих из двигателя газов. В результате происходит раскрутка турбины, вращение вентилятора и подача воздуха в камеру сгорания.

Бензиновый турбированный двигатель

Решение о создании бензиновых турбированных двигателей обусловлено двумя задачами: уменьшение размера и одновременное повышение мощности. Этого удалось добиться за счет принудительной подачи воздуха в полость цилиндра в момент опускания рабочего поршня. Чем больший поток попадает в камеру сгорания, тем больше топлива сгорает. 

Применение турбины позволило разработчикам увеличить число лошадиных сил без изменения объема, добавления цилиндров и «раздувания» габаритов. Параллельно снижается количество потребляемого горючего, и повышается экологичность.

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Общий принцип работы такой же, как рассмотрен выше. Выхлопные газы крутят турбинное колесо, которое нагнетает воздух в камеру на впуске. Это позволяется поднять мощность до 30%, улучшить крутящий момент и экологичность. В сравнении с атмосферным турбированный двигатель имеет лучшую и стабильную тягу во всем диапазоне оборотов.

Особенность турбины на бензиновом двигателе в том, что выхлопные газы имеют более высокую температуру. В некоторых случаях параметр достигает 1000 градусов Цельсия. По этой причине турбины для таких силовых агрегатов делаются с применением огнестойких материалов. Эта особенность повышает стоимость конструкции.

Замена масла и фильтрующего элемента должна проводиться через 5-7 тысяч километров. Для этого важно использовать специальное масло для турбомоторов. Также необходимо заливать горючее лучшего качества, чтобы избежать накопления нагара на лопастях крыльчатки.

Параллельно усложняется эксплуатация транспортного средства из-за особой конструкции двигателя. Кроме турбокомпрессора, в схеме имеется интеркулер и ряд других элементов. Повышается стоимость производства ДВС, что влияет на стоимость автомобиля. 

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Важно учесть, что бензиновые моторы с турбиной чувствительны к качеству горючего, которое должно иметь высокое качество. В ином случае повышается риск детонации. Это касается и моторного масла, о котором упоминалось выше. Оно должно быть специальным и выдерживать высокие температуры.

При покупке авто с бензиновым турбированным ДВС важно помнить о небольшом ресурсе компрессора. В большинстве случаев он служит меньше, чем на дизельных моторах. Причиной является действие высоких температур, о которых упоминалось выше. При этом новая турбина обойдется в сумму около 1000 долларов, а иногда больше.

Ремонт компрессора на бензиновом ДВС — сложное занятие, за которое берутся не все автомобильные сервисы. Редко кто дает официальную гарантию, что превращает обращение на СТО в «рулетку». При этом стоимость восстановления зачастую составляет до 60% новой детали.

Характерной проблемой для турбированных моторов на бензине является турбояма или провал мощности при первом нажатии на газ. Причиной является нехватка выхлопных газов на низких оборотах. Что касается срока службы двигателей, он также ограничен 200-250 тысячами километров без капремонта. При этом ремонтировать такой силовой агрегат дороже.

Дизельный турбированный двигатель

Как и в рассмотренном выше случае, дизельные турбированные двигатели используют энергию отработавшего горючего. После выхода из цилиндра выхлоп направляется на крыльчатку компрессора, крутит ее и таким способом нагнетает поток воздуха в камеру сгорания. Одновременно с большим объемом это дает прирост мощности до 25-40%.

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Для увеличения объема воздуха, поступающего в мотор, применяется интеркулер. В его функции входит охлаждение потока перед тем, как он попадает в мотор. За счет охлаждения уменьшается и объем. В итоге снижается потребление горючего, и существенно повышается мощность.

Турбины в дизельных моторах устанавливаются более сотни лет, еще с момента появления первых агрегатов. Главной сложностью в те времена был дефицит огнестойких материалов. Сегодня имеющаяся база и технологии позволяют создавать турбированные моторы, которые могут разгоняться до 250 000 об/мин, менять геометрию и подавать воздух в камеру сгорания под огромным давлением.

В современных турбодизелях удалось устранить многие недостатки и повысить производительность силовых агрегатах. Параллельно сохранились проблемы в виде более быстрого износа и уменьшения ресурса. Как и в бензиновых версиях, приходится применять специальные масла для двигателя и своевременно менять воздушный фильтр. Никто не отменял эффект турбоямы.

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Дизельные двигатели с турбиной менее экономичны в сравнении с атмосферными. В среднем им необходимо на 20-50 процентов больше горючего при аналогичном объеме. Дополнительным минусом является чувствительность к износу поршней и небольшому ресурсу компрессора. ДВС с компрессором технически очень сложные и нуждаются в системах стабилизации давления. Это усложняет процесс эксплуатации.

При желании турбину с дизеля можно поставить на бензиновый ДВС и наоборот. Но из-за разной скорости вращения и конструктивных особенностей эффекта не будет. Кроме того, «дизельная» турбина в двигателе, работающем на бензине, приводит к детонации и плохой раскрутке. Вот почему такие замены не пользуются популярностью.

Правила эксплуатации

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Для продления срока службы турбодизеля и турбированного бензинового мотора важно ответственно подойти к их эксплуатации. Базовые рекомендации, которые обязательны к применению:

  • После пуска давайте двигателю работать на ХХ, чтобы масло нагрелось. Это обеспечивает смазку всех узлов и гарантирует оптимальное рабочее давление.
  • Своевременно проводите техническое обслуживание, контролируйте чистоту воздушного фильтра и заливайте масло с учетом допусков завода-изготовителя. Такая особенность значительно повышает ресурс ДВС и турбированного компрессора.
  • Избегайте агрессивного стиля вождения, ведь это снижает срок службы турбины.
  • Оставьте мотор поработать какое-то время после остановки. Это особенно важно после завершения долгой поездки. Желательно дать силовому агрегату 2-3 минуты. Это необходимо для остывания турбины. В ином случае оставшаяся смазка сгорает и остается в узле, что приводит к загрязнению масляных каналов и появлению налета на двигающихся элементах.
  • Старайтесь избегать длительной работы мотора с турбиной на холостом ходу (свыше 20 минут). После пуска компрессор формирует низкое давление, из-за чего возникает риск течи смазки через кольца-уплотнители.
  • Первое время двигайтесь с небольшими оборотами и без резкого нажатия на педаль газа.
  • Периодически проверяйте уровень смазывающей жидкости и доливайте ее при выявлении дефицита.
  • Заливайте качественное топливо, ведь от него зависит срок службы и качество работы турбокомпрессора. Старайтесь заправляться на проверенных АЗС.

На состояние турбированного компрессора влияет качество смазки подшипников, применение несоответствующей смазки, загрязнение фильтрующего элемента, механические повреждения турбины и ее компонентов. Важно избегать попадание в турбину посторонних элементов и следить за регулярностью обслуживания мотора.

Турбированный двигатель — плюсы и минусы

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Первое, что стоит изучить при покупке турбированного двигателя — плюсы и минусы такого устройства. Будущий владелец должен четко понимать, в чем особенности силового агрегата с турбиной, как его обслуживать, и каким образом правильно действовать.

Преимущества турбины в следующем:

  • снижение потребления горючего;
  • большой крутящий момент;
  • лучшая динамика транспортного средства;
  • большая производительность и улучшение характеристик;
  • увеличение мощности при том же объеме;
  • уменьшение содержания вредных веществ в выхлопе транспортного средства;
  • небольшой уровень шума в сравнении с «атмосферником»;
  • возможность установки почти на любую машину, благодаря схожей конструкции.

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

  • строгие требования к применяемому маслу и горючему;
  • повышение расхода смазки и необходимость более частой замены;
  • требование к постоянному контролю температуры;
  • сложность в эксплуатации и большая цена обслуживания;
  • снижение срока службы двигателя и небольшой ресурс самой турбины;
  • повышение стоимости транспортного средства с компрессором;
  • дорогостоящий ремонт и замена детали;
  • особые требования к эксплуатации автомобиля.

Итоги

С развитием технологий турбированные двигатели также совершенствуются.

Они становятся более экономичными и мощными, изготавливаются с применением более надежных материалов и имеют больший ресурс. Но, несмотря на нововведения, владельцам авто с такими моторами важно ответственно подходить к эксплуатации и следовать основным правилам. Это позволяет продлить срок службы турбины и избежать дорогостоящего ремонта.

Турбина или атмосферник. Что лучше?

Поиск запроса «эксплуатация турбированного двигателя» по информационным материалам и форуму

Читайте также:  Модуль дистанционного запуска двигателя

Турбированный двигатель: плюсы и минусы — чем отличается от атмосферника и какой лучше

Современные автопроизводители в последнее время всё чаще устанавливают на свои модели турбированные двигатели взамен атмосферных.

Казалось бы, это логично, поскольку турбонаддув придаёт мотору дополнительную мощность при сохранении небольшого рабочего объёма, но на деле всё не так просто.

Поэтому специалисты советуют изучить плюсы и минусы турбированного двигателя и проанализировать особенности его эксплуатации, прежде чем приобретать автомобиль.

Что такое турбированный двигатель в автомобиле

Первые турбированные двигатели были сконструированы ещё в 1905 году, однако на легковые автомобили их начали устанавливать во второй половине 20-го века. Турбонаддув – система нагнетания в цилиндры атмосферного двигателя дополнительного воздуха, вследствие чего происходит повышение среднего эффективного давления в цилиндрах.

Это увеличивает мощность мотора без внесения изменений в его конструкцию. Работу мотора с турбонаддувом обеспечивает приводной нагнетатель, использующий энергию отработанных газов. Они приводят в движение колесо турбины, которая в свою очередь вращает колесо компрессора с помощью роторного вала.

Компрессорное колесо сжимает воздух, который нагревается, а после поступления в интеркулер охлаждается и подаётся в цилиндры.

Это важно! Энергия отработанных газов растёт по мере увеличения числа вращения движка. Чем интенсивнее работает мотор, тем больше становится энергетический потенциал и растёт подача сжатого воздуха.

До недавнего времени двигатели с турбонаддувом устанавливались исключительно на дорогостоящие спортивные модели автомобилей. Но, по утверждению маркетологов, в настоящее время доля моделей с такими моторами стремительно увеличивается, и турбина становится практически обязательным элементов престижных марок авто.

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Турбины устанавливают гораздо чаще на дизельных двигателях, чем на бензиновых

Производители машин делают акцент на том, что турбодвигатели беспощадно теснят «атмосферники», и большинство покупателей хороших машин предпочитают именно такой тип двигателя. Но так ли хорош турбомотор, как это расписывают конструкторы и инженеры автопредприятий? Чтобы сделать выводы, стоит рассмотреть его конструктивные особенности и поближе познакомиться с принципом действия.

Конструктивные особенности

Система турбонаддува состоит из компрессора, интеркулера, регулятора давления наддува и других узлов. Главная деталь – турбокомпрессор, регулирующий рост давления в системе впуска воздуха. Интеркулер охлаждает воздух и повышает его плотность.

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Схема движения воздуха во время работы турбированного двигателя

Всей системой управляет регулятор наддува. Это перепускной клапан, ограничивающий давление отработанных газов. Отсекая некоторое их количество, клапан делает давление наддува оптимальным.

Турбокомпрессор работает следующим образом:

  1. Воздух проходит через воздушный фильтр и поступает во входное отверстие.
  2. Происходит сжатие воздуха, и в нём увеличивается содержание кислорода. Воздух нагревается, и его плотность снижается.
  3. Массы воздуха покидают турбокомпрессор и попадают в интеркулер, в котором происходит охлаждение.
  4. Сжатый воздух проникает через дроссель и впускной коллектор в цилиндры мотора.
  5. Часть выхлопных газов, образовавшихся при сгорании топлива в цилиндрах, передаётся турбодвигателем назад в коллектор турбины. Этот поток воздуха запускает движение вала, на противоположном конце которого расположен компрессор. Здесь начинается повторное сжатие воздуха.

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Схема турбокомпрессора

Это важно! Результат работы турбонаддува – увеличение уровня сжатия кислорода при сохранении объёма цилиндров. За один такт работы турбомотор сжигает больше топливной смеси, чем атмосферный двигатель того же объёма.

Плюсы и минусы

Турбированные двигатели имеют свои сильные и слабые стороны, поэтому верить заявлениям автопроизводителей об их однозначном преимуществе не стоит. Прежде чем принимать решение о выборе машины, оснащённой турбонаддувом бензинового двигателя, стоит взвесить все «за» и «против».

Преимущества

Главное достоинство турбированного мотора – его повышенная мощность, и в этом с производителями нельзя не согласиться. По мощности при аналогичном объёме цилиндров агрегат превосходит атмосферные моторы на 20–30%. Дополнительные плюсы установки на мотор турбонаддува состоят в следующем:

  1. Повышение эффективности работы за счёт оптимизации процесса сгорания безвоздушной смеси в цилиндрах. Благодаря этому расход топлива на обеспечение работы аналогичного количества атмосферного мотора лошадиных сил значительно снижается.
  2. Уменьшенный уровень шума и вибрации во время движения.
  3. Экологичность. Эффективное сгорание топлива внутри цилиндров значительно уменьшает количество выбросов в атмосферу через выхлопную трубу. Специалисты утверждают, что введение в Европе и США новых норм токсичности выхлопа увеличило производство автомобилей с турбированными бензиновыми двигателями на 25%.
  4. Компактные размеры. Мотор на трёх и даже двух цилиндрах по мощности сопоставим с четырёхцилиндровым «атмосферником». Благодаря оптимальным размерам такой двигатель имеет большее число вариантов расположения в автомобиле.

Недостатки

При всех своих достоинствах турбонаддув имеет и некоторые негативные стороны:

  1. Повышенная чувствительность к качеству топлива. Отсюда вытекает необходимость использования бензина более высокого класса. Турбированный двигатель быстро выйдет из строя, если заставлять его работать на 92 бензине.
  2. При активном использовании турбины расход топлива увеличивается в 1,5 раза. Любители езды в стиле «газ в пол» будут заполнять бак своего автомобиля в два раза чаще.
  3. Необходимость частой замены масла. Смазка добавляется в мотор и непосредственно в турбокомпрессорную установку, поэтому его расход увеличивается. Требования к марке масла также довольно жёсткие: можно использовать только качественные марки синтетики, стоимость которых на порядок выше минеральных или полусинтетических смазок. К этому стоит добавить необходимость частой замены масла: каждые  8 000 километров. В то время как в атмосферных двигателях процедуру можно проводить через 12 и даже 15 тысяч километров. Несвоевременная замена масла и фильтров приведёт к изменению параметров турбины и скорому выходу её из строя.
  4. Дорогостоящий ремонт. Комплектующие для турбированных моторов имеют достаточно высокую цену, поэтому их ремонт требует значительного вложения средств. Стоимость ремонта возрастает дополнительно из-за отсутствия квалифицированных работников СТО. Отремонтировать мотор с турбонаддувом возьмутся не на каждом автосервисе, а за квалификацию мастеров придётся заплатить на 40–50% больше. Капитальный ремонт двигателя с турбонаддувом требуется каждые 150–200 тысяч километров пробега.
  5. Особенности эксплуатации. Машину с турбодвигателем нужно правильно заводить и глушить. После запуска двигатель должен поработать вхолостую, причём, чем автомобиль старше, тем «прогон» нужен более длительный. После остановки автомобиля также нельзя сразу глушить мотор.
  6. Проявление эффекта «турбоямы». Так именуют характерный провал, когда машина вяло реагирует на нажатие педали газа. Двигатель «не тянет» на низких оборотах, в результате машина не может резко тронуться с места. При интенсивном движении и непростой дорожной обстановке в мегаполисах это достаточно опасное явление. Конструкторы предлагают для решения проблемы устанавливать на мотор две турбины, одна из которых будет работать на малых оборотах за счёт оснащения электроприводом. Это снизит риск возникновения «турбоям», но дополнительно увеличит стоимость двигателя и одновременно снизит его надёжность.

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Турбированный двигатель чаще подвергается дорогостоящему ремонту и требует высококачественного топлива

Это важно! Новейшие автомобили почти избавлены от недостатка, связанного с «турбоямами» за счёт установки турбин с изменяемой геометрией. Но идеальной остроты отклика во время дозирования тяги в процессе дросселирования, которая свойственна атмосферным моторам, конструкторам добиться пока не удаётся.

Какой двигатель лучше: атмосферный или турбированный

Долгий спор поклонников атмосферных и турбированных двигателей далёк от логического завершения. У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. Не дают перевесить какой-либо чаше весов постоянные разработки инженеров и конструкторов, добавляющие преимущества то одному, то другому варианту.

Большинство автовладельцев сходятся во мнении, что атмосферный двигатель, хоть и уступает по мощности турбированному, но всё-таки более надёжен в эксплуатации. Он неприхотлив в выборе марки бензина и масла, может быть отремонтирован в любой автомастерской. Для турбированных моторов такие «вольности» не допустимы.

Турбированный мотор – дорогое удовольствие: он требует большего внимания, тщательного ухода, правильной эксплуатации. Сама турбина, даже при соблюдении всех рекомендаций по эксплуатации, обладает ограниченным ресурсом работы и через достаточно непродолжительный срок требует замены.

Поэтому выбирать вариант мотора необходимо по собственным материальным возможностям. Атмосферный вариант предпочтителен для автовладельцев, ограниченных в бюджете и не готовых вкладывать в машину значительные средства. Обслуживание, эксплуатация и ремонт «атмосферника» явно проще и дешевле.

Турбированный двигатель – правильный выбор для тех, кто во главу угла ставит мощность мотора и динамику передвижения. Хотя такой мотор может доставить немало проблем и расходов в процессе эксплуатации.

Немаловажный фактор выбора мотора – стиль езды автовладельца. Для водителя, предпочитающего спокойное передвижение двигатель с турбонаддувом – бесполезная «фишка».

Читайте также:  Мини экскаватор своими руками

В этом случае затраты на мотор повышенной мощности не оправданы, ведь турбина не будет выполнять свои функции.

Но даже без использования силовой установки по назначению, обслуживать её придётся по правилам, а значит, попросту выбрасывать деньги на ветер.

Специалисты советуют при покупке машины с турбиной останавливать выбор на новых моделях. Только в этом случае можно быть уверенным, что агрегат правильно обслуживался и эксплуатировался. Автомобиль, с «убитой» предыдущим владельцем турбиной, доставит в разы больше проблем, чем удовольствия от езды на нём.

Видео: турбо- и атмосферный моторы: в чём разница?

Увеличение в современных условиях количества автомобилей с турбированными двигателями касается, прежде всего, дизельных агрегатов. В настоящее время почти все дизельные моторы снабжены турбонаддувом, поскольку именно эта деталь придаёт мотору на дизтопливе достойные эксплуатационные характеристики.

С турбо-бензиновыми моторами дело обстоит иначе. Большинство автопроизводителей продолжают выпускать модели с простыми атмосферными двигателями, и только в некоторые линейки добавляют турбомоторы на бензине. Меньше всего таких моделей на дорогах в странах СНГ.

Объясняется это отсутствием спроса и политикой автодилеров, которые стараются оградить себя от возникающих при эксплуатации машин проблем и выполнения гарантийных обязательств.

Продавцы учитывают низкое качество бензина и отсутствие на территории СНГ достаточного количества высококвалифицированных автослесарей.

Ответ на вопрос, стоит ли покупать бензиновый автомобиль, оснащённый турбиной, зависит от планов автолюбителя.

Если на машине планируется покататься 3–5 лет и пройти 150–200 тысяч километров, при достаточном количестве свободных средств, почему бы и нет.

Но тем покупателям, которые не готовы переплачивать за мощность и тратиться на дорогостоящее обслуживание автомобиля, лучше остановить выбор на традиционном «атмосфернике».

От покупки подержанного авто с турбонаддувом стоит однозначно отказаться, памятуя об ограниченном ресурсе турбины.

Такие модели часто приобретают молодёжь и «гонщики», которые «укатывают» мощную машину и практически не ухаживают за нею по правилам. После использования агрегата на «всю катушку» им проще продать его, чем вкладываться в ремонт.

Приобретённый «с рук» автомобиль с турбированным бензиновым двигателем стопроцентно доставит массу хлопот новому владельцу.

7 главных минусов и 2 плюса турбомоторов — журнал За рулем

Атмосферный мотор засасывает воздух в цилиндры под действием разрежения, которое возникает, когда поршень движется к нижней мертвой точке. В большинстве случаев давление в цилиндре в конце хода впуска чуть ниже атмосферного. И вот с этим количеством воздуха и осуществляется рабочий цикл мотора. Наддувный двигатель получает на входе в цилиндр воздух, сжатый компрессором до определенного давления, а потому его в цилиндр войдет больше, чем у мотора со свободным всасыванием. Больше воздуха — больше кислорода, а значит, и топлива сгорит больше, и мощность при том же рабочем объеме поршневой части будет выше (или мотор компактнее при сохранении мощности).

Поскольку воздух в компрессоре подогревается, температуру перед подачей в цилиндр желательно снизить. Это делает специальный охладитель – интеркулер.

Компрессоры могут использоваться разных типов – и с приводом от коленвала, и волновые обменники давления, но наиболее распространен турбонаддув.

Последний способ использует энергию выхлопных газов для вращения центростремительной турбины, а сидящее на том же вале колесо центробежного компрессора обеспечивает сжатие воздуха перед подачей в цилиндры.

https://www.youtube.com/watch?v=JGbWpzou-sw\u0026pp=ygVh0J_Qu9GO0YHRiyDQuCDQvNC40L3Rg9GB0Ysg0YLRg9GA0LHQuNGA0L7QstCw0L3QvdC-0LPQviDQsdC10L3Qt9C40L3QvtCy0L7Qs9C-INC00LLQuNCz0LDRgtC10LvRjw%3D%3D

Наддувный двигатель потребляет сжатый в компрессоре и охлажденный в интеркулере воздух. И тот же мотор является источником газов с высокими температурой и давлением, которые вращают турбину.

Как видим, конструкция наддувного мотора сложнее, чем атмосферника. Отсюда и первый недостаток турбомоторов…

1. Низкая надежность

Наддувные двигатели состоят из большего числа агрегатов, а надежность многокомпонентной системы всегда ниже, чем у более простой. Нагрузки на детали больше из-за большей литровой мощности. Да и конструкционные материалы в автомобильной промышленности используются преимущественно недорогие. Это же вам не аэрокосмическая отрасль…

К примеру, у турбокомпрессора есть система регулирования давления наддува, которая порой может заедать и отказывать. У редакционного Volkswagen Golf уже дважды при пробеге 80 000 и 100 000 км полностью теряла подвижность тяга привода клапана перепуска газов мимо турбины.

2. Недостаточный ресурс

Все мы вздыхаем по моторам-миллионникам конца прошлого века. Сейчас ресурс мотора в 400 000 км считается огромным достижением, а в прошлом он был нормой. Турбодвигатели современных автомобилей до таких пробегов не доживают. Турбокомпрессоры на бензиновых моторах редко ходят больше 150 000 км, а начавшая «хандрить» турбина вскоре может погубить и поршневую часть. Ведь турбокомпрессор может «выхлебать» весь запас моторного масла — в поддоне и поршневой части ничего не останется.

А еще многие производители с целью сэкономить «апгрейдят» атмосферные моторы до турбонаддувных, не особо заморачиваясь усилением некоторых деталей. Соответственно, высокие нагрузки на поршневую часть при небольшом усилении конструкции приводят к снижению ресурса.

3. Необходимость более частого и высококвалифицированного обслуживания

Многие производители для своих моделей с турбомоторами снизили периодичность ТО с 15 000 до 10 000 км. Так поступили, к примеру, Geely и Haval.

Наддувный мотор сложнее в обслуживании и особенно в диагностике. У него гораздо больше количество дополнительных соединений в системе турбонаддува.

Потерять герметичность могут: подвод и отвод воздуха, подвод и отвод отработанных газов, системы подачи масла под давлением и его слива, а также подачи охлаждающей жидкости.

Все это требует дополнительного внимания и опыта у сервисмена во время ТО.

4. Дорогой ремонт

Ремонт наддувного мотора всегда обходится дороже. Даже если турбокомпрессор в ремонтной фирме и не трогали, то прайс на восстановление двигателя все равно выше. Просто потому, что разбирать-собирать все перечисленные выше системы дольше и сложнее. А если предстоит замена турбокомпрессора, то готовьтесь выложить от 60 000 руб. Восстановление узла может потребовать половину этой суммы.

5. Обязательно применять хорошее топливо и смазки

Все современные моторы довольно требовательны к качеству топлива и моторного масла. Но если атмосферник на некачественных жидкостях «умрет» не сразу, то жизнь форсированного наддувного мотора будет измеряться минутами. Кроме того, расход даже самого дорогого масла у наддувного мотора будет выше, чем у большинства атмосферников.

Отдельного разговора требует расход топлива. Любой маркетолог, желающий продать вам машину с турбомотором, будет уверять, что она экономичнее, чем автомобиль с атмосферным двигателем. В теории так и есть. Но ведь турбомашина – это «великий провокатор».

Некоторые автомобилисты сознательно выбирают турбодвигатель, чтобы ездить напористо и агрессивно. В этом случае расход будет не меньше, а даже больше, примерно на 30%, чем у спокойного водителя.

Для неторопливого водителя мощность турбомашины может показаться избыточной, а повышенные затраты на содержание, (частые ТО, дорогие бензин и масло) – неоправданными.

6. Необходимость дополнительного охлаждения

Недаром многие сигнализации имеют опцию «турботаймер». Это устройство позволяет не глушить разогретый турбомотор сразу после остановки машины, а дает двигателю поработать на холостом ходу для охлаждения — прежде всего турбины.

Похожий алгоритм у некоторых мощных автомобилей штатно заложен в блок управления двигателем. Без этого в остановившейся, но раскаленной докрасна турбине масло закоксуется, нарушив герметичность уплотнений.

В итоге значительно вырастет расход масла на угар.

7. Проблемы с ликвидностью

Обо всех вышеперечисленных неприятностях осведомлены, в той или иной степени, многие автолюбители. Именно поэтому большинство предпочтет на вторичном рынке машину с атмосферным двигателем. А заезженные «турбозажигалки» приобретать будут, в основном, молодые поклонники всех серий «Форсажа».

Впрочем, есть у турбомоторов и неоспоримые плюсы.

1. Отличная характеристика крутящего момента

Разгон автомобиля — хоть с механической коробкой передач, хоть с автоматом — очень зависит от того, насколько быстро мотор из режима холостого хода сможет достигнуть оборотов максимальной мощности. А мощность, как известно, пропорциональна произведению оборотов коленвала на крутящий момент. Именно поэтому нужно, чтобы мотор на как можно более низких оборотах выдавал большой крутящий момент.

Наддувный мотор проектируют так, что турбокомпрессор обеспечивает довольно высокое давление наддува очень «рано», при небольших оборотах коленвала. В результате мы получаем большой крутящий момент на небольших оборотах.

Далее момент увеличивать нельзя во избежание чрезмерных нагрузок на детали мотора. Начинает работать перепускной клапан, направляя часть выхлопных газов в обход турбины. Так производительность турбокомпрессора ограничивается, а на кривой крутящего момента появляется горизонтальная полка.

Читайте также:  Как глушить турбодизель

Вот за такую характеристику турбомоторов их и любят, особенно активные водители.

Мощность и крутящий момент атмосферных двигателей ВАЗ (слева) и китайского турбомотора JLE-4G18TD.

2. Низкий расход топлива

У атмосферного двигателя значительная часть энергии сгоревших газов теряется вместе с горячими выхлопными газами. Наддувный двигатель использует температуру и давление выпускных газов, срабатывая их в турбине. Меньше энергии пропадает зря, значит, больше используется для движения автомобиля. Но, повторюсь, при условии спокойной манеры вождения.

***

Турбодвигатели совершенствуются и захватывают все новые модельные ряды автомобилей самых разных производителей на всех континентах. Вначале они оккупировали дороги старушки Европы. Япония давно и массово загружает ими внутренний рынок.

США и Корея немного более сдержанны в распространении турбированных двигателей. Зато Китай в последнее время массово пересаживается на турбонаддув. Так что за наддувными двигателями будущее. Если, конечно, их не вытеснят электрокары.

  • Самые надежные двигатели (из тех, что еще продаются) мы собрали тут.

фирмы-производители

Турбированный двигатель: 7 минусов и 3 плюса турбо моторов • Автострада

Совсем скоро около половины новых автомобилей в Узбекистане будут иметь турбированные двигатели – объем производства Chevrolet Onix и Tracker составит 190 тысяч автомобилей в год.

Рассказываем, в чем особенности турбированных моторов, их достоинства и недостатки в реалиях Узбекистана.

Чем турбированный двигатель отличается от атмосферного

Суть турбированного мотора – повышение мощности без увеличения объeма цилиндров.

За счет турбины в цилиндрах мотора создается более высокая степень сжатия, и благодаря тому, что воздух подается под давлением, достигается более полное сгорание топливно-воздушной смеси.

Турбина состоит из двух частей: ротора и компрессора. Двигатель в процессе работы производит выхлопные газы.

Эти раскалeнные газы, поступая под давлением в ротор, раскручивают турбонагнетатель, воздействуя на лопатки турбины. Только после этого они поступают в глушитель.

Вал ротора, вращаясь, приводит в действие компрессор, который нагнетает воздух в камеры сгорания, образуя дополнительную степень сжатия.

После того как поток выхлопных газов станет достаточным для полноценной работы турбины, происходит скачок вырабатываемой энергии, сопровождаемый скачком температуры.

Особенности эксплуатации и ухода за турбированным двигателем

Благодаря этим особенностям увеличивается мощность двигателя, но существенно повышаются требования к качеству бензина и масла.

Заливать АИ-92 (и тем более АИ-80) в турбированный двигатель нельзя: очень высокая степень сжатия приведет к детонации и задирам на цилиндрах.

Также, для турбированных двигателей нужно использовать только качественное, полностью синтетическое масло. Это связано с тем, что турбина установлена на подшипниках скольжения, охлаждается маслом, а некачественное масло при высоких температурах может создавать нагар – шлам, который забьет масляные каналы. В итоге турбину может заклинить или она просто разрушится.

Читайте, какое масло выбрать для турбированных двигателей Tracker и Onix

Важно вовремя менять масло: т.к. в турбированных двигателях высокие перепады температур, то масло стареет и окисляется быстрее.

Безопасный интервал замены масла – 5 тыс. км, но не более 7 тысяч километров.

Конечно, производители масла могут обещать, что масло прослужит и 15 тысяч, но это не более, чем маркетиговые уловки. При высоких темературах масло стареет очень быстро.

Именно из-за особенностей смазки и охлаждения турбины, рекомендуется после завершения поездки дать турбине “остыть” – оставить двигатель поработать несколько минут на холостых оборотах. Такая функция реализована в современных сигнализациях и называется “турбо-таймер”.

Минусы турбированного двигателя

Главные недостатки турбированных моторов кроются в особенности их конструкции и высоких требованиях к качеству бензина и масла, что влечет дополнительные, часто весьма существенные расходы.

1. Дорогое обслуживание

Турбированный двигатель требует более качественного масла и бензина. Причем менять масло нужно чаще, чем на атмосферном двигателе.

Бензин должен иметь высокую детонационную стойкость и октановое число не ниже 95.

Моторное масло должно быть полностью синтетическим. Причем вязкость 0w20 подходит для экономии топлива, а вот 0w40 для лучшей защиты двигателя и турбины. Но, чтобы не лишиться гарантии нужно заливать то масло, которое имеет допуски автопроизводителя.

Таким образом обслуживание турбо мотора обходится дороже.

А если экономить на бензине и масле, то вполне вероятно столкнуться с ОЧЕНЬ дорогим ремонтом двигателя и заменой турбины целиком.

2. Низкая надежность

  • Чем больше деталей в двигателе, тем больше потенциальных проблем может возникнуть и тем дороже их диагностика и устранение.
  • Небольшая неисправность в электрической цепи может привести к ошибкам в работе турбины, а найти и устранить причину будет непросто.
  • Кроме того, если не знать особенностей эксплуатации турбированного двигателя и, например, часто после длительных поездок останавливать мотор без дополнительного охлаждения турбины на холостых оборотах, то она очень быстро выйдет из строя.

3. Плохой ресурс турбины

Ресурс турбированных двигателей, и их ремонтнопригодность ниже, чем у обычных атмосферных двигателей.

Так, турбина прослужит не более 100-150 тыс. километров, и потом ее нужно будет заменить. А это дополнительный (и очень немаленький) расход.

Если вовремя не заменить неисправную турбину, то мотор начнет “жрать масло”. Если это вовремя не заметить, то масляное голодание приведет к задирам на стенках цилиндров, и дорогостоящему ремонту или замене блока цилиндров.

Атмосферные моторы узбекских Chevrolet, при должном обслуживании, могут проходить и 300 тысяч без капитального ремонта. Но метановое ГБО также сильно снижает ресурс головки блока цилиндров – “прогарают” клапана из-за неправильной настройки газового оборудования.

4. Сложная диагностика и высокие требования к квалификации мастеров

Наддувный мотор сложнее в обслуживании и особенно в диагностике. У него гораздо больше дополнительных соединений в системе турбонаддува.

Потерять герметичность могут: подвод и отвод воздуха, подвод и отвод отработанных газов, системы подачи масла под давлением и его слива, а также подачи охлаждающей жидкости.

Все это требует дополнительного внимания и опыта у мастера во время технического обслуживания.

5. Проблемно установить газ

Турбо моторы не адаптированы для работы на газу. Теоретически можно установить метан на турбированный двигатель, но настройка и наладка ГБО требует большого опыта и высокой квалификации установщика ГБО. Сейчас в Узбекистане такой компетенции нет.

6. Высокий расход при агрессивной езде

Если в обычном режиме расход топлива турбированного мотора почти в 2 раза ниже атмосферных аналогов, то при динамичном стиле езды расход уравнивается.

А учитывая что в турбированный мотор можно заливать только высокооктановый бензин АИ-95+, агрессивная езда существенно повышает расходы на автомобиль.

7. Дорогой ремонт

Турбина является сложным агрегатом не всегла пригодным для ремонта, а уж если решили ремонтировать – то придется найти квалифицированного мастера.

Кроме того, в турбированном моторе больше различных деталей которые могут сломаться. А найти поломку сможет только опытный мастер.

Поэтому, пока турбированные моторы не станут обычным делом, стоимость ремонта, диагностики и обслуживания будет выше.

Плюсы турбированного двигателя

Моторы с турбонаддувом имеют несколько преимуществ перед атмосферными двигателями.

1. Повышенная мощность

За счет турбины моторы с наддувом имеют большую мощность на единицу объема. Так атмосферный двигатель Chevrolet Onix объемом 1,2 литра, имеет мощность 86 л.с.

А этот же двигатель с турбиной – уже 132 лс. Прирост мощности на 50%.

Как следствие автомобили с турбированным двигателем более динамичные, и обеспечивают комфортную мощность для движения, с запасом на случай обгона.

2. Низкий расход топлива

Турбированные двигатели обладают высокой топливной эффективностью.

Расход топлива Chevrolet Cobalt c АКПП составляет 10-11 литров АИ-95 на 100 км. Расход низкооктанового бензина еще выше.

Однако Chevrolet Tracker 1.2 L Tubro с такой же 6-ти ступенчатой АКПП потребляет около 7 литров на 100 км. Топливная эффективность выше на 30%

3. Отличная характеристика крутящего момента

  1. Динамика разгона автомобиля сильно зависит от того, насколько быстро мотор из режима холостого хода сможет достигнуть оборотов максимальной мощности.
  2. Мотор с турбиной быстрее набирает обороты максимального крутящего момента и обеспечивает максимальную тягу в большем диапазоне оборотов.
  3. Стабильный крутящий момент обеспечивает высокий комфорт для динамичной езды, и дает уверенность при движении в горах, или во время обгона.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector