Плотность дизельного топлива

Назад к списку

Дизельное топливо составляет конкуренцию привычному бензину в личном транспорте и железнодорожных перевозках. Горючее активно закупается для заправки военной техники. Имеет высокое качество, максимальный КПД.

По стоимости сопоставим с ценой бензина класса премиум с высоким октановым числом, при этом имеет экономичный расход.

Как и любое горючее, солярка обладает рядом химических характеристик, некоторые из которых определяют его энергоэффективность и качество взаимодействия с двигателем внутреннего сгорания. Один из ключевых параметров – плотность дизельного топлива кг/л или кг/м3.

Плотность дизельного топлива

О том, что такое плотность, проще рассказать на примере бензина. Тем более, сравнивая эту величину для бензина и для дизельного топлива, в дальнейшем мы быстрее определим различия между двумя указанными типами горючего и оптимальные области их использования.

Плотность бензина – это выражение количества горючего углеводородного компонента в общем объеме топливной смеси. Подсчитывается величина в кг/м3 при определенных условиях, главное из которых – соблюдение температуры +15 С.

Дело в том, что плотность имеет свойство изменяться от повышения и понижения температуры или резкого изменения давления.

Для стандартизации международных измерений решено измерять показатель при стандартной температуре +15 С, в некоторых странах — +20 С, что дает незначительные отклонения.

Плотность дизельного топлива

В отличие от октанового числа, которое может корректироваться добавлением в состав присадок и добавок, плотность зависит от изначального состава нефтяного сырья. Она не коррелируется с октановым числом, являясь независимой величиной.

Плотность востребованных марок бензина, начиная от АИ-92, варьируется в рамках 725 – 780 кг/м3. Чем выше плотность состава, тем быстрее идет воспламенение горючего в рабочей камере и тем эффективнее работает мотор машины. В то же время, плотность может изменяться при смене внешней среды, например при долгом подъеме в гору, что может создавать дополнительную нагрузку на двигатель.

Плотность дизельного топлива в зависимости от температуры

Температурное воздействие имеет значение и для дизельного топлива. Поэтому для получения корректных данных при измерении должна быть установлена стандартная температура. Относительно дизеля значение составляет +20 градусов по Цельсию.

Плотность дизельного топлива

Чем выше температура состава, тем больше его плотность. Дизель, являясь продуктом переработки нефти, определяется теми физическими свойствами, которые имеет оригинальное сырье.

Это значит, что термическую зависимость данного вида горючего изначально нельзя нивелировать. Именно поэтому в продаже имеется летнее и зимнее дизельное топливо, максимально адаптированное под соответствующие климатические условия.

При этом расход жидкого продукта с меньшей плотностью будет больше.

Плотность зимнего дизельного топлива

Из-за зависимости от перепадов температуры для заправки транспортных средств в различные времена года используются отдельные типы дизельного горючего.

Летнее дизельное топливо не содержит специальных присадок, поэтому при снижении температуры удлиняется время возгорания топлива после впуска. Это может привести к возникновению пробок в рабочем механизме, повышению давления и износу мотора. В холодное время года целесообразно использовать зимнее дизельное топливо, обогащенное специальными добавками, несмотря на более высокую стоимость.

Зимнее дизельное топливо имеет плотность до 840 кг/м3. Такое горючее можно получить двумя способами:

  1. добавление в обычный летний дизель антигеля для снижения температуры застывания;
  2. замораживание летнего топлива до выпадения жидкой фракции;
  3. добавление в летний состав авиационного керосина в концентрации 20%;
  4. соединение жидких углеводородных фракций, полученных путем прямой перегонки, обработанных водородом в условиях повышенного давления и являющихся вторичным продуктом нефтепереработки.

Плотность дизельного топлива

Отдельно стоит выделить нефтепродукты, пригодные для использования в регионах с суровым климатом. Плотность арктического дизельного топлива составляет максимум 830 кг/м3, оно выдерживает морозную температуру до -55 градусов благодаря возникновению из углеводородных фракций с высокой температурой процесса выкипания (более +300 градусов) и добавлению присадок и минеральных компонентов.

Плотность летнего дизельного топлива

Плотность летнего ДТ составляет 860 кг/м3. Такая жидкость подходит для заправки автотранспортных средств при наружной температуре от 0 градусов и выше. Замерзает состав при -5 градусах.

Требования к характеристикам летнего и зимнего дизеля содержатся в ГОСТ 305-82. Здесь же обозначены приемлемые условия эксплуатации обоих видов горючего. На международном рынке действует аналогичный стандарт Евро-5.

Плотность дизельного топлива

Средняя плотность летнего вида горючего никак не влияет на его возможность использования в зимний период. Летнее ДТ, не содержащее в себе специальных примесей, просто замерзнет в баке автомобиля.

Плотность дизельного топлива: таблица

  • Для удобства приводим сравнительную таблицу основных свойств различных типов горючего, включая удельную плотность дизельного топлива кг/м3.
  • Таблица 1
  • Плотность дизельного топлива: основные значения

Плотность дизельного топлива в зависимости от температуры — таблица для определения плотности нефтепродуктов универсального назначения. Приводим ее в полном виде.

Плотность дизельного топлива

Таблица 2

Плотность дизельного топлива: полные значения

Она используется в случаях, когда измерение плотности происходит при отклонении от стандартной температуры. Определив плотность вещества в текущий момент времени, необходимо провести горизонтальную параллель до столба с температурой в +20 градусов – это и будет реальная плотность состава.

Измерение плотности дизельного топлива

Расчет плотности ДТ производится с помощью ареометра, который помещается внутрь небольшой емкости с горючим.

Следуя законам физики, на основании вытесненного объема жидкости подсчитывается ее удельная плотность.

Обычно прибор для измерения комплектуется термометром для обеспечения максимальной точности вычисления – исследование должно проводится при температуре образца строго +20 градусов.

Если нет возможности провести определение плотности солярки при стандартной двадцатиградусной температуре, то исследование нужно проводить с небольшим объемом горючего, достаточно 100 мл.

Для определения температуры жидкости можно использовать обычный ртутный градусник. Расчет исходит из стандартизированных показаний плотности горючего, которые являются справочной информацией и общедоступны.

В случае понижения / повышения температуры используется дополнительный коэффициент 0,0007 г/см³ на каждый градус.

Плотность дизельного топлива

Если температура топлива была понижена, то к универсальному значению нужно прибавить умноженный на разницу в температуре коэффициент. При повышении температуры нужно отнять от полученного значения кг/м3 цифру, полученную в итоге умножения коэффициента на превышающее значение температуры.

Плотность дизельного топлива при 20 градусах

Плотность дизельного топлива

Удельная плотность дизельного горючего при 20 градусах является точной и действительной величиной. Именно в таком состоянии жидкости числовое выражение удельной плотности будет максимально адекватным. Также при +20 градусов возможно объективно оценить качественные свойства продукта. Хороший показатель плотности свидетельствует о том, что в составе ДТ отсутствуют лишние водяные пары и тяжелые фракционные углеводороды, препятствующие быстрому воспламенению жидкости при зажигании и увеличивающие расход топлива на ходу.

Назад к списку

Плотность дизельного топлива: зимнего, летнего, в зависимости от температуры, таблица, ГОСТ, измерение

Дизельное топливо составляет конкуренцию привычному бензину в личном транспорте и железнодорожных перевозках. Горючее активно закупается для заправки военной техники. Имеет высокое качество, максимальный КПД.

По стоимости сопоставим с ценой бензина класса премиум с высоким октановым числом, при этом имеет экономичный расход.

Как и любое горючее, солярка обладает рядом химических характеристик, некоторые из которых определяют его энергоэффективность и качество взаимодействия с двигателем внутреннего сгорания. Один из ключевых параметров – плотность дизельного топлива кг/л или кг/м3.

05.05.2023 09:13:00

Плотность дизельного топлива: от чего зависит, как измеряется, разница плотности ДТ зимнего и летнего

1. Что такое «плотность дизельного топлива». 2. Эталонные значения. 3. Какие параметры оказывают влияние. 4. Зависит ли плотность дизтоплива от температуры. 5. Расчетные нормы. 6. Разница плотности летом и зимой. 7.

Зависимость экономичности от плотности. 8. Как вычислить плотность при 20 °С. 9. Зависимость плотности, расхода и эксплуатации. 10. Зависимость плотности от качества ДТ. 11. Что регулирует ГОСТ. 12. Почему зимой расход больше. 13. Может ли солярка замерзнуть. 14.

Как проверить, что в продаже зимнее топливо. 15. Самостоятельное определение плотности. 16. Шаг изменения плотности. 17. Показатели нефтепродуктов. 18. Формулы расчета основных показателей ДТ. 19. Расчет веса. 20. Считаем объем. 21. Вычисление плотности. Видео.

Как замерять плотность ареометром.

Дизельное топливо используется для заправки автомобилей, сельскохозяйственной и железнодорожной техники. Качество солярки определяется ГОСТами и ТР ТС и влияет на работоспособность ДВС, в частности – плотность дизельного топлива. Она изменяется в соответствии с внешними факторами. 

Плотность топлива дизельного зависит от наличия тяжелых фракций. При повышении КПД мотора ухудшается испаряемость, происходит ускоренное накопление нагара.

Плотность дизельного топлива – удельный вес, т. е. отношение веса к объему топлива. Величина зависит от вида горючего и температуры. Измеряется в «кг/м³», «г/см³».

Вычисление удельной массы ДТ выполняют при 20 °С. Отклонение температуры требует корректировки на коэффициент. При нагреве топлива производят вычитание, при охлаждении – сложение.

Плотность дизельного топлива

При измерении плотности дизельного топлива учитывают тип горючего, колебания температуры и наличие присадок. Это связано с тем, что происходит изменение эталонных показателей – массы, объема.

Плотность ДТ зависит от колебаний температуры. Оптимальные показания наблюдаются при 20 °С.

Контролеры при проверке объема солярки в цистернах, бочках принимают во внимание изменение плотности горючего. Расчеты ведутся с учетом корректирующих коэффициентов и сравнения показателей с табличными данными.

В соответствии с существующими стандартами, показатели удельной массы солярки определяются так:

  • летний период (плюсовые температуры) – 860 кг/м3;
  • отрицательные показатели (зима до – 35 °С) – 840 кг/м3.

Для северных регионов (работает до –50 °С) плотность дизельного топлива составляет 830 кг/м3.

При превышении показателей температуры горючее густеет и забивает систему подачи топлива за счет наличия парафинов.

Алгоритм получения показателей горючего:

  • Находим табличное значение (в г/см3) горючего при 20 °С.
  • Определяем степень нагрева солярки градусником. Предположим, получили значение 31 °С.
  • Производим вычисление температурного отклонения 31 – 20 = 11 °С.
  • Определяем корректировочный коэффициент: 11 х 0,0007 = 0,0077 (г/см3).
  • Вычисляем плотность. Для этого из значения ДТ по паспорту вычитаем поправочный коэффициент.

Если температурные показатели меньше 20 °С, то алгоритм вычислений аналогичен. Но последнее действие – суммирование, а не вычитание.

Прямой зависимости нет. Плотность зимнего дизельного топлива отличается от летнего требованиями ГОСТ и температуры.

Читайте также:  Моторное масло motul: особенности, преимущества, недостатки

Утверждение, что зимнее горючее менее экономично — неверно. Зимой расход горючего увеличивается из-за лишних затрат: подогрева антифриза, магистралей, блока цилиндров, кабины и прочего.

Теоретическое вычисление предполагает:

  • Проведение замеров ареометром и градусником в емкости, где находится горючее.
  • Вычисление разницы температур.
  • Применение корректировочного коэффициента.

Полученные результаты определяют тип топлива. Это влияет на вязкость горючего и способность использования в различных климатических зонах.

Плотность дизельного топлива

По плотности можно определить, при каких условиях может быть использовано горючее, какое влияние оказывается на работу двигателя. Если неправильно выбрать солярку, то:

  • снизится мощность мотора;
  • ухудшится пусковой и крутящий момент.

Также в таком случае при передвижении в сложных условиях (дождь, снег, крутые подъемы и спуски) при нормативной нагрузке автомобиля будет наблюдаться перерасход топлива, чрезмерный износ двигателя.

Плотность влияет на количество фракций в составе горючего. Так, повышенные показатели сообщают о том, что в ДТ содержатся тяжелые углеводороды. Они ухудшают процесс выброса солярки, снижают скорость образования топливной смеси. Данные процессы провоцируют нарушение в работе мотора, увеличивают потребление солярки и повышают образование нагара.

Требования ГОСТ определяют нормативы, которые предъявляются к ДТ в зависимости от вида. Учитывают:

  • содержание серы;
  • климатические условия использования;
  • маркировку;
  • классификацию;
  • экологический класс и прочие параметры.

Все это влияет на технические показатели горючего, сферу его использования.

ГОСТ Р 305-82 и 52368-2005 определяют допустимое количество примесей, плотность по маркам. Превышение обозначенных показателей негативно сказывается на работе ДВС, силе впрыска горючего, составе отработанного газа.

Требования ГОСТ не допускают наличия водных растворов из-за возможности появления коррозии, повреждения фильтров и насосов.

Плотность дизельного топлива определяет выделяемое количество энергии при работе ДВС. За счет того, что зимнее дизтопливо менее плотное, чем летнее, увеличивается расход топлива (из-за меньшего выделения энергии). При этом в зимнее время горючее расходуется на обогрев кабины водителя, топливной системы, разогрев масла и т. д.

Однако использовать летнее топливо категорически запрещено, поскольку в его составе содержатся парафины. Они снижают текучесть солярки, а при пониженных температурах превращают топливо в гель.

Солярка густеет в зависимости от количества фракций и плотности при низких температурах. Вязкость определяется типом горючего и объемным содержанием фракций. Если в дизтопливе есть вода, то при температуре ниже 0°С происходит кристаллизация (образуется лед внизу бака). Это препятствует поступлению солярки в топливную систему. При отогревании топливной системы подача горючего возобновляется.

Поступление на АЗС горючего зависит от сезона. В теплый период реализуется летнее ДТ, а в холодное время года – зимнее. Определить, какое топливо вам продали, довольно легко.

Нужно поместить около 100 мл горючего в прозрачную емкость, после чего поставить его в морозилку. Если жидкость начнет мутнеть, это значит, что в составе присутствуют парафины.

Зимнее топливо должно сохранять свои свойства при температуре до –22 °С, а арктическое – до –34 °С (но в холодильнике данные показатели не достигаются).

Плотность дизельного топлива

Проверить плотность ДТ в зимнее время самостоятельно можно несколькими способами. Для этого выполняют:

  • Оценку текучести. Небольшое количество ДТ наливается на металлическую поверхность. Если топливо хорошо стекает, остается жидким и не мутнеет, то солярка пригодна для использования. Если горючее стекает плохо, мутнеет, то при использовании начнется его кристаллизация, что приведет к обездвиживанию автомобиля. Данный способ применяется при температуре ниже –10 °С.
  • Проверку консистенции. Если температура ниже –20 °С, то можно оценить капли на заправочном пистолете. Отмечается помутнение, загустение? Лучше заправиться на другой АЗС.
  • Оценку точных данных. Можно получить при использовании ареометра. Для этого нужно прогреть топливо до + 20 °С, выполнить замеры и сравнить полученные результаты с табличными.

Если оценка ДТ производилась после заправки, и полученные данные указывают, что горючее не соответствует показателям, следует уменьшить скорость кристаллизации. Для этого в бак добавляют качественную солярку.

Корректирующий коэффициент – шаг изменения веса. В соответствии с ГОСТ, он равен 0,0007 единиц.

Плотность топлива дизельного выше по сравнению с бензином. Так, АИ-92 определяется на уровне 0,76 г/см3, у АИ-95 – около 0,75 г/см3, для АИ-98 – 0,78 г/см3. У сжиженного газа самая низкая плотность – 0,53 г/см3, а у авиационного керосина – 0,81 г/см3.

Данные показатели определяются присутствием легких фракций, температура кипения которых составляет + 50 °С. Топливо остается одинаково текучим в любое время года. Кристаллизация начинается от – 60 °С.

Для получения корректных данных учитывают температурные показатели, сорт горючего, корректировочный коэффициент (для дизельного топлива – + 20 °С, для бензинов – + 15 °С). У полученных результатов может быть небольшая погрешность (зависит от приборов). Точные результаты получают в лабораториях на специализированном оборудовании.

Для определения веса нефтепродукта необходимо умножить плотность на объем топлива.

На нефтебазах топливо хранится в цистернах, на которых есть метки и маркировочные таблицы с указанием погрешности измерений.

В процессе реализации продукции нужно определять объем топлива. Расчет предполагает деление массы на плотность топлива. Из сопроводительных документов получают значение массы, а по сорту из документации узнают плотность дизельного топлива. При отсутствии данных производят замеры ареометром.

Расчет проводят как соотношение массы к объему. Исходные параметры указываются в сопроводительной документации либо определяются самостоятельно: вес – с помощью взвешивания емкости, а объем – по меткам в резервуаре. При вычислении плотности нужно не забывать про температурные показатели, от которых зависят корректировочные поправки.

Плотность дизельного топлива

Дизельное топливо – наиболее востребованный нефтепродукт, который применяется в качестве горючего для дизельных двигателей. Его получают в процессе перегонки сырой нефти. Качественный состав дизтоплива жестко контролируется и должен соответствовать четким стандартам.

Плотность дизельного топлива

Плотность дизельного топлива является основной характеристикой, определяющей качество ДТ. Параметры плотности горючего показывают возможность топлива поддерживать работу механизмов при любых колебаниях температуры окружающей среды.

Плотность дизельного топлива (удельный вес) — это количество его массы в килограммах, которое помещается в одном метре кубическом. То есть отношение веса топлива к его объему. В качестве единицы измерения используют кг/м3 или г/см3.

На плотность солярки также влияет наличие в ней различных присадок и инородных тяжелых фракций. Присутствие последних негативно сказывается на качестве горючего.

Показатель плотности – величина не постоянная, поскольку напрямую зависит от температурных показателей. Чем выше температура, тем меньше плотность солярки. Этот показатель контролируется постоянно при помощи аэрометра. Оптимальная температура для ДТ составляет 18-20оС. При расчете плотности используют коэффициент поправки, который составляет 0,0007 г/см3 на 1оС

Связь плотности горючего и экономичности дизеля

Плотность горючего и экономичность дизеля напрямую зависит от температуры воздуха.

Поскольку процесс сгорания дизельного топлива, обладающего большим удельным весом, проходит с выделением огромного количества энергии, значительно превышающее количество энергии, полученное от сгорания менее плотного топлива, то применение летнего вида ДТ более экономично.

Использование такого вида топлива в зимний период не повысит его показатель рентабельности.

Это обусловлено тем, что в составе летнего топлива, кроме керосиново-газойливых углеводородов, в которых сосредоточен весь запас топливной энергии содержатся растворенные парафиновые элементы.

Эти компоненты обладают особенностью застывать даже при небольшом снижении температурных показателей солярки. При этом дизельное топливо становится вязким, пропускная способность фильтров снижается.

Для повышения эффективности работы ДВС в дизельное топливо, применяемое в холодное время года, добавляют различные присадки, которые являются ингибитором процесса затвердевания парафинов и повышения плотности топлива.

Такие добавки хоть и понижают температуру загущения солярки, но на его плотность влияют в малой степени. Казалось бы, что при введении в летнее топливо соответствующей присадки, можно использовать его в качестве зимнего, но это не соответствует истине.

Так как вводимый в ДТ компонент всего лишь понижает температуру загущения парафиновых компонентов топлива.

Само горючее при этом свою плотность не утратит, и с понижением температурных показателей продолжит густеть, что приведет к нарушениям в работе двигателя.

Еще одним заблуждением является то, что при добавлении присадки в застывшее ДТ возможно снизить его плотность. Соответственно, плотность горючего является важным показателем в холодное время года.

В жаркое время более актуальны такие характеристики как процентное содержание серы и цетановое число.

Естественно, из-за изменения плотности солярки, экономическая эффективность топлива зимой существенно снижается. Этому способствуют еще такие факторы, как наледи и снежные заторы на дорогах, которые затрудняют процесс движения и повышают расход горючего.

Формулы расчета плотности веса и объема дизтоплива

  • Плотность дизельного топлива, его вес и объем рассчитывается по определенным формулам в соответствии с ГОСТами.
  • Основываясь на том, что показатель плотности напрямую зависит от температуры, для точности расчетов стоит учитывать поправочный коэффициент и показатель температуры окружающей среды.
  • По формуле плотность ДТ рассчитывается как соотношение массы горючего к его объему.
  • V = m / p, где
  • V — объем;
  • m — масса;
  • p – плотность

при расчете плотность солярки берется:

  • для летнего топлива 860кг/м3;
  • для зимнего топлива 840 кг/м3.

Соответственно, 1 кг летнего горючего составляет 1,19 литра, а зимнего – 1,16 литра.

В 1 литре содержится 0,860 и 0,840 кг солярки

Показатель плотности нефтепродукта должен строго соответствовать нормативным актам. В качестве эталона принимают плотность, зафиксированную при 20оС. Для упрощения расчетов составлены специальные таблицы, в которых, зная вес и объем продукта, а также температуру, можно легко найти необходимый показатель.

  1. Вес дизельного топлива рассчитывается простым умножением плотности нефтепродукта на его объем. Для расчета массы солярки в тоннах используется формула:
  2. М(масса)=V (объем в литрах)*p(плотность кг/м3)
  3. Для расчета массы летнего горючего, имеющего плотность 0,860 кг/м3  объемом 1000 литров имеем такое значение:
  4. М=1000*0,860

Эта формула применяется и для других видов топлива с разными параметрами плотности. Количественные пока показатели легко переводятся из тонн в килограммы и обратно.

Расчет объема, соответственно, проводится по обратной формуле – масса продукта делится на его плотность.

Читайте также:  Как выставить угол опережения зажигания

Этот расчет является очень важным при составлении учетных документов на топливо, в которых возникает необходимость перевести вес горючего в объем, для правильного подбора емкостей.

  • Расчет дизельного топлива из тонн в литры можно осуществить по формуле:
  • V = (M / 0,850) х 1000, л.
  • где M — топливо в тоннах
  • В качестве показателя плотности дизельного топлива чаще всего используется усредненное значение 850 кг/м3

Как проверить плотность самостоятельно

Для того, чтобы качество приобретенного топлива не вызывало сомнений владельцам транспортных средств следует приобретать его только у проверенных поставщиков. При сомнениях в качестве продукта можно провести проверку плотности топлива самостоятельно.

Необходимость такой проверки возникает только в зимнее время года. Проводить ее следует при температуре -8 – 10оС, а если топливо позиционируется как арктическое, то ниже.

Для проведения проверки следует небольшое количество солярки поместить на металлическую поверхность, после чего следить за помутнением и растекаемостью продукта.

При нормальной текучести горючего можно говорить о его качестве, если жидкость стала мутной и начала застывать, то от ее использования лучше отказаться.

Дизельное топливо для применения в холодное время года не должно застывать до -45оС.

Еще один способ проверки – емкость с топливом размещают там, где температура воздуха составляет 20 градусов. Когда температура окружающей среды и солярки сравняется, то плотность измеряют аэрометром и сравнивают его показания с данными ГОСТа.

Самым быстрым вариантом проверки является визуальная оценка заправочного пистолета. Если топливо на его конце осталось жидким, то это говорит о его качестве.

Более точно проверить плотность дизтоплива можно следующим образом.

Солярка наливается в небольшую емкость и далее помещается в условия, где температура воздуха находится на отметке около от + 17 до +20 градусов на такое время, чтобы топливо прогрелось до аналогичного температурного показателя.

Далее плотность дизеля измеряется при помощи ареометра. Полученные данные необходимо сравнить с теми стандартами, которым по ГОСТу должно соответствовать приобретенное дизтопливо.

От чего зависит плотность дизельного топлива

Плотность дизельного топлива величина непостоянная. Она меняется под действием температурных параметров. Этот показатель основан на соотношении массы горючего к его объему.

При проведении расчетов учитывается марка ДТ и поправочный коэффициент. Выделяют несколько основных типов дизельного топлива – летний и зимний виды.

Зимнее топливо имеет более низкую плотность, это позволяет избежать загустения при отрицательных температурах.

Правильный подбор топливных присадок в некоторой степени может повлиять на плотность жидкости.

Плотность ДТ и температура – напрямую связаны между собой.

Плотность дизельного топлива

Для получения эталонных показателей плотность горючего производится при температуре 20оС и нормальном атмосферном давлении. А для расчета плотности при отличных показателях температуры используют поправочные коэффициенты или специальные таблицы плотностей.

Существует определенный стандарт, по которому плотность топлива составляет:

  • в зимний период – 860 кг/м3;
  • летом — 840 кг/м3;
  • в условиях Арктики – 830кг/м3.

Нормативы расчета плотности дизтоплива

Для единства расчета плотности дизельного топлива бала разработана единая нормативная документация, в которой прописаны главные составляющие для верных вычислений:

  • эталонный показатель температуры составляет 20оС;
  • изменение температуры на каждый градус требует корректировки на 0,0007г/см3;
  • при увеличении температуры солярки от эталонных значений следует вычитать поправочный коэффициент, умножив его на разницу в градусах Цельсия;
  • при снижении температуры к эталонным показателям прибавляется коэффициент, который умножается на разницу температур в градусах Цельсия.

Плотность дизтоплива в летнее и зимнее время

Топливо, используемое в летний и зимний период, отличается по своих основным характеристикам.

Для зимы подойдет горючее, которое имеет такие показатели:

  • низкая плотность;
  • невысокий показатель вязкости;
  • не замерзает при температуре -45О.

Низкие показатели плотности вязкости позволяют горючему не превращаться в гель, и свободно циркулировать внутри ДВС. В холодное время категорически исключается применение топлива, высокой плотности, во избежание проблем с системой фильтров.

Летнее топливо характеризуется:

  • высокой плотностью (не менее 0,86 кг/л);
  • трудновоспломеняемостью (выдерживает повышение температуры до +45оС).

При использовании в летнее время зимнего топлива мощность работы мотора снижается, а задымленность повышается.

Лучшее время для летнего горючего – апрель – сентябрь, если температура не опускается ниже -4оС. Иначе ДТ станет мутным, а при снижении температуры еще на несколько градусов может привести к нарушениям в работе двигателя.

Примеры плотности дизтоплива при различных температурах

При расчете плотности горючего нужно учитывать такие данные:

  • показатели плотности топлива при эталонных показателях, указанные в паспорте нефтепродукта;
  • фактическую температуру жидкости, измеренную в транспортировочной емкости;
  • применить поправочный коэффициент 0,0007 при расчете разности температур;
  • сделать корректировку в расчете. При условии повышенной температуры – отнять полученное значение от плотности, указанной в паспорте, а при пониженной температуре – его следует прибавить.

Дизтопливо плотность, расход, эксплуатация

Плотность солярки является основной характеристикой для определения климатического применения солярки и его влияния на работу ДВС.

Если горючее выбрано не верно либо качество жидкости не высокое, то это существенно снизит эффективность работы мотора, особенно в момент запуска. Что, в свою очередь, приведет к увеличению расхода топлива, для повышения КПД двигателя.

Чрезмерная нагрузка на топливную систему может стать причиной повышения расхода ДТ и даже стать причиной поломки мотора.

Что говорит плотность о качестве солярки

Плотность дизельного топлива определяется соотношением фракций, входящих в состав топлива. Если в составе горючего преобладают тяжелые углеводороды, то это негативно отразится на работе двигателя и снизит впрыскивание жидкости форсунками в камеру сгорания.

Тяжелые фракции имеют высокую температуру кипения, из-за чего смешивание микрочастиц топлива с воздухом снижается.

Для того, чтобы пары солярки воспламенились потребуется более высокая температура, а это станет причиной нарушений в работе мотора и приведет к повышению расхода топлива.

Государственный стандарт

Применяемые сегодня стандарты на дизельное топливо были разработаны еще в 80-х годах прошлого века. В этих документах прописано, что плотность летнего горючего должна составлять 0,86 кг/л.

В зимнее время используется топливо с плотностью 0,84 кг/л. Эти характеристики действительны для всех типов двигателей и компрессоров.

В арктических регионах зимой используют солярку с удельной массой 0,83 кг/л.

Почему зимой расход дизтоплива больше

Плотность дизельного топлива

При низких температурных показателях расход горючего значительно увеличивается из-за затрат на прогрев агрегата перед началом работы и повышенного трения в холодном двигателе. После начала движения расход солярки не превышает летние показатели, а, возможно, и уменьшается т.к. крутящий момент при малых оборотах понижает пробуксовку колес по снежному покрытию. Ощутимую нагрузку оказывает густое масло в редукторах. При низкой температуре удельный вес воздуха становится выше, это способствует изменению состава рабочей смеси. Также холодный воздух повышает коэффициент лобового сопротивления, это увеличивает расход дизтоплива на несколько процентов каждые 100 км пути.

Почему солярка замерзает

Некоторые фракции, входящие в состав дизельного топлива, густеют при низких температурах. Показатель вязкости напрямую зависит от температуры окружающей среды и определяется плотностью жидкости, зависящей от количества фракций с высокой температурой кипения.

При наличии в составе ДТ воды она опустится на низ бака. Там она замерзнет при отрицательной температуре. Лед заблокирует вход в заборную трубку и перекроет подачу топлива в двигатель.

Для возобновления работы агрегата потребуется отогреть топливный бак и систему подачи горючего.

Как убедиться в том, что вы заправили зимнее ДТ

Зимой на заправочных станциях реализуют топливо, предназначенное для использования при низких температурах. Все технические характеристики горючего размещают на колонках и специальных стендах.

Провести анализ качества зимнего топлива несложно. Для этого 100 мл жидкости помещают в морозильник, с температурой -20оС. При этом горючее должно оставаться прозрачным.

Для топлива Арктик помутнение не должно появляться до показателя -34оС.

Плотность летнего дизельного топлива: значения по ГОСТ, расчёт веса и объёма, оценка качества

Летнее дизтопливо (народное название «солярка») – один из наиболее востребованных видов нефтепродуктов, который используется в качестве горючего топлива для работы двигателей внутреннего сгорания на автомобилях и специализированной технике. Также за счёт сгорания ДТ обеспечивается выработка электроэнергии в генераторных установках.

Для производства горючей жидкости используется сырая нефть, которую перегоняют для получения газойлевых керосиновых фракций. Состав, плотность дизельного топлива летнего и другие физические свойства солярки регламентируются ГОСТами и европейскими экологическими стандартами, поэтому продукт должен строго соответствовать установленным нормам.

Что означает плотность летнего дизтоплива

В отличие от большинства других жидкостей, плотность дизтоплива – это непостоянная величина, которая во многом зависит от температуры воздуха.

Чем больше температура окружающей среды, тем ниже будет значение удельного веса.

Также плотность горючей смеси может изменяться, в зависимости от количества и типа присадок и сторонних тяжёлых фракций, которые влияют на физические и эксплуатационные свойства топливной жидкости.

Как вычислить плотность, вес и объём летнего дизтоплива

Удельный вес – важный показатель качества летнего дизельного топлива, который должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 305-82. Данный государственный стандарт регламентирует следующие моменты:

  • эталонную плотность ДТ, которая измеряется при температуре окружающего воздуха 20 градусов Цельсия;
  • массовую долю серы в составе;
  • климатические условия эксплуатации;
  • особенности маркировки;
  • классификацию жидкого горючего;
  • классы соответствия экологическим стандартам и пр.

В соответствии с этим ГОСТом, плотность ДТ летнего является наиболее высоким и составляет 860 кг/м3 (0.86 г/см3).

Интересно знать! Зимняя солярка имеет удельный вес 840 кг/м3, арктическая – 830 кг/м3. Значение плотности бензина разных марок варьируется от 750 до 780 кг/м3, у авиационного керосина – 810 кг/м3. Показатель сжиженного газа является наиме́ньшим – всего 530 кг/м3.

Отметим, что данные значения летнего ДТ считаются идеальными и относятся только к солярке высокого качества. При колебаниях температурного режима изменяется и удельный вес, а если в горючей жидкости присутствует большое количество присадок с тяжёлыми частицами, это также приводит к увеличению показателя плотности.

Как мы уже отметили, плотность представляет собой соотношение массы летнего дизельного топлива к объёму. Благодаря этому если знать удельный вес, то можно легко определить и два других параметра. Плотность летнего дизтоплива вычисляется по формуле: р = m / V, где:

  • р – удельный вес солярки для лета;
  • m – масса;
  • V – объём.
Читайте также:  Сканер elm327: как пользоваться и особенности obd 2 адаптера

Соответственно, массу можно вычислить по формуле: m = р × V.

Например, если у нас есть 800 литров (0.8 кубометров) качественной летней солярки с плотностью 860 кг/м3. В этом случае при температуре +20 °С жидкое горючее будет иметь вес 688 кг (0.8 × 860 = 688).

Также благодаря плотности можно легко вычислить объём летнего ДТ – это очень важно при транспортировке, продаже и бухгалтерском учёте данного вида нефтепродукта. Для расчёта следует использовать формулу: V = m / р.

Пример: вам нужно заказать 1700 кг хорошей «гостовской» летней солярки. При поддержании идеального температурного режима +20 градусов и показателе плотности 860 кг/м3 горючая жидкость будет занимать объём 1.977 кубометров (1700 / 860 = 1.977).

Почему летнее дизтопливо нельзя использовать зимой

Показатель плотности летнего жидкого горючего для дизельных двигателей выше по сравнению с зимней соляркой. Это обусловлено тем, что дизтопливо для использования летом содержит больше керосиново-газойлевых углеводородов и растворённого парафина. Именно при сгорании данных компонентов выделяется энергия, количество которой прямо пропорционально плотности ДТ.

Однако в зимний период времени использовать летнее топливо не рекомендуется, и вот почему. При низких температурах парафины, содержащиеся в дизельном топливе, начинают кристаллизироваться. Это приводит к повышению удельного веса солярки, густоты и вязкости – при минусовой температуре ДТ для лета приобретает гелеобразную консистенцию.

Из-за этого снижается пропускная способность фильтрующих деталей, форсунки не могут в достаточном количестве впрыскивать топливно-воздушную смесь, которая не полностью сгорает в камерах цилиндров.

Так, при заливке летней солярки зимой двигатель может просто не завестись, а если и запустится, то его силовые характеристики будут снижены.

К тому же повышается риск преждевременного выхода из строя дизельного мотора.

Важно! Разница летнего дизтоплива от зимнего заключается в отсутствии присадок. В солярку для холодного времени года вводят специальные добавки, которые минимизируют затвердевание парафинов и повышение вязкости жидкости, снижая температуру загустевания.

Разница расхода летнего и зимнего горючего

Так как летний дизель имеет более высокую плотность и выделяет больше тепловой энергии в процессе сгорания по сравнению с зимней соляркой, то для поддержания определённого уровня мощности двигателя может быть использовано меньшее количество жидкого горючего. Именно поэтому расход дизтоплива зимой является больше.

Кроме того, уменьшенные объёмы потребления ДТ для лета обеспечиваются благодаря езде по качественным асфальтированным и даже грунтовым дорогам, ведь сцепление с этими покрытиями намного лучше, чем с обледенелыми и заснеженными поверхностями. Это исключает пробуксовки, и энергия от сгорания солярки из бака применяется более эффективно.

Как проверить плотность летнего дизеля: распространённые способы

Чтобы гарантировать надёжность и безопасность работы дизельных двигателей, важно использовать только качественное горючее, покупая его у проверенных поставщиков.

Но далеко не всегда есть возможность заранее закупать летнюю солярку – иногда приходится заправляться на неизвестных ранее АЗС. В таких случаях желательно проверять качество и плотность ДТ.

Есть два варианта самостоятельной проверки дизтоплива:

  • Самым быстрым способом является визуальный осмотр заправочного пистолета. Если капли солярки на конце дула остаются жидкими и не густеют, значит топливо хорошее.
  • Второй доступный способ: небольшое количество горючего нужно налить на поверхность из металла и проследить за происходящими изменениями (помутнением, растекаемостью). Если солярка имеет хорошую текучесть, значит продукт качественный. Если же жидкость начнет мутнеть и застывать, то лучше не заливать это топливо в систему.

Важно! Стоит отметить, что указанные методы являются более актуальными для зимнего дизеля, ведь чтобы такими способами оценить плотность летнего дизтоплива, температура окружающего воздуха должна быть ниже 0 градусов. Но в таких условиях уже по умолчанию нужно заправлять горючее для зимы.

Если же необходимо точно определить плотность летнего дизельного топлива, используется специальный прибор, имеющий название ареометр.

Простые ручные устройства имеют вид стеклянной трубочки, внутри которой размещается градуированная шкала. Когда колбочка больше погружается в дизтопливо, на шкале показывается ме́ньшее значение.

Для замера плотности летнего ДТ обычно используют ареометры АН, АНТ-1, АНТ-2.

Чтобы мы получили значение удельного веса, измерительное устройство нужно опустить в ёмкость с соляркой, зафиксировать показание на вертикальной шкале, а затем сравнить, соответствует ли оно табличным значениям из ГОСТа, с учётом окружающей температуры. Желательно проводить измерения при эталонной температуре +20 градусов.

Как рассчитать плотность дизеля для лета при отклонении температуры

Если под рукой нет ареометра, то текущую плотность мы определяем, с учётом окружающей температуры. Отметим, что данный способ применим только в том случае, если параметры солярки точно соответствуют паспортным значениям. Итак, нам нужно соблюсти следующий порядок действий:

  1. Найти в паспортных данных конкретной горючей жидкости табличный показатель удельного веса при +20 °С (качественное летнее дизтопливо имеет 0.86 г/см3).
  2. Измерить градусником текущую температуру солярки.
  3. Рассчитать разницу между эталонным и текущим температурным показателем.
  4. Определить суммарный поправочный коэффициент (ПК) из расчёта 0,0007 г/см3 на один градус.
  5. Высчитать плотность по эталонному значению и полученному поправочному коэффициенту. Если текущая температура дизтоплива ниже +20 градусов, то ПК прибавляется, если выше – вычитается.

Пример: нужно измерить плотность качественного летнего дизельного топлива, имеющего температуру +28 °С. Разница температурного показателя и эталона составляет 8 °С. Общий поправочный коэффициент плотности составляет 0.0056 г/см3 (или 5.6 кг/м3). При заданных условиях удельный вес составит 0.86 – 0.0056 = 0.8544 г/см3 (или 854.4 кг/м3).

Плотность дизельного топлива: как считается и от чего зависит, формулы вычисления

Содержание

Солярка выпускается из нефти прямой перегонкой при температуре в ратификационной колонне от 166 °C до 360 °C.

Полученный продукт — дизельное топливо без примеси бензина, так как он выкипает при достижении отметки в 150 градусов и до 166 °C из жидкости уходят его остаточные элементы.

Качественная солярка — топливо для двигателей без принудительного розжига, как в случае с бензиновыми. Дизельное топливо воспламеняется и передаёт энергию только при объединении высокой температуры и давления в камере сгорания мотора.

Эффективность топлива, а именно, его расход и эксплуатационные качества во многом зависят от плотности солярки. То есть от того, сколько кг уместится в одном кубометре.

В свою очередь, плотность дизельного топлива зависит не только от фракционного состава, но и от температуры. Нагрев и охлаждение меняют вес плотность на 0,0007 г/см3. В случае увеличения температуры она становится меньше. В случае понижения °C, наоборот, плотность дизельного топлива становится больше.

Купить дизельное топливо

Неверный информационный блок

   

Важно знать шаг изменения плотности ДТ, коэффициент 0,0007 г/см3, чтобы всегда иметь возможность просчитать, насколько уменьшились показатели топлива при температурных колебаниях.

В момент закупки оптом солярки при температуре воздуха -30 °C плотность будет одна. Но в момент хранения температура может подняться.

И чтобы не ошибиться в расчётах заправки или дальнейшей розничной продажи, необходимо оперировать коэффициентом.

Формулы вычисления плотности и веса дизтоплива

Чтобы утвердить рабочие параметры для производителей и по ним оценивать качество солярки, за константу принята плотность дизтоплива при температуре 20 °C. Показатели утверждены ГОСТ 32511-2013(EN 590:2009), 305-82, 305-2013 и 2517-2012. Они выведены с учётом времени года, так как температура имеет непосредственное влияние на качество солярки.

Плотность дизельного топлива по сезонам:

  • летнее — 0,860 кг/м3;
  • зимнее — 0,840 кг/м3;
  • арктическое — 0,830 кг/м3.

Масса солярки определяется по простейшей формуле: m=р*V, где р — это плотность, а V — объём резервуара хранения топлива. То есть, если рассчитывать вес летнего дизеля, то плотность 0,860 умножаем, например, на 1000 л (объём ёмкости хранения) и получаем вес 860 кг.

Чтобы рассчитать плотность моторного топлива, достаточно иметь вес и объём. И формула будет обратной: р=m/V.

Однако при покупке солярки от известных производителей, рассчитывать плотность нет необходимости. Она строго контролируется проверяющими государственными органами. И всегда соответствует нормам ГОСТ 305-82.

Как проверить плотность топлива

Чтобы проверить качество солярки, в том числе её плотность, можно положиться на данные в паспорте качества. Он всегда выдаётся при оптовой покупке, так как входит в перечень обязательных документов при сделке.

Есть варианты и самостоятельной проверки. Плотность топлива зависит от температуры воздуха, поэтому можно подвергнуть жидкость небольшому испытанию. Особенно это удобно делать зимой, когда за окном минусовая температура и недостатки солярки будут видны невооружённым глазом.

Необходимо налить немного ДТ на кусок чистого металла. Если при температуре -10 °C след останется чистым, то плотность зимнего дизельного топлива соответствует норме. В противном случае на металле остались бы следы парафинов.

Ещё более простой способ самостоятельной проверки — использование ареометра. Достаточно погрузить его в небольшую ёмкость с ДТ, чтобы получить фактическое значение плотности солярки.

Причины увеличения расхода дизтоплива зимой

Существует мнение, что из-за колебаний плотности дизельного топлива, зимой его расход увеличивается. Это связано с тем, что увеличивается плотность солярки, что приводит к уменьшению удельного веса.

На самом же деле, расход дизельного топлива двигателем на движение никак не страдает от понижения температуры. Уменьшение удельного веса и увеличение плотности компенсируется противозамерзающими присадками. Они не дают солярке превратиться в парафиновый гель.

Объективное увеличение расхода ДТ происходит лишь из-за необходимости прогревать двигатель. А также на отопление салона автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector