Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Основное предназначение свечей зажигания заключается в своевременном воспламенении воздушно — топливной смеси. Разновидность механизмов способна работать при регулярных и интенсивных нагрузках.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Чаще всего элементы подвергаются воздействию химических и биологических компонентов. Высокая температура искры в момент зажигания и быстрое сгорание топливной массы приводит к появлению нагара на поверхности металлических изделий.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Почему появляется нагар на свечах

Оптимальным сроком использования свечей зажигания считают 60 000 километров. Профессиональные автомеханики советуют проводить замену элемента сразу после преодоления этого рубежа.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

При регулярном уходе и осмотре транспортного средства не всегда удается избежать возникновения светлого налета на поверхности изделия. Нормальным цветом верхнего наконечника считаются светло-серый оттенок. Проявление лёгких изменений не сказывается на работоспособности автотранспорта.

  • Специалисты выделяют несколько причин, которые могут провоцировать подобные изменения.
  • Свечи зажигания внутри двигателя предназначены для выполнения функций воспламеняющего элемента, создающего искру.
  • Она способствует горению топливной массы. Устройство механизма подразумевает расположение этих элементов рядом с камерой сгорания двигателя.
  • В момент запуска мотора поверхность свечи испытывает огромные нагрузки.
  • Помимо этого они подвергаются повышенному давлению, высокой температуре и разным физико-химическим процессам.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

В результате по истечению некоторого времени в нижнем отделе свечи зажигания, на поверхности изолятора или электроде появляется нагар сероватого оттенка. Инородные частицы равномерно распределяются по поверхности металлического наконечника.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очисткиНагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очисткиНагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очисткиНагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очисткиНагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очисткиНагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

В зависимости от разновидности проблемы с автомобильным двигателем цветовая палитра наконечника свечи может изменяться. По периметру корпуса могут возникать красные, оранжевые и чёрные пятна.

Избежать серьезных проблем в работоспособности транспортного средства позволит своевременная диагностика. В первую очередь рекомендуют обратить внимание на состояние угла опережения зажигания или УОЗ.

Какой цвет не опасен

Работоспособность бензинового двигателя напрямую зависит от состояния свечных электродов. Их поверхность должна быть окрашена в грязно-коричневый оттенок, без масляных следов и элементов сажи.

Если поверхность свечи зажигания изменена, то рекомендовано осуществить внеплановую техническую диагностику, позволяющую обнаружить причину таких неполадок. Провоцировать подобные изменения могут различные отделы бензинового двигателя.

Различают несколько вариантов окраски, которые покрывают искровые электроды. К ним относят:

  • Серый;
  • Белый;
  • Терракотовый;
  • Красный;
  • Чёрный.

Верхняя часть свечи может быть покрыта различными отложениями. Чаще всего она подвергается масляным отложениям или толстому слою сажи. Подобные изменения указывают на серьезные неполадки в работе двигателя.

Виды нагара на свечах

Предлагаем рассмотреть несколько ситуаций, помогающих разобраться с причиной появления данных изменений. Например, транспортное средство проехало расстояние свыше 25 км.

При выкручивании свечей зажигания удалось обнаружить, что на поверхности электродов возник светло-серый или терракотовый оттенок.

Поверхность металлического наконечника недеформированная, а следы масляных отложений отсутствует. Подобные изменения свидетельствует о нормальной работоспособности автомобиля. Незначительные изменения указывают на правильную работу камеры сгорания.

  • Подобные оттенки встречаются не всегда. Многие автомобилисты после выкручивания свечей зажигания обнаруживали, что поверхность приобрела следующую расцветку:

Помимо оттенка наконечник может быть покрыт следами бензина, автомобильного масла, золы или коррозии. При простом осмотре свечей зажигания важно определить структуру налёта.

  1. Например, если появилась чёрная матовая копоть, то подобное явление свидетельствует о загрязнение в области воздушных фильтров, неправильной фиксации искрового зазора, появлении трещины в изоляторе или проведение неправильной регулировки карбюратора.
  2. Исправить ситуацию позволит правильная регулировка рабочих процессов двигателя, установка правильного искрового зазора, замена воспламеняющегося механизма.

Черный нагар на свечах зажигания

Возникновение чёрного нагара напрямую связано с контактом металлического наконечника и воздушно топливной смеси. Если до установки поверхность была однородной или имела серый оттенок, то возникновение бархатисто чёрного налёта напрямую связано со следующими причинами:

  • Проникновение масляной смеси в область камеры сгорания;
  • Низкое качество топлива;
  • Многократное превышение допустимой нормы концентрации металлических присадок составе бензина;
  • Неисправная работа системы охлаждения;
  • Неполадки в настройках угла опережения зажигания;
  • Использование низкооктанового бензина.

Что делать при появлении налета тёмного оттенка? Первым делом необходимо ознакомиться с составом масляной смеси и состоянием поршневых колец. Если смесь правильно подобрана, то следует обратить внимание на топливную смесь.

После этого можно диагностировать систему охлаждения и провести замену свечей на новые элементы. При регулировке угла опережения зажигания рекомендуется обращать внимание на рекомендации специалистов. Дело в том, что неправильный зазор будет провоцировать возникновение новых неисправностей.

Белый нагар на свечах зажигания

Возникновение белого оттенка на поверхности электродов свечей зажигания свидетельствует о некачественном составе воздушно топливной смеси. Использовать такой бензин в дальнейшем не рекомендуется. Дело в том, что компоненты в составе жидкости могут спровоцировать возникновение новых проблем с работой двигателя.

При запуске двигателя наблюдают нарушенный процесс горения, который сопровождается большим выбросом тепловой энергии. В результате камера сгорания перегревается, тем самым вызывая оплавление металлических наконечников и металлической кромки.

Красный нагар на свечах зажигания

Покраснение наконечников на свече зажигания появляется при использовании некачественного топлива. Некоторые производители для увеличения октанового числа прибегают к использованию химических присадок, которые изготовлены из металлических компонентов.

В основном большую часть соединений составляет свинец. При сгорании присадки начинают быстро окисляться и равномерно покрывать поверхность электрического контакта налетом оранжевого или красного оттенка.

  • В итоге наблюдают нарушение в процессе искрообразования. В большинстве случаев двигатель может не завестись с первого раза.
  • Присадки в составе бензина негативно сказываются на других элементах двигателя.

Рекомендуется заменить топливо и осуществить тщательную диагностику в зоне силовой установки. Специализированное оборудование позволит с точностью обнаружить источник проблемы и подобрать методы их устранения.

Фото-инструкция по диагностике свечей зажигания

Белый нагар на свечах зажигания

Внешний вид свечей зажигания может помочь обнаружить многие проблемы. Помимо собственного износа, их цвет может указывать на неисправность в двигателе.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

  • Что является белым налетом на свечах зажигания: окалина из-за перегрева или избыток присадок в бензине.
  • В чем опасность: разрушение свечи в цилиндре, прогар клапанов и поршня.
  • Что делать: проверять воздушную и топливную системы, угол опережения зажигания, совместимость свечи, качество топлива.

При нормальной работе двигателя свечи имеют коричневый, светло-серый или желтоватый цвет. Такой налет появляется из-за примесей в топливе и оксида железа. В случае неисправности цвет налета изменяется.

Почему налет белый?

Если вы видите белые вкрапления на свечах зажигания, это говорит о проблеме зажигания или впрыска топлива, либо об использовании бензина, неподходящего для вашего двигателя.

Белый нагар на свечах зажигания говорит о перегреве. Обычно это вызвано неоптимальным соотношением воздух-топливо. Под воздействием высоких температур темные углеродистые отложения выгорают, а более стойкие белые остаются.

Причины белых свечей зажигания

1. Бедная топливно-воздушная смесь

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

В этом случае двигатель будет работать неоптимально. Необходимо проверить герметичность впускного тракта, топливную систему, форсунки, а также некоторые датчики: датчик положения распредвала, датчик коленвала и датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).

2. Некачественное топливо

  • Если вы заливаете топливо с некачественными присадками или поддельное топливо, ожидайте увидеть белый нагар на свечах зажигания.
  • Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки
  • Это приведет к плохой работе двигателя, а также к более быстрому износу деталей, особенно датчика кислорода и каталитического нейтрализатора, которые выйдут из строя гораздо быстрее.
  • Проблема может быть решена заправкой высококачественного топлива и заменой свечей зажигания.

3. Неподходящие свечи

Свечи зажигания подбираются индивидуально под двигатель и марку авто. Недостаточно того, чтобы свеча просто подходила по длине и резьбе. Свечи могут быть «горячими» и «холодными». Установка неподходящих к вашему автомобилю свечей зажигания может приводить к появлению белого налета.

Равномерный матовый белый налет на свечах зажигания

Белый рыхлый налёт свидетельствует о наличии некачественных присадок в топливе. К счастью, владельцу этого авто достаточно сменить свечи и АЗС.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Глянцевый белый налет на свечах зажигания

В зависимости от неисправности отложения на свечах зажигания имеют различные формы. Глянцевый белый налет обычно появляется на заземляющем электроде свечи зажигания.

  1. Это негативно сказывается на работе двигателя в долгосрочной перспективе и может указывать на некоторые проблемы, требующие внимания.
  2. Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки
  3. Причинами глянцевого налета на свечах зажигания являются:
  • бедная топливная смесь;
  • подсос воздуха;
  • засорение топливных форсунок;
  • неправильно подобранные свечи зажигания;
  • октановое число топлива выше или ниже требуемого.

Необходимо проверить систему впуска (патрубки, прокладки впускного коллектора, уплотнения форсунок) на предмет утечек, а также сами форсунки.

Отрегулируйте систему зажигания. Может потребоваться проверка ремня ГРМ. Слейте некачественное топливо и добавьте высококачественное с надлежащим октановым числом.

И последнее, но не менее важное — замените все свечи зажигания на новые в соответствии с требованиями производителя.

Белый налет на свечах автомобиля на газу

В случае установленного газового оборудования о белом нагаре на свечах не стоит беспокоиться. Это нормально. Скорее всего налет будет еле заметный.

В газе нет присадок, как в бензине или дизельном топливе. Температура его сгорания немного выше, и на корпусе свечи образуется небольшой белый углеродистый налет.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Поэтому, если двигатель работает ровно, нет чрезмерного расхода топлива, утечки антифриза, а также ошибок в блоке управления двигателя (ЭБУ), то причин для беспокойства нет.

Читайте также:  Уровень охлаждающей жидкости: каким должен быть уровень антифриза

Последствия езды с белым налетом на свечах

Причины, вызывающие белый нагар на свечах, приведут к перегреву цилиндров и клапанов, повышенному износу поршней и свечей зажигания. Моторное масло будет быстрее терять свои защитные свойства.

Если просто заменить старые свечи на новые, вы рано или поздно получите серьёзные неприятности. В лучшем случае это будут осколки изолятора свечи в цилиндре, в худшем — прогоревший поршень и клапаны.

  • Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки
  • Кроме того, снизится мощность двигателя, в него будет поступать меньше топлива, чем требуется, что приведет к обеднению смеси, плохому зажиганию и появлению детонации (стуку двигателя).
  • Расплавленный электрод, прогорание поршня — игнорирование симптомов перегрева двигателя может привести к очень дорогому ремонту.
  • Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Устранение причин белого нагара на свечах

Есть масса причин, которые могут быть вызывать белый налет на автомобильных свечах. Для определения неисправности нужно сделать тщательную диагностику.

С большой вероятностью белый налёт на свечах вызван обеднённой топливовоздушной смесью, поступающей в цилиндры. С помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque считываем ошибки OBD-II.

Код P0171 прямо говорит о том, что в двигатель поступает бедная смесь, то есть смесь, где много воздуха и мало топлива. В этом случае поиски упрощаются.

  1. Проверяем форсунки. Сначала осмотрите ту, в цилиндре которой была свеча с белым налетом. Чистка форсунок не помешает в любом случае.
  2. Проверяем топливную систему. Может забиться топливный фильтр или давать низкое давление топливный насос. В этом случае все свечи будут покрыты нагаром.
  3. В воздушной системе может быть подсос воздуха через трещину в шланге, щель под хомутом, через прокладки и т. п. В этом случае в двигатель будет поступать больше воздуха, чем положено. Смесь будет бедная.

Как быстро очистить свечи зажигания от нагара

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Содержание:

Свечи зажигания — это деталь, которая редко ломается. Поломка образуется только при нарушении целостности электрода, либо при повреждении корпуса. Обычно электроды покрываются налетом, задерживающим искру. Ликвидировать данную проблему можно при помощи чистки. Рассмотрим, как почистить свечи зажигания от нагара, и где лучше всего это делать.

Нагар на свечах зажигания — что это, о чем он говорит 

Черный и влажный нагар на конусе говорит о том, что данная свеча слишком «холодна» для мотора. Такой налет возникает при повышенном уровне масла в двигателе, либо при изнашивании поршневых колец и цилиндров. Существует сухой нагар черного цвета, который образуется по причине той же «холодности» или при недостаточных нагрузках на двигатель.

Свечка с сухим налетом белого цвета и со следами оплавления также считается загрязненной. Светлый нагар появляется из-за того, что свеча слишком «горячая» или горючая смесь воспламеняется раньше положенного. Правильно работающая свеча не имеет следов оплавления и налета. Стальные области детали имеют коричневый или серый оттенок. 

Если водитель разъезжает на автомобиле ежедневно, то ему следует периодически чистить свечи дома или в СТО. В случаях, когда пробег транспортного средства не превышает 15 тыс. км в год, чистка свечей может проходить 1 раз в полгода. Процедура чаще всего совпадает с весенним или осенним обслуживанием авто. 

Определяем неисправность по налету

Если при запуске двигателя возникают проблемы, водитель должен проверить свечи на предмет неисправности. Как это сделать «по налету»? Для начала нужно вытащить деталь и осмотреть ее.

  • К признакам неисправности относят:
  •  Мощность и тяга двигателя снизились.
  •  Мотор дергается, возникает шум и сильная вибрация.
  •  Расход топлива заметно увеличился.
  •  Хлопки в глушителе появляются при оборотах выше 3 тыс.
  •  При нажатии на «газ» у двигателя не хватает оборотов.
  •  На приборной панели появился символ, указывающий на неполадки.
  •  Машина «глохнет».

Перечисленные выше проблемы говорят о том, что водителю нужно проверить свечи зажигания. Сделать это можно даже не вытаскивая детали из авто. О неполадках свидетельствует также неприятный и едкий бензиновый запах в салоне.

Некачественный бензин и поломка воздушного фильтра — неисправности, «окрашивающие» свечу в черный оттенок. Если на корпусе детали есть масляные разводы, значит, подача масла организуется неправильно.

Желтые, коричневые и зеленые следы говорят о наличии присадок в масле. Автолюбителю нужно перестать покупать жидкость этого производителя.

В противном случае шлак накопится в системе поршней и двигатель окончательно «встанет».

Причины появления загрязнений

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

У автомобиля, который проехал 15-20 тыс. км, регулярно возникают неполадки. Не обязательно ждать, когда свечи зажигания перестанут функционировать. Достаточно проверить их, и при образовании нагара, почистить. Очищение электродов улучшит качество искры.

Причины появления нагара:

 На боковом электроде налет чаще всего возникает из-за использования топлива низкого качества. Бензин, включающий в себя разные примеси и смеси, оседает на электродах пленкой. Если водитель будет всегда заливать некачественное горючее, свечи придется чистить каждый месяц.

 Еще одна причина возникновения налета — неверная настройка карбюратора. Если он настроен неправильно, то в двигатель поступает больше бензина, чем это нужно для плавной работы мотора.

 Приведем последнюю причину появления нагара на электродах — это погода. При сильном морозе включение двигателя происходит медленнее, иногда не с первого раза. Именно поэтому очищать свечи стоит сразу после окончания зимы.

Если водитель будет следить за состоянием своего «железного коня», то свечи зажигания никогда не побеспокоят его. 

Как продлить срок жизни «свечей зажигания»?

Продлить срок службы деталей поможет соблюдение мер предосторожности. Водителю не стоит заливать в двигатель некачественный бензин и масло. Кроме того, сама система зажигания должна быть исправна. И наконец, во время вкручивания свечей нужно найти «баланс» и не перетягивать их.

При покупке свечей следует обратить внимание на модель своего автомобиля. Изделия должны соответствовать марке авто. Здесь важны длина, шаг резьбы, а также тепловые характеристики. Испорченную плохим бензином свечу восстанавливают химическими жидкостями. Рассмотрим подробнее способы того, как почистить свечи зажигания дома, используя подручные средства. 

Топ-5 способов самостоятельного очищения в домашних условиях 

Многие водители прочищают свечи дома, используя разные методы и средства. Это делается для того, чтобы не обращаться в автомастерские. Работники сервисов завышают цены на услуги. В целях экономии рекомендуется проводить очистку электродов самостоятельно.

1. С помощью бытовой химии

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Бытовая химия применяется тогда, когда хочется почистить свечи быстро и безопасно. Многие интересуются, можно ли использовать ВД 40? Да, средством разрешается заливать детали для предварительного вымачивания. С нагаром оно справляется плохо.

  1. Какие еще химические средства можно использовать против нагара:
  2.  газировка (с содержанием ортофосфорной кислоты);
  3.  ацетон;
  4.  Fairy — гель для мытья посуды;
  5.  любые магазинные химические средства для сантехники.

Чтобы эффективно очистить свечи, необходимо взять средства для удаления ржавчины и известкового налета. После замачивания детали обрабатывают зубной щеткой. Результат зависит от типа средства и производителя. После проведения процедуры свечи промывают теплой водой и высушивают. Ни в коем случае нельзя устанавливать влажные свечи или сушить их в духовом шкафу (микроволновке). 

2. Наждачной бумагой

Наждачная бумага временно улучшает внешний облик электродов. Но нельзя с полной уверенностью сказать, что это самый лучший способ очистки. Обработка мелкозернистой бумагой оставит на свечах небольшие царапины, которые будут притягивать нагар быстрее.

Почему так происходит? Дело в том, что в микротрещины попадает бензин. Он не успевает испариться. Нагар «липнет» к поверхности сильнее. Данный способ используют в случае, когда требуется замена свечей, но провести процедуру пока нет возможности.

Запрещено использовать вместо «наждачки» острые предметы и инструменты. 

3. Уксуснокислый аммоний

Использование уксуснокислого аммония влечет за собой сильную очистку. Жидкость небезопасна для здоровья человека, поэтому работать с ней нужно с осторожностью. Для процедуры понадобится аммоний 20% и щетка с высокой жесткостью щетин. 

  • Алгоритм выполнения процедуры:
  •  Свечки помещают в емкость с бензином, а затем промывают в нем.
  •  В стальную чашу наливают аммоний.

 Жидкость нагревают на огне. Можно довести до кипения.

  1.  После того, как аммоний закипит, в него кладут свечи.
  2.  Детали замачивают в течение 20-40 минут, после чего прочищают щеткой.
  3.  Свечи промывают и сушат.

Процедуру выполняют в хорошо вентилируемом помещении. Во время кипения аммоний испаряется, выделяя ядовитые вещества. Поэтому стоит надеть маску, открыть окна и двери. 

Если данные свечи не будут устанавливать сразу в автомобиль, то их нужно обработать ВД 40. Уксуснокислый аммоний — это сильное средство, разрушающее на металлических участках защитный слой. Без обработки на поверхности со временем появится ржавчина. 

Вместо аммония разрешается использовать уксусную кислоту (70%). После замачивания в него кладут пару чайных ложек соды, чтобы началась реакция. После этого свечи обрабатывают щеткой, промывают и сушат. Этот способ более щадящий и безопасный. Технический уксус не вымывает с поверхности напыление. 

Читайте также:  Коробка передач к 700

4.Тепловой метод

Тепловой метод или по-другому прокаливание — эффективный, доступный и безопасный способ очистки. Его суть заключается в том, чтобы нагреть свечи паяльником, над горелкой, либо на конфорке газовой плиты. 

Чаще всего данный способ используется, когда новые свечи случайно были залиты во время холодного пуска. Выбрасывать детали в мусорное ведро не стоит. Достаточно расположить их на огне до появления красного цвета. Нагар сходит практически мгновенно. Свеча не перегревается благодаря керамическому изолятору.

5.Чистка вручную с помощью дрели и песка

В большинстве случаев пескоструйный автомат есть не в каждом доме. Но автовладелец может соорудить его своими руками. Для этого ему понадобится дрель с реверсом и песок. Свечу устанавливают в патрон инструмента и начинают вращать, предварительно окунув в емкость с песком. Процедуру проделывают до полной очистки электрода.

Вместо песка разрешается использовать широкую щетку со стальными проволоками. В крайнем случае, когда дома нет ни песка, ни щетки, берут любой абразивный порошок. Такими способами можно обрабатывать все свечи, помимо иридиевых.

Иридиевые свечи предпочитают покупать владельцы мощных авто. Изделия имеют высокую температуру плавления и повышенную износостойкость. Чистить такие детали самим не рекомендуется.

Чистка в автомастерской

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Бытовая химия, уксус, горелка, щетка и песок — какой бы способ не выбрал человек, эффект будет разный. Если водитель боится рисковать, либо не хочет заниматься чисткой самостоятельно, ему стоит обратиться в СТО. Мастера оказывают услуги по чистке свечей зажигания за дополнительную плату. 

Чтобы не пришлось обращаться в мастерскую, не нужно доводить детали до такого состояния. Желательно при покупке автомобиля приобрести запасные свечи, чтобы те хранились до нужных времен. Замену, как правило, проводят в момент, когда машина глохнет и «дергается». Чаще всего одной чисткой электродов здесь не обойтись. 

Опытные водители очищают либо меняют свечи 2 раза в год, не дожидаясь окончательной поломки. 

Заключение

Из перечисленных выше советов самым эффективным и безопасным является чистка песком. Процедуру также проводят в мастерских. Она обойдется водителю не так дорого, как думают многие. Если автовладелец предпочитает чистить свечи своими руками, то он должен помнить, что они рассчитаны на ресурс не более, чем 10 тыс. км. После этого чистку проводят заново.

Отзывы:

Все отзывы

Черные свечи зажигания: причина появления, виды, методы устранения и способы очистки

Все автовладельцы, которые хоть раз открывали капот не только и умеют проводить ТО, знакомы с черным нагаром на свечах зажигания. Это неприятное зрелище, но насколько оно опасно и можно ли устранить своими силами, чтобы не навредить мотору?

О чем говорит цвет нагара на свечах зажигания

В старых автомобилях была нормальной практика прокалки свечей зажигания. Что она означала? Пользователь выкручивал их и прокаливал на огне горелкой для выжигания образовавшегося налета из углеводородов.

Достаточно было подержать несколько минут, а затем дать остыть и очистить механическим путем, не нарушая зазора и целостности деталей.

Это было нормально, но разве такие признаки могут быть нормальными для современного автомобиля? Цвет свечей зажигания на самом деле имеет большое значение и опытному водителю со стажем  скажет о наличии дефектов.  Черный нагар разных оттенков опытному мастеру может указывать на следующие признаки:

  • плохое качество горюче-смазочных материалов;
  • плохое прилегание колец к стенкам цилиндра;
  • низкое качество или износ самих свечей зажигания.

Новичок вред ли поймет и сможет отличить разницу, но то, что она мокрая или сухая, увидит каждый. Что же это означает, это отдельный вопрос, потому что причин может быть несколько. Белый нагар также не несет ничего хорошего и имеет свои причины.

Разновидности нагара

Да, действительно, черный нагар на свечах зажигания значит многое. Особенно это касается отечественных автомобилей ВАЗ 2109, 2114 и прочих марок. Чтобы разобраться с последствиями, необходимо изучить все состояния свечей зажигания, в котором они пребывают в двигателе. Итак, свеча бывает со следующими признаками:

  • Полностью сухая и нет следов нагара – такое состояние говорит об отсутствии каких-либо проблем с ДВС или они были совсем недавно вкручены и не выработали срок для определения состояния.
  • Мокрая – неполадки с карбюратором, который льет в цилиндр чрезмерное количество топлива.
  • Сухой рыхлый – длительная работа на обогащенной топливом смеси, неполное выведение из цилиндров отработанных газов.
  • Масляный черный – цвету нагара соответствует своя проблема. Но важно учитывать не только цвет, но и структуру. Масло вообще никак не должно проникать в цилиндры.

Каждое состояние свечи говорит о многом. Это касается абсолютно всех автомобилей, просто в старых выражено яркой по причине срока службы. Старые свечи необходимо своевременно заменять.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Черный нагар на свечах зажигания причины

На вашем автомобиле одна черная свеча зажигания или их закидывает копотью и маслом все? Не медлите, потому что в двигателе автомобиля нарастает проблема, которая может стать причиной более серьезной поломки.

Цветовое состояние этой запчасти говорит о многом, поэтому рекомендуется обратиться к опытным профессионалам в сервис. К сожаленью, есть немало причин, из-за который возникает нагар на свечах.

Рассмотрим их поподробнее с указанием более точных признаков дефекта.

Если свеча чернеет быстро, буквально за несколько поездок, то  стоит бить тревогу. В двигателе развивается проблема, которая может стать критичной.

Нагар может появляться как по причине поломки в силовом агрегате, в частности, износ поршневой пары, неправильная настройка угла зажигания, некорректная работа топливной системы и многое другое.

Важно не перепутать, потому что чернеть свеча может совершенно по разным причинам и неверное направление при ремонте может стать причиной дополнительных проблем. Лечить черный нагар нужно грамотно. Рассматривая исключительно поломки в двигателе, то причины могут быть следующими:

  • прогар клапана;
  • несоответствие по калильному числу;
  • неправильный угол зажигания;
  • сильно обогащенная топливная смесь;
  • засоренный воздушный фильтр;
  • повышенное давление в топливной рампе;
  • низкая компрессия;
  • недостаточная самоочистка;
  • несоответствие качества топлива;
  • дефекты в самой свече.

Черные свечи зажигания. Причина — прогар клапана

Каждый цилиндр двигателя оборудован впускными и выпускными клапанами. В процессе работы внутри создается огромная температура, соизмеримая с температурой плавления металла. Это приводит к возникновению сопутствующих проблем. Например, возникает прогар клапана.

  Свечи зажигания покрываются черным налетом из-за прогара клапанов, но почему он возникает, собственно говоря? Чтобы устранить проблему, необходимо капнуть глубже и узнать, почему свеча на инжекторе почернела, и почему произошел прогар клапана? В такой ситуации проводится диагностика, и опытный мастер определяет одну из следующих первопричин:

  • клапаны пережаты;
  • имеет место износ направляющей втулки;
  • поврежден стержень клапанов.

Также закопченные свечи зажигания могут быть по причине работы на сильно обедненной смеси. В особенности такой дефект проявляется на машинах, на которых смонтировано газобаллонное оборудование. Конкретная причина выясняется при детальной разборке и диагностике.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Свечи зажигания — черный нагар из-за несоответствия по калильному числу

Свеча не является идеальным изделием, которое имело бы одинаковые характеристики. Производители изготавливают их разными, и одной из характеристик является калильное число.

Оно отражает промежуток времени, за который свеча полностью переходит на калильное зажигание, то есть для поджига топлива искра уже практически не нужна. Оно воспламеняется за счет нагретых до раскаленного состояния свечей.

Соответственно, чем больше этот временной интервал, тем дольше нужно на нее воздействовать, чтобы прокалить докрасна. Если на вашем автомобиле установлены свечи с малым калильным числом, то они прогреются быстро и нарушится режим работы ДВС.

Когда водитель заметит эту проблему? Не сразу, потому что на малой мощности мотор работает нормально. При увеличении скорости и росте температуры мощность падает, а топливо расходуется впустую.

Почему чернеют свечи зажигания при позднем зажигании

Чтобы определить позднее зажигание, как основную причину почернения свече, необходимо наблюдать за ними. На них постепенно будет образовываться, и усиливаться черный налет. Позднее зажигание будет способствовать нарушению работы ДВС. Это будет не только видно на свечах, но также будет ощущаться на слух.

Мотор начинает слегка вибрировать, так как газы внутри цилиндра не успевают выходить наружу и ударяются в выпускной клапан. Зажигание должно быть настроено так, чтобы топливо успевало поджигаться, сгорать с высвобождением нужной энергии и выталкиваться наружу через клапан. Для этого используется датчик холла и установлен сложный блок управления.

Работа системы впрыска и поджига синхронизируется для обеспечения наибольшей эффективности.

Богатая топливовоздушная смесь

Двигатель современного автомобиля имеет очень тонкие настройки. В нем должны быть идеально настроены все процессы, чтобы на валу обеспечивалась максимальная мощность на протяжении всего рабочего цикла. Это касается и степени обогащения топлива кислородом.

Оптимальным соотношением кислорода и топлива является 15:1, то есть, используется 15 объемов воздуха и только 1 – бензина. Если эта концентрация изменяется, количество топлива увеличивается, то смесь становится богатой. При ее сгорании в цилиндре образуется больше нагара и копоти, поэтому свечи черные.

Читайте также:  Лучшая тонировочная пленка: виды тонировки и тонировка по ГОСТ

Увеличенное количество продуктов сгорания не успевают покидать объем и не догорают полностью, оседая на стенках деталей.

Забитый воздушный фильтр

Для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания требуется много кислорода. Как было сказано ранее, нужно только 1/15 часть объема топлива для получения оптимального соотношения.

Нарушить этот баланс можно двумя способами: дать больше положенного топлива или впустить в мотор меньше воздуха. Вторая более вероятна, так как воздушный фильтр как раз и становится единственной преградой на пути воздушного потока.

 Черный нагар образуется в результате нарушения цикла сгорания топлива, и  формируется из недогоревших продуктов в виде сажи.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Проблемы с системой зажигания

ДВС следует рассматривать как швейцарские часы. Все процессы должны быть идеально настроены, чтобы на нем можно было получить максимальную мощность и выносливость под нагрузками.

Базовая или первичная настройка времени поджига топливной смеси в цилиндрах выполняется заводом производителем авто. При работе это происходит автоматически, за счет системы датчиков и отлаженных специалистами алгоритмов.

Например, слишком позднее зажигание вполне может стать причиной образования черного налета, так как все топливо не успевает сгореть, а в живом виде вылетает в выпускной коллектор.

Избыточное давление в топливной рампе

Топливная рампа является регулятором давления потока горючей жидкости, которая затем направляется к форсункам для впрыскивания. От него напрямую зависит эффективность работы ДВС и состояние его деталей. РДП дозировано подает топливо к распылителям, но настройки устройства могут изменяться.

Делается это для обеспечения максимальной мощности силового агрегата. Предел регулирования небольшой, так как малейшие изменения уже приводят к существенному изменению рабочего цикла.

Одновременно с образованием нагара на свечах, также проявляется неустойчивая работа двигателя, увеличивает расход топлива, медленная реакция на педаль газа, отсутствие разгона.

На свечах черный нагар вследствие плохой самоочистки

Почему свеча черная при потере компрессии

Еще одной причиной образования черного налета на свечах зажигания является низкая или недостаточная компрессия. Этот дефект проявляется сразу несколькими признаками:

  1. Снижение мощности, потому что цилиндр не герметичен и давление стравливается в полость, а не идет на вращение поршня.
  2. На свечах образуется масляный налет и черная копоть, потому что при сгорании масла выделяется много продуктов, которые и оседают на стенках.
  3. Ухудшение качества выхлопа и машина начинает «коптить» в прямом смысле слова.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

Почему свеча зажигания черная из-за неподходящего бензина

Бензин бензину рознь. Этот вид топлива бывает разный в зависимости от исходного качества нефти. Но в результате возгонки он должен полностью соответствовать стандартам.

Поэтому существует две основные причины снижения его качества: нарушение технологии производства и разбавление уже после возгонки. Чем больше октановое число, тем лучше и при более высокой температуре сгорает бензин.

При его разбавлении эффективность снижается, но возрастает количество продуктов сгорания, которые остаются на стенках в виде сажи.

Почему на мотоблоке черная свеча

Существует техника, на которой свечи зажигания черные и это считается нормальным состоянием. Конечно, не совсем правильно, но зато решается масса других задач.

Жертвуя сроком службы поршневой и свечей, производители упростили конструкцию. Как известно, в малом двигателе нет системы охлаждения и смазки. Она подается в цилиндр вместе с топливом, что и делает агрегаты более мобильными и компактным.

Чтобы мотоблоки работали нормально, нужно периодически очищать свечи от налета.

Дефекты свечей

Что делать если появился черный налет

Наличие черного налета на свечах зажигания не является нормальным состоянием детали. Он обязательно связан с какой-либо проблемой в ДВС, топливной системе или зажигании.

Необходимо оперативно реагировать, чтобы проблема не стала более серьезной. Первым делом нужно выяснить, почему чернеют свечи, и устранить первопричину. Если запчасть еще нормальная, то произвести ее чистку от нагара.

Можно использовать специальные средства или применить дедовский проверенный метод – прокалку горелкой.

Как удалить черный нагар с элементов зажигания

Если образовался черный налет на свечах и в цилиндре, то удалить его не так-то и легко. Все-таки существует несколько способов: химический и механический. Оба обладают своими плюсами и минусами. Рассмотрим поподробнее каждый.

Механический способ очистки

Этот метод заключается в промывке в бензине от масла, если оно имеется. Затем свеча просушивается и при помощи наждачной бумаги вычищается весь нагар. Важно следить за величиной зазора между электродами, чтобы его не нарушить. От этого будет зависеть эффективность поджига топливной смеси. Следует быть аккуратным, так как можно отломать центральный электрод.

Химический метод очистки

Черный нагар на свечах зажигания, причины возникновения

Свечи, от искры которых поджигается топливо или смесь его паров с воздухом — расходный материал и сравнительно быстро приходят в негодность. Они засоряются, покрываются нагаром, темнеют.

Черные свечи зажигания — результат естественного процесса, но одновременно повод для беспокойства, особенно, если чернота покрывает их неравномерно.

Налет красного цвета указывает на перенасыщенность присадками. 

Чтобы не пропустить серьезный сбой в топливной системе, нужно регулярно проверять свечи и посещать СТО — пренебрежение может привести к необходимости покупать новые запчасти и даже к капитальному ремонту двигателя.

Причины возникновения нагара

Причина черных свечей зажигания может быть разной. Здесь нужно внимательно смотреть на то, как изменилось поведение автомобиля, ухудшился ли запуск двигателя или появился дым. Наслоение копоти происходит из-за множества факторов, среди которых:

  • Неподходящее калильное число. Если верхушка свечи черная, а корпус практически чистый — оно слишком велико. На слишком низкое указывает почернение в форме неправильного конуса.
  • Разрушенный ротор трамблера или его крышка;
  • Упавшее давление в цилиндре. На него чаще всего указывают черные сухие свечи зажигания, многослойный нарост «бархатной» сажи на корпусе.
  • Разгерметизированный игольчатый топливный клапан с запорной иглой в карбюраторе;
  • Переобогащенная горючая смесь. На первый взгляд это кажется безобидным. Но вскоре за нагаром начнет сбоить мотор, особенно вхолостую, зажигание ускорится износ узлов;
  • Некорректно выставленный угол зажигания;
  • Рваная изоляция на проводке;
  • Отказ топливного регулятора;
  • Прогар клапанов или неотрегулированные тепловые зазоры у их привода;
  • Забитый воздушный фильтр;
  • Позднее зажигание;
  • Изношенный или разгерметизированный экономайзер. Он указывает на слишком большой объем горючего, которое поступает в мотор даже в обычном режиме.

Иногда на корпусах свечей появляются «мокрые» сажевые наслоения. Они указывают на серьезные комплексные сбои в топливной системе и при их появлении нужно сразу ехать в СТО на диагностику.

Нагар на свечах зажигания: причины возникновения и способы очистки

«Мокрая» сажа

Масляный налёт появляется из-за масла, попадающего в камеру сгорания и сопровождается:

  1. Синеватым или серым дымом из выхлопной трубы;
  2. Троением мотора;
  3. Ухудшением запуска;
  4. Неровными оборотами, рывками.

При появлении хотя бы одного такого признака, нужно ехать в СТО. Чем раньше, тем лучше: на начальной стадии ситуацию выправит раскоксовка, чем дальше, тем выше вероятность, что вопрос стоит уже о замене топливного насоса, а то и капремонте двигателя.

Если появился налет, оставлять его без внимания в любом случае нельзя. Копоть на корпусах может быть лишь сопутствующим явлением в цепочке серьёзных неисправностей, которые стоит перепоручить профессионалам.

Нужно осмотреть свечи, при необходимости заменить их и пройти диагностику автомобиля в автосервисе. Хуже всего систематический перегрев.

Свечи отказывают полностью и чистить их бесполезно, остаётся только полностью менять, вместе с другими составляющими топливной системы.

Что делать, когда появился черный налет

Покрытые налётом свечи карбюраторного ДВС чистят механическим способом или с помощью химических составов, меняют. После этого можно перейти непосредственно к последовательной проверке, которая поможет понять, почему появился чёрный нагар на свечах зажигания:

  • Компрессии в цилиндрах;
  • Настройки карбюратора;
  • Жиклеров;
  • Уровня топлива в камере карбюратора.

В инжекторных моторах проверяют все форсунки, заменяют фильтр воздуха. Проверяют также топливные карты, их настройки и калибровки, особенно если автомобиль проходил чип-тюнинг.

Если почернела только одна свеча, можно поменять её местами с соседней и через некоторое время проверить. Если вторая, вставшая на место первой, тоже почернела, это указывает на сбои или даже скорую замену цилиндра.

БестВей

Если вы тоже столкнулись с почерневшими или покрасневшими свечами зажигания, приезжайте к нам. Мы быстро выявим причину и полностью устраним её:

  • Проверим машину на 3d стенде и согласуем ремонт;
  • Заменим выработанные расходники новыми с нашего склада лицензированных запчастей;
  • Устраним неисправности, вернув состояние автомобиля к заводскому, насколько это возможно, в том числе — в сжатые сроки. Наши расценки на 40% ниже дилерских;
  • Сохраним гарантию автопроизводителя.

Итоговая стоимость зависит от масштаба работ и количества закупленных деталей. Даже при ограниченном бюджете нам практически всегда удаётся прийти к компромиссному варианту — вы уедете на исправном и безопасном автомобиле. На все работы и услуги гарантия до 1 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector