Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Сборка двигателя после ремонта – очень ответственный процесс. Неочевидными ошибками можно перечеркнуть все время и средства, потраченные на эту одну из самых затратных операций. Между тем многое сводится лишь к правильной последовательности и нормированным моментам затяжки резьбовых соединений.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Следует изучить технологию крепежа и не нарушать её, особенно на самых важных деталях мотора.

Роль подшипников скольжения во время работы двигателя

Наиболее важной и массивной движущейся деталью автомобильного двигателя является коленчатый вал. Он связан с шатунами поршневой группы с одной стороны, получая от них энергию для вращения, и с маховиком с другой.

Коленвал располагается в подшипниках скольжения. Они имеют вид выполненных заодно с блоком цилиндров разъемных постелей.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Для демонтажа применена бугельная конструкция, когда полуокружность каждой постели крепится на двух болтах. Изнутри между материалами шеек коленвала и блоком (бугелем) располагаются износостойкие вкладыши, изготовленные из металла с низким коэффициентом трения по стали или чугуну шейки вала.

С точки зрения крепежных деталей и технологий важными здесь будут болты крепления маховика, их расположение, фиксация и порядок затяжки, а также вворачиваемые в плиту блока бугельные болты.

Схема крепления маховика

Самая распространенная схема крепления маховика к торцу коленчатого вала – это шесть болтов близко к геометрическому центру деталей. Ответная резьба выполнена в теле вала.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Расположение крепежных отверстий искусственно сделано асимметричным. Дело в том, что сочетание коленвала с маховиком должно обладать близким к идеалу балансом.

Иначе на таких больших скоростях вращения, которым соответствуют обороты максимальной мощности современного бензинового двигателя, вибрации выйдут за все допустимые пределы.

Соответственно, если отделить маховик от двигателя, а затем установить его обратно, то ошибка проворота относительно кривошипов коленвала должна быть исключена.

По теме: Что такое двухмассовый маховик: проверка и ремонт DMF

Дополнительной страховкой будут наносимые на маховик метки, как сделанные на заводе, так и мастером, производящим ремонт. Это скорее полезная привычка, чем острая необходимость.

В большинстве случаев поставить маховик неправильно просто не получится, расположение отверстий на нем и на валу не позволит. Но в любом случае проще и быстрее воспользоваться метками, чем проверять все возможные сочетания ради единственно верного.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Второе, что надо обязательно обеспечить, это надежная фиксация крепежных болтов. Момент их затяжки рассчитывается таким образом, чтобы любое страгивание крепежа в процессе эксплуатации было исключено. Рассчитываются все силы, действующие на каждый болт, берутся в расчет коэффициент трения и параметры резьбы.

Но опасность, возникающая при обрыве маховика, слишком велика, поэтому конструкторы позаботились о запасе. Сейчас специальные одноразовые болты крепления маховиков продаются с нанесенным слоем резьбового фиксатора, а затяжка производится на предел текучести болта, то есть после предельного момента совершаются один или два доворота на определенный угол.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Материал в таком состоянии перестает реагировать на возможные малые отвороты при эксплуатации снижением натяга, то есть болты держат с гарантией.

Зазор между вкладышем и коленвалом

Несмотря на особый антифрикционный материал шатунных и коренных вкладышей, работа их невозможна без постоянной подачи масла под давлением. Вал «всплывает» на масляной пленке.

Если бы шейки терлись с такими нагрузками по вкладышам, то мгновенно выделилось бы огромное количество тепла, металл задрало и провернуло. После чего все закончится стуком и заклиниванием мотора.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Чтобы обеспечить стабильное поступление масла, одновременно не потеряв давление в системе смазки, между валом и вкладышами поддерживается стабильный и очень малый зазор.

Величина его рассчитывается по многим параметрам — геометрическим, свойствам масла, давлению и производительности насоса, нагрузке и многому другому.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Порядок ее – несколько сотых долей миллиметра, зависит от конкретного мотора. Выставляется проточкой шеек коленвала и калиброванным размером вкладышей.

Моменты затяжки при ремонте ДВС

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Моменты затяжки резьбовых соединений

Типовых значений для всех машин и болтов не существует. Момент зависит от:

  • класса прочности крепежных изделий;
  • материала крепежа и сопрягаемых деталей;
  • геометрических параметров резьбы, диаметра и шага;
  • типа резьбы, они могут отличаться по профилю в зависимости от используемого стандарта;
  • наличия дополнительных веществ на резьбе, например, смазки или фиксирующих составов;
  • дополнительных фиксаторов, например, это могут быть шайбы Гровера, различные виды более надежных стопоров.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Без подобной таблицы и надежного поверенного динамометрического ключа за ремонт двигателя лучше не браться.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей

На величину масляного зазора натяг со стороны крепежа в бугельном соединении не влияет. Всё усилие передается через плоскость бугеля, вкладыши не прижмутся к шейке вала.

Более того, для точного поддержания геометрии постелей часто используется отделение крышки методом разрыва с ломаной формой стыка, поэтому болты тянутся по таблице указанным в ней моментом.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Обычно это несколько десятков ньютон-метров. Может быть уточнение по порядку затяжки, нескольким этапам или доворотам.

Моменты затяжки болтов ГБЦ

Болты головки блока – это самое ответственное резьбовое соединение в автомобиле. Они отвечают за правильную деформацию прокладки и надежное уплотнение камер сгорания.

Здесь же проходят многочисленные каналы масла под давлением, а также системы охлаждения. Малейшая неплотность приводит к быстрому выходу из строя мотора в целом.

Это надо знать: Что означает степень сжатия, на что влияет и как её увеличить

Болты головки тянутся в несколько приемов, постепенно обжимая прокладку. Используется тот же прием, что описан выше – затяжка идет на предел текучести.

Например, достаточно типичный случай, хотя каждый мотор строго индивидуален и надо смотреть руководство:

  • предварительная подтяжка до 40 Нм;
  • второй этап подтяжки моментом до 80 Нм;
  • первый доворот на 90 градусов;
  • второй доворот на 90 градусов.

Порядок протяжки – по схеме из инструкции, они у всех двигателей разные, но примерно от центра к краям. Болты приобретаются новые, поскольку они уже были подвержены необратимой пластичной деформации.

Признаки износа вкладышей коленчатого вала

Несмотря на обилие масла, вкладыши со временем изнашиваются. Проявляется это достаточно однозначно:

  • падает общее давление масла в системе смазки;
  • появляются глухие стуки в нижней части двигателя;
  • из-за износа упорных полуколец, часто выполненных заодно с вкладышами, коленвал приобретает нештатный осевой люфт.

Такое мотор эксплуатировать крайне нежелательно, поскольку все прочие узлы подвергаются ускоренному износу из-за масляного голодания и продуктов разрушения подшипников коленвала.

Распространенные ошибки при затяжке ГБЦ

Все варианты непредсказуемы, но есть типичные:

  • чаще всего используют некондиционную или бывшую в употреблении прокладку, хотя она тут строго одноразовая;
  • не соблюдается последовательность затяжки, а также чередование моментов;
  • игнорируется необходимость доворотов, или они производятся с отклонениями по углу;
  • из резьбовых колодцев не удаляется грязь и масло, что ведет к повреждениям резьбы и плохой затяжке.

Грубая ошибка – использование инструмента недостаточного качества. Конструкция рассчитана на высокосортную легированную инструментальную сталь, размеры головок невелики, а моменты большие.

Срезанные грани причинят крупные неприятности. То же произойдет и при излишних усилиях. Сорванная резьба или порванный болт влекут за собой очень сложные слесарные работы.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей — признаки износа резьбовых соединений

Моменты затяжки разных видов резьбовых соединений — это та степень усилия, с которой затягиваются элементы разъемного соединения, в частности, гайка и болт.

Читайте также:  Масло для двухтактных двигателей внутреннего сгорания: выбор смазки

При недостаточном показателе момента затяжки велика вероятность постепенного самопроизвольного свинчивания под воздействием вибрационных нагрузок. При чрезмерном затягивании может произойти разрушение стержня болта или срыв резьбового соединения.

Чтобы избежать развития таких негативных сценариев, важно точно определять этот показатель.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Момент затяжки резьбовых соединений: таблица

При помощи резьбовых соединений осуществляется фиксация большинства деталей и узлов автомобильного транспорта. Все они несут на себе не только механическую, но и вибрационную нагрузку. Поэтому, затягивая любой вид резьбового соединения, уместно сохранить нужную степень затяжки, не превышая ее и не ослабляя чрезмерно. 

Установленное значение пробной нагрузки при затягивании резьбовых соединений, которое исключает срыв резьбы, составляет около 85-90% от предела текучести. Фактически этот показатель является максимальным усилием на растяжение, которое одновременно обеспечивает надежное соединение без допущения свинчивания и не приводит к пластической деформации стержня болта или шпильки с резьбовой частью.

Когда выполняется затяжка колес, ГБЦ, шкива распределительного вала и прочих деталей и узлов, ориентируются на табличные значения, которые получены расчетным путем с учетом таких параметров:

  • Сплава, из которого выполняются элементы резьбового разъемного соединения. А также от того, какие материалы используются при выполнении такого типа соединения.
  • Класса прочности болта.
  • Применяется смазка при свинчивании деталей или нет.
  • Наличия антикоррозийного покрытия.
  • Шага резьбы — крупный, мелкий.
  • Диаметра отверстия и цилиндрической части, на которой нанесена резьба — фактического резьбового диаметра.

Если приводить ряд табличных примеров таких показателей моментов затяжки болтового или шпилечного резьбового соединения, то они могут быть выражены следующими таблицами.

Важно обратить внимание, что в таблице даны как кгс*м, так и Н*м, что является идентичными единицами измерения.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Необходимые инструменты

Чтобы добиться тех параметров момента затяжки, которые подходят для безопасной эксплуатации, требуется использовать соответствующие инструменты:

  • аналоговый динамометрический ключ;
  • цифровой динамометрический ключ.

Оба эти инструмента показывают то усилие, с которым происходит затягивание гайки на болте. При выполнении этого действия стоит учитывать ту погрешность, которую дает прибор. В противном случае можно не достигнуть необходимых показателей.

Примерные значения для легковых автомобилей

Далее представим отдельные примеры момента затягивания болтовых соединений для разных узловых частей легкового автомобиля Лада Приора, сведенные в табличной форме.

Узел или деталь автомобиля Размер резьбы Момент затяжки Н*м (Ньютон * метр)
Болтовое соединение при крепеже головки цилиндра М12 с шагом резьбы 1,25 85,7–90
Момент затяжки для коренных и шатунных видов вкладышей М10 с шагом резьбы 1,25 68,3–84,4
Момент корректной затяжки для болтов шатуна для 16 клапанной версии М9 с шагом резьбы 1 43,3–53,5
Болтовое соединение маховика М10 при шаге резьбы 1,25 60,9–87,4
Для болтового соединения поддона картера М14 58,8–88,3
На передней подвеске при креплении опоры к кузову М8 19,7-24,3

Такими же будут моменты затяжки шатунов, ГБЦ, подшипников и ряда других узлов и деталей на аналогичных моделях машин марки Lada: ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109, ВАЗ-2108, ВАЗ-2110, ВАЗ-21083 и др. Более точная информация представлена в справочных таблицах.

Справочная таблица для ВАЗ-2107:

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Момент затяжки резьбовых соединений ВАЗ-2112:

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Примерные значения для грузовых автомобилей и автобусов

Вот некоторые примеры моментов затяжки резьбовых соединений для грузовых машин или автобусов.

Примеры моментов затяжки резьбовых соединений для КамАЗ-740.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Из этой таблицы можно использовать численные значения, чтобы точно установить момент затяжки ГБЦ КамАЗа, его корзины сцепления, распредвалов и прочих элементов авто.

Порядок затяжки

Чтобы затяжка шатунных видов болтов, элементов двигателя, клапана или любого другого узла или детали была выполнена правильно, требуется соблюдать установленную технологию. Это минимизирует риски срыва резьбы или недостаточной герметичности.

Соблюдая технологию, необходимо выполнить следующие этапы:

  • На подготовительном — разбирается крепежное соединение, устраняется грязь и коррозионные отложения.
  • На предварительном — производят легкое без усилий навинчивание гайки на болт или конец шпильки. Если одна деталь соединяется сразу несколькими крепежными элементами, важно реализовать равномерную и постепенную затяжку для исключения перекосов. Профессионально необходимо закручивать резьбовые соединения, располагающиеся на противоположных концах, или действовать через один или два болта (шпильку).
  • На окончательном этапе резьбовые элементы (гайка-болт или гайка-шпилька) затягиваются до указанных табличных величин при помощи динамометрического ключа. Именно этот инструмент позволяет исключить превышение рекомендуемого параметра или недотягивание до нужного значения.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Что такое подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС

Подшипники скольжения служат опорой деталям типа вал, которые передают нагрузку другим элементам узла. По своим разновидностям они бывают:

  • Радиальные — они передают силы, действующие в радиальном направлении (перпендикулярные оси цапфы).
  • Упорные. Их основная функция — воспринимать и передавать силы, которые действуют параллельно оси цапфы.
  • Радиально-упорные. Это та разновидность подшипников, которая воспринимает и радиальные, и параллельные силы по отношению к оси цапфы.

Виды, размеры и роль вкладышей коленвала

Двигатель является многокомпонентным механизмом, содержащим большое количество деталей. Если оценивать роль вкладышей коленвала, то они служат как подшипники скольжения, создавая необходимый момент вращения на коленчатом валу. В ВАЗ они защищают некоторые элементы, не допуская преждевременного износа сопрягающихся деталей.

По своим конструктивным особенностям они бывают:

  • Коренные. Контактируют с той частью коленчатого вала, где она проходит через двигатель внутреннего сгорания.
  • Шатунные. Чаще всего располагаются на шейке вала.

Размер вкладышей определяется стандартом. Отдельные типоразмеры содержатся в таблице.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Признаки износа коренных и шатунных вкладышей

Усилие, с которым необходимо затягивать шатуны, влияет на степень износа деталей, входящих в этот узел. Шейка коленчатого вала изнашивается гораздо быстрее, чем вкладыши этой части, хотя ее твердость больше.

Причиной износа является способность вкладышей накапливать мелкие твердые частицы, которые вместе с масляным смазочным составом попадают в зазор. Это приводит к процарапыванию шейки коленвала.

Из-за возникновения такого свойства требуется вовремя менять вкладыши. Но здесь требуется правильно определить время, когда необходимо выполнить это действие. Поспособствовать в этом сможет замер зазора. Можно ориентироваться на следующие цифры:

  • В шатунных подшипниках зазор не может быть выше 0,1 мм.
  • В коренных этот параметр не должен превышать 0,15 мм.

Общая рекомендация: менять вкладыши в тот момент, когда производится капитальный ремонт двигателя.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Измеряем зазор между вкладышем и коленвалом

Определить зазор между вкладышами и коленвалом можно двумя основными способами:

  1. С использованием микрометра. Желательно, чтобы измерительный прибор имел точность до 0,001 мм.
  2. С использованием специальной калиброванной проволоки из пластика:
  • Необходимо сначала очистить рабочие поверхности вкладышей и шеек коленчатого вала.
  • Осуществить укладку куска проволоки между проверяемыми элементами.
  • Установить шатун вместе с крышкой или крышку коренного подшипника — здесь все зависит от того, у какой шейки осуществляется проверка.
  • Далее завинчиваем резьбовые соединения и определяем нужный момент затяжки болтового шатуна. Например, для автомобилей ВАЗ этот показатель соответствует 51 Н*м. Для остальных моделей требуется использовать руководство для получения нужного показателя.
  • После совершения этого действия узел опять разбирается, достается проволока. Проволока, которая сплющивается после такого воздействия, вынимается и измеряется по шкале, прилага вместе с комплектом.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Как и с каким усилием производится затяжка коренных и шатунных вкладышей

Следует учитывать, что моменты затяжки для этих элементов также определяются маркой и классом автомобиля. Например, для Лады Priora этот показатель составит:

  • для коренного вкладыша интервал от 68,31 до 84,38 Н*м;
  • для шатунного подшипника – от 43,3 до 53,5 Н*м.
Читайте также:  Двигатель глохнет во время движения: причины неисправности

Таблица усилий затяжки и классы прочности для метрических болтов

Когда отсутствуют руководство или возможность установить необходимый момент затяжки болтов для конкретных случаев (например, при фиксации колесного распредвала, маховика, ступицы, клапанной крышки или каких-либо других узлов авто, включая ГБЦ ВАЗа), можно использовать стандартную таблицу моментов затяжки болтового соединения. В этом случае ориентируются на тип нарезанной резьбы — метрической, дюймовой, упорной или какого-либо другого типа, а также на размер номинального диаметра.

Несколько примеров моментов затяжки представлены в таблице.

Диаметр резьбы Моменты затяжки резьбы в зависимости от диаметра и класса прочности
Класс прочности
3,6 4,6 5,6
М16 59,9 79,9 99,8
М18 82,5 110 138
М20 117 156 195
М22 158 211 264
М24 202 270 237

На эти показатели можно ориентироваться, определяя момент затяжки болтов ГБЦ.

Таблица усилий затяжки и классы прочности для дюймовых болтов

В ситуации, когда ориентиром служат показатели затяжки для резьбовых соединений, относящихся к дюймовой разновидности, допускается использовать такую таблицу стандартных показателей.

Она пригодится в том случае, когда необходимо определить момент затяжки болтов ГБЦ или других узлов авто, произведенных за границей, где действуют соответствующие стандарты и единицы измерения.

Например, на двигателе G4FC автомобиля марки KIA присутствует метрическая резьба, а у Cadillac, Buick и ряда других — дюймовая.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

  • После того как подготовили узлы, и детали для сборки блока цилиндров приступаем к сборке.
  • Сборка шатуна с поршнем рассмотрена в статье – «Сборка поршня». 
  • Дефектация блока и коленчатого вала было рассмотрено в статье – «Подготовка блока и коленчатого вала».

Установка форсунок охлаждения поршней

Новые форсунки надо аккуратно запрессовать в отверстия блока цилиндров, данная операция усложняется тем, что форсунки малы, а доступ к посадочным отверстиям затруднен, поэтому мы рекомендуем использовать приспособления.

Установите на блок цилиндров пластину (2) приспособления Mot.1494, не затягивая два болта крепления (1) (см. рис. 1 и 2).

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 1. Установка форсунок цилиндров 1 и 3: 1 — болт крепления, 2 — пластина, 3 — кондуктор

При установке форсунок цилиндров 1 и 3 используется левое отверстие опоры (1) рисунок 1.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 2. Установка форсунок цилиндров 2 и 4: 1 — болт крепления, 2 — пластина, 3 — кондуктор

При установке форсунок цилиндров 2 и 4 — правое отверстие (рисунок 2).

Все остальное проводится аналогично.

Установите кондуктор (3) в пластину (2). Для центровки пластины конец кондуктора должен войти в отверстие под форсунку.

  • — Затяните два болта крепления (1).
  • — Извлеките кондуктор (3).

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 3. Установка форсунок цилиндров 1 и 3: 1 — оправка, 2 — буртик

— Установите оправку (1) вместо кондуктора (см. рис. 3). Вставьте форсунку в оправку.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 4. Оправка для установки форсунки в блок цилиндров

Примечание. Обратите внимание на направление установки форсунки, наконечник форсунки должен быть направлен к центру цилиндра (см. по стрелке, рис. 4).

— Несколько раз ударьте молотком по оправке до соприкосновения буртика (см. 2, рис. 3) оправки с опорой.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 5. Проверка положения форсунки для охлаждения днищ поршней: А — форсунки цилиндров 2 и 4, В — форсункам цилиндров 1 и 3

Проверьте, правильно ли ориентированы форсунки охлаждения днищ поршней.

Метка «А» соответствует форсункам цилиндров 2 и 4, а метка «В» соответствует форсункам цилиндров 1 и 3 (см. рис. 5).

Вкладыши подшипников коленчатого вала

Не рекомендуется повторное использование вкладышей подшипников коленчатого вала.

При работе в мягкий слой вкладышей вкрапляются твердые частицы износа, такие вкладыши впоследствии ускоряют износ шеек коленчатого вала.

Подбор коренных вкладышей

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 6. А — вкладыши коренного или шатунного подшипника, В — вкладыш коренного подшипника

Двигатель оснащен вкладышами (см. рис. 6) без ориентирующих элементов (без направляющего «усика»).

Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot1493-01.

Размеры вкладышей коренных подшипников

  1. Группа
  2. по диаметру
  3. отверстий
  4. в блоке

Размерные группы по диаметру коренных шеек и толщина вкладышей, мм

A или D B или  E C или  F
1 Желтая метка C1=1,949­—1,955 Голубая метка C1=1,946­—1,952 Черная метка C1=1,943­—1,949
2 Красная метка C4=1,953­—1,959 Желтая метка C1=1,949­—1,955 Голубая метка C2=1,946­—1,952

Установка

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 7. Расположение вкладышей коренных подшипников коленчатого вала

  • — Установите во все постели блока цилиндров вкладыши с канавками (см. рис. 7).
  • — Установите вкладыши с канавками в крышки коренных подшипников 2 и 4, а вкладыши без канавок в крышки коренных подшипников 1, 3 и 5.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 8. Приспособление Mot.1493-01: а — вкладыш, б — упорный выступ

На заводе для установки вкладышей коренных подшипников используют направляющее приспособление (см. рис.8).

Вкладыш ставят в приспособление и подают внутрь до упора передней кромки вкладыша в выступ приспособления.

Проверка зазора в коренных подшипниках

При проверке зазора ни в коем случае не поворачивайте коленчатый вал.

  • — Удалите остатки масла с коренных шеек и опор блока цилиндров.
  • — Установите коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала на 3-й опоре (канавками к щекам коленчатого вала).

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 9. Проверка зазора в подшипнике калиброванной пластиковой проволокой: 1 — калиброванная сплющенная проволока, 2 — шаблон

  • — Отрежьте несколько кусочков калиброванной пластиковой проволоки от мотка (см. 1, рис.9).
  • — Положите проволоку по оси коренных шеек коленчатого вала (вне зоны отверстий для смазки опор).

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя рис. 10. Последовательность затяжки болтов крышек коренных подшипников

  • — Установите на штатные места крышки коренных подшипников коленчатого вала (см. рис. 10).
  • — Штатно затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.
  • При этом пластиковая проволока будет раздавлена — она займет весь зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала.
  • — Снимите крышки коренных подшипников и выньте коленчатый вал из постели.
  • — По ширине сплющенной калиброванной проволоки, с помощью штатного шаблона, определите зазор между вкладышами и коренными шейками (2) (см. Рис. 10).
  • — Проверьте величину зазора, которая должна составлять 0,027—0,054 мм.
  • — Очистите коленчатый вал, и вкладыши коренных подшипников от остатков калиброванной проволоки.

Проверка осевого зазора коленчатого вала

  • — Смажьте моторным маслом вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. Смазывается только поверхность, направленная к шейке вала.
  • — установите коленчатый вал.
  • — Проверьте наличие упорных полуколец на 3-й опоре (канавки полуколец должны быть направлены к щекам коленчатого вала).

Посадочные поверхности опоры блока цилиндров и крышки коренного подшипника № 1 должны быть чистыми, сухими, без следов масла.

Избыток герметика будет выдавлен при затяжке деталей.

Попадание капель застывшего герметика в масло или охлаждающую жидкость может закупорить некоторые узлы и агрегаты (двигатель, радиатор и т.д.).

рис. 11. Места нанесения герметика 5661

  • — Нанесите состав RHODORSEAL 5661 полосками шириной 1 мм (см. по стрелке, рис. 11).
  • — Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика (см. рис. 10).
  • — Затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.
  • — Проверьте осевое перемещение коленчатого вала, которое должно составлять:
  • — новые полукольца, мм. 0,045—0,252;
  • — старые полукольца, мм. 0,045—0,852.
  • — Проверьте легкость вращения коленчатого вала.

Установка вкладышей шатунных подшипников

рис. 12. Применение приспособления Mot1492 при установке вкладышей шатунных подшипников: 1 — оправка, 2 — маркировка, 3 — корпус приспособления, 4 — вкладыш шатунного подшипника

Двигатель оснащен гладкими вкладышами без направляющих усиков (см. 4, рис. 12). Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot1492.

  • — Выберите оправку (1) в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя см. метки (2)).
  • — Установите оправку в паз корпуса (3).
  • — Установите шатун на приспособление Mot. 1492.
  • — Наденьте верхнюю головку шатуна к опорному штифту и прижмите шатун по стрелке (а).
  • — Установите вкладыш на оправку.
  • — Подайте оправку с вкладышем в нижнюю головку шатуна (b).
  • — Извлеките оправку из головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.
  • — Установите крышку шатуна на штифты корпуса.
  • — Установите шатунный вкладыш на оправку (с).
  • — Подайте оправку с вкладышем в крышку шатуна (d).
  • — Извлеките оправку из крышки шатуна и аналогично соберите остальные крышки шатунов.

Сборка шатунов с поршнями и установка колец, рассмотрена в статье  — «Сборка ШПГ»

Моменты затяжки крепежных соединений

Узел — Момент затяжки, Нм

  • Болты крепления крышек коренных подшипников коленвала 20+62˚±4˚
  • Болты крепления крышек шатунов 20+40˚±6˚
  • Болты крепления крышки водяного насоса 15
  • Болты крепления водяного насоса 17
  • Болты крепления шкива водяного насоса 20
  • Болт крепления обводного ролика 50
  • Болты маслоуспокоителя и масляного насоса 24
  • Болты крепления поддона картера 14
  • Датчик уровня масла 16-24
  • Ниппель масляного фильтра (без охладителя) 10-20
  • Ниппель масляного фильтра (с охладителем) 55-60
  • Датчик детонации 20
  • Датчик давления масла 30
  • Масляный фильтр 10-14
  • Болты крепления трубопровода подвода охлаждающей жидкости 9
  • Болты крепления обычного маховика 50-55
  • Болты крепления двойного демпфирующего маховика 18-22,+50˚±6˚
  • Болтов М6 крепления кожуха сцепления 15±10%
  • Болтов М7 крепления кожуха сцепления 20±10%
  • Болтов М8 крепления кожуха сцепления 25±10%

Продолжение статьи по сборке блока цилиндров К4М в следующей статье.

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Таблица А.1

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала (M16) Затяжку проводить от средней опоры к крайним, начиная с правого ряда в два приема:- предварительно крутящим моментом 95… 120 Н-м (9,6… 12,0 кгс-м);- окончательно крутящим моментом 275…295 Н-м (28,0…30,0 кгс м) Позиция 6, рисунок 10
Стяжные болты крепления 7482.1005158, 7482.1005159 крышек коренных подшипников (горизонтальные) коленчатого вала (M16) Затянуть крутящим моментом 147… 167 Н-м (15,0…17,0 кгс-м) Позиции 4,5, рисунок 10
  • Болты крепления маховика:
  • -М16
  • -М14
Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Затяжку проводить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно крутящим моментом245…264 Н-м (25,0…27,0 кгс-м)167…186Н-м (17…19 кгс-м) Позиция 16, рисунок 12
Болты крепления полумуфты отбора мощности, гасителя крутильных колебаний и шкива коленчатого вала М12 Непосредственно перед сборкой нанести на 3…4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» или «Унигерм 6» с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии.Затянуть крутящим моментом 98,0… 117,6 Н-м (10,0…12,0 кгс-м) Позиции 10 и 22 рисунок 13.Позиции 5 и 18 рисунок 14
Гайки болтов крепления крышек шатунов Затяжку проводить в два приема:- предварительно с начальным крутящим моментом 76,5…80,4 Н-м (7,8…8,2 кгс-м);- окончательно, контролируя два параметра, угол поворота гайки, равный (50±5)° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108…180 Н-м (11,0…18,3 кгс-м). При этом контроль угла поворота гайки является определяющим.Допускается затяжка крутящим моментом 127.5…137.3 Н-м (13,0…14,0 кгс-м) Позиции 6,7, рисунок 11
  1. Болты крепления передней крышки блока цилиндров:
  2. — M10x1,25-6gx120;
  3. — M12x1,25-6gx120
Затягивать болты крутящим моментом:- 49,0…60,8 Н-м (5,0…6,2 кгс-м);- 88,1… 108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м)
Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления головок цилиндров М16 Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягиватьв три приема крутящим моментом:- первый прием — 39,0…49,0 Нм (4,0…5,0 кгс-м);- второй прием — 98,0…127,0 Н-м (10,0…13,0 кгс-м);- третий прием — 186,0…206,0 Н-м (19,0…21,0 кгс-м) Очередность затяжки согласно рисунку 19
Болты крепления крышек головок цилиндров М8 Затягивать болты крутящим моментом 12,7…17,6 Н-м (1,3…1,8 кгс-м) Позиция 12, рисунок 16
  • Болты крепления картера маховика:
  • -М12
  • -М10
Затягивать болты в два приема крутящим моментом:- первый прием — 50,0…70,0 Н-м (5,0.. .7,0 кгс-м);- второй прием — 88,0…108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м);- первый прием — 20,0…30,0 Н-м (2,0.. .3,0 кгс-м);- второй прием — 43,1…54,9 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)
Болты крепления оси ведущей шестерни привода распределительного вала М10 Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом 49,0…61,0 Н-м (5,0…6,2 кгс-м) Позиция 2, рисунок 8
Болт М12 крепления ведущей шестерни привода распределительного вала Затягивать крутящим моментом: 88,3…98 Н-м (9…10 кгс-м). Позиция 9, рисунок 8
Болты крепления масляного картера М8 Затягивать болты крутящим моментом 7,8…17,8 Н-м (0,8…1,8 кгс-м)
Болты крепления выпускных коллекторов М10 Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом — 43,0…55,0 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)
Болты крепления корпусов компрессоров М6 Затягивать болты крутящим моментом 4,9…7,8 Н-м (0,5…0,8 кгс-м)
Болты крепления корпусов турбин М8 Затягивать болты крутящим моментом 17,65…24,51 Н-м (1,8…2,5 кгс-м)
Болты крепления трубопроводов подвода масла к турбокомпрессорам М14 Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,0 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к валу привода ТНВД Затягивать болты крутящим моментом 90…100 Н-м (9,0…10,0 кгс-м) Рисунок 43
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к полумуфте ведущей и насосу привода ТНВД Затягивать болты крутящим моментом 63,8…73,6 Н-м (6,5…7,5 кгс-м) Рисунок 43
Болт стяжной полумуфты ведущей привода ТНВД Затягивать болт крутящим моментом 58,9…64,7 Н-м (6,0…6,6 кгс-м) Рисунок 43
  1. Болты крепления топливопровода низкого давления:
  2. — М14;
  3. -M10xl
  4. -М10×1,25
Затягивать болты крутящим моментом:- 39,2…49,0 Н-м (4,0…5,0 кгс-м);- 34,3…49,0 Н-м (3,5…5,0 кгс-м);- 19,6…24,5 Н-м (2,0…2,5 кгс-м)
Наименование Условия затяжки Примечание
  • Болты крепления ТНВД к блоку:
  • — V-образного
  • — рядного
— предварительно 6,9…8,8 Н м (0,7…0,9 кгс-м);- окончательно 13,7… 15,6 Н-м (1,4…1,8 кгс-м);- предварительно 5…15 Н-м (0,5… 1,5 кгс-м);- окончательно 45…55 Н-м (4,5…5,5 кгс-м).
Болты крепления масляного насоса М10 Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
стоек коромысел М10 Затягивать гайки крутящим моментом 41,0…53,0 Н-м (4,2…5,4 кгс-м)
Гайка крепления колеса компрессора Затягивать крутящим моментом 4,9…6,9 Н-м (0,5…0,7 кгс-м) Позиция 19, рисунок 25
Гайки скобы крепления форсунки М10 Затягивать гайки крутящим моментом 35,0…40,0 Н-м (3,5…4,0 кгс-м)
Гайки крепления турбокомпрессоров М10 Затягивать гайки крутящим моментом 44,0…56,0 Н-м (4,4…5,6 кгс-м)
Гайки топливопроводов высокого давления Затягивать гайки крутящим моментом 24,5…44,1 Н-м (2,5…4,5 кгс-м)
Г айки регулировочного винта коромысла М10 Затягивать гайки крутящим моментом 33,0…41,0 Н-м (3,4…4,2 кгс-м)
Пробки колпаков масляного фильтра Затягивать пробки крутящим моментом 24,5.. .39,2 Н-м (2,5…4,0 кгс-м)
Колпаки масляного фильтра Затягивать колпаки крутящим моментом 49,0.. .68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
Сливная пробка картера масляного Затягивать пробку крутящим моментом 39,2…58,8 Н-м (4,0…6,0 кгс-м)
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector