Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

  • Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапанаДля безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.

Содержание

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

Открытый капот автомобиля. Мастер деловито слушает звук работающего двигателя, а затем выносит серьёзный вердикт – «клапаны надо регулировать». Для многих автовладельцев, особенно тех, кто приобрёл автомобиль совсем недавно, эти слова непонятны.

Что такое регулировка клапана?

Функционирование ДВС основано на подаче внутрь цилиндров топлива и выводе после его воспламенения и прогорания отработанных газов. Управляет этими процессами распределительный вал. В его конструкции имеются кулачки которые сами или через специальные коромысла давят на нижние части клапанов.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

С прогревом во время работы ДВС температура его узлов растёт, металл расширяется и детали несколько увеличиваются в размере. Для компенсации этого расширения металла необходимы тепловые зазоры, которые надо время от времени проверять на соответствие требованиям техдокументации и если необходимо, отрегулировать.

Это мероприятие получило название «регулировка клапанов», хотя правильнее называть его «регулирование тепловых зазоров».

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

Зачем необходима регулировка?

Правильно настроенные зазоры после прогрева двигателя уменьшаются, обеспечивая точную регулировку фаз газораспределения, что способствует продолжительному рабочему ресурсу деталей. По мере эксплуатации глубина просадки клапанов в сёдлах увеличивается, коромысла и сами кулачки изнашиваются, а значит, нарушается распределение фаз газораспределения и износ увеличивается.

Большие зазоры проводят к возникновению посторонних шумов во время работы ДВС и, если их вовремя не привести к норме, то они будут продолжать увеличиваться, что будет негативно отражаться на состоянии узлов и деталей силового агрегата, например, может оказаться повреждёнными клапаны или толкатели.

Ещё опасней ситуация противоположная, когда зазоры отсутствуют или критически малы. В этих случаях возникают серьёзные перебои в работе ДВС с возможным возникновением неисправностей, таких как поломки деталей.

При отсутствии зазоров клапаны оказываются полностью не закрытыми, топливная смесь не до конца сгорает, а в образовавшееся пространство прорываются раскалённые газы, которые повреждают детали. Эти процессы являются необратимыми.

Даже если после этого отрегулировать зазоры, рано или поздно капитальный ремонт неизбежен.

Все неисправности, которые могут возникнуть вследствие неправильных зазоров, можно свести в таблицу.

Таблица величина зазоров-неисправности

  • Величина зазораПоследствияБольшие зазоры– снижение срока службы деталей;– расклёпывание;– появление сколов на торцах;– повреждение толкателей.Малые зазоры или их отсутствие– прогар клапанов;– разгерметизация цилиндров;– повреждения тарелок;– повышенные нагрузки на ремень ГРМ;
  • – активизация процессов коррозии и окисления.

Какие бывают виды регулировок?

Автоматическая установка зазоров

Большинство современных автомобилей оснащены гидрокомпенсаторами. Это устройства, которые отвечают за поддержания теплового зазора за счёт использования давления моторного масла. Сами по себе гидрокомпенсаторы не нуждаются в каких-либо регулировках.

Главное – следить за тем, чтобы они были не забитые грязью и всегда находились в рабочем состоянии.

Надо понимать, что ели неисправность этого устройства не была обнаружена своевременно, то допускается, что регулировки зазоров могли сбиться, поэтому лучше их проверить и если необходимо, восстановить.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

Регулировка винтами

Способ регулировок специальными винтами без использования каких-либо дополнительных деталей, причём в подавляющем большинстве случаев разборки ГБЦ не требуется.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

Регулирование шайбами и толкателями

Распространённый, но достаточно сложный способ регулирования зазоров. Проблема в том, для того чтобы выставить новый зазор, толкатель надо снять, а на его место установить новый соответствующего размера. При этом может потребоваться разборка с демонтажём распредвала.

Какие симптомы могут свидетельствовать об изменённых зазорах?

  1. Основными симптомами, указывающими на необходимость регулировки, являются следующие:
  2. – потеря мощности ДВС;– характерные металлические стуки и другие шумы во время работы силового агрегата;– повышенный расход топлива;
  3. – неустойчивые обороты.

Как часто надо настраивать зазоры и, какой их размер должен быть?

Интервалы настройки клапанов не определены. Они зависят от многих факторов: марка авто и двигателя, режим эксплуатации, пробег и т.д. Для каждого двигателя их величину автопроизводитель указывает в техдокументации или на своём официальном сайте.

В качестве примера можно привести таблицу зазоров, установленных для двигателей HONDA GX

Величины зазоров небольшие. Они не превышают десятые доли одного миллиметра. Обычно они колеблются в пределах 0.09-0.4мм. Определяются они с помощью щупа. Как правило, это наборы с шагом пять сотых миллиметра. Надо учитывать, что зазоры на впускных клапанах обычно меньше, чем на выпускных. Объясняется это тем, что вторые нагреваются значительно сильнее, поэтому и зазоры в них больше.

Что касается периодичности проверки, то существуют усреднённые интервалы, принятые практикой эксплуатации и обслуживания двигателей. Для винтовой регулировки принимают интервал каждые 10-40 тыс.

км, а для регулировки посредством шайб и толкателей – 20-100 тыс.

Интервалы проверок зависят от многих обстоятельств, например, когда двигатель работает с большими нагрузками и в экстремальных режимах, регулировку лучше производить чаще.

Порядок регулировки винтами

Для того чтобы объяснить, как регулируются клапана, можно обратиться к классике и рассмотреть регулировку клапанов ВАЗ2107.

Обычно необходимость регулирования клапанов возникает при резком падения мощности ДВС и появлении характерных металлических стуков на низких или высоких оборотах. Перед началом мероприятий двигателю дают остыть. Все работы должные проводиться на холодном ДВС.

Клапаны в силовом агрегате этой модели открываются посредством передачи давления на шток рычага, который двигается эксцентричным кулачком распредвала.

Регулированию подлежит зазор, который образован между кулачком в месте, противоположном эксцентрику, и самим рычагом.

При проведении работ руководствуются таблицей.

Непосредственно регулировка начинается с выставления поршня четвёртого цилиндра в ВМТ. Это состояние сжатия. В этой точке оба клапана закрыты. Затем проворачивается коленвал до встречи метки, нанесённой на звёздочке с меткой на корпусе. Для контроля применяется щуп 0.15мм и два ключа – на 13 и 17.

Порядок проведения работ:

– щуп вставляется в промежуток между кулачком и рычагом клапана №6 по очереди;– если он вставляется с усилием, то это норма;– если же он болтается или, наоборот, застревает или просунуть его вообще невозможно, то требуется регулировка;

– уменьшение или увеличение величины зазора проводится путём фиксации регулировочного болта, отпуска контргайки и поворачивания болта. Таким образом будет проведена регулировка клапанов №№6, 8.

  • Такие же манипуляции проводятся для каждого клапана путём проворачивания коленвала каждый раз на угол 180° от предыдущей точки, что соответствует повороту распредвала на 90°. При каждом таком повороте осуществляются замеры и если необходимо регулирование следующих клапанов:
  • – 180° – №№4, 7;– 360° – №№1, 3;
  • – 540° – №№5,2.

Порядок регулирования соблюдается в строгой последовательности. Если её нарушить, то все настройки газораспределительной системы будут сбиты. При наличии достаточных навыков регулирование клапанов самостоятельно сложностей не вызывает. Цена вопроса – 0 рублей.

Регулирование шайбами

В случаях, когда регулирование должно проводиться не винтом, а шайбой, что характерно для большинства переднеприводных автомобилей, то операции подобны настройкам клапанов ВАЗ. Т.е. коленчатый вал проворачивается до совпадения меток. Зазор подбирается шайбой с соответствующей маркировкой.

В зависимости от необходимости увеличить или уменьшить зазор подбирается и шайба определённого размера. Если маркировка отсутствует, то используется штангенциркуль или микрометр.

Регулирование рейкой с индикатором

Существует также способ настройки зазоров с помощью индикатора и рейки. Он пользовался большой популярностью в СССР. Такой способ позволяет учитывать выработку деталей, поэтому применяется на силовых агрегатах авто с большим пробегом.

Прядок выполнения работ

  1. – прокручивается коленвал до совпадения меток;– специальная рейка фиксируется на ГБЦ;– на рейке крепится индикатор, а его лапка устанавливается на кулачок;– специальным захватом цепляется кулачёк распредвала и тянется вверх, при этом стрелка индикатора при нормальной температуре проходит пятьдесят два деления;
  2. – если значение прохождения стрелки отклонено, то необходимо проводить регулировки винтом или шайбами в зависимости от модели силового агрегата.
  3. Главная задача нормальной эксплуатации ДВС – сохранить проектный размер тепловых зазоров клапанов, создать абсолютную герметичность цилиндров, сберечь детали от преждевременных повреждений, обеспечить высокую эффективность силового агрегата.

Все эти мероприятия актуальны как для легковых автомобилей и мотоциклов, так и для больших машин, например КАМАЗов. Просто требуется соблюдать ряд правил, к которым относятся мероприятия, направленные на устранение неисправности, ведущих к неполному сгоранию топлива. Надо использовать только качественное моторное масло, своевременно менять масляные и топливные фильтры, следить за состоянием ГРМ, доверять обслуживание двигателя проверенным мастерам. Поверьте, лучше лишний раз убедиться в том, что зазоры клапанов находятся в норме и при необходимости их отрегулировать, чем получить серьёзные проблемы, связанные с капитальными работами на двигателе, требующими больших затрат средств и времени.

Если у вас есть вопросы, связанные с использованием масел и других продуктов Супротек, звоните. Наши специалисты всегда на них ответят, предоставят профессиональные консультации и помогут с выбором.

Регулировка клапанов двигателя

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

В двигателе что-то застучало, мощность падает. Кажется, что автомобиль скоро развалится. Скорее в автосервис? Нет, подождите, может мы и сами можем что-нибудь сделать. В данной статье мы перечислим признаки плохой регулировки зазоров в клапанном механизме двигателя и расскажем как регулировать клапана двигателя.

Для чего нужна регулировка клапанов?

У автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они так и называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или, как говорят ещё в народе, клапанный.

Читайте также:  Датчик холостого хода: проверка и частые неисправности РХХ

После нагрева двигателя, его детали расширяются. Следовательно, на холодном двигателе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.

Если клапаны неправильно отрегулированы, то это может привести к снижению эффективности работы двигателя и даже уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать. При больших же зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать и Вы услышите металлический стук.

Каждые 20-30 тыс.км нужно проверять и при необходимости регулировать клапана. Данные тепловых зазоров есть в любом руководстве по ремонту и обслуживанию автомобиля. Мы же приведем некоторые тепловые зазоры для отечественных автомобилей ВАЗ. Заметьте, что для впускного и выпускного клапанов, а иногда и для разных цилиндров зазоры РАЗНЫЕ!

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Для того, чтобы проверить и отрегулировать зазор, двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом, определенной толщины, регулировка производится поворотом регулировочных винтов коромысел (на автомобилях ВАЗ, кроме -08, -09, «десяток», — головкой регулировочного болта) в требуемую сторону.

Для того, чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который Вы собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.

Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку.

Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно.После затяжки проверьте снова зазор. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходит в него, преодолевая небольшое усилие.

Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте зазор точнее.

Затем, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя вашего автомобиля (например, 1-3-4-2).

Коленвал следует поворачивать ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО за ручку «кривого стартера» (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора.

Можно поворачивать коленвал и за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.

Регулировка клапанов на двигателях ВАЗ

Проверка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала: 1 — щуп; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка регулировочного болта.

В таких двигателях порядок регулировки клапанов следующий. Проворачиваете коленвал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипников. В это положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (соответственно, 8-й и 6-й кулачки).

Держите регулировочный болт рычага гаечным ключом, другим ключом ослабьте контргайку. Добейтесь необходимого зазора с помощью регулировочного болта. Затяните контргайку. Щуп должен входит в зазор с легким защемлением.

На автомобилях (а точнее в их двигателях) ВАЗ-2109, -09, -10 и т.д. тепловые зазоры регулируют с помощью регулировочных шайб. Они бывают толщиной от 3 до 4,5 мм.

После того, как Вы отрегулировали зазоры в клапанном механизме, запустите двигатель и послушайте его работу на различных режимах. При регулировке важно и то, чтобы клапаны были правильно притерты. Также клапаны не должны быть разбиты на концах и зазор во втулках не должен превышать нормальный.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапанаКогда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапанаКогда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапанаКогда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапанаКогда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапанаКогда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

Как регулировать клапана: причины изменения зазоров, способы регулировки

08.09.2022

Что это такое? Работа двигателя напоминает работу сердца: клапаны открываются и закрываются, регулируя подачу топлива, воздуха, отводя продукты сгорания. Увеличение или уменьшение зазора между ними приводит к нарушению работы мотора, снижению его КПД, чрезмерному расходу топлива и другим проблемам.

В чем особенность? Поэтому нужно периодически регулировать клапаны, это восстановит работоспособность ДВС. Лучше, если эту работу выполнит опытный мастер. Он выставит зазоры, прослушает двигатель и даст рекомендации по дальнейшей эксплуатации автомобиля.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Важность регулировки клапанов
  • Признаки изменения зазоров в клапанах
  • Регулярность настройки зазоров
  • Автоматическая установка зазоров
  • Пошаговая регулировка клапанов с применением щупа
  • Регулирование при помощи рейки и индикатора
  • Мнения автовладельцев о регулировке клапанов

Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания завершает один рабочий цикл за 2 полных оборота: по пол-оборота на каждый такт: на впуск, сжатие, сгорание и выпуск. Газораспределительный механизм здесь играет главную роль, вовремя открывая клапаны для подачи новой порции горючего, а также для отвода отработанных газов.

При впуске открывается впускной клапан для наполнения цилиндра топливно-воздушной смесью или же, как в случае с дизелем, просто свежим воздухом. Далее при сжатии все клапаны должны быть закрыты, иначе ничего сжать не получится.

Также при всех закрытых клапанах осуществляется процесс сгорания топлива – тогда вся энергия расширяющихся газов переходит исключительно в движение поршня. А далее продукты сгорания необходимо удалить из цилиндра, чтобы снова воспроизвести цикл: открываются выпускные клапаны, и отработавшие газы уходят в коллектор.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

В теории все выглядит вполне складно, но нужно принимать во внимание, что клапаны не могут открываться и закрываться мгновенно, когда, к примеру, поршень достигает мертвых точек. Процесс движения клапана тоже занимает время. Многим здесь может стать непонятно, почему это вообще важно: какие-то сотые доли секунды – не все ли вообще равно?

И здесь уместно будет напомнить, что современные ДВС имеют частоту вращения коленвала на уровне 6000 оборотов в минуту, а у болидов Формулы-1 и вообще – превышают 30000 об/мин! Это означает, что двигатель делает минимум 100 оборотов в секунду (ну или более 500 в случае с Формулой-1). А значит, впускной и выпускной клапаны должны сработать 50 раз в секунду.

Примерно с такой же частотой – 6000 выстрелов в минуту – работают скорострельные 30-миллиметровые автоматы АК-130 морского базирования, которые должны сбивать гиперзвуковые ракеты, атакующие корабль. Но там 6 стволов (на каждый приходится примерно 17 выстрелов в секунду), а здесь мы говорим об одном единственном клапане, который должен открыться и закрыться в 3 раза чаще за то же время.

Получается, что сотая доля секунды здесь – это не такая уж и маленькая величина; в течение этого промежутка времени могут успеть случиться весьма важные для работы двигателя события и процессы.

Сравнение цен актуально на 05.06.2023

Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Во-первых, влияние температуры. С началом работы двигателя все его узлы и детали сильно нагреваются. Как следствие, происходит их расширение и увеличение в размерах. Чтобы это расширение не привело к заклиниванию движущихся частей, производители предусматривают в конструкции механизмов тепловые зазоры.

Необходимо периодически проверять, соответствуют ли они технической документации. По мере необходимости подлежащие регулировке зазоры у деталей нужно корректировать, а если такое невозможно, то их нужно заменять.

Среди прочих к таким деталям относятся и клапаны. Мероприятие по корректировке их тепловых зазоров называется «регулировка клапанов».

Если зазоры клапанов настроены правильно, то после прогрева мотора они будут уменьшаться. В итоге обеспечивается точность исполнения фаз газораспределения и сбережение ресурса деталей.

Но в течение периода интенсивной эксплуатации просадка клапанов в седлах увеличивается, а кроме того, изнашиваются крепления коромысел и кулачков распределительного вала (или валов).

Из-за этого износа точность соблюдения тактов газораспределительным механизмом падает.

Увеличенные зазоры приводят к появлению посторонних шумов и вибраций. И если не произвести должную регулировку, то их интенсивность будет только расти. Кроме того, указанные неисправности могут повлечь за собой и другие, например могут оказаться поврежденными толкатели.

Обратная ситуация, когда зазоры критически малы или же отсутствуют вовсе, еще более опасна. Это чревато заклиниванием узлов и поломкой деталей. Обычно при отсутствии тепловых зазоров клапаны не могут полностью загерметизировать камеру сгорания, и в коллектор (входной или для выхлопа) прорываются раскаленные газы.

«Как правильно установить вебасто: инструкции, важные нюансы» Подробнее

Самое неприятное – это то, что повреждения в данном случае неизбежны, а последствия необратимы, даже если зазоры после этого отрегулировать и привести в норму. Здесь уже будет требоваться полноценный капитальный ремонт мотора.

Признаки изменения зазоров в клапанах

Вот основные признаки, которые свидетельствуют о необходимости регулировки клапанов и проведения калибровки клапанных зазоров:

  • двигатель довольно сильно теряет мощность;
  • появление металлических стуков, биений и других посторонних шумов при работе мотора;
  • увеличенный расход горючего;
  • неустойчивая работа даже на холостом ходу.

Если погода на улице достаточно морозная, то зазоры в клапанах можно буквально услышать: непрогретый мотор будет периодически пощелкивать при работе. Впрочем, после прогревания этот звук ослабнет или даже полностью исчезнет. А вот если он никуда не девается, даже когда двигатель разогрет, то это означает, что какой-то из клапанных зазоров определенно превышает норму.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

Если тепловой зазор увеличен, то это означает, что время нахождения клапана в открытом состоянии окажется ниже нормы. Мотор станет работать с перебоями, его запуск будет выполняться не всегда с первой попытки, возникнет периодическая детонация (а она плохо влияет на все детали ДВС).

Читайте также:  Самый большой трактор в мире

Уменьшенный относительно нормы зазор приводит к тому, что в прогретом состоянии он полностью исчезает. В результате клапан не закрывается до конца.

Как следствие, происходит снижение мощности двигателя, а также (и это наиболее неприятно) обгорание конических фасок на седле клапана и на самом клапане.

И здесь уже потребуется проводить замену, потому что простой регулировкой зазора здесь ситуацию не исправить.

Регулярность настройки зазоров

Не существует никаких нормативов относительно того, когда необходимо регулировать клапаны, то есть производить настройку и последующую коррекцию зазоров. Это зависит от марки машины, эксплуатационного режима, совокупного пробега и других факторов. Здесь лучше всего ориентироваться на техническую документацию к конкретному автомобилю или же поинтересоваться на сайте производителя.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

А вообще, многочисленные сервисные центры давно выработали свои собственные нормативы для проверки зазоров клапанов. Они основаны на практике проведения технических осмотров при соотнесении ее с получаемыми результатами. Поэтому:

  • винтовая регулировка осуществляется каждые 10-40 тыс. км;
  • регулировка с помощью толкателей и шайб – каждые 20-100 тыс. км.

В целом, общая логика такова: чем больше нагрузок испытывает мотор, чем чаще ему приходится выдавать экстремальные обороты и усилие, тем меньше времени должно проходить между регулировками клапанов (и не только их).

Говоря о важности зазоров, необходимо понимать, что речь идет о десятых и сотых долях миллиметра. Обычно их размеры находятся в диапазоне от 0,09 до 0,4 мм. Определение точных значений осуществляется с помощью щупа, шкала которого имеет шаг 0,05 мм.

И нужно принимать во внимание, что в связи с особенностями температурных режимов работы разных групп клапанов (выпускные нагреваются значительно сильнее), термические зазоры на впускных клапанах всегда меньше, чем на выпускных.

Автоматическая установка зазоров

Большая часть выпускаемых в настоящее время автомобилей оснащается системами гидрокомпенсации. Это такие устройства, в задачу которых входит поддержание неизменного теплового зазора за счет давления моторного масла. Регулировать гидрокомпенсаторы не нужно, однако, требуется контролировать, чтобы они не забивались шлаками и всегда находились в рабочем состоянии.

«Можно ли ехать на спущенном колесе: разбираемся в последствиях» Подробнее

В случае если вдруг выяснится, что компенсатор неисправен, то следует допустить, что зазоры за это время могли сбиться, а потому их следует заново проверить (и восстановить в случае необходимости).

Пошаговая регулировка клапанов с применением щупа

  1. Начинать регулировку клапанов выпуска всегда нужно с отключения системы зажигания. Сам процесс настройки начинаем с наименее зажатого клапана. На распределительном валу его кулачок будет максимально удален от коромысла.

    Головку ключа накидываем на болт, который фиксирует шкив коленчатого вала, и далее поворачиваем ключ на максимально возможный градус от коромысла (в идеале – на 180 градусов).

  2. Те клапаны, которые располагаются ближе к регулировщику, являются выпускными, и зазор у них не должен превышать величины в 0,25 мм.

  3. Ослабляем гайку, берем щуп на 0,2 мм и зажимаем его, вкручивая шток. Затем надеваем контргайку, вытаскиваем щуп и полностью затягиваем гайку. Проверка зазора осуществляется путем его тестирования с помощью щупа на 0,25 мм – он не должен войти в зазор.

     

Не забываем отметить отрегулированный клапан, чтобы случайно не сбить его настройку в дальнейшем. Таким же образом регулируем все остальные зазоры клапанов выпуска.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

А теперь о том, как регулировать клапаны впуска: принцип здесь точно такой же, но вот размер зазоров меньше – 0,1-0,15 мм. Поэтому далее:

  1. Еще раз проверяем выставленные зазоры с помощью щупов и затягиваем гайки.
  2. Клапанную коробку следует очистить с помощью наждачки (№ 0) и ножа. Внимательно смотрите, чтобы в коробку не попал сор, а потому все движения выполняйте от клапана к краю.
  3. Прокладку головки блока следует сменить, разместить крышку и в порядке, указанном в пользовательской инструкции, затянуть болты.
  4. Присоединяем обратно все провода, патрубки и шланги. Корпус воздушного фильтра возвращаем в исходное положение.

Тепловые зазоры также можно определять при помощи рейки и индикатора. Эти более сложные приспособления используются для того, чтобы измерить зазоры с высокой точностью, существенно превышающей возможности щупов.

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

Вот алгоритм проведения измерительных и корректирующих работ:

  1. Отключаем провод зажигания и снимаем крышки клапанов.
  2. Прокручиваем коленвал до совпадения метки на шестерне распредвала с меткой на корпусе мотора.
  3. Фиксируем рейку на выступе блока установленных подшипников тремя болтами.
  4. Стрелочный индикатор проставляется в специальное гнездо на рейке. Шкала при этом устанавливается на нулевой отметке.
  5. Далее кулачок оттягиваем немного вверх (с помощью специального инструмента). Если регулировка произведена корректно, то стрела индикатора сместится на 50-52 деления.

После окончания регулировочного процесса и приведения двигателя в исходное рабочее состояние следует его включить и внимательно проверить на слух, как он работает в различных режимах.

«Неисправность подушки двигателя: причины, симптомы, замена» Подробнее

Если в работе мотора присутствуют любые посторонние шумы, звуки или же вибрации, то это означает, что необходимо провести более глубокую и подробную диагностику. Падение мощности, резкий рост расхода горючего, троение – это все симптомы неправильно отрегулированных клапанов и/или неисправности свечей зажигания.

Мнения автовладельцев о регулировке клапанов

«Если движок горячий, то зазоры в нем больше, чем когда он холодный. (Удивительно, но это так). Производитель закладывает размерность зазоров в расчете на то, чтобы на момент пуска разогревающийся клапан не успел выбрать свой зазор в уже прогретой головке блока.

Зазор в движке с минимальным сроком эксплуатации, скорее всего, выберется полностью, особенно если его «пережать» хотя бы на 0,05 мм.

А вот какой-нибудь видавший виды двигатель, например, от «Шкоды» почти наверняка не успеет.

Лично я поднял величину зазоров на выпускных клапанах до 0,15 мм – при холодной погоде, когда мотор еще не прогрет, движок стал постукивать. Скорей всего, придется уменьшить до 0,13 мм».

  • Движение – жизнь (автомобиля)

«Не знаю, как у вас, а для меня прогрев мотора до 90 градусов – это недостаточная мера, чтобы диагностировать корректность регулировки клапанов.

Еще надо поездить полчасика, «накрутить» километров 80, а уж потом внимательно слушать издаваемые двигателем звуки.

Кстати, газораспределительная система звучит намного громче при плавном увеличении оборотов, хотя бы до 1000 (в минуту). При этом, если обороты больше или меньше, то шум снижается».

  • Разница между бензином и газом

«Если машина на газу, то зазор впускных клапанов регулируем по изначальному руководству по эксплуатации транспортного средства. Вообще, впускным клапанам без разницы, какое топливо используется.

А вот их выпускные «коллеги» гораздо более капризны – как же регулировать такие клапаны? Если коротко, то вдвое чаще, и их наибольший допустимый зазор не должен превышать 0,05 мм для бензина и 0,45 мм – для газа».

От корректного функционирования клапанов зависит качественная работа любого двигателя внутреннего сгорания. Однако интенсивность действия газораспределительного механизма зачастую приводит к тому, что заводская регулировка клапанов сбивается. В результате машина теряет мощность, начинает потреблять больше топлива, появляются посторонние звуки.

Проверьте: возможно, проблема заключается в зазорах клапанов, которые можно и нужно отрегулировать, и как можно скорее. Все алгоритмы описаны выше.

Регулировка клапанов: что это, зачем нужно, и что будет, если ее не делать

Когда нужна регулировка клапанов: как часто регулировать клапана

Если вы становились свидетелем сцены, когда опытный автомобилист деловито открывал капот машины (вашей или своей), некоторое время вслушивался в звук работающего мотора, а потом многозначительно произносил фразу «клапаны надо отрегулировать», но при этом для вас его слова были не понятнее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы попробуем этот пробел восполнить. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее нужно делать, и что будет, если ее не делать совсем? И почему на многих машинах регулировка клапанов вообще не нужна? Давайте разберемся.

Что такое регулировка клапанов?

Работа обычного поршневого двигателя предполагает подачу в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработавших газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно, впускные и выпускные, попеременно открываясь в нужное время для наполнения и опорожнения цилиндра.

Управляет их работой распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые воздействуют на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр.

Конструкций приводного механизма существует несколько – распредвал может воздействовать на клапаны почти непосредственно, надавливая кулачком на толкатели, или, к примеру, через специальные коромысла, толкая один их конец, в то время как другой давит на клапан.

Но в любом из случаев в конструкции есть интересующая нас особенность: тепловой зазор между кулачком распредвала и деталью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и собственно клапанов, очень высока, а при нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения нужен тепловой зазор, а регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов»

Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна.

Клапан при нормальных условиях, когда на него не давит кулачок распредвала, закрыт: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а должная герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах.

Соответственно, никакая регулировка клапану здесь не требуется – а вот тепловой зазор должен быть правильным. То есть, более корректно говорить не «регулировка клапанов», а «регулировка теплового зазора привода клапанов».

Зачем нужна регулировка клапанов?

Если представить себе комбинацию «клапан – толкатель – распредвал» без теплового зазора – то есть, плотно прилегающими друг к другу при неработающем двигателе, то несложно понять, что при выходе на рабочую температуру на удлинившийся клапан, «вытягиваемый пружиной из цилиндра» в сторону распредвала, из-за температурного расширения начнет постоянно давить этот самый распредвал, приводя к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть, при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться для герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.

Подобное может произойти, к примеру, из-за износа седел и тарелок клапанов. Соответственно, в этом случае регулировка клапанов нужна, чтобы обеспечить нужный тепловой зазор для обеспечения полного закрытия клапанов.

— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

Второй вариант – увеличение теплового зазора: например, из-за износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов.

В этом случае даже после достижения двигателем рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться зазор, а касаться они будут ударно и только в момент воздействия кулачка.

Это уже пагубно влияет на ресурс клапанного механизма, но есть и другие последствия: клапан будет открываться чуть позже и не полностью – а значит, ухудшится наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

Что будет, если не регулировать клапаны?

Если не регулировать клапаны своевременно, это приведет к изменению теплового зазора. При этом и увеличение, и уменьшение теплового зазора, как мы уже поняли, негативно влияет на ресурс и работу двигателя.

Уменьшение зазора означает неполное закрытие клапанов, которое приводит к ряду последствий.

Негерметичность камеры сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и прорыву раскаленных газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, впускной или выпускной клапан приоткрыт).

Кроме того, стоит отметить значительно увеличивающуюся тепловую нагрузку на клапаны. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом – это одно из важных условий его охлаждения, а если клапан неплотно прилегает к седлу, охлаждение ощутимо ухудшается.

Особенно это касается выпускных клапанов: впускные дополнительно охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью, а вот выпускные обеспечивают выход отработавших газов крайне высокой температуры, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет критическую важность.

В крайнем случае плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению – так называемому прогару.

Кроме того, прорыв горящей топливовоздушной смеси в выпускной тракт повышает нагрузку на катализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).

Последствия увеличения теплового зазора несколько иные.

Как было сказано выше, оно приводит к ударному воздействию распредвала на клапанный механизм, что негативно сказывается на его ресурсе, а также к несвоевременному и неполному открытию клапана.

Ухудшение наполнения цилиндра топливовоздушной смесью при этом означает нарушение фаз газораспределения и снижение отдачи мотора: то есть, он будет хуже тянуть.

Как узнать, каким должен быть тепловой зазор?

Величина теплового зазора определяется производителем для конкретного двигателя: если конструкция мотора предусматривает регулировку клапанов, показатели обычно указываются в руководстве по эксплуатации. — Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

В целом величина теплового зазора, разумеется, очень невелика, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм.

При этом ее обычно определяют с помощью набора щупов с шагом в 0,05 мм и менее – то есть, соблюдается точность до сотых.

Стоит отметить, что тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов различается: как мы уже знаем, выпускные клапаны нагреваются сильнее – а следовательно, сильнее увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.

На практике знать конкретные значения теплового зазора нужно только для регулировки – то есть, если вы не занимаетесь ей самостоятельно, эти цифры вам не слишком пригодятся.

Как узнать, когда регулировать клапаны

Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров. Однако и более частая проверка не повредит – особенно если машина оснащена газобаллонным оборудованием, так как газовое топливо повышает тепловую нагрузку на мотор.

Второй способ узнать о необходимости регулировки клапанов – это характерный звук: стук или цоканье при работе мотора, не проходящее по мере его прогрева.

— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

Ну а если автомобиль приобретен не новым, и его пробег уже немаленький, то регулировка теплового зазора точно не будет лишней – нужно лишь выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.

Как регулировать клапаны?

Существует несколько конструктивных вариантов регулировки теплового зазора. К примеру, один из вариантов – это подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распредвала.

Для регулировки зазора он сначала замеряется с имеющейся шайбой, а потом шайба при необходимости заменяется на другую, большей или меньшей толщины.

Альтернативный вариант при схожей конструкции – подборка не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с необходимыми параметрами.

Еще одна вариация — это регулировка теплового зазора с помощью винтового механизма. В этом случае ничего подбирать не нужно: зазор измеряется щупом и затем при необходимости настраивается вкручиванием или выкручиванием регулировочного болта, который затем фиксируется контргайками — Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.

Такой метод регулировки мы наглядно показывали в отдельном материале на примере Renault Logan.

Почему на некоторых моторах клапаны регулировать не нужно?

Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют.

Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора.

Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются «гидрокомпенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов.

Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.

Через сколько км нужно регулировать клапана ВАЗ-2114: фото, видео

Многие автомобилисты сталкивались с процессом регулировки клапанов ВАЗ-2114 на автосервисе или проводили данную операцию своими руками. Но, не все знают, через какой промежуток времени необходимо проводить данную операцию.

Видео ниже расскажет о регулировке клапанов на ВАЗ-2114:

Зачем необходима регулировка клапанов

Схема-устройство клапана и элементов для регулировки

Регулировка клапанов, а точнее зазора, проводится для того, чтобы фаска клапана плотно прилегала к седлу. Это связано со многими факторами, такими как:

  • повышенный расход бензина;
  • выпуск отработанных газов;
  • не попадание лишнего воздуха в камеру сгорания;
  • не попадания отработанных газов в газораспределительный механизм или впускной коллектор (см. «замена прокладки впускного коллектора своими руками«);
  • прочие последствия.

Становиться понятным, что ни в коем случае, не стоит допускать эффекта «щелканья» клапанов, поскольку это сигнализирует, что необходима регулировка.

Через сколько км нужно регулировать клапана на ВАЗ-2114

Процесс регулировки зазора клапанов

Согласно, нормативно-технической документации и практике автомобилистов, клапана необходимо регулировать каждые 15 000-20 000 км или при возникновении необходимости.

Как рекомендует завод-изготовитель в своих технических документах, регулировку клапанов на 8-клапанном двигателе ВАЗ-2114 стоит проводить во время каждого второго планового технического обслуживания двигателя.

Шайба регулировочная. При помощи её и проводится регулировка зазора клапана

Для регулировки клапанов используют специальные регулировочные шайбы. Их существует 125 размеров, но применяемость нашли только небольшое количество.

Рассмотрим, какие именно: 3.30, 3.35, 3.40, 3.45, 3.50, 3.55, 3.60, 3.65, 3.70, 3.75, 3.80, 3.85, 3.90, 3.95, 4.00, 4.05, 4.10, 4.15, 4.20, 4.25, 4.30, 4.35, 4.40, 4.45, 4.50;

Последствия несвоевременной регулировки

Известно, что несвоевременное проведение любой операции по ремонту и обслуживанию автомобиля, тянет за собой определенные последствия, которые могут быть, в одном случае – легкие, а в другом – фатальные для силового агрегата. Итак, рассмотрим, основные из них:

  1. Изношенность деталей и узлов головки блока цилиндров, а именно газораспределительного механизма.
  2. Износ распределительных валов.
  3. Частичное или полное разрушение толкателей.
  4. В отдельном случае, приводит к обрыву ремня ГРМ и соответствующим последствиям, таким как замена ремня ГРМ. Клапана на ВАЗ-2114 не гнёт!

Выводы

Клапана на ВАЗ-2114 стоит регулировать не позже, чем после 20 000 км пробега. Несвоевременные регулировочные работы могут привести к неожиданным и разрушительным последствиям. Поэтому, автолюбитель должен соблюдать рекомендации завода-изготовителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector