Климат-контроль или кондиционер: что лучше в автомобиле, отличия, плюсы и минусы.

Климат-контроль давно перестал быть недосягаемой для многих опцией, хотя некоторые пользователи по-прежнему не в полной мере понимают особенности его работы. Начнем с того, что называть климат-контроль кондиционером с автоматическим управлением не совсем корректно, – все намного сложнее.

Основное отличие

Кондиционер просто позволяет получить холодный воздух в условиях высокой температуры окружающей среды. Но интенсивность обдува и распределение потоков водитель выбирает вручную, поэтому эффективность и безопасность использования для здоровья во многом зависят от применяемых настроек.

Климат-контроль при использовании его в автоматическом режиме самостоятельно регулирует направление и интенсивность потоков, а также их температуру (используя обогреватель и кондиционер), чтобы обеспечить заданный водителем температурный режим.

Самые элементарные примеры: зимой интенсивность обдува будет меняться автоматически по мере прогрева двигателя, осенью стекла не будут потеть из-за подачи к ним «подсушенного» кондиционером воздуха, а летом система так распределит потоки, чтобы не было локальных зон «перегрева» и «переохлаждения».

В итоге система освобождает водителя от необходимости постоянно менять настройки в зависимости от изменения внешних условий (например, вышло солнце, стало нагревать салон – надо делать температуру ниже или интенсивность обдува выше), а также зачастую регулирует температуру более точно и грамотно, особенно в случае, когда салон под воздействием внешних факторов охлаждается/прогревается неравномерно. Впрочем, тут многое зависит от исполнения и качества доводки системы.

Климат-контроль или кондиционер: что лучше в автомобиле, отличия, плюсы и минусы.

Кроме того, климат-контроль обеспечивает дополнительные преимущества, особенно если говорим про «продвинутые» системы в дорогих автомобилях.

Так, за счет грамотного распределения потоков и оптимизации режимов работы вентилятора работающий в автоматическом режиме климат-контроль помогает достигать меньшего расхода топлива в сравнении с включенным кондиционером, особенно в случаях, если предусмотрен экономичный режим работы.

Некоторые системы оснащены датчиками качества воздуха – и они автоматически переходят в режим рециркуляции, чтобы избежать забора «грязного» воздуха с обилием вредных веществ.

Раздельный климат-контроль позволяет обеспечивать разные температурные режимы в зонах водителя и переднего пассажира в случае с 2-зонным исполнением системы, а также и для заднего ряда в случае с 3- и 4-зонными вариантами. Правда, стоит понимать, что возможности системы отнюдь не безграничны, так что реальная возможная разница редко превышает 7-8 градусов.

Как это работает

Режимами работы отопителя, кондиционера и вентилятора заведует электронный блок управления, который получает данные с различных датчиков (температуры двигателя, температуры в салоне и за бортом, освещенности и т.д.).

«Техзадание» задает сам водитель, когда выставляет на блоке управления желаемую температуру. Напомним, что автоматический режим можно отключить, либо нажав соответствующую клавишу, либо меняя интенсивность обдува или распределение потоков.

Тогда климат-контроль перейдет в режим ручного управления (по крайней мере так происходит на большинстве марок).

Климат-контроль или кондиционер: что лучше в автомобиле, отличия, плюсы и минусы.

На основании имеющихся параметров и «техзадания», работая по прописанным алгоритмам, блок управления определяет режимы работы кондиционера, отопителя, вентилятора.

Потоки воздуха направляются с помощью электронно-управляемых заслонок.

При этом, как мы отметили выше, в «продвинутых» системах может учитываться температура и освещенность индивидуальных зон салона, что позволяет более точно поддерживать заданный микроклимат.

Заметим, что в конечном счете «адекватность» работы климат-контроля зависит не только от сложности системы, но и от проработки алгоритмов ее работы. Здесь, как правило, на высоте оказываются как раз премиальные «немцы», тогда как в машинах марок попроще работа системы может вызывать те или иные нарекания.

Сложнее – значит, капризнее?

Да, так и есть.

Понятно, что со временем могут возникать те же вопросы, которые имеются и у обычного кондиционера (самые распространенные – утечки хладагента из-за коррозионного разрушения конденсатора, испарителя или подводящих трубок, выход из строя компрессора).

И точно так же, как в автомобиле с обычной «печкой», с возрастом может потребовать замены моторчик вентилятора. Но система климат-контроля сложнее, у нее есть дополнительные элементы, а значит, в какой-то момент могут потребовать внимания и они.

Климат-контроль или кондиционер: что лучше в автомобиле, отличия, плюсы и минусы.

Так, одна из потенциальных проблем – выход из строя управляемых заслонок. Из-за отказа привода или механической поломки самих заслонок они могут подвисать в открытом или закрытом положении, что приводит к некорректной работе всей системы.

При этом их замена, как правило, подразумевает трудоемкую и недешевую операцию, поскольку приходится частично или полностью разбирать переднюю панель.

Справедливости ради отметим, что в современных автомобилях с обычным кондиционером тоже могут иметься заслонки с не тяговым, а пневматическим или электроприводом (например, заслонка, отвечающая за рециркуляцию).

Также к некорректной работе климат-контроля приводит отказ одного или нескольких датчиков (температуры, освещенности) либо сбой в работе электронного блока управления (но это случается гораздо реже).

Здесь уже на первое место выходит качество диагностики: важно определить истинного виновника проблем, чтобы случайно не заменить хорошо работающий элемент конструкции.

Бывали случаи, когда некорректная работы системы была вызвана не отказом датчика, а тем, что он оказывался закрыт посторонними предметами (например, игрушками на панели).

Соответственно, чтобы отсрочить появление проблем и минимизировать их последствия, надо следовать тем же рекомендациям, что и при эксплуатации автомобиля с кондиционером.

А это периодическая (примерно раз в 2 года) проверка объема фреона в системе и его пополнение при необходимости, проверка состояния, очистка радиатора и соединительных трубок, очистка или антибактериальная обработка испарителя, наконец, своевременная замена салонного фильтра. Последнее особенно важно, так как от этого отчасти зависит ресурс заслонок и их привода.

Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса

Климат-контроль или кондиционер в машине: что лучше выбрать

Как может показаться на первый взгляд, отличия между кондиционером и климат-контролем в машине минимальны. На практике, данные климатические установки достаточно сильно отличаются, хотя конструктивно и функционально схожи.

Среди основных отличий можно выделить следующие особенности: 

  • кондиционер автомобильный способен охлаждать воздух и удалять влагу из воздуха;
  • климат — контроль автоматически поддерживает заданную температуру воздуха в салоне;

Фактически, для нагрева воздуха в машине с кондиционером нужно включать печку, для охлаждения включается кондиционер, для быстрого прогрева активируется заслонка рециркуляции. В свою очередь, наличие климат-контроля позволяет автоматизировать все процессы, что значительно повышает комфорт при эксплуатации автомобиля.

При этом система климат-контроля более сложная, так как присутствует большое количество датчиков, сервомеханизмов, блок управления и т.д. В свою очередь, это может стать причиной неожиданных поломок и сбоев в работе климатической установки. Подробнее читайте в нашей статье. 

Климат-контроль и кондиционер: чем отличаются

На многих современных авто основным отличием кондиционера от климата можно считать режим «auto», который имеется на панели управления климатической установкой. Наличие такого режима четко указывает на то, что система способна поддерживать заданную температуру в салоне без участия водителя. Это значит, что конкретный автомобиль оснащен климат-контролем, а не простым кондиционером.  

Также климат-контроль может быть не только однозонным, но и позволяет регулировать параметры отдельно для водителя, переднего пассажира, а также задних пассажиров (раздельный климат-контроль, двузонный, трехзонный или даже четырехзонный климат-контроль). Такая опция позволяет реализовать зонирование салона и быстро настроить комфортную температуру как для водителя, так и для пассажиров переднего и заднего ряда.

В свою очередь, обычный автокондиционер таких режимов не имеет, водителю приходится самостоятельно включать печку или кондиционер, подбирать комфортную температуру в зависимости от постоянно изменяющихся условий. При этом гибкость настройки достаточно ограничена, нужно самостоятельно вручную выставлять температуру, перекрывать заслонки для пассажиров переднего и заднего ряда и т.п.

Кондиционер или климат: плюсы и минусы

Казалось бы, климат контроль в машине по ряду причин можно считать намного более предпочтительным решением по сравнению с кондиционером. С одной стороны, с этим можно согласиться, но с определенными оговорками.

Хотя климат заметно повышает комфорт при эксплуатации автомобиля, причем как для водителя, так и для пассажиров,  такая система повышает стоимость авто и сама по себе более сложная. Наличие климат-контроля означает, что заслонки имеют электрические приводы, которыми управляет блок управления климатом. Для лучшего понимания, рассмотрим принцип работы климат-контроля в машине.

  • Управление приводами позволяет открывать и закрывать заслонку рециркуляции воздуха, гибко менять и поддерживать температуру, изменять направление потоков воздуха, причем реализована возможность открывать заслонки под разным углом.

Также блоком контролируется скорость вращения вентилятора в режиме «auto», кроме стандартных скоростей блок также может задействовать промежуточные значения, недоступные водителю в ручном режиме.

Работает вся система на основании данных, полученных от группы датчиков: датчик температуры в салоне, датчик температуры двигателя, датчик уровня влажности, датчик света, дождя и т.д. Основная задача-поддерживать в салоне следующие условия: 22-25°С и влажность около 75-80%.

  • При этом блок комфорта тесно связан с ЭБУ двигателем и другими блоками управления, так как при управлении климатом приходится задействовать определенные ресурсы автоматически (включение печки или компрессора кондиционера, активация заслонки рециркуляции). Блоку климата нужно оценивать степень нагрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения, нагрузку на двигатель и т.д.
Читайте также:  Надпись rotation на шинах: что значит

Вполне очевидно, что в случае возникновения сбоев и поломок такой электроники, диагностика климат-контроля часто затруднена, также дороже обходится ремонт, сложнее подбирать запасные части. Часто встречаются машины, где климат попросту «глючит», то есть проблема плавающая, четко локализовать неисправность достаточно сложно и под силу далеко не каждому специалисту.

  • Что касается кондиционера, как правило, механический кондиционер в авто дешевле, проще по конструкции, менее функционален, но зачастую надежнее многих систем климат-контроля. Причина заключается в минимальном количестве управляющей электроники.

На практике, автокондиционер лучше климат-контроля  тем, что его проще обслуживать и ремонтировать. Особенно это актуально для автомобилей старше 7-10 лет, которые часто имеют неполадки, связанные с отказами тех или иных электронных блоков, сервомеханизмов и т.п.

При этом механические элементы также могут выходить из строя, что требует их ремонта и/или замены, но такой ремонт зачастую проще и обходится дешевле. Теперь давайте рассмотрим эти две системы внутрисалонного климата, а именно их недостатки, более подробно.

Минусы климат-контроля в авто

Первое, алгоритмы работы климат-контроля (даже при условии полной исправности системы) на многих автомобилях могут  быть далеки от идеальных.  Заданная температура может не поддерживаться, водителю приходится постоянно корректировать настройки, самостоятельно определять зоны и интенсивность обдува и т.д. 

Конечный результат в этом случае сводится к тому, что о полной автоматизации системы можно забыть, так как требуется постоянное участие водителя.  В таких условиях, если говорить об отличиях кондиционера от климат-контроля, указанные отличия могут быть минимальны.

  • Идем далее. Чтобы система климата могла поддерживать параметры, которые задает водитель, в автомобиль интегрируется электронный блок управления климатом, электронная шина, датчики и приводы, которые также управляются при помощи электроники.

Посредством датчиков  происходит сбор показаний, далее электронный блок обрабатывает полученные данные, после чего происходит коррекция путем задействования целого ряда исполнительных устройств. Так автоматически меняется скорость вентилятора, реализуется управление  заслонками, регулируется производительность компрессора кондиционера и т.д.

  • Не трудно догадаться, что выход из строя какого-либо датчика или сервомеханизма становится причиной сбоев в работе или полного отказа системы нормально функционировать. Часто бывает так, что даже отключение режима «авто» климат-контроля все равно не позволяет водителю нормально пользоваться системой даже в ручном режиме. В свою очередь, отказ электронных блоков управления приводит к тому, что система полностью выходит из строя, то есть климат в машине не работает.

Диагностика таких поломок может быть сильно затруднена, так как часто необходимы подменные блоки, датчики и другие элементы, приходится проверять большое количество электронных компонентов. Простыми словами, ремонтировать климат-контроль заметно дороже и сложнее, чем обычный кондиционер в машине.  

Недостатки автокондиционера

Как уже  было сказано, управление обычным кондиционером осуществляется вручную, автоматические режимы отсутствуют. При этом система оснащена механическими переключателями.  

На многих бюджетных авто, а также машинах среднего класса регуляторы температуры, направления обдува (управление потоком воздуха) соединяются с заслонками при помощи тросиков или тяг. Указанные тяги  расположены в блоке кондиционера и печки на торпедо.

Более дорогой вариант (чаще на авто среднего класса) может иметь реализацию в виде вакуумного привода. Также на многих авто может стоять электрический привод заслонки рециркуляции воздуха. Такое решение представляет собой небольшой электромотор, который имеет скользящий контакт.
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве и принципах работы кондиционера в автомобиле. Из этой статьи вы узнаете о том, как устроен кондиционер в машине, как работает автомобильный кондиционер, а также какие неисправности встречаются и как выполняется диагностика автокондиционера.

Еще можно встретить комбинированное решение, когда заслонка рециркуляции воздуха имеет вакуумный привод, при этом остальные регуляторы тросиковые. В любом случае, управление такой системой может быть только ручным, какие-либо автоматизированные функции отсутствуют.

Исключением можно считать только функцию (встречается не на всех авто), когда при переводе регулятора в положение «на стекло» (обдув только лобового стекла), автоматически включается кондиционер. Это сделано для активного удаления влаги с лобового стекла и препятствования его дальнейшему запотеванию.  В других режимах кнопку A/C водителю нужно включать самостоятельно.

Что в итоге

Как видно, основное отличие климат-контроля от кондиционера в машине заключается в том, что климат самостоятельно в полностью автоматическом режиме контролирует температуру и влажность воздуха, гибко подстраиваясь под постоянно изменяющиеся условия (температура двигателя, температура воздуха снаружи, уровень влажности и т.д.).

Что касается кондиционера, воителю нужно самостоятельно подбирать температуру, управлять заслонками, включать и выключать кондиционер для охлаждения и изменения уровня влажности и т.п.

При этом однозначно ответить на вопрос, что лучше, кондиционер или климат-контроль, нельзя. На новом автомобиле, который оснащен качественной системой климат-контроля, алгоритмы работы которого не вызывают нареканий, однозначно климат-контроль лучше кондиционера.

Если же рассматривать б/у авто с пробегом, нужно учитывать, что система климата более сложная и может легко выйти из строя. При этом ремонт может стоить достаточно дорого, так как отказы датчиков  и электронных блоков управления затрудняют диагностику и часто требуют полной замены неисправных элементов.

В свою очередь, простой автомобильный кондиционер будет более надежным решением.  Даже если такой системе необходимо обслуживание, всегда можно заменить тросики или приводы, почистить систему и заправить компрессор с минимальными затратами.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как почистить кондиционер в машине. Из этой статьи вы узнаете, когда нужна чистка автокондиционера, а также как выполняется такая процедура, чем можно почистить кондиционер в машине и т.д.
Также, в отличие от кондиционера, который просто дует холодным воздухом  или печки, которая дует горячим, климат постоянно пытается поддерживать оптимальные условия. Это значит, что система гибко изменяет параметры своей работы. В свою очередь, отклонения от нормы приводят к тому, что блок комфорта будет все время пытаться выйти на оптимальные показатели.

Например, ошибки датчика температуры могут заставить блок климата «думать», что мотор слишком холодный даже после полного прогрева силового агрегата. В этом случае система будет снижать эффективность работы, активировать заслонку рециркуляции, чтобы максимально ускорить прогрев двигателя.

При подобных сбоях значительно усиливается износ всей системы климат-контроля, климат может работать некорректно. По этой причине за климат-контролем нужно следить и обслуживать систему более тщательно: регулярно осуществлять чистку, заправлять авто кондиционер (компрессор кондиционера) фреоном и контролировать давление в системе, проводить периодическую диагностику электронных компонентов.

Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше :

Такая климатическая система контролирует влажность, температуру, интенсивность солнечного излучения, количество углекислого газа в кабине и другие параметры. Климат-контроль также регулирует циркуляцию воздуха, скорость вращения вентилятора и устраняет запотевание стекол. Что еще может климат-контроль и чем он лучше кондиционера?

Климат-контроль — установка для настройки комфортной температуры и влажности в салоне автомобиля. Он не только охлаждает или нагревает воздух, но и поддерживает заданную температуру. Помимо комфорта, климатические системы помогают удалить лед, иней и конденсат на стеклах. Они также синхронизируют работу других настроек:

  • Направление потока. Контролируется углом наклона дефлектора. Позволяет перенаправлять основной поток, например, в ноги или по центру салона.
  • Скорость обдува. Регулируется при помощи настроек вентилятора. Выбирается вручную или корректируется компьютером автоматически.
  • Рециркуляция. В этом режиме используется воздух внутри салона. Удобно при движении в пробке или тоннеле, чтобы выхлопные газы впереди идущего авто не попадали в салон. При помощи циркуляции можно быстрее прогреть или охладить салон.
  • Фильтрация. Для очистки воздуха от пыльцы, пыли и других частиц. В некоторых моделях также есть опция ионизации воздуха.
  • Ароматизация. Климатические системы преимущественно премиальных марок не только регулируют температуру, но и наполняют салон авто ароматом.

Как работает климат-контроль

Климат-контроль объединяет отопитель, вентилятор и кондиционер. Их работу синхронизирует компьютер или электронный блок управления (ЭБУ). Благодаря информации от множества датчиков внутри и снаружи авто, он строит оптимальный алгоритм работы. В расчет принимаются данные о погоде за бортом, интенсивности солнечных лучей, загазованности воздуха и др.

Климат-контроль управляется вручную и автоматически через включение кнопки «AUTO». В этом случае система сама регулирует все настройки, основываясь на информации о предпочтениях водителя и внешних факторах. При ручном управлении часть настроек все равно продолжит контролировать компьютер.

На практике работа климат-контроля выглядит следующим образом:

  • Водитель выбирает необходимое значение температуры.
  • Электроника анализирует информацию от термодатчиков, сравнивая ее с заданными условиями.
  • Если температура выше или ниже, то система автоматически распределяет в нужных пропорциях холодные и теплые воздушные потоки.
  • Чтобы быстрее достичь установленных водителем значений климат-контроль сам включит вентилятор на ту или иную скорость обдува. При необходимости, компьютер запустит рециркуляцию.
  • По мере того как температура будет приближаться к заданной, компьютер снизит скорость обдува.
Читайте также:  Что такое степень сжатия

Климат-контроль и кондиционер: отличия

В кондиционере водитель устанавливает нужную температуру воздуха и все. Это значит, что для ее поддержания, придется ориентироваться на ощущения и постоянно корректировать настройки. Климат-контроль позволяет сохранять ее неизменной и не требует постоянного участия водителя.

Есть у двух систем и другие отличия:

  • Если кондиционер сушит и охлаждает воздух, то климат-контроль сперва делит его на два потока. Один направляет в отопитель, другой — в кондиционер. На входе в салон они смешиваются в разных пропорциях, соответственно заданным настройкам.
  • Климат-контроль управляется электроникой, которая определяет оптимальную работу заслонок, вентилятора и других систем. Например, в холодное время года при запуске автомобиля компьютер направит больший поток теплого воздуха на лобовое стекло.
  • Сегодня кондиционеры устанавливают почти на все автомобили и даже в стартовых комплектациях. Климат-контроль чаще предлагают в виде опции или в дорогих версиях. В итоге стоимость с автоматизированной системой оказывается выше.

Климат-контроль и кондиционер: отличия в автомобиле и что лучше

Многих автовладельцев интересует, как устроен климат контроль и кондиционер, отличия, плюсы и минусы каждого из вариантов. Климат контроль — это усовершенствованная версия кондиционера с блоком управления, датчиками и более сложной системой управления. Ниже рассмотрим, в чем особенности каждого из устройств, каковы отличия, и что лучше выбрать автовладельцу.

Отличия

Для начала разберемся, чем отличается климат контроль от кондиционера в машине, и есть ли вообще разница в этих двух системах. Выделим основные моменты

Принцип действия

Кондиционер в машине работает по принципу классического холодильника. Внутри герметичной системы находится хладагент и немного масла, которые циркулируют по компрессору, радиатору, ресиверу-осушителю и трубкам.

В компрессоре происходит сжатие рабочего состава и его переход в жидкое состояние. В дальнейшем хладагент нагревается, а после прохождение через осушитель снова возвращается в газообразную форму и охлаждается.

Как результат, в салон попадает холодный воздух.

Рассматривая, в чем отличие кондиционера от климат контроля в автомобиле, стоит также отметить особенности климатической системы.

Здесь предусмотрены датчики, контролирующие температуру внутри салона и снаружи, которые отправляют сигнал на блок управления.

Последний анализирует данные и дает команду исполнительным механизмам на подачу холодного или теплого воздуха. При этом система поддерживает определенную температуру, заданную пользователем.

Виды

Рассматривая разницу между климат контролем и кондиционером в авто, стоит учесть отличия в разновидности этой техники. Так, кондиционер бывает только одного вида, а его главная задача — охлаждать салон автомобиля без какого-то конкретного разделения. В случае с климат контролем выделяется несколько вариантов по количеству зон:

  • однозонный — предусматривает установку общей температуры для всего салона;
  • двухзонный — позволяет выставить индивидуальную температуру для области водительского кресла и переднего пассажирского сиденья;
  • трехзонный — отличается возможностью установки персонального температурного режима для водительского / пассажирского кресла, а также заднего дивана;
  • четырехзонный — позволяет выделить четыре отдельные зоны и обеспечить в них свою температуру.

Отличия в функциях

При поиске различий климат контроля и кондиционера всплывает вопрос функционала такой техники. Сравнивать эти два устройства — все равно, что искать отличия между инжекторным и карбюраторным двигателем. Пропасть в возможностях огромная.

К отличиям климат контроля стоит отнести возможность сохранения установленной температуры в полностью автономном режиме. Для сравнения кондиционер просто охлаждает воздух. Если нужно нагреть салон, придется включать печку.

Кроме того, отличие современных климатических систем состоит в возможности тонкой регулировки, позволяющей избежать простуды.

Управление

Сравнивая, в чем разница кондиционера и климат контроля в автомобиле, достаточно обратить внимание на отличия в управлении этими устройствами. В случае с кондиционером все просто — достаточно включить девайс и дождаться охлаждения воздуха в салоне. Выполнять каких-либо дополнительных требований не нужно.

Если в авто установлена климатическая система, все проще. Необходимо один раз установить температуру и запустить систему, после чего она выполняет работу самостоятельно.

Также стоит отметить, что у климат контроля имеется два режима управления:

  1. Ручной. Подразумевает самостоятельный выбор скорости вращения вентилятора, направления потока воздуха и т. д.
  2. Автоматический. В этом случае достаточно один раз установить температуру, после чего система сама создает заявленные условия в машине.

Внешние отличия

Много вопросов, как отличить климат контроль от кондиционера, к примеру, при покупке автомобиля. Эти системы различаются не только функционально и конструктивно, но и по внешнему виду. Тот же кондиционер чаще всего представлен обычной кнопкой включения / отключения.

А вот в случае с климат контролем управляющих органов и отличий больше. Здесь должен быть дисплей для отображения температуры и скорости работы вентилятора, регуляторы упомянутых параметров, кнопка включения и другие клавиши. Такие устройства занимают больше места на приборной панели.

При рассмотрении, чем отличается кондей или климат контроль, важно знать преимущества и недостатки каждого из устройств.

Начнем с преимуществ климат контроля:

  • создание комфортных условий для водителя и пассажира внутри машины;
  • способность автоматически поддерживать установленную один раз температуру без привлечения водителя;
  • множество регулировок;
  • широкий выбор вариантов — с одной, двумя, тремя и четырьмя зонами работы;
  • простой и удобный интерфейс;
  • возможность настройки в ручном режиме.

Рассматривая, что лучше — климат контроль или кондиционер в машине, стоит учитывать и минусы климатической системы:

  1. существенное удорожание автомобиля;
  2. более дорогостоящий ремонт / обслуживание;
  3. повышение расхода топлива;
  4. невозможность самостоятельного ремонта.

Преимущества и недостатки кондея

В вопросе, есть ли в климат контроле кондиционер, мы пришли к положительному ответу. Это логично, ведь климатическая система способна охлаждать и нагревать воздух внутри машины. Но что делать, если в авто установлен только кондиционер.

Здесь также имеется ряд положительных моментов:

  • простота эксплуатации;
  • возможность просушивания воздуха в салоне зимой и спасение от запотевания стекол;
  • легкость и высокая скорость включения;
  • отсутствие необходимости выполнения дополнительных настроек.

Но есть и ряд минусов:

  1. риск простудиться из-за постоянного холода;
  2. неприятных запах после включения из-за накопления внутри устройства бактерий;
  3. необходимость регулярного технического обслуживания и ремонта;
  4. существенный расход топлива и заряда АКБ;
  5. высокий уровень шума;
  6. повышение стоимости авто.

Что лучше

С учетом сказанного несложно подвести итог, что лучше в машине — климат контроль или кондиционер. При наличии финансовой возможности стоит отдать предпочтение первому варианту. Все-таки климатическая система более функциональна и дает расширенные возможности автовладельцам. В крайнем случае, можно довольствоваться кондиционером, который не спасет от мучительной жары летом.

Теперь вы знаете, в чем особенности и отличия разных видов устройств, какие преимущества климат контроля перед кондиционером, и чему лучше отдать предпочтение. В х расскажите, какой вариант предпочитаете именно вы и почему.

Кондиционер против климат-контроля — В чем разница?

 

В 1930 году производители автомобилей начали устанавливать на свои транспортные средства электрические обогреватели, которые встраивались непосредственно в приборную панель. Затем, спустя несколько лет, компания «Nash Motors» создала новую систему подачи горячего воздуха в салон автомашины.

То есть, двигатель нагревал холодный воздух, а отопительная система в машине подавала этот горячий воздух непосредственно в салон, обогревая таким образом водителя и пассажиров. С тех пор автопромышленности пришлось проделать долгий путь в развитии различных технологий, в том числе и в обогреве салона автомобиля.

Сегодня будет довольно необычно встретить на автомобильном рынке машину, которая не имеет у себя кондиционера в качестве обычной стандартной опции. Кондиционеры охлаждают горячий воздух в вентиляционной системе при помощи компрессора и делают это для того, чтобы понизить температуру воздуха в салоне машины.

Тот же самый принцип и в холодильнике.

Но кроме кондиционера многие современные автомобили поставляются сегодя и с климат-контролем как в стандартных комплектациях, так и в качестве дополнительного оборудования.

Климатическая установка также как и кондиционер способна тоже охлаждать воздух в салоне машины, но между ними, то есть у нее (у последней), есть существенное отличие в принципе работы от обычного кондиционера.

Сейчас мы поясним в чем принцип и разница.

Отопление и вентиляция

 

Эти две системы есть в каждом автомобиле. Принцип работы системы отопления и вентиляции достаточно прост. Как правило, то есть обычно такая система подает воздух с улицы в салон и при необходимости его нагревает.

Но, к нашему сожалению, такая система вентиляции не охлаждает воздух.

Поэтому, если автомобилисту приходится путешествовать на машине в Южных регионах, то ему будет не очень то комфортно, когда система вентиляции будет подавать с улицы в салон авто раскаленный горячий воздух. 

Кондиционер

Кондиционер создан именно для того, чтобы охладить поступаемый с улицы в вентиляционную систему воздух. Охладив воздух до температуры ниже окружающий среды, он подается в салон через вентиляционную систему машины. Охлаждение воздуха происходит непосредственно в компрессоре, в который заправлен хладагент (фреон).

Читайте также:  Регулировка педали сцепления: как выполняется процедура

Фреон циркулирует по замкнутому кругу попадая изначально в испаритель, где этот жидкий охладитель переходит в газообразное состояние. При этом явлении поглощается очень большая часть тепла. В результате этого воздух как-раз и остужается.

Далее фреон из газообразного состояния опять переходит в жидкий вид и все повторятся сначала.

Как правило, если машина оборудована простым кондиционером, то охлаждение воздуха может быть установлено только на одну температуру по всему салону машины.

Простая система кондиционирования подразумевает под собой только регулировку скорости вентиляции и степень охлаждения салона, на этом все. То есть, поменять температуру воздуха вы не можете. Можно регулировать только лишь интенсивность охлаждения.

К примеру, включив кондиционер вы вручную сами должны понизить скорость обдува, чтобы остановить резкое снижение температуры, или вообще взять и выключить кондиционер.

Поэтому запомните друзья, если ваша машина оснащена обычным кондиционером, то вы можете либо его включить чтобы воздух непрерывно охлаждался, либо вообще полностью выключить, чтобы салон машины отапливался системой обогрева.

Климат-контроль

Климат-контроль — это более сложная система, чем обычный автомобильный кондиционер. Климатическая система использует в себе дополнительные датчики и компьютер, чтобы можно было управлять температурой в салоне машины.

Важно здесь отметить следующее, что климат-контролем проще пользоваться, чем например кондиционером.

А дело в том, что климат-контроль позволяет водителю выставить определенную и нужную ему температуру воздуха в салоне, которую автоматически будет поддерживать встроенная внутри климатическая установка.

Это позволяет водителю и пассажирам не думать о проблеме и не следить за интенсивностью обогрева или охлаждения воздуха. За них в этом случае будет следить компьютер. К примеру, выставив определенную температуру охлаждения в салоне авто климатическая система за климат-контролем самостоятельно без вашего участия будет следить за климатом в салоне машины.

Как только температура достигнет заданных значений, то скорость вентиляции и охлаждения автоматически уменьшатся.

Интенсивность охлаждения будет постепенно уменьшаться по мере приближения заданной температуры на приборной панели климат-контроля.

Далее уже компьютер будет автоматически поддерживать определенную заданную температуру добавляя или снижая интенсивность такого охлаждения и обдува салона при необходимости

 

Многие климатические системы в современных автомобилях позволяют устанавливать водителю и также пассажирам свои личные настройки температуры. Как правило, такие системы климат-контроля называются двухзонными (к примеру, для водителя и переднего пассажира).

В последние годы также появились уже и трехзонные климатические установки, которые могут охлаждать или нагревать с различной температурой разные участки салона машины (где к примеру, водитель, передний пассажир, задние пассажиры). Таким образом подобные климатические установки прекратили вечные семейные споры в борьбе за температуру в салоне.

Теперь каждый находящийся в машине может выставить свою личную температуру охлаждения или обогрева.

Какой купить автомобиль: С кондиционером или с климат-контролем..?

 

Это часто определяется бюджетом покупателя и выбором самого автомобиля, который он хочет приобрести. Если приглянувшийся автомобиль имеет в стандартной комплектации кондиционер, то нет никакого смысла переплачивать в качестве опции за климат-контроль, поскольку установка в качестве доп.опции климатической системы будет не дешевым удовольствием.

Помните о том, что сэкономленные деньги вы можете потратить на интегрированную спутниковую навигацию, если приобретаемый вами автомобиль не имеет этой опции.

Если же приобретаемая машина не имеет кондиционера, то тогда стоит в качестве опции оснастить машину системой охлаждения, поскольку ваши поездки без кондиционера в летнее время будут не очень комфортными. 

Тем не менее, если у вас есть лишние деньги, то вместо кондиционера вы можете приобрести автомобиль с климат-контролем или заказать его в качестве опции, если в стандартной комплектации завод производитель не поставляет машину с климатической установкой.

К тому же помните о том, что машина с климат-контролем более востребована на подержанном рынке автомашин.

Это правда не означает, что машина с климат-контролем будет стоить на б/у рынке дороже, чем транспортное средство с обычным кондиционером, но все же и тем не менее, продать подержанный автомобиль с климатической системой потом будет легче.

Кондиционер или климат-контроль — что лучше? — журнал За рулем

Кондиционер в машине незаменим в знойную погоду. Вот только на его блоке управления приходится постоянно что-то настраивать. Другое дело — климат-контроль: выставил желаемую температуру, нажал кнопочку «auto» и забыл обо всех коррекциях. Это, конечно, в идеале. А на деле некоторые современные автомобили отличаются далеко не самым адекватным алгоритмом работы климат-контроля: то дует не туда, то электроника отказывается поддерживать выставленную температуру. Хотя это уже тема отдельного разговора. Мы же сосредоточимся на технических отличиях кондиционера от климат-контроля.

Кондиционер и климат-контроль различаются примерно так же, как карбюраторный и инжекторный моторы. Чтобы автоматически поддерживать заданные водителем параметры, структурную схему обычного кондиционера снабдили отдельным «мозгом», датчиками и приводами с электронным управлением.

За кнопками на панели климат-контроля скрывается сеть из датчиков, электрических приводов, блока управления и отдельной шины управления.

В панель климат-контроля на центральной консоли встроен блок управления.

Собирая данные с различных датчиков, с помощью исполнительных устройств он корректирует скорость вентилятора, положение заслонок (отвечают за температуру и направление потоков воздуха) и производительность компрессора кондиционера.

В любой момент водитель может отключить автоматический режим работы системы и управлять ею вручную на свое усмотрение. В случае с обычным кондиционером электронной альтернативы нет, и человек должен сам орудовать переключателями на передней панели.

Руководство

В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели.

Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха.

Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.

Панель управления кондиционером в Логане первого поколения – характерный пример, когда все заслонки имеют тросовый привод. Огромная ручка внизу выдает бюджетность конструкции.

Есть у кондиционера и электрические регулировки.

Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную.

Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.

В этом случае у кондиционера электрический привод заслонки рециркуляции воздуха. За кнопкой кроется моторчик с тягой, а не трос.

Под контролем

В случае с климат-контролем все заслонки имеют электрические приводы. Ими заведует блок управления. Привод заслонки рециркуляции имеет всего два фиксированных положения (отрыто или закрыто), а у заслонок, отвечающих за температуру и направление потоков воздуха, более продвинутый алгоритм работы (возможен любой угол открытия).

Скоростью моторчика вентилятора управляет уже не обычный резистор, а полупроводниковый транзистор. В ручном режиме управления он имеет несколько фиксированных ступеней. Их число зависит от конструкции поворотной шайбы на панели управления. А при включенном режиме «auto» скорость задает непосредственно блок управления с более широким набором промежуточных значений скорости.

По сравнению с кондиционером в систему климат-контроля включено несколько дополнительных датчиков. Основными являются сенсоры солнечного излучения и температуры воздуха в салоне. Благодаря их показаниям блок управления оперативно перенаправляет потоки воздуха и корректирует его температуру, чтобы поддерживать комфортные условия.

Блок климат-контроля напрямую заведует своими исполнительными механизмами через обособленную шину. А вот чтобы задействовать компрессор кондиционера, ему необходимо отправить запрос в модуль двигателя. Такая субординация распространяется и на ручное управление климат-контроля.

Также «мозги» климат-контроля ориентируются на другие показатели, например, температуру охлаждающей жидкости двигателя. Для этого иногда используется отдельный датчик в блоке печки, но чаще данные берутся с моторного сенсора. Эта информация помогает блоку управления правильно оценить тепловые ресурсы и грамотнее распорядиться ими.

Блок управления климат-контролем действительно можно сравнить с «мозгами» инжекторного мотора, учитывая количество всевозможных режимов коррекций, начиная от гибкого управления производительностью компрессора кондиционера, которая недоступна в ручном режиме, и заканчивая замысловатым алгоритмом работы заслонок и моторчика вентилятора. А все ради того, чтобы оперативно подстраиваться под текущие условия и не отвлекать водителя от управления автомобилем. Во время прогрева электроника климат-контроля сама прикроет заслонку рециркуляции, чтобы зимой ограничить поток холодного воздуха извне в салон, сразу после пуска мотора, а летом — горячего.

из архива автора

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector