Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Прежде чем перейти к правилам подзарядки кальциевой АКБ, необходимо разобраться в ее особенностях. Какой эффект дает добавка кальция в пластины из свинца? Рассказываем в статье >>

Прежде чем перейти к правилам подзарядки кальциевой АКБ, необходимо разобраться в ее особенностях.

  1. В технологии Са/Са пластины изготовлены из свинца. Но положительные и отрицательные электроды легированы кальцием. Содержание кальция от общей массы пластин составляет не более 0,07%. В гибридных АКБ Pb/Са кальцием легированы только отрицательные пластинки.
  2. Технология подразумевает использование более тонких, но прочных пластин. Эта особенность позволила увеличить площадь поверхности электродов и повысить пусковые токи.
  3. Батареи рассчитаны на установку в автомобили с напряжением бортовой сети до 14,5 вольт.

Но какой эффект дает добавка кальция в пластины из свинца?

  • В нормальных условиях эксплуатации АКБ не закипает, не перезаряжается. При зарядке генератором напряжением в 14,4– 14,5 В источник питания не закипит.
  • Пластины стали тоньше, но прочнее. Уменьшение толщины позволило использовать большее количество электродов и увеличить мощность батареи.

Разобравшись с понятием, можно переходить к тому, как заряжать Са/Са аккумулятор.

Особенности зарядки Са/Са аккумулятора

У каждой технологии аккумуляторных батарей есть правила подзарядки, которые помогают безопасно восстановить энергию источника питания.

К примеру, вы решили купить аккумулятор Аком, выполненный по технологии Ca-Ca, но как правильно его обслуживать? В дальнейшем придется заряжать АКБ и делать это неоднократно: перед холодным сезоном и консервацией автомобиля, после зимы, когда машина долго стояла на парковке.

Для начала выясним, какие значения тока и напряжения можно использовать.

  • Ток зарядки должен составлять 10% от емкости АКБ. Если емкость равна 75 А∙ч, сила зарядного тока будет равняться 7,5 ампера. Правило справедливо для батарей, проработавших менее 1 года. Если источник питания проработал 2–3 года, от изначальной емкости можно смело отнимать до 10-15 А∙ч из-за естественного износа.
  • Для безопасной подзарядки напряжение должно составлять 14,4–14,5 В.

Сколько времени займет эта процедура? На время влияет сила тока, зарядное напряжение, уровень разряда и реальная емкость. Для полностью разряженного источника питания емкостью 60–65 А∙ч при токе 6–6,5 А зарядка займет около 10 часов. Постепенно время подзарядки будет сокращаться из-за потери емкости.

Алгоритм безопасной зарядки выглядит так:

  1. Измерьте напряжение АКБ в состоянии покоя. Если показатель ниже 12,3 вольта – батарея требует зарядки.
  2. Отключите АКБ от бортовой сети. Снимите клеммы.
  3. Выкрутите пробки. Для зарядки выберите хорошо проветриваемое помещение. Вблизи не должно быть приборов обогрева, радиаторов отопления.
  4. Выберите режим подзарядки.
  5. Подключите З/У. Заряжайте источник питания до напряжения 14,4 В. А затем — еще 5 часов. Ток должен снизиться до 0,1 А. Аккумулятор считается полностью заряженным, если напряжение и ток зарядки не меняются 1-2 часа.
  6. По окончании зарядки отключите З/У.

Если вы планируете поездку, установите аккумулятор на автомобиль, подключите клеммы. Если езда не планируется, то дозарядите АКБ в течение получаса под напряжением 16 В. Предварительно проверьте показатели электролита. При нормальных показателях плотности и зеленом индикаторе дозарядка не требуется.

Для чего это делается? Процедура дозарядки позволяет перемешать электролит.

Итак, мы подошли к вопросу, правда ли, что Са/Са батарею нужно заряжать напряжением 16 вольт. Это представление ходит среди владельцев кальциевых аккумуляторов. Он вызван тем, что плотности с показателем 1,27 можно достигнуть только при повышенном напряжении. Однако такой подход приводит к принудительному кипячению аккумулятора и деградации пластин.

Запомните правило: кальциевую батарею заряжают напряжением 14,4 В. При установке под капот электролит сам перемещается под действием вибрации.

Простые правила обслуживания Са/Са аккумулятора

В заключение дадим несколько рекомендаций по обслуживанию АКБ:

  • Не допускайте глубоких разрядов. Восстановить источник питания после этого проблематично.
  • Раз в 6 месяцев обслуживайте батарею: контролируйте уровень/плотность электролита, заряжайте стационарным З/У.
  • Производите дозарядку напряжением 16 В, только если вы куда-либо спешите.

Вы всегда можете узнать, как зарядить кальциевый аккумулятор, у продавца-консультанта специализированного магазина. Полезную информацию можно найти и на автомобильных ресурсах, где пользователи делятся своим опытом.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильноКальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Книга «Фредди Меркьюри: иллюстрированная биография», Блейк Марк Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Книга «Золотая жила», Джулия Кэмерон Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Книга «Управление вниманием», Александр Король Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Книга «Поваренная книга Гарри Поттера», Дина Бухольц Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Блокнот «Блокнот Таро. Для записи раскладов», А5, 64 листа Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Книга «Выбор. О свободе и внутренней силе человека», Эгер Э. Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Книга «Метод Марины Мелия. Как усилить свою силу», Марина Мелия Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Книга «Что мы знаем (и не знаем) о еде», Баранова А., Кардакова М. Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно Книга «Безупречный стейк. Приготовление от А до Я», Алексей Онегин Книга «Витамин L. Жизнь с позиции любви», Бордовских Ю. Книга «Сладкое вязание крючком», Надежда Хегай Книга «Правило №1 — никогда не быть №2:», Мильштейн Д.

Правильная зарядка кальциевого аккумулятора

Многие автомобилисты считают приобретение автомобильного аккумулятора «слепой» покупкой: если повезёт, батарея прослужит как минимум положенный срок, если нет – то уже через год приходится снова планировать поход в автомагазин. На самом деле длительность срока службы АКБ зависит от условий ёё эксплуатации, правильного ухода и, конечно же, от типа батареи.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

В последнее время много говорят о кальциевых аккумуляторах как о серьёзной альтернативе обычным батареям. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что собой представляют кальциевые аккумуляторы

Основное отличие этой разновидности автоаккумуляторов заключается в добавке в свинцовые пластины кальция. Такие батареи обычно обозначаются Ca/Ca. Долевая часть кальция в свинце весьма незначительная – по массе это всего 0,1%, так что было бы правильно назвать такие АКБ свинцово-кальциевыми.

Впрочем, традиция давать название типу аккумуляторной батареи по легирующей добавке не нова. Самые распространённые сурьмянистые автоаккумуляторы – типичный пример, но поскольку сурьма оказалась не идеальной добавкой, на протяжении многих лет велись интенсивные исследования, направленные на поиск нового, более эффективного вещества. Как оказалось, на эту роль неплохо подходит кальций.

Впрочем, и кальциевые АКБ не лишены недостатков, о которых мы поговорим позже. Отметим только, что добавление серебра в свинцово-кальциевые пластины практически нивелирует эти минусы, но и стоимость таких батарей, обозначаемых Ca/Ag, намного выше.

Технология производства кальциевых АКБ

Технологический процесс изготовления аккумуляторов с добавлением кальция существенно отличается от методики производства классических сурьмянистых батарей.

https://www.youtube.com/watch?v=ZfbGXitz1bs\u0026pp=ygVZ0JrQsNC70YzRhtC40LXQstGL0LUg0LDQutC60YPQvNGD0LvRj9GC0L7RgNGLOiDQutCw0Log0LfQsNGA0Y_QttCw0YLRjCDQv9GA0LDQstC40LvRjNC90L4%3D

Пластины последних изготавливаются методом литья. Перенос такой технологии для производства свинцово-кальциевых решёток потерпел полное фиаско: оказалось, кальций в этом случае просто выгорает.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Поэтому основа пластин, её решётка, изготавливается посредством штамповки.

Технология процесса заключается в следующем: сначала изготавливается сплав свинца с кальцием в необходимой пропорции в виде сплошной ленты, которая впоследствии подвергается перфорации.

Применение такого способа позволило получить пластины с более сложной пространственной структурой, которая оказалась эффективнее традиционной. При этом внешняя рамка свинцово-кальциевой пластины в процессе штамповки сохраняется.

На данный момент кальциевым батареям не удалось вытеснить сурьмянистые – основным препятствием является сложность технологии их изготовления, что непосредственно сказывается на стоимости кальциевых автоаккумуляторов. Так что в продаже сегодня можно найти АКБ обеих типов, вдобавок появились гибридные батареи, представляющие собой нечто среднее между сурьмянистыми и кальциевыми аккумуляторами.

Плюсы и минусы кальциевых автомобильных аккумуляторов

Любой тип автоаккумуляторов не является идеальным, поэтому имеет смысл рассмотреть основные характеристики всех трёх разновидностей:

Кальциевые Сурьмянистые Гибридные
Маркировка
Са/Са Sb/Sb Sb/Ca
Старт процесса электролиза электролита, В
15-16 12-12.5 14-15
Тип батареи
Необслуживаемый/малообслуживаемый Обслуживаемый Обслуживаемый
Стоимость, усреднённый показатель
От 3000 рублей От 2000 рублей От 1500 рублей

Гибридные и кальциевые АКБ считаются перспективными устройствами, поэтому по мере совершенствования технологии их изготовления и падения стоимости они будут постепенно вытеснять сурьмянистые, которые на данный момент остаются самыми распространёнными.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Достоинства кальциевых автомобильных батарей:

  • гораздо больший ресурс. Если придерживаться правил эксплуатации таких устройств, то средний срок службы автоаккумулятора кальциевого типа составит порядка пяти лет;
  • невысокий показатель саморазряда. По сравнению с классическими сурьмянистыми АКБ у кальциевых аналогов этот показатель почти на 70% ниже;
  • высокая механическая прочность пластин, что положительным образом сказывается на их способности противостоять вибрациям и ударам;
  • минимизация электролиза воды. Как известно, из-за этого процесса сурьмянистые батареи должны обеспечивать возможность долива технической жидкости. У кальциевых аналогов этот процесс практически исключён, что позволило сделать их конструкцию цельной и полностью герметичной, то есть необслуживаемой;
  • добавление кальция позволило уменьшить интенсивность коррозионных процессов, тем самым увеличив срок эксплуатации автоаккумулятора;
  • защита от перезаряда. Батареи кальциевого типа способны выдерживать напряжение заряда до 14,8 В;
  • прогрессивная технология изготовления пластин позволила уменьшить их толщину. В результате появилась возможность увеличить их количество, то есть суммарную мощность батареи;
  • необслуживаемый аккумулятор – идеальный вариант для тех автомобилистов, кто не склонен заниматься манипуляциями, связанными с уходом за ним (регулярное измерение плотности электролита и его уровня). Особенно актуально это для новичков, которые могут забыть о существовании автоаккумулятора, за исключением случаев, когда требуется его подзарядка.
Читайте также:  Сигнализация Старлайн А91: инструкция по эксплуатации и установке

  Особенности переключения передач на механике

Важно! Кальциевые аккумуляторы желательно устанавливать на новые машины, которые оборудованы системой, в автоматическом режиме отключающей потребителей электроэнергии после определённого интервала времени простоя автомобиля (если автовладелец забыл выключить магнитолу, свет или габариты). Кальциевые батареи требуют наличия полностью исправного электрооборудования – любые неполадки являются дестабилизирующим фактором. Впрочем, это актуально для любых типов автоаккумуляторов.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

А теперь перейдём к рассмотрению недостатков кальциевых аккумуляторов, которые, увы, тоже присутствуют:

  • высокая чувствительность к полным или глубоким разрядам. Это считается главным недостатком батарей данного типа. В отличие от сурьмянистых и гибридных аналогов, крайне не рекомендуется разряжать аккумуляторы до значений ниже 12 вольт. Один глубокий разряд независимо от его причины, приведёт к падению ёмкости примерно на 20%. При полном однократном разряде ёмкость АКБ уменьшится примерно наполовину. Таким образом, 9-10 глубоких разрядов – и аккумулятор можно будет выбросить;
  • высокая стоимость, которая объясняется сложностью технологического процесса производства пластин;
  • уменьшение ресурса при преимущественной эксплуатации автомобиля в мегаполисе. На кальциевый автоаккумулятор губительным образом влияют длительные простои (когда автовладелец использует машину преимущественно для того, чтобы ездить на работу и домой, а в остальное время она простаивает), а также езда в городских пробках, для которой характерен режим «старт-стоп».

Отметим, что использование АКБ типа Са/Са не в автомобилях нежелательно. В частности, установка их на ложках/катерах – это высокий риск подвергнуть устройство глубокому разряду, что в силу вышеописанных причин крайне нежелательно.

Как правильно заряжать кальциевый аккумулятор

Подзарядка сурьмянистых батарей или их гибридных аналогов производится по классической, годами отработанной схеме: батарея заряжается током, уровень которого составляет порядка 10% от ёмкости (например, 60-амперный аккумулятор необходимо заряжать током в 6 А), при этом выходное напряжении зарядного устройства должно находиться в пределах 13,80-14,50 В.

Когда ток зарядка упадёт, это означает, что АКБ зарядилась. Убедиться в этом можно, выкрутив пробки: электролит должен «кипеть», то есть на поверхности жидкости буду появляться пузырьки.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Впрочем, ток зарядка может варьироваться, всё зависит от того, насколько быстро вы хотите выполнить подзарядку. Скажем, если вы не торопитесь. Можно оставить батарею заряжаться на ночь, выставив ток зарядки в районе 2 А. Но токи, превышающие упомянутые 10%, нежелательны, поскольку они действуют на пластины разрушающе.

Поскольку автоаккумуляторы типа Са/Са изготавливаются по иной технологии, для их правильной зарядки нужно использовать иной алгоритм и даже другое зарядное устройство. Отличный вариант – подзарядка «Вымпел-55», в которой используется функционал программируемого цикла.

Как правильно заряжать кальциевый автомобильный аккумулятор? Используемое зарядное устройство должно обеспечивать выходное напряжение порядка 16,0-16,5 В.

Те устройства, которые выдают 14,8 В (максимальное напряжение, ограничиваемое электроникой), смогут зарядить батарею не более чем наполовину.

Если выходное напряжение ограничено значением 14,8-15,0 В, то уровень заряда не превысит 75-80%, поскольку достигнуть необходимой плотности электролита в 1,25-1,27 г/см3 не удастся.

https://www.youtube.com/watch?v=ZfbGXitz1bs\u0026pp=YAHIAQE%3D

Так что если вы приобрели прогрессивную аккумуляторную батарею, стоит озаботиться и о наличии подходящего зарядного устройства, обеспечивающего необходимый вольтаж. Большинство старых аппаратов для этих целей малопригодны.

Итак, мы разобрались, каким напряжением нужно заряжать кальциевый АКБ.

Но тогда возникает закономерный вопрос: если для полноценной зарядки необходимо не менее 16 вольт, то как в таком случае происходит подзарядка автоаккумулятора в движении от генератора? Ведь при условии включения других потребителей электроэнергии (а этого не избежать), такое напряжение генератор выдавать не сможет – обычное значение для большинства современных моделей не превышает 15 В.

Действительно, на практике оказывается, что генератор обеспечивает поддержку заряда аккумулятора на достаточном уровне (но не на максимальном), не давая ей разряжаться.

В тёплое время года проблемы обычно не возникают, но при отрицательных температурах, когда значительная часть электроэнергии, вырабатываемой генератором, тратиться на подогрев и работу других устройств, АКБ всё же теряет заряд.

Именно поэтому, несмотря на термин «необслуживаемый», кальциевый автоаккумулятор всё же нуждается в периодической проверке его заряда.

  Что предпринимать, когда слышен стук гидрокомпенсатор

Рассмотрим алгоритм подзарядки кальциевого аккумулятора зарядным устройством «Вымпел-55» от компании «Орион»:

  • выставляем выходное напряжение на уровне 16,1 В, а ток зарядка – в зависимости от ёмкости АКБ (для 60-амперной – 6 А, для батареи с характеристикой 55 Ah – 5,5 А). Зарядка в таком режиме продолжается, пока ток заряда не упадёт до значения 0,5 А. В случае сильного разряда аккумулятора этот этап может занять до 3 часов времени;
  • далее необходимо организовать режим подзарядки, именуемый «качелями». На ЗУ «Вымпел-55» имеется возможность установки нескольких режимов. Нам нужен первый (с выходным напряжением 16,1 В и третий с 13,2 В), значение тока заряда устанавливаем в 3 А. При таких условиях зарядки кальциевого аккумулятора напряжение сначала растёт до указанный 16,1 В при постоянном токе в 3 ампера, а затем начинает понижаться до 13,2 В, при этом ток заряда падает до нулевого значения. В этом режиме, называемом «передышкой», напряжение будет изменяться плавно, после чего последует переключение в первый режим, и так будет происходить в цикле, что видно из следующего рисунка.

Из него видно, что временные интервалы между определёнными фазами циклами становятся всё короче, а между противоположными – длиннее. Об окончании процесса зарядки будет свидетельствовать сокращение времени заряда до нескольких секунд при увеличении времени падения уровня тока до нескольких минут.

Как видим, алгоритм достаточно простой, но при приобретении ЗУ внимательно следите за тем, чтобы на зарядке имелась надпись о возможности использования устройства для кальциевых (необслуживаемых) автоаккумуляторов.

Не обязательно это должен быть аппарат с ручной настройкой режимов.

Современные автоматические зарядные устройства способны обеспечивать оптимальный режим зарядки в зависимости от состояния АКБ, являясь интеллектуальными ЗУ.

Отметим, что кальциевые батареи последнего поколения могут заряжаться токами с напряжением порядка 14-15 Вольт, что ещё больше способствует увеличению их ресурса.

Особенности обслуживания и эксплуатации

Поскольку продолжительность жизни АКБ типа Са/Са зависит от того, поддерживается ли уровень её заряда на должном уровне, автовладельцам будет небезынтересно знать об особенностях эксплуатации и обслуживания кальциевых батарей по отношению к устройствам других типов:

  • если вы – типичный городской житель, и используете машину для преимущественных поездок по городу, вашему автоаккумулятору не помешает профилактическая подзарядка. Примерная периодичность использования подходящего зарядного устройства – раз в месяц. При эксплуатации авто с поездками на относительно небольшие расстояния дли длительных простоях подобный режим позволит содержать АКБ в полной боевой готовности. При более активном использовании транспортного средства сроки подзарядки можно сократить вдвое;
  • уровень заряда современных батарей свинцово-кальциевого типа составляет 14,4 В. Регулярно измеряйте напряжение на его клеммах (например, с помощью вольтметра). Если оно падает до 12 В и ниже – требуется немедленная подзарядка, в противном случае потери ёмкости аккумулятора не избежать;
  • глубоких разрядов нужно обязательно избегать. При таком состоянии в пластинах начинается необратимая реакция, сопровождающаяся образованием сульфата кальция, выпадающего в виде нерастворимого осадка. Отметим, что десульфатация кальциевого аккумулятора, известная как процедура КТЦ, только усугубит его состояние – она применима только в отношении сурьмянистых аналогов;
  • режим «кипения» для свинцово-кальциевых автоаккумуляторов также противопоказан. Дело в том, что у необслуживаемых батарей дренажные отверстия для выпуска газов имеют недостаточную пропускную способность, что приведёт к разрушению верхнего рабочего слоя пластин;
  • ареометр для измерения плотности электролита в кальциевых аккумуляторах не подходит, поскольку рабочая жидкость в таких батареях обычно расслоена: вверху, ближе к поверхности банок, расположена более водянистая фракция, внизу же скапливается более плотный электролит;
  • контрафактная продукция проникла и на рынок кальциевых АКБ. Чтобы не стать жертвой обмана, необходимо знать, как отличить оригинал от подделки. «Правильная» продукция маркируется соответствующим образом, с указанием стартового тока, уровней номинальной ёмкости и напряжения. Должна присутствовать информация о дате производства и о самом производителе. Старайтесь выбирать аккумулятор известной марки, даже если вас соблазнит более привлекательная стоимость noname-изделия.
Читайте также:  Что такое система изменения фаз газораспределения

Зарядка, обслуживание и особенности эксплуатации кальциевых аккумуляторов

Продолжительность службы АКБ напрямую связана не только с изначальным качеством батареи, но и с её правильным обслуживанием, содержанием и эксплуатацией.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Поскольку большинство водителей проживают в городе и крайне редко без остановок могут проехать хотя бы 50–100 км, периодически аккумулятор приходится заряжать. И тут стоит акцентировать внимание на том, какой именно источник питания используется в машине.

Достаточно популярными стали кальциевые АКБ. При этом не все понимают, что это такое, как их производят и в чём особенности зарядки и обслуживания подобных аккумуляторов.

Понятие о кальциевых АКБ

Первым делом стоит разобраться с особенностями кальциевых аккумуляторов и понять, что это вообще такое.

В действительности кальциевые АКБ изготавливаются по WET технологии. То есть это свинцово-кислотная батарея с жидким электролитом внутри корпуса. Пластины изготовлены на основе свинца.

https://www.youtube.com/watch?v=ohz6nNZDjmk\u0026pp=ygVZ0JrQsNC70YzRhtC40LXQstGL0LUg0LDQutC60YPQvNGD0LvRj9GC0L7RgNGLOiDQutCw0Log0LfQsNGA0Y_QttCw0YLRjCDQv9GA0LDQstC40LvRjNC90L4%3D

Отличительной особенностью кальциевых АКБ является применение кальция в качестве легирующей присадки. Их маркируют обычно Ca/Ca.

Что интересно, доля кальция здесь минимальная. В процентном соотношении это буквально 0,1% от общей массы батареи. Потому справедливо называть такие АКБ свинцово-кальциевыми.

Просто стала популярной традиция называть аккумуляторы в зависимости от того, какая легирующая добавка в них используются. Те же сурьмянистые АКБ являются ярким и наглядным примером.

Сурьма применяется с целью защитить свинец от разрушения. Но его эффективность оказалась не такой высокой. Проводились различные эксперименты. Оказалось, что кальций отлично справляется со своими задачами, превосходя сурьму. В результате появился новый тип аккумулятора, который именуется как кальциевый.

Теперь вы знаете, что представляет собой тот самый кальциевый аккумулятор и чем он отличается от других WET батарей для автомобиля. Но это в полной мере не даёт понять все его особенности, сильные и слабые стороны.

Особенности производства

Как вы уже знаете, технология Ca/Ca подразумевает применение в аккумуляторных батареях легирующей присадки в виде кальция. Это повышает прочность свинцовых пластин, их устойчивость к осыпанию, разрушению и сульфатации.

Если сравнивать технологию производства с сурьмянистыми АКБ, здесь есть весомое отличие.

Пластины с добавлением сурьмы производят путём литья сплавов. Изначально специалисты попытались применить аналогичный принцип, изготавливая свинцово-кальциевые решётки. Но это закончилось неудачей. При таких температурах кальций попросту выгорал.

Из-за этого решётки, то есть основу пластин, начали создавать методом штамповки. Суть процесса производства такова:

  • создают сплав на основе свинца и кальция;
  • придерживаются определённых пропорций;
  • сплав представлен в виде ленты;
  • эту ленту перфорируют, то есть создают необходимые отверстия.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Это привело к созданию решётки с достаточно сложной структурой, эффективность которой оказалась выше старой технологии. Внешняя рамка за счёт штамповки при этом сохраняется.

Несмотря на своё превосходство, кальциевые технологии ещё уступают сурьмянистым по распространённости и популярности. Основная причина в сложности производства, что влияет на конечную стоимость продукта.

Параллельно появляются другие технологии. В их числе и кальциевые, к которым добавляют небольшое количество серебра.

Преимущества и недостатки

Основными конкурентами батарей Ca/Ca считаются сурьмянистые и гибридные АКБ. Во втором случае применяются сурьма и кальций. Такие аккумуляторы обслуживаемые и недорогие.

Что же касается кальциевых, то их создают необслуживаемыми или малообслуживаемыми. Стоят они в среднем на 30% дороже конкурентов.

Гибридные и кальциевые технологии продолжают развивать и совершенствовать. Их считают перспективными и способными вытеснить с рынков сурьмянистые классические источники питания. Но всё это в будущем.

Чтобы оценить перспективы технологии Ca/Ca, стоит изучить плюсы и минусы кальциевых аккумуляторов.

К сильным сторонам относят:

  • увеличенный ресурс: при соблюдении правил эксплуатации батарея может прослужить 5–6 лет;
  • небольшой саморазряд: если сравнивать с сурьмянистыми аналогами, у кальциевых саморазряд меньше на 50–70%;
  • механическая прочность, здесь речь идёт о прочности пластин, потому они хорошо переносят удары и вибрации;
  • минимальный электролиз, из-за него сурьмянистые АКБ требуют частой доливки дистиллированной воды, а кальциевые аналоги такой проблемой не страдают, потому большинство аккумуляторов необслуживаемые;
  • низкая интенсивность коррозии, это улучшило характеристики батарей, продлило срок их службы;
  • защита от перезарядов – кальций позволяет пластинам выдерживать до 14,8 В;
  • уменьшение толщины пластин, это даёт возможность сделать батарею легче, компактнее и мощнее;
  • необслуживаемый корпус: оптимальное решение для тех, кто не хочет следить за уровнем электролита, регулярно добавлять в банки дистиллированную воду, пыхтеть над ареометром и пр.

Подобные АКБ лучше использовать на современных и сравнительно новых машинах. Чем она новее, тем выше вероятность наличия системы автоматического отключения случайно оставленных потребителей.

  • Но не всё так идеально.
  • Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно
  • В случае с кальциевыми аккумуляторами имеются и свои недостатки.
  1. Чувствительность к разряду. Эти батареи очень не любят, когда происходит глубокий или полный разряд. Эта характеристика считается основным минусом технологии. Потому настоятельно рекомендуется поддерживать заряд на уровне 12,7–12,9 В и не давать опускаться ниже 12 В. Если произойдёт глубокий разряд, батарея потеряет около 15–20% своей ёмкости. Если это будет полный разряд, придётся попрощаться с 50% ёмкости. В итоге кальциевые АКБ выдерживают не более 10 глубоких разрядов.
  2. Стоимость. Цена этих аккумуляторов действительно выше в сравнении с конкурентами. Связано это с особенностями производства самих пластин.
  3. Снижение ресурса в городском режиме. Кальциевая технология не любит, когда машина долго стоит без дела либо постоянно находится в пробках. Это негативно сказывается на сроке службы.

Кальциевые АКБ позиционируются сугубо как автомобильные батареи. Их не рекомендуют использовать на иных видах транспорта, особенно на лодках и катерах.

Правила зарядки

Теперь непосредственно о зарядке кальциевых аккумуляторов. Здесь тоже есть свои нюансы.

Многие автомобилисты привыкли использовать классическую схему зарядки, когда применяется зарядный ток 10% от ёмкости АКБ, а также выходное напряжение около 13,8–14,5 В. Как только зарядный ток падает, это говорит о восполнении заряда.

Но эта технология отличается от того, как нужно заряжать кальциевые аккумуляторы. Здесь не только применяется иная схема, но и может потребоваться другое зарядное устройство.

https://www.youtube.com/watch?v=ohz6nNZDjmk\u0026pp=YAHIAQE%3D

Для работы с кальциевыми АКБ требуется зарядное устройство, способное выдавать выходное напряжение на уровне 16–16,5 В.

Если вы используете зарядное устройство, выдающее только 14,8 В, для кальциевых аккумуляторов оно не подойдёт.

Нет, частично компенсировать заряд можно. Если напряжение на выходе ЗУ не превышает 14,8 В, зарядка составит до 50–60%. Если это 15 В, тогда ждите до 80%.

Если у вас в распоряжении Ca/Ca АКБ, нужно знать, как её заряжать.

Для начала позаботьтесь о приобретении, аренде или просто одолжите у товарища подходящее зарядное устройство. Множество устаревших моделей ЗУ для таких задач не подходят.

Следует подробнее рассказать о том, как правильно и безопасно заряжать аккумулятор своего автомобиля, если он кальциевый. Для этого нужно:

  1. Выставить выходное напряжение на отметке 16,1 В.
  2. Поставить ток заряда на 10% от ёмкости АКБ. Если у вас аккумулятор на 60 Ач, тогда зарядный ток будет 6 А.
  3. В таком режиме нужно запустить в работу ЗУ. Зарядка закончится, когда ток заряда упадёт примерно до 0,5 А. При сильном разряде на этот этап уходит до 3 часов.
  4. Далее идёт этап подзарядки. Здесь тоже следует понимать, каким напряжением потребуется заряжать свой кальциевый автомобильный аккумулятор.
  5. На современных ЗУ есть возможность выбора нескольких режимов. Требуется выбрать режим, где напряжение заряда составляет 16,1 В, а также режим с отметкой 13,2 В. Ток заряда для кальциевого автомобильного аккумулятора на этапе подзарядки будет 3 А.
  6. При таком режиме заряд сначала будет расти до 16,1 В при выставленном постоянном токе 3 А. Потом он начнёт снижаться до 13,2 В. А ток заряда при этом упадёт до нуля.
  7. Затем снова переключайтесь в режим 16,1 В.
  8. Зарядка будет считаться законченной тогда, когда время заряда составит буквально несколько секунд, а время падения тока заряда увеличится до нескольких минут.
Читайте также:  Стучит дизельный двигатель: возможные причины

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Выбирая зарядное устройство, убедитесь, что оно подходит для зарядки кальциевых аккумуляторов. Не у всех ЗУ есть такая функция.

Важно добавить, что АКБ нового поколения типа Ca/Ca могут получать полный заряд и при напряжении до 15 В. Это позволило увеличить ресурс источника питания.

Рекомендации по обслуживанию и эксплуатации

Напоследок следует немного рассказать о том, как нужно обслуживать и эксплуатировать батареи, изготовленные по кальциевой технологии.

Выполнить восстановление полностью разряженного кальциевого аккумулятора можно. Но лучше подобных ситуаций не допускать.

Каждый автомобилист должен выстроить собственный график обслуживания в зависимости от батареи, её состояния, условий эксплуатации и пр.

На этот счёт можно дать несколько рекомендаций:

  1. Если более 90% времени вы проводите в городе, передвигаясь внутри населённого пункта небольшими дистанциями и на малой скорости, кальциевая АКБ будет нуждаться в обязательной профилактической подзарядке. Интервал составляет 1 месяц.
  2. Когда машина эксплуатируется в режиме город–трасса, тогда профилактическую зарядку можно сократить в 2 раза. То есть ставить АКБ на ЗУ достаточно раз в 2 месяца.
  3. На современных аккумуляторах кальциевого типа напряжение на клеммах должно составлять около 14,4 В. Если параметры падают ниже 12 В, обязательно подключайте АКБ к ЗУ.
  4. Старательно избегайте состояния глубокого разряда. Иначе вы запустите необратимый процесс разрушения пластин.
  5. Десульфатация в отношении Ca/Ca аккумуляторов не применяется. Она может лишь усугубить состояние.
  6. Нельзя допускать кипения электролита. Иначе корпус может деформироваться от воздействия внутреннего газа. Плюс разрушатся пластины.
  7. Ареометр здесь бесполезен. В кальциевых АКБ вода обычно поднимается вверх, а кислота концентрируется на дне. То есть наблюдается расслоение электролита.
  8. На рынках появилось большое количество поддельных батарей. Потому старайтесь выбирать АКБ от проверенных производителей и покупать их в местах, которым можно доверять.

В остальном же принцип содержания и эксплуатации аккумулятора идентичен остальным.

Кальциевая технология перспективная, но ещё требует усовершенствований. Работы в этом направлении ведутся каждый день.

Особенности заряда кальциевых аккумуляторов

07.02.2020 Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Принцип действия, а также электрохимические реакции у кальциевых аккумулятором абсолютно идентичны традиционным свинцовым. Разница между ними — в наличии кальция, который в нормальных условиях не позволяет закипеть аккумулятору, а также способствует защите свинца от коррозии. (Под нормальными условиями подразумевается эксплуатация аккумулятора в автомобиле, где он заряжается под напряжением примерно в 14,4 — 15 В, и, соответственно, не закипает). Также, за счет добавления кальция, свинцовые пластины становятся более прочными, что положительно влияет на срок службы. Благодаря технологии Са/Са, стало возможным делать более тонкие пластины (относительно пластин в свинцовых аккумуляторах). За счет этого увеличились площади поверхностей пластин, что, в свою очередь повлияло на рост так называемых пусковых токов.

Итог: аккумуляторы изготовленные по технологии Са/Са и Pb/Cа рассчитаны на эксплуатацию в автомобилях с напряжением бортовой сети до 15 В. При этом аккумулятор нормально заряжается, не кипит, ток саморазряда ниже, по сравнению с традиционными АКБ. Кипение аккумулятора и повреждение пластин происходит при более высоких напряжениях, которых на исправном автомобиле не возникает.

Из свойств кальциевых аккумуляторов следует вывод — они проще в обслуживании и дольше сохраняют заряд.

Как правильно заряжать аккумулятор Са/Са

  1. Если аккумулятор в вашем автомобиле не заряжается до конца (причины могут быть различными: низкие температуры на улице, короткие и нечастые поездки, проблемные генератор и т. д.

    ), необходимо заряжать его с помощью обычного зарядного устройства

  2. Напряжение заряда должно быть в диапазоне 14,4-15В
  3. Ток заряда должен составлять не более 10 % от емкости вашего аккумулятора
  4. Алгоритм заряда «CC/CV» стандартный для свинцово кислотных аккумуляторов; заряд постоянным током до порогового напряжения, затем заряд постоянным напряжением с понижением тока заряда.
  5. Категорически противопоказано «кипячение» кальциевым АКБ. Так как в лучшем случае оно приводит к снижению технических характеристик прибора, а в худшем — к выходу устройства из строя.
  6. Чтобы добиться более «плотного» заряда, лучшего растворения сульфатов и увеличения ресурса, необходимо производить заряд аккумулятора с наименьшим значением тока.

Сейчас на рынке появилось множество подделок. Чтобы отличить качественную АКБ от подделки, а также понять оригинальное устройство перед нами или нет — нужно обратить внимание на маркировку. На корпусе аккумулятора должны быть указаны следующие характеристики:

  • стартовый ток
  • значение напряжения
  • значение номинальной емкости
  • дата выпуска данного устройства
  • подробная информация о производителе

Каждый вправе сам выбирать напряжение и ток заряда. Но Вы заметили, что мы не говорим о заряде напряжением 16 и более вольт? Эти АКБ заряжаются точно так-же, как и свинцово-кислотные.

Преимущества кальциевых аккумуляторов

  1. Длительный срок эксплуатации. При правильной эксплуатации срок службы кальциевого аккумулятора, в среднем, составляет около пяти лет.
  2. Низкий уровень саморазряда. В сравнении с малосурьмянистыми разновидностями аккумуляторов, характеристика кальциевых аккумуляторов ниже почти на 70 процентов.
  3. Повышенная прочность пластин АКБ.

    Что позволяет пластинам быть устойчивым к вибрациям.

  4. Снижение интенсивности коррозионных процессов. Это увеличивает срок службы АКБ.
  5. Кальциевые аккумуляторы оснащены защитой от перезаряда. Характерно свойство выдерживать напряжение до 14,8 В.
  6. Большинство кальциевых аккумуляторов (около 90 процентов) — необслуживаемые.

  7. Возможно изготовление пластин меньшей толщины. У производителей есть возможность выпускать аккумуляторы с увеличенным количеством пластин, что влияет на мощность — она становится больше.
  8. Прекрасный вариант для начинающих автомобилистов. Как мы уже говорили, в большинстве случаев, автомобильный аккумулятор Са/Са является необслуживаемым.

    Что позволяет водителю не проводить дополнительные действия, такие как измерение уровня и плотности электролита.

Аккумуляторы такого вида идеально подходят для установки в автомобили с полностью исправным электрооборудованием.

Желательно, чтобы в транспортном средстве присутствовали системы, которые самостоятельно могут отключать музыку, габаритные огни, свет, в том случае, когда автомобилист забыл сделать это сам.

Недостатки кальциевых АКБ

К сожалению, в нашей жизни не существует идеальных вещей. Поэтому и кальциевые аккумуляторы также имеют некоторый ряд недостатков.

  1. Чувствительность к глубоким разрядам. Это главное отличие кальциевых батарей от их гибридных и сурьмянистых аналогов. Кальциевые аккумуляторы крайне не рекомендуется разряжать ниже напряжения в 12 В. Всего лишь при одном глубоком разряде такая АКБ потеряет пятую часть своей емкости. При однократном полном разряде батарея лишается половины емкости, в то время как устройство, которое пережило 9 -10 разрядов, становится абсолютно непригодным к эксплуатации.
  2. Достаточно высокая стоимость. Что обусловлено дорогим, а также сложным процессом производства.
  3. Не подходит для режима передвижений в «городском стиле». Длительные простои, в случае, если автомобилем пользуются нечасто и на короткие дистанции, негативно, и даже губительно влияют на кальциевые аккумуляторы.

Заметим, что кальциевые аккумуляторные батареи подходят только для использования в автомобилях. Советуем воздержаться от установки таких устройств в катер или лодку (там они могут подвергнуться глубокому разряду).

Неправильно — «правильная» зарядка кальциевых АКБ

Предположим, что у нас есть кальциевая АКБ. Подаем на нее стандартные 14,4 В и дожидаемся, пока ток, потребляемый батареей, не понизится до 0,1 А (вспоминаем, что это один из признаков, что аккумулятор зарядился).

Далее отключаем зарядное устройство и измеряем плотность электролита. Плотность, при заряженном аккумуляторе, должна быть 1,27, однако при измерении мы не видим этой цифры. Что же делать? В интернет многие советуют в таком случае заряжать кальциевые АКБ напряжением 16,1 — 16,5 В.

Давайте разберемся, что же будет, если мы последуем этим советам.

Кальциевые аккумуляторы: как заряжать правильно

Предположим, мы все-таки зарядили кальциевую батарею методом из интернета и установили ее на автомобиль. Что же произойдет дальше? После первого запуска заряд, который был накоплен «кипячением», тратится на работу стартера. А далее АКБ подзаряжается под напряжением 14,5 В.

Подводя итоги

Чтобы правильно выбрать АКБ, которая подходит для вашего конкретного автомобиля, необходимо учитывать следующие параметры:

  • совместимость аккумулятора с Вашей моделью транспортного средства
  • условия и интенсивность эксплуатации

При возникновении каких-либо сомнений при выборе подходящей АКБ советуем обратиться за помощью и консультацией к специалистам. Также консультацию можно получить на нашем форуме https://forum.orionspb.ru/ Кальциевые аккумуляторы больше подходят автомобилистам, которые ездят часто и на дальние расстояния, а также предпочитают высокое качество езды. При своевременной подзарядке устройство будет эксплуатироваться в течение долгого времени — в течение срока, заявленного производителем и даже дольше.

Видео на тему:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector