Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Двигатель не запускается, при движении из-под капота доносятся гул, вой или на приборной доске загорелся значок. Симптомы показывают на проблему в машине. Явно сигнализируют, что сломался генератор. Зная, где находится устройство, для чего нужно, легко проверить его на работоспособность.

Для чего нужен генератор

Бесперебойная работа большинства деталей авто происходит благодаря специальному устройству. Двигатель запускается, коленвал начинает вращаться, образуя механическую энергию. Исправно работающий генератор преобразует ее в электрическую.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Питание поступает к внутренним системам:

  • диагностике;
  • аккумулятору;
  • зажиганию;
  • бортовому компьютеру;
  • светотехнике.

Если главный источник энергии вышел из строя, питания от аккумулятора надолго не хватит. Сегодня в автомобили встраивают синхронные генераторы переменного тока. Средняя мощность около 1 кВт. Чтобы на выходе мощность была стабильна, устанавливается стабилизатор напряжения.

Совет! Для первичной диагностики автовладельцу необязательно знать, из чего состоит генератор. Важно понимать, где расположено устройство и какие детали сначала необходимо проверить, чтобы определить работоспособность.

После запуска двигателя генератор является основным источником электроснабжения. Механизм находится под капотом машины. Состояние приводного ремня и подшипников проверяют в первую очередь. Посторонние звуки, сильный жар во время работы сигнализируют о проблеме.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Важно! Постоянный ток должен держаться в рамках показателей 13,5-14,5 В. Меньшая сила не сможет зарядить аккумулятор. Большая величина сможет разрушить электроприборы.

Причины неисправности генератора

Понять, что преобразующее энергию устройство сломалось, можно по некоторым признакам. О возможных проблемах с генератором рассказывает автомеханик Василий Смирняев:

Что будет происходить при неполадках во время движения:

  • приводной ремень начнет свистеть;
  • из-под капота станут доноситься воющие, жужжащие звуки от электрики;
  • приборная панель замерцает;
  • свет от фар станет тусклым.

При запуске двигатель будет плохо работать. На приборной панели появится значок «Перезарядка». В этом случае мотор будет работать, пока аккумулятор не разрядится до 8 В.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Если на капоте возникнут признаки ржавчины, значит электролит из аккумулятора начал вытекать. Горелый запах в салоне станет дополнительным свидетельством о проблемах с генератором.

Причинами проблем с преобразующим устройством становятся:

  • разрушение приводного ремня от перегрева;
  • стирание подшипников;
  • неполадки со стабилизатором напряжения;
  • износ щеток;
  • короткое замыкание обмотки ротора;
  • перезагрузка аккумулятора.

Каждый воздействующий фактор изучают сначала визуально, затем в разборе, с помощью мультиметра». Прибором проще исследовать агрегат, если его снять с автомобиля. Регулировки напряжения от 0 до 16 В будет достаточно для определения проблемы.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Диагностика генератора

Чтобы определить электрическую неисправность в автомобиле, требуется визуальный осмотр. Для начала проверяют состояние всех кабелей, проводов, идущих от генератора к аккумулятору. Не должно быть незащищенных участков, мест с окислением, оборванных частей. Проверке подлежат клеммы на трех основных агрегатах – генераторе, стартере, аккумуляторе.

Совет! Восстановить утраченный контакт поможет очищение от грязи, удаление ржавчины, следов окисления.

Если автомобиль не начал работать как положено, проводится дальнейший детальный осмотр.

Проверка обмотки

Соединительные провода отключают от клемм. Мультиметр переключают в режим «Измерение сопротивления». Прибор подсоединяют к токосъемным кольцам. Величина показателя должна быть 10 Ом.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Места для измерений:

  • общая точка;
  • свободные концы обмотки;
  • между концом и точкой.

Изучают сопротивление обмотки. Определяют значение по таблице:

Показания Параметр
Сопротивление отдельно взятой обмотки 5-15 Ом
Сопротивление каждой свободной обмотки Данные равны между собой
Сопротивление между свободными концами 10-30 Ом

Разница между концами должна вдвое превышать показатель сопротивления каждой обмотки. При этих данный статор считается исправным.

Износ подшипников

В устройстве генератора имеется два подшипника. Один вмонтирован в центральную крышку, другой в вал ротора. Состояние подшипников изучается при снятом ремне.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Детали нуждаются в замене, если:

  • Корпус генератора излишне нагревается.
  • Работу двигателя сопровождают свист, жужжание.
  • Ротор плохо вращается. Его переворачивание требует усилий.

Если обнаруживается люфт, подшипники необходимо заменить.

Щетки

Исправные щетки не имеют сколов. Кольца также без почернений и окислений. Детали свободно перемещаются по направляющим. Не допустима большая степень износа. Как и у протектора на шинах, у них разработана допустимая степень. Высота щеток минимум – 4,5 мм. С кольцами минимум составляет 12,8 мм в диаметре.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Важно! Щетки осматривают при снятом регуляторе напряжения. Небольшой износ, изменение цвета зачищают наждачкой.

Стабилизатор напряжения

Стабилизатор силы тока изготавливается отдельным узлом или встраивается в щеточный узел генератора. Проверка регулятора напряжения проводится мультиметром. Именно регулятор отвечает за равномерную подачу тока к бортовой сети, системам автомобиля.

Проверить исправность стабилизатора можно под капотом, не снимая генератор. Замерять напряжение необходимо при нагрузках, постепенно увеличивая обороты. В норме 14,6-15 В. Если проверить на сопротивление конденсатор, его показатель должен стремиться к бесконечности.

Несколько способов помогут определить исправность генератора. Диагностика проводится на месте, без привлечения автомеханика, без демонтажа устройства.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Способ 1.

Проверить работоспособность генератора на машине, без мультиметра можно на месте. Для этого не надо ничего отключать, снимать механизм.

Как действовать:

  1. Предварительно в аккумуляторе отключают минусовую клемму.
  2. Запускают двигатель.
  3. Включают фары ближнего света.

Вывод: генератор работает хорошо, если шум мотора не сбивается, свет от фар поступает ровный, стабильный.

Способ 2.

Неисправность регулятора диагностируют мультиметром, измеряется подаваемое напряжение. Демонтаж главного узла не нужен. Так становится понятно о проблеме с генератором.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Последовательность действий:

  1. Реле переключателя устанавливают на значение постоянного тока.
  2. Режим измерения составляет от 0 до 20 В.
  3. Черный щуп подключают к минусовой клемме аккумулятора, красный к плюсовой.
  4. Включают двигатель.
  5. Изучают показатель прибора.

Вывод: напряжение на аккумулятор при холостом ходу поступает в диапазоне 12,5-12,8 В.

Второй этап проверки. Обороты двигателя увеличивают до 2000 в минуту. Последовательно мультиметр показывает значение в 13,5-14,5 В. Это свидетельствует о хорошей работе генератора. В противном случае предстоит детальное исследование устройства.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Способ 3.

Автомобильную лампу подключают к клемме 30 на генераторе. Точкой контакта становится толстая проволока, присоединенная к плюсу на аккумуляторе или стартере. Так проверяют выходное напряжение на генераторе.

Определяем исправность регулятора лампочкой накаливания

Чтобы оценить работу стабилизатора в домашних условиях лампочкой, необходимо отделить его от генератора.

Что делают:

  1. С аккумулятора снимают минусовую клемму.
  2. Отсоединяют провода, ведущие от регулятора к генератору.
  3. Откручивают два болта, скрепляющие два механизма.

Действуют аккуратно, чтобы не повредить щетки. Затем анализируют исправность стабилизатора. Для этого собирают цепь или так называемый проверочный стенд.

Для диагностики без машины понадобятся:

  • аккумулятор;
  • лампа накаливания на 12 В;
  • блок питания или зарядное устройство.
  • мультиметр.

Задача: постепенно увеличивать и уменьшать напряжение в лампе от 10 до 16 В.

Порядок действий:

  1. Зарядное устройство подсоединяют к аккумулятору.
  2. К клеммам подключают два провода и мультиметр.
  3. Плюс – это штекер, минус – металлическая пластина под крепежом.
  4. Два провода соединяют с регулятором.
  5. К цепи прикрепляют лампочку.
  6. Зарядное устройство подключают к внешней электросети.

Проверочный стенд готов. Цепь с блоком питания собирается также, только без аккумулятора. Перед началом проверки ручка мультиметра стоит на минимуме.

Диагностика:

  1. Постепенно увеличивают напряжение.
  2. Лампочка сильнее нагревается, светит ярче.
  3. Показание регулятора в 12 В обеспечивает полный накал.
  4. Усиливают напряжение до 15 В.
  5. Лампочка гаснет.
  6. Снижают напряжение.
  7. Свет снова появляется.

Так проверяется исправная работа регулятора. Накал пропадает при достижении напряжения в 14,3-14,5 В, затем вновь появляется при уменьшении параметра.

Вывод: стабилизатор напряжения не исправен, если лампочка накаливания горит при показателе в 14,8 В или затухает до достижения 14 В.

К сведению! Лампочка накаливания подходит для диагностики работоспособности стабилизаторов типа Я112Б; 591.3702-01; К1216ЕН1.

Проблему с преобразующим устройством, если она есть, выявляют визуально, с помощью доступных средств. Демонтировать автомобильный генератор необходимо только в том случае, когда причина кроется именно в нем. До этого стоит попытаться проверить работоспособность устройства любыми доступными свойствами.

Первоначальный осмотр, показания мультиметра станут основой для дальнейших действий. Для ремонта понадобятся навыки. Если уверенности в собственных силах нет, обращаются к специалистам.

Как проверить генератор на работоспособность на машине (не снимая): простая инструкция для проверки реле-регулятора и диодного моста

Основной энергетический источник в бортовой сети – генератор автомобиля. Если с ним что-то не в порядке, а хуже того он выходит из строя, то использование только аккумулятора не поможет долго проездить. Поэтому владельцу важно держать под контролем работоспособность этого устройства.

Читайте также:  Форсунки омывателя лобового стекла: веерная форсунка и ее преимущества

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Варианты проверки генератора автомобиля

Полная и абсолютная проверка генераторного устройства включает в себя проверку:

  • Самого генератора (без демонтажа);
  • Кольцевой и щеточной части;
  • Диодов мостового элемента;
  • Регулятора разности потенциалов;
  • Состояния статорного элемента и ротора.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Осуществить проверку своими силами не составит трудностей. На любом виде авто принцип проверки одинаковый. Однако, для многих автолюбителей вопрос о возможности проверки при помощи мультиметра, а также подручных средств достаточно актуален.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

На СТО для этого приспособлены специальные стенды, а в условиях гаража можно будет обойтись и без них.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Два метода для диагностики

Один из них довольно новый. в его основе лежит принцип проверки разности потенциалов, которые присутствуют на клеммах. Второй, наоборот, предполагает снятие на включенном моторе клеммы батареи зарядного устройства.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятияКак проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятияКак проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятияКак проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятияКак проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятияКак проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Способы следующие:

  • В нерабочем состоянии аккумуляторное устройство проверяется так называемым мультиметром. Разность потенциалов устанавливается от двенадцати и пяти до двенадцати и восьми вольт. После чего двигатель запускается, и проводится замер показаний в его работающем состоянии. Считается, что все в порядке, если две тысячи оборотов делаются при тринадцати и восьми до четырнадцати и восьми вольтах. Тогда подключается нагрузка, то есть или фары, или печка, или магнитола, и осуществляется так называемая проверка под нагрузкой. Допустимым считается провал до тринадцати и шести вольт, но не ниже, так как в таком случае в устройстве имеются неисправности;
  • Безотказным и несложным считается «дедовский» способ проверки. Однако, он потребует аккуратности, так как считается достаточно опасным. Его можно применять и для ВАЗов, и для автомобилей нового поколения. Суть состоит в ослаблении болта крепления на клемме с «минусом», для чего понадобится ключ «десятка». После запуска мотора дается малая нагрузка, то есть включаются фары. Клемму снимают в процессе работы двигателя. При этом он считается в полном порядке, если не глохнет, а фары продолжают светить. Такой способ применяется, с оглядкой на свою смелость.
  • Если потребитель не включить, то это грозит неисправностью для реле-регулятора.

При наличии неисправности двигатель демонтируется, а проверку проводят визуально, при помощи лампочки и мультиметра. Причем каждый элемент смотрят отдельно. В первую очередь внимание обращается на нагрев генераторного устройства, а также на целостность подшипников. Они считаются изношенными, если есть посторонние шумы.

Проверка колец и щеток

Как внешний вид колец, так и щеток может рассказать многое об их нынешнем состоянии. Во-первых стоит обратить внимание на то, имеются ли в наличии борозды и выработки. Кроме того стоит измерить их остаток.

  1. Так четыре с половиной миллиметра считается минимально допустимой величиной щеток для снятия тока, для диаметра кольца эта величина составляет двенадцать и восемь миллиметров.

Проверка диодов

Для того чтобы убедится в работоспособности выпрямителя необходимо сделать замеры сопротивления, чтобы выявить проводимость. Сначала проверяется одна пластинка, а затем вторая. В этом случае значения тестера должны указывать лишь на одностороннюю диодную проводимость.

  • Если говорить более детально, то одним тестерным контактом прижимается плюсовая клемма, при этом другим поочередно проверяются выводы на диодах.
  • Затем контакты предстоит поменять местами. Напряжение будет больше в одном из случаев. Точно также проверяется другая мостовая часть.

Сопротивление не должно оказаться на нуле, так как это указывает на пробитость.

Проверка регулятора

Если произошла перезарядка или не дозарядка аккумуляторного устройства, то следует осуществить проверку регулирующего устройства. Разность потенциалов замеряют при оборотах. Для такого случая его его величина по минимуму должна составлять – 14,4В, а максимум соответствовать 15В.

  • Дополнительно можно просмотреть параметры конденсаторного сопротивления, уменьшаться оно может только по отношению к бесконечно малой величине.

Проверка статоров и роторных элементов

Мостовые диоды, в процессе проверочной работы сопротивления обмотки на статоре, не потребуется. Две десятых ома должно быть между выводами, а три десятых промеж обмотки и проводом с нулевым значением.

О том, что статорная обмотка замкнулась, как и в случае с мотом, скажет во время работы сильное гудение со стороны генераторного устройства. Также предстоит осмотр наличия выработок.

  • Ротор изначально проверяется прозвонкой в области обмотки возбуждения. Мультиметр потребуется установить в режиме для проверок сопротивлений, которое должно быть в интервале от два и три до пять и один ом.
  • Более высокое говорит об обрыве или наличии плохого контакта между элементами, а также обмоточными выводами. Замыкание между витков говорит о недостаточном сопротивлении.
  • Изоляционное роторное сопротивление проверяется дополнительно. Для этого понадобятся провода, первый – на кольцевую часть от розетки, а второй – на корпусную часть через лампу в сорок ватт.
  • Нормальное состояние обычно определяется не горящей лампочки. Небольшой накал нити объясняет наличие утечки на месте.

Когда проверяющий в полной мере следует правилам и последовательности проведения проверки с учетом предложенных рекомендаций, то практически всегда есть возможность самостоятельного контроля, как устройства генератора, так и его работоспособности. Одного мультиметра для такой процедуры достаточно.

Если обнаружен узел с неисправностями, то предстоит ремонт, при котором непригодный элемент заменяется на новый. Всегда стоит отслеживать ременное натяжение, не забывая о состоянии контактов.

  1. Кроме того, если обращать почаще внимание на лампочку генератора на панели для приборов, то устройство генератора сможет долгое время работать без проблем, так ка его работоспособность будет во многом зависит от внимательности владельца.

Фото-инструкция по диагностике генератора машины без снятия

Не снимая: как проверить генератор на машине одним мультиметром без спецприборов

Почему старая батарея вмиг разрядилась, а новая прослужила от силы неделю? Брак? Извольте проверить головное устройство бортсети – генератор, а затем решите, предъявлять продавцу претензии или лучше промолчать. Как это сделать в полевых условиях без единого прибора, и как основательно подойти к диагностике в домашней обстановке, имея на руках мультиметр – рассказывает редакция Autobann.su.

Что к чему

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Генератор, или в народной транскрипции «гена», тянет на себе все бортовое электрооборудование, питая его электрическим током. Конструктивно – это обычный электродвигатель, работающий наоборот. Вал здесь вращает не возбуждающаяся в обмотке статора ЭДС, а клиноременная передача, связанная с коленвалом. В итоге статор выдает ток. Чтобы напряжение на выходе было малозависимым от оборотов двигателя, в цепь встроен реле-регулятор напряжения.

Необходимо признать, что с годами этот узел становится весьма проблемным. Первым «сдает» реле-регулятор. Впрочем, может заклинить и подшипники, на которых вращается вал со шкивом ременной передачи. С пробегом изнашиваются щетки электрической машины, а в финале – замыкает обмотка статора.

Когда что может произойти – неизвестно. Но, издавна изучены признаки, позволяющие заметить выход из строя генератора, не дожидаясь просадки аккумулятора «в ноль».

Не снимая, без приборов, прямо в движении или как мгновенно проверить работу генератора на автомобиле

Первое, что должно насторожить, это моргающая или просто подсвеченная лампа аккумулятора на панели приборов. Такой индикатор имеется в списке оборудования любой машины. Его же вы регулярно наблюдаете наряду с масленкой, когда ключ находится в позиции «зажигание».

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

На дому: проверка работы генератора автомобиля мультиметром

Подозревая неладное с генератором, мы рекомендуем замерить напряжение нормально разомкнутой цепи. Под занавес зимы мы рассказывали, сколько вольт должно быть в заряженном аккумуляторе без нагрузки. Сравните показания вашего вольтметра с таблицами, и оцените степень разряженности АКБ.

Если разность потенциалов менее 12,5 В при +20°C, то диагностику генератора лучше отложить до момента, когда аккумулятор основательно подзарядится от внешнего зарядника. При проблемах с «геной» вялую батарею можно разрядить до отказа, на что источник питания «спасибо» не скажет, и даже может бесповоротно обидеться.

  Когда же все в порядке, пускаем двигатель и скорее под капот. Прислонив щупы мультиметра к токовыводам АКБ, делаем замер разности потенциалов. Заключение об исправности генератора выдается по напряжению на аккумуляторе при работающем двигателе. Если зафиксированный вольтаж находится в приемлемых рамках, то претензии к электрооборудованию беспочвенны.

Читайте также:  Короб для сабвуфера своими руками: как сделать короб под саб

Почетный член редакции Autostadt.su Николай М., автоэлектрик со стажем, не терпит лукавого подхода, а потому вместо одного-двух замеров рекомендует делать целых четыре:

  1. Напряжение в бортовой сети на холостом ходу без нагрузки (все потребители выключены). Если полученные цифры укладываются в допуск 13,8-14,5 В, то замечаний нет.
  2. Вольтаж на клеммах на ХХ с нагрузкой (включены всевозможные обогревы, печка, дальний свет, магнитола). Допустимое колебание: 13,7-14,5 В.
  3. Разность потенциалов на 1 500-2 000 об/мин без нагрузки (бортовое оборудование обесточено). Приемлемые рамки: 14,0-14,5 В.
  4. Напряжение на 1 500-2 000 об/мин с нагрузкой (активировано все электрооборудование, которое имеется на борту). Вольтаж должен быть в пределах 13,9-14,5 В.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия «Важно контролировать оба порога» – подмечает Николай. К примеру, напряжение в бортовой сети на холостом ходу без нагрузки не должно быть меньше 13,8 В и выше 14,5 В. Принцип, чем больше, тем лучше здесь играет злую шутку. Рассуждая о причинах того, почему кипит аккумулятор на машине при езде, мы предупреждали, что свыше 14,5 В идет перезаряд батареи, отчего ее емкость безвозвратно снижается.

Почему генератор не обеспечивает бортовую сеть нормальным напряжением

Задавайтесь таким вопросом с осторожностью. Дело в том, «гена» может быть в порядке, хотя замеренный вольтаж будет говорить об обратном. На такой случай у нас есть универсальный рецепт:

  • Измерьте напряжение, взяв плюс прямо с вывода генератора. Если эта цифра будет уже в норме, то проблема не в генераторе. Продолжаем по списку.
  • Зачистите контакты минусового провода. Он идет от клеммы «-» на аккумуляторе к шпильке на кузове.
  • Зачистите плюсовой контакт на плюсовом проводе, подключаемом к «гене».

А что, если генератор действительно выдает не то, что нужно? Снимать, а уж тем более разбирать его – последнее дело. Для начала удостоверьтесь, не свистит ли ремешок. Годом ранее мы составили подробное руководство о том, что делать, если пищит ремень генератора на автомобиле.

Обычно это сигнал к тому, чтобы его натянуть. Тогда и напряжение встанет в правильное русло. Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия Все в порядке? Протестируйте реле-регулятор генератора, без разборки, с помощью мультиметра. На работающем двигателе при неисправном регуляторе напряжение на клеммах АКБ сильно отклоняется от нормы. Если поточнее, то:

  • Вольтаж составляет, скажем 12,7 В, или вовсе уменьшился до 12 В. Такая картина как на холостых оборотах, так и на 2 000 об/мин и выше.
  • Напряжение на оборотах значительно выше верхнего предела: не 14,5 В, а 15-16 В.

Не затягивайте с обследованием генератора. Перезаряд, как и недозаряд, выводит из строя аккумулятор автомобиля в считанные дни. И возьмите за правило проводить диагностику электрооборудования перед установкой только что купленного источника питания.  

Как проверить зарядку генератора мультиметром на автомобиле

Генератор автомобиля служит для питания бортовой сети, электрооборудования и зарядки аккумуляторной батареи во время работы силового агрегата. Это механизм, который вырабатывает переменный ток, преобразуя механическую энергию вращения ротора (обмотка «плюс») в статоре (неподвижная часть обмотки «минус») в электрическую. Крутящий момент подаётся от коленчатого вала на шкив привода.

Все неисправности генератора бывают двух видов: механическая поломка узлов или сбои в электрике. В любом случае установить причину нарушения можно проверкой напряжения на разных участках и элементах.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятия

Таблица типичных неисправностей генератора

Признаки неисправностиДиагностикаСпособ устранения
Не горит индикатор заряда АКБ на приборной панели при включенном зажигании АКБ разряжен Зарядка АКБ
Перегорел предохранитель в блоке, либо лампочка индикатора Замена предохранителя, лампочки
Нарушен контакт массы на корпусе генератора Закрепить болтовое соединение контакта, очистив от окислов
Обрыв проводки от генератора к выводам приборной панели, либо нарушение контактов Устранить обрыв, зачистить контакты
Износ щёток коллектора генератора Замена щёток, либо генератора
Нарушен зазор на щётках и контактных кольцах ротора Отрегулировать зазор
Выход из строя колец ротора Замена ротора, либо генератора
Поломка реле регулятора напряжения Замена регулятора
Индикатор заряда АКБ гаснет при увеличении оборотов Ослабление привода ремня генератора Отрегулировать натяжение
Обрыв привода ремня Заменить ремень
Выход из строя диодного моста Замена блока диодов
Нарушен кабель силового провода между АКБ и генератором Замена силовых кабелей
Реле-регулятор вышло из строя Замена реле
Индикатор постоянно горит Короткое замыкание в цепи Устранить нарушение проводки
Короткое замыкание в блоке диодов Проверить контакты в блоке, заменить проводку
Сбой в системе ЭБУ Проверить блок-контроллер, скинуть ошибку ЭБУ
Разряжена АКБ Зарядить аккумулятор
Индикатор продолжает гореть при выключенном зажигании Замыкание в цепи Устранить нарушенную проводку
Замыкание в блоке диодов Зачистить контакты диодов, либо заменить
Перегрев и закипание электролита АКБ Поломка реле-регулятора Замена реле

Как проверить исправность генератора автомобиля не снимая его (без демонтажа)

Быструю проверку генератора на месте проводят с помощью лампочки на 12 Вольт и тестера. Этим способом получают данные о корректности показателей напряжения в параллельном подключении цепи с АКБ.

Как проверить генератор автомобиля: проверка генератора мультиметром без снятияСхема проверки лампочкой и тестером

Порядок действий:

  1. Подключить лампу в цепь, используя обычные провода, между выводом генератора В+ и плюсовой клеммой ротора D+.
  2. Силовыми проводами соединить клемму «минус» на аккумуляторе и контакт «минус» генератора (закрепить на «массу»).
  3. Плюсовую клемму АКБ также соединить с плюсом на выводе B+, используя силовой кабель.
  4. Тестер подключают соответственно к контактам батареи и включают режим DС (вольтметра). Показатель напряжения здесь должен быть 12,4 – 12,8 Вольт. Это говорит об исправности цепи и состоянии заряда АКБ.
  5. Далее привод генератора необходимо провернуть в ручном режиме, не запуская двигатель. Для этого снимают ременной привод со шкива и применяют дрель или шуроповёрт: к центрирующей гайке на шкиве подбирают соответствующую головку-переходник.
  6. Во время малых оборотов напряжение на тестере будет 14–14,9 Вольт, а контрольная лампочка должна погаснуть.
  7. После подождать 1–2 минуты и замерить напряжение в пассивном режиме вновь. Значение должно вернуться к отметке в 12,4–12,8 Вольт.

Внимание! При подключении цепи провода на «массу» соединяют всегда в последнюю очередь, чтобы избежать короткого замыкания на аккумуляторной батарее.

Этот метод проверки даёт общее состояние работоспособности генератора, не выявляя возможных нарушений в элементах обмотки, реле, щёток и диодов. Для полной диагностики применяют мультиметр, тестируя каждый участок в отдельности в различных режимах.

Как проверить генератор автомобиля мультиметром

Полная диагностика всех узлов в цепи и внутренних компонентов позволяет выявить некорректно работающий элемент, который даёт сбои в зависимости от условий эксплуатации, либо температурных режимов.

Вовремя установить такое слабое место в генераторе – значит избежать более дорогостоящего ремонта или полной замены всего механизма.

Проверку проводят последовательно, замеряя каждый узел и цепь на сопротивление, напряжение, силу тока и наличие пробоев «на массу», коротких замыканий в обмотках статора и ротора.

Диодный мост генератора

Предназначен для выпрямления тока и состоит из блока, в который входит шесть парных диодов (три на «минус», три на «плюс»). Перед тестом диодного моста необходимо отключить АКБ, сняв клемму «минус», и отключить от блока всю проводку к реле-регулятору напряжения.

Мультиметр включают в режиме омметра, красный разъём «плюс» подключают к положительному выводу блока диодов, чёрный «минус» – на массу (корпус генератора). Если диодный мост исправен, то значение на табло мультиметра покажет бесконечность.

В противном случае любое сопротивление означает, что выпрямитель неисправен.

Регулятор напряжения

Предназначен для стабилизации напряжения от генератора в бортовую сеть. В зависимости от типа силового агрегата и марки автомобиля – нормальное значение реле может отличатся, поэтому перед тестом нужно определить показатель, который дан в техническом описании двигателя. Порядок действий:

  1. Проверку производят на прогретом агрегате и генераторе под нагрузкой – минимум 15 минут работы на холостых оборотах с включённым светом фар.
  2. Мультиметр включают в режиме вольтметра, выставив максимальное значение в 20 Вольт.
  3. Один щуп устройства «плюс» (красный) подсоединяют к клемме «30» на выводе регулятора, второй «минус» – на массу (корпус генератора. Показатель напряжения должен быть в пределах от 13,2 до 14,9 Вольт. Точное значение необходимо сверить с характеристикой в техническом описании: если отклонение превышает 0,5В от нормы, то реле подлежит замене.
Читайте также:  Технические характеристики грузового фургона пежо боксер

  Через какой пробег менять ремень ГРМ

Ток возбуждения генератора

Должен соответствовать номинальной силе тока в цепи. Для снятия замера мультиметр включают в режиме амперметр и последовательно соединяют клемму «67» на плюсовой контакт, минусовой – на массу. Запускают двигатель и выдерживают высокие обороты в течение 3-5 минут. Нормальное значение считается от 3 до 8 Ампер.

Ток отдачи

Позволяет выявить короткие замыкания в цепи на конкретном участке и стабильность силы тока генератора на выходе. Для замера мультиметр в режиме амперметра последовательно подключают к клемме «30» (В+) и массе генератора. Далее запускают агрегат на высоких оборотах и активируют все потребители электроэнергии одновременно.

Через 2-3 минуты снимают показатель силы тока и отключают электрооборудование. На каждую отдельную цепь снимают новый замер: фары ближнего света, кондиционер, аудиосистема, габариты, дальний свет, поворотники. Когда каждый отдельный потребитель будет измерен, все значения складывают и сравнивают с общим.

Погрешность не должна превышать отметки в 5 Ампер.

Обмотки

Отвечают за электромагнитную индукцию генератора. Для их диагностики потребуется демонтировать механизм, снять реле-регулятор и держатели щёток. Мультиметр включают в режиме омметр и снимают показатели сопротивления на выводах контактных колец: один щуп прибора на любое кольцо ротора, второй – на статор. Стандартный показатель сопротивления обмоток должен быть в пределе от 2 до 8 Ом.

https://www.youtube.com/watch?v=j9zOWdXfI88\u0026pp=ygWVAdCa0LDQuiDQv9GA0L7QstC10YDQuNGC0Ywg0LPQtdC90LXRgNCw0YLQvtGAINCw0LLRgtC-0LzQvtCx0LjQu9GPOiDQv9GA0L7QstC10YDQutCwINCz0LXQvdC10YDQsNGC0L7RgNCwINC80YPQu9GM0YLQuNC80LXRgtGA0L7QvCDQsdC10Lcg0YHQvdGP0YLQuNGP

Следует помнить, что перед снятием замеров необходимо зачистить клеммы, контакты всех выводов от следов окислений, коррозии, грязи.

Как проверить работу генератора на автомобиле без измерительных приборов

Работоспособность генератора можно проверить без мультиметра или тестера, сняв клемму «минус» во время работы двигателя.

Этот способ подходит только для старых моделей автомобилей, где цепь питания не находится под управлением ЭСУД (электронной системы управления двигателем).

Если применить такой способ на современных ДВС, то в результате резкого скачка напряжения из строя может выйти часть электрооборудования, перегореть предохранители в блоке, нарушиться регулировка многих датчиков и система выдаст ошибку «Check Engine».

На агрегатах старого типа проверку выполняют следующим образом:

  • Запускают двигатель на холостом ходу.
  • Снимают клемму минус с аккумуляторной батареи во время работы.
  • При неисправном генераторе мотор самопроизвольно глушится.
  • Если агрегат работает, то следует добавить обороты и убедится в исправности генератора, включив потребители тока (свет фар, кондиционер).

Во время процесса обращают внимание на падение оборотов в момент снятия клеммы: установка её на место должна значительно повысить крутящий момент без открытия дроссельной заслонки.

Важно! Касаться голыми руками силовых проводов АКБ строго запрещается. Клемму нужно снимать в изоляционных перчатках, аккуратно отводя в сторону.

Как проверить дома генератор на 12 вольт, снятый с автомобиля

В домашних условиях снятый с двигателя генератор можно проверить, «прозвонив» последовательно цепи элементов омметром. Таким методом можно определить состояние обмоток, диодного моста и реле.

Замер напряжения проводят, надёжно закрепив генератор в тисках и подсоединить на центровую гайку привода головку-переходник от дрели. Включают дрель и снимают вольтметром значения напряжения на выводах. Если показатели в зависимости от оборотов находятся в пределах 12,2 – 14,8 Вольт, то генератор исправен.

Как проверить автомобильный генератор за 6 простых шагов

Именно генератор является главным источником энергии. Если он вышел из строя, на одном только аккумуляторе автомобиль долго проехать не сможет.

За корректную работу всех электрических систем в автомобиле отвечает генератор. Именно он является главным источником энергии. Если генератор вышел из строя, на одном только аккумуляторе автомобиль долго проехать не сможет.

Большинство автолюбителей не уделяют этому важнейшему элементу авто должного внимания. Тем не менее, очень важно следить за его состоянием и корректной работой. Ведь если что-то пойдет не так, пострадать может не только сам генератор, но и те системы, которые с ним связаны.

Проверить работоспособность генератора не составит большого труда и не отнимет много времени. И самое важное — поможет вовремя диагностировать возможные неисправности и предотвратить серьезные поломки, способные ударить по кошельку. Для самой простой проверки потребуется обычный мультиметр, который можно купить в большинстве специализированных магазинов.

Но начать стоит все же с проверки натяжения ремня генератора и состояния подшипников. Генератор при работе не должен издавать посторонних звуков и сильно нагреваться. Если от него идет сильный жар, это повод для беспокойства.

Если все хорошо, можно приступать к замерам. С помощью вольтметра нужно измерить напряжение на аккумуляторе при работающем на холостом ходу двигателе. Оно должно быть в диапазоне 12,5 — 12,8 В. Второй этап проверки предусматривает замер напряжения на примерно 2 000 об/мин. Если замеры показали приблизительно 13,5 — 14,5 В, то можно не волноваться — генератор в порядке.

Если же расхождения велики, то придется начать доскональную проверку различных элементов генератора. Вполне возможно, что из-за неисправности или износа одного из элементов вся система работает неправильно.

Полная проверка генератора производится в несколько этапов. Смотреть придется на регулятор напряжения, диодный мост, щетки и кольца генератора, ротор и статор. Сразу отметим, что для полной проверки потребуется мультиметр.

Проверка регулятора напряжения обычно проводится при недостаточном заряде аккумулятор или его «перезаряде». Замерять нужно, разумеется, напряжение и делать это под нагрузкой, то есть на оборотах.

Процедура проводится при 2 000 об/мин и выше. На дисплее должно отобразиться примерно 14,4 — 15 В. При проверке регулятора не лишним будет заодно проверить и конденсатор на сопротивление.

Оно должно стремиться к бесконечности.

Щетки и кольца придется осматривать при демонтированном регуляторе напряжения. У щеток есть свой показатель износа, как, к примеру, у протектора на шинах. Минимально допустимая высота щеток составляет 4,5 мм. С кольцами то же самое — минимум 12,8 мм в диаметре.

Чтобы проверить диодный мост, нужно перевести мультиметр в режим омметра — будем мерить сопротивление. Мост состоит из двух пластин, поэтому исследовать будем по очереди.

Один щуп цепляем к «плюсовой» клемме, а второй — поочередно к выводу каждого диода. Затем меняем щупы местами и проделываем ту же процедуру.

Проводимость должна быть лишь в одном направлении, так что в первом случае сопротивление должно быть большим, а во втором — нет.

Точно так же проверяется вторая часть моста. Отметим, что если омметр показал нулевое сопротивление или бесконечное, то диод пробит.

Ротор генератора проверяется в несколько этапов. Для начала стоит «прозвонить» обмотку возбуждения через омметр. На дисплее должны быть цифры в диапазоне 2,3 — 5,1 Ом. Если сопротивление ниже, вероятнее всего, имеет место межвитковое замыкание. Если же больше указанного, то, скорее всего, в обмотке или обрыв или просто плохой контакт между кольцами и выводами обмотки.

Переключаем мультиметр в режим измерения силы тока и замеряем ток на обмотке. Для этого подаем напряжение 12 В на контактные кольца и меряем ток. В идеале он не должен быть больше 3 — 4,5 А.

Работоспособность статора проверяется путем замера сопротивления на его обмотке. Отметим, что проверка проводится отдельно от диодного моста. Обмотка должна дать приблизительно 0,2 Ом. Если мерить обмотку и «нулевой» провод, то около 0,3 Ом. Добавим, что симптомом неисправности статора является гудение генератора во время работы. Причину стоит искать в замыкании обмотки.

Как видите, проверить работоспособность генератора можно, имея под рукой обыкновенный мультиметр. Тем не менее, для ремонта потребуются кое-какие навыки, так что если нет уверенности в своих силах и способностях, лучше обратиться к профессионалам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector