Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Среди вопросов, часто обсуждаемых автомобилистами, тема о прогреве коробки-автомата зимой, занимает одну из ведущих позиций. Вопрос на самом деле не такой уж сложный, однако, вокруг него постоянно возникают нешуточные споры.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Некоторые водители считают, что для успешного начала движения машины-автомата зимой достаточно лишь на немного прогреть двигатель и помчались! Другие убеждены, что прогрев коробки-автомат зимой необходим и применяют для этого специальную методику. А третьи, услышав фразу продавца из салона, о том, что современные АКПП в обслуживании не нуждаются, вообще игнорируют какие-либо действия с коробкой, включая даже замену жидкости ATF.

Где же на самом деле правда и нужен ли прогрев автомата зимой? На вопросы отвечают специалисты

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Главное, прогрев машины-автомат с коробкой передач гидротрансформаторного типа – процедура необходимая!

Это обусловлено её конструкцией. Надо понимать, что трансмиссионное масло в АКПП выполняет функции рабочей жидкости как для смазки и охлаждения деталей, так и для того чтобы передавать крутящий момент к валам и соединения фрикционов.

Причём для успешного прогрева машины-автомат зимой должно выполняться два условия. Во-первых, все каналы гидроблока должны быть заполнены чистой ATF-жидкостью.

В отработанном масле всегда присутствуют микрочастицы, которые затрудняют его циркуляцию и снижают эффективность выполнения возложенных на него функций.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Во-вторых, в системе должен быть обеспечен необходимый уровень давления масла.

При несоблюдении этих правил будут чувствоваться удары и толчки при переключении скоростей, что приведёт к быстрому изнашиванию фрикционов.

Из-за низкого давления фрикционы будут смыкаться с большим запозданием, фрикционный слой быстро сотрётся, а взвеси будут перенесены в каналы гидроблока со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

  • Предвидя шквал вопросов, можно сразу ответить тем, кто всё равно против прогрева.
  • Зачем прогревать если:
  • · ATF-жидкость фактически является маслом и не замерзает?

Да она не замерзает, но на морозе сильно густеет, особенно в случаях значительного пробега. А процессы кристаллизации ATF – это прямой путь к неисправности.

· Прогрев деталей АКПП происходит от силового агрегата?

Правильно. Теплообмен на самом деле имеет место быть. Но надо учитывать тот факт, что на морозе этот процесс будет проходить очень долго, что приведёт к неоправданным тратам топлива.

· Сальники АКПП способны выдерживать высокое давление?

Всё верно. Только в условиях «холодного» старта не только сальники, но и другие детали АКПП будут подвергаться высоким нагрузкам. А, как известно, перегрузки любой детали не идут ей на пользу.

Как прогревать автомат зимой?

С необходимостью и условиями прогрева всё понятно. Теперь возникает вопрос, как и сколько прогревать автомат зимой? Тут тоже мнения очень разные.

В зимнее время, особенно в морозные дни можно наблюдать как владельцы автомобилей перед каждой поездкой на заведённом моторе щёлкают туда-сюда рукояткой АКПП. На вопрос, что происходит, они бодро отвечают: «Это прогрев автоматической коробки передач!».

Действительно, на многих форумах, где «бывалые» водители учат «новичков», с этой методикой можно ознакомиться.

https://www.youtube.com/watch?v=aogo3EBCgEk\u0026pp=ygVz0JrQsNC6INC4INGB0LrQvtC70YzQutC-INC90YPQttC90L4g0L_RgNC-0LPRgNC10LLQsNGC0Ywg0LzQsNGI0LjQvdGDINGBINC60L7RgNC-0LHQutC-0Lkg0LDQstGC0L7QvNCw0YIg0LfQuNC80L7QuQ%3D%3D

Суть её сводится к тому, что если за бортом минус, надо запустить двигатель, нажать на педаль тормоза и выставить селектор АКПП примерно на двадцать секунд положение «D», затем на столько же времени – в положение «N», а потом перещёлкнуть в «R». Таких циклов необходимо повторить пять-семь раз.

При этом, сколько греть автомат зимой будет зависеть от температуры окружающего воздуха – чем она будет ниже, тем прогревание следует проводить дольше. Одним словом, по их мнению, надо пройтись по всем положениям селектора АКПП. Главное, чтобы при этом нога с педали тормоза не соскочила.

Иначе неприятностей не избежать.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Сторонники этого метода утверждают, что такие последовательные переключения уберегут АКПП от протекания сальников и возникновения других неисправностей.

На самом деле у профессионалов, которым по долгу службы приходится ремонтировать АКПП, такой метод вызывает, по меньшей мере, улыбку. Более того, они считают эту методику чем-то наподобие танцев с бубнами. А на вопрос, как заводить автомат зимой, они отвечают очень просто.

Учитывая, что масло начинает циркулировать при запуске двигателя, даже при сильном морозе, например, при температуре воздуха -20С достаточно его прогреть несколько минут, убедиться по стрелке тахометра в том, что обороты упали и можно начинать движение.

При этом ехать первые минут 15-20 нужно в спокойном ритме, избегая резких стартов и ускорений. Вообще в это время нельзя допускать пробуксовок или экстремальной езды. Некоторые эксперты допускают езду в таком режиме порядка 10-15 км.

Всё зависит от марки автомобиля, длительности простоя на морозе и температуры воздуха.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Правила прогрева АКПП очень просты, а их соблюдение избавит от многочисленных технических проблем и значительно увеличит ресурс самой коробки передач.

Как прогревать АКПП в зимнее время перед поездкой: сколько минут, как правильно, долго, как лучше при разной температуре

В инструкции по эксплуатации автомобиля указываются общие рекомендации по эксплуатации автоматической коробки. Владельцу же следует знать, как правильно прогревать АКПП в зимнее время и к каким последствиям приведет начало движения с холодной трансмиссией.

Алгоритм прогрева может иметь нюансы в зависимости от модели автомата, но общие требования подходят для любых автомобилей.

В картер АКПП залито масло, которое необходимо для смазки трущихся деталей и работы гидроблока. Прогрев позволяет повысить текучесть жидкости, которая снижается в зимнее время.

Например, рабочие характеристики масла при температуре -20⁰С и +80⁰С (типовое значение для прогретой гидравлики АКПП) отличаются в разы.

Соответственно, замедляется процесс управления фрикционными пакетами и тормозными лентами, что приводит к появлению толчка при переключении.

Проблема усугубляется на АКПП с большими пробегами, поскольку густое масло не успевает своевременно включить и разомкнуть пакеты смежных ступеней. Из-за медленной работы или слабого сжатия фрикционы скользят, что ускоряет износ.

Осенью или в относительно теплое зимнее время (при температуре -5⁰…-10⁰С) прогревать АКПП не требуется. Достаточно начать движение с плавным нажатием на педаль управления дроссельной заслонкой. Масло будет постепенно прогреваться за счет работы гидротрансформатора.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимойПрогрев машины с АКПП зимой

Основное влияние на скорость прогрева АКПП в зимнее время оказывает масса картера и вместимость гидравлической системы. Например, массивные корпуса коробок имеют большую теплоемкость, что приводит к медленному росту температуры жидкости.

При работе гидротрансформатора всегда включается насос. Жидкость циркулирует через теплообменник и частично охлаждается. Наличие термостата в контуре позволит быстрее прогревать масло в зимнее время.

В некоторых АКПП (например, на автомобилях Toyota) имеется теплообменник, позволяющий правильно прогревать коробку в зимнее время за счет циркуляции теплого антифриза из контура охлаждения двигателя. Для ускорения теплообмена жидкость забирается из рубашки блока и головки. Система работает в любое время года и не требует вмешательства со стороны владельца.

В селекторах АКПП старого образца (как правило – с 4 или 5 передачами переднего хода без поддержки ручного переключения) имеется зимний режим. При переводе рычага в это положение меняется алгоритм работы коробки. Но режим не влияет на прогрев масла в АКПП.

Развитие электроники позволило отказаться от использования зимнего режима. Коробка автоматически подстраивается под дорожные условия и стиль управления.

Залитое в АКПП масло при падении температуры в зимнее время становится более вязким (по аналогии со смазкой в картере двигателя или корпусе механической трансмиссии). Насос АКПП, имеющий избыточную производительность, покачает загустевшую жидкость, но скорость работы гидравлики снизится.

Работа мотора в режиме холостого хода на протяжении 2-3 минут позволит прогреть масло в зимнее время. Запас времени обеспечит очистку стекол от наледи системой обогрева.

Например, масло стандарта Dexron III на синтетической основе теряет текучесть при охлаждении до -42⁰С. При падении температуры жидкость становится похожей на густой сироп с постепенно растущей консистенцией. Изменение цвета или деградация присадок не происходит. После прогрева в зимнее время характеристики масла в АКПП возвращаются к исходным значениям.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимойМасло Mitsubishi ATF SP-III, простоявшее несколько часов в холодильной камере при -40⁰С. То же с ним случится и в зимнее время.

Проблемы, возникающие при начале работы холодной АКПП в зимнее время:

Медленная циркуляция масла через гидравлическую систему агрегата трансмиссии, что приводит к запаздыванию срабатывания фрикционных пакетов или тормозных лент. Недостаточно эффективная смазка трущихся поверхностей (распущенных фрикционных пакетов, шестерен или подшипников), что приводит к ускоренному износу.

Читайте также:  Технические характеристики маз 5336

Густое масло никак не влияет на качество работы фильтра АКПП, поскольку насос сохраняет требуемую производительность, а избыточное давление устраняется редукционным клапаном. Проблемы при работе холодной АКПП в зимнее время чаще возникают из-за износа деталей или нерегулярного обслуживания.

Например, загрязненное масло и забитый частицами износа фильтр создают большое сопротивление, что ухудшает переключение. И все это вне зависимости от температуры воздуха в зимнее время.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимойАТФ с примесью грязи и металлической стружки

Правильно прогревать АКПП в зимнее время необходимо в режиме N или D. Переводить селектор не имеет смысла, поскольку масло уже циркулирует внутри коробки и используется для работы гидротрансформатора.

Время прогрева зависит от температуры окружающей среды. Владелец может запустить двигатель и начать очистку кузова и стекол от снега и наледи, которые с зимнее время часто покрывают поверхность авто. Параллельно с АКПП будет прогреваться салон автомобиля, а при включении электрического обогрева – спинки и подушки сидений.

Если владелец решил прогревать АКПП в зимнее время перед началом движения, то необходимо запустить мотор (ключом в замке зажигания или при помощи системы дистанционного старта).

Селектор лучше оставить в нейтральном положении или в режиме стоянки (N и P соответственно).

В теории можно перевести рычаг в положение движения вперед, что вызовет рост нагрузки на муфту гидротрансформатора и усилит циркуляцию масла.

Но повышение нагрузки может негативно сказаться на изношенных деталях АКПП. Чтобы правильно прогреть автомат, не требуется переводить рычаг селектора, поскольку масло уже качается насосом и используется в гидротрансформаторе.

На стоящей машине ускорить процесс циркуляции не получится. При очень быстром манипулировании рычагом на холодной АКПП есть риск поломки привода.

Большинство водителей в зимнее время запускает двигатель автомобиля, дает мотору поработать 2-3 минуты на холостом ходу (до падения оборотов до 750-800 об/мин), а затем начинает движение. Но любители математики могут рассчитать время исходя из емкости гидравлической системы.

При работе на холостых оборотах мощность гидротрансформатора составляет от 3 до 8 кВт (в зависимости от модели АКПП). Теплоемкость используемого масла варьируется в пределах от 1,5 до 2,5 кДж/кг*⁰С.

Для дальнейшего расчета используют формулу вида A=M*C*Δt/Q, где M указывает на вес масла в кг, C – теплоемкость, Δt – разница температур, а Q – мощность муфты гидротрансформатора.

Уравнение примерное, поскольку не учитываются тепловые потери, а данные о мощности гидротрансформатора, массе и теплоемкости масла являются ориентировочными.

В большинстве случаев владельцы не утомляют себя расчетами, предпочитая прогревать АКПП на протяжении 1-2 минут осенью и 2-3 минут при температуре до -20⁰С в зимнее время. После стоянки холодной ночью (от -30⁰С и ниже) прогревать коробку и систему охлаждения придется долго – 10-15 минут.

Прогревать АКПП по данным датчика температуры охлаждающей жидкости смысла не имеет. Например, дизель или малообъемный бензиновый мотор с турбиной прогревается только на ходу.

На месте агрегат может работать часами, но температура в зимнее время так и не приблизится к +60⁰…+80⁰С.

Кроме того, длительная работа на холостом ходу способствует образованию отложений сажи на электродах свечей и сказывается на ресурсе моторного масла.

Вне зависимости от времени прогрева АКПП в зимний период, соблюдают ряд правил:

Движение начинать плавно, избегая резкого увеличения оборотов мотора. Повышенные нагрузки на фрикционы в период смыкания или размыкания дисков приводят к ускоренному износу деталей. Если коробка поддерживает режим ручного управления, то можно принудительно включить первую передачу и проехать на малых оборотах 200-300 м (например, выехать из двора). Использовать специальный зимний режим работы (при наличии), обеспечивающий снижение риска пробуксовки колес на скользкой дороге. Переключение происходит на пониженных оборотах, что дополнительно снижает нагрузку на АКПП.

На автомобилях, оснащенных дистанционным запуском двигателя, прогрев АКПП в зимнее время начинается вместе со стартом мотора. При наличии автономного обогревателя Webasto или аналога идет прогрев только рубашки двигателя и салона, коробка практически не греется.

Не следует прогревать коробку в зимнее время с непрерывным переключением режимов работы (в том числе – реверса и положения движения с ограничением числа передач). Выбор задней скорости лишний раз нагружает фрикцион, который и так работает в сложных условиях.

Если на АКПП используется электронный селектор, то часть переключений на стоящей машине игнорируются (например, нельзя вручную выбрать скорости выше первой или второй). Кроме того, хаотичное перемещение рычага воспринимается блоком управления как поломка электроники, что приводит к записи ошибки в память или переводу АКПП в аварийный режим.

Еще одна ошибка – привычка прогревать АКПП перед поездкой при включенном режиме D или R.

При случайном ослаблении нажатия на педаль тормоза машина покатится вперед, водитель не всегда успеет среагировать и произойдет столкновение с препятствием.

Включенный ручной тормоз иногда не может удержать автомобиль. Из-за малой скорости повреждения будут не сильными, но могут сработать подушки безопасности.

Не следует пытаться ускорить прогрев АКПП в зимнее время путем увеличения частоты вращения коленчатого вала. Электроника не даст двигателю раскрутиться сверх запрограммированного порога при нейтральном положении селектора.

Перевод рычага в положение движения вперед с нажатием на педали акселератора и тормоза вызывает резкий рост нагрузок (эквивалентно началу движения на холодной АКПП с полностью нажатой педалью газа).

Информация об особенностях эксплуатации АКПП указывается в руководстве по ремонту и обслуживанию автомобиля.

Например, на автомобилях Audi Q5 рекомендуется начинать движение в спокойном режиме после падения частоты вращения коленчатого вала до нормального холостого хода (около 800 об/мин). Дополнительные манипуляции не требуются. Аналогичные рекомендации содержатся в инструкциях для автомобилей Audi с механической коробкой.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимойAudi Q5

Некоторые АКПП оснащаются датчиками температуры масла, которые передают информацию в блок управления.

Контроллер меняет алгоритм переключения, стараясь как можно дольше удержать АКПП на первой передаче, допуская переход на вторую ступень только при малой нагрузке.

Подобный алгоритм работы позволяет быстрее прогреть АКПП в зимнее время без риска повреждения фрикционных пакетов или гидротрансформатора.

Некоторые владельцы добавляют в масло присадки, но в современных жидкостях содержится комплекс добавок, обеспечивающих бесперебойную работу АКПП. Вместо присадок лучше проводить частичную замену масла вместе с фильтром через 12-15 тыс. км (не дожидаясь рекомендованных производителями и мастерами сервисных станций 50-60 тыс. км).

Если владелец купил подержанный автомобиль с АКПП, то следует заменить масло до наступления зимнего сезона вне зависимости от того, когда проводилось предыдущее обслуживание.

Существует множество методик с советами как правильно прогревать АКПП в зимнее время. Коробки выпуска после 2000 г.

не нуждаются в долгой работе двигателя на холостых оборотах, движение можно начинать через 1-2 минуты после пуска.

Гораздо важнее поддерживать исправное состояние АКПП, своевременно обслуживать гидравлическую систему и менять изношенные детали при обнаружении первых проблем (например, рывков при переключении).

А как долго вы прогреваете автомат в зимнее время? Не сталкивались ли с какими-то проблемами в этой ситуации? Поделитесь своим опытом с другими автовладельцами в х. Сохраните материал в закладках, чтобы полезные советы не потерять.

Как правильно прогревать «АКПП» зимой

Автоматическая коробка передач состоит из многочисленных подвижных элементов, которые работают в масляной среде. Специальная трансмиссионная жидкость смазывает и отводит тепло от металлических трущихся поверхностей АКПП.

При отрицательных значениях температуры окружающей среды технические и эксплуатационные характеристики рабочей жидкости существенно ухудшаются.

Во избежание преждевременного износа деталей и узлов трансмиссии, требуется правильно прогревать АКПП зимой.

Особенности эксплуатации коробки автомат в зимний период

Автопроизводители предупреждают о том, что перед началом движения необходимо прогревать машину с АКПП зимой. Существует несколько противоположных мнений о том, нужно ли прогревать АКПП зимой.

Среди опытных владельцев авто можно встретить самые разные ответы и рекомендации.

Чтобы сделать для себя правильный вывод, и определиться, нужно ли прогревать коробку автомат зимой, рекомендуется:

  • ознакомиться с конструкцией своего транспортного средства;
  • особенностями устройства установленной автоматической коробки передач;
  • изучить технические характеристики используемого трансмиссионного масла;
  • вспомнить, когда проводилось очередное техническое обслуживание с заменой рабочей жидкости и масляного фильтра в АКПП.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Когда наступают морозы более –30°С, для машины, оборудованной автоматической коробкой передач, наступает сложный период. При таких сложных условиях рабочая жидкость становится более густой, утрачивает свои полезные смазывающие свойства.

Читайте также:  Дизель плохо заводится «на горячую»: возможные причины

В момент пуска на холодную технические характеристики трансмиссионного масла существенно занижены. При этом возможны серьезные поломки рабочих узлов и деталей АКПП.

В тщательном прогреве нуждается не только силовой агрегат автомобиля, но и механизмы трансмиссии, в том числе автоматическая коробка передач.

Как ведет себя в морозы жидкость ATF

Сторонники холодного запуска, выступающие против прогревания АКПП, утверждают, что трансмиссионное масло является уникальной технологичной субстанцией, которой не страшны морозы, теоретически она не должна замерзать даже при очень низких температурах, текучесть материала остается постоянной. На практике все выглядит совершенно иначе.

Важно: Смазочный материал АТФ изготовлен на синтетической основе, в его состав входят многочисленные добавочные вещества – присадки.

Однако при сильном морозе трансмиссионная жидкость имеет повышенную вязкость, что пагубно сказывается на ее свойствах.

Особенно это касается масла, которое используется в автомате без замены в течение длительного периода. Коробку с устаревшим маслом прогревать нужно и даже необходимо.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Особенности конструкции АКПП- влияющие на качество прогрева

Автоматическая коробка передач автомобиля находится в непосредственной близости к двигателю внутреннего сгорания. При увеличении температуры корпуса силового агрегата тепло через металл распространяется на АКПП. Однако в сильные морозы придется очень долго ждать, пока разогреется трансмиссионное масло внутри коробки передач.

…  Можно ли буксировать на автомате другой автомобиль

Основные системы и механизмы, где особенно необходим прогрев трансмиссионной жидкости:

  1. Радиатор АКПП.
  2. Гидротрансформатор.
  3. Гидроблок.

В радиаторе АКПП застывшая жидкость не способна циркулировать, в итоге излишки тепла работающей коробки не смогут полноценно отводиться от трущихся деталей. Циркуляция трансмиссионного масла в АКПП начинается только после достижения рабочей температуры, равной плюс 60 °С.

Качество работы гидротрансформатора АКПП также находится в прямой зависимости от текучести рабочей жидкости. Непрогретое масло имеет повышенную вязкость, при этом в первую очередь страдают фрикционные диски ГТР. Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя рабочих элементов дорогостоящего гидротрансформатора, необходимо греть масло АТФ с целью его разжижения.

Переключение селектором всех режимов лучше осуществлять после прогрева трансмиссионной жидкости, иначе это приведет к дополнительному износу узлов и деталей автоматической коробки передач.

Если в холодное время года водитель не дает возможности прогреться коробке автомат и сразу начинает движение, элементы гидроблока могут быстро выйти из строя. При работе коробки автомат возникают удары, толчки, вибрации, езда в таких условиях совершенно некомфортна. Иногда машина вовсе не приходит в движение, и бортовой компьютер сообщает о выходе из строя всего гидроблока.

Как правильно прогревать машину с АКПП зимой

Многие автовладельцы доверяют обещаниям дилеров о том, что их АКПП является необслуживаемым агрегатом.

По их убеждениям, характеристики трансмиссионного масла не меняются даже после больших пробегов, равных более 60 тысяч километров.

Такие водители часто сталкиваются с проблемой работы авто в зимние месяцы. Детали и механизмы коробки автомат также начинают вести себя не совсем адекватно:

  • появляются вибрации, пинания, толчки при переключении скоростей;
  • передачи не переключаются;
  • масло чернеет, в его составе появляются инородные фрагменты в виде металлической стружки, частиц фрикционных накладок;
  • масляный фильтр перестает выполнять свои функции.

…  «Супротек» присадка для «МКПП»- Когда и как применять

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Только при возникновении серьезных проблем, такой владелец начинает интересоваться и узнавать, что предпринять для восстановления стабильности работы транспортного средства, в частности, сколько нужно прогревать машину с автоматом зимой.

Советы опытных автомобилистов

Вот что происходит при движении машины без предварительного прогрева:

  1. Густое трансмиссионное масло не в состоянии проходить сквозь фильтрующий элемент.
  2. Машина дергается, пробуксовывает.
  3. Выходят из строя сальники, соленоиды, фрикционы АКПП.

Совет: Перед началом хода транспортного средства необходимо разогреть коробку автомат. При этом даже устаревшее трансмиссионное масло сможет нормально выполнять свои функции.

На вопрос, сколько греть машину с АКПП зимой, нет однозначного ответа. Правильный режим прогрева зависит от показаний термометра, сколько градусов за окном.

Если градусник показывает мороз в районе минус 5 – 8 °С, для прогревания двигателя и коробки автомат достаточно 5 – 10 минут.

  Далее первые пять минут движения нужно начинать при оборотах не более 1500 об/мин, скорость машины при этом равна 40 км/час. Во избежание поломок АКПП, в это время газовать строго запрещено.

При сильных морозах ниже минус 30°С, алгоритм прогрева АКПП существенно отличается:

  1. Включить мотор.
  2. Выждать 10 минут (можно дольше).
  3. Прогнать селектор по всем передачам с некоторой задержкой (не менее 10 секунд) в каждой позиции.
  4. Начать движение в щадящем режиме.
  5. Проехать на скорости 40 км/час в течение пяти минут.
  6. Продолжить движение в заданном режиме.

Что происходит внутри коробки при прогреве в мороз? Колеса турбин гидротрансформатора АКПП начинают вращение без нагрузок, т. к. машина не движется. Рабочая жидкость постепенно разогревается, к моменту прогона по передачам масло разогрето до плюс 5–10°С.  В итоге, коробка автомат равномерно разогревается, чтобы быть готовой к дальнейшей эксплуатации.

Сколько прогревать машину с автоматом зимой и нужно ли это вообще

Вот каждый год одно и то же: как только настают холода, сразу же возникают вопросы относительно того, сколько прогревать машину с автоматом зимой, нужно ли это делать или сразу ехать; если обязательно прогревать, то как это сделать правильно, чтобы продлить срок службы АКПП. На эти и другие вопросы ответим в этой статье.

Прогревать или нет?

Для того, чтобы дать ответ на вопрос, сколько нужно прогревать машину автомат зимой, сначала необходимо выяснить целесообразность прогревания автоматической трансмиссии.

В данном вопросе автолюбители и специалисты разделились на два лагеря: одни уверены, что прогревать автоматическую коробку передач нужно, другие считают, что это вовсе не обязательно.

Давайте рассмотрим аргументы каждой группы мнений.

За

Автоматическая коробка передач – это сложный технический узел. Соответственно, чем сложнее механизм, тем больше требований и рекомендаций по его использованию. Одним из требований является использование качественного трансмиссионного масла.

Под словом «качественное» необходимо понимать не просто марку, но и рабочие параметры, соответствующие условиям эксплуатации АКПП в каждый отдельно взятый момент времени.

Иначе говоря, в процессе езды трансмиссионное масло должно находиться в нормальном жидком состоянии и обладать регламентированными производителем параметрами.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Зимой, как и в случае с моторным маслом, трансмиссионная жидкость на морозе густеет. Это приводит к масляному голоданию практически всех деталей трансмиссии, затрудненной работе масляного насоса и забиванию фильтра.

Механизм в таком случае изнашивается гораздо быстрее, чем в теплое время года. Пластиковые и резиновые детали устройства при пониженных температурах теряют свою эластичность. Это может привести к выдавливанию уплотнителей, появлению трещин, протеканию жидкости.

Следовательно, прогревать машину с АКПП до оптимальной рабочей температуры нужно обязательно!

Против

Современное ATF масло, как и моторное синтетическое, имеет низкую температуру замерзания. Следовательно, не стоит переживать, что зимой автомат не сможет нормально функционировать.

Если в «коробке» уже есть неисправность, то никакими ухищрениями, в том числе и прогревами, ситуацию уже не исправишь. Если трансмиссия «пинается», то пора ехать в ремонт, а не заниматься «самолечением».

Нет смысла перещелкивать селектор КПП в разные положения зимой перед поездкой, уповая на то, что в таком случае все шестеренки смажутся «как надо». Они и так смажутся, как только вы начнете движение. Прогрев АКПП – только лишняя трата времени.

Трансмиссионное масло начинает разгоняться по всему механизму уже с момента запуска двигателя. Поэтому никаких дополнительных манипуляций не требуется.

Что в остатке?

За то, чтобы прогревать машину зимой с автоматической трансмиссией, говорит физика. Здесь и увеличенные зазоры между трущимися деталями, и повышенный коэффициент трения, и риск поломки масляного насоса, и забивание фильтра с последующим масляным голоданием. Причина банальна, последствия разнообразны.

Понижение температуры, как мы знаем из курса физики, сказывается на изменении размеров деталей. Пусть на долю миллиметров, но детали реально становятся меньше. Отсюда и увеличение зазоров между ними. Увеличение зазоров создает неправильные точки соприкосновения между деталями автоматической коробки передач и паразитную вибрацию. Даже поэтому прогрев АКПП необходим.

Загустевшее на морозе трансмиссионное масло обладает меньшей текучестью, это неоспоримо. Чтобы перекачивать жидкость в подобном состоянии, насосу приходится работать в натяг. Это значительно сокращает его ресурс. Прогрев коробки автомат позволяет минимизировать подобные последствия.

Загустевание жидкости есть ничто иное, как кристаллизация ее молекул в той или иной мере. Размер кристаллов обычно всегда больше размеров молекул жидкости в случае с одним и тем же веществом.

Так как масляный фильтр предназначен для фильтрации жидкости, то при ее кристаллизации он будет задерживать кристаллы на своих стенках. Это в конечном итоге приводит к забиванию фильтра и невозможности пропускания через него трансмиссионного масла.

Читайте также:  Масло для японских двигателей: особенности выбора

Как следствие, нарушается процесс смазки механизма. Прогрев автоматической коробки поможет решить эту проблему.

Специалисты, которые утверждают, что прогрев коробки автомат необязателен ввиду низкой точки замерзания современных трансмиссионных масел, правы лишь отчасти. Кроме точки замерзания есть еще диапазон оптимальных температур, в который жидкость обладает рабочими характеристиками.

Нижняя точка этого диапазона, как правило, находится на 10-15 градусов выше точки замерзания. Следовательно, большинство трансмиссионных масел сохраняют свое жидкое состояние примерно до -20 градусов Цельсия. Поэтому морозной зимой перед поездкой АКПП, все же, нуждается в прогреве.

А вот теперь, основываясь на всем вышесказанном, ответьте: надо ли прогревать АКПП? Думаю, надо, если не хотите ее угробить.

Как прогревать?

После того, как вы дали положительный ответ на вопрос, нужно ли прогревать АКПП зимой, думаю, вас теперь интересует, как правильно прогреть «автомат».

Некоторые «специалисты» называют манипуляции с рычагом КПП, которые необходимо произвести в процессе ее прогрева, и о которых вы наверняка уже слышали, «шаманством». Под этим шутливым термином они подразумевают некие непонятные действия, не имеющие под собой никакой научной базы. Смею с ними не согласиться, поскольку вижу в этой процедуре практический смысл.

Для тех, кто не в курсе, как прогревать коробку автомат, докладываю. Упомянутые «манипуляции» заключаются в поочередном включении всех имеющихся положений автоматической трансмиссии. Иными словами, перед тем, как двинуться в путь, рекомендуется нажать на педаль тормоза и поочередно перевести рычаг во все положения, задерживаясь на каждом примерно пару минут.

Как и сколько нужно прогревать машину с коробкой автомат зимой

Описанный процесс позволяет, во-первых, быстро смазать большую часть движущихся деталей: шестерен и фрикционов, а во-вторых, способствует более быстрому нагреванию трансмиссионной жидкости. В конечном итоге мы получаем и более смазанный механизм, и меньшее время прогрева. Более всего рекомендуется так прогревать АКПП в зимнее время.

Сколько прогревать?

Теперь, когда вы знаете, как правильно прогревать АКПП зимой, самое время узнать, сколько времени прогревать машину с автоматической трансмиссией.

На самом деле, дополнительного времени на то, чтобы прогревать АКПП в зимнее время, практически не требуется.

Как уже было сказано, процедура переключения передач по времени совпадает с прогревом двигателя автомобиля.

Единственное, на что стоит обратить внимание, так это то, что «шаманство» с рычагом желательно производить уже при более или менее прогретом трансмиссионном масле, непосредственно перед началом движения.

После того, как вы начали движение, первые минут 10 рекомендуется двигаться плавно, по мере возможности, конечно. Не стоит буксовать, резко тормозить и ускоряться, т.к. «автомат» еще толком не прогрелся, и детали будут испытывать повышенные нагрузки.

Заключение

Надеюсь, эта статья помогла вам ответить на вопрос, нужно ли прогревать коробку автомат зимой, как правильно и сколько надо прогревать машину на автомате.

Единственное, что хотелось бы добавить, так это то, что следует следить за состоянием трансмиссионной жидкости, вовремя менять масло, заливать только регламентированное по качественным параметрам автопроизводителем.

Только в таком случае можно быть уверенным, что АКПП прослужит максимально долго.

На этом все, спасибо за внимание. Если статья оказалась полезной, просьба поделиться ссылкой нее в соцсетях. Удачи на дорогах!

Двигатель прогрели, а коробку? Опасное заблуждение водителей — журнал За рулем

Начнем с того, что двигатель прогревать все же желательно. В идеале примерно до 60°C, и уже после этого ехать.

Но если ждать так долго возможности нет, то оптимальный вариант — погреть несколько минут и начинать движение, не давая большой нагрузки на силовой агрегат. На ходу (читай – под нагрузкой) любой мотор прогревается заметно быстрее, чем на стоянке.

А что же с коробкой передач? Ведь в ней тоже есть масло, и оно тоже густеет на морозе. Что же делать?

Многие владельцы машин с механикой наверняка замечали, насколько тяжелее включается первая передача на морозе. Все потому что масло загустело от холода.

Как прогреть механическую коробку передач?

Никак. Вернее, никаких дополнительных действий для этого от водителя не требуется: достаточно запустить двигатель. Многие удивятся, но в механической коробке передач большая часть деталей вращается, разгоняя масло даже, когда автомобиль находится на стоянке.

Если, конечно, педаль сцепления не нажата. Вращается первичный вал и шестерни вторичного. Аналогичные процессы происходят и в роботизированной коробке передач. И этого вполне достаточно.

Дело в том, что работа на холодную не настолько опасна для механики, как в случае с автоматом. Главное неудобство для водителя заключается в затрудненном включении передач.

Но тут достаточно 5-10 минут (в зависимости от температуры за бортом) стоянки с включенным двигателем, чтобы масло хоть немного потеплело и передачи стали включаться без излишнего усилия.

Как прогреть автоматическую коробку передач?

Классический автомат, то есть гидромеханическая коробка передач, весьма уязвим во время работы на морозе. Загустевшая рабочая жидкость не может создать нужное давление для сжатия пакетов фрикционов, и они начинают буксовать. По той же причине может пострадать гидротрансформатор. Так что автомат очень желательно греть перед поездкой зимой. Кто-то считает, что если прогрелся двигатель, то одновременно прогрелся и автомат. Это далеко не так. Классический автомат вообще не греется во время стоянки с работающим мотором, если селектор в положении P или N — основной прогрев происходит при движении. Так что первые километры пути после холодной стоянки лучше преодолевать «медленно и печально» — без резких разгонов.

Но что делать, если сразу после начала движения вам необходимо вклиниться в поток на скоростной магистрали? Или за время стоянки вашу машину закопал проезжающий снегоочиститель, и теперь нужно преодолеть снежный бруствер еще на старте? В обоих примерах повышенных нагрузок на автомат не избежать.

Мы провели испытания и выяснили как меняется температура рабочей жидкости автомата при стоянке с работающим двигателем и можно ли ускорить процесс прогрева.

Наш эксперимент

Замеры провели на Kia Rio предыдущего поколения с мотором 1.6 (123 л.с.) и 6-ступенчатым автоматом. Температура воздуха при испытаниях: -4°C.

Замеры провели с помощью бортового компьютера Multitronics C-590.

Он подсоединяется к диагностическому разъему OBD-2 и позволяет определять не только температуру охлаждающей жидкости двигателя, но и температуру АКП.

Испытания показали: если автомат в режиме N или P, то коробка прогревается очень медленно. К моменту, когда двигатель достигает рабочей температуры, автомат едва-едва потеплел. Взгляните на график.

Температура в системе охлаждения двигателя и АКП при разных положениях селектора коробки передач

Прогрев происходит быстрее, если выбрать режим D или R. Какой предпочесть, зависит от того, как припаркована машина. Например, очень часто машину паркуют, упершись задними колесами в бордюр.

Тогда смело можно ставить задний ход. Ручной тормоз при этом тоже следует использовать. Тогда можно не держать нажатой педаль тормоза: машина не покатится.

Но и покидать место водителя, чтобы отряхнуть с кузова снег, тоже не рекомендую: мало ли что!..

Примечательно, что и двигатель при этом будет прогреваться быстрее. Ведь он нагружен гидротрансформатором, одна часть которого вращается, а другая нет. То есть двигатель испытывает дополнительную нагрузку. И то же самое интенсивное перемешивание жидкости в гидротрансформаторе приводит к ускоренному прогреву коробки передач.

К тому моменту, как мотор окажется прогрет до температуры порядка 80°C, автомат также можно считать достаточно прогретым для движения в обычном режиме. Любые расчетные нагрузки при этом допустимы. Имейте в виду, что чем сильнее мороз на улице, тем дольше придется прогревать двигатель и коробку передач.

  • Очень многое в судьбе коробки зависит от манеры езды конкретного водителя и условий эксплуатации.
  • В интернет-магазине «За рулем» большое количество полезных аксессуаров, от автомобильной вешалки до автобокса на 680 л! Рекомендуем для удобства эксплуатации прикупить упоры капота.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector