Хонингование цилиндров: что это такое?

Что это такое? Хонингование – вид финишной металлообработки цилиндрических деталей изнутри. Применяется для повышения износостойкости трущихся поверхностей. Процесс представляет собой нанесение на металл мелкого сеточного рисунка.

Как выполняется? Существует несколько наиболее распространенных методов хонингования: вибрационный, вихревой, растровый. Способ обработки выбирается в зависимости от назначения деталей, наличия подходящего оборудования.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что собой представляет процесс хонингования
  • Виды хонингования и преимущества
  • Методы хонингования
  • Этапы хонингования
  • Преимущества хонингования блока цилиндров
  • Станки для хонингования

Что собой представляет процесс хонингования

При хонинговании на металлическую поверхность воздействуют алмазной крошкой. Чаще всего метод используют для шлифовки деталей, обладающих конусной и цилиндрической формой, и создания отверстий.

В результате обеспечивается шероховатость поверхности как при чистовой токарной зачистке, шлифовке крупнозернистым абразивным кругом.

В случае с обработкой блока цилиндров хонингование является единственным способом, который позволяет добиться требуемого эффекта.

Хонингование цилиндров: что это такое?

Для чего нужно хонингование? Благодаря сетке, нанесенной на металл этим методом, смазка сохраняется в местах сопряжения деталей. Для хонингования применяют инструмент, известный среди специалистов как хон. Он представляет собой бруски или камни, располагаемые по периметру основания. Поскольку эти элементы постепенно стираются, конструкция обоймы позволяет заменять их новыми.

Хонингование выполняется на специальных станках со шпинделем, находящимся в горизонтальном либо вертикальном положении. У любого такого оборудования свой узкий профиль – в данной сфере давно отказались от универсальной техники.

Виды хонингования и преимущества

Принято выделять следующие виды хонингования:

  • сухой – не предполагает применения смазочной жидкости;
  • вибрационный – эффективность проведения работы повышается благодаря вибрации;
  • электрохимический – задействуются механические силы в сочетании с электрохимическим фактором;
  • экструзионный;
  • плосковершинный/платохонингование – используется в случае с блоком цилиндров.

Между цилиндрами и кольцами есть зазор, в котором находится смазка. Чтобы этот зазор автоматически сформировался при работе двигателя, верхний слой соседних элементов механизма делается рыхлым посредством платохонингования. Данная наслойка постепенно стирается, детали прилегают друг к другу, а в оставшийся минимальный просвет попадает необходимое масло.

У обработки хонингованием выделяют несколько достоинств:

  1. Обеспечивает поверхностному слою элементов повышенную прочность, позволяя увеличить срок использования.
  2. Снижает долю деталей с браком, так как под действием хонинговального инструмента поверхность изделия не испытывает на себе значительное давление.
  3. Позволяет соблюдать все требования к обрабатываемой детали, поскольку у мастера есть широкий выбор зернистости инструмента.
  4. Дает возможность избавиться от брака, появившегося в процессе сверления отверстий на станке.
  5. Имеет высокую продуктивность, ведь на оборудовании может выполняться хонингование сразу нескольких отверстий.

Методы хонингования

В нашей стране используется преимущественно традиционный метод хонингования, поскольку большинство отечественных и зарубежных станков лишены механизмов осцилляции инструмента.

Технология предполагает, что инструмент вращается и совершает возвратно-поступательные движения вдоль оси элемента.

В результате формируется типичная сетка следов, состоящая из пересекающих друг друга винтовых линий.

Хонингование цилиндров: что это такое?

Изменять количественные и качественные показатели процесса удается только благодаря корректировке угла скрещивания следов обработки 2α.

Данный угол определяется соотношением скоростей вращения VKR и возвратно-поступательного движения VOC. Повторные ходы могут приводить к совпадению либо смещению фаз положений брусков в зависимости от размера, количества брусков.

Также важно учитывать соотношение скоростей вращательного и возвратно-поступательного движений.

Процесс хонингования может быть усовершенствован при помощи выбора более сложной траектории движения инструмента и детали. Известный факт: сложное рабочее движение повышает интенсивность резания, производительность, точности обработки. Кроме того, подобная корректировка обеспечивает условия, позволяющие управлять формированием микрорельефа на металлической поверхности.

Вибрационное хонингование дает возможность усложнять траекторию, используя наложение дополнительных колебательных движений на основные по разным схемам.

Принято говорить о схемах вибрационного хонингования с осевой, круговой, радиальной, комбинированной осцилляцией инструмента.

Виброхонингование с осевой осцилляцией в 1,5–2 раза повышает производительность процесса по сравнению с традиционным методом, так как достигается увеличение частоты и амплитуды колебаний инструмента.

Подобные перемены в процессе работы приводят к тому, что бруски изнашиваются быстрее. При использовании вибрационного метода съем металла имеет незатухающий характер, а его изменение с течением времени является незначительным, особенно когда речь идет об ультразвуковых колебаниях. Вибрационное хонингование с круговыми и осевыми колебаниями предполагает использование траекторий:

  • однонаправленной – максимальная скорость колебания ниже скорости основного движения;
  • разнонаправленной – скорость колебаний превышает скорость основного движения.

В Рижском техническом университете на основе вибрационного был создан метод вихревого хонингования. Его ключевой особенностью является сообщение инструменту сразу осевых и круговых колебаний с одинаковыми частотами.

Вихревое и вибрационное хонингование позволяет задавать инструменту значительно более сложную траекторию движения. Данная особенность необходима, чтобы эффективнее использовать режущую способность инструмента, сократить длину срезаемой стружки, обеспечить повышенную производительность и стабильность обработки.

Корректировать траекторию можно при помощи воздействия на соотношение скоростей, амплитуду, частоту колебаний. Правда, нужно учитывать, что при ограниченных возможностях кинематики данные методы не имеют всего набора управляющих воздействий, чтобы с их помощью можно было достигнуть необходимой точности формы и шероховатости поверхностей.

Более совершенной технологией хонингования считается так называемый растровый метод, который был создан в ПНИПУ. Специалисты разработали опытный образец станка для работы с отверстиями диаметром в пределах 70 мм в рамках традиционного и растрового подхода.

Растровый метод отличается от остальных тем, что основное режущее движение возникает в результате комбинации двух синусоидальных колебаний с различными частотами ω1, ω2 (ω1>ω2) и амплитудами А и В во взаимно перпендикулярных направлениях.

Речь идет о круговых и осевых направлениях. Чтобы сетка/растр была равномерно распределена по цилиндрической поверхности детали, инструмент совершает также возвратно-поступательное VОС и вращательное VКР движение с малыми скоростями.

Они представляют собой осевую (SOC) и круговую (SKP) подачу инструмента.

Получается, что при растровом хонинговании поверхностей траектория рабочего движения режущих зерен включает в себя сочетание четырех движений и является растровой траекторией, которая растянута в направлении винтовой линии. Специалисты условно обозначают подобную результирующую кривую растровой циклоидой.

Этапы хонингования

При хонинговании деталей выполняют два этапа:

Этап 1. Черновой

Данная стадия хонингования предполагает абразивное воздействие – используют абразив с крупным зерном для придания детали необходимой формы. При этом точность габаритов не учитывается.

Этап 2. Чистовой

Для дополнительной обработки металла задействуют алмазные либо керамические бруски, которые позволяют получить гладкое изделие с определенным классом шероховатости. Размеры при этом соблюдаются в пределах допуска.

Хонингование цилиндров: что это такое?

После алмазного или иного хонингования выполняют очистку изделий. Абразивной щеткой убирают металлическую стружку, далее детали погружают в мыльный раствор. Получить необходимый уровень гладкости позволяет нанесение абразивной пасты, которая заполняет самые мелкие поры, удаляя мельчайшие частицы загрязнений.

Преимущества хонингования блока цилиндров

В автомобильных двигателях внутреннего сгорания хонингованию подвергают цилиндры и соответствующие гильзы. Кроме того, так обрабатывают постели коленчатого вала, отверстия в нижней головке шатуна, втулки верхней головки, коромысла привода клапанного механизма.

В результате данного воздействия на рабочую поверхность цилиндров ДВС достигается более высокая точность, чем в случае применения расточного и шлифовального инструментов. Это достоинство позволяет:

  1. Существенно уменьшить срок обкатки ДВС. Особенно заметна разница, если устанавливаются специальные компрессионные кольца, которые прирабатываются к стенкам цилиндров за кратчайшее время и с высокой точностью. Все это положительно сказывается на ресурсе двигателя.
  2. Обеспечить оптимальный уровень компрессии в цилиндрах, благодаря чему становится возможна работа двигателя с максимальной отдачей. Также возрастает экономичность, снижается расход масла на угар.
  3. Сократить прорыв газов в картер двигателя – благодаря этому характеристики моторного масла остаются неизменными в течение большего отрезка времени.
  4. Практически полностью избавиться от эффекта конусности, эллипсности на цилиндрах, которым необходим капитальный ремонт. Таким образом увеличивается ресурс двигателя, обеспечиваются остальные указанные преимущества.

Благодаря хонингованию у рабочей поверхности цилиндров формируется микропрофиль, а в его углублениях скапливается моторное масло, что наиболее важно для высокооборотных ДВС.

У последних из-за активного движения поршней масляный туман, поднимающийся из картера, не способен обеспечить необходимую смазку стенок цилиндров.

Получившийся в результате хонингования «аккумулятор масла» защищает детали цилиндропоршневой группы от трения на сухую, а значит, слишком быстрого износа.

В современных авто большинство ДВС подвергаются хонингованию на производстве – так в цилиндрах достигается описанный выше эффект. Далее процедура повторяется на этапе капремонта. Тогда хонингование выполняют после классической расточки блока. Стоит пояснить, что для расточки требуются другое оборудование.

Хонингование цилиндров: что это такое?

Периодичность хонингования зависит от условий использования транспортного средства, манеры вождения владельца, качества ГСМ. Обычно после преодоления рубежа пробега в 150 000 км уже заметны признаки, свидетельствующие о необходимости обновления микропрофиля стенок цилиндров. Так, стоит задуматься о проведении данной процедуры, если:

  • снизилась мощность двигателя;
  • наблюдаются плавающие обороты на холостом ходу;
  • возрос расход топлива и масла;
  • выхлоп имеет сизый цвет, то есть масло сгорает вместе с бензином.

Станки для хонингования

Горизонтально-хонинговальные

Данное оборудование для хонингования позволяет работать с длинными заготовками, напоминающими по своему типу трубу. Изделие может иметь длину до 10 000 мм и наружный диаметр в пределах 1 000 мм.

Читайте также:  Как почистить клеммы аккумулятора: чем очистить клеммы АКБ правильно

Обычно речь идет о телах вращения с высоким соотношением длины и диаметра, мешающим точной обработке на токарных станках.

Именно такую технику задействуют при изготовлении хонингованных труб для гидроцилиндров и пневмоцилиндров.

Вертикально-хонинговальные

Станки этого типа востребованы при обработке деталей, отличающихся вертикальным расположением отверстий, элементов с небольшой глубиной отверстия или небольшим диаметром.

При этом изделие удобнее всего разместить вертикально.

Подобное оборудование легко сделать частью автоматизированной линии, поэтому оно активно применяется при изготовлении деталей крупными сериями либо при массовом выпуске.

Хонингование цилиндров: что это такое?

Для массового производства подходит однопроходное хонингование. При данном методе станок оснащается 4–6 шпинделями. Оборудование включает в себя шпиндельный узел с несколькими инструментами и поворотный стол с зажимными приспособлениями.

В процессе работы устройства задействуются сразу все шпиндели. Когда хонинговальный проход выполнен, стол поворачивается, позиции меняются, обработка идет дальше.

Так, при применении станка с шестью рабочими станциями каждая заготовка проходит через три позиции.

Однопроходная схема хонингования отличается от стандартной технологии тем, что предполагает применение инструмента, не регулируемого во время обработки.

Сфера использования подобного оборудования ограничивается серией и перечнем определенных заготовок. То есть увеличение номенклатуры и снижение серийности приводит к тому, что данные станки оказываются нерентабельными.

Тогда как в случае массового производства деталей подобное оборудование считается очень эффективным.

Именно при помощи хонингования и приспособлений для него изготавливают элементы подшипников, корпуса насосов гидроусилителя, шестерни, гидравлические клапаны, автомобильные шатуны, пр.

Ознакомившись в теории с методом хонингования и его особенностями, можно решить, что речь идет о достаточно простой процедуре, от которой вполне можно отказаться. Однако результаты ее проведения становятся заметны практически сразу. Подобная обработка позволяет увеличить срок службы детали, обеспечить возможность ее ремонта без помощи профессионалов.

Хонингование цилиндров: что это, как выполняется

Что это? Во время работы двигателя на стенках цилиндров неизбежно образуются царапины и шероховатости.

Для устранения дефектов слесарь растачивает блок до следующего ремонтного размера, и поверхность становится зеркальной. Но она не смазывается маслом, и кольца двигаются «на сухую».

Хонингование цилиндра – это нанесение с помощью хона на стенки специальных насечек, в которых будет задерживаться масло.

Как выполняют? На хоне закрепляют абразивные бруски, вначале с крупным зерном, потом с мелким. Используют алмазные и керамические материалы, также возможно применение лазерной финишной обработки. По окончании хонингования цилиндров блок промывают.

Технология хонингования цилиндров

Термин «хонингование» происходит от английского to hone – «точить». Эта процедура представляет собой обработку внутренней поверхности стенок цилиндров. При помощи хонинговальных головок, хонов, двигающихся возвратно-поступательно и одновременно вращающихся внутри полости цилиндра, выполняется шлифовка стенок с применением смазочно-охлаждающей жидкости.

Хонингование цилиндров: что это такое?

При обслуживании деталей двигателя данной процедуре подвергаются втулки верхней и нижней головки шатуна, втулки коромысел привода клапанного механизма, постели коленчатого вала, цилиндры двигателя.

Вполне уместна здесь следующая аналогия. Говорят, что мотор – это сердце автомобиля. Если так, то хонингование можно расценивать не иначе, как кардиологию, которая обеспечивает безотказную работу всего двигателя и продление срока его службы.

Чтобы поршневые кольца работали так, как задумано производителем, стенки цилиндра должны иметь совокупность пересекающихся рисок, образующих собственный микропрофиль внутренних стенок цилиндра.

От размера и направления таких рисок зависит целый ряд важнейших параметров работы двигателя: сила сжатия, мощность, потребление смазочных жидкостей, расход горючего, износ цилиндро-поршневых узлов, срок работы двигателя до очередного обслуживания. Выточка таких рисок выполняется именно в ходе хонингования.

Вращение хона при одновременном возвратно-поступательном перемещении определяет угол хонингования цилиндров двигателя, то есть угол пересечения рисок между собой на стенках. Материал абразива, применяемого в хоне, размер зерна, смазка обусловливают шероховатость поверхности, размер и глубину рисок. Для черновой и чистовой обработки используются разные головки.

Влияние параметров хонингования на работу двигателя

Полученная в ходе хонингования шероховатость поверхности позволяет маслу удерживаться на стенках. Если поверхность будет идеально гладкой, то смазочная жидкость станет стекать с нее слишком быстро.

В результате излишки масла сгорят, а новая его порция, необходимая для нормального хода поршня, не успеет поступить в цилиндр.

Возникает сухое трение, которое значительно повышает износ двигателя и сокращает его эксплуатационный ресурс.

Хонингование цилиндров: что это такое?

В данном случае работают простейшие физические законы. Если поверхность имеет высокую шероховатость, то на ней дольше задерживается масло, и цилиндр способен работать в режиме повышенной механической нагрузки на детали. Низкая шероховатость хуже удерживает смазку, что ограничивает предельно допустимое трение.

Если риски расположены под большим углом друг к другу, то повышается расход смазки (угар), но снижается волнистость цилиндра. В то же время малый угол между рисками позволяет экономить масло. Выбранный способ хонингования определяется задачами, которые выполняет тот или иной узел, материалами, использованными в его конструкции.

При черновом хонинговании применяется абразив с крупным алмазным зерном на медной основе. Используется большое количество смазочно-охлаждающей жидкости, которая позволяет эффективно удалять из рабочей зоны частицы материала бруска и самих стенок. В результате такой обработки формируется поверхность с высокой шероховатостью.

В этом виде цилиндр не может быть отправлен сразу в двигатель, он не обеспечит нормальную работу поршня или иных узлов. Нередко подобный способ хонингования заменяет традиционную расточку цилиндра, поскольку он позволяет выполнить данную операцию быстрее и может быть автоматизирован.

На второй стадии стенки подвергаются обработке абразивом с меньшим размером зерна – 1/150 мм, что позволяет создать новый микропрофиль, но это еще не чистовая обработка.

Чистовая шлифовка осуществляется абразивом, имеющим зернистость от 1/300 до 1/500 мм. В итоге формируется окончательный профиль поверхности, позволяющий эксплуатировать деталь в оптимальном режиме.

После чистовой шлифовки выполняете финишное крацевание.

В ходе этой процедуры не изменяется микропрофиль, здесь происходит только очистка рисок от остатков материала хона и стенок, обнажаются графитовые зерна (если цилиндр изготовлен из чугуна).

Это дает возможность снизить трение о поверхность сопряженных с цилиндром деталей и повысить их ресурс. На данном этапе работ применяется специальная щетка из нейлона с добавлением кремния.

При помощи устройств для хонингования блока цилиндров также производят нанесение анифрикционных покрытий на внутреннюю поверхность стенок, шлифовку цилиндров алюминиевых блоков (доступно не для всех моделей), плосковершинное хонингование.

По существу, в ходе данных процедур выполняется такая же обработка хонами, но при этом используются специфические материалы и бруски.

Оборудование для хонингования цилиндров

При ремонте блока цилиндров используются современные автоматические устройства с электронно-программным управлением. Наиболее совершенные модели позволяют отцентрировать хон по тем частям цилиндра, которые наименее изношены – в нижней и верхней трети.

В результате новые риски формируются с тем же углом и направлением, что и заводской микропрофиль. Шлифовальные бруски в ходе обработки разжимаются, что позволяет пренебречь возможными огрехами формы отработанной части цилиндра.

Новый профиль приобретает точную конусность и овальность, обеспечивая достаточную смазку и корректный ход поршня.

Хонингование цилиндров: что это такое?

Удобство автоматической обработки в том, что в этом случае не нужно проводить классическую расточку. Расширение диаметра цилиндра, например, на 0,4 мм выполняется разными хонами в несколько этапов.

Сначала используется крупноабразивная головка с диаметром зерна 0,3 мм. Далее она заменяется на брусок с зерном 0,1 мм.

Окончательная обработка выполняется мелкозернистыми головками или щетками с алмазным напылением, образующими плоские вершины.

На финишном этапе расширение цилиндра составляет не более 1 микрона и не отражается на эксплуатационных свойствах детали. Происходит очистка от остатков материала стенок и головки, обнажаются зерна графита, который входит в состав чугуна. В результате удается минимизировать трение колец.

Немаловажный момент – экономия времени. Процесс хонингования четырехцилиндрового блока на подобном станке занимает не больше получаса.

Силовые элементы двигателя со сменными гильзами непросто отшлифовать при помощи хона, поскольку их сложно установить на станине строго вертикально.

Продавцы новых гильз нередко заявляют, что изделие уже прошло всю необходимую обработку и ему не нужно никаких дополнительных шлифовок. Согласившись с поставщиком, покупатель действует на свой страх и риск, поскольку без микропрофиля на стенках двигатель очень быстро износится и выйдет из строя. По этой причине настоятельно советуем выполнять хонингование даже новых гильз цилиндров.

Для того чтобы обеспечить равномерное прижатие гильзы по вертикали, используют толстую прокладку, которая по форме похожа на сам хон. В ней имеются необходимые технологические отверстия, поэтому присутствие такой прокладки никак не препятствует формированию микропрофиля.

Пластина устанавливается после монтажа гильзы и фиксируется аналогично головке блока цилиндров, в точной последовательности и при соблюдении моментов затяжки. Далее выполняется шлифовка хоном точно так же, как это делается при обработке безгильзового цилиндрового блока.

Использование пластины-прокладки помогает свести к минимуму разность размеров. Процедура включает в себя несколько этапов.

  • Черновая обработка. Здесь выполнятся удаление толстого слоя металла, поэтому аналогичным способом может проводиться и традиционная расточка. Используется большое количество смазывающе-охлаждающей жидкости и хоны с алмазным зерном.
  • Шлифовка бруском с зерном 150.
  • Проход головкой с зернистостью 300-500.
  • Крацевание. Удаление металла со стенок не производится, выполняется лишь очистка стенок от частиц материала бруска и цилиндра. На данном этапе используются специальные нейлоновые щетки с кремниевыми кристаллами.
Читайте также:  Какое масло в Приору 16-и клапанную лучше заливать: моторное масло для Приоры

Перейти в каталог

Плосковершинное хонингование цилиндров

Плосковершинное хонингование применялось еще при обработке цилиндров поршневых авиационных моторов и получило свое развитие в автомобилестроении. Суть в следующем. При сборке двигателя цилиндр, сошедший с конвейера, имеет микропрофиль внутренних стенок в виде горной цепи с острыми вершинами.

На первых порах работы мотора острые выступы сглаживаются при трении поршня о цилиндр, формируются крупные опорные плоскости, после чего износ деталей снижается.

Однако можно сформировать требуемый профиль не в ходе обкатки, а сразу на станке, нарезав плоские вершины с учетом монтажных отступов, необходимых для точной сборки.

Хонингование цилиндров: что это такое?

Плосковершинное хонингование позволяет сократить время, необходимое для обкатки, и повысить срок эксплуатации цилиндров. В немалой степени именно наличием такой обработки определяется более высокий ресурс двигателей иностранного производства, моторов, устанавливаемых на моделях ВАЗ с восьмой серии по десятую.

В практике ремонта цилиндров существует понятие «ремонтный размер».

Оно неактуально для самых современных моторов, для которых необходима установка только запчастей заводского диаметра при разнице размеров не более 0,01 мм.

Для цилиндров двигателей отечественного производства существует целая классификации допустимых ремонтных размеров: A, B, C, D, E. Каждая буква означает изменение диаметра на 0,01 мм по сравнению с предыдущим.

По достижении максимального диаметра хонингования цилиндров должен быть уставлен соответствующий поршень, который обеспечит необходимые тепловые зазоры. Так, для модели ВАЗ с передним приводом различие диаметров поршня и цилиндра (монтажный зазор) составляет от 0,025 до 0,045 мм.

Ресурс двигателя зависит от целого ряда факторов, одним из них является распределение рисок по поверхности стенок, их глубина, ширина. Этими параметрами определяется качество смазки рабочих поверхности деталей.

Если риски слишком широки, то при поверхностном натяжении масла частицы смазки практически не попадают на кольца и поршень, вызывая почти сухое трение.

Если же ширина профиля слишком мала, то смазка стекает по стенкам, вызывая перерасход масла и угар.

Не менее важна глубина профиля (чаще всего она не превышает 5 мкм), угол их пересечения между собой. Если угол рисок относительно продольной плоскости цилиндра острый, то на пересечении между ними возникают большие углубления, вызывая низкое качество смазывания. Оптимальное значение – 30-35 градусов. При слишком большом угле, наоборот, растет расход масла и происходит угар.

В российском автопроме плосковершинное хонингование впервые использовано на моделях ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109. Соответствующие технические требования были разработаны при участии немецкого автоконцерна Porsche, сотрудники которого и настояли на применении данной технологии.

Несмотря на высочайшую точность, необходимую при качественном хонинговании, можно найти немало автолюбителей, которые пытаются выполнить эту процедуру прямо в гараже при помощи дрели или перфоратора.

Необходимо учитывать, что погрешность в несколько сотых долей миллиметра может значительно повлиять на качество смазывания деталей двигателя и расход масла.

Настоятельно рекомендуется обращаться для проведения подобных работ сразу в автосервис.

Если бы хонингование цилиндров можно было сделать в домашних условиях, то не возникало бы необходимости в разработке высокоточного и дорогостоящего оборудования и его использовании всеми производителями автомобилей. Не стоит рисковать, иначе испорченный микропрофиль может привести к покупке нового блока цилиндра и огромным расходам для автовладельца.

Хонингование двигателя автомобиля

Хонингование цилиндров двигателя — это окончательная обработка поверхности с помощью специальных инструментов и является финишной операцией при капитальном ремонте мотора. Расскажем что это такое подробно.

Хонингование производят для уменьшения шероховатости стенок цилиндров и, чтобы улучшить приработку поршневых колец и самим поршней. Оно увеличивает срок службы отремонтированного двигателя.Хонингование цилиндров: что это такое? В процессе эксплуатации двигатель сильно изнашивается и теряет свою первоначальную форму. Это, в главной степени, относиться к цилиндрам двигателя. Если они изначально были круглыми, то со временем они принимают овальную форму (эффект конусности). Также на стенках цилиндров двигателя образуются задиры и царапины. Все эти причины ведут только к одному — к капитальному ремонту двигателя.

При «капиталке» специалисты растачивают цилиндры до первого ремонтного размера. Чтобы сохранить правильную форму цилиндров двигателя и достичь оптимальной шероховатости применяют хонингование.

Хонингование цилиндров — это финишный этап в обработке и капитальном ремонте мотора. По сравнению с традиционными доводочными операциями, такими как полирование или притирка требуемой поверхности, хонингование обладает точностью и большей эффективностью.

Плосковершинное хонингование имеет ряд преимуществ. Его задача — тщательная обработка цилиндров двигателя для последующей работы.

В результате цилиндры мотора и поршневые кольца быстрее прирабатываются, а значит меньший износ деталей мотора и повышение эффективности работы.

За счет быстрой приработки деталей повышается компрессия в цилиндрах и увеличивается срок службы мотора до следующего капитального ремонта.

Также, значительно уменьшается расход моторного масла и сокращается прорыв газов в картер.

Особенность хонингования — образование на цилиндрах сетки, которую можно заметить при тщательном осмотре. Она нужна, чтобы удерживать масло на стенках цилиндров мотора, в результате чего повышается обильная смазка трущихся деталей двигателя.

Хонингование цилиндров: что это такое?Обычно процесс хонингования двигателя происходит в два этапа. Первый этап — черновая обработка цилиндров, для которой применяют крупный абразив.

Второй этап — окончательная или финишная обработка. В дело вступает мелкозернистый абразив, который дает высокую точность обработки. В качестве абразивов для хонингования цилиндров используют алмазные и керамические бруски. Последние уступили место алмазным абразивам по ряду причин: это долговечность и меньшая итоговая цена алмазного хонингования.

После процесса нужно вымыть двигатель. Это позволит удалить металлические стружки и остатки полировочных паст.

Некоторые специалисты проделывает еще одну операцию — финишную чистку абразивной пастой. Она удаляет острые углы и впадины, оставшиеся после процесса хонингования. В результате достигается гладкая поверхность цилиндров двигателя.

Зачем специально делают мелкие царапины в блоке цилиндров двигателя или что такое хонингование

Pro авто

Здравствуйте, уважаемые читатели!

А вы знаете, что это за царапины на стенках цилиндров и зачем они нужны?

Если вы знаете или предполагаете, зачем это нужно, то пролистайте статью до конца не читая и напишите в х свой ответ. А затем сверьте свой ответ, прочитав статью.

Итак, давайте разберемся, что же это все-таки за царапины такие и зачем они нужны.

Данный процесс называется хонингование. Это очень важный этап при ремонте двигателя. (финальный этап)

А так же, на заводах производителях проделывают такую процедуру во время производства мотора.

Зачем это нужно? Ведь все знают, что когда на стенках появляются задиры, мотор начинает расходовать масло.

Но, это совсем разные вещи. Хонингование, это нанесение микросетки на стенки цилиндров. Такие риски делают при помощи специального оборудования. Но, можно сделать и вручную, только это будет менее качественно

Делается это специальным камнем.

В основном это нужно для того, чтобы кольца на поршнях лучше приработались с цилиндрами. Благодаря этому процессу убираются беспорядочные зазубрины и наносятся упорядоченные мелкие риски. Они называются хон.

Многие считают, что зеркальная поверхность стенок цилиндров это идеал, они сильно ошибаются. Зеркальная поверхность это плохо!

Дело в том, что в этом случае масло не будет задерживаться на стенках гильз. Из-за того, что стенки будут очень скользкие, масло будет быстро стекать. Недостаток масла в цилиндрах будет приводить к задирам.

Если же производилось хонингование, то такого не произойдет, так как масло будет задерживаться в цилиндрах.

Более того, когда двигатель уже изношенный, то хон просто стирается со стенок и стенки цилиндров становятся зеркальными. Маслу больше не за что цепляться в цилиндрах, происходит быстрый износ поршневых колец и как следствие, маслсожор.

Теперь вы понимаете, что такое хонингование и зачем оно нужно.

Однако, есть двигатели, где с завода поверхность цилиндра как зеркало. Это тоже имеет место быть, но в этом случае поршни, поршневые кольца, должны быть более технологичными и эффективнее смазывать стенки цилиндров.

Плюс, нужно будет дополнительное сопло для подачи масла на стенки цилиндров.

В общем и целом, такое производство дороже и не имеет особенного смысла. Значительно проще провести хонингование.

Надеюсь, теперь вы знаете чуточку больше, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!

Что такое хонингование двигателя и зачем его проводить? — Иксора — Автозапчасти для иномарок

Цель процедуры хонингования – избавиться от шероховатости стенок цилиндров, что позволит поршневым кольцам и самим поршням работать наиболее эффективно, а двигателю – продлить свой ресурс после ремонта.

Цилиндры двигателя во время работы автомобиля подвержены сильному износу и со временем начинают терять свою форму, на стенках образуются шероховатости, царапины и задиры, которые со временем приводят к необходимости проведения капремонта движка. В таких случаях специалисты СТО прибегают к хонингованию двигателя, которое позволяет не только вернуть изначальную форму цилиндрам, но и максимально эффективно отполировать стенки цилиндров.

Читайте также:  Скачут обороты двигателя на холостом ходу

Существует ряд аналогичных процедур, например, полировка и притирка, однако хонингование обладает целым рядом преимуществ. Особенность хонингования заключается в образовании сетки на стенках цилиндра, которая позволяет удерживать масло, снижая трение деталей, и, как следствие и износ.

Как выполняется хонингование?

Стандартная процедура хонингования мотора включает два этапа —  грубая обработка цилиндров крупным абразивом и финальная обработка мелкозернистым абразивом. Именно второй этап позволяет добиться превосходного эффекта обработки.

В качестве абразивов используются керамические и алмазные бруски, последние применяется наиболее часто за счет своей эффективности, долговечности и экономической практичности.

Не все мастера СТО в процессе ремонта двигателя прибегают процедуре хонингования, ограничиваясь простой полировкой. Это не самый эффективный метод, который не только снижает ресурс работы мотора, но и довольно быстро может привести к повторному ремонту. Поэтому, при необходимости проведения капремонта двигателя и ремонта цилиндров, рекомендуем всегда проводить хонингование.

Купить все необходимые запчасти можно в магазинах IXORA. Консультацию в выборе товара всегда дадут наши менеджеры.

 * Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Полезная информация:

Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Статья

Разрешите представиться, торговый дом IBERIS

Производитель автомобильных запасных частей и аксессуаров.

9/14/2021

Нужна помощь в подборе запчастей?

Нужна помощь в выборе запчасти? У вас есть вопросы о покупке? Наши сотрудники помогут вам.

Хонингование цилиндров

(фото:  хонингование цилиндров двигателя)

Создать сетку

Поскольку наша тема хонингование, напомним – что же это за операция такая. Вдруг кто-то забыл. Так вот, хонингование – это финишная обработка поверхностей цилиндров при капитальном ремонте двигателя. Проводится на специальных станках особым инструментом – хоном, совершающим возвратно-поступательное и вращательное движение.

Хонингование позволяет:

  • обеспечить окончательный размер цилиндра с точностью до сотых долей мм;
  • создать сетку хона, необходимую для удержания масляной пленки на стенках цилиндров.

Когда же оно применяется – хонингование? Об этом далее.

Хонингование, расточка, гильзовка

Ответ на вопрос «Что делать с изношенным блоком цилиндров?» может быть коротким: ремонтировать. А вот ответ развернутый потребует чуть больше времени и слов.

В один далеко не прекрасный момент водитель чувствует: с мотором что-то не так. Мощность-то он развивает, но не столь резво как раньше. Масло «подъедает».. Да и выхлоп подтверждает: масло горит, запах этот ни с чем не спутаешь.

И обращается водитель в сервис, обычный, недорогой. Но правильный диагноз там могут поставить не всегда. А значит, и ремонт эффективным не будет. Говорите, расход масла увеличился? Сальники в порядке, значит, блок цилиндров изношен. Мы вам кольца новые поставим – и езжайте себе дальше. Вот и вся диагностика.

А всегда ли поможет простая замена поршневых колец? Далеко не всегда. А вот навредить может легко. Дело в том, что у изношенного цилиндра нарушена геометрия. И новые кольца, установленные в такой цилиндр, ее не исправят. И нормально работать новые кольца тоже не будут.

И хорошо, если владелец автомобиля обратится к профессионалам на специализированное моторное предприятие. Например, в компанию «Механика». А там начнут с обстоятельной диагностики состояния цилиндров. И прежде всего с тщательных замеров износа и искажений геометрии.

Здесь есть четкие критерии:

1.Износ в области верхней мертвой точки (ВМТ) поршня – этакая «ступенька» на зеркале цилиндра. Критической считается величина порядка 0,05 мм. При большем износе условия работы колец резко ухудшаются.

2.Эллипсность цилиндра, нарушающая плотность прилегания колец к зеркалу. Критическая величина – около 0,03 мм.

В совокупности оба фактора приводят к падению компрессии, прорыву отработавших газов в картер (старение масла при этом резко ускоряется!) и упомянутому расходу самого масла.

Оценив износ, специалисты вынесут вердикт. Здесь может быть три варианта ремонта.

Во-первых, только хонингование. Специалисты «Механики» скажут: выработка мала, цилиндры можно дохонинговать без расточки, восстановить сетку, заменить кольца. Еще поездите, зато сэкономите на поршнях ремонтного размера.

 Здесь хонингование выступает в двух ипостасях: как финишная и как самостоятельная операция. Но такие случаи, когда можно обойтись одним лишь хонингованием, редки, и отследить их могут лишь профессионалы.

Во-вторых, расточка цилиндров в ремонтный размер с последующим финишным хонингованием.

Расточке мы посвятим отдельную статью. А пока отметим, что ее назначают, когда устранить износ одними только хонинговальными брусками невозможно.

Расточка убирает и эллипсность, и конусность и ступеньку выработки цилиндра в зоне ВМТ поршня. Это самый распространенный случай ремонта.

И, наконец, в-третьих, гильзовка. Ее проводят, когда последний ремонтный размер уже выбран и расточка цилиндров невозможна. Но хонингование, как финишная операция, присутствует и в этом случае.

Таким образом, хонингование проводится всегда! При любом варианте ремонта блока из трех названных.

(фото: финишная обработка поверхности цилиндров после расточки)

Хонингование в цифрах

Каковы возможности хонингования по съему металла? Расточка или гильзовка оставляют под финишную обработку припуск величиной в «десятку» (0,1 мм). Или чуть больше – 0,15 мм. Дальше за дело берется хон.

Собственно хонингование проводится в три этапа на одном и том же станке.

Этап 1. Работают грубые бруски. Они уменьшают припуск до 0,05 мм.

Этап 2. Мастер меняет бруски на чистовые, которые выводят поверхность цилиндра в окончательный размер. Они же создают правильный рисунок сетки. Теперь масляная пленка будет надежно удерживаться на стенках цилиндра, а  излишки масла будут сбрасываться маслосъемными кольцами в картер двигателя.

Этап 3. Чистовые бруски заменяются щетками из нейлоновых нитей с кремниевыми кристаллами. Щетки убирают острые вершины хонинговальных рисок и заусенцы. Образно говоря, обеспечивают «суперфинишную» обработку после финишной.

«Изюминка» хониногования

И все же скептики могут спросить: всегда ли нужно хонингование? Нельзя ли в некоторых случаях обойтись одной расточкой цилиндров – например, на каких-нибудь суперточных станках?

Что мы им ответим? Теоретически да, возможно. Особенно если вы не ждете от восстановленного двигателя большого ресурса. А почему ресурс будет небольшим? А потому что вы забыли про хонинговальную сетку, с которой начался этот рассказ. Резцом ее не получишь.

Но и это еще не все. Вспомним: что такое чугун? Это сплав, смесь мягкого железа (собственно Fe), карбида железа Fe3C и чистого углерода в виде графита. Свойства процесса резания чугуна таковы, что резец не только снимает стружку, но и «размазывает» мягкое железо по цилиндру. Кольца по такой поверхности работать будут, но недолго – масло на ней не держится.

А финишная операция хонингования не только формирует сетку, удерживающую моторное масло, но и убирает пленку железа со стенок цилиндра. Делается это при малых контактных напряжениях и небольших скоростях резания – можно сказать, «нежно». При этом открываются зерна графита – а графит не только улучшает структуру сетки, делая ее однородной, но и сам является твердой смазкой.

Вот и получается, что в профессиональной технологии ремонта без хонингования не обойтись.

Но почему «Механика»?

Выше мы упомянули фирму «Механика» – и неспроста. Это признанный эксперт в деле моторного ремонта. А вот и аргументы.

Автомобильные двигатели стремительно меняются. Увеличивается мощность при одновременном сокращении размеров агрегата. Термическая и механическая нагрузка на детали растет. А значит, совершенствуются конструкционные материалы для поршневых колец, поршней и блоков цилиндров. Меняются и сами кольца – уменьшается их высота, а число колец сокращается.

Все это необходимо знать, непрерывно отслеживать все новости отрасли, и прежде всего – инновационные решения производителей двигателей.

Так вот, сотрудники «Механики» держат руку на пульсе мирового автопрома. Но не забывают и классические технологии. Поэтому здесь отремонтируют и старый добрый «атмосферник», и новейший турбированный агрегат, рожденный под флагом downsizing.

Как уже говорилось, здесь проводят точную диагностику. А значит, выбирают правильную технологию ремонта.

В этой компании великолепный станочный парк, включая современные хонинговальные станки Sunnen. А работают на них опытные мастера. Эти не «прослабят» допуски, они  чувствуют металл интуитивно.

(фото: станок для хонингования бц)

Инструмент – хонинговальные бруски и щетки – здесь импортные. Смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) высшего качества. Она омывает инструмент и блок во время операции, тут же фильтруется и вновь подается в рабочую зону.

Не забудем и выходной контроль

Углы хонингования соответствуют требованиям, шероховатость тоже. А чему удивляться, «Механика» применяет европейские технологии, а такие проверки там обязательны.

Итак, хонингование проведено. Зеркало цилиндров готово под новые кольца. А в случае ремонтного размера – под новые поршни с кольцами. И двигатель снова будет наматывать километры.

Юрий Буцкий, к.т.н.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector