Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Казалось, что установка гидрокомпенсаторов – процесс настолько позитивный, что назад пути не будет. Однако нет. Они есть далеко не везде, и создаётся впечатление, что в современных моторах им не место. Почему так получилось?

Как известно, тепловые зазоры клапанов существуют для того, чтобы компенсировать тепловое расширение металла при его нагреве. Именно поэтому, кстати, регулируют зазоры на полностью остывшем моторе.

На горячем моторе этих зазоров просто нет (на тёплом они есть, но меньше, чем на холодном). Речь идёт о сотых долях миллиметра, поэтому соблюдение технологии при регулировке зазоров – это очень важно.

Регулировка может быть разной. Где-то достаточно вставить между толкателем и кулачком распредвала щуп и покрутить ключиками две гайки, где-то после замера зазоров надо подбирать новые толкатели или регулировочные шайбы.

Первый путь – самый простой, но и регулировка по такому принципу обычно требуется чаще более дорогого и сложного подбора шайб или толкателей. В общем, либо регулировать зазоры приходилось довольно часто, либо – не слишком дёшево.

Хотелось придумать какую-то систему, которая избавит от этой процедуры навсегда. И тогда появились гидрокомпенсаторы.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Устройство у них не слишком сложное: внутри корпуса стоит плунжер, поршень с обратным клапаном (обычно простой металлический шарик) и возвратная пружина, которая толкает плунжер. Принцип работы «гидрика» тоже не самый сложный.

Когда кулачок распредвала от него отвёрнут (то есть не давит на него), пружина выталкивает плунжер, и в полость под ним набирается масло. Забор масла идёт до тех пор, пока плунжер движется, то есть до тех пор, пока не исчезнет зазор между кулачком распредвала и гидрокомпенсатором. Как только зазор выбран, шарик запирает клапан.

В этот момент компенсатор сжиматься не способен, и кулачок вала начинает толкать через него шток клапана. Процессы повторяются с каждым оборотом распредвала.

Это – самая простая схема. Бывает, конечно, что «гидрики» меняют место своего положения.

В нижневальных моторах гидрокомпенсаторы стоят под рычагами и коромыслами и работают в положении «вверх ногами» – кулачки распредвала толкают их снизу.

Для нас это в некоторым смысле экзотика: подавляющее большинство машин на наших дорогах ездят с моторами, в которых распредвалы стоят сверху. Впрочем, сути это не меняет, и принцип работы у всех компенсаторов один. 

Вроде бы всё просто, зато какой эффект! Точнее, несколько эффектов.

Самый заметный и важный для владельца автомобиля – это заметно более тихая работа мотора.

Действительно, гидрокомпенсаторы способны практически полностью уничтожить основной источник шума под клапанной крышкой – тепловые зазоры клапанов.

Как бы ни старались инженеры, а зазоры всё равно со временем меняются, что ведёт к росту шума из-под клапанной крышки. И в любом случае эти зазоры есть, а значит, есть и шум.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Второе преимущество гидрокомпенсаторов – это их способность подстраиваться под естественный износ некоторых деталей. То есть они сами выбирают образующийся со временем ненужный зазор в механизме.

И это тоже приводит к снижению шума, а ещё – и к некоторому положительному влиянию на ресурс ГРМ.

Например, с ними не так быстро изнашиваются кулачки распредвалов (если, конечно, гидрокомпенсаторы стоят исправные, а не заклинившие).

Ну и последнее – это отсутствие необходимости регулярной проверки тепловых зазоров клапанов и их периодической регулировки. С этим гидрокомпенсаторы успешно справляются сами.

Вроде бы плюсов много. К сожалению, минусы тоже есть.

Лучшая деталь – отсутствующая

Несмотря на то что польза от компенсаторов несомненно есть, вместе с этой пользой появляются и некоторые сложности. Как ни крути, а рабочее тело гидрокомпенсаторов – это масло. И если с ним что-то идёт не так, работать они не будут.

https://www.youtube.com/watch?v=KZgz42YCJqk\u0026pp=ygVI0JPQuNC00YDQvtC60L7QvNC_0LXQvdGB0LDRgtC-0YDRiyDQsiDQtNCy0LjQs9Cw0YLQtdC70LU6INGH0YLQviDRjdGC0L4_

И вот тут начинаются сложности. Низкое давление – не работают, забитые каналы ГБЦ – не работают, некачественное или старое масло – не работают. Даже упущенный уровень масла приведёт к тому, что в ГБЦ появится неприятный шум. 

Кстати, с маслом и гидрокомпенсаторами связана история, которая наглядно иллюстрирует ситуацию. В фордовских моторах Zetec-E, которые стояли на первых Ford Escort и на Ford Mondeo, были гидрокомпенсаторы.

Но с появлением первого поколения Фокусов, где стояли эти же моторы, гидрокомпенсаторы из них вытащили и поставили толкатели (причём даже без регулировочных шайб, хотя на европейских Фокусах они были).

Почему? Да потому что в США эти Фокусы стоили копейки (ладно – центы), покупала их голь перекатная, а к обслуживанию относились соответственно американскому менталитету и собственному статуту – кое-как. И гидрокомпенсаторы в моторах, в которых по 30-40 тысяч километров не меняли масло, жить никак не хотели. Так что качество масла для машин с этими деталями – не пустой звук.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Второй момент – это наличие пусть и простенького, но механизма внутри «гидрика». Со временем он изнашивается (хуже ходят подвижные части, залипает шарик клапана, появляются не предусмотренные конструкцией зазоры, меняет характеристики пружина плунжера).

В этом случае он либо клинит, либо не запирает внутри себя масло. Плохо и то, и другое.

В первом случае он стремительно сжирает кулачки распредвала, во втором – начинает стучать (и тоже убивает распредвал), а в самых запущенных случаях не может нормально двигать клапан, постепенно «отключая» цилиндр.

И ещё один недостаток моторов с гидрокомпенсаторами – это повышенный шум сразу после пуска мотора. В первые секунды им тяжело наполняться густым маслом, и в момент этого переходного процесса сразу после пуска они могут здорово бренчать. Впрочем, если сами они исправны и нет проблем с качеством масла и его давлением, шум быстро проходит.

Как проверить?

Вот тут сейчас будет очень коротко и грустно: качественно проверить «гидрики» можно только после их снятия. Можно, конечно, послушать работу мотора (лучше стетоскопом) и проверить, нет ли подозрительного стука под клапанной крышкой над одним из цилиндров.

Если звук локализован чётко, вероятность неисправности гидрокомпенсатора очень высокая.

Правда, тут возникает множество вопросов: стучит ли он из-за износа или недостатка давления масла, в каком состоянии находятся масляные каналы ГБЦ, нет ли износа кулачка распредвала, а если есть, то по какой причине этот износ начался? И в конце концов всё равно придётся вытаскивать «гидрики».

Дальше всё намного проще: заполненный маслом гидрокомпенсатор сжиматься не должен, пустой – должен. Если пустой «гидрик» не сжимается, он заклинил, если сжимается полный – износился плунжерный механизм.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Иногда компенсаторы ремонтируют. Разбирают, хорошо промывают, затем собирают заново. В зависимости от особенностей конструкции «гидрика» (не все они хорошо поддаются разборке, а главное – сборке), эта операция может привести к успеху. Но чаще всё-таки приходится покупать новые гидрокомпенсаторы. 

Не думаю, что кто-то из читателей захочет их менять своими руками (это довольно хлопотно, хотя не очень сложно), поэтому на этом вопросе останавливаться не буду.

Но замечу, что ваш покорный слуга на восьмиклапанном моторе менял их прямо во дворе, хотя иногда при этом позволял себе немного сквернословия.

Но не будем о грустном и перейдём к более интересному вопросу: почему многие считают, что эпоха «гидриков» заканчивается?

Быстрее, выше и ниже

Говорить о том, что гидрокомпенсаторов скоро не будет совсем, преждевременно. Тем не менее такая тенденция есть. И виновата в этом, как ни странно, та же экология.

Какие системы мы привыкли видеть в самых эффективных (а значит, и экологичных) моторах? В первую очередь – систему изменения высоты поднятия клапана.

Конечно, уже почти у всех есть системы изменения фаз, но наиболее простым и популярным системам с гидравлическими фазовращателями наличие «гидриков» не мешает. А вот системам изменения поднятия клапанов оно иногда мешает существенно.

И, по большому счёту, гидрокомпенсаторы там уже и не всегда нужны. Так зачем делать мотор сложнее и дороже?

Второй фактор – это наличие инертности. Как бы быстро ни работали «гидрики», им требуется время для набора и выпуска масла. Поэтому в некоторых моторах, особенно оборотистых, их не жалуют совсем. Например, в двигателях Honda, где они пропали в первую очередь на моторах с системой VTEC. Система и без того сложная, так что проще вернуть в регламент регулировку клапанов каждые 40 тысяч.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Есть ещё и другие факторы. Если у Жигулей можно было крутить клапаны каждые 20 тысяч, современные технологии позволяют сделать эту операцию необходимой раз в 90 тысяч.

А так как в среднем гарантия на мотор у нас составляет не более 150 тысяч, то запариваться с «гидриками» смысла нет.

Шум? Нестрашно – моторные отсеки, в отличие от арок, сейчас пытаются звукоизолировать более-менее качественно. 

И последнее – это неизбежный рост стоимости мотора с «гидриками». Даже самые бюджетные машины с рядными «четвёрками» сейчас 16-клапанные, так что такой мотор будет заметно дороже и тяжелее. А зачем, если ему отмеряют на заводе всего 150 тысяч пробега? И так пойдёт, без лишних деталей.

Получается, что в дорогих моторах клапанный механизм и без того слишком дорогой и сложный, а в недорогих «гидрики» ставить просто не хочется. Однако это не значит, что от них скоро все откажутся. Скорее всего, пока ДВС не умрут под натиском электрожужжалок, в некоторой их части компенсаторы будут стоять до последнего.

Читайте также:  Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Опрос

Ваш мотор — с гидрокомпенсаторами?

Стучат гидрокомпенсаторы: причины и что делать. Самый простой способ устранить стук гидрокомпенсаторов

Самая распространенная неисправность современных двигателей – стук гидрокомпенсаторов. Причин множество, в своём большинстве они связаны с качеством масла. Что делать при данной неисправности и как с ней бороться расскажет данный материал.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Что такое гидрокомпенсатор и как работает гидрокомпенсатор

Гидрокомпенсатор – простое устройство для автоматической регулировки зазора в приводе клапанов, устраняющее необходимость разбирать двигатель при его техническом обслуживании. Гидрокомпенсатор, в просторечии «гидрик» представляет собой миниатюрный гидроцилиндр, меняющий свою длину при нагнетании вовнутрь моторного масла.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Объем масла компенсирует зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала.  Масло в полость гидрокомпенсатора попадает через клапан с очень небольшим отверстием, а выходит наружу через естественные зазоры клапанной пары. Насколько хорошо работает «гидрик» зависит от поступления масла и от состояния плунжерной пары, отсутствия износа или заклинивания.

Как понять, что стучит именно гидрокомпенсатор

Неисправный гидрокомпенсатор издает резкий стук, стрекот, с частотой вдвое меньше частоты оборотов двигателя.

Неисправным считается гидрокомпенсатор, который стучит более пары минут после запуска двигателя или стучит после полного прогрева двигателя. Стук прослушивается сверху двигателя и может быть неслышен из салона автомобиля.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Почему стучит гидрокомпенсатор

Причины стука гидрокомпенсатора «на холодную» (при непрогретом моторе):

  1. Слишком густое масло, на непрогретом двигателе, плохо заходит в полость гидрокомпенсатора. Нужно время, чтобы полость заполнилась маслом
  2. Забита загрязнениями масляная магистраль или клапан гидрокомпенсатора. Загрязнения появляются при низком качестве или при затянутых сроках смены моторного масла, а также могут являться продуктами износа некоторых деталей двигателя.
  3. Износ или заклинивание плунжера гидрокомпенсатора. Бывает от естественного износа или от попадания абразивных загрязнений в моторное масло.

Причины стука гидрокомпенсатора «на горячую» (на прогретом моторе):

  1. Заклинивание плунжерной пары гидрокомпенсатора из-за естественного износа или загрязнения. Задиры на плунжере блокируют его движение и гидрокомпенсатор полностью теряет работоспособность. Зазор не выбирается и гидрокомпенсатор стучит.
  2. Слишком малая вязкость прогретого масла, масло вытекает через зазоры плунжерной пары быстрее, чем подается насосом. Некачественное масло или слишком жидкое для данного двигателя масло сильно разжижается при прогреве и легко вытекает через технологические зазоры.

3. Повышенный уровень масла в двигателе, вспенивание масла из-за перемешивания коленчатым валом или из-за попадания воды в двигатель. Следует проверить уровень масла в двигателе, а также использовать только высококачественные моторные масла.

Самый простой способ устранить стук гидрокомпенсаторов

Самый простой и действенный способ, помогающий в большинстве случаев, добавка в масло специальной присадки Liqui Moly Hydro-Stossel-Additiv.

Присадка промывает масляные каналы, удаляет загрязнения и восстанавливает подачу масла в гидрокомпенсаторы. Кроме того, присадка немного загущает масло, компенсируя тем самым их естественный износ.

Присадка добавляется в прогретое моторное масло, полное действие наступает после примерно 500 км пробега.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Как еще можно устранить стук гидрокомпенсаторов

  1. Замена гидрокомпенсаторов Достоинства: гарантированный результат. Недостатки: дорого и долго). Нужно учитывать, что на некоторые иномарки, сначала нужно заказать детали, дождаться, пока они придут, и записаться на ремонт в сервисе. На большинстве двигателей, при замене гидрокомпенсаторов потребуются дополнительные затраты на одноразовые детали, например, прокладки или герметик.
  2. Тщательная промывка масляной системы специальными промывками, например: Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung. Достоинства: сравнительно недорого. Недостатки: результат не гарантируется.

3. Возможно, в запущенных случаях, потребуется замена масляного насоса или очистка масляных магистралей двигателя с его частичной или полной разборкой.

Что будет, если не устранить стук гидрокомпенсаторов

Если не заниматься устранением стука гидрокомпенсаторов, то можно проездить довольно долго без особых проблем, но, со временем, двигатель будет работать громче, с вибрациями, упадет мощность и увеличится расход топлива, а далее произойдет износ всего клапанного механизма, в частность распределительного вала двигателя. Его замена — очень дорогое мероприятие.

Итог

Если стук гидрокомпенсаторов неоднократно возникает, то нет смысла дожидаться ухудшения ситуации. Добавка присадки Hydro-Stossel-Additiv решит проблему и предотвратит развитие износа на длительное время.

ВИДЕО

;

Почему стучат гидрокомпенсаторы на «холодную» и «горячую»

В моторе есть ГРМ — газораспределительный механизм. Он регулирует своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Сами клапаны открывает распределительный вал. За это отвечают кулачки.

Когда распредвал вращается, выступы начинают жать на гидротолкатели. Но порой демпфирующий механизм работает с перебоями. Стучат гидрокомпенсаторы.

Определимся с причинами, разберемся с вариантами исправления ситуации.

Клапан и распределительный вал постоянно соприкасаются друг с другом. Проблема заключается в том, что при нагреве двигателя изменяются линейные размеры деталей. В месте соприкосновения возникает миниатюрный тепловой зазор. Его величина составляет 0,1–0,2 миллиметра.

Появление теплового зазора между клапанами и распределительным валом приводит к тому, что при высоких оборотах и нагрузках возникает стук. Нарушается момент открытия клапанов и может снизиться мощность двигателя.

При проектировании инженеры закладывают в конструкцию тепловой зазор, чтобы минимизировать его величину. Но все‐таки не получается его полностью исключить на всех режимах работы мотора.

У старых моделей силовых агрегатов каждые 10 тысяч км пробега необходимо было вручную регулировать тепловой зазор. Автовладелец брал в руки набор щупов и просовывал тонкие пластинки между кулачком распредвала и клапаном. Без этого не удавалось обеспечить нормальную работоспособность мотора.

Назрела задача свести к минимуму ручную регулировку. Так появились гидравлические компенсаторы.

Со временем инженеры разработали автоматику, которая убирала тепловой зазор. Она получила название гидрокомпенсатор. Из наименования следует, что устройство предназначено для компенсации. Приставка «гидро» говорит о том, что внутри используется жидкость. Гидрики устанавливают между клапанами и распределительным валом. В большинстве случаев выглядит это примерно так:

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Принцип работы прост. Когда кулачок распредвала поднимается вверх, в накопитель подается масло. Потом кулачок давит на поршень и жидкость позволяет сдержать нажим за счет обратного клапана. Излишки масла уходят из цилиндра и цикл повторяется. Пока все работает как часы, посторонних шумов нет. Но когда появляется неисправность, возникает стук.

Если слышите непривычные звуки при работе двигателя, дело не всегда в гидриках. Шум может создавать клапан адсорбера. Или это щелчки фазорегулятора, а может ТНВД — топливного насоса высокого давления. Но есть характерный признак.

Стук раздается в 2 раза чаще оборотов мотора. Он очень быстрый. Для примера покажем видео. Вначале слышен резкий шум в районе 86 дБ. Но после добавки в масло присадки от Liqui Moly «тикинг» исчезает. Уровень звука падает до 82 дБ.

Вот ролик:

Легче отыскать проблемный гидравлический толкатель практическим путем. При этом не нужно снимать ремень разбирать всю систему ГРМ. Процедуру следует выполнять по шагам:

  1. Прогреть автомобиль в течение 5 или 10 минут.
  2. Снять крышку ГБЦ — головки блока цилиндров.
  3. Прокрутить распредвал, чтобы кулачки были внизу.
  4. Подождать 6 минут, пока вытечет масло из гидриков.
  5. Поднять кулачки вала вверх, освободить компенсаторы.
  6. Надавить на каждое устройство лопаткой или пальцами.

Неисправный гидрокомпенсатор будет легко продавливаться. Сопротивление почти не ощущается. Наглядно процесс показан на видео:

Теперь рассмотрим особенности стука для разных режимов работы двигателя.

Можно ли ездить со стучащими гидрокомпенсаторами? Не рекомендуем. Теоретически ничто не мешает продолжать эксплуатацию автомобиля. Но это может закончиться плачевно.

Гидрики издают высокочастотный звук не просто так. Дело в неправильной настройке системы ГРМ. Сбиты фазы газораспределения. Поэтому горючее будет вылетать в трубу, двигатель перегреется и потеряет мощность.

В тяжелых случаях могут прогореть клапаны и поршни.

Гидрокомпенсаторы порой стучат сразу после пуска мотора. Есть другой вариант — шум появляется на прогретом двигателе. Причины у этих двух явлений разные.

Поговорим про них подробнее.

Стук на холодную — частая проблема. Последствия неисправности не сильно вредят силовому агрегату. Расскажем о причинах и вариантах исправить ситуацию.

Проблема Решение
Залип обратный клапан Прокачать гидрик, если это сделать не получается, то заменить.
Износились гидравлические толкатели Заменить детали. Или попытаться промыть и почистить.
Масло не той марки и вязкости Залить в систему подходящую смазку, рекомендованную производителем.
Забились масляные каналы Разобрать ГБЦ и почистить каналы, сами компенсаторы.
Засорился масляный фильтр Поменять расходник как можно быстрее вместе с маслом.
Масло выработало ресурс Обновить закоксованное масло, если пробег больше 5–7 тысяч км.

Компенсаторы барахлят не только на холостых оборотах и во время прогрева двигателя. Рассмотрим остальные варианты.

Стук сигнализирует о серьезных поломках. Иногда для их исправления потребуется разобрать и проверить основные узлы ДВС — двигателя внутреннего сгорания.

Проблема Решение
Механическое повреждение гидрика Снять клапанную крышку, осмотреть газораспределительный механизм.
Забились клапаны компенсаторов Тщательно промыть и очистить толкатели от твердых отложений.
Слабое давление масла в системе Проверить масляный насос, редукционный клапан и приемную сетку.
Низкий уровень масла Посмотреть на показания щупа, долить до нормы, если нужно.
Масло пришло в негодность Поменять вместе с фильтром, если смазка уже прошла 5–7 тысяч км.

К слову. В двух вариантах есть одно пересечение — плохое качество масла. Чтобы не угробить гидрики, советуем менять масло и фильтр в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

Заводим мотор и прислушиваемся к его работе на холостом ходу. Посторонних стуков не слышно. Стоит нажать на педаль газа, как со стороны ГБЦ раздается частое тиканье. Убираем ногу с акселератора и все приходит в норму.

Читайте также:  Тюнинг и настройка карбюратора

Скорее всего, причина в том, что в системе много масла и оно вспенилось. При таких условиях гидрокомпенсаторы завоздушиваются и не пропускают внутрь достаточное количество смазки.

Устранить проблему легко — надо довести уровень до нормы.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Бывают и обратные ситуации. Масляный насос не справляется со своей задачей. В цилиндр гидрика попадает воздух вместо масла. Нет жидкости, а без нее невозможно обеспечить гидравлическое усилие. Иногда дело не в насосе.

При ударе картера о дорожное препятствие нарушается работа маслоприемника. Поэтому нужно визуально осмотреть картер и проверить, нет ли на нем вмятин. Если все в порядке, следует заняться диагностикой масляного насоса.

Иногда после замены гидриков на заведомо исправные, первое время слышны посторонние звуки во время работы мотора. Это нормально. Деталям нужно время для притирки. тревогу можно бить, если автомобиль проехал 100–200 км, а шум не исчез. Основная причина — неправильная установка. Возможно, владелец авто не утопил толкатель в колодец на головке блока.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Что если входное отверстие компенсатора не совпало с масляным каналом? В таком случае смазка не будет поступать в цилиндр и обеспечивать нужный уровень жесткости.

Исправить ситуацию легко. Достаточно протолкнуть гидрик глубже в колодец. Если стук продолжается, следует проверить, не засорились ли масляные каналы в ГБЦ. Дело может быть в этом.

Не каждый гидротолкатель можно восстановить до работоспособного состояния. Но порой срок замены можно заметно отодвинуть. Иногда без этого не обойтись. Не всегда в каталоге запчастей есть нужная позиция. Существует как минимум 3 способа продлить жизнь толкателя:

  1. Механическая очистка. Понадобится время и немалая сноровка, чтобы разобрать ГБЦ и снять гидрики. Зато результат будет заметен сразу. Не придется заливать в мотор химию.
  2. Замена фильтра и масла. Во время процедуры следует промыть систему традиционным способом. Для этого нужно залить промывочную смазку, подержать, слить и заполнить систему обычным маслом.
  3. Применение промывочных составов. Есть два популярных варианта: Liqui Moly Hydro‐Stossel‐Additiv и BG103. Нужно делать все строго по инструкции. Иначе эффекта не будет.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Второй и третий варианты помогут реанимировать гидрокомпенсаторы, если забиты масляные каналы. С другими видами неисправностей придется разбираться точечно. Гидрики стучат при возникновении механических повреждений, из‐за нарушения циркуляции смазки в системе. Ситуацию можно исправить, но для этого нужно провести правильную диагностику и ремонт.

Ничто не мешает ликвидировать шум гидрокомпенсаторов самостоятельно. У вас богатый опыт и золотые руки? Тогда все проблемы решаемы. Но если вы не владеете навыками по разборке и промывке газораспределительного механизма, могут возникнуть сложности.

Приведем пример. Допустим, вы заменили масло и поставили новый фильтр. Но раздражающий стук никуда не делся. Поэтому вы решили пойти на крайние меры — установили новые гидрики. Завели мотор и услышали знакомый высокочастотный шум. Остается плюнуть на все безуспешные попытки и ехать в техцентр.

В итоге причина оказалась в том, что на кулачках коленчатого вала появились задиры. Металл просто не доставал до компенсаторов. Образовался большой зазор. Пришлось менять коленвал. Но деньги за масло и новые гидрокомпенсаторы оказались потрачены зря. Да и время ушло впустую.

Опытные сотрудники автосервиса быстро найдут истинную причину стука, и в максимально короткие сроки сделают ремонт. Это уменьшит финансовые расходы и сэкономит время.

Что такое гидрокомпенсаторы и почему они стучат :

Один из первых двигателей внутреннего сгорания с гидрокомпенсаторами установили на автомобиль Cadillac еще в 30-х годах прошлого столетия.

Но по-настоящему востребованными «гидрики» стали лишь спустя десятилетия, во многом, благодаря экспансии японского автопрома.

Их использование в работе газораспределительного механизма (ГРМ) привело к усложнению конструкции двигателей, но и значительно упростило обслуживание.

Гидрокомпенсатор — это специальный механизм в двигателе внутреннего сгорания, который регулирует величину теплового зазора клапана мотора. Раньше ее приходилось время от времени корректировать вручную. С появлением гидрокомпенсаторов, необходимость в этой процедуре исчезла, так как они это делают автоматически.

Зачем нужен гидрокомпенсатор

В каждом четырехтактном двигателе внутреннего сгорания есть впускные и выпускные клапаны, которые наполняют цилиндры топливовоздушной смесью и отводят отработавшие газы. Их работой управляет распределительный вал, специальные кулачки которого в нужный момент толкают клапан внутрь цилиндра.

Между кулачком распредвала и деталью, которая открывает клапан, имеется зазор — он и называется тепловым. Его задача компенсировать неизбежное линейное расширение металлов от нагрева в момент работы двигателя.

Как правило, величина зазора задается производителем — это десятые доли миллиметра, отчего увидеть невооруженным глазом его не получится.

В случае, если зазор будет слишком маленьким, клапан перестанет плотно закрываться для герметизации камеры сгорания. Если слишком большим, то клапан отроется поздно или частично, что ухудшит наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

Таким образом, гидрокомпенсатор позволяет автоматически регулировать эту величину, он также обеспечивает:

  • простоту обслуживания двигателя, поскольку не требует периодической ручной регулировки;
  • меньший шум при работе ДВС;
  • регулировку зазора от естественного износа деталей;
  • больший срок службы всего агрегата.

Конструкция гидрокомпенсаторов, как правило, едина. Принципиально разным будет их расположение — в гнездах клапанных коромысел (на двигателях типа SOHC, с одним распределительным валом) или в гнездах в головке блока цилиндров (для моторов DOHC, с двумя распределительными валами).

Как работает гидрокомпенсатор

Гидрокомпенсатор (или по-простому «гидрик») — это компактный гидравлический цилиндр, который состоит из:

  • плунжера;
  • втулки плунжера;
  • пружины клапана плунжера;
  • шарика (клапан плунжера);
  • масляных каналов.

Основная деталь гидрокомпенсатора — плунжер. Через шариковый клапан в полость под ним поступает масло. Как только объем заполнится, то под действием пружины клапан закрывается.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

 Shutterstock

Когда кулачок распредвала соприкасается с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора, создается давление и клапан запирается. В итоге усилие от кулачка распредвала передается на гидрокомпенсатор, который в свою очередь открывает клапан.

В момент работы двигателя объем масла, необходимого для заполнения плунжера, автоматически меняется, тем самым регулируется тепловой зазор.

Почему стучит гидрокомпенсатор

Работа гидрокомпенсатора может сопровождаться стуком, похожим на стрекот. Но появление посторонних звуков не всегда означает неисправность самого гидравлического толкателя.

Причины стука на «холодную»

  • загрязнение каналов гидрокомпенсаторов. Разогретое масло становится более жидким и лучше проходит через каналы, поэтому шум может пропадать спустя время;
  • использование более густой смазки, нежели предписано производителем;
  • износ клапана гидрокомпенсатора, из-за которого шариковый механизм может стравливать масло.

Причины стука на «горячую»

  • грязное или некачественное масло. Проблема, как правило, исчезает как только вместо старой смазки будет залита новая;
  • неисправность масляного насоса и, соответственно, падение давления во всей системе смазки;
  • избыток или нехватка масла в картере;
  • износ и/или поломка самого гидрокомпенсатора.

Как проверить гидрокомпенсатор

Звук неисправного гидрокомпенсатора резкий, похож на стрекот, исходит от верхней части двигателя из-под клапанной крышки. Услышать из салона его получается не всегда, особенно — при хорошей шумоизоляции.

Шум, как правило, идет по нарастающей — от легкого шелеста до сильного цокота. Если же сильный стрекот появился сразу, есть смысл проверить уровень масла — он может быть недостаточным, а гидрокомпенсаторы отреагируют на это первыми.

Также рекомендуется осмотреть поддон картера двигателя. Вполне возможно, что на картере при ударе на бездорожье появилась вмятина, из-за которой маслоприемник перестал работать оптимальным образом.

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

 Shutterstock

Когда цокот возник точно после очередной замены масла, скорее всего, вместо качественной смазки была приобретена подделка.

Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы

Часто, чтобы восстановить работоспособность гидравлического толкателя, хватает обычной замены масла и фильтра. Если после этой процедуры стук не пропал, то, скорее всего, придется заменить сами гидрокомпенсаторы. Когда владелец редко обновлял моторное масло, может потребоваться замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.

Если после запуска мотора из-под клапанной крышки стал появляться легкий стук, то какое-то время ехать на автомобиле еще можно. Однако откладывать визит в автосервис надолго не стоит. Неисправный гидрокомпенсатор может привести к поломке газораспределительного механизма и/или головки блока цилиндров.

Как предотвратить поломку

Чтобы предотвратить поломку гидрокомпенсаторов, нужно придерживаться общих рекомендаций производителя по замене масла. Обычно это делают в ходе ежегодного ТО, но в ряде случаев интервал можно сократить — например, перед долгой поездкой или вождении в экстремальных условиях, под нагрузкой и прочее.

Регулярной замены гидрокомпенсаторы не требует. В среднем рабочий ресурс этих деталей, при условии бережной эксплуатации, не менее 200 тысяч километров пробега.

Принцип работы гидрокомпенсаторов в двигателе

Мы уже писали про то, как важно и необходимо регулировать клапаны двигателя. От четкой согласованной работы газораспределительного механизма, основными составляющими которого являются клапаны, зависит то, насколько правильно будет сгорать смесь в цилиндрах, а значит, эффективность и экономичность всего мотора в целом.

Обязательное условие – наличие между клапанами и распределительным валом тепловых зазоров.

Температуры в камерах сгорания ДВС большие, и, если не компенсировать нагрев и расширение металла клапанов, их открытие и закрытие станет невозможным.

Зазоры регулируются при помощи болтов (винтов), шайб и регулировочных стаканчиков. Эти системы достаточно надежны, но имеют один существенный минус: со временем регулировки сбиваются, и процедуру нужно повторять.

СТРОЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ ГИДРОКОМПЕНСТАТОРА

Читайте также:  Признаки неисправности ДМРВ ВАЗ 2114 и проверка датчика

Главное назначение гидрокомпенсаторов – автоматически подстраивать тепловые зазоры между ножками клапанов и кулачками распредвала. Исправные компенсаторы позволят избежать регулировки клапанного механизма на всем протяжении эксплуатации двигателя. Кроме того, применение в двигателе гидравлических толкателей (или опор) имеет еще несколько плюсов:

  • позволяет избежать процедуры регулировки клапанов;
  • снижает уровень шума, производимого клапанной группой;
  • уменьшает ударную нагрузку на клапаны;
  • положительно влияет на расход топлива.

Система позволяет компенсировать увеличение зазоров, вызванные как температурными процессами, так и износом деталей, существенно увеличивая межсервисный интервал обслуживания клапанной группы.     

  • Гидрокомпенсатор состоит из корпуса (1), поршня (2), пружины (3), плунжера (4), обратного клапана, или шарика (5) и его фиксатора (6). В процессе работы гидрокомпенсатору приходится иметь дело с двумя разнонаправленными силами (они показаны красными стрелками и обозначены римскими цифрами):
  •  І – давление кулачка распределительного вала (7), ІІ – ножки клапана (8).

Под воздействием их усилий гидрокомпенсатор совершает возвратно-поступательные движения. При нахождении его в верхней точке, масляные каналы в его корпусе и в корпусе головки блока цилиндров совпадают (показано зеленой стрелкой), и масло (желтое на схеме) попадает внутрь – сначала в полость плунжера (4), а после, через открытый обратный клапан (5) в полость поршня (2), который перемещается под действием пружины (3). Собственно, ее усилием и обеспечивается отсутствие зазоров между поршнем и клапаном (8).

Кулачок распредвала (7) перемещает корпус гидрокомпенсатора (1) вниз, в результате чего масляные каналы закрываются. Клапан (8) удерживает от перемещения вниз его пружина, усилие которой намного больше, чем пружины компенсатора (3).

Поэтому поршню (2) приходится сжиматься, что приводит к увеличению давления масла внутри корпуса (1).

Это приводит к закрытию обратного клапана (5), в результате чего гидрокомпенсатор превращается в монолитное тело, передающее усилие от кулачка (7) на ножку клапана (8) без зазоров и потерь.

По мере ослабевания давления кулачка (имеющего форму эксцентрика), клапан, под действием своей распрямляющейся пружины, передвигает компенсатора в направлении ІІ.

Давление масла внутри гидрокомпенсатора также уменьшается, и когда в полости поршня (2) оно становится меньше, чем в полости корпуса (1), обратный клапан (5) снова открывается.

При возвращении компенсатора в верхнее положение открываются и масляные каналы, обеспечивая смену масла. 

ТИПЫ ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ

Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Возможность использования гидрокомпенсаторов существует во всех видах газораспределительных механизмов любых типов двигателей. Но в зависимости от типа ГРМ (с нижним или верхним положением распределительного вала) их различают четыре вида:

  • гидроопоры обычные;
  • гидроопоры для коромысел (рычагов);
  • гидротолкатели обычные; 
  • гидротолкатели роликовые.

Различия заключаются лишь в конструкции и применяемости, общий принцип работы, описанный выше, от форм-фактора гидрокомпенсатора не зависит. В настоящее время наибольшее применение получили обычные гидротолкатели, устанавливающиеся непосредственно на ножке клапана и имеющие плоскую опору под кулачок распредвала.

НЕИСПРАВНОСТИ ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ

Понять, что работа компенсаторов отличается от нормальной, можно по стуку в двигателе, в верхней его части. Стучат гидрокомпенсаторы достаточно громко, издают резкий «стрекот» с частотой вдвое меньше оборотов мотора. Причины этого явления можно объединить в четыре группы:

  • износ и неисправность самой детали, гидроопоры или гидротолкателя;
  • применение в двигателе некачественного, неподходящего по параметрам или загрязненного моторного масла;
  • попадание в масло пузырьков воздуха;
  • неисправности в системе смазки автомобиля.

Следует заметить, что случаи отказа именно самой детали достаточно редки, и они также чаще всего бывают следствием проблем с маслом. Гидрокомпенсатор не выполняет свои функции, если:

  • заклинило поршень, давящий на ножку клапана;
  • между плунжером и гильзой, наоборот, слишком большой зазор;
  • не работает обратный клапан;
  • засорен масляный канал.

На практике в большинстве случаев стук еще не означает, что гидрокомпенсаторы неисправны. Чаще всего проблему можно решить заменой масла и фильтра, а в отдельных случаях – разборкой и промывкой компенсаторов. Однако, если деталь неработоспособна, ремонту она не подлежит и нуждается в замене.

Очень часто встречается мнение о том, что стук гидрокомпенсаторов на холодную (в первые 1-2 минуты работы непрогретого двигателя) не является неисправностью.

Однако даже такая легкая форма «проявления недовольства» ведет к износу как самих компенсаторов, так и сопряженных с ними других деталей клапанной группы.

Происходит это из-за недостаточной вязкости моторного масла и требует, как минимум, задуматься о его качестве.

Вообще, двигатели, оснащенные гидрокомпенсаторами, несколько более требовательны к качеству моторного масла (что многими воспринимается как их минус). Владельцам таких моторов следует строго придерживаться правил замены и подбора масла:

  1. Применять смазочные материалы и фильтры строго в соответствии со спецификациями производителя.

  2. Не использовать масла вязкостью 15W40 и ниже.

  3. Следовать регламенту обслуживания автомобиля – менять масло не реже, а желательно, чаще, чем это предписано инструкцией по эксплуатации. В особенности это касается двигателей с серьезным пробегом, 100 000 км и выше.

  4. Постоянно проверять уровень масла, не допускать масляного голодания.

Чаще всего после замены масла и восстановлении его штатного уровня проблемы с гидрокомпенсаторами исчезают.

Если же этого не произошло, значит, неисправность кроется глубже, и для ее устранения необходимо посетить СТО – самостоятельная замена компенсаторов, а тем более, чистка масляных каналов двигателя весьма проблематичны.

Эти работы хотя и не очень сложны, требуют опыта и квалификации. Избавиться от досадного и неприятного стука «гидриков» помогут сотрудники любой из станций сети умных автосервисов Wilgood– быстро и надежно. 

Гидрокомпенсатор: как работает и признаки полмки

Гидрокомпенсатор (ГК), также автовладельцы часто называют «гидрик» — располагается в приводном механизме клапанов и предназначается для недопущения образования зазоров между клапанами и кулачками распредвала. Так сказать компенсирует зазоры клапанов.

Работа гидрокомпенсатора

Принцип работы строится на изменяемом давлении моторного масла. При включенном ДВС масло заполняет внутреннюю часть и за счет переменного давления его плунжер циклически передвигается, не допуская образованиезазоров в клапанном приводе и удерживая постоянный контакт коромысла и кулачка распредвала.

Таким образом, гидрокомпенсаторы клапанов существенно упрощают обслуживание двигателя и делают неактуальной проблему точного регулирования клапанов во время проведения ТО, но с ними надо более внимательно подходить к выбору масла и масляного фильтра.

Виды и расположение компенсаторов

Условно можно выделить компенсаторы для двигателей типов SOHC и DOHC. В целом, они не слишком различаются по конструкции. Любой гидрик — это небольшая система, помещенная в неразборный герметичный корпус. В двигателе типа SOHC он размещается в гнездах клапанных коромысел. У двигателей типа DOHC — устанавливаются в гнездах, размещенных в головке блока цилиндров.

Устройство и принцип работы компенсаторов Устройство гидрокомпенсатора сложностью не отличается. Он состоит из корпуса, плунжера, клапана, пружины, поршня и стопорного кольца.

Принцип действия также довольно прост. Когда кулачок распредвала находится в верхней точке движения, относительно компенсатора он располагается тыльной частью.

Из-за этого усилие на компенсатор не передается, что позволяет пружине распрямиться и выдвинуть плунжер, благодаря чему и пропадает зазор. В появившееся под плунжером свободное пространство через клапан затекает моторное масло.

После заполнения компенсатора давление масла внутри него и снаружи сравнивается и клапан закрывается.

Когда кулачок поворачивается к компенсатору выпуклой стороной, он своим усилием начинает смещать его вниз.

Заполненный маслом гидрокомпенсатор имеет достаточно жесткости, чтобы без потерь передавать движущее усилие распредвала на клапаны ГРМ.

В процессе движения некоторая часть масла вытекает из компенсатора, в результате чего образуется зазор, имевший место в начале цикла. Далее цикл проходит еще раз, и так все время работы двигателя.

Следует отметить, что работа гидротолкателя позволяет устранить не только рабочие зазоры двигателя, образуемые в результате циклического движения его частей, но также и зазоры из-за нагрева мотора (нагретый металл расширяется) и увеличенные зазоры, связанные с износом деталей ГРМ. Любое увеличение пространства для перемещения компенсатора приводит к тому, что он принимает больше масла, все равно занимая весь свободный объем.

Признаки и причины поломки

Основные причины выхода из строя гидрокомпенсатора (ГК) — загрязнение масляных каналов двигателя и износ рабочих поверхностей обратного клапана и плунжерной пары.

Основным признаком того, что гидрокомпенсаторы клапанов вышли из строя является характерный стук клапанов при запущенном ДВС, в том числе на холостом ходу. Статья из сообщества сам себе автомеханик. Эта проблема может быть вызвана рядом причин, среди которых:

  • — присутствие воздуха в надплунжерной полости компенсатора, что бывает при неправильном уровне масла в картере или в случае продолжительной стоянки машины под большим уклоном; — засорение компенсатора шламом из некачественного или не замененного вовремя моторного масла;
  • — износ механизмов компенсатора.

7 Причин стука гидрокомпенсаторов на горячем двигателе 1.Не менялось давно масло или заливалось некачественное. 2.Забиты каналы, по которым масло подается в гидрокомпенсатор. 3.

Засоренный масляный фильтр и масло не доходит до гидриков под нужным давлением. 4.Проблемы в работе масляного насоса. 5.Неправильный уровень масла (пониженный или повышенный). 6.

Увеличение места посадки гидрокомпенсатора.

7.Проблема с механикой и гидравликой гидрокомпенсатора клапанов.

Устранение неисправностей

В некоторых случаях устранять неисправности гидрокомпенсаторов можно в домашних условиях.

Промывка, как правило, помогает избавиться от стуков. Но также требуется и чистка масляных каналов.

Для начала необходимо проверить уровень моторного масла в двигателе и при необходимости довести его до нормы. Чтобы избавиться от воздуха в компенсаторе, нужно завести двигатель и десять раз медленно его разогнать. Проблему можно считать решенной, если неправильный звук работы мотора пропадает.

Если звук не исчезает, нужно проверить состояние гидрокомпенсаторов. Характерные повреждения: коррозия поверхности плунжера, износ корпуса толкателя, тугой ход. Лучше всего делать это на СТО, так как очевидно что причин много и разобраться самостоятельно, без надлежащего опыта, какая из них основная — крайне сложно.

Нужно знать происхождения стуков, определить происхождения, механическая неисправность или какие то другие технические проблемы с механизмами и деталей ДВС.

Многие автовледельцы пробуют разобрать и почистить, дабы восстановить работоспособность, но такой манипуляции, как правило, хватает ненадолго, по этому лучшим решением будет только замена.

Список СТО, где вы можете починить свой двигатель

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector