Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропанУстановка газобалонного оборудования (ГБО) особо заманчива в период кризиса: топливо пока не дорожает, но учитывая нехорошие тенденции к повышению цен на многие услуги и товары, рано или поздно доберутся и до бензина с соляркой. Невольно задумываешься об экономии, к тому же при любых колебаниях цен газ будет все равно дешевле обычного топлива. Появляется вопрос окупаемости ГБО, долговечности мотора и безопасности. Мы отправились на сервис «ГазАвтоМонтаж», чтобы выяснить все об установке и использовании газового оборудования.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Сперва определимся с типом газа: метан или пропан. Различий между ними много. Преимущества пропана: более широкая сеть заправок, стоимость установки ниже по сравнению с метановым ГБО, баллоны компактные и легкие. Но расход пропана примерно на 20% выше, чем бензина.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Метан дешевле пропана – 5000 против 6200 рублей. Он более дружелюбный к природе, однако и минусов набирается немало: дорогая установка из-за начальной высокой стоимости баллона, небольшая потеря мощности, сами баллоны тяжелые и большие. Зато расход по сравнению с бензином меньше на 10%. Интересный момент: при сочетании метана с дизельным мотором мощность, наоборот, возрастает.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Баллоны для метана куда прочнее пропановых – дело в том, что сжатый газ хранится под давлением в 200 атмосфер, и металл должен без проблем выдерживать такую нагрузку.

Можно внешне определить, под какой тип газа сделан конкретный баллон – на емкости для пропана есть сварной шов, в то время как метановый баллон цельный. Также баллонов для метана нужно больше, чем для пропана, иначе запас хода будет совсем мал.

Мастера на сервисе говорят, что эксплуатация автомобиля на метане обходится выгоднее, чем на пропане – цена ниже, расход топлива тоже меньше, чем бензина.

«Для седанов обычно рекомендуем ставить баллон цилиндрической формы – они хорошо помещаются прямо за спинками задних сидений.

Если идет переоборудование на ГБО минивена, универсала либо внедорожника, советуем ставить небольшой круглый баллон на место запасного колеса, чтобы не занимать много места в салоне», – говорит инженер «ГазАвтоМонтаж» Василий Понамарчук.

– «Пропан гораздо чище бензина, это высокооктановое топливо – число достигает 112. Двигатель работает тише и более мягко, снижения мощности не наблюдается. Из-за особенностей метана потеря в динамике иногда ощущается, часто это заметно на малолитражных автомобилях».

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

На самом баллоне стоит мультиклапан с датчиком уровня газа. Похожая на заплатку металлическая нашлепка – паспорт баллона, где указана дата производства, характеристики, литраж и прочие параметры. Испытательное давление баллона для пропана – 45 атмосфер, в то время как рабочее давление составляет только 16 атмосфер. Запас прочности троекратный.

Это внушает оптимизм, но недоверчивость у нас пока остается – что будет при ударе сзади? Непонятно откуда взявшиеся опасения рисуют картину огромного взрыва, как в голливудских боевиках. «Ничего не произойдет. Баллоны испытывают множеством способов – роняют с большой высоты, деформируют.

При малейшей опасности ГБО просто не разрешили бы к использованию. Вообще, опасность представляет бензин – его пары куда более взрыво- и пожароопасны, чем пропан или метан.

Температура воспламенения бензиновой смеси – около 270 градусов, в то время как для пропана этот показатель выше примерно в два раза, а у метана и того больше. Любой газ будет безопаснее бензина», – продолжает специалист. – «Если баллон треснет, пропан просто выльется – он находится в жидком состоянии.

Даже поднеся спичку, топливо загорится, но взрыва не будет – газ опасен только при высоких концентрациях в закрытом помещении. А метан просто рассеется в воздухе».

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Редуктор  понижает давление до полутора атмосфер

С момента выпуска баллона дается два года на его эксплуатацию. Затем происходит переосвидетельствование – визуальный осмотр на предмет наличия механических повреждений и следов коррозии, удаление остатков газа, проверка водой под давлением.

Основная проблема баллона – коррозия, больше ему ничто не может навредить. Как правило, ржавчиной покрываются баллоны, расположенные в открытых местах: например, на месте запасного колеса под днищем автомобиля.

Прохудившиеся стенки не представляют большой опасности: «Толщина составляет три миллиметра. Если образуется повреждение, газ будет просто выходить, никакого взрыва». Для прохождения техосмотра нужно иметь действующий сертификат о пригодности баллона.

Раньше требовалось прохождение курсов по управлению автомобилем с ГБО, но теперь это упразднили.

На сервис привезли Volvo XC90 с бензиновым 2,5-литровым мотором, на который будут устанавливать пропан. Баллон разместили на месте запасного колеса под багажником. Внизу бампера высверливается отверстие под заправочный клапан. На черном пластике оно практически не заметно.

Если хотите оставить бампер целым, можно вывести вентиль рядом с горловиной топливного бака – он будет виден только при откидывании крышки. Перед продажей автомобиля ГБО можно снять и затем поставить его на новую машину.

Нужно будет заменить некоторые компоненты, но это обойдется дешевле, чем повторная установка с нуля.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Газовые форсунки

Система состоит из самого баллона, шлангов, блока форсунок, датчика давления и температуры газа, клапана и редуктора, который понижает давление с 16 атмосфер в баллоне до полутора на форсунках. Вследствие этого топливо из жидкого состояния становится газообразным.

Клапан блокирует подачу газа в редуктор при остановке двигателя, работе мотора на бензине или внештатной ситуации. Такой же клапан стоит на баллоне: «Сразу после аварии человек не должен думать, где какой вентиль ему нужно перекрывать – это лучше доверить автоматике.

Мы работаем по принципу исключения человеческого фактора». В газовом клапане расположены фильтры, которые очищают жидкую фазу – их следует менять раз в десять тысяч километров. Один очищает газ в жидком состоянии, а второй фильтрует газ низкого давления уже в газовой фазе.

Заменить фильтры можно самостоятельно, но лучше это делать на сервисе. 

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Специальный клапан самостоятельно перекрывает подачу газа в случае необходимости

На форумах встречаются сообщения о конденсате, который нужно то и дело сливать. Что это и откуда берется? «Конденсат был в системах центральной подачи, у которых отсутствует блок форсунок. Они имеют редуктор-испаритель и смеситель, который ставится перед дроссельной заслонкой либо на карбюратор, и газ смешивается с воздухом.

Нет дозирующего элемента в виде форсунок, регулировку подачи выполняет сам редуктор. Фильтра паровой фазы тоже нет. Конденсат – маслянистая жидкость с очень резким запахом, которая добавляется в газ, чтобы человек мог почувствовать его в случае утечки. Называется она этантиол (этилмеркаптан). В редукторе была пробка, где скапливалась жидкость – ее и нужно было сливать.

Теперь все задерживается фильтром, конденсат не попадает в форсунки», – объясняет Василий.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Машина заводится только на бензине. Когда двигатель прогреется до 40 градусов, система автоматически перейдет на газ. Это важный момент: холодный запуск на газу вредит газовому оборудованию.

Если автомобиль не успел остыть, то переход осуществляется через пять секунд после старта двигателя. «Переход с бензина на газ должен быть абсолютно незаметным – ни колебания оборотов, ни вибрации по кузову.

Когда оборудование установлено некорректно, этот переход может быть очень ощутимым, или двигатель вообще заглохнет. Идея газового оборудования – поставил и забыл, дальше начинается только экономия», – говорит специалист.

В салоне появляется маленькая кнопка с несколькими светодиодами, которые обозначают запас газа. Нажатием кнопки можно вернуть автомобиль к работе на бензине. Шланги от баллона к моторному отсеку прокладываются по днищу автомобиля, обычно их размещают рядом с топливной магистралью. 

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Кнопка со светодиодами устанавливается в незаметном месте

Иногда встречаются рассказы автовладельцев, которые утверждают, что газовое оборудование привело к серьезным проблемам с двигателем. Василий уверяет, что правильно установленное ГБО продлевает ресурс мотора, а не сокращает его: «Ресурс увеличивается в два раза.

Соответственно, неправильная установка сокращает его – преждевременно выходят из строя катализаторы, горят выпускные клапаны, поршни. Любые изменения в работе мотора, будь то увеличившаяся вибрация, более высокий уровень шума, плавающие обороты сразу говорят о неправильной установке. Не допускается никаких отклонений в сравнении с эксплуатацией машины на бензине.

К нам часто приезжают на переделку – сначала человек сэкономил и поставил дешевые компоненты, а потом начались неполадки с мотором».

После установки ГБО автомобиль нужно приучить к новому топливу: блоку управления задаются параметры работы – впрыск, работа под максимальной нагрузкой, холостой ход и т.д. Задача отладки – сделать так, чтобы не возникало различий при работе между бензином и газом. Грубо говоря, электроника машины думает, что потребляет привычное для нее топливо.

***

«ГазАвтоМонтаж» работает только с оборудованием итальянской фирмы BRC – эта компания поставляет компоненты для заводских модификаций автомобилей на газу (например, VW Passat). Оно не дешевое – например, установка пропанового ГБО на Volvo XC90 стоит порядка 20 млн. рублей.

Это минимальная сумма, которую нужно иметь для перевода своего автомобиля на газ. Компоненты для езды на метане обойдутся дороже в полтора-два раза. На станции говорят, что с переходом на газ пробеги у водителей увеличиваются – из-за низкой цены топлива уже никто не считает стоимость поездок.

Чем больше вы ездите, тем быстрее стоимость перехода на газ окупится.

автора

Пропан или метан, что выбрать?

В 2020 году количество автомобилей на газе в России выросло до 370,000. Экономия делает эксплуатацию автомобиля на газе более привлекательной. Выгода является главной причиной перехода на газ частных автовладельцев и компаний.

После принятия решения об установке ГБО нужно решить, какой газ выбрать – пропан или метан? Эта статья поможет сделать выбор.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Чем пропан отличается от метана

Пропан – это сжиженный нефтяной газ без цвета и запаха, продукт переработки нефти. Используется в жидком состоянии в металлических баллонах под давлением. Рабочее давление 4-8 атмосфер в зависимости от сезона: летом давление больше, зимой меньше. Максимальное рабочее давление – 16 атмосфер.

Объем измеряется в литрах. Баллоны с пропаном заправляются до 80%, чтобы оставалось место для теплового расширения газа. Например, в 100-литровый баллон можно заправить около 80 литров пропана.

Метан – это природный газ без цвета и запаха. Он легче воздуха и чище по составу, чем пропан, практически не требует фильтрации. В баллонах он находится в сжатом газообразном состоянии. Рабочее давление 200 атмосфер, что требует более сложного, более надежного и дорогостоящего оборудования для установки на автомобиль.

Объем измеряется в кубометрах. Чтобы вместить 1 кубометр метана, в среднем нужно 4,2 литра баллонного пространства в гидравлическом эквиваленте. В 100-литровой баллон вмещает около 22-23 м3.

Читайте также:  Пониженная передача: что это такое и для чего необходима

Безопасность пропана и метана

Среди моторного топлива самый высокий класс пожарной безопасности 4 – у метана. У пропан-бутана класс 2 (чем меньше, тем опасней), у бензина 3. Метан легче воздуха, поэтому быстро улетучивается. Взрывоопасная концентрация пропана в воздухе составляет 2-9% от объема.

На пропановые баллоны в обязательном порядке согласно Правилам ЕЭК ООН №67(01) ставится мультиклапан безопасности со скоростным, пожарным и запорным электромагнитным клапанами, отвечающий за прекращение подачи газа при неработающем двигателе.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан
Тороидальный баллон пропан под днищем Лады Ларгус

На метановые баллоны согласно Правилам ЕЭК ООН №110 ставится вентиль безопасности с клапанами сброса давления. В состав любого газа включает одорант, для индикации его утечки, в случае появления в салоне запаха газа необходимо переключиться на бензин и ехать на диагностику в ГБО-сервис.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан
Баллон метан в багажнике Лады Ларгус

Газовые заправки

В России функционируют порядка 2000 пропановых заправок и около 500 метановых. Пропан более распространенный газ, и заправки с ним есть практически в любом направлении. Наличие метановых заправок в вашем регионе можно посмотреть на специальной карте АГНКС.

Стоимость установки ГБО и топлива

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Установка газового оборудования на метане в среднем стоит в 2 раза дороже оборудования на пропане. Например, установка пропана на Ладу Ларгус выйдет в среднем в 35-45 тыс. руб, а установка ГБО метан обойдется вам в 80-100 тыс. руб.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Но при этом сам метан стоит дешевле пропана:
Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан
*Данные по бензину на март 2019 предоставлены: Передовые Платежные Решения. Розничные цены на топливо рассчитаны по методологии РЭШ.

Как показывает опыт, метан и пропан окупаются в один и тот же срок 1-2 года в зависимости от пробега автомобиля. Как инвестиция, метан при этом представляет собой более выгодное вложение, так как после окупаемости за одинаковый пробег вы получаете трехкратную экономию относительно бензина, и двукратную относительно пропана.

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

Программы поддержки наших партнеров Газпром ГМТ позволяют облегчить перевод транспорта на метан и сделать его практически без затрат. Подробней о программах поддержки можете узнать у менеджера по телефону (343) 253-28-88.

Расход топлива и запас хода

Пропана расходуется на 15-20% больше, чем бензина. То есть при бензиновом расходе 10 литров/100 км расход пропана будет равен 11-12 литров на сотню.

Метана (в м3) расходуется на 0-10% меньше, чем бензина. Т.е. при расходе 10 литров бензина на 100 км эквивалентное потребляемое количество метана будет составлять 9 м3.

При этом на 100-литровом пропановом баллоне Ларгус (при расходе бензина 8 л/100 км) может проехать около 800 км. На 100-литровом метановом баллоне, в который вмещается в среднем 22-23 м3, Ларгус проедет порядка 300 км.

Метановые баллоны не бывают тороидальными, только цилиндрические. Баллоны обычно размещают за спинки сидений или закрывают фальшполом в багажнике.

Так метан или пропан?

Исходя из расчетов очевидно, что метан гораздо выгоднее, хотя и имеет не такую развитую инфраструктуру заправок.

Поэтому первое, на что стоит обратить внимание, – это наличие заправок в вашем регионе. Если ваш маршрут часто проходит мимо АГНКС или газовая заправка находится близко, то метан – отличный выбор.

Если же заправка метана не по пути, то рассмотрите установку пропана. Это тоже хороший выбор, который дает экономию в 2 раза относительно бензина.

© Элитгаз

Сделаем расчет цены установки ГБО пропан и метан, звоните

или

Гбо метан или пропан, что лучше? сравниваем газовое оборудование, плюсы и минусы

Вступление:

Газовая установка на автомобиль: что лучше, ГБО метан или пропан

В начале ХХ века все большую популярность начало приобретать газобаллонное оборудование (ГБО). Его начали устанавливать не только на легковые, но и грузовые транспортные средства. Газ, как горючее для автомобилей, показал хорошие результаты по экологичности. В плане ценовой политики газ составил сильную конкуренцию дизельному топливу и бензину. 

В 2020 году в России наблюдался рост количества автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием. По данным статистики это число составило 370 000 транспортных средств. В текущем году эти показатели будут только расти. Причем это касается как уже переоборудованных на газ т/с, так и желающих это сделать в ближайшее время.

Для тех автовладельцев, которые уже точно решили “завязать” с постоянно дорожающим бензином остается открытым один вопрос. Какому газу отдать предпочтение: метану или пропану? Давайте подробнее разберемся в этом вопросе.

Основные отличия метана и пропана:

Пропан — продукт нефтепереработки. Сжиженный газ, не имеющий запаха и цвета. Заправляется в сжиженном состоянии под давлением. Давление может иметь сезонные отличия: в летний период давление более высокое, чем зимой. Максимальным рабочим давлением считается 16 атмосфер.

Объем заправляемого пропана обозначается в литрах. В процессе заправки баллон заполняется газом на 80%. Оставшиеся 20% необходимы для процесса расширения газа при нагревании. Особенно это актуально летом.  К примеру, в баллон, рассчитанный на 100 литров газа, будет заправлено только 80 литров.

Метан также представляет собой природный газ, не имеющий запаха и цвета. В отличие от пропана метан более чистый газ. В процессе использования он практически не нуждается в фильтровании. В заправочные баллоны метан подается в сжатом газообразном виде. Рабочее давление метана составляет 200 атмосфер. В связи с этим для работы метанового ГБО требуется более дорогостоящее оборудование.

Объем метана обозначается в кубометрах. Если производить расчеты в гидравлическом эквиваленте, то для 1 кубометра метана необходимо 4,2 литра пространства в газовом баллоне. К примеру, в газовый баллон объемом 100 литров можно поместить 23 кубометра метана.

Какова окупаемость газа и его расход:

При выборе для установки на автомобиль метанового или пропанового ГБО необходимо просчитать, за какой срок произойдет окупаемость оборудования.

Производить расчет необходимо с учетом актуальных цен на все виды горючего. В качестве примера можно произвести средний расчет, в котором в дальнейшем можно будет подставить актуальные цифры и получить точный результат.

Исходные расчетные данные:

  • Бензин 43 руб.
  • Пропан 20 руб.
  • Метан 17 руб.
  • Автомобиль: двигатель 4 цилиндра, расход бензина 10 л. на 100 км — сумма расходов на бензин 12 900 руб. / месяц.

Подсчитываем расходы:

  • На практике расход пропана на 10-35% больше, чем бензина. При выборе максимального значения 35% коэффициент потребления газа по отношению к бензину будет равен 1,35. При использовании пропана его расход на 100 км составит 13,5 литров. Если в месяц использовать 405 литров пропана, то расходы на горючее составят 8 100 руб. Выгода будет равняться 4 800 руб., что составит 37%.
  • В случае с метаном, расход которого измеряется в кубических метрах, его расход на 10% меньше, чем бензина. Это выявлено опытным путем. Соответственно коэффициент будет 0,9, что составит 9 кубометров. Если в месяц использовать 270 кубометров метана, то расходы на горючее составят 4 590 руб. Выгода будет равна 8310 руб., что составит 65%.

Воспользуйтесь удобными калькуляторами, для расчета собственной экономии, укажите необходимые Вам параметры.
Калькулятор ГБО

Подсчитываем окупаемость ГБО:

  • Для сжиженного природного газа (стоимость ГБО делим на выгоду): 30000/4800= 6,25 месяца. Для расчета километража окупаемости нужно показатель окупаемости умножить на пробег: 6,25*3000=18750 км. Через этот километраж окупиться установка пропанового ГБО.
  • Для компримированного природного газа 60000/8310=7,22 месяца или же, умножив окупаемость на пробег 6,25*3000=18750 км. Через этот километраж окупиться установка метанового ГБО.

Здесь выражена очевидная экономия бюджета при переводе автомобиля на газ. Чем больше пробег у автомобиля, тем быстрее наступит окупаемость.

Безопасность использования метана и пропана:

У каждого вида горючего имеется свой класс пожарной безопасности. У метана этот показатель самый высокий. Ниже показатель у пропан-бутана. Однако бензин по степени пожарной безопасности расположен между метаном и пропаном.

Краш тесты ГБО

Для образования взрывоопасной ситуации любой газ должен достигнуть предельной точки концентрации. Но поскольку метан значительно легче воздуха, то в случае утечки очень быстро улетучивается.

В случае с пропаном его концентрация должна составить от 2 до 9% объема воздуха. Причем пространство должно быть герметичным.

В условиях салона автомобиля или багажника достичь такой концентрации невозможно.

Современные пропановые баллоны по Правилам ЕЭК ООН No 67(01) в обязательном порядке оборудуются мультиклапаном безопасности. В мультиклапан встроен электромагнитный клапан, который прекращает подачу газа из баллона в случае его утечки при заглушенном двигателе.

Метановые баллоны устанавливаются с вентилями безопасности, снабженными клапаном сброса давления.

Поскольку пропан и метан не имеют запаха, в их состав добавляют специальную ароматическую присадку — одорант. Это позволяет по запаху почувствовать возможную утечку газа и оперативно переключиться на бензин.

Толщина стенок в газовых баллонах имеет большой запас прочности и то давление, с которым заправляется в них газ не способно разорвать его. Если сравнить с баллонами бензобак, то у него толщина стенок гораздо меньше. При ударе целостность бензобака нарушить значительно проще.

Вывод таков, что при эксплуатации автомобиля на газе возможность возникновения взрыва практически невозможна.

Какие баллоны используются для заправки газом:

При выборе газобаллонного оборудования нелишним будет учесть особенности конструкции вашего транспортного средства. Дело в том, что для хранения пропана и метана используются разные типы баллонов. 

Пропан в этом плане более практичен. Для его хранения существует два типа баллонов: цилиндрические и тороидальные. Тороидальный баллон, или как его еще называют “бублик”, рассчитан на укладку в нишу для запасного колеса.

Это очень удобно, поскольку запаску проще переложить в другое место. К примеру, если вам понадобиться перевезти объемный груз, то багажник будет полностью для этого свободен.

Читайте также:  Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Запаску же на некоторое время можно переложить между передним и задним сиденьем.

Цилиндрические баллоны имеют два способа размещения: внутренний и наружный. Если клиренс машины позволяет разместить баллоны под днищем кузова, то полезное пространство багажника полностью сохраняется. 

Для хранения метана используются только цилиндрические баллоны, однако их также, в зависимости от конструкции машины, можно разместить как снаружи, так и в багажнике.

Какое влияние оказывает газ на работу двигателя:

Октановое число газа составляет 105 для пропана и 120 для метана. Соответственно никакой бензин не может «похвастаться» такими показателями.

Однако, благодаря своим физическим свойствам газ сгорает медленнее бензина. Соответственно и детали двигателя от этого подвержены более длительным температурным нагрузкам.

Это неизбежно приводит к увеличению расхода горючего и потери двигателем мощности.

Именно из-за этого многие мотористы утверждают, что перевод автомобиля на газ неизбежно приводит к быстрому прогару клапанов.

Такая проблема наблюдалась в первых поколениях ГБО. Теперь при установке пропанового и метанового ГБО сразу монтируется вариатор угла опережения зажигания. Для некоторых марок автомобилей также может прошиваться контроллер ГБО.

Метан, благодаря своей более высокой чистоте показывает более лучшие показатели эксплуатации: устройство метанового ГБО намного проще и менее затратно в обслуживании.

Если посмотреть с технической стороны, то работая на газе двигатель получает целый ряд преимуществ:

  • Более плавное воспламенение газа не создает детонации в двигателе;
  • Благодаря своим свойствам газ полностью заполняет собой пространство камеры сгорания и сгорает полностью;
  • Остатки не сгоревшего в двигателе бензина постепенно стекают по стенкам цилиндров в картер. Тем самым масло в двигателе засоряется, становится более жидким и теряет свои смазывающие свойства. Требуется его более частая замена. В случае с газом этот процесс полностью исключен. Моторное масло полностью вырабатывает свой ресурс и сохраняет свою чистоту. Тем самым все детали двигателя работают в более щадящем режиме, поскольку надежно защищены масляной пленкой;
  • Газ намного чище бензина и полностью сгорает в двигателе. За счет этого на стенках деталей не образуется нагар и смолистые отложения, которые также в случае с бензином способствуют загрязнению масла.

Двигатель, работающий с минимальной детонацией и чистыми масляными каналами способен прослужить на 30% больший срок до капитального ремонта. Это еще один плюс к экономии на горючем.

Моторное масло без посторонних примесей полностью вырабатывает свой моторесурс. В этом случае экономия выражается в отсутствии необходимости более частой его замены.

Все эти факты говорят в пользу газа, как самого оптимального вида горючего. А пропан это будет или метан решать вам. Ну а если затрудняетесь с выбором, то наши специалисты всегда вам помогут с этим.

8 мифов про ГБО. Их развенчивают эксперты «За рулем» — журнал За рулем

Автомобильное газовое топливо бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который еще называют компримированным (КПГ). Сжатого природного газа (метана) у нас в России действительно полным-полно, при этом он относительно дешев. А вот сжиженного газа (смесь пропана и бутана) гораздо меньше.

https://www.youtube.com/watch?v=_bR-zjp-dU8\u0026pp=ygV10JPQsNC30L7QstCw0Y8g0YPRgdGC0LDQvdC-0LLQutCwINC90LAg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70Yw6INGH0YLQviDQu9GD0YfRiNC1LCDQk9CR0J4g0LzQtdGC0LDQvSDQuNC70Lgg0L_RgNC-0L_QsNC9

В целом, заправок пропан-бутаном по стране хватает, а вот cо сжатым газом дела обстоят хуже. Даже на многомиллионную Москву лишь одиннадцать метановых заправок. Впрочем, газификация автотранспорта четко районируется по климатическим поясам. Чем южнее, тем больше заправок и с сжатым, и с сжиженным газом. И, наоборот, на Севере газовую машину днем с огнем не сыщешь.

Газ вдвое дешевле

Сжиженный газ для автомобилистов во все времена стоил примерно вдвое меньше высокооктанового бензина. А километр, пройденный на сжатом газе, обходится почти втрое дешевле! И, как в случае с бензином и дизтопливом, цены на газ отличаются от региона к региону.

Примерная цена бензина 46 руб./л., пропан-бутана 25 руб./л., метана 17 руб./м³.

Чтобы вычислить чистую выгоду от перехода на газ, необходимо учесть и дополнительные расходы. Изначальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс его установка и обязательная регистрация обойдется не дешевле 40 000 рублей. Установка для работы на метане – почти вдвое дороже, прежде всего из-за дорогих баллонов, выдерживающих большое давление. Кроме того, ГБО нуждается в периодическом обслуживании и опрессовке баллонов, что тоже повышает расходы.

Эксплуатационный расход газа примерно на 10% выше, чем бензина. К тому же неизбежны частые «перепробеги» в поисках газовой АЗС. Поэтому экономить будут лишь те, у кого среднегодовые пробеги превышают 30 000 км.

А если ездите немного и не каждый день – газ не про вас.

Да и продать «газовую» машину будет непросто: обычно пробеги у таких автомобилей существенно выше, не все готовы мириться с занимающим место в багажнике баллоном и взваливать на себя дополнительные хлопоты по обслуживанию и ремонту ГБО.

Километр, пройденный автомобилем на пропан-бутане, обходится почти вдвое ­дешевле, чем ­на бензине. На метане – втрое

Бензин всё равно нужен

Это правда – пустить холодный мотор на газе почти невозможно. Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа гораздо ниже, чем у бензинов. Да и диафрагмы газового редуктора в сильные холода теряют эластичность, что снижает их ресурс.

Потому при пуске аппаратуру переводят в «бензиновый» режим, и только потом, после прогрева, возвращают обратно в «газовый». Кстати, современные системы ГБО сами определяют, когда переключаться с одного топлива на другое.

К тому же, бензин понадобится и на тот случай, если газ закончится, а заправки поблизости не окажется.

Газ не пахнет

Ни природный, ни нефтяной газ запаха не имеют. Но поскольку утечки газов крайне опасны, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом. Почувствовали характерный запах – срочно на сервис искать утечку и регулировать аппаратуру. Пахнуть будут автомобили с удаленным каталитическим нейтрализатором – в привычном букете вредных газов будут улавливаться нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.

В 60‑литровый баллон влезет именно столько газа

Нет, не 60, а около 50. Причина простая: это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве – чтобы баллон не разорвало изнутри. Для этого на баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%.

Газ продлевает ресурс мотора

Не продлевает, но и большинство страшилок насчет вредности газа преувеличены. Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.

Газ чище бензина: в нем нет серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и нагара). Поэтому срок службы масла при работе двигателя на газе повышается.

Хотя есть и ложка дегтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды.

На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.

Элементы системы питания сжиженным газом четвертого поколения: 1 – фильтр паровой фазы; 2 – датчик абсолютного давления; 3 – электронный блок управления; 4 – жгут проводов системы управления; 5 – переключатель режимов «газ/бензин»; 6 – мультиклапан; 7 – тороидальный баллон; 8 – заправочный клапан; 9 – редуктор; 10 – газовые форсунки.

Перевести на газ можно любую машину

Оснастить газовым оборудованием можно всё что угодно, однако в ряде случаев в этом нет смысла. К примеру, для малогабаритных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и так небольшой, и баллон часто негде разместить. Не стоит переоборудовать и новые машины: можно лишиться гарантии на мотор из-за применения нерекомендованного топлива, на кузов (сверлили, перегрузили) и на электрику, в которую вмешались.

Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива – такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника – оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.

Газ опаснее бензина

Это в чем-то правда. Неправильный монтаж ГБО может вызвать утечку, а ее и определить сложнее, и воспламеняется газ охотнее бензина. При этом особенно опасен сжиженный газ, который тяжелее воздуха – он не поднимается вверх, а скапливается под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей.

Манометр на газовой заправке показывает, что газ закачивается в баллон под давлением аж 16 бар. Но при срабатывании клапана отсечки в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой. Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар – а это уже не столь пугающий показатель. До сравнимых величин накачивают, например, колеса грузовиков.

ВЫВОДЫ

Часто говорят, что сжатый газ вообще не предназначен для частников. Отчасти это утверждение верно: количество метановых заправочных станций невелико. Однако сегодня природному газу зажигают зеленый свет: решившим установить ГБО обещают финансовую поддержку. Газпром представил программу развития заправочной сети – число заправок за последний год выросло в несколько раз и к концу 2020 года их должно быть не меньше пяти сотен.

Вслед за инфраструктурой потянутся и производители. Например, АВТОВАЗ уже серийно выпускает версии Весты и Ларгуса на метане.

Удобно и выгодно для тех, кому нужен газовый автомобиль, – не понадобятся доработки и переоформления. В модельном ряду многих зарубежных марок тоже есть газовые модели. Будет спрос – привезут.

Поэтому получается, что будущее, скорее, за метаном, чем за пропан-бутаном.

Перевод машины на газ оправдан только в тех случаях, когда вы собираетесь ездить на машине долго и много. А среднестатистическому автолюбителю переоборудовать машину на газ не имеет смысла.

Depositphotos

Метан или пропан… Как разобраться, что лучше?

Если вы читаете этот материал, то вопрос, стоит ли устанавливать на автомобиль газобаллонное оборудование, уже не стоит, и вам, уже не нужно рассказывать, насколько экономически оправдана установка ГБО (особенно ГБО 4-го поколения), поскольку принципиальное решение вами принято.

Читайте также:  Потеют окна в машине: что делать и как устранить запотевание стекол автомобиля

Сейчас следующий этап – надо определиться, для какого именно газа ставить приборы, т. е. что предпочесть — Метан VS Пропан.

Тема действительно не простая, как и сам выбор.

Забегая вперед скажем, что корректное решение зависит не от свойств того или иного вида газомоторного топлива, а от способа его использования вами (типа и принципа эксплуатации ТС).

В одном случае будет предпочтительнее Метан, в другом, вероятно, стоит принять решение в пользу Пропана. Постараемся достаточно подробно изложить свою точку зрения на «проблему».

Итак, метан! Его критики сразу приводят несколько причин (или условных недостатков), по причине которых не стоит использовать этот газ в качестве топлива. Перечислим самые частые «страшилки» от апологетов пропана:

1. Оборудование для дооснащения двигателя метаном стоит дороже пропанового на 50-60%

2. Двигатель автомобиля при использовании метана теряет в мощности 18-20%

3. Для хранения метана (он используется в газообразном виде и закачивается в баллоны давлением свыше 250КПа) требуются очень прочные баллоны. Они тяжелые, их требуется больше, чем пропановых, ваша машина «устанет их возить» и вообще «места для них нет».

4. Метановых заправок пока недостаточно на трассах

5. Сложность установки ГБО на метане.

Все это правда или неправда? И да, и нет, все дело в некоторых деталях, а, как известно, именно в деталях и кроется дьявол. Про то, что есть такая ключевая «деталь» (или «детали», если будет угодно) мы упомянули чуть выше. Выбирать, что использовать, метан или пропан следует ни в коем случае не абстрактно, а только в применении к типу и способу использования (сфере применения) автомобиля.

Мы будем говорить в первую очередь об установке ГБО 4 поколения на дизельные ТС, предназначенные для коммерческого использования с повышенными нагрузками (междугородние и международные грузо- и пассажирские перевозки). Есть ли разница с прочими ТС? Да, и принципиальная.

Итак, позиция противников метана:

1. Дороговизна. Экономика правит очень многим, поэтому давайте считать.

Формально – да, ГБО на метане стоит дороже, чем пропановое, но в этом вопросе линейная оценка «дешевле – дороже» категорически неверна.

Важно ведь не то, сколько оборудование и его установка стоят сегодня, а то, насколько все это окажется оправданным в перспективе. Иными словами, потратив сегодня рубль не получим ли мы завтра два, а то и три?

Вот смотрите, метан дешевле пропана примерно на 35% (в ценах конца 2019 года, перерасчет за 1 кубометр газа). Всего два года назад разница не превышала 30%.

Выходит, что имеется не только значительная разница в цене топлива (однозначно в пользу метана), но и тенденция к дальнейшему росту этой разницы (сжиженный газ дорожает быстрее природного).

Кстати, это вполне закономерная ситуация, поскольку цены на сжиженный газ, как продукт переработки нефти формируются схожим образом, а цены на метан – определяются законодательно и контролируются государством. Дальше – смотрим на годовые пробеги.

Так вот, при интенсивной эксплуатации транспорта «дельта» в цене оборудования нивелируется максимум за год, а потом же пойдет чистая выгода. Получается, что на активно используемом транспорте метановое ГБО оправдывает не когда-то «потом», а быстро или в очень близкой перспективе.

Это мы учли только цены на виды газомоторного топлива, но есть и другие финансовые аспекты, о которых будет упомянуто чуть ниже.

Есть еще один способ установить метановое ГБО 4 поколения почти (или условно) бесплатно. «Условно» потому, что в конечном итоге вы за него рассчитаетесь, но так, что сами этого не заметите и ваш текущий бюджет не будет «напрягаться».

Речь идет о льготных программах по переоборудованию транспортных средств от ООО «Газпром газомоторное топливо».

Это очень интересные, можно сказать уникальные финансовые решения (ГБО можно установить даже за 50 000 рублей), но получить их можно только через аккредитованные сервисные центры. Например, через «ЭВЭН-ГАЗ»))).

Аргумент про дороговизну метанового оборудования не имеет ничего общего с экономической реальностью. ГБО на метане экономически эффективно и быстро окупаемо при активном использовании транспортных средств.

2. Потеря мощности. Это просто устарело. Во-первых, при установке ГБО 4-го поколения потери мощности в 18-20% у двигателя уже нет. Эти современные газомоторные комплексы системы нивелировали проблему и снижение мощности составит не более 5-7%.

Во-вторых, даже для бензина цифра 5-7 % не столь критична, а для газодизельной установки (мы условились говорить о ней) такие потери вообще не значимы. Эффективность дизеля (газодизеля) при транспортировке грузов (или перевозке большого числа людей) определяет крутящий момент двигателя и он сохраняется.

Аргумент о чрезмерном снижении производственной эффективности из-за потери мощности для газодизельных установок на метане не верен.

3. Тяжелые емкости и их большое количество. Да, все именно так.

Для метана баллоны получаются весьма тяжелые, что объясняется спецификой топлива – оно газообразное и закачивается под очень высоким давлением, поэтому прочностные характеристики нужны серьезные, что требует толстостенных (тяжелых) конструкций. Кроме того, чтобы обеспечить достаточный запас газа для больших пробегов, метановых баллонов приходится устанавливать больше, чем пропановых.

Плохо? Нет, просто специфично. Конечно, для какого-нибудь бензинового хотхетча это окажется критично, но для дизельного большегруза или междугороднего автобуса вовсе нет – там и места достаточно, и тяговитость мотора не заметит этого добавочного веса.

Аргумент о тяжести и количестве баллонов неприменим для большегрузного коммерческого транспорта.

4. Метановых заправок недостаточно на трассах. Совершенно некорректный посыл.

Их пока действительно несколько меньше, чем пропановых, но ситуация стремительно меняется и относительный дефицит заправочных станций с метаном имеется лишь в отдельных регионах, в чем можно убедиться, изучив соответствующую карту на нашем сайте.

Кроме того, поскольку метан и есть «обычный бытовой газ», то уже давно существует простейшее решение для собственников автопарков – широкий ассортимент компактных заправочных станций от домашних до промышленных. Заправляйтесь сами, заправляйте заказчиков.

И еще нюанс – мы предлагаем в первую очередь газодизельные решения, а не переоборудование на 100%-ое использование метана, поэтому и локальное отсутствие метанового источника не критично – проедете часть участка просто на дизеле.

Аргумент о редкости заправок на метане «притянут за уши».

5. Сложность установки. Честно говоря, даже комментировать смешно. Если бы сложность конструкции или монтажа чего-либо являлась определяющим аргументом, то прогресс был бы невозможен, а человечество до сих пор жило бы в пещерах.

В применении к автомобильному транспорту – на лошадях и телегах передвигались. Хорошими техническими навыками для установки ГБО на метане нужно обладать и в любой «гаражный сервис» обращаться не стоит, но ничего сверхъестественного в этом процессе нет. Мы ставим давно и успешно.

Все на потоке, устанавливаем за 1-2 дня и гарантию на 150 000 верст (или 2 года эксплуатации) даем. 

Аргумент о сложности установки ГБО на метане не состоятелен.

А теперь, когда мы подробно рассказали, почему мы считаем упреки в низкой эффективности метана не состоятельными во всем, что касается газомоторных установок для коммерческих авто с большими пробегами и постарались показать, что дело обстоит с точностью до «наоборот», поговорим о вполне очевидных достоинствах метана.

Дополнительная экономическая эффективность. Базовые выкладки мы уже дали раньше и, как нам кажется, с полной очевидностью (исходя из цен на топливо) обосновали быструю окупаемость метановых ГБО 4-го поколения. Однако, кроме цены газа есть и другие ощутимые выгоды.

Октановое число метана – 110, у пропана – 100.

В общем, все очевидно, но уточним – газомоторное топливо с метаном менее склонно к детонации (детонирование вообще болезненная тема для дизелей) и двигательные установки работают с меньшими ударными нагрузками.

Сгораемость метана лучше, следовательно, нагара и иных отложений в выпускном тракте меньше. В итоге – ресурс двигателя возрастает, а это, простите, тоже деньги и не малые.

Далее. Метан газообразен, таковым остается и при отрицательных температурах. Пропан… Пробовали на хорошем морозе воспользоваться газовой зажигалкой? Если баллоны и редукторы пропанового ГБО установлены снаружи (а у грузового транспорта так и есть), то в сильные морозы вы им просто не воспользуетесь. Подогрев? Можно, но это лишние расходы. Вот и еще копеечка в «копилку метана».

Безопасность эксплуатации.

Взрывоопасность метана вдвое ниже, чем у пропана (взрывоопасная смесь у метана 4% в атмосфере, у пропана всего 2%), но на практике (при утечке метана) он моментально уносится движением воздуха и практически никогда не достигает такой критической концентрации. Жидкий пропан «вытекает» и начинает медленно испаряться. Учитывая, что нужно для взрыва его в атмосфере совсем немного, вероятность опасного развития событий при утечке возрастает в разы.

Метан менее токсичен, чем пропан. Им почти невозможно отравиться, поскольку нужно значительно более высокая концентрация, чем у пропана, а она не формируется (почему – чуть раньше сказали).

А вот теперь давайте-ка припомним те самые «толстые баллоны», за которые критикуют метановые ГБО. В случае серьезного ДТП этот условный недостаток превращается в палочку-выручалочку – эти баллоны с метаном просто так не повредишь, но уж если и случилось такое, то выходящий газ унесет ветром без неприятных последствий.

Да, в серьезную аварию никто из нас попадать не хочет, но все мы под Богом ходим и учесть подобные риски будет вовсе не лишним. Скорее даже – жизненно важным.

Экологичность. Не будет преувеличением сказать, что метан на сегодня самое экологичное топливо (после водорода, но там совсем другая история).

Мы постоянно говорим и пишем об этом и в данном случае просим лишь учесть, что газодизельные установки на метане соответствуют нормам ЕВРО-5, а это отличная экономия на экологических сборах, которых если еще где-то и нет, то скоро обязательно будут.

Резюме:

Обращаем внимание умножадных, умных и просто жадных: переоборудовать дизельные двигатели, применяя ГБО 4 поколения на метане не только можно, но и должно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector