В чем проблема? Забитый катализатор в автомобиле грозит его владельцу многочисленными неприятностями. Это может быть нестабильная работа двигателя, повышенный расход моторного масла и топлива, появление течи через различные уплотнения вроде прокладок и сальников.
На что обратить внимание? Если продолжать ездить на машине с неисправным катализатором, дело может закончиться необходимостью замены ДВС. Совершенно ясно, что до такого лучше не доводить, вовремя «поставив диагноз» и устранив неисправность.
Функции катализатора в автомобиле
Катализатор по-другому называется нейтрализатором. Это наиболее передовая система очистки выхлопа транспортного средства, обеспечивающая удержание токсичных выбросов благодаря фильтрующему элементу, в состав которого входят редкоземельные металлы. В итоге резко сокращаются объемы эмиссии углекислого и других газов в атмосферу.
Наличие нейтрализаторов позволяет относить большую часть автомобилей (преимущественно легковых) к стандарту Евро-5 или Евро-6 с точки зрения их экологического класса. Последние присваиваются транспортным средствам в зависимости от того, какой объем вредных веществ выбрасывает их силовая установка (определяется по количеству вредных газов на 1 км пробега).
Как же работает такой катализатор? Внутри них присутствуют реактивные реагенты, которые вступают в химическое взаимодействие с веществами, формирующими выхлоп автомобиля.
Они конвертируются в менее токсичные газы, которые выводятся из выхлопной трубы в атмосферу, но при этом не загрязняют ее.
Нейтрализатор активируется только при нагревании, то есть некоторое время после запуска двигателя катализации выхлопа не происходит.
Нейтрализатор – это высокотехнологичный комплексный элемент, работающий в паре с кислородными датчиками, функционалом которых является контроль воздушно-топливной смеси, поступающей в камеры сгорания.
Ведь от того, обогащенным или же обедненным является горючее, зависит химический состав образующихся выхлопных газов.
То есть кислородные датчики оказывают помощь катализатору в управлении процессом очистки, чтобы сделать его максимально эффективным.
Нейтрализатор располагается в выхлопной трубе, в промежутке между выходным коллектором двигателя и глушителем.
Этот элемент стоит дорого, поэтому он в обязательном порядке дополнительно прикрывается экраном, который предотвращает попадание по катализатору камней, летящих из-под колес транспортного средства.
Достаточно единственного «удачного» попадания, чтобы раскаленный докрасна катализатор мгновенно вышел из строя.
Причины забитого катализатора
Необходимо все время иметь в виду, что катализатор – это очень хрупкое устройство, как следствие, существует большое число факторов, воздействие которых может привести к его повреждению. Вот некоторые из них:
Маленькие пропускные соты
Повышенная температура может легко сплавить очистительные ячейки катализатора, в результате чего температурная нагрузка на остальные увеличится, что также приведет к их последовательному слипанию.
Неисправности системы зажигания
Если работа силового агрегата нестабильна, топливо в цилиндрах сгорает не полностью, значит, его остатки вместе с частицами моторного масла будут в больших объемах поступать в выхлопную трубу и далее непосредственно в нейтрализатор. Загрязнение ячеек масляно-топливной смесью – это одна из самых частых причин разрушения катализатора.
Использование топлива с низким октановым числом
Содержание нештатных примесей, очень быстро приводит к тому, что катализатор забивается. При этом несгоревшее топливо, как правило, догорает в коллекторе и даже в выхлопной трубе. Катализатор в этом случае не просто перегревается, а оплавляется.
Сомнительные присадки
Не торопитесь заливать в бак горючее с «инновационными» присадками, «увеличивающими мощность двигателя в 10 раз». Скорее всего, они не разгонят вашу машину и в полтора раза, зато прожгут дорогостоящий нейтрализатор.
Перегрев
Эксплуатировать мотор, который греется, крайне не рекомендуется по многим причинам. Но если в системе охлаждения присутствуют какие-либо неисправности, а на выхлопной трубе стоит нейтрализатор, то категорически запрещено просто даже включать двигатель.
Плохие дорожные условия
Ездить по бездорожью – плохо для любой машины: от этого страдает подвеска, кузов, тормозная система и пр. Встреча с лежачим полицейским или серьезным ухабом запросто может привести к тому, что вы лишитесь не только дорогостоящего катализатора, но и части выхлопной трубы.
Последствия забитого катализатора
Нейтрализатор не только предотвращает выброс в атмосферу токсичных газов, но и способствует безотказной эффективной работе мотора. А вот забитый катализатор может вызвать поломку двигателя.
Возможные негативные последствия:
- Работа двигателя перестает быть стабильной: температура охлаждающей жидкости приближается к максимально допустимой, появляется «троение», ухудшается динамика разгона, плавность хода и управляемость. А еще забитый катализатор приводит к ощутимому повышению расхода топлива. Такое происходит в случае существенного сокращения проходимости данного узла: плавящиеся ячейки закупоривают поры, уменьшая пропускную способность выхлопных газов через фильтры.
- Запуск двигателя осуществляется с большим трудом, кроме того, мотор не дает возможности разогнать машину до высокой скорости.
- Резко возрастает расход моторного масла и горючего.
- Возрастает температура головки блока цилиндров. Это влечет ускоренный износ и даже выход из строя клапанов. Кроме того, затвердевают их сальники, в выпускном коллекторе образуются трещины, а в поршневой группе – задиры.
- Эксплуатировать машину с неисправным нейтрализатором крайне не рекомендуется: в 80 % случаев это приводит к необходимости последующего проведения капитального ремонта силового агрегата.Катализатор может разрушиться чисто физически, тогда части его керамических элементов могут попасть в цилиндры (благодаря обратной тяге). Здесь уже без капитального ремонта точно не обойтись.
Перейти в каталог
Признаки неисправности
Как определить забитый катализатор? Главным признаком его неисправности является резкое падение мощности двигателя и заметное ухудшение приемистости.Разумеется, данные симптомы могут быть обусловлены и иными поломками, однако если при наличии катализатора разгон при старте с места можно охарактеризовать как «вялый», то в первую очередь следует проверять на исправность именно его.
Если во время пуска мотора или при повышенной нагрузке на двигатель в районе днища появляются громкие удары, то, скорее всего, происходит активное физическое разрушение катализатора. Дело в том, что при повышенной тяге его отделяющиеся керамические осколки уносятся потоками стремительно отходящих выхлопных газов, издавая характерный звук.
Еще одним признаком забитого катализатора является уменьшение давления выхлопных газов из глушителя. Это свидетельствует о том, что данный узел, скорее всего, пора менять.
Нормой являются пульсирующие толчки выхлопа из глушителя при работающем на холостых оборотах двигателе.
https://www.youtube.com/watch?v=kZd1iaUvKSw\u0026pp=ygWSAdCV0YHQu9C4INC30LDQsdC40LvRgdGPINC60LDRgtCw0LvQuNC30LDRgtC-0YA6INC_0YDQuNC30L3QsNC60Lgg0LfQsNCx0LjRgtC-0LPQviDQutCw0YLQsNC70LjQt9Cw0YLQvtGA0LAg0Lgg0YfRgtC-INC00LXQu9Cw0YLRjCDQstC-0LTQuNGC0LXQu9GO
Кроме того, если нейтрализатор действительно неисправен, то после выключения двигателя из глушителя будет идти слабый, но ровный поток выхлопных газов.
Если на приборной панели загорается индикатор «Check Engine», а ваш автомобиль при этом оборудован нейтрализатором, имеет смысл сразу отправляться в сервисный центр, где с помощью диагностического сканера вам подтвердят забитый катализатор, заменят его и перепрошьют код ошибки.
Помимо указанных, следует отметить такие симптомы забитого катализатора, как:
- трудности при запуске как холодного, так и горячего двигателя;
- наличие запаха сероводорода в выхлопе;
- нестабильность работы двигателя на холостых оборотах (частота вращения вала произвольно то увеличивается, то уменьшается).
Диагностика проблемы
Что делать, если у вас появилось подозрение, что катализатор вашего автомобиля забит:
Внешний осмотр
Нейтрализатор полностью демонтируется и осматривается на просвет. Это самый простой и эффективный вариант первичной диагностики.
Минусом здесь является то, что иногда крепление настолько сильное, что неразрушающими способами демонтировать катализатор не получается – приходится использовать болгарку.
Кроме того, некоторые конструкции нейтрализаторов слишком сложны с точки зрения сборки/разборки, поэтому на данную операцию может уйти несколько дней.
Диагностика противодавлением
Для начала замеряются нормальные показатели давления выхлопных газов в системе: манометр вкручивается вместо первого кислородного датчика посредством переходника, после чего производятся замеры значений давления при различных оборотах.
Нормой является давление на уровне 0,3 кгс/см2 при 2,5 тыс. оборотов в минуту.Но у данной методики присутствуют и недостатки: иногда бывает откровенно неудобно демонтировать кислородный датчик (это может занять много времени).
Применение инфракрасного термометра
Как еще проверить катализатор, если появилось подозрение, что он забитый? Ответ – с помощью ИК-термометра. Для начала следует проехать на автомобиле в течение примерно получаса. За это время двигатель полностью прогреется, температура разогретого катализатора вырастит до +400 °C.
Остановитесь, приподнимите автомобиль на домкрате и снова заведите силовой агрегат. Возьмите инфракрасный термометр и заберитесь под машину. Направьте лазер термометра на выхлопную трубу перед нейтрализатором – зафиксируйте значение температуры.
Далее направьте лазер на заднюю стенку нейтрализатора, откуда выхлопные газы попадают в глушитель. Разница между температурными значениями (на выходе и входе) должна составлять от 30 до 50 °C, причем на выходе температура должна быть больше, чем на входе.
В этом случае катализатор исправен.
Данная температурная «аномалия» объясняется экзотермическими реакциями, которые происходят внутри устройства – это они выделяют тепло. Забитый катализатор будет «вести себя» некорректно – температура на выходе будет либо меньше, либо совпадать с входящей.
Использование диагностического адаптера
Включите диагностический адаптер(еще его называют автосканером) в разъем OBD2 (если автомобиль достаточно старый, разъем может иметь маркировку G12).Заведите двигатель и доведите его до рабочих показателей по температуре.
На смартфоне предварительно установите приложение «Torque» (или аналогичное).Подключитесь к автомобильному сканеру по Bluetooth.
Зайдите в настройки приложения и добавьте еще два датчика, фиксирующие температурные показатели – Сat B1S1 и Сat B1S2.
Замеры следует осуществлять так же, как и в случае использования инфракрасного термометра. Итоговые показатели, свидетельствующие о нормальном состоянии катализатора, должны быть точно такими же. В противном случае нейтрализатор следует заменить.
Применение мотор-тестера
Это наиболее технологически выверенные варианты. Здесь используется другое специализированное оборудование – мотор-тестер.
Установите датчик давления вместо свечи. Заведите двигатель и проведите анализ осциллограммы на высоких оборотах. Если давление в выпускном коллекторе превышает 200 кПа, то это означает, что катализатор должен идти под замену.
Варианты действий по устранению проблемы
Решение проблем с каталитическим нейтрализатором недопустимо откладывать в долгий ящик. Меры нужно принимать немедленно. Итак, что же следует делать, если катализатор оказался забит:
- Попробуйте промыть устройство. Только помните, что данный способ продления его ресурса может быть эффективным лишь в начальной стадии эксплуатации. Забившиеся соты имеют свойство оплавляться – вода такую проблему не решит.
- Разберите корпус нейтрализатора, поменяйте наполнитель на пламегаситель вместе с эмульгаторами. Кроме того, следует осуществить перепрошивку электронного блока управления двигателем. Особое внимание нужно уделить системе выброса продуктов сгорания горючего. Обычно при осуществлении проверки узла газоанализатором в катализаторе обнаруживается повышенное содержание канцерогенов. Это не только говорит о потенциальной неисправности узла, но и чревато наложением штрафных санкций.
- Отслуживший свое катализатор нужно менять на новый. Иных вариантов здесь, к сожалению, нет! Спортивные катализаторы повышают мощность и приемистость силового агрегата примерно на 10 %.
Как влияет на двигатель забитый катализатор? Данный неисправный узел способен создать сразу множество проблем. К примеру, трудности с запуском мотора и высокий расход топлива.
Игнорирование проблемы, связанной с выхлопом из-за неисправности нейтрализатора, может привести к появлению дефектов в цилиндрах, поршнях и клапанах.
Следует помнить, что отслуживший свое или поломанный катализатор восстановить невозможно – можно лишь продлить его ресурс, заливая качественное топливо и осуществляя регулярную профилактику.
Признаки и симптомы забитого катализатора
Определяем признаки неисправного катализатора
Катализатор системы выпуска — пояснение. Данный компонент системы глушителя играет достаточно важную роль, так как является не только своего рода фильтром выхлопных газов и дожигает вредные примеси содержания CO2, но и напрямую отвечает за расход топлива и динамические характеристики двигателя.
Довольно частый вопрос возникает у автовладельцев, в связи с исправностью каталитического нейтрализатора и временем его ремонта или замены. Начнем с того, как максимально точно и правильно определить, забит ли катализатор, и каковы его симптомы без помощи специального диагностического оборудования.
Разрушенный катализатор симптомы
1) Первый признак забитого или оплавленного или разрушенного катализатора — это степень ( давление ) выхода выхлопных газов из задней части глушителя. Здесь можно понять забит ваш катализатор или разрушен, так как при разрушенном катализаторе запах выхлопа будет едким и сизоватым, а при забитом — выхлоп будет еле-еле выходить из трубы.
2) Второй и более частый признак — это ничем не обоснованный, внезапно увеличившийся расход топлива ( с учетом исправного двигателя и качественного топлива ).
Объясняется это все достаточно просто, неисправный катализатор не поддерживает оптимальную температуру дожига отработанных газов ( нормальная температура катализатора нормы ЕВРО-4 от 350 до 750 градусов по цельсию ) и система впрыска, с помощью контроля датчика кислорода ( лямбда зонд ), автоматически увеличивает подачу топлива для повышения температуры, но бензин летит в трубу и температура не повышается.
3) Следующий, тоже частый признак забитого катализатора — это появление металлического звука в выхлопной системе на разгоне или бодрой перегазовке.
Этот неимоверно-раздражающий звон исходит либо из коллекторного катализатора, либо из вторичного ( в зависимости от их наличия в автомобиле ) а способствует этому дребезгу и звону — полуразрушенный катализатор, либо сместившийся со своего посадочного места полностью забитый блок катализатора.
Забитый катализатор — симптомы
• Про снижение динамики разгона и уменьшение тягловых характеристик мы не будем говорить в тему о забитом катализаторе, так как причин, влияющих на эти факторы достаточно много, и они могут быть типичной цепной реакцией, к примеру на давно не чищеный инжектор или неисправные свечи и катушки зажигания. Однозначно можно сказать, что если в автомобиле пропала тягас низов, то не стоит сразу грешить на катализатор, нужно просто провести диагностику и разобраться в причине.
• Теперь мы расскажем о том, как определить забит ли или разрушен катализатор с помощью диагностического оборудования. Здесь все немного проще ( при наличии естественно определенных девайсов, диагностического OBD-шнурка и программы ) и понятнее.
С помощью диагностики можно сразу определить неисправность катализатора по имеющимся ОШИБКАМ.
Так же в каждом автомобиле оборудованным системой самодиагностики есть так называемый ЧЕК-ЭНЖИН, контрольная лампа, которая сигнализирует о каких либо неисправностях, путем своего включения и не гаснущая при работающем двигателе.
- Вот основные и типичные признаки неисправного катализатора в системе выхлопа, с помощью которых можно поставить диагноз, стоит ли заменить катализатор на новый или универсальный, либо удалить его совсем и на его место поставить пламегаситель.
- Спасибо за внимание, удачи на дорогах.____________________________________________________
- Обращайтесь к нам по тел. в СПБ: 988-77-91Читайте наш БЛОГЗаходите к нам на сайт: ГлушакоФФВступайте в нашу группу VK: ГлушакоФФ
Признаки засорения катализатора
14.08.2019
- Содержание
- Признаки засорения катализатора, проверка
- Забился катализатор. Как это понять
- Когда катализатор разрушен. Первые симптомы
- Как проверить целостность катализатора
- Симптомы забитого керамического элемента
Забился катализатор. Что теперь?
Относиться к катализатору как к порождению зла, неправильно. Другое дело, что стоит он сумасшедших денег, если менять изношенный или разбитый на новый.
Замена катализатора проводится только в тех случаях, когда пробег автомобиля не превышает 70-90 тысяч км или раньше. Однако выйти из строя нейтрализатор может и раньше.
Поэтому важно знать, как его проверить, чтобы не совершать необдуманных трат.
Забился катализатор. Как это понять
Каждый владелец автомобиля с каталитическим нейтрализатором должен понимать, что это непростое устройство и не просто лишняя банка в системе выхлопа, которую можно просто вырезать безболезненно. В зависимости от того, каким экологическим стандартам соответствует двигатель (Евро2, Евро3, Евро4 и выше), сложность конструкции нейтрализатора будет разной.
В катализаторе может быть установлен один, два или четыре датчика кислорода, каждый из которых может выйти из строя в любой момент, тем самым подводя под подозрение керамический элемент и систему дожига несгоревшего топлива. Кроме того, катализатор может пострадать от механического разрушения, химического, что приведет к ремонту системы выхлопа и замене всего устройства.
Когда катализатор разрушен. Первые симптомы
Забитый катализатор — результат естественного износа керамического элемента. В этих случаях есть шанс восстановить устройство, расшив банку и прочистив элемент, но это не факт.
Другое дело, когда элемент разрушен. Здесь последствия будут необратимыми.
Для восстановления работоспособности двигателя придется либо заменять нейтрализатор полностью, либо искать б/у элемент, либо устанавливать пламегаситель.
Существует ряд симптомов, при которых можно самостоятельно, либо с помощью мастера, выяснить, разрушен ли катализатор:
- Низкая пропускная способность катализатора. Может говорить как о разрушении (механическом или химическом), так и о забитом элементе. Давление в выхлопной системе до и после здорового нейтрализатора должно быть практически идентичным. Визуально это можно выяснить по интенсивности выхлопа, по звуку, по сравнению давления выхлопа из глушителя на здоровом автомобиле и на тестируемом — менее интенсивный выхлоп будет говорить о проблеме с керамическим элементом.
- Явный запах сероводорода при работе двигателя. Это самый яркий маркер того, что катализатор разрушен.
- Повышенный расход топлива на фоне полностью исправной системы питания, зажигания, чистом воздушном фильтре и нормальной рабочей температуре во время движения. Двигатель начинает потреблять топливо сверх нормы по причине того, что вышедший из строя нейтрализатор не в состоянии поддерживать оптимальную температуру дожига бензина.
К примеру, если на катализаторах, соответствующих стандарту Евро4 нормальная температура дожига должна быть в пределах 500-760 °С, то неисправный элемент с помощью датчика кислорода посылает на электронный блок управления двигателем данные, согласно которым ЭБУ добавляет бензин для повышения температуры дожига. Этого, естественно, не происходит, поэтому лишний бензин просто скапливается в глушителе или испаряется, что может привести к взрыву паров и выходу глушителя из строя.
- Характерный металлический стук при резком увеличении оборотов или разгоне. Это верный признак того, что керамический элемент имеет механические повреждения или же смещен со своего законного места, свободно перемещается по банке. Такой катализатор тоже работать не будет.
Как проверить целостность катализатора
Разрушенный или поврежденный катализатор проверяется только визуально. Для этого можно спуститься под автомобиль и внимательно осмотреть корпус. Вмятины, следы прогара, потемнения, трещины на корпусе будут свидетельствовать о необходимости выполнить ремонт глушителя.
Более трудоемкий, но верный метод проверки керамического элемента — визуальный осмотр сот. Для этого придется разобрать систему выхлопа, а лучше — снять катализатор и внимательно осмотреть торцы элемента. Забитые или разрушенные соты будут видны сразу.
Еще один эффективный способ — проверка давления в системе выпуска до и после катализатора. Для этого будет необходим манометр и резьбовой переходник.
Чтобы измерить давление перед катализатором, выкручиваем первый лямбда-зонд, вкручиваем манометр и оцениваем давление в зоне средних оборотов, около 3-4 тысяч. После этого проводится замер на втором датчике кислорода.
Большой перепад давления будет говорить о разрушенном или забитом катализаторе. Номинал давления в выхлопной системе у каждой модели двигателя свой.
Симптомы забитого керамического элемента
До тех пор, пока мы не видим состояние керамического элемента, мы можем судить о его целостности и уровне засорения только по вторичным симптомам. Некоторые из них мы уже рассмотрели, в том числе, самую действенную проверку — проверку давлением и визуальный осмотр.
Тем не менее опытный водитель может сделать вывод о том, что соты катализатора забиты по дополнительным признакам:
- Пропадает тяга и динамика разгона. Это слишком расплывчатый симптом, но если мы знаем точно, что остальные системы работают идеально, при снижении разгонной динамики и проявлении хотя бы еще одного симптома, можно говорить о забитом нейтрализаторе.
- Пропадает тяга на высоких оборотах при полностью рабочем двигателе. Если на низких оборотах мощность сильно зависит от настроек системы впрыска и ГРМ, а также системы зажигания, то на верхах снижение тяги может вполне говорить о неисправности катализатора.
- Появление ошибок, загорается лампа Check Engine. В этом случае неисправность определить проще, если есть опыт работы с простейшим диагностическим оборудованием — сканером OBD II и соответствующим программным обеспечением.
Появление ошибок на бортовом компьютере и их расшифровка помогут определить состояние не только самого керамического элемента катализатора, но и датчиков кислорода и цепей, связанных с ними.
В ряде случаев, при сильно забитом катализаторе, двигатель может вполне нормально запускаться, но после прогрева терять мощность или просто глохнуть. Все попытки запустить его на горячую могут ни к чему не привести.
История усугубляется тем, что при забитом керамическом элементе система самодиагностики не выявит никаких сбоев и не сообщит об ошибке.
Это объясняется тем, что в бензиновом двигателе чаще всего пропускная способность катализатора контролю не подвергается.
Забился катализатор. Что теперь?
А теперь нужно думать. В Европе за автомобилистов эту проблему решили официальные дилеры, партнерские компании и экологи.
Чтобы не заставлять владельцев загрязнять окружающую среду и удалять катализатор из системы, в странах ЕС принимают старые катализаторы в обмен на новые.
С доплатой, конечно, но на толстом европейском кошельке это не отображается практически никак. Более того, если автомобиль прошел более 100 000 км, независимо от состояния катализатора, его нужно менять.
Нам же нужно решать и выбирать из нескольких вариантов выхода из положения:
- Покупка нового катализатора. Хорошо, но дорого. К примеру, новый катализатор на Форд Фокус 3 обойдется от $400 до $800 в зависимости от качества, производителя, типа элемента и качества керамики. Это с одной стороны, хорошо, поскольку ближайших 100 тысяч км автомобиль без всякого вмешательства в электронные системы будет соответствовать экологическим нормам. С другой стороны, за эти деньги можно найти решение эффективнее.
- Навсегда забыть о проблемах с катализатором можно гораздо дешевле, установив пламегаситель из хорошей нержавеющей стали. При этом необходима перепрошивка электронного блока управления двигателем.
Есть возможность временно снять вопрос с катализатором, попробовав отмыть старый, если он в хорошей физической форме, не поврежден и не потерял геометрию. В любом случае, специалисты компании решат любую проблему с глушителем быстро и недорого с гарантией качества выполненных работ.
Если забит катализатор: как понять и что делать водителю
Каталитический нейтрализатор или просто катализатор представляет собой важный элемент в устройстве выхлопной системы современного автомобиля. Если просто, автомобильные катализаторы – это своеобразные фильтры, которые установлены в выхлопной системе и активно взаимодействуют с проходящими через них отработавшими газами.
Основная задача состоит в том, чтобы добиться снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу посредством восстановления оксидов азота, а также эффективного дожига угарного газа, не сгоревших углеводородов и т.д. Так вот, катализатор в автомобиле изнутри покрыт особыми веществами, которые при их нагреве позволяют ускорять химические реакции во время контакта с выхлопом.
Само собой, пока система работает нормально, выхлопные газы свободно проходят через каталитический нейтрализатор и очищаются должным образом. Однако если возникла проблема с катализатором (например, забился катализатор), в этом случае игнорировать неполадки никак нельзя и необходимо немедленно принимать меры.
Автомобильный катализатор: признаки неисправности и почему возникают проблемы
Итак, важно понимать, что забитый катализатор не позволит выхлопу нормально выходить наружу. Результатом становится ухудшение вентиляции и рост давления в системе, а также целый ряд других проблем. Чтобы вовремя заметить неполадки, необходимо знать основные признаки забитого катализатора.
- Как правило, на большинстве авто в случае забитого катализатора двигатель может заводиться с трудом, глохнуть после запуска;
- Зачастую на приборной панели горит «чек» двигателя;
- Отмечается заметная потеря мощности, автомобиль теряет в динамике, при нажатии на газ отклик слабый, заметно увеличивается расход горючего и моторного масла;
- Во время холодного пуска двигателя появляется характерный и резкий запах, которого ранее не было;
Что касается причин, по которым катализатор забивается или выходит из строя, таких причин существует достаточно много. Важно понимать, что ошибки при эксплуатации и любые сбои в работе ДВС влияют на катализатор. Например, если заливать топливо низкого качества с большим содержанием свинца, нейтрализатор выйдет из строя намного раньше положенного срока.
В случае, когда неисправен сам двигатель или его системы (например, изношена ЦПГ или залегли кольца), возникает увеличенный расход моторного масла. В свою очередь, это масло горит в цилиндрах, активно попадает в выхлоп и «убивает» катализатор.
То же самое можно сказать и о случаях, когда мотор по той или иной причине троит, появляются пропуски зажигания. В такой ситуации горючее не сгорает в цилиндре, остатки топлива и моторное масло попадают в выхлопную систему, загрязняя и выводя из строя каталитический нейтрализатор.
Еще данный фильтр достаточно хрупкий. Его могут выводить из строя механические повреждения (например, при небрежной эксплуатации авто или агрессивной езде в сложных условиях), а также поломки самой выхлопной системы.
При этом важно понимать, что забитый катализатор является достаточно серьезной проблемой и напрямую влияет не только на токсичность выхлопа, но и на сам двигатель. Другими словами, игнорировать неполадки и ездить с забитым катализатором настоятельно не рекомендуется!
Главное, помнить, что забитый катализатор может сильно навредить ДВС. Дело в том, что в случае физического разрушения катализатора его части могут попадать в цилиндры, что станет причиной серьезных неисправностей или капитального ремонта мотора.
Вполне очевидно, если проявилась неисправность катализатора, независимо от класса автомобиля (катализатор ВАЗ или авто премиальных марок) необходимо выполнить диагностику и устранить неисправность одним из доступных методов, о которых мы поговорим ниже.
Как проверить катализатор на машине
Как видно, причин для выхода из строя катализатора много. Это может быть качество топлива, сбои в системе зажигания, общее состояние ДВС и т.д. Так или иначе, если двигатель потерял мощность, на панели горит «чек», а также появился нехарактерный шум (напоминает стук мелкого щебня в области выпускного коллектора, звон при разгоне), необходимо проверять катализатор.
Как правило, на начальном этапе нужно провести визуальный осмотр и оценку запаха выхлопа. Если после активной езды загнать машину на яму или на подъемник, можно увидеть, что катализатор раскалился. В данном случае предельный нагрев может указывать на то, что он забит. Также о проблемах говорит и слишком едкий и резкий запах при запуске ДВС «на холодную».
Еще один простой способ быстрой проверки катализатора — метод, в рамках которого следует приложить руку к выхлопной трубе и почувствовать, насколько свободно проходят выхлопные газы. Если возникли подозрения, тогда нужна более глубокая диагностика.
Параллельно в ситуации, когда горит «чек», следует сначала выполнить компьютерную диагностику, однако чтобы проверить автомобиль именно на предмет забитого катализатора, желательно применение следующих способов:
- Проверка на противодавление, когда измеряется давление выхлопа, после чего его сравнивают с оптимальными показателями. Чтобы выполнить диагностику, нужен манометр, а также переходник, чтобы его подключить. Далее снимается первый лямбда-зонд и на его место через переходник подсоединяется манометр. Главное, получить максимальную герметичность соединения. После остается завести мотор, погазовать до 3000 тыс. об/мин в течение 10-15 сек. и фиксировать данные с манометра.
- Средние данные таковы: если давление составляет 0.3 кгс/см2, тогда все в порядке, если показатель 0.35 кгс/см2 для ДВС без тюнинга, тогда показания превышают норму. Кстати, если мотор доработан, а давление составляет от 0.5 кгс/см2, тогда это тоже говорит о проблемах с катализатором.
Еще добавим, что проверку катализатора также можно выполнить при помощи мотор-тестера. В двух словах, это спецоборудование, которое определяет множество параметров на основе осциллограммы. Устройство ставится в двигатель вместо свечи зажигания, после чего силовой агрегат запускают и диагностируют. Полученные данные позволяют сделать вывод о состоянии катализатора.
Ремонт и замена катализатора
Начнем с того, что катализатор не ремонтируется. Выходом в сложившейся ситуации является или замена устройства, или удаление катализатора. С учетом высокой стоимости такой детали (даже более дешевых универсальных аналогов), второй вариант по удалению нейтрализатора повсеместно практикуется в странах СНГ.
Если просто, из катализатора удаляются вставки из керамики, после чего пустую «болванку» ставят на место. Параллельно штатную прошивку ЭБУ автомобиля корректируют, также может потребоваться поставить обманку лямбда-зонда и т.д. Главное, чтобы двигатель нормально работал без катализатора.
Еще есть вариант сразу вырезать катализатор и поставить пламегаситель (труба с отверстиями). Такое решение позволяет эффективно отводить выхлопные газы, двигатель работает мягче, улучшается приемистость, однако звук выхлопа становится более громким, а также страдает сама выхлопная система и сокращается ее ресурс.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что в современных автомобилях катализатор является важным элементом, который в связке с кислородным датчиком оказывает прямое влияние на смесеобразование и работу двигателя в целом. Также проблемы с катализатором могут привести к сбоям в работе ДВС в том случае, если фильтр забит.
По этой причине следует обращать внимание на любые признаки, которые могут указывать на неисправности каталитического нейтрализатора. Дело в том, что не редко отмечаются случаи, когда части разрушенных элементов нейтрализатора отработавших газов попадали в двигатель со всеми вытекающими последствиями.
Напоследок отметим, что замена каталитического нейтрализатора является наиболее правильным решением, однако если нет средств на покупку новой детали, можно ограничиться установкой пламегасителя.
Хотя уровень токсичности выхлопа в данном случае сильно повышается и не соответствует нормам и стандартам, владелец получает возможность нормально эксплуатировать автомобиль с исправно работающим ДВС.
Признаки забитого катализатора — Иксора — Автозапчасти для иномарок
Катализатор – достаточно прочная деталь выхлопной системы автомобиля, способная прослужить 150-200 тыс. км пробега. Однако, обращаться к нему с диагностикой приходится гораздо чаще.
Причиной тому служат: агрессивный характер вождения авто, низкое качество топлива, резкий перепад температур, который, к примеру, может случиться при проезде по ледяной воде при нагретом катализаторе.
Не стоит списывать со счетов и неисправности в работе движка, повышенный расход моторного масла и естественный износ детали.
Разумеется, единичный из перечисленных случаев никак не повлияет на состояние катализатора. Этот элемент выходит из строя только при длительной его эксплуатации в условиях повышенных нагрузок и влияния агрессивной внешней среды.
Почему нельзя игнорировать неисправность катализатора?
Многие водители считают, что катализатор нужен только для повышения экологичности выхлопа и сохранения окружающей среды, поэтому часто игнорируют тревожные сигналы со стороны детали. Однако, ошибки, связанные с работой катализатора часто свидетельствуют о проблемах в работе двигателя и системы зажигания, что уже звучит довольно серьезно.
Почему выходит из строя катализатор?
Помимо естественного износа, катализатор может выйти из строя и по причине загрязнения фильтрующего элемента.
Структура катализатора выглядит следующим образом:
- Фильтрующий элемент, структурой напоминающий соты, которые отвечают за нейтрализацию вредоносного состава выхлопа.
- Теплоизолятор, поддерживающий внутреннюю температуру детали.
- Металлический кожух, выполняющий защитные функции.
Со временем соты фильтрующего элемента забиваются отложениями некачественного топлива и моторного масла, проходимость газов снижается, и катализатор перестает выполнять свои функции.
Признаки забитого катализатора
Забитый фильтрующий элемент катализатора проявляет себя рядом следующих симптомов:
- Проблемы с запуском двигателя.
- Горящий индикатор Check Engine.
- Повышенный расход топлива.
- Потеря мощности мотора.
- Появляется едкий запах выхлопных газов «на холодную».
Что делать, если забился катализатор?
Каталитический нейтрализатор практически не подлежит ремонту, поэтому, в случаях выхода из строя, заменяется новым. Вы можете установить деталь как самостоятельно после покупки, так и при помощи специалистов СТО.
Все необходимые запчасти и присадки вы можете найти в магазине IXORA. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор, ответят на все ваши вопросы. Обращайтесь, это выгодно и удобно.
LAVR | LN2111 | Октан Плюс LAVR Oktane Plus присадка в бензин |
LAVR | LN2112 | Цетан Плюс LAVR Cetane Plus присадка в дизельное топливо |
LAVR | LN2103 | Нейтрализатор воды LAVR Dry Fuel Petrol присадка в бензин |
LAVR | LN2104 | Нейтрализатор воды LAVR Dry Fuel Diesel присадка в дизельное топливо |
LAVR | LN2107 | Суперантигель LAVR Super Antigel присадка в дизельное топливо |
LAVR | LN2123 | Комплексный очиститель топливной системы |
LAVR | LN2114 | Суперантигель с диспергатором LAVR Super Antigel Diesel |
LAVR | LN2130 | Размораживатель дизельного топлива LAVR |
LAVR | LN2130 | Размораживатель дизельного топлива LAVR |
LIQUI MOLY | 1975 | Присадка топливная Liqui Moly Speed Diesel Zusatz |
* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Полезная информация:
Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону — 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Как простейшим способом понять, что умер катализатор в автомобиле — Российская газета
Внутри каталитического нейтрализатора (катализатора) применяется пористый керамический блок с сотовой структурой. При повреждении керамической начинки (в случае аварии или перегрева) существует риск не завести двигатель. Во-вторых, при разрушении керамических частиц последние может засосать в цилиндры с неприятной перспективой капитального ремонта.
Для диагностики возможной проблемы «РГ» рекомендует воспользоваться как элементарными, так и более сложными приемами. Прежде всего, следует обратить внимание на изменение поведения машины.
Если она стала хуже заводиться (двигатель заводится и глохнет), медленнее разгоняться, резко вырос расход топлива и моторного масла, а при запуске двигателя «на холодную» чувствуется неприятный запах, и особенно, если загорелся Check Engine, пора бить тревогу.
Еще один симптомом разрушенного катализатора является металлический звук в выхлопной системе при резком нажатии на газ.
Диагностировать поломку в статике вполне можно и самому.
Для этого нужно загнать автомобиль на подъемник или как минимум поднять один из бортов на домкрате и внимательно осмотреть с помощью мощного фонаря цельность системы (не должно быть внешних повреждений). Одновременно принюхиваемся.
Если катализатор источает запах сероводорода, поломка налицо. Также оцениваем силу и цвет выхлопа. При забитом катализаторе выхлопные газы будут еле-еле выходить из трубы, а при разрушенном — цвет выхлопа будет сизым.
Наконец, проведите простейший инструмент. Вооружитесь плотной строительной перчаткой, заведите двигатель и подставьте руку в перчатке к выхлопной трубе.
Если вы почувствуете сильное сопротивление со стороны потока выхлопа, катализатор исправен.
А вот если вам удается удерживать поток выхлопных газов, велика вероятность, что катализатор забит и необходим срочный ремонт, замена или удаление детали.
Чуть более сложный способ проверки потребует уже манипуляций с электроникой. Все, что вам нужно будет сделать, — это демонтировать из выпускного тракта лямбда зонд (датчик кислорода), после чего попытаться запустить двигатель. Если машина без проблем заведется, а холостые обороты будут ровными, это признак того, что катализатор забит или разрушен, и вам необходим срочный визит в сервис.
Более точную проверку проведут опять-таки на сервисе. Причем существует сразу несколько способов тестирования. Первый — проверка на газоанализаторе. Для этого к выхлопной системе автомобиля подключается прибор, который проводит химический анализ выхлопных газов.
Второй способ — тестирование на противодавление. Вместо датчика кислорода с помощью переходника вкручивается манометр и снимаются показания на различных режимах работы двигателя. Другой вариант измерения противодавления проводится с помощью мотор-тестера. Для этого датчик давления вкручивается вместо свечи в цилиндр двигателя и на повышенных оборотах снимается и анализируется осциллограмма.