Последнее обновление — 2 апреля 2020 в 13:40
Постоянный рост цен на дизельное топливо заставляет многих автовладельцев задумываться над вопросом о возможности установки ГБО на дизельный двигатель своих автомобилей. Чисто технически это сделать вполне реально, но решение этой задачи наталкивается на два серьёзных сомнения:
- Будет ли это целесообразно с точки зрения экономии
- Потребует ли это переоборудование внесения необратимых изменений в конструкцию мотора, насколько оно уменьшит его ресурс и снизит общие технические характеристики автомобиля
Получив ответы на эти вопросы, владельцы авто смогут определиться, стоит ли им переделывать двигатель своего автомобиля с дизеля на газ или лучше и выгоднее оставить всё как есть.
Варианты установки ГБО на дизель
Воспламенение топлива, в дизельном двигателе, происходит в камере сгорания за счёт впрыска его под давлением в сжатый воздух.
Поэтому в настоящее время используется два технических решения, позволяющие поставить обычное газовое оборудование на любой дизельный двигатель. Разница между ними принципиальная:
- Полная переделка мотора под систему электрического/искрового зажигания (доработка ЦПГ, ГРМ, ГБЦ, изменение степени сжатия из-за возможной детонации), где газ будет воспламеняться от бензиновых свечей. Технические изменения будут безвозвратными и полностью исключат возможность использования Д/Т. Это очень дорогое изменение, которое потребует не только привлечения высокооплачиваемых профессионалов, но и проведения сложных инженерных расчётов. На частном транспорте такое делается крайне редко. Наиболее удачные примеры – только заводского производства газовых моторов (КамАЗ, Скания, ЯМЗ, Ивеко), которые работают только на метане.
- Модернизация транспортного средства путём установки допоборудования, после чего появляется возможность использования двух видов топлива, солярки и газа, так называемая система Dual Fuel или газодизель. Это наиболее востребованный и экономически оправданный способ, не требует проводить безвозвратные изменения в системе. На одном лишь газу такой автомобиль работать не может.
Также существуют заводские модели газодизелей на метане. Например VOLVO (Вольво) FH/FM и КамАЗ 5490 NEO с силовой установкой Mercedes-Benz. Но такие машины пока не получили широкого применения.
Грузовики с заводским газодизелем
Принцип работы газодизельного двигателя
Переход на газовое топливо осуществляется при помощи переключателя из салона авто после прогрева мотора, либо автоматически. Управляется процесс подачи газа электронным блоком управления ГБО установки.
Газ на дизельный двигатель подаётся дозированно с помощью форсунок во впускной коллектор. Откуда смешиваясь с воздухом, на такте впуска, он поступает в цилиндры через впускные клапаны.
Затем в сжатую поршнем газовоздушную смесь (такт сжатия) распыляется дизельное топливо, где из-за давления и температуры происходит взрыв.
Д/т здесь выступает как запал, так как температура возгорания газа выше солярки и сам он не может воспламениться.
Виды топлива, которые может потреблять дизель на газу
Переделать мотор на систему двойного топлива можно только под конкретный вид газа. Либо это будет метан, либо – пропан-бутановая смесь.
Сделать дизель на метане дороже, но он будет работать с лучшим экономическим эффектом, чем вариант с пропаном. К тому же метан дешевле. При подаче пропана на дизель вклад в общий расход горючего не будет превышать 30-50%. А вот долю потребления метановой компоненты можно увеличить до 80%. Всё зависит от режима работы ДВС, где учитываются:
- скорость автомобиля;
- время года (лето, зима);
- нагрузка на ТС;
- рельеф местности (горы, равнина);
- давление и температура газа;
- с турбонаддувом дизель или нет.
Преимущества и недостатки перевода дизеля на газ
Главным достоинством установки ГБО для метана, или пропан-бутановой смеси на дизельный двигатель является снижение расходов на топливо от 10-50%. Кроме того:
- происходит увеличение КПД, ресурса мотора. При этом мощность и крутящий момент остаются прежними, либо возрастают, в отдельных случаях, на 5-25%;
- повышается срок службы штатной топливной системы в 1,5-2 раза (большой плюс для систем Common Rail); снижаются вредные выбросы выхлопа (дымность);
- двигатель на газу работает мягче, снижается его шумность;
- понижение нагара, отложений в цилиндрах, камерах сгорания, сажевых фильтрах;
- сокращаются расходы на замену моторного масла;
- увеличивается пробег ТС при двухтопливном режиме движения; не требуются переделки ДВС.
Из серьёзных недостатков:
- высокая стоимость переоборудования;
- увеличение времени и затрат на обслуживание, настройку, ремонт системы;
- поиск мест крепления баллонов, сокращение полезного объёма из-за них;
- повышение веса транспортного средства.
Газодизель на метане и на пропан-бутане
При ненадлежащем соблюдении технологии переоборудования, (например, неправильная установка или отсутствие датчика температуры на выпускном коллекторе) может ощутимо возрасти износ силовой установки. Так как в камере сгорания и выпускной системе при взрыве газовоздушной смеси и дизтоплива начинает образовываться высокая температура.
Дизельные транспортные средства, которые можно переоборудовать под газодизель
Любой двигатель на дизтопливе можно переделать под использование газа в качестве дополнительной составляющей. Не имеет значение, какой тип топливной системы применяется базово, механический топливный насос высокого давления (ТНВД), насос-форсунки или рампа/рейка «Коммон рейл». Также с бортовой сетью 12/24 V. С турбиной или атмосферный.
При этом расходы на модернизацию легкового автомобиля будут значительно меньше затрат на переделку мотора грузового автомобиля, из-за количества устанавливаемых баллонов, крепежа и мультиклапанов к ним или вентилей в случае с метаном. Также для двигателей с большим объёмом применяют 2 газовых редуктора.
Разной у них будет и окупаемость. Чем выше расход солярки, тем ощутимее экономия от использования газа. Для легковых машин с небольшим ежедневным пробегом окупаемость затрат на установку ГБО растягивается на долгие годы. В этом смысле больше выигрывает коммерческий автотранспорт, совершающий длительные регулярные рейсы. Период окупаемости таких машин 3-12 месяцев.
https://www.youtube.com/watch?v=O0k3zlXS55Y\u0026pp=ygVH0JTQuNC30LXQu9GMINC4INCz0LDQtzog0LTQuNC30LXQu9GM0L3Ri9C1INC00LLQuNCz0LDRgtC10LvQuCDRgSDQk9CR0J4%3D
Также ответ на вопрос о том, выгодно ли переводить на альтернативный вид топлива или лучше и экономичнее оставить «чистый» дизель, зависит от характера эксплуатации автотранспорта.
Газовое оборудование на дизельный двигатель установленное на заводе
Заводская установка метанового оборудования – наиболее надёжный вариант, поскольку учитывает характеристики мотора. Но есть и ряд недостатков:
- ограниченный круг моделей, у которых такая опция предусмотрена;
- высокая цена заводской модификации.
Крупные автопроизводители создают подобную продукцию, полностью учитывая принципы работы современного дизельного двигателя на газу:
- монтируется надёжная система электронного управления, как правило, применяются премиальные производители;
- сеть датчиков (коленвала, синхронизации, детонации, температуры газового редуктора и выхлопа, давления газа, педали акселератора).
Заводской газодизель обеспечивает наиболее высокую экономию горючего при полном сохранении технических параметров ТС.
Отличие комплектаций ГБО для дизельного и бензинового моторов
В целом, основное отличие установки ГБО на дизельный мотор от бензинового мотора – применение специального блока электронного управления (ЭБУ для дизтоплива) и размещение температурных датчиков на выпускном коллекторе, для контроля и исключения перегрева деталей мотора.
Кроме того на ТС где используется ТНВД механического типа, устанавливается электромеханический актуатор, который ограничивает подачу дизельного топлива. В современных системах эта функция реализовывается эмуляцией сигналов электронной педали газа.
Установка ГБО на дизель в автосервисе
Не все компании, специализирующиеся на установке автомобильного газобаллонного оборудования, берутся за подобные заказы. Соглашаются лишь те, у кого имеются определённые знания, опыт в данном направлении и технические возможности на переоборудование. А если вопрос касается тяжёлой техники, грамотных специалистов ещё меньше.
О том как правильно выбрать установщика мы рассказали тут.
Трактора на пропане и метане
Но независимо нужно ли ставить ГБО на дизельные грузовики, легковой транспорт или сельхоз технику (тракторы и прочее), при должном подходе экономический эффект будет очевиден.
Можно ли дизель перевести на газ своими руками
Поставить самому все дополнительные устройства на дизельный силовой агрегат невозможно без наличия серьёзной инструментальной базы в личном подсобном хозяйстве, или гараже. Наиболее трудоёмкими операциями являются:
- Подключение газового оборудования.
- Адаптация/синхронизация штатной топливной системы.
- Установка контрольно-измерительной аппаратуры и электроники.
К тому же потребуется специальное программное обеспечение для настройки и регулировки системы. Но при наличии большого желания, переоборудование возможно.
Важно не забывать об обязательной регистрации дополнительной топливной установки, что является не быстрой процедурой. Где также потребуются соответствующие документы от СТО.
Стоимость переоборудования для грузовых и легковых автомобилей
Средние цены на полный комплект оборудования с учётом стоимости топливных баллонов для легковых машин начинается от 50 тысяч рублей, а для грузовых и пассажирских ТС – ГБО может стоить от 100 до 500 тыс. руб.! (подбирается всё индивидуально). Монтаж оборудования в специализированной компании стоит от 15-30 тыс. руб. В конечную цену нужно также включить расходы на легализацию сделанных изменений.
Дизель и газ: дизельные двигатели с ГБО
Этот способ применения газовой установки на дизеле является более доступным и простым. Базируется он на использовании комбинированной подачи топлива. Принцип работы заключается в том, что основным топливом остается солярка, а вспомогательным – пропан либо метан.
Дизельное топливо в таких системах необходимо для воспламенения топливно-воздушной смеси. Количество замещаемого дизельного топлива зависит от характеристик ГБО, нагрузки на мотор, а также дизельной аппаратуры.
На сегодняшний день качественные системы созданы для замещения до половины дизельного топлива (при использовании установок на метане) и до 30% в оборудовании с пропаном.
Установка газодизеля сегодня распространена во многих компаниях. Основные преимущества такого вида ГБО для дизеля:
- Простота установки. В продаже есть универсальные наборы оборудования, которые можно использовать на разных вариантах дизельных моторов. Пользователю не нужно разбирать или дорабатывать двигатель. Для перехода на штатный режим работы мотора необходимо лишь нажать соответствующую кнопку в кабине.
- Продление эксплуатационного срока двигателя и прирост КПД. Добавление порции газа увеличивает крутящий момент и производительность силового агрегата (в турбированных агрегатах рост может составлять до 30%). Работа движка становится более тихой, а его составляющие служат дольше.
- Экологический фактор и экономия денег. На эксплуатации машины можно сэкономить до 20 процентов, если сравнивать с использованием лишь на дизтопливе. Заметное сокращение количества отработавших газов положительно сказывается на экологических характеристиках силового агрегата. Благодаря этому нет необходимости применять раствор мочевины на движках уровня Euro-4 и Euro-5.
Если сделать небольшое резюме, то хочется обратить внимание на то, что газовое оборудование на дизеле способствует решение следующих основных задач:
- сокращение затрат на 15-25%;
- продление срока эксплуатации компонентов топливной системы (в особенности Common Rail) и ресурса силового агрегата;
- повышение крутящего момента и производительности на 25-30%;
- сокращение объемов СН, СО и твердых частиц в выпускных газах.
Говорить о целесообразности использования газодизеля на легковых автомобилях достаточно сложно. А вот на грузовиках, которые ежедневно наматывают немалое количество километров, установка газодизельного ГБО в любом случае будет выгодной. Популярность ГБО для дизелей будет увеличиваться одновременно с ростом стоимости солярки.
На российском рынке работает лишь несколько фирм, которые занимаются установкой газобаллонного оборудования на дизельные автомобили. В большинстве случаев в списке машин, которые пригодны для выполнения таких операций, самой компактной моделью была «Газель». Все остальные – грузовые автомобили.
Практически все предприятия предлагают системы, разработанные своими силами. Очень часто в их основе лежат комплектующие ГБО 2 поколения. Правда, есть также предложения на базе установок четвертого поколения. В состав системы обычно входят:
- трубопроводы;
- редуктор;
- датчики положения педали газа, распределительного и коленчатого валов;
- баллоны;
- форсунки;
- датчики температуры;
- электрическая проводка;
- блок управления с программным обеспечением.
Целесообразность установки
Как мы знаем дизельные агрегаты итак достаточно экономичные, стоит ли отдавать 80000 чтобы ставить Dual Fuel? Какая выгода?
Выгода есть, но не такая большая как с бензиновым вариантом.
Допустим, что у нас расход дизеля 10 литров на 100 км, если взять средние цены это 35 рублей – литр, то есть 350 рублей – 100 км, без газа.
Стоимость газа у нас 16 рублей (берем пропан), он заместит около 50% жидкого топлива. То есть получается (16 Х 5 = 80 р) и (35 Х 5 = 175 р) = 255 р., разница 95 руб со 100 км, с 1000 – 950 рублей.
Конечно, если вы передвигаетесь много, то целесообразность – КОНЕЧНО ЖЕ ЕСТЬ! Однако для легкового частного автомобиля, с пробегом в 1000 – 1500 км в месяц, окупаемость оборудования наступит через 60 – 70 месяцев, тут как я считаю нужно очень сильно думать.
Сейчас видео версия смотрим.
На этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
Установка ГБО на дизель: можно ли установить, плюсы и минусы
© Auto.Today
Особенности дизельного двигателя Трудности перевода дизеля на газовое оборудование Особенности и принципы работы ГБО на дизельном двигателе В каком месте устанавливать?Необходимые документы для регистрации Как и где регистрировать ГБО?Плюсы и минусы установки ГБО на дизель var index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}
Особенности дизельного двигателя
https://www.youtube.com/watch?v=O0k3zlXS55Y\u0026pp=YAHIAQE%3D
Прежде чем приступить к изучению информации, необходимо рассмотреть особенности дизельного двигателя. Он относится к группе моторов внутреннего сгорания.
Воспламенение осуществляется после сжатия. Его особенность заключается в том, что он в себя втягивает воздух. В результате он намного эффективней сжимается, если сравнивать с обычными двигателями, которые основаны на тепловоздушной смеси.
Знаете ли вы? Газ для заправки автомобилей бывает летним и зимним. Если в топливе для лета соотношение пропана и бутана составляет 50/50, то для зимы — 30% пропана/70% бутана.
К основным преимуществам ДД можно отнести:
малая чувствительность к детонации; небольшой расход топлива;низкий уровень вредных выбросов в выхлопных газах.
Трудности перевода дизеля на газовое оборудование
ГБО — это газобаллонное оборудование. Ещё в прошлом веке его не устанавливали на дизельные двигатели, т. к. они не совмещались между собой — характеризуются разным октановым числом и отличаются по принципу детонации. Если дизельное топливо воспламеняется от подобных свечей, то газ загорается от разряда, поступающего от стандартных.
Важно! Зажигание в моторе (если установлено газовое оборудование) считается более эффективным, а процесс осуществляется равномерно. Благодаря этой особенности понижаются нагрузки на группу цилиндров и поршней.
Учитывая, что ГБО характеризуется высоким октановым числом (105), газ дольше горит, соответственно выделяет больше тепла. Температура самовоспламенения для газа составляет +700°С, а для дизеля всего от +350°С до +380°С. Поэтому совместимость двух систем до недавнего времени была невозможной.
Особенности и принципы работы ГБО на дизельном двигателе
Буквально недавно на рынке появилась итальянская система под названием PRIDE Dual Fuel, которая позволяет установить ГБО на дизельный двигатель.
Для установки потребуется монтаж следующих элементов:
форсунки газового типа;редуктор;ЭБУ (требуется настройка для конкретного автомобиля).
Принцип работы ГБО на дизельном двигателе заключается в подаче смеси по разным тактам:
Впуска. Сначала подаётся смесь газа и воздуха, т. к. она горит довольно долго. Сжатия. Повышается газовая температура, возрастает цилиндрическое давление и загорается газ. Подаётся дизельное топливо. Оно загорается от давления, исходящего от горящего газа. Дизельное топливо становится источником поджига для метана и пропана.
Несмотря на то, что ГБО на дизель окупается довольно долго (по сравнению с бензиновым ГБО в 3 раза), он способен оптимизировать расход топлива.
Используя подобные установки, можно снизить количество вредных веществ, которые попадают в атмосферу (на дизеле выпускается из выхлопной трубы вредный чёрный дым).
Основное преимущество заключается в том, что ГБО обеспечивает более плавную, тихую и ровную работу двигателя. Это существенно повышает сроки его службы.
В каком месте устанавливать?
Чтобы разобраться, в каком месте устанавливать ГБО на дизель, необходимо изучить все доступные методы переделки:
Полное изменение. Сначала необходимо удалить ненужные металлы из рабочей камеры головки цилиндрических блоков (ГБЦ). После этого под ячейку устанавливают прокладку декомпрессионного типа. Заменяют дизельные форсунки на газовые и ставят свечи зажигания. Минимальное изменение. Этот способ подойдёт для тех, кто желает обеспечить функционирование двигателя на двойном топливе (газодизель).
Второй вариант способен сократить затраты на дизельное топливо почти в 2 раза (если будет использоваться метан) или в 3 раза (в случае применения пропана).
Важно! Больше всего экономия от перевода дизеля на ГБО чувствуется на грузовых машинах. Если у вас легковой автомобиль с минимальным пробегом (до 50 тыс. км), то почувствовать разницу будет трудно.
Чтобы установить ГБО, необходимо провести несколько действий:
На впуском коллекторе (около ГБЦ) врезают дополнительные форсунки газового типа. Между редуктором и форсунками устанавливают аттуатор — это деталь, которая регулирует расход топлива.
Этот элемент контролируется электронным блоком управления. Настраивают упор рейки регулирования. Монтируют дополнительные детали: баллоны, электромагнитный клапан, редуктор, трубопровод.
В кабине устанавливают кнопку, которая будет переключать режимы работы (с дизеля на газ и наоборот).
Необходимые документы для регистрации
https://www.youtube.com/watch?v=HpS8jdSI3Ic\u0026pp=ygVH0JTQuNC30LXQu9GMINC4INCz0LDQtzog0LTQuNC30LXQu9GM0L3Ri9C1INC00LLQuNCz0LDRgtC10LvQuCDRgSDQk9CR0J4%3D
Согласно ТС 018/2011, если вы собираетесь установить в авто ГБО, значит, вы переоборудуете транспортное средство. В ст. 12.5 ч. 1 КоАП РФ сказано, что нельзя эксплуатировать автомобиль, изменения которого не зарегистрированы.
Для того, чтобы зафиксировать переоборудование машины, необходимо подготовить такие документы:
заявление;паспорт;сертификаты на детали (оборудование);лицензия установщика;паспорт транспортного средства (ПТС);диагностическая карта;свидетельство о регистрации транспортного средства;квитанция о том, что вы оплатили государственную пошлину.
Как и где регистрировать ГБО?
Регистрация должна осуществляться в ГИБДД. Сначала вы должны получить разрешение на установку. Для этого необходимо написать заявление. После этого нужно пойти к установщику, чтобы он оформит акт приёма машины и декларацию о количестве выполненных работ.
Знаете ли вы? Первый автомобиль, который оснастили дизельным двигателем, — Mercedes 260D. Его выпустили в середине 30-х гг. XX в.
Следующий этап — прохождение технического осмотра. Когда все документы собраны, отправляйтесь в ГИБДД. Предоставьте им автомобиль для осмотра.
После они внесут специальные отметки в ПТС, выдадут новый СОР и СКТС (свидетельство об изменении конструкции транспортного средства). Все эти действия регламентируются Приказом МВД от 7 декабря 2000 г. №1240.
Плюсы и минусы установки ГБО на дизель
Самая основная причина, по которой автомобилисты стараются ставить ГБО на дизельный двигатель, заключается в экономии денег на топливо.
Учитывая, что цены на него постоянно растут, приходится находить выход из ситуации. Переоборудование имеет огромный перечень преимуществ и недостатков.
Если рассматривать их соотношение, то минусов будет немного больше. Но несмотря на это, спрос на использование ГБО всё равно растёт.
Рекомендуем для прочтения:
Штраф за ГБО без документов (2019)
Устанавливаем ГБО на карбюраторный двигатель: знакомимся со всеми аспектами вопроса
Установка ГБО: что выбрать — пропан, или метан?
Перерегистрация транспортных средств с ГБО
возможность одновременного использования бензина и газа. Это преимущество оценят автомобилисты, которые регулярно совершают поездки на дальние дистанции;работа двигателя на газе намного тише и стабильнее;ГБО считается экологичным оборудованием, т. к. менее загрязняет атмосферу токсинами;простота эксплуатации;минимальный риск возникновения пожаров и взрывов.
Самое весомое преимущество переоборудования дизеля на газобаллонное оборудование заключается в экономии средств.
Несмотря на то, что расход газа почти на 30% выше (по сравнению с бензином), цена на него вполовину меньше. Учитывайте, что экономия наблюдается при активной эксплуатации транспортного средства.
Заметить это преимущество реально, если ежегодно ваш пробег будет превышать 15–20 тыс. км.
Среди минусов использования ГБО следует отметить:
Высокую начальную стоимость. Средняя цена составляет около 500 евро. Снижение мощности по сравнению с бензином. Необходимость переоборудования системы транспортного средства. Высокие затраты на обслуживание системы. Каждые 15 тыс. км необходимо менять фильтр. Плановые проверки совершаются каждые 250 тыс. км пробега.
Снижение вместительности багажника. Проблематику парковки. Не на все подземные стоянки вы сможете заехать, т. к. автомобили на газе туда пускают редко (из-за техники безопасности). Необходимость регистрации оборудования. Проблемы с продажей авто с ГБО.
Некоторые покупатели могут быть противниками переоборудования и откажутся брать машину.
Теперь вы знаете об особенностях установки и использования газобаллонного оборудования. Поскольку преимуществ и недостатков переоборудования огромное количество, каждый автомобилист самостоятельно решает, пользоваться ему подобными изменениями в авто или нет.
Гбо на дизель в 2021 году: как устанавливается, сколько стоит, необходимые документы
Об автомобильном ГБО
Газобаллонное оборудование должно обеспечивать безопасное хранение, подачу, а также полную работоспособность ДВС на «голубом» топливе. Как мы знаем, для авто используется метан или пропан-бутан. Первый в сжатом, второй – в сжиженном состоянии.
https://www.youtube.com/watch?v=HpS8jdSI3Ic\u0026pp=YAHIAQE%3D
После перевода машины на газ основной вид топлива используется как обычно. Заводская система питания при монтаже ГБО сильно не видоизменяется, в большей степени лишь дополняется специальными агрегатами под газ.
В результате оборудование способно работать на обоих видах горючего с раздельной или даже одновременной подачей. Сжигание газотопливной смеси происходит по тем же физическим законам, как и при работе на основном топливе.
Более детально о работе оборудования можно узнать, ознакомившись со статьей «ГБО на автомобиль».
Теория газодизеля
На сегодняшний день существует два принципиальных способа установки газового оборудования (ГБО) на дизель.
Переоборудование на 100% газ
Первый – полное переоборудование на стопроцентное питание газом, для чего двигатель подвергается основательной модернизации. Так как октановое число метана, к примеру, достигает 120, то штатная степень сжатия дизельного двигателя для него слишком высока, и чтобы избежать детонации и, как следствие, быстрого разрушения агрегата, ее необходимо снизить до 12:1-14:1.
Кроме того, температура самовоспламенения газа составляет около 700 °С против 320-380°С у дизтоплива, потому воспламеняться от сжатия он не может и для его поджига цилиндры необходимо оснастить системой искрового зажигания, как на бензиновых моторах: Пример – газомоторная техника компании “РариТЭК” из Набережных Челнов на базе моделей КамАЗ.
Разумеется, обратной переделке под дизтопливо такой агрегат не подлежит.
Расшифровка кодов ошибок Лада Гранта
Но есть и более простой и дешевый вариант установки ГБО на дизель, основанный на комбинированном режиме питания, собственно газодизель.
Газодизель – Dual Fuel
Коротко о самом принципе работы на двойном топливе Dual Fuel, использовавшемся в свое время еще создателем дизельных двигателей Рудольфом Дизелем: основным здесь по-прежнему является дизельное, однако часть его замещается газом – метаном или пропаном.
Дизельное топливо при этом выполняет функцию поджига топливовоздушной смеси – ведь для воспламенения газа, напомним, необходим искровой или запальный разряд. Степень же замещения основного топлива дополнительным зависит от нагрузки на двигатель и, собственно, самой топливной аппаратуры – оригинальной дизельной и устанавливаемой газовой.
В настоящее время системы ведущих мировых производителей позволяют замещать до 50% дизтоплива в случае с метаном и до 30% – в случае с пропаном.
В остальном газодизельные системы мало отличаются от ГБО 4 поколения для бензиновых моторов. Отсюда и их основные преимущества.
Особенности дизеля
Почти все вышесказанное мало касается дизеля. Рабочий цикл дизельного агрегата отличается от бензинового способом образования смеси и воспламенения. Топливно-воздушная смесь здесь образуется непосредственно в цилиндрах.
Сначала в цилиндры подается воздух, а затем впрыскивается солярка, которая воспламеняется под действием температуры или давления сжатия. Искра не нужна, и системы зажигания здесь нет по определению.
По конструкции дизель может быть с раздельной камерой сгорания и непосредственным впрыском.
В первом варианте камера и цилиндр разделены. Во втором топливо подается в надпоршневое пространство (камера на поршне).
Топливная аппаратура дизеля сложнее, чем бензинового мотора, поскольку требуется более точная подача по времени, объему и давлению. Для облегчения холодного пуска используются свечи накала, предварительно подогревающие воздух в камере сгорания.
Насосов здесь может быть два – высокого и низкого давления. Именно эти особенности вызывают сомнения в возможности использования ГБО.
Возможна ли установка ГБО на дизель
Теперь о том, можно ли установить ГБО на дизельный двигатель. Конструктивно такой агрегат мало отличается от бензинового. Реализация идеи осложняется тем, что газ от сжатия не загорается.
Поэтому здесь предусмотрено использование небольшого объема дизельного топлива. В цилиндры подается не чистый газ, а его смесь с соляркой в пропорции три к одному.
Это позволяет не исключать из работы дизельные форсунки и сохранить в исправности топливную аппаратуру.
https://www.youtube.com/watch?v=UsG24JlMdO0\u0026pp=ygVH0JTQuNC30LXQu9GMINC4INCz0LDQtzog0LTQuNC30LXQu9GM0L3Ri9C1INC00LLQuNCz0LDRgtC10LvQuCDRgSDQk9CR0J4%3D
Другими словами, работает такая система, как ГБО пятого поколения, в котором в цилиндры подается жидкий газ. То есть реализация будет сложной, дорогостоящей, но вполне реальной. Газ обладает более высоким октановым числом, увеличивая стабильность работы дизеля. Вариант исключительно выгодный для грузовых машин и специальной техники.
Установка ГБО на дизель также снижает вредные выбросы и улучшает показатели экономичности легкового автомобиля.
Более того, на дизель можно поставить установку под метан. Его использование даст возможность снизить процентное содержание дорогостоящей солярки в общей смеси, что еще больше увеличит привлекательность такого решения.
ГБО на дизель с турбиной
Обоснованность применения турбин на дизелях доказано наукой и практикой. Собственно, на работу турбины никак не может повлиять состав топливной смеси. И в этом плане никаких особенностей по монтажу и использованию ГБО нет.
Можно ли поставить ГБО на дизельный автомобиль
До начала прошлого века газобаллонное оборудование можно было устанавливать только на бензиновые моторы, ведь дизеля работают по-иному принципу. Так, дизтопливо возгорается от создания давления, а газ — от разряда.
Газобаллонное оборудование отличается более высоким октановым числом, пропан или метан горит дольше и, соответственно, выделяет больше тепла.
Температура горения газа находится на уровне +700 градусов Цельсия, а дизеля около +380 градусов Цельсия.
С появлением нового типа оборудования установка ГБО на дизельный двигатель легкового автомобиля стала доступной. Теперь поставить оборудование можно двумя способами:
- Полное переоборудование двигателя на ДТ. В таком случае обратно вернуться уже не получится из-за изменения системы зажигания легкового автомобиля, питания и других узлов.
- Смежная работа на солярке и газе. В этом случае дизельное горючее применяется только для воспламенения, а в дальнейшем в камеру сгорания поступает уже газ. При этом рекомендуется использовать метан, который можно разбавлять с соляркой в соотношении 1 к 4. Но из-за небольшого количества газовых метановых заправок все чаще применяется пропан.
Современные системы двойного топлива на дизельном двигателе легкового автомобиля работают следующим образом:
- Топливная рампа создает нужное давление, которое должно быть максимально низким.
- Дизельное топливо частично смешивается с газом.
- Подготовленная смесь направляется в камеру сгорания в конкретной пропорции.
- При достижении определенного давления солярка детонирует и воспламеняет газовую смесь.
- Газ горит очень быстро, поэтому система держит под контролем температурные показатели во избежание перегрева.
Основную функцию по контролю ситуации берет на себя ЭБУ, которое и управляет процессом. Возможна и другая ситуация, когда мотор запускается на дизеле, после чего активируется газовая система, и в камеру сгорания легкового авто идет пропан-бутан.
Гбо на дизеле – принцип работы
А теперь мы поясним, как работает ГБО для дизеля. Газ поступает из баллона к газовому клапану, очищается в его фильтре и проходит к редуктору, где испаряется (пропан) или расширяется (метан), далее поступает в смесительную камеру пред форсунками (на последних поколениях без испарения сразу к форсункам) и направляется в камеру сгорания.
Там он смешивается с соляркой и воздухом, после чего воспламеняется. Подачей топлива управляет ЭБУ, получающий сигналы со штатных и дополнительно установленных датчиков.
Как установить ГБО на дизель
Как отмечалось, установка ГБО на дизельный двигатель легкового или грузового автомобиля бывает двух видов. Полная переделка не особенно эффективна, ведь в таком случае пропадает возможность применения солярки.
Мотор легкового авто приходится оптимизировать, и снижать сжатие до 12 к 1, чтобы он мог работать с октановым числом газа. Вернуть такой мотор к солярке уже не получится.
Комбинированный — более доступный вариант, позволяющий остаться на прежнем топливе, но подключить ГБО на дизельный автомобиль.
Легковой
Принцип установки подразумевает монтаж дополнительных газовых форсунок на коллекторе впуска. Между редуктором и форсунками ставится актуатор, регулирующий расход топлива. Он контролируется ЭБУ.
Далее настраивается упор регулирующей рейки, ставятся дополнительные элементы — баллоны, редуктор, трубопровод, датчики и электромагнитный клапан.
В салоне легкового автомобиля ставится кнопка для перевода дизельного двигателя с ГБО на «родное» топливо».
Грузовой
Многие компании с целью экономии ставят ГБО на дизельные двигатели грузовых транспортных средств. Такой шаг позволяет увеличить мощность мотора, снизить выработку масла, уменьшить расходы на горючее и сделать более редкой частоту смены фильтров. Также снижается количество вредных выбросов и появляется возможность диверсифицировать разные виды топлива.
В процессе переделки устанавливаются следующие элементы:
- блок управления;
- датчик давления газа;
- газовый фильтр;
- термопара выхлопных газов;
- комплект впрыска газа;
- пропановый редуктор;
- комплект жгутов и трубок.
Размер и тип баллона выбирается с учетом расхода в сравнении с ДТ, а также местом установки. Чаще всего он ставится за кабиной водителя или вместо запаски.
Теперь вы знаете, как поставить ГБО на дизельный двигатель легкового / грузового автомобиля, насколько это возможно, и в чем плюсы / минусы перехода. В х поделитесь своим мнением по отношению к этому вопросу.
Варианты оборудования для дизеля
Начнем с того, что имеется разница в оборудовании под метан и пропан. Дизельный двигатель на метане хорош для крупных ТС в связи со сложностями размещения баллонов. На легковушки чаще ставится пропан, кроме того, он жидкий, а это упрощает адаптацию. Известны два варианта такого переоснащения:
Полное переоборудование
Данный вариант обычно выбирается при установке оборудования под метан. В этом случае требуется серьезная переделка двигателя, после которой он сможет работать исключительно на газе.
Температура воспламенения метана вдвое выше, чем требуется для солярки. Кроме того, его не нужно так сильно сжимать, иначе он вообще не загорится. Чтобы все работало, необходимо снизить степень сжатия и установить систему зажигания.
И тут уже неважно, дизель на пропане или метане.
Дисковые тормоза на уаз буханка своими руками
Первая задача решается выборкой металла и монтажом металлической прокладки под головку.
Свечи зажигания занимают места дизельных форсунок, а во впускной коллектор врезаются газовые штуцера. После такой модернизации вернуть мотор в первоначальное состояние трудно, да и сама установка сложна.
При этом дизель уже трудно называть своим именем, поскольку на солярке он работать не сможет.
Монтаж газодизеля
Именно по вышеперечисленным причинам большее распространение получил газодизель. Это оптимальный вариант для работы на пропан-бутане. Такой мотор будет функционировать на солярке или смеси газа с оной, но не сможет работать на чистом газе.
Процедура и порядок работ практически ничем не отличаются от монтажа стандартного ГБО. А работает это так. Газ поступает в цилиндр на такте впуска. Запальное топливо (солярка), необходимое для воспламенения, впрыскивается в конце такта сжатия, когда в цилиндре уже образовалась газо-воздушная смесь. Все это воспламеняется и так далее.
Что включает ГБО для дизеля
Мозгом ГБО для дизельных двигателей является управляющий компьютер или ЭБУ. На основе анализа информации от датчиков он формирует управляющие сигналы на подачу газа и солярки.
Остальной комплект ГБО может отличаться, но, кроме баллона, редуктора, мультиклапана, газового клапана и магистралей, включает:
- газовые форсунки/дозатор;
- механизм перемещений рейки ТНВД. Насос высокого давления потребует доработки;
- датчики температуры, синхронизации, коленного вала, газа и другие. Используется часть штатных;
- газовые фильтры низкого и высокого давления.
Что входит в комплект установки ГБО на дизель?
1.
Баллон или связка баллонов, на случай если это грузовой автомобиль.Обратите внимание, что баллон для пропан-бутана отличается от баллона для метана. Метановое оборудование должно иметь стенки толще и выдерживать большое давление;2. Газовый клапан;
- 3.
- 4.
- Это самый главный узел который повлияет в дальнейшем на динамику автомобиля
- 5.
- 6.
- 7.
- 8.
- 9.
- 10.
- 11.
- 12.
- 13.
- 14.
- 15.
- 16.
Редуктор-испаритель, который правильно подобран по мощности ДВС; Газовые форсунки, желательно скоростные и высокоточные, которые подают правильную порцию газа в нужный момент. ; Электронный блок управления газо-дизельного впрыска; Датчик положения педали газа; Датчик считывания оборотов коленчатого вала Датчик давление газа и разряжения во впускном коллекторе. Датчик температуры газового редуктора Датчик детонации (в некоторых случаях) Дизельные форсунки: Топливный насос высокого давления для ДТ — ключевой узел системы. От правильной его настройки зависит работоспособность всего оборудования на дизеле; Переключатель вида топлива. Он включает в себя кнопку, которая устанавливается в салоне вашего авто; Магистраль высокого давления. Нужны для подачи сжиженного газа из баллона в редуктор-испаритель; Мультиклапан. Он выполняет не только защитную функцию, но и обеспечивает попадание газа в баллон и в систему; Газовые фильтры грубой и тонкой очистки.