Что такое дизельное топливо

Дизельное топливо (ДТ) — это нефтепродукт, состоящий из смеси углеводородов, которые получают методом перегонки и отбора из них определенных фракций. Сейчас ДТ широко применяется в качестве горючего для ДВС сельскохозяйственных и строительных машин, тепловозов, судов, легковых авто.

Особенность углеводородов в высоком пороге температуры кипения — от 300°С, а производство и переработка дизельного горючего предполагает его соответствие установленным стандартам, по которым определяются марки и классы. Основные (базовые) виды дизельного топлива:

  1. Летнее
  2. Зимнее
  3. Арктическое

В этих трех марках заложены ключевые характеристики и свойства дизельного топлива:

  • температурный порог воспламенения от давления;
  • температурный предел применения;
  • температура загустевания.

Важный параметр дизтоплива — цетановое число, характеризующее качество горючей смеси. По нему определяют, как быстро происходит возгорание смеси в цилиндрах силового агрегата.

Чем меньше цетановое число, тем больше требуется времени на возгорание. Следовательно, чем число больше, тем эффективнее будет работа двигателя.

Если говорить по-другому, то цетановым числом отображается задержка по времени между поступлением смеси в цилиндры и зажиганием ее от сжатия.

Что такое дизельное топливо
Часто возникает вопрос — дизельное топливо и солярка одно и то же? Состав дизельного топлива с числом меньше 40 считается низкокачественным, и работа мотора с таким горючим будет неустойчивой: падение мощности, детонация. В народе такое топливо еще называют соляркой. Это слово произошло из немецкого языка, что означает Solaröl (солнечное масло). В XIX столетии так называли получаемую от перегонки нефти тяжелую фракцию желтого цвета. Несмотря на то, что использование солярки в ДВС малоэффективно, сфера ее применения не менее обширна: это различные нагревательные приборы, используемые в быту, строительстве и на производствах, электрогенераторы.

Для ДВС легковых автомобилей в Европе цетановое число дизеля должно быть 54-56 единиц. В России же, эти стандарты менее жесткие, по сравнению с европейскими. У нас допускаются характеристики дизельного топлива для ДВС тяжелой техники с числом 48 (для зимнего ДТ). Существуют исключения для летних марок с депрессорными присадками, где это число может быть снижено до 42 единиц.

Но и ДТ с повышенным цетановым числом — тоже нехорошо. Если этот показатель выше 60, то такое горючее не успевает сгорать в цилиндрах, следствие — чрезмерная дымность выхлопов, повышенный расход.

Состав и плотность

Летнее дизтопливо (ДТЛ), согласно ГОСТу, предназначается для применения при температуре внешней среды выше 0° Цельсия, так как ниже этой отметки летний дизель начинает густеть, а при t° -10 — застывать.

Зимний дизель (ДТЗ) рассчитан на применение в холодный период или в северных регионах до нижнего температурного предела – 20-30°С в зависимости от добавок.

Арктическое горючее (ДТА) сохраняет свои свойства даже при температуре -55°С.

Основные составляющие сырья для производства дизтоплива включают сероводороды, щелочь, кислоты, воду и прочие примеси в меньшем процентном соотношении.

Этих включений не должно быть в готовом продукте, так как они не позволяют использовать его в ДВС безопасно.

Каждый из этих компонентов по-своему влияет на узлы и различные части, из которых состоит мотор, вызывает коррозию и изменение физико-химических свойств стали, чугуна, меди, алюминия, резины, пластика.

Что такое дизельное топливо

Все марки топлива имеют отличия по плотности в килограммах на кубический метр (или в граммах на куб. см) с коэффициентом от 0,76 до 0,9.

Чем выше температура окружающей среды, тем больший объем приобретает любая жидкость, но если говорить о нефтепродуктах в сравнении с водой, то этот показатель расширения объема выше на 15-25%.

Но увеличенный объем не означает повышение массы, она остается неизменной при любых температурах.

В процессе перегонки нефти, фракции дизеля нагревают до высоких температур: ДТЛ — до 345°С; ДТА — не выше 335°С. Чем больше нагрев, тем выше будет плотность дизеля на выходе, а следовательно и предел температуры замерзания готового продукта.

Виды дизтоплива: параметры

Нередко водители или операторы техники забывают о таком недостатке ДТ, как способность его загустевания даже при незначительном морозе.

Поэтому возникают ситуации, когда двигатель не запускается, и приходится решать проблему методами нагрева топливных баков открытым огнем, что довольно небезопасно.

Чтобы избежать подобных проблем, следует заблаговременно и правильно приобретать соответствующую марку дизтоплива в зависимости от погодных условий и знать ее особенности. Ниже рассмотрим характеристики ДТ по его классам.

Летние марки

Особенность ДТЛ — сохранение рабочего жидкого состояния требуемой плотности при t°= 0 и больше градусов. Основные параметры летнего дизеля следующие:

  • цетановое число — больше 51 ед. при температуре использования до 45°С окружающего воздуха;
  • плотность — 845-865 кг/м3 при t использования 20-25°С;
  • вязкость — 4-6,1 кв. мм/ с при t°=19-25°С;
  • порог замерзания — -10°С.

Однако следует учесть, что в действительности, несмотря на то, что двигатель и работает, при незначительных температурах ниже «нуля», летние марки ДТ уже теряют свои эксплуатационные качества.

К недостаткам летнего ДТ можно отнести повышенную способность образования водяного конденсата, вода внутри бака с топливом отслаивается и скапливается внизу. Сбои в работе ДВС по большей части происходят именно по причине водяных пробок, которые блокируют ТНВД.

Некоторые водители, чтобы избежать проблем с забором образовавшейся воды, располагают всасывающую трубку в баке несколько выше и время от времени отвинчивают пробку на его дне для слива конденсата.

Специалисты рекомендуют водителям еще задолго до наступления холодов полностью сливать летнее ДТ и даже при умеренных температурах начинать пользоваться качественными зимними сортами.

Зимнее

ДТЗ — это наиболее популярный вид горючего в России, в средней полосе его используют преимущественно всесезонно. Нижний предел замерзания ДТЗ — минус 30. Однако для полярных регионов в зимний период рисковать применять этот вид ДТ не нужно. Главные характеристики зимнего горючего следующие:

  • цетановое число — 48 единиц при t использования от минус 30°С окружающего воздуха;
  • плотность — 825-845 кг/м3 при t использования от -30 до +15°С;
  • вязкость — от 1,8 до 5.1 кв. мм/с максимум при t от -20 до +15°С.

Параметры вязкости для ДТЗ здесь имеют более широкий диапазон ввиду его использования не только в мороз, но при плюсовых весенне-осенних температурах.

Арктическое

ДТА — это незаменимый вид топлива в регионах, где температура окружающего воздуха часто опускается ниже тридцати. Этот дизель способен выдерживать даже антарктические условия зимы, а со специальными присадками сохранять рабочие свойства при температуре минус 55°С. Характерные показатели арктического топлива следующие:

  • цетановое число — 40 единиц при t использования от -30°С;
  • плотность — 760-820 кг/м3 при t использования от -30 до 0°С;
  • вязкость — от 1,45 до 4,6 кв.мм/с максимум при t -30 — 0°С.

Указанные параметры не приводятся для плюсовых температур, так как горючее данного вида нецелесообразно использовать в моторах при t выше «нуля» и по свойствам, и по цене.

Разница стоимости марок дизтоплива

Арктическое дизтопливо, в сравнении с летним, стоит на 20% больше, и на 30% выше в сравнении с зимним ДТ. Использовать летнее горючее при температуре ниже допустимой нельзя.

Состав дизельного топлива моментально парафинизируется и загустевает, топливный насос ДВС просто не будет работать, а иногда и просто может выйти из строя, после чего потребуется недешевый ремонт. Однако ДТЗ, ДТА летом допускается кратковременно использовать, при условии, если на данный момент нет летнего варианта горючего.

При плюсовых температурах зимние марки ДТ негативно влияют на мотор: появляется детонация, снижается мощность, увеличивается токсичность выхлопных газов.

Отличия в стоимости различных типов ДТ объясняется также затратами на их выработку, наличием пакетов добавок и моторных присадок, которые необходимы для улучшения характеристик ДТ по сезонам.

Каждая определенная присадка может повысить цетановое число, понизить температурный порог застывания, умерить токсичность, увеличить смазывающие свойства и ресурс элементов топливного насоса и ДВС в целом.

Биодизель

Этот вид дизельного продукта заслуживает особого внимания. Это инновационная разработка европейских инженеров.

Технология производства биологического дизтоплива подразумевает использование и переработку растительных масел. Главное отличие биодизеля от обычных марок ДТ — экологичность.

Полный распад его продуктов сгорания без вредных последствий в природной среде происходит уже через 30 суток после попадании в почву, воду или атмосферу.

Что такое дизельное топливо

Получение биодизеля

В борьбе за экологию сейчас вынуждены выступать правительства индустриально развитых стран и специально созданные по этому вопросу международные организации. К этому времени были введены новые стандарты в производстве и эксплуатации биотоплива.

Биодизель предназначен, в первую очередь, для использования в ДВС легкового транспорта, далее — для грузовиков и в промышленности. На его основе изготавливаются обычно летние марки высококачественного ДТ.

Цетановое число биодизеля 58 единиц, а температура возгорания — 100°C, у него отличные смазывающие свойства, пониженный процент выброса в атмосферу СО2.

Благодаря совокупности таких характеристик, разработчики продукта предоставили возможность автолюбителям и предприятиям не только значительно увеличить ресурс ДВС и уменьшить затраты на обслуживание, ремонт, но и существенно снизить риски взрывов и пожаров.

Особенность биологического ДТ — наличие в массе растительных и животных жиров.

Структура биотоплива натуральна, а сам продукт есть результат переработки таких сельскохозяйственных культур как рапс, соя и прочие маслосодержащие виды растений, жир крупного рогатого скота.

Отличительные характеристики дизельного топлива данного типа в том, что его можно применять в качестве добавок к традиционным видам горючего.

Биодизель имеет специальные обозначения. К примеру, в Соединенных Штатах Америки биологическое топливо в названии включает литеру «B», за которой идет цифровое значение, указывающее на процент содержания биодобавки в общей массе топлива. Цетановое число не ниже 50 ед.

Биодизель производят по технологии, аналогичной изготовлению дизтоплива из нефти. Сегодня существуют марки биодизеля не только летние, но для условий межсезонья и зимы в умеренных широтах.

Летнее дизельное биотопливо используется только при плюсовых температурах, промежуточные марки — до -10° ниже нуля, зимний биодизель — до минус 15-20°С. Морозоустойчивость зимних марок достигается благодаря применению специальных присадок, изначально разработанных для улучшения свойств ДТ.

Стандарты экологичности

Евро 3

Несмотря на инновационность разработки, этот стандарт ДТ уже устарел, он был актуальным в странах Европейского Союза до 2006 года. С того времени третий стандарт постепенно был вытеснен с производства. Международные организации ввели и утвердили новые требования, из-за которых стандарт Евро 3 перестал удовлетворять усовершенствованным нормам.

Читайте также:  Фронтальный погрузчик амкодор 342в

Евро 4

Этот стандарт постепенно приходил на смену Euro 3, начиная с 2005 года. Все ввозимые транспортные средства на территорию России с 2013 г. должны соответствовать этому стандарту, исключение — автомобили до 2012 г.

выпуска, для которых еще допустимы требования стандарта Евро 3.

Здесь следует акцентировать внимание автовладельцев на том, что в ближайшем времени международное сообщество намерено совсем запретить эксплуатацию ТС с двигателями стандарта экологичности ниже Евро 4.

Евро 5

Этот стандарт введен с 2009 г. Он обязателен для всех транспортных средств, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В Российской Федерации этот стандарт также введен в действие, как в отечественном автомобилестроении, так и для ввозимого автотранспорта из-за границы.

Евро 6

Новый стандарт Евро 6 был введен в странах ЕС осенью 2015 г. Он подразумевает доработку под него ДВС с новой схемой рециркуляции выхлопов EGR, системой селекции газов SCR, сажевых фильтров. Благодаря применению катализаторов и дополнительных химических присадок в обновленных двигателях эффективнее нейтрализуются вредные выбросы, в выхлопе присутствуют только вода и безвредные газы.

В РФ этот стандарт пока не действует, ввиду необходимости перестройки производств автопрома и НПЗ. Однако сейчас действуют нормы Евро 5.

Что такое дизельное топливо

Содержание вредных веществ в экологических классах

Главные эксплуатационные характеристики дизтоплива

Устойчивость к низким температурам — это основной параметр дизельного топлива, которым определяются условия его использования и особенности хранения.

Другим основным показателем качества ДТ является вышеупомянутое цетановое число. Чем выше его значение, тем увереннее можно судить о более продолжительном ресурсе ДВС. Двигатель равномерно работает, исключена детонация, повышена динамика машины.

По показателю температуры воспламенения определяется степень безопасности использования дизтоплива в ДВС. По фрикционному составу в ДТ определяется, полностью ли будет в цилиндрах сгорать смесь, уровень дымности и степень токсичности выхлопов.

От плотности ДТ зависит, насколько эффективной будет подача горючего по каналам топливной системы, его фильтрация и распыление в форсунках.

Содержание серы. Ее отсутствие в составе делает горючее слишком «пресным» — возникает нехватка в смазке элементов топливной аппаратуры. Однако повышенное содержание серы приводит к преждевременному появлению коррозии на деталях ДВС, быстрому накоплению нагара, повышенному уровню износа ТНВД.

В число основных характеристик ДТ, особенно в современных условиях, вошел показатель чистоты продукта. Это не только продление ресурса узлов и элементов транспортных средств, но и поддержание в норме экологии в местах промышленного производства.

Что такое дизельное топливо

Вывод

Дизельное топливо сравнительно недавно вышло на позиции второго основного горючего для легковых автомобилей, хотя для тяжелых машин и в промышленности оно используется уже многие десятилетия. По причине широкого распространения ДТ в легковом транспорте, вырос на него спрос, следовательно, и рынок отреагировал повышением стоимости.

И если в недалеком прошлом было выгодно приобретать дизельные автомобили только из-за экономии на цене дизтоплива, то теперь целесообразность использования дизельных авто основана на экологичности, продолжительности ресурса ДВС и всё той же экономии. ДТ по-прежнему остается, хоть и не намного, но дешевле бензина.

И если вы сделали выбор в пользу приобретения автомобиля с дизельным мотором, то очень важно знать о горючем для него как можно больше. Только так вам удастся избежать сложностей в эксплуатации техники, связанных с особенностями этого вида топлива.

Классификация дизельного топлива и его стандарты

Что представляет собой дизтопливо? Это топливо, используемое для дизельных поршневых двигателей. Основа дизтоплива — углеводороды, имеющие достаточно высокую (300С) температуру закипания. Внешне данная горючая жидкость представляет собой вязкую субстанцию, от прозрачно-желтоватого до темно-коричневого цвета.

Дизтопливо делится на несколько типов:

  1. Летний тип: для применения летнего топливаtвоздуха не должна опуститься ниже нуля. Обозначается кол-вом серы и tвспышки (Л-0, 2-40);
  2. Зимний: данный тип дизтоплива предназначен для использования при низких tвоздуха, (но не ниже -20С). Обозначается кол-вом серы и tзагустевания (3-0,05, -25С);
  3. Арктическое топливо: его используют при сверхнизких температурах, но не ниже -50С. Обозначается количеством серы и температурой загустевания (А-0,05, -50С);

Вышеперечисленные стандарты несколько устарели, однако при потребительских запросах они часто встречаются и сейчас.Сегодня действует стандарт евро 5 (иначе EN590-2009), который был четырежды модифицирован. На сегодняшний день дизельное топливо сорта евро 5 было классифицировано по двум областям применения, температурным и климатическим:

  • Класс А-F (t от +5С до -20С);
  • Класс 0-4 (t от -20С до -45С)

В нашей стране закреплен госстандарт на дизтопливо, соответствующий европейской спецификации дизтоплива EN — 590. Согласно данной спецификации в топливе ограничено содержание S (серы):

  • Вид 1 — количество Sмаксимум 350 мг на килограмм;
  • Вид 2 — количество S максимум 50 мг на килограмм;
  • Вид 3 — количество Sмаксимум 10 мг на килограмм

Последние стандарты рассматривают дизтопливо вне условий климата и вне местности его применения. В умеренной климатической полосе топливо разделяется на сортность. Каждый сорт указывает на максимально допустимую t фильтруемости: А (+5С), В (0С), С (-5С), D (-10C), E (-15C),F (-20C).

Для областей с холодными климатическими условиямидизтопливо подразделяется на сорта с предельным температурным режимом фильтруемости: 0 (-20С), 1 (-26С), 2 (-32С), 3 (-38С), 4(-45С).

В Тех. регламенте указаны новые обозначения маркировки дизтоплива, в которые входят группы букв и символов.

Буквами обозначается группа 1:

ДЗ — дизтопливо для автомобилей.

Что такое дизельное топливо

Группа 2 обозначается буквами (климатический фактор применения):

  • Л — лето (не указываетсяtфильтруемости);
  • Е -межсезонье (-15С);
  • З- зима (-20С);
  • А- арктика (-38С)

Группа 3 — это символы, которые обозначают ЭКОкласс дизтоплива:

  • К2 — допустимая норма S (серы) максимум 500 мг серы на килограмм горючего
  • К3 — допустимая норма S максимум 350 мг на килограмм горючего
  • К4 — допустимая норма Sмаксимум 50 мг на килограмм горючего
  • К5 — допустимая норма Sмаксимум10 мг на килограмм горючего

Следовательно, символы ДТ-3-К5 имеют обозначение — дизельное топливо, автомобильное, зимнее, пятого ЭКОкласса (полное соответствие классу евро 5).

Что такое дизельное топливо

У нас вы можете купить дизельное топливо евро 5 отпом, по вполне удовлетворительной цене. Также в нашей компании осуществляется:

  • доставка дизельного топлива от 1000 литров цена 30 600 рублей*
  • доставка дизельного топлива от 500 литров цена 153 00 рублей*
  • доставка дизельного топлива от 100 литров цена 3 060 рублей*

Если вы хотите купить дизельное топливо евро класса — обращайтесь к нам. Мы настроены на долгосрочное сотрудничество и предлагаем купить дизельное топливо в Москве по приемлемой цене.

Дешевые сорта дизельного топлива оптом:

Купить дизельное топливо оптом в нашей компании — это купить качественный продукт. У нас вы сможете купить дешево дизельное топливо сорта С. Этот класс относится к простому дизельному топливо, а соответственно его возможно приобрести по более дешевой цене.

Цены на дешевое дизельное топливо:

Самое дешевое дизельное топливо — «Евро 5 сорт C»:

  • Его цена за 1000 литров составляет 30600 рублей
  • Его цена за 5000 литров составляет 153000 рублей
  • Его цена за 10000 литров составляет 306000 рублей

Стоимость на топливо зависит также от его морозоустойчивости, экологичности, от множества других показателей, которые вам разъяснят наши операторы. За счет различных присадок стоимость производства дизтоплива увеличивается. Функциональное назначение присадок разное, но чаще всего они бывают комбинированными, выполняющими несколько функций одновременно:

  • присадки против износа деталей;
  • для снижения количества дыма;
  • ингибиторы коррозии;
  • присадки антиокислительные;
  • присадки моющие;
  • присадки диспергирующие и т.д

Чем больше различных присадок, тем выше стоимость дизтоплива.

Самое дорогое дизельное топливо – «класса Евро 5 Арктик»:

  • Его цена за 1000 литров составляет 30600 рублей
  • Его цена за 5000 литров составляет 153000 рублей
  • Его цена за 10000 литров составляет 306000 рублей

Солярка и дизельное топливо: есть ли разница?

В чем отличия между соляркой и дизельным топливом для двигателей внутреннего сгорания? Помимо названия, разницы между ними нет вообще.

Это один и тот же нефтепродукт, у которого огромное количество синонимов, имеющих совершенно одинаковое определение.

Дизельное топливо представляет собой вещество жидкой консистенции, которое получают путем прямой перегонки нефти с добавлением керосиновых и газойлевых фракций. Название «солярка» оно получило от немецкого слова Solaröl — подсолнечное масло.

Почему дизельное топливо называют соляркой?

Среди всех версий можно выделить главную — внешнее сходство с подсолнечным маслом. Когда впервые его начали перегонять из сырой нефти, топливо стало чрезвычайно популярным. Его использовали и для смазывания, и для освещения. Со временем слово «дизтопливо» стало ассоциироваться со словом «солярка». Зачастую последнее используют те, кто работает с сельскохозяйственной техникой.

https://www.youtube.com/watch?v=NBQ1aKyR018\u0026pp=ygUz0KfRgtC-INGC0LDQutC-0LUg0LTQuNC30LXQu9GM0L3QvtC1INGC0L7Qv9C70LjQstC-

Солярка — это нефтяная фракция, прошедшая щелочную очистку. Характеристики топлива:

  • закипание — 240400 °С;
  • застывание — не выше -20 °С;
  • воспламенение — не ниже 125 °С;
  • вязкость — 59 сСт при + 50 °С;
  • содержание серы — не более 0,2 %.

Термин «солярка» сугубо разговорный, он не встречается в технической литературе.

Что такое дизельное топливо

Сфера применения дизельного топлива (солярки)

Дизтопливо широко используется для заправки разных видов транспорта:

  • железнодорожного;
  • автомобильного;
  • водного.

Недорогой нефтепродукт также применяется для обслуживания военной и сельскохозяйственной техники, специального оборудования. Его добавляют в различные составы для смазки и охлаждения агрегатов.

Кроме того, вещество смешивают с растворами для закалки, которые используются в термической и механической обработке металлов.

Остаточное дизельное топливо тоже применяется для заправки оборудования в котельных.

Марки топлива

Существует три основных вида дизтоплива:

  • летнее (ДТЛ);
  • зимнее (ДТЗ);
  • арктическое (ДТА).

При выборе солярки следует обращать внимание на температурные показатели: диапазон эксплуатации, температуру вспышки и застывания. Только правильно подобранное и качественное дизтопливо будет хорошим решением для автомобилей, спецтехники и других целей.

Как видите, отличий между соляркой и дизельным топливом нет, однако при выборе нефтепродукта следует обязательно учитывать все его характеристики и климатические условия.

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

Дизельное топливо (Diesel) — это

  • Дизельное топливо — это, определение 
  • Что такое дизельное топливо?
  • Виды и маркировки дизельного топлива
  •     Европейские топливные стандарты
  •         Евро-5 — топливный стандарт используемый в ЕС
  •         Евро-6 — стандарт экологически чистого топлива
  •     Российские стандарты дизельного топлива
  •     Применение сезонного дизтоплива
  •         Летнее дизельное топливо, до -5
  •         Зимнее дизельное топливо, до -25
  •         Арктическое дизельное топливо, до -50
  •     Маркировка дизельного топлива
  •         Летнее ДТ Л-0.2-40 — summer diesel L-0.2-40
  •         Дизтопливо Л-0.2-62 — summer diesel L-0.2-62
  •         Арктический дизель А-0.2 — arctic diesel A-0.2
  •         Экологически чистое ДТ ДЛЭЧ — diesel (summer ecologicaly safe)
  •         Дизтопливо с присадкой ДЗп — winter diesel DZp
  •         Экспортное зимнее ДТ ДЗЭ — winter diesel (export grade)
  •         Экспортное летнее ДТ ДЛЭ — summer diesel (export grade)
  •         Зимний дизель 3-0.2 минус 35 — winter diesel Z-0.2 minus 35
  •         Малосернистое дизтопливо №2 — low sulphur №2 oil
  •         Дизельное топливо «ГОМ» — gasoil motuer
  •         Дизтопливо «Джапан-А» — gasoil Japan-A
  •         ДТ «Сингапур регулар» — gasoil Singapore regular 0.5pct
  • Что выбрать Бензин или Дизель?
  •     Потребление и мощность, сравниваем двигатели
  •     Достоинства и качество дизеля перед бензином
  •     Эксплуатация и обслуживание, дизель и бензин
  • Физические свойства дизтоплива
  •     Как сгорает топливо в дизеле?
  •     Что требуется от дизельного топлива?
  • Химические свойства дизтоплива
  •     Цетановое число дизельного топлива
  •     Вязкость и низкотемпературные свойства ДТ
  •     Фракционный состав дизельного топлива
  •     Сера, вода и механические примеси ДТ
  •     Коксуемость в дизельном топливе
  •     Коррозийные свойства топлива
  • Применение дизельного топлива
  •     ДТ в автомобильном транспорте
  •     Дизтопливо в промышленности
  •         Дизельное топливо в сельхоз технике
  •         Судовое дизельное топливо
  •         Дизель в тепловозах
  •     Дизельное горючее для отопления
  •     Дизельные и бензиновые электрогенераторы
  • История возникновения дизельного двигателя
  •     1824 — французский физик Сади Карно — бессмертный трактат
  •     1893 — рациональный тепловой двигатель — первый патент
  •     1897 — первый практически применимый образец
  • История развития дизельного топлива
  •     1923 — первый в мире дизельный грузовик
  •     1936 — производство первых дизельных авто
  •     1973 — топливный кризис
  •       Ужесточение требований к качеству дизтоплива
  •         1991 — первый стандарт качечтва дизтоплива
  •         1993 — стандарт качества ДТ Калифорнийского Совета
  •         1992 — Евро-1, первый топливный стандарт в ЕС
  •         1995 — топливный стандарт Евро-2, на смену Евро-1
  •         1999 — введение топливного стандарта Евро-3
  •         2005 — переход на стандарт нового поколения, Евро-4
  •         2008 — новейший топливный стандарт Евро-5
  • Пересчет дизтоплива
  •     Литры в тонны
  •     Тонны в литры
  • Производство дизельного топлива
  •     Первая стадия — переработка нефти
  •     Вторая стадия производства дизтоплива — крекинг
  •     Финальный процесс изготовления дизтоплива
  • Дизельное топливо в России
  •     Цены на дизельное топливо в России
  •     Производство дизельного топлива в России
  •     Внутреннее потребление дизтоплива — Россия
  •     Экспорт дизельного топлива из России
  • Оптовый рынок дизельного топлива
  • Розничный рынок дизельного топлива
  •     Ценообразование на розничном рынке ДТ
  •     Биодизель
  •         Сырьё для производства биодизеля
  •         Производство биодизеля
  •         Достоинства биодизельного топлива
  •         Недостатки биодизеля
  •     Эмульгированное дизтопливо
  •     Диметиловый эфир
  • Преимущества дизельного топлива
  • Недостатки дизельного топлива
  • Источники и ссылки
  •     Источники текстов, картинок и видео
  •     Ссылки на интернет сервисы
  •     Ссылки на прикладные программы
  •     Создатель статьи
Читайте также:  Какое моторное масло выбрать для автомобиля

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Дизельное топливо— это жидкое нефтяное топливо, представляющее собой смесь углеводородов, получаемое из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти, применяемое в дизельных двигателей внутреннего сгорания и для газотурбинных энергетических установок. Основной показатель дизтоплива — это цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания.

Дизельное топливо (соляровое масло, солярка) — Это прозрачная и более вязкая, чем бензин, жидкость желтого или светло-коричневого цвета (в зависимости от содержания в ней смол), использующаяся как топливо в дизельном двигателе, а с недавних пор — и в газодизелях.

Естественный цвет дизельного топлива

Дизтопливо, или, как его часто называют, солярка — это смесь углеводородов, получаемая путем перегонки нефти и отбора из нее определенных фракций. Основу, которых составляют углеводороды с температурой кипения 200-350С.

Состав этого горючего полностью отличается от состава бензина, поскольку способ поджигания топливно-воздушной смеси в цилиндрах бензинового и дизельного двигателей разный. Бензин воспламеняется от искры свечи зажигания и для него важно такое свойство, как детонационная стойкость, обозначаемое октановым числом.

У дизельного двигателя топливо самовоспламеняется за счет большой степени сжатия, и его основной качественной характеристикой является цетановое число, которое характеризует воспламеняемость горючего или время, требуемое на воспламенение топлива в цилиндре. Чем оно выше, тем меньше требуется времени.

У дизельного топлива цетановое число составляет 40 — 50 (чаще всего 45).

Воспламеняемость дизельного топлива

Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (т.е. свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.

Оптимальную работу стандартных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом 40-55. При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка горения (время между началом впрыскивания и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя.

Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 48-51, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 51-55. Согласно российским стандартам, цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 48 единиц. Кроме того, технические условия для зимних сортов с депрессорными присадками разрешают выпуск арктического топлива с цетановым числом не менее 40.

При цетановом числе больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход топлива.

Дизельные двигатели, или просто дизель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха.

Принцип работы дизельного двигателя значительно отличается от работы бензинового, дизельное топливо воспламеняется от высокого давления, а вот бензиновый двигатель воспламеняет свое топливо (по средствам свечей зажигания).

Спектр топлива для дизелей весьма широк, сюда включаются все фракции нефтеперегонки от керосина до мазута и ряд продуктов природного происхождения — рапсовое масло, фритюрный жир, пальмовое масло и многие другие. Дизель может с определённым успехом работать и на сырой нефти.

Принцип работы дизельного двигателя

Соляр, Солярка, Соляровое масло — это продукт прямой перегонки нефти, который используется как топливо в некоторых типах дизельных двигателей.  Продукт имеет вязкость 5 — 9 мм2/с. и температуру кипения около от 240 до 400°С.

Используется такой вид топлива на дизельных судах, тепловозах и тракторах с низко оборотистыми дизельными двигателями. Тогда как дизельное топливо в своем составе содержит углеводороды, которые имеют температуру кипения от 180 до 350°С и вязкость 2 — 4,5 мм2/с.

 Солярка и дизельное топливо — это два совершенно разных понятия. Использование соляра в современных автомобильных двигателях недопустимо.

Судовой дизель двигатель на соляре

Летнее дизельное топливо — применяется при температуре воздуха окружающей среды до 0 градусов по Цельсию и выше. Его цетановое число — не ниже 45, плотность при 20 градусах по Цельсию — не более 860 кг/куб.м, вязкость при 20 градусах по Цельсию — от 3 до 6 кв.

мм/с, температура застывания составляет — 10 градусов по Цельсию. Одной из проблем летнего дизельного топлива является конденсат воды в топливном баке. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу топливного бака, т.к. плотность дизтоплива меньше 1 кг/л.

Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя.

Поэтому, если автомобиль заправлялся в летнее время, а затем длительное время не эксплуатировался, то с наступлением холодов, летнее дизельное топливо необходимо сливать и заправлять автомобиль зимним дизельным топливом.

Летнее дизельное топливо

Зимнее дизельное топливо — маркировка данного типа применяется при температуре воздуха окружающей среды до — 30 градусов по Цельсию. Цетановое число зимнего топлива — 45, плотность при 20 градусах по Цельсию — не более 840 кг/куб.м, вязкость при 20 градусах по Цельсию — от 1,8 до 5 кв.мм/с, температура застывания составляет — 35 градусов по Цельсию.

Арктическое дизельное топливо — один из трех видов марок, получаемых после перегонки нефти. Применяется при температуре воздуха окружающей среды до — 50 градусов по Цельсию.

Его цетановое число — 40, плотность при 20 градусах по Цельсию — не более 830 кг/куб.м, вязкость при 20 градусах по Цельсию — от 1,4 до 4 кв.

мм/с, температура застывания составляет — 55 градусов по Цельсию.

Арктическое дизельное топливо

Евро-4 – экологический

Дизельное топливо

Дизельное топливо (или солярка) — продукт, перегоняемый из сырой нефти для использования дизельным двигателем. Он состоит из большого количества соединений углеводорода. Температура кипения этих соединений колеблется в пределах от 160 до 380 С. Температура воспламенения дизельного топлива 380 С, при том что температура воспламенения бензина выше — около 500 С.

На сегодняшний день установлены 16 параметров качества (по европейскому стандарту EN590). К ним относятся цетановое число, цетановый индекс, плотность, ароматики(полиароматики), содержание серы, температуры вспышки, коксуемость, зольность, содержание воды, общие загрязнения, коррозия медной пластинки и тд.

Все 16 параметров приведены в таблице «Требования к топливу» (таблица взята из стандарта EN 590) ниже.

ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВУ

Наименование показателя

Значение

Метод испытания

1. Цетановое число 1), не менее

51,0

По [1], [2] или ГОСТ 3122, ГОСТ Р 52709, ГОСТ Р 15195
2. Цетановый индекс 2), не менее

46,0

По [3], [4]
3. Плотность при 15 °С, кг/куб.м

820 — 845

По [5], [6], [7], [8] или ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675-2007
4. Полициклические ароматические углеводороды 3), % (по массе), не более

8,0

По [9], [10]
5. Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива:
вид I

350,0

По [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17] или ГОСТ Р 51947
вид II

50,0

По [13], [14], [15], [16], ГОСТ Р 52660, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846
вид III4)

10,0

По [13], [14], [15], [16], ГОСТ Р 52660, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846 и [51]
6. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, выше

55

По [18], [19] или ГОСТ 6356, ГОСТ Р ЕН ИСО 2719
7. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки 5), % (по массе), не более

0,30

По [20], [21], [22] или ГОСТ 19932
8. Зольность, % (по массе), не более

0,01

По [23], [24] или ГОСТ 1461
9. Содержание воды, мг/кг, не более

200

По [25]
10. Общее загрязнение, мг/кг, не более

24

По [26]
11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С) 6), единицы по шкале

Класс 1

По [27], [28]
12. Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/куб. м, не более

25

По ГОСТ Р ЕН ИСО 12205, [29], [30]
13. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более

460

По [31], [32], ГОСТ Р ИСО 12156-1
14. Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с

2,00 — 4,50

По [33], [34] или ГОСТ 33
15. Фракционный состав: По [35], [36] или ГОСТ 2177 (метод А), ГОСТ Р ЕН ИСО 3405
при температуре 250 °С , % (по объему), менее

65

при температуре 350 °С, % (по объему), не менее

85

95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше

360

16. Содержание метиловых эфиров жирных кислот 7), % (по объему), не более

7,0

По [37]

1) Для топлива, получаемого прямой перегонкой нефти, допускается на месте производства заменять определение цетанового числа по ГОСТ 3122 и [1] расчетным методом цетанового индекса по [3].
2) Для расчета цетанового индекса необходимо определить точки отгона 10%, 50% и 90% (по объему).
3) Показатель «полициклические ароматические углеводороды» определяют по [9] как разность значений общего содержания? ароматических углеводородов и моноароматических углеводородов.
4) Топливо вида III с содержанием серы не более 10 мг/кг в сопроводительных документах допускается обозначать как «не содержащее серы».
5) Предельное значение для показателя «коксуемость 10%-ного остатка разгонки» определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Наличие присадки определяют по [38]. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% (по массе) до введения присадок.
6) Показатель «коррозия медной пластинки» допускается определять по ГОСТ 6321 с нормой «выдерживает».
7) Показатель «содержание метиловых эфиров жирных кислот» определяется только при их введении в топливо.
Качество метиловых эфиров жирных кислот должно соответствовать требованиям [39].Значения показателей прецизионности методов испытания при введении метиловых эфиров жирных кислот указаны в Приложении А.
Идентификацию и разделение метиловых эфиров жирных кислот проводят по [40].

Читайте также:  Отключение иммобилайзера Калина: как отключить иммобилайзер на Калине самому

Цетановое число отвечает за способность топлива к воспламенению, чем оно выше — тем легче будет происходить воспламенение. Для увеличения цетанового числа и ускорения воспламенения применяют специальные добавки. Цетановое число определяют на специальном одноцилиндровом двигателе.

Плотность топлива влияет на рост количества тепла, которое выделяется в процессе полного сгорания, проще говоря — на энергосодержание. Если двигатель работает на «средней» плотности, при использовании топлива более высокой плотности — мощность и дымность двигателя увеличатся, если же использовать топливо более низкой плотности, оба этих показателя снизятся.

Диапазон плотности топлива, производимого во всем мире, намного выше, чем это описано в стандарте EN 590. Но что касается вязкости, тут показатели должны соответствовать стандарту.

При низкой частоте вращения коленвала низкая вязкость приводит к утечкам в топливной аппаратуре, снижению мощности и проблемам запуска двигателя на горячую.

А при высокой вязкости возникают проблемы в работе ТНВД.

Содержание ароматических углеводородов или ПАУ (полициклических ароматических углеводородов) отвечает за количество твердых несгоревших частиц в отработанном газе.

Уменьшение количества ароматических углеводородов с 24 до 5% снижает уровень дымности в 1,3 раза.

ПАУ не сгорают в двигателе полностью — они оседают на стенках камеры сгорания, поршне, форсунках в виде смолянистых отложений.

Склонность топлива к образованию нагара, говорит о его коксуемости. Коксуемость зависит от состава топлива и степени очистки — лучше очищенное топливо дает маленький осадок.

Зольность — после сгорания топлива образуется зола, в которой находятся соли органических и минеральных кислот. Наличие золы влияет на износ цилиндровых втулок и поршневых колец, поэтому её присутствие допускается в крайне малых пределах.

Зимой, при температурах ниже нуля, в топливе начинают образовываться кристаллы парафина, которые, проходя через топливный фильтр, забивают его.

Чтобы исключить эту проблему в холодное время года, производители добавляют в топливо добавки, понижающие его вязкость и препятствующие образование (или уменьшение) кристаллов, чтобы они могли пройти через поры фильтра, не засоряя его.

В регионы с низкими температурами поставляется дизельное топливо с CFPP (СFPP – температурная точка предела фильтрации).

Также, в зависимости от температуры, топливо может содержать небольшое количество воды. Стандартом допускается 200 мг на 1 кг топлива. Хотя в жизни концентрация воды бывает намного выше.

Растворенная вода в малом количестве не вредит системе, но в свободном состоянии (не растворенная) может спровоцировать износ ТНВД, так как для смазки насоса используется топливо, что однозначно приведет к необходимости ремонта ТНВД.

В следствие конденсации вода попадает в топливный бак и этот процесс неизбежен, поэтому для топливного фильтра нужен сепаратор воды и датчик влаги.

Сера и её соединения находятся в составе сырой нефти, и для топлива сырьё проходит процесс очистки.

Сера имеет высокие коррозионные свойства, поэтому в бензине и дизельном топливе её присутствие не допускали. При этом, полное удаление серы влекло за собой снижение вязкости топлива.

И на сегодняшний день, после удаления части серы, оставшиеся её соединения ограничивают предельной нормой — «массовая доля серы».

Высококачественное дизельное топливо отличается:

  • высоким цетановым числом,

  • низкой температурой окончания разгонки,

  • плотностью и вязкостью,

  • низкой содержанием ароматиков (полиароматиков),

  • низким содержанием серы.

Сегодня дизельное топливо делят на три основных вида — летнее, зимнее и арктическое топливо. Отсюда и их аббревиатуры — ДТЛ, ДТЗ, ДТА. Летнее дизельное топливо применяется для температур от нуля градусов и выше, температура вспышки — от 40 до 60 градусов, а температура при замерзании -10 С.

Зимнее топливо применяется на минусовых температурах от -20 до -30, и замерзает при -35 и -45 С. Арктическое дизельное топливо можно использовать при -50 С, но оно имеет маленький диапазон температур и застывает при -55 С. В таблице ниже можно посмотреть требования к трем видам топлива.

А также в конце статьи будет приведена таблица использования дизельного топлива в зависимости от географических особенностей и времени года.

ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВУ ДЛЯ УМЕРЕННОГО КЛИМАТА

Наименование показателя

Значение для сорта

Метод испытания

А

B

C

D

E

F

Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

5

-5

-10

-15

-20

По [41] или ГОСТ 22254

ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВУ ДЛЯ ХОЛОДНОГО и АРКТИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Наименование показателя

Значение для класса

Метод испытания

1

2

3

4

1. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

-20

-26

-32

-38

-44

По [41] или ГОСТ 22254
2. Температура помутнения, °С, не выше

-10

-16

-22

-28

-34

По [42]
3. Плотность при 15 °С, кг/куб. м

800 — 845

800 — 845

800 — 840

800 — 840

800 — 840

По [5], [6], [7], [8] или ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675
4. Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с

1,50 — 4,00

1,50 — 4,00

1,50 — 4,00

1,40 — 4,00

1,20 — 4,00

По [33], [34] или ГОСТ 33
5. Цетановое число 1), не менее

49,0

49,0

48,0

47,0

47,0

По [1], [2] или ГОСТ 3122, ГОСТ Р 52709, ГОСТ Р ЕН 15195
6. Цетановый индекс 2), не менее

46,0

46,0

46,0

43,0

43,0

По [3], [4]
7. Фракционный состав: По [35], [36] или ГОСТ 2177 (метод А), ГОСТ Р ЕН ИСО 3405
до температуры 180 °С, % (по объему), не более

10

10

10

10

10

до температуры 340 °С, % (по объему), не менее

95

95

95

95

95

8. Температура вспышки в закрытом тигле, °C ,не ниже

55

55

40

30

30

По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или [18],[19], ГОСТ 6356

Очень часто, вместо определения «дизельное топливо», используют слово «солярка». Почти все, кто работает с дизельной техникой, зачастую применяют именно слово «солярка». Откуда это слово взялось? Ведь ни в одном словаре, нет этого слова как термина. Разгадка кроется в истории. 

«Солярка» происходит от французского слова Solaröl,  что означает «солнечное масло». В 1857 так называли продукт более тяжелой обработки нефти, имевшего желтоватый цвет. В советское время, наша отечественная промышленность выпускала «Соляровое масло ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51».

Этот продукт использовался как топливо для среднеоборотных двигателей и в народе стал использоваться как солярка. Соляровое масло непригодно для использования высокооборотными дизельными двигателями.

Таким образом, в настоящее время термин «солярка» является синонимом термина «дизельное топливо» и пришло к нам в речь как интерпретация. 

При покупке топлива важно знать, что не следует использовать его ниже рекомендованной температуры. Так как это приведет к замерзанию и, как следствие, возникновению неисправностей, которые сможет устранить только опытный специалист.

Качество топлива увеличивают, за счет введения добавок.

Для улучшения эксплуатационных свойств топлива применяют присадки. О них можно узнать из таблицы ниже.

Ускоритель воспламенения

Повышение цетанового числа

  • Улучшение:
  • — пуска двигателя,
  • — белого дыма на выхлопе,
  • — шума процесса,
  • — эмиссии ОГ,
  • -расхода топлива.

Моющие присадки

Распылители остаются чистыми

Присадки, улучшающие текучесть

Лучшая эксплуатационная безопасность при низких температурах

Антипарафиновые присадки

Лучшая стабильность при низких температурах

Присадки, улучшающие смазывающие свойства

Низкий износ деталей аппаратуры впрыска, особенно при использовании топлива, очищенного от сера

Антипенные присадки

Удобная заправка (меньше перелив через край)

Антикоррозионная присадка (ингибитор)

Защита системы питания

Дизельное топливо — самый распространенный вид нефтепродуктов.

Грамотный выбор качественного топлива во многом обеспечит долгую эксплуатацию двигателя, а использование некачественного или неправильный подбор топлива в зависимости от сезона может привести к серьезным проблемам, устранить которые можно только в специализированном сервисном центре по ремонту дизельного оборудования с использованием современной техники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector