Блок управления АКПП: назначение и устройство

Сегодня я расскажу вам о том, что такое блок управления АКПП и какие проблемы могут быть у автовладельца из-за выхода из строя его.

По сути у ЭБУ на автомобиле два процесса работы: собирать информацию о проблемах коробки и выдавать ее на монитор приборной панели и регулировать работу внутренних частей автомата.

Но это легко только на словах, на самом же деле конструкция «мозга» АКПП сложная и действия его тоже не отличаются простотой.

Вы уже имели дело с модулем управления АКПП? Расскажите в х.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Типы электронных блоков управления

ЭБУ АКПП бывают двух видов.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

У внешнего и внутреннего электронного блока управления АКПП есть свои преимущества и недостатки. О них вы узнаете из таблицы.

Отдельный ЭБУ Совмещенный модуль с ЭБУ двигателя
Преимущества Низкая цена, располагаться может как отдельно, так и внутри АКПП Оптимизированное устройство, так как учитывается большинство внешних факторов, которые влияют на совместную работу мотора и автомата
Недостатки Не имеет, разве что кроме большого количество проводов, идущих от датчиков автомата до него, если располагается вне коробки передач Общий процессор, который отвечает за команды двигателю и АКПП быстрее выходит из строя

Внимание! Совсем недавно был изобретен еще один тип модуля. Этот тип совмещается с гидроблоком АКПП. Устанавливается на таких автомобилях, как Ниссан и БМВ современных моделей.

А какой у вас тип ЭБУ?

Расположение ЭБУ

Вы знаете, где может находиться модуль АКПП? А он может устанавливаться как внутрь автомата, так и отдельно снаружи. Причем тип электронного блока управления совершенно не влияет на его расположение. Например, модуль с внешним креплением может быть как совмещенного типа, то есть управлять и двигателем и автоматом, так и отдельного, то есть управлять только АКПП.

Причины перехода АКПП в аварийный режим и способы сброса ошибки

  • Блок управления АКПП: назначение и устройство
  • Рассмотрим преимущества внешнего и внутреннего размещения.

Внешнее размещение

Внешний тип модуля расположен снаружи автомата и двигателя в любом месте подкапотного пространства. Преимущество такого ЭБУ АКПП в том, что к нему легко подобраться, открутить, снять и сделать ремонт.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Внешнее расположение защищает процессор и микросхему блока управления от постоянного повышения температур, от попадания влаги внутрь. Такие блоки управления редко выходят из строя.

Минусы внешнего расположения в большом количестве проводов. Они тянутся от датчиков АКПП до электронного модуля. Могут быть погрызены крысами или кошками. В зимнее время дубеют и шлейфы могут сломаться от легкого прикосновения незадачливого водителя.

Внутреннее расположение

Внутреннее же расположение модуля АКПП дарит минимальное количество проводов. Но вместе с этим возрастает риск ЭБУ быть перегретым от высоких температур коробки передач.

Хоть такие блоки управления защищаются производителем от перегрева за счет изготовления их из качественного, стойкого к температурам металла, постоянный нагрев все равно отрицательно влияет на электронный чип и микросхемы.

Диагностика и ремонт датчика положения селектора АКПП

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Во время ремонта к таким блокам управления трудно подобраться. Порой, бывает, приходится снимать и разбирать полностью автомат, чтобы перепаять схемы ЭБУ или просто поменять его.

А где у вас располагается мозг автоматической коробки передач? Напишите в х.

Устройство блока управления

ЭБУ АКПП состоит из следующих элементов:

Блок управления АКПП: назначение и устройство

  • память, которая, как на жестком диске компьютера, хранит всю информацию, собранную за время действия автомата. Здесь же хранятся ошибки АКПП. Опытные механики могут вносить изменения в нее или очищать полностью;
  • оперативная память. Она отвечает быструю обработка всех данных, которые приходят с датчиков и отправляет ответы на них, данные процессором;
  • процессор или главный чип, от которого зависит вся работа электронного модуля. Выполняет или задает определенные команды. Автовладелец часто может найти, что процессор и оперативная память у блоков управления соединена в один чип;
  • датчики, которые расположены в гидроблоке и любом другом месте АКПП для сбора информации и передачи ее электронного модуля коробки переключений скоростей.

Блоки управления разных производителей различаются по количеству начинки, производительности «мозга» и другим параметрам. ЭБУ АКПП – это важная и самая хрупкая часть в машине. Любое сотрясение или перегрев, замыкание электроцепи могут привести к выходу из строя его и падению всей автомашины или АКПП в аварийный режим.

Вы уже ремонтировали модуль управления самостоятельно?

Причины выхода из строя ЭБУ автоматической коробки передач

Причиной выхода из строя ЭБУ автоматической коробки передач может послужить любой скачок напряжения. В этом случае автомобиль может встать в аварийный режим, переключение передач будет происходить невпопад или вообще машина остановится и не сдвинется с места.

Причины, при которых машина на АКПП не едет ни вперед ни назад

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Внимание! Неправильное прикуривание тоже может вывести из строя модуль управления.

А также ошибки, которые сломают мозг автомата, могут быть следующими:

  • механическое повреждение;
  • вибрация при неисправности одной из систем транспортного средства, например, торможения;
  • стандартный перегрев, особенно в летнее время;
  • обрыв проводов, окисление контактов;
  • перепрошивка ЭБУ руками человека, который не имеет представления об этих блоках;
  • агрессивная внешняя среда, дожди, повышенная влажность в осенне-весенний период.

При поломке ЭБУ я диагностирую и выявляю проблему. Затем ремонтирую его. Ремонт заключается в перепайке деталей, установке новой, перепрошивке мозгов. Если программное обеспечение показывает, что ЭБУ подлежит только замене, то выкидываю и устанавливаю новый.

Внимание! Никогда не проводите ремонт и диагностику ЭБУ самостоятельно, если не разбираетесь в ней. Лучше обратиться в сервис-центр.

Диагностика электронного блока управления

Диагностика ЭБУ АКПП начинается с прозвона проводов. Если они в целости и сохранности, то можно переходить на электронный анализ проблем «мозга» автомата.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Электронная диагностика заключается в подключения ноутбука с установленным специальным программным обеспечением. На экране монитора мы можем наблюдать все ошибки, которые когда-либо выявлял на АКПП и которые были устранены. Эти ошибки нужно обнулить.

Бывает так, что некоторые проблемы в узлах гидроблока, например, связанных с заменой с соленоидов, невозможно обнулить на компьютере. А машина падает в аварийный режим и не желает двигаться. Причину нужно искать в замыкании между вилками соленоида. Удаляя ее, мы устраняем проблему обездвиживания авто и выпадения коробки в «аварийку».

Ремонт АКПП Peugeot dp0 al4

Существует еще один тип диагностики – это расширенная. Ее используют, когда обычное тестирование с помощью компьютера не помогает найти ошибку. В этом случае ЭБУ разбирается и просматривается визуально. Так как повреждение одной дорожки, если она перегорела или окислилась, компьютер не сможет вычислить.

И третий тип, когда заменяют поочередной электронные чипы, чтобы найти тот, который не работает. Но к этому методу прибегают редко. Проще купить новый блок управления и установить.

Я вам скажу, что окисление контактов датчиков и обрыв проводов встречается намного чаще, чем поломка внутри электронного блока. Поэтому прежде чем ехать на СТО проверьте ЭБУ на обрыв проводов. Если с этими элементами все нормально, то можете отправлять авто на СТО.

Тонкости ремонта ЭБУ АКПП

Ремонт блока управления в АКПП лучше не делать самому. Так как необходимо будет заменить платы и микросхемы. Если вы ни разу не разбирали микросхемы и не паяли их, то лучше не лезть.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Да и чипы, микросхемы ко многим машинам, особенно эксклюзивным или топовым, например, как Ленд Крузер 200, Вольво, Ягуар, малодоступны. В тоже время комплектующие на ЭБУ автоматических коробок, транспортных средств, которые выпускаются массово, найти можно.

Еще одной проблемой будет распиновка контактов. Например, у одной марки машины, может быть несколько модификаций модуля. На каждом будет разная распиновка. Поэтому подобрать тут сложно.

Ремонт блока управления в АКПП считается дорогостоящим. Он будет стоить около половины стоимости ЭБУ бывшего в употреблении, но рабочего. А самостоятельная диагностика и ремонт модуля не способны исправить положения и дать отличный результат.

А вы делали самостоятельно ремонт модуля управления? Напишите в х.

Цены на ремонт ЭБУ АКПП

Стоимость за ремонт блока управления в АКПП может быть разной. Все зависит от того, какие комплектующие вышли из строя. Самым дешевым, конечно, будет перепайка контактов или замена провода.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

  • полная диагностика аппарата стоит от 1500 рублей. В это же время механики удаляют все ошибки, которые мешают автомату работать;
  • расширенная диагностика будет стоить от 2000 рублей. Во время проведения процедуры будет вскрыт модуль управления. Делается в том случае, если обычное тестирование не дало ожидаемых результатов;
  • замена датчиков, проводов и других комплектующих. Тут цена зависит от стоимости деталей и работы, которую проведет опытный механик.
Читайте также:  Как заглушить клапан егр на дизеле

Поэтому бывает проще не делать ремонт блока управления АКПП, а заменить его на новый или бывший в употреблении.

Заключение

Я не советую вам проводить ремонт модуля собственными руками или в дешевых мастерских, где работают не квалифицированные механики, которые не имеют сертификатов. Поэтому в случае проблем, обращайтесь только в специализированные центры. Пусть вы заплатите цену выше, но как результат получите длительный срок службы ЭБУ.

На этом все. Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите в х, о чем еще хотите прочесть.

Блок управления АКПП (ЭБУ): где стоит, где находится мозг коробки автомат, назначение и устройство модуля, ремонт и диагностика

Современный автомобильный автомат – сложный механизм, работой которого управляет электроника. Отклонения от нормального функционирования блока управления АКПП, могут привести к серьезным проблемам с трансмиссией, поэтому владельцу важно регулярно проверять состояние ЭБУ, своевременно принимая меры по устранению неисправностей.

Назначение ЭБУ АКПП предполагает выбор необходимого режима работы коробки передач, исходя из скорости движения, текущей нагрузки, оборотов коленчатого вала двигателя и других условий.

Это устройство составлено из 3 узлов:

  • постоянной памяти и оперативки, где хранится сведения, программы для корректирования работы оборудования;
  • контрольных элементов, фиксирующих исходные характеристики и передающих данные о параметрах;
  • гальванических развязок – необходимы, чтобы предотвратить выход ЭБУ из строя при некорректном срабатывании датчиков.

Сердце блока, координирующего функционирование АКПП, – процессор. Это компьютер, обрабатывающий данные и передающий сигналы на переключение соответствующих соленоидов гидроблока, перераспределяющих трансмиссионную жидкость в системе. Нередко чип этого устройства совмещен с микросхемами памяти.

Одновременно модуль трансмиссии взаимодействует с ЭБУ, управляющим двигателем, для обмена информационными массивами.

Блок управления АКПП: назначение и устройствоЭБУ АКПП

Исходя из модели трансмиссии, для определенных блоков характерны свои проблемы (от технологичных DSG до классических автоматов или роботизированных коробок), с соответствующими симптомами поломок и разновидностями применяемых ЭБУ. Используют различные виды оборудования, по условиям компоновки, другим особенностям.

В зависимости от выполняемых функций, предусмотрены следующие типы блоков управления:

  1. Сфера ответственности которых предполагает исключительно переключение АКПП. Это оборудование дешевле совмещенного устройства, при возможности установки как вне коробки передач, так и внутри корпуса трансмиссионного механизма.
  2. Объединенного с модулем мотора – при этом решении упрощается общая схема электроники, координирующей работу агрегатов авто. За двигатель и трансмиссию отвечает единый процессор, но и требования к мощности оборудования также возрастают.

Чтобы контролировать работу агрегата и своевременно улавливать нарушения в его работе, следует знать, где может находиться блок управления АКПП.

При этой компоновке блок управления автоматической трансмиссией установлен внутри корпуса АКПП.

Отыскать ЭБУ в этом случае легче, но добраться к нему сложно, поскольку при проблемах с электроникой придется демонтировать и разбирать коробку. При такой компоновке модуль отвечает только за функционирование трансмиссионного механизма.

Блок управления АКПП: назначение и устройствоУстройство ЭБУ

Еще один недостаток этого способа установки – сложные условия эксплуатации, поскольку узел нужно защищать от воздействия жидкой среды, повышенных температур.

Иногда блок управления АКПП может стоять вне трансмиссии, с размещением под капотом автомобиля. В таком способе применения электронные микросхемы помещают в отдельный короб. Речь идет об ЭБУ исключительно для трансмиссии или совмещенном узле, одновременно управляющем и мотором. Также блок иногда располагают под панелью приборов.

Такой способ компоновки упрощает ремонт, но усложняет схему, поскольку возрастает количество проводов для коммутации узлов. Электронные узлы менее подвержены влиянию повышенной температуры, смазочного продукта, поскольку конструкторы могут выбрать безопасное место для установки.

Блок управления АКПП: назначение и устройствоВнешнее размещение ЭБУ

Чаще всего при отказе электронного блока управления АКПП, машину может полностью обездвижить. Нередко сбои электроники приводят к неправильному включению скоростей, иногда приходится ездить при аварийном режиме, вывод из которого возможен только после устранения неисправности.

Выход из строя ЭБУ бывает обусловлен следующими обстоятельствами:

резкими перепадами напряжения, подаваемого на оборудование, особенно с возрастанием нагрузки; разрушением вследствие механических воздействий; усиленной вибрацией из-за поломок оборудования; эксплуатацией в условиях перегрева; браком при изготовлении микросхем или установке программного обеспечения; агрессивным воздействием внешней среды.

Как и в любом компьютере, здесь возможны проблемы с софтом или «железом».

Если отдельный элемент на схеме сгорит, это сделает невозможным передачу данных, с отказом ЭБУ. При выходе из строя конденсатора, можно впаять новое устройство. Но чаще приходится полностью обновлять плату, ввиду ограниченной ремонтопригодности оборудования.

Возможно возникновение таких неисправностей блока управления АКПП:

механических повреждений; короткого замыкания электрических схем; нарушений при некорректной прошивке.

Перечень поломок обширен, учитывая широкий функционал ЭБУ, большое число датчиков, сведения от которых обрабатывает электроника.

Да, механические повреждения Да, перегрев контроллеров Да, свой вариант, напишу в х

При поломке блока управления ЭБУ, важно достоверно убедиться, что проблемы вызваны сбоями в электронике. Также необходимо учесть порядок цен на новое или восстановленное оборудование, что имеет особенное значение ввиду сложной ремонтопригодности этих устройств.

Чтобы предупредить выход из строя ЭБУ, нужно регулярно проверять состояние оборудования, с применением следующих способов диагностики:

  1. Электронной – через диагностический разъем к системе подключают компьютерное устройство со специальным программным обеспечением, чтобы выявить наличие ошибок в работе. По кодам сообщений идентифицируют характер неисправности.
  2. Расширенной – выполняют, если проверка на компьютере выдает некорректные результаты, в связи с обрывом в модуле или по другим причинам.
  3. Последовательной сменой отдельных компонентов – используют относительно редко, ввиду экономической нецелесообразности.

Блок управления АКПП: назначение и устройствоДиагностика электронного блока управления

Для корректного диагностирования блока управления АКПП, следует убедиться в целостности проводки, плотности соединений, исправности контрольных органов и периферийных элементов.

Ремонт ЭБУ предполагает замену вышедших из строя электрических плат. Важно учесть, что идентичные комплектующие доступны только для новых моделей. Если запчасти отсутствуют, модули для АКПП придется заказывать у производителя, что увеличивает срок, повышает цену ремонта.

Проблемы с взаимозаменяемостью могут возникнуть даже среди машин одинаковой марки и модели АКПП, ввиду применения различных исполнений ЭБУ. Недостаточно просто стереть ошибку из памяти. Необходимо правильно расшифровать сообщение, чтобы найти и устранить поломку.

Электронные мозги АКПП нужно ремонтировать в условиях специализированного центра, располагающего соответствующим оборудованием и опытными специалистами. Может потребоваться полная замена электронного блока управления трансмиссией, если восстановить оборудование невозможно технически или не оправдано по экономическим соображениям.

Запрещается эксплуатировать машину с неисправным ЭБУ, поскольку это грозит непрогнозированным поведением техники на дороге, с утратой контроля над управлением, риском создания аварийной ситуации.

Сложно делать выводы о точных ценах на ремонт ЭБУ, поскольку расценки определяются тарифами в соответствующим городе, серьезностью проблемы, моделью блока управления. В среднем стоимость ремонтных и диагностических услуг при обслуживании электроники, управляющей АКПП Toyota и автомобилей других марок, составляет:

  • для электронного диагностирования – от 1 500 руб.;
  • при выполнении расширенной диагностики – до 3 000 руб. и более;
  • для замены ЭБУ – определяет конкретный исполнитель, с учетом модели соответствующего блока.

При этом не все исполнители берутся за ремонт электроники, ввиду сложности этих работ.

Важно ответственно отнестись к выбору автосервиса, ведь от исправности ЭБУ зависит безопасность, и здесь не всегда уместно думать о цене. Ведь жизнь водителя и пассажиров стоит того, чтобы обеспечить исправность оборудования?

Сохраните статью на панели закладок, чтобы в любое время можно было быстро получить к ней доступ.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

ЭБУ АКПП: как устроен и работает электронный блок управления автоматической коробкой передач. Неисправности ЭБУ коробки автомат, ремонт блока управления.

Работы с ЭБУ АКПП

Клиенты оставляют положительные отзывы о ремонте ЭБУ АКПП в нашем автосервисе. Мы стремимся к длительному сотрудничеству, поэтому контроль и ремонт осуществляем на профильном оборудовании. Автомеханики обладают необходимой квалификацией, чтобы провести ремонт блока коробки передач.

На любой вопрос о блоке управления коробки передач, о том, сколько стоит его ремонт, о функционировании и неполадках, ценах на услуги и запчасти могут ответить менеджеры компании по указанному телефону.

При любых неисправностях ЭБУ АКПП всегда обращайтесь к специалистам. На все работы компания «Global-T» предоставляет гарантию.

Источник: http://global-transmission.ru/remont-blokov-akpp/

Типы электронных блоков управления АКПП

Выделяют два основных типа электронных блоков управления:

  1. Отдельно отвечающий за работу АКПП. В таком случае на устройство возложено управление только коробкой передач. Преимуществом является более низкая цена на фоне совмещенных блоков. Может размещаться как внешне, например, в салоне автомобиля или подкапотном пространстве, так и быть встроенным внутрь корпуса АКПП;
  2. Совмещенный с ЭБУ двигателя. Созданы для уменьшения узлов автомобиля и учета взаимодействия двигателя и КПП. Всей информацией оперирует общий процессор, выдавая одновременно команды двигателю и коробке передач. В результате получается более оптимизированная работа силовой установки, так как при формировании управляющих сигналов учитывается больше внешних факторов.
Читайте также:  Надпись rotation на шинах: что значит

При совмещенном изготовлении ЭБУ, практически невозможно использовать размещение устройства внутри коробки передач, поэтому количество шлейфов, идущих в блок управления увеличивается. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказывается на надежности системы. Провода в шлейфе имеют тонкое сечение, что вызывает частые их повреждения.

Источник: http://swapmotor.ru/korobka-peredach/blok-upravleniya-akpp.html

Расположение блока управления АКПП в «Фольксвагене Бора»

Модели АКПП, которые устанавливались:

  • VAG 01M;
  • Jatco JF506E;
  • Aisin TF-61SN.

Лучше всех в процессе эксплуатации себя показала модель VAG 01M. Она разрабатывалась конструкторами-проектировщиками концерна Volkswagen. За время своей эксплуатации, с 1999 по 2008 год, она претерпела немалое количество изменений. На некоторых моделях автомобилей до сих пор установлена именно эта модель АКПП.

Но какой бы качественной ни была АКПП, поломки у нее все же случаются. А отвечает за большую часть неполадок в коробке переключения передач электронный блок управления трансмиссии.

Принцип работы этого сложного цифрового устройства — в считывании данных и параметров работы датчиков и микросхем, которые затем анализируются, и на механически зависимые от ЭБУ АКПП устройства посылаются специальные управляющие сигналы. Однако, электронный блок управления также может выходить из строя, и ему соответственно необходим ремонт и сервисное обслуживание.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Блок управления АКПП «Фольксваген Бора»

Чтобы проанализировать работу устройства ЭБУ АКПП, его необходимо найти и снять. А для этого нужно выяснить, в какой части автомобиля находится блок управления АКПП «Фольксваген Бора». Сам системный ЭБУ автоматической коробки переключения передач в «Фольксваген Бора» находится между лобовым стеклом и капотом, прямо под самым жабо.

Чтобы его снять, необходимо проделать несколько операций:

  1. Первоначально нужно открыть капот автомобиля.
  2. Затем снять дворники.
  3. Снять пластиковую крышку — жабо.
  4. Отсоединить два разъема с электронного блока управления, потянув за специальный рычажок.
  5. Снять блок управления.

После проделанных операций уже можно осмотреть блок управления и проанализировать причину поломки.

Источник: http://krutigayki.ru/blok-upravleniya-akpp-naznachenie-i-ustrojstvo/

Как происходит ремонт ЭБУ АКПП

Чтобы обеспечить должный уровень качества при ремонте ЭБУ АКПП, наши сотрудники проводят диагностику принятого в сервис устройства – полученная при этом информация о состоянии блока управления в дальнейшем даст возможность наиболее эффективно спланировать ремонтные работы.

По нашей статистике в 80% случаев не требуется ремонт ЭБУ, т.к. проблема заключается чаще всего в проводке автомобиля.

После этого неисправный ЭБУ демонтируется с автомобиля, выполняется замена вышедших из строя элементов. После сборки блок управления устанавливают обратно, подключают и проверяют корректность его работы. Тестирование может проводиться на специальном стенде или прямо в ходе пробного прогона коробки автомат. После успешного прохождения повторной диагностики автомобиль сдаётся владельцу.

Чтобы записаться на ремонт ЭБУ, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефонам: +7 (925) 124-75-93, +7 (495) 532-41-61.

Источник: http://akpp-msk.com/remont-ebu-akpp

Устройство блока управления

Стандартными элементами системы управления являются:

  • Постоянная память, которая хранит алгоритм работы. При чип-тюнинге имеется возможность вносить в нее изменения. При обычной эксплуатации авто, данные памяти остаются неизменными;
  • Оперативная память. В ней происходит обработка всех данных получаемых с датчиков в режиме реального времени;
  • Процессор, выполняющий определенный набор команд. Очень часто имеет объединенный с памятью чип;
  • Гальванические развязки. Предотвращают повреждения модуля от некорректной работы датчиков. Также служат для защиты от неправильного подключения измеренных сигналов.

Каждый автопроизводитель выпускает электронный блок управления АКПП со своей начинкой. Количество чипов на плате растет, не смотря на то что  происходит совмещение функций отдельных элементов.

Обусловлено это усложнением исполняемых алгоритмов и ростом количества получаемой информации с датчиков.

Схема теряет ремонтопригодность, поэтому часто при выходе ЭБУ из строя рекомендуется замена на новое устройство.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Внутренности ЭБУ автоматической коробки передач

Источник: http://swapmotor.ru/korobka-peredach/blok-upravleniya-akpp.html

Прайс-лист на наши услуги

Услуга
Стоимость работ
Механическая диагностика БЕСПЛАТНО
Электронная диагностика БЕСПЛАТНО
Полный ремонт АКПП от 12000 руб.
Адаптация АКПП 1700 руб.
Снятие АКПП от 6000 руб.
Установка АКПП от 8000 руб.
Промывка системы охлаждения 1500 руб.
Эвакуатор до СТО БЕСПЛАТНО
Ремонт электронного блока управления от 4200 руб.
Промывка АКПП с заменой масла 2000 руб.
Ремонт гидротрансформатора от 4500 руб.
Восстановление корпуса АКПП от 4000 руб.
Переборка АКПП от 5000 руб.
Дефектовка АКПП от 4000 руб.
Установка дополнительного охлаждения от 5000 руб.

Получить консультацию

Источник: http://msk.profi-akpp.com/remont/ebu-akpp

Причины выхода из строя ЭБУ автоматической коробки передач

В большинстве случаев неисправности блока управления АКПП ведут к полному обездвиживанию авто. В некоторых случаях включение передач происходит неправильно, либо работа коробки скоростей возможна лишь в аварийном режиме. Причиной поломок блока управления АКПП может стать:

  • скачки бортового напряжения. особенно в сторону превышения номинала;
  • механическое повреждение в следствие удара;
  • паразитная вибрация, которая появилась из-за неисправности какой-либо системы автомобиля, например, тормозной;
  • превышение рабочей температуры;
  • заводская недоработка как программного обеспечения, так как схемотехники модуля, что особо актуально для отечественных автомобилей;
  • влияние агрессивной внешней среды.

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Повреждения на плате электронного блока управления

Причиной, почему управляющая информация не обрабатывается, может стать выгорание какого-либо элемента на плате. В зависимости от поврежденного элемента выбирается метод решения проблемы. Так, например, конденсатор можно заменить на новый. Перепайка процессора является трудоемким процессом, поэтому при его сгорании плата заменяется на новую.

Источник: http://swapmotor.ru/korobka-peredach/blok-upravleniya-akpp.html

Укажите имя и телефон и мы вам перезвоним

Эбу акпп: устройство и принцип работы

31.03.2020

Блок управления АКПП: назначение и устройство

Электронный блок управления АКПП часто называются «мозгами» трансмиссии. В этой статье вы узнайте из чего состоит ЭБУ коробки-автомат, и как он работает.

Устройство ЭБУ АКПП: основные комплектующие

Физически блок управления трансмиссии представляет собой плату, на которой расположены центральный процессор и микросхемы. Принцип работы блока заключается в постоянном мониторинге состояния различных узлов транспортного средства с помощью контрольных датчиков с последующим принятием решения касательно режима работы АКПП.

Основным компонентами электронного блока управления коробки-автомат являются:

  • Блок-схема – платформа самого блока, на которой размещается процессор и модули памяти, а также транслируются сигналы и поступает электропитание.
  • Микропроцессор – электронный чип, выполняющий набор вычислительных операций на основе данных полученных от контрольных датчиков.
  • Модуль памяти (ПЗУ) – хранилище статических данных, в котором находится основная информация об электронике силового агрегата и трансмиссии, а также загружено ПО ЭБУ.
  • Оперативная память (ОЗУ) – регенерируемая динамическая память, в которой содержится информация об обработке данных микропроцессором блока в режиме реального времени.
  • Гальванические развязки – элементы электропитания, обеспечивающие защиту блока управления от некорректного подключения и работы контрольных датчиков.

В большинстве моделей ЭБУ модули памяти и микропроцессор объединены в одном чипе. Контрольные датчики не входят в устройство блока управления, однако без получаемых извне данных об текущем состоянии автомобиля стабильная работоспособность агрегата невозможна.

Как правило, блок управления представляет собой монолитное устройство, которое в случае выхода из строя очень трудно поддается ремонту – при повреждении центрального процессора или выгорания одного из блоков памяти рациональнее будет заменить деталь в сборе новым или контрактным образцом. Ремонт блока требует наличие специализированного оборудования и опыта, и является трудоемким сложно технологическим процессов, в ходе которого можно повредить остальные элементы платы.

Расположение блока управления: в чем разница?

Конструктивно ЭБУ может находиться либо внутри корпуса коробки передач, либо снаружи. Каждый из способов размещения имеет свои преимущества и недостатки:

  • Внутреннее расположение – деталь, в зависимости от модели АКПП, размещается в нижней или верхней части трансмиссии. Главным преимуществом внутреннего расположения блока считается минимальное количество и длина электропроводки, что увеличивает ресурсность агрегата, среди недостатков требуется выделить постоянное воздействие высокой температуры и трудоемкость при диагностике и дефектовке – для осмотра блока необходима разборка трансмиссии.
  • Внешнее расположение – блок устанавливается в отдельном закрытом корпусе возле АКПП или может быть совмещен с ЭБУ силового агрегата. Среди преимуществ внешнего размещения блока коробки требуется отметить простоту диагностики трансмиссии и защиту схемы и ЦП от высокой температуры и агрессивных сред. Минусом подобного решения считается длина проводки – потеря контакта и разрыв соединения довольно частая причина проблемной работы блока на АКПП с большим пробегом.

Как правило, блок с внутренним размещением встречается на малогабаритных коробках передач старого образца или для малолитражных автомобилей, ЭБУ в отдельном внешнем корпусе – в современных моделях АКПП и РКПП.

Эбу акпп: устройство и принцип работы

Автоматическая коробка передач является сложным агрегатом, который состоит из целого комплекса механических, гидравлических и электронных устройств. При этом важнейшим элементом в устройстве АКПП независимо от типа самой коробки автомат является электронный блок управления трансмиссии.

Читайте также:  Топливно-воздушная система бензинового двигателя

Далее мы рассмотрим, как устроен и работает электронный блок управления АКПП, какие неисправности блока АКПП могут возникать в процессе эксплуатации, а также какие существуют способы устранения неполадок, которые связаны с ЭБУ коробкой автомат.

Эбу автоматической коробкой: как устроен и работает контроллер

Начнем с того, что ЭБУ АКПП является сложным электронным устройством, которое фактически представляет собой набор электронных микросхем и чипов, а также имеет процессор.

Электронный блок управления АКПП анализирует многочисленные и постоянно изменяющиеся параметры в режиме реального времени. Блок управления получает сигналы от датчиков, после чего происходит обработка сигналов и формирование управляющих импульсов, которые затем посылаются на исполнительные устройства.

При этом важно понимать, что блок АКПП последних поколений работает по так называемым «плавающим» алгоритмам, то есть логика его работы более сложная по сравнению с ЭБУ двигателем. Такое усложнение необходимо для того, чтобы коробка автомат плавно, слаженно и четко функционировала с учетом постоянно изменяющихся условий и нагрузок.

  • Если говорить об устройстве, в блоке имеется модуль памяти, куда прописаны специальные программы (ПО). Также в устройстве ЭБУ коробкой автомат следует выделить микропроцессор, который обрабатывает полученную от датчиков информацию.

Еще отметим, что память электронного блока управления АКПП на начальном этапе представляла собой ПЗУ (постоянное запоминающее устройство). В таких блоках внести какие-либо изменения в микропрограмму не представлялось возможным. По этой причине в дальнейшем разработчики стали использовать запоминающие устройства с возможностью их перепрограммирования. 

Чтобы изменить алгоритмы (логику) работы АКПП, достаточно подключить специальное оборудование (программатор), что позволяет провести более гибкую адаптацию коробки автомат.

Многочисленные датчики посылают на ЭБУ автоматом сигналы, которые позволяют блоку получать точную информацию о состоянии различных механизмов. На основании полученных данных происходит выбор действия по записанной в память блока программе. Управление работой АКПП преимущественно реализуется при помощи соленоидов, которые являются исполнительными механизмами.

Также блок АКПП работает в тесной связи с ЭБУ двигателем, указанные блоки активно обмениваются информацией. В ряде случаев ЭБУ двигателем и АКПП даже могут быть совмещенными, однако это больше касается старых моделей с простым гидромеханическим автоматом.

Автомобили последних лет оснащаются сложными и технологичными автоматическими трансмиссиями (например, DSG), которые имеют большое количество дополнительных режимов (спортивный, экономичный, зимний, функция ручного переключения передач Типтроник и т.д.), а также являются адаптивными коробками.

Не трудно догадаться, что алгоритмы работы современных АКПП стали слишком сложными. Это потребовало интегрирования полностью отдельного электронного блока управления автоматической КПП.

Неисправности ЭБУ коробки автомат и ремонт

Отметим, что блок управления отвечает не только за регулировку работы коробки, но и за диагностику АКПП. Также контролер фиксирует в памяти ошибки, которые могут возникнуть в процессе работы агрегата.

Это значит, что ЭБУ позволяет в значительной степени упростить диагностику автоматической трансмиссии, быстро определить причину сбоев и поломок коробки передач и т.д. Однако бывает и так, что выходит из строя сам блок управления.

На практике проблемы с ЭБУ АКПП возникают не так часто, однако никак нельзя полностью исключать вероятность сбоев и неисправностей в работе АКПП именно по причине неисправного контроллера. Как правило, сама коробка может быть полностью рабочей по части механики и гидравлики, однако неполадки ЭБУ являются причиной некорректной работы агрегата, появления ошибок и т.п.

Обычно к выходу из строя или сбоям в работе ЭБУ приводят:

  • механические повреждения блока;
  • перегрев котроллера;
  • короткое замыкание;
  • проблемы с проводкой, контактами и разъемами (по причине попадания влаги, окисления, в результате обрывов и т.д.);
  • попытки выполнить прошивку/ремонт/адаптацию ЭБУ в кустарных условиях;

В любом случае, АКПП начинает работать некорректно, так как именно ошибки в алгоритмах приводят к различным сбоям.

Могут не включаться определенные режимы или передачи, появляются пинки АКПП, рывки, удары или провалы, коробка автомат буксует, не переключает передачи и т.д.

Часто коробка автомат также может перейти в аварийный режим, на приборной панели загорается сигнал неисправности автоматической трансмиссии.

С учетом того, что список возможных проблем АКПП очень широкий, а также сам блок управления взаимодействуем с большим количеством датчиков и исполнительных механизмов, диагностика неисправности может быть сильно осложнена.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие признаки указывают на перегрев АКПП. Из этой статьи вы узнаете о симптомах и признаках перегрева коробки автомат, а также что делать, если автоматическая коробка перегревается.

По этой причине в сложных случаях, когда стандартные диагностические процедуры не позволяют определить неисправность, рекомендуется временно поставить на автомобиль заведомо исправный и полностью аналогичный блок управления АКПП.

Даже с учетом того, что электронный блок управления коробкой передач может быть расположен не только снаружи, но и внутри трансмиссии (требуется частично разбирать АКПП), такой подход нередко позволяет избежать проведения целого комплекса дополнительных работ по проверке отдельных датчиков, исполнительных механизмов и т.д.

На деле встречаются случаи, когда в автосервисе не знают, как проверить ЭБУ АКПП и где это можно сделать. В таком случае нередко для определения неисправности поспешно снимается и разбирается сама АКПП, проводится дефектовка агрегата, проверяется ГДТ, мехатроник, гидроблок и т.д. 

Однако после проведения всех работ выясняется, что проблемным элементом оказывается именно ЭБУ коробкой. По этой причине нужно сначала точно определить неисправный элемент.

  • Что касается ремонта ЭБУ АКПП, нужно понимать, что многие блоки можно перепрошить. Однако если возникли более серьезные проблемы (с чипами, процессором или модулями памяти), как правило, блоки управления изначально не являются ремонтопригодными.

С учетом высокой стоимости контроллеров, в отдельных случаях некоторые специализированные мастерские все же берутся за ремонт, но далеко не всегда удается добиться гарантированного качества.

Диагностика блока управления выполняется при помощи специального оборудования, чтобы выяснить характер неисправности. Затем можно определить приблизительную стоимость восстановления. Зачастую ремонт электронных блоков управления коробок передач предполагает замену плат и микросхем.

Такая работа сложная, так как нужно выпаивать микросхемы из печатных плат, производить замену выгоревших конденсаторов и т.д. Другими словами, появляются определенные сомнения в последующей надежности блока после ремонта.

При этом стоимость восстановления работоспособности ЭБУ коробкой автомат может быть довольно высокой (обычно около 50-60% от стоимости полностью исправного б/у устройства).

Советы и рекомендации

Прежде чем пытаться отремонтировать ЭБУ АКПП, целесообразно сначала обратить внимание на стоимость как новых, так и подержанных блоков управления. 

В отдельных случаях проще, надежнее и быстрее произвести замену блока, чтобы качественно решить имеющиеся проблемы в работе коробки автомат.

Если же принято решение ремонтировать контроллер и точно установлено, что виновником проблем является электронный блок управления АКПП, ремонт должен производиться исключительно в специализированном сервисном центре. Более того, специалисты по ремонту должны иметь большой опыт в области диагностики и ремонта автоматических коробок передач любых видов и типов.

Настоятельно не рекомендуется выполнять такой ремонт по низкой цене в кустарных условиях, доверяя работу с ЭБУ мастерам, которые ремонтируют и обслуживают АКПП в условиях гаража. В этом случае высока вероятность того, что восстановление будет выполнено некачественно, а также без всяких гарантий. При этом сам блок может выйти из строя окончательно.

Подведем итоги

Как видно, электронный блок управления коробкой автомат (ЭБУ АКПП) выполняет ряд важнейших функций, работая по уникальным  алгоритмам. От работоспособности устройства напрямую зависит качество работы коробки автомат.

При этом контроллер в ряде случаев также может выйти из строя, при этом бывает сложно провести диагностику ЭБУ. В ряде случаев стандартное диагностическое оборудование не позволяет точно определить неисправность. Еще отметим, что блок АКПП тесно взаимодействует с ЭБУ двигателем и другими блоками ЭСУД. Это значит, что сбои в работе отдельных датчиков и устройств могут приводить к тому, что  работа АКПП также нарушается.
Рекомендуем также прочитать статью о том, где находится ЭБУ двигателем на разных автомобилях. Из этой статьи вы узнаете, в каких местах может располагаться электронный блок управления, а также что нужно учитывать при его демонтаже.

Напоследок добавим, что если появились сбои в работе коробки автомат, причин может быть много. При этом ЭБУ АКПП в отдельных случаях может также являться источником проблем с запуском двигателя. Независимо от того, неисправность постоянная или плавающая, необходимо проводить полную диагностику ЭБУ ДВС и АКПП в узкоспециализированном сервисе по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector