Колесные диски по типу изготовления делят на штампованные, литые, кованые и сборные. Первые два типа – абсолютные лидеры по распространенности, третьи – выбор энтузиастов, а четвертые – фактически экзотика, но в рамках материала мы скажем пару слов и о них.
Штампованные диски – это самый бюджетный и простой в изготовлении тип. Такие диски изготавливаются из прокатной углеродистой («черной») стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части и их последующего соединения сваркой. После изготовления диски окрашиваются эмалью, которая защищает их от агрессивной внешней среды.
Основная задача штампованных дисков – быть дешевыми и простыми, с чем они успешно справляются. Именно такие диски устанавливаются на базовые комплектации новых автомобилей, а также приобретаются владельцами машин, для которых важен не внешний вид диска, а исключительно его функционал.
Основные преимущества штампованного диска – это его вышеупомянутая дешевизна, а также мягкость и ремонтопригодность. Мягкость и ремонтопригодность – взаимосвязанные характеристики: дело в том, что из-за применяемого материала и технологии изготовления штампованные диски сохраняют присущую металлу пластичность.
Таким образом, при ударе такие диски мнутся, принимая на себя и гася часть энергии удара, а пострадавший диск впоследствии можно отремонтировать, сохранив большую часть его эксплуатационных характеристик.
Еще один плюс в этой ситуации – частичное демпфирование удара, приходящегося на подвеску: деформируясь, «штамповка» немного смягчает удар и в некоторых случаях может спасти подвеску от поломки ценой собственной целостности.
Недостатков у штампованного диска тоже хватает.
Отчасти к ним можно причислить и пресловутую мягкость, однако основные претензии владельцев связаны с большим весом и утилитарным дизайном таких изделий, а также их слабой защищенности от внешней среды.
Вес – и вправду главный бич «штампов»: он превышает таковой у литого диска в среднем на 15-30%. Это важнее, чем может показаться: ведь большая неподрессоренная масса приводит к легкому ухудшению динамики и увеличению расхода топлива.
Внешний вид штампованных колес стоит считать их особенностью, а не недостатком – это сугубо утилитарное изделие, хотя существуют и штампованные диски с намеками на дизайн.
Те, для кого важен внешний вид, могут компенсировать его декоративными колесными колпаками, которые надеваются на «штамповку».
Это актуально еще и потому, что штампованные колеса, как правило, легко теряют товарный вид: дефекты окраски и повреждения эмали приводят к тому, что диск ржавеет, а агрессивная внешняя среда лишь усугубляет этот процесс.
Краткое резюме: штампованные диски дешевые, тяжелые и ремонтопригодные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важен внешний вид диска, но важно потратить на него как можно меньше денег как при покупке, так и в эксплуатации.
Литые диски, как следует из названия, производятся путем литья в заранее заготовленную матрицу.
Еще такие диски называют легкосплавными – это справедливо, потому что, в отличие от штампованных, они изготавливаются не из стали, а из более легких сплавов: как правило, алюминиевых, а в случае с дорогими изделиями – магниевых и титановых. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.
Основные преимущества литого диска – это меньшая по сравнению со «штамповкой» масса, существенно большая прочность, коррозионная стойкость, а также куда более эстетичный и разнообразный дизайн. С массой в данном случае все понятно: она меньше благодаря использованию более легкого материала.
Более высокая прочность и коррозионная стойкость – тоже следствие применяемых материалов и технологии изготовления: литой диск способен выдержать без деформации гораздо большую нагрузку и не ржавеет даже при повреждении поверхности. Ну а внешний вид зависит исключительно от применяемой матрицы, и это позволяет создавать многие тысячи вариантов внешности диска.
Дополняется внешность окраской: зачастую диск одного дизайна существует в разных цветовых исполнениях.
Недостатки литого диска – низкая пластичность и следующая из этого хрупкость, высокая стоимость и сложность ремонта, а также более высокая цена самого диска.
Хрупкость – обратная сторона прочности: литой диск держит более сильный удар, чем штампованный, однако если сила удара превысит возможности диска, он не только помнется, а с большой вероятностью даст трещину или расколется.
Кроме того, прочность литого диска означает, что удар в полной мере передается на подвеску автомобиля.
Технологии ремонта таких дисков, конечно, освоены, однако сам этот ремонт запрещен Техническим регламентом Таможенного союза, пункт 5.7.
2 которого гласит, что не допускается «наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой».
Это вполне оправданная мера: потеря эксплуатационных характеристик при потенциальном ремонте значительна, и неизвестно, как поведет себя отремонтированный диск в дальнейшем.
Краткое резюме: легкосплавные литые диски красивые, легкие и прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить оптимальный баланс характеристик за умеренные деньги.
Кованые диски – «элита» массового рынка. Они изготавливаются из легких алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана путем объемной штамповки и последующей механической обработки. Заготовка, отштампованная при высокой температуре, сохраняет внутреннюю структуру металла, а дизайн диска, как правило, определяется на фрезерном станке.
Основные преимущества кованого диска – выдающиеся легкость и прочность, сочетающиеся с красотой изделия.
Технология изготовления обеспечивает еще меньший вес и еще большую прочность по сравнению с «литьем» – именно поэтому кованые диски считаются лучшим выбором для автовладельца-энтузиаста.
Еще одно важное свойство «ковки» – пластичность: при критически сильном ударе она не трескается, а мнется, что чуть облегчает возможность восстановления.
Главный недостаток кованого диска в том, что за все его преимущества нужно хорошо платить, причем на всех этапах и не только деньгами. Технология изготовления «ковки» наиболее сложна, и это ограничивает число производителей, которые этим занимаются.
Соответственно, кованые диски не только дороги, но и весьма редки: прежде чем заплатить, придется их поискать или же заказать.
Ну а еще одна сопутствующая проблема – большое количество подделок: немалая часть «ковки» на рынке – это литые диски с поддельными маркировками, а отличить литой диск от кованого сложно.
Краткое резюме: кованые диски красивые, очень легкие и очень прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить изделие с лучшими эксплуатационными характеристиками и готовы хорошо за них заплатить.
Сборные диски – самый редкий и экзотический вид дисков. Их основная особенность заключается в том, что они состоят из нескольких частей: условно их можно разделить на обод и лицевую часть (диск), которая крепится к ободу болтами.
Конструктивно это еще не все элементы: например, диск в сборе имеет бедлоки (beadlock), фиксирующие обод покрышки, и таерлок (tirelock), предотвращающий разбортировку колеса.
Болты, используемые в сборных колесах, должны иметь очень высокую прочность и, как правило, изготавливаются из титанового сплава.
Преимущества сборного диска – в вариативности его состава: разные элементы диска можно изготовить из разных материалов, а также заменить при необходимости.
Например, обод обычно кованый и изготовлен из алюминиевого сплава, а для лицевой части (собственно, диска) можно применить и более прочный титановый сплав.
Поврежденный обод можно заменить, сохранив лицевую часть, или наоборот заменить «рисунок» диска.
Сборные диски – это наиболее редкий тип дисков, и в подавляющем большинстве случаев они используются в качестве имиджевого элемента. Новые диски, как правило, изготавливаются на заказ, а их цена очень высока.
Краткое резюме: сборные диски дорогие, красивые и прочные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важна цена дисков, но хочется получить эксклюзивное изделие с отличными эксплуатационными характеристиками.
Опрос
А у вас какие диски?
Всё о колесных дисках (полезная статья)
Как правильно — диск или колесо? И так, и эдак, хотя об этом до сих пор спорят до хрипоты. На Западе колесный диск называют wheel, что переводится как «колесо», но в России прижилось и слово «диск». Видимо, так удобнее. Ведь, говоря «колесо», надо дополнительно расшифровывать: колесо «полностью», т. е. в сборе с шиной, или без шины. А термин «колесный диск» двойного толкования не имеет.
Стальной или легкосплавный?Выбор, естественно, за Вами. Стальной штампованный диск очень даже неплох. Дешевый, надежный, прочный.
При сильном ударе не трескается, а мнется; восстановить его до нормального рабочего вида хотя и не очень легко, но можно — либо на специальном станке, либо, если Замятина не слишком серьезна, банальной кувалдой.
Недостатки: тяжеловат и на вид довольно скучен; стальная штамповка не позволяет кардинально менять дизайн, поэтому стальные диски все на одно лицо.
https://www.youtube.com/watch?v=Rx57XAH85A0\u0026pp=ygVu0JDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70YzQvdGL0LUg0LTQuNGB0LrQuDog0LLQuNC00Ysg0LTQuNGB0LrQvtCyLCDQutCw0LrQuNC1INC00LjRgdC60Lgg0LvRg9GH0YjQtSDQuCDQv9C-0YfQtdC80YM%3D
Стальные колесные диски интенсивно вытесняются с рынка легкосплавными. Чем они лучше? Стильный современный облик, разнообразие видов — уже этого достаточно для привлечения покупателя. Главное же — солидный выигрыш в весе, а значит, снижение нагрузок на трансмиссию, подвеску, тормоза и подшипники ступиц.
Кроме того — очень эффективное охлаждение тормозного узла, во-первых, благодаря высокой теплопроводности легких сплавов, во-вторых, возможности делать диск с очень большими отверстиями (не теряя жесткости) и с направленными лопастями, которые при вращении колеса гонят воздух на тормоз.
И еще — высокая точность изготовления, что способствует более точной балансировке.
Литой или кованый?Легкосплавный колесный диск может быть сделан либо литьем, либо ковкой. Ковку еще называют объемной горячей штамповкой, поэтому и кованые диски из легкого сплава часто называют штампованными (не путать со стальными штампованными).
Литой дискОчень технологичен. Литье почти не дает отходов, что способствует снижению себестоимости продукта; кроме того, этот способ производства допускает любые игры с дизайном.
НедостаткиВо-первых, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид.
Во-вторых, и это главное, он довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно.
Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.
КованыйЕсли бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные — по большинству характеристик кованым нет равных.
Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее.
Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели BMW весит 9 кг, литой алюминиевый — 7,8 кг, а кованый алюминиевый — 6,8 кг.
Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности.
Алюминиевый или магнивый?Диски льют и куют из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке возрастания прочности, ряд будет таким: литой магниевый — литой алюминиевый — кованый алюминиевый — кованый магниевый (самый прочный, самый престижный, самый дорогой).
Внимание! Литые магниевые диски — не для российских дорог. При езде по ухабам (а из чего еще состоят наши дороги?) литой магний быстро растрескивается. Кроме того, требования к нему по защите поверхности от коррозии очень высоки. Магний исключительно хорош, но не в литом варианте, а в кованом.
- Ваш любимый размерРазмеры «обод — шина»
- В эту номинацию входят два параметра: монтажный диаметр и ширина обода.
Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках.
В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины, для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14-дюймовые, 15 на 16 и т. д.
Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла — ведь наружный диаметр колеса остается неизменным.
При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь — это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.
Внимание! На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, — следовательно, и диски должны быть большего монтажного диаметра, иначе тормоз упрется в обод. Например, 15- или 16-дюймовый диск для 3-й модели BMW не годится для спортивной версии BMW М-3 — «спортсменке» нужны 17-дюймовые диски.
https://www.youtube.com/watch?v=Rx57XAH85A0\u0026pp=YAHIAQE%3D
Ширина обода легковых дисков обычно не выходит за пределы следующего ряда: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов, хотя на тюнинговых, спортивных и внедорожных автомобилях могут использоваться и более широкие диски — до 13,5 дюйма.
Как выбрать нужную ширину обода?Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете диск под шину 195/70R15. Ширина ее профиля 195 мм.
В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда.
Получите 5,5 дюйма — обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.
Внимание! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5-1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0-1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
Размеры «колесо — автомобиль»
Сюда входят:
1). Диаметр расположения отверстий крепления (обозначается PCD — Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий.Например, PCD100/4 — 4 отверстия на диаметре 100 мм.
Внимание! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров. Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо.
В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия «уведет» и крепеж окажется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной.
На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
2). Диаметр центрального отверстия диска (устойчивого международного обозначения нет). У штатных колес автомобиля центральное отверстие диска, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему — его диаметр является посадочным.
Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей.
Колесо в этом случае центрируют по PCD.
3). Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса.
Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, — легкосплавный диск толще стального.
Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим, под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.
4). Вылет колеса. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена).
Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц.
Немцы обозначают вылет ЕТ (допустим, ЕТЗО (мм), если его величина положительная, или ЕТ-30, если отрицательная), французы — DEPORT; производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Внимание! Не ставьте на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т. е. сузить колею, как правило, невозможно — диск упрется в тормоз.
МаркировкаМаркировка выбивается на любой поверхности диска, кроме той части обода, которая обращена к шине.
Российская, европейская и американская маркировки немного отличаются друг от друга манерой исполнения, но различия не принципиальны; одна и та же информация доносится до потребителя посредством разных символов, зависящих от конкретных национальных стандартов.
Размерная надписьНапример: 7 l/2Jx15H2.В американском варианте маркировки эта надпись была бы такой: 15Н2х7 1/2} или 15×7 1/2J. 7 1/2 — ширина обода в дюймах (7,5 дюйма).
15 — монтажный диаметр в дюймах.
Расшифровка следующих двух символов довольно сложна. Эти символы служебные, они важны не для потребителя, а для производителя и продавца. Мы коротко коснемся их лишь потому, что, будучи внесенными в размерную надпись, они привлекают внимание покупателя и вызывают массу вопросов. Расшифровка — в каталогах.
J — закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т. п.). В зависимости от конкретной конструкции может быть написано JJ, JK, К или L.
Н2 — закодированная информация о форме кольцевых выступов (хампов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска. Конструкций хампов много.
Есть простой хамп Н (Hump), двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный АН (Asymmetric Hump), комбинированный СН (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов; на ободе делают специальную полку SL (Special Ledge), параметры которой выверены так, что шина надежно держится, ни за что, кроме закраины обода, не «цепляясь».
На диске также ДОЛЖНО быть указано:
вылет колеса (некоторые американские фирмы почему-то игнорируют это требование; европейцы указывают вылет всегда)товарный знак или наименование производителядата изготовления. Обычно — год и неделя. Например, 0598 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 1998 годаклеймо контролирующего органа (говоря по-русски, ОТК).
Многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно-цифровыми индексами, а птичками, ц веточками и прочим художеством.
На литых дисках помимо клейма ОТК ставят еще и клеймо рентгеноконтроля, которое свидетельствует о том, что диск не имеет внутренних дефектов — литьевых раковинклеймо национального «госстандарта»предельная весовая нагрузка на диск (MAX LOAD) в килограммах или фунтах.
Кроме того, на диске МОЖЕТ БЫТЬ указано:
присоединительные размеры, например PCD100/4предельное давление в шинах, на которые диск рассчитан. Например, MAX PSI 50 COLD означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв. см); слово COLD («Холодный») напоминает, что измерять давление следует в холодной шине (MAX PSI указывают только американцы)
способ производства, если диск кованый, — FORGED («Кованый»); эта надпись не предусмотрена никакими стандартами, выбивается на диске исключительно на публику, т. к. кованые диски на Западе считаются очень престижными.
Колесные диски – плюсы и минусы
Автомобильная промышленность развивается постоянно. Если постоянные улучшения происходят с ключевыми агрегатами — двигателем, трансмиссией, то что говорить о колесных дисках.
Еще несколько десятилетий назад такого их разнообразия на авторынке не было, а сегодня существуют разные варианты. Они отличаются способом изготовления и материалами.
Среди основных видов можно выделить штампованные, литые, кованые и, относительно недавно появившиеся, составные.
Штампованные существуют на рынке уже давно, цена на них наиболее дешевая, при этом они отличаются самым большим весом. Все остальные варианты называют легкосплавными дисками, их стоимость дороже, но и вес значительно меньше.
Еще один немаловажный фактор — дизайн, здесь первенствуют литые диски. По прочности на первом месте идут кованые. По цене первое место занимают составные диски. Рассмотрим каждый из видов отдельно и определим их плюсы и минусы.
Штампованные (стальные) диски
Давно известно, что производители устанавливают стальные диски на бюджетные варианты своих автомобилей, поскольку это наиболее простой и дешевый способ. Соответственно и стоимость машины заметно ниже своих аналогов. Производятся «штамповки» из стали и, как видно из названия, их попросту штампуют.
Преимущества:
- невысокая стоимость;
- отличная прочность;
- хорошая ремонтнопригодность.
Последний фактор особенно важен при постоянной эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья. Штампованные диски ломаются редко, их можно погнуть, но также и выпрямить, вернув прежнюю форму.
Недостатки:
- большой вес;
- нет разнообразия дизайнов;
- низкое сопротивление коррозии.
Аксиома — чем больше весит автомобиль, тем больше топлива он расходует, «штамповки» как раз утяжеляют машину.
Хуже становится управляемость автомашины, снижается ее динамика, детали ходовой части приходится менять раньше, и сразу станет понятно, что среди дисков этот вариант малоприемлем.
Все вместе недостатки в конечном итоге оказывают влияние на удобство вождения водителя и комфорт его пассажиров.
Дизайн играет не последнюю роль. Если посмотреть на наши дороги, то довольно часто можно увидеть окрашенные стальные диски, или же владельцы авто их попросту закрывают пластмассовыми колпаками.
Есть исключения: на некоторых автомобилях Opel можно увидеть оригинальные пятиспицевые «штамповки» и дорогие колпаки, они хорошо имитируют литье. Но чаще всего стальные диски выглядят как под копирку.
Литые (легкосплавные) диски
При продаже данный вид дисков часто обозначается английским словом cast, что и есть в переводе «литье». Сегодня это самый распространенный вариант дисков, их производят практически везде.
На рынке можно встретить легкосплавные диски от малоизвестных производителей, они самые дешевые и сравнимы в цене с дорогими штампованными дисками. Есть средние по стоимости и «массовые» от известных брендов и дорогостоящие для автомобилей премиум-класса.
Кроме того, есть самые дорогие, которые выполняются по индивидуальным заказам для тюнингованных автомобилей.
В процессе производства литых дисков используют сплав алюминия в разных видах, иногда титановый или магниевый сплав, но это уже дорогостоящие версии.
В самом названии «литой диск» заложен способ его производства, — сначала в определенную форму заливается сплав того или иного металла.
После этому материалу дают время на остывание, извлекают из формы, и затем обрабатывают механическим образом.
Но это самая простая технология, есть и другие, более совершенные. Легкосплавные диски могут изготавливаться под давлением.
Сплав алюминия не просто заливают в специальную форму, но подвергают его определенному давлению. В таких условиях достигается меньшая пористость.
После остывания у конечного материала производителям удается добиться определенной мелкозернистой структуры. Диск становится намного прочнее.
Другой вариант называется «flow forming» (в дословном переводе — поточное формирование). Происходит это так: берется горячая заготовка и затем на ней происходит механическая раскатка обода.
При помощи этой технологии достигается высокая прочность диска и одновременно снижается его масса. Все очень похоже на изготовление кованого диска.
Главный минус заключается в высокой стоимости такого «литья», оно наиболее дорогое в своем сегменте.
Преимущества:
- малый вес;
- высокая прочность;
- вариативность дизайна.
Недостатки штампованных дисков здесь превращаются в достоинства. Небольшой вес автоматически снижает расход топлива, делает лучше разгон автомашины и ее управляемость, уменьшается нагрузка на подвеску. В итоге водитель едет с повышенным комфортом.
Если автовладелец с штампованными дисками идет на разные ухищрения, чтобы улучшить внешний вид своей машины, то в данном случае дизайн и размер можно выбрать на свое усмотрение и на любой вариант авто. Производитель может учесть все индивидуальные требования и пожелания.
Недостатки:
- невысокая ремонтопригодность;
- при повреждении дисков ухудшается внешний вид;
- могут стать причиной повреждения подвески и шин.
В отличие от штампованных дисков литые не гнутся. Если в первом случае диску можно вернуть прежнюю форму, то «литье» просто раскалывается. Особенно опасны случаи, когда колесо с литым диском попадает в яму.
Диск может сразу не расколоться, но раз за разом накапливать небольшие трещины.
И вот тогда любой последующий удар может стать критичным для диска, и хорошо если это произойдет на небольшой скорости и не станет причиной куда больших негативных последствий.
Литые диски в ряде ситуаций могут привести к выходу из строя некоторых деталей подвески и повредить шины.
При попадании колеса в яму штампованный диск сминается, частично удар на себя принимает сам диск, остальное идет на подвеску, а вот с литым вариантом всю энергию принимает ходовая часть автомашины.
В случае раскола острый край легкосплавного диска в буквальном смысле может разорвать шину.
Кованые диски
Данный вариант дисков обозначают forged («кованый»), это менее распространенный вариант. Отличается от других видов высокой прочностью и легким весом.
Кованые диски, как правило, ставят на серийные автомобили с высокой мощностью, а также на спортивные автомашины. Кованые диски всегда можно встретить в автоспорте.
Пользуется ковка популярностью и различных индивидуальных проектах при тюнинге.
Существует два варианта изготовления кованых дисков. В одном берется разогретая цельная заготовка, штампуется и впоследствии обрабатывается механически.
В качестве таких болванок используется чаще всего алюминиевый или какие-то другие сплавы. В другом используется технология вырезания диска из болванки на специальном станке.
В этом случае диск получается менее прочным, чем в первом, но все равно в этом компоненте превосходит литой диск.
Именно второй способ предполагает изготовление дисков по индивидуальным заказам, с необычными дизайнерскими решениями, для лимитированных серий автомобилей и т.п. К тому же кованые диски для спортивных автомашин готовят только методом штампования с использованием высокого давления. Способ придаст алюминиевому сплаву наиболее высокую прочность.
Преимущества:
- наиболее высокая прочность среди всех видов;
- наиболее меньший вес;
- выдерживают высокие нагрузки.
Даже несмотря на более высокую сложность изготовления производители могут создавать разные варианты кованых дисков, хотя число моделей авто, на которые их можно установить ограничено.
Недостатки:
- сложный процесс изготовления;
- невысокая дизайнерская вариативность;
- высокая цена;
- низкая ремонтопригодность.
В некоторых случаях кованые диски могут точно так же расколоться как литые, в других всего лишь погнуться как штампованные. При этом нагрузки могут выдержать даже выше, чем их высококачественные литые собратья.
Составные (разборные) диски
Разборные диски обозначают 2-piece или 3-piece. Кроме того, можно найти названия «комбинированные» или «сборные». Если все три предыдущих вида были цельными, то данный вид сборная конструкция из двух или трех частей. Чаще всего такие диски используют для тюнинга автомашин.
Из каких же частей состоят такие диски? Первая — центральная, которая изготовлена методом литья и представляет собой спицы и ступицу. То есть этой части можно придать любую форму в соответствии с пожеланием заказчика. Вторая часть — обод, чаще всего он кованый, очень прочный и соединяется с центральной частью при помощи титановых болтов.
Преимущества:
- легкая и прочная конструкция;
- высокая ремонтопригодность (составные части можно заменить);
- вариативность дизайна.
Недостатки:
- высокая цена;
- сложный процесс изготовления.
Стоимость — основной недостаток сборных дисков, зачастую она выше, нежели самая качественная ковка. Впрочем, при такой сложности производства и эксклюзивном подходе цена не может быть низкой. Если вдруг вам попадаются дешевые варианты таких дисков, будьте уверены, что это низкосортная подделка.
Мы упомянули две части разборного диска, но бывает и три. В таком случае с центральной частью ничего не происходит, она не меняется, а вот у обода может быть две составных, — внутренняя и внешняя.
Благодаря такой конструкции производитель может свободно оперировать различными вариантами ширины обода, вылетом, глубиной полки.
В таком виде дисков можно менять части по своему усмотрению, и колеса будут выглядеть совершенно иначе, а с ними и внешний облик автомашины. Данный вид диска своеобразный конструктор.
Остальные виды дисков
Мы рассмотрели с вами основные виды дисков, которые занимают примерно 98 процентов всего автомобильного рынка. Остальные два процента приходятся на такие редкие варианты, как спицованные колеса. Предназначены они главным образом для автомобилей ретро и других транспортных средств.
На суперкары устанавливают композитные диски (к другим материалам тут добавляется пластик и карбон). Для эксклюзивных проектов используются кастом-диски. Все эти варианты не входят в категорию массового производства, которую мы рассмотрели.
«Если не учесть этот параметр, открутятся колеса». Что нужно знать перед покупкой автодисков? — Авто Onlíner
Вероника Сайко. Анна Иванова
Не бейте копилочку! Оплачивайте покупки частями без первого взноса с Minipay
Диски — лицо машины, скажет вам почти каждый автолюбитель, которому не все равно, как выглядит дорогой его сердцу автомобиль.
Вместе с представителями крупного поставщика мы составили подробный гайд по выбору этого важного элемента транспортного средства, а заодно разрушили распространенные мифы.
В каких случаях точно не стоит ремонтировать поврежденные диски? Можно ли ездить на алмазной проточке зимой? И какой шанс нарваться на подделку в этой сфере?
— В Беларуси нет ни одного производства дисков. Почему?
— Дело в том, что в Беларуси нет добычи алюминия — основы для изготовления колесных легкосплавных дисков. Месторождения этого металла территориально очень далеко. Затраты на доставку сырья делают производство просто нецелесообразным, — считает Сергей Сазанков, специалист по продажам «Гранат Торг».
Да и рынок Беларуси сравнительно мал. Поэтому основными производителями, представленными на территории нашей страны, являются Россия и Китай.
— С какими производителями сейчас сотрудничаете?
— Мы начинали с «китайцев», среди которых были и хорошие марки, и те, от которых в дальнейшем пришлось отказаться. И пришли сейчас к производителям, которые делают достойные вещи. Из основных это российские заводы — SKAD, K&K, iFree, Carwel, китайский Replay и не только.
— Как выбрать диски для своей машины? Какие параметры нужно знать?
— Проще всего — довериться специалистам: найти компанию, которая занимается дисками, назвать модель своего автомобиля и интересующий диаметр. А потом выбрать из предложенных консультантами вариантов приглянувшийся.
— Если все же вы хотите пойти по максимально самостоятельному пути, то нужно выяснить параметры дисков для вашего автомобиля. Их несколько, — к беседе подключается еще один представитель поставщика дисков Андрей Сазанков.
— Найти их можно на табличке на арке водительской двери. Там должна быть указана вся информация, такая как давление в шинах и подходящие размеры колес. То же самое — в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Еще более простой способ найти информацию — интернет.
Первый важный параметр — диаметр колеса. Следующий, который имеет значение, — разболтовка (PCD). Значение PCD обозначает диаметр окружности центровых отверстий на колесном диске. Другими словами, это диаметр отверстий для крепежа. Например, 4×100 означает, что у колеса четыре крепежных отверстия, расположенных на окружности диаметром 100 мм.
Следующий параметр — вылет (отвечает за то, как глубоко диск садится под арку автомобиля). Его надо подбирать максимально близко к заводскому, в противном случае есть риск того, что диск «сядет» глубже и упрется в стойку автомобиля или, наоборот, «выйдет» наружу, что чревато закидыванием грязи на двери автомобиля во время движения.
Параметр ступичного отверстия в дисках важен, но не так сильно. Главное, чтобы он был больше, чем ступица машины. Ширина же диска соотносится с той резиной, которую будут устанавливать на автомобиль, но и тут могут быть регламентированные допуски.
Как показывает практика, чаще всего при обращении в наш магазин называют три параметра: диаметр, цвет и желаемую цену. Причем последний как раз и является для клиента самым главным.
Стоит также обратить внимание на то, чем прикручиваются колеса. Есть разные виды крепежа по площади соприкосновения с крепежным отверстием.
На примере колесных болтов — есть конусные и сферические, разные по длине резьбовой части. Если подобрать неправильно, то колеса могут открутиться в дороге.
Не все шиномонтажники на это обращают внимание, поэтому автовладельцам лучше это знать и контролировать.
— Лучше с вопросом креплений обратиться к специалистам, у которых покупаете диски, — добавляет Сергей. — Видов крепежа очень много. У Land Rover пять вариаций того, как выглядят гайки. У Toyota то же самое. VAG'овская группа более-менее пришла к одному знаменателю, но это если говорить про оригинальные диски…
В любом случае перед установкой нужно обязательно провести примерку диска на ступицу машины. Зачем это делается? Некоторые производители устанавливают на автомобиль увеличенные тормозные диски — и тут может сработать так называемый X-фактор.
Диск подобран по оригинальным параметрам правильно, но за счет отливки лучей он может упереться в суппорт.
Это самый сумасшедший дизайн дисков, которые заказывали белорусы
— У белорусов есть любимые производители?
— Активно берут российские бренды. В первую очередь это Skad. Китайский Replay, итальянские и немецкие диски у нас тоже любят. Но последние стоят на порядок дороже российских.
Качество литья сейчас у всех производителей примерно одинаковое, если мы говорим про диски для каждодневной езды по городу или трассе, так как все делается по мировым стандартам.
Поэтому разницу при эксплуатации дисков заметить практически невозможно. Сейчас популярной становится технология Flow Forming, которая на нашем рынке представлена под брендом LS Wheels.
Она позволяет уменьшить вес дисков без потери их прочности. Стоимость — между коваными и литыми дисками.
— Вопрос по диаметру. Допустим, я хочу поставить колеса побольше, чем у меня есть сейчас. Насколько я могу разгуляться? Пока диск с шиной в арку не перестанет помещаться?
— Через интернет довольно просто узнать, диски и шины какого максимального размера можно поставить на конкретную модель. Хочется больше — в теории можно расширить арки, покопаться в подвеске… Но таким обычно занимаются дрифтеры и тюнинг-ателье.
А вот покрасить диски можно в любой цвет, так же как и выбрать индивидуальный дизайн, который можно заказать на заводе через дилера.
— Какой самый сумасшедший дизайн или цвет через вас заказывали?
— Владелец Brabus как-то заказывал очень дорогие диски (около 6000 рублей за комплект), чтобы на них были шильдочки с названием модели. На Kia купили диски с красными сердечками. Были и золотые диски — не по стоимости, конечно, а по окраске.
— В каком ценовом диапазоне белорусы чаще всего присматривают диски?
— Возьмем диаметр R15 — это все самые популярные «бюджетники» из салона: Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo. Цена литья будет от 150 до 220 рублей за штуку.
Сезон смены/покупки дисков совпадает с сезоном «переобувки», так что сейчас он в разгаре. Но диски при этом продаются круглогодично.
Чаще всего люди заказывают их при покупке нового автомобиля: когда человек приобретает что-то новое, ему сразу хочется еще что-то докупить.
Но поскольку за последний год процент продаж машин из салона сильно упал, то и у продавцов дисков статистика просела. Так что все взаимосвязано.
Штамп, литье, кованые, Flow Forming. Что выбрать?
— Какие виды дисков бывают и в чем преимущества каждого?
— Металлические штампованные — это самый простой и дешевый вариант, — перечисляет Сергей. — Чаще всего их ставят на зиму и закрывают колпаками. Они тяжелее, быстрее гнутся при сильных ударах, но их проще потом раскатать при шиномонтаже.
Литые легкосплавные — технология производства таких дисков заключается в заливке сплава в литейную емкость, где он затвердевает при давлении выше атмосферного. Затем следует термическая обработка заготовки, а потом проточка и окраска в специальных покрасочных боксах. Литые диски имеют широкое распространение за счет качества и разнообразия вариантов дизайна и цветовых решений.
Кованые диски изготавливаются методом горячей объемной штамповки, в результате чего из слитка алюминиевого сплава формируется объемная заготовка колеса без спиц и отверстий. Они еще крепче и легче.
Поломать их очень сложно, но автолюбители умудряются. Кованые не восстанавливаются совсем.
Только если аргонной сваркой, но это ухудшает химические свойства металла, и диски по итогу все равно рассыпаются.
Flow Forming — раскатная технология обработки литой заготовки на формовочном барабане при высоких температурах. Она позволяет уменьшить вес дисков без потери их прочности. Стоимость — между коваными и литыми дисками. Прочность при этом как у первых.
— Когда литье не стоит ремонтировать?
— Трещины по лучам, выломанные части… В любом случае если диск поломался, его стоит заменить. При прогибе по внутреннему ободу можно попробовать раскатать, но это если нет трещины.
— Бывают ли подделки в этой сфере?
— Нет, — немного призадумавшись ответил Сергей. — Как и в случае с шинами, подпольное низкокачественное производство подделок нереально организовать, восстановив такой трудоемкий и сложный процесс.
— Какие у белорусов есть мифы по поводу дисков?
— Ни в коем случае не стоит бояться проставочных колец, если они нужны. Без них может появиться биение, — рассказывает Андрей. — Еще один миф — порошковые диски. Порошковая металлургия никогда не использовалась при изготовлении этой детали.
Многие говорят, что нельзя использовать диски с алмазной проточкой зимой. Это также миф. Единственное — ухаживать за ними надо так же, как и за остальным кузовом. Уход подразумевает щадящую мойку шампунем и губкой.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by