Что такое вом

Вал отбора мощности МТЗ необходим для привода навески трактора в движение. ВОМ может быть размещен с боку либо сзади трактора. Чаще встречается заднее размещение вала отбора мощности. В то же врeмя на тракторах задний ВОМ может быть кoмбинированным, так привод может быть и независимым, и зависимым. Последний еще называют «синхронный» привод.

Независимый привод связывается с маховиком двигателя. Таким образом, обеспечивается необходимая частота вращения вала независимо от фактора, с какой скоростью направляется трактор, а также будет выключено или включено сцепление.

Что такое ВОМ

Синхронный привод имеет связь с ведущим зубчатым колесом 2-й ступени механичeского редуктора КПП. Это является причиной зависимости частоты вращения.

  • К основным механизмам ВОМ относятся двухскоростной (двухступенчатый) редуктор незaвисимого привода в корпусе главного сцепления, планетарный редуктор управления ВОМ, находящийся в корпусе заднего моста, переключатель, схожий с приводом синхронным или незaвисимым.
  • Независимый привод следует включать исключительно при выключенном двигателе или самой малой рабoте двигателя, а синхронный включается при уже совсем остановленном тракторе.
  • Возникновение шума, который нарастает с увеличeнием передавaемого крутящего момента, и следы смазки на зaдней крышке говорят об износе шлицев вала, деталей плaнетарного редуктора, потере элaстичности или вовсе разрушении манжет.

Одной из распространенных главных проблем является заедание рычага упрaвления вала или сложное управление поводка муфты переключения режима. Чаще всего это поломка механизма усиления (стакан пружины) и износ кулaчковой муфты. Чтобы точно определить характер поломки, нужно снять и его разобрать.

Что такое ВОМ

При разборке стакана стоит быть очень внимательным и соблюдать осторожность. Все действия нужно осуществлять в строгой последовательности.

Вначале нужно перевести рычаг управления ВОМ в положение, при котором передвигаются технoлогические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего мoста.

Далее котргайку (3) следует отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до откaза в рычаг перeключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.

Когда наблюдается хорошая фиксация, нужно снять стакан в сборе. Далее его зажимаем под прессом и выворачиваем болт (4). Теперь можно заменять неисправные механизмы.

  1. В случае, если поломана кулачковая муфта, то следует отсоединить КПП от зaднего моста и поменять комплектующие.
  2. Что такое ВОМЧто такое ВОМЧто такое ВОМ
  3. Поведение регулировки натяжeния лент и рычага делается по представленной ниже схеме.

Что такое ВОМ Что такое ВОМ

Если же течет масло из-под хвостoвика вала, для замены манжет раскручивают гайку хвостовика, убирают тормозные ленты, спрессoвывают водило в сборе с пoдшипником и барабан включeния в сбoре, убирают стопорное кольцо, выпрессовывaют вал из крышки и т. д. Наиболее вaжные случаи процесса разборки, сборки и регулирoвки заднего моста и ВОМ приведeны на рисунке ниже.

Что такое ВОМ Что такое ВОМ Что такое ВОМ

Источник: https://agrovesti.net/lib/advices/val-otbora-moshchnosti-mtz-80-i-mtz-82-naznachenie-i-remont.html

Мотоблоки с (ВОМ) валом отбора мощности и дифференциалом

Что такое ВОМ

Что такое ВОМ на мотоблоке?

Что такое ВОМ

Основная функция ВОМ заключается в стабильной передаче крутящего момента с оси привода мотора на используемое навесное оборудование. Таким образом, без предустановленного вала отбора мощности функции сельскохозяйственной машины будут существенного ограниченными.

Вал отбора мощности в конструкции мотоблока обладает простым и понятным устройством, что в значительной мере упрощает его самостоятельный ремонт.

Механизм состоит из таких деталей:

  • рычаг;
  • тяга;
  • фиксатор и пластина фиксатора;
  • подвижная шестерня;
  • поводок.

Правильное включение и выключение вала отбора мощности осуществляется при отключенной муфте.

Виды и отличия валов отбора мощности

Что такое ВОМ

    • зависимые ВОМ – механизмы этого типа осуществляют вращение одновременно с муфтой сцепления. При отключении муфты происходит одновременная остановка вала отбора мощности. Для управления механизмами такого типа на мотоблоках используются рычаги, которые монтируется возле рулевого колеса машины. Как только рычаг опускается оператором, происходит включения вала, а при поднятии рычага вал отключается. При попадании внутрь ВОМ мусора или земли, мотоблок обязательно следует остановить, не отключая предустановленный привод отбора. Подождав несколько минут для достижения мотоблоком нормального уровня нагрузки, можно продолжить эксплуатацию техники;

Что такое ВОМ

  • независимые ВОМ – для использования механизмов этого типа не нужно подключать их к муфте мотоблоков. Благодаря этому при работе происходит равномерная нагрузка на привод, и оператор может пользоваться всеми дополнительными механизмами мотоблока, не запуская для этого его двигатель;
  • синхронные ВОМ – эти механизмы начинают вращаться вместе с имеющимися ведущими колесами используемого мотоблока. В связи с этой особенностью такие валы отбора мощности исправно функционируют только при постоянно поддерживаемой скорости вращения колес;
  • асинхронные ВОМ – скорость механизмов этого типа не зависит от скорости вращения имеющихся в мотоблоке колес. Валы отбора мощности этого типа нашли применение при подключении и использовании оборудования, осуществляющего перекачку воды, уборку сена, опрыскивание огорода от вредителей.

В связи с индивидуальными особенностями, каждый из перечисленных видов валов отбора мощности нашел свое применения в тех, или иных целях. Они используется для подключения и стабильной эксплуатации борон, косилок, сеялок и других, полезных в хозяйстве приспособлений.

Обзор мотоблоков с валом отбора мощности

В связи со своей универсальностью, мотоблоки с валом отбора мощности пользуются больше популярностью, чем сельскохозяйственные машины, которые не оборудованы этим полезным механизмом. Давайте перечислим лучшие мотоблоки с валом отбора мощности и рассмотрим их основные конструктивные особенности. В числе этих моделей выделяются:
Что такое ВОМ

    • Нева МБ-2Б-6,5 Pro – эти довольно мощные мотоблоки оснащены качественным 4-тактным мотором, работающим на бензине. В конструкцию каждой модели также входит механизм, который блокирует дифференциал, тем самым существенно увеличивая маневренность машины в труднодоступных местах. Наличие ВОМ позволяет успешно использовать эти российские мотоблоки в целях глубокой вспашки, боронования, окучивания почвы, а также для посадки и сбора урожая клубневых культур;

Что такое ВОМ

    • Беларус 09Н-01 – эти средние по классу мотоблоки комплектуются надежным сцеплением дискового типа, которое, в паре с надежным ВОМ, позволяет активно использовать для регулярной работы с агрегатами широкий спектр имеющегося навесного оборудования. Среди других конструктивных особенностей этих моделей следует выделить мощный мотор и правильно предустановленный центр тяжести;

Что такое ВОМ

    • Салют 100-6,5 – профессиональные мотоблоки в этой популярной комплектации обладают низко предустановленным центром тяжести и сравнительно небольшим радиусом поворота. Настройка механизмов и переключение скоростей осуществляется при помощи отдельных рычагов на рукоятках мотоблоков. Основные преимущества мотоблоков в этой весьма популярной модификации заключаются в небольших габаритах, мощном и надежном редукторе, а также многофункциональности;

Что такое ВОМ

  • Huter GMC-9,0 – эти мотоблоки с ВОМ и дифференциалом комплектуются реверсивным механизмом, который позволяет им показывать высочайшую маневренность в самых труднодоступных местах. Китайские мотоблоки в этой весьма популярной модификации оборудуются надежными моторами, а вместительные топливные баки на 6 л позволяют эксплуатировать машины без лишних остановок на дозаправку.

Все эти модели зарекомендовали себя в качестве надежных помощников в хозяйстве. Благодаря наличию ВОМ, их можно успешно применять не только на огороде, но и на придомовом участке.

Источник: https://sadovaja-tehnika.com/motobloki/vom/

  • Механизмы отбора мощности тракторов
  • Категория:
  •    Автомобили и трактора

Механизмы отбора мощности тракторов

Отбор мощности на тракторах производится в основном через прицепное устройство, вал отбора мощности и приводной шкив.

Прицепное устройство служит для присоединения к трактору прицепных и полунавесных машин, а также прицепов. Его конструкция предусматривает возможность изменения положения точки прицепа по ширине и по высоте.

Присоединительное звено прицепного устройства может соединяться с остовом шарнирно или жестко.

Так называемое маятниковое (шарнирное) прицепное устройство (рис. 1, а) имеет в качестве присоединительного звена маятник, который соединяется с остовом через шарнир, расположенный впереди оси ведущих колес. Такое прицепное устройство облегчает поворот агрегата за счет меньшего момента сопротивления повороту, создаваемого крюковой нагрузкой.

Прицепное устройство с жестким присоединением к остову трактора имеет присоединительный шарнир, расположенный позади оси ведущих колес. При повороте агрегата это прицепное устройство создает больший момент сопротивления повороту, чем маятниковое.

Жесткое прицепное устройство (рис. 1, б) состоит из поперечной планки (поперечины), которая крепится к нижним тягам механизма навески, и прицепной серьги с пальцем.

Положение точки прицепа по ширине изменяется при перемещении прицепной серьги вдоль поперечной планки, по высоте — при подъеме или опускании механизма навески.

Иногда на тракторах устанавливают гидрофицирован-ный прицепной крюк с приводом от силового цилиндра. Такой крюк позволяет трактористу осуществлять сцепку трактора с одноосным прицепом (полуприцепом) без посторонней помощи.

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов машин, агрегатируемых с трактором, а также для стационарных машин.

По месту расположения на тракторе валы отбора мощности могут быть задними, боковыми или передними.

Что такое ВОМ

Рис. 1. Типы прицепных устройств:
а — маятниковое; 1 — шарнир; 2 — маятник; 3 — поперечная планка; б — жесткое; 1 — нижние тяги; 2 — поперечная планка; 3 — присоединительный палец; 4 — прицепная серьга

Приводы ВОМ подразделяют на зависимые, независимые, полузависимые, синхронные и комбинированные (рис. 2).

Зависимый привод (а) характеризуется тем, что ВОМ прекращает вращаться при выключении главной муфты сцепления. Включается такой вал при выключенной муфте сцепления при помощи передвижной шестерни или кулачковой муфты.

Существенный недостаток такого привода заключается в одновременном разгоне как агрегата, так и рабочих органов машины.

Вал отбора мощности с независимым приводом (б) управляется независимо от главной муфты сцепления. Для этого ВОМ имеет собственную многодисковую муфту включения.

Полунезависимым приводом ВОМ (в) управляют при помощи двухпоточной муфты сцепления с одной общей педалью. Выключению ВОМ предшествует остановка трактора.

Синхронный привод ВОМ изменяет частоту вращения при переходе с одной передачи на другую. ВОМ с синхронным приводом обычно имеет зависимый привод от одного из ведомых валов силовой передачи трактора. Такой ВОМ применяется для привода высевающих аппаратов сеялок и ведущих колес прицепов с активной осью.

Привод ВОМ включается зубчатой муфтой с рычажным управлением.

Приводной шкив служит для привода стационарных машин от двигателя трактора через ременную передачу. Из-за необходимости изготовления специальных ограждений ременной передачи приводной шкив используется редко.

  1. Размеры и частоты вращения приводных шкивов стандартизованы.
  2. Приводные шкивы размещают на колесных тракторах сбоку или сзади, на гусеничных — сзади.
  3. Привод шкивов осуществляется через вал отбора мощности или специальный карданный вал; управление приводом рычажное, без остановки двигателя, с рабочего места тракториста, часто совместное с ВОМ.

Приводной шкив обычно состоит из литого корпуса, внутри которого расположены два взаимно перпендикулярных вала с коническими шестернями. На выходном конце ведомого вала крепится шкив. Для регулировки зацепления конических шестерен имеются специальные регулировочные прокладки.

Читайте также:  Мотоблоки викинг: модели, характеристики

К механизмам отбора мощности относятся валы отбора мощности, приводные шкивы, приводные лебедки и другие устройства, привод которых осуществляется от двигателя трактора.

Вал отбора мощности служит для частичного отбора мощности двигателя с целью приведения в действие рабочих органов машин, присоединяемых к трактору. Он может быть также использован для привода некоторых машин при стационарной работе трактора.

  • В зависимости от расположения на тракторе валы отбора мощности могут быть передними, задними и боковыми.
  • По способу привода применяются валы отбора мощности с зависимым, независимым, полунезависимым, синхронным и комбинированным приводами.
  • При зависимом приводе вал отбора мощности соединяется с одним из валов коробки передач и получает вращение только при включенном механизме сцепления.

Вал, который можно включать и выключать независимо от механизма сцепления, называют валом отбора мощности с независимым приводом. Такие валы позволяют при работающем двигателе приводить в действие рабочие органы независимо от того, движется трактор или стоит на месте.

Что такое ВОМ

Рис. 3. Вал отбора мощности тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:
а — конструкция: б — схема работы

  1. Полунезависимый привод не допускает включения и отключения вала отбора мощности без остановки трактора, но может работать при остановленном тракторе.
  2. Включение и выключение валов отбора мощности с независимым или полунезависимым приводом производится’ при помощи специальных муфт или планетарных механизмов.
  3. Вал отбора мощности с синхронным приводом подключается после коробки передач и вращается с частотой, пропорциональной частоте вращения ведущего колеса трактора.

Частота вращения вала отбора мощности обычно стандартизирована и равна 540 ± 10 об/мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Это достигается включением в привод вала отбора мощности специального редуктора с определенным передаточным числом.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 задний вал отбора мощности может работать с независимым и синхронным приводом. Он имеет планетарный механизм привода, установленный в картере заднего моста.

Планетарный механизм состоит из вала, который передним (левым) концом опирается на втулку приводного вала, а задним — на шариковый подшипник, находящийся в крышке корпуса.

Заодно с валом изготовлено водило, в котором на осях в подшипниках вращаются три сателлита, находящиеся в зацеплении с коренной шестерней и одновременно с солнечной шестерней. Коронная шестерня имеет внутренние зубья и изготовлена заодно с приводным валом.

Ступица солнечной шестерни жестко (неподвижно) соединена с тормозным барабаном включения, свободно вращающимся на валу. Тормозной барабан выключения на валу закреплен неподвижно. Стяжные ленты тормозных барабанов с фрикционными накладками одним концом закреплены на неподвижной оси, а другим — через регулировочные винты и промежуточные детали с рычагом управления.

Переключение вала отбора мощности с независимого привода на синхронный или установка нейтрального положения производится специальной рукояткой. При этом муфта переключения соединяет вал с приводным валом и коронной шестерней (независимый привод) или приводной вал с шестерней (синхронный привод). В требуемом положении муфта переключения удерживается фиксатором.

Что такое ВОМ

Рис. 4. Приводной шкив тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

К валу независимого привода крутящий момент от двигателя подводится через маховик и пару цилиндрических шестерен, расположенных в картере механизма сцепления.

Управление тормозами осуществляется рычагом, который системой рычагов и тяг связан со сбегающими концами лент тормоза. Рычаг в заданном положении фиксируется защелкой, входящей в пазы сектора.

Вал отбора мощности включен, когда тормоз солнечной шестерни затянут, а тормоз водила освобожден, следовательно, вал отбора мощности вращается и сателлиты перекатываются по неподвижной солнечной шестерне.

Вал отбора мощности выключен, когда тормоз солнечной шестерни освобожден, а тормоз водила затянут. В этом случае вал отбора мощности неподвижен, а сателлиты передают вращение от коренной шестерни на солнечную.

При работе трактора без использования заднего вала отбора мощности рычаг устанавливается в среднее положение сектора, т. е. оба тормоза освобождены.

В дополнительное рабочее оборудование тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 входит зависимый боковой вал отбора мощности, который может устанавливаться с левой стороны коробки передач (вместо боковой крышки). Привод его осуществляется через подвижную шестерню коробки передач.

Приводной шкив служит для использования мощности двигателя трактора при работе в стационарных условиях. Привод к шкиву и его расположение на тракторе бывают различными и определяются компоновкой основных механизмов трактора.

Однако во всех случаях вал шкива располагается параллельно оси ведущих колес, так как натяжение приводного ремня осуществляется перемещением всего трактора.

Приводной шкив включается в трансмиссию после механизма сцепления, что позволяет останавливать шкив выключением механизма сцепления без остановки двигателя трактора.

У большинства тракторов приводной шкив приводится во вращение от вала отбора мощности и имеет свой картер с парой конических шестерен, который чаще всего крепится к картеру заднего моста.

На тракторах МТЗ-80 и МT3-8 приводной шкив представляет собой конический редуктор, картер которого состоит из корпуса шкива и рукава. Ведомая шестерня выполнена заодно с валом, на шлицах которого укреплен шкив.

Ведущая шестерня выполнена заодно с полым валом, который имеет внутренние шлицы для соединения с валом отбора мощности. Включение и выключение шкива осуществляются рычагом управления заднего вала отбора мощности.

Приводная лебедка предназначена для самовытаскивания и вытаскивания других транспортных средств.

Лебедка и ее приводное устройство Состоят из: коробки отбора мощности с рычагом управления и замков рычага; карданной передачи, состоящей из переднего и заднего карданных валов и промежуточной опоры червячного редуктора; барабана с тросом; вилки включения с рукояткой и муфты включения барабана.

Вилка включения снабжена тормозной колодкой, закрепленной шарнир-но на оси в ушках траверсы.

При включении муфты тормозная колодка под действием нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды барабана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность самораспускания троса при разматывании вручную.

Включение лебедки производится рукояткой, при этом перемещается муфта и включается барабан лебедки. Затем при выключенном сцеплении рычагом включается необходимая передача коробки отбора мощности и плавно включается сцепление.

Что такое ВОМ

Рис. 5. Лебедка и приводное устройство автомобиля ЗИЛ-131

Реклама:

Читать далее: Характерные термодинамические процессы

Категория: — Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/mekhanizmy-otbora-moshchnosti-traktorov

Валы отбора мощности, приводной шкив и прицепное устройство

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин. По месту расположения ВОМ может быть задний, боковой и передний. Наиболее распространены задние ВОМ — их имеют все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М.

Универсальные тракторы (МТЗ-80, Т-40М и др.), кроме заднего, оборудованы боковым ВОМ. Все агрегатируемые с самоходным шасси Т-16М машины размещают на специальной раме впереди двигателя, поэтому здесь применяют передний ВОМ.

Что такое ВОМ

Рисунок. Валы отбора мощности: а — положение на тракторе; б — вид сзади; 1 — боковой ВОМ; 2 — задний ВОМ.

По характеру привода различают зависимый, независимый и синхронный ВОМ. Если ВОМ приводится во вращение от одного из валов трансмиссии, то его работа зависит от включения и выключения муфты сцепления трактора: при выключении муфты сцепления вместе с остановкой трактора прекращается вращение ВОМ.

Привод ВОМ такого типа называется зависимым. Независимый ВОМ получает вращение от специального вала, соединенного с двигателем через отдельную муфту сцепления или двухпоточную муфту, а иногда через планетарный механизм, что позволяет выключать ВОМ независимо от выключения главного сцепления трактора.

Синхронный ВОМ приводится во вращение от вала, соединенного постоянной передачей с вторичным валом коробки передач. Поэтому частота его вращения изменяется с переменой передачи, но остается постоянной на 1 м пути (3,5 мин-1). Такой ВОМ необходим при посеве, работе с разбрасывателями удобрений и т. д.

По скоростному режиму различают ВОМ с постоянной и переменной частотой вращения (синхронные). У ВОМ с постоянной частотой вращения она зависит не от включения передачи, а от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

У синхронных ВОМ частота вращения пропорциональна поступательной скорости трактора. Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150 и Т-150К оборудованы двухскоростным ВОМ с частотой вращения выходного вала 540 и 1000 мин-1.

Большинство тракторов оборудовано односкоростным ВОМ с частотой вращения 540 мин-1, а тракторы К-700 и К-701 — с частотой вращения 1000 мин-1.

Приводной шкив предназначен для использования мощности двигателя трактора на стационарных работах. От шкива через ременную передачу приводятся в движение различные машины (например, зерноочистительные, кормоперерабатывающие и др.).

У одних тракторов шкивы расположены сзади, у других — сбоку, но в любом случае шкив размещен в трансмиссии после сцепления.

Шкив трактора МТЗ-80 приводится в действие от заднего ВОМ. Приводной шкив трактора ЛТЗ-55А может быть установлен как на корпусе приставного заднего ВОМ, так и на шлицевом хвостовике бокового ВОМ.

Прицепное устройство служит для буксировки прицепных машин и тележек (прицепов).

Оно состоит из скобы (поперечины), закрепленной в кронштейнах остова трактора, и серьги, присоединенной к скобе пальцами. Устройство размещают сзади трактора.

Оно позволяет регулировать точку присоединения машин и тележек к трактору в горизонтальной плоскости, а у большинства тракторов и по высоте.

У трактора МТЗ-80 и его модификаций поперечина 1, к которой двумя пальцами присоединена серьга 4, укреплена на концах нижних тяг навесного устройства.

К серьге с помощью шкворня присоединяют прицепные машины, работающие в полевых условиях на скорости до 15 км/ч.

Для изменения положения серьги в горизонтальной плоскости на поперечине справа и слева от продольной оси трактора выполнены отверстия.

Что такое ВОМ

Рисунок. Прицепное устройство тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82: 1 — поперечина; 2 — палец; 3 — шкворень; 4 — серьга; 5 — нижняя тяга; 6 — чека; 7 — палец

Обычно на тракторах, снабженных навесным устройством, прицепную скобу с серьгой укрепляют на концах продольных тяг навесного устройства, а высоту точки прицепа регулируют при помощи навесной системы.

Читайте также:  Самодельный ручной плуг

Кроме того, тракторы могут быть оборудованы гидрофицированными прицепными крюками для работы с самосвальными полуприцепами или прицепными поездами.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/traktora/valy-otbora-moshhnosti-privodnoj-shkiv-i-pritsepnoe-ustrojstvo/

Задний вал отбора мощности — Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 — Продажа тракторов и спецтехники

>> Вернуться к содержанию

Валы отбора мощности предназначены для привода рабочих органов агрегатируемых с трактором передвижных или стационарных машин.

Задний ВОМ комбинированный, он может иметь как независимый, так и зависимый, т. е. синхронный, привод. При независимом приводе частота вращения ВОМ определяется частотой вращения дизеля, при синхронном приводе — скоростью движения трактора.

Независимый привод связан непосредственно с маховиком дизеля, что обеспечивает частоту вращения ВОМ независимо от скорости движения трактора, а также от того, включено или выключено сцепление.

Независимый привод двухскоростной, имеет две частоты вращения (540 и 1000 об/мин) при частоте вращения дизеля 2100 об/мин.

Конструкция независимого привода и механизма его переключения описана в § 1 данной главы.

Синхронный привод связывает ВОМ непосредственно с ведущей шестерней второй ступени редуктора коробки передач, благодаря этому частота вращения ВОМ зависит от скорости движения трактора и составляет 3,5 оборота на 1 м пути, пройденного трактором.

Планетарный редуктор заднего ВОМ (рис. 32) переключается на независимый или синхронный привод муфтой 22, которая перемещается при помощи поводка, расположенного на полике кабины.

При повороте поводка против часовой стрелки включается синхронный привод; при повороте по часовой стрелке — независимый; среднее положение соответствует нейтральному. В каждом положении муфта 22 переключения удерживается пружинным фиксатором.

При включении независимого привода вращение от внутреннего вала 33 (см. рис. 29) привода, расположенного внутри вторичного вала коробки передач, через муфту 22 (см. рис. 32) переключения передается валу коронной шестерни 21 планетарного редуктора ВОМ.

При включении синхронного привода муфту 22 перемещают вперед, разъединяя ее с внутренним валом независимого привода и соединяя со шлицами ступицы ведущей шестерни второй ступени редуктора коробки передач.

Что такое ВОМ

Рис. 32. Задний вал отбора мощности:

1 — пружина; 2 — стакан; 3 — тяга; 4 — контргайка; 5 — упорный болт; 6 — рычаг валика управления; 7-стопорный болт; 8 — гайка; 9 -валик управления; 10 и 11 — регулировочные винты; 12 и 14 — тормозные ленты; 13 — барабан включения; 15 — вал; 16 — ось сателлита; 17 коронная шестерня; 18 — сателлит; 19 — солнечная шестерня; 20 — водило в сборе с тормозным барабаном; 21 — вал коронной шестерни; 22 — муфта переключения привода; 23 — ролик; 24 — стопорное кольцо; 25 — сменный хвостовик.

Планетарный редуктор ВОМ, размещенный в корпусе заднего моста, состоит из ведущей коронной шестерни 17 (рис.

32), трех сателлитов 18 и солнечной шестерни 19, которая посажена на ступицу водила 20 на бронзовой втулке. Сателлиты установлены на осях 16, запрессованных в расточки водила.

Шлицевая ступица водила жестко связана со шлицами вала 15, на конце которого также выполнены шлицы для привода агрегатируемых машин.

По заказу потребителя вал 15 выполняется составным: в задний конец вала можно вставить сменные хвостовики 25 с восемью или двадцатью одним шлицем.

Устанавливают хвостовики в зависимости от скоростного режима агрегатируемой машины: для машин, использующих частоту вращения 545 об/мин, применяют первый хвостовик, а для машин, где требуется частота вращения 1000 об/мин, -второй хвостовик.

Вращение от вала 15 к сменному хвостовику передается через четыре ролика 23, фиксируется сменный хвостовик стопорным кольцом 24.

Различные типоразмеры шлиц на машинах выполняют с целью предотвращения путаницы в выборе скоростного режима и поломки агрегатируемых машин из-за неправильного включения скорости ВОМ.

Вал 15 установлен на двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в расточке вала 21 коронной шестерни, второй — в крышке, прикрепленной к задней стенке корпуса заднего моста. Все детали установленные на валу 15, стягиваются кернящейся гайкой.

Планетарный редуктор заднего ВОМ управляется двумя ленточными тормозами. Один тормозной барабан приварен к водилу 20, второй 13 — связан шлицевой муфтой с солнечной шестерней 19.

Для включения ВОМ рычаг управления в кабине переводится в крайнее заднее положение. При этом тормоз на барабане солнечной шестерни затянут, а на водиле отпущен. Вращение от коронной шестерни передается через сателлиты водилу, а от него — к валу 15, при этом частота вращения уменьшается соответственно передаточному числу планетарного редуктора-в 1,47 раза.

Для выключения редуктора ВОМ рычаг управления переводят в крайнее переднее положение: тормоз на барабане солнечной шестерни отпущен, а тормоз водила затянут. В этом положении водило 20 остановлено и коронная шестерня обкатывается вхолостую по сателлитам, которые при этом вращают также вхолостую солнечную шестерню относительно ступицы водила.

Техническое обслуживание заднего ВОМ заключается в проверке резьбовых соединений и периодической регулировке механизма управления. Детали ВОМ, размещенные в корпусе заднего моста смазываются маслом, заливаемым в трансмиссию.

Включать независимый привод нужно при минимальной частоте вращения дизеля. Синхронный привод включают при работающем дизеле после включения передачи и при плавном включении сцепления.

  • В процессе эксплуатации нужно внимательно следить за изменением положения рычага управления ВОМ и не допускать, чтобы он упирался в полик кабины во избежание буксования тормозных лент.
  • Увеличенный ход рычага управления и возросшее усилие на рычаге при переводе его из положения «включено» в положение «выключено» свидетельствуют о необходимости проведения регулировки.
  • Механизм управления ВОМ регулируют в следующей последовательности:
  1. отвернув контргайку 10 (рис. 33) и ввертывая упорный болт 11 в рычаг 13, сжать пружину 8 до такого состояния, чтобы стопорный болт 6, который ввернут в крышку 9 стакана, совместился с отверстием стакана 5 пружины. Затем отвернуть контргайку 7 и завернуть болт 6 до отказа так, чтобы он вошел в совмещенное отверстие стакана и застопорил от взаимных перемещений сжатую пружину 8, стакан 5 и крышку 9;
  2. вывернуть полностью из рычага 13 упорный болт 11 вместе с контргайкой 10 и повернуть застопоренные детали (крышку 9, стакан 5 с пружиной) вниз;
  3. отъединить тягу 4 от рычага управления 1;
  4. совместить отверстие на рычаге 13 с резьбовым отверстием на корпусе заднего моста и зафиксировать это положение рычага, установив в отверстие рычага болт 12 (размер болта М10X60 мм) и завернув его в корпус заднего моста;
  5. снять крышку 15 (см. рис. 30) регулировочного люка с верхней крышки заднего моста и завернуть поочередно регулировочные винты 15 (рис. 33) до отказа моментом 8… 10 Н м (0,8… 1,0 кгс-м). Затем отвернуть каждый винт на три оборота;
  6. проворачивая от руки хвостовик ВОМ, проверить легкость его вращения. При тугом вращении следует дополнительно отвернуть винты 15 на 1/2 оборота. Затем вывернуть установочный болт 12;
  7. повернуть застопоренные крышку 9 и стакан 5 вверх, завернуть в рычаг 13 упорный болт 11, направляя его конусную часть в углубление на торце крышки 9. Заворачивать болт 11 нужно до тех пор, пока стопорный болт 6, удерживающий сжатую пружину 8, начнет легко выворачиваться. Освободив болт 6 от натяжения пружины, вывернуть его настолько, чтобы он вышел из отверстия стакана 5 и не препятствовал взаимным перемещениям стакана 5 и крышки 9 при сжатии (разжатии) пружины;
  8. надежно законтрить упорный болт 11 и стопорный болт 6 контргайками 10 и 7;
  9. сворачивая или наворачивая вилку 2 на тягу 4, отрегулировать ее длину так, чтобы расстояние К от вилки до нижней плоскости полика кабины в положении рычага 1 «включен» составляло 45…50 мм;
  10. отрегулировав длину тяги 4, окончательно соединить ее с рычагом 1 и установить на место снятые детали.

Что такое ВОМ

Рис. 33. Управление задним ВОМ;

1 — рычаг управления; 2 — регулировочные вилки; 3 — контргайки; 4 — тяга; 5 — стакан пружины; 6 и 7 — монтажные болт и гайка; 8 — пружины; 9 — крышка стакана; 10 — контргайка; 11 — упорный болт; 12 — установочный болт; 13 — рычаг; 14 — валик; 15 — регулировочные винты; 16- полик кабины.

Следует помнить, что пружина 8 сжимается усилием более 2000 Н (200 кгс). Поэтому при регулировках, заменах пружины и других деталей для предотвращения травмы следует надежно стопорить крышку 9 и стакан 5 болтом 6 или специальной струбциной.

Источник: http://old.mtzveles.ru/documents/art/book82/book82-15.htm

Валы отбора мощности

Схема буксирного устройства съемного типа (ТСУ-3) представлена на рис. 14.28.

Тяговый крюк 8, зев которого запирается обычно автоматически после попадания в него сцепного кольца, имеет на своем стержне предварительно сжатую пружину (или резиновую втулку) 6, установленную между двумя свободно сидящими опорными шайбами 4, опирающимися периферийной частью о торцовые поверхности направляющего стакана 5 и соединенного с ним кронштейна 2. Одновременно шайбы 4 центральной частью опираются об опоры 7, закрепленные на стержне крюка 8.

Амортизация ударов в буксирном устройстве обеспечивается за счет сжатия пружины 6 как при резком трогании, так и при интенсивном торможении трактора.

С целью упрощения процесса сцепления буксирное устройство обычно оснащают направляющим ловителем сцепной петли.

По высоте от опорного основания положение буксирного устройства должно позволять осуществлять привод через ВОМ трактора рабочих органов подсоединенных машин (активной ходовой системы прицепов, транспортеров и барабанов разбрасывателей навоза и удобрений и т.д.). С этой целью предусматривается возможность перестановки буксирного устройства из нижнего положения, показанного на рисунке, в верхнее путем его переворота относительно горизонтальной оси на 180о с соответствующим поворотом вокруг своей оси крюка.

Кронштейн 2 крепится к остову 1 трактора через отверстия с фиксирующими пальцами 3.

Валом отбора мощности (ВОМ) называют выходной шлицованный вал, который на тракторе предназначен для привода в движение рабочих органов мобильных или стационарных машин, агрегатируемых с трактором.

ВОМ получает вращательное движение (мощность) от главного сцепления или одного из валов трансмиссии и ряда передающих звеньев (шестерен, валов, соединительных муфт и др.

Читайте также:  Газ 53

) механизма отбора мощности вращательного движения, или механизма привода ВОМ.

  • В соответствии с возможностями агрегатирования трактора и необходимостью привода навешенных машин существуют ВОМ заднего, фронтального, переднего (обычно у самоходных шасси) и бокового расположений.
  • Заднее расположение ВОМ строго регламентировано в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также по расстоянию от оси подвеса механизма навески.
  • К механизмам отбора мощности и, в том числе, к ВОМ предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать:
  • — число ВОМ, их расположение, режимы вращения и количество скоростей должны полностью обеспечивать требования всего комплекса агрегатируемых с трактором приводных (получающих мощность через ВОМ) машин;

Источник: https://StudFiles.net/preview/1182269/page:76/

Вал отбора мощности — это… что такое вал отбора мощности?

  • вал отбора мощности — механизм, передающий часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля для приведения в действие рабочих органов прицепных, навесных или стационарных орудий. * * * ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ, механизм, передающий часть …   Энциклопедический словарь
  • Вал отбора мощности — …   Википедия
  • вал отбора мощности — (ВОМ), механизм, передающий часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля для приведения в действие рабочих органов сельскохозяйственных прицепных, навесных или стационарных машин. Крутящий момент валу отбора мощности передаёт… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
  • ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ — (ВОМ) , механизм, передающий часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля для приведения в действие рабочих органов с. х. прицепных, навесных или стационарных машин. Крутящий момент валу отбора мощности передаёт первичный или… …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
  • Вал отбора мощности — (ВОМ)         механизм силовой передачи, при помощи которого часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля специального назначения и др. используется для приведения в действие рабочих органов прицепных, навесных или… …   Большая советская энциклопедия
  • ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ — механизм силовой передачи, при помощи к рого часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси и др. машин передаётся для приведения в действие рабочих органов прицепных, навесных или стационарных орудий …   Большой энциклопедический политехнический словарь
  • потребление энергии через вал отбора мощности — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN power takeoff consumption …   Справочник технического переводчика
  • расход энергии через вал отбора мощности — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN power takeoff consumption …   Справочник технического переводчика
  • Коленчатый вал — Кривошип (красный), поршни (серые) в цилиндрах (синие) и маховик (чёрный) Коленчатый вал  деталь (или узел деталей в случае составного вала) сложной формы, имеющая шейки для крепления шатунов, от которых воспринимает усилия и преобразует их… …   Википедия
  • ВОМ — вал отбора мощности Всесоюзное общество мотоциклистов …   Словарь сокращений русского языка

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/82550

Вом трактора мтз: конструкция и регулировка

Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.

Задний ВОМ

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

  1. Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
  2. Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.

Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.

Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.

Состав ВОМ

Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.

Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.

Планетарный редуктор

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита.

С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности.

Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

  • при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
  • зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
  • независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.

Неисправности и регулировки ВОМ

Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:

  • рычаг включения-выключения упирается в пол;
  • ход рычага излишне большой;
  • включение и выключение ВОМ требует больших усилий;

необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.

Внешние регулировки

  1. Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
  2. С вала снимается плита и ограждение.
  3. Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.

  4. Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
  5. После этого рычаг можно разблокировать.

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности.

В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

  1. Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
  2. Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
  3. Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
  4. Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
  5. Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
  6. Вынимается фиксирующий стержень.

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

  1. Снимается крышка люка.
  2. До упора заворачиваются регулировочные болты.
  3. Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
  4. Снимается полностью механизм сервоусиления.
  5. От рычага управления отсоединяется тяга.
  6. Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
  7. Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
  8. Тяга присоединяется к рычагу.
  9. Механизм сервоусиления устанавливается на место.

Демонтаж ВОМ

При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.

Для этого:

  1. Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
  2. Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
  3. С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
  4. Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.

Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях также необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.

Источник: https://traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/vom.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector