Цепной и ременной привод ГРМ

Среди автолюбителей постоянно возникают споры на самые разнообразные темы, и то, какой привод газораспределительного механизма лучше — не исключение. Меня тоже очень интересует этот спорный вопрос, а именно — лучше цепной привод ГРМ или ременной? Я собрал воедино все аргументы «за» и «против» и решил поделиться своими выводами с читателями.Цепной и ременной привод ГРМДавайте немного затронем историю. Самые первые двигатели внутреннего сгорания были с нижним расположением распределительного вала, где расстояние между ним и коленчатым валом было небольшое, поэтому самым логичным решением было использование шестерённого привода ГРМ. Такой привод обладал высокой надёжностью, поэтому его использовали довольно длительное время при производстве двигателей.Цепной и ременной привод ГРМПозднее, распредвал переместился вверх, благодаря этому облегчился привод клапанов, снизилась их инерционность, что немаловажно для работы двигателя особенно на высоких оборотах. Теперь расстояние между распределительным и коленчатым валом стало больше, что даёт возможность увеличивать рабочий ход поршня, тем самым повышая мощность двигателя. А сам привод распредвала, стал осуществляться при помощи двухрядной втулочно-роликовой цепи, где дополнительный, второй ряд был для повышения надёжности.Цепной и ременной привод ГРМЦепной и ременной привод ГРМ

Однако во время работы цепи, происходят её большие колебания из-за неравномерности вращения. В связи с этим возникает потребность использовать специальные успокоители цепи, называемые также «башмаками» из пластмассы или жёсткой резины. Следующий немаловажный факт — цепь нуждается в натяжении: во-первых, для снижения возникающих колебаний и равномерности работы, и во-вторых, в связи с удлинением цепи, которое происходит из-за износа.

Как происходит удлинение или, правильнее говоря — «вытяжка»? Как вы знаете, в структуре цепи множество шарниров.

Так вот, в ходе эксплуатации, зазор в этих шарнирах по мере износа увеличивается, от чего растёт суммарная длина всей цепи.

Самые первые моторы с цепным приводом, оснащались механическим натяжителем цепи, который в скором времени был заменён на гидравлический, в котором требуемый уровень натяжения выдерживался постоянно за счёт давления масла.

С развитием моторостроения, вместо двухрядной цепи стали применяться однорядные, благодаря которым снизился общий вес двигателя. И действительно, в отличии от моторов с ременным приводом, двигатели с цепным приводом ГРМ весили больше. Но за счёт использования только одного ряда звеньев, ресурс такой цепи уменьшился.

Цепной и ременной привод ГРМЦепной и ременной привод ГРМПозднее, мир перешёл на зубчатые цепи, что снизило шум во время работы и повысило ресурс. Теперь в одном рабочем звене было увеличено количество пластин до четырёх, что даже больше, чем у двухрядной, у которой в одном звене их три.Цепной и ременной привод ГРМЦепной и ременной привод ГРМВ один прекрасный момент, в пятидесятых годах XX века, американцы представили свои первые автомобили с ременным приводом ГРМ. И это был не тот клиновый ремень, который используется для привода вспомогательных агрегатов, а совершенно иной — зубчатый, ведь помимо того, что его прочность должна обеспечивать долгосрочную и надёжную работу мотора, а также благодаря зубьям обеспечить синхронное вращение ведущего и ведомого валов, исключая проскальзывание.Цепной и ременной привод ГРМ

Как и цепи, приводному ремню ГРМ необходимо должное натяжение, чтобы исключить проскакивание зубьев и дальнейшее нарушение газораспределения со встречей поршней с клапанами. Натяжители были те же механические, так как гидравлического натяжителя он не требовал.

Его основные преимущества это меньше вес мотора в целом, меньший шум во время работы, простота, низкая стоимость (по сравнению с цепью), как я уже говорил, не нуждается в гидравлическом натяжителе, благодаря его эластичности, не возникают колебания, и последнее — это ремень легче заменить чем цепь.

Из недостатков можно выделить следующее: риск обрыва ремня, попавшая на ремень влага представляет угрозу, низкий ресурс по сравнению с цепью и соответственно ремень нуждается в частой замене.

В заключении моей статьи, хочу сказать, что тип привода ГРМ вряд ли станет определяющим фактором во время покупки автомобиля. Но как показывает практика, содержать автомобиль, а именно обслуживать мотор с цепным приводом дешевле, ведь помимо надёжности цепи, её не нужно менять каждые 50 тыс.

км пробега, время от времени вручную прокручивать мотор и смотреть на всё её состояние и она не рвётся. Если цепь нуждается в замене, она «проситься» повышенными шумами во время работы, которые зачастую появляются задолго после 100 тыс. км пробега, и бывает что цепь выходит намного дольше.

А при покупке машины с пробегом, желательно сразу произвести замену ремня, плюс замена последующие 50 тыс. км — это ещё дополнительные затраты. Да и порой на некоторых автомобилях замена ремня превращается в настоящую катастрофу, когда чтобы просто добраться до него, приходится разобрать половину машины.

Исходя из всего вышеперечисленного я больше склоняюсь в сторону цепного привода ГРМ, считая его лучше и преимущественнее ременного.

Цепь или ремень? Что надо знать о приводе ГРМ и как не "попасть" на повреждения мотора

Было время, когда цепной привод ГРМ считался вечным, ременный – дешевым. Сегодня достаточно примеров, опровергающих оба стереотипа. Ну а что вообще рядовому автомобилисту стоит знать по этому вопросу?

Три варианта и их комбинации

Газораспределительный механизм отвечает за своевременную подачу в камеру сгорания топлива или топливовоздушной смеси, а также вывод отработавших газов. Непосредственные «исполнители» – впускные и выпускные клапаны, работой которых «заведует» распредвал (или распредвалы). Его привод осуществляется от коленвала, на современных моторах – цепью, ремнем или их комбинацией.

К слову, раньше на двигателях с нижним расположением распредвала применялся шестеренчатый привод, который хоть и был шумноват, а порой отличался и сложностью конструкции, но считался очень надежным и ресурсным. С переносом распредвалов наверх шестерни практически перестали применяться, редкие исключения можно считать экзотикой, так что сосредоточимся на применяемых сегодня типах привода.  

Уже давно не вечный

Еще каких-то 15 лет назад цепной привод казался многим автомобилистам лучшим решением. Ведь двухрядные цепи служили столько же, сколько и сами ресурсные моторы из 1980-1990-х – по полмиллиона километров и больше. Они не растягивались и не рвались при смешных пробегах, обычно не требовали замены, а раз так, то и все недостатки такого типа привода были терпимыми.

Цепной и ременной привод ГРМ

Увы, на многих современных двигателях применяются более компактные и легкие цепи (как правило, однорядные), их ресурс куда ниже, порядка 150-200 тыс. км.

При растяжении «уходят» фазы газораспределения, возникает риск перескока, а то и разрыва, что оборачивается серьезными повреждениями двигателя при «встрече» клапанов с поршнями.

Правда, обычно катастрофе предшествуют тревожные симптомы: растянутая цепь начинает работать громче («трещать»), а сбившиеся фазы приводят к затрудненном пуску двигателя, ухудшению тяги, появлению «ошибок» на панели приборов. В общем, цепь тянется долго и дает возможность обратить на нее внимание.

Но к перескоку может привести и неисправный (неработающий) гидронатяжитель, а вот он способен проявить себя внезапно, отказав в любой момент.

Это может быть связано как с самим узлом, так и с системой cмазки, то есть к его качеству, уровню и давлению цепной мотор чувствителен.

Также рекомендуется не оставлять автомобиль с «цепным» двигателем на горке на передаче – может случиться «скок, скок, перескок» со всеми вытекающими.

Цепной и ременной привод ГРМ

К слову, ресурс звезд распредвалов, башмака натяжителя и успокоителя тоже вовсе не вечен, а замена может быть не так проста и дешева, как бы того хотелось. Тут мы приходим к еще одному недостатку цепного привода – более высокой стоимости замены. Это касается как самого комплекта (цепь, натяжитель, успокоитель, звезды), так и работ.

По сравнению с ремнем доступ к цепи затруднен, а в некоторых случаях (например, когда она находится со стороны моторного щита) приходится и двигатель вынимать. Повторимся: если бы цепь была вечной, это бы особо не волновало, но когда такие работы требуются каждые 150-200 тыс. км, это уже серьезное увеличение расходов на содержание автомобиля.

На этом фоне традиционные недостатки вроде большей шумности уже не так принципиальны.

Итак, главная претензия к цепному приводу ГРМ на современных моторах – все-таки ограниченный ресурс, что оборачивается необходимостью периодической замены при более высокой стоимости по сравнению с заменой ремня и роликов. Впрочем, говорить, что цепной привод – зло, тоже неправильно.

Во-первых, и сегодня достаточно современных моторов, где ресурс привода ГРМ превышает 200 тыс. км, что для рядового пользователя составляет не менее 5-7 лет эксплуатации. Во-вторых, стоимость замены далеко не всегда разорительна.

Наконец, в-третьих, у цепи есть и свои преимущества, которые особенно видны на фоне недостатков ременного привода.

Почти всего боится

Ременный привод ГРМ позволяет снизить шумы и вибрации, с ним двигатель получается компактнее и дешевле. В отличие от цепи ремню не требуется смазка, он не запрятан глубоко в двигатель, не купается в масляной ванне, но очень часто его защитный кожух недостаточно эффективен, а попадание грязи и, что еще хуже, масла сокращает его ресурс.

Цепной и ременной привод ГРМ

Внимательный читатель наверняка возразит: а как же двигатель Ford 1.0 Ecoboost, в котором ремень как раз окунается в ванну, то есть масла не боится? Да, это как раз одно из исключений из правил (по одной из версий двигатель изначально разрабатывался с цепным приводом ГРМ, но в последний момент «переиграли», благо современные технологии позволили применить ремень).

Читайте также:  Лопнула гильза в двигателе: причины и ремонт неисправности

Но оборотная сторона медали – трудоемкая и дорогая процедура замены привода ГРМ. В зависимости от выбираемого места проведения стоимость работ колеблется в районе 400-1000$.

И если изначально Ford заявлял ресурс ремня на уровне 240 тыс. км и 10 лет, то зачастую его приходится менять при достижении 120 тыс. км или через 5 лет.

В Сети немало изображений ремня, изрядно изношенного при куда меньших пробегах, так что здесь лучше не рисковать.

Риск как раз в том, что ремень в отличие от цепи признаков износа не подает, а рвется моментально. На Ecoboost его просто так не проверишь, а вот на остальных моторах, где привод обычно легко доступен для осмотра, визуальный контроль не помешает. Гарантий все равно не дашь, но хотя бы можно сократить риски.

Вообще, некоторые мастера так и поступают, особенно на тех моторах, где имеется соответствующий печальный опыт. Некоторые доверяют только заводским комплектам привода ГРМ, а на всех остальных рекомендуют произвести замену чуть раньше.

Цепной и ременной привод ГРМ

Но дело не в одном самом ремне: рвануть он может не только из-за предельного износа. Подложить свинью могут заклинившие ролики или помпа, если она завязана на этот же привод. А еще на некоторых моторах к катастрофе может привести соскок или обрыв соседнего ремня, отвечающего за привод навесного оборудования (генератора, компрессора кондиционера) или балансирных валов (если они есть).

Есть нюансы

Именно по этой причине для ряда моторов рекомендована замена всего комплекта целиком: ремня, роликов, а также водяного насоса. На некоторых моделях допустима замена помпы через раз. В общем, здесь надо рассматривать каждый двигатель в отдельности. А универсальное правило – соблюдать регламент, заданный производителем.

И не забывать, что надо ответственно подходить не только к срокам службы привода ГРМ, но и «соседние» узлы тоже должны заменяться своевременно.

Взять тот же натяжитель вспомогательного ремня: если оставить его на второй срок, есть риск, что со временем пружина ослабнет, ремень соскочит, порвется, его намотает на шкив, что чревато обрывом ремня ГРМ.

Цепной и ременной привод ГРМ

Интервалы замены у разных производителей и для разных регионов – это вообще отдельная тема для разговора. Достаточно вспомнить двигатель Renault К9К. На моторах первого поколения замена ремня и ролика ГРМ требовалась каждые 60 тыс. км, во втором поколении этот срок увеличили до 90 тысяч, а последние версии имеют заявленные интервалы 120 и даже 180 тысяч. Но это в Европе.

В нашем регионе регламент, скажем, для Renault Duster, следующий: если автомобиль произведен до 16 сентября 2016 года, привод ГРМ подлежит замене через 60 тыс. км или 4 года, если позже – каждые 90 тысяч или 6 лет. В зависимости от того, что наступит раньше. Это тоже важный момент.

Ремень не только изнашивается, но и стареет со временем, поэтому момент его замены определяется не одним пробегом, но и сроком.

Цепной и ременной привод ГРМ

Отдельный вопрос – правильная замена ремня. Неправильная установка опять же способна привести к серьезным повреждениям двигателя. Так что исполнитель должен не только иметь понимание, но и владеть технологией, иметь соответствующий инструмент (для некоторых моторов – специальный, либо работающий заменитель). А в ряде случаев еще и знать специфику мотора.

Вопрос приоритета

Мы намеренно не рассматривали преимущества и недостатки разных типов привода ГРМ с точки зрения производителей, ведь конечных пользователей, то есть нас с вами, в большей степени интересует не «как эффективнее», а «как надежнее» и «как дешевле».

Так вот, с этой точки зрения на современных двигателях ременный привод ГРМ выглядит чуть интереснее. Да, требуется его периодическая замена, так ведь теперь и цепи отнюдь не вечны.

Но поменять комплект с роликами и даже помпой обычно дешевле, чем цепь с натяжителями и успокоителями.

Есть еще один аспект. Все знают, что ремень подлежит замене с каким-то интервалом: тут и сами производители регламент определяют, и автовладельцы его стараются соблюдать, потому что знают, что чревато. С цепью же все иначе: она вроде как вечная, кто ж ее просто так будет менять? Разве что на «страшных» моторах, уже заработавших себе такую репутацию.

«Да сделайте так, чтобы при обрыве цепи или ремня ничего страшного не происходило», – скажут некоторые. Что же, старые двигатели таким чудесным качеством обладали, современные обычно его лишены, так как такая «перестраховка» снижает их эффективность.

Впрочем, в 2018 году двигатели ВАЗ объемом 1,6 литра все же стали «безвтыковыми»: лунки в днище поршня уберегают его от встречи с клапанами при любом раскладе.

Более старые версии (с облегченной поршневой) этим похвастать не могут: при обрыве ремня страдают клапаны, а иногда достается шатунам и даже головке блока цилиндров.

Можно вроде и порадоваться, но это не повод «забивать» на регламент обслуживания и экономить на качестве запчастей. Да, если ремень рванет, такой двигатель не сломается. Но остаться без тяги в момент обгона на трассе или просто остановиться где-то в глуши в лютый мороз перспектива так себе.

Натяжные ролики ремня ГРМ в базе объявлений Автобизнеса

Почему ремень ГРМ гораздо надежнее цепного привода

Цепной и ременной привод ГРМ

Фото из открытых источников

Споры о том, какой привод ГРМ надежнее — цепной или ременный — не утихают до сих пор. Нет однозначного мнения на этот счет и у производителей. Они то меняют ремень на цепь, то делают наоборот. Портал «АвтоВзгляд» приводит свои аргументы, почему все же ремень предпочтительнее.

Если говорить о нашем автопроме, то впервые цепной привод ГРМ применили еще в 60-х годах прошлого века на двигателе УЗАМ-412, который ставили на «Москвич». Однако после появились «Жигули», где привод был ременный. Это и послужило рождению массы споров, какой из них все-таки лучше.

В мировом автопроме также нет единого мнения на этот счет. Дело в том, что оба привода постоянно совершенствовуются. Повышается и надежность материалов. Поэтому до наших дней дожили обе разновидности.

Да и сами мотористы подчас используют в одних моторах ремень, а в других — цепь.

Это говорит о том, что принципиального различия в типе привода нет, но есть нюансы, которые могут иметь решающее значение при выборе.

Скажем, в конструкции цепного и ременного привода ГРМ есть немало различий. Ремень расположен снаружи двигателя, а цепь установлена внутри мотора. Это значит, что состояние ремня, можно контролировать визуально. Достаточно снять защитный пластиковый кожух. Если заметили на ремне трещины или сильный износ, расходник оперативно меняют, тем самым, спасают мотор от дорогого ремонта.

https://www.youtube.com/watch?v=IrKGJW-cn34\u0026pp=ygU00KbQtdC_0L3QvtC5INC4INGA0LXQvNC10L3QvdC-0Lkg0L_RgNC40LLQvtC0INCT0KDQnA%3D%3D

Это особенно важно, когда машину эксплуатируют в городе. Ведь в пробках двигатель постоянно работает на холостых оборотах. Значит идет нагрузка на привод.

Поэтому рекомендованный производителем интервал замены ремня или цепи получается некорректным. И тут снова на первый план выходит визуальный контроль.

Ремень, который износился раньше положенного срока, можно вовремя заменить, чего не скажешь о цепи.

Drive2.ru (Recast Workshop)

Учтите и тот факт, что ресурс ремня не зависит от качества залитого в мотор масла, а вот цепь, которая работает в масляной ванне, наоборот — очень чувствительна к хорошей смазке.

Еще один нюанс. В моторе с цепным приводом возникают сложные колебания, которые вызваны неравномерностью работы цепи. Для гашения этих колебаний инженеры ставят так называемые успокоители, которые выглядят, как пластиковые пластины. При этом они еще и выполняют роль натяжителей.

В процессе эксплуатации пластиковые пластины изнашиваются, а цепь вытягивается. Конечно же, вытягивается не сам металл. Удлинение происходит из-за увеличения зазоров в шарнирах, которых больше сотни. Заметить износ можно, разобрав мотор, а это процесс трудоемкий и дорогой.

Иногда для сей операции даже нужно снять с автомобиля двигатель. А ремень можно перекинуть в любом гараже.

Наконец, в дороге, если мотор «невтыковый», поставить новый ремень взамен порвавшегося не составит труда. А вот если цепь перескочила на зуб или два, то ваша поездка закончена, а двигатель обречен на капремонт.

Цепной и ременной привод ГРМ

Цепь и ремень ГРМ. В чем разница?

Сегодня настало время поговорить про привод ГРМ необходимость его замены. В современном автомобилестроении существует два типа привода это:

Ременной привод

Цепной и ременной привод ГРМ

Через ремень ГРМ осуществляется взаимосвязь между коленчатым валом и распределительными валами. Сама системы привода газораспределительного механизма состоит из ремня, роликов и натяжителей. Во многих случаях ремнем ГРМ так же приводится в движение водяной насос (помпа). У каждого производителя есть определенный регламент по замене привода газораспределительного механизма.

 

Пример: регламент автомобиля VOLVO s60 2007 г.в. / двигатель 2,5 литра / 209 л.с

Ремень ГРМ приводит в движение и помпу. По регламенту завода изготовителя ремень ГРМ рассчитан на 120000 км. пробега или 5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. Соответственно этому же регламенту помпа рассчитана на 150000 км.

По технологии ремонта, одиножды снятый с автомобиля ремень ГРМ не подлежит повторной установке. Что же получается. На 120000 км. мы меняем ремень ГРМ с роликами и продолжаем эксплуатацию автомобиля. На 150000 км. необходимо менять помпу.

Читайте также:  Технические характеристики двигателя змз 511

Соответственно при ее замене снимаем ремень и вынуждены поставить снова новый. Получается, что до первой замены мы проехали 120000км., а до второй всего 30000км. Это не совсем логично.

К тому же не стоит забывать, что все регламенты рассчитываются исходя из средне нормальных условий эксплуатации. 

В наших же реалиях, холодных зимах и движении в городском трафике стоит уменьшить интервал замены. В данном конкретном случае рекомендуем менять ремень и ролики при достижении пробега 75000 км., а на 150000 км. менять комплект ГРМ вместе с  помпой.

Хотелось бы отметить, выход из строя ремня (его обрыв) ведет за собой повреждение, как минимум, головки блока цилиндров и дорогостоящий ремонт.

Цепной привод

Цепной и ременной привод ГРМ

При цепном приводе все немного проще. В некоторых модификациях цепь рассчитана на весь срок службы ДВС, в других так же подлежит периодической замене. Основной признак износа цепи — посторонние звуки при работе ДВС. Однако не каждый человек может правильно оценить звук работы двигателя, поэтому в данном случае лучше довериться профессионалам.

Удачи на дорогах!

Что лучше: ремень или цепь?

Цепной и ременной привод ГРМ

Соревнованию между ремнем и цепью за место под солнцем едва ли не менее сотни лет. В какую сторону сегодня движется каждый из этих участников автомобильного рынка, или они оба идут вместе – рука об руку – в одном направлении? За ответами на эти и близкие к теме вопросы редакция обратилась к Александру Сосновскому, техническому консультанту ООО «Фердинанд Бильштайн Рус».

– Недавно казалось, что ремни приводов ГРМ совсем скоро вытеснят цепи. Но этого, по крайней мере пока, не произошло. В связи с чем вопрос: а есть ли преимущества у цепного привода ГРМ перед ременным?

Цепной и ременной привод ГРМ

– На текущий момент наиболее популярными механизмами привода ГРМ являются цепной привод и ременный. Как и все в нашей жизни, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Многие автопроизводители отдают предпочтение цепному приводу, который имеет более длительный срок службы, компактен и способен работать под большими нагрузками.

Эти качества позволяют снижать затраты потребителя на техническое обслуживание и ремонт автомобиля, так как цепи не нуждаются в уходе и рассчитаны на длительный срок эксплуатации.

Но к их недостаткам следует отнести: высокую шумность, большие временные затраты при ремонте и значительный вес. Известно, что в процессе эксплуатации, цепь ГРМ удлиняется. Это сопровождается различными симптомами, которые свидетельствуют о необходимости диагностики двигателя.

С ремнем ситуация другая: если он установлен на автомобиле правильно, его работа практически бесшумна и никакими сигналами о неблагополучии ремня не проявляется.

Но в критический момент износа ремень может просто порваться, и это приведет двигатель к тяжелым последствиям.

Национальный менталитет россиянина очень противится всякой работе по обслуживанию чего бы то ни было, включая, конечно, и контроль за состоянием ремня ГРМ своего автомобиля. Если согласиться с этим, то цепной привод для автовладельца РФ более предпочтителен.

– В каком направлении сегодня развиваются конструкции приводов ГРМ? Какие создаются новые технологии или материалы?

– Все цепи ГРМ можно разделить на три вида: втулочная, роликовая и зубчатая. Втулочные и роликовые цепи обладают хорошей износостойкостью и низким трением, они могут быть как однорядными, так и двухрядными. Выбор применяемого типа цепного привода зависит от технических и конструктивных особенностей автомобиля.

Развитие автомобилестроения приводит к повышению требований к цепному приводу ГРМ. Улучшается износостойкость цепи за счет применения высоколегированных сталей и высококачественных покрытий. Благодаря этим улучшениям появилась возможность применять цепи ГРМ с маловязкими маслами, которые все чаще используются в современных двигателях.

Применение современных видов пластмасс в направляющих планках и успокоителях позволило снизить трение и оптимизировать конфигурацию привода ГРМ. Для уменьшения уровня шума и увеличения динамических характеристик были разработаны цепи с обкатным механизмом.

Для этого используются пластины определенной формы, которые снижают эффект излома цепи и обеспечивают более плавный ход привода.

– Каковы перспективы цепного привода?

– На сегодняшний день цепь является приводом не только ГРМ, но и вспомогательных агрегатов, таких как масляный насос, водяная помпа, ТНВД, вакуумный насос и др.

С появлением новых конструктивных решений нагрузка на цепной привод будет только увеличиваться.

Сложно глобально предсказывать будущее развитие автомобилестроения, но то, что использование цепи в качестве привода ГРМ будет актуально еще многие и многие годы, факт абсолютно бесспорный.

– Цепи часто представляют вечными компонентами, но ведь они растягиваются, теряют свойства?

– Цепь привода ГРМ является компонентом, рассчитанным на длительный период работы, но и она, конечно же, подвержена износу. Во время эксплуатации она удлиняется.

Это сказывается на работе двигателя и сопровождается различными симптомами, такими как шум при запуске двигателя и его работе, появление ошибки на панели приборов, затрудненный пуск, снижение мощности и повышение выбросов отработанных газов.

Появление таких симптомов является весомым поводом обратиться на СТО для диагностики.

– Как диагностируется состояние цепного привода?

– В большинстве современных двигателей растяжение цепи снимается датчиками положения коленчатого и распределительного валов и фиксируется блоком управления. Для проверки этих показаний используются различные методы диагностики.

В зависимости от конструкции двигателя, где-то достаточно снять заглушку и посмотреть положение натяжителя, где-то необходим разбор двигателя с использованием специнструмента. При растяжении цепи происходит увеличение межзубчатого расстояния, что приводит к износу звездочек и изменению положения натяжителя.

Пластмасса, используемая в планках успокоителя и натяжителя, со временем теряет свои свойства и становится более хрупкой. Применение некачественного масла и несвоевременная его замена ускоряют этот процесс и приводят к дополнительному износу всех деталей приводов.

Поэтому, чтобы исключить рекламацию, необходимо проверять не только цепь ГРМ, но и все смежные компоненты, вовлеченные в процесс газораспределения.

– Каковы основные причины износа и выхода из строя цепи или всего привода?

– Для правильной работы цепного привода ГРМ необходимо обеспечить смазывание всех его элементов. В стандартных двигателях масло попадает на цепь из масляного поддона, а в более сложных конструкциях могут использоваться специальные масляные форсунки, которые обеспечивают равномерную подачу масла на цепной привод.

И от того, какого качества моторное масло и как своевременно его меняют, зависит срок службы цепного привода. Применение некачественного масла приводит не только к повышению трения в элементах цепи, но и к изменению структуры пластмассы. Она становится хрупкой и теряет износостойкость.

Езда на короткие дистанции также ухудшает свойства масла, так ка к двигатель не успевает выходить на рабочую температуру. В результате конденсат и топливо, присутствующие в масле, не выпариваются, а это приводит к преждевременному износу сопряженных деталей. Использование некачественного топлива только усугубляет ситуацию.

Стоит отметить, что зачастую преждевременное растяжение цепи является следствием других неисправностей, поэтому в процессе диагностики стоит обращать внимание и на состояние масла, и на работу других элементов двигателя.

– Чем чревато растяжение цепи?

– Цепь ГРМ необходима для синхронизации вращения коленчатого и распределительного валов. А если в двигателе предусмотрены другие элементы, такие как ТНВД, балансирный вал, вакуумный насос и др., то они тоже должны быть синхронизированы. Растяжение цепи приводит к нарушению синхронизации этих элементов и, соответственно, к нарушению их работы.

Результатом этого становится неравномерная работа двигателя, повышенный расход топлива и потеря мощности. При очень сильном растяжении цепи ГРМ хода натяжителя может не хватить для обеспечения нужного натяжения. В результате цепь может перескочить несколько зубьев шестерни и привести к соударению клапанов с поршнем.

Подобная ситуация в разы увеличивает стоимость ремонта двигателя, вплоть до его замены.

– Способы и методы ремонта?

– Процедура замены цепи ГРМ на разных моторах может существенно отличаться. Это зависит от конструктивных особенностей двигателя и типа применяемой цепи.

Перед заменой цепи ГРМ необходимо выставить метки распределительного вала, коленчатого вала и других вспомогательных элементов в нужное положение, иногда для этого необходим специнструмент.

Существуют полуавтоматические натяжители, которые после установки необходимо определенным образом «взвести», чтобы обеспечить нужное натяжение цепи.

Неквалифицированный «взвод» натяжителя может привести к увеличению усилия натяжения, что может привести к обрыву цепи и повреждению сопутствующих компонентов двигателя. В некоторых автомобилях применяются так называемые открытые цепи. При установке таких цепей может потребоваться инструмент для клепки.

– Какой специальный инструмент и уровень подготовки механика требуются для такой работы?

– Замена цепи ГРМ на современном автомобиле – достаточно сложная операция, требующая не только квалифицированных специалистов, но и наличия специнструмента со всеми приспособлениями. К примеру, на двигателе VW V6-TDI 3.0 цепная передача расположена со стороны маховика.

Такая компоновочная схема реализована производителем для повышения компактности двигателя, но вот ремонтопригодность она ухудшает. Пример: при замене данного цепного привода необходим демонтаж двигателя с частичной его разборкой.

В условиях дилерского центра работа занимает порядка 20 нормо-часов!

– Основные ошибки, допускаемые механиками в процессе ремонта… Как не допустить или исправить такие ошибки?

Читайте также:  Масло в АКПП Лада Гранта: что нужно знать

– Основные ошибки при замене цепного привода ГРМ возникают из-за недостатка информации или отсутствия специнструмента. При замене компонентов ГРМ следует руководствоваться рекомендациями автопроизводителя, проверять износ всех сопутствующих деталей и не использовать повторно детали разового монтажа.

Использование изношенных деталей цепного привода может привести к уменьшению срока службы цепи, посторонним шумам и к непредвиденным поломкам. После замены цепи ГРМ обязательно нужно прокрутить двигатель вручную.

Благодаря этой простой процедуре можно убедиться, что цепь установлена правильно и исключено соударение клапанов с поршнем.

SWAG is a bilstein group brand

www.swag.de, info.Russia@bilsteingroup.com

Слушал и подготовил Андрей Шершавин

Ремень или цепь ГРМ: машину с каким двигателем лучше искать на вторичке — Российская газета

Для начала стоит вспомнить, за что собственно система ГРМ отвечает и почему она так важна. Главная задача механизма — своевременный впуск в цилиндры новой порции топливной смеси и выпуск отработавших газов.

https://www.youtube.com/watch?v=IrKGJW-cn34\u0026pp=YAHIAQE%3D

Происходит это посредством синхронизации действующих механизмов и передачи крутящего момента от коленвала к распредвалу. Именно за эту самую синхронизацию и передачу тяги и отвечает ремень или цепь газораспределительного механизма. Малейший сбой в работе системы приводит в лучшем случае к нестабильной работе мотора, в худшем — к его серьезному повреждению и, по сути, к капитальному ремонту.

На самом деле применяемых видов систем ГРМ не два, а три. Помимо ремня и цепи использовался реально вечный шестеренчатый привод, который считается архаичным, но до сих пор применяется, например, на моторе ЗМЗ-402.

Что же касается ремня и цепи, то в силу постоянного совершенствования материалов изготовления, производители использовали то одно, то другое.

В результате до наших дней дожили оба типа привода, а сами автогиганты используют на разных агрегатах цепь и ремень параллельно, порой меняя одно на другое и обратно.

Одно это говорит о том, что принципиального значения тип привода ГРМ не имеет, однако каждый из них имеет свои нюансы, которые и вызывают порой проблемы с обслуживанием и ремонтом.

Снаружи и внутри

Владимир Астапкович/ РИА Новости

Несмотря на то, что цепь и ремень ГРМ выполняют одну и ту же функцию, устроены механизмы по-разному.

Ремень, хоть и закрыт специальным кожухом, находится снаружи двигателя, а вот цепь располагается внутри мотора в масляной ванне.

Это означает, что цепь не подвержена никаким внешним факторам, влияющим на ее износ, кроме достаточного уровня масла и давления в масляной системе, от которого зависит в частности работа гидронатяжителя.

А вот на ремень могут попадать и пыль, и грязь, и влага, увеличивая абразивные нагрузки. Еще один предательский недостаток — течь сальников распредвалов, которую можно долго не замечать: попавшее на ремень ГРМ масло очень быстро разрушает резиновый слой и приводит к обрыву.

Кроме того, при ременном приводе ГРМ нужно внимательно следить и за ремнем приводным. Дело в том, что при разрушении последнего, ошметки раскидывает по всему подкапотному пространству, в том числе, с риском попадания кусочков в систему ГРМ. В этом случае возникает серьезный риск проворота ремня ГРМ и повреждения двигателя.

Срок службы

Владимир Астапкович/ РИА Новости

Всем известно, что ремень ГРМ имеет четкий регламент замены, который определяется, в первую очередь, пробегом.

В зависимости от конструкции мотора и применяемых компонентов, а также условий эксплуатации регламент этот может отличаться в два-три раза — от каждых 60-80 тыс.км до 150 тыс.км.

Главный же критерий состояния ремня ГРМ — визуальный осмотр, когда можно наглядно определить проблемы детали.

Как ни странно, несмотря на то, что интервалы пробегов задаются самим производителем, они не совсем корректны. Помимо непосредственного наката, в мегаполисах двигатель огромное количество времени проводит, например, в пробках, где он продолжает работать, наматывая моторесурс.

А это значит, что при заданном пробеге реальная выработка мотора заметно выше, так что менять ремень ГРМ желательно не дожидаясь предельных значений.

Успокаивает тот факт, что мировые производители ремней ГРМ закладывают в их конструкцию повышенный запас прочности, порой превосходящий регламентный ресурс вдвое.

Так или иначе, при покупке подержанной машины, если пробег на одометре реальный, можно определить, сколько раз менялся комплект ГРМ и когда это нужно делать в следующий раз. Кстати, именно поэтому крайне желательно наличие сохраненной сервисной книжки или истории эксплуатации — это очень весомый аргумент в пользу конкретного продавца авто.

С цепью все гораздо сложнее. У цепных моторов действительно нет никаких регламентных показателей замены или даже выработки по километражу. Все производители заявляют цепь «на весь срок эксплуатации» автомобиля, что, конечно, к российской реальности не имеет отношения.

По факту никаких вечных цепей ГРМ нет и никогда не было — они точно также требуют замены, просто на больших пробегах, которые зависят от нагрузи и режима эксплуатации.

Только для определения износа требуются дополнительные трудозатраты.

Заботливые автопроизводители, вроде концерна VAG, делают в моторе специальное смотровое окошко, в котором видны деления работы натяжителя: по ним можно быстро понять, требует цепь замены или еще походит.

Если окошка нет, то выработку цепи можно проверить, например, эндоскопом, а хороший механик определит возможные проблемы даже на слух — растянувшаяся цепь имеет характерный призвук работы.

Как же получается, что железная цепь, к тому же находящаяся в масле, стирается и растягивается? На самом деле, проблема в подшипниках скольжения, которыми цепь соединяется в единое целое.

Из-за огромных нагрузок и вибраций со временем изнашиваются втулки подшипничков и цепь растягивается.

Более того, растянувшаяся цепь начинает «съедать» зубчики шестерней распредвалов, что удваивает риск перескока цепи и сбой фаз газораспределения.

В итоге средний ресурс цепи ГРМ составляет 150-200 тыс.км. Самые крепкие и выносливые конструкции порой выдерживают и по 300 тыс.км. Ну а на самых нежных двигателях ресурс цепи иногда не превышает и 100 тыс.км.

Например, крайне невысоким ресурсом цепи ГРМ славился франко-немецкий двигатель EP6 первых лет выпуска, а компания Ford из-за неудачной цепной системы ГРМ даже была вынуждена заказать своим поставщикам уникальную конструкцию ремня, работающего в масляной ванне, чтобы цепной привод заменить.

Сложность замены и стоимость обслуживания

iStock

Как уже было сказано выше, ремень находится снаружи двигателя, а сама процедура замены является регламентной, то есть, входит в список обязательных регулярных работ.

Соответственно, ремень меняется не в одиночку, а в комплекте со всеми роликами и натяжителем.

Если же на систему ГРМ завязана работа помпы охлаждения, что бывает часто, то менять желательно сразу и ее, даже если к механизму претензий нет.

Если насос не заменить, а через некоторые время он начнет сбоить, придется снова все разбирать, что обойдется заметно дороже. Как уже было сказано, особое внимание сальникам распредвалов и коленвала — никаких даже мельчайших подтеков масла не допускается.

При больших пробегах авто замены скорее всего потребуют и их шкивы. Замена последних деталей может удвоить стоимость замены комплекта ремня ГРМ, но выполнить эту процедуру придется, иначе последствия могут быть куда печальнее.

В среднем стоимость замены ремня ГРМ колеблется в пределах 10-25 тысяч рублей для машин масс-сегмента.

Замена комплекта цепи ГРМ гораздо более сложная и затратная операция. Во-первых, потому, что требует частичного разбора двигателя, а то и его съема. Кроме того, обычно требуется и замена защитных крышек механизма ГРМ, которые нередко делаются одноразовыми.

Еще одна особенность — использование на некоторых моторах не одной, а сразу трех цепей — отдельно для привода распредвалов и масляного насоса, что тут же увеличивает стоимость процедуры.

Само собой, сюда же добавляется замена натяжителя и при износе все тех же шкивов распредвалов и коленвала.

Так что не удивляйтесь, если за замену цепи ГРМ с вас могут попросить от 30 до 100 тысяч рублей, если речь идет, например, о моделях премиум-марок с большими моторами.

Вывод

iStock

Отвечая на вопрос заголовка статьи, можно сказать, что никакого смысла гоняться за типом привода ГРМ нет. Цепь и ремень имеют комплекс своих достоинств и недостатков, которые нивелируют друг друга.

Ремень имеет четкое понимание времени замены, недорогие и относительно несложные ремонтные работы. Кроме того, современные ремни по прочности порой превосходят железные цепи: так известные производители ремней закладывают в них нагрузку на разрыв до 2,5 тонн. То есть, используемым вместо троса ремнем ГРМ можно утащить рамный внедорожник.

Достоинство цепи — в среднем превосходящий в два-три раза ресурс, а также сведенный практически к нулю риск обрыва. Однако, увы, вместо этого цепной механизм имеет повышенный риск проскальзывания, а также в два-три раза превосходящую стоимость замены комплекта. Так что на круг, например, никакой финансовой экономии в обслуживании между двумя типами систем нет.

Смотреть нужно на конструктивную надежность механизма ГРМ и двигателя в целом, а какого мотор типа — ременного или цепного — сегодня, по большому счету, никакой разницы нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector