Трансмиссионное масло: особенности и свойства, выбор масла

Коробку передач по праву можно назвать одним из самых дорогостоящих и сложных в обслуживании узлов автомобиля. Многие автоматические КПП являются неразборными, а значит, возникновение малейшей неисправности потребует полной замены агрегата.

Это чревато потерей не только денег, но и времени в том случае, если оригинальной модели нет в свободной продаже. Продлить срок бесперебойной работы вашей механики или автомата поможет качественное трансмиссионное масло.

О том, как его выбрать, мы поговорим в данном материале.

Любые технические масла, будь то моторные или трансмиссионные, состоят из базовых масел и модификаторов (присадок), придающих составу требуемые физико-химические свойства. Единая классификация базовых масел была разработана Американским институтом нефти (API, American Petroleum Institute) и включает в себя 6 групп.

Группа  Индекс вязкости Состав: насыщенные углеводороды     Состав: сера Способ получения
I 80-120 0.03% Селективная очистка и депарафинизация
II 80-120 >90% 120 >90% 120 Полиальфаолефины Полиальфаолефины Органический синтез
V >120 Эстеры, полиалкиленгликоли Эстеры, полиалкиленгликоли Органический синтез
VI >120 Полиалкилнафталин Полиалкилнафталин Синтез органический

Базовые масла I–III групп являются продуктом очистки мазута и относятся к минеральным, в то время как масла, получаемые методом органического синтеза (группы IV–VI), принято называть синтетическими.

Существуют и полусинтетические смазочные материалы, получаемые путем добавления синтетических компонентов к минеральной основе, что позволяет существенно улучшить эксплуатационные свойства последней.

  • гидролитическую устойчивость — не вступают в реакцию с водными растворами и не образуют соединений, вызывающих окисление металлов;
  • термостабильность — отличаются устойчивостью к воздействию экстремальных температур, практически не образуя коррозионно-активных кислот;
  • постоянство вязкостных характеристик в широком диапазоне температур.
  •   Минеральные масла стоят дешевле, однако их жизненный цикл ограничен из-за быстрого старения под действием термоокислительных процессов и механической деструкции.

    Кроме того, они непригодны для использования в механических коробках передач, оснащенных синхронизаторами из сплавов цветных металлов. Это объясняется высоким содержанием сернисто-фосфорных присадок.

    Они повышают устойчивость защитной пленки на трущихся поверхностях, но в то же время разъедают латунные детали.

    Способность трансмиссионных масел смазывать трущиеся детали и создавать на их поверхности защитную пленку определяется таким физическим параметром как вязкость. Данным термином обозначают свойство текучих субстанций оказывать сопротивление перемещению их слоев относительно друг друга.

    • Различают вязкость динамическую (характеризует силу внутреннего трения трансмиссионного масла) и кинематическую, представляющую собой отношение динамической вязкости к плотности вещества (по сути, она определяет его текучесть).
    • Классификация смазочных материалов, основанная на вязкостных показателях и характере их изменений, зависящих от температуры, была разработана сообществом автомобильных инженеров (SAE, Society of Automotive Engineers).
    • В соответствии с ней принято выделять три обширные категории трансмиссионных масел:
    • зимние,
    • летние,
    • всесезонные.

    К зимним относят трансмиссионные масла, динамическая вязкость которых при расчетной отрицательной температуре не превышает 150 000 мПа·с. Иными словами, в данную категорию входят масла, даже при сильном морозе сохраняющие свои смазывающие свойства на уровне, достаточном для того, чтобы исключить механическое повреждение трансмиссии при холодном старте.

    Они имеют маркировку вида: SAE 70W

    Здесь цифровой индекс указывает на вязкостно-температурные свойства масла, а буква W (от английского Winter — «зима») свидетельствует о том, что оно пригодно для эксплуатации в холодное время года.

    Класс по SAE  Минимальная температура, при которой динамическая вязкость составляет 150 000 мПа·с (°С)  Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)
    70W −55 4,1
    75W −40 4,1
    80W −26 7,0
    85W −12 11,0

    Здесь цифровой индекс соотносится с минимальной и максимальной кинематической вязкостью трансмиссионного масла при его нагреве до 100°С.

     Дело в том, что высокие температуры способствуют повышению текучести масел, в результате падают и их смазывающие характеристики, так как пленка, призванная защищать металл от трения, получается слишком тонкой.

    В итоге способность масла сохранять постоянство консистенции при высокой температуре оказывается не менее важным параметром, чем умение противостоять загустению в зимнее время.

     Класс по SAE  Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с) Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)
    Мин. Макс.
    80 7,0 11,0
    85 11,0 13,5
    90 13,5 18,35
    110 18,5 24,0
    140 24,0 32,5
    190 32,5 41,0
    250 41,0

    Всесезонные трансмиссионные масла имеют двойную маркировку. В качестве примера расшифруем показатель SAE 75W-80, воспользовавшись приведенными выше таблицами.

    Данное трансмиссионное масло подходит для эксплуатации при температуре вплоть до −40°С (индекс 75W) и характеризуется кинематической вязкостью от 7,0 до 11,0 мм2/с при 100°С (индекс 80).

    Большинство всесезонных масел допускают использование при температуре окружающей среды до +35°С, однако существуют и марки для жаркого климата, сохраняющие постоянство вязкостно-температурных свойств даже при +45°С (к ним относятся SAE 85W-90).

    Трансмиссионное масло: особенности и свойства, выбор масла

    Если SAE отталкивается от вязкости трансмиссионных масел, то классификация API учитывает совокупность их противоизносных и противозадирных свойств, совместимость с коробками передач различной конструкции, а также состав используемого пакета присадок.

    • противоизносные — улучшают способность масел к образованию защитной пленки, предотвращающей механический износ подвижных деталей;
    • противозадирные — препятствуют появлению на трущихся поверхностях повреждений в виде борозд, идущих по направлению скольжения;
    • противопенные — исключают образование пены, наличие которой негативно сказывается на смазывающих свойствах и вязкости масел, нарушая их однородность;
    • антиокислительные — предотвращают окисление масла, первыми вступая в реакцию с продуктами распада и образуя с ними безопасные, химически нейтральные соединения;
    • антифрикционные — способствуют снижению силы трения между соприкасающимися поверхностями за счет образования прочной, слоистой пленки (по сути, скольжение обеспечивается благодаря смещению этих слоев друг относительно друга);
    • противовибрационные — в отличие от описанных выше модификаторов, способствуют повышению коэффициента трения, за счет чего обеспечивается более плавное и мягкое сцепление.

    Минеральные масла с добавлением антиокислительных, противопенных и противоизносных присадок, не содержащие противозадирных компонентов. Подходят для смазки цилиндрических, спирально-конических и червячно-зубчатых передач, совместимы с механическими КПП без синхронизаторов. Предназначены для сельскохозяйственных и грузовых машин, работающих на низких скоростях.

    Масла с противоизносными присадками, могут включать в себя антифрикционные компоненты. Подходят для червячных передач. Как правило, применяются для смазывания трансмиссии сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства.

    Характеризуются лучшими противоизносными свойствами по сравнению с маслами GL-2, содержат вплоть до 2.7% противоизносных присадок. Не подходят для гипоидных передач, использующихся в большинстве современных авто, однако совместимы с конусными.

    Отличаются высоким содержанием противозадирных присадок (до 4%). Предназначены для конусных и гипоидных передач с малым смещением осей, агрегатов ведущего моста, несинхронизированных КПП североамериканских (Kenworth, Caterpillar, Freightliner и других) грузовиков и тягачей.

    В настоящее время используются в качестве основных трансмиссионных масел для подавляющего большинства транспортных средств, включая легковые и малые коммерческие автомобили, выпускаемые на территории Евросоюза (Audi, BMW, Volkswagen, Renault, Peugeot, Fiat), в Японии (Nissan, Mazda, Mitsubishi, Toyota) и других странах.

    GL-4 также подойдет для среднетоннажных грузовиков и автобусов, оснащенных синхронизированными коробками передач с интардером (гидродинамический тормоз-замедлитель, разработанный компанией ZF Friedrichshafen AG).

    Трансмиссия данной категории используется в коммерческом транспорте практически повсеместно, в том числе — в отечественных грузовых авто: например, Камаз 65206 комплектуется синхронизированной 16-ступенчатой механикой ZF 16S 2221.

    Концентрация противозадирных и противоизносных присадок достигает 6.5%.

    К данному классу относят масла, предназначенные для гипоидных передач со значительным смещением осей, подходящие для смазки ведущих мостов большинства современных автомобилей, в том числе — работающих в тяжелых условиях эксплуатации.

    Трансмиссионные масла API GL-5, совместимые с синхронизированными КПП, должны иметь соответствующую отметку на этикетке: они не содержат дитиофосфат цинка и другие присадки, разрушающие синхронизаторы, выполненные из медных сплавов (такие установлены, например, на Toyota Lite Ace Noah).

    Класс GL-5 включает подкласс GL-5 LS, отвечающий спецификациям MIL-L-2105D (об этой классификации речь пойдет ниже) и пригодный для смазки дифференциала повышенного трения (самоблокирующийся дифференциал).

    Как следует из названия (LS расшифровывается как Limited Slip — «ограниченное скольжение»), трансмиссионные масла, относящиеся к данной категории, отличает наличие противовибрационных присадок.

    Вследствие этого они подходят для спортивных легковых автомобилей, кроссоверов (Jeep Wrangler), некоторых фургонов (Fiat Ducato) и универсалов (таких как Audi A4 Avant, оснащенных межосевым самоблоком Torsen).

    Помимо перечисленных выше существуют и два дополнительных класса трансмиссионных масел, предложенных в 1998 году. Их появление стало плодом совместной работы специалистов API, SAE и ASTM International (American Society for Testing and Materials — Американское международное сообщество, специализирующееся на стандартизации различной продукции и материалов):

    • PG-1 (также известный как M-1): масла предназначены для использования в несинхронизированных механических КПП тяжелых автомобилей. По составу эквивалентны маслам GL-5, однако отличаются большей термической стабильностью;
    • PG-2: масла разработаны специально для ведущих мостов грузовиков и автобусов.
     Маркировка    Характеристики
     MIL-L-2105А  Практически идентичны классу API GL-4
     MIL-L-2105В  Трансмиссионные масла для гипоидных передач, требования сравнимы с API GL-5
     MIL-L-2105С  Всесезонные масла, характеристики которых соответствуют API GL-5
     MIL-L-2105D  По сравнению с MIL-L-2105С предъявляются более жесткие требования к противоизносным и   противозадирным свойствам
     MIL-PRF-2105E  Класс идентичен MIL-L-2105D, но также включает в себя спецификации API PG-1
    Читайте также:  Что такое подвеска автомобиля: устройство подвески и виды подвесок

    В сопроводительной документации мы увидим уже знакомые аббревиатуры:API GL-5; MIL-PRF-2105E; SAE 75W-90

    • Маркировка API GL-5 (MIL-PRF-2105E) свидетельствует о том, что трансмиссионное масло предназначено для гипоидных передач и ориентировано на грузовые автомобили, работающие в тяжелых условиях, в том числе — с увеличенными межсервисными интервалами. Оно отличается высокой термической стабильностью, а концентрация противозадирных и противоизносных присадок в нем достигает 6.5%
    • Маркировка SAE 75W-90 указывает, что рассматриваемое трансмиссионное масло относится к категории всесезонных и подходит для эксплуатации при температуре окружающей среды от −40°С до +35°С. Его вязкость при нагреве до 100°С остается в пределах 13,5–18,5 мм2/с.

    Таким образом, мы получили практически исчерпывающую информацию об интересующем нас масле, узнав его физические свойства, оптимальную температуру эксплуатации и конструкцию трансмиссии, с которой гарантирована совместимость.

    Информация с сайта партнера Лукойл.

    Лекция № 11 Трансмиссионные масла

    План лекции

    1.
    Эксплуатационные требования к качеству
    трансмиссионных масел.

    2. Основные свойства
    трансмиссионных масел.

    3. Масла для
    автоматических коробок передач.

    4. Классификация
    и обозначение масел по ГОСТ.

    1. Эксплуатационные требования к качеству трансмиссионных масел

    Трансмиссионные
    масла предназначены для механизмов
    агрегатов
    трансмиссии автомобилей, тракторов и
    других транспортных
    средств.

    Условия работы трансмиссионных
    масел имеют ряд особенностей:
    высокие
    удельные давления

    в зоне зацепления зубчатых
    колес, условия
    граничного трения
    ,
    тепловые вспышки в зоне контакта,
    высокие
    скорости относительного скольжения

    зубьев и
    др.

    К тому же условия работы смазочных
    материалов в различныхмеханизмах
    трансмиссий не одинаковы. Поэтому
    трансмиссионные
    масла различают по целевому назначению.

    Например,
    масла для коробок
    передач, для механизмов рулевого
    управления, для гипоидных
    передач и т. д.

    Но даже в одном определенном
    механизме трансмиссии,
    например, в главной передаче автомобиля,
    к
    условия работы масла изменяются в очень
    широких пределах как по
    температурному режиму, так и по удельному
    давлению и скорости скольжения в зоне контакта. Это очень
    осложняет процесс правильного
    подбора и применения трансмиссионных
    масел.

    Для
    гидромуфт и гидротрансформаторов с их
    специфическими условиями
    используются специальные марки масел.

    Наиболее
    перспективным является создание
    универсальных
    и
    желательно всесезонных трансмиссионных масел,
    пригодных для всех
    основных механизмов трансмиссий. Такие
    масла уже созданы
    и применяются.

    С
    помощью трансмиссии, и ее отдельных
    агрегатов передается и
    преобразовывается крутящий момент от
    двигателя к движителю, т.
    e.
    к колесам, гусеницам, гребному винту и
    т. д., причем это сопровождается
    смягчением динамических нагрузок
    демпфированием вибрациями
    и снижением уровня шума.

    Практически
    в каждом агрегате трансмиссии имеются
    зубчатые передачи, подшипники и уплотнения,
    нормальная работа которых во
    многом, а часто полностью, определяется
    свойствами и показателями
    качества смазочных материалов.

    В отличие
    от других механизмов, для механизмов
    трансмиссии требуются масла с определенными
    специфическими качествами и, прежде
    всего, с высокой прочностью масляной пленки.

    Основным узлом трения в механизмах трансмиссии является зубчатая
    передача, поэтому требования к смазочным
    материалам этого узла следует считать
    основными и определяющими.

    Экспериментально установлено, что даже
    в самых простых и
    умеренно нагруженных цилиндрических
    и конических передачах давление между зубьями в зоне их зацепления достигает 200-600 МПа. В спиральных
    конических передачах оно возрастает в
    2-3
    раза и достигает 1-2 ГПа. Особо высокими
    удельными давлениями отличаются гипоидные зацепления, наиболее часто применяемые в
    главных передачах легковых, а в последнее
    время и грузовых автомобилей.

    Даже
    без учета динамических и ударных
    нагрузок, характерных для автомобильных трансмиссий в зоне зацепления гипоидных передач,
    наблюдаются удельные давления до 4-4,5
    ГПа.

    Трудные условия работы масла в гипоидных передачах
    усугубляются еще тем,
    что в этом зацеплении происходит
    относительное скольжение соприкасающихся участков зубьев со скоростями до 10
    м/с, что приводит
    к выдавливанию масла из зоны зацепления,
    локальному повышению
    температуры до 350—400 °С (тепловой вспышке).

    Хорошие
    вязкостно-температурные свойства, т.
    е. пологая вязкостно-температурная характеристика, имеющая важное
    значение для
    моторных масел и смазочных материалов,
    работающих в агрегатах трансмиссии, приобретают особое значение.

    Известно, что скорость прогревания масла в трансмиссии (в
    главной передаче, в
    раздаточной коробке, в рулевом механизме)
    значительно меньше, чем
    в двигателе.

    Даже при испытаниях на
    стенде с беговыми барабанами масло в
    главной передаче прогревается в 2-4 раза
    медленнее, чем
    в двигателе.

    Малый приток тепловой
    энергии и большие поверхности теплоотвода замедляют прогрев масла, и автомобиль или трактор
    значительное время работает при очень
    высокой его вязкости.
    Это вызывает большие потери энергии в
    трансмиссии, а, следовательно, существенно снижается топливная экономичность (на 8—12
    %, а иногда и более).

    Долгое время в качестве
    трансмиссионных масел
    применяли остаточные
    неочищенные масла, например, нигрол
    вязкостью 20-35 мм2/с
    при 100 °С.

    Эти масла при понижении
    температуры из-за высокого
    содержания в них смолистых и ряда других
    естественных поверхностно-активных
    веществ резко увеличивали свою вязкость,
    достигавшую
    50 000-100 000 мм2/с при 0 °С.

    При отрицательных температурах
    эти масла настолько становились
    вязкими, что без предварительного прогрева заднего моста движение
    автомобиля было
    невозможно. При температуре масла,
    близкой к 0 °С, потери мощности
    в трансмиссии достигали 45—50 % мощности
    двигателя.

    В
    настоящее время получение трансмиссионных
    масел основано на иных принципах. Их
    высокая маслянистость достигается
    введением
    специальных
    присадок.

    Поэтому
    лучшие современные трансмиссионные
    масла могут работать
    в очень широком диапазоне температур
    от +100 до -45 °С, причем
    их кинематическая вязкость при температуре
    -45 °С составляет
    не более 2500 мм2/с,
    а температура застывания -50 °С.

    Учитывая
    условия работы трансмиссионных масел,
    можно сформулировать
    основные требования
    к их показателям качества
    :

    1. невысокая кинематическая вязкость при рабочих температурах возможно пологая вязкостно-температурная характеристика, особенно в области отрицательных температур;

    2. возможно большая прочность масляной пленки, обеспечивающая надежное и по возможности полное разделение поверхностей зубьев в зоне контакта.

    Кроме
    этого, трансмиссионные масла должны
    обладать высокими антипенными
    свойствами, минимально возможной
    коррозионной агрессивностью, хорошими
    защитными свойствами, высокой
    стабильностью, т. е. неизменностью
    первоначальных свойств, и не должны
    разрушать
    уплотнительные материалы узлов
    трансмиссии.

    Одновременно
    трансмиссионные масла должны удовлетворять
    требованиям
    ,
    к которым относят:

    • уменьшение износа всех деталей трансмиссии;
    • снижение потерь энергии, передаваемой от двигателя к ходовой части автомобиля;
    • отвод тепла, вымывание и удаление из зон трения продуктов износа и других загрязняющих масло примесей;
    • отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям трансмиссии;
    • снижение вибрации и шума шестерен и защита их от ударных нагрузок;
    • отсутствие вспенивания и меньшее изменение свойств масла.

    Условия
    работы трансмиссионных и моторных масел
    существенно отличаются друг от друга.
    Температурный режим, частота вращения
    шестерен, удельное давление в зоне их
    контакта – основные факторы предопределяющие
    условия работы масла в зубчатой передаче.

    Температура
    масла в агрегатах трансмиссии колеблется
    в широких пределах, а это влияет и на
    интенсивность истирания зубьев шестерни.
    С повышением температуры интенсивность
    изнашивания замедляется, и постепенно
    этот процесс при температуре масла
    70-80 °С и воздуха 30-40 °С стабилизируется.

    По
    уровню напряженности работы зубчатых
    передач трансмиссионные масла можно
    разделить на следующие
    группы
    :

    • универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссий;
    • общего назначения для цилиндрических, конических и червячных передач;
    • для гипоидных передач грузовых и легковых автомобилей;
    • для гидромеханических передач;
    • для гидрообъемных передач.

    Общее
    требование для всех масел

    – надежное разделение контактирующих
    зубьев шестерен, защита поверхностей
    от износа, снижение потерь на трение.

    В
    зависимости от климатических условий
    могут входить летние,
    зимние, всесезонные, северные и арктические
    масла
    ,
    различающиеся вязкостно-температурными
    свойствами.

    Смазывающая
    способность

    (маслянистость) трансмиссионных масел
    зависит от их состава, определяемого
    методом получения: путем смешения
    маловязких масел с остаточными маслами
    или с экстрактом, получаемым после
    селективной очистки, в которых сохраняются
    естественные поверхностно-активные
    вещества, находящиеся в исходном сырье.
    Повышению смазочных свойств трансмиссионных
    масел способствует добавление
    антифрикционных, противоизносных и
    противозадирных присадок.

    Читайте также:  Восклицательный знак на панели приборов: что значит

    Роль
    антифрикционных присадок

    – снижение или стабилизация коэффициента
    трения соприкасающихся поверхностей.
    Для этого используют вещества, обладающие
    поверхностной активностью: животные
    или растительные жиры, жирные кислоты
    и их эфиры, нафтеновые кислоты, мыла
    жирных кислот и др.

    Смазочные
    свойства

    трансмиссионных масел в качестве
    присадок улучшают органические вещества;
    металлоорганические соединения свинца,
    цинка, алюминия молибдена, вольфрама и
    др.; сложные соединения, эффективность
    действия которых зависит от их активности
    и концентрации в масле.

    Смазывающую
    способность, противозадирные и
    противоизносные свойства трансмиссионных
    масел оценивают экспериментальным
    путем на машинах трения.

    Характеристики трансмиссионных масел

    К трансмиссионным маслам относятся жидкости, обеспечивающие стабильную работу таких важных элементов автомобиля, как коробка передач, раздаточная коробка или ведущие ходовые мосты. Многие водители зачастую уделяют трансмиссионным маслам недостаточно внимания и не придают значения типу и качеству этой жидкости.

    При этом автопроизводители стараются тщательно прописывать характеристики смазки, совместимой с конкретным транспортным средством. Из-за этого после очередной замены масло может хуже отвечать требуемым свойствам, что логичным образом может привести к более быстрому износу важных элементов автомобиля и его выходу из строя.

    Поэтому знание характеристик масляной жидкости не может быть лишним для любого водителя.

    Главной задачей, возлагаемой на трансмиссионные масляные жидкости, является защита деталей автомобиля от взаимного трения путем создания на их поверхности защитной пленки. В этом их предназначение мало чем отличается от моторных масел.

    Следовательно, основным требованием к трансмиссионным маслам является их способность выдерживать сильные интенсивные нагрузки без разрыва защитного смазочного слоя.

    Также среди ключевых требований, предъявляемых к масляной жидкости, можно выделить:

    • понижение ударной нагрузки;
    • снижение уровня шума;
    • уменьшение нагрева деталей при работе;
    • снижение вибрации;
    • уменьшение потерь на трение.

    Комплекс выполненных требований в конечном счете приводит к увеличению сроков службы элементов трансмиссии и повышению безопасности при пользовании транспортным средством. Важным качественным показателем масла также является его низкая токсичность и доступность для вторичной переработки.

    Для реализации всех этих требований масло должно быть не склонно к пенообразованию, иметь химическую стабильность, не оказывать разрушительного воздействия на резиновые уплотнители узлов автомобиля и обладать рядом другим полезных свойств.

    С этой целью масляную жидкость усиливают дополнительными присадками, которые позволяют ей оставаться работоспособной на протяжении всего срока эксплуатации.

    Классификация трансмиссионных масел

    Масла прежде всего отличаются между собой по виду базовой основы, на которой они изготовлены. Она может быть:

    • минеральной;
    • синтетической;
    • полусинтетической.

    В первом случае основой служит нефть, и данный продукт является наиболее распространенным и привычным. Во втором и третьем случаях при производстве применяется метод химического синтеза. У каждого из способов есть свои плюсы и минусы.

    Например, минеральные масла имеют меньший срок пользования, но несут и меньшие расходы на производство. Синтетические и полусинтетические жидкости более дорогие в производстве, но могут иметь больший срок службы.

    Еще одними характеристиками, используемыми при делении трансмиссионных масел на классы, являются их вязкость (SAE) и эксплуатационные свойства (API).

    Классификация по SAE

    С помощью данной системы трансмиссионные масла классифицируются на летние и зимние. В описании каждого класса присутствует числовое или буквенно-числовое обозначение, указывающее на уровень работоспособности масляной жидкости при высоких или низких температурах. К летним классам относятся SAE 80, 85, 90, 140, 250.

    Чем больше число, тем выше может быть температура, при которой масло сохраняет свои полезные свойства. Зимних классов четыре: 70W, 75W, 80W, 85W. Чем меньше числовой показатель, тем ниже температура, при которой возможна нормальная вязкость. В частности, при маркировке масла SAE 70W максимально низкая температура составляет: -55 ˚C.

    Также существуют универсальные всесезонные масла. Они могут иметь маркировки 75W-80, 80W-90 и т. д.

    Классификация по API

    Данная система разработана Американским нефтяным институтом. Она предполагает деление масел на шесть групп по областям их применения.

    Наименование каждого класса выглядит следующим образом: буквенное обозначение состоит из аббревиатуры GL (Gear lubricant), цифровое указывает на вид передачи, в которой рекомендуется использовать масляную жидкость.

    В современных автомобилях преимущественно используются третий, четвертый и пятый классы. В их составе присутствует ряд различных противозадирных, противоизносных и других видов присадок.

    Оба варианта классификации дополняют друг друга и позволяют подобрать оптимальный вид трансмиссионного масла для конкретного автомобиля.

    Выбор правильной масляной жидкости

    Параметры масла указываются непосредственно на канистре, поэтому, зная особенности своего автомобиля, можно выбрать подходящий вариант сразу при покупке. На канистре указываются:

    • производитель масла;
    • классификация по SAE;
    • классификация по API;
    • химическая основа;
    • дата производства и номер партии.

    В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописаны все его технические характеристики, опираясь на которые нужно делать выбор. Тип передачи автомобиля поможет сориентироваться при подборе масла по классификации API.

    • Класс GL-3 хорошо подходит для грузовых автомобилей со спирально-коническими передачами. В его составе присутствуют слабые противозадирные присадки;
    • класс GL-4 подходит для машин с передним приводом и механической коробкой передач, а в своем составе содержит присадки средней активности;
    • GL-5 содержит активные противозадирные и противоизносные присадки, что позволяет использовать его в легковых и грузовых автомобилях с гипоидными передачами.

    Масло более низкого класса значительно сократит срок службы важных узлов автомобиля, а использование более высокого класса масляной жидкости зачастую может быть не оправданно экономически. Наконец, каждый автолюбитель должен учитывать и другие важные критерии при выборе масла:

    • не приобретать масляную жидкость в канистрах без указанных на них характеристик;
    • стараться совершать покупки только в специализированных магазинах или автосервисах;
    • учитывать условия, в которых планируется использование транспортного средства (например, дальний переезд в регион с холодным или жарким климатом);
    • использовать масло той же марки, что и ранее, если не предполагается промыв узлов автомобиля.

    Правила замены трансмиссионного масла

    • Автомобиль должен быть зафиксирован по нормам безопасности на эстакаде или смотровой яме;
    • двигатель необходимо заглушить, машине дать остыть;
    • открутить маслозаливную и маслосливную пробки;
    • масло сливается в заранее подготовленную емкость. Желательно слить жидкость полностью или максимально возможно, так как это может влиять на срок действия новой жидкости;
    • вкрутить маслосливную пробку, приподнять машину и залить новое масло;
    • проверить автомобиль на наличие течи, завернуть маслозаливную пробку. Автомобиль готов к дальнейшей работе.

    Для гарантии правильности выполнения всех этапов замены рекомендуется проводить операцию с помощью специалистов автосервиса.

    Выводы

    Трансмиссионное масло является одним из важных расходных элементов, гарантирующих стабильную работу ключевых узлов транспортного средства. Перед приобретением масла для замены необходимо внимательно изучить его маркировку и сопоставить с рекомендуемыми характеристиками для Вашего автомобиля.

    От правильности выбора зависит срок службы не только самой масляной жидкости, но таких элементов, как коробка передач или ведущие ходовые мосты. Вы можете воспользоваться рекомендациями сайта компании Rolf при подборе трансмиссионного масла. Для этого достаточно ввести марку и модель своего автомобиля.

    Масло трансмиссионное: основа надежности и долговечности трансмиссий

    Трансмиссия автомобиля, трактора и другой техники — это десятки и сотни шестерен, которые требуют постоянной смазки. Для таких агрегатов используются специальные трансмиссионные масла — все об этих смазочных материалах, их существующих типах, составе и особенностях, вы можете узнать в данной статье.

    Что такое трансмиссионное масло?

    Трансмиссионное масло (ТМ) — специализированный смазочный материал, используемый в узлах и агрегатах трансмиссий транспортных средств (ТС), тракторов и с/х машин и техники различного назначения.

    В каждом ТС или машине специального назначения имеется трансмиссия — система, изменяющая и передающая крутящий момент от двигателя к ведущим колесам.

    Читайте также:  Залило свечи: что делать и как завести машину

    Любой узел и агрегат трансмиссии имеет трущиеся детали и зубчатые передачи, выполненные на различных типах шестерен.

    Для нормальной работы деталей трансмиссии необходима смазка, эта задача решается применением специальных материалов — трансмиссионных масел.

    Трансмиссионные масла выполняют несколько функций:

    • Снижают интенсивность износа компонентов;
    • Защищают поверхности шестерней, валов и других металлических деталей от появления задиров и иных повреждений;
    • Снижают интенсивность процессов коррозии;
    • Обеспечивают частичное охлаждение наиболее нагруженных деталей и точек контакта трущихся деталей;
    • Обеспечивают очистку поверхностей компонентов от продуктов их износа.

    Трансмиссионные масла, как и любые другие смазочные материалы, со временем теряют свои качества, приходят в негодность и требуют замены. От правильного выбора масла зависит качество работы трансмиссии и ресурс ее агрегатов, поэтому прежде, чем идти в магазин за новым трансмиссионным маслом, следует разобраться в существующих типах этих материалов, их особенностях и применяемости.

    • 1 380 ₽
    • 3 130 ₽
    • 6 070 ₽
    • 870 ₽
    • 3 460 ₽
    • 17 950 ₽
    • 1 955 ₽
    • 9 440 ₽
    • 3 468 ₽
    • 2 150 ₽

    Показать все товары

    ТМ любых типов содержат несколько компонентов:

    • Базовое минеральное масло, полученное в результате перегонки нефти;
    • Пакет присадок — противоизносных, противозадирных, противокоррозионных, многофункциональных.

    Большинство современных масел в качестве основы имеют минеральные компоненты, значительно реже встречаются полусинтетические, а в пакет присадок входят противоизносные и противозадирные компоненты.

    Трансмиссионные масла отличаются вязкостью и параметрами, что определяет их применяемость в зависимости от климатических условий, конструктивных типов агрегатов трансмиссий и степени их нагруженности.

    Для классификации данной группы смазочных материалов используются стандарты API (American Petroleum Institute, Американский институт нефти), SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров) и российский ГОСТ 17479.2-2015.

    Каждый из стандартов имеет свои особенности и системы классификации ТМ.

    Широкий ассортимент трансмиссионных масел

    Классификация трансмиссионных масел по API

    Спецификации распространяются на смазку для МКПП и ведущих мостов различных по классам и типам колесных ТС. Данным стандартом регламентируются следующие типы материалов:

    • GL-1 — жидкости без присадок или с небольшим количеством универсальных комплексов, используются в КП без синхронизаторов, конусных и червячных передачах грузовых ТС и с/х-машин;
    • GL-2 — масла для с/х машин и тракторной техники, для червячных передач средней нагруженности, обычно содержат только противоизносные присадки;
    • GL-3 — масла для грузовых ТС, для конусных и иных передач (но не для узлов с гипоидными шестернями) малой и средней нагруженности, в состав входят противоизносные присадки;
    • GL-4 — универсальные трансмиссионные масла для главных передач (конусных и гипоидных с малым смещением) и КП любой степени нагруженности различных типов транспортных средств. В состав входят эффективные противозадирные присадки;
    • GL-5 — масла для высоконагруженных передач с гипоидными шестернями. В состав входят эффективные противозадирные и другие присадки. Некоторые типы масел данной группы могут использоваться в КП, а также в дифференциалах (такие материалы имеют индекс LS);
    • GL-6 — масла для высокоскоростных гипоидных передач со значительным смещением, отличаются повышенным содержанием противозадирных компонентов;
    • MT-1 — масла для несинхронизированных КП, работающих под высокими нагрузками, по основным характеристикам соответствуют материалам группы GL-5, однако лучше противостоят высоким температурам.

    На современных ТС наиболее широко применяются жидкости групп GL-3 – GL-5, которые эффективно работают как в редукторах, так и в МКПП.

    Классификация трансмиссионных масел по SAE

    Спецификация SAE J306 классифицирует ТМ в соответствии с их кинематической вязкостью при различной степени нагрева (или охлаждения). В соответствии с данным документом выделяется две группы жидкостей:

    • Зимние (winter) — классы 70W, 75W, 80W и 85W;
    • Летние — классы 80, 85, 90, 110, 140, 190 и 250.

    Зимние (или сезонные для холодного времени года) масла классов 70W, 75W, 80W и 85W остаются текучими при значительном охлаждении (на морозе), обеспечивая запуск и работу транспортного средства зимой. Данные масла сохраняют рабочую вязкость до различных температур: 70W — до -55°C, 75W — до -40°C, 80W — до -26°C, 85W — до -12°C.

    Летние (или сезонные для теплого времени года) масла отличаются от зимних тем, что сохраняют нормальную вязкость при повышенных температурах, обеспечивая эффективную смазку трущихся деталей.

    На практике чаще всего выпускаются универсальные жидкости, сохраняющие нормальную вязкость в широком диапазоне температур. Например, наибольшей популярностью пользуются продукты с маркировкой 75W-90, которые могут работать при охлаждении вплоть до -40°C.

    Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2

    В России действует документ ГОСТ 17479.2-2015, регламентирующий основные характеристики трансмиссионных масел для всех наземных колесных транспортных средств, тракторов, с/х машин и иной техники.

    При разработке данного ГОСТа учитывались обе рассмотренные выше спецификации. Стандартом предусмотрена классификация жидкостей по их кинематической вязкости при различной степени нагрева/охлаждения, и параметрам.

    По параметрам (областям применения) трансмиссионные масла делятся на ряд категорий:

    • 1 — масла без присадок, используемые только в конических и червячных передачах;
    • 2 — масла с противоизносными присадками, предназначены для средненагруженных (как механически, так и термически) конических и червячных передач;
    • 3 — масла с противозадирными присадками, предназначены для средненагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;
    • 4 — масла с эффективными противозадирными присадками, предназначены для термически и механически высоконагруженных цилиндрических, гипоидных и спирально-конических передач;
    • 5 — масла с эффективными противозадирными и универсальными комплексами присадок, предназначены для высоконагруженных передач с гипоидными парами, подвергающихся, в том числе, и ударным нагрузкам различной интенсивности. К этому классу относятся и жидкости универсального назначения.

    По вязкостным характеристикам трансмиссионные масла делятся на две основные группы:

    • Зимние — 5з, 9з, 12з и 18з;
    • Летние — 9, 12, 18 и 34.

    Зимние ТМ сохраняют нормальную вязкость при значительном охлаждении, предельные значения зависят от класса: 5з — до -55°C, 9з — до -40°C, 12з — до -26°C, 18з — до -12°C.

    Летние масла, напротив, не становятся слишком жидкими при повышенных температурах. На практике самое широкое применение находят всесезонные масла, вязкость которых лежит в широких пределах.

    Например, наиболее распространено масло ТМ-5-9з/18, которое соответствует маслам GL-5 по API и SAE 75W-90.

    В маркировке трансмиссионных масел производители вправе указывать не только класс и группу материала по ГОСТ, но и соответствующую им группу в соответствии со стандартами API и SAE.

    В соответствии со стандартом маркировка трансмиссионных масел состоит из букв «ТМ» («трансмиссионное масло»), за которой идет указание группы эксплуатационных характеристик (от 1 до 5), а затем указание класса вязкости. Если масло всесезонное, то классы вязкости указываются через косую черту.

    Особенности выбора и замены трансмиссионных масел

    Замена трансмиссионного масла

    При подборе ТМ необходимо учитывать рекомендации производителя транспортного средства — для каждого агрегата трансмиссии обязательно указываются группы и классы используемых расходных материалов.

    Если таких рекомендаций нет, то следует выбирать масло в соответствии с типом передач и конструктивных особенностей агрегатов. Например, для грузовых транспортных средств без передач гипоидного типа чаще всего используются масла GL-3, с гипоидными передачами — GL-5, в легковых авто тоже чаще всего применяются масла GL-5.

    При выборе жидкости также нужно учитывать климатические условия, и заливать масла соответствующих классов.

    Замену трансмиссионного масла следует выполнять каждые 30-60 тысяч км пробега в зависимости от нагруженности агрегатов трансмиссии.

    Операции по замене жидкостей необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации и ТО конкретного транспортного средства.

    Обычно для этого необходимо слить старое масло, в некоторых случаях — промыть агрегат специальными составами, а затем залить новое масло.

    При верном подборе и замене масла трансмиссия автомобиля, трактора или машины будет работать качественно и надежно, на протяжении многих лет сохраняя свои эксплуатационные характеристики.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector