Сегодня поговорим про причины стука гидрокомпенсатора и способы решения данной проблемы.
Газораспределительный механизм силовой установки автомобиля является очень важной ее составляющей, поскольку обеспечивает своевременную подачу воздуха или горючей смеси в цилиндры и отводит из них отработанные газы.
Расположение распределительного вала
- На современных авто чаще всего используют механизм с верхним расположением распределительного вала, что позволило уменьшить металлоемкость конструкции и как следствие – увеличение надежности.
- Поскольку при нагреве металл расширяется, а клапана постоянно находятся в зоне высокой температуры, для предотвращения его поджимания, вследствие чего он неплотно садится в седло, предусмотрен тепловой зазор между стержнем клапана и кулачном распредвала.
- При этом тепловой зазор имеет определенную величину, чтобы обеспечить максимально возможное открытие клапана, исключая его поджимание.
- Раньше у двигателей с верхним расположением распределительного вала тепловой зазор регулировался путем помещения между стержнем клапана и кулачком распредвала регулировочных шайб определенной толщины.
- Недостатком применения этих шайб являлась потребность в периодической проверке зазора и регулировке его путем подбора шайб.
- Сейчас же для обеспечения теплового зазора все чаще применяются гидрокомпенсаторы, по-народному — гидрики, использование которых исключил потребность в регулировке зазора, и все потому, что зазор регулируется за счет давления масла.
- Располагаются гидрокомпенсаторы, как и регулировочные шайбы, между стержнем клапана и кулаком распредвала.
- Внешне гидрик выглядит как небольшой поршенек, поэтому в головке предусмотрены посадочные места под них.
Конструкция и принцип работы
Сама же конструкция гидрокомпенсатора проста. Состоит он из цилиндрического поршня, днище которого и воспринимает усилие от кулачка распредвала.
Внутри этого поршня в своем посадочном месте установлен плунжер, посредством которого передается усилие через поршень от кулачка к стержню клапана (смотрите фото выше).
В своем посадочном месте плунжер свободно перемещается, обеспечивая тепловой зазор.
Работает гидрик так: при работающем двигателе кулачок набегает на днище поршня гидрокомпенсатора и смещает его вниз. Перемещаясь, поршень посредством плунжера давит на клапан, и он открывается.
Регулировка же зазора выполняется маслом.
Масляный насос подает рабочую жидкость в головку под давлением. В гидрике оно попадает в подплунжерное пространство, и смещает плунжер внутри посадочного места.
Чем выше давление масла, тем больше оно будет давить на плунжер и тем сильнее он выйдет из посадочного места.
При снижении давления – плунжер снова заходит в посадочное место. Таким образом тепловой зазор между плунжером и стержнем клапана регулируется самостоятельно и зависит от давления в системе смазки.
- Чтобы масло не вытекало из гидрокомпенсатора после остановки мотора, в каналах подачи масла в головке блока установлены шариковые клапана.
- Имея такое преимущество, как отсутствие потребности в регулировке, гидрокомпенсатор имеет и один существенный недостаток – высокая чувствительность к моторному маслу.
Можно ли использовать присадки для гидрокомпенсаторов
Причины стука гидрокомпенсаторов
Гидрокомпенсатор все-таки не регулировочная шайба, которая может разве что только уменьшиться в толщине из-за постоянного трения, он вполне может выйти из строя.
Проблемы с работой гидрика проявляются в виде отчетливо слышимого стука во время работы силовой установки. Причем стук может быть на одних режимах работы мотора, а на других он исчезает.
- Также стук гидрокомпенсаторов может проявляться при непрогретом двигателе и исчезать после достижения оптимальной температуры или же наоборот.
- Чаще всего причиной стука гидрика является моторное масло, хотя есть и достаточно других причин.
- Если при запуске силовой установки слышен стук гидрокомпенсаторов, но при этом он быстро стихает – это не является причиной выхода их из строя.
- Просто после очередной остановки силового агрегата часть клапанов остаются выжатыми из-за расположения распредвала, каналы подачи масла тоже остаются открытыми и рабочая жидкость из гидрика через них стекает.
- При запуске же количество масла в каналах быстро восполняется.
- Но если стук на холодном двигателе продолжается длительное время или до полного прогрева мотора – это свидетельствует о возникших неисправностях в работе.
- Стучит гидрокомпенсатор на холодную.
- Стук на холодную может свидетельствовать о:
- Механический износ плунжера и его посадочного места. В таком случае рабочая жидкость не сохраняет свое давление и постоянно вытекает из подплунжерного пространства;
- Заклинивание плунжера в посадочном месте из-за загрязнения;
- Заклинивание в открытом положении шарикового клапана вследствие его загрязнения;
- Засорение канала подачи масла. При прогреве же засор вымывается текучим маслом и гидрокомпенсатор работает нормально;
- Применение на авто масла с повышенной вязкостью. При работе холодного двигателя вязкое масло просто не успевает поступать в гидрокомпенсатор;
- Выработанный ресурс масла, а также значительное его засорение продуктами трения;
- Значительное засорение масляного фильтра, вследствие чего пропускная способность его падает, и холодное масло не подается в полном объеме в ГБЦ.
- Причины возникновения стука гидриков на холодном моторе во многом сходны с причинами их стука на горячем.
- Стук гидрокомпенсатора на горячем двигателе.
- Появление стука может быть из-за механического износа, заклинивания плунжера или клапана.
- По поводу масла стоит отметить, что стук на горячую может быть из-за сильно текучего масла, тогда масляный насос не может обеспечить должное давление.
- Еще одной причиной стука как на холодную, так и на горячую, может является износ масляного насоса с последующим падением его производительности.
Последствия появившегося стука
- Интересно, что к каким-либо повреждениям других механизмов силовой установки поломка гидрокомпенсаторов не приводит.
- У стучащих гидрокомпенсаторов всего лишь нарушается тепловой зазор, что приводит только к снижению мощности и приемистости силовой установки и повышению расхода топлива.
- Но появившийся стук может сигнализировать о нарушении в работе системы смазки, поэтому важно узнать, почему они застучали и устранить проблему.
- Что касается применения на авто систем газораспределения SOHC и DOHC, то разница лишь в количестве установленных гидрокомпенсаторов.
- Так, на современных авто, в том числе и отечественных, к примеру, ВАЗ 2112 и Лада Приора уже используется система газораспределения DOHC, с 4 клапанами на цилиндр, а значит и с 4 гидриками, общее же количество их – 16.
- Причины появившегося стука для всех авто, в том числе и упомянутых, одинаковы.
- Наличие такого количества гидриков влияет лишь на более затрудненное выявление застучавшего гидрокомпенсатора, если стучит только один или несколько из общего количества.
Выявление неисправных гидрокомпенсаторов
Выявить застучавший гидрокомпенсатор, в принципе, несложно. Достаточно с авто снять клапанную крышку, чтобы получить частичный доступ к ним, которого будет достаточно для проверки.
Чтобы проверить гидрики, достаточно воспользоваться не толстым деревянным бруском.
Проверка осуществляется путем нажатия на днище гидрика. При создании усилия он начнет утапливаться в своем посадочном месте. Важно при проверке, чтобы на днище гидрика не воздействовал кулачек распредвала.
Заклинивший гидрокомпенсатор созданным усилием попросту не будет утапливаться в посадочном месте, воздействия человека будет недостаточно, чтобы преодолеть усилия пружины клапана.
Если же в нем отсутствует масло по какой-либо из перечисленных причин, утапливание гидрика в посадочном месте будет производиться при значительно меньшем усилии, чем нормально работающих.
Таким методом можно вычислить поломанные гидрокомпенсаторы.
Стук в двигателе автомобиля, причины, способы диагностики
Устранение появившегося стука
Но при появлении стука не обязательно сразу проверять наличие вышедших из строя гидриков. Часто причиной стука становиться масло, поэтому для начала можно заменить масло вместе с фильтром.
После слива масла и заливки нового, первый запуск будет сопровождаться их стуком, поскольку масла в них нет и все каналы пусты.
Через определенное время стук должен прекратиться. Важно только подбирать масло, рекомендованное для использования заводом-изготовителем авто. Также перед заливкой нового масла желательно систему смазки промыть.
Если замена масла не устранила стук, тогда уже и проверяется, какие гидрики стучат. После выявления неисправных гидриков, их нужно снять с авто, для чего потребуется демонтаж из головки распредвала.
После извлечения гидриков их можно попытаться промыть в бензине или керосине, чтобы удалить грязь на плунжерах, если таковая имеется.
После промывки они ставятся на место и проверяется, продолжают ли они стучать. Важно проследить, чтобы каждый извлеченный гидрокомпенсатор ставился строго на свое место, перепутывать их нельзя.
В случае, когда промывка не помогла, возможен сильный механический износ. Тогда гидрокомпенсаторы заменяются, поскольку они не ремонтируются.
Комплект для ВАЗ 2112.
Если гидрики новые и залито свежее масло, но они продолжают стучать, возможно, забиты каналы подачи масла. Тогда придется снимать ГБЦ и промывать ее полностью.
Когда промывка ГБЦ не помогла, это указывает на значительный износ масляного насоса, тогда уже потребуется его замена. Но случается это очень редко, обычно замена масла, а также промывка или замена гидрокомпенсаторов проблему устраняют.
- Другие неисправности и способы их устранения.
- Лучше всегда искать причину появившегося стука гидрокомпенсаторов последовательно, выполняя одну операцию за другой начиная с простейшего и переходя к более сложному.
Такая последовательность значительно может сэкономить средства и время. Также по каким причинам и на каких двигателях гнет клапана.
Стучат гидрокомпенсаторы на холодном и горячем двигателе: диагностика, ремонт
Работа двигателя внутреннего сгорания непременно связана с выделением тепла. Как известно из курса физики, при взаимодействии тепла с металлом, он расширяется.
Конструкторы моторов принимают этот факт во внимание при их проектировке и предусматривают тепловые зазоры.
Особое внимание при расчете тепловых зазоров уделяется клапанному механизму автомобиля, где ошибка может привести к прогоранию клапана или появлению стуков в двигателе.
Чтобы автомобильные мастерские и водители могли контролировать зазор, в клапанном механизме двигателя присутствует возможность его регулировки. Выполнять ее требуется по ходу эксплуатации машины, поскольку изношенные детали ведут к изменению зазора.
Изначально регулировка зазора выполнялась при помощи шайб и рычагов, что было крайне неудобно, а для конечного автомобилиста еще и слишком сложно.
Со временем конструкторы предложили более современное решение – использование гидрокомпенсаторов. Данные механизмы самостоятельно выбирают необходимый зазор и не нуждаются в дополнительных настройках.
Но и с ними могут возникнуть проблемы, и наиболее известные из них – это появление стука в процессе работы двигателя.
Что собой представляют гидрокомпенсаторы
Автомобильный гидрокомпенсатор представляет собой поршень, с дном которого взаимодействует кулачок распределительного вала. В поршне находится шариковый клапан, задачей которого является открытие заслонки для поступления масла в полость поршня. За передачу усилия от кулачка распределительного вала к стержню клапана отвечает плунжер.
В процессе работы внутрь поршня поступает масло. Оно заполняет свободное пространство, после чего начинает давить на плунжер. Это приводит к его перемещению вместе с поршнем вверх до тех пор, пока механизм не упрется в кулачок распределительного вала.
Таким образом, удается достичь автоматического выбора оптимального зазора за счет механизма гидрокомпенсатора.
Когда кулачок распределительного вала надавливает на поршень гидрокомпенсатора, часть масла из него выливается, после чего шариковый клапан блокирует путь маслу, поршень опускается вниз и создается зазор.
Гидрокомпенсатор, в отличие от шайб и рычагов, не требует дополнительной настройки при износе деталей двигателя. Зазор в любом случае регулируется, благодаря поступлению большего количества масла внутрь гидрокомпенсатора.
Почему стучит гидрокомпенсатор
Неисправность гидрокомпенсатора просто определить. Если с данным элементом возникли проблемы, он начинает стучать в процессе работы. Последствием возникновения стука гидрокомпенсатора является неправильная или несвоевременная регулировка клапанного зазора, что может привести к проблемам с двигателем.
Классифицировать причины, из-за которых стучит гидрокомпенсатор двигателя, можно по условиям их возникновения. В зависимости от того, на холодном или прогретом двигателе стучат гидрокомпенсаторы, отличаются неисправности, которыми может быть вызвана проблема.
Стучат гидрокомпенсаторы на холодном двигателе
Проблемы с работой гидрокомпенсаторов могут возникать в двух случаях: при неисправности самого механизма или из-за возникновения проблем в системе подачи масла. На холодном двигателе можно выделить следующие основные причины, почему стучат гидрокомпенсаторы:
Загрязнение элемента. При загрязнении гидрокомпенсатора плунжер механизма может заклинить в посадочном месте. Также повышается риск заклинивания шарикового клапана в открытом положении;
- Загрязнение масла. Грязная эксплуатационная жидкость, засоренная продуктами трения, приведет к возникновению стука гидрокомпенсатора на холодном двигателе. Из-за нее может засориться канал подачи масла, но данная проблема исчезнет при прогреве мотора, благодаря вымыванию «мусора» текучей разогретой эксплуатационной жидкостью;
- Механический износ гидрокомпенсатора. Если на плунжере или его посадочном месте возникли повреждения, масло не будет удерживаться в подплунжерном пространстве, сохраняя требуемое давление, соответственно, механизм не сможет работать должным образом, обеспечивая необходимый зазор;
- Высокая вязкость масла. Когда в машине используется масло высокой вязкости, до полного прогрева двигателя оно не успевает поступать к гидрокомпенсаторы, из-за чего в них возникает стук;
- Сильное загрязнение масляного фильтра. При возникновении преград через масляный фильтр холодное масло не сможет в полном объеме подаваться в головку блока цилиндра.
Важно: Необходимо различать стук гидрокомпенсаторов на холодном двигателе и при старте двигателя.
Многие водители ошибаются, считая, что если при запуске мотора слышен характерный звук, имеются проблемы с гидрокомпенсаторами.
Стук может возникать и быстро стихать, поскольку некоторые из клапанов продолжают оставаться открытыми (учитывая расположение распределительного вала) после остановки двигателя.
Стучат гидрокомпенсаторы на горячем двигателе
Причины возникновения стука гидрокомпенсаторов на горячем двигателе частично повторяют неисправности, из-за которых возникает данная проблема на холодном моторе. Приведем проблемы, которые характерны только для разогретого двигателя:
Увеличилось место посадки гидрокомпенсатора, а в процессе прогрева двигателя оно становится еще более просторным из-за расширения теплого металла;
- Проблемы с масляным насосом. Чаще всего неисправность связана с тем, что масляный насос не выдает необходимого давления;
- Мало или много масла в системе. Из-за этого может происходить обогащение масла воздухом, что критически сказывается на работе гидрокомпенсатора. Большое содержание воздуха в масле приводит к его сжатию в процессе работы гидрокомпенсатора, и он начинает стучать. Данная проблема имеет место быть только на горячем двигателе, поскольку лишь с прогреванием мотора масло обогащается воздухом.
Ситуация, когда гидрокомпенсаторы стучат только на горячем двигателе, возникает редко. Чаще всего проблема имеет место быть, как на холодном, так и на прогретом моторе, и она связана с плохим маслом, загрязненным масляным фильтром или повреждением гидрокомпенсатора.
Как определить стучащий гидрокомпенсатор
Поскольку гидрокомпенсаторов устанавливается в двигателе несколько, необходимо перед заменой или детальной диагностикой определить, какой именно из них стучит при работе. В сервисных центрах поиск неисправного механизма проводится с помощью специального прибора для измерения уровня шума. Акустическая диагностика является эффективным методом при поиске проблемного гидрокомпенсатора.
Также провести диагностику гидрокомпенсатора можно на разобранном двигателе. Для их проверки потребуется снять клапанную крышку, после чего приложить усилия для продавливания каждого элемента в отдельности.
Гидрокомпенсаторы, которые при внешнем воздействии будут с легкостью утапливаться, имеют недостаточное давление масла, что говорит об их неисправности.
Заклинивший гидрокомпенсатор утопить не получится силами человека.
Важно: Обращайте внимание, чтобы в процессе диагностики гидрокомпенсаторы не были прижаты кулачком распределительного вала.
К чему приводит неисправность гидрокомпенсаторов
Проблемы с гидрокомпенсаторами не оказывают сильного влияния на износ других компонентов двигателя, но откладывать решение проблемы не следует. Провести поиск неисправности гидрокомпенсатора следует, поскольку возникающие проблемы могут указывать на нарушение работы системы смазки.
Сами по себе неисправные гидрокомпенсаторы приведут к снижению мощности двигателя, ухудшению динамики разгона автомобиля и увеличению расхода бензина.
Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы
В большинстве случаев стук гидрокомпенсаторов связан с проблемами системы смазки, которые вызваны плохим маслом. Поэтому при появлении посторонних звуков из гидрокомпенсаторов на холодном или горячем двигателе следует первым делом произвести замену масла и масляного фильтра.
Обратите внимание: Первый пуск двигателя после замены масла будет вновь сопровождаться стуками гидрокомпенсаторов. Это связано с тем, что после слива старого масла гидрокомпенсаторы становятся «пустыми».
Если замена масла не помогла исправить проблему, необходимо определить какой именно гидрокомпенсатор стучит в процессе работы. Выявив неисправный элемент, его можно снять с двигателя и попробовать промыть в бензине или керосине, после чего поставить на место. Это поможет в том случае, если причина возникновения стука кроется в загрязнении гидрокомпенсатора.
Важно: Устанавливать после промывки гидрокомпенсаторы необходимо на позиции, где они стояли до снятия.
Когда промывка гидрокомпенсаторов не помогает решить проблему с возникновением стука в них, элементы потребуется заменить.
(397
Почему стучат гидрокомпенсаторы на «холодную» и «горячую»
В моторе есть ГРМ — газораспределительный механизм. Он регулирует своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Сами клапаны открывает распределительный вал. За это отвечают кулачки.
Когда распредвал вращается, выступы начинают жать на гидротолкатели. Но порой демпфирующий механизм работает с перебоями. Стучат гидрокомпенсаторы.
Определимся с причинами, разберемся с вариантами исправления ситуации.
Клапан и распределительный вал постоянно соприкасаются друг с другом. Проблема заключается в том, что при нагреве двигателя изменяются линейные размеры деталей. В месте соприкосновения возникает миниатюрный тепловой зазор. Его величина составляет 0,1–0,2 миллиметра.
Появление теплового зазора между клапанами и распределительным валом приводит к тому, что при высоких оборотах и нагрузках возникает стук. Нарушается момент открытия клапанов и может снизиться мощность двигателя.
При проектировании инженеры закладывают в конструкцию тепловой зазор, чтобы минимизировать его величину. Но все‐таки не получается его полностью исключить на всех режимах работы мотора.
У старых моделей силовых агрегатов каждые 10 тысяч км пробега необходимо было вручную регулировать тепловой зазор. Автовладелец брал в руки набор щупов и просовывал тонкие пластинки между кулачком распредвала и клапаном. Без этого не удавалось обеспечить нормальную работоспособность мотора.
Назрела задача свести к минимуму ручную регулировку. Так появились гидравлические компенсаторы.
Со временем инженеры разработали автоматику, которая убирала тепловой зазор. Она получила название гидрокомпенсатор. Из наименования следует, что устройство предназначено для компенсации. Приставка «гидро» говорит о том, что внутри используется жидкость. Гидрики устанавливают между клапанами и распределительным валом. В большинстве случаев выглядит это примерно так:
Принцип работы прост. Когда кулачок распредвала поднимается вверх, в накопитель подается масло. Потом кулачок давит на поршень и жидкость позволяет сдержать нажим за счет обратного клапана. Излишки масла уходят из цилиндра и цикл повторяется. Пока все работает как часы, посторонних шумов нет. Но когда появляется неисправность, возникает стук.
Если слышите непривычные звуки при работе двигателя, дело не всегда в гидриках. Шум может создавать клапан адсорбера. Или это щелчки фазорегулятора, а может ТНВД — топливного насоса высокого давления. Но есть характерный признак.
Стук раздается в 2 раза чаще оборотов мотора. Он очень быстрый. Для примера покажем видео. Вначале слышен резкий шум в районе 86 дБ. Но после добавки в масло присадки от Liqui Moly «тикинг» исчезает. Уровень звука падает до 82 дБ.
Вот ролик:
Легче отыскать проблемный гидравлический толкатель практическим путем. При этом не нужно снимать ремень разбирать всю систему ГРМ. Процедуру следует выполнять по шагам:
- Прогреть автомобиль в течение 5 или 10 минут.
- Снять крышку ГБЦ — головки блока цилиндров.
- Прокрутить распредвал, чтобы кулачки были внизу.
- Подождать 6 минут, пока вытечет масло из гидриков.
- Поднять кулачки вала вверх, освободить компенсаторы.
- Надавить на каждое устройство лопаткой или пальцами.
Неисправный гидрокомпенсатор будет легко продавливаться. Сопротивление почти не ощущается. Наглядно процесс показан на видео:
Теперь рассмотрим особенности стука для разных режимов работы двигателя.
Можно ли ездить со стучащими гидрокомпенсаторами? Не рекомендуем. Теоретически ничто не мешает продолжать эксплуатацию автомобиля. Но это может закончиться плачевно.
Гидрики издают высокочастотный звук не просто так. Дело в неправильной настройке системы ГРМ. Сбиты фазы газораспределения. Поэтому горючее будет вылетать в трубу, двигатель перегреется и потеряет мощность.
В тяжелых случаях могут прогореть клапаны и поршни.
Гидрокомпенсаторы порой стучат сразу после пуска мотора. Есть другой вариант — шум появляется на прогретом двигателе. Причины у этих двух явлений разные.
Поговорим про них подробнее.
Стук на холодную — частая проблема. Последствия неисправности не сильно вредят силовому агрегату. Расскажем о причинах и вариантах исправить ситуацию.
Проблема | Решение |
Залип обратный клапан | Прокачать гидрик, если это сделать не получается, то заменить. |
Износились гидравлические толкатели | Заменить детали. Или попытаться промыть и почистить. |
Масло не той марки и вязкости | Залить в систему подходящую смазку, рекомендованную производителем. |
Забились масляные каналы | Разобрать ГБЦ и почистить каналы, сами компенсаторы. |
Засорился масляный фильтр | Поменять расходник как можно быстрее вместе с маслом. |
Масло выработало ресурс | Обновить закоксованное масло, если пробег больше 5–7 тысяч км. |
Компенсаторы барахлят не только на холостых оборотах и во время прогрева двигателя. Рассмотрим остальные варианты.
Стук сигнализирует о серьезных поломках. Иногда для их исправления потребуется разобрать и проверить основные узлы ДВС — двигателя внутреннего сгорания.
Проблема | Решение |
Механическое повреждение гидрика | Снять клапанную крышку, осмотреть газораспределительный механизм. |
Забились клапаны компенсаторов | Тщательно промыть и очистить толкатели от твердых отложений. |
Слабое давление масла в системе | Проверить масляный насос, редукционный клапан и приемную сетку. |
Низкий уровень масла | Посмотреть на показания щупа, долить до нормы, если нужно. |
Масло пришло в негодность | Поменять вместе с фильтром, если смазка уже прошла 5–7 тысяч км. |
К слову. В двух вариантах есть одно пересечение — плохое качество масла. Чтобы не угробить гидрики, советуем менять масло и фильтр в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
Заводим мотор и прислушиваемся к его работе на холостом ходу. Посторонних стуков не слышно. Стоит нажать на педаль газа, как со стороны ГБЦ раздается частое тиканье. Убираем ногу с акселератора и все приходит в норму.
Скорее всего, причина в том, что в системе много масла и оно вспенилось. При таких условиях гидрокомпенсаторы завоздушиваются и не пропускают внутрь достаточное количество смазки.
Устранить проблему легко — надо довести уровень до нормы.
Бывают и обратные ситуации. Масляный насос не справляется со своей задачей. В цилиндр гидрика попадает воздух вместо масла. Нет жидкости, а без нее невозможно обеспечить гидравлическое усилие. Иногда дело не в насосе.
При ударе картера о дорожное препятствие нарушается работа маслоприемника. Поэтому нужно визуально осмотреть картер и проверить, нет ли на нем вмятин. Если все в порядке, следует заняться диагностикой масляного насоса.
Иногда после замены гидриков на заведомо исправные, первое время слышны посторонние звуки во время работы мотора. Это нормально. Деталям нужно время для притирки. тревогу можно бить, если автомобиль проехал 100–200 км, а шум не исчез. Основная причина — неправильная установка. Возможно, владелец авто не утопил толкатель в колодец на головке блока.
Что если входное отверстие компенсатора не совпало с масляным каналом? В таком случае смазка не будет поступать в цилиндр и обеспечивать нужный уровень жесткости.
Исправить ситуацию легко. Достаточно протолкнуть гидрик глубже в колодец. Если стук продолжается, следует проверить, не засорились ли масляные каналы в ГБЦ. Дело может быть в этом.
Не каждый гидротолкатель можно восстановить до работоспособного состояния. Но порой срок замены можно заметно отодвинуть. Иногда без этого не обойтись. Не всегда в каталоге запчастей есть нужная позиция. Существует как минимум 3 способа продлить жизнь толкателя:
- Механическая очистка. Понадобится время и немалая сноровка, чтобы разобрать ГБЦ и снять гидрики. Зато результат будет заметен сразу. Не придется заливать в мотор химию.
- Замена фильтра и масла. Во время процедуры следует промыть систему традиционным способом. Для этого нужно залить промывочную смазку, подержать, слить и заполнить систему обычным маслом.
- Применение промывочных составов. Есть два популярных варианта: Liqui Moly Hydro‐Stossel‐Additiv и BG103. Нужно делать все строго по инструкции. Иначе эффекта не будет.
Второй и третий варианты помогут реанимировать гидрокомпенсаторы, если забиты масляные каналы. С другими видами неисправностей придется разбираться точечно. Гидрики стучат при возникновении механических повреждений, из‐за нарушения циркуляции смазки в системе. Ситуацию можно исправить, но для этого нужно провести правильную диагностику и ремонт.
Ничто не мешает ликвидировать шум гидрокомпенсаторов самостоятельно. У вас богатый опыт и золотые руки? Тогда все проблемы решаемы. Но если вы не владеете навыками по разборке и промывке газораспределительного механизма, могут возникнуть сложности.
Приведем пример. Допустим, вы заменили масло и поставили новый фильтр. Но раздражающий стук никуда не делся. Поэтому вы решили пойти на крайние меры — установили новые гидрики. Завели мотор и услышали знакомый высокочастотный шум. Остается плюнуть на все безуспешные попытки и ехать в техцентр.
В итоге причина оказалась в том, что на кулачках коленчатого вала появились задиры. Металл просто не доставал до компенсаторов. Образовался большой зазор. Пришлось менять коленвал. Но деньги за масло и новые гидрокомпенсаторы оказались потрачены зря. Да и время ушло впустую.
Опытные сотрудники автосервиса быстро найдут истинную причину стука, и в максимально короткие сроки сделают ремонт. Это уменьшит финансовые расходы и сэкономит время.
Гидрокомпенсатор стучит
Гидрокомпенсатор (он же – «гидрик») служит для автоматической регулировки зазора в приводе клапанов. Технически, это маленький цилиндр, в полость которого масло попадает через клапан с очень небольшим отверстием, а выходит наружу через естественные зазоры клапанной пары. Зазор этот компенсируется объемом масла между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Неисправности «гидриков» выражаются в характерных стуках.
Звук гидрокомпенсатора идёт из-под клапанной крышки, и некоторые сравнивают его со стрёкотом кузнечиков, что отдалённо, наверное, соответствует истине.
Реальным отличием «пения» гидрокомпенсаторов, от других звуков неисправных деталей двигателя, является его частота, в два раза превышающая частоту оборотов двигателя, а при резком сбросе газа слаженная трель переходит в звук неотрегулированных клапанов. Если у автовладельца ещё не появился опыт трактовки стуков – не беда.
Причины стука гидрокомпенсаторов на горячую
Фундаментально, есть две причины, и обе они связаны с маслом – это недостаточная вязкость и недостаточное давление смазывающей жидкости, а привести к этому могут следующие обстоятельства:
- Уровень масла. Для двигателя вообще, и для гидрокомпенсаторов в частности вредны как недостаток, так и переизбыток масла. О «стуке на сухую» мы уже упоминали, а перелив приводит к вспениванию смазки и завоздушиванию системы, что также негативно сказывается на работе «гидриков».
- Качество масла. Про подделки и полуотработку, которую могут залить недобросовестные «специалисты» даже нечего и говорить – всё и так понятно. Другое дело замена на вполне себе фирменное масло. Мы уже писали про классификацию моторных масел, и необходимость придерживаться рекомендаций производителя, в том числе и в зависимости от года выпуска и выработки ресурса двигателя. Особенно внимательно надо походить к подбору аналогов для замены и долива смазочной жидкости.
- Присадки для масла. Активно рекламируемые и, действительно, во многом очень полезные соединения для дополнительной защиты двигателя, нужно заливать не абы какие, а подходящие вашему типу мотора и действующей смазки. Присадки меняют вязкость и температурный режим работы масла, а это может негативно сказаться на гидрокомпенсаторах.
- Забитый масляный фильтр — если этот элемент давно не менялся, то со временем в нем образуется налет из грязи, которая препятствует нормальному движению масла по системе, вызывая эффект масляного голодания.
- Неисправный масляный насос не может обеспечить корректные параметра рабочего давления масла, что вызывает целый «букет» проблем, в том числе и с гидрокомпенсаторами. В каждом двигателе рабочее давление масла свое и зависит его конструкции (нужно уточнять в документации), однако, считается, что на холостых оборотах давление должно быть около 1,6…2,0 бара. На высоких оборотах — до 5…7 бар. Если такого давления нет — нужно проверять масляный насос.
- Неисправность плунжерной пары – приводит к тому, что масло вытекает из полости под плунжером, а именно между втулкой плунжера и самим плунжером. В результате этого гидрокомпенсатор не успевает выбирать рабочий зазор.
- Выработка ресурса. Даже при идеальных условиях эксплуатации и соблюдении всех регламентов, у всех узлов и агрегатов есть свой срок жизни. Гидрокомпенсаторы – не исключение из этого правила.
- Вязкость масла.
Профилактика стука гидрокомпенсаторов на горячую
Контроль уровня масла – нужно производить именно щупом, и чем чаще, тем лучше. Надеяться на адекватное срабатывание датчиков и индикацию на щитке приборов, целиком не стоит.
Своевременная замена масла – хорошим тоном и мудрым решением считается одновременная замена масла с соответствующим фильтром. Не забываем про рекомендации производителя (инструкция к автомобилю и интернет нам в помощь). Что касается промывки системы, смотрим на состояние отработанного масла.
Если отработка светлая, замена осуществляется на идентичное масло, в установленные ТУ сроки, а в межсервисный период не возникало никаких проблем, то эту процедуру можно проигнорировать, то при сильном загрязнении масла эксперты рекомендуют сократить межсервисный интервал и производить следующую замену масла раньше (например, при 4000 км вместо 8-10 тыс. км.).
Выбор масла с соответствующими спецификациями.
Это тот минимум мероприятий, который в состоянии обеспечить каждый автовладелец, независимо от водительского стажа и уровня познаний. Однако, эти нехитрые действия очень важны для здоровья мотора.
«Лечение» стука гидрокомпенсаторов
- Если стук на горячую впервые появился в процессе эксплуатации, или внезапно после неудачной замены масла, стоит произвести замену масла, фильтра и промывку системы. Делать это нужно, если не выявлено проблем с масляной помпой и других явных дефектов. Во многих случаях, это решает проблему.
- Если, по разным причинам, всё более запущено, то радикальным и наилучшим решением будет замена гидрокомпенсаторов «в круг», то есть всем комплектом. Как показывает практика, ремонт и чистка «гидрика» помогает нечасто.
- А вот спешить с «приговором» для масляного насоса не стоит. В отличии от гидрокомпенсатора, этот узел вполне ремонтопригоден. Конечно, всё зависит от конкретных обстоятельств (во-первых, давление масла можно проверить манометром, во-вторых, сам масляный насос можно продиагностировать отдельно на предмет износа).
Сколько можно ездить со стуком клапанов на горячую
Эта неисправность не является показанием к экстренному вмешательству, но и запускать ситуацию не стоит.
Если ездить со стучащими гидрокомпенсаторами от полугода и дольше, то, когда вы снимите крышку клапанов, велика вероятность, что на самой «постели» распределительного вала, снизу, будут заусенцы от рокеров (коромысел).
Это тоже не смертельно, но давайте вспомним, что стук на горячую – симптом проблемы с вязкостью и давлением масла, а вот это уже может вызвать целый каскад проблем, заканчивающийся капитальным ремонтом.
Так что, не будем следовать правилу – «хороший стук наружу выйдет», а запланируем визит на СТО.
Здоровья вам и вашему автомобилю, и удачи на дорогах.
Стук гидрокомпенсаторов: почему возникает и как от него избавиться
Есть масса неприятностей, с которыми могут столкнуться владельцы подержанных автомобилей. Одна из самых распространённых — стук гидрокомпенсаторов. Почему стучат гидрокомпенсаторы и как понять, что стучат именно они? Связана ли эта неисправность с качеством масла и как всё исправить? Давайте разбираться.
При повышении температуры металлические детали двигателя расширяются. Конструкторы учли эту особенность и создали специальные тепловые зазоры механизма газораспределения. Элементы двигателя постепенно изнашиваются, поэтому необходимо регулировать и величину этих зазоров.
В более старых моделях автомобилей (30 лет и старше) применяли регулировочные болты или набор шайб. Механизм регулировки требовал вмешательства через каждые 10–15 тысяч километров пробега, обслуживание автомобиля обходилось недёшево. Эту проблему решили гидрокомпенсаторы.
Гидрокомпенсатор (далее — ГК) — устройство для автоматической регулировки теплового зазора в приводе клапанов. Это миниатюрный гидроцилиндр,который меняет длину при нагнетании внутрь моторного масла.
Объём масла компенсирует зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Масло попадает в полость гидрокомпенсатора через клапан с очень небольшим отверстием, а выходит наружу через естественные зазоры клапанной пары. Работа ГК зависит от поступления масла и от состояния плунжерной пары, отсутствия износа или заклинивания. Гидрокомпенсаторы могут стучать постоянно или периодически. Если стук возникает на холодном двигателе и пропадает через некоторое время после запуска, беспокоиться не стоит. Если по мере прогрева посторонний звук не уходит, это уже сигнал к действию. Стук «на горячую» слышно, когда открыт капот, и звук идёт именно из-под клапанной крышки. Тональность звука специфическая — напоминает удар металлических деталей друг о друга. Некоторые сравнивают его со стрекотом кузнечика. Частота стука неисправных гидрокомпенсаторов в два раза превышает частоту оборотов двигателя. При увеличении или снижении оборотов звук будет учащаться либо становиться реже. Под сброс газа слышны звуки, как у неотрегулированных клапанов. Причины стука ГК «на горячую» могут быть разными:
- неисправности в системе смазки силового агрегата (низкое давление масла);
- некачественное моторное масло (загрязнение ГК продуктами износа/ нагара);
- механический износ ГК (износ деталей ГК: плунжера, пружины, обратного клапана).
Если гидрокомпенсаторы стучат «на горячую», двигатель нуждается в диагностике.
Как мы уже сказали, стук ГК «на холодную», как правило, НЕ является признаком неисправности. С пробегом ГК имеют определённую выработку и степень загрязнений. Непрогретое моторное масло густое, у него нет нужной вязкости. После прогрева двигателя зазоры приходят в норму, вязкость снижается и стук исчезает. Если стука ГК «на холодную» раньше не было, а моторное масло меняли недавно, следует проверить его уровень и убедиться в правильности подбора смазочного материала. Полный выход из строя или заклинивание ГК при стуке только «на холодную» можно исключить. Сломанный гидрокомпенсатор стучит постоянно. Чтобы устранить проблему, прежде всего нужно проверить уровень масла в картере. От этого зависит его циркуляция по масляным каналам. Убедитесь, что давление масла достаточное — даже если не горит лампочка маслёнки. В каждом двигателе своё рабочее давление масла, оно зависит от конструкции (конкретный показатель нужно уточнять в документации). Считается, что на холостых оборотах давление должно быть 1,6–2,0 бара, на высоких — до 5–7 бар.
Если такого давления нет — проверяйте масляный насос.
Часто проблема возникает из-за масла. Даже если вы меняете его по регламенту, оно могло прийти в негодность раньше срока. Это происходит при сложных условиях эксплуатации машины или когда масло поддельное.О сроке годности моторного масла вы можете узнать из нашей статьи “Как правильно хранить моторное масло и какой срок годности у моторного масла?
О том, как выбрать моторное масло, вы можете узнать из нашей статьи. А чтобы подобрать продукт для конкретной марки и модели автомобиля, воспользуйтесь онлайн-подборщиком.
Если вы обнаружили налёт и шлам на поверхности деталей насоса, промойте масляную систему — скорее всего, забились масляные каналы. Для процедуры пригодится промывочное масло ЛУКОЙЛ. Это минеральное масло с моющими присадками, которые защищают двигатель от коррозии и повышенного износа. Оно подходит для промывки всех типов двигателей.
Если стук гидрокомпенсаторов не исчез после замены масла и промывки двигателя, причиной неполадки могут быть изношенные детали, неисправность редукционного клапана, износ рабочих поверхностей деталей. Если после промывки гидрокомпенсаторов и масляных каналов стук остался, нужна диагностика самого ГК. Если не решить проблему, двигатель будет работать громче и в нем начнутся нежелательные процессы:
- сильный износ и возможное разрушение стержней впускных и выпускных клапанов;
- износ кулачка распределительного вала и/или рокера;
- загрязнение моторного масла продуктами износа и, как следствие, увеличение трения в двигателе, потеря мощности и перерасход топлива.
При уменьшении зазора падает компрессия в цилиндрах мотора и снижается его мощность. Если гидрокомпенсаторы стучат постоянно, не ждите ухудшения ситуации. Следуйте простым правилам:
- Вовремя меняйте масляный фильтр и моторное масло. Учитывайте тяжёлые условия эксплуатации (например, простои в пробках, из-за которых автомобиль проезжает небольшие расстояния с низкой средней скоростью, а двигатель долго работает на холостом ходу).
- Используйте качественные продукты, которые соответствуют требованиям автопроизводителя.
- Если вы подозреваете, что масло поддельное или некачественное, проведите очистку масляной системы с помощью промывочного масла.
- Будьте готовы к тому, что даже самый надёжный автомобиль при больших пробегах и износе потребует должного техобслуживания.
Следите и правильно ухаживайте за своей машиной: это убережёт вас от непредвиденных трат.