Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонт

Автомобильный аккумулятор служит источником питания только на время запуска двигателя. Потом вступает в работу бортовой генератор, который запитывает всех потребителей, а также поддерживает батарею в работоспособном состоянии – подзаряжает ее, чтобы к следующему пуску АКБ была в полной готовности.

Некоторые автовладельцы могут столкнуться с неприятной проблемой – генератор не подзаряжает аккумулятор. В большинстве случаев это означает, что батарея во время езды еще и питает автомобильные нагрузки (полностью или частично). После этого о надежном повторном старте после глушения говорить не приходится.

Что можно сделать когда не заряжается аккумулятор

Если АКБ не заряжается во время езды, надо локализовать проблему. Сначала стоит разобраться, виноват аккумулятор или электрооборудование автомобиля. Если батарее 5+ лет, то она может не заряжаться просто в силу выработки ресурса.

Если меньше, надо проверить уровень и плотность электролита, попробовать зарядить от внешнего зарядника. Еще лучше провести контрольный цикл заряд-разряд с замером фактической емкости батареи, тогда все станет понятно.

Если все в порядке, неисправность надо искать в автомобиле.

Наиболее вероятные проблемы в автомобиле и способы их устранения

Причин неисправностей электрооборудования авто, при которых генератор не дает зарядку АКБ, существует великое множество. Многолетний водительский коллективный опыт выявил наиболее вероятные из них. После обнаружения причины недозаряда становится понятно, как бороться с найденной неисправностью.

Проблема при отсутствии проблем

Нередка ситуация, когда при полностью исправном автомобиле генератор полностью не заряжает аккумулятор. Происходит это потому, что ток зарядки невелик, а батарея может быть достаточно глубоко разряжена.

Также надо учитывать емкость аккумулятора и его состояние.

Новая АКБ большой емкости заряжается не сразу, ей требуется длительное время для пополнения запаса энергии (зато отдавать ее она будет тоже долго). Поэтому если после небольшой по длительности поездки (20, 30 минут или даже час) аккумулятор не зарядится полностью, то не стоит паниковать – ситуация штатная.

Надо либо найти возможность подзарядить АКБ от зарядного устройства, либо запланировать более длительную поездку.

Когда неисправность можно обнаружить визуально

Некоторые проблемы видны невооруженным глазом. Просто надо знать, где искать.

№1 Налет на клеммах

Клеммы аккумулятора склонны к окислению. Влажность, высокая температура, пары (или потеки) электролита, просачивающиеся изнутри – все это может привести к тому, что на выводах АКБ и на присоединительных клеммах образуется налет, который плохо проводит электричество. В результате зарядный ток падает до минимума или до нуля.

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтНалет на выводах АКБ.

Заподозрить проблему можно еще при запуске двигателя. Стартер при недостаточном токе будет крутиться вяло, мотор может вообще не стартовать. Проблема выявляется визуальным осмотром. Если налет появился, его надо удалить.

Это делается механическим способом (мелкой наждачной шкуркой или другим инструментом). Зачищать надо как выводы аккумулятора, так и клеммы автомобильного электрооборудования.

После очистки рекомендуется защитить место контакта подходящей смазкой.

Видео-решение проблемы.

№2 Проверка состояния ремня генератора

Вращение от двигателя к генератору передается с помощью ременной передачи. Важно, чтобы ремень был натянут правильно. Если натяжение слабое, ремень будет проскальзывать (часто с характерным свистом).

Генератор будет плохо вращаться (медленно или прерывисто) или, в зависимости от ослабления и нагрузки, не будет вращаться совсем.

Это приведет к тому, что нагрузка (частично или полностью) ляжет на аккумулятор, и он будет разряжаться в движении.

https://www.youtube.com/watch?v=s8fbTdPmd2Q\u0026pp=ygWGAdCf0L7Rh9C10LzRgyDQvdC10YIg0LfQsNGA0Y_QtNC60Lgg0L3QsCDQsNC60LrRg9C80YPQu9GP0YLQvtGAINCyINC80LDRiNC40L3QtTog0L_RgNC40YfQuNC90YssINC00LjQsNCz0L3QvtGB0YLQuNC60LAg0Lgg0YDQtdC80L7QvdGC

Чтобы проверить, правильно ли натянут ремень, надо обратиться к инструкции по эксплуатации автомобиля или в технической документации на генератор. Общее правило, позволяющее приблизительно определить верность настройки, таково: если надавить на самый длинный участок ремня с усилием около 10 кг, он должен сместиться примерно на 1 см.

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтПроверка натяжения ремня методом измерения прогиба.

Другой способ – указательным и большим пальцем попытаться провернуть ремень в поперечном направлении. При верной натяжке это удастся сделать на 90 градусов. Если выяснится, что ремень натянут слабо, его надо отрегулировать.

Ремень может быть просто оборван. Это можно обнаружить визуальным осмотром. В этой ситуации он подлежит замене.

№3 Стерлись щетки

Для достижения электрического контакта с обмоткой ротора, который во время работы вращается, в конструкции генератора используется узел коллектора, состоящий из токосъемных колец и подпружиненных щеток.

Щетки изготовлены из мягкого графита и являются расходным материалом, так как во время эксплуатации они стираются. Когда они сотрутся окончательно, цепь возбуждения прервется, и напряжение на выходе генератора исчезнет.

В этом случае щетки надо заменить (зачастую они встроены в регулятор напряжения). Еще лучше периодически отслеживать их состояние, не допуская полного износа.

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтИсправные (слева) и изношенные (справа) щетки.

Видео: Замена щеток не снимая генератор.

Когда понадобится диагностика с помощью приборов

Некоторые неисправности без приборов не найти. Понадобится, как минимум, мультиметр.

№4 Cгорел предохранитель

Силовая цепь генератор-аккумулятор предохранителей не содержит. Но плавкая вставка имеется в цепи возбуждения генератора. Визуально проблема обнаруживается при непогасании лампы отсутствия подзаряда после старта двигателя.

Схемы подключения ротора различны для автомобилей разных марок, поэтому разбираться, какой предохранитель отвечает за данную цепь, придется индивидуально. Иногда сгоревшую вставку видно невооруженным глазом, но лучше убедиться в целостности с помощью мультиметра.

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтПерегоревший предохранитель.

№5 Неисправность диодов

Автомобильный генератор является по своей сути трехфазным генератором переменного тока. Чтобы получить постоянное напряжение в бортсети, требуется выпрямитель. Он собран на шести диодах

Возможно две неисправности мостового выпрямителя:

  • короткое замыкание одного или нескольких вентилей (в таких случаях говорят, что диод «спекся»);
  • обрыв одного или нескольких элементов.

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтВнутренняя схема генератора и его подключение к бортсети автомобиля.

В первом случае переменная составляющая напряжения попадет в бортовую сеть. Обнаружить эту проблему можно по мерцанию ламп дальнего или ближнего света. Во второй ситуации напряжение снижается или будет совсем отсутствовать.

Уточнить наличие неисправности можно с помощью мультиметра в режиме проверки диодов.

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтПлата с диодами выпрямителя.

Для этого генератор придется демонтировать с автомобиля и снять плату с диодами. Проверяется каждый элемент в обычном порядке – в одну сторону он должен проводить ток, в другую – нет. Неисправные диоды надо заменить. Можно поменять сразу весь выпрямительный блок.

Причины возникновения неисправности элементов диодного моста могут быть различными, включая самопроизвольный выход из строя. Но если проблема с выпрямителем возникает раз за разом, значит, надо найти причину. Чаще всего это перегрузка генератора.

Диоды рассчитаны на определенный ток, и если его превысить, то время жизни элементов будет коротким. Надо вспомнить, не подключалось ли к бортсети в недавнее время какое-либо дополнительное оборудование.

Если это так, то велика вероятность перегрузки статора генератора, и последствия не заставят себя ждать вновь.

№6 Замыкание обмоток на корпус

Замыкание на корпус обмоток ротора и статора может возникнуть в результате нарушения изоляции (из-за ее повреждения механическим способом, старения при длительной эксплуатации, подгорания при перегрузке и т.д.).

Выявить проблему можно мультиметром в режиме прозвонки. Один щуп надо подключить к корпусу, другой – к выводу соответствующей обмотки.

У исправного генератора тестер должен показать бесконечное сопротивление, если индицируется другое значение или ноль – замыкание на корпус налицо.

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтПроверка замыкания обмоток статора на корпус.

Также к характерным проблемам относится межвитковое замыкание обмоток, но омметром выявить его практически невозможно – при небольшом количестве замкнувшихся витков сопротивление обмотки заметно не уменьшается. Заподозрить межвитковое можно по локальному перегреву генератора.

№7 Разрушение обмоток

Разрушиться от сверхтока могут не только диоды. Перегреться и сгореть могут и проводники обмоток ротора и статора. Причина – не только перегрузка, вызванная потребителями.

Если плюсовой вывод замкнулся на землю, это также вызовет сверхток. Перегрев в результате межвиткового замыкания также может вызвать тепловое разрушение как статорной обмотки, так и обмотки возбуждения.

К печальному результату может привести попадание влаги внутрь корпуса (даже во время мойки).

Обнаружить перегорание обмоток можно мультиметром, вызванивая их целостность. Сопротивление должно быть близким к нулю. Если выше или бесконечность – генератор надо менять.

Читайте также:  Какой лучше трактор для фермера

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтОбмотка статора генератора со следами обгорания.

№8 Проблема в работе реле-регулятора

Реле-регулятор автомобильного генератора, независимо от его исполнения, поддерживает напряжение на клеммах генератора примерно на одном уровне. Происходит это за счет отключения цепи возбуждения при достижении определенного порога.

Так как в обмотке возбуждения накапливается определенная энергия, скачкообразного снижения напряжения генератора не происходит. Оно плавно снижается до порога, при котором возбуждение включается снова.

Так поддерживается примерно постоянный уровень напряжения в бортсети автомобиля.

Если измерительный орган реле неисправен, он может отключать возбуждение раньше, и напряжение на выводах генератора будет ниже. При этом ток заряда АКБ также снизится или будет отсутствовать. К такому же эффекту приведет выход из строя регулирующего элемента реле. Генератор перестанет выдавать напряжение, бортсеть запитается от аккумулятора, который в отсутствие тока зарядки быстро сядет.

Для поиска неисправности надо измерить напряжение на АКБ при выключенном двигателе, потом при работающем. Если его уровень при работающем генераторе ниже нормы или не изменился относительно «холодного» замера, есть смысл проверить регулятор. Можно временно заменить его на заведомо исправный. Можно собрать несложный стенд для проверки работы.

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонтСтенд для проверки реле.

Для этого понадобится регулируемый источник напряжения примерно от 10 до 15 вольт и контрольная лампа (вместо нее можно использовать мультиметр, а еще лучше – стрелочный вольтметр, он менее инерционный). Повышая напряжение надо добиться загорания лампочки или отклонения стрелки вольтметра. Если регулятор неисправен, его не ремонтируют, а заменяют.

Проблема поиска причин отсутствия подзаряда при работе двигателя не терпит отлагательств. Неисправность надо определить и устранить как можно быстрее. Знание основных потенциальных проблем может ускорить ремонт и избежать неприятных ситуаций.

Нет зарядки на аккумулятор — в чем причина?*

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонт

Аккумуляторные батареи – очень важные элементы каждого автомобиля. Данные агрегаты вырабатывают электрическую энергию, необходимую для запуска двигателя, питания бортовой сети с различными электронными устройствами.

При нормальных условиях работы транспортного средства АКБ должна заряжаться от генератора, как только завёлся мотор. Но в определённые моменты водители могут замечать, что нет зарядки на аккумулятор.

Из-за недостаточного уровня заряда батарея уже не способна выполнять свои функции, что может привести к фатальным последствиям.

Предлагаем рассмотреть распространённые причины данной проблемы и варианты её решения.

Как узнать, что зарядка на аккумулятор не идет?

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонт

Первый признак того, что пропала зарядка аккумулятора автомобиля – на приборной панели горит значок красного цвета. Для проверки истинности проблемы следует измерить уровень напряжения на батарее:

  • в спокойном состоянии на клеммах АКБ вольтметр должен показывать от 12.5V до 12.7V;
  • при запущенном моторе показатель составляет от 13.5V до 14.5V;
  • если включить потребители при работающем движке, вольтметр показывает от 13.8V до 14.3V;
  • когда напряжение не изменяется либо если значение превышает 14.6V, это свидетельствует о наличии неисправности генераторного устройства;
  • если вольтметр показывает меньше 11 вольт, значит АКБ посажена «в ноль» из-за чрезмерной сульфатации свинцовых пластинок.

Для решения полной разрядки машинного аккумулятора следует восстанавливать ёмкость. В таких случаях заряжать АКБ необходимо с помощью специальных ЗУ. Но нередко может оказаться, что заряд батареи не пополняется даже при подключении через зарядное устройство.

Об этом свидетельствует отсутствие изменений напряжения на токовыводах, скачущие значения на дисплее либо циферблате ЗУ.

Если же зарядное имеет только индикаторы, то определить, что не идёт зарядка на аккумулятор, вы можете по нехарактерному гудению, редким миганиям «токовой» лампочки.

Основные причины почему АКБ может не заряжаться

Выделяют несколько причин, вследствие которых аккумулятор не подзаряжается. Рассмотрим самые распространённые из них и способы решения.

Износ батареи

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонт

Корень проблемы может крыться в износе самого аккумулятора. Как уже отмечалось, зачастую проблема заключается в покрытии пластинок чрезмерно толстым слоем сульфата плюмбума, что становится препятствием для нормального течения тока. Когда сульфатация несущественная, пластины можно восстанавливать, применяя разные способы десульфатации. Но в большинстве случаев приходится покупать новенькую АКБ.

Ослабление, проскальзывание, износ ремня головного привода

Генератор – важный компонент автомобиля, который осуществляет преобразование механической энергии в электрическую.

Передача вращающего момента к устройству происходит от коленчатого вала мотора посредством ремня.

При ослаблении его натяжения либо сильном износе передача вращающего момента прекращается и генератор перестаёт работать. В этом случае ремень подтягивается или полностью меняется.

Ещё одна причина, почему пропала зарядка аккумулятора – проскальзывание ремня из-за увеличенного скольжения при попадании маслянистого вещества. Проблема решается очисткой и высушиванием изделия.

Нарушение контакта клемм

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонт

Иногда индикатор АКБ загорается на приборной панели прямо в дороге – преодоление неровностей приводит к банальному слёту клеммы с токовывода вследствие сильной встряски. Восстановить контакт удаётся путём возврата крепления.

Также причиной проблемы могут являться окислительные процессы. В этом случае необходимо убрать окислы с клемм, используя щадящие средства – можно смочить ветошь в простом растворе пищевой соды или взять мелкозернистую наждачку.

Перегрузка генераторного устройства

Иногда наблюдаются очень низкие значения напряжения с генератора, чего недостаточно для подзарядки АКБ. Это обычно проявляться при перегрузках генераторного устройства из-за установки на авто дополнительных электропотребителей, непредусмотренных штатно. В этом случае есть два выхода:

  • установка более мощного генератора;
  • отключение от бортовой электросети дополнительных приборов.

Нарушение контактов

Помимо недостаточно надёжной фиксации клемм на аккумуляторе, проблемы с цепью питания могут возникать из-за слабого контакта на самом генераторе.

Причиной обычно является загрязнение контактного кольца, зависание щётки, усадка давящих пружин. В таких ситуациях наблюдается увеличение сопротивления возбуждения и разрыв цепи.

Решение проблемы – удаление загрязнений, обработка колец, замена сильно изношенных щёток или пружин.

Обрывы катушки возбуждения

При такой проблеме генератор неспособный выдавать ток, при этом устройство начинает перегреваться.

Чтобы проверить этот «недуг», от щётки отключается край обмотки и подсоединяется к клемме генераторного агрегата, а затем делаются замеры через аккумулятор. При наличии обрыва на мультиметре не будет никаких показаний.

Таким образом проверяется каждая катушка, и при обнаружении обрыва неисправную обмотку нужно полностью заменять. Для устранения наружных обрывов можете использовать паяльник.

Замыкания генератора

Если пропадает зарядка аккумулятора, то корень «зла» часто кроется в замыкании генераторного устройства:

  • На роторном корпусе. В подобных случаях замыкает всю катушку возбуждения вследствие контакта краёв обмотки с роторным кольцом. Решением является изоляция проблемной части корпуса.
  • На статорной части. Здесь замыкает фазовая обмотка при разрушенной изоляции между витками. При такой проблеме восстанавливается изоляция.
  • Между статором и корпусом. В такой ситуации катушку меняют целиком.
  • «+» на корпусе. Этот недуг приводит к пробоям выпрямительного блока и замыканию батареи, что часто приводит к выходу из строя аккумулятора.

Наличие механических повреждений

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонт

Под такими проблемами подразумевается растяжение ремней приводного вала, поломка клемм, повреждение контактных колец, разрушение проводов. В подобном случае необходима замена повреждённых изделий.

Перегорание предохранителя

В такой ситуации генератор просто перестаёт работать. Чтобы устранить неисправность, открывается блок с предохранителями, находится изношенный элемент путём тестирования сопротивления мультиметром, ставится новое изделие с таким же номиналом.

Оплавление диодов

Если наблюдается изменение интенсивности света головной оптики на разных оборотах, то подзарядка АКБ может отсутствовать из-за повреждённого регулятора напряжения либо диодный мост, выпрямляющий колебание тока. Исправность диодов проверяют при помощи осциллографа или мультиметра – целые полупроводниковые компоненты должны пропускать ток только в одном направлении. Как правило, диодные мосты меняются полностью.

Что можно сделать, когда не заряжается аккумулятор авто?

Исходя из причины отсутствия зарядки АКБ, проблему решают теми или иными методами:

  • установка новой батареи в случае полного износа;
  • очистка от загрязнений, натяжка или замена ремня генератора;
  • проверка качества контакте, очистка клемм от окислов;
  • установка более мощного генератора (в случае использования дополнительной электроники);
  • удаление загрязнений с контактов провода генератора, замена колец, сильно изношенных щёток или пружин;
  • ремонт генератора (замена неисправной обмотки возбуждения, изоляция отдельных частей и пр.);
  • замена перегоревших предохранителей;
  • замена оплавленных диодных мостов.
Читайте также:  Трактор мтз 82

Причины возникновения неисправности стартерных автомобильных аккумуляторов

Почему нет зарядки на аккумулятор в машине: причины, диагностика и ремонт

Рабочий ресурс аккумуляторов существенно уменьшается при наличии следующих проблем:

  • неисправное генераторное устройство;
  • поломка стартера;
  • окисленные клеммы силовых проводов;
  • установка мощных электропотребителей во время длительных простоев;
  • множественное прокручивание коленчатого вала стартером при короткой поездке.

Также к причинам ускоренного износа АКБ относят уменьшение объёма электролита в «банках» из-за интенсивной эксплуатации транспортного средства. Отметим, что уровень требуется проверять с периодичностью 3-4 тысячи километров.

Услуга 1akb.by

Если зарядка аккумулятора не идёт по причине поломки генератора, рекомендуем посетить СТО Energy Centre в Минске. Наши специалисты проведут диагностику устройства и при необходимости выполнят необходимые ремонтные работы.

* На правах рекламы

22.08.2022. Больше интересного — у нас в Telegram https://t.me/brestcity

Новости по теме: реклама

15 причин почему не заряжается аккумулятор автомобиля

На практике встречается довольно много причин, по которым не заряжается аккумулятор автомобиля. У одних батарея «не хочет брать заряд» от генератора, а при подключении к стационарному зарядному устройству – все нормально. У других АКБ не заряжается ни на машине, ни от ЗУ. В этой статье предлагается к изучению целых 15 возможных причин, почему не заряжается аккумулятор автомобиля.

Первые 5 причин распространяются только на те случаи, когда АКБ не восстанавливается от генератора. Причины 6-11 – общие, то есть справедливы как для штатной работы батареи под капотом, так и для обслуживания аккумулятора вне машины. Последние 4 причины касаются только проблем, когда аккумулятор не заряжается от зарядного устройства.

Причина 1. Плохой контакт

Наличие хорошего и надежного контакта является обязательным условием нормального заряда автомобильного аккумулятора. Если в какой-либо точке контакт плохой, в этом месте многократно повышается электрическое сопротивление. В результате достаточный для нормального заряда ток течь к аккумулятору не сможет по закону Ома.

Плохой контакт следует искать, в первую очередь, на клеммах АКБ. Здесь проблема может заключаться в окислении, загрязнении или в банально недотянутых болтах на зажимах.

Чтобы устранить или исключить эту причину, клеммы и зажимы надо очистить от солевого налета и окислов, надежно их соединить, а также защитить от дальнейшего загрязнения.

Для этого можно использовать как подручные средства на подобие WD-40, но лучше прикупить специальное средство для обработки клемм. Расходуется его немного, и одного флакона, пусть и не очень дешевого, вам хватит на много лет.

Устраняя плохие контакты, следует помнить, что заряд на аккумулятор поступает с генератора. Соответственно, провода, которые идут к нему от АКБ, тоже не лишним будет привести в надлежащее состояние. Контактные площадки следует регулярно очищать от ржав чины и грязи, надежно зажимать крепежи, а также обрабатывать специальным спреем.

Проверить наличие хорошего контакта можно при помощи мультиметра, включенного в режим измерения напряжения. При работающем двигателе измерьте напряжение, которое на клеммах генератора, а затем при таких же условиях повторите измерения на клеммах АКБ. Если в показаниях есть заметная разница – ищите ненадежный контакт или меняйте силовые провода.

Раз уж дело коснулось проводов между генератором и аккумулятором, то не лишним будет проверить их на предмет повреждения. Очень часто в местах обжима клемм от вибраций и частых отсоединений АКБ жилки в проводах ломаются, из-за чего уменьшается их сечение. А с уменьшением сечения повышается сопротивление и, как следствие – плохо заряжается аккумулятор.

Причина 2. Неисправность генератора

Неисправность генератора диагностировать можно и самостоятельно, а вот его ремонт придется доверить специалисту. Для начала надо убедиться, что генератор во время работы двигателя нормально вращается. Очень часто он перестает это делать из-за ослабленного ремня.

Особенно, когда на бортовую сеть дается большая нагрузка. Поэтому проверять надо не просто на запущенном двигателе, а обязательно с включенными мощными потребителями. Включите фары головного света, печку и так далее, и посмотрите на шкив генератора.

При нагрузке он должен стабильно вращаться, не проскальзывать, не пищать и не издавать характерного запаха жженной резины.

Далее можно проверить, генерирует ли генератор электроэнергию во время работы двигателя. Для этого измеряется напряжение на его выходах.

Если в силу конструкции автомобиля сделать это сложно, то переходите к следующей причине. Вполне возможно, что генератор исправен, и последующая проверка поможет в этом убедиться.

Если же генератор вращается с перебоями, издает непонятный шум или запах, обратитесь к специалисту для более глубокой диагностики.

Причина 3. Неисправность реле-регулятора напряжения

Реле-регулятор – это электронное устройство, которое измеряет напряжение на аккумуляторе и «решает», как генерировать энергию генератору. То есть, если на аккумуляторе по какой-либо причине напряжение просело, реле-регулятор усиливает электромагнитное поле в генераторе, и тот, соответственно, вырабатывает больше электроэнергии.

Чаще всего автомобильный аккумулятор не заряжается тогда, когда реле-регулятор начинает некорректно выполнять свои функции. Проверить это можно путем измерения напряжения на клеммах АКБ при помощи мультиметра.

Запустите двигатель без включенных потребителей, и измерьте напряжение непосредственно на аккумуляторе. При полностью исправном реле-регуляторе прибор должен показать напряжение около 14.30-14.50 В.

Если же такого напряжения там нет, то аккумулятор в процессе езды заряжаться либо не будет вообще, либо будет заряжаться не полностью.

Далее следует проверить, как реле-регулятор отрабатывает большую нагрузку на бортовую сеть. Включите мощные потребители, как в предыдущем пункте, и измерьте напряжение снова.

Если оно просело по сравнению с предыдущими показаниями более чем на 0.50 В, то реле-регулятор отрабатывает нагрузку плохо.

Хотя причина таких просадок может быть и в генераторе, и в плохих контактах, и в поврежденных или тонких проводах.

В любом случае, чтобы аккумулятор нормально заряжался, на нем должно поддерживаться напряжение около 14.4 В. Если такого напряжения он «не видит», то и заряжаться нормально он не должен. Чтобы повысить напряжение заряда, есть немало способов – диоды, регулируемые реле-регуляторы и так далее.

Причина 4. Короткие поездки

Если автомобильный аккумулятор не заряжается при исправном генераторе и реле-регуляторе, то стоит рассмотреть вариант с временным фактором. Дело в том, что для полноценного восстановления энергии, потраченной АКБ на стоянку и запуск двигателя, ему нужно время.

А если вы ездите сравнительно немного, то аккумулятор просто не успевает зарядиться от генератора. Эта причина особенно актуальна зимой.

Ведь в холодное время года в течение первых 20-30 минут работы двигателя АКБ не принимает практически никакого заряда, и начинает это делать только после прогрева.

К сожалению, кроме как регулярными подзарядками от стационарного зарядного устройства, эту причину не устранить. Поэтому, если вы ездите редко и мало – регулярно следите за уровнем заряда аккумулятора, и по мере необходимости пополняйте запас энергии при помощи ЗУ.

Контролировать, насколько разряжена батарея, можно при помощи вольтметра. После стоянки в течение более 8-12 часов (как правило, утром) измерьте напряжение на клеммах АКБ до запуска двигателя. Показатель в диапазоне 12.40-12.

70 В свидетельствует о том, что аккумулятор заряжен на 70-100%.

Если же напряжение меньше – батарею следует подзарядить. То же самое нужно делать и во время длительных стоянок. Если АКБ долго будет находиться в плохо заряженном состоянии, ее ресурс и емкость будут стремительно уменьшаться.

Причина 5. Недостаточная мощность генератора

Бывает и так, что генератор полностью исправен, но его мощности не хватает для зарядки аккумулятора, так как она полностью уходит на питание внештатного оборудования. С такой проблемой часто встречаются те, у кого на борту имеется мощная акустическая система, различные обогреватели, инверторы, холодильники, лебедка и так далее.

Читайте также:  Ультразвуковая мойка двигателя автомобиля: как очистить детали ДВС

Чтобы аккумулятору хватало вырабатываемой энергии на подзарядку, с установкой внештатного оборудования позаботьтесь и об установке более мощного генератора. Проблему частично можно также решить путем установки второй АКБ, которая будет заряжаться от стационарного устройства, и использоваться для питания внештатного оборудования независимо от штатной батареи.

Причина 6. Сульфатация

Сульфатация – это процесс отложения труднорастворимого налета сульфата свинца на пластинах аккумулятора. Чем его больше, тем хуже контакт между свинцом и электролитом.

Соответственно, аккумулятор не только плохо заряжается, но еще и емкость при этом теряет. Увидеть сульфатацию можно невооруженным глазом, если у вас установлена обслуживаемая АКБ с жидким электролитом.

Сульфат свинца – это светло-серый налет на пластинах.

В большинстве случаев запущенную сульфатацию аккумулятора устранить не получается.

Различные методики тренировок, специальные умные зарядки с импульсными режимами и прочие технологии – помогают убрать сульфаты лишь на начальном этапе их образования.

Если же батарея длительное время эксплуатировалась небрежно (глубокие разряды, постоянный недозаряд), то на пластинах скапливается такой прочный слой солей, который никакими хитрыми способами уже не удалишь.

Чтобы предотвратить сульфатацию аккумулятора, за ним необходимо регулярно ухаживать с самого момента покупки.

Самое главное – не допускать длительного пребывания батареи в разряженном состоянии, так как именно в этих условиях образуются сульфаты. Стоит отметить, что сульфатация развивается не только при глубоких разрядах.

Нерастворимые соли свинца начинают оседать на пластинах уже тогда, когда заряд аккумулятора падает ниже отметки в 50-60%.

При достаточно сильной сульфатации аккумулятор может вообще не принимать заряд. В таких случаях выход только один – замена на новый. Восстановить такую АКБ, которая уже не способна принимать заряд из-за сульфатов – невозможно в 100% случаев.

Причина 7. Глубокий разряд

Как правило, после глубокого разряда часто аккумулятор не заряжается от зарядного устройства.

Случается такое преимущественно с автоматическими приборами, которые в силу своих алгоритмов работы не могут определить факт подключения к ним АКБ.

Причиной тому служит слишком низкое напряжение на клеммах глубоко разряженной батареи. При ее подключении ЗУ «не видит», что к нему подсоединили АКБ, а потому просто не запускается.

Решить такую проблему возможно с помощью простого зарядного устройства или лабораторного блока питания.

В большинстве случаев после подключения полностью севшего аккумулятора к таким источникам питания его удается «растолкать».

После того, как на клеммах АКБ появится напряжение хотя бы вольт 9-10, его можно пробовать заряжать от автоматического зарядного устройства. Теперь оно определит батарею, и автоматика запустит выбранный режим заряда.

Причина 8. Переполюсовка

Встречается достаточно редко, но если регулярно не следить за аккумулятором, то причина вполне реальная. Заключается она в следующем.

При глубоком разряде батареи, состоящей из разбалансированных «банок», рано или поздно наступает момент, когда на самых «слабых» разница потенциалов сравнивается с нулем, тогда как у остальных еще есть энергия.

При таком раскладе «обнулившаяся банка» начинает заряжаться от соседних, но уже с другой полярностью. Естественно, что в сильно запущенных случаях это приводит к тому, что аккумулятор не заряжается от зарядного устройства.

В некоторых источниках говорится, что вернуть к жизни такие аккумуляторы можно путем принудительной переполюсовки. Однако вероятность того, что подобное мероприятие увенчается успехом – крайне мала.

Как правило, после доведения АКБ до такого состояния ждать от нее более или менее нормальной работы уже не стоит. Возможно, после ряда манипуляций и тренировок аккумулятор еще послужит некоторое время.

Но емкость его будет однозначно маленькой, он будет быстро садиться, и последующие за этим несколько глубоких разрядов окончательно «добьют» его.

Причина 9. Повышенный саморазряд

У новых и ухоженных аккумуляторов саморазряд равен нулю. Саморазряд – это склонность батареи терять заряд без подключенной нагрузки.

Чаще всего повышенным саморазрядом обладают грязные аккумуляторы, а также с внутренними повреждениями пластин.

В некоторых случаях величина саморазряда достигает такого значения, что АКБ становится просто невозможно зарядить хотя бы до 60-70%, поскольку ток заряда на данном этапе становится равным или меньшим, чем ток саморазряда.

Если причиной повышенного саморазряда является загрязненный корпус батареи, то его чистка с водой и растворенной в ней содой может помочь. Если же батарея самостоятельно теряет заряд из-за поврежденных или закороченных пластин, восстанавливать ее бесполезно. Со временем заряжаться она перестанет вообще.

Причина 10. Аккумулятор замерз

Если вы принесли батарею с мороза, и сразу же пытаетесь ее зарядить от зарядного устройства, то у вас, скорее всего, заряжаться ничего не будет. Даже если электролит в аккумуляторе не замерз из-за снижения плотности, после подключения ЗУ первые несколько минут (20-30) заряд принимать батарея не будет (хотя амперметр может показывать потребление тока).

Поэтому, прежде чем начать процесс заряда аккумулятора, принесенного с холода, дайте ему прогреться при нормальной температуре хотя бы в течение получаса. После этого он начнет нормально принимать заряд.

Причина 11. Замкнутые «банки»

Если в АКБ замкнута одна или две «банки», то заряжаться она будет. Но процесс закончится очень быстро, и аккумулятор перестанет заряжаться через несколько минут после начала процедуры. Причина кроется в том, что с закороченными банками номинальное напряжение и емкость АКБ уменьшаются. Соответственно, чтобы зарядить такой аккумулятор, времени уходит меньше, чем положено.

Если же в АКБ имеется серьезное короткое замыкание, то заряжаться она не будет ни при каких обстоятельствах. В случае использования автоматических зарядных устройств последние будут просто уходить в защиту, отказываясь заряжать то безобразие, которое к ним подключили.

Причина 12. Низкое напряжение на выходе ЗУ

Чтобы аккумулятор начал заряжаться от зарядного устройства, напряжение на его выходе должно быть большим, чем напряжение на клеммах. Только при таких условиях ток потечет через АКБ.

Если же зарядное по каким-либо причинам не выдает достаточного напряжения – заряд не начнется никогда. Кроме того, чтобы зарядить стандартный аккумулятор до конца, напряжение на выходе ЗУ должно быть не менее 14.40 В.

Бывают и такие приборы, которые не способны на это.

Причина 13. Слабая мощность ЗУ

Помимо напряжения для начала процесса заряда аккумулятору нужен ток.

Если вы используете зарядные устройства недостаточной мощности, самодельные, поддельные и так далее, то вполне возможно, что их мощности не хватает для зарядки вашей АКБ.

При малой мощности ЗУ аккумулятор будет заряжаться (если напряжение не ниже указанного), но происходить это будет так медленно, что может показаться, что аккумулятор не заряжается.

Причина 14. Зарядное уходит в защиту

Если зарядное устройство снабжено различными защитами, необходимо убедиться в том, что они не срабатывают при попытке зарядить аккумулятор. Если это так, то заряд не начнется, пока не будет устранена причина. Современные ЗУ оснащаются защитами от:

  • короткого замыкания;
  • переполюсовки;
  • перегрева;
  • скачков напряжения в сети;
  • превышения мощности.

Причина 15. Неисправность ЗУ

Причина хоть и банальна, но далеко не всегда очевидна. Прибор может шуметь, индикаторы светиться и так далее – но аккумулятор не заряжается. Убедиться в исправности зарядного устройства без особых знаний можно путем измерения напряжения и тока заряда.

Для измерения напряжения подключите вольтметр к клеммам АКБ, к которым подсоединено включенное зарядное устройство. Если напряжение в норме (больше, чем на отключенной от ЗУ АКБ), проверьте, течет ли ток. Для этого подключите амперметр в разрыв одного из проводов, которыми ЗУ подсоединено к АКБ.

Часто бывает и так, что напряжение зарядное устройство выдает, но ток не течет. В таких случаях ЗУ следует отдать в ремонт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector