Плюсы и минусы дизельного двигателя

29.06.2016 | 96317 просмотров

Современные турбодизели впечатляют техническими характеристиками. Максимальный крутящий момент доступен, начиная чуть ли не с холостых оборотов вплоть до верхней зоны тахометра.

Как результат — отменная эластичность, убедительная динамика и умеренный расход топлива. Однако если в Европе доля дизельной техники стабильно переваливает за 50%, то аналогичный показатель в России значительно ниже.

По итогам прошлого года только 7% легковушек, купленных на первичном рынке, были оснащены дизельными моторами.

Плюсы и минусы дизельного двигателя

Почему дизель так распространен в Европе и столь не популярен в России?

В чем причина такого расклада? Ответы на эти вопросы упрятаны в экономических показателях. Все дело в спросе. Дизельные версии нужны в модельной линейке лишь в том случае, если емкость их рынка как минимум делает ввоз безубыточным.

В массовом секторе недостаточный интерес покупателей делает импорт дизельных модификаций в Россию невыгодным.

В кулуарных разговорах маркетологи объясняют: при незначительном спросе автопроизводителю обременительно держать запасы расходников и деталей. С другой стороны, без них не обойтись.

В России действует строгий закон «О защите прав потребителей», жестко обозначающий временные рамки на гарантийный ремонт. И таких нюансов хватает.

Евгения Тетерина, ведущий специалист по связям с общественностью KIA Motors Rus

Плюсы и минусы дизельного двигателя

В 2015 году ввиду низкого спроса были прекращены продажи в России дизельной модификации автомобиля сегмента B-SUV KIA Soul. Тем не менее мы наблюдаем устойчивый спрос на дизельные версии кроссоверов и внедорожников KIA Sportage, KIA Sorento, KIA Sorento Prime. Рамный внедорожник KIA Mohave и вовсе представлен в России только с дизельным двигателем.

В свою очередь на спрос во многом влияет инфраструктура. Если в Европе можно безбоязненно заправиться дизтопливом на любой заправке, то в России по-прежнему велик риск нарваться на тепловозный мазут или летнюю солярку зимой.

При этом топливная аппаратура современных дизельных двигателей невероятно требовательна к качеству смеси и в случае чего стоит космических денег. В итоге, как ни крути, а эксплуатация дизельной машины в России все еще привязана к большим городам и агломерациям.

При этом стоимость качественного дизтоплива до последнего времени конкурировала с высокооктановым бензином.

Плюсы и минусы дизельного двигателя

Только недавно, после ввода дополнительных акцизов на бензин, дизельное топливо стало стоить дешевле бензинов АИ-95 и 98.

Юлия Тихонравова, руководитель PR-группы «Хендэ Мотор СНГ»

Плюсы и минусы дизельного двигателя

Главный риск эксплуатации дизельных версий в РФ — качество топлива. С 2016 года автомобили, ввозимые и производимые в России, обязаны соответствовать экологическим требованиям Euro-5, что вынуждает использовать дорогую технологичную топливную аппаратуру.

Эти узлы невероятно чутко реагируют на некачественное топливо, а их ремонт обойдется потребителю заметно дороже топливной системы бензинового двигателя.

Причем если причиной поломки станет именно некачественное топливо, произвести ремонт по гарантии будет невозможно.

При этом если в прежние времена сервисное обслуживание дизельных версий обычно предписывалось и производилось чаще бензиновых, что дополнительно увеличивало расходы на эксплуатацию, то сегодня однозначно констатировать такую тенденцию уже нельзя. В ряде случаев межсервисный интервал одинаков как для бензиновых, так и для дизельных модификаций. Больше того: есть удивительные примеры, когда дизель по регламенту нужно обслуживать реже бензина (Nissan).

Межсервисный интервал для дизельных и бензиновых автомобилей в России (выборочно), тыс. км
Марка Дизель Бензин Альтернативный срок
Audi 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
BMW Не определен Не определен Сервисные процедуры проводятся по необходимости
Haval 10 000 10 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Hyundai 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Kia 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Skoda 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Toyota 10 000 10 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Volkswagen 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Volvo 20 000 20 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше

Тем не менее, несмотря на низкий расход и сопоставимую периодичность обслуживания, дизельная машина все же долгосрочная инвестиция, которая окупится ближе к 100 тыс. км пробега. Одна из причин — более дорогие расходники и запчасти. Вдобавок нередко дизельный вариант на первичном рынке дороже бензинового аналога.

Цены на некоторые запчасти для Hyundai i40 в бензиновой и дизельной версии, руб.
Бензиновый 2.0 MPI Дизельный 1.7 CRDi
Топливный фильтр 1000–1600 2000–3000
Топливный насос 3000–5000 13 000–16 000
Топливная форсунка 1800–2900 33 000–35 000
Новый двигатель в сборе 170 000–190 000 550 000–580 000
Минимальные цены на бензиновые и дизельные модификации некоторых моделей, руб.
Бензин Дизель
Audi A3 1 304 000 1 720 000
Hyundai i40 1 069 000 1 329 000
Mercedes-Benz A-Classe 1 490 000 1 696 585
Skoda Octavia 872 000 1 239 000
Toyota Land Cruiser Prado 1 929 000 2 915 000
Volvo V40 Cross Country 1 399 000 1 469 000

Как же обстоят дела с дизелями на российском рынке?

С наступлением кризиса перечень дизельных предложений в России значительно сократился. Если в конце 2014 года на нашем рынке было представлено более 140 моделей, имеющих дизельные модификации, то сегодня их лишь 84.

Плюсы и минусы дизельного двигателя

Некоторые модели, недавно ушедшие с российского рынка в дизельном варианте:

Плюсы и минусы дизельного двигателяПлюсы и минусы дизельного двигателяПлюсы и минусы дизельного двигателяПлюсы и минусы дизельного двигателяПлюсы и минусы дизельного двигателя

В немалой степени на сокращение числа дизельных предложений в России повлияла ситуация с курсом рубля, подкосившая, в первую очередь, средний сегмент, где дизельные модификации были самыми дорогими в гамме. К примеру, Citroen C-Elysee 1.

6 HDi стоит во Франции €17 000, дизельный Kia Soul €19 900, а Ford Kuga — от €24 350. Даже без учета таможенных пошлин, при пересчете западных цен по курсу 74 рубля за один евро в России такие автомобили продавались бы за 1 258 000 руб., 1 472 600 руб.

и 1 801 900 руб. соответственно.

При этом распределение дизельных версий по классам в процентах осталось практически тем же. Разве что минивэнов стало значительно меньше… Тем не менее там, где двигатель на тяжелом топливе оправдан экономически, он, как правило, предлагается.

Дизельные версии по-прежнему доминируют в классе внедорожников и кроссоверов, а также автомобилей премиальных марок.

По итогам ушедшего года десятка самых популярных моделей с дизельным силовым агрегатом целиком состояла из представителей SUV-сегмента (Sport Utility Vehicle), причем 40% из них принадлежали к премиум-классу.

Самые продаваемые дизельные автомобили в России за 2015 год (ед.)
Марка модель Продано за 2015 год
Toyota Land Cruiser Prado 10 848
Toyota Land Cruiser 200 6 336
BMW X5 4 014
Renault Duster 3 847
Mitsubishi L200 3 392
Mercedes-Benz GL-class (ныне GLS) 3 243
Volvo XC60 2 987
Hyundai Santa Fe 2 643
Mitsubishi Pajero Sport 2 629
BMW X6 2 544

Кроссоверы

Бо́льшая снаряженная масса кроссоверов требует большей энерговооруженности. Для этого бензиновому агрегату нужен внушительный рабочий объем либо турбонаддув. Как следствие, придется мириться с повышенным аппетитом или удорожанием конструкции двигателя.

Тогда уже ценовая разница с турбодизелем будет не столь значительна. Вдобавок покупка кроссовера, так или иначе, предполагает возможные выезды на офф-роад, где очень важен крутящий момент на низах (а это сильная сторона дизелей).

К тому же для кроссоверов нередки пробеги на большие дистанции — в этих условиях раскрывается экономичность дизельных версий.

Комментарий представительства Renault Россия

Renault видит потенциал в предложении дизельных двигателей на российском рынке. В прошлом году вышел обновленный Renault Duster, который помимо бензиновых моторов получил новый турбодизель объемом 1,5 л. Его мощность выросла до 109 л.с..

Кроме того, данный мотор обладает не только отличной тягой (максимальный крутящий момент 240 Нм доступен уже с 1750 об/мин), но и рекордно низким расходом топлива, всего 5,0 л/100 км.

Показательно, что после обновления модели спрос на дизельную модификацию вырос в три раза.

Премиум-класс

В случае с премиум-классом дизельные модификации зачастую являются базовыми.

Если в масс-маркете для стартовых версий, как правило, предлагаются проверенные годами бензиновые моторы, кочующие из модели в модель несколько десятилетий, то бензиновые агрегаты премиальных представителей отрасли весьма сложны и современны (наддув, непосредственный впрыск, малый рабочий объем при сильной энерговооруженности), а значит, сопоставимы по «замороченности» и цене с аналогичными турбодизелями.

Некоторые модели, где дизельные версии являются базовыми либо стоят не дороже бензиновых:

Заметки на форумах — что думают люди о дизеле?

«Все берите бензин и солярой вонять не будет, а то цены на ДТ на заправках уже конские, хоть на заправках и не заправляюсь, но все равно обидно. ЗЫ. Недавно один плеснул бензин на заправке в снегоход Ски-Духу из пистолета и попал на полную переборку движка снегохода. ВСЕ ПОКУПАЙТЕ БЕНЗИНОВЫЕ МАШИНЫ!!!»

Читайте также:  Разнос дизельного двигателя

«Задолбался летом с баночкой кастрола бегать к бензобаку. Задолбался зимой в -40 с баночкой антигеля бегать к бензобаку. Задолбался недешевые масла менять каждые 5 тыщ. Задолбался постоянно менять топливный и воздушный фильтры. Задолбался прогревать ее даже в -20 около часа, чтобы в тепле проехать 5 минут. Задолбался уже вонь эту вонючую нюхать в салоне…. Скоро задолбает турбина». 

В сухом остатке

Так выбирать дизельный автомобиль в России или нет? Вопрос, ответ на который зависит от множества факторов (пробег, среда обитания, класс и многое другое). Поэтому правильнее рассматривать частные случаи, делая конкретные расчеты и выводы.

Одно дело, если речь идет о служебной машине, где определяющий фактор — стоимость эксплуатации за один километр, и другое — покупка личного транспорта, когда во главу угла нередко ставят эмоции. Поэтому — выбор всегда за вами.

А мы лишь еще раз напомним о самых очевидных плюсах и минусах автомобилей с дизельными двигателями.

Широкая полка крутящего момента, доступная, как правило, с низких оборотов Неоднородное качество дизтоплива в России
Хорошая динамика Небольшой выбор дизельных версий
Низкий расход топлива Более высокая цена и более дорогое обслуживание

«Война» моторов: бензин против дизеля

Извечный вопрос – машину с каким типом двигателя выбрать, бензиновым или дизельным, мучает российского автомобилиста уже не первый десяток лет. У каждого из вариантов есть свои положительные и отрицательные стороны, которые мы и собираемся сегодня рассмотреть, чтобы помочь автолюбителям сделать взвешенный и обоснованный выбор.

Плюсы и минусы дизельного двигателяБензин слева и дизель справа

Для удобства, мы разобьем наше «выяснение отношений» между бензиновыми и дизельными силовыми установками на несколько пунктов: мощность и производительность, экономичность, ресурс, обслуживание и эксплуатация.

Какой мотор производительнее?

Одной из характеристик, на которую чаще всего обращают внимание покупатели, является мощность двигателя автомобиля.

Причем, характеристика эта не зависит от типа топлива, на котором работает мотор, но в нашем случае, раз уж мы решили сравнить дизельные и бензиновые силовые установки, скажем, что зачастую по количеству «лошадей» верх берут именно бензиновые двигатели. Даже если агрегат снабжен турбокомпрессором, то мощность бензинового турбомотора все равно будет выше, чем у дизельного.

Плюсы и минусы дизельного двигателяБензиновый атмосферный мотор 3.6 V6 249 л.с. на Volkswagen Touareg

Казалось бы, рассуждать тут особо не о чем: тот, кто хочет мощного «железного коня», в первую очередь посмотрит в сторону авто с бензиновым двигателем, ведь «лошадок» под капотом у него больше – если мы сравниваем двигатели одного объема. И окажется не совсем прав.

Автомобиль с мощным бензиновым двигателем подойдет тому, кто любит скорость, быстрые ускорения, словом – чувствовать себя королем скорости где-нибудь на автостраде. Но машина с бензиновым двигателем, обладая отменными динамическими характеристиками, проигрывает автомобилю с дизельным двигателем в тяге.

Да-да, если ваше бензиновое авто заедет на бездорожье, то его крутящего момента будет недостаточно для того, чтобы с легкостью выбраться из грязи.

А вот дизельная машина, обладая более высоким крутящим моментом, который достигается на гораздо более низких, чем у бензинового агрегата, оборотах, справится с этой задачей гораздо увереннее – за счет того, что «полка» этого самого момента у дизеля ровная.

Плюсы и минусы дизельного двигателяТурбодизель 3.0 TDI V6 на Volkswagen Touareg II-го поколения

У авто с бензиновым мотором и максимальный крутящий момент, как правило, меньше, и достигается он на более высоких оборотах.

Для отменной динамики это, повторимся, замечательно (не зря же подавляющее большинство спортивных машин имеют бензиновые моторы), но при преодолении бездорожья предпочтение все же нужно отдать агрегатам, работающим на «тяжелом» топливе – и именно потому дизельными силовыми установками комплектуются внедорожники и спецтехника.

Говоря о коэффициенте полезного действия дизельных и бензиновых двигателей, можно сказать, что тут первые выигрывают у последних – ведь на преодоление одного и того же отрезка пути, неважно, будет это хорошая скоростная трасса или бездорожье, автомобиль с дизельным двигателем потратит меньшее количество топлива, чем машина с бензиновым агрегатом. Но! За счет своей мощности и более выдающихся динамических характеристик автомобиль с бензиновым мотором доставит вас из пункта А в пункт Б намного быстрее. Расход топлива будет выше? Хм, ну ведь за скорость нужно платить.

Плюсы и минусы дизельного двигателяБензиновый двигатель слева, справа — дизель

Какой двигатель экономичнее?

Тут мы плавно подошли к следующему пункту нашего обзора – одной из болезненных тем топливной экономичности. Это тоже одна из главных характеристик, на которую покупатели обращают внимание в первую очередь.

Что же мы увидим, заглянув в сравнительную таблицу одной и той же модели, допустим, Renault Logan, но оборудованной бензиновым или дизельным двигателем? А увидим мы то, что у дизельной модификации расход топлива в городском, загородном или комбинированном режиме ниже, чем у бензиновой версии.

Да, сейчас, в эпоху даунсайзинга, когда производители уменьшают объемы бензиновых силовых установок, уменьшая количество цилиндров или применяя системы, которые отключают их часть, чтобы добиться экономичности, эти моторы достигли прежде невиданных показателей экономичности.

Но тягаться с дизелями им все еще не с руки. И весь секрет тут — в принципиально ином алгоритме образования и сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах этих двигателей.

В цилиндре бензинового двигателя топливовоздушная смесь находится под меньшим давлением и имеет меньшую температуру (500 градусов Цельсия), чем в цилиндре дизельного двигателя (тут и давление мощнее, благодаря более высокой степени сжатия, и температура смеси – 900 градусов).

Следовательно, скорость образования топливовоздушной смеси и процент ее сгорания выше у дизельного мотора. Иными словами, дизельный агрегат использует меньше топлива для получения энергии, необходимой для создания оптимального крутящего момента, который распределяется по ведущим осям.

Таким образом, если покупатель хочет экономить деньги на покупке топлива, то тут предпочтение следует отдать дизельным агрегатам – ведь «тяжелое» горючее и расходуется меньше, и стоит дешевле, чем бензин.

Плюсы и минусы дизельного двигателяСамый большой дизельный двигатель Wartsila-Sulzer RTA96-C создан для больших кораблей

Кстати, говоря об экономичности нелишним будет упомянуть и об экологичности – немаловажной характеристике современных двигателей. Это раньше автолюбители, да и государственные власти не обращали внимания на качество топливного выхлопа.

Теперь же в большинстве стран мира за уровнем выбросов вредных веществ следят очень строго, вводя все более высокие нормы чистоты выхлопа – Евро-5 и Евро-6.

Так вот, по уровню экологичности сейчас первую скрипку играют дизельные агрегаты – именно поэтому их так много в общей массе автомобилей, продающихся, к примеру, в странах Западной Европы. В России же пока перевес у бензиновых авто.

У каких агрегатов больше ресурс?

Статистика свидетельствует, что средний срок эксплуатации нового автомобиля не превышает 5-8 лет.

То есть, особых вопросов к моторесурсу бензинового или дизельного агрегата у покупателей возникать не должно, да и производители современных автомобилей не склонны рассекречивать данные о том, сколько моточасов или километров пробега может «выходить» бензиновый или дизельный агрегат. Но этот вопрос заботит тех, кто приобретает подержанные авто.

Отвечаем: и в этом параметре бензиновая силовая установка пасует перед дизельной. Факторов успеха в этом плане у двигателя, работающего на солярке, несколько.

Во-первых, конструкция узлов бензинового двигателя более жесткая, чем у дизельного, и, как следствие, они более подвержены износу.

Во-вторых, дизельное топливо в виду своего химического состава играет роль дополнительной смазки для узлов мотора, что повышает срок его ресурсной эксплуатации. Среди двигателей-миллионников дизельных значительно больше, чем бензиновых.

Какой мотор легче эксплуатировать и обслуживать?

В этом поле сравнений преимущество на стороне бензиновых двигателей. Известно, что работающие на бензине двигатели менее зависимы от качества топлива.

То есть, если вы зальете горючее низкого качества, то бензиновый мотор в лучшем случае его переварит (динамика пострадает, но ехать машина сможет), а в худшем – придется чистить форсунки и промывать топливную систему.

Если же «бодяга» попадет в топливную систему дизельного двигателя – пиши пропало. Тут самое страшное в том, что может выйти из строя топливный насос высокого давления и авто никуда больше не поедет.

Плюсы и минусы дизельного двигателяНа фото — турбодизель 1.5 DCi K9K

Еще один плюс бензиновых моторов – их сравнительно низкая чувствительность к внешним температурам, что особенно актуально для России. Проще говоря, шансов, что бензиновое авто заведется при сильном морозе больше, чем у его дизельного «оппонента».

Здесь секрет в химическом составе бензина, который имеет свойство воспламеняться при более низких температурах, чем дизель. Впрочем, эта проблема для работающих на солярке машин сегодня решается за счет применения «зимних» видов топлива и специальных устройств – предпусковых подогревателей, которые нагревают двигатель до его запуска.

Читайте также:  Многорежимная трансмиссия easy select 4wd: что это такое

Так что, как видим, в этом компоненте преимущество бензинового мотора над дизельным не такое однозначное.

Плюсы и минусы дизельного двигателяБензиновый двигатель 2.0 F4R

Очередной плюс в карму бензинового двигателя – сравнительно, опять же, низкий шум и вибрация при работе.

Всем известен «тракторный» рокот дизеля, который зачастую проникает в салон даже на холостых оборотах, а уж при выходе на рабочие обороты у водителя и пассажиров может уши заложить. Это – особенность дизелей, обоснованная конструкцией двигателя.

Слово в защиту: современные дизельные моторы, благодаря применению узлов и материалов, помогающих гасить вибрацию, звучат менее громко, чем их «предки».

Останавливаясь на таком важном пункте, как обслуживание силовых агрегатов, отметим, что в этом плане преимущество снова у бензинового мотора. Периодичность технического обслуживания (в частности, смены моторного масла и фильтра) у дизельных авто более частая, чем у бензиновых – у первых пробег между ТО, как правило, составляет 10 000 км, а у вторых – 15-20 000 км.

Да и стоимость обслуживания дизельного мотора выше, уже за счет того, что расходные материалы обходятся дороже, чем для бензинового. А сложность конструкции дизеля обусловливает еще большее удорожание обслуживания двигателя такого типа. Кстати, именно из-за сложности конструкции ремонт дизельного двигателя обходится дороже, чем починка бензинового агрегата.

Тоже существенный аргумент в пользу бензиновых авто.

Плюсы и минусы дизельного двигателяЗамена масла в двигателе

Подводим итоги

Для удобства восприятия мы решили выделить все описанные нами плюсы и минусы дизельных и бензиновых двигателей. Проанализировав приведенные данные, любой автолюбитель может решить, машину с каким типом двигателя ему лучше купить.

  • Плюсы дизельных моторов:
  • — экономичность и экологичность;
  • — лучшая тяга на низких оборотах, и, как следствие, производительность;
  • — больший моторесурс и долговечность.
  • Минусы дизельных моторов:
  • — высокая чувствительность к качеству топлива;
  • — боязнь низких температур;
  • — больший вес агрегата;
  • — меньшая мощность;
  • — высокий уровень шума и вибраций при работе;
  • — дороговизна обслуживания и ремонта.
  • Плюсы бензиновых моторов:
  • — меньшая масса и габариты агрегата;
  • — меньший уровень шума и вибраций;
  • — устойчивость к низким температурам;
  • — лучшая переносимость топлива низкого качества;
  • — большая мощность агрегата;
  • — сравнительная дешевизна обслуживания и эксплуатации.
  • Минусы бензиновых моторов:
  • — повышенный расход топлива;
  • — меньшая тяга на низких оборотах;
  • — меньший моторесурс.

Дизельный двигатель: как он устроен, его плюсы и минусы :

Почему дизельные двигатели стали столь популярными, особенно в Европе, а потом резко впали в немилость? Какие у них главные преимущества и недостатки? Разбираемся во всех подробностях и отвечаем на основные вопросы, возникающие при выборе между бензиновыми и дизельными ДВС.

  • Что это
  • Отличия от бензинового
  • Системы дизеля
  • Плюсы
  • Минусы
  • ТО и ремонт

Дизельный двигатель — это поршневой двигатель внутреннего сгорания, в цилиндрах которого топливо воспламеняется при взаимодействии с воздухом, нагретым в результате сжатия.

Назван этот тип мотора в честь своего создателя: немецкого инженера Рудольфа Дизеля, который получил на него патент в 1892 году (а первый образец, пригодный к практическому использованию, появился в 1897 году).

По сравнению с паровыми двигателями того времени, дизельный был больше и тяжелее, но зато имел более высокий КПД.

Чем дизельный двигатель отличается от бензинового

И в бензиновом моторе, и в дизельном, происходит примерно следующее. Внутри цилиндра сгорает топливо, образующиеся при этом газы толкают поршень, который через специальный механизм крутит коленвал. Чтобы горение было возможным, в цилиндр подается не только топливо, но и воздух.

В бензиновом двигателе горючее в нужный момент поджигается искрой. А вот в дизеле никаких искр нет — солярка воспламеняется за счет высокой температуры, которая получается при сильном сжатии воздуха в цилиндре. Согласно физическим законам, давление и температура газа — взаимосвязаны.

Упрощенно схему работу дизеля можно описать так. При запуске в цилиндре сжимается воздух, при этом его температура возрастает примерно до 700°C. Далее в цилиндр распыляется дизельное топливо. При такой температуре оно начинает быстро испаряться, после чего его пары воспламеняются. Двигатель начинает работу. Цикл повторяется снова и снова.

В дизельных моторах воздух и горючее подаются в цилиндры раздельно, «по очереди». В бензиновом же необходимо сначала смешать их в определенной пропорции. Кроме того, в бензиновом моторе нужны электрические свечи, которые дают искру, поджигающую смесь бензина с воздухом.

Дизельный двигатель на первый взгляд проще бензинового. Но солярку приходится впрыскивать в цилиндр под очень высоким давлением. Да и сам мотор должен это давление выдерживать, и тут требуются качественные детали и высокое качество сборки.

Почему в дизельных двигателях не используется бензин

Дизельные двигатели работают не на бензине, а на одноименном дизельном топливе, которое часто называют «соляркой». Почему для двух типов двигателей применяется различное топливо? Дело в том, что требования к горючему у бензинового двигателя и дизельного — противоположны.

В первом случае необходима достаточная стойкость к воспламенению, иначе в цилиндрах начнутся «лишние» вспышки, которые приведут к неустойчивой работе движка. Во втором горючее должно воспламеняться легко.

В обычных условиях поджечь бензин факелом легче, чем дизель. Но это связано с более интенсивным выделением у него паров при нагреве. В цилиндрах двигателя быстро испаряются и бензин, и солярка. А вот уже готовые пары солярки воспламеняются быстрее. Поэтому именно солярку нужно использовать в моторах, где горючее поджигается высокой температурой, а не искрой.

???? Форсунки двигателя: основные виды и частые неисправности

Что будет, если залить в бак неподходящее топливо? Сначала машина заведется как обычно, так как некоторое количество правильного горючего осталось в фильтрах и магистралях системы.

Потом, по мере смешивания жидкостей, двигатель будет работать хуже и хуже, упадет мощность, появятся стуки и вибрация.

Если неподходящего топлива немного, и оно лишь разбавило правильное, то какое-то время мотор проработает, но после этого потребуется сложный и дорогостоящий ремонт.

Если неподходящего топлива много, то двигатель заглохнет быстро, и тут есть шанс отделаться сменой фильтров и промывкой топливной системы.

Плюсы и минусы дизельного двигателя

 Shutterstock

В отличие от бензина, солярка быстрее начинает застывать и терять текучесть на морозе. «Обычное», летнее дизельное топливо становится вязким уже при –5°C.

Поэтому существует зимнее топливо, которое остается жидким дольше: до –35°C, а для холодной местности придумали арктическое топливо (до –50°C).

На практике это означает, что осенью в дизельный автомобиль нужно заливать только зимнюю или арктическую солярку, и это еще один повод заправлять дизельные машины лишь на проверенных заправках.

Системы, необходимые для работы дизельного двигателя

Для работы дизельного мотора необходима система, которая обеспечит подачу горючего и воздуха. Рассмотрим их вкратце.

  • Топливный бак.
  • Топливный насос. Он качает солярку из бака и подает ее в магистраль.
  • Топливные фильтры. Очищают горючее от различного мусора.
  • Топливный насос высокого давления (ТНВД). Закачивает солярку в цилиндры двигателя, создает большое давление (от нескольких сотен до нескольких тысяч атмосфер).
  • Форсунка. Осуществляет распыление горючего в цилиндр.
  • Турбокомпрессор. Нагнетает в цилиндры воздух, необходимый для сгорания.
  • Воздушный фильтр. Очищает подаваемый в двигатель воздух от пыли.
  • Свечи накаливания. Нужны для подогрева холодного двигателя. Без дополнительного подогрева запустить дизель на морозе было бы проблематично. У современных автомобилей свечи при необходимости включаются автоматически после поворота ключа зажигания. Нагрев происходит очень быстро.

Плюсы дизельного двигателя

Из плюсов дизеля с технической точки зрения можно назвать заметно больший — процентов на 15 — КПД. Кроме того, есть и другие достоинства.

  • Экономичность. Для многих автолюбителей — это одно из важнейших преимуществ. Дизель может оказаться на 10-20% экономичнее, чем аналогичный бензиновый мотор. Конкретный пример. Рассмотрим два похожих двигателя разных типов, которые ставятся на внедорожник Toyota Land Cruiser Prado. Расход дизеля объемом 2,8 л составляет согласно паспортным данным 7,7 л на 100 км пути (в смешанном цикле). 2,7-литровый бензиновый мотор потребляет уже 9,3 л на 100 км.
  • Высокий крутящий момент. Тяга у дизеля намного выше, чем у аналогичного бензинового двигателя. Это связано с более высокой степенью сжатия в цилиндрах, а точнее, меньшим объемом сильно сжатого топлива. При таких условиях энергия при сгорании выделяется сразу из всего вещества, что и увеличивает тягу мотора. Причем достигается высокая тяга практически сразу же, на низких оборотах. Для грузовиков и внедорожников тяга на «низах» вообще может быть жизненно необходима: первым нужно начинать движение с грузом, вторым — ползти по грязи, не срывая колеса в пробуксовку.

7 причин не покупать машину с дизелем. И только один аргумент «за» — журнал За рулем

Ценители дизелей легко назовут их преимущества: отличная тяга «на низах», пожаробезопасность и главное — низкий расход топлива! Почему же при всех достоинствах дизельного мотора большинство из нас выбирает машины с бензиновыми двигателями?

Читайте также:  Промывка для двигателя Хай-Гир (hi-gear): что нужно знать автовладельцу

Ответ прост: у дизелей есть ряд недостатков, которые сводят на нет почти все их преимущества.

1. Осторожно с топливом

Бензин при любой погоде – бензин. А вот дизельное топливо четко делится на зимнее и летнее. Летняя солярка даже при скромном морозе превращается в вещество, по консистенции напоминающее сметану. А то и вовсе в «кусок топлива».

И в начале зимы многие АЗС под видом зимнего ДТ заливают клиентам летнее – с этим эксперты журнала «За рулем» сталкиваются каждый год. После такой заправки остается лишь отбуксировать машину в теплое помещение и подождать несколько часов, пока твердое топливо опять не станет жидким.

Да и в целом дизельная топливная аппаратура крайне чувствительна к качеству топлива. Порой заправка плохой соляркой приводит к дорогостоящему ремонту.

2. Машины и ТО дороже

В автосалоне дизельный вариант автомобиля практически всегда стоит дороже аналогичного бензинового. Разница может составлять от 80000 рублей для бюджетных компактных моделей до полумиллиона для более дорогих автомобилей.

И несмотря на то, что дизельная машина экономичнее бензиновой, такая разница долго окупается — иной раз даже не у первого владельца, если первый ездил мало.

К тому же ТО обычно нужно делать чаще (примерно раз в 10 000 км), и обходится оно почти в половину дороже.

3. Экономия на топливе часто не покрывает расходы

Посмотрите на ценники большинства АЗС — дизельное топливо высокого класса ощутимо дороже АИ-92. Более того, цена ДТ вплотную подошла к стоимости АИ-95. Сэкономить при заправке не удастся: былое ценовое преимущество дизеля кануло в Лету.

А если учесть, что дизель экономичнее бензиновой машины на 15 – 20%, нетрудно подсчитать выгоду на топливе. И прикинуть, когда такая экономия покроет хотя бы разницу в ценах между дизельной и бензиновой машиной.

4. В салоне холодно

Мотор имеет высокий КПД. Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется мало тепловой энергии, поэтому двигатель прогревается плохо. До оптимальной температуры он разогревается только в дороге, когда нагрузка выше. Поэтому зимой в салоне откровенно холодно. И если в машине изначально нет догревателя воздуха, придется устанавливать «автономку» — а это дополнительные расходы.

5. Не везде пускают

«Зеленые» объявили дизельные моторы одним из главных врагов цивилизации. А потому в отдельных городах Европы уже появились зоны, куда на таких машинах просто не пускают. Любители автопутешествий должны иметь это в виду. Кстати, эта тенденция скоро может докатиться и до мегаполисов РФ.

6. Двигатель шумит

Причина шума – высокое давление в цилиндрах. С шумами соседствует вибрация – тоже неприятное явление.

К тому же дизель по-прежнему воняет и тарахтит на прогреве — соседи безошибочно узнают вас по звуку и запаху.

7. Дорогой ремонт и запчасти

Топливная аппаратура дизеля сложнее и дороже бензиновой. Поломка ТНВД обойдется в 50 тысяч рублей даже владельцу бюджетной модели вроде Дастера. Форсунки для того же Дастера продают по 17 тысяч рублей за штуку, цена свечей накаливания доходит до 3000 рублей. У дорогих машин расходы на ремонт и запчасти могут быть выше в несколько раз.

Кроме того, сложность конструкции требует от механика высокой квалификации, а услуги специалистов обычно недешевы.

Аккумуляторная кислотная батарея на дизеле находится в более тяжелых условиях, чем на бензиновом двигателе. Высокая степень сжатия требует повышенного усилия для проворачивания коленчатого вала – поэтому дизелю нужна АКБ с повышенным током холодной прокрутки. То есть более дорогая.

Кому же нужен дизель?

Коммерческим автомобилям с их солидными пробегами и редкими остановками. Профессиональным внедорожникам, большим минивэнам и кроссоверам, чья масса вплотную подходит к ограничению 3,5 тонны.

Дизель всегда как бы дает взаймы. Если первому владельцу могут доставаться «пряники», то на вторичке та же машина начнет капризничать и постоянно требовать к себе повышенного внимания. Главным образом, финансового.

  • Кто лучше тянет? Кто быстрее разгоняется? Бензиновый и дизельные двигатели мы сравнили тут.
  • Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки SUPROTEC. Как правильно обслуживать автомобиль, можно прочитать в книгах издательства «За рулем».
  • «За рулем» теперь можно читать в Яндекс.Дзен.

depositphotos

Преимущества и недостатки дизельных двигателей

Споры между сторонниками бензиновых и дизельных двигателей в последние годы поутихли. Дизели постепенно избавились от своих неприглядных особенностей: стали тише, их меньше трясет, они по-прежнему экономные и теперь соответствуют современным экологическим стандартам.

Последним аргументом против моторов на тяжелом топливе была скорость. Даже хороший крутящий момент на низких оборотах не позволял машине набирать высокую скорость авто.

Так было раньше, а сейчас технологии вроде уникальных систем впрыска и турбин помогли дизелям на равных соперничать с «традиционными» бензиновыми собратьями даже в спортивных автомобилях.

И все-таки, при выборе той или иной модели необходимо знать про преимущества и недостатки дизельных двигателей.

Преимущества современного «дизеля»

  • Низкий расход топлива. Дизельные ДВС потребляют примерно на треть меньше горючего, чем бензиновые двигатели.
  • Уверенный разгон при отличной тяге. Большой крутящий момент помогает автомобилю ровно и уверенно разгоняться на любой скорости.
  • Низкий уровень токсичности вредных выбросов. Эффективные системы переработки топлива сделали из «грязного» дизеля миф прошлых лет.
  • Большой ресурс. Дизельные агрегаты обычно служат на порядок больше, чем бензиновые аналоги.
  • Высокий КПД. Дизельное топливо сгорает с большей «отдачей», чем бензиновое, благодаря особому способу воспламенения и продуманной конструкции камеры сгорания. Оптимальное давление, создаваемое в камере с высокой степенью сжатия, обеспечивает экономичный расход топлива с достижением максимальной мощности. Получается, что дизельный двигатель вырабатывает больше энергии, а значит — способен выдавать больше мощности, по сравнению с мотором на бензине.

Несмотря на очевидные преимущества дизельного двигателя над бензиновым, такой силовой агрегат, как и любое сложное техническое устройство, имеет свои недостатки. Так почему же многие автолюбители по-прежнему выбирают автомобили на бензине?

Недостатки дизельных моторов:

  • Стоимость. Цена на машину с дизельным агрегатом обычно на треть выше. Низкий расход топлива иногда очень долго окупает эту разницу, если автомобиль ездит мало.
  • Низкая цена на вторичном рынке. Через 5-7 лет эксплуатации дизельные варианты продаются сложнее. Все знают, что ремонт мотора с большим пробегом может обойтись в копеечку. Отсюда следующий пункт.
  • Дорогой ремонт. Восстановление работоспособности форсунок и прочие вещи, связанные с ремонтов дизельного двигателя нагоняют ужас на будущих владельцев. Это вовсе не значит, что бензиновые двигатели всегда дешевле в обслуживании, но обычно именно агрегаты на тяжелом топливе тянут с владельцев много денег (если что-то случилось).
  • Долгий прогрев двигателя в холодную погоду. Экономичное потребление топлива при высоком КПД делает дизельный агрегат более «холодным». Минимальный расход энергии на «самообслуживание» увеличивает время прогрева мотора.

Учитывая все плюсы и минусы дизельного двигателя, важно знать об особенностях его эксплуатации в зимний период. В отличие от бензиновых моторов, прогреть «дизель» тяжелее.

Силовые агрегаты такого вида разогреваются до оптимальной температуры только в пути, когда нагрузка на систему достаточно велика. К сожалению, подобный принцип работы может стать причиной сокращения ресурса ДВС.

Большинство владельцев автомобиля с дизельным двигателем знают и о том, как долго прогревается салон в холодную погоду. Решается это проблема с помощью дополнительной климатической техники, за которую, конечно, придется доплатить.

Особенно пристальное внимание следует обратить на качество топлива для дизельного двигателя. Так называемая солярка бывает как летней, так и зимней. Летняя на морозе быстро становится густой массой из-за образования в ней парафина, в то время как в зимнее топливо добавляют присадки против кристаллизации.

Чтобы избежать дорогостоящего ремонта необходимо искать заправочные станции с качественным горючим и не забывать вовремя переходить на зимнее топливо. Специально для облегчения процесса холодного пуска двигателя разработаны системы предпускового подогрева.

Исправное состояние свечей накаливания гарантируют своевременный прогрев камеры сгорания, предваряющий запуск мотора.

Очевидно, что обслуживание и ремонт дизельного двигателя обходятся дороже, чем устранение неисправностей бензинового мотора. Независимо от объема, агрегат требует более частой замены масла, смазки и фильтров. Межсервисный интервал для машин с дизельным ДВС примерно в два раза короче, чем для авто с бензиновым «движком».

При любой неисправности двигателя и появлении значка индикации на панели управления незамедлительно обращайтесь к профессионалам сервисных станций. Специалисты технических центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают весь перечень услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей с дизельными двигателями любой модификации.

Все работы выполняются с помощью современного оборудования и с использованием качественных запасных частей. Не рискуйте дорогостоящей силовой установкой вашего автомобиля. Только квалифицированный мастер, прошедший обучение в учебных центрах автопроизводителя, способен найти верное решение возникшей проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector