Плавающие обороты — очень размытый симптом, который указывает на самые разные неисправности.
Это может быть как банальный подсос воздуха в одной из трубок, так и проблемы с цилиндропоршневой группой.
В любом случае, если после прогрева двигателя плавают обороты холостого и есть вибрации на кузове, стоит бить тревогу. Вовремя устранив причину, есть шанс обойтись без дорогостоящего ремонта.
Не нужно быть специалистом, чтобы заметить «троящий» движок на прогретом двигателе. Запустив автомобиль, вы сразу ощутите нестабильные вибрации по кузову. Меняется тон работы двигателя, а стрелка тахометра скачет то вверх, то вниз. Это значит, что в одном из цилиндров (а иногда сразу в нескольких) отсутствует рабочий ход.
Проверьте, в каком состоянии свечи. По разным причинам на них может образовываться налет или нагар. Если свечи с нагаром, в масле или залиты бензином, их чистка или замена на новые не решит вопрос — нужно устранять саму суть проблемы.
Чаще всего это может быть:
- неправильно выставленный угол зажигания;
- повышенное давление картерных газов из‐за грязной системы вентиляции;
- износ маслосъемных колпачков;
- неправильное смесеобразование из‐за неисправного ДМРВ;
- прогар клапана или залегание колец двигателя.
Следующий этап — проверка высоковольтных проводов и катушек. На современных автомобилях устанавливается одна катушка на каждый цилиндр.
Проверьте, как меняются обороты двигателя при отключении одного из проводов. Отключать стоит на выключенном моторе.
Если провод был исправен, после запуска вибрации усилятся. Если ничего не изменилось, значит, данный провод был поврежден. Также можно проверить сопротивление первичной обмотки катушки — оно колеблется в районе 0,4–2 Ом.
ВВ‐провода и катушки — это те элементы, на которых нельзя экономить. К сожалению, участились случаи брака среди производителей аналогов. Приобретайте те запчасти, на которые предоставляется гарантия.
Если ваш мотор имеет систему рециркуляции отработавших газов, нестабильная работа на холостых оборотах может быть вызвана неисправностью клапана ЕГР. Проблема наступает уже спустя 5 лет эксплуатации.
Клапан рециркуляции покрывается толстым слоем масла и сажи, из-за чего перестает нормально работать. Вместе с этим загорается «Чек» на панели приборов, плавают обороты на горячую.
В движении такой автомобиль плохо набирает скорость, заметны рывки при ускорении, а из глушителя выходит черный дым. Иногда можно ограничиться чисткой клапана, но лучше заменить закоксованный элемент на новый.
Обратите внимание, что при замене клапана на некоторых авто необходимо его прописать в электронном блоке управления ДВС.
Датчик массового расхода воздуха сейчас можно встретить не только на бензиновых, но и на дизельных авто. ДМРВ работает вместе с клапаном ЕГР и отправляет блоку управления данные о количестве поглощаемого воздуха. Часто в ДМРВ встроен датчик, который определяет температуру всасываемого воздуха на впуске.
На основании этих данных ЭБУ корректирует смесь – в определенных режимах она становится более бедной или богатой. Если ДМРВ или его температурный датчик неисправны, «мозг» двигателя не понимает, сколько воздуха прошло во впуск и сколько топлива нужно подавать.
И если на холодную блок еще может как-то урегулировать работу мотора, используя стандартные значения, то на горячую начинаются «качели» с оборотами.
Проверку ДМРВ производят мультимером. Исправный датчик при замере напряжения должен выдавать 1В. Если напряжение выше — плавают обороты на прогретом моторе. ДМРВ трудно поддается ремонту. Это же относится и к чистке. К сожалению, чистка сенсора дает только временный эффект — в случае неисправности, ДМРВ следует заменить на новый.
На холодную двигатель работает нормально, но после прогрева тахометр сходит с ума. Это может быть причиной неисправного датчика или самого регулятора холостого хода. Вместе с этим двигатель удается запустить только с нажатой педалью газа, а на ходу при переключении передач мотор глохнет.
Из‐за нагара, шток не в состоянии нормально двигаться. Если плавают обороты на прогретом двигателе из‐за датчика РХХ, разборка и чистка механизма с заменой уплотнительного кольца поможет устранить проблему. Но так бывает не всегда — возможно, вышла из строя обмотка, статор или подшипник. В таком случае проще заменить РХХ на новый.
ДПДЗ влияет на холостые обороты и работу автомобиля в движении. При неисправности ДПДЗ плавают обороты на горячую, мотор троит, глохнет, а при разгоне автомобиль дергается. Блок управления не может понять, в каком положении дроссель и неправильно подбирает смесь.
Датчик выходит из строя по разным причинам:
- изношена шестерня привода ползунка;
- стерт резистивный слой (из-за этого пропадает контакт);
- потерян контакт на ползунке (часто из-за износа самого ползунка или при обломе иглы).
Исправный датчик должен иметь сопротивление от 2 до 10 Ом в зависимости от положения педали газа (с увеличением нажатия, сопротивление возрастает). Можно попробовать почистить датчик, но если это механическая поломка, поможет только замена.
На холостом ходу двигатель поднимает обороты. Это нормально, когда машина не прогрета. Но если обороты не падают на горячем двигателе, нужно принимать меры.
С пробегом, заслонка покрывается нагаром, который мешает ей полностью закрыться. Чистка заслонки специальным раствором помогает решить проблему, но после сборки нужно обязательно пройти «адаптацию», используя диагностический прибор. Без адаптации мотор будет вести себя хаотично, вдобавок могут появиться разные ошибки.
Этот датчик не только показывает температуру мотора на панели, но и помогает блоку управления правильно корректировать смесь в разных режимах. Если датчик неисправен, ЭБУ получает неправильную информацию и ложно корректирует смесь.
Она становится слишком бедной или богатой, ввиду чего плавают обороты на горячем двигателе. Вместе с этим ухудшается динамика разгона авто, возрастает расход.
С появлением пластиковых впускных коллекторов, владельцы чаще начали сталкиваться с подсосом воздуха. По разным причинам в них образовывались трещины, едва заметные глазу. Но этого вполне достаточно, чтобы после прогрева плавали обороты двигателя.
Проблема может сидеть глубже. Так, нередко воздух подсасывает из‐за поврежденной или банально засохшей прокладки коллектора. Эта проблема актуальна и для пластиковых, и для алюминиевых впускных систем.
Плавают обороты на горячую, мотор глохнет и трудно запускается. Похожий эффект дают пробитые вакуумные трубки. Потеря разряжения заметно отображается на работе авто.
А если это вакуумная трубка усилителя тормозов, вдобавок будут проблемы с торможением.
Поиски микротрещин могут затянуться надолго, но есть способ, позволяющий быстро найти даже малейшие утечки. Это дымогенератор. Устройство точно находит все утечки, не нанося вреда мотору.
Спустя 100-150 тысяч километров форсунки могут перестать правильно распылять топливо. На холодную ЭБУ по умолчанию работает в «прогревочном» режиме, устанавливая одинаковые значения впрыска для всех форсунок.
Как только мотор прогревается и поступают правильные значения от лямбда‐зонда, меняется коррекция впрыска. И тут начинаются проблемы. Если вовремя обнаружить неисправность, можно ограничиться чисткой форсунок.
Для этого их демонтируют с автомобиля и устанавливают на специальный стенд, где проходит ультразвуковая очистка. Эта технология позволяет удалить все загрязнения и вернуть форсунки в исходное состояние.
Профессиональная очистка форсунок
Однако не всегда проблема в загрязнении. Не исключен обрыв в цепи питания. Чтобы это понять, нужно поочередно отключать каждую форсунку и следить за работой двигателя. Но лучше, конечно, обратиться к опытному диагносту, который определит точное состояние форсунок, их работу и выставит правильные коррекции.
Казалось бы, в чем может скрываться проблема, если форсунки не забиты и правильно распыляют топливо? Больше диагностировать нечего, кроме… уплотнительных колец.
Уплотнительные кольца форсунок
Со временем материал грубеет, и в камеру сгорания попадает лишний воздух. Помимо плавающих оборотов на горячую и слабой динамики, может вылезти «Чек». После замены колец проблема уходит надолго.
Если у вас дизельный автомобиль, важно проверить систему впрыска, а именно распылители. Их средний ресурс – 100 тысяч километров. При износе распылителя, плавают обороты на прогретом двигателе, а также исходит белый дым. Также неисправные распылители «закусывает», из‐за чего они издают специфичный щелчок.
Топливные распылители форсунок
Выявив проблему, не стоит медлить с ее устранением. Заклинившие распылители смывают защитную пленку со стенок цилиндров, что приводит к образованию задиров. Это влечет необратимый процесс разрушения двигателя с падением компрессии и жором масла.
Это более редкая причина, но и ее не стоит исключать из списка, особенно если авто старше 15 лет. За это время с ЭБУ может произойти все, что угодно — окисление контактов, обрыв дорожек, повреждение конденсаторов и резисторов.
Не исключено, что один из поврежденных элементов отвечает за подачу топлива или считывание информации с датчиков. Определить суть неисправности может только опытный диагност. И так как в ЭБУ заложены аварийные значения датчиков на случай неисправности, мотор может нестабильно работать на холостых.
Особенно проблема усиливается на горячую и под нагрузкой, так как стандартные коррекции впрыска топлива не годятся в таком режиме работы.
Электронный блок управления
Что далее? Есть 2 решения проблемы – ремонт старой платы ЭБУ путем перепайки поврежденных деталей, либо замена блока на новый с последующей перепрошивкой. Просто «подкинуть» блок от другой машины не получится – часто требуется адаптация ключа иммобилайзера. Запустить двигатель можно только после «прописки» старого ключа в новый блок.
В первую очередь, это повышенная вибрация. Чем она сильнее, тем быстрее выйдут из строя подушки двигателя и КПП — элементы, призванные гасить данные колебания. От вибрации раскручиваются компоненты двигателя, клеммы — внезапно перестанет работать важный датчик. В салоне начинает греметь обшивка, появляются скрипы. Управлять таким авто не то, что не комфортно, а просто опасно.
Любой поддержанный автомобиль будет требовать внимания. Важно не только его своевременно обслуживать, но и вовремя устранять внезапные поломки.
Игнорирование их может привести вплоть до разрушения двигателя (как в случае с распылителями форсунок). Чем раньше будет определена поломка, тем дешевле обойдется ремонт.
Обращайтесь к опытным специалистам и ремонтируйте автомобиль в проверенном сервисе DDCAR!
Советы автолюбителям: что делать, если при нагреве двигателя плавают обороты
Нарекания водителей на то, что при всех случаях нагревания мотора в его функционировании начинают происходить странные вещи с оборотами (так называемый «плавающий эффект»), приходится слышать не так уж и редко.
Этот неприятный казус присущ бензиновым двигателям, имеющим инжекторный, карбюраторный форматы, а также моторам, работающим на дизельном топливе.
Если при нагреве мотора обороты внезапно забарахлили, это верный сигнал того, что с ним случилось непредвиденное и надо без промедления искать причину и устранять неисправность.
Устранение проблемы плавающих оборотов двигателя.
Причина появления плавающих оборотов
Если плавают обороты на прогретом двигателе при нагрузке или в холостом режиме, следует незамедлительно провести комплексную диагностику автомобиля, чтобы не усугубить ситуацию. Но на начальном этапе исследования целесообразно разобраться с особенностями плавания оборотов.
Зафиксировать это поможет обыкновенный тахометр. Если с двигателем всё нормально, с помощью тахометра будут фиксироваться стабильные показатели примерно одного и того же уровня (около 800 оборотов в минуту), без резких прыжков.
Однако если с мотором что-то неладно, диапазон показаний тахометра стремительно увеличится, составляя в минуту от 500 до 1500 оборотов.
Наличие плавания оборотов доказывает и величина рокота мотора, которая время от времени то нарастает, то падает. Кроме того, в салоне автомобиля из двигателя начинают отчётливо ощущаться изменяющиеся подобно синусоиде вибрации разной силы. Подобные казусы чаще всего фиксируют при нестабильных оборотах мотора, который действует в холостом режиме.
Однако «прыжки» тахометра иной раз наблюдаются и во время промежуточных оборотов двигателя, что присуще дизельным моторам.
При отклонениях от нормы тахометр может показывать совершенно немыслимый диапазон оборотов.
Например, от 500 до 1000, а затем до 1500 оборотов в минуту, после чего они стремительно падают, в обратном порядке, до 500 оборотов. Это отчётливо заметно, когда на двигатель нарастает нагрузка:
- после нажатия тормозной педали;
- вращения оснащённого гидроусилителем рулевого колеса;
- включения кондиционера;
- при езде переходного типа и прочее.
В подобных случаях мотору на ХХ при отсутствии лишней нагрузки удаётся держать обороты стабильно, но как только она появляется, обороты тут же падают и мотор почти глохнет. Дополнительными «наводками» считаются необоснованное увеличение расхода топлива и другие факторы.
Методы решения проблемы
Обнаружив плавание оборотов, опытные водители приступают к проверке соответствующей электроники. Во время диагностики уделяют особенное внимание дроссельному узлу, а также датчикам и исполнительным устройствам.
Нуждается в диагностировании и работа иных механизмов, в том числе системы зажигания и регулятора холостого хода, а также воздушный, топливный фильтры, форсунки инжектора и т. д. Особенно много мороки с регулятором и датчиком расхода воздуха.
По итогам тщательной диагностики нередко оказывается, что вся причина – в сильной загрязнённой дроссельной заслонке, которая по этой причине не закрывается, как следует, или в механическом повреждении дросселя.
В первом случае аккуратная очистка заслонки сразу же дает положительный результат, а во втором лучше всего поменять дроссель на новый.
О чём говорит ошибка с кодом P0327 и как её исправить
Помимо того, стоит проверить клапан вентиляции автомобильного картера, поскольку его выход из строя тоже может быть связан с плавающими оборотами. После прогрева двигателя плавают обороты и вследствие такого, на первый взгляд, пустяка, как наличие ржавчины на лопастях ТНВД. Это часто встречается тогда, когда автомобиль долгое время не эксплуатировался, оставаясь в гараже.
В карбюраторных же моторах часто встречающейся причиной плавающих оборотов становятся сбитые настройки, регулировка карбюратора, перебои в работе карбюраторного электроклапана, засорение жиклера, некоторые иные факторы.
Поэтому интегральный вывод из всего изложенного однозначен: надо проводить всестороннюю диагностику автомобильного двигателя с применением эффективных приборов и опытных специалистов.
Датчик РХХ
Причиной отклонения работы двигателя от нормальных параметров может быть также неисправность датчика регулятора холостого хода (РХХ).
Вся соль в том, что в машинах его, как правило, не дополняет система самоконтроля, поэтому бортовые компьютеры или чек-эйнджи не сигнализируют о его поломке.
Однако плавание оборотов – одна из ключевых примет неисправности датчика РХХ, поэтому нужен его тщательный осмотр и, при необходимости, его ремонт или даже замена, тем более что его стоимость относительно невысокая.
ДПДЗ
Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) во многом схожи с приметами поломки датчика РХХ. Однако при выходе из строя ДПДЗ об этом будет сигнал от бортового компьютера или чек-эйнджа.
Дроссельная заслонка
Как уже отмечалось выше, повышенные обороты холостого хода автомобиля на прогретом двигателе могут быть следствием того, что загрязнена дроссельная заслонка. Накопившаяся на ней со временем грязь не дает ей возможности свободно, до конца закрываться, как предусмотрено, поэтому ее надо основательно почистить.
Вместе с тем, некоторые водители с удивлением отмечают, что иной раз даже основательной прочистки заслонки вместе с клапаном холостого хода оказывается недостаточно. Так, мотор по-прежнему сохраняет высокие обороты, причём тормозная педаль теряет свою упругую эластичность, становясь очень жесткой. Тогда, по мнению экспертов, придётся браться за очистку клапана VVTi.
Есть также рекомендации взяться за промывку клапана холостого хода.
Сколько проедет автомобиль, если загорелась лампочка бензина
Датчик температуры мотора
Случается также такая ситуация: спустя несколько лет работы автомобиля у него вдруг начинаются перебои с оборотами. Они то резко поднимаются, то тут же стремительно падают.
После того, как машина прогреется, такие скачки исчезают, однако лишь до следующего завода двигателя, после чего повторяются снова, причём с нарастающим эффектом. В итоге причиной оказывается неисправность датчика температуры мотора.
В подобных случаях его лучше всего заменить новым.
Коллектор
Водители-практики отмечают также такую нередко встречающуюся причину плавающих оборотов, как дефект выпускного коллектора.
Скорее всего, в нём по разным причинам образовалась трещина или вышла из строя прокладка.
В итоге при работе двигателя получается утечка, при этом часть отработанных газов могла попасть в кислородный коллектор, в результате чего начались несанкционированные «прыжки» мотора.
Электронный блок управления
По наблюдениям специалистов, наиболее часто феномен плавания оборотов на холостом ходу присущ двигателям инжекторного типа, в которых за холостой ход отвечают «закрепленные» за ним регулировщики – электронные блоки управления мотором.
Они призваны постоянно анализировать данные о функционировании холостого хода, а при появлении сбоев – давать соответствующим механизмам команду исправлять ошибки.
Поэтому причиной появления плавающих оборотов зачастую являются поломки в электронике.
Обнаружив в автомобиле эффект плавающих оборотов, водителю надо отнестись к этому со всей серьезностью, чтобы ситуация не усугубилась, не привела к серьёзной поломке двигателя, а его масштабный ремонт, как известно, всегда стоит недёшево. Поэтому лучше провести основательную диагностику авто, и если в ее процессе будет обнаружено, какие именно деталь или блок вышли из строя – заменить их новыми, после чего двигатель заработает нормально.
Причины по которым плавают обороты двигателя на горячую, диагностика и ремонт
Причина дергающейся стрелки тахометра кроется в неисправности системы питания двигателя. Мы расскажем, как определить, почему плавают обороты на горячем и на холодном двигателе. Расскажем о неисправностях датчика положения коленчатого вала, регулятора холостого хода, дроссельной заслонки, клапана вентиляции топливного бака и т.п.
Под плавающими оборотами подразумевается кратковременное снижение/повышение холостых при полностью отпущенной педали газа.
При этом плавающий холостой ход стоит отличать от перебоев в работе двигателя, когда в одном либо сразу нескольких цилиндрах нарушается процесс горения топливовоздушной смеси (ТПВС).
Скачки оборотов в таких случаях связаны с попытками ECU (Engine Control Module) не дать двигателю заглохнуть и удержать обороты на заданном уровне. При этом наблюдаются характерные подергивания и вибрации.
Факторы стабилизации холостого хода
Чаще всего проблема плавающих оборотов связана с неисправностью системы стабилизации холостого хода. Желаемое количество оборотов записано в топливную карту двигателя где учитываются следующие параметры:
- фактическая нагрузка на двигатель. Рассчитывается на основании количества воздуха, поступающего через впускной тракт в цилиндры. Для расчета используется датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) либо датчик абсолютного давления (ДАД) в паре с датчиком температуры воздуха (ДТВ). Объем свежего воздушного заряда – основополагающий фактор для расчета времени открытого состояния форсунок. Управляя длительностью периода, ECU обедняет либо обогащает ТПВС;
- температура охлаждающей жидкости. Для запуска и первых минут работы холодного двигателя ECU обогащает топливную смесь. Избыток бензина компенсирует плохое испарение топлива с охлажденных стенок впускного коллектора и камеры сгорания. Также принудительно немного завышаются обороты холостого хода для более быстрого прогрева охлаждающей жидкости и уменьшения времени работы в открытой петле (Open loop);
Open loop – режим работы двигателя, при котором не учитываются показания кислородного датчика.
Используется до момента выхода лямбда-зонда в режим рабочей температуры (для корректных показаний чувствительный элемент кислородника должен быть разогрет до определенного значения).
Open loop задействуется при резком нажатии на педаль газа. Затребованная максимальная мощность в таком случае приоритетней топливной экономичности и минимальных выбросов в атмосферу.
- фактор высотной коррекции (FHO). Высота над уровнем моря определяет атмосферное давление, а вместе с тем и плотность кислорода на один кубический метр;
- фактическая скорость вращения коленчатого вала. В системе стабилизации холостого хода показания датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) необходимы для контроля соответствия желаемых и фактических оборотов.
Исполнительные механизмы
Имея необходимые параметры для выбора оптимальных оборотов холостого хода, ECU посылает соответствующие команды исполнительным механизмам. В работе системы основную роль играют:
- регулятор холостого хода. РХХ устанавливается отдельным узлом в корпус дроссельной заслонки и необходим для регулировки сечения байпасного канала. Канал в корпусе проложен в обход дроссельной заслонки и позволяет регулировать количество воздуха, поступающего в цилиндры при полностью закрытой дроссельной заслонке. Конструктивно представляет собой шаговый электродвигатель с клапаном на штоке. Изменение положения штока уменьшает или увеличивает сечение байпасного канала. С помощью регулятора ECU компенсируют возрастание нагрузки на двигатель при увеличении механических потерь, которые возникают при работе гидроусилителя руля и включении мощных электрических потребителей;
Современные электронные системы управления двигателем (ЭСУД) все реже оборудуются РХХ. Его роль теперь возложена на дроссельную заслонку.
- дроссельная заслонка с электроприводом. Управляя сервоприводом, ECU изменяет проходное сечение дроссельного канала, увеличивая или уменьшая проходящее через впускной тракт количество воздуха;
- клапаны открытия каналов для дополнительного обогащения смеси и поддержания прогревочных оборотов. Часто встречаются на японских авто начала 90-х – конца 2000-х.
Почему плавают обороты?
Понимание принципа работы системы необходимо для поиска неисправности, из-за которой плавает холостой ход. Самые распространенные причины:
- спорадическое проявление неисправности ДТОЖ. Провалы и скачки в показаниях датчика температуры заставляют ECU обогащать/обеднять смесь, из-за чего стрелка тахометра может дергаться;
- недостоверный сигнал ДПКВ. Спорадическое отсутствие показаний датчика, нарушение амплитуды сигнала, инертность в реакциях на задающий диск – первые признаки скорого выхода из строя ДПКВ. При такой неисправности двигатель периодически не заводится, глохнет, и плавают обороты на горячую. Но стоит мотору 10-15 минут остыть, и все симптомы могут исчезнуть на неопределенный срок;
Примечательно, что чаще всего плавают холостые обороты на прогретом двигателе. При нагреве детали датчика расширяются, поэтому обрыв катушки, межвитковое замыкание и трещины на пайке начинают проявлять себя именно на прогретом моторе.
- загрязнение или неисправность РХХ. Со временем шток и клапан регулятора покрываются нагаром, который мешает передвижению штока. Из-за грязи шток может зависать в открытом положении, реагировать с опозданием на возросшую нагрузку. Водитель при такой неисправности замечает зависание и дергание стрелки тахометра, провалы оборотов при включении электрических потребителей;
- загрязнение дроссельной заслонки. Нагар и грязевые отложения провоцируют заедание заслонки при закрывании. Также изменяется проходное сечение калибровочного отверстия (заслонка никогда полностью не закрыта во избежание закусывания);
- неисправность электропривода или датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Недостоверный сигнал с ДПДЗ приведет к тому, что ECU будет пытаться уровнять фактическое положение заслонки с заданными значениями. Из-за этого также при нагреве двигателя плавают обороты.
ECU «пилит» холостой ход
Если на вашем авто завышенный холостой ход, зависают и плавают обороты на горячую, стоит проверить систему впуска на герметичность. Такие симптомы вызывает подсос воздуха, при котором свежий воздушный заряд поступает в коллектор в обход ДМРВ.
В случаях серьезной негерметичности при нагреве двигателя плавают обороты в довольно широком диапазоне (750-1400 об./мин). Двигатель самопроизвольно раскручивается, а затем обороты опускаются.
Видео: Почему плавают обороты двигателя?
Холостой ход плавает только на прогретом двигателе
Большинство описанных выше неисправностей способны проявлять себя как на холодную, так и на горячую. Но есть некоторые характерные поломки, из-за которых обороты плавают лишь при прогреве двигателя. К таковым относится неисправность системы вентиляции топливного бака. В случае подсоса неучтенного воздуха через магистраль вентиляции вы заметите плавающие обороты холостого хода.
Также к характерным поломкам относят неисправности топливной аппаратуры, из-за которой на горячую плавают обороты дизельного мотора. Из-за специфики работы ДВС цикла Дизеля диагностика требует специального оборудования и соответствующей компетенции.
Как самостоятельно найти причину?
Поиск неисправности инжекторного двигателя стоит начинать с компьютерной диагностики. Бывают случаи, когда двигатель глохнет на холодную, плавают обороты после прогрева, а актуальных ошибок в памяти неисправности нет.
В таком случае необходимо сосредоточиться на фактических показателях. С помощью диагностического оборудования в реальном времени можно наблюдать за изменением температуры охлаждающей жидкости, сравнивать заданное и фактическое положение ДЗ, количество шагов РХХ.
Несоответствие требуемых и реальных откликов – веский аргумент для детальной проверки узла.
Плавают обороты на прогретом двигателе: причины и что делать
Содержание:
Проблема, когда плавают обороты на прогретом двигателе, свойственна в первую очередь для карбюраторных ДВС и бензиновых инжекторов. Однако в последнее время подобная неисправность начинает все чаще появляться у дизельных моторов.
Внимание: если обороты начинают плавать при холостом ходе или под воздействием небольшой нагрузки, это тревожный звонок, говорящий о неисправности в автомобиле. Поэтому нужно провести диагностические мероприятия как можно скорее, чтобы определить локализацию поломки.
Для любого владельца ТС будет полезным узнать, по какой причине могут плавать обороты на прогретом двигателе, какая существует опасность для дорогостоящих деталей, а также возможные симптомы, позволяющие определить ненадлежащую работу авто.
Характерная симптоматика поломки
В первую очередь определить поломку поможет тахометр. Увидеть возникшую неполадку можно и вхолостую. При нормальной работе даже немного прогретый двигатель в холостую будет удерживать обыкновенный показатель на тахометре — 800 оборотов за минуту.
Ситуация может измениться только при оборотах прогревания ХХ. В данном случае подъем оборотов происходит самостоятельно ЭБУ в диапазоне 1000 – 1100. Когда температура ДВС начнет немного увеличиваться, блок самостоятельно опускает показатель вхолостую до отметки в 800.
При возникновении проблем в функционировании двигателя значение оборотов начнет сильно падать, а потом снова возрастать (так, например, сначала показатель может резко опуститься до 500, а потом в ту же минуту увеличиться до 800 или выше, и опять резко упасть).
Иногда скачкообразные явления получается увидеть при увеличении нагрузки на ДВС. Плавающие обороты замечаются в движении на переходном режиме. Если не оказывается дополнительная нагрузка на двигатель, он способен удерживать стабильный показатель по оборотам. Но при появлении хотя бы небольшой нагрузки показатели начинают стремительно падать.
Если у водителя отсутствует тахометр, то наличие плавающих оборотов возможно установить посредством возникновения специфического звука. Поскольку ДВС издает одинаковые звуки и шумы при стабильной нагрузке, при ее изменении может проваливаться разгон, вибрации также меняются. Иногда наблюдается ситуация, когда двигатель начинает глохнуть.
Еще один не менее характерный признак – это увеличение топливного расхода, приемистость мотора меняется, наблюдаются провалы или рывки в разгоне.
Причины появления
Когда основная симптоматика была установлена, необходимо понять, почему начинают плавать обороты на прогретом двигателе. Стоит отметить, что подобная проблема чаще наблюдается в инжекторных двигателях. Это связано с тем, что ответственной за возникновение плавающих оборотов является ЭСУД, сложная по конструкции и работе система.
В ней находится специальный контроллер, исполнительное оборудование и датчики. Блоком управления осуществляется прием сигналов от датчиков, которые передают информацию к исполнительному оборудованию. В результате осуществляется поддержка стабильных оборотов ДВС вхолостую и на других режимах, вне зависимости от того, на каком режиме продолжает работать двигатель.
Вне зависимости от того, какого рода неисправность возникает, будет наблюдаться перебойная подача воздуха, топлива. Могут возникать нарушения, связанные с составом воздушно-топливной смеси. Механические повреждения также могут привести к возникновению плавающих оборотов.
Диагностические мероприятия нужно начинать с дроссельного узла, исполнительного устройства и датчиков. Также необходимо провести комплексную проверку системы зажигания, регулятора холостого хода и ДМРВ. Нужно понимать, в каком функциональном состоянии находятся форсунки инжектора, а также воздушные фильтры.
• с практической точки зрения, водители нередко сталкиваются с проблемами, которые вызывает регулятор хода вхолостую. По факту это электромотор, снабженный запорной иглой в форме конуса. Если заслонка дросселя закрыта, то воздух начинает идти в обход по каналу, перекрытому иглой;
- При возникновении технического сбоя, ЭБУ больше не может подбирать состав смеси вхолостую, из-за чего обороты начинают плавать.
- • не менее важно обратить внимание на датчик, отвечающий за массовый расход воздуха. В процессе эксплуатации устройство может быть сильно загрязнено, либо возникает техническая неисправность;
- В результате на ЭБУ перестает осуществляться подача корректной информации, из-за чего происходят скачки оборотов в ДВС и нарушения в образовании смеси.
- • иногда причиной плавающих оборотов является сильное загрязнение дроссельной заслонки, деформации конструкции, механические повреждения. Порой конструкцию начинает клинить, поэтому она не закрывается до конца;
Справиться с подобной поломкой можно самостоятельно. Достаточно периодически делать чистку заслонки. После чистки некоторые ТС нуждаются в дополнительном обучении дроссельной заслонки.
• в процессе диагностических мероприятий потребуется делать проверку вентиляционных клапанов. При нормальном функционировании происходит направление газов в пуск, где происходит смешивание топлива с воздухом. Дожигание происходит в цилиндрах;
По мере износа двигателя, количество скопленных газов начинает увеличиваться. Когда количество начинает расти, происходит нарушение концентрации состава в смеси, если клапан начинает клинить. Подобное нарушение также приводит к возникновению плавающих оборотов.
• говоря о карбюраторных двигателях, чаще всего плавающие обороты наблюдаются из-за сбоя в настройках или регулировке. Кроме того, всегда остается вероятность того, что из строя вышел электромагнитный клапан, либо засорился жиклер, отвечающий за ход вхолостую.
Нередко к появлению подобной поломки приводит возникновение коррозии на лопастях ТНВД. Это связано с тем, что постепенно начинает скапливаться вода в дизельном топливе.
Какие механизмы отвечают за исполнение
Система состоит из нескольких механизмов, без которых невозможна нормальная работа автомобиля:
• РХХ (регулятор холостого хода). Установка конструкции осуществляется в дроссельную заслонку. Помогает регулировать сечение байпасного канала. Его прокладывают мимо дросселя, что помогает урегулировать концентрацию подаваемого воздуха, который далее отправляется в цилиндры.
При этом заслонки остаются в закрытом положении. Касательно конструкционных особенностей, это электродвигатель, на котором располагается клапан на штоке. Посредством РХХ можно осуществить компенсацию нагрузки, которая постепенно будет возрастать и оказывать давление на двигатель.
Стоит отметить, что современные производители при изготовлении электронных систем управления двигателем практически не оборудуются РХХ. Данную функцию выполняет дроссельная заслонка.
• заслонка, снабженная электроприводом. Помогает уменьшать или увеличивать объем проходящего воздуха;
• клапаны, способствующие открытию каналов, чтобы дополнительно обогащать смесь кислородом и осуществлять поддержку оборотов для прогрева. Чаще всего встречаются на автомобилях японского производства.
Помощь и советы от специалистов
Прежде чем отправляться в технический центр, можно попробовать самостоятельно справиться с поломкой. Неквалифицированному специалисту по силам справиться со следующими видами поломок:
• ранее рассматривалось, что чрезмерное всасывание воздуха может привести к тому, что начнутся скачки.
Во избежание подобных неисправностей и поломок, в первую очередь нужно проверить, в порядке ли герметизация системы, которая отвечает за транспортировку воздуха.
Для этого достаточно снять шланг, присоединить к компрессору и запустить подачу кислорода. Опустить шланг в емкость, наполненную водой. Данный способ поможет проверить наличие деформаций и трещин;
• для проверки регулятора хода вхолостую, необходимо использовать мультиметр, чтобы определить, есть ли сопротивление. В случае показателя в диапазоне 40-80 Ом, можно сделать вывод, что устройство вышло из строя;
• можно использовать еще один диагностический метод. Для этого потребуется прочистить вентиляционный клапан, где скапливается большое количество картерных газов. Конструкцию извлекают и промывают специальным составом, предназначенным для карбюраторов. В качестве альтернативы можно использовать керосин. Это поможет ликвидировать грязь и пыль из клапана;
• датчики ЭСУД. В данном случае нет никакого смысла делать ремонт. Если датчик пришел в негодность, то легче приобрести новый. Это поможет сэкономить на материальных и временных затратах;
• если у автолюбителя отсутствует опыт взаимодействия с дроссельной заслонкой, то промывку и чистку стоит доверить настоящим профессионалам. Если не требуется снимать заслонку, то возможно справиться в самостоятельном порядке: отсоединить шланги, впрыснуть специальное чистящее средство в дроссель;
Самое главное — это обязательно деактивировать заслонку от питания. Стоит отметить, что на большинстве автомобилей заслонка имеет сильные загрязнения. Предварительно потребуется выбрать зазор правильно, либо использовать специализированное оборудование.
• на автомобиле с карбюратором сначала настраивают ход вхолостую. Иногда требуется прочищение жиклера. Чтобы справиться с поставленной задачей, может потребоваться только впрыскивание специального состава или аэрозоли, а потом продувание конструкции при помощи сжатого воздуха.
Ликвидировать коррозию или только начинающуюся ржавчину из ТНВД можно при помощи специализированного чистящего средства. Как правило, его нужно заливать в бак с топливом. Некоторые специалисты утверждают, что подобное средство можно заливать даже в моторное масло в небольшом количестве.
Согласно мнению водителей, таким образом можно пролонгировать срок эксплуатации насоса от возникновения ржавчины, а также в качестве профилактики. Однако настоятельно не рекомендуется применять подобный метод для специализированной строительной техники или на дизельных ДВС.
В действительности существует множество условий, которые способствуют появлению плавающих оборотов. Подобные ситуации могут проявляться как на холодном, так и горячем двигателе, в холостом режиме или на других переходных режимах.
Если появляется поломка, нельзя ее игнорировать. Напротив, важно как можно быстрее найти подходящее решение. Иначе рано или поздно двигатель выйдет из строя, высока вероятность возникновения аварийных ситуаций. Также водителю придется потратить больше денежных средств на приобретение новых комплектующих.
Отзывы:
Все отзывы