Обманка лямбда — зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зонда

Владельцы машин с пробегом часто сталкиваются с проблемой выхода из строя каталитического нейтрализатора. Новая деталь стоит дорого, поэтому редко кто меняет неисправный катализатор на исправный. Обычно вместо него устанавливают пламегаситель. О нюансах такой замены мы уже рассказывали.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зондаЛямбда-зонд и обманка. Фото — drive2

В таком случае остается вопрос, а что делать с лямбда-зондом (датчиком кислорода)? На машинах, которые отвечают экологическим нормам евро-3 и выше, их установлено как минимум два, причем второй как бы «проверяет» работу катализатора – его значения сравниваются с показанием первого датчика.

Если ЭБУ рассчитан на работу с двумя лямбдами, то нормальной смеси без сигналов с обоих датчиков у него не будет. Вот и приходится как-то решать эту проблему.

Одним из вариантов является установка обманки – мы тем или иным способом заставляем датчик передавать в ЭБУ не реальные данные, а те, что нужны для нормальной работы.

Как работает лямбда-зонд

Прежде чем рассказывать о способах обмана, нелишним будет разобраться с принципом работы кислородного датчика. При изготовлении датчика используется диоксид циркония и оксид иттрия, а сам датчик имеет два электрода, один из которых «дышит» выхлопными газами автомобиля, а второй обычным воздухом.

За счет разницы количества кислорода возникает сигнал, который и передается в ЭБУ. При изменении состава смеси лямбда-зонды меняют напряжение, причем диапазон может колебаться от 0,1 до 0,9 В. 0,1-0,3 В означает бедную смесь, а 0,7-0,9 В – богатую.

Оптимальным значением считается показатель 0,4-0,6 В, именно к нему и стремится ЭБУ в своей регулировке.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зондаПринцип работы лямбда-зонда

Важный нюанс: кислородный датчик начинает работать только после того, как прогреется до 300 градусов (что даже в выхлопной трубе происходит не мгновенно). Это не блажь разработчиков, а необходимое условие, ведь именно при такой температуре циркониевый электролит начинает проводить ток.

В прошивке ЭБУ учтена такая особенность кислородного датчика, поэтому после холодного запуска первое время он может корректировать смесь без его участия.

Во многих современных автомобилях используются лямбда-зонды с подогревом, на них проложен дополнительный электрический провод, который позволяет кислородному датчику быстрее выйти на рабочую температуру.

Вот именно такой датчик нам придется обманывать. Глобально все обманки делятся на два типа – механические и электронные.

Механические обманки

У этого типа обманок есть два подвида, но основаны они на одном – металлической втулке (ее еще называют проставкой или «ввертышем») между выхлопной системой и датчиком кислорода.

Втулка может быть от 40 до 100 мм в длину, но в любом случае принцип действия у нее один – лямбда-зонд отводится от выхлопной системы в сторону, через маленькое сечение проставки в него попадает мало отработанных газов, они в объеме втулки усредняются и уже этого кислородному датчику достаточно, чтобы передавать в ЭБУ те сведения, которые нужно.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зондаМеханическая обманка

Это самый простой и дешевый вариант, но некоторым автомобилям его хватает для того, чтобы ЭБУ не выдавал ошибку и готовил нормальную топливо-воздушную смесь. Впрочем, он срабатывает далеко не всегда, ведь даже та малая доля выхлопа, которая «залетает» во втулку, не очищается. Поэтому придумали еще один вариант механических обманок.

Используется все такая же втулка, вот только внутри она не пустая, а заполненная керамической крошкой. По сути, получается маленький катализатор, но рассчитанный не на всю выхлопную систему, а только на датчик.

Это более надежный тип обманок, ведь тут даже та малая часть выхлопа, которая подводится к лямбда-зонду, «фильтруется», избыток кислорода окисляется, и датчик показывает оптимальные значения.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зондаОбманки с мини катализатором

Плюсы механической обманки очевидны – она очень дешева, проставку можно изготовить самому, или купить за 500-1000 рублей (пустой вариант) или 1500-2000 рублей (с керамической крошкой). С установкой тоже никаких проблем – открутил лямбда, ввернул втулку, а в нее уже вкрутил кислородный датчик – справится даже школьник.

Минусы тоже имеются. Втулка заметно увеличивает длину конструкции, далеко не всегда компоновка элементов днища позволяет нарастить лямбда-зонд – удлиненная конструкция может просто-напросто не поместиться. Тогда придется переносить место установки датчика, а это дополнительная работа болгаркой и сваркой, что сводит на нет простоту этого метода.

Электронные обманки

Как мы уже убедились, лямбда-зонд преобразует количество кислорода в выхлопе в электрический сигнал, который нужен ЭБУ. В таком случае не обязательно создавать условия для датчика, чтобы он показывал правильно, можно просто имитировать нужный сигнал без реального замера. Именно по такому принципу работают электронные обманки.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зондаЭлектронная обманка лямбда-зонда. Фото — drive2

Самые крутые из них оборудованы микропроцессором, могут учитывать работу первого датчика кислорода и очень точно имитируют выходной сигнал, но работают даже простые варианты, которые может собрать любой автовладелец, знакомый с паяльником. За готовые образцы в магазине попросят 1500-3000 рублей, а если делать самому, то можно уложить в несколько сотен рублей на материалы.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зондаСамодельная электронная обманка изнутри

Установка электронной обманки, в теории, проста, нужно «врезаться» в провода, которые идут от обманываемого датчика к ЭБУ. Сложность может заключаться в том, где эти провода проходят.

В каких-то моделях автомобилей к ним добраться легко, в каких-то трудно.

Информацию о том, где конкретно проходит проводка и где лучше в нее «врезаться» (не обязательно делать это в районе установки датчика, можно в любом месте), для каждой модели автомобиля нужно искать отдельно.

Кроме относительно высокой стоимости уже готовых имитаторов других минусов у электронных обманок нет, а вот плюсы есть. Например, с электронной обманкой рабочий лямда-зонд не нужен.

Он может сломаться в процессе эксплуатации, но на стабильность работы системы это не повлияет. Иногда, вообще, обманки ставят только потому, что не хотят покупать новый кислородный датчик, ибо он будет дороже стоить.

Выводы

Конечно, при замене катализатора на пламегаситель можно вообще обойтись без обманки, а просто перепрошить ЭБУ под евро-2, при котором показатели второго кислородного датчика не учитываются. Это хороший вариант, но он подходит не для всех – на какие-то машины прошивок нет, по близости может не быть специалиста высокого уровня и так далее.

Кроме того, перепрошивка может оказаться заметно дороже. В таких ситуациях обманки лямбда-зонда тоже дадут нужный эффект.

Какую выбрать, механическую или электронную, нужно решать в каждом случае индивидуально, в зависимости от модели автомобиля, доступности запчастей и предрасположенности самого владельца – что ему нравится больше паять или работать с токарным станком.

Статья по теме: Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками

Обманка вместо лямбда-зонда (верхнего)

Чем чище и качественнее топливо, тем длительнее срок эксплуатации, и наоборот. Чаще всего, страдают такие узлы, как топливная система, клапанный и газораспределительный механизм, система циркуляции отработанных газов. На работоспособности последнего механизма остановимся подробнее.

Что такое лямбда-зонд и его обманка?

Датчик кислорода – это второе название лямбда-зонда. Изделие представляет собой металлический штуцер размерами 3,0х1,8 см. Это средние размеры. Для каждого технического средства они свои, так как производитель самостоятельно решает какие параметры предать тому или иному агрегату.

Место постоянной локализации – боковая грань штатного катализатора или пламегасителя. В зависимости от количества катализаторов, устанавливается и количество датчиков кислорода.

Европейские, японские, американские концерны практикуют инсталляцию двух, трёх катализаторов в разных частях выхлопной системы для увеличения качества фильтрации газов. Это необходимо учитывать, перед тем как проводить ремонт, так как от этого зависит общая стоимость.

Лямбда-зонд соединяется с центральным блоком управления автомобилем через сеть электропроводов. Один конец подпитан от контактной платы, второй подсоединён к разъёму на блоке.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зонда

Систематические контакты с раскалённым потоком газов приводят к выходу из строя оборудования, прогоранию. Частые замены негативно сказываются на финансовой составляющей владельцев. Не каждому под силу частые поездки на СТО. Чтобы сократить частоту визитов в сервисный центр, увеличить срок эксплуатации, найдено эффективное решение – монтаж обманки вместо лямбда-зонда.

Обманка представляет собой один из двух видов:

  • механическая;
  • электронная.

Принцип действия лямбда-зонда и обманки

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зонда

Данные пересылаются электронному блоку управления. ЭБУ, на основании полученных данных, анализирует состав и идентифицирует в качестве ошибки или исключает таковую вообще. Анализ проводится на основании показателей, которые по умолчанию занесены в штатную прошивку.

Обманка, независимо от модификации, предназначена для передачи ложных данных центральному блоку управления о содержании и составе газов. Это нужно для того, чтобы центральный блок управления не идентифицировал данные о качестве ошибки, хотя реально, они таковыми являются.

Обманка лямбда-зонда верхнего типа

Проставка – второе название обманки. Итак, механическая обманка представляет собой металлический штуцер с параметрами 3,0 см х 1,8 см. С одной стороны имеется внешняя резьба, длина которой равна 1,2 см. С противоположного конца имеется также резьба, но только внутренняя для ввинчивания самого датчика кислорода.

Читайте также:  Как настроить и отрегулировать зажигание на ВАЗ "классика" 2106-2107: что нужно знать

В зависимости от производителя и технических характеристик изделия, может быть установлено две или три обманки. Одна, она же верхняя – непосредственно на выхлопном коллекторе. Две остальные на выхлопной системе.

Если на автомобиле установлен двигатель V-образного типа, то обманка лямбда-зонда верхнего типа будет дублироваться, так как коллекторов два, по одному с каждой стороны.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зонда

Проставка ввинчивается в штатное отверстие. В верхнюю часть проставки вкручивается сам датчик. Процесс выглядит так: поток газов поступает в пламегаситель, параллельно отбирается часть для сепарирования, определяется содержимое.

После выхода потока газов из пламегасителя, проводится второй отбор, содержимое сепарируется. Данные суммируются, передаются центральному блоку управления.

Если не предустановлен второй датчик, то все функции выполняет один лямбда-зонд и проставка.

Строение и принцип действия электронного эмулятора лямбда-зонда

Эмулятор представляет собой микросхему напаянными транзисторами, резисторами, конденсаторами, проводами. Изделие может приобретать различные формы, в зависимости от технических характеристик завода – изготовителя. Минимальные параметры 1,0 см х 1,5 см.

Вся плата помещается в пластиковый корпус во избежание проникновения влаги, пыли, песка. Устанавливается плата непосредственно в контактный разъём центрального блока управления. У каждого транспортного средства он располагается индивидуально.

Наиболее распространённые места: салон, под торпедой, под рулевой колонкой, между сиденьями, под капотом.

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зонда

Теперь, когда датчики кислорода пересылают данные о составе выхлопных газов, эмулятор корректирует их, приводя к нужному стандарту, и только после этого отсылает блоку управления.

ВАЖНО! После того как установили эмулятор, в обязательном порядке нужно перепрошить электронный блок управления на прошивку ниже. Например, часто используется тип «Евро – 2, 3».

Также, не рекомендовано оставлять катализатор или пламегаситель, в то время как установили эмулятор или проставку. Данные, которые получит ЭБУ, не будут соответствовать действительности.

Поэтому, крайне важно проводить синхронные замены для получения объективной информации.

Частые причины выхода из строя обманки таковы:

  • повреждение электрической цепи на пути от платы к электронному блоку управления;
  • механическое повреждение;
  • брак при изготовлении деталей и комплектующих;
  • длительный ресурс использования без замены и профилактики;
  • некачественный монтаж.

Обманка вместо лямбда-зонда: советы по обслуживанию

Обманка лямбда - зонда: для чего нужны обманки датчика кислорода, как работают и какие бывают обманки лямбда зонда

Не превышать допустимые скоростные режимы. Не перегружать автомобиль выше рекомендованных норм.

Избегать наездов и столкновений, которые могут навредить или привести в негодность датчик кислорода и его обманку.

Категорически запрещена установка двух обманок одновременно, так как это приводит к дисбалансу и полной неработоспособности агрегата.

Что касается выбора, какой именно тип инсталлировать, то здесь нужно полагаться на рекомендации мастера автомобильного центра и его профессионализм.

Правильнее всего, получить качественную консультацию перед тем, как начинать процесс монтажа и демонтажа штатного оборудования на автомобиле.

Что такое обманка лямбда-зонда, в чем ее суть и как это работает?

Кислородный датчик или лямбда-зонд — это устройство, ведущее контроль за состоянием выхлопа и его составом. Датчик анализирует количество кислорода в отработавших газах, отсюда и название — «кислородный». Полученную информацию датчик передает в блок управления двигателем (ЭБУ), который учитывает данные и на их основании корректирует состав топливовоздушной смеси (ТВС).

Таким образом автопроизводителям удается достичь снижения вредных выбросов и повышения экологичности своим авто. Идея, безусловно, хорошая если бы не реалии, которые далеки от лабораторных стандартов. Во время эксплуатации «лямбда», а также катализатор, который работает в тесном контакте с датчиком, доставляют немало хлопот автовладельцам.

Суровые реалии, особенно в «наших широтах», играют против покупателей и вместо сплошного добра, лямбда и катализатор становятся чуть ли не самым большим злом.

Забитый катализатор и вечно горящий «Check Engine», падение мощности двигателя, повышенный расход топлива и постоянные поездки на СТО — это то, с чем приходится сталкиваться российскому автомобилисту.

Цена замены катализатора непомерно высокая, причем не только для «нашего человека», поэтому неудивительно, что с данной проблемой каждый борется как может. Зачастую решение проблемы заключается в удалении катализатора и установке так называемой обманки лямбда-зонда, которая позволяет вернуть двигателю былую мощность и «аппетит». Именно об этой обманке мы сегодня и поговорим…

Интересно: Неисправность датчика детонации (ошибка P0327) — признаки, причины, способы решения

Для чего нужна обманка кислородного датчика?

Как я уже говорил, обманка устанавливается в случае, если катализатор забивается и его удаляют, также ее могут ставить, если какой-то из «лямбда врет», то есть работает некорректно.

Главный минус обманки в том, что она позволяет работать, по сути, неисправному, с точки зрения экологических норм, мотору.

Это, как вы понимаете, выгодно владельцу, но не выгодно с точки зрения загрязнения окружающей среды, однако данный вопрос довольно сложный, поэтому особо не буду углубляться…

То есть, по сути, обманка или эмулятор лямбда-зонда, обманывает ЭБУ, предоставляя ему ту информацию, которую он хочет видеть. Она корректирует сигнал, который идет от второго датчика, подменяя плохие данные — хорошими. В результате ЭБУ считает, что все в порядке и дает возможность, по сути, неисправному мотору работать правильно.

Какие бывают обманки?

Существует два вида эмуляторов — механический и электронный. Механический представляет собой металлическую проставку с резьбой, которая устанавливается между кислородным датчиком и выхлопным трактом.

Электронная обманка — это более сложный компонент, который представляет собой отдельный электронный блок, изменяющий полученный от датчика сигнал. Несмотря на абсолютно разное устройство, принцип один — подмена информации и создание видимости, что с катализатором все хорошо.

Что до срока службы последнего, то в большинстве случаев он не живет долго, особенно у тех, кто заправляется некачественным топливом, которое у нас везде. Он забивается, оплавляется, может повреждаться в результате механического воздействия, например из-за езды по плохим дорогам и т. д.

После этого он перестает работать должным образом и мотор переводится в аварийный режим, вы видите «ЧЕК» со всеми вытекающими.

Последствия появления «Check Engine» — всегда неприятные, кроме аварийного режима работы, двигатель теряет мощность, увеличивается расход топлива, электроника может «давить» обороты мотора и т. д.

Возникает вполне логичный вопрос — «Зачем обманка, если можно заменить вышедший из строя катализатор?». Все правильно, но только до тех пор, пока вы не услышите цену нового каталитического нейтрализатора.

Стоимость этого, в прямом смысле, драгоценного элемента, порой может достигать нескольких тысяч долларов или вовсе превышать остаточную стоимость б/у автомобиля.

https://www.youtube.com/watch?v=1EySkpFTspo\u0026pp=ygXQAdCe0LHQvNCw0L3QutCwINC70Y_QvNCx0LTQsCAtINC30L7QvdC00LA6INC00LvRjyDRh9C10LPQviDQvdGD0LbQvdGLINC-0LHQvNCw0L3QutC4INC00LDRgtGH0LjQutCwINC60LjRgdC70L7RgNC-0LTQsCwg0LrQsNC6INGA0LDQsdC-0YLQsNGO0YIg0Lgg0LrQsNC60LjQtSDQsdGL0LLQsNGO0YIg0L7QsdC80LDQvdC60Lgg0LvRj9C80LHQtNCwINC30L7QvdC00LA%3D

Есть и друге причины необходимости установки эмулятора «лямбды» — тюнинг. С целью повышения мощности двигателя и улучшения динамических характеристик, катализатор удаляют, а вместо него ставят «прямоточные» системы выхлопа и так называемые пламегасители.

Эти системы не препятствуют быстрому выбросу выхлопа наружу и не «воруют» драгоценные лошадиные силы, которые мотор тратит на то, чтобы избавиться от этих газов. После удаления катализатора, лямбда сообщает «мозгам»о том, что с выхлопом что-то не так и начинаются проблемы.

Собственно, для решения данного вопроса и ставится обманка, которая исправляет ситуацию и уверяет блок управления в том, что все хорошо.

Как это работает?

Кислородный датчик работает по принципу сопоставления количества кислорода в выхлопе с воздухом извне. Данные получает ЭБУ и определяет качество очистки выхлопных газов. После чего действует согласно прописанного в нем алгоритму, производит коррекцию ТВС и всех систем силового агрегата.

В состав кислородного датчика входит гальванический элемент с твердым электролитом, который, по сути, и является главным в работе устройства. Датчик оснащен двумя электродами, один из которых контактирует с выхлопом, а второй с воздухом тем, что снаружи.

Работать датчик может только после прогрева ~400 °C, при такой температуре циркониевый электролит становится проводником, а гальваническая ячейка начинает работать.

Некоторые производители для ускорения процесса устанавливают специальный подогрев, чтобы еще больше понизить токсичность выхлопа и заставить лямбду работать уже на холостых оборотах практически сразу после запуска.

Первые системы снижения токсичности выхлопа были оснащены только одним датчиком кислорода, но со временем экостандарты ужесточили и добавился еще один датчик. Первый — установлен до катализатора и служит для контроля ТВС, а второй необходим для контроля токсичности выхлопа и устанавливается после нейтрализатора.

Блок управления анализирует полученные от двух датчиков данные, после чего принимает решение как скорректировать работу всех систем. Если же данные не удовлетворяют «мозги», на панели загорается ошибка, а двигатель переводится в аварийный режим.

Читайте также:  Технические характеристики бортового уаз-3303

Чтобы обмануть систему необходимо либо установить обманку, либо прошить «мозги» под менее требовательный стандарт «Евро».

Механическая обманка это стальная проставка, которая, как я уже говорил, ставится между лямбдой и трубой выхлопного тракта. Принцип работы самой обманки довольно прост, это, по сути, небольшой катализатор, который фильтрует только те газы, которые вблизи кислородным датчиком.

При этом большое количество газов проникает в атмосферу и абсолютно никак не фильтруется. В итоге, лямбда не видит разницы между газами, которые ей поступают и воздухом извне, поэтому ЭБУ считает, что газы чистые как воздух, примерно так это работает.

В зависимости от экостандарта автомобиля, обманка может иметь какие-то особенности, однако суть у всех одна и та же…

В заключение

Несмотря на различные способы обхода системы при помощи эмуляторов, следует все же помнить о том, что, обманывая «мозги» своего авто, мы, по сути, обманываем самих себя, так как нам с вами придется дышать этим загрязненным воздухом неисправного авто.

Чтобы избежать подобного, следуйте рекомендациям производителя относительно рекомендованного топлива, соблюдайте правила эксплуатации и по возможности постарайтесь продлить срок службы катализатора.

По возможности постарайтесь заменить его, используйте обманку лишь в крайнем случае.

Обманка катализатора: что это такое и в каких случаях ее можно использовать?

Современные автомобили должны соответствовать всем нормам экологичности, поэтому перед выхлопной трубой устанавливается каталитический нейтрализатор (конвертер), или просто катализатор. Эта деталь состоит из множества очень мелких керамических ячеек, которые задерживают вредные вещества из выхлопных газов.

Но как и все другие автозапчасти, катализатор со временем выходит из строя. Из-за его износа авто как бы «задыхается» собственным выхлопом. Чтобы не начались проблемы с двигателем, нужно вовремя заменить нейтрализатор. Однако из-за содержания в нем платины, палладия и других редких металлов новая запчасть стоит дорого, а менять ее нужно часто.

Поэтому автолюбители обычно стараются катализатор просто удалить.

Нужен ли эмулятор кислородного датчика?

Прежде чем узнать, как делается обманка на катализатор своими руками, не помешает ознакомиться с доводами, выступающими в пользу данной операции.

Автомашины, конструктивно соответствующие стандартам Euro-4 или Euro-5, предусматривают наличие двух кислородных контроллеров, установленных до и после каталитического нейтрализатора.

Датчики сравнивают показания, а если они не будут совпадать, то бортовой компьютер делает вывод, что автокатализатор неисправен или вовсе отсутствует. Такая ситуация приводит к следующим последствиям:

  • ЭБУ переводит работу двигателя в аварийный режим, когда функционирование мотора осуществляется согласно заданным топливным картам без учета показаний кислородных датчиков.
  • На приборной панели загорается индикатор «Check Engine» и в цилиндры поступает обогащенная горючая смесь.
  • Увеличивается нагар на свечах зажигания, снижается мощность ДВС и загрязняется масло.
  • Повышенный расход горючего влечет лишние финансовые затраты.

Практически все автопроизводители рекомендуют заменить неисправный нейтрализатор. Но не каждый автовладелец пойдет на это, ведь цена некоторых экземпляров, например, для ВАЗ доходит до 60 000 рублей. Сюда же стоит добавить стоимость установки прибора. Поэтому многие автолюбители интересуются, что такое обманка катализатора своими руками и схема ее реализации.

https://www.youtube.com/watch?v=1EySkpFTspo\u0026pp=YAHIAQE%3D

Суть работы эмулятора сводится к изменению реальных показаний датчиков, после чего ЭБУ переходит на штатный режим работы. При этом сам нейтрализатор можно вырезать или заменить его пламегасителем. Процедура установки имитатора не сложнее, чем увеличение клиренса Renault Duster.

Несколько советов, которые позволят продлить жизнь катализатору

Но не стоит забывать, что использование подобного рода устройств существенно сказывается на экологическом состоянии планеты. Поэтому при возникновении неисправностей лучше все-таки установить на свой автомобиль не эмулятор, а новый катализатор или лямбда-зонд. Обманка должна быть временным решением.

А еще лучше старайтесь не допускать неисправностей катализатора. Чтобы каталитический конвертер служил дольше, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Заправляйте в бак только качественное топливо.
  2. Не используйте неизвестные и непроверенные топливные присадки.
  3. Старайтесь не попадать в глубокие лужи – резкое охлаждение разогретого катализатора неизбежно приведет к его разрушению.
  4. Не допускайте механического повреждения корпуса катализатора. Въезд на скорости в глубокую яму также может разрушить его рабочие элементы.
  5. Систематически проходите техническое обслуживание.

Способы изготовления своими руками обманки лямбда-зонда на катализатор автомобиля

Чтобы изменить показания кислородного датчика выхлопной системы, наши автолюбители пользуются несколькими методами, выбор зависит от конструктивных особенностей авто и возможностей самого автомобилиста:

  1. Механическая проставка под лямбда-зонд.
  2. Проставка под датчик со встроенным миникатализатором.
  3. Использование электронных симуляторов.

Любой из способов довольно эффективно справляется с поставленной задачей. Здесь не указан еще один вариант – перепрошивка бортового компьютера. Дело в том, что для самостоятельной реализации такого проекта нужны не только специфические знания, но и оборудование, а также программное обеспечение.

Что лучше: обманка или перепрошивка?

Однозначный ответ здесь дать нельзя, оба способа имеют свои преимущества и недостатки. Перепрошивка системы, например, подразумевает только программное вмешательство и не требует монтажа дополнительных механизмов. К минусам относится высокая цена процедуры, а также то, что это нельзя сделать без потери гарантии на авто. Кроме того, некоторые модели авто вообще не поддаются прошивке.

Установка обманки лямбда-зонда при удалении катализатора обойдется дешевле, но результат будет не таким долговечным. Вполне вероятно, что чек снова загорится через 300-500 км, поскольку такое вмешательство не способно охватить весь спектр приемлемых значений.

Специалисты из автосервиса «Мастер глушителей» в Санкт-Петербурге помогут выбрать наилучший вариант, который поможет должным образом решить проблему. Сделать это необходимо сразу после возникновения признаков выхода катализатора из строя, иначе потом ремонт будет сложнее, дольше и дороже.

Как изготовить механический корректор для выхлопной системы?

Для реализации своими руками механической обманки на катализатор рекомендуется использовать заготовки из теплоустойчивой стали или бронзы. Так детали не будут деформироваться от высокой температуры. Есть две конструкции, но в обеих вариантах нужен токарный станок или помощи опытного специалиста-токаря.

Первый вариант

Представляет собой втулку длиной 40-100 мм. С одной стороны вкручивают штатный датчик, а с другой циркуляция газов ограничена отверстием малого диаметра. Суть действия «девайса» сводится к тому, что состав выхлопной смеси усредняется, потому что лямбда-зонд удален от самой струи газа и, соответственно, ловит меньше ядовитых веществ. За счет этого и получается обмануть ЭБУ.

Типовый чертеж с размерами проставки может быть изменен в габаритном отношении, это зависит от модели и марки автомашины. Оптимальный диаметр входного отверстия остается без изменений – 1,5-2 мм. В некоторых случаях длина втулки может не позволить установить ее на штатное место. В итоге приходится приваривать крепление в другом месте выхлопной трубы.

Второй вариант

Аналогичен первому, но проставка имеет встроенный миникатализатор. Платино-родиевый каталитический элемент способствует ускорению дожига ядовитых веществ. Суть метода заключается в следующем:

  • Выхлопные газы попадают в тело втулки через отверстие малого диаметра.
  • В объеме проставки излишки CH и CO подвергаются окислению кислородом, в результате чего концентрация вредных веществ уменьшается.
  • Протекающие процессы изменяют форму синусоиды, и электронная система считает, что каталитический нейтрализатор работает в штатном режиме.

Сделанная своими руками по приведенной схеме обманка катализатора имеет надостаток, аналогичный предыдущему варианту. Здесь штатный зонд будет поднят на 32 мм, хотя это и меньше, чем 40-100 мм.

Особенности установки проставки

Процедура установки не представляет сложности, и начинается с постановки автомашины на эстакаду или подъемник. Дальнейшие действия происходят по следующей схеме:

  • Отключить минусовую клемму АКБ.
  • Вывернуть контроллер.
  • Накрутить втулку на зонд.
  • Завернуть модернизированный узел на место.
  • Подключить аккумулятор.

После первого запуска сигнал «Check Engine» должен погаснуть. Теперь мотор будет работать в штатном режиме.

Принцип работы устройства

Рабочее устройство кислородного датчика – гальванический элемент с твердым керамическим электролитом на основе диоксида циркония.

Он легирован оксидом иттрия и имеет пористые платиновые электроды, один из которых ориентирован на содержание кислорода в окружающем воздухе, а второй – в выхлопных газах.

Именно эта разница и создает выходное напряжение на датчике при прогреве его до температуры +3000С.

Электронная обманка катализатора своими руками и схема эмулятора

Настоящий электронный эмулятор представляет собой микропроцессорный прибор, состоящий из однокристальной микросхемы. Принцип его работы основан на формировании выходного сигнала, который по форме соответствует информации при рабочем нейтрализаторе. Такой вариант для самостоятельного выполнения сложен, поэтому сразу стоит рассмотреть способ попроще. Для его реализации нужно приготовить:

  • Электрический паяльник.
  • Припой и канифоль.
  • Нож и бокорезы.
  • Сопротивление 200 Ком мощностью 0,25 Вт.
  • Конденсатор неполярный емкостью 4,7 МкФ.

Принцип функционирования системы заключается в усреднении показаний кислородного датчика, который установлен после нейтрализатора. Способ подключения компонентов эмулятора прост и универсален.

Читайте также:  Экскаватор-погрузчик катерпиллер 428

Все элементы подсоединяются непосредственно к проводникам бортовой сети автомобиля.

Перед подключением своими руками электронной обманки на катализатор следует отключить клеммы аккумуляторной батареи, чтобы исключить возможность короткого замыкания.

После реализации проекта машина демонстрирует неплохую динамику. Однако может появиться эффект переобогащения горючей смеси, что вызывает отложение слоя сажи в выпускном коллекторе. Кроме этого, на некоторых моделях появляется ошибка Р0133, указывающая на низкую скорость реакции лямбда-зонда.

Перепрошивка блока управления автомобиля

Это ещё один способ обмана блока управления.

После удаления или замены катализатора на пламегаситель можно перепрограммировать блок управления автомобиля, что позволит удалить ошибку неисправности катализатора или контроллера.

При этом произойдёт снижение норм экологичности до Евро-2, при этих экологических требованиях устанавливался только один датчик кислорода, находящийся на выпускном коллекторе.

Но при этом:

  • увеличится мощность двигателя;
  • станет более плавным переключение скоростей;
  • произойдёт снижение расхода топлива;
  • улучшатся тяговые показатели;
  • произойдёт улучшение общей динамики автомобиля;
  • автовладелец сможет навсегда забыть о существовании второго кислородного датчика.

Что предлагают производители запчастей?

На полках автомагазинов встречаются детали любых видов для тюнинга выхлопной системы. Производство механических имитаторов штатной работы каталитического нейтрализатора выполняется из бронзы или хромированной стали. Цена таких приспособлений находится в пределах от 400 до 800 рублей, а стандартная установка на станции СТО обойдется в сумму около 500 рублей.

Проставка с миникатализатором предлагается значительно дороже элементарного аналога, его стоимость – 1 500-4 000 рублей. Простые электронные эмуляторы промышленного производства продаются за 1 500-3 000 рублей. Разброс цен за перепрошивку программного обеспечения ЭБУ довольно широк – от 1 000 до 30 000 рублей.

Подведем итоги

Сказать однозначно, что лучше: обманка лямбда зонда или прошивка «мозгов» (чип-тюнинг), довольно сложно, каждый метод имеет как плюсы, так и минусы.

Выбирать необходимо исходя из конкретных требований с учетом модели двигателя, цены вопроса и ваших финансовых возможностей. Единственное, что могу порекомендовать — это обращаться исключительно к профессионалам, по рекомендациям друзей или многочисленным отзывам на форумах.

Не советую заниматься самодеятельностью, такие эксперименты нередко приводят к проблемам с двигателем или электроникой.

У меня все, напишите в х свое мнение по данному поводу, что на ваш взгляд лучше: механическая обманка лямбда зонда, электронный аналог, или все же чипование? Всем пока и до новых встреч на Вопрос Авто!

Отзывы после удаления катализатора

  • От владельца Skoda Octavia 1.6: «Мучала проблема затупа педали газа и чек по лямбде. Позвонил в сервис и записался на прошивку от адакт. Отдал машину и через 2 часа она была готова. Итог: педаль газа стала отзывчивой, отключили ЕГР и вентилятор вторичного воздуха(пылесос), разгон стал лучше. Даже выдали сертификат»Оригинал записи на Drive2.ru
  • От владельца Volkswagen Golf GTI 1.8:«После установки выхлопа на 76й трубе прошлым хозяином Дмитрием не была отключена лямбда после ката это должен был сделать я. В результате нехитрых манипуляций в машину была залито ПО от АДАКТ. Антон сказал что тачка должна выдавать примерно 225 сил на 5500 об., плюс отключили СВВ, пылесос который) Первый старт — я в ах…е, как он поехал, это пипец. Как будто якорь убрали, 1ю и половину 2й на зимней резине машина готова шлифовать если вдавить газ в пол»Оригинал записи на Drive2.ru
  • От владельца ВАЗ 2114:«Немного не мало накатав 1000 км., стало понятно, что машина жрет бенз, как авто с объемом двигателя 2л(тойота марк2, ниссан цефиро), расход по подсчетам составил 12л на 100км — пиз***ц! Считав ошибки бортовым компьютером, выяснил, лямда #2 сдохла. Покупать новую смысла нет, стоит дорого (да и может катализатор уже выбили) долго не думая решил чипануть. Прошил под Евро-2. В динамике особо разницы не увидел, но расход опустился как минимум до 10 л. на 100 км., а это уже результат!»Оригинал записи на Drive2.ru

Отзывы по своей модели смотрите в специальном разделе нашего сайте.

Плюсы и минусы удаления катализатора

Плюсы

  • Значительная экономия на покупке новой запчасти;
  • Улучшение динамики;
  • Нормализуется расход топлива;
  • Прирост производительности, если дополнительно делать мощностной чип-тюнинг;
  • Об ошибках и проблемах с катализатором можно забыть навсегда.

В зависимости от состояния некоторые катализаторы можно выгодно продать

Минусы

  • Повышается токсичность выхлопа (переход на стандарт E2). Если вы сторонник экологического движения, покупайте новую запчасть;
  • При прогреве-старте автомобиль будет больше дымить, при движении — всё по-прежнему;
  • Изменится звук выхлопа — станет громче. Отчасти корректируется установкой пламегасителя.

Не удаляйте исправно работающий катализатор ради продажи:

Покупка готового эмулятора

Как уже упоминалось ранее, если самостоятельно сделать обманку вам не под силу, купите готовую. Разнообразие их достаточно велико, ассортимент и цены по Москве выглядят следующим образом:

  1. Электронный вариант или эмулятор катализатора обойдётся в 1500 рублей, при этом 500 рублей дополнительно придётся заплатить за установку рассматриваемой детали.
  2. В районе 1 400 рублей стоит угловая обманка.
  3. Обманка второго датчика, оснащённая миникатализатором из металла, стоит около 1 150 рублей и подходит для машин со стандартами Евро-4.
  4. Классическая механическая втулка производителя FortLuft обойдётся в 500 рублей. Такая деталь не оснащена миникатализатором и подходит для машин до 2001 года выпуска.

Часто задаваемые вопросы про обманки лямбда-зонда

?

Какая обманка лямбда-зонда подойдет на мой автомобиль?

Обманки подбираются по экологическому стандарту автомобиля. Для авто, собранных в России узнать класс экологичности можно в СОР или ПТС. Но если машина была ввезена из-за границы, тогда советуем подбирать проставку в зависимости от того для какой страны был произведен автомобиль:

  • Для внутреннего рынка США и Канады:
    • ЕВРО-3 — не подходят;
    • ЕВРО-4 — до 2003 г.в.;
    • ЕВРО-5 — с 2004 г.в.
  • Для внутреннего рынка Кореи:
    • ЕВРО-3 — не подходят;
    • ЕВРО-4 — до 2005 г.в.;
    • ЕВРО-5 — с 2006 г.в.
  • Для внутреннего рынка Европы, Японии и прочих стран:
    • ЕВРО-3 — до 2002 г.в.;
    • ЕВРО-4 — с 2003 по 2008 г.в.;
    • ЕВРО-5 — с 2009 г.в.

?

Сколько мне нужно обманок лямбда-зонда?

Обманка устанавливается только на нижний (второй) лямбда-зонд, который находится после катализатора. Если у вас один такой датчик, то ставится одна обманка, если два — проставку необходимо установить на оба нижних датчика.

?

У меня только верхний лямбда-зонд, нужна ли обманка?

Не нужна. У вас автомобиль ЕВРО-2 либо более раннего класса экологичности.

?

Можно ли установить обманку на первый датчик кислорода?

Нет. Верхний датчик кислорода отвечает за смесеобразование и при установке на него проставки вы исказите его показания. Если у вас проблемы с первым датчиком — его можно только заменить на новый.

?

После установки обманки нужно удалять катализатор?

Не обязательно. Обманка будет работать в любом случае. Желательно проверить давление в системе выхлопа либо визуально осмотреть катализатор, если он целый и не забитый, тогда его можно оставить. В противном случае его лучше заменить на пламегаситель, а не просто удалять.

?

Какой размер у стандартной и укороченной обманки?

Стандартная обманка лямбда-зонда:

  • Общая длина: 58 мм
  • Высота внешней части: 32 мм
  • Глубина: 32 мм
  • Резьба: M18x1.5
  • Размер шестигранника: 22 мм

Укороченная обманка лямбда-зонда:

  • Общая длина: 46 мм
  • Высота внешней части: 19 мм
  • Глубина: 30 мм
  • Резьба: M18x1.5
  • Размер шестигранника: 22 мм

?

Механическая обманка или электронный эмулятор?

Если у вас проблема только с катализатором и сам датчик исправен — лучше купить механическую обманку.

Она дешевле и фактически это обычный каталитический нейтрализатор, а эмулятор — это микросхема которая подгоняет сигнал таким образом, чтобы не горела ошибка «Check Engine».

Но если у вас так же неисправен и сам кислородный датчик, тогда эмулятор может оказаться более выгодной покупкой. Более подробное сравнение электронных и механических обманок читайте в нашем блоге.

?

Поможет ли обманка, если неисправен сам датчик?

Обманка устанавливается только на исправный лямбда-зонд. Ее установка не устранит другие ошибки, связанные с работой датчика (P0130—P0167).

?

Какой срок службы обманки с катализатором?

Срок эксплуатации обманки с мини-катализатором зависит в первую очередь от качества используемого топлива, так как присадки, содержащиеся в некачественном бензине, вступают в химическую реакцию с каталитическим элементом и могут значительно сократить срок его работы. В среднем такие обманки служат от 60 000 до 90 000 км.

?

После установки ГБО появился «Check Engine» — поможет ли обманка?

Необходимо сделать диагностику и узнать код ошибки. Если ошибка не связана с работой катализатора — обманка не поможет.

21.04.2021

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector