Классификация трансмиссионных масел

Классификация трансмиссионных масел

Американское сообщество автомобильных инженеров, по аналогии с моторными маслами, ввело свою систему разделения трансмиссионных смазочных материалов в зависимости от высоко- и низкотемпературной вязкости.

Согласно классификации по SAE, все трансмиссионные масла подразделяются на летние (80, 85, 90, 140 и 260) и зимние (70W, 75W, 80W и 85W). В подавляющем большинстве случаев современные масла имеют сдвоенный индекс (например, 80W-90) по SAE. То есть они всесезонные, и подходят как для зимней, так и для летней эксплуатации.

Летний индекс определяет кинематическую вязкость при температуре 100°C. Чем больше числовое значение по SAE, тем более густое масло. Здесь есть один нюанс.

На самом деле до 100 °C современные коробки практически никогда не разогревается. В лучшем случае летом средняя температура масла в КПП колеблется в районе 70-80 °C.

Поэтому в рабочем диапазоне температур смазка будет значительно более вязкой, чем указано в стандарте.

Классификация трансмиссионных масел

Низкотемпературная вязкость определяет минимальную температуру, при которой динамическая вязкость не упадёт ниже 150 000 сСп. Этот порог условно принят за тот минимум, при котором зимой валы и шестерни коробки гарантированно смогут вращаться в загустевшем масле. Здесь чем меньше числовое значение, тем при более низкой температуре масло сохранит достаточную для работы коробки вязкость.

Классификация трансмиссионных масел

Классификация по API

Разделение трансмиссионных масел согласно классификации, разработанной американским институтом нефти (API), более обширное и охватывает сразу несколько параметров. В принципе именно класс по API определяет характер поведения масла в той или иной паре трения и в целом его защитные свойства.

Согласно классификации по API все трансмиссионные масла разделены на 6 основных классов (от GL-1 до GL-6). Однако первые два класса сегодня считаются безнадёжно устаревшими. И масел GL-1 и GL-2 по API вы не найдёте в продаже.

Классификация трансмиссионных масел

Кратко рассмотрим действующие 4 класса.

  • GL-3. Смазки, работающие в условиях невысоких и средних нагрузок. Создаются преимущественно на минеральной основе. Имеют в своём составе до 2,7% противозадирных присадок. Подходят для большинства типов ненагруженных передач, кроме гипоидных.
  • GL-4. Более совершенные масла, обогащённые противозадирными присадками (до 4%). При этом сами присадки обладают повышенной эффективностью. Подходят для всех типов зубчатых передач, работающих в средних и тяжёлых условиях. Используются в синхронизированных и несинхронизированных коробках передач грузового и легкового транспорта, раздаточных коробках, ведущих мостах и других узлах трансмиссии. Подходят для средненагруженных гипоидных передач.
  • GL-5. Масла, созданные на высокоочищенной базе с добавлением до 6,5% эффективных присадок. Увеличен срок службы и защитные свойства, то есть масло способно переносить более высокие контактные нагрузки. Сфера применения аналогична маслам GL-4, но с одной оговоркой: для синхронизированных коробок должно быть подтверждение автопроизводителя на допуск к использованию.
  • GL-6. Для узлов трансмиссии с гипоидными передачами, в которых есть значительное смещение осей (нагрузка на пятна контакта повышена за счёт увеличения относительного проскальзывания зубьев под высоким давлением).

Классификация трансмиссионных масел

В отдельную категорию выделены масла API MT-1. Эти смазки предназначены для экстремальных нагрузок в условиях систематических перегревов. По составу присадок ближе всего к GL-5.

Классификация по ГОСТ

Отечественная классификация трансмиссионных масел, предусмотренная ГОСТ 17479.2-85, похожа на несколько видоизменённую версию от API.

В ней есть 5 основных классов: от ТМ-1 до ТМ-5 (практически полные аналоги линейки API от GL-1 до GL-5). Но в отечественном стандарте уточняются ещё и максимально допустимые контактные нагрузки, а также эксплуатационные температуры:

  • ТМ-1 – от 900 до 1600 МПа, температура до 90 °C.
  • ТМ-2 – до 2100 МПа, температура до 130 °C.
  • ТМ-3 – до 2500 МПа, температура до 150 °C.
  • ТМ-4 – до 3000 МПа, температура до 150 °C.
  • ТМ-5 – выше 3000 МПа, температура до 150 °C.

Классификация трансмиссионных масел

Касательно типов передач допуски те же, что и в американском стандарте. Например, для масел ТМ-5 существуют аналогичные требования касательно применения в синхронизированных МКПП. Их можно лить только при соответствующем допуске автопроизводителя.

В классификацию трансмиссионных масел по ГОСТ заложена вязкость. Этот параметр указывается через дефис после основного обозначения. Например, для масла ТМ-5-9 кинематическая вязкость находится в пределах от 6 до 11 сСт. Подробнее значения вязкости по ГОСТ расписаны в стандарте.

Также ГОСТ предусматривает дополнения к обозначению, которые носят ситуативный характер. Например, буква «з», написанная в виде подстрочного индекса рядом с обозначением вязкости, обозначает, что в масле применены загущающие присадки.

Классификация трансмиссионных масел

В этой статье мы рассмотрим существующие способы классификации трансмиссионных масел. По сравнению с моторными маслами их немного, по крайней мере основных.

Для начала нужно определиться с типами трансмиссионных масел, поскольку в разных трансмиссиях используется разное масло.

Итак, в первом приближении мы имеем механические коробки передач, к которым примыкают раздаточные коробки и ведущие мосты с дифференциалами в них, и автоматические коробки передач.

Масла для механических коробок переключения передач

Для этого типа трансмиссии существует два основных вида классификации, уже знакомых нам по способам классификации моторных масел. Это SAE, стандартизирующая вязкость используемых трансмиссионных масел, и API, оговаривающая их уровень эксплуатационных свойств. Кроме этого есть система классификации ГОСТ, как обычно, соединяющая в себе классификацию вязкости и уровня качества.

Классификация трансмиссионных масел SAE J306

Пробежимся вкратце по SAE, если нужна подробная информация, читаем статью про вязкость моторного масла. Итак, большинство трансмиссионных масел, как и моторные масла являются всесезонными, пригодными для использования круглогодично.

По крайней мере, на это нам позволяет надеяться вид записи вязкости по SAE 80W-90, 75W-90, или ещё что-то в этом духе. Мы видим здесь и цифру «зимней» вязкости (перед буквой W – winter, то есть «зима»), и летнюю вязкость (в данном случае 90).

Поскольку трансмиссионное масло работает в других условиях, нежели моторное, то и параметры вязкости для него определяются другие. В зимней цифре, в отличие от моторки «сидит» максимальная температура при вязкости 150000 сПз (а не 60000, как в моторном масле) и минимальная кинематическая вязкость при 100°С.

На рисунке представлены все классы вязкости трансмиссионного масла.Классификация трансмиссионных масел

Несмотря на то, что сами цифры отличаются (у моторных масел, например, 10W-40, а у трансмиссионных 75W-90), фактическая вязкость их примерно одинакова.

Цифры изменили намеренно, чтобы автолюбители при заливке не путали эти масла между собой.

Хотя моторное масло, в общем-то, вполне можно заливать в коробку (это даже рекомендовалось ВАЗом для переднеприводных восьмёрок и девяток на заре их появления). Но не наоборот. Трансмиссионка в двигателе абсолютно неуместна.

Классификация API для трансмиссионных масел

Уровень эксплуатационных свойств трансмиссионных масел устанавливается системой классификации API. Принцип присвоения обозначений таков: к буквам GL прибавили цифры от 1 до 6 (пока), по мере улучшения качества масла. В настоящий момент актуальна редакция стандарта от 2013 года, согласно которой действующими считаются классификации:

  • GL-4 – описывает масла для мостов со спиральной конической передачей, работающих при средних и жёстких режимах скорости и нагрузки, или для мостов с гипоидной передачей, работающих при средних режимах скорости и нагрузки. Такие масла могут быть использованы в механических коробках передач (в том числе переднеприводных автомобилей), где не подходят масла классификации MT-1 (то есть, наличествуют синхронизаторы из цветмета).
  • GL-5 – описывает масла для передач, включая гипоидные, в мостах, работающих в различных комбинациях больших скоростей/ударных нагрузок и малых скоростей/большого крутящего момента. Фактически это лучшее по своим свойствам масло, нежели GL-4, однако применение его в коробках передач ограничено, так как чтобы добиться таких параметров часто используется присадка, негативно влияющая на цветмет синхронизаторов. С недавних пор эту присадку можно заменить на безвредную для синхронов, и, соответственно, лить масло и в мосты, и в МКПП. Масла с такой присадкой в составе имеют спецификацию GL-4/GL-5.
  • MT-1 – масла для несинхронизированных коробок передач, используемых в автобусах и тяжёлых грузовиках. Имеют лучшую относительно GL-5 и GL-4 защиту от термического разложения, износа деталей и материалов уплотнений. Нельзя применять в синхронизированных коробках передач. Также эти масла нельзя смешивать с моторными маслами, используемыми в трансмиссии тракторов (есть такие универсальные масла для тракторов, которые льют во все узлы от мотора до «мокрых» тормозов и гидроприводов, для простоты обслуживания).
Читайте также:  Сеялка для моркови и других овощей производства рф

Традиционно при выборе масла стоит придерживаться рекомендаций производителя. Также есть оговорка про дифференциалы повышенного трения (они же самоблокирующиеся) – их свойства регулируются отдельно производителем агрегатов.

В таких дифференциалах требуется наличие фрикционных свойств масла (для повышения трения в нужном месте в нужный момент), а значит, соответствующая присадка.

Такие масла, как правило, имеют в своём названии буквы LS (Limited slip – дословно «ограниченное скольжение»).

Кроме действующих есть ещё отжившие свой век обозначения API, а именно:

  • GL-1 — масло без противоизносных присадок, порой применяется в тракторах. Вместо него рекомендуется использовать масла MT-1.
  • GL-2 – чуть более хорошее масло, справляется с защитой червячных передач.
  • GL-3 – масло для коробок передач, работающих при умеренных и тяжёлых режимах, или для спирально-конических мостов, работающих при лёгких и умеренных нагрузках. Не подходит для гипоидных передач.
  • GL-6 – эта спецификация была разработана для передач с большим смещением шестерней. Содержит больше противозадирной присадки, чем GL-5. Сейчас не используется, поскольку производители агрегатов стараются делать трансмиссии с меньшими углами смещения шестерней не используя устаревшие конструкции, а для них достаточную защиту обеспечивает GL-5. В общем, перемудрили с этим GL-6:).

В общем эти масла отличаются содержанием противоизносных и противозадирных присадок. Чем выше цифра, тем больше процент содержания.

Стандарт SAE J2360

Есть ещё один стандарт, разработанный Обществом автомобильных инженеров (SAE) после того, как выяснилось, что GL-5 и MT-1 не отвечают всем требованиям в современных трансмиссиях. Сделан на основе этих стандартов плюс американский военный стандарт MIL-PRF-2105E.

Относительно GL-5 добавлены тесты на отсутствие шлама и абразивных отложений на валах (могущих воздействовать на сальники), на совместимость с материалами уплотнений и на стабильность свойств при длительном хранении.

Так что будет нелишним при выборе масла проверять наличие этого стандарта, помимо обычных GL-4 и GL-5.

Стандарт ГОСТ 17479.2-85

Российский стандарт на трансмиссионные масла, введённый вместе с моторным стандартом в 1987 году, также, как и на моторные, содержит в себе классификацию и по вязкости, и по уровню эксплуатационных свойств.

Обозначение имеет такой вид – ТМ-5-18, где ТМ означает «трансмиссионное масло», цифра 5 характеризует уровень эксплуатационных свойств, цифра 18 отвечает за показатель кинематической вязкости. Всего есть 5 градаций свойств от 1 до 5, по аналогии с классификацией API (т.е. ТМ-1 равно GL-1 и так далее).

Вот таблица соответствия с API и SAE.Классификация трансмиссионных масел

Кроме обозначения ГОСТ на масла, произведённые в России, широко распространены обозначения, принятые для трансмиссионных масел до 1987 года. Вплоть до вынесения на этикетку в качестве названия (например, Тад-17и).

Вот таблица соответствия этих названий и ГОСТ.Классификация трансмиссионных масел

Масла для автоматических коробок переключения передач

С маслами для автоматических коробок передач немного другая ситуация. Официально разработанного международного стандарта для них не существует.

Де-факто, таким стандартом являются спецификации General Motors с названием Dexron (например, Dexron II, Dexron III, и так далее).

Логика присвоения цифровых индексов проста – по мере совершенствования АКПП выпускалась очередная спецификация под эту коробку. В России наиболее распространены две спецификации:

  • Dexron II (он же Dexron II D) – минеральное масло, используется в автомобилях с 1981 года выпуска.
  • Dexron III – как правило, синтетическое масло, с улучшенными относительно Dexron IID температурными, антиокислительными и фрикционными свойствами. Используется в автомобилях с 1993 года выпуска.

Кроме этого есть менее распространённые, но также имеющие хождение спецификации:

  • Suffix A – иногда называемая Dexron I или TASA (Type A Suffix A). Это ранняя спецификация, разработанная в 1957 году совместно с американскими военными.
  • Dexron II E – улучшенная низкотемпературная текучесть относительно Dexron II D, однако не рекомендуется использовать II D вместо II E.
  • Dexron VI – ориентировочно с 2006 эта жидкость заменяет собой Dexron III и Dexron II E. Масло первой заливки в автомобили GM. Малое распространение связано, видимо, с инертностью мышления потребителей и постулатом о «заливке жидкостей согласно мануалу», в котором на авто старше 2006 года не мог быть прописан этот стандарт.

Конечно, кроме описанных есть ещё куча других классификаций трансмиссионных масел, таких как спецификации ZF (один из крупнейших производителей всевозможных трансмиссий), свои спецификации у многих автопроизводителей, фордовский Mercon (кстати, совместимые с соответствующими Dexronами)… Однако в большинстве своём они очень близки к ATFкам от GM, а если говорить о механических трансмиссиях, то соблюдение допусков API и SAE для них обязательно. Кому интересно поподробнее о коробках-автоматах, можно почитать о том, какое масло заливать в АКПП. Там расписано про типы коробок, жидкостей, совместимость и замену.

Автомобильные эксплуатационные материалы



Трансмиссии автомобилей подразделяются на: Механические (сцепление, КПП, ведущий мост, карданный вал, раздаточная коробка).

Принцип их работы заключается в том, что усилие передаётся с помощью различного рода передач (зубчатых, червячных). Гидравлические (гидромуфты, гидродинамические КПП, насосы).

Принцип работы таких трансмиссий состоит в том, что крутящий момент от ведущего вала к ведомому валу передаётся с помощью жидкого рабочего тела.

Классификация трансмиссионных масел Назначение трансмиссионных масел заключается в смазывании передач различного типа (зубчатых, червячных, гипоидных), редукторов и других деталей трансмиссии, механизмов рулевого управления. Кроме того, трансмиссионные масла являются рабочим телом в гидравлических трансмиссиях. Трансмиссионные масла выполняют те же функции, что и моторные масла, т. е. смазывание и уменьшение износа трущихся деталей, отвод тепла и предохранение деталей от коррозии. Кроме основных, трансмиссионные масла выполняют также ряд дополнительных функций: уменьшение потерь энергии на преодоление трения, снижение шума, снижение ударных нагрузок и поглощение вибраций, уплотнение зазоров.

Трансмиссионные масла работают в специфических условиях. Существует три основных режима работы трансмиссионных масел:

Температурный режим. Температура масла меняется от температуры окружающего воздуха до температуры в точках контакта шестерён. Различают следующие температуры:

  • Минимальную температуру, т.е. температуру масла в момент трогания с места. Она равна температуре окружающего воздуха (до –60 ºC).
  • Максимальную температуру, т. е. температуру масла в точках контакта зубьев шестерён (до 300 ºC).
  • Среднюю температуру, т. е. наиболее вероятную в процессе работы (80…100 ºC).

Скоростной режим. Скорость скольжения в различного рода передачах лежит в пределах от 1,5 (в конических передачах) до 25 м/с (в гипоидных передачах).

Нагрузочный режим. Удельные нагрузки на поверхности зубьев 0,5 до 4 ГПа (большие значения относятся к гипоидным передачам).

Высокие температуры вызывают интенсивное окисление и термическое разрушение углеводородов масла.

Высокие удельные нагрузки обычно приводят к тому, что при пуске, и даже при устоявшейся температуре, наблюдается недостаточное смазывание (граничное, а не жидкостное, когда трущиеся поверхности полностью разделены плёнкой смазочного материала).

В результате возникает задир и усталостное выкрашивание зубьев шестерён. Высокие скорости скольжения приводят к повышению температур в зонах контакта деталей, а это в свою очередь может привести к снижению вязкости масла.

Поэтому к эксплуатационным свойствам трансмиссионных масел предъявляют повышенные требования:

  • Не изменять свойства под действием температуры и времени;
  • Не содержать механических примесей, воды и коррозионно-активных соединений (снижение механического и химического износа деталей);
  • Не разрушать резиновые уплотнения;
  • Обладать высокой смазывающей способностью, хорошими противозадирными свойствами;
  • Обладать хорошими вязкостно-температурными характеристиками (обеспечение лёгкого пуска, особенно при низких температурах).
Читайте также:  Hyundai hd 78 и его технические характеристики

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел

Вязкостно-температурные свойства. Чтобы уменьшить трение в момент трогания автомобиля с места, вязкость трансмиссионного масла должна быть по возможности минимальной.

В то же время минимально возможная вязкость должна обеспечить работу механизмов трансмиссии без утечек, повышенного трения и снижения КПД трансмиссии.

Минимально допустимая вязкость трансмиссионного масла составляет 5 мм2/с, максимально допустимая вязкость определяется из условий обеспечения свободного трогания автомобиля без применения прогрева.

Чтобы улучшить вязкостно-температурные свойства к базовым маслам добавляют вязкостные присадки (полиизобутилен), иногда для снижения вязкости (особенно зимой) добавляют дизельное топливо, однако это ухудшает противоизносные свойства масла.

Смазывающие свойства – это свойства, которые должны обеспечить долговечную и надёжную работу трансмиссии при больших нагрузках и скоростях перемещения деталей трансмиссии, а значит:

  • уменьшать изнашивание деталей трансмиссии;
  • предотвращать заедание и задир, (т. е. на поверхности трения трущихся деталей должна возникать стойкая масляная плёнка, которая разделяет поверхности трения и не даёт им свариваться.)

Улучшают смазывающие свойства трансмиссионных масел с помощью присадок – различных органические соединений, содержащих фосфор, серу, азот, свинец, молибден, алюминий, вольфрам. Эти вещества создают на поверхности трения прочные и термостойкие плёнки.

Защитные свойства масел – это способность трансмиссионного масла исключать контакт металлических поверхностей деталей с агрессивной средой (водой).

В процессе эксплуатации в трансмиссионное масло попадает вода через неплотности в уплотнительных устройствах.

Предотвратить коррозию от контакта с влагой можно введением в состав трансмиссионных масел ингибиторов коррозии (соединений, содержащих фосфор).

***



Трансмиссионные масла бывают трех видов: Универсальные масла. Они используются для всех типов передач и других деталей трансмиссии. Масла общего назначения. Используются для цилиндрических, конических зубчатых, червячных передач. Специальные масла. Эти масла используются только для гипоидной передачи (в гипоидной передаче наиболее высокие удельные нагрузки и скорость скольжения).

ГОСТ 17479.2–85. «Обозначение нефтепродуктов. Масла трансмиссионные» предусматривает следующую классификацию трансмиссионных масел:

  • по уровню эксплуатационных свойств;
  • по классу вязкости.

Таблица 1. Соответствие отечественных и иностранных групп трансмиссионных масел.

Группа масел Область применения
По ГОСТ17479.2–85 По АРI
ТМ–1 GL–1 Механизмы, для которых необходимы масла с депрессорными и антипенными присадками (для зубчатых, червячных передач в условия низких нагрузок и скоростей скольжения)
ТМ–2 GL–2 Механизмы, для которых необходимы масла с антифрикционными присадками (для тех же передач, что и масла GL–1, но работающих в условиях средних нагрузок и скоростей)
ТМ–3 GL–3 Ведущие мосты со спирально-коническими передачами, требующие использования масел со слабыми противозадирными свойствами (в умеренно жёстких условиях по скоростям и нагрузкам)
ТМ–4 GL–4 Гипоидные передачи, требующие использования масел с противозадирными присадками средней активности (для условий высоких скоростей при малых крутящих моментах и при малых скоростях и больших крутящих моментах)
ТМ–5 GL–5 Гипоидные передачи грузовых и легковых автомобилей, требующие использования масел с активными противозадирными и противоизносными присадками (при наличии ударных нагрузок при высоких скоростях скольжения)
GL–6 Гипоидные передачи, работающие в очень тяжёлых условиях и требующие использования масел с высокоэффективными противозадирными и противоизносными присадками (при больших крутящих моментах при повышенных скоростях и ударных нагрузках)
  • По уровню эксплуатационных свойств существует пять групп масел.
  • Масла групп GL–5 и GL–6 являются универсальными и рекомендуются для всех типов передач.
  • Для гидромеханических коробок передач применяются масла марок А и Р и масло МГТ.

Масло марки А применяется всесезонно. Производится на основе глубокоочищенного масла с противоизносной, антиокислительной, депрессорной и антипенной присадками.

Масло марки Р применяется в гидроусилителях рулевого управления (ГУР) и производится на основе на основе веретённого масла АУ с теми же присадками, что в масле А.

Масло марки МГТ на основе высокоочищенного масла с высокоэффективными присадками, обеспечивающими высокий индекс вязкости и хорошие низкотемпературные свойства (-50 ºC…50 ºC).

По вязкости ГОСТ предусматривает 4 класса вязкости, которые обозначаются цифрами – 9, 12, 18, 34 (увеличением цифры, вязкость масла при 100 ºC уменьшается).

Классификация SAE (Американское общество автомобильных инженеров) устанавливает требования по низкотемпературным свойствам: зимним маслам присваивается буква «W», например, 75W, 90W; а всесезонные масла имеют двойное обозначение SAE 80W/90, 80W/140.

Маркировка трансмиссионных масел осуществляется следующим образом: Буквы в маркировке трансмиссионных масел означают:

  • ТМ – трансмиссионное масло;
  • Д – долго работающее;
  • З – загущенное;
  • К – для трансмиссии автомобилей марки КАМАЗ;
  • гип – для гипоидной передачи;
  • С – селективной очистки;
  • Э – масло содержит присадку ЭФО;
  • В – масло изготовлено из Волгоградской нефти.

Цифры, идущие за буквами, обозначают группу и класс вязкости.

Например: ТМ-1-9З — Трансмиссионное масло 1 группы, т. е. с депрессорными и антипенными присадками для зубчатых и червячных передач в условиях низких нагрузок, 9 класса вязкости, загущённое. ТМ-4-9З (ТСЗ-9ГИП) – Трансмиссионное масло селективной очистки, загущённое, 9 класса вязкости, 4 группы, т.е. с противозадирными присадками для гипоидной передачи.

Классификация трансмиссионных масел

***

Автомобильные пластичные смазки



Главная страница

Дистанционное образование

  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71

Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты

Маркировка и классификация трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла применяются для смазки высоконагруженных узлов автомобилей, чтобы обеспечить их стабильную работу в течение длительного времени. Их замена проводится через каждые 60-150 тысяч км пробега или через 3-7 лет, если транспорт используется нечасто.

Чтобы трансмиссионное масло в полной мере выполняло свои функции, оно должно соответствовать особенностям эксплуатации автомобиля и конструкции коробки передач (КПП).

Для подбора оптимальной смазки необходимо знать, к какой категории продукции она относится по существующим стандартам.

Классификация трансмиссионных масел

Классификация по SAE

Она была разработана Американским обществом инженеров-механиков (ASME). В основу деления на группы был положен коэффициент вязкости. Он определяет температурный диапазон, при котором смазочная жидкость сохраняет свои рабочие свойства.

Как и моторные, трансмиссионные масла делятся на две большие группы: зимнюю и летнюю. Продукция первой категории имеет индекс W (Winter – «зима»), в маркировке второй он отсутствует. Во всесезонных смазках указаны оба обозначения.

Например, SAE 70W, SAE 140, SAE 75W-85.

Классификация по API

Разработана Американским институтом нефти. Основой разделения на классы являются условия эксплуатации передачи и ее конструкция: механическая (МКПП) или автоматическая (АКПП). В качестве дополнительных факторов учитываются тип присадок и их процентное содержание в основе. Система API включает в себя следующие категории трансмиссионных масел.

GL-1. Это самый дешевый класс смазочных материалов, рассчитанный на работу передачи в простых условиях без особенных нагрузок. В состав, как правило, входит только база – масла без добавок.

Некоторые производители могут добавлять в небольших количествах замедлители коррозии, противопенные присадки и т. п. Рекомендуются для несинхронизированных МКПП сельхозтехники и грузового транспорта.

GL-2. Стандартная продукция, предназначенная для червячных передач, работающих в умеренных условиях. Отличается от масел GL-1 лучшими антифрикционными и противоизносными характеристиками. Используется для тех же транспортных средств.

GL-3. Основная сфера применения – КПП грузового транспорта. Масла отличаются от предыдущих категорий более высоким процентным содержанием присадок против износа – до 2,7 %. Продукция предназначена для среднетяжелых условий эксплуатации и не может использоваться для гипоидных передач.

GL-4. Универсальный смазочный материал для КПП любого транспорта, работающего в самых разных условиях.

Основа содержит 4 % противозадирных добавок, поэтому использование такой смазки позволяет значительно продлить срок службы КПП.

Трансмиссионные масла GL-4 являются наиболее востребованными, они хорошо подходят и для синхронизированных и несинхронизированных коробок с конусными и гипоидными передачами малого смещения.

GL-5. Эта категория трансмиссионных масел выбирается в тех случаях, когда транспорту предстоит работать в очень тяжелых условиях при значительных нагрузках. В состав смазки входит до 6,5 % добавок различного назначения.

Продукция GL-5 была специально разработана для гипоидных передач с сильным смещением осей, но может также применяться как универсальный смазочный материал для других узлов механической трансмиссии, кроме коробки.

Читайте также:  Гидроудар двигателя: что это такое?

В последнем случае необходимо подтверждение производителя автомобилей.

Новые классы API. Сюда входят PG-1 (МТ-1) и PG-2. Трансмиссионные масла этих классов предназначены для высоконагруженных передач грузового и пассажирского транспорта, перевозящего большие грузы.

Например, автобусов. Основной состав аналогичен маслам GL-5, но имеет несколько иной набор присадок.

Благодаря этому PG-1 и PG-2 имеют лучшую термоустойчивость и более высокую совместимость с материалами уплотнений.

Классификация по ГОСТу

Основным стандартом является ГОСТ 17479.2-85. Он классифицирует трансмиссионные масла по двум показателям:

  • кинематической вязкости. ГОСТ предусматривает четыре класса – 9, 12, 18, 34;
  • эксплуатационному качеству. Масла делятся на пять групп – ТМ1-ТМ5, каждая из которых соответствует тому же классу GL.

При обозначении отечественного продукта указываются оба показателя. Например, ТМ-5-18.

Классификация трансмиссионных масел

Как расшифровать маркировку продукции SINTEC

В ассортименте компании Sintec Lubricants представлен большой выбор трансмиссионных масел различного назначения. Чтобы подобрать оптимальную смазку для своего автомобиля, достаточно правильно расшифровать маркировку продукта. Например, если читаем: трансмиссионное масло SINTEC ТМ4-12 (GL-4) SAE 80W-85, – то это означает следующее:

  • смазка содержит большое количество противозадирных добавок (ТМ-4), имеет класс кинематической вязкости 12;
  • может работать в легких, стандартных и жестких условиях эксплуатации, в том числе в синхронизированных КПП (GL-4);
  • смазка является всесезонной, рассчитанной на минимальную температуру –26 °С (SAE 80W-85).

Обращаем внимание, что в нашем каталоге представлены также уникальные разработки SINTEC – трансмиссионные масла ТСП-15К (для тяжелонагруженных передач большегрузных автомобилей и автобусов) и ATF DEXTRON (для гидротрансформаторов, рулевого управления с гидроусилителем и т. п.).

5.9.2 Классификации трансмиссионных масел

5.9.2.1 Отечественная классификация трансмиссионных масел

В России действует
классификация трансмиссионных масел
согласно ГОСТ 17479.2-85. Этот стандарт
устанавливает четыре класса вязкости
трансмиссионных масел в диапазоне от
16 до 41 мм2/с
при 100 0С
и пять групп, обозначаемых цифрами от
1 до 5, с возрастающей эффективностью
противоизносного и противозадирного
действия присадок и повышающимися
прочими характеристиками.

Стандартное
обозначение трансмиссионных масел по
ГОСТ 17479.2-85 складывается из букв ТМ и
цифр, первая из которых обозначает
группу, а вторая — класс вязкости.
Например, ТМ-5-18, ТМ-5-123
и т.п. Буква «З», стоящая при классе
вязкости, указывает на наличие в составе
масла загущающей присадки.

5.9.2.2 Зарубежная классификация трансмиссионных масел

Широко известны
и применяются в международном масштабе
классификации трансмиссионных масел
по вязкости SAE
J-306
и по уровням эксплуатационных свойств
— пять классов API,
обозначаемых GL-1,
GL-2
и т.д. до GL-5.
Классы SAE
J-306,
обозначенные цифрой, с буквой «W»
— зимние масла, а 90, 140 и 250 — летние. Двойное
обозначение, например: 80W-90
или 85W-140,
присваиваются всесезонным маслам.

Примерное
соответствие классов вязкости по SAE
J-306
и ГОСТ 17479.2-85 показано в таблице 5.8.

Таблица 5.8 — Примерное
соответствие классов вязкости по SAE
J-306
и ГОСТ 17479.2-85

Класс SAE J-306 70W 75W 80W 85W 90 140 250
Класс ГОСТ 17479.2-85 нет 9 9 12 18 34 нет

Принадлежность
масла к тому или иному классу вязкости
определяется характеристиками,
приведёнными в таблице 5.9.

Таблица 5.9 —
Характеристики вязкости трансмиссионных
масел

Показатели Класс SAE J-306 Класс ГОСТ 17479.2-85
70W 75W 80W 85W 90 140 250 9 12 18 34
Вязкость при 100 0С, мм2/с
минимальная 4,1 4,1 7,0 11,0 13,5 24 > 41 6,0 11,0 14,0 25,0
максимальная нет ограничений < 24 < 41 < 11 < 14 < 25 41,0
Максимальная тем-пература, при кото-рой вязкость масла равна или больше 150 МПа*с, 0С -55 -40 -26 -12 нет требований для летних масел -45 -35 -18 нет требо-ваний

Примерное
соответствие классов API
и групп по ГОСТ 17479.2 — 85 показано в таблице
5.10.

Особо следует
сказать о рабочих жидкостях для
автоматических коробок передач. В этих
агрегатах следует применять только
специальные жидкости, называемые АTF.
Самые известные ATF
выпускаются под марками DEXRON
(Дженерал Моторс) и MERCON
(Форд).

К этим продуктам предъявляются
особо жесткие требования в отношении
коррозионной активности по отношению
к меди, совместимости с материалами
уплотнений, окисляемости, противоизносной
эффективности, а также вспенивания и
защиты от ржавления.

Низкотемпературные
характеристики ATF
существенно отличаются от характеристик
других трансмиссионных масел.

Таблица 5.10 —
Соответствие классов API
и групп по ГОСТ 17479.2 — 85

Класс API Группа ГОСТ 17479.2-85 Характеристика масел и условий работы по АPI Характеристика масла и условий работы по ГОСТ
GL-1 1 Минеральное масло без приса-док. Коробки передач грузовых автомобилей с ручным переклю-чением Масла без присадок. Прямозу-бые, конические и червячные передачи, где удельные давле-ния до 1600 МПа, а температура до 90 0С
GL-2 2 Масло с противоизносной при-садкой. Червячные передачи, ре-дукторы промышленного оборудования Масло с противоизносной при-садкой. Те же, что для группы 1, но при удельном давлении до 2100 МПа и температуре до 120 0С
GL-3 3 Масло содержит «мягкие» про-тивозадирные присадки. Короб-ки передач с ручным переклю-чением, спирально-конические передачи ведущих мостов Масло с противозадирными присадками умеренной эффек-тивности. Те же, что для групп 1 и 2, но при удельном давлении до 2500 МПа и температуре до 150 0С
GL-4 4 Масло содержит эффективные противозадирные присадки. Умеренно жесткие условия в ги-поидных передачах, а также спирально-конические передачи и коробки передач с ручным переключением Масло содержит высокоэффек-тивные противозадирные при-садки. Различные трансмиссии, включая гипоидные с давлением до 3000 МПа и температуре до 150 0С
GL-5 5 Масло содержит высокоэффек-тивный пакет присадок. Жест-кие условия работы в гипоид-ных и других передачах Масло содержит высокоэффек-тивные композиции присадок, включая противоизносные и противозадирные. Гипоидные передачи с давлением более 3000 МПа и при температуре до 150 0С и наличии ударных наг-рузок

Классификация трансмиссионных масел

  • Трансмиссионные масла представляют собой базовые масла, легированные различными функциональными присадками, в основном используются: ТАД-17, ТАП-15В, ТЭП-15, ТСП-10, ТСП-15К, нигрол.
  • В качестве базовых компонентов используют минеральные, частично или полностью синтетические масла.
  • Общие требования

В агрегатах трансмиссий смазочное масло является неотъемлемым элементом конструкции. Способность масла выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала определяется его эксплуатационными свойствами.

Общие требования к трансмиссионным маслам определяются конструкционными особенностями, назначением и условиями эксплуатации агрегата трансмиссии.

Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Их пусковые свойства и длительная работоспособность должны обеспечиваться в интервале температур от -60 до +150 °С. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляют довольно жесткие требования.

Основные функции трансмиссионных масел:

  • предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питтинга и других повреждений;
  • снижение до минимума потерь энергии на трение;
  • отвод тепла от поверхностей трения;
  • снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок;
  • масла не должны быть токсичными.

Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны обладать определенными характеристиками:

  • иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства;
  • обладать высокой антиокислительной стабильностью;
  • иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;
  • не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии;
  • иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой;
  • обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями;
  • иметь хорошие антипенные свойства;
  • иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения.

Все эти свойства трансмиссионного масла могут быть обеспечены путем введения в состав базового масла соответствующих функциональных присадок: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, анти-пенной и др.

Классификация трансмиссионных масел

Многообразие вырабатываемых трансмиссионных масел, предназначенных для разнообразной техники, вызвало необходимость разработки и использования классификаций масел, которые позволяют правильно решить вопрос выбора сорта масла для данной конструкции трансмиссии.Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85.

В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 °С трансмиссионные масла разделяют на четыре класса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector