Какое трансмиссионное масло лучше выбрать: тонкости и нюансы

Название не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом.

У большинства переднеприводных легковых машин в коробку передач, совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические, поэтому опасность задиров невелика.

Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное масла. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть ATF (Automatic Transmission Fluid).

Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключителено трансмиссионные масла.

  • «Синтетика» или «минералка» относительно шестерен коробки, в принципе, большой разницы не имеет с экономической точки зрения — «минералка» выгоднее.
  • При выборе масла для узлов трансмиссии обычно ориентируются на два критерия:
  • удельные нагрузки, действующие в механизме;скорости относительного скольжения.

В зависимости от этого подбирают масла, различающиеся вязкостью и количеством присадок, в первую очередь противозадирных. Последние, как правило, содержат сернистые соединения, вызывающие в критических режимах химические изменения (модификацию) металла.

Поверхностный слой материала не вырывается, образуя задиры, а превращается в тонкую пленку, которая впоследствии становится продуктом износа. Несмотря на то, что металл при этом химически «разъедается», общий износ в тяжелых условиях работы оказывается меньше.

Есть в этих рассуждениях маленькая оговорка: химическая модификация позволяет снизить износ у стали или чугуна. Цветные металлы, из которых изготавливают синхронизаторы, плохо уживаются с сернистыми соединениями и в их присутствии изнашиваются, как правило, быстрее.

Сегодня в легковых автомобилях применяются трансмиссионные масла двух групп: GL-4 и GL-5 по зарубежной классификации или ТМ-4 и ТМ-5 — по отечественной.

GL-4 по классификации API годится для коробок переднеприводных вазовских моделей, GL-5 — для всех остальных отечественных авто. Встречается и универсальное масло — GL-4/5.

Тип масла для иномарок легко уточнить по каталогу или в руководстве по эксплуатации.

Вопреки расхожему мнению о том, что масла класса GL-5 выше качеством, чем масла класса GL-4, это не так.

Данные классы просто разные — нельзя сказать, что один из них хуже или лучше. Например, использование масла класса API GL-5 в КПП ВАЗ 2109 может оказаться губительным для синхронизаторов, в то время как масло класса API GL-4 рекомевдовано ВАЗом для применения в таких КПП.

«Трансмиссионки» типа GL-5 можно разбить на три подгруппы:

SAE 85W90 — минеральное «Норси», «Рексол ТМ-5-18», «Лукойл ТМ-5-18».SAE 80W90 — «минералка», но менее густая «Спектрол-Форвард», «Велс ТМ», Mobil Mobilube HD, Texaco Geartex EP-C.

«полусинтетика» и «синтетика» (класс по SAE 75W-90). Отечественные производители уступили эту нишу зарубежной продукции: ВР Energear SGX, Teboil EP, Motulgear и пр.

Хорошо известное нескольким поколениям автолюбителей трансмиссионное масло ТАД-17И ныне ушло в прошлое — его сменил аналог ТМ5-18. Емкости со старой маркировкой «перележали» на складе или подделка.

Но выбор по уровню эксплуатационных свойств — это еще не все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Здесь применимы следующие рассуждения.

Масла, вязкость которых при 100°С не ниже 24 мм2/с, т. е. класса «140» по SAE (а уж тем более «250»), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс «90».

А так как рациональнее использовать «всесезонное» масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы.

Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов.

https://www.youtube.com/watch?v=_jJvb76VGDg\u0026pp=ygVw0JrQsNC60L7QtSDRgtGA0LDQvdGB0LzQuNGB0YHQuNC-0L3QvdC-0LUg0LzQsNGB0LvQviDQu9GD0YfRiNC1INCy0YvQsdGA0LDRgtGMOiDRgtC-0L3QutC-0YHRgtC4INC4INC90Y7QsNC90YHRiw%3D%3D

Использование трансмиссионных масел отечественного производства (а подавляющее большинство из них классифицируются по API GL-5) приводит к быстрому износу синхронизаторов.

Поэтому в КПП переднеприводных автомобилей марки ВАЗ рекомендуется применять трансмиссионные масла класса API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью SAE 75W-80, SAE 80W-85, SAE 80W-90.

Наше масло GL-4 найти довольно трудно, чаще всего это недешевые синтетические или полусинтетически, масла импортного производства, однако их применение позволяет значительно продлить срок службы КПП вашего автомобиля.

Не следует «кормить» указанные механизмы маслами с высокой вязкостью — моторными 5W-50 (10W-50 и т. п.) или трансмиссионными 85W-90. Чем больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но хуже доступ масла к деталям коробки передач.

Слишком высокое значение вязкости затрудняет работу синхронизаторов, ведь лишнее масло они должны постоянно выдавливать «из-под себя». Моторные 15W40 (10W40) или трансмиссионные 75W-80 окажутся впору. Рекомендованное ВАЗом ТМ-4-12 (SAE 80W-85) — совсем хорошо, лишь бы не поддельное.

И хотя для переднеприводных ВАЗов сейчас рекомендованы несколько трансмиссионных масел, допускается применять и моторные.

В 1996 г. для коробок передач «самар» разработали специальное масло — «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4 (ТУ 38.301-41-164-96).

В 1998-м получило допуск еще одно масло, отвечающее ТТМ ВАЗа, — «Лукойл ТМ-4» SAE 80W-85 (ТУ 38.301-29-90-970).

По вязкостным свойствам допустимый диапазон применения: для 75W-80 — от -40 до +25°С, для 80W-85 — от -30 до+35°С, для 80W-90 — от-30 до+45°С.

Выход на рынок новых масел почти совпал с появлением коробки передач ВАЗ-2110, устанавливаемой сегодня и на «девятки». Теперь есть и минимальный свод требований, которым должно удовлетворять масло для коробок переднеприводных автомобилей.

Универсальные трансмиссионные масла (ТТМ 1.97.0729-98)Диапазоны применения трансмиссионных маселМинимальная температура обеспечения смазки узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С-40 75W-80 35-40 75W-90 35-26 80W-85 35-26 80W-90 35-12 85W-90 45

Как выбрать трансмиссионное масло

09.03.2020

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Почему так важно обращать внимание на класс вязкости трансмиссионного масла
  • Вязкость трансмиссионного масла по классификации API
  • Вязкость трансмиссионного масла по SAE
  • Как выбрать продукт и можно ли смешивать трансмиссионные масла разной вязкости
  • Какому трансмиссионному маслу, по мнению автовладельцев, стоит доверять

Вязкость трансмиссионного масла – одна из тех характеристик, на которые при покупке нужно обращать внимание в первую очередь. Именно данный показатель обеспечивает беспроблемную работу всех без исключения деталей трансмиссии.

Как выбрать наиболее подходящее для конкретной машины средство? Разумеется, на этот случай есть инструкция к автомобилю. Но любому автовладельцу и самому будет полезно знать, каким требованиям должно соответствовать то или иное масло. Как минимум это знание убережет водителя от простейших ошибок при уходе за механизмом трансмиссии.

  Какое масло подойдет для двигателя с большим пробегом?

При подборе трансмиссионной жидкости рекомендуем учитывать удельные нагрузки, действующие в механизме и скорость относительного скольжения. Составы различаются степенью вязкости и количеством компаунда.

Сернистые соединения противозадирных присадок вызывают химические изменения металла, но в то же время защищают детали от изнашивания. GL-4 подходит для КПП переднеприводных машин, GL-5 — для остальных автомобилей отечественного производства.

В магазинах встречается универсальная жидкость GL-4/5.

Использование одинакового масла для коробок разных марок чревато поломками.

Многие водители заливают демисезонную жидкость. Если вы хотите купить сезонную смазку, выбирайте ее строго для вашей коробки передач и не забывайте про температуру. Индекс вязкости можно посмотреть в автомобильном справочнике.

Что рекомендует производитель автомобиля

Ну что ж, начну, пожалуй, традиционным сео-оборотом типа перед многими автолюбителями время от времени встаёт вопрос о том, какое масло лить в МКПП?:) Забив себе таким нехитрым способом место в ТОП3 выдачи Яндекса, продолжу по сути вопроса:)) Заливать, конечно же, нужно трансмиссионное масло, всё же оно специально для этого придумано. Однако, оно бывает разное, и в первую очередь масла отличаются вязкостью и допусками по эксплуатационным свойствам API. Подробности по этим спецификациям можно посмотреть на странице о классификации трансмиссионных масел. Для начала желательно узнать, что для вашей машины рекомендует производитель (машины, а не масла:)) и что, соответственно, было залито в МКПП на заводе. Обычно это пишется в мануале, а если его нет, то можно полазить по сайту того же производителя. Также эта информация бывает в ФАКах на соответствующих форумах, посвященных вашей модели. Там обычно мануалы и лежат.

Какое масло заливать в механическую коробку

Для подбора смазочного материала в МКПП (MTF) необходимо руководствоваться предписаниями производителя, а также обратить внимание на два параметра — вязкость жидкости SAE и класс API, который маркируется для буквами «GL». На данный момент эта маркировка является устаревшей, но, кратко рассмотрим и эту классификацию.

1. Выбирая вязкость, стоит отталкиваться от руководства по эксплуатации автомобиля и учитывать условия, в которых используются транспортное средство.

Это связано с тем, что густые жидкости в холодное время медленнее разжижаются и соответственно хуже защищают детали, а в более теплых регионах, следует выбирать наоборот вязкие смазки, так как при прогреве они становятся еще более текучими. Универсальными считаются трансмиссионные масла с SAE 75W90 и 80W90.

2. При выборе классификации GL нужно учитывать год выпуска авто, тип механической коробки и условия эксплуатации.

  • GL 1 – универсальный класс для трансмиссионных масел, заливаемых в механику. Используется в коробке спирально-конусного и червячного типа. В современных автомобилях не используется.
  • GL 2 – используется в сельскохозяйственном и грузовом транспорте и имеет больше антиокислительных и противопенных присадок. Подходит для использования в передачах червячного типа. . В современных автомобилях не используется.
  • GL 3 – Также, подходит для использования в средненагруженных условиях для грузовых машин с передачами конусного типа. Увеличены противозадирные добавки. Встречается редко (устаревшее), заменой является GL 4.
  • GL 4 – трансмиссионные масла этого класса используются в синхронизированных МКПП чаще всего. В составе имеет противозадирные и противоизносные присадки.
  • GL 5 – подходит для использования при высоких нагрузках. Защищает от износа, задир, обеспечивает стабильную работу синхронизаторов, за счет сбалансированного пакета присадок и низкого процента серы.
Читайте также:  Продольное и поперечное расположение двигателя: что лучше

Замена масла в МКПП осуществляется каждые 40-60 тысяч километров.

Назначение смазки редукторов

Коробка переключения передач является самым крупногабаритным редуктором в трансмиссии авто. Благодаря ступенчатому изменению передаточного числа водитель получает возможность совместить два диапазона – частоту вращения колес в интервале 50 – 1500 мин-1 и обороты коленвала ДВС 800 – 8000 мин-1. В зависимости от типа передачи, шестерни редуктора смазываются следующими способами:

  • цилиндрические – масляная ванна с погружением тихоходных колес на треть диаметра, быстроходных на глубину h = 5m;
  • конические – картерное смазывание с погружением нижнего зуба шестерни в масло целиком;
  • планетарные – быстроходная ступень погружена в масляную ванну на всю глубину внутреннего зуба.

Коробка с цилиндрическими зубчатыми колесами

https://www.youtube.com/watch?v=_jJvb76VGDg\u0026pp=YAHIAQE%3D

Планетарная коробка передач

Сливное отверстие должно иметь диаметр больше 20 мм, а уклон дна картера быть в пределах 3 градусов. Заливная пробка обычно расположена на уровне зеркала масляной ванны, что позволяет обходиться без щупа.

  • Сливное отверстие МКПП
  • Информация, какое масло заливать в механическую коробку передач, актуальна при ремонте сопряженных с КПП узлов и агрегатов (например, замена сцепления) при выработке ресурса самой смазки.
  • Заливное отверстие коробки передач

Редуктор традиционно относится к агрегатам с высокими эксплуатационными нагрузками. Кроме того, производители легковых авто используют различные конструкции зубчатых передач в не одинаковых моделях машин, поэтому периодичность замены масла в МКПП указана в мануале в обязательном порядке.

Пользователю следует учесть, что замена масла в МКПП имеет нюансы:

  • при минимальном бюджете ТО (заливка минерального масла) увеличатся эксплуатационные затраты, так как снизится ресурс смазки;
  • при покупке дорогостоящей синтетики, наоборот, повысятся начальные вложения, но срок службы такого масла выше, периодичность замены больше, чем в предыдущем случае;
  • полусинтетика обладает рациональным соотношением качества и стоимости смазки.
  1. Минеральное масло
  2. Синтетическое масло
  3. Полусинтетическое масло

Существуют зимние, всесезонные и летние масла, позволяющие подобрать смазку для неодинаковых эксплуатационных условий.

Таким образом, масло в МКПП решает несколько задач одновременно:

  • смазка и снижение трения зубчатых передач;
  • отвод тепла от пар трения;
  • удаление металлических опилок с поверхностей изнашивающихся деталей редуктора;
  • защита шестеренок и зубчатых колес от окисления и коррозии.

Стоимость 3 л трансмиссионной смазки значительно ниже, чем замена коробки МКПП или поломка зубчатой передачи во время движения.

Для АКПП

В автоматических коробках нагрузки распределяются несколько иначе по сравнению с предыдущими типами трансмиссий, поэтому и смазка для них должна быть другой. В этом случае на канистре будет соответствующая маркировка – ATF (самая распространенная для большинства «автоматов»).

По сути, данные жидкости обладают подобными характеристиками, что и предыдущие – противозадирными, антикоррозийными, охлаждающими. Но для смазки «автоматов» требования по вязкостно-температурным характеристикам более жесткие.

Автоматические трансмиссии существуют разных типов, и для каждого из них производители строго регламентируют использование конкретного масла. Различают следующие модификации:

  • КПП с гидротрансформатором. Смазка в таких трансмиссиях дополнительно играет роль гидравлической жидкости, поэтому требования к ней более жесткие – особенно что касается ее текучести.
  • Вариаторная. Для таких типов трансмиссий тоже существует отдельное масло. На канистрах этой продукции будет нанесена маркировка CVT.
  • Коробка «робот». Она действует по принципу механического аналога, только в этой сцеплением и переключением скоростей управляет электронный блок управления.
  • Трансмиссия с двойным сцеплением. На сегодняшний день существует много модификаций таких устройств. Создавая свою «уникальную» трансмиссию, производители предъявляют жесткие требования по использованию смазочного материала. Если хозяин авто проигнорирует эти указания, то в большинстве случаев машина снимается с гарантии.

Так как масла для таких трансмиссий имеют «индивидуальный» состав (как заявляют производители), их невозможно классифицировать по API или ACEA, чтобы подобрать аналог. В этом случае лучше было бы прислушаться к рекомендациям завода-изготовителя, и купить то, которое указано в технической документации.

Типы основ масла

Каждый производитель создает собственную комбинацию присадок, хотя основа остается практически неизменной. Всего существует три разновидности этих основ. Каждая из них предназначена для отдельного типа устройств и имеет индивидуальные характеристики.

Синтетическая основа

Основное преимущество таких основ – их высокая текучесть. Это свойство позволяет использовать смазку в коробках автомобилей, которые эксплуатируются при низких зимних температурах. Также такая смазка часто имеет увеличенный (по сравнению минеральной и полусинтетической) рабочий ресурс.

https://www.youtube.com/watch?v=fH0-YFoG1ls\u0026pp=ygVw0JrQsNC60L7QtSDRgtGA0LDQvdGB0LzQuNGB0YHQuNC-0L3QvdC-0LUg0LzQsNGB0LvQviDQu9GD0YfRiNC1INCy0YvQsdGA0LDRgtGMOiDRgtC-0L3QutC-0YHRgtC4INC4INC90Y7QsNC90YHRiw%3D%3D

При этом для автомобилей с большим пробегом этот показатель является самым главным недостатком. Когда смазка в трансмиссии нагревается, ее текучесть повышается настолько, что может просачиваться через сальники и прокладки.

Полусинтетическая основа

Масла на полусинтетической основе – нечто среднее между минеральными и синтетическими аналогами. Среди преимуществ перед «минералкой» – лучшая эффективность при работе автомобиля на морозе и в жару. По сравнению с синтетикой стоит дешевле.

Минеральная основа

Смазочные материалы на минеральной основе часто используются на старых автомобилях с большим пробегом. Благодаря низкой текучести такие масла не просачиваются на сальниках. Также такое трансмиссионное масло используется в механических коробках.

Для повышения эффективности при высоких нагрузках и улучшения показателей смазки производители добавляют в ее состав особые присадки с содержанием серы, хлора, фосфора и других элементов (их количество определяет сам производитель путем испытаний опытных образцов).

Зачем нужно трансмиссионное масло

Трансмиссионное масло, как и моторное, выполняет широкий спектр задач. Коробка передач – не менее сложный агрегат, чем ДВС. И масло в трансмиссии испытывает столько же солидные нагрузки. Более того, для каждого типа КПП – механики и автомата – необходима своя смазочная жидкость.

В статье разберем, зачем конкретно нужно трансмиссионное масло и какой продукт подойдет для того или иного типа коробки.

Назначение трансмиссионного масла

Трансмиссионные масла выполняют функции, не менее сложные, чем моторные

Масло в КПП выполняет следующие важные задачи:

  • смазывает трущиеся детали;
  • предотвращает износ узлов;
  • снижает ударные нагрузки на детали механизма КПП;
  • снижает потерю мощности при преодолении трения;
  • защищает детали коробки от коррозии и образования отложений;
  • обеспечивает температурный баланс;
  • снижает уровень шума от работы зубчатых пар;
  • сохраняет свои свойства длительное время при агрессивной внешней среде

В случае с АКПП трансмиссионное масло также является полноценной рабочей жидкостью. Учитывая конструкционные особенности автомата, смазочная жидкость также охлаждает редуктор изнутри и передает усилия на боковые поверхности зубьев редуктора.

Трансмиссионное масло для МКПП

По сравнению с АКПП механика – более простой механизм. Тем не менее масло для него должно отвечать строгим требованиям автопроизводителей. Важно, чтобы качественная смазочная жидкость обладала следующими характеристиками:

  • Высокой сопротивляемостью окислению.
  • Максимальной защитой агрегата от задиров и износа.
  • Стабильными вязкостными характеристиками при любых погодных условиях в течение всего срока службы.
  • Сохранением текучести при низких температурах.
  • Высокой температурой вспышки и низкой летучестью за счет качества базового масла.

Подробнее о маслах для МКПП мы рассказали здесь.

При покупке смазочной жидкости для механической трансмиссии необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя – они указаны в техническом паспорте транспортного средства. Эти рекомендации в основном основаны на двух ключевых критериях – вязкости по SAE и группе качества по API.

Классификация по SAE

Вязкость масла показывает, насколько масляная пленка будет устойчива в зависимости от температуры. Здесь важно, чтобы масло не густело при низких температурах и не разжижалось при высоких. На конкретные показатели вязкости масла указывает классификация SAE, согласно которой масла делятся на зимние, летние и всесезонные:

Таблица 1. Зимние масла

Зимний класс Минимальная температура, °С Минимальная вязкость при температуре 100 °C
70W −55 4,1
75W −40 4,1
80W −26 7,0
85W −12 11,0

Таблица 2. Летние масла

Летний класс Минимальная вязкость при температуре 100 °C Максимальная вязкость при температуре 100 °C
80 7,0 11,0
85 11,0 13,5
90 13,5 24,0
140 24,0 41,0
250 41,0

Сейчас в продаже чаще всего встречаются универсальные масла с двойной маркировкой, например SAE 80W-90, где первое число обозначает зимний класс, вторая – летний.

Классификация по API

Эта классификация основана на эксплуатационных характеристиках смазочных жидкостей. Каждый класс указывает на способность масла обеспечивать защиту подвижных частей от износа. Кроме того, классификация по API учитывает и способность самого масла противостоять вспениванию, окислению и загрязнению.

Согласно классификации API для трансмиссионных масел предусмотрены следующие допуски:

  • API-GL-1;
  • API-GL-2;
  • API-GL-3;
  • API-GL-4 (ТМ-4);
  • API-GL-5 (ТМ-5).

Подробнее о классификациях трансмиссионных масел, расшифровке маркировок на этикетках, а также о последствиях неправильного выбора смазочной жидкости – в этой статье.

Масло для АКПП

Для каждого типа КПП требуется свое трансмиссионное масло

В автомате отсутствуют некоторые условия, присущие моторам. Здесь нет экстремально высоких температур, продуктов сгорания и угара. Однако, есть свои нюансы: детали коробки подвержены износу, поскольку работа многих из них основана на трении с экстремально высоким уровнем давления. Если масло не справляется, то в процессе износа, частицы металла забивают масляные фильтры. Давление рабочей жидкости снижается, износ узлов АКПП ускоряется. Со временем такая ситуация может привести к полному выходу из строя всего АКПП.

Чтобы смазочная жидкость сохраняла свои эксплуатационные качества в течение всего межсервисного интервала, в современных АКПП применяют синтетические или ATF-жидкости со специальными присадками. Они защищают масло от окисления и коррозии, повышают износостойкость узлов и очищают их от загрязнений.

Читайте также:  Технические характеристики газель бизнес умз-4216

В зависимости от типа АКПП, к маслу предъявляют определенные требования. Современные АКПП бывают в трех конфигурациях:

  • ступенчатые (классический гидротрансформатор);
  • Бесступенчатые (вариатор);
  • преселективные роботизированные КПП с двойным сцеплением.

Для каждого типа АКПП предусмотрено специальное масло.

Таблица 3. Требования для трансмиссионных масел

Для ступенчатых АКПП Для вариаторов Для преселективных АКПП с двойным сцеплением
  • Оптимальная вязкость.
  • Противозадирные и противоизносные свойства.
  • Термоокислительная стабильность.
  • Совместимость с эластомерами.
  • Низкая склонность к пенообразованию.
  • Высокая стабильность к сдвигу.
  • Соответствие требованиям DEXRON по снижению коэффициента трения масла по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче
Более жесткие требования по антипенным свойствам, стабильности к сдвигу, защите от износа из-за высоких прижимных усилий и способности выдерживать высокое трение в паре «металл–металл» между ремнем и вариатором для предотвращения проскальзывания Самые высокие требования по износостойкости, защите от коррозии, вязкости и чистоте. Особые требования к фрикционным характеристикам мокрого сцепления в масляной ванне

Подробнее об особенностях масел для АКПП мы рассказали здесь.

Когда менять масло в трансмиссии

Сроки замены масла зависят от типа КПП:

  • Механическая коробка переключения передач – не реже, чем через каждые 150 тысяч километров пробега.
  • Ступенчатая АКПП – через каждые 30–50 тысяч километров пробега.
  • Вариатор – через 40 тысяч километров пробега.
  • Роботизированная КПП с двумя сцеплениями – через каждые 50–60 тысяч километров пробега.

Эти показатели – лишь примерный ориентир. В каждом конкретном случае необходимо учитывать рекомендации производителя транспортного средства.

Если пренебречь рекомендациями замены масла в КПП, это приведет к тому, что смазочная жидкость потеряет свои свойства. В результате механизм КПП начнет быстро изнашиваться, участятся его поломки и дорогостоящий ремонт.

Подробнее о нюансах замены трансмиссионного масла мы рассказали здесь.

Для выбора подходящего масла рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или воспользоваться сервисом подбора масла онлайн.

Какое трансмиссионное масло лучше выбрать: тонкости и нюансы

Ни для кого ни секрет, что масла трансмиссионные масла, разделяются по допускам, вязкости,  бывают на минеральной, синтетической или смешанной основе. Но многие автолюбители да и механики не знают о пагубном воздействии на коробку передач неправильно подобранное трансмиссионное масло.

Очень часто водители автомобилей жалуются на гул исходящий из коробки передач или редуктора, затрудненное включение передач, самопроизвольное движение автомобиля с выключенным сцеплением в холодное время года, текущие сальники. Начинают грешить на подшипники, синхронизаторы, затухающую коробку или редуктор. Спешат в сервис для восстановления узла или на разборку выкидывая кучу денег.

А стоило только долить или поменять масло как все проблемы, кроме текущих сальников, пропадают.

При выборе трансмиссионного масла  следует руководствоваться рекомендациями завода изготовителя автомобиля соблюдая не только вязкость масла, но и его класс (допуск), что для трансмиссии очень критично.

Интересный случай с коробками BMW. Когда счастливый обладатель звонит, чтобы записаться на замену масла в КПП с заменой фильтра (в автомате), то невозможно заранее просчитать какое масло, в каком количестве и какой фильтр понадобится.

На одну модель устанавливались коробки разных производителей и конкретно определить какая коробка установлена, какого и сколько масла нужно можно только при осмотре КПП. На самой коробке расположена табличка с необходимой информацией.

Не стоит забывать и про вязкостные характеристики масла. Допустим 75w90, где 75wэто вязкость холодного масла, то есть если цифра ближе к нулю то масла более жидкое. 90 это же вязкость масла в хорошо прогретой коробке.

Есть очень интересное масло, минеральная трансмиссионка 80w. Это масло с постоянной вязкостью 80, оно не изменяет вязкость при повышении температуры. В основном оно применяется в стареньких Opel, некоторых моделях AlfaRomeo, Mercedes.

Почему соблюдать вязкость масло очень важно?

В точке соприкосновения двух шестерёнок возникает очень высокое давление и если мы возьмём менее вязкое масло, чем нужно (читайте чем рекомендовано производителем КПП), то масляная плёнка будет продавлена и возникнет трение, т.е. износ. Если возьмём большую вязкость, то шестерни будут с трудом продавливать масло до необходимого зазора и возникнет нагрузка на валы, т.е. подшипники.

Важный фактор при выборе трансмиссионного масла – это классификация API (Американский институт нефти).

Классификация трансмиссионного масла по APIвключает 6 классов:

GL1- применяется в цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передачах и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин, в условиях низких скоростей и нагрузок. Это минеральные масла без противозадирных присадок.

GL2- масло для передач работающих в условиях средней тяжести, могут содержать антифрикционные (противозадирные) присадки. Применяется в червячных передачах и механических коробках передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.

GL3-  для обычных средненагруженных трансмиссий грузовиков. Имеет не большой пакет противоизносных и противозадирных присадок. Не предназначено для гипоидных передач.

GL4- содержит эффективные противозадирные, антикоррозийные, противоизносные, антипенные присадки. Предназначено для трансмиссий с гипоидной передачей легковых и грузовых автомобилей с синхронизаторами и без.

GL5- масло для нагруженных гипоидных передач. Имеет большую концентрацию серофосфоросодержащих противозадирных присадок.

В основном  в легковых автомобилях и микроавтобусах применяются масла класса GL4 и GL5.

В большинстве автомобилей масло класса GL5 заливается в редуктор или дифференциал, так как оно содержит большой процент серофосфоросодержащих присадок (противозадирных), которые обеспечивают надёжную защиту механизма от ударных нагрузок.

Применение такого масла в коробках передач часто приводит к разрушению синхронизаторов – начинают плохо включаться передачи. А если масло класса GL4 залить в редуктор или дифференциал (если это не предусмотрено производителем), то это приведёт к преждевременному износу (гулу).

В  старых “французах” Peugeot 205, CitroenBX, некоторых “американцах” идет общая система смазки мкпп и двигателя. т.е. коробка передач смазывается моторным маслом, но там уже жёсткие требования к используемому моторному маслу. В некоторых  Opel, Honda, Peugeotв мкпп заливается моторное масло.

Тчательно подходите к выбору трансмиссионного масла, периодически проверяйте уровень масла в КПП, редукторе и делайте осмотр на наличие подтёков. Если самостоятельное обслуживание автомобиля не ваш профиль, то обращайтесь к специалистам.

Как выбрать трансмиссионное масло

Механическая коробка передач любого автомобиля – это очень сложная система с множеством постоянно движущихся деталей.

Эти валы, шестерни и подшипники тесно контактируют друг с другом.

Для более плотного сцепления многие из этих деталей имеют сильно рифлёную поверхность с большим количеством зубчиков.

Так как в процессе движения автомобиля коробка передач подвергается очень высоким нагрузкам, то все детали трансмиссии могут подвергаться повышенному риску износа.

https://www.youtube.com/watch?v=fH0-YFoG1ls\u0026pp=YAHIAQE%3D

Чтобы существенно снизить интенсивность износа, в коробку передач, независимо от марки и класса автомобиля, добавляют специальную жидкость – масло для «механики». И именно на этом этапе перед большинством автомобилистов встаёт вопрос: какое масло лучше всего заливать в МКПП.

При подборе трансмиссионной жидкости рекомендуем учитывать удельные нагрузки, действующие в механизме и скорость относительного скольжения. Составы различаются степенью вязкости и количеством компаунда.

Сернистые соединения противозадирных присадок вызывают химические изменения металла, но в то же время защищают детали от изнашивания. GL-4 подходит для КПП переднеприводных машин, GL-5 — для остальных автомобилей отечественного производства.

В магазинах встречается универсальная жидкость GL-4/5.

Использование одинакового масла для коробок разных марок чревато поломками.

Многие водители заливают демисезонную жидкость. Если вы хотите купить сезонную смазку, выбирайте ее строго для вашей коробки передач и не забывайте про температуру. Индекс вязкости можно посмотреть в автомобильном справочнике.

Проблемы, которые решает своевременная замена масла

Вовремя проведённая замена масла обеспечит предотвращение износа всех поверхностей составляющих трансмиссии, появления очагов приваривания металлических частей и образование задиров.

Масло — это вязкая субстанция, которая обволакивает все детали, покрывая их тонкой защитной плёнкой и выполняя следующие функции:

  • Понижение трения всех комплектующих имеющихся в трансмиссии.
  • Обеспечение защиты деталей от процессов коррозии и окисления.
  • Омывая всю трансмиссию, масло отводит от металлических поверхностей все продукты износа.
  • Обеспечение дополнительного охлаждения.

Стоимость трёх литров даже самого дорого масла гораздо дешевле полной замены МКПП или даже только зубчатой передачи.

Учитывая это, нужно своевременно производить смену масла, принимая во внимание все его качественные характеристики.

Здесь очень важно знать параметры данного продукта, чтобы точно знать, какое масло нужно заливать в механическую коробку передач и сделать правильный и осознанный выбор.

Какое масло заливать в механическую коробку

Для подбора смазочного материала в МКПП (MTF) необходимо руководствоваться предписаниями производителя, а также обратить внимание на два параметра — вязкость жидкости SAE и класс API, который маркируется для буквами «GL». На данный момент эта маркировка является устаревшей, но, кратко рассмотрим и эту классификацию.

1. Выбирая вязкость, стоит отталкиваться от руководства по эксплуатации автомобиля и учитывать условия, в которых используются транспортное средство.

Это связано с тем, что густые жидкости в холодное время медленнее разжижаются и соответственно хуже защищают детали, а в более теплых регионах, следует выбирать наоборот вязкие смазки, так как при прогреве они становятся еще более текучими. Универсальными считаются трансмиссионные масла с SAE 75W90 и 80W90.

2. При выборе классификации GL нужно учитывать год выпуска авто, тип механической коробки и условия эксплуатации.

  • GL 1 – универсальный класс для трансмиссионных масел, заливаемых в механику. Используется в коробке спирально-конусного и червячного типа. В современных автомобилях не используется.
  • GL 2 – используется в сельскохозяйственном и грузовом транспорте и имеет больше антиокислительных и противопенных присадок. Подходит для использования в передачах червячного типа. . В современных автомобилях не используется.
  • GL 3 – Также, подходит для использования в средненагруженных условиях для грузовых машин с передачами конусного типа. Увеличены противозадирные добавки. Встречается редко (устаревшее), заменой является GL 4.
  • GL 4 – трансмиссионные масла этого класса используются в синхронизированных МКПП чаще всего. В составе имеет противозадирные и противоизносные присадки.
  • GL 5 – подходит для использования при высоких нагрузках. Защищает от износа, задир, обеспечивает стабильную работу синхронизаторов, за счет сбалансированного пакета присадок и низкого процента серы.
Читайте также:  Плавают обороты на прогретом двигателе: причины скачков оборотов после прогрева мотора

Замена масла в МКПП осуществляется каждые 40-60 тысяч километров.

Какое масло заливается в МКПП и АКПП

Конструкции и принцип действия МКПП и АКПП отличаются. Нагрузки у ни них тоже разные, поэтому и масла должны использоваться разные.

Отличия масел для МКПП от АКПП

  • Масла для «механики» или MFT качественно справляются со своей задачей по смазки пар шестеренок и подшипников. К ним предъявляются не такие высокие требования.
  • К маслам для «автомата» выставляются более жесткие условия: для АКПП масла обозначаются ATF; они лучше остужают нагревшиеся детали коробки; защищают от коррозии; почти не образуют пену и имеют более высокое значение вязкости; давит на сальники с меньшей нагрузкой; высокая стойкость к окислению.

Можно заливать масло для автомата в механику, но это дороже. Если коробка автомат начала плохо переключаться, возможно проблема в мехатронике DSG.

Ниже, в таблице представлены популярные масла для коробок АВТОМАТ:

Марка Описание Применение
Dexron 3 Масло для АКПП, выполнено в соответствии со всеми предъявленными требованиями Для машин с Степ-троник, Тип-троник, АКПП и т.д.
Евромакс ATF Спецжидкость для АВТОМАТА иностранных авто по высокому стандарту качества Коробки Форд Меркон, Крайслер, Мицубиси Диамонд, Ниссан, Тойота и т.д.
Мобил Делвак ATF Трансмиссионное масло для АКПП, особенно эффективно для эксплуатации при низких температурах Грузовые авто с коробкой АВТОМАТ, автобусы, легковые машины и т.д.
Тойота ATF Масло со спецдобавками, которые защищают от коррозии и чрезмерного износа Коробки автомобилей Тойота и Лексус
Хонда ATF Масло с добавленными спецингредиентами, которые создают защиту для сальников и колец уплотнения Автомат коробки всех модификаций HONDA

Таблица самых популярных масел для узлов трансмиссии:

Марка масла SAE Особенности API
Мобил 1 SHC 75W/90 Универсальное СНТ* всесезонка (предназначение – МКПП, гипоидные и другие передачи) GL4
Лукойл ТМ-5 75W/90 Разработано специально для МКПП с любыми типами зубчатых передач – ПСНТ** GL5
Кастрол Сантранс Трансаксл 75W/90 Полностью СНТ (предназначение – МКПП, раздатка, КПП в блоке с главными передачами) GL4
Мобил GX 80W Предназначение – комбинированные КПП/передний привод GL4
Лукойл ТМ-5 85W/90 Разработано для МКПП/АКПП, раздатки, рулевого управления — ПСНТ GL5
Тойота 75W/90 Оригинальное масло СНТ (предназначение МКПП, гипоидные передачи редуктора заднего моста, рулевой колонки) GL4/GL5

В этой таблице рекомендуемые масла для конкретных марок и моделей авто:

Марка/модель авто Рекомендуемое масло API
ВАЗ 2101-2107 75W/90 СНТ или ПСНТ (Зик, Лукойл, Кастрол) GL4/5
Приора/Калина 75W/90 или 80W/85 (Лукойл ТМ-4/ТМ-5, Шелл Трансаксл) GL4
FORD FOCUS / Форд Фокус2 75W/90 или 80W/90 ПСНТ (Форд Сервис или другие рекомендованные); для АКПП – Меркон V Форд GL-4/5
Hyundai (Хендай, Хундай) 75W/90 (Hyundai Kia MTF, Кастрол Универсал); для АКПП – (Hyundai Kia ATF, Диамонд ATF SP-3 или SK ATF SP-3) GL-4
KIA 75W/90 СНТ (Hyundai Kia MTF, Mobil 1); для АКПП (Hyundai Kia ATF) GL4

Для АКПП

В автоматических коробках нагрузки распределяются несколько иначе по сравнению с предыдущими типами трансмиссий, поэтому и смазка для них должна быть другой. В этом случае на канистре будет соответствующая маркировка – ATF (самая распространенная для большинства «автоматов»).

По сути, данные жидкости обладают подобными характеристиками, что и предыдущие – противозадирными, антикоррозийными, охлаждающими. Но для смазки «автоматов» требования по вязкостно-температурным характеристикам более жесткие.

Автоматические трансмиссии существуют разных типов, и для каждого из них производители строго регламентируют использование конкретного масла. Различают следующие модификации:

  Установка дополнительной помпы ваз 2114 8 клапанов

  • КПП с гидротрансформатором. Смазка в таких трансмиссиях дополнительно играет роль гидравлической жидкости, поэтому требования к ней более жесткие – особенно что касается ее текучести.
  • Вариаторная. Для таких типов трансмиссий тоже существует отдельное масло. На канистрах этой продукции будет нанесена маркировка CVT.
  • Коробка «робот». Она действует по принципу механического аналога, только в этой сцеплением и переключением скоростей управляет электронный блок управления.
  • Трансмиссия с двойным сцеплением. На сегодняшний день существует много модификаций таких устройств. Создавая свою «уникальную» трансмиссию, производители предъявляют жесткие требования по использованию смазочного материала. Если хозяин авто проигнорирует эти указания, то в большинстве случаев машина снимается с гарантии.

Так как масла для таких трансмиссий имеют «индивидуальный» состав (как заявляют производители), их невозможно классифицировать по API или ACEA, чтобы подобрать аналог.

В этом случае лучше было бы прислушаться к рекомендациям завода-изготовителя, и купить то, которое указано в технической документации.

Масло в коробку-робот

Роботизированная коробка (РКПП) схожа с механической, но работа сцепления и переключение передач автоматизированы. Выполняет она свои функции за счет ЭБУ (электронный блок управления) и гидроприводов, сервоприводов.

Обслуживание коробки робота необходимо осуществлять чаще, чем у механики – с однодисковым сцеплением нужно менять масло не позже 80 тысяч километров пробега.

В преселективных коробках с двойным сцеплением (по типу DSG) – 60-70 тысяч километров.

https://www.youtube.com/watch?v=8Ynub_xR1B4\u0026pp=ygVw0JrQsNC60L7QtSDRgtGA0LDQvdGB0LzQuNGB0YHQuNC-0L3QvdC-0LUg0LzQsNGB0LvQviDQu9GD0YfRiNC1INCy0YvQsdGA0LDRgtGMOiDRgtC-0L3QutC-0YHRgtC4INC4INC90Y7QsNC90YHRiw%3D%3D

Выбор масла будет зависеть от нескольких критериев: марка, модель и год выпуска машины, тип трансмиссии, класс GL и вязкость SAE.

Каждый автопроизводитель рекомендует использовать оригинальное масло, чтобы исключить поломку агрегата. Например: TOYOTA GEAR OIL LV 75W MT GL-4, VW G 052 529 A2 и так далее.

Классификация масел для трансмиссии по вязкости

Качественная работа транспорта зависит от состояния трансмиссии и своевременной замены жидкости. Для стандартных механических КПП, раздаточных коробок и ведущих мостов используют масло стандарта API GL-4.

Лучшим выбором является всесезонный продукт с маркировкой 75W90 GL-4. Для гипоидных КПП и ведущих мостов, работающих в условиях разной нагрузки, заливают жидкость с кодом API GL-5. Чаще всего это КПП грузовиков, тягачей, автобусов.

Смазка GL-5 имеет много противозадирных присадок, которые не сочетаются с латунью синхронизаторов. Иногда в автосервисах заливают стандарт GL-4 или GL-5 одновременно в КПП и в ведущие мосты, что приводит к поломке сальников.

При высоком давлении и нагреве жидкость останется стабильной, если в коробку передач залито GL-4, а в механизмы ведущих мостов — GL-5. Разница будет существенной.

GL-1

  • Масла для передач, работающих в легких условиях.
  • Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
  • Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.

GL-2

  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат противоизносные присадки.
  • Предназначены для червячных передач транспортных средств.
  • Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

GL-3

  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
  • Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
  • Не предназначены для гипоидных передач.

Трансмиссионное масло GL-4

Масло стандарта GL-4 широко используется в автомобилях с синхронизированными передачами. Оно бывает минеральным или полусинтетическим. Включает эффективные противозадирные присадки (4%).

Предназначено для конических, гипоидных и спирально-конических коробок, которые работают при напряжении до 3000 МПа. Маркировка на этикетке обозначает степень вязкости масла, его работоспособность и принадлежность к определенной группе. W — зимний показатель.

Данный стандарт показывает высокий уровень термостойкости и окислительной стабильности, теплоотводящей способности, антипенных свойств. Защищает механизмы от изнашивания и коррозии, снижает потребление горючего.

Смазки GL-4 являются всесезонными и широко применяются в центральных областях России, где средняя температура соответствуют рабочей температуре смазки.

Трансмиссионное масло GL-5

Автомасла стандарта GL-5 делятся на минеральные 85W, менее вязкие 80W и синтетические и полусинтетические 75W. Продукт отличается высокой концентрацией серо-фосфорных присадок (6,5%) для эксплуатации в тяжелых условиях.

Применяется в гипоидных ведущих мостах автомашин и строительной техники, работающих на высоких оборотах и температурах и подвергающихся временной ударной нагрузке. Нельзя использовать для МКПП отечественных классических машин и некоторых зарубежных.

GL-5 уменьшает трение между синхронизатором и шестерней, что приводит к скрежету. В переднеприводном автомобиле главная передача и синхронизаторы размещены в одном блоке. Автовладелец должен выбирать, что для него важнее — обезопасить синхронизаторы или главную передачу.

Советуем придерживаться рекомендаций из автомобильного справочника.

Функциональное назначение смазки для механики

Роль смазочной жидкости для коробки передач является очень важной, она обеспечивает долгую эксплуатацию и предостерегает от преждевременного износа деталей внутри агрегата.

В каждой механической КПП внутри располагается большое количество различных шестерен и зубчатых деталей, которые активно взаимодействуют друг с другом. Так же в механическом агрегате в постоянной работе находятся валы и разнообразные подшипники.

Все эти детали без качественного смазочного материала быстро придут в состояние непригодности из-за износа и перестанут правильно функционировать.

Качество смазки важно не только по причине сохранности динамических деталей внутри КПП.

Именно высококачественные продукты позволяют контролировать температуру внутри коробки, эффективно удаляет загрязнения и различные примеси, очищая от них металлические поверхности деталей.

Смазочный материал выполняет много различных функций, поэтому важно выбирать именно качественный продукт. Но какая лучше для трансмиссии? Что лучше приобрести, синтетическую или минеральную смазку? В этих и других вопросах необходимо разобраться каждому автовладельцу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector