Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО  Несмотря на то, что цены на нефть сегодня сохраняются в относительной стабильности, стоимость бензина остается достаточно высокой. Поэтому, спрос на газобаллонные установки для автомобилей не падает, а спрос рождает предложение и дает мотивацию на разработку новых технологий в данном вопросе. На сегодняшний день уже существует шесть различных поколений, которые успешно применяются для экономии на самых разных автомобилях.

 Данная статья поможет разобраться, какое же поколение стоит установить на Ваш автомобиль, и чем они отличаются. А также разберем положительные и отрицательные стороны каждого из них. 

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 Но стоит учитывать, что точного разграничения в поколениях не существует с технической стороны. Само понятие «поколений» было введено благодаря маркетологам. По мере добавления или изменения некоторых узлов в системы газового снабжения автомобиля, маркетологи придумывали очередное поколения и начинали его расхваливать, при этом, незаслуженно наговаривать на предыдущую версию.

 Подробнее про поколения

 Если говорить точнее, то все разновидности систем ГБО можно разделить на три поколения с технической стороны вопроса. Именно они имеют серьезные различия в конструкции, и могут называться разными поколениями. Но существуют еще столько же «промежуточных» вариантов.

Которые имеют начальные элементы следующей стадии развития оборудования.

 Стоит отметить, что все различие между поколениями — это различия в системе подачи топлива в двигатель автомобиля.

Которая меняется с развитием штатной системы питания бензинового двигателя, а инженеры пытаются создать рабочую версию своего оборудования с минимальным вмешательством в заводскую схему топливоподачи. 

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 Поэтому, все различные поколения ГБО стремились приспособиться или повторить бензиновую версию. А как многим известно, на сегодняшний день существует только три основные разновидности подачи топлива для двигателей внутреннего сгорания:  • Карбюраторная, или другими словами механическая система;  • Инжекторная, или электронный принцип впрыска топлива;  • Непосредственный впрыск топлива на современных двигателях.  Именно эти системы подачи топлива, так или иначе, повторяли все поколения ГБО. Некоторые поколения полностью дублируют систему, а некоторые используют штатную бензиновую магистраль, врезаясь в нее и немного модифицируя.  И так, перейдем к детальному описанию всех поколений, естественно начав с самого первого и дойдя до самого современного — шестого.

 Первое поколение ГБО

 Это действительно первое и самое элементарное по своей конструкции. Именно с этого момента пошло дальнейшее развитие всех последующих версий газового оборудования. Данное поколение отлично подходило как для смеси пропан-бутан, так и для природного метана.

При этом, автомобиль оборудовался дополнительными баллонами, которые являются аналогами топливных баков, и имели разную конструкцию под разный вид газа.

 Причиной разницы в баллонах стал сам принцип хранения достаточного количества газа различных типов.

Смесь газа «пропан-бутан», созданная на нефтяной основе. Называется сжиженной, и для поддержания своего жидкого состояния газу необходимо поддерживать давление в 16 атмосфер. В свою же очередь, метан в баллонах перевозится в сжатом виде, и давление его составляет в пределах 200 атмосфер.

От сюда выливается принципиальная разница в конструкции баллонов для различного вида газа. 

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 Из баллонов, газ по своей топливной системе поступал в специальный элемент, называющийся испарителем, где топливо преобразовывалось из жидкого в парообразное состояние и далее поступало в редуктор. Который дозировал количество преступаемого газа в двигатель в зависимости от давления во впускном коллекторе.  Также, первое поколение ГБО развивалось, и в начале своего появления имело раздельные блоки испарителя и редуктора. Но позднее, конструкторы смогли соединить эти два элемента в один корпус, тем самым упростив конструкцию.

 Но редуктор первого поколения по своему принципу работы оставался неизменным, и использовал для своей работы вакуумный клапан. Который полностью зависел от стабильности работы двигателя и приносил некоторые неудобства при его использовании. 

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 После редуктора, топливо на основе газовой смеси поступало в двигатель через штатный карбюратор или специальный смеситель, установленный дополнительно. Стоит отметить, что вся система подачи топлива на первых версиях ГБО работала с большими проблемами, из-за особенно длинного пути газа от редуктора до двигателя. Это усугублялось также плохим срабатыванием вакуумного клапана на холодном двигателе, потому что, при холодном запуске мотора, во впускном коллекторе практически не образуется пониженного давления. А выходом из ситуации становился специальный подсос, который принудительно открывал клапан, и давал доступ газа в смесительную камеру. Позволяя запустить холодный мотор, ведь переход на бензиновое питание мотора, мог отнять достаточно много времени.  Стоит отметить, что данная система устанавливалась исключительно на карбюраторные моторы, и было не лишено определенных минусов. Но все равно завоевало свою популярность из-за хорошей экономии и небольшой стоимости.

 Второе поколение ГБО

 Следующая модификация ГБО, получившее название второго поколения. По своей сути является небольшой модернизацией самой первой версии. Но благодаря использованию нового клапана в редукторе, управляющегося теперь управляющегося при помощи электроники и кнопки в салоне автомобиля.

 Преимущество стала возможность выбирать вид топлива из салона автомобиля, при помощи переключения единственной кнопки. А пуск холодного автомобиля на газу упростился, благодаря автоматической системе подачи небольшого количества газа в смесительную камеру перед запуском двигателя.

Можно сказать, что использование электромагнитного клапана в системе — стало настоящим прорывом в комфорте эксплуатации газового оборудования на автомобиле. 

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 Также, данное нововведение, позволило использовать ГБО на автомобилях с системами моно впрыска топлива и первыми системами инжекторной подачи бензина. Данное обстоятельство еще больше популяризовало использование газа в виде автомобильного топлива.

 Третье поколение ГБО

 Далее, газовое оборудование для автомобилей развивалось только для использования на инжекторных автомобилях. Этому стало причиной ужесточения экологических норм, и переход всех автопроизводителей на инжекторный тип впрыска в своей продукции.

Поэтому, инженерам ГБО пришлось усовершенствовать конструкцию для возможности дозирования подачи газовой смеси, постаравшись повторить принцип работы инжектора. 
Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 Также, на редукторе был установлен датчик температуры, по данным которого управлялся электромагнитный клапан, переключающий в автоматическом режиме вид топлива, и не позволяющий работать редуктору до полного прогрева автомобиля. Что уменьшало эффект холодного старта на газу, и значительно увеличило комфорт использования газа в виде топлива.  Количество топлива регулировалось при помощи специального клапана и шагового двигателя. Который управлялся блоком управления. Сама же дозировка рассчитывалась на основаниях показаний штатного датчика кислорода. Это позволило соответствовать оборудования всем нормам и требованиям экологического стандарта евро-2. А стабильность работы мотора и потребления топлива значительно улучшились по сравнению с предыдущими версиями.

 Четвертое поколение ГБО

 Можно сказать, что это последняя стадия развития ГБО первого поколения, позже появятся еще два поколения, но они будут основаны по другому принципу. А в данной версии уже появился полноценный распределенный впрыск, полностью копирующий принцип работы инжектора. 
Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 Система получила полноценный блок управления, подключаемый ко всем штатным датчикам автомобиля, а сам редуктор был лишен функции подачи топлива в двигатель, и остался в роли помощника для поддержания постоянного давления в топливной системе. Сам же впрыск топлива происходит при помощи открытия газовых форсунок, управлением которых занимается электронный блок.

 Использование такого принципа использование газового оборудование, позволило создать две независимые топливные системы. Которые способны полностью заменить друг друга или дополнить. Это позволило использовать автомобили с большей уверенностью в перестраховке от некоторых поломок и с возросшим запасом хода в два раза. 

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 А работа автомобиля на газовом топливе стала практически неотличима от бензинового топлива. Автомобиль перестал терять значительную часть мощности и динамики, расход газа перестал практически отличаться от расхода бензина.  Также, специальные настройки электронного блока позволяли эффективно комбинировать различный вид топлива в различных ситуациях. К примеру, автомобиль самостоятельно переключался между различным топливом ориентируясь на температуру двигателя. Также, в зависимости от настроек, при повышенных оборотах мотора, для повышения стабильности и мощности, автомобиль переходит на бензин.

 Пятое поколение ГБО

 Данное поколение уже кардинально отличается от всех предыдущих. В данном варианте газового оборудования применяется исключительно топливная смесь из Пропан-бутана. А сама система подачи топлива сильно изменена.

 Теперь система не использует редуктор и испаритель. В данном варианте используется газ в жидком виде. При этом.

В баллоне устанавливается топливный насос, схожий с обычным бензонасосом, а топливо поступает в мотор при помощи топливных трубок высокого давления. 

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

 Данная система. Является самой продвинутой на данный момент. Хоть и имеется уже модификация в виде шестого поколения, но разница в них незначительна. Использование жидкого газа принесло не мало положительных моментов:  • Теперь автомобиль легко запускается на газовом топливе, даже в холодную погоду с полностью остывшим мотором (пропала необходимость прогревать автомобиль на бензине);  • Из системы убран редуктор, что исключает вмешательство в систему охлаждения мотора, убирает из подкапотного пространства дополнительные элементы. И упрощает всю конструкцию;  • расход газового топлива сравним с расходом бензина;

 • В ГБО пятого поколения исключено использование шланг, вся система собрана на пластиковых трубках высокого давления, что уменьшает возможность утечки газа; 

 Что качается негативных сторон использования данного поколения, так тут существует один самый главный — это стоимость оборудования, установки и обслуживания. На сегодняшний день, данное оборудование производят только несколько фирм. Что исключает здоровую конкуренцию и позволяет поддерживать высокую стоимость нового оборудования.

 Шестое поколение ГБО

 Это самая новая разновидность газового оборудования для автомобилей. Данная система рассчитана на использование в паре с двигателями с системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры.

Главным преимуществом данной установки является минимальное вмешательство в систему работы двигателя и топливной системы. Само оборудование использует все штатные элементы подачи топлива. По своей сути.

Читайте также:  Снегоуборщик для мотоблока своими руками

В автомобиль устанавливается дополнительный бак, и врезается дополнительный канал в систему подачи топлива. При этом, все форсунки, топливные трубки и другие элементы остаются на своем месте.

 Данная технология позволила убрать разницу в технических характеристиках при использовании различного вида топлива. Теперь автомобиль не теряет мощность при переходе на газ, и сохраняет одинаковый расход топлива. 

   Но на данный момент, существует очень большой минус — это недоступность данной системы для покупки. Даже в Европе сложно ее приобрести из-за новизны и хорошего спроса. А когда шестое поколение ГБО появится в России — никто не знает. Ну и цена скорее всего будет заоблачной, так что, придется еще подождать некоторое время, что бы дождаться снижения цен. Мы в Мы в Комментировать

Что такое ГБО в автомобиле, поколения ГБО, внедрение в России

ГБО (расшифровка — «газобаллонное оборудование») монтируется в конструкции автомобилей для питания двигателей газовым топливом.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Содержание:

ГБО: что это такое в автомобиле

ГБО хранит газ, который используется в качестве горючего, во время передвижения транспортного средства и обеспечивает своевременную подачу субстанции для питания мотора.

Помимо основного баллона с монтажными фланцами (количество баллонов для одной машины может быть больше одного), механизм включает в себя вспомогательные элементы: блок контроля давления, манометр, электромагнитные клапаны и систему управления ими, дозатор объема рабочей субстанции, заправочный агрегат.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Автомобили с установленными ГБО разделяются на три типа в зависимости от способа подачи топливного состава в двигатель:

  • однотопливные транспортные средства, в которых питание мотора происходит исключительно от газового вещества;
  • двухтопливные с подачей двух автономных типов горючего в одно и то же время (актуально для переделанных газовых двигателей, созданных на основе дизельных);
  • двухтопливные машины с автономным питанием только одним из двух возможных горючих субстанций во один период времени.

В качестве источника питания в автомобилях, оснащенных ГБО, используются метан (сжатый природный газ) или пропан-бутан (сжиженный газ из нефтяного сырья).

Поколения ГБО

Для определения эксплуатационных качеств баллонной техники, ее ключевых параметров и особенностей установки используется градация, которая актуальна для всего мирового сообщества.

Модели газобаллонного оборудования относят к тому или иному поколению – характерной для определенного периода истории конструкции.

Также ГБО различаются по типу горючей смеси для наполнения и по типу подачи топлива в рабочую камеру двигателя.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

ГБО первого поколения

Газобаллонное оборудование автомобиля первого поколения подходит для оснащения карбюраторных двигателей с всасыванием горючего объема в рабочую камеру после резкого перепада давления. Первое поколение можно установить на авто только с дебютным вариантом инжекторной моторной системы, появившейся в массовом использовании – моновпрыском.

Ключевая характеристика в работе такого ГБО (как и самой системы впрыска) – это давление. Во время забора топливной смеси осуществляется контроль газового давления, измерение необходимого объема смеси для поступления в рабочую камеру проводится в механическом режиме.

Своевременное понижение давления обеспечивают редукторы электронного или вакуумного типа. Они управляются в автоматическом режиме. ГБО поколения 1 не оснащается датчиком определения пропорций продуктов сгорания в газовых смесях, которые в обязательном порядке монтируются совместно с инжекторными двигателями последних моделей.

ГБО второго поколения

Второе поколение ГБО оснащается датчиками определения избытка кислорода в смеси продуктов сгорания. Кроме этого, конструкция включает два других датчика: TPS для контроля расхода горючего и RPM для синхронизации положения коленчатого вала и верхних мертвых точек цилиндров кривошипно-шатунной группы.

Все процессы, включая дозировку объемов и уменьшение давления, регулируются электронным блоком. Получая информацию от многочисленных индикаторов, система контроля оптимизирует расход топлива и соотношение в нем газов, включая кислород.

ГБО третьего поколения

ГБО третьего поколения включает в себя все датчики предыдущего второго и дополнительно – индикатор MAP для определения абсолютного давления на входе в впускной коллектор, подающий смесь горючих газов в цилиндры.

Электронная система управления, соединенная с газовым дозатором, получает сигналы от датчиков и обеспечивает своевременный впрыск топлива через форсунки.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

  • Газовый инжектор в газобаллонном оборудовании третьего поколения позволяет производить автономный впрыск в один из цилиндров кривошипно-шатунного механизма.
  • Нагнетание избыточного давления в топливных магистралях системы впрыска открывает форсунки в автоматическом режиме.
  • Несмотря на внушительное оснащение ГБО данного поколения датчиками и сигнализаторами, во время работы наблюдается неконтролируемое изменение состава топливно-воздушной массы.

Что такое ГБО 4 поколения в автомобиле

Разработчики ГБО четвертого поколения постарались решить проблему корректировки состава горючего с помощью размещения рядом с форсунками механизма подачи бензиновой смеси. Такое исполнение позволяет осуществлять как одновременный, так и последовательный впрыск в нужной пропорции.

В ГБО 4 по-другому работает и управляющая система. Она получает данные, исходящие с датчиков и относящиеся к работе форсунок для бензина, после чего самостоятельно анализирует их для управления форсунками для пропуска газовой субстанции.

Чтобы система автомобиля восприняла все сигналы, исходящие от бензиновых и газовых форсунок, правильно, газовый блок управления в нужное время «обрывает» контакт электронного бензинового блока и – со стороны системы управления автомобилем – занимает его место.

Сбалансированный состав компонентов газового объема и расчет достаточного объема топлива осуществляется по следующим параметрам:

  • давление газа
  • разрежение впускного коллектора
  • температура газовой смеси
  • температура газового переходника, обеспечивающего своевременное понижение давления

На сегодняшний день во всем мире больше всех распространены именно автомобили с установленным ГБО 4 поколения (в сегменте газового горючего).

Некоторые автомобильные промышленные концерны (в частности, итальянская BRC Gas Equipment) пошли дальше и разработали вариации на ГБО 4 поколения – поколение IV+, подходящее только для двигателей с прямым типом впрыска. В таком агрегате работа бензиновых форсунок не блокируется, а лишь ограничивается до 20% от общего объема горючих компонентов, остальные 80% составляют газы.

ГБО 5 поколения

Такие модели оснащаются специальным насосом, который позволяет подавать горючий газ в цилиндры в жидком виде.

Форсунки находятся под постоянным давлением, а насос перекачивает жидкий газ из баллонного оборудования через магистрали к газовым форсункам и обратно.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Массовому использованию ГБО 5 поколения мешает образование конденсата, что является неотъемлемым процессом, когда речь идет о контакте форсунок с жидким веществом.

И хотя крупные разработчики как компания Siemens решили проблему обмерзания элементов и несвоевременного запуска транспортного средства в холодную погоду, улучшить работу газового насоса не получилось.

Постоянный контакт с конденсатом и химические реакции вследствие соприкосновения внутренних поверхностей с газами быстро выводят прибор из строя. Дорогостоящий ремонт является препятствием для коммерческого использования данного ГБО.

ГБО 6 поколения

ГБО 6 поколения можно использовать только на автомобилях с прямым типом впрыска, оно не подойдет для инжекторных моделей и машин, оснащенных регулятором давления механической настройки.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Устройство оснащается насосом высокого давления. Газовая смесь подается с его помощью через форсунки сразу в рабочую камеру, где происходит процесс сгорания. Проходя топливные магистрали, газ продвигается сразу через несколько новых клапанов, обеспечивающих подачу вещества без необходимости в бензине. Схематически подача топливной смеси выглядит так:

электронасос баллона – клапанный блок – насос высокого давления – форсунки для бензина – мотор,

причем несмотря на прохождение бензиновых форсунок, использовать данный нефтепродукт не нужно.

Гбо в россии: внедрение

Газовое топливо отличается экономным расходом и экологичностью. Оно способствует сохранению чистоты двигателя и других силовых узлов. В России машины, оснащенные ГБО, это не редкость, но субсидирование физических и юридических лиц, решившихся на переоборудование транспортных средств, продолжается.

В первую очередь рассматриваются заявки на субсидирование промышленного выпуска автомобилей, работающих на газовом горючем. Поддерживается переход на данный вид топлива владельцев такси, общественных автобусов и компаний, занимающихся транспортировкой грузов.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Отечественные автолюбители предпочитают иметь выбор, поэтому оснащают свои машины ГБО с возможность впрыска как газа, так и бензина. Особенно это актуально для малонаселенных областей с холодным климатом, в которых длительная остановка на пустых дорогах может быть опасна из-за низких температур.

Несмотря на то, что газа при питании двигателей внутреннего сгорания расходуется по объему больше, чем обычных марок бензина, низкая стоимость продукта все равно делает данное горючее самым выгодным. Окупаемость установки ГБО четвертого поколения на личное авто наступает уже через полгода.

Статьи по теме

  1. Марки бензина в СССР за весь период и стоимость бензина #Бензин#Автомобиль 11836 просмотров
  2. Как заправиться до полного бака на автоматической АЗС, самообслуживания, сколько литров помещается в бак #АЗС#Автомобиль 9073 просмотра
  3. Кому принадлежит Лукойл: чья компания Лукойл? #Автомобиль#АЗС 8364 просмотра
  4. Раскоксовка двигателя без разборки: что это, чем лучше делать (керосином, водородом, Лавр, Валера) #Автомобиль 7112 просмотров
  5. Что такое АЗС, ТРК, СУГ, КПГ #Автомобиль#АЗС 4783 просмотра
  6. Устройство автомобиля: двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, электрооборудование #Автомобиль 3372 просмотра

АЗС

Автомобиль

Бензин

Дизельное топливо

Керосин

Топливные карты

Топливо

Отличия поколений гбо

Рейтинг:  5 / 5

Установка газового оборудования на автомобиль с каждым годом становится всё популярнее. Если раньше встретить его можно было преимущественно на общественном транспорте, такси и учебных машинах, то сейчас простые автолюбители, предпочитающие авто самых разных классов, тоже решаются на их переделку. Остается только выбрать конкретное ГБО, а разница между ними есть.

История использования ГБО

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБООтец ГБО Самюэль Браун Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБОПервая установка с двигателем, работающем на светильном газе

Читайте также:  Продольное и поперечное расположение двигателя: что лучше

Эксплуатация ГБО в автомобилях началась почти двести лет назад, в 1823 году, когда в Англии был построен первый газовый двигатель внутреннего сгорания. Тогда для этого использовали смесь водорода, метана, угарного газа. Постепенно автомобили и оборудование к ним совершенствовалось, двигатели стали выпускаться массово. В 1928 году в России испытания прошла газогенераторная установка. Она позволяла перерабатывать древесину, уголь, торф.

Несколько лет спустя подобным газовым оборудованием оснастили автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Их отправили по маршруту Москва-Ленинград-Москва.

Для превращения твердого топлива в газ требовалось большое количество времени и много свободного пространства, так что конструкция была тяжелой и громоздкой.

В конце 30-х годов наконец стало выпускаться ГБО, похожее на современное, хотя и имеющее различия. Грузовики оснащались баллонами, которые заправлялись газом на специальных станциях.

Современные ГБО

С момента, когда начали выпускаться первые грузовики, работающие на газе из баллона, установки несколько раз изменялись. Поколения газового оборудования (ГБО) различались видом топлива, конструкцией и системой питания. Рассмотрим каждое устройство и разницу между ними подробнее.

Первое поколение ГБО

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

В устройстве ГБО этого типа преимущественно используется пропан-бутановая смесь. Ею заполняется газовый баллон, устанавливаемый в салон или багажное отделение авто.

Принцип работы заключается в том, что сжиженное топливо проходит через «испаритель», который доводит газ до состояния пара, а затем подается в редуктор. Это ключевое отличие от более поздних поколений газобаллонного оборудования.

Позднее два этих блока в ГБО стали объединять в один. Доведенный до нужного состояния газ направляется в двигатель, где затем и сгорает.

Среди отличий газовой системы первого поколения выделяется самая низкая стоимость из всех существующих и возможность устанавливать её на самые простые автомобили с карбюраторным или инжекторным мотором. Но установка ГБО такого вида нежелательна, поскольку оно не соответствует современным требованиям и принципам безопасности. Надежные компании даже не предлагают своим клиентам такую услугу.

Второе поколение ГБО

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Отличия газового оборудования первого и второго поколений ГБО незначительны. Главным образом разница заключается в замене вакуумного запорного клапана в редукторе на электромагнитный.

Это дало возможность выбирать используемый вид топлива, не выходя из машины и облегчило запуск остывшего двигателя. Еще одним плюсом стало соответствие установки экологическим требованиями Евро 1. Хотя на сегодняшний день этого мало.

Отрицательных отличий у ГБО второго поколения предостаточно:

  • Необходимость частой замены свечей зажигания и воздушного фильтра, поскольку они быстро забиваются и выходят из строя.
  • Запрет на использование ГБО второго поколения в европейских странах из-за низкого уровня защиты экологии.
  • Большая вероятность хлопков газа, что сильно снижает безопасность использования.

Как и в первом случае, газовое оборудование второго поколения практически нигде больше не устанавливается.

Третье поколение ГБО

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

По сути 3-е изменение конструкции – это не что иное, как модернизированное 2-е. Поэтому разница между поколениями ГБО также незначительна. Главное отличие кроется в автоматической коррекции подачи топлива.

Это стало возможным благодаря устанавливаемому контроллеру. Он считывает показания с датчика кислорода и на их основе регулирует количество газовой смеси.

Среди основных отрицательных различий газобаллонного оборудования этого поколения:

Медленная реакция на изменение скоростного режима.

Соответствие экологическим требованиям на уровне протокола Евро 2, что не позволяет эксплуатировать автомобиль в современных условиях.

Возможность установки ГБО только на инжекторный двигатель. Впрочем, все оставшиеся модернизации имеют такой же недостаток.

Этот тип оборудования считается устаревшим, как и первые два. Современным водителям рекомендуется обратить свое внимание на следующие модернизации, имеющие более значимые отличия.

Четвертое поколение ГБО

Различие ГБО этого типа и всех предыдущих заметно гораздо сильнее. Главная разница в том, что это оборудование в точности повторяет бензиновый инжектор.

Все цилиндры здесь имеют свои газовые форсунки. Они снижают давление на редукторе и с помощью контроллера обеспечивают впрыск газовой смеси в то место, которому это необходимо в данный момент.

Среди преимуществ это системы ГБО выделяют:

  • Поступление газа в цилиндры еще в жидкой фазе, а значит работа происходит быстрее.
  • Мощность двигателя не теряется, оставаясь на том же уровне, что и при использовании бензина.
  • Расход газа весьма экономичный.
  • Использование ГБО возможно даже при очень низкой температуре окружающей среды.

Именно такое газовое оборудование используется водителями чаще всего. И на то есть веские причины. Экономичность и цена. Соотношение стоимости установки газового оборудования на автомобиль и дальнейшего обслуживания здесь самое выгодное. Да и надежность конструкции очень высока. И это очень важное отличие от предыдущих и последующих поколений автомобильного газового оборудования.

Пятое поколение ГБО

Этот вид ГБО кардинально отличается от всех прежних. Его можно назвать не модернизацией, а самостоятельной системой. Газ здесь используется сразу в жидком виде, соответственно на изменение его состояния ресурсы не тратятся. Это ключевая разница. Постоянное давление в системе нагнетается топливным насосом, расположенным в баллоне.

Из плюсов ГБО отмечается высокая мощность двигателя, сниженный расход топлива и возможность пуска сразу на газовой смеси. Для этого бензин уже не требуется.

Но и минусов у этого поколения газового оборудования предостаточно. Для начала, это высокая стоимость установки и дальнейшего обслуживания.

Найти компанию, которая работает с этим оборудованием трудно, а в отсутствии конкуренции цены взвинчиваются слишком значительно.

Шестое поколение ГБО

Газовое оборудование этого поколения было разработано в Европе и на текущий момент эксплуатируется только там. Главное отличие в том, что система встраивается в штатную подачу топлива, соответственно использовать газ и бензин поочередно становится очень просто. Само ГБО имеет меньший размер и вес. Из других плюсов газового оборудования шестого поколения:

  • Соответствие экологическим требованиям.
  • Стандартный расход топлива и мощность. Они не уменьшаются при переходе на газовую смесь.
  • Простота в использовании и обслуживании оборудования.

Установить такое ГБО в России совершенно невозможно. Даже в европейских странах оно используется далеко не везде.

Если сравнивать отличия всех видов газового оборудования, то самым удобным для автовладельца в нашей стране считается ГБО четвертого поколения.

Перевести свою машину на него предлагает компания Power-Gas. Большой опыт работы позволяет с одинаковой эффективностью модернизировать абсолютно любой автомобиль.

Установка ГБО на газель также возможна по привлекательным ценам и в самый короткий срок.

Всё про газовое оборудование на авто (ГБО)

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Газобаллонное оборудование, установленное на автомобиле, позволяет использовать в качестве топлива для двигателя не дорогой бензин, а дешевый газ. Именно ради экономии многие автовладельцы устанавливают газовое оборудование на свои авто. Но как понять, какое оборудование лучше и чем одно поколение ГБО отличается от другого?

Это и сложно и просто одновременно. Сложно – потому что ново и неизвестно, а просто – потому что ничего фантастически сложного в этом нет.

Кстати, на нашем сайте есть отличная статья об установке ГБО на автомобиль, в которой также подробно рассмотрен вопрос о порядке его регистрации в ГИБДД.

А внизу страницы смотрите познавательно видео о плюсах и минусах установки в автомобиль газобаллонного оборудования.

Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле

Цель данной статьи – поближе познакомиться с газобаллонным оборудованием для автомобилей. А лучший способ познакомиться с любым механизмом – это понять из чего он состоит, и как это работает.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Газовое оборудование для автомобилей первого поколения (подробней о поколениях ГБО читайте ниже по тексту) состояло полностью из механических узлов. А все комплекты газобаллонного оборудования, начиная со второго поколения, имеют две основные части: механическую и электрическую.

Одним из наиболее важных элементов ГБО в автомобиле является газовый баллон. Он может быть металлическим, металло-композитным или полностью композитным. В нём находится топливный газ – обычно это либо метан, либо пропан-бутан.

  • Метан – это сжатый природный газ, закачанный в баллоны под очень высоким давлением.
  • Пропан-бутан – это сжиженный нефтяной газ, состоящий из смеси газов пропана и бутана.
  • Газовые установки для метана и пропан-бутана практически одинаковые, различие между ними состоит в основном в баллонах.
  • Баллоны для метана изготавливаются цилиндрической формы. Они тяжелее и толще пропановых, ведь газ в них находится под давлением 200 атмосфер.
  • А в баллонах с пропаном давление всего 15 атмосфер, и он хранится в сжиженном состоянии.

Большинство легковых автомобилей оборудованы газобаллонным оборудованием, работающим именно на пропанобутановой смеси. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать устройство и принцип работы газового оборудования для авто на примере самого распространенного на сегодняшний день пропанобутанового ГБО 4-го поколения.

Пропанобутановые баллоны бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные. Последние имеют круглую форму и предназначены для укладки в нишу под багажником вместо запасного колеса.

На баллоне для сжиженного газа установлена очень важная деталь – это мультиклапан. Он состоит из следующих основных частей:

  • входной и выходной штуцеры;
  • заправочный и расходный вентили;
  • заборная трубка;
  • поплавок уровня газа – связан с указателем уровня и автоматическим клапаном;
  • автоматический клапан – при заполнении баллона до максимально допустимого уровня во время заправки (обычно до 80%) он перекрывает входной канал;
  • указатель уровня газа в баллоне;
  • предохранительный клапан – на случай превышения давления в баллоне (обычно настроен на 25 атмосфер);
  • скоростной (расходный) клапан – на случай обрыва магистрали.

Входной штуцер через специальную трубку высокого давления (медную или пластиковую) соединяется с заправочным штуцером, который обычно устанавливают под задним бампером автомобиля либо врезают непосредственно в сам бампер.

Читайте также:  Как настроить и отрегулировать зажигание на ВАЗ "классика" 2106-2107: что нужно знать

Выходной штуцер мультиклапана также через трубку высокого давления соединяют в подкапотном пространстве с электромагнитным клапаном. Суть его работы очень проста:

  1. По умолчанию электромагнитный клапан всегда закрыт, и двигатель работает на бензине;
  2. При подаче электрического сигнала клапан открывается и переключает питание мотора с бензина на газ;
  3. Когда мы переходим на бензин или глушим автомобиль, тогда клапан автоматически закрывается.

В электромагнитном клапане установлен фильтр очистки жидкостной фазы, так как газ находится ещё в жидком состоянии и под большим давлением то и фильтр ему нужен соответствующий.

Выходной штуцер электромагнитного клапана через трубку высокого давления подключается к газовому редуктору-испарителю. Это очень важный узел автомобильного газобаллонного оборудования, который выполняет сразу несколько функций. Внутри него происходят следующие процессы:

  • На вход редуктора газ поступает в сжиженном состоянии и под высоким давлением;
  • В редукторе он испаряется, и на выходе мы его получаем в газообразном состоянии и под низким давлением (около 1 атмосферы).
  • Во время испарения газ очень сильно охлаждается, поэтому редуктор подключают к системе охлаждения двигателя, горячий антифриз из которой нагревает и редуктор, и газ до рабочей температуры.

Кроме того, газовый редуктор умеет изменять свою производительность. Делает он это в зависимости от давления во впускном коллекторе двигателя, с которым он соединен через вакуумную трубку.

Таким образом, на выходе из редуктора мы имеем газообразный пропан-бутан, который под низким давлением поступает через фильтр паровой фазы уже непосредственно на газовые форсунки. Форсунки – это то, через что газ впрыскивается непосредственно во впускной коллектор двигателя.

К коллектору газовые форсунки подключаются при помощи специальных штуцеров (ввёртышей). Эти штуцеры засверливаются во впускной коллектор как можно ближе к бензиновым форсункам, и через трубочки соединяются с газовыми форсунками.

Всё, о чем было написано выше, относится к механической части ГБО. Главным же узлом электрической части газобаллонного оборудования в автомобиле, от которого зависит правильная работа всей системы, является электронный блок управления (сокращенно – ЭБУ).

Блок управления – это компьютер, который управляет всей работой газобаллонного оборудования в автомобиле. Им оснащаются все современные комплекты автомобильного газового оборудования.

Таким образом сохраняется логика управления и особенности работы автомобиля, заложенные разработчиком. Конечно, здесь не всё так просто и в электронных «мозгах» учитывается множество параметров, которые в реальном времени корректируются под особенности работы двигателя и его эксплуатации.

Эволюция поколений ГБО для автомобилей

Некоторые автолюбители ошибочно считают, что существует газовое оборудование, например, поколения «Евро-3» или «Евро-4». Но это не правильно. Такого понятия, как «ГБО Евро-4», нет.

«Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» – это нормы токсичности выхлопных газов в Европе, и они не имеют никакого отношения к эволюции поколений автомобильного газобаллонного оборудования. На сегодняшний день существует шесть поколений газового оборудования для установки на автомобили.

ГБО 1-го поколения

Газовое оборудование первого поколения было самым примитивным по своему устройству. Оно устанавливалось на автомобили с карбюраторными двигателями, и на инжекторные моторы с подачей газа через впускной коллектор.

Дозировка газа в ГБО первого поколения производилась через регистр мощности (грубо говоря, через краник подачи), который был установлен на шланге, идущем к смесителю на впускном коллекторе.

ГБО 2-го поколения

Второе поколение газового оборудования на авто отличается от первого лишь тем, что вместо краника, регулирующегося механическим путем (того самого регистра мощности), в системе установлен шаговый двигатель. Он также регулирует подачу топлива, но уже в автоматическом режиме при помощи блока управления.

ГБО 2-го поколения имело широкую популярность, в основном его ставили на автомобили с моноинжекторными двигателями, в которых присутствовал лямбда-зонд, так как блок управления получал информацию для регулировки подачи газа именно с этого датчика.

Газобаллонное оборудование 2-го поколения, несмотря на его примитивность и низкий КПД, можно купить и установить на авто даже сейчас. Это связано с его низкой стоимость. Цены на ГБО 2-го поколения с установкой начинаются от 10 000 руб.

ГБО 3-го поколения

Газобаллонное оборудование третьего поколения было предназначено для авто с двигателями имеющими распределенный впрыск топлива. Регулировка подачи газа в нём осуществлялась таким же шаговым двигателем, как и в оборудовании 2-го поколения, но уже не в один общий коллектор, а в каждый цилиндр отдельно.

На рынках стран СНГ такое оборудование не продавалось в принципе. У нас оно встречается лишь на некоторых автомобилях 1990-х годов выпуска, пригнанных из-за границы, и комплектовавшихся ГБО на заводском конвейере.

ГБО 4-го поколения

Газовое оборудование 4-го поколения – это самое распространенное на сегодняшний день газобаллонное оборудование для автомобилей. Оно предназначено для установки на машины с инжекторным двигателем, имеющим распределенный впрыск топлива в цилиндры.

При установке ГБО 4-го поколения, на автомобиль параллельно штатному бензиновому инжектору ставится отдельный газовый инжектор, который состоит из блока управления, редуктора и газовых форсунок. Принцип его работы мы уже рассмотрели выше.

На рынке представлено множество моделей газового оборудования 4-го поколения, на которое цена комплекта с установкой колеблется в пределах 20-40 тыс. руб. (в зависимости от комплектации и производителя).

Стоимость ГБО 4-го поколения, конечно, выше чем второго, но зато его эксплуатационные характеристики (расход топлива, надежность, стоимость обслуживания) лучше на порядок. Поэтому мы рекомендуем устанавливать на автомобили газовое оборудование именно 4-го поколения.

ГБО 5-го поколения

Пятое поколение газового оборудования для авто отличается от 4-го жидкой подачей газа (пропана) в цилиндры, то есть газ не переходит из жидкого состояния в газообразное.

Работает такая система следующим образом:

  • В газовом баллоне ГБО 5-го поколения установлен насос, как в бензобаке;
  • Газ под давлением, нагнетаемым насосом, подается на рампу с форсунками;
  • Форсунки впрыскивают жидкий газ непосредственно в коллектор.

Таким образом, в газовом оборудовании пятого поколения отсутствует газовый редуктор. Эта система предназначена для автомобилей, на которых невозможна установка ГБО 4-го поколения, либо если это бывает проблематично (например, сложно вывести подогрев газового редуктора).

Стоимость газобаллонного оборудования пятого поколения существенно выше 4-го, и с учетом установки достигает размеров 80-100 тыс. руб. Причем примерно две трети от стоимости оборудования – это цена топливного насоса, который к тому же довольно часто выходит из строя из-за высокого содержания примесей в газе.

ГБО 6-го поколения

В основе ГБО 6-го поколения также лежит принцип жидкой подачи газа, как и в 5-ом поколении, но уже не через отдельный газовый инжектор, а через штатную систему впрыска топлива автомобиля.

Для того чтобы осуществлять подачу жидкого газа, в топливопровод между двигателем и бензобаком автомобиля врезается специальный блок клапанов – селектор топлива. При помощи этого селектора и происходит переключение подачи топлива в систему: с бензина на газ, и наоборот.

Таким образом, в ГБО 6-го поколения отсутствует не только газовый редуктор, но и газовые форсунки. Подача газа осуществляется непосредственно форсунками инжектора двигателя.

Газовое оборудование 6-го поколения официально пока ещё не продается в России. Но многие специалисты считают, что стоимость такой системы будет еще выше, чем ГБО пятого поколения, так как селектор топлива – это уникальная запатентованная технология, которая дешевой точно не будет.

Какое ГБО для автомобиля выбрать лучше?

При выборе ГБО важно знать, что все узлы газового оборудования подбираются к каждому автомобилю индивидуально:

  1. Баллоны, как правило, выбирают объемом не меньше, чем бензиновый бак в машине. Но обычно ставят баллон максимального размера, который влезает в посадочное место под запаску.
  2. Мультиклапан, редуктор, газовые магистрали (трубки) выбираются в зависимости от мощности двигателя.
  3. Газовые форсунки подбирают в зависимости от мощности, приходящейся на один цилиндр.

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Желательно выбирать все узлы и комплектующие ГБО, сделанные одним производителем. Так вы существенно снизите риск возникновения проблем в дальнейшем при его эксплуатации.

Выбирая газобаллонное оборудование для авто, обязательно убедитесь в его качестве. Производителей хорошего автомобильного газового оборудования не так много. Например, хорошо себя зарекомендовали комплекты ГБО следующих марок:

  • BRC (Италия – США)
  • OMVL (Италия)
  • Lovato (Италия)
  • Prins (Нидерланды)
  • Digitronic (Польша)

Однако сегодня довольно часто встречаются как комплекты никому не известных производителей откровенно низкого качества, так и множество подделок под оборудование известных брендов. Поэтому при выборе ГБО будьте предельно внимательны.

Если вы видите газовое оборудование с сомнительным названием, или продавец не может вам как-то рассказать про него точно, или установщик при настройке теряется и не может его долго подключить – это значит, что с ним что-то не то.

Также стоит отметить, что, на наш взгляд, качество работы ГБО примерно на две трети зависит от качества форсунок, поэтому на них экономить мы категорически НЕ рекомендуем.

Хорошее качественное газобаллонное оборудование, которое ввозится в страну через официальных дилеров или производителей, без проблем устанавливается на автомобиль и настраивается один, максимум два раза, после чего безотказно служит до очередного технического обслуживания.

В любом случае не торопитесь с выбором, и не торопитесь на месте. Если у вас возникли сомнения в том или ином оборудовании, езжайте домой, откройте интернет и поищите отзывы владельцев. Установка газового оборудования на автомобиль – это очень ответственное мероприятие, поэтому спешка тут совершенно ни к чему.

Видео: плюсы и минусы установки ГБО на авто

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector