Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

Тюнинг трансмиссии — это важнейший способ доработки автомобиля, поскольку коробка переключения передач служит передатчиком крутящего момента от силового агрегата к ведущей оси машины. Иначе говоря, КПП является главным узлом, реализующим динамический потенциал мотора.

Лишь грамотно подобранные передаточные числа коробки перемены передач могут позволить машине быть достаточно приемистой даже с относительно слабой силовой установкой.

Передаточные числа трансмиссии должны подбираться с учётом мощности двигателя, его крутящего момента и размера колёс.

Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

Устройство трансмиссии автомобиля достаточно сложное

Прибегая к тюнингу коробки передач, необходимо знать нюансы этого вида доработки авто. Как же узнать, на что способна трансмиссия автомобиля? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать основной параметр КПП – проходной момент.

Если он немногим больше, меньше или одинаков с крутящим моментом двигателя, то опасаться нечего, хотя небольшое превышение данного параметра не лучшим образом сказывается на ресурсе этого узла. Если разница моментов доходит до полутора раз, то шестерни утратят запас прочности, и ресурс работы трансмиссии резко сократится.

А вот если крутящий момент силового агрегата больше проходного момента коробки передач в полтора и более раз, то следует сделать тюнинг КПП или просто поменять её. Не сделав этого, трансмиссию можно испортить.

От теории к практике

Чтобы авто динамичнее разгонялось, КПП должна позволять двигателю работать ближе к красной зоне шкалы тахометра как можно дольше. Для этого нужно лишь добиться того, чтобы передаточные числа каждой передачи были ближе друг к другу.

Такой тюнинг трансмиссии даст возможность оборотам мотора падать незначительно в моменты переключения вверх.

Сближенные передачи трансмиссии помогут и при переключении на пониженную скорость: даже следуя на приличной скорости, при необходимости, можно смело переключиться «вниз» и ускорить разгон, не раскручивая при этом двигатель до красной зоны тахометра.

Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

Максимальный разгон получится, если шкала тахометра находится в красной зоне

Конструкторы серийных машин обо всём этом знают, но стоковые КПП зачастую имеют «растянутые» передачи. Инженеры подбирают так ряды трансмиссии неслучайно, ведь обычный автомобиль должен удовлетворять массе других требований, кроме как эффектно «выстреливать» с места до заветной «сотни».

Во-первых, такое авто должно уметь уверенно достигать максимальной скорости, заявленной производителем. Для этого высшая передача должна быть довольно «растянутой» и с малым передаточным отношением.

Во-вторых, машина также должна не менее уверенно трогаться, стоя на подъёме, а тут необходимы уже «короткие» низшие передачи.

Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

После тюнинга трансмиссии автомобиль разгоняется гораздо быстрее

Как же быть? Выход есть: тюнинг КПП, при котором под стандартный корпус трансмиссии изготавливаются новые валы и шестерни. Эта работа очень нелёгкая и дорогая.

Однако, для владельцев машин нашего автопрома имеется приятное обстоятельство: в России накоплен немалый опыт таких переделок.

Здесь на помощь автолюбителям пришёл автоспорт, подаривший любителям тюнинга, кроме всего прочего, большое количество различных рядов и главных пар трансмиссии. Всё это, в основном, разрабатывалось для машин ВАЗ с передним приводом.

Несмотря на некоторые различия, тюнинг коробки передач основывается на одной концепции: низшие передачи делаются более «растянутыми», а высшие более «короткими» и сближенными. Такое выстраивание передаточных чисел делает процесс трогания с места более вялым, зато последующее ускорение будет ощутимо вжимать экипаж автомобиля в спинки сидений.

Устанавливая в трансмиссию автомобиля иную «начинку», не стоит забывать, что не каждый ряд в состоянии нормально сопрягаться со стоковой главной парой. Хотя, здесь есть, где разгуляться. В серийный картер КПП устанавливаются тюнинговые пары с такими передаточными числами:

Также можно установить короткую кулису, призванную изменять передаточное отношение в приводе переключения. Такое решение стоит недорого и позволит работать с трансмиссией намного проще.

Есть варианты ещё более экзотические, чем просто замена ряда в коробке передач. За немалые деньги желающим могут собрать настоящую гоночную кулачковую КПП о шести передачах.

Такая трансмиссия позволяет водителю выбирать скорости, не выжимая сцепление, что существенно снижает время разгона. Однако, чтобы ездить с кулачковой КП, необходимо уметь с ней обращаться. Кроме того, это довольно шумный агрегат.

Также бывают и такие коробки передач, не требующие гоночной спецподготовки, но на отечественные авто их не устанавливают.

Устройство кулачковой трансмиссии схоже с традиционной, только в ней вместо косозубых шестерен стоят прямозубые, а вместо зубчатых стоят кулачковые муфты. «Кулачки» призваны обеспечивать высокую скорость выбора передач, но ударные нагрузки быстро приводят их в негодность.

Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

Кулачковая трансмиссия отличается от обычной

Не забываем о сцеплении

Делая тюнинг трансмиссии своего авто, нельзя также забывать о таком важном элементе, как сцепление. Это связующее звено между двигателем и коробкой передач. Существуют такие виды тюнинга сцепления:

  • замена маховика на облегчённый. Такая операция даёт заметный результат при резком наборе скорости. Однако, у этого есть и обратная сторона – нередко бывает, что холостые обороты становятся неустойчивыми.
  • установка керамического сцепления. Такая процедура приводит к сцеплению с двигателем без пробуксовок.
  • одновременная установка облегчённого маховика и керамического сцепления приведёт к долгой, эффективной и стабильной работе сцепления.

Так же, сцепление выполняет роль демпфера, смягчая рывки при выборе передач, резком наборе скорости и при торможении двигателем.

Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

Также необходимо произвести и тюнинг сцепления

Пробуксовкам и заносам – нет

Тюнинг трансмиссии подразумевает и выбор дифференциала. Большинство простых авто отлично обходятся простыми коническими дифференциалами, но на машинах с более чем 120-сильными силовыми агрегатами реализовывать мощь мотора через 2 ведущих колеса не так просто.

Таким образом, появился самоблокирующийся межколёсный дифференциал. От конического он отличается тем, что вращает оба колеса, даже тогда, когда одно колесо буксует. Это решение пришло из спорта, где и двигатели мощнее обычных, и сцепление шин с дорожным покрытием хуже.

Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

Самоблокирующийся межколёсный дифференциал ранее использовался лишь на спортивных автомобилях

Наиболее распространён червячный механизм блокировки, типа Quife. Принцип работы его напоминает действие простого дифференциала, однако, сателлиты тут цилиндрической, а не конической формы и имеют спиралевидные зубья.

Если колёса вращаются с различной частотой, то образующиеся на зубьях сателлитов силы прижимают их торцами к корпусу дифференциала, мешая им провернуться, что и даёт меньшую пробуксовку колёс.

Такое устройство обеспечивает заметное повышение тягового потенциала машины.

Так же, блокировка дифференциала в трансмиссии автомобиля влияет на качество управляемости машины. При входе переднеприводного авто в поворот, обычный конический дифференциал, срывая внутреннее, разгруженное колесо, предотвращает от срыва внешнее, которое занимается поворотом машины. С блокировкой всё иначе: срыв происходит поздне, но резче и одновременно на двух колёсах.

При этом машина стремится ехать прямо, поскольку управляющие силы сорванных колёс стремятся к нулю. Этот режим движения имеет определение сноса передней оси. А как быть при сносе задней оси? Помощь блокировки в такой ситуации трудно переоценить.

Если водитель правильно «словит» авто, повернув руль в сторону заноса, и добавит газу, то машина, имеющая такой дифференциал, выезжает из заноса гораздо охотнее.

В этом материале мы не дали каких-то инструкций по тюнингу КПП, но указали на основные моменты, которые надо знать каждому, кто желает прибегнуть к доработке узлов и агрегатов своего авто. Этот сайт посвящён автолюбителям, поэтому, если вам есть, что добавить к написанному, поделитесь своим опытом в комментарии к статье.

Обучающее видео о роли и устройстве трансмиссии

Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

Многие автолюбители в процессе эксплуатации автомобиля часто ищут возможность дополнительно увеличить мощность двигателя, чтобы улучшить разгонную динамику и ряд других показателей. Другими словами, водители осуществляют тюнинг двигателя.

https://www.youtube.com/watch?v=94iTqT0pVqY\u0026pp=ygVh0KLRjtC90LjQvdCzINC80LXRhdCw0L3QuNGH0LXRgdC60L7QuSDQutC-0YDQvtCx0LrQuCDQv9C10YDQtdC00LDRhzog0YfRgtC-INC90YPQttC90L4g0LfQvdCw0YLRjA%3D%3D

При этом подобное решение обычно считается основным для того, чтобы добиться заметного улучшения динамических качеств и показателей. Сразу отметим, на самом деле это не совсем так. Дело в том, что явных улучшений позволяет добиться и тюнинг коробки передач.

Коробка МКПП: особенности

Итак, дословно МКПП — механическая коробка переключения передач. Также данный тип трансмиссии называется просто коробка — механика или ручная коробка передач, механическая КПП и т.д.

Основным отличием от других типов трансмиссии (как правило, автоматических) является то, что на МКПП водитель самостоятельно выбирает и переключает передачи в соответствии с оборотами двигателя, нагрузками на ДВС, условиями движения и рядом других факторов.

Если иначе, механическая коробка переключения передач МКПП — агрегат, который предназначен для ступенчатого изменения передаточного отношения, причем переключение передачи осуществляется водителем вручную.

Общее назначение любой коробки (как МКПП, так и других типов трансмиссий) заключается в преобразовании крутящего момента. Такая необходимость обусловлена тем, что ДВС имеет ограниченный диапазон оборотов, который оказывается более узким по сравнению с тем диапазоном, в котором на практике могут вращаться колеса автомобиля.

Также двигатель развивает крутящий момент и максимальную мощность на разных оборотах, (максимум крутящего момента обычно доступен на средних оборотах, тогда как максимальная мощность достигается на высоких оборотах).

Например, рабочий диапазон мотора составляет 6 тыс. об/мин, при этом обороты макс. крутящего момента составляют 3 тыс. об/мин, а максимальной мощности 5900-6000 тыс. об/мин. Так вот, трансмиссия позволяет двигателю работать в оптимальных условиях применительно к постоянно меняющимся условиям движения.

На автомобиле с механической трансмиссии изменение ступеней (скоростей, передач, имеющих разное передаточное число), необходимо выполнять самостоятельно. При этом выделяют высокие и низкие передачи (повышенные и пониженные).

  • Низкие передачи (пониженные) нужны для старта и последующего разгона, при движении с малой скоростью, а также при езде, когда автомобиль испытывает нагрузки (например, буксировка прицепа) преодолевает затяжные подъемы, препятствия и т.д.
Читайте также:  Что делать, если загорелся «чек» двигателя: возможные причины

В этом случае передаточное отношение низких передач подобрано так, чтобы двигатель «выдавал» высокий крутящий момент на средних оборотах. При этом машина не сможет набрать высокую скорость даже при учете того, что двигатель будет раскручен до высоких оборотов.

  • Что касается высоких передач (повышенных), для движения с высокой скоростью нужно обеспечить более высокую частоту вращения колес при одновременном удержании оборотов двигателя в среднем диапазоне. Также для поддержания набранной скорости и увеличения скорости необходима мощность двигателя, которая достигается на более высоких оборотах.

Высшие передачи имеют меньшие передаточные числа по сравнению с низкими передачами, что позволяет автомобилю двигаться быстро даже на средних оборотах и ускоряться вплоть до достижения максимальных оборотов.

При этом на повышенных передачах машина не может двигаться с невысокой скоростью (для каждой передачи существует условный минимум скорости и оборотов, при которой на выбранной ступени мотор еще не глохнет). Также на высоких передачах авто не способно трогаться с места и т.д., так как двигатель не способен «выдать» нужный крутящий момент.

Так вот, в случае с МКПП в салоне имеется переключатель скоростей в машине. В отличие от селектора АКПП, называется данный элемент рычаг КПП, ручка КПП и т.д. Также в машинах с такой коробкой кроме педалей газа и тормоза присутствует педаль сцепления.

Перед включением каждой передачи водитель сначала выжимает сцепление, затем выбирает нужную передачу и переводит рычаг КПП в положение включения данной передачи. Затем педаль сцепления можно отпустить.

Если сравнивать МКПП с автоматическими КПП, именно первый вариант дает полный контроль над автомобилем. Водитель может раскручивать двигатель до максимальных оборотов, активно применять различные приемы (например, торможение двигателем и коробкой), удерживать силовую установку в диапазоне необходимых оборотов, переключаться через одну или две ступени как «вверх», так и «вниз» и т.д.

МКПП, что где находится? Когда выжимать сцепление? Как выжимать сцепление?

Механика отличается от автомата тем, что имеет 3 педали и характерный рычаг переключения передач. Педали расположены всегда в абсолютно одинаковом порядке на всех автомобилях с механической коробкой.

Автомобиль с механической коробкой. Как расположены педали?

Самая левая педаль – сцепление. Нажимает на эту педаль только левая нога. Большая ошибка учеников, когда они постоянно держат ногу над педалью сцепления. Фактически, нам надо в нужный момент нажать-«выжать» сцепление, переключить передачу и отставить ногу левее, чтобы она спокойно себе отдыхала.

https://www.youtube.com/watch?v=94iTqT0pVqY\u0026pp=YAHIAQE%3D

Термин «выжать сцепление» обозначает нажать на педаль сцепления. Сцепление надо выжимать полностью, до упора (именно поэтому сидение должно быть настроено правильно, у нас есть об этом видео — урок).

Правая нога у нас работает двумя педалями: газом и тормозом. Всегда средняя педаль на механике — это тормоз, а крайняя правая – газ.

Самым оптимальным вариантом езды на механике, особенно для учеников, будет постоянная работа педалями, то газом, то тормозом.

Замечено следующее, что если ученик на уроках вождения начинает работать только одной педалью (тормозит двигателем, не переносит ногу), то есть большая вероятность перепутать педали.

  Что такое система контроля давления в шинах (TPMS)

Сцепление. Когда и как выжимать сцепление?

Сцепление в автомобиле отвечает за отсоединение колес от двигателя (если очень упрощенно). Кто не смотрел видео «Сказка для начинающих» — советую посмотреть. Там в очень упрощенной и легкой форме рассказано о механической коробки переключения передач без использования сложных и не побоюсь этого слова «нудных» терминов. Но сам принцип работы автомобиля с МКПП Вы обязательно поймете.

Работу самой педали сцепления лучше отработать на уроках вождения с автоинструктором. Именно от работы сцепления, от того, как левая нога научится придерживать педаль в нужный момент, будет зависить Ваш дальнейший самостоятельный водительский путь.

Когда надо выжимать сцепление? Сцепление надо выжимать:

1. Для переключения передач, т.е. сначала выжимаем сцепление, затем включаем нужную передачу.

2. Для того, чтобы машина не заглохла, когда мы ее останавливаем до полной остановки, а включена любая передача. Машина не заглохнет только если она на нейтральной передачи, при всех остальных передачах – без выжатого сцепления двигатель перестанет работать.

При переключении передач в движении очень важно полностью выжимать сцепление. Ваш автоинструктор на первом уроке вождения должен рассказать Вам это, а в дальнейшем следить, чтобы Вы это делали самостоятельно.

Иногда к нам приходят девочки после обучения в автошколе, за которых ездил автоинструктор. Именно он выжимал сцепление, тормозил, при этом сама ученица думала, что это она так отлично ездит на механике сама.

Как мы выжимаем сцепление?

Мне нравятся «советчики» — инструкторы, которые начинают рассказывать, что сцепление надо выжимать, чтобы нога стояла на пятке на коврике, второй вариант – скользила по коврику… Нет, честно, очень нравятся… С их 45 размером, можно и на пятке стоять и скользить… что хочешь… Скажу Вам так, Вы будете выжимать сцепление, как собственно и нажимать на другие педали, исключительно так, как подстроитесь к этой конкретной машине. У всех автомобилей разная глубина и высота педалей, а у нас у всех разный не только размер, но и длина ног… Поэтому, здесь очень индивидуально, и никакие правила не работают. Единственным правилом можно считать то, что педаль (любую) надо нажимать не пальцами ноги, а подушечками ступни. В этом случае мы будем хорошо чувствовать педали, нога не слетит, и будем контролировать силу нажатия.

Есть прекрасная новость для женщин (пусть меня только не забросают камнями инструкторы мужчины). Ездить на каблуках можно! И даже иногда, это получается лучше, чем на плоском ходу, особенно если педали машины расположены высоко, а у Вас 35-36 размер ноги.

Какие каблуки пока (на момент обучения и первые несколько месяцев) противопоказаны? Шпильки! Они пока не желательны, ведь могут застрять в коврике и иногда неудачно попадают под педаль. Все остальные каблуки – не противопоказание. Здесь для женщин важно другое (для мужчин тоже): мягкая и гибкая подошва – оптимальный вариант для обуви в период обучения.

Потом Вы поймете, что даже меняя одни туфли на другие, педали вы будете чувствовать по-другому и нажатия будут отличаться. С обувью определились.

Плюсы и минусы МКПП

На фоне других типов трансмиссий следует выделить ряд преимуществ коробки МКПП по сравнению с аналогами. Прежде всего, конструкция дешевая, простая, вполне ремонтопригодная и надежная.

https://www.youtube.com/watch?v=c_6_Hw7Lr_8\u0026pp=ygVh0KLRjtC90LjQvdCzINC80LXRhdCw0L3QuNGH0LXRgdC60L7QuSDQutC-0YDQvtCx0LrQuCDQv9C10YDQtdC00LDRhzog0YfRgtC-INC90YPQttC90L4g0LfQvdCw0YLRjA%3D%3D

Машины с МКПП изначально дешевле, также «механика» не требует дорогостоящего обслуживания в процессе эксплуатации. Данный агрегат имеет небольшое количество трансмиссионного масла (зачастую, 2-3 литра), саму смазку нужно менять каждые 60 тыс. км.

При этом ресурс при должном уходе и соблюдении правил эксплуатации вполне может доходить до отметки в 250-300 тыс. км и выше. Еще можно добавить, что на водителя не накладываются особые ограничения в рамках эксплуатации авто с МКПП.

Машину можно , свободно буксировать автомобиль без вывешивания ведущих колес, буксировать прицеп и другие авто, подвергать трансмиссию различным нагрузкам (буксовать, преодолевать препятствия на дороге и т.д.).

Рекомендуем также прочитать статью о том, что лучше, МКПП или АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какая коробка передач лучше, «механика» или «автомат», а также в каком случае лучше остановить свой выбор на том или ином типе трансмиссии.

Единственное, из строя при повышенных нагрузках может выходить сцепление, ресурс которого обычно составляет 100-150 тыс. км., а также иногда возникают проблемы с кулисой и отдельными элементами.

  • Теперь о минусах «механики». Прежде всего, МКПП предполагает прямое управление всеми процессами самим водителем. На практике это создает определенные неудобства, особенно для новичков.

Также при езде на механике водитель постоянно отвлекается на переключение передач, необходимо правильно подбирать ступень с поправкой на различные дорожные условия и т.д. В результате даже опытные автолюбители допускают ошибки, что приводит к преждевременным поломкам МКПП, усиленному износу трансмиссии и двигателя, а также в отдельных случаях к ДТП.

Тюнинг трансмиссии: для чего нужен

Начнем с того, что комплексный тюнинг автомобиля не может быть ограничен «прокачкой» только двигателя.

Прежде всего, общий объем доработок будет зависеть от того, насколько сильно увеличивается крутящий момент и мощность ДВС.

Как правило, если производительность силовой установки возрастает на 25-30% и более, изменений и доработок также потребует трансмиссия, ходовая часть, тормозная система и т.д.

Что касается КПП, после форсирования двигателя (с установкой турбонаддува или без него) или свапа мотора на более мощный, стандартная коробка передач на многих авто может попросту не выдержать увеличившийся крутящий момент. Даже с учетом того, что производитель закладывает запас прочности в трансмиссию, этого может быть недостаточно. Результат — быстрый выход «стоковой» коробки передач из строя.

  • Идем далее. Даже если учесть, что коробка достаточно выносливая, все равно необходимы модификации с учетом изменившихся показателей двигателя. В рамках тюнинга КПП главной задачей является оптимизации передаточных чисел, то есть «подгонка» коробки под конкретный двигатель.

Чтобы было понятно, простыми словами, каждая КПП рассчитывается таким образом, чтобы ДВС и трансмиссия работали в оптимальных режимах.

Читайте также:  Передаточные числа КПП: что такое передаточное число

Управление механической коробкой передач при активном разгоне простое.

В двух словах, нужно последовательно осуществлять переключения, повышая передачу на каждом скоростном интервале в момент, когда стрелка тахометра находится в диапазоне оборотов максимальной мощности.

Механические коробки передач способны обеспечить переключение между различными «скоростями» посредством перемещения рычага КПП, а также выжима педали сцепления. Преобразование крутящего момента от ДВС осуществляется благодаря ступенчатому переходу с «низших» на «высшие» передачи. Также на данной КПП можно «перескакивать» через ступени, то есть после 2-й передачи сразу включить 4-ю и т.д.

При этом для наилучшего разгона важно, чтобы двигатель всегда работал в оптимальном режиме. Если же, например, поставить более оборотистый и мощный мотор, в этом случае со стандартной коробкой такой двигатель не сможет полноценно и эффективно раскрыть весь свой потенциал.

  • Так вот, чтобы сократить время разгона, нужно, чтобы трансмиссия позволяла мотору на разных передачах быстро и плавно выходить на обороты максимальной мощности (высокие «мощностные» обороты) без потерь в скорости движения ТС. Как правило, на МКПП для гражданских авто низшие передачи «короче», а высшие передачи делаются «длинными», что оптимально для повседневной эксплуатации в обычных условиях.

При этом спортивный стиль езды на машине, где стоит форсированный двигатель в паре со стандартной КПП, может доставить водителю немало сложностей и проблем. Причина-соотношение передаточных чисел стандартной МКПП обычно имеет большие зазоры между соседними ступенями.

https://www.youtube.com/watch?v=c_6_Hw7Lr_8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Также низкие передачи оказываются слишком «короткими», что не позволяет водителю получить достаточно тяги на выбранной передаче, удерживать мотор на высоких оборотах и двигаться с нужной скоростью без переключения на повышенную. Если просто, на «стоковой» КПП с мощным мотором, например, на 1-й и второй передаче обороты очень быстро поднимутся, при этом двигатель так и не успеет выйти на оптимальный режим.

С одной стороны, водитель может активно работать со сцеплением, плавно отпуская педаль при переходе на каждую повышенную передачу.

Это позволит двигателю и коробке плавно продолжить работу при смене передачи, причем также удастся свести к минимуму потери по оборотам при переходе на высшую ступень.

Однако на практике даже указанные способы не дают такой эффективности по сравнению с тем, чего позволяет добиться тюнинг механической коробки передач.

Тюнинг МКПП: особенности модернизации и доработки коробки передач

Итак, тюнинг механической коробки передач зачастую предполагает установку модернизированных компонентов в уже имеющийся корпус КПП. При этом в зависимости от той или иной задачи, существует множество вариантов (изменяются передаточные числа отдельных передач, увеличивается количество скоростей до 6 или 7 и т.д.).

В любом случае, основным принципом во время тюнинга коробки является следующее:

  • необходимо сделать «низкие» передачи длинными, чтобы автомобиль получил возможность разгоняться плавно без переключений;
  • повышенные передачи, в свою очередь, делаются более «короткими», а также сближаются между собой по передаточным моментам.

Такой тюнинг коробки позволяет сильно изменить поведение и характер автомобиля. Например, уже на второй передаче можно быстро разогнать машину до высокой скорости, при этом обороты по тахометру будут оптимальными, а не в красной зоне.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется тюнинг топливной системы двигателя. Из этой статьи вы узнаете, когда нужен тюнинг системы питания двигателя, а также на какие результаты модно рассчитывать после реализации данной доработки.

Также тюнинговая коробка позволяет сильнее нагружать трансмиссию, резко переходить на пониженную передачу для ускорения во время обгона и маневрирования. Чтобы добиться таких результатов, стандартные шестерни КПП меняются на тюнигованный набор.

Результат — механическая коробка работает эффективнее, выдерживает больше нагрузки и позволяет двигателю полностью раскрыть свой потенциал. Еще отметим, что при тюнинге КПП и правильной реализации проекта даже сравнительно небольшой двигатель по объему и мощности позволяет автомобилю получить выдающиеся динамические характеристики.

Также водитель может рассчитывать на необходимое удобство, процесс управления авто при разгоне упрощается, появляется возможность реализовать различные спортивные приемы.

Еще добавим, что также вместо тюнинга имеющейся коробки ставится другая КПП.

В ряде случаев это также позволяет получить нужный результат, однако свап коробки часто требует дополнительных работ, связанных с креплением агрегата на авто и его синхронизации с двигателем.

Тюнинг механической коробки передач: что нужно знать

Трансмиссия любого, особенно спортивного автомобиля – важнейший механизм реализации динамических характеристик двигателя. Увеличившаяся мощность мотора тяжким бременем ложится на трансмиссию, которая дополнительной нагрузки может и не выдержать.

А как выяснить, на что способна трансмиссия вашего автомобиля? Для этого следует знать ее основной параметр – проходной момент. До тех пор, пока он по величине больше или равен крутящему моменту двигателя, — все в порядке. Незначительное превышение лишь сокращает ресурс коробки.

Но если оно достигает полутора раз, шестерни будут работать практически без запаса прочности и о ресурсе можно вообще забыть. Если же крутящий момент двигателя превышает проходной момент трансмиссии более чем в полтора раза — коробку надо менять или переделывать.

В противном случае есть риск просто «порвать» трансмиссию.

Тюнинг коробки передач

Коробка передач играет в трансмиссии основную роль – даже с относительно слабым мотором машина может быть быстрой благодаря правильно подобранным передаточным числам КПП. Спортивные автомобили отличаются от серийных, в первую очередь, именно коробками передач, а уж потом моторами, кузовами и подвеской.

https://www.youtube.com/watch?v=HQWWkat9-Xc\u0026pp=ygVh0KLRjtC90LjQvdCzINC80LXRhdCw0L3QuNGH0LXRgdC60L7QuSDQutC-0YDQvtCx0LrQuCDQv9C10YDQtdC00LDRhzog0YfRgtC-INC90YPQttC90L4g0LfQvdCw0YLRjA%3D%3D

Для наилучшей разгонной динамики трансмиссия должна позволять мотору как можно дольше работать в „правой“ зоне шкалы тахометра (в промежутке от оборотов максимального момента до оборотов максимальной мощности). Добиться этого несложно: нужно лишь, чтобы передаточные числа каждой из передач были близки друг к другу.

Тогда при переключении „вверх“ обороты упадут не намного, мотор вновь окажется „в моменте“ и сможет резво ускорять автомобиль.

„Близкие“ ступени коробки помогут и при переключении „вниз“: даже на относительно высокой скорости в случае необходимости можно смело включить пониженную передачу и сделать разгон более интенсивным, не рискуя при этом выскочить в красную зону на тахометре.

Конечно, конструкторы серийных автомобилей знают об этом не хуже нас с вами. Но ряды передаточных чисел стандартных коробок нередко имеют огромные „дыры“ между соседними ступенями. Понятно, что инженеры подбирают такой ряд не со зла и не от хорошей жизни. Ведь „гражданский“ автомобиль должен иметь не только приемлемую динамику, но и удовлетворять многим другим требованиям.

Во-первых, он обязан уверенно развивать максимальную скорость, доступную для мотора данной мощности. Для этого передача, на которой он ее достигает, должна быть достаточно „длинной“, с малым передаточным отношением. Во-вторых, автомобиль должен уверенно трогаться с места на крутом подъеме с полной нагрузкой, а для этого требуются „короткие“ низшие передачи.

Что же делать? Выход один: сохранив корпус коробки (его переделка – слишком дорогое удовольствие), заново изготовить оригинальные валы и шестерни. Работа эта чрезвычайно трудоемкая, а потому недешевая. Где-нибудь в Америке на человека, желающего изменить передаточные числа стандартной трансмиссии своего “Мерседеса”, посмотрели бы как на помешанного.

А для владельцев отечественных машин есть одно весьма приятное обстоятельство: в нашей стране опыт подобного рода переделок накоплен, и немалый.

Здесь, как обычно, в авангарде выступили автоспортсмены: для ралли, для кросса и „кольца“ было разработано огромное количество самых разных рядов и главных пар – в первую очередь, для переднеприводных тольяттинских машин.

Несмотря на различия, все тюнинговые ряды строятся, в общем, по одному принципу. Низшие передачи здесь существенно „длиннее“, то есть более скоростные чем у серийных коробок. А высшие – наоборот, „короче“ и ближе друг к другу.

Такой подбор передаточных чисел немного усложняет процесс трогания с места, зато потом поведение автомобиля меняется просто сказочным образом: уже на первой-второй, „выкрутив“ мотор до отсечки, можно разогнаться до скорости, где будут вполне уместны четвертая, пятая и даже шестая передачи! Ничуть не менее интересной становится и быстрая езда.

Например, даже если пятая передача уже „в тонусе“,и обороты достаточно высоки, можно без проблем перейти даже не на четвертую, а сразу на третью ступень и сделать разгон еще более интенсивным.

Устанавливая в коробку новую „начинку“, следует лишь помнить, что не каждый ряд сможет нормально „уживаться“ с серийной главной передачей.

Впрочем, здесь вариантов разработано тоже немало: в стандартный картер можно установить тюнинговые „пары“ с передаточным числом 4,33; 4,5; 4,7; 5,0, и даже 5,125.

А еще можно установить так называемую короткую „кулису“, которая изменяет передаточное отношение привода переключения. Стоит это недорого, зато оперировать коробкой будет куда проще.

А есть ли варианты еще более экстремальные, нежели простая замена ряда? За отдельную и весьма немалую плату желающим соберут самую настоящую гоночную кулачковую „шестиступку“. Такая коробка позволяет гонщикам переключаться без выжима сцепления и существенно сокращает время разгона.

Но чтобы ездить на „кулачке“, одних только денег мало, нужно еще и уметь ей пользоваться. Да и шумит такая трансмиссия сильно- примерно как серийная без масла.

Впрочем, бывают кулачковые коробки, которые не требуют специальных „гоночных“ навыков (правда, на отечественные машины их, к сожалению, не ставят).

В принципе, кулачковая коробка устроена так же, как обычная, только вместо косозубых шестерен – прямозубые, вместо зубчатых муфт – кулачковые, и никаких синхронизаторов – гоночное зацепление. Кулачки обеспечивают высочайшую скорость переключений, но из-за ударных нагрузок быстро скругляются и требуют замены.

Читайте также:  Зил 130

Параметры трансмисии

Основным параметром трансмиссии считается проходной момент. Обязательно всегда необходимо следить, чтобы он по своей величине приравнивался к крутящему моменту или немного преувеличивал его. Если этого не сделать, и крутящий момент будет в полтора раза больше проходного, то, скорее всего Вы просто порвете коробку передач.

Основное, что можно подвергнуть модернизации, это изменить на главной паре передаточный коэффициент и сделать его более высоким. Благодаря этому усиливается динамика, но уменьшается максимальная скорость автомобиля. Если человек не гонщик, и машина ему не для езды по трекам, то снижение показателей скорости не столь важны.

При желании можно усовершенствовать шестерни передач, что отразится на разгоне, и он станет более быстрым.

Выбор сцепления

Еще более внимательно придется отнестись к выбору сцепления. Ведь ему приходится не только передавать мощность от мотора к трансмиссии, но и играть роль демпфера, смягчающего рывки при переключении передач и резком разгоне или, наоборот, торможении двигателем.

Тут, что называется, шаг влево, шаг вправо… Поставишь слабую корзину – неминуема пробуксовка сцепления, а более мощная не будет сглаживать рывки, что приведет к повышенным ударным нагрузкам в трансмиссии и, соответственно, приблизит ее кончину.

Но даже если сцепление подобрано правильно, при агрессивной езде пробуксовка муфты неизбежна, а если вы еще и любитель не сбрасывать газ при манипулировании коробкой… В таких случаях незаменимыми оказываются металлокерамические диски сцепления.

Недостатки чип-тюнинга

Помимо преимуществ существуют и недостатки после перепрошивки АКПП. Если вы некорректно выбрали параметры, которые собираетесь установить на электронный блок, то у авто могут появиться такие проблемы, как:

  1. Пробуксовка на месте.
  2. Снижение темпа разгона.
  3. Масло в коробке постоянно может перегреваться.
  4. Фрикционные диски станут подверженными к ускоренному износу.
  5. Автомобиль будет стоять на месте. Вы никуда не сможете уехать.
  6. Повышение расхода топлива.
  7. Гарантия на обслуживание автомобиля в данном случае не действует.
  8. Составные части АКПП могут деформироваться из-за неправильной работы.
  9. Во время смены передаточного масла могут появиться сильные рывки.
  10. Нагрузка на составные части, элементы и трансмиссию значительно возрастает.

Читать

Вибрация АКПП при включении передачи

Из-за неграмотного тюнинга АКПП могут появиться описанные выше проблемы. Чтобы этого избежать, нужно грамотно подбирать программное обеспечение для перепрошивки, а также производить необходимые манипуляции у грамотного специалиста в автосервисе. Стоит отметить, что при чип-тюнинге АКПП нужно усиливать узлы автомобиля.

https://www.youtube.com/watch?v=HQWWkat9-Xc\u0026pp=YAHIAQE%3D

При внесении изменений в работу АКПП могут появиться некоторые особенности, которые повлияют на трансмиссию и силовую установку. Например, велик шанс того, что может измениться состав выхлопных газов, который отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Если выполнять тюнинг АКПП неправильно, то это может отрицательно сказаться на работе коробки. Также это может привести к тому, что потребуется капитальный ремонт АКПП, если поломка серьезная. Могут появиться и другие серьезные неисправности в работе механизма коробки переключения передач или в самом блоке.

Тюнинг дифференциала

Следующий вопрос – выбор дифференциала. Большинство обычных автомобилей прекрасно ездят с обыкновенными коническими „диферами“. Но прелесть тюнинга как процесса в том и заключается, что его плоды – автомобили совсем не обычные.

И когда появились автомобили с более чем 120-сильными двигателями, стало очевидно, что реализовать такую мощь через два ведущих колеса – далеко не простое дело. Конечно, самый оптимальный выход из этой ситуации – полный привод. Но его использование повлекло бы полную переделку всего автомобиля.

Выход нашли в применении пусть и не столь радикального, зато давно апробированного решения – самоблокирующегося межколесного дифференциала. В отличие от традиционного конического, он продолжает вращать оба колеса даже в случае, когда одно из них находится на скользком покрытии и буксует.

Естественно, что и это решение пришло из спорта – там и моторы помощнее „гражданских“, и условия сцепления шин с покрытием часто похуже, чем на асфальтовых дорогах общего пользования.

Вариантов исполнения блокировки немало, но наибольшее распространение получил червячный механизм типа Quife. Принцип его работы напоминает таковой у обычного дифференциала, но сателлиты здесь не конической, а цилиндрической формы, причем имеют спиральные зубья.

Когда колеса вращаются с сильно различающейся частотой, возникающие на зубьях сателлитов силы прижимают их торцы к корпусу дифференциала и мешают им проворачиваться – это уменьшает пробуксовку колес. Что это дает? Прежде всего, резкое повышение тяговых свойств автомобиля.

Ведь с блокировкой в трансмиссии на скользкой дороге (а с мощным мотором даже сухой асфальт иногда кажется очень скользким) „гребет“ не одно колесо, как в случае со свободным дифференциалом, а сразу оба.

  Двигатель Nissan VQ35DE: характеристики и слабые места

Но этот эффект лежит, так сказать, на поверхности. А у блокировки есть и еще одно свойство, не столь очевидное. Оказывается, она сильно влияет на управляемость автомобиля. Представьте, что будет, если в быстром повороте на мощном переднеприводном автомобиле резко открыть дроссельную заслонку.

Правильно, забуксуют ведущие колеса. Нюанс в том, что обычный конический дифференциал, сорвав внутреннее, разгруженное колесо, защищает от срыва внешнее, которое и „заправляет“ машину в поворот. С блокировкой ситуация другая – срыв наступает пусть и позже, чем со свободным дифференциалом, но происходит гораздо резче и сразу на обоих колесах.

Естественно, автомобиль при этом норовит поехать прямо – управляющие силы на сорванных колесах стремятся к нулю. Такой режим движения называется сносом передней оси.

А если начнется занос задней? Вот здесь помощь блокировки будет очень кстати: когда водитель грамотно „ловит“ машину, поворачивая руль в сторону заноса и увеличивая подачу топлива, автомобиль с таким дифференциалом „отгребается“ куда охотнее.

Качественный тюнинг

Качественный тюнинг направлен на улучшение технических характеристик путём изготовления деталей из более износостойких и продвинутых материалов иногда с изменением их конструкции с целью увеличения надёжности.

Обычно это изготовление суппортов и корпусов сцепления из более высоколегированных и более дорогостоящих сплавов, замена подшипников скольжения (биметаллических втулок) на игольчатые подшипники с вращающейся отсекающей втулкой, встраивание стальных сепараторов в насосы с алюминиевыми ступицами, замена стальных уплотнительных колец тефлоновыми и наоборот, замена бумажных прокладок на полимерные, уплотнительных резинок на силиконовые и полимеры высокого давления, замена фрикционов с картонными накладками на кевлеровые металлокерамические и карболовые, установка дополнительного радиатора охлаждения, поддона увеличенной маслоёмкости. Изготовлением таких деталей занимаются такие фирмы как SONNAX (доработанные узлы и запчасти), ALTO products corp Ray bestos (спортивные фрикционы и стальные диски). К сожалению ассортимент подобных изделий крайне ограничен поэтому очень часто доработки проводят самостоятельно или в кустарных условиях, что не даёт необходимого качества .

Положительный эффект: при правильном расчёте даёт многократное усиление прочности, возможность значительного увеличения мощности двигателя, комфортность езды не ухудшается.

Отрицательный эффект: крайняя дороговизна заводских тюнингованных запчастей (например, комплект кевларовых фрикционов на АКПП стоит от 1 500 до 3 000 $), ошибки в расчётах при переделке конструкций, плохое качество кустарных изделий.

Тюнинг трансмиссии и коробки переключения передач

Трансмиссия – это совокупность всех узлов автомобиля, целью которых является передача крутящего момента от двигателя на колеса.

В большинстве случаев в трансмиссию входит коробка передач, привода и шрусы. Для полноприводных автомобилей сюда можно добавить раздаточную коробку и мосты.

При значительном увеличении мощности двигателя необходимо задуматься об усилении всех узлов трансмиссии.

Однако в этой статье будет рассмотрена модернизация только лишь коробки передач, так как это самый популярный и доступный вид тюнинга трансмиссии.

Коробки передач делятся на 2 типа: механические и автоматические.

Тюнинг механических трансмиссий заключается в установке пар шестеренок, отличных от заводских. Таким образом, изменяя передаточное число в коробке передач, мы изменяем характер поведения автомобиля на дороге. Если устанавливаем короткие передачи, то автомобиль быстрее разгоняется, но теряет в максимальной скорости.

Если же устанавливаем длинные передачи, то теряем в ускорении, но максимальная скорость возрастает. Чтобы было понятнее, можно провести аналогию с горным велосипедом.

Если ведущая шестерня маленькая, а ведомая большая, то велосипед легко разгоняется, если же ситуация обратная, то для разгона требуется значительно больше усилий, однако и максимальная скорость вырастет.

Еще одним узлом коробки передач, который зачастую подвергается тюнингу, является дифференциал. В большинстве серийных автомобилей устанавливается свободный дифференциал, что позволяет автомобилю уверенно преодолевать виражи на высоких скоростях.

Однако при увеличении мощности возникает ситуация, когда при резком старте начинается пробуксовка колес. При свободном дифференциале, если хотя бы одно колесо имеет недостаточное сцепление с дорогой, пробуксовка гарантирована.

В случае установке дифференциала с повышенным трением, либо дифференциала с блокировкой, достаточно, чтобы одно из ведущих колес имело уверенное сцепление с дорогой, пробуксовка сводится к минимуму. Таким образом, данная модификация, обеспечивает более уверенный и быстрый старт с места.

Кроме того, такая доработка, оказывается полезной и на внедорожье и зимой. В случае, когда одно колесо застревает, дифференциал повышенного терния позволяет передать на второе колесо больший вращающий момент, в результате чего автомобиль может выбраться из ловушки без посторонней помощи.

Автоматические трансмиссии имеют отличную от механических конструкцию, поэтому тюнинг таких коробок передач сводится к программной модернизации блока управления.

Тюнинг трансмиссии недешевый и зачастую непростой. Поэтому в большинстве случаев следует обращаться к знающим мастерам.

Запись перемещена в архив

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector