Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такое

В автоматических коробках, разработанных вплоть до начала ХХ века, для остановки деталей планетарных рядов использовался ленточный тормоз. Популярность конструкции определялась простой схемой работы и дешевизной деталей. Но по мере наращивания числа передач в АКПП в качестве тормозов стали использоваться фрикционные пакеты.

Ленточные тормоза также используются в грузоподъемных механизмах или станках и работают без подачи масла в зону трения.

Ленточный тормоз в АКПП связан с гидравлическим цилиндром, который подключен к гидроблоку. При подаче масла под давлением эластичная полоса стягивается и плотно прижимается к барабану, обеспечивая временную блокировку компонентов планетарного редуктора (например, солнечной шестерни либо водила). Таким образом, ленточный тормоз является частью системы автоматического переключения передач.

Узел появился на первых автоматических коробках компаний Ford и GM, которые стали массово использоваться на автомобилях в 50-х гг. прошлого века.

Ленточный тормоз применяется и сейчас в бюджетных коробках с 4 передачами переднего хода. Но чаще используется более прогрессивное решение – фрикционный пакет, обладающий лучшим быстродействием и не требующий периодической регулировки.

Преимущества применения тормоза ленточного типа в АКПП:

отсутствие в АКПП сложного гидравлического механизма для привода ленты.

Но простота конструкции является причиной и ряда недостатков. Поверхностный слой на ленте истирается, что изменяет момент срабатывания. Для корректировки длины на картере АКПП имеется регулировочный винт.

Ленточный тормоз не позволяет плавно изменять скорость остановки барабана. Вибрации, неизбежные при работе двигателя и движении, разрушают посадочное гнездо в корпусе. Привод начинает подклинивать, а для ремонта необходимо менять картер АКПП либо рассверливать канал с установкой втулки.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеТормозная лента АКПП

Лента тормозная фрикционного типа используется не только в АКПП, но и для остановки механизмов (например, лебедок или лифтов). Автомобильные комплектующие различаются по составу материала и рассчитаны на работу в интенсивном режиме. Тормозные ленты лебедок могут иметь различный состав фрикционных накладок, предназначенный для сухой работы.

Пример классификации вальцованных тормозов с лентой сухого трения по российским стандартам:

  1. Модификация ЭМ-К, снабженная накладкой с содержанием латунной стружки. Выдерживает нагрев до +200⁰С и может эксплуатироваться при температуре воздуха до +60⁰С. Коэффициент трения варьируется в пределах от 0,39 до 0,54.
  2. Модификация ЭМ-1. Ленточный тормоз способен работать при давлении не выше 1,5 МПа. Допустимая температура в рабочей зоне составляет +200⁰С, коэффициент трения в интервале от 0,4 до 0,6.
  3. Модификация ЛАТ-2, рассчитанная на нагрев до +300⁰С и работу в механизмах при усилии сжатия до 5 МПа. Фрикционный состав базируется на асбестовой оплетке с армированием латунной проволокой. Коэффициент трения варьируется в пределах от 0,45 до 0,60.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеМодификация ЭМ-К Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеМодификация ЭМ-1 Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеМодификация ЛАТ-2

Ленточный тормоз состоит из эластичной части прямоугольной формы с фрикционным слоем, на концах на заклепках установлены стальные кронштейны. Одну сторону тормоза подвижно ставят на винтовой регулировочный штифт в картере коробки (для корректировки износа).

Противоположный конец ленты прикрепляют без устройства настройки длины к штоку гидроцилиндра. Ленточный тормоз стоит отдельно от масляной ванны, жидкость к приводу подается под давлением насосом.

Соленоиды в гидроблоке распределяют потоки масла, которое попадает в исполнительный цилиндр. При смещении поршня шток натягивает тормоз, который прижимается к рабочей поверхности барабана.

При сбросе давления лента возвращается в исходное положение, снимая блокировку с узлов планетарного редуктора. Благодаря установке компенсационной пружины включение тормоза происходит плавно. Продукты износа остаются в картере АКПП и удаляются при ремонте.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеПринцип крепления и работа тормозной ленты автоматической коробки передач

Ленточные тормоза используются:

  • в автоматических коробках передач;
  • в грузоподъемных механизмах (специальные ленты сухого трения);
  • в обрабатывающем оборудовании, при работе которого требуется временная остановка деталей (функции ленточных тормозов определяются конструкцией и назначением механизмов).

Вне зависимости от оборудования, схема действия сил в ленточном тормозе идентична. Полоса прижимается к цилиндрической поверхности рычагом, электромагнитом, сервомотором или гидравлическим поршнем. Для снижения габаритов привода в станках или лебедках применяют дифференциальные или суммирующие тормоза ленточного типа.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеГрузоподъемные механизмы Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеАКПП

Роль тормозной ленты в АКПП заключается в остановке планетарных рядов при переключении скоростей. При контакте с барабаном поверхность изнашивается, что приводит к падению усилия торможения. В результате появляются толчки при повышении или понижении скоростей либо выборе режима движения.

Для корректировки износа в конструкции крепления ленты имеется регулятор (например, шпилька). Головка корректора может располагаться снаружи картера коробки либо находится внутри.

Место установки и алгоритм регулировки зависят от модели АКПП. Для повышения стойкости к нагреву ленту собирают из нескольких полос либо прорезают канавки для компенсации деформаций.

Алгоритм настройки ленточного тормоза на примере АКПП RL4F03:

  1. Поставить машину на поверхность с небольшим углом наклона и затянуть ручной тормоз.
  2. Убедиться в надежной фиксации автомобиля стояночным тормозом.
  3. Установить на расстоянии 1-1,5 м от колеса в сторону уклона противооткатный упор либо брус толщиной 60-80 мм.
  4. Ослабить стопорную гайку регулятора.
  5. Перевести селектор в нейтральное положение, затянуть регулировочный болт тормозной ленты до упора.
  6. Попросить ассистента отпустить ручной тормоз, а затем ослабить затяжку регулятора до момента начала скатывания автомобиля.
  7. Отвернуть винт на 2-3 оборота, затянуть стопорную гайку.
  8. Проверить работу АКПП. При обнаружении толчков при переключении или плохого наката из-за перетяжки изменить регулировку ленточного тормоза.

Алгоритм регулировки может немного отличаться в зависимости от модели коробки. Например, в Nissan Teana завод предписывает затягивать винт с усилием от 4 до 6 Н*м, а затем отпускать на 2,5 оборота.

Для доступа к головке регулятора потребуется снять стартер двигателя. Завод предписывает проводить регулировку при каждой замене масла в картере АКПП.

Если регулятор установлен внутри картера АКПП, то потребуется слить масло и снять поддон. Процедуру можно совместить с заменой жидкости и установкой нового фильтра. Последовательность регулировки зависит от модели АКПП. В большинстве случаев необходимо отвернуть стопор, а затем затянуть настроечный винт.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеNissan Teana

Перед началом работ необходимо подготовить инструмент. Для затяжки рекомендуется использовать динамометрический ключ. При прикладывании избыточного усилия возможна поломка механизма регулировки ленточного тормоза.

Внешний корректор состоит из шпильки с отверстием под ключ Torx и внешней 6-гранной гайки для защиты от самопроизвольного откручивания. Число оборотов при настройке зависит от модели АКПП и состояния ленты.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеДинамометрический ключ

Причины неправильной работы ленточного тормоза в АКПП:

Чрезмерный износ поверхности, который не удается компенсировать регулировкой. При работе коробки наблюдаются толчки (при выборе передач или переключении режимов селектором). Разрыв ленты или поломка кронштейнов привода, что приводит к отключению части передач и переходу коробки в аварийный режим работы. Заклинивание штока привода ленты из-за износа посадочного гнезда, приводящее к периодическим проблемам при переключении.

Устранить толчки можно путем настройки тормоза. Например, владельцы Nissan Almera Classic и других машин с АКПП старого типа и пробегами более 100 тыс. км часто сталкиваются с плохим переключением скоростей.

Для регулировки ленточной системы используется винт, расположенный под корпусом воздушного фильтра.

Основные проблемы с тормозными лентами – истирание рабочей поверхности, повреждение гидравлического привода или крепления к картеру коробки. Симптомы поломки ленточного тормоза – рывки при повышении или понижении передачи (чаще всего проблемы возникают с 1 и 2 ступенями) либо при переключении селектора из одной позиции в другую.

Возможны поломки, связанные с конструктивными особенностями коробок. Например, в АКПП 4F27E, использовавшейся в автомобилях марки Mazda, возможно затягивание переключения.

Проблема возникает из-за износа направляющего штока для поршня гидравлического привода. Ремонт заключается в частичной разборке коробки и установке в расточенное отверстие втулки.

В коробках AL4 от компании Renault возможен обрыв скобы ленточного тормоза. Обнаружить дефект можно при проведении компьютерной диагностики (тестер покажет код ошибки, указывающий на отказ тормоза барабана).

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такоеАКПП 4F27E АКПП AL4 Да, стирание рабочей поверхности Да, повреждение гидравлического привода или крепления к картеру коробки Да, затягивание переключения Да, поделюсь опытом в х Нет, у меня другой тормоз

Для восстановления работоспособности необходимо демонтировать и разобрать коробку. Куски от кронштейна могут повредить поверхность барабана.

Чтобы самостоятельно поменять тормозную ленту в коробке Ford Focus, необходимо:

  1. Установить автомобиль в гараже и поднять левую переднюю часть для снятия колеса.
  2. Смонтировать страховочные подставки под порогами, открыть капот и отключить батарею от бортовой сети.
  3. Снять аккумулятор и демонтировать кожух воздушного фильтра.
  4. Отвернуть винты крепления площадки для аккумулятора и установить стойку или гидравлический домкрат под картер коробки.
  5. Отвернуть болты крепления подушки силового агрегата со стороны АКПП, вывернуть винт регулировки натяжения ленточного тормоза.
  6. Опустить силовой агрегат до упора, открывая доступ к болтам крепления торцевой крышки.
  7. Демонтировать винты и снять заглушку, которая установлена на слое герметика.
  8. Снять ленту, расположенную вокруг барабана. Полоса устанавливается враспор между штоком цилиндра и регулировочным винтом, дополнительные крепления не предусмотрены.
  9. Установить новую тормозную ленту (оригинальную или от альтернативного поставщика, подобранную по каталогам совместимости запасных частей).
  10. Установить крышку на место, предварительно нанеся слой герметика.
  11. Смонтировать остальные детали, соблюдая момент затяжки болтов.
  12. Отрегулировать натяжение ленты проверить работоспособность АКПП. При обнаружении толчков при переключении провести дополнительную корректировку положения ленты.
Читайте также:  Подключение магнитолы своими руками

По похожей схеме меняется лента и в коробке JF414E, используемой на Datsun On-Do или Mi-Do. При снятии крышки возникают сложности из-за плотной посадки детали. При демонтаже нельзя использовать отвертки или другие предметы, способные повредить сопрягаемые поверхности. При обратной сборке стык между картером и крышкой следует промазать герметиком.

В некоторых коробках (например, FS5A-EL на Mazda) после снятия крышки из картера вытекает около 500 мл масла. Лента находится в глубине АКПП. Для доступа необходимо вынуть пакет фрикционных дисков. После окончания ремонта долить масло и выставить уровень.

АКПП Jatco JF414E FNR5/FS5A-EL Фрикционы

Ленточные тормоза используются в бюджетных коробках передач, обеспечивая мягкое переключение скоростей. Узел требует периодической регулировки, которую владелец может выполнять самостоятельно. В случае поломки ленты требуется частичная разборка коробки, которую можно выполнить в условиях гаража.

Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.

Зачем автоматической коробке нужна тормозная лента

Эволюция автомобиля идёт по многим направлениям. Одно из них – улучшение трансмиссий. И хотя коробки-автоматы – изобретение далеко не новое, хорошие подвижки имеются и на этом фронте.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такое

Конструкторы много лет бились над проблемой рывков автомобиля, оснащённого АКПП, в моменты переключения передач. Результатом их усилий стало внедрение в конструкцию коробки тормозной ленты – именно она в настоящее время ответственна за сглаживание рывков, характерных при автоматической смене передаточного числа.

С каждым годом тормозная лента справляется со своими функциями всё лучше, но её никак нельзя причислить к совершенным с точки зрения надёжности устройствам.

Неправильная регулировка ленты или поломка вследствие износа или других причин – и машина снова начнёт раздражать водителя своими предсказуемыми, но от этого не становящимися привычными толчками.

Но это не единственный минус подобной неприятности, поскольку такое поведение уменьшает ресурс трансмиссии, сказываясь также на долговечности мотора и автомобиля в целом.

Назначение ТЛ

Главная задача коробки-автомат – управление скоростью вращения солнечной/коронной шестерни, а её основное конструктивное преимущество перед механическим аналогом – возможность манипулирования скоростями посредством использования относительного небольшого комплекта фрикционных дисков.

https://www.youtube.com/watch?v=Aga9yEbbjig\u0026pp=ygVe0KLQvtGA0LzQvtC30L3QsNGPINC70LXQvdGC0LAg0JDQmtCf0J86INC00LvRjyDRh9C10LPQviDQvdGD0LbQvdCwINC4INGH0YLQviDRjdGC0L4g0YLQsNC60L7QtQ%3D%3D

Но такой механизм оказался неспособным выполнять переключение передаточного числа без гидротрансформатора, который является своеобразным преобразователем крутящего момента. Именно он в процессе торможения автомобиля при включённой передаче отключает коленвал силового агрегата от коробки, используя гидромуфту.

Помогает гидротрансформатору в его работе тормозная лента, отвечающая при переключении передач в АКПП за кратковременное блокирование работы компонентов планетарного механизма коробки. Если говорить проще, то главная функция ТЛ – сделать так, чтобы переход на другую передачу осуществлялся максимально плавно.

Происходит это благодаря последовательному включению/выключению самой тормозной ленты и сцепления. Этот процесс запускается не произвольно, а по определённому алгоритму. Результатом такой слаженной работы сцепления и ТЛ является перераспределение крутящего момента, передаваемого от двигателя к коробке через планетарный механизм.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такое

Таким образом, тормозную ленту нужно считать компонентой планетарного механизма автоматической трансмиссии, наряду с муфтой свободного хода, фрикционами и другими элементами.

Если натяжение ТЛ отрегулировано с ошибками, при включении задней и первой передач автомобиль будет ощущать сильные рывки, которые, если не вмешиваться, неизбежно скажутся на работоспособности трансмиссии и опосредованно – ДВС.

Вот для чего нужна тормозная лента АКПП, и именно поэтому за её натяжением нужно регулярно следить.

Принцип работы тормозной ленты АКПП

Способ фиксации лентой планетарного механизма во многом схож с механизмом функционирования тормозных башмаков. В момент, когда ТЛ в планетарном механизме отпускается, происходит смягчение рывка, который неизбежен при смене автоматической коробкой передаточного числа.

Происходит это за счёт того, что в результате воздействия ленты на фиксируемый элемент планетарного ряда последнему передаётся вращение, по вектору направления направленное в сторону, противоположную проекции тормозного усилия самой ленты.

И скорость такого взаимодействия очень велика, ведь иначе толчки бы всё равно ощущались.

Один конец ТЛ фиксируется на корпусе коробки, другой крепится на поршне сервопривода, который способен перемещаться, осуществляя натяжение или ослабление тормозной ленты.

Происходит это так: при переключении селекторной передачи в полость включения начинает поступать трансмиссионная жидкость, под воздействием которой поршень начинает двигаться. Как только произойдёт зажатие ТЛ, элементы планетарного ряда стопорятся (механизм этого процесса мы описали выше). Такая блокировка длится ровно столько, сколько необходимо для сглаживания рывка.

После завершения переключения передачи возникает потребность в разблокировке барабана планетарного механизма.

В этот момент открывается отверстие полости отключения сервопривода, а трансмиссионное масло, поступающее в полость, понижает его уровень в противоположной полости, в результате чего лента начинает ослабляться.

Когда под действие пружины поршень принимает исходное положение, ТЛ также переходит в полностью свободное состояние.

Особенности эксплуатации АКПП с тормозной лентой

ТЛ представляет собой комбинацию эластичных полосок, изготавливаемых из металлического справа, характеризующегося высокой гибкостью и отличными показателями противодействия истираемости и прочности на разрывное усилие. Снаружи на металл наносится фрикционное покрытие, по аналогии с тормозными колодками, для улучшения сцепных свойств ленты.

Но каким бы прочным и износостойким не был материал тормозного механизма, в результате частых подтормаживаний он неизбежно изнашивается, причем утоньшается как фрикционный, так и металлический слой.

Поэтому с определённой регулярностью необходимо выполнять операцию замены ТЛ. При покупке новой обращайте внимание на наличие в комплекте натяжных болтов – их тоже желательно заменить.

Конструктивно болты могут устанавливаться как снаружи корпуса коробки, так и внутри, в зависимости от модели АКПП.

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такое

Плюсом внутреннего расположения можно назвать защиту головки болта от загрязнений и разрушительного воздействия влаги. Не менее весомое достоинство внешнего расположения – возможность осуществления натяжения ленты с целью корректирования её регулировки без необходимости демонтажа кожуха. Это существенно упрощает проведение данной процедуры.

Отметим, что любые работы, связанные с ремонтом или техобслуживанием автоматической трансмиссии, требуют обязательного совершения регулировки тормозного механизма.

Впрочем, автопроизводители рекомендуют выполнять эту операцию и после замены трансмиссионного масла, и даже при доливке жидкости.

Крутить регулировочный болт придётся и в том случае, когда машина начинает заметно дёргаться при переходе на другую передачу, если ранее за ней такого не наблюдалось.

Неисправности, связанные с тормозной лентой

Если вы заметили признаки неправильного функционирования системы торможения планетарной передачи, необходимо выяснить причину этого явления. Приводим перечень самых распространённых неисправностей ТЛ:

  • износ фрикционного слоя. Если он существенный, происходит частичное блокирование планетарного механизма, что будет сопровождать рывками при изменении передаточного числа, а также звуками скрежета, идущими со стороны трансмиссии;
  • износ/порыв поршневого манжета, при котором поршень перестаёт двигаться, а вместе с ним не реагирует на переключения передач и тормозная лента. Итог – ощутимые толчки при переходах на высшую/низшую передачу;
  • поломка (механическая) штока поршня. В результате при последующей эксплуатации коробки обломки стержня могут проникнуть в подвижные узлы трансмиссии, что приведёт к их ускоренному износу. Такая неисправность обычно проявляется потемнением трансмиссионного масла из-за его насыщения мельчайшими частичками металлической стружки. Если продолжать двигаться, существует высокий риск поломки АКПП, что приведёт к необходимости выполнения дорогостоящего капремонта;
  • нечасто, но встречается ситуация, связанная с подклиниванием лентой подвижных элементов трансмиссии. Как правило, такие случаи связаны с загрязнением первой (открывающей) полости сервопривода, хотя причиной подклинивания может быть и механический износ пружины. Такая серьёзная поломка может обездвижить машину. В лучшем случае пропадёт возможность двигаться в реверсном направлении.

Особенности регулировки ТЛ

Задача обслуживания автоматической коробки (в частности, тормозного механизма) заключается в регулярной проверке величины зазора между лентой и барабаном.

Регулировка зазора производится посредством системы рычагов, изменяющих расстояние между элементами фиксирующего устройства.

Для этих целей имеется регулировочный винт, который в некоторых моделях автоматической коробки заменён на шпильку.

https://www.youtube.com/watch?v=Aga9yEbbjig\u0026pp=YAHIAQE%3D

Затяжка шпильки должна осуществляться контролируемо, с использованием динамометрического инструмента. О рекомендуемом прикладываемом усилии можно узнать из пользовательского руководства – как правила, различия в зависимости от модели в абсолютном выражении невелики.

При закручивании винта в ту или иную сторону он воздействует на упор, изменяя его пространственное положение. А уже упор воздействует на механизм крепления ленты, который, как известно, зафиксирован на корпусе коробки. Если регулировочный винт находится с внутренней стороны трансмиссии, придётся демонтировать масляный поддон трансмиссии.

  Как быть, когда автоматическая КПП «пинается» при торможении

Существуют варианты автоматических КПП, у которых регулировка величины зазора осуществляется при помощи штоков. В этом случае потребуется разборка узла и замена штока на элемент нужной длины. Обычно автопроизводители предлагают наборы таких штоков, у которых длина разливается на определённый шаг, то есть регулировочный процесс имеет дискретный характер.

Проверка зазора должна осуществляться в рекомендованные производителем сроки, или же если возникают подозрения по поводу неадекватной работы тормозного устройства. Обычно процедура замены масла в автоматической коробке требует демонтажа поддона, и это прекрасная возможность выполнить внеплановую диагностику зазора с его корректировкой в случае несоответствия номинальным размерам.

Читайте также:  Дизельный двигатель внутреннего сгорания

Тормозная лента АКПП: для чего нужна и что это такое

Не рекомендуется натягивать ТЛ больше, чем нужно, а также затягивать регулировочный винт усилием, большим рекомендованного – это ускорит износ узлов АКПП, включая фиксирующий механизм.

Что учитывать при самостоятельном натяжении ленты

Выполняя затяжку регулировочного винта динамометрическим ключом, можно столкнуться со следующими проблемами:

  • нет в наличии ключа необходимого номинала;
  • имеющийся ключ давно не проверялся, поэтому имеются сомнения в его точности срабатывания;
  • необходимый для затяжки момент не получается уловить в силу причин субъективного характера.

Поэтому нужно уметь выполнять натяжку без использования динамометрического инструмента. Приводим алгоритм осуществления такой регулировки:

  • устанавливаем машину на уклоне с небольшим градиентом;
  • фиксируем колёса стояночным тормозом;
  • дополнительно устанавливаем под одно из колёс механический упор и проверяем, сможет ли он удержать авто при незатянутом ручнике;
  • опять затягиваем ручной тормоз;
  • кладём стопор в нескольких сантиметрах от покрышки;
  • желательно наличие напарника, который будет следить за состоянием автомобиля и сообщать, когда он начнёт движении при осуществлении регулировки;
  • ослабляем ключом контргайку – это позволит проворачивать регулировочный винт;
  • затягиваем винт, пока он не начнёт упираться;
  • снимаем машину с ручника, но так, чтобы она не трогалась с места;
  • начинаем аккуратно ослаблять винт до тех пор, пока авто не сдвинется;
  • затягиваем его на несколько (2-3) оборотов. Это количество может различаться в зависимости от модели трансмиссии. Определять его нужно экспериментальным путём. Если авто всё ещё дёргается, подтягиваем винт еще на оборот, выполняем эти итерации до получения удовлетворительного результата.

Как видим, ничего сложного, однако трудоёмкость метода в разы выше, чем при использовании динамометрического ключа. Разумеется, о ювелирной точности регулировки здесь тоже говорить не приходится.

Осуществление самостоятельной замены тормозной ленты осуществляется в такой последовательности:

  • поддомкрачиваем автомашину;
  • демонтируем колесо со стороны трансмиссии;
  • снимаем АКБ, а также воздушный фильтр, если он машете доступу к коробке;
  • устанавливаем домкрат под дно АКПП и приподнимаем её;
  • демонтируем подушку крепления коробки;
  • начинаем медленно и осторожно опускать трансмиссию, следя за тем, чтобы эта процедура не сопровождалась сторонними шумами;
  • отвинчиваем болты крышки и получаем доступ к фиксирующему механизму;
  • откручиваем износившуюся ленту и устанавливаем новую;
  • при закрытии крышки садим её на герметик;
  • выполняем все операции в обратном порядке;
  • осуществляем регулировку натяжения ТЛ одним из доступных способов;
  • проверяем, как ведёт себя машина в дорожных условиях. Вне зависимости от режима езды никаких толчков ощущаться не должно.

Если заменённая лента износилась значительно быстрее, чем положено, рекомендуется приступить к поиску причин, почему это произошло. Чаще всего виновником является неправильно функционирующий сервопривод, из-за чего планетарный механизм подтормаживается в ослабленном состоянии ленты.

Тормозная Лента АКПП: Порядок Регулировки и Тонкости Натяжения, Принцип Действия и Схема Работы, Устранение Неисправностей, Как Заменить

Коробка автомат (АКПП) — простой в эксплуатации и управлении, однако в тоже время достаточно сложный агрегат в устройстве автоматической трансмиссии автомобиля. Гидромеханическая АКПП устроена на основе планетарного редуктора.

Основные составляющие планетарного механизма: солнечная шестерня, сателлит, водило и коронная шестерня. Также отдельным элементом является гидротрансформатор.

https://www.youtube.com/watch?v=so7TyPW4DzQ\u0026pp=ygVe0KLQvtGA0LzQvtC30L3QsNGPINC70LXQvdGC0LAg0JDQmtCf0J86INC00LvRjyDRh9C10LPQviDQvdGD0LbQvdCwINC4INGH0YLQviDRjdGC0L4g0YLQsNC60L7QtQ%3D%3D

В этой статье мы рассмотрим, что такое тормозная лента АКПП, для чего нужен данный элемент в устройстве коробки автомат, а также в каких случаях и почему нужно регулировать тормозную ленту АКПП.

Назначение тормозной ленты

Многие начинающие водители меня спрашивают для чего нужна тормозная лента в АКПП. Ленточный тормоз фиксирует планетарный механизм АКПП. Происходит самозажатие. А после – лента расслабляется. Благодаря этому действию автовладелец при переключении скоростей машины не чувствует толчки, во время смещения одной шестерни на другую.

  Стук клапанов двигателя: Основные причины и последствия

Внимание! Если ТЛ в АКПП будет отрегулирована с ошибками, то водитель при переключении на первую скорость и заднюю передачу будет чувствовать сильный рывок. А продолжительное неправильное действие тормозной ленты приведет к выходу из строя двигателя и АКПП.

А вы знаете, как работает ТЛ АКПП и как ее настраивать? Пишите в х.

Вначале посмотрим, где она располагается.

  • один конец ленты соединен с корпусом автомат;
  • другой конец – с поршнем сервопривода.

Вся процедура зажатия проводится силой давления, которое создает трансмиссионная жидкость.

  1. Барабан планетарной передачи находится в блокировке при зажатии. Последнее происходит за счет поршня сервопривода. Его толкает масло, и он зажимает ленту.
  2. Планетарный ряд останавливается на доли секунды.
  3. Смазывающая жидкость поступает в полость выключения. Далее происходит отпускание, при котором барабан начинает движение в другую сторону относительно тормозного воздействия.
  4. В это же время происходит переключение передач. Так как детали планетарного ряда, который сдерживал тормозной механизм, сообщается вращение в другую сторону.
  5. Поршень возвращается обратно в свое постоянное местоположение, а тормозная лента освобождается. Весть этот процесс происходит в доли секунды.

Читать Замена масла в АКПП Mitsubishi Lancer 10

ТЛ в АКПП имеет малые размеры и небольшую ширину, но способна удерживать механизмы в несколько раз больше ее. А вы знаете, какие разновидности ТЛ АКПП существуют?

Принцип действия фрикционов

Пакет фрикционов состоит из частей, показанных на рис. 14. Входной крутящий момент передаётся с барабана (drum) на ведущие диски. Ведомые диски поддерживаются втулкой (hub), которая передаёт выходной крутящий момент. Поршень (piston) приводится в действие давлением масла.

Двигаясь под давлением масла вправо (по рисунку), поршень посредством конического диска (dished plate) плотно прижимает ведущие диски пакета к ведомым. Заставляя их вращаться как единое целое и осуществляя передачу крутящего момента от барабана к втулке.

Как только давление масла падает, поршень под действием возвратной пружины (return spring) перемещается влево, ведущие и ведомые диски разжимаются, крутящий момент через пакет больше не передаётся.

Даже когда фрикцион выключен, в барабане, который вращается с большой скоростью, масло, оставшееся между барабаном и втулкой, отбрасывается под действием центробежной силы к внутренней стенке барабана.

Вследствие этого возникает остаточное давление масла, которое прикладывается к поршню, вынуждая его к перемещению и подвключению фрикциона. Это приводит к преждевременному износу дисков и прочим неприятностям.

Существуют 2 метода устранения подобного явления (рис. 15).

Метод 1

Используется контрольный шарик (check ball).

Когда давления масла под поршнем нет (фрикцион выключен), центробежная сила вынуждает шарик переместиться со своего седла (по рисунку — влево), освобождая отверстие, через которое оставшееся в барабане масло вытекает из полости между поршнем и барабаном наружу. Когда в эту полость подаётся масло (фрикцион включается), его давление превышает центробежную силу и шарик под давлением масла возвращается на своё седло. Перекрывая отверстие для вытекания масла наружу.

Метод 2

Масло из полости между поршнем и барабаном вытекает наружу через отверстие (orifice). Воздух в эту полость поступает через секцию с контрольным шариком, которая ближе к оси вращения барабана.

При таком способе при включении фрикциона всегда будет небольшая утечка масла.

Но, поскольку масляный насос поддерживает постоянное давление масла в гидравлической системе, такая утечка не является проблемой.

Разновидности тормозных лент

А вы знаете, что существует три типа ленточного тормоза. Эти виды даны в таблице, а также их характеристики.

Тип ЛТ Характеристика
ЛАТ 2 Эта лента будет работать при давлении не более 5 МПа. Выдерживает температуру трения до 350 градусов. Используется в тропических странах.
ЭМ-К Эта лента будет работать при давлении не более 3 МПа. Выдерживает температуру трения до 250 градусов. Используется в странах с сухим климатом.
ЭМ-1 Этот тип используется в различных странах. Температурные характеристики – от – 60 до + 250. Это вальцованный тип ленты.

Ленточный тормоз для АКПП состоит из эластичных полосок. Они изготавливаются на заводе производителе и проходят жесткие испытания. К таким тестам относятся:

  Как расточить головку и блок цилиндров в домашних условиях?

  • испытание на разрыв. Определяется прочность и надежность;
  • тест на гибкость;
  • на противодействие стираемости.

Только пройдя все эти тестирования на «отлично», ленточный тормоз может быть допущена к установке на автомат.

Но какой бы она ни была прочной или сделана из гибкого и нестираемого сплава металлов, при неправильном эксплуатировании АКПП, ТЛ быстро придет в негодность.

Суммирующий

Устройство представлено двумя концами ленты, соединенными со стопором для торможения с той стороны, где находится вращающаяся ось.

Плечи или длины рычагов, на которые действует сила, соразмерны оси движения. Они бывают как разными, так и равными по величине.

Читайте также:  Как снять форсунки с двигателя своими руками

Если сделаны равные плечи, то такой показатель, как тормозной момент, совершенно не зависит от того, в каком направлении вращается шкив.

Суммирующий ленточный тормоз чаще всего применяют в устройствах, где нужен стабильный фиксирующий момент при обратном и прямом вращении вала. Например, в промышленных машинах, где происходит передвижение поворота. Для создания определенного момента торможения в этом виде устройства необходима большая сила, чем в самом простом ленточном тормозе.

Эксплуатация АКПП с тормозной лентой

Эксплуатация ТЛ на автоматической коробке передач постепенно изнашивает механизм. Если водитель любит гонять в городских условиях, значит, ему приходится часто тормозить на перекрестках, пешеходных переходах. Частые подтормаживания приведут к быстрому износу фрикционного и металлического слоя.

Читать

Как самостоятельно пересесть с автоматической коробки на механику

Если вы будете покупать новую ленту, то обратите внимание на наличие болтов в комплекте. Обычно они продаются вместе с ТЛ. Эти винты тоже желательно заменять вместе механизмом торможения переключения передач.

Внимание! Головки болтов защищены от коррозии и любого воздействия влаги. С помощью одного из болтов комплекта водитель может регулировать натяжение ТЛ. Это облегчает работу, так как не нужно лезть в сам автомат и демонтировать кожух.

А вы когда-нибудь самостоятельно заменяли или регулировали ТЛ в АКПП? Напишите в х.

Обычно все эти работы по регулировке и замене ТЛ проводятся после смены трансмиссионной жидкости или после доливки масла в АКПП. Как бы вам не хотелось, но крутить болт регулировки ТЛ придется, чтобы автомобиль не дергался при смене скоростей. Для вашего комфорта.

Что это такое

Во время спуско-подъемных операций, которые выполняет буровая лебедка, на газовых и нефтяных скважинах используется такое устройство, как ленточный тормоз. Он выглядит как упругая стальная полоса, которая огибает тормозной шкив.

Конструкция прибора очень проста и представляет собой ленту для торможения с фрикционными колодками, закрепленными на станине, рычаг на коленчатом валу и пневматический цилиндр.

Последний элемент начинает работу в то время, когда наибольшее усилие бурильщика составляет больше 250 Н.

Лента сообщается с набегающим краем, закрепленным на станине. Другой конец пропущен через тягу и идет к тормозному рычагу. При натяжении ленты он притягивается к движущемуся шкиву и происходит торможение.

Некоторые конструкции предполагают применение внутренних лент. В этом случае при торможении лента наоборот разжимается.

Когда тормоз подъемного механизма полностью разомкнут, процесс торможения выполняется с помощью нажатия специальной пружины, которая натягивается на рычаг с педалью.

Признаки износа тормозной ленты

Если ТЛ АКПП коробки изношена, то вы будете наблюдать следующие симптомы:

  Коробка передач скоростная 5 ступенчатая ПАЗ 3206, 4230

  • скрежет и рывки говорят об разрушении фрикционного слоя. В этом случае не происходит полного зажатия и блокирования планетарного ряда;
  • рывки после каждого переключения скоростей или смены положения кулисы селектора передач с «Движение вперед» на «Движение назад», или наоборот. Эти симптомы говорят о разрушении манжеты поршня сервопривода;
  • если повреждается шток сервопривода, то его разрушение по началу незаметно. Только в последствии, когда продукты износа металлического механизма попадут в фильтр и другие части АКПП, водитель заметит, что автомат падает в аварийку, либо не желает переключаться. Слишком долгое игнорирование проблемы приведет к капитальному ремонту АКПП. Поэтому так важно делать ежегодно техническое обслуживание автомату;
  • разрушение или растяжение пружины приведет к тому, что в АКПП не будет работать задняя передача. А сама лента при переключении будет клинить.
  • Читать
  • Что это такое фрикционы АКПП и их замена своими руками
  • Чтобы избежать перечисленных проблем важно внимательно относиться к каждой части АКПП и реагировать на любое внештатное подергивание или толчок автомата.

Где применяются

Ленточные тормоза устанавливают на всех устройствах, где необходим усиленный фиксирующий момент. Они широко применяются во многих сферах благодаря тому, что конструкция небольшая, несложная в обслуживании, и в то же время способна развивать достаточное тормозное усилие.

https://www.youtube.com/watch?v=so7TyPW4DzQ\u0026pp=YAHIAQE%3D

Чаще всего их устанавливают на крановые конструкции разного типа, к которым относятся башенные краны, лебедки, буровые установки. Кроме того, применяются ленточные тормоза на АКПП, токарных станках, мототехнике и малых тракторах.

Неисправности, связанные с лентой АКПП

Неисправности, связанные с тормозным механизмом в коробке передач, как я уже говорил, могут заключаться в:

  • износе пружины. В результате автомобиль может стать неподвижным;
  • повреждение штока. Продукты его износа, путешествующие по АКПП, приведут к разрушению фрикционных дисков или даже убьют лопасти турбины и насосного колеса ГДТ.

Чтобы этого не произошло, я советую проводить частую регулировку механизма. Как это делать опишу в следующем блоке. А вы хоть раз делали самостоятельную регулировку ЛТ?

Преимущества

Ленточные тормоза часто применяют для создания разного вида подъемников и кранов. Несмотря на простое устройство, эти механизмы являются очень надежными. Инженеры-проектировщики называют следующие преимущества ленточных тормозов:

  • небольшие размеры;
  • легкость в обслуживании;
  • несложная конструкция;
  • возможность добиваться больших тормозных моментов при увеличении угла охвата.

Из всех разновидностей самыми востребованными являются простые ленточные механизмы. Их легче регулировать. Кроме того, с помощью несложных вычислений можно выполнить расчет ленточного тормоза. Вычислить вес груза и силу торможения.

Порядок регулировки

Отрегулировать ТЛ не так просто, как кажется на первый момент. Необходимо знать ряд специфических тонкостей. Поэтому, если вы ни разу не делали регулировку тормозной ленты на АКПП, то пригласите знакомого, который разбирается в этой теме. Затем, можете приступать к процедуре.

Инструменты, которые вам понадобятся:

  • динамометрический ключ;
  • гаечные ключи, чтобы снять поддон. Так как на некоторых автоматах регулировочные болты могут находится внутри АКПП. Чтобы попасть в нее, нужно будет слить трансмиссионную жидкость.

Потому что существуют автоматы, в которых настройка зазоров производиться с помощью штоков. Регулировка осуществляется путем подбора нужной длины каждого штока. А эти штоки находятся внутри картера коробки и опытными механиками регулируются во время смены масла.

Внимание! Я советую делать регулировку после каждой смены смазывающей жидкости, если у вас вышеописанная АКПП.

Какую силу прикладывать для подтягивания штока, вы найдете в книге по эксплуатации автомата. Я не советую превышать усилия, которые указаны в мануале, а также не советую, заворачивать болт с расчетом на будущее. Тормозной механизм может выйти из строя, благодаря перетяжке.

Если же у вас нет динамометрического ключа, то натяжку можно производить, если поставить транспортное средство на склоне холма. Обязательно взять напарника.

  1. Читать
  2. АКПП сбрасывает и не переключает передачи: причины и диагностика
  3. Процесс следующий:
  1. На уклоне установите транспортное средство. Поставьте на ручной тормоз
  2. Под колеса положите тормозные башмаки, чтобы автомобиль не покатился.
  3. Отодвиньте башмаки немного наперед от колес.
  4. Напарник должен оповестить вас, когда машина начнет движение.
  5. Ослабьте контрагайку винта.
  6. Затяните немного болт, пока он не упрется. Не делайте этого сильно.
  7. Уберите авто с ручника.
  8. Ослабляйте болт, фиксирующий ТЛ, пока транспортное средство не покатится самостоятельно.
  9. Подставьте снова башмаки и болт заверните на два оборота.

Теперь нужно будет сесть в машину и прокатиться на ней. Если толчки пропали, то вы сделали все правильно. Если нет, то процедуру следует повторить.

Тонкости регулировки натяжения самостоятельно

Тонкости корректировки болта регулировки тормозной ленты лежат в правильном высчитывании оборотов, если ТЛ не заменена, а процедура регулировки проводится на уже несколько износившийся механизм. Точно отрегулированная тормозная лента АКПП предотвращает преждевременный выход из строя фрикционов и ГДТ.

Разберем пример на автоматах A4LD и 4R44E.

  1. На этих АКПП посадка болта не превышает 7 мм. Запаса штока, пока не упрется он в стенку высчитывается по следующей формуле: 7 – 2,5 = 4,5 мм. Это расстояние от конца болта до стенки. Где 2,5 мм – рабочий ход поршня, который был взят из 2 оборотов винта с шагом 1,25 мм.
  2. Запоминаем толщину фрикционного слоя. Она не более 1 мм. Такой устанавливает ее производитель.
  3. Подсчитайте длину окружности рабочей поверхности ленты, после того, как сделали первые измерения. Используем формулу 2пR. Получается 2х3,14х1. По формуле выходит следующая цифра – 6,28 мм. Она означает разницу между полным фрикционным слоем и изношенным до 0 мм.
  4. А теперь давайте узнаем, когда поршень упрется в стенку. Этому вычислению соответствует формула 2х3,14х0,72. Последняя цифра – это износ фрикционного слоя в мм. И уравнение в этом случае укажет на 4,52 мм.

Читать

Устройство и принцип работы гидротрансформатора АКПП

Из этих вычислений можно сделать вывод, что, если слой сотрется на 0,72 мм, то шток упрется в стенку и некуда будет подкручивать его. В это случае, нужно будет устанавливать новую ТЛ АКПП.

Смотрите также

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector