Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Подшипник ступицы выполняет ряд функций:

  • обеспечивает возможность вращения ступицы на цапфе с минимальной силой трения;
  • механически соединяет ступицу с осью или поворотным кулаком;
  • центрует ступицу на оси;
  • распределяет радиальные и поперечные силы и моменты, которые передаются от колеса на ось или подвеску авто, и в обратном направлении;
  • разгружает полуось, т.е. колесо удерживается не на полуоси, а имеет опору в виде поворотного кулака, цапфы или балки моста в зависимости от конструктивных особенностей конкретной марки автомобиля.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Подшипники ступицы применяются для монтирования колёс практически на всех видах колёсного транспорта: легковых автомобилях и грузовиках, автобусах, тракторах, транспортных средствах, имеющих электромеханическую трансмиссию.

Очевидно, что ступичный подшипник имеет большое значение, поэтому в случае возникновения неисправности, подлежит замене. Причём замена ступичного подшипника сопряжена с некоторыми трудностями и необходимостью иметь специальный съёмник.

Поэтому специалисты советуют делать это в условиях профессиональной СТО.

Виды и конструкция подшипников ступицы

В общем случае принцип конструкции подшипников ступицы прост. Конструктивно они состоят из двух колец – снаружи и внутри.

Между этими кольцами находятся тела качения, которые заключены в сепаратор, представляющий собой металлическую или пластиковую сетку, предназначенную для правильного их расположения.

Внутреннее пространство подшипника заполнено консистентной смазкой, а для исключения её утечки имеются специальные крышки, которые закрывают щели между кольцами.

Какие бывают ступичные подшипники?

Различают шариковые и роликовые подшипники. В первых вращение происходит на стальных шариках, а во вторых – на роликах конической формы.

Впервые подшипники ступицы стали использовались ещё в подвеске карет. С тех пор по мере роста скоростей и нагрузок эта деталь не раз конструктивно усовершенствовалась, становилась более надёжной, с продолжительным рабочим ресурсом. В настоящее время различают четыре поколения подшипников, которые можно встретить в конструкции ходовой части автомобилей.

Первое поколение – однорядные подшипники. Особенностью их конструкции являются довольно большие расстояния между центрами приложения нагрузок. Этот вид подшипников вызывает некоторые неудобства, к примеру, при их установке. Примерно с середины прошлого столетия стали выпускаться двухрядные радиально-упорные шариковые и роликовые конические – HUB-I, представляющие собой цельный узел.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Дальнейшее развития этой детали привело к выпуску подшипников серии HUB-II, которые отличаются от предыдущего поколения наличием специального фланца на внешнем кольце.

Они используются в качестве задних и передних ступичных подшипников на неведущих осях авто.

Ступичные узлы HUB-III получили фланцы как на внешних, так и внутренних кольцах, а также отдельное внутреннее кольцо, благодаря чему несущая нагрузка максимально эффективно распределена.

Основные причины появления неисправностей ступичного подшипника следующие:

  • ошибки и погрешности при непрофессиональной установке;
  • постоянная езда по проблемным дорогам;
  • недостаток смазки или её засорение;
  • использования подшипника низкого качества;
  • перегрузка автомобиля.

Виды неисправностей

Специфика функционирования подшипника ступицы заключается в том, что, если его работа проходит в идеально созданных условиях, то он может служить очень долго.

К сожалению, идеальных условий на практике не бывает, поэтому рано или поздно возникает небольшой гул или посторонний шум со стороны колеса, который со временем нарастает и, если не принимать соответствующих мер, может привести к очень серьёзным последствиям.

Основные виды неисправностей, которые чаще всего возникают у ступичных подшипников следующие.

Разрушение поверхности, которое вызвано усталостью материала

Дефекты поверхностей этого типа развиваются очень медленно, постепенно и зачастую незаметно. Начинается разрушение с покрытия в некоторых местах металлических поверхностей патиной. Затем возникают расслоения, сколы, небольшие трещинки.

Подшипник начинает издавать типичный шум, сопровождаемый нагревом всего узла вращения выше нормы. Главной причиной этой неисправности является использование некачественной смазки.

Способствуют также появлению усталостных изменений работа подшипника с большими перегрузками или появление загрязнений внутренней поверхности.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Выкрашивание поверхности

Этот довольно распространённый вид дефекта имеет туже природу, что и усталостные изменения, но происходит он быстрее и с более очевидными симптомами. На опоре возникают трещины довольно большой глубины, отслоения, выпадения целых металлических участков.

Неисправность также обычно сопровождается довольно сильным гулом при вращении колеса и высокой температурой ступичного узла при движении на скорости.

Выкрашивание и появление трещин зачастую происходят из-за неправильной посадки подшипника, его перекосом в месте посадки, неправильной затяжки.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Абразивный износ

Весьма распространённые дефекты, заключающиеся в нарушениях целостности трущихся поверхностей вследствие попадания внутрь подшипника грязи и пыли. Это может происходить, если используется грязная смазка или имеются нарушения герметичности уплотнения.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Атмосферная коррозия

Причиной этого вида неисправности может быть влага, попадающая в подшипник из атмосферы в виде дождя или снега. Вода разрушает смазочную плёнку, постепенно окисляя поверхности и разрушая их.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Фреттинг-коррозия

Причинами фреттинга являются нагрузки, возникающие в местах плотного сопряжения детали. Опасность этого дефекта заключается в том, что посадка ступичного подшипника может ослабиться со всеми вытекающими негативными последствиями.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Блиннелирование

Вид коррозии, получивший название блиннелирование, выражается в появлении выемок, которые связаны с серьёзными пластическими деформациями металлических поверхностей. Причинами возникновения этого дефекта, как правило, становится неправильная посадка подшипника, применение для этого ударов, падение подшипника на твёрдую поверхность.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Задиры поверхностей

Этот вид дефектов выражается в возникновении глубоких борозд, появляющихся на поверхности дорожек качения вследствие глубокого абразивного износа. При этом в отличие от дефектов от простого износа, которые появляется из-за попадания мельчайших абразивных частиц, задиры возникают вследствие попадания внутрь подшипника крупных твёрдых частиц, таких как, например, камешки.

Перегрев

Зачастую неисправности ступичного подшипника возникают в случаях его перегрева, причинами которого могут быть отсутствие или недостаток смазки, её загрязнение, нарушенный контакт наружного кольца и вала.

Если вести речь о конкретных моделях автомобилей, то зачастую возникает необходимость в замене и или ремонте ступичного подшипника ВАЗ моделей 2107, 2110, 2111, 2112 особенно в случаях, когда машина эксплуатируется в сельской местности или используется для выездов на охоту или рыбалку. Особенно актуально это для ступичных подшипников НИВА.

Сегодня на модели зарубежных автопроизводителей выпускаются узлы повышенной устойчивости к нагрузкам. При этом статистика показывает, что, например, для ступичных подшипников Ниссан губительными оказываются боковые удары в колесо.

При них на подшипник действует изгибающая нагрузка, после которой возникает характерный гул. Проблемы возникают со ступичными подшипниками Форд Фокус II. В этих автомобилях их ресурс составляет не более 60 тыс. километров, поэтому эта деталь вообще считается расходным материалом.

В третьем поколении Фокусов этот узел доработан и его ресурс стал больше, правда, всё равно он не превышает 100 тыс. километров. Специалисты отмечают сравнительно быстрый выход из строя ступичных подшипников Рено Дастер и других моделей авто с задними дисковыми тормозами.

Дело в том, что при малейших проблемах с функционорованием тормозных суппортов задние ступичные подшипники в таких моделях авто зачастую перегреваются и расплавляют смазку.

Риск преждевременного выхода из строя ступичного подшипника резко повышается при езде по глубоким лужам или бородам. Сильно нагружает ступичный подшипник нестандартный вылет дисков.

Проблемы для этого узла создают диски большего диаметра, которые увеличивают вес колёс, а, следовательно, и нагрузку на подшипники. Разрушительными для них также являются выбоины, глубокие ямы, переезд бордюров, постоянная высокоскоростная езда.

Наконец, повредить этот узел буквально за считанные тысячи километров могут несбалансированные колёса.

Как продлить «жизнь» ступичному подшипнику? Этот вопрос часто задают владельцы современных авто, ведь узел не из дешёвых.

Причём снятие и установка нового подшипника во многих моделях автомобилей является достаточно сложным процессом.

Более того, существуют модели автомобилей, в которых задний ступичный подшипник вообще интегрирован в тормозной диск, что ещё более усложняет ремонт и делает его дорогостоящим.

Вывод простой. Пролить «жизнь» ступичных подшипников можно аккуратной ездой в идеальных условиях, а если проблемы уже диагностированы, то в зависимости от их серьёзности существует два пути решения.

Первый – это замена переднего или заднего ступичного подшипника, а второй – использование универсальной восстанавливающей литиевой пластической смазки «Универсал-М» производства Супротек, содержащей композицию природных минералов.

Неисправность Как проявляется Причина Как исправить
  • Подшипник,
  • метал ступицы
  • крошится или
  • раскрошился
Сильный гул, трещины и кусочки метала в смазке ошибки и погрешности при непрофессиональной установке; Заменить поврежденные части узла, использовать смазку Универсал-М
Абразивный износ Грязь, песок, вода в ступице и узлах не герметичность узла и постоянная езда по проблемным дорогам; Заменить узел
  1. Повышенные
  2. зазоры в
  3. подшипнике
Шумит подшипник недостаток смазки или её низкое качество; Пересобрать узел, забить смазкой Универсал-М или добавить триботехнический концентрат
Перегрев Гул и шум при длительной поездке Отсутствие или недостаток смазки, её загрязнение, нарушенный контакт наружного кольца и вала Добавить триботехнический концентрат Супротек в текущую смазку
Читайте также:  Технические характеристики маз 54323

Уникальность этого средства заключается в том, что оно способно не только защитить поверхности трения от износа, но и восстановить их.

Использование этого средства позволяет избежать внеплановой замены переднего или заднего ступичного подшипника, снизить скорость процессов износа, устранить гул и другие посторонние шумы.

Практика показывает, что применение этой смазки позволяет продлить рабочий ресурс подшипников в разы.

  • Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.

Ступичный подшипник. Причины и признаки поломки, диагностика. Рекомендации по установке

Для начала надо понимать, какая основная функция у ступичного подшипника, и для чего он вообще нужен. Ступичный подшипник – деталь, которая обеспечивает плавность, равномерность и стабильность вращения колеса вокруг своей оси.

В этой статье мы рассмотрим основные признаки и симптомы неисправности ступичного подшипника, причины его поломки, как определить неисправность ступичного подшипника и рекомендации по его установке.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтРазновидности ступичных подшипников

Неисправный ступичный подшипник делает вращение колеса неравномерным, колесо начинает, проще говоря, болтаться. Естественно на больших скоростях такая поломка может привести к аварии.

Благо, ступичный подшипник на начальной стадии износа почти всегда предупреждает владельца автомобиля. Вначале он издает характерный шум на высокой скорости, затем звук становиться громче и раздражает владельца автомобиля. Становиться просто невыносимо ездить.

Если проигнорировать такие сигналы ступичного подшипника, то вскоре он просто-напросто заклинит, и автомобиль не сможет продолжить движение самостоятельно. Самое неприятное, что может произойти – заклинивание ступичного подшипника на большой скорости.

Можно только представить что произойдет, если на большой скорости резко перестанет крутиться одно из колес.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтПоследствия несвоевременной замены ступичного подшипника.

Родные ступичные подшипники (которые устанавливаются на автомобиль с завода) способны пройти более чем 250 тыс. км,. при должной эксплуатации. Такой пробег подшипники могут выдержать благодаря прочным и надежным материалам, из которых сделаны. К более раннему выходу из строя ступичного подшипника приведут:

  • Частое попадание в ямы на высокой скорости. При попадании в ямы, вся подвеска автомобиля испытывает колоссальные нагрузки, ступичный подшипник не исключение;
  • Перегрев ступичного подшипника, например, из-за заклинившего суппорта или сильной затяжки. Если проигнорировать такую поломку как заклинивший тормозной суппорт, то ступица очень сильно нагреется и из нее вытечет смазка. Дальнейшая эксплуатация ступичного подшипника станет невозможной;
  • Потеря смазочного материала. Очень частая причина поломки. В дешевых ступичных подшипники производитель обычно не кладёт достаточного количества смазки, такой подшипник прослужит не более 30 тыс. км. Если брать качественный ступичный подшипник, то со временем смазочный материал из него просто-напросто выгорает или теряет свои свойства;
  • Неправильная затяжка ступичного подшипника. При установке ступичного подшипника надо обязательно знать, с каким моментом его затягивать. Это очень важно! не пренебрегайте этим пунктом ни в коем случае. Подшипник можно как перетянуть при установке, так и не дотянуть. При неправильной установке подшипника он может прослужить не более 1 тыс. км.
  • Неправильная запрессовка ступичного подшипника. При установке нового подшипника обязательно проверьте, нет ли никаких перекосов. Если криво запрессовать подшипник, нагрузки будут распределяться неравномерно. Несложно понять, что такой подшипник прослужит недолго;
  • Перегрузка автомобиля. Если вы любитель нагрузить свой автомобиль массивным грузом, знайте, первым кто берет на себя весь удар – ступичный подшипник. Будьте уверены, такая эксплуатация автомобиля однозначно приведет к замене ступичного подшипника;
  • Установка колесных дисков с вылетом непредусмотренным заводом изготовителем или установка проставок. Диски с большим вылетом так же приведут к преждевременному выходу из строя ступичных подшипников. При установке таких дисков, нагрузка на ступичный подшипник в разы возрастает.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтЗамена ступичного подшипника.

Становиться понятно, что надо избегать больших ям на дороге, покупать только качественные запчасти, доверять автомобиль только проверенным мастерам и правильно эксплуатировать автомобиль. При соблюдении этих правил ступичный подшипник прослужит Вам достаточно долго.

Как я уже сказал чаще всего при выходе из строя, ступичный подшипник начинает гудеть на большой скорости. Гул в ступичном подшипнике появляется из-за отсутствия достаточного количества смазки. Постепенно, по мере износа подшипника, этот звук начинает появляться и на более низких скоростях.

Звук будет исходить непосредственно из самого колеса. Перепутать его можно разве что с неисправным подвесным подшипником (проблема очень популярна на Peugeot 307, 308) и неисправной КПП (если например, в ней недостаточно масла). Опытный мастер без особого труда диагностирует неисправный ступичный подшипник.

Кроме гула ступичный подшипник может издавать хруст или скрежет. В таких случаях подшипник предупреждает Вас, что он в скором времени заклинит. Такие звуки говорят именно о механических повреждениях подшипника.

Еще одним признаком неисправности ступичного подшипника является вибрация, которая передается и на руль и на всю машину.

Обычно это происходит в определенном диапазоне скоростей (например, при движении со скоростью от 60 до 80 км/ч).

Точно диагностировать неисправность ступичного подшипника в таком случае сможет только опытный мастер, потому что вибрацию в руль может отдавать какая-либо другая неисправная деталь подвески.

Когда подшипник уже сильно износился, автомобиль может уводить в сторону. Такая ситуация говорит о том, что у колеса уже появился значительный люфт. Контролировать автомобиль в таком случае будет все сложнее. Эксплуатация автомобиля категорически запрещена.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтПоследствия несвоевременной замены ступичного подшипника.

В большинстве случаев характерные звуки неисправного ступичного подшипника сложно с чем-то спутать. При симптомах указанных выше можно с высокой вероятностью говорить о неисправности именно ступичного подшипника, а не чего-либо другого. Но все же, убедиться на 100% что причина посторонних звуков именно подшипник, можно.

Для этого нужно вывесить (поддомкратить) колесо, от которого доносятся посторонние звуки, и пошатать его в вертикальной плоскости. Если у колеса есть даже незначительный люфт относительно ступицы, менять ступичный подшипник, скорее всего, придется.

Исключением станет лишь тот случай, если ступичный подшипник у Вас недостаточно затянут, для этого проверьте момент затяжки ступичной гайки.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

  • Запомните — у колеса с исправным подшипником никакого люфта быть не должно.
  • Если у колеса нет люфта в вертикальной плоскости, попробуйте вращать колесо руками, если чувствуются неравномерность вращения, или колесо издает посторонние звуки – необходима замена ступичного подшипника.
  • Итак, Вы диагностировали неисправность – ступичный подшипник.
  • Прежде всего, повторюсь, новый ступичный подшипник следует покупать только проверенной фирмы, лучше всего почитать отзывы о выбранной детали. Подойдите к этому вопросу серьезно, ведь именно от данного этапа зависит сколько он Вам прослужит. Как выбрать и купить запчасти на автомобиль я уже рассказывал.
  • Большинство ступичных подшипников идет с несъемными пыльниками, под которыми находиться смазка, в таком случае Вам не удастся проверить её количество. Но если Вам достался открытый подшипник, то обязательно убедитесь, в количестве смазки, которую положил производитель.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

  • Перед установкой ступичного подшипника убедитесь в том, что контактные поверхности ступицы не повреждены, нет никаких задиров, ямочек, заусенцев и следов эксплуатации. Они могли образоваться во время работы или выпрессовки старого подшипника.
  • На некоторых автомобилях ступичный подшипник идет вместе с кольцом АБС (как на Peugeot 307), поэтому будьте внимательны при установке, некоторые горе-мастера устанавливают подшипник другой стороной.
  • Прежде чем запрессовывать подшипник, смажьте контактные поверхности мыльным раствором, это облегчит запрессовку подшипника.
  • При установке стопорного кольца ни в коем случае не повредите защитный пыльник подшипника.
  • Для установки ступичного подшипника в большинстве случаев необходим специальный прибор – пресс. Без него крайне сложно правильно и равномерно посадить подшипник в ступицу. Если в Вашем случае при замене подшипника требуется пресс, то лучше доверить эту работу проверенному автосервису.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтЗапресовка ступичного подшипника с помощью пресса

Подписывайтесь на наш ЯндексДзен

  • Новый Kia Carnival 2021 заметили без камуфляжа
  • Русский Прадо не состоялся

Ступичный подшипник: проверка на неисправности

Каждый механизм автомобиля требует своевременного технического осмотра и обслуживания, в противном случае рано или поздно могут возникнуть серьёзные неполадки и необходимость в дорогостоящем ремонте. Это касается практически каждой детали транспортного средства и ступичный подшипник не исключение.

Читайте также:  Коробка dsg: правила эксплуатации и рекомендации

Именно благодаря ему происходит вращение колеса машины. Подшипник при эксплуатации испытывает весьма значительные нагрузки, поэтому изготавливается он исключительно из высокопрочных материалов.

Однако с течением времени он всё же может выйти из строя и в таком случае его следует незамедлительно менять, поскольку передвижение на автомобиле становится небезопасным.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтСтупичный подшипник в разобранном состоянии

Что собой представляет деталь?

Ступичный подшипник фиксирует колесо к ступице либо поворотному кулаку. Основной его задачей является обеспечение равномерного вращения колеса вокруг собственной оси.

Данная деталь делится на однорядные и двухрядные, хотя, что касается первых, то их вытиснили более надёжные ступичные узлы типа HUB (HubUnitBearings).

Наиболее часто они применяются в грузовых машинах, а также транспортных средствах повышенной проходимости. Всего их три поколения HUB-I, HUB-II, и HUB-III.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтУстройство

Причины поломки

В целом ступичный подшипник обладает довольно значительным запасом прочности и при разумной эксплуатации он вряд ли поломается, но, так или иначе, он требует периодического техосмотра. Вероятнее всего, могут выработаться резиновые втулки, стойки, или любые другие части, а подшипник останется целым. Причины выхода его из строя могут быть различные:

• Значительный пробег автомобиля рано или поздно приводит к износу всех деталей автомобиля. К их числу относится и ступичный подшипник.

Это, пожалуй, основная причина, из-за которой деталь может сломаться, а все остальные происходят только в отдельных случаях. Приблизительный срок службы колеблется от 70 000, до 120 000 км пробега.

Тут многое зависит от производителя, поэтому при замене рекомендуется не скупиться и отдавать предпочтение более качественным вариантам.

• Нарушение герметичности ступичного подшипника, безусловно, ускоряет процесс его износа. Деталь имеет определённое количество смазки, которая закрыта резиновыми либо пластмассовыми заглушками.

На них могут образоваться трещины, через которые смазочный материал начнёт выходить наружу, что спровоцирует стремительный износ обоймы и самих шариков или роликов подшипника.

В данном случае после выхода смазки и запыления внутренней полости детали водитель уже через 2000 км пробега может услышать посторонние шумы.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтнеисправный ступичный подшипник

• Неаккуратная эксплуатация транспортного средства также может стать причиной поломки ступичного подшипника. Езда по плохому дорожному покрытию или бездорожью на больших скоростях верный путь к замене деталей подвески, но,скорее всего, первыми дадут о себе знать стойки амортизаторов, и другие узлы.

Это основные причины, из-за которых ступичный подшипник может выйти из строя при эксплуатации автомобиля. Однако стоит отметить, что виной быстрого износа может оказаться также и погрешности при его замене в автосервисе. К этому относится:

• Погрешность запрессовки нового подшипника обязательно приведёт к его быстрому износу. Подшипник может быть запрессован немного наискосок, и при движении автомобиля стоять он будет в неправильном положении. Уже через 3000 км пробега его снова придётся менять независимо от того какого качества он был.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

• Перетягивание подшипника при замене также способствует ускорению износа. Слишком сильно затянутая деталь значительно сильнее нагревается, чем это допустимо вследствие чего её ресурс становится гораздо меньше заявленного производителем. Как правило, оптимальная сила затягивания указывается на упаковке подшипника или инструкции к его установке.

Во избежание подобных проблем при установке лучше обращаться в проверенные автосервисы с хорошей репутацией среди водителей.

Определение износа

Первым сигналом о том, что ступичный подшипник требует срочного внимания, станет возникновение посторонних низкочастотных шумов гула или хруста, проявляемого при скорости более 20км/ч.

Более чётко эти звуки слышны при выполнении манёвров влево или вправо.

Это связано с тем, что при повороте возникает крен кузова транспортного средства в противоположную сторону манёвра, из-за чего повышается давление на колесо под креном.

Наиболее простой способ определить, с какой стороны автомобиля произошла поломка ступичного подшипника— разогнать машину по гладкому дорожному покрытию до 20км/ч и резко повернуть сначала в левую, а затем в правую сторону.

Если при повороте влево посторонний шум исчезает, это свидетельствует о том, что проблемная деталь находится в левой части автомобиля.

И наоборот, исчезнувший звук при повороте вправо говорит, об износе подшипника с правой стороны.

Стоит помнить, что при исправных деталях подвески колесо не может иметь какого-либо люфта. Для более точной диагностики поломки подшипника ступицы следует приподнять поочерёдно каждое колесо автомобиля домкратом и проверить люфт.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

Сделать это довольно просто:колесо берётся двумя руками по краям и делается попытка покачать его. В случае когда при этом ощущается даже минимальный люфт стоит уделить внимание деталям подвески данного колеса.

Люфт необязательно свидетельствует о проблеме связанной именно со ступичным подшипником. Чтобы наверняка удостовериться, какая деталь вышла из строя необходимо выяснить, где именно возникает люфт.

Когда при выжатой педали тормоза люфт не исчезает, то проблема вовсе не в подшипнике, а в другой детали подвески.

Бывает так, что при замене подшипника ступицы гайку затянули ненадёжно, а при эксплуатации автомобиля ослабла, это тоже может вызвать появление люфта.

Стоит ли производить замену самостоятельно?

Что касается замены ступичного подшипника, то следует отметить — этот процесс весьма затруднителен и требует как наличие специальных приспособлений, так и безграничного терпения.

Важно помнить следующие нюансы:

• Запрессовка производится только лишь специальными обоймами. Можно использовать корпус старого подшипника.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонтЗапрессовка нового подшипника

• Запрессовывать подшипник заострёнными инструментами запрещено, поскольку таким образом можно повредить пластиковую или резиновую заглушку, что приведёт к вытеканию смазывающего вещества.

• Стоит учитывать, что подшипник должен войти в посадочное место идеально ровно без каких-либо перекосов.

Нередко случается, когда при самостоятельной замене новая деталь приходит в негодность. В ряде случаев водители предпочитают полностью менять ступицу колеса, это же рекомендуют и автопроизводители.

Исходя из того, что самостоятельная замена подшипника довольно сложна, работу лучше доверить автосервису, в котором персонал обладает и навыками ремонта автомобилей, и всеми необходимыми приспособлениями.

Относительно стоимости подшипника ступицы, она колеблется от 1000, до 2500 рублей. Цена зависит как от основных характеристик, так и от марки автомобиля. Можно встретить и более бюджетные варианты, однако не стоит забывать о том, что безопасность езды на автомобиле во многом связана с качеством ступичного подшипника.

Как выявить неисправность ступичного подшипника. Подробное руководство

Давайте рассмотрим, что представляет собой данная деталь, каковы особенности ее конструкции, как можно диагностировать ее неисправности и каким образом следует выполнять ремонтные работы. Эта деталь обеспечивает крепление колеса транспортного средства к следующим элементам:

  • к ступице;
  • к объединенному в общую конструкцию со ступицей поворотному кулаку.

Так как ступица является значимой составляющей ходовой части любого автотранспортного средства, обеспечивающей связь между осью и автомобильными колесами, а ступичные подшипники выполняют функцию соединяющего элемента ступицы и оси, сопротивление вращения колес машины при их использовании становится минимальным.

Причины поломки ступичного подшипника

Родные ступичные подшипники (которые устанавливаются на автомобиль с завода) способны пройти более чем 250 тыс. км,. при должной эксплуатации. Такой пробег подшипники могут выдержать благодаря прочным и надежным материалам, из которых сделаны. К более раннему выходу из строя ступичного подшипника приведут:

  • Частое попадание в ямы на высокой скорости. При попадании в ямы, вся подвеска автомобиля испытывает колоссальные нагрузки, ступичный подшипник не исключение;
  • Перегрев ступичного подшипника, например, из-за заклинившего суппорта или сильной затяжки. Если проигнорировать такую поломку как заклинивший тормозной суппорт, то ступица очень сильно нагреется и из нее вытечет смазка. Дальнейшая эксплуатация ступичного подшипника станет невозможной;
  • Потеря смазочного материала. Очень частая причина поломки. В дешевых ступичных подшипники производитель обычно не кладёт достаточного количества смазки, такой подшипник прослужит не более 30 тыс. км. Если брать качественный ступичный подшипник, то со временем смазочный материал из него просто-напросто выгорает или теряет свои свойства;
  • Неправильная затяжка ступичного подшипника. При установке ступичного подшипника надо обязательно знать, с каким моментом его затягивать. Это очень важно! не пренебрегайте этим пунктом ни в коем случае. Подшипник можно как перетянуть при установке, так и не дотянуть. При неправильной установке подшипника он может прослужить не более 1 тыс. км.
  • Неправильная запрессовка ступичного подшипника. При установке нового подшипника обязательно проверьте, нет ли никаких перекосов. Если криво запрессовать подшипник, нагрузки будут распределяться неравномерно. Несложно понять, что такой подшипник прослужит недолго;
  • Перегрузка автомобиля. Если вы любитель нагрузить свой автомобиль массивным грузом, знайте, первым кто берет на себя весь удар – ступичный подшипник. Будьте уверены, такая эксплуатация автомобиля однозначно приведет к замене ступичного подшипника;
  • Установка колесных дисков с вылетом непредусмотренным заводом изготовителем или установка проставок. Диски с большим вылетом так же приведут к преждевременному выходу из строя ступичных подшипников. При установке таких дисков, нагрузка на ступичный подшипник в разы возрастает.
Читайте также:  Коробка dsg или powershift: особенности, отличия плюсы и минусы

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт
Замена ступичного подшипника.

Становиться понятно, что надо избегать больших ям на дороге, покупать только качественные запчасти, доверять автомобиль только проверенным мастерам и правильно эксплуатировать автомобиль. При соблюдении этих правил ступичный подшипник прослужит Вам достаточно долго.

Как выявить неисправность ступичных подшипников

Есть несколько способов того, как можно определить неисправности переднего или заднего ступичных подшипников. Причем все они не требуют особых навыков или специализированного инструмента.

В первую очередь обратите внимание на следующие признаки возможных неисправностей переднего или заднего подшипника:

  • гул при езде, который зависит от скорости авто, а не от включенной передачи;
  • легкий металлический стук при проезде неровностей;
  • увеличившийся люфт руля, его дрожание при езде на высокой скорости по дороге с дефектами полотна (один из симптомов неисправности переднего ступичного подшипника).

Главный и наиболее явный признак неисправности ступичного подшипника — это гул. Его источник определяется довольно простым методом. На ровном, прямом и желательно пустом участке дороги разгонитесь до скорости, при которой появляется гул. После этого слегка «побросайте» руль влево-вправо. Если при повороте руля вправо гул усиливается — неисправен подшипник справа; и наоборот.

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

После этого вывешиваем ту сторону авто, на которой был выявлен неисправный подшипник. Вращаем переднее и заднее колеса вручную с покачиванием их в горизонтальной и вертикальной плоскости. Если на каком-то колесе ощущается легкая ступенчатость вращения, слышен характерный шелест перекатываемых шариков или роликов, есть повышенный люфт — ступичный подшипник барахлит именно на этой оси.

Также одним из признаков неисправности ступичного подшипника является сильный разогрев ступицы. Если есть подозрение на проблемы с подшипником ступицы — после поездки осторожно прикоснитесь рукой ко всем колесам. Та ступица, которая разогрелась заметно сильнее остальных, имеет проблемы с подшипником (или тормозной системой).

Таблица неисправностей ступичных подшипников

N п/пПризнаки неисправностиПричины неисправностиПередниеЗадние

1 Появление постороннего шума (низкочастотный гул) в салоне автомобиля. недостаток смазки или неправильный выбор,
большой срок эксплуатации,
не квалифицированная замена,
экстремальная езда,
состояние наших дорог, удары о выбоины.
2 При езде чувствуется вибрация руля или тормозной педали. Вибрация только тормозной педали. Возможен износ наконечника рулевой тяги, износ подшипника ступицы или тормозного диска.
3 Появление подтеков смазки на защитном колпачке или сальнике. Избыток смазки, разрушение сальника.
4 Чрезмерный нагрев ступицы Недостаточная смазка, не соблюдение момента затяжки ступичной гайки. Возможно разгерметизация уплотнений.
5 Скрежет и стук при вращении вывешенных колес. Возможно износ шаровой опоры, тормозных дисков, деталей подвески автомобиля. Необходимо диагностирование.
6 При изменении скорости или вхождении в поворот меняется характер шума. Износ ступичных подшипников. Могут изменяться другие неприятные шумы: дребезжание выхлопной трубы, раздаточный механизм коробки, шум покрышек.
7 Осевой люфт вывешенного колеса Выходит из строя ШРУС или ступичные подшипники, недостаточное крепление колесных болтов или ступичной гайки.
8 Горит сигнальная лампочка АБС. Неисправен датчик, возможно магнитное кольцо повернуто другой стороной, вероятно число зубцов кольца абс не соответствует оригинальному числу для данной модели автомобиля.
9 Потеря управляемости, автомобиль ведет в сторону. Возможно неравномерно накачаны шины, нарушена регулировка развала схождения колес, несоосная запрессовка ступицы на полуось. Ведет вправо – проблема правое колесо, влево – наоборот. Проверять надо передние колеса.

Важно знать:Если не нашли источник нездорового шума – обратитесь к опытным водителям или к механикам СТО. Профессиональная диагностика окажется не лишней.

Ступичный подшипник: что проверяют на СТО

Самостоятельно можно доставить машину на СТО, проконсультироваться, как проверить опорный подшипник, и даже посмотреть, как зафиксируют ваш личный автомобиль на подъемнике и начнут диагностировать состояние осевых и ходовых элементов. На что будет обращать внимание автомеханик?

  1. Он определяет для себя основной метод, как проверить ступичный подшипник, применяет его в процессе.
  2. Поочередно прокручивает колеса, сначала медленно, потом стремительней. При этом прислушивается. Если возникают трения, щелчки, завывания, то автомеханик смотрит на место размещения подшипника, оценивает его внешние показатели.
  3. Оценивание колес на люфт также проводится. Для этого автомеханик берется одной рукой за верх колеса, а другой — за низ, и начинает расшатывать колесо вперед и назад. Если покрышка поддастся, то подшипник изношен так, что требует немедленной замены. Но при этом следует оценить и ходовые части машины, которые могут работать уже не в штатном режиме.

Как проверить ступичный подшипник на ходу

Во время движения автомобиля, если появился посторонний шум в салоне, он становится раздражителем слуха для водителя. Найти источник шума порой сложно, потому что издавать звук могут многие узлы и детали машины. Попробуйте разогнать автомобиль. Некоторые шины на высокой скорости могут создавать гул, и тем самым дезинформировать водителя.

Узнать с какой стороны неисправность можно способом маневрирования:

  1. Поверните влево, нагрузка на левую ось уменьшится, если звук исчез или ослаб – значит проблема с левой стороны.
  2. Поверните вправо нагрузка на левую сторону увеличится, появится гул, значит предположение, что неисправность с левой стороны – верно.
  3. Попробуйте изменять скорость и чередование поворотов влево и вправо.
  4. Прислушайтесь, как будут изменяться частота и тон звука. Он может снижаться, повышаться, а иногда исчезать вовсе.

Разогните на ровной дороге автомобиль, сбросьте газ, двигайтесь по инерции. Пусть пассажир прислушается откуда идет гул. Проверьте свои предположения. Сделайте диагностику на вывешенных колесах автомобиля, используя домкрат.

Советы по обслуживанию и эксплуатации подшипников

  1. Как смазать подшипник ступицы.
  • Не допускайте попадания пыли в смазку и подшипники. Смазка наружных поверхностей предотвращает образование коррозии. Для наружной смазки проделайте такие операции:
  • Сначала требуется чисто промыть керосином посадочное место обоймы, вытереть насухо, затем смазать тонким слоем смазки посадочную поверхность. Наденьте чистую резиновую перчатку, нанесите на ладонь смазку и втирайте в подшипник, затем вставьте деталь внутрь и дополнительно протрите поверхность ветошью, которая смочена смазкой.
  • Использовать можно любую антикоррозионную смазку, на рынке продаются специализированные смазки для подшипниковых узлов. При нанесении соблюдайте количество смазки – не должно быть подтёков с узла.
  • Смазка подшипника внутри возможна, если он открытого типа или имеет резиновые уплотнения. Добавите смазку внутрь, но тут так же необходимо соблюдать важное правило – не должно быть излишков смазки (неоднократно прокрутите обоймы, лишняя смазка выйдет, её следует убрать).

Рекомендуемая смазка представлена в таблице:

Марки смазкиПроизводителиЗагустительБазовое масло

RareMax AF-1 Kyodo Yushi Co., Ltd. Карбамид Минеральное масло
6459 Grease N Showa Shell Sekiyu, K.K. Карбамид Минеральное масло
Pyronoc Universal N-6C Nisseki Mitsubishi Oil Corporation Карбамид Минеральное масло
HB-1 Kyodo Yushi Co., Ltd. Карбамид Минеральное масло
Ronex MP Exxon/Mobil Литий Минеральное масло
  1. Как продлить срок службы.

Затягивайте гайку оси с рекомендуемым моментом. Чрезмерный натяг вызовет избыточное трение, смазка нагреется, высохнет, трущиеся детали деформируются. Недостаточный момент крепления вызовет люфт больше допустимого, что приведет к преждевременному износу. Используйте для ремонта подшипников оригинальные запасные части (гайку, шплинт, стопорыне кольца и т.д).

Какой подшипник ступицы выбрать по производителю, и на что обращать внимание при покупке.

Оригинальный номер указан на корпусе, его рекомендует устанавливать производитель. Если нет возможности достать оригинал, есть бренды на замену. Главное, чтобы совпали размеры и технические характеристики. На упаковке смотрите надписи, штрих код, выбитый номер на корпусе, комплектацию.

Комплект ступичного подшипника — что в него входит.

Рем комплект включает расходные детали: ступичные гайки 1 или 2 шт., колесные болты – комплект, стопорное кольцо 2 шт. шплинт. Возможны сальники, наружные обоймы и даже смазка.

Что использовать пресс или съемник.

Для качественной работы используйте пресс, снимите узел в сборе, отвезите на СТО, за небольшую плату произведут замену деталей узла за 1-1,5 часа. Съемник применяют при замене самостоятельно, покупают или берут в аренду. Рука помощника пригодится для задержки ключа.

Важный момент:Не давите на внутреннюю обойму подшипника, так как это может привести к повреждению элементов подшипникового узла.

Подшипники с АБС.

Наличие импульсного кольца легко проверить металлическим предметом, приложенным к одной из сторон уплотнений. Намагниченную сторону ставят внутрь отверстия кулака к разъему считывающего датчика.

Видео на тему

Ступичный подшипник: назначение, неисправности, проверка и ремонт

  • https://podtrade.ru/info/articles/stupichnye_podshipniki/
  • https://family-auto.ru/stupichnyj-podshipnik/
  • https://topdetal.ru/stati/kak_vyyavit_neispravnost_stupichnogo_podshipnika/
  • http://zamena-podshipnikov.ru/kak-proverit-peredniy-i-zadniy-stupichniy-podshipnik.html
  • https://tire1.ru/prov-stup-podship/
  • http://zamena-podshipnikov.ru/zamena-podshipnika-zadney-stupicy.html
  • https://AvtoNov.com/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF/

Вам также может понравиться

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector