Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ

Автовладельцы часто сталкиваются с ситуацией, когда из-за окисления клемм на АКБ возникают сложности с пуском двигателя или «просадка» напряжения бортовой сети. При этом проблема не устраняется до момента очистки и обработки контактов.

Последствия окисления клемм только на первый взгляд кажутся незначительными. На практике они могут стать причиной серьезных затрат в будущем — как денег, так и нервов.

Можно ли смазывать клеммы АКБ?

Главный вопрос, который задают начинающие автовладельцы — можно ли покрывать клеммы аккумулятора смазкой. Ответ однозначный — «Да».

  • Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ
  • Но это делается не для лучшего контакта, как считают многие, а с целью защиты металла от окисления.
  • Тот же Литол или другие средства для обработки являются диэлектриками, поэтому снижают проводимость контактов.
  • Их задача заключается в защите цветных металлов от протекания окислительных процессов и образования на поверхности опасного налета.

В чем причины окисления?

  1. Появление окисла на клеммах АКБ — сигнал для автовладельца о необходимости принятия срочных мер.
  2. Но не стоит ограничиваться только зачисткой и обработкой выводов — важно разобраться с причинами появления налета.
  3. К таковым можно отнести:
  • Плохой контакт между наконечником и АКБ. Проблема возникает при возникновении промежутка, в который попадают пары электролита из источника питания. Чтобы вывода не окислялись в будущем, требуется обеспечить максимальную герметичность соединений.
  • Повреждение клеммы (царапина, скол или прочие). В такой ситуации лучшее решение — замена поврежденного элемента.
  • Нарушение герметичности в районе вывода клемм из аккумулятора. При наличии такой проблемы из источника питания вытекает электролит, который и попадает на поверхность выводов. Решение — обеспечение должной герметичности. Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ
  • Перезарядка генератора. С такой проблемой затягивать не стоит, ведь часто неисправность вызвана сбоем в работе регулятора напряжения. Но каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально.
  • Нет массы на моторе. Решение заключается в обеспечении качественного соединения провода с корпусом.

Причины появления налета на клеммах можно условно разделить на две категории:

  • Течь электролита, вызванная состоянием АКБ или проблемами с другими узлами.
  • Выход из строя элементов электрической сети.

В чем опасность окисления клеммы?

  • Каждый автовладелец должен следить за состоянием аккумуляторной батареи и принимать меры по устранению налета.
  • Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ
  • Если ничего не предпринимать, возможны следующие проблемы:
  • Сложности с пуском мотора. Такая неисправность характерна для автомобилей отечественных марок. Чаще всего страдает «плюсовая» клемма, которая оказывается загрязненной.
  • Снижение (просадка) напряжения бортовой сети в процессе пуска мотора. При повороте ключа зажигания стартер потребляет более 100 Ампер тока, поэтому даже несущественное сопротивление создает проблемы и «тянет» напряжение на себя. Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ
  • Возникает эффект саморазряда аккумуляторной батареи. Причина — появление на поверхности изделия окисной пленки, способной проводить электрический ток.

Задача водителя — контролировать состояние АКБ, делать все возможное, чтобы не окислились места соединения зажимов и выводов аккумулятора.

Игнорирование проблемы неизбежно приведет к невозможности пуска двигателя из-за саморазряда или прочих проблем, о которых упоминалось выше.

Своевременная обработка выводов с применением качественной смазки гарантирует защиту от окислов. Но об этом ниже.

Как бороться с окислением? Основные методы

  1. Опытные автовладельцы рекомендуют несколько способов борьбы с появлением налета на поверхности выводов АКБ.
  2. К основным из них стоит отнести:
  3. Очистка с помощью наждачной бумаги.

Этот способ считается одним из наиболее простых и доступных. Для его реализации стоит подготовить наждачную бумагу или специальную щетку с металлическим ворсом.

Первым шагом требуется демонтировать клемму с электрода.

Следующим этапом берите «мелкую» наждачную бумагу или щетку с металлическим ворсом, после чего обрабатывайте место соединения вывода АКБ и наконечника.

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ

Отдельное внимание должно уделяться внутренней части клеммы. При этом работа производится до появления блеска.

  • Главное здесь не переусердствовать, чтобы не повредить поверхность изделия.
  • Бензин.
  • Второй вариант — применение бензина, который также неплохо справляется с налетом.
  • Для обработки достаточно смочить небольшой кусок ткани, после чего обработать ветошью клеммы АКБ и электроды до полной очистки поверхности от налета.

В процессе обработки стоит проявлять осторожность из-за легкой горючести бензина. Кроме того, не рекомендуется попадание устройства на резиновые или пластиковые элементы (бензин действует на них негативным образом и может разрушить).

  1. Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ
  2. Главный метод борьбы с окислением заключается в контроле состояния АКБ и его защиты от появления течи электролита через электроды.
  3. Если такая проблема имеет место, у автовладельца есть два пути:

Произвести замену неисправного узла. Этот вариант наиболее эффективный, но дорогостоящий. Не все автовладельцы готовы сходу потратить крупную сумму на покупку новой аккумуляторной батареи. Но при появлении надлома на выходе электрода другого пути и нет.

Обеспечить качественную изоляцию. Здесь можно воспользоваться одной из уже проверенных методик или же задействовать современные средства защиты (о них ниже).

Способна ли смазка убрать окислы с поверхности металла?

Среди новичков бытует мнение, что хорошая смазка защищает поверхность и убирает уже имеющиеся следы окислений. Это ошибка.

Если на клемме появились окислы, нанесение специального состава (даже самого дорогого) ничего не даст.

Единственное решение — снятие наконечников и зачистка клемм до появления блеска, а уже после подключения производится обработка специальной смазкой.

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ

Задача таких смазок заключается не в устранении последствий, а в предотвращении их появления.

Секреты профилактики

Важно понять, что даже в новом аккумуляторе имеют место незначительные испарения кислоты. Это означает, что лучший способ защиты от неприятностей — обеспечение герметичности изделия.

Запрещено наносить специальные материалы непосредственно на место контакта. Сначала участок очищается, протирается, а уже после подключения производится обработка.

К популярным способам защиты стоит отнести:

  • Войлок и масло. Эта методика известна множество десятилетий. Главным преимуществом является доступность, что и определяет популярность изделий среди автовладельцев. Чтобы избежать попадания паров электролита на клемму и появления окислов, достаточно покрыть ее войлоком (предварительно обрабатывается машинным маслом). Все, что требуется — вырезать круглую войлочную прокладку с отверстием по центру, после чего пропитать ее маслом и надеть на вывод АКБ. После этого на контакт надевается клемма бортовой сети. Ее необходимо прикрутить, а поверх положить пропитанную в масле войлочную прокладку. Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ
  • Классические средства — вазелин, солидол и лак. Специалисты уверяют, что для защиты клемм можно использовать практически любой жидкий состав, обеспечивающий изоляцию и устойчивый к шампуням. Здесь подходят смазки на силиконовой основе, которые доступны по цене и не вбирают в себя различный мусор (пыль и грязь).
  • Антижир — специальный смазывающий состав, который отличается антикоррозийными качествами и при этом не ухудшает проводимость контактного соединения. Такое изделие продается в аэрозольной форме, а обработка производится посредством обычного нанесения на клеммы. Антижир продается во многих автомобильных магазинах. Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ
  • Фетровые шайбы. Здесь принцип обработки такой же, как и в случае с войлочными изделиями. Шайба надевается сверху, чтобы не окислились клеммы. Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ

Чем смазывать клеммы, чтобы обеспечить контакт, и защитить их от окисления?

Рассмотрим, какие действия предпринимать, чтобы не окислялись вывода и наконечники проводов.

Здесь стоит выделить несколько групп изделий:

  1. «Дедовские» методы. Здесь подразумевается применение проверенных временем смазок — Нигрола, Литола или солидола. После зачистки клемм и их тугой протяжки производится нанесение смазывающего состава на поверхность. При правильной обработке обеспечивается надежная защита от пробоя и нарушение герметичности на 6-8 месяцев.
  2. Вазелин — еще одно эффективное средство защиты от вероятных проблем с окислением. Допускается применение технического и аптечного варианта изделия. Но к вазелину (в отличие от солидола) многие специалисты относятся скептически. Причина в том, что он защищает поверхность металла от влаги и исключает прилипание клеммы к выводу АКБ. Главным минусом вазелина является высокое сопротивление, что обуславливает проблемы с проводимостью. Чтобы избежать сложностей, рекомендуется добавление в состав смазки на графитовой основе.
  3. Машинное масло. Этот способ защиты предназначен для наиболее ленивых автовладельцев, которые не желают тратить время на поиски смазки или деньги на ее покупку. Каждый раз при проверке уровня масла на клемму наносится небольшой объем масла (чтобы не окислялись клеммы). Если делать эту работу регулярно, профилактика потребуется АКБ нескоро.
  4. Солидол. Этот вариант считается одним из наиболее простых и доступных. Но многие автовладельцы делают ошибку — они наносят смазывающий состав между проводами и клеммами АКБ. Впоследствии под действием высоких температур происходит затвердение и схватывание смазывающего состава, появляется плотная и сухая корка. Ее особенность заключается в неспособности проведения тока, из-за чего возрастают риски потери контакта. В дальнейшем счистить затвердевший состав — целая проблема. К слову, с такими сложностями можно столкнуться и в случае использования других смазывающих составов (в том числе и современных).
Читайте также:  Замена свечей накаливания на дизельном двигателе

В чем недостатки применения старых смазок типа литола?

  • Главное преимущество «дедовских» методов обработки клемм — доступность.
  • Одновременно с этим бюджетные смазки имеют ряд недостатков:
  • Наличие неплотной («рыхлой») структуры, что способствует налипанию грязи и низкой стойкости к действию шампуня (легко смываются).

Отсутствие в составе полезных присадок и добавок. Также здесь не предусмотрен краситель, что для многих автовладельцев серьезный минус.

  1. Недостаточная энергопроводимость, что снижает КПД источника питания.
  2. Несмотря на ряд недостатков, многие автовладельцы продолжают использовать смазки Литол-24.

Какие смазки подходят на зиму?

Чтобы защитить клеммы от окислений в холода, рекомендуется применение специальных составов.

К наиболее востребованным можно отнести:

  1. Molykote HSC Plus — состав, который предназначен для АКБ серии FIAMM, но может применяться и для других устройств. Преимущества заключаются в высокой электропроводности и способности работать в широком температурном диапазоне (-30…+1100 градусов Цельсия).
  2. Циатим — доступный по цене вариант. Его главный недостаток заключается в низкой проводимости.
  3. Очистители-распылители. В этой серии пользуются спросом изделия от следующих производителей — Hi-Gear, SVITOL и прочих. В основе лежит очищенное масло, которое после попадания на поверхность «выдавливает» влагу и обеспечивает надежный защитный слой-пленку. Последняя защищает поверхность от окислительных процессов и появления грязи. Главный недостаток заключается в непродолжительном действии состава.
  4. Смазки консистентного типа (варианты — LIQUI MOLY, Gunk). По структуре это густые составы, которые имеют вид крема и также имеют масляную основу. Их преимущество заключается в удобстве нанесения, ведь можно не бояться попадания состава туда, куда не нужно. Кроме того, смазка дольше удерживается на поверхности и не поддается смыванию шампунем. Вот почему многие мастера рекомендуют выбирать для зимней обработки именно такие изделия.

Как наносить смазку, и где лучше обрабатывать?

Чтобы продлить жизнь смазке и обеспечить защиту выводов от окислов, важно четко соблюдать технологию нанесения защитных составов.

Здесь алгоритм действий следующий:

  • Очистка поверхности клеммы и близлежащих мест от загрязнений. Это требуется для снижения сопротивления к минимуму.
  • Зачистка клемм и их надевание на АКБ. Далее остается зажать гайку для максимальной фиксации.
  • Обработка верхней и боковой части наконечника и вывода. Здесь важно ничего не пропустить, чтобы избежать попадания влаги на поверхность.
  • Учтите, что рекомендуется обработка всего узла целиком, а не только каких-то конкретных элементов.

Стоит усвоить, что смазывание внутренней части клеммы перед нанесением на АКБ запрещено. В противном случае добиться качественного контакта не получится, а сама обработка принесет только вред.

Допускается ли механическая очистка клемм, к примеру, с помощью наждачной бумаги?

Если действовать без фанатизма, такая обработка разрешена. Более того, многие производители рекомендуют очистку контактов наждачной бумагой с мелкой зернистостью перед нанесением защитного состава.

Благодаря этому обеспечиваются удаление окислов и очистка поверхности от грязи. Ранее для обработки применялись специальные «ершики» с металлическим ворсом (наружного или внутреннего типа).

Советы опытного автовладельца

  1. На некоторых авто установлены аккумуляторные батареи неудачной конструкции.
  2. Их особенность — наличие персональной крышки для каждой банки, из-за чего на этих участках накапливается пыль и грязь.
  3. Таких пробок несколько, поэтому количество мусора возрастает в несколько раз.

  4. Для защиты от загрязнений можно сделать на каждый из выводов колпак, изготовленный из войлочного материала с последующей пропиткой маслом.

Второй вариант — сделать общее покрытие, имеющее вид пыльника.

Для таких целей разрешается использовать кусок линолеума или резинового коврика (например, из «классики»).

  • Все, что требуется — вырезать изделие под необходимый размер и закрепить сверху.
  • Видео — чистик для клемм.

Смазка клемм автомобильного аккумулятора: как нужно смазывать

Нужно ли смазывать клеммы автомобильного аккумулятора. Что это: развод для простаков или необходимая мера, улучшающая электрический контакт. На некоторых СТО данная процедура стоит как полный бак топлива. Так настолько ли она важна.

Причины проведения смазки клемм

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБКак проводится смазка клемм

На самом деле, это делается не для улучшения электрического контакта в цепи. Литол и другие химические средства с аналогичным действием только ухудшают проводимость. Задача их в другом — защищать контакты из цветных металлов от окисления. Например, тот же свинцовый сплав на АКБ имеет свойство оксидировать под воздействием влаги. Отсутствие должной вентиляции в подкапотном пространстве автомобиля и недостаточная герметичность установочного места аккумулятора (на старых авто) лишь усугубляют ситуацию.

Так что смазывать клеммы или нет, решает сам владелец машины. Это лишь рекомендация, а вовсе не обязательная процедура.

Тем более что в современных автомобилях электрические цепи и батарея устроены так, что нуждаются в профилактике лишь частично.

Однако химические реакции никто не отменял, законы физики действуют, и если клеммы не смазывать, то проблемы, пусть и не сразу, начнут давать о себе знать. Поэтому будет лучше застраховаться, и смазывать клеммы время от времени.

Что конкретно даёт смазка

Если на клеммах образуется окислая плёнка, двигатель может вообще не запускаться. Такое часто случалось на старых машинах, например, «Жигулях». Плюсовая клемма на «классике» частенько «капризничала», быстро загрязнялась.

Водителю приходилось каждый раз счищать налёт ножом, отвёрткой или мелкой наждачной бумагой. При этом аккумуляторная батарея была полностью заряжённой, но стартеру требовался сильный ток, и малейшее сопротивление мгновенно забирало всё напряжение.

К тому же, окисление способствует саморазряду батареи.

Что даёт смазка. Если клеммы уже окислились, то наносить на них вещество бессмысленно. Сначала требуется зачистить их до блеска, подсоединить АКБ, и только потом наносить смазку в целях профилактики.

Эти средства хорошо предотвращают оксидирование, хотя и неспособны его устранить. Задача смазки — защитить, «законсервировать» аккумуляторные клеммы, сохраняя их первоначальные свойства.

Это позволит в дальнейшем не избавляться от окислов и грязи механическим путём, что не слишком приятно и занимает немало времени.

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБОбразование окислов на клеммах

Чем нужно смазывать клеммы

Солидол, нигрол или литол использовались до 70-х годов прошлого столетия. Затем появился технический вазелин. В наши дни для этих целей используют специальную химию типа Batterie-Pol-Fett.

Преимущество современных смазок в том, что они образуют более прочную защитную плёнку, не смываются после мойки автомобиля.

Кроме того, известны составы, пропускающие ток, но данное свойство не так важно, как кажется на первый взгляд.

Интересно, что раньше автомобилисты использовали также специальные войлочные шайбы или кольца. Они пропитывались маслом и надевались на выводы аккумулятора, защищая ответственные места вокруг клемм от кислоты. Купить или сделать их самостоятельно можно и сегодня. Однако следует помнить, что в этом случае возрастает риск возгорания.

Рекомендуется использовать не распыляющие, а консистентные мазеобразные препараты. Такие покрытия дольше держатся, и в целом надёжнее изолируют поверхность по сравнению со спреями. Но, так или иначе, обе разновидности имеют единый принцип работы — вытеснять воду, создавая защитную плёнку.

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБЧем проводится зачистка клемм

Лучшие современные смазки

Как правило, эксперты выделяют 5 видов смазок, которые действительно хорошо помогают против окисления. Они дают надёжный защитный слой от коррозии и окисления с длительным удержанием. Процесс нанесения несложен, температурный диапазон действия — довольно широк.

Качественная смазка должна иметь комбинацию нескольких свойств, обладая:

  • высокой устойчивостью к кислоте, чтобы предотвращать развитие окислительных процессов;
  • высокой герметичностью, чтобы одновременно вытеснять влагу;
  • диэлектричностью, позволяя экономно расходовать заряд АКБ;
  • высокой или средней вязкостью, иначе произойдёт термическое разложение молекул вещества, и смазку надо будет наносить заново;
  • широким диапазоном рабочих температур, чтобы изначальные свойства вещества сохранились и зимой и летом.

Современные типы смазочных материалов принято делить на несколько видов:

  • силиконовые, которые прекрасно справляются с отталкиванием агрессивных сред, не теряют своих свойств в диапазоне от -60° до +180°, но имеют низкую степень вязкости;
  • тефлоновые — их основа также силиконовая, но такая смазка обладает высокой проникающей способностью, поэтому использовать для аккумуляторных клемм её не стоит;
  • масляные — тот же солидол или Циатим 201, обладающие повышенной вязкостью, не боятся влаги, однако рабочий диапазон их ограничен;
  • консистентные — типа Molykote HSC Plus с масляной основой и специальными загустителями;
  • медные — с отличной вязкостью, хорошей устойчивостью к воздействию агрессивных средств и высокой электропроводностью;
  • восковые — обладающие высокой герметичностью и длительностью удержания;
  • графитовые — с высоким удельным сопротивлением, поэтому лучше для клемм не использовать.
Читайте также:  Противотуманные фары ВАЗ 2114 и ПТФ ВАЗ 2115: какие лучше установить

Самыми популярными являются масляные составы, которые в свою очередь бывают:

  • вазелиновыми — это твёрдая смесь масла с парафином, не растворяющаяся водой или электролитом;
  • спреевыми — типа Liqui Moly Kupfer-Spray на основе минерального масла с цветовым пигментом, хорошо сохраняют изначальные свойства;
  • полувосковыми, с добавкой меди и т. д.
Смазка Тип основы и вязкость Рабочая температура,℃ Герметичность и кислотоустойчивость
Molykote HSC Plus Масляная/высокая -30°C… +1100°C Высокая
Berner battery pole spray Масляная/средняя -30°C… +130°C Высокая
Presto Batterie-Pol-Schutz Воск/средняя -30°C… +130°C Высокая
Vmpauto MC1710 Масляная/высокая -10°С… +80°С Высокая
Liqui Moly Batterie-Pol-Fett Масляная/высокая -40°C… +60°C Высокая

Как правильно смазать клеммы

Безусловно, смазывать клемму без надетого провода нельзя. Это нужно делать на уже соединённом варианте, чтобы обеспечить максимально эффективный контакт металлических поверхностей. Таким образом, внутренняя смазка априори отпадает и нужно проводить обработку аккумуляторной клеммы диэлектриком сверху, когда наконечники уже закреплены.

По инструкции смазка на клеммы наносится так:

  • выводы АКБ и внутренние части наконечников очищаются от грязи и окислов мелкой шкуркой или специальным металлическим ёршиком — можно также использовать щётку, смоченную в содовом растворе;
  • проводные наконечники надеваются на клеммы, плотно затягиваются — никаких болтаний быть не должно;
  • смазка наносится на верхние торцы аккумуляторных выводов;
  • получившаяся «шапка» из химического состава немного разравнивается.

Когда нужно наносить смазку

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ

Делать это надо непосредственно перед установкой аккумулятора или как можно раньше, пока не начался процесс окисления. В среднем рекомендуется проводить данную процедуру через каждые 2 или 4 года эксплуатации, в зависимости от типа батареи (на необслуживаемых реже). Однако сроки мероприятия можно сократить, если неблагоприятны условия окружающей среды, вызывает сомнение электропроводка или герметичность установки батареи.

Один интересный способ, дающий понять, что окисление на выводах АКБ уже началось. Для этого готовится 10% содовый раствор (на 200 г воды 2 столовые ложки пищевой соды), которым смачиваются аккумуляторные выводы.

Если начнётся активное выделение тепла и кипение, то затягивать с очисткой клемм и обработкой диэлектриком не стоит.

Кроме того, на необходимость смазывания укажут и такие косвенные признаки: снижение уровня тока бортовой сети автомобиля при запуске двигателя и повышенный саморазряд батареи.

Если после механической чистки клемм, поверхности быстро покрываются новым слоем окисла — это свидетельствует о наличии перезаряда или трещин вокруг выводов. В этом случае АКБ надо ремонтировать или заменять, и смазка однозначно уже не поможет.

Таким образом, консистентную смазку желательно наносить на клеммы АКБ во избежание следующих проблем.

  1. Образования плохого контакта из-за потерь напряжения.
  2. Предотвращения окисления на выводах батареи.
  3. Улучшения запуска двигателя.
  4. Защиты от оплавления полюсных выводов аккумулятора.
Войлок Устойчив к кислотам, очень удобен для удаления продуктов окисления. Часто применяется в виде шайбочек, пропитанных маслом.
Зубная щетка и губка для мытья посуды Помогут, если окислительные процессы только наметились. Для удаления застаревших окислов не подходят.
Слабый раствор соды Качественное удаление окислов. Достаточно около 250 мл. раствора: к дистиллированной теплой воде этого объема добавляется 2 столовых ложек соды.
Наждачная бумага Рекомендуется использовать мелкозернистую наждачку. Хоть она и быстро истирается, зато не оставляет частицы абразива на обрабатываемых поверхностях.
Щетки  с металлической щетиной OSBORN ECO Профессиональный инструмент. Их корпус выполнен из качественной древесины, имеется отверстие для ручки
Щетки-ершики  фирм Autoprofi, JTC (модель 1261), Toptul (модель JDBV3984), Force Двустороннее профессиональное устройство, существенно облегчающее работу. Дрель с надетыми ершиками позволит значительно ускорить процесс очистки.
Чистик для клемм Профессиональный вариант использования наждачной бумаги.

Есть контакт: надо ли смазывать клеммы аккумулятора, и чем это делать

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ

Зима – традиционное время, когда и мы, и наши читатели обращаемся к вопросам зарядки АКБ. Мы уже не раз затрагивали эту тему и, казалось бы, раскрыли её полностью. Ан нет, вопросы периодически возникают! Иногда – довольно неожиданные.

Что и говорить, мы всесторонне изучили тему.

Мы рассказывали, как определить, что АКБ пора менять, а если батарея ещё в порядке, то как продлить ей жизнь; мы за 10 минут оживляли севшую АКБ, а также разбирались в том, как «прикуривать» автомобиль с разряженной АКБ и стоит ли это делать… Но вот жизнь подкинула новую ситуацию, причем совершенно банальную.

Хмурое утро, мороз в -25, несколько попыток завести автомобиль – и вот вы уже несёте аккумулятор домой, на зарядку.

Перед тем, как накинуть контакты «зарядника», очищаете клеммы – на них наверняка скопилось некоторое количество окислов и грязи.

Зарядили батарею, поставили, завелись… можно ехать! А контактные группы в местах подключения АКБ, те самые «минус» и «плюс», остались сухими. Нужно ли их смазывать? Зачем? Чем смазывать? Как?

Надо сказать, что по всем этим, казалось бы, достаточно простым вопросам среди «бывалых» не утихают споры – представьте себе, это одна из тех автомобильных тем, по которым спорить можно бесконечно.

Мы же, не углубляясь в частности, тайные знания каббалы и гадания на осадке моторного масла, решили дать некий усреднённый, стопроцентный гид по этим вопросам.

Он пригодится и новичкам, и опытным, потому что такие вопросы нынче поднимаются нечасто – как правило, все мы залезаем под капот автомобиля не чаще, чем требуется для доливки омывайки.

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ

На самом деле, клеммы можно не смазывать. В том смысле, что за современным автомобилем можно в принципе не очень-то следить – худо-бедно он способен и вообще без какого-либо обслуживания проездить некоторое время.

Нынешние электрические цепи автомобиля и, в частности, аккумуляторные батареи устроены таким образом, что нуждаются в профилактике куда меньше, чем раньше.

Однако законы физики и, в частности, течение времени обмануть невозможно – если клеммы не смазывать, проблемы, в том числе и довольно серьёзные, постепенно начнут давать о себе знать. Поэтому ответ тут такой: можно и не смазывать, но куда лучше всё-таки делать это.

Зачем смазывать клеммы АКБ?

На контактных группах со временем появляются окислы, которые сами по себе не проводят электрический ток. Кроме того, в подкапотном пространстве скапливаются пыль и грязь, часть оседает на клеммах и добавляет электрического сопротивления в местах контакта. Следствие этих процессов – падение отдачи АКБ, снижение энергии и сложности при запуске.

Некоторые автомобилисты предпочитают не смазывать клеммы, а просто периодически чистить их мелкой наждачкой. Но наша задача – именно защитить, «законсервировать» клеммы, сохранив их в более-менее первозданном состоянии, чтобы впоследствии не приходилось избавляться от окислов и грязи механическим путём – это не слишком-то приятный и быстротечный процесс.

Смазка клемм аккумулятора автомобиля: для чего нужна и как правильно смазать клеммы АКБ

Чем смазывать клеммы АКБ?

Примерно до 1970-х годов водители пользовались для этих целей исключительно солидолом, нигролом или литолом. Последний до сих пор можно легко найти в продаже под полным наименованием «Литол-24».

С появлением автомобилей ВАЗ был разработан технический вазелин, который также используется и сегодня. Литол и вазелин хороши, но легко смываются шампунями и в целом, по сравнению с современными средствами, образуют менее прочную плёнку.

Поэтому можно воспользоваться более продвинутой автохимией – в магазине так и спрашиваем: «смазку для электрических контактов» или «смазку для клемм АКБ».

Такие смазки есть у многих производителей, они имеют красную, синюю или голубую окраску, что упрощает вам понимание того, есть ли на клемме достаточный защитный слой. Смазки подразделяются на токопроводящие и те, которые ток не проводят.

Кроме того, в качестве защиты клемм можно использовать обычную графитовую смазку, которая также проводит ток. И вроде как токопроводящие смазки в данном случае лучше.

Однако, как мы сможем убедиться из следующего абзаца, свойство токопроводности не стоит ставить во главу угла, ведь мы смазываем не площадь контакта, а внешние поверхности.

Как смазывать клеммы АКБ?

Эта ошибка, как ни странно, довольно распространена – по незнанию человек смазывает полюсные выводы на аккумуляторе, после чего водружает на них клеммы. Таким образом можно получить засохшую плёнку смазки, которая совершенно не проводит ток там, где его очень нужно проводить.

Читайте также:  Телескопический погрузчик jcb 531 70

Надо делать ровно наоборот: надеть клеммы, плотно затянуть и только после этого нанести смазку – словом, смазывать нужно клеммы на проводах, причем именно снаружи, и верхние торцы выводов. Если вы пользуетесь современной смазкой в аэрозольном баллончике, получившуюся «шапку» можно немного разровнять. Разумеется, все работы лучше проводить в перчатках.

Смазывать клеммы нужно обязательно, и, если говорить совсем простыми словами, это нужно для того, чтобы был хороший контакт, чтобы не возникало потерь при плохом соединении. Во-первых, появление окислов ведёт к потерям энергии, и могут возникнуть проблемы при запуске. А во-вторых, на контактной группе увеличивается сопротивление, а значит выделяется тепло, что может привести к печальным последствиям, вплоть до оплавления полюсных выводов батареи и даже корпуса. Прежде чем смазывать клеммы, их необходимо зачистить – обычной наждачкой или используя специальные приспособления, которые сейчас есть в продаже. Для смазывания клемм подойдёт любая водоотталкивающая смазка.

Что ещё?

Напоследок – несколько советов, которые ещё немного облегчат жизнь вам и вашей аккумуляторной батарее. Некоторых из них мы так или иначе касались, но теперь резюмируем.

  • Перед смазыванием клемм АКБ необходимо очистить и их, и полюсные выводы самой батареи. Это нужно делать либо ветошью (если имеет место быть только грязь, без окислов), либо самой мелкой наждачной бумагой, либо специальными приспособлениями – в продаже есть «ёршики», как внешние, так и внутренние, для очистки и клемм, и полюсных выводов. При использовании «ёршиков» операция занимает считанные секунды.
  • После надевания на выводы АКБ клеммы нуждаются в плотной затяжке – контакт хорош только в том случае, если это контакт металла по металлу! Клеммы не должны болтаться – это дополнительные, совершенно не нужные вам шансы для попадания в место контакта грязи и окислов.
  • Некоторые дедовские методы до сих пор работают! В специализированных магазинах, торгующих и обслуживающих АКБ, спрашивайте защитные войлочные кольца – такие «шайбы», пропитанные маслом, надеваются на полюсные выводы, под клеммы. Они защищают самые ответственные места вокруг полюсных выводов – именно там из АКБ может испаряться кислота и оседать в виде окислов на металле. Согласитесь, перспектива невозможности снятия севшего аккумулятора из-за намертво «прикисших» клемм вам совершенно ни к чему.

Опрос

А вы смазываете клеммы аккумулятора?

Смазка для клемм аккумулятора автомобиля от окисления: чем обработать и как правильно нанести защитный состав

Правильный уход за аккумуляторной батареей может продлить её срок эксплуатации. Необходимо проверять количество электролитической жидкости, её плотность.

Смазывать клеммы аккумулятора, очищать контакты от окисления и ещё множество различных уходов.

Аккумуляторные батареи работают практически беспрерывно, поэтому за ними нужно правильно следить, иначе неприятность может произойти в любой момент.

Нужно ли смазывать клеммы АКБ

Серная кислота — это жидкость, создающая раствор электролита в аккумуляторной батарее. Её главное свойство, это улетучивание. По-другому можно сказать, что это испарение электролитической жидкости из аккумуляторной батареи.

Происходит такой процесс, когда аккумулятор начинает кипеть после долгой работы автомобиля или после длительной зарядки. Молекулы кислоты всегда при любом удобном случае смешиваются с молекулами воды.

Это приводит к образованию серной кислоты, которая разъедает АКБ и другие важные элементы, а также вызывает окислительный налёт на металлических пластинах. Большое количество грязи и пыли. Автомобиль всегда находится в движении и избежать попадания влаги или пыли невозможно.

Большой объём пыли и грязи вызывает налёт на металлических пластинах. Помогает пыли удерживаться на клеммах вода. Поэтому необходимо чаще чистить аккумуляторную батарею от внешних природных факторов, чтобы аккумуляторная батарея не окислилась.

Следить за аккумуляторной батареей требуется всегда.

Смазки для аккумуляторов нужны для того, чтобы убирать окисления на клеммах устройства. Окисление приводит к плохому контакту. Проводящий ток поступает, но не в нужных количествах.

От этого может не запуститься двигатель, либо же запуститься, но спустя продолжительное время, за которое будет крутиться и портиться стартер автомобиля. Если не смазывать клеммы, это может привести к более сложным проблемам. Как уже сказано, может выйти из строя стартер или сама аккумуляторная батарея.

Автомобильные аккумуляторы.

Почему необходимо использовать смазку для клемм АКБ

Перед тем как приступать к смазке аккумулятора, необходимо понять, для какой цели она нужна. Смазок для аккумуляторных батарей существует немалое количество и для каждой присутствует своя задача. Основное количество смазочных материалов предназначаются для удаления окисления и дальнейшего разрушения клемм аккумуляторной батареи.

Обработку лучше проводить в профилактических целях, а не тогда, когда уже появились изменения в виде окислившихся клемм. Благодаря смазочным свойствам образуется защита, а также отпадает необходимость в долгой очистке клемм аккумулятора. Зачастую такая мера профилактики является очень важной и полезной.

Существует некоторые виды процессов окисления:

  • кислотность;
  • солёность;
  • естественный вид.

Любая из этих разновидностей вызывает окислительный налёт на металлических пластинах аккумулятора. Он вызывает плохой контакт, низкую проводимость электрического тока. АКБ не сможет выдавать нужное количество напряжения.

Автовладельцы обычно очищают клеммы, используя подручные материалы, но чистить металлические пластины таким образом слишком часто не рекомендуется.

Это доводит металл до непригодного состояния при слишком частых таких работах. Использование специализированных элементов гораздо разумнее. Но иногда автовладельцы могут купить некачественную или даже совсем не ту смазку для аккумулятора, которая нужна.

Важный элемент любого автомобиля.

Чем смазывают клеммы аккумулятора: основные виды защитных составов

Разнообразие веществ для смазки металлических пластин аккумулятора огромное множество. Найти можно для каждой аккумуляторной батареи. Отличия находятся в составе смазок. Существует такие смазочные вещества как:

  • тефлоновые;
  • силиконовые;
  • консистентные;
  • солидол и литол;

Выбирать элементы смазки нужно с умом, так как для разных моделей аккумуляторов подходит та или иная ситуация.

Как правильно наносить смазку на клеммы

Перед тем как приступить к смазке металлических пластин нужно сделать начальные подготовления. Соблюдать технику безопасности при работе с аккумуляторной батареей. Очистить клеммы устройства. Работу требуется производить в защитной специальной одежде и перчатках. А также в хорошо проветриваемом месте.

Для очистки клемм подойдёт войлок. С его помощью можно удалить окисление, возникшее на металлических пластинах. Также из войлока можно приготовить специальные войлочные шайбы, которые в дальнейшем защитят от частого окисления клемм.

Самым популярным, но не очень эффективным методом очистки клемм является очистка при помощи зубной щетки или любой губки. Если и использовать такие методы, то только в тех случаях, когда окислительный налёт только начал проявляться.

В других случаях этот способ будет практически неэффективным. Раствор соды также помогает устранить окисление. Такой вариант при правильной консистенции соды поможет избежать белого налёта на долгое время. Понадобится кружка дистиллированной жидкости с ёмкостью 250 миллилитров. А также одна полная столовая ложка соды.

  • Размешать компоненты и нанести на свинцовые пластинки аккумуляторной батареи.

Нередко используется специальный прибор для очистки пластин, он называется чистик для клемм. Его состав похож на обычную наждачную бумагу, но чистку производить щёткой удобнее чем наждачкой.

После всех работ также лучше очистить всю аккумуляторную батарею от пыли и грязи и обработать весь корпус раствором. Чтобы смазать батарею нужно выполнить несколько простых шагов:

  • отсоединить клеммы от аккумулятора;
  • удалить весь образовавшийся налёт при помощи способов, которые были перечислены выше;
  • осуществить промывку, используя дистиллированную жидкость;
  • установить клеммы обратно;
  • провести обработку выбранным смазочным материалом.

Полезные советы и рекомендации по уходу за клеммами

Смазка клемм аккумулятора является важным элементом по уходу за аккумуляторной батареей. Каждому автовладельцу нужно знать, что если металлические пластины аккумуляторной батареи окислились, то уже не поможет ни одна смазка.

  1. Для начала потребуется удалить образовавшийся налёт, и чтобы он больше не появлялся на протяжении длительного времени, нужно смазать уже приготовленной смазкой из предложенных вариантов.

Очистка клемм производится при помощи инструментов: щёток, наждачных бумаг и так далее. А также используя химические препараты. Наиболее эффективным средством будет химическая обработка, так физическая обработка может привести в негодность клеммы.

Многие автолюбители обрабатывают клеммы, используя горячую или тёплую воду. Такой способ является неэффективным. Более того, он может вызвать сильное окисление. Вода, смешиваясь с пылью застревает на металлических пластинах.

Помогла статья? Поставьте оценку Adblockdetector

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector