Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Вариаторы в последнее время стали популярны за счет мягкости разгона автомобиля, без толчков и рывков. Однако многие люди не желают покупать машины с такими коробками передач. И все из-за короткого срока службы этого вариатора. Но на самом деле все не так критично.

Самой надежной считается автоматическая трансмиссия. Ее ресурс равен 500 000 километров. Некоторые модели проходят миллион километров и остаются еще на ходу.

Все зависит от владельца транспортного средства. При регулярной замене трансмиссионного масла, своевременном техническом обслуживании агрегаты смогут превысить указанный производителем срок службы в 2-3 раза.

Автоматическая трансмиссия состоит из:

  • гидротрансформатора;
  • планетарной передачи;
  • гидроблока.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачАКПП Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачПланетарная передача Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачГидроблок

Ресурс АКПП, изготовленных до 2000 года, мог насчитывать до миллиона километров. Современные же автоматические коробки проходят 250 000 – 500 000 километров.

Период эксплуатации уменьшился, потому что производители стали использовать пластиковые детали. Некоторые элементы заменяют на пластиковые или металлические, но облегченные, для уменьшения веса агрегата.

Поэтому и не выдерживают длительных и сильных нагрузок.

Современные АКПП приоритетно создают для передвижения только по городу. А отсутствие регулярного технического обслуживания приводит к засорению автомата отходами его жизнедеятельности.

Самое слабое место у автомата – это гидротрансформатор. Он гасит вибрации, обеспечивает бесступенчатое переключение скоростей. При отсутствии регулярной замены масла в АКПП, продолжительность срока службы гидротрансформатора тоже падает.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачГидротрансформатор

Срок службы гидротрансформатора равен 250 000 километров. На старых моделях Мерседеса и Тойота Марк 2 узел может прожить до 500 000 километров пробега.

Такая трансмиссия создана для комфортного передвижения по городу. На ней нельзя дрифтовать или таскать другие машины на буксире. Все это чревато выходом из строя трансмиссии.

Ресурс коробки передач вариатора зависит от:

  1. Ремня, который установлен на шкивах коробки переключения скоростей. Наибольшую долговечность показывают трансмиссии с цепью. Ресурс таких CVT равен 500 000 километрам. В то время как ременной автомат будет работать исправно в течение 200 000 или 300 000 километров.
  2. Чистоты и регулярной замены масла.

Высокий ресурс автоматической коробки у моделей производителей:

Чуть меньше ходят японские Aisin. Самыми слабыми считаются агрегаты компании Nissan – Jatco. Срок службы их равен 150 000 километрам.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачВариатор Jatco

Самые первые CVT в действительности были недоработаны. Они поступали на рынок с большим количеством детских болезней. Отсюда и пошла дурная слава о сроке службы вариаторной коробки.

Современный CVT стал более надежен и вынослив в условиях города. Некоторые из них устанавливают на кроссоверы.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачCVT transmission

РКПП – это роботизированный автомат с двумя или с одним сцеплением. Он напоминает механическую коробку передач, только управляет переключениями скоростей компьютерный мозг вместо человека.

РКПП с сухим сцеплением считается самым ненадежным автоматом. Роботизированные трансмиссии с двойным мокрым сцеплением имеют срок службы чуть больше, чем первые. По словам опытных автовладельцев, эти автоматы дорого ремонтировать. Чтобы заменить один блок сцепления нужно заплатить порядка 25 000 рублей.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачРобот с двумя сцеплениями

Надежность всех видов АКПП снижается после капитального ремонта. Замена на некачественные детали может привести к выходу из строя отремонтированного вариатора через полгода, а то и раньше. Поэтому опытные владельцы советуют делать ремонт у профессионалов или на СТО дилеров, которые поставляют автомобили.

Многие говорят, что контрактная АКПП, РКПП, вариатор – это отличный вариант и лучше ремонта. Однако неизвестно, что произошло с трансмиссией у бывшего владельца. Может быть он дрифтовал, и первым умер двигатель. Соответственно и CVT тоже пришел в негодность. Его немного подремонтировали и поставили на продажу.

Поэтому все же лучшим вариантом будет заботиться о том агрегате, который изначально стоит в автомобиле. Вовремя проходить ТО и менять масло.

Для удобства сведем данные по срокам службы коробок в таблицу.

Вид автомата Срок службы
АКПП 400 000
CVT 300 000
РКПП 150 000

CVT не любят агрессивную езду. Они не приспособлены к буксировке машин. Нельзя на автомобилях с вариаторами таскать другие машины на буксире. CVT не любят поездок без прогрева.

Если не соблюдать эти условия, то могут появиться следующие проблемы:

разрушение конусного вала; Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачПодшипники Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передачКонус и ремни

При появлении вибрации в салоне и толчков без повышения или понижения скорости можно говорить об износе ремня.

При эксплуатации CVT чаще всего забивается теплообменник. Уровень масла в CVT повышается, увеличивается температура. На панели приборов мигает аварийный режим. В этом случае понадобится чистка гидроблока, радиатора и замена смазывающего средства.

Чтобы продлить срок службы вариатора и автоматической коробки передач необходимо:

  • резко не тормозить;
  • не буксовать и не возить на буксире другие автомобиле;
  • не перегревать;
  • вовремя менять масло;
  • регулярно проходить техническое обслуживание.

Также необходимо прогревать автомат не только в холодные дни, но и летом перед поездкой. Не рекомендуется ездить по пересеченной местности. Тогда CVT проживет дольше, чем любая другая трансмиссия.

Многие говорят, что создание вариатора – это крупный заговор автопроизводителей. На самом деле нет никакого заговора. У каждой модели автоматической трансмиссии есть свои плюсы и минусы, определенный ресурс коробки автомат. Производители четко оговаривают их в своих мануалах по эксплуатации.

Правильная эксплуатация и бережное отношение к автомобилю увеличат срок службы вариатор или АКПП на 300 000 километров как минимум.

Если у вас есть свое мнение по срокам службы вариаторов и других видов АКПП, напишите их в х под статьей. Так вы поможете тем, кто только интересуется этой проблемой.

Ресурс автоматической коробки передач, пробег и срок службы АКПП — АКППешка

Ресурс АКПП зависит от стиля вождения водителя. Обычно новички не прогревают машину, заводятся внезапно — машина не выдерживает нагрузки и быстро выходит из строя. Многие говорят, что АКПП намного слабее механических устройств. Все автоматы нельзя приравнивать друг к другу.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Редукторы бывают трех типов. У разных типов автоматических трансмиссий есть свои сильные и слабые стороны. О них и пойдет речь дальше.

Про заговор производителей

Автовладельцы любят говорить, что производители сознательно сокращают срок эксплуатации АКПП на заводе. Сегодня больше не производятся автоматические трансмиссии, которые без капитального ремонта могут проехать миллион километров.

К этому нужно добавить перепады температур в России от -40 до +40, а также любовь автовладельцев к быстрой езде и холодным запускам даже зимой.

Следовательно, если в Японии АКПП Toyota имеют срок службы 7 лет, то на дорогах Российской Федерации этот срок можно сократить ровно вдвое, а то и больше.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Другое дело, когда производитель уверяет покупателя, что АКПП можно эксплуатировать без замены смазки внутри нее. На самом деле нет, это просто маркетинговый ход. Для коробки передач DSG Volkswagen рекомендуется менять масло каждые 30 000 км пробега.

Всех небылиц о заговоре производителей можно избежать, если почаще смотреть на АКПП, вовремя менять масло и комплектующие. А правильное функционирование позволит растягивать его ресурсы на годы.

Надежность и ресурс АКПП классического типа

Из предыдущего предложения по роботизированной машине уже можно сделать вывод, что ресурс классической автоматической коробки будет больше. Хотя бы потому, что не требует частой замены трансмиссионной жидкости. Это говорит о том, что его механические компоненты более надежны.

Читайте Типовые неисправности и ремонт АКПП f4a42

Внимание! Замена масла должна производиться через 60 000, 70 000 км пробега.

Если сравнивать автоматическую коробку передач, робота и вариатор, то ни один из последних не может работать столько, сколько запускается трансмиссия. Автоматическая коробка передач — эталон надежности. Поскольку в нем нет сложных механических деталей.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Функцию механического сцепления здесь выполняет гидротрансформатор автоматической коробки передач. Он получает крутящий момент двигателя через ATF.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Масло циркулирует в корпусе клапана и распределяется по каналам, воздействуя на исполнительные группы или муфты. Переключение передач происходит за счет давления масла на муфты. Но в последнее время сцепления начали изготавливать из смеси пластика. Это уменьшило срок службы сцепления. 

Читайте также:  Что такое карданная передача в устройстве трансмиссии автомобиля

При своевременной замене масляного фильтра и чистке радиатора АКПП прослужит долго. Гидротрансформатор чувствителен к уровню смазочного материала. Поэтому рекомендуется следить за уровнем масла.

Прочтите, какая автоматическая трансмиссия самая надежная и лучшая, оценка автоматических трансмиссий

Следующие действия увеличивают ресурс АКПП до 500000 километров:

  • правильная буксировка авто в случае поломки.
  • избегать скольжения на бездорожье;
  • зимой топить машину;

Коробка вариатор и ресурс данного автомата

Трансмиссия CVT (или вариатор) — вторая по надежности. Основное отличие от АКПП — отсутствие фиксированных ступеней переключения. Но в вариаторе по-прежнему используется гидротрансформатор, как и в предыдущем.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Вариатор состоит из двух валов со шкивами, на которых размещен ремень или металлическая цепь. Переключение передач осуществляется путем изменения расстояния между шкивами в зависимости от нагрузки на автомобиль. Из-за постоянного изменения передаточного числа меняются условные передачи.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Автовладелец не чувствует постоянных толчков и толчков при переключении передач. Поэтому эту коробку выбирают те, кто любит комфортную езду. Но вопрос в том, сколько времени это займет.

Ресурс вариатора на сорок процентов меньше, чем у классической автоматической коробки передач. Это касается появления в масле сколов и грязи от износа металлических деталей. Они действуют на ремень и шкив как абразивный инструмент, стирая поверхность. Как следствие, ремень необходимо менять после пробега автомобиля с вариатором 90000 км.

Роботизированная коробка и ее ресурс

Роботизированная трансмиссия отличается низким ресурсом. Поскольку робот по сути должен был стать автоматизированной механической коробкой передач. Такая коробка должна была иметь все удобства пулемета и быть простой механикой. Но этого не произошло из-за добавления сервоприводов и дополнительного узла сцепления.

Зачем нужна нейтраль на автомате, переключение и инерция на автомате

Есть два типа роботов:

AMT

Автоматизированная механика — это сервоприводы и приводы, отвечающие за коробку передач и сцепление. За последнее отвечает слуга. Это неблагоприятная часть робота. Перед подачей сигнала о переключении передач трансмиссия должна сориентироваться в соответствии с датчиками скорости, температуры и оборотов двигателя. 

Отношения между ними заводом не установлены. По удобству уступает даже пулемету. Хозяин автомобиля постоянно ощущает толчки и толчки при переключении передач.

DSG

Если AMT — однодисковый робот, DSG состоит из двух дисков. К этому типу относится Volkswagen DSG. Один привод отвечает за четные передачи, другой — за нечетные передачи. Этот тип роботов был выпущен для уменьшения тех же рывков, которых нельзя было избежать с выпуском AMT. 

Автомобили с АКПП этого типа отличаются экономичностью, комфортом вождения и плавным ускорением. Но по ресурсу жизнедеятельности они тоже уступают вариатору. Такого типа АКПП хватает на 100000 км пробега. Потом диски начинают ломаться, мехатроник (этакий гидроблок в ДСГ), софт глючит.

Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре

Не всегда небольшой пробег АКПП — залог исправности авто на момент покупки. Есть умные люди, которые умело от этого отказываются.

Технические характеристики АКПП, типы и их отличие друг от друга

Поэтому необходимо обращать внимание на следующие признаки:

  • поведение автомобиля во время вождения.
  • уровень и качество ATF;

Внимание! Покупая машину, вы должны проехать на ней 15 километров, чтобы прочувствовать работу автоматической коробки передач. Многие ошибки вылезают только при нагревании коробки.

Проверка уровня и состояния масла в коробке автомат

Перед покупкой автомобиля нужно проверить уровень масла в АКПП.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Это делается следующим образом:

  1. Запустите двигатель автомобиля.
  2. Разогрейте его, оставив на 10 минут или проехав 10 километров на машине.
  3. Остановитесь на ровной поверхности.
  4. Выкрутите щуп и посмотрите на знак HOT.
  5. Уровень жидкости должен достигнуть этой отметки. Если меньше, возможно, гидротрансформатор долгое время не получал дополнительной смазки.

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Наряду с уровнем рекомендуется обратить внимание на цвет. Если ATF черного или темного цвета со смесью мелких частиц износа, автомобиль определенно не контролировался. Это означает, что АКПП может выйти из строя в любой момент после покупки.

Внимание! Для замены рекомендуется использовать оригинальное масло.

Теперь автовладелец должен решить, брать ему машину или нет. Ведь вам придется менять не только жидкость ATF в автомобиле и фильтр, но, возможно, и некоторые внутренние детали.

Основные режимы и для чего кнопка овердрайв на автомате

Чтобы убедиться в исправности АКПП, ее необходимо проверять во время движения.

Оценка качества работы АКПП при езде

Чтобы проверить качество АКПП, необходимо проехать на автомобиле примерно 15 километров. Так как обычно все ошибки АКПП проявляются только на прогретом устройстве.

Если автомобиль трясется при смене скоростей, владелец автомобиля чувствует удары или толчки при работающей АКПП, то такое устройство требует капитального ремонта.

Как определить, что коробка неисправна

Автоматические трансмиссии подлежат ремонту, если:

  • вибрация.
  • водитель чувствует затруднения при перемещении коробки передач;
  • переключение передач заблокировано самой трансмиссией;
  • утечки масла;

Только сотрудник АЗС может правильно определить, что неисправно в АКПП. Так как для этого потребуется компьютерная диагностика устройства.

Что нужно делать, чтобы АКПП служила долго и без проблем

В следующей таблице показано, как использовать тот или иной тип автоматической коробки передач для увеличения ресурсов автоматической коробки передач:

Тип АКПП Рекомендуемый пробег до замены ATF (в км) Эксплуатация
Автомобиль 70 000 Устраняет масляный голод, резкие трогания с места, неправильную и длительную буксировку, занос на проселочных дорогах.  aTF необходимо регулярно проверять, заменять и доливать.
Вождение с переменной скоростью 40 000
AMT 30 000
DSG 30 000

Заключение

В целом ресурс жизнедеятельности зависит от производителя и стиля вождения владельца транспортного средства. Поэтому соответствие любому типу АКПП только продлит срок ее службы.

Сколько «ходит» коробка автомат: робот, вариатор и АКПП

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Как известно, коробка автомат традиционно считается менее надежной, чем механика МКПП. При этом однозначно ответить на вопрос, сколько ходит механическая коробка, достаточно сложно. Средним показателем вполне можно считать отметку около 250 тыс. км., однако встречаются экземпляры, которые способны отработать 500 тыс. км. и более без ремонта.

Что касается АКПП, в этом случае важно понимать, что сегодня существует несколько типов автоматов, общей задачей которых является автоматическое переключение передач. Хотя такие коробки похожи по назначению, однако сильно отличаются по своему устройству и принципам работы, а также по сроку службы.

В этой статье мы рассмотрим основные виды автоматических трансмиссий, а также постараемся разобраться, сколько служит коробка автомат в зависимости от типа агрегата, что влияет на ресурс автоматической коробки и т.д.

Срок службы коробки — автомат

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Сразу начнем с того, что если раньше ресурс автоматической трансмиссии заметно отличался от МКПП, сегодня разница уже не так очевидна. С одной стороны, сами автоматы стали намного более технологичными, а с другой производители последние 20 лет уже на этапе проектирования сознательно закладывают определенный ресурс в каждый агрегат.

Другими словами, легендарных «неубиваемых» коробок (как МКПП, так и АКПП) и  так называемых двигателей – миллионников больше не выпускают. Если раньше МКПП на многих иномарках выхаживала по 300-350 тыс. и более без проблем, сегодня механика теперь стала менее надежной.

Это произошло по причине экономии на материалах, а также в результате появления более мощных и производительных ДВС, что заставляет трансмиссию постоянно работать в нагруженных режимах.

Как показывает практика, сегодня среднестатистические показатели срока службы по АКПП практически сравнялись с аналогичными показателями для МКПП. Единственное, на механике чаще проблемы доставляет не сама КПП, а отдельные узлы (например, сцепление). При этом механика все же дешевле и проще в ремонте, а также преждевременно выходит из строя намного реже.

  • Идем далее. С МКПП и вопросом, сколько ходит механическая коробка, немного разобрались. Теперь вернемся к автоматам и их надежности. С учетом такого многообразия автоматических КПП, однозначно утверждать, что все АКПП ненадежны, будет попросту некорректно. На самом деле все зависит от типа агрегата, а также от индивидуальных особенностей эксплуатации и качества обслуживания.
Читайте также:  Особенности двигателей briggs stratton

Итак, хотя назначение у всех АКПП одно, среди основных видов автоматических трансмиссий  можно выделить автомат, вариатор и робот. Обратите внимание, все эти типы коробок значительно отличаются друга от друга по устройству и принципам работы. При этом еще раз отметим, ресурс одной коробки может заметно отличаться от другой даже в рамках одной группы. Давайте разбираться.

Надежность и ресурс АКПП «классического» типа

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Коробка АКПП или гидротрансформаторный автомат (автоматическая коробка с гидротрансформатором) появилась немногим позже, чем механика. Другими словами, такой автомат был создан еще в начале эпохи автомобилестроения.

Конструкция используется давно, проверена временем, также в процессе эволюции агрегат претерпел множество доработок. Прежде всего, в устройстве АКПП использована планетарная передача (планетарный ряд). Общий принцип работы основан на том, что рабочим телом в АКПП является масло (специальная трансмиссионная жидкость ATF).

Если просто, в автоматах такая жидкость под давлением циркулирует в специальной плите (гидроблоке), который имеет множество каналов.

Благодаря наличию клапанов в каналах гидроблока (в старых версиях механических, а в современных АКПП электромеханических соленоидов) удается перераспределять жидкость так, чтобы она воздействовала на исполнительные механизмы (фрикционы). Последние отвечают за включение передач.

Также автоматы данного типа не имеют привычного механического сцепления фрикционного типа. Эту функцию выполняет отдельное устройство под названием гидротрансформатор. В ГДТ крутящий момент от двигателя передается через указанную выше рабочую жидкость ATF.

  • Как показывает практика, ресурс такого автомата заметно выше, чем у аналогов, и вполне может доходить до отметки около 200-250 тыс. км. и выше. В некоторых случаях простые АКПП ходят до 500 тыс. км. без ремонта.

Минусом является то, что агрегат нуждается в большом количестве трансмиссионного масла, требователен к его уровню. Также «классические» АКПП необходимо регулярно обслуживать (масло полностью меняется каждые 50-60 тыс. км. пробега, требуется замена фильтров АКПП, промывка агрегата, чистка радиатора охлаждения автомата и т.д.).

Еще нужно отметить, что подобные автоматы расходуют больше топлива, чем другие типы АКПП, по причине потерь в ГДТ, а также не способны долго работать в условиях высоких нагрузок (пробуксовки, езда по бездорожью и т.п.). Также добавим, что сегодня автопроизводители стремятся осознанно снизить ресурс коробок данного типа, предлагая потребителям так называемые «необслуживаемые» АКПП.

Если следовать указаниям производителей: не прогревать АКПП перед поездкой, не менять масло в автомате или выполнять замену  жидкости и фильтров  только раз в 100-150 тыс., тогда ресурс агрегата значительно сокращается.  

Коробка вариатор и ресурс данного «автомата»

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Следующей за «классическим» автоматом по степени распространенности идет вариаторная коробка передач (вариатор CVT). Данное решение, в отличие от аналогов, не имеет фиксированных ступеней (передач, скоростей). В качестве сцепления обычно используется уже упомянутый выше ГДТ.

Сама коробка имеет два вала со шкивами (ведущий и ведомый), которые соединены ремнем или цепью. Шкивы имеют возможность гибко изменять свой диаметр с учетом нагрузки на двигатель, скорости движения и т.д. Другими словами, постоянно изменяется передаточное отношение, что и позволяет получить большое количество условных «передач».  

Такая схема делает коробку экономичной, ездить на машине с вариатором комфортно, водитель не чувствует рывков и толчков в момент переключения, которые в большей или меньшей степени всегда присутствуют на ступенчатой КПП.

  • К минусам вариатора можно отнести его надежность, а также крайне низкую ремонтопригодность. Как правило, срок службы вариатора на 20-40% меньше, чем у «классических» АКПП (до 200 тыс. км). Более того, его ресурс сильно зависит не только от качества обслуживания, но еще и от манеры езды.

Масло в вариаторе нужно менять еще чаще, чем в гидромеханическом автомате (каждые 30-40 тыс. км.).  Причина- появление грязи и стружки воздействует на шкивы и ремень подобно абразиву и быстро изнашивает поверхности. Но и это еще не все.

Статья в тему:  Чем опасен долгий простой авто

Слабым местом вариатора является сам его ремень. Этот элемент испытывает очень высокие нагрузки и может оборваться, что приводит к критическим повреждениям внутренностей коробки. Чтобы этого не произошло, ремень вариатора следует менять каждые 90-100 тыс. км. пробега.

В плане езды, в случае с вариатором следует воздерживаться не только от пробуксовок и резких стартов, но и даже езды на высоких оборотах двигателя. Опять же, причина в том, что нагрузки сильно сокращают ресурс коробки данного типа.  

Роботизированная коробка и ее ресурс

Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Коробка робот фактически представляет собой автоматизированную механическую коробку передач. В теории данная КПП должна была получить простоту и надежность МКПП в сочетании с удобством АКПП. Однако на деле этого не произошло. Более того, именно роботы имеют самый низкий ресурс.

Роботизированные коробки сегодня встречаются в двух вариантах – автоматизированная механика (АМТ) и преселективные коробки с двойным сцеплением. В первом случае КПП получают сервоприводы и исполнительные механизмы для автоматизации функций  выбора и включения/выключения передач, а также включения/выключения сцепления.

Так вот, сама коробка обычно не доставляет проблем, однако достаточно быстро неполадки возникают с узлом сцепления, а также указанными сервомеханизмами. Именно данные элементы  робота «ходят» не более 80-120 тыс. км., да и то в щадящем режиме эксплуатации.

При этом даже полностью исправный однодисковый робот (с одним сцеплением)  по комфорту заметно уступает АКПП и вариаторам, так как водитель ощущает рывки, толчки и задержки в моменты переключения передач. Плюсом можно считать разве что доступность такой трансмиссии по цене, а также топливную экономичность.   

  • Идем далее. Чтобы максимально приблизить робот к автомату по плавности переключения передач, производители выпустили преселективную коробку с двумя сцеплениями (например, хорошо известная DSG).

Такой робот представляет собой сочетание классической АКПП и МКПП. В основе лежит все та же механическая коробка, которая имеет два вала и два сцепления соответственно. Один вал отвечает за четные передачи, тогда как другой за нечетные.

Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается коробка АТ от АМТ. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях и особенностях коробок передач АМТ и АТ, а также на что обратить внимание при выборе из указанных типов трансмиссий.

Пока автомобиль движется на одной передаче, уже также выбрана следующая. Это позволило сократить момент переключения до минимума. Водитель практически не ощущает, когда передача переключается «вверх» или «вниз». Такая схема позволила добиться выдающихся характеристик в плане динамики разгона, топливной экономичности, комфорта и т.д. 

При этом в конструкции также имеется гидроблок (мехатроник), преселективный робот нуждается в большем количестве масла и регулярном обслуживании. Прежде всего, надежность дисков сцепления не высокая, часто возникают проблемы с мехатроником, электроникой, исполнительными механизмами и т.д.

Ресурс роботизированных коробок с двойным сцеплением на практике не превышает отметки в 100-150 тыс. км., после чего часто требуется не только замена сцеплений, но и гидроблока и других элементов. При этом стоимость запчастей и работ достаточно высокая, нередко сопоставима с качественным ремонтом «классической» АКПП.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Как пользоваться АКПП, чтобы она не сломалась?

Константин Ищенко

не сломал ни одной АКПП

Профиль автора

В 2021 году в России продано 1,02 млн новых автомобилей.

По данным агентства «Автостат», 66,5% из них были оснащены автоматической коробкой переключения передач — вариатором, роботом или классическим автоматом. Это на 11% больше, чем годом ранее. Водители выбирают АКПП: они удобнее, с ними проще, даже если речь идет о такси.

Но, чтобы такая коробка служила максимально долго, ее нужно правильно эксплуатировать. В этой статье я расскажу, как не повредить коробку-автомат любого типа и как увеличить ее ресурс.

Вы узнаете

Узнайте, как повторить этот опыт и оформить карту Хочу знать

Уровень и качество масла. Во всех автоматических коробках есть масло.

Даже в роботизированных с сухими сцеплениями, несмотря на название. Например, в роботе DQ200 концерна «Фольксваген» в мехатронике одно масло, а в самой коробке — другое.

Читайте также:  Сапун двигателя: что это такое?

Если масло очень долго не менять или его уровень опустится из-за течи, коробка перестанет нормально работать.

Уровень масла в АКПП может резко упасть, только если сильно повредить корпус или контур охлаждения. Например, так бывает, если наехать на камень. Но если очень долго не менять текущие сальники или прокладки, то постепенно уровень масла снизится ниже нормального. В лучшем случае нужно будет долить масло, в худшем — агрегат придется серьезно ремонтировать.

У некоторых автоматических коробок есть отдельная пробка для контроля уровня масла. Если поднять машину на подъемнике и открутить эту пробку, масло будет немного капать. Это значит, что все в порядке.

Бывают коробки, в которых нельзя проверить уровень масла — можно только слить его и залить новое в нужном объеме.

Я бы не советовал проверять уровень масла без специального инструмента: велик риск что-то сломать, машину придется эвакуировать в сервис.

Также масло может сочиться после обслуживания. Так бывает, когда экономят на прокладке масляного поддона и особенно часто — когда меняют сам поддон на дешевый аналог.

Перегрев. Любая автоматическая трансмиссия боится перегрева: важно соблюдать температурный режим, который предусмотрел производитель. На некоторых автомобилях — не обязательно мощных — установлен дополнительный радиатор для охлаждения масла АКПП. Если масло перегреть, то оно потеряет свои свойства и подвижные части коробки могут пострадать.

Вот из-за чего возможен перегрев:

  • неправильная эксплуатация коробки передач;
  • неисправность в системе охлаждения коробки передач;
  • неподходящее по допускам или поддельное масло;
  • масло, которое давно пора заменить.

Механические неисправности. Они могут быть разными в зависимости от типа коробки. У вариаторов это износ ремня, цепи и конусов. У роботизированных коробок часто выходят из строя пакеты сцепления, маховик и вилки переключения передач. Для гидравлических характерны проблемы с гидроблоком, его соленоидами и пакетами фрикционов.

Все эти неисправности могут быть из-за перегрева, неправильной эксплуатации или большого пробега. Автоматические КПП с ресурсом более 200—250 тысяч километров встречаются редко. Самые неудачные модели требуют ремонта уже на 50—70 тысячах.

Проблемы с электроникой. У современных АКПП есть блок управления и датчики. И то и другое может сломаться. В зависимости от неисправности коробка может плохо переключать передачи или вставать в аварийный режим.

Общего стандарта индикации нет. У одних машин бортовой компьютер сообщит о проблеме с АКПП, у других начнет мигать индикатор выбранного положения селектора. Иногда в аварийном режиме может работать только первая и задняя передачи.

АКПП переднеприводного автомобиля, снят поддон, виден гидроблок. Источник: Setta Sornnoi / Shutterstock

Механическая коробка передач устроена проще, а сломать ее — сложнее. Если пользоваться ею неправильно, раньше выйдет из строя сцепление. Автоматическая коробка любого типа — более сложный механизм, а ремонтировать ее в случае неисправности сильно дороже. Избежать поломок и ускоренного износа АКПП нетрудно — достаточно выполнять простые рекомендации.

Вот что важно сделать:

  1. Закончить все маневры, выжать педаль тормоза.
  2. Включить стояночный тормоз рычагом, педалью или кнопкой — в зависимости от модели машины.
  3. Переключить коробку в режим P.
  4. Заглушить двигатель.
  5. Отпустить педаль тормоза.

Когда будете отъезжать, все нужно сделать в обратном порядке:

  1. Запустить двигатель, прогреть при необходимости.
  2. Выжать педаль тормоза.
  3. Выключить стояночный тормоз.
  4. Перевести коробку в режим D.
  5. Отпустить педаль тормоза, начать движение.

Не буксуйте продолжительное время. Это не значит, что нужно бояться ездить зимой и опасаться каждой пробуксовки на скользком покрытии. Но, если машина застряла в грязи или снегу, не стоит буксовать дольше 10 секунд за раз. Более длительная нагрузка может привести к перегреву коробки, о котором написано выше.

В случае с вариатором буксовать особенно опасно: ремень и конусы могут износиться и, когда машину вытянут из ямы, она может не поехать.

Если машина застряла и не может сдвинуться с места — не пытайтесь долго буксовать. Это вряд ли поможет выехать, но может повредить АКПП. Источник: INDz / Shutterstock

Не буксируйте автомобиль с АКПП. Если ваш автомобиль с автоматической коробкой передач не на ходу или нуждается в серьезном ремонте — внимательно прочитайте инструкцию к нему. Некоторые машины с АКПП можно буксировать ограниченное количество километров на малой скорости. Но если инструкции нет, не стоит экспериментировать — лучше сразу вызвать эвакуатор с полной погрузкой.

Старайтесь не таскать прицеп, если не уверены, что машина для этого подходит. Гидромеханическая трансмиссия крупных внедорожников и пикапов может быть рассчитана на буксировку тяжелых прицепов.

Машине с вариатором прицеп полностью противопоказан: даже надежный вариатор перегреется за пару километров. Роботизированная коробка передач должна быть с запасом прочности — то есть я бы не стал таскать прицеп на машине с DQ200, о которой писал выше.

Обычный автомат с прицепом будет работать в повышенном температурном режиме, что тоже опасно.

Это же справедливо для буксировки других автомобилей. Если у вас большой рамный внедорожник и вы хорошо знаете его особенности, то можно вытащить из сугроба застрявший седан без последствий для коробки. Но помогать соседу на загруженной Газели и возить ее за своим хэтчбэком на тросе — плохая идея.

Источник: Sundry Photography / Shutterstock» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/hpsErt-CIXb7gUdTmZ88YIxlmQlnZKFC9bR5eHiRxFc/w:1200/aHR0cHM6Ly9pbWct/Y2RuLnRpbmtvZmZq/b3VybmFsLnJ1L3Nh/dmUtYWtwcC1waG90/bzQuanBn»>

Тяжелый американский пикап с мощным двигателем в состоянии буксировать очень тяжелый прицеп. У его автоматической коробки передач даже может быть специальный режим для этого. Но менее подготовленной машине такой прицеп может навредить. Источник: Sundry Photography / Shutterstock

Не используйте режим N при вождении. Некоторые водители после автомобилей с механической коробкой продолжают включать нейтральную передачу и на автоматах. Это ошибка. Нет смысла переключать селектор с D на N на светофорах и в пробках: так вы не сэкономите на бензине, но вызовите повышенный износ АКПП.

Под ней кнопка, которая позволяет перевести робот в положение N, если у машины разрядится аккумулятор или сломается двигатель» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/54UFV61YkHMqdiTj_63X-svrdJ8CU-9RuN5vFO5G2Yw/w:1200/aHR0cHM6Ly9pbWct/Y2RuLnRpbmtvZmZq/b3VybmFsLnJ1L3Nh/dmUtYWtwcC1waG90/bzUuanBn»>

Селектор коробки передач KIA Soul GT Line. Справа от кнопки «старт-стоп» — пластиковая заглушка. Под ней кнопка, которая позволяет перевести робот в положение N, если у машины разрядится аккумулятор или сломается двигатель

Прогревайте автомобиль перед поездкой. С понижением температуры любое масло густеет. Двигатель прогревается намного быстрее любой коробки передач: в нем сгорает топливо и выделяется тепло. Прогрев АКПП занимает больше времени.

Не используйте старт с двух педалей. Этот способ часто применяют для максимального ускорения с места. Обычно делают так: нажимают одновременно газ и тормоз — обороты двигателя поднимаются до 1500—3500.

Потом резко бросают тормоз и выжимают газ «в пол». Такой старт действительно будет быстрее, но это очень сильно нагружает коробку. Ее трущиеся части могут быть повреждены, особенно на старых автомобилях с большим пробегом.

У современных и спортивных автомобилей часто есть специальный режим для быстрых стартов — launch control. Это предусмотрено производителем, режим можно использовать после изучения инструкции. Косвенно о вреде таких действий с АКПП говорит ограничение количества «лаунчей». Есть машины, у которых в гарантийный период функцию можно использовать не более 50 раз, и об этом написано в инструкции.

У подавляющего большинства машин всех возрастов такого режима нет. Источник: ютуб-канал Arkadiusz Wójcik» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/8XOqhOI6LwyGrEwn7Gw_Wwg1MUiOgIiYm9KZhVdd6T4/w:1200/aHR0cHM6Ly9pbWct/Y2RuLnRpbmtvZmZq/b3VybmFsLnJ1L3Nh/dmUtYWtwcC1waG90/bzYuanBn»>

Если launch control включен, то на приборной панели некоторых машин будет специальное сообщение. У более старых моделей он может включаться без дополнительной индикации. У подавляющего большинства машин всех возрастов такого режима нет. Источник: ютуб-канал Arkadiusz Wójcik

Своевременно меняйте масло, даже если автопроизводитель пишет, что оно на весь срок службы автомобиля. Помните, что им важно, чтобы машина проездила без серьезных проблем в течение гарантийного срока — а потом, по легенде, следует покупать новую. В общем, загляните в сервисную книжку: если там прописан регламент — соблюдайте его.

Если по инструкции масло менять не надо, проконсультируйтесь со специалистом из сервиса именно по марке вашей машины. Еще вариант — обратиться в сервис по АКПП, которому вы доверяете. Вам с радостью расскажут, когда, чего и сколько лить в вашу коробку.

Когда масло все-таки поменяют, велика вероятность, что коробка начнет пинаться или вовсе сломается. Мы бы не рекомендовали менять масло в коробке передач машины с большим пробегом и неподтвержденной историей обслуживания. В Тинькофф Журнале выйдут отдельные статьи по гидравлическим автоматам, вариаторам и роботам — все технические подробности будут там.

Классический гидравлический автомат 60 000 км
Робот с двойным сцеплением, сухой 100 000—120 000 км — и в мехатронике, и в основной части
Робот с двойным сцеплением, мокрый 60 000 км
Робот с одним сцеплением 100 000—120 000 км, как в МКПП
Вариатор 60 000 км

Классический гидравлический автомат

60 000 км

Робот с двойным сцеплением, сухой

100 000—120 000 км — и в мехатронике, и в основной части

Робот с двойным сцеплением, мокрый

60 000 км

Робот с одним сцеплением

100 000—120 000 км, как в МКПП

Прочитайте инструкцию. В зависимости от типа коробки передач и марки автомобиля, могут быть особенности эксплуатации. Это особенно важно и для АКПП — ею приходится пользоваться буквально постоянно. Из инструкции вы узнаете, как правильно пользоваться дополнительными режимами, например L или snow.

  1. Автоматическую коробку передач легко сломать или ускорить ее износ, но очень дорого чинить. Обычно ремонт стоит от 30 000 Р до бесконечности.
  2. Если планируете долго эксплуатировать автомобиль, обращайтесь с АКПП бережно и периодически меняйте в ней масло.
  3. Внимательно изучите инструкцию к автомобилю: в ней подробно описаны особенности именно вашей автоматической коробки передач.
  4. Не экономьте на эвакуаторе, если сомневаетесь, можно ли буксировать ваш автомобиль.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector