Самый распространенный признак — сбои в работе различных датчиков машины. Датчики выдают неверные показания, хотя видимых причин для этого нет.
Второй признак неисправности — сбои в работе двигателя (машина идёт рывками, двигатель при наборе скорости начинает «троить»).
Когда высоковольтные провода выходят из строя, нарушается работа системы зажигания, это сопровождается следующими симптомами:
- проблемы при запуске мотора, особенно в дождливую погоду;
- заметные помехи в работе электроприборов, например магнитолы;
- нестабильная работа на холостом ходу;
- троение двигателя;
- пропуски зажигания;
- неуверенная работа мотора при разгоне;
- общее снижение мощности.
Явно говорят о неисправности именно проводов только первые два признака. Все остальные могут проявляться при проблемах со свечами зажигания или при нарушении настроек подачи топливо-воздушной смеси. Поэтому, для уверенности, стоит обязательно проверять и бронепровода.
Краткая таблица неисправностей
Частота проявления неисправностей | Вероятная причина | Метод проверки |
Нерегулярно | Пробой или обрыв | Визуальный осмотр и диагностика без инструментов |
Регулярно | Повышение сопротивления или обрыв | Мультиметром |
Пробой, повышенное сопротивление, обрыв | Осциллографом |
Виды возможных повреждений
- обрыв токопроводящих жил в высоковольтных проводах;
- повреждение изоляции провода — иногда достаточно одной случайной царапины на изоляции для того, чтобы возникла утечка тока, способная вызвать неполадки;
- токопроводящая жила окислена — это повреждение — прямое следствие разорванной изоляции, из-за чего на жилу попадает влага;
- высокое сопротивление проводов — здесь вина лежит на производителе (как вариант, виноват может быть и сам автовладелец, установивший себе провода от автомобиля другой марки);
- плохие контакты — они в колпачках проводов со временем изнашиваются и перестают плотно прилегать к свечам (либо к контактам на катушке зажигания).
Все перечисленные повреждения могут привести к возникновению искр и «паразитных» электромагнитных импульсов, которые будут мешать нормальной работе датчиков автомобиля.
Причины выхода бронепроводов из строя
Самая распространенная причина — это естественный износ и старение. Работая в условиях сильного перепада температур, вибраций и под воздействием высокого напряжения, изоляция высоковольтных проводов со временем перестает выполнять свою функцию. Также страдают места соединений со свечами и катушками или трамблером, то есть «колпачки».
В результате такого воздействия провода начинают «пробивать», теряя часть передаваемого на свечу зажигания напряжения. Также под воздействием электрического тока центральная жила со временем выгорает и истончается — поэтому у проводов растет сопротивление.
Зачастую результаты старения можно заметить визуально — по трещинам и повреждениям проводов.
Вторая распространенная причина — это механические повреждения. Они возникают в результате некорректной замены проводов или неудачных действий во время ремонта.
Поэтому важно всегда укладывать провода с использованием хомутов — так, чтобы исключить их соприкосновение с другими деталями под капотом. В таком случае чаще всего возникает обрыв внутри провода, хотя возможен и пробой — поэтому и нужна диагностика.
Помните, что в случае повреждений провода их самостоятельный ремонт изолентой или силиконовым герметиком не позволяет восстановить заводские характеристики изоляции.
Более редкие причины — это неисправности других компонентов системы зажигания. Например, при пробое катушки может быть превышено максимальное напряжение для провода и он полностью выходит из строя. Или дефекты в работе свеча зажигания могут приводить к росту сопротивления соответствующего ей провода.
Как проверить бронепровода без инструментов
Явные проблемы со свечными высоковольтными проводами можно выявить с помощью визуального осмотра, без каких-либо дополнительных инструментов. Есть 5 методов как проверить работоспособность провода без тестера.
Визуальный осмотр
Первым делом осмотрите все провода на отсутствие видимых повреждений — трещин, изломов, дефектов изоляции (особенно если видна токопроводящая жила). Повреждения часто проявляются в районе креплений и колпачков.
Также отодвиньте колпачки и проверьте состояние центральной жилы — возможно, она уже совсем перегорела.
Лампочка габаритов
В полевых условиях вместо тестера может выступать лампочка габаритных огней и провод — закрепляем провод одним концом на минусе АКБ, а вторым на лампочке. Высоковольтный провод крепим к плюсу АКБ и с помощью отвертки прислоняем к лампочке. Если лампа горит, провод исправен.
Темное время суток
Когда провод кажется рабочим, но есть перебои в зажигании, то проблема может быть из-за невидимых повреждений изоляции, давая пробой на массу автомобиля. Этот дефект можно проверить в темноте или используя дополнительный провод.
В темное время суток или в гараже с выключенным светом заведите двс посмотрите на провода, в местах пробоя будет заметно искрение. Такой метод эффективнее всего применять когда на улице ли под капотом очень влажно!
Дополнительный проводник
Также выявить пробой свечных проводов поможет самодельный прибор из дополнительного проводника. Нужно взять медный провод с двумя зачищенными концами — один крепим на кузов автомобиля, второй формируем в виде полупетли и ей проводим вдоль всех проводов при включенном моторе.
В местах пробоя будет заметно искрение. В условиях гаража можно сделать специальный рычаг из резинового шланга, к которому прикрепить конец провода с петлей — так будет еще безопаснее. Чтобы такая проверка на пробой была более эффективнее, лучше побрызгать провода водой из мелкого распылителя. Так вы имитируете дождевые условия, когда система получает дополнительную нагрузку!
С помощью отвертки
Если нет мультиметра, то кроме такой петли может применяться и еще один метод. Наматываем 2-3 витка бронепровода на отвертку и при работающем двигателе касаемся отверткой корпуса ГБЦ. Это позволит определить факт пробоя, но не его конкретное место.
Минус описанных выше методов в том, что они не всегда дают результат. Провода могут быть работать, но делать это неэффективно и все равно требовать замены. Поэтому если проверка без инструментов не дала четких результатов, а признаки неисправностей проявляются, стоит использовать проверку мультиметром.
Проверка сопротивления с помощью мультиметра
Прозвонка бронепроводов мультиметром (часто их называют тестерами, хотя это некорректно) позволяет определить наличие обрыва и фактическое сопротивление проводника. Осуществлять проверку можно любым мультиметром — сгодится и самый дешевый китайский прибор и старая-добрая “цешка”, то есть советский ампервольтомметр Ц-20.
Сопротивление центральной жилы должно соответствовать заводским значением или допустимым параметрам. Повышенное сопротивление провода приводит к снижению эффективности свечей и говорит о том, что центральная жила выгорела в процессе эксплуатации. Наличие обрыва провода приводит к перебоям в зажигании или слишком слабой искре на свече.
Алгоритм проверки проводов:
- Снятие кабелей с машины. Если они одинаковой длины, нужно пометить их с тем, чтобы потом установить на прежние места.
- Прибор выставляют на режим измерения сопротивления. Диапазон измерения – 20 кОм.
- Щупы прибора вставляют в оба края каждого бронепровода и фиксируют показания.
Так, если рассматривать сопротивление на бронепроводах ВАЗ, то разброс измерений может быть от 3,5 до 10 кОм (также разброс параметров не должен превышать 4 кОм).
А на автомобиле Дэу Нексия параметры могут быть от 3,1 кОм на четвертом цилиндре до 12,8 кОм на первом. У Шевроле Лачетти все провода должны иметь сопротивление не выше 3 кОм.
Значения сопротивления для каждого провода указаны на упаковке, иногда на самих проводах, и в инструкции по эксплуатации автомобилем.
Измерив сопротивление бронепроводов мультиметром, сравните полученные данные с требованиями вашего автопроизводителя — какой рекомендуемый уровень сопротивления он допускает для проводов на ваш автомобиль. И на основании этих данных примите решение о необходимости замены.
Например, популярный бренд Tesla создает провода с сопротивлением около 6 кОм. У бренда Slon этот показатель от 4 кОм до 7 кОм (начиная с первого и заканчивая последним цилиндром). Cargen делает провода с сопротивлением 0,9 кОм.
Также сопротивление может отличаться в зависимости от материала центральной жилы. Например, созданные из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым веществом, будут иметь сопротивление 15-40 кОм/м.
А полимерные жилы обычно идут с сопротивлением 13-15 кОм/м.
Важно понимать, что обычный мультиметр не позволяет измерить сопротивление изоляции бронепроводов, потому что оно достигает нескольких мегаом. Для этого нужен специальный прибор — мегомметр.
Узнать о наличии обрыва в проводе можно либо с помощью «полевых» методов описанных выше, либо с помощью мультиметра. Последний вариант — точнее и надежнее. Если в проводе есть обрыв, то при проверке цифровым мультиметром сопротивления прибор покажет единицу, а стрелка аналогового прибора будет стремиться к бесконечности.
Важно понимать, что даже с оборванным проводом двигатель может работать, а неисправность будет продолжаться только периодически. Дело в том, что оборванный провод передает напряжение, но делает это намного хуже.
В месте разрыва образуется искра, напряжение падает, но оно есть, и свеча зажигания дает искру, хотя и недостаточную для эффективного сгорания топлива.
Также у оборванного провода возникает электромагнитный импульс, негативно влияющий на работу датчиков и электросистем.
Как проверить бронепровода осциллографом
Чтобы проверить осциллографом (мотор-тестером) высоковольтные провода автомобиля на них закрепляют емкостный и индуктивный датчик (также может подключаться высоковольтный, при проверке DIS системы зажигания).
Включив осциллограф, запускают двигатель и наблюдают за диаграммой на экране прибора. Осциллограмма будет поделена на 5 этапов. По кривых осциллограммы диагност понимает как происходит каждый из процессов. Работу вв проводов можно будет увидеть по третьему и четвертому этапу “пробой свечного зазора”, “горение искры”.
Если линия искры не ровная, короткая или имеет много шумов, то это свидетельствует о пробоях вв проводов либо о плохом состоянии самой свечи. А когда в проводе есть обрыв, то линия напряжения на диаграмме будет доходить до максимального выдаваемого катушкой зажигания.
Проверка высоковольтного провода и системы зажигания осциллографом. Так выглядит осциллограмма когда провода и вся система зажигания работают исправно
Осциллограмма на которой показана неисправность всех высоковольтных проводов
Пример осциллограммы на которой видно неисправность высоковольтного провода на 2-м цилиндре
Так что, как видите, проверка бронепроводов осциллографом требует не только наличия подобного оборудования, но и навыков расшифровки осциллограмм работы автомобильных систем. Поэтому для большинства обычных автовладельцев достаточно описанных выше проверок.
Учтите, что в зависимости от системы зажигания, классическая (трамблерная) либо индивидуальная и DIS, диагностика помощью осциллографа будет проводится по разным алгоритмам.
Совет №1 — Внимательно изучите информацию о продукте (производитель, условия использования и др.) — она должна иметься как на упаковке, так и на самом изделии. Зачастую на подделках английское слово «silicone» печатается с ошибкой.
Совет №2 — Оцените качество колпачков на высоковольтной электрике. Колпачки изготавливаются из силиконовой резины, они необходимы для защиты контактов проводки и для обеспечения герметичности соединений. Минимальная толщина стенок колпачка составляет 3 мм.
Совет №3 — Оцените качество самой высоковольтной проводки зажигания. Наилучшее качество сегодня имеют силиконовые изделия. Есть несколько несложных способов проверки их качества. Например, можно воздействовать на кабель открытым огнем.
Если изоляция качественная, легко оплавить или тем более воспламенить ее не получится. Другой способ проверки заключается в крепком скручивании провода.
Если ощущается смещение или скольжение жилы относительно оболочки кабеля, а также возникает характерный хруст, значит, сцепление оболочки с изоляцией некачественное.
Как осуществить временный ремонт
Допустим, проверка высоковольтных проводов зажигания выявила повреждение проводки, а ближайшая станция техобслуживания далеко. Как поступить в этом случае? Сперва необходимо точно определить поврежденный участок.
Далее с обеих сторон от этого участка производится зачистка жил при помощи ножа. Зачищенные места нужно соединить, создав электрическую цепь, для чего подойдет любой проводник, желательно на основе меди. Соединение выполняется обычной скруткой.
Основную сложность здесь представляет создание качественного изоляционного слоя. Слой обыкновенной изоленты способен выдержать напряжение до 6 кВт. В данном же случае необходима надежная изоляция для напряжения, достигающего 40 кВт. Следовательно, чтобы обеспечить эту защиту, понадобится как минимум 8-10 слоев изоленты без учета того, что между слоев может проникать влага.
Cargen автомобильные компоненты
Оглавление:
Высоковольтные провода соединяют катушку и свечи зажигания. Именно через них проходит ток с высоким напряжением, образующий искру, которая поджигает топливно-воздушную смесь.
Конструкция кабелей довольно проста: в них предусмотрены сердечник из меди, стекловолокна, графита или другого материала, оплетка, придающая жесткость и защищающая от разрыва контакта, диэлектрическая и внешняя оболочки.
Качественные бронепровода служат долго и не требуют замены на всем протяжении периода эксплуатации автомобиля. К сожалению, не всегда они имеют достаточно большой срок службы: от нагрузки, воздействия пыли, влаги и автохимии, из-за трения и просто от старости изоляция начинает разрушаться, а контакт – пропадать.
От кабеля зависит исправность двигателя, а значит, и его долговечность. Проблемы с подачей тока и искрой на свече зажигания снижают мощность, повышают расход топлива, приводят к «троению». Если вы заметили изменения в работе силового агрегата, обязательно проверьте высоковольтные провода. Возможно, причина именно в них.
Распространенные причины поломки
Кабель может износиться, выйти из строя из-за неаккуратной замены свечей, в результате сильного удара (например, во время аварии) или попадания на высоковольтные провода горюче-смазочных материалов, влаги и по многим другим причинам. Даже надежная изоляция не может служить вечно.
К основным неисправностям относятся:
- разрыв контакта между наконечником и катушкой либо свечей зажигания;
- повреждение сердечника рядом с местом соединения или на любом другом участке;
- увеличение сопротивления до критически высоких значений;
- оголение проводки, в результате чего происходит утечка.
Если кабель перестал подавать ток или делает это с перебоями из-за потерянного контакта, двигатель начинает работать неправильно. Цилиндры перестают двигаться синхронно, в результате появляется вибрация, а мотор «троит» даже на холостых оборотах. Изменяются расход топлива и цвет выхлопного газа.
При появлении электрического заряда в месте разрыва падает напряжение, появляются искры и электромагнитный импульс, который нарушает работу не только радио, но и электронных датчиков.
Как проводить самостоятельную диагностику проводов
Для проверки состояния кабелей потребуется тестер. Он может быть любым – даже аналоговым. Важно, чтобы он был достаточно качественным, в противном случае из-за высокого напряжения он может выйти из строя.
Если у вас нет тестера, можно использовать другие методы. Применяйте их в комплексе или по отдельности, в зависимости от ситуации.
Визуальный осмотр
Лучше всего проверять высоковольтные провода в гараже, где есть хорошее освещение и можно включить и выключить свет.
Для начала заведите мотор и выключите свет. Оцените в темноте состояние кабелей, их соединений. Важно, чтобы:
- вокруг них не было заметного свечения (небольшое сияние допустимо в ряде случаев);
- в процессе подачи тока не возникало искр.
И первое и второе прямо указывают на повреждение.
Включите свет, заглушите двигатель и осмотрите провода. Обязательно вытащите ключ из замка зажигания и снимите клемму с АКБ. В процессе визуальной оценки обратите внимание:
- на трещины, отверстия в изоляции;
- сильные перегибы, переломы.
Если никаких видимых дефектов нет, не торопитесь завершать диагностику: многие проблемы не проявляются долго, но уже влияют на работу двигателя и электроники.
Установка запасного кабеля
Самый простой способ проверить исправность – поставить работающий провод. Он должен быть длинным. Достаточно одного: поочередно ставьте его на место штатного и заводите мотор. Как только вы наткнетесь на неисправный и поменяете его на новый, работа двигателя заметно изменится. Он перестанет «троить», а цвет выхлопа станет другим.
Если никаких перемен вы не заметили, скорее всего, проблема в свече, катушке или, в целом, в другом узле автомобиля.
Применение изолированного провода-«тестера»
Своеобразной альтернативой мультиметру может стать обычный кабель. Оголите его концы, подсоедините один к «массе», а вторым проведите по всей длине бронепровода, а также по клемме с колпачком.
Особое внимание уделите местам изгибов и подключения. В месте пробоя на конце вашего импровизированного измерительного прибора возникнет искра.
Будьте аккуратны: не дотрагивайтесь до металлических элементов во время проверки.
Диагностика с помощью тестера
Это самый простой и надежный способ убедиться в поломке и найти поврежденный кабель. Для начала переключите прибор в режим омметра – вам нужно измерять именно сопротивление. В исправном бронепроводе оно должно составлять от 2,5 до 12 кОм – в зависимости от модели автомобиля и характеристик компонентов автоэлектрики. Если значение намного выше – произошел разрыв.
Перед диагностикой обязательно уточните, каким должно быть сопротивление у ваших проводов. Это можно узнать у производителя или непосредственно на изоляции, где должна быть маркировка.
Проверку выполняют в следующем порядке:
- снимите кабель со свечи, а затем отсоедините его от катушки или трамблера;
- присоедините щупы тестера к обоим наконечникам;
- оцените результаты измерения.
Важно, чтобы разброс полученных значений не превышал 4 кОм. Если один провод показывает 2,5 кОм, а другой – 7 кОм, комплект следует заменить.
Несколько рекомендаций
Работать с высоковольтными кабелями опасно, поэтому лучше всего обратиться к профессиональному автоэлектрику или в сервис. Если вы все же хотите заняться этой работой самостоятельно, ознакомьтесь с техникой безопасности. Позволим себе дать еще несколько советов.
- Включать зажигание и заводить мотор можно только при визуальном осмотре на искры и свечение. Во всех остальных случаях глушите двигатель и убирайте клеммы с аккумулятора.
- Не трогайте оголенные провода или кабель с дефектной изоляцией голыми руками, даже если система обесточена. Лучше всего иметь при себе диэлектрические перчатки.
- Если на поверхности бронепроводов возникли дефекты, а двигатель начал «троить», необходимо покупать новые и устанавливать их на место поврежденных. Не ждите подходящего момента – отправляйтесь в магазин или сервис.
- Не экономьте, покупая по одному проводу. Меняйте весь комплект, включая тот, что ведет от катушки к трамблеру или ЭБУ. В противном случае вам снова придется браться за работу через один-два месяца.
- Выбирайте детали, ориентируясь не на стоимость, а на технические характеристики. Важно, чтобы они соответствовали ГОСТ-ам или ISO, идеально подходили вашему автомобилю.
Хорошим решением будет покупка комплекта под брендом Cargen. Это российская продукция, которую активно используют не только в сервисных центрах, но и в автоконцернах и на заводах, где выпускают автомобили и спецтехнику.
На предприятии применяют европейское оборудование и новые технологии изготовления, благодаря которым высоковольтные провода могут прослужить очень долго. Именно поэтому на них дают гарантию сроком до 5 лет.
Изделия, выпущенные компанией «Аксиома», относятся к средней ценовой категории и заметно дешевле европейских аналогов.
Диагностика и ремонт системы зажигания не вызовет у вас больших проблем, если вы ответственно подойдете к делу, изучите вопрос и технические характеристики и не будете экономить на запчастях.
Высоковольтные провода зажигания (бронепровода): как проверить на неисправности?
Перебои в зажигании могут быть вызваны не только выходом из строя свечи, но и пробоем высоковольтного провод или неисправности катушки. Искать причину перебоев сложнее, чем своевременно производить замену свечей и проводов в рекомендуемые сроки. Специалисты считают, что высоковольтные провода, независимо от их производителя, со временем выходят из строя.
https://www.youtube.com/watch?v=bIHrjdLrTyI\u0026pp=ygVR0J_RgNC-0LLQtdGA0LrQsCDQstGL0YHQvtC60L7QstC-0LvRjNGC0L3Ri9GFINC_0YDQvtCy0L7QtNC-0LIg0LfQsNC20LjQs9Cw0L3QuNGP
Процесс старения высоковольтных проводов медленный, но неотвратимый. Их оболочка выполнена на полимерной основе, а любой полимер со временем теряет эластичность. Изменяется и химический состав оболочки. Она начинает трескаться и перестает быть собственно изоляцией.
По проводу, соединяющему распределитель и свечу, проходит напряжение порядка 30 000 В. Даже незначительные, незаметные глазу повреждения способны стать причиной пробоя. В результате искра образуется не между электродами свечи, а гораздо раньше – на участке высоковольтного провода. Электрическая дуга между проводом и массой способна нарушить работу чувствительной бортовой электроникой.
Появление утечки тока на участке высоковольтного провода проявляется характерным подергиванием автомобиля. Двигатель может троить, иногда выравниваясь, а потом снова переходить на три цилиндра. Пробой провода можно обнаружить в темноте в виде мерцающих электрических разрядов. Утечка чаще всего возникает на высоких оборотах, а не на холостых.
Как правило, не все высоковольтные провода выходят из строя одновременно. Почти всегда сначала пробивает один из проводов. В автосервисе, обнаружив такую проблему, сразу предлагают заменить весь набор проводов.
Неопытные автовладельцы сразу заподозрят подвох – мол, сервисмены хотят нажиться. Но в данном случае нет никаких оснований им не доверять. Заменив один провод, вскоре придется менять другой – и так все по очереди. Никакой экономии поочередна замена не дает – только мороки больше.
Поэтому, если провода старые, то лучше менять их всем комплектом.
Покупая подержанный автомобиль, стоит обратить внимание не только на амортизаторы, ремни ГРМ и расходники, но и на высоковольтные провода. Если в сервисной книжке нет отметок об их замене, то нужно справиться об их возрасте у хозяина. Регламентный срок замены высоковольтных проводов указывается прежде всего в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Если провода были заменены «неродными» аналогами, то сроки замены могут отличаться. Сегодня легко узнать, на какой период рассчитаны те или иные провода. Замечу, что их ресурс выражается не в километрах пробега, а во времени эксплуатации. Однако и пробег автомобиля имеет значение, вернее наработка моточасов.
Дело в том, что старение оболочки высоковольтного провода происходит быстрее при высоких температурах. То есть, если машина больше стоит в гараже, то провода стареют медленнее. Поэтому гарантийный срок работы провода часто сопровождается и ограничением по километражу, например, 5 лет или не более 40 тыс. км пробега.
Стало быть, если вы проехали 40 тыс. км за год, то провода следует поменять.
Кстати, подергивание машины, это уже крайняя стадия старения проводов. Сначала увеличивается сопротивление центральной жилы, сопровождаемое снижением энергии искры. Время ее проскакивания между электродами растягивается.
В результате скорость сгорания топлива увеличивается, а вместе с этим растет и его расход. От этого падает тяга, а сам мотор может плохо заводиться на морозе.
Нормальный диапазон распределенного сопротивления высоковольтных проводов составляет 9-25 кОм/м.
Замена высоковольтных проводов – процедура несложная, однако требующая определенной внимательности. Нельзя перепутать провода, иначе нарушится порядок зажигания в цилиндрах.
Сегодня легче всего перед тем, как отсоединить старые провода, сфотографировать их на камеру мобильного телефона. Если нужно, то можно сделать несколько снимков с разных планов.
Главное, чтобы на фото было видно какой провод куда идет.
Провода имеют разную длину. Таким образом, самый длинный провод соответствует самому дальнему цилиндру. Нумерация может быть нанесена и на каждый провод в отдельности.
Не перепутать провода помогает поочередная замена каждого провода. К примеру, отсоединяется провод первого цилиндра, и находится соответствующий его длине провод из нового набора. Таким способом производится замера всех проводов.
Распространенные неисправности высоковольтных бронепроводов
Выход из строя высоковольтного провода сопровождается симптомами, которые аналогичны сбоям во время работы свечи зажигания.
Зачастую двигатель начинает работать неустойчиво, дергается при нажатии на педаль газа, троит на холостых оборотах.
Электрический ток может совсем не подаваться на свечу или же доходить до свечи зажигания не полностью. Во втором случае обычно имеет место пробой высоковольтного провода зажигания.
https://www.youtube.com/watch?v=bIHrjdLrTyI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Если бронепровод зажигания пробило, тогда двигатель начинает работать с заметными перебоями. Главными причинами выхода из строя высоковольтных автомобильных проводов являются:
- неисправности контактов высоковольтного провода в месте соединения со свечей зажигания или катушкой зажигания;
- повреждена токопроводящая жила провода для подачи импульса;
- разрушение изоляции высоковольтного автомобильного провода зажигания, что приводит к пробою тока и утечкам;
- повышенное сопротивление высоковольтных бронепроводов;
В том случае, если произошел разрыв основной жилы, тогда внутри высоковольтного провода образуется искра в месте такого разрыва.
Образование электрического разряда между двумя концами разорванного под изоляцией высоковольтного бронепровода приводит к падению напряжения, вызывает нежелательный электромагнитный импульс.
Такой импульс оказывает негативное воздействие на автомобильные датчики электронной системы управления двигателем (ЭСУД), правильность их показаний нарушается.
В некоторых случаях, когда цилиндр полностью не работает, может заметно увеличиваться расход топлива и меняется цвет выхлопа. Так происходит по причине попадания в систему выпуска несгоревшего топлива из камеры сгорания.
Самостоятельная проверка автомобильных высоковольтных свечных проводов системы зажигания
Начинать диагностику необходимо с внешнего осмотра высоковольтных проводов. При таком наружном осмотре не допускается наличие заметных дефектов в виде трещин, переломов и т.д.
- Самым простым способом проверки является использование заведомо исправного запасного провода зажигания. Необходимо провести поочередное отключение каждого бронепровода, заменяя его запасным. Стабилизация работы двигателя после замены одного из проводов укажет на неисправный элемент.
- Для выявления возможного пробоя бронепровода зажигания необходимо дождаться темного времени суток. С наступлением темноты потребуется открыть капот и запустить мотор. Если имеется пробой, тогда в процессе работы двигателя становится хорошо заметной электрическая искра на поврежденном высоковольтном проводе.
- Также проверку высоковольтных автомобильных проводов зажигания можно осуществить посредством использования дополнительного изолированного провода. Для проверки концы такого провода зачищаются (оголяются). Затем один конец замыкается на «массу», а вторым концом следует провести по самому высоковольтному проводу, местам соединений, изгибам, колпачкам и т.д. Если в определенном месте есть пробой, тогда между областью пробоя и концом провода-тестера появится электрическая искра.
- Проверка сопротивления высоковольтных автомобильных проводов осуществляется при помощи мультиметра. Для проверки мультиметр необходимо перевести в режим работы в качестве омметра. Следующим шагом становится снятие провода со свечи зажигания на первом цилиндре, после чего указанный провод также отключается от катушки зажигания. Затем контакты мультиметра подсоединяются к концам провода, после чего производится оценка полученных данных.
Аналогичным способом следует проверить остальные высоковольтные провода зажигания. Следует учитывать, что разброс по показаниям между всеми проводами не должен быть выше 2-х или максимум 4-х кОм. Превышение данного порога укажет на необходимость замены высоковольтных автомобильных проводов зажигания.
avtoexperts.ru
Для работы бензинового двигателя внутреннего сгорания необходимо два условия – это наличие топлива и искры для его воспламенения. Высоковольтные провода как раз служат для «доставки» искры от катушки зажигания до свечей в цилиндрах силовой установки.
Фото — бронепровода синего цвета на примере двигателя Renault
Условия эксплуатации
Провода работают в тяжелых условиях, сопровождающихся перепадами температур, вибрацией и попадания влаги и грязи с дорожного полотна, а также воздействию горюче-смазочных материалов. По мере эксплуатации на поверхности проводов появляются микротрещины, способствующие утечке тока.
https://www.youtube.com/watch?v=xBpGCuwQ8rs\u0026pp=ygVR0J_RgNC-0LLQtdGA0LrQsCDQstGL0YHQvtC60L7QstC-0LvRjNGC0L3Ri9GFINC_0YDQvtCy0L7QtNC-0LIg0LfQsNC20LjQs9Cw0L3QuNGP
Влага и грязь создают условия для окисления контактов и нарушению искрообразования на свечах зажигания.
Синий или сизый цвет дыма в выхлопе дизельного двигателя
Наличие вибрации двигателя вызывает нечеткую посадку контактов в соединениях, что ведет к сбою в работе мотора. Высокая температура, особенно в районе свечных «колодцев», приводит к отказу свечных колпачков.
Свечные колпачки
Почему эти провода называют «высоковольтные»?
Как следует из теории горения для воспламенения топливной смеси требуется высокое напряжение в несколько десятков тысяч вольт, чтобы сформировать искру между электродами свечи зажигания.
Сама же электрическая цепь автомобиля рассчитана на питание от 12 вольтовой батареи и не в состоянии создать подобное напряжение. Для этой цели в системе зажигания авто предусмотрена катушка зажигания, способная выдавать необходимое напряжение для создания искры.
По сути данный прибор служащий для преобразования низкого напряжения сети (12В) в высокое, составляющее порядка 35-40 тыс. вольт.
Низковольтное питание к катушке подводится обычным проводом, на выходе же из катушки уже стоит высоковольтный провод или как его еще называют – броне провод.
Провод катушки зажигания соединен с центральным контактом в крышке трамблера, в которой имеются также и дополнительные выводы для проводов, по количеству цилиндров двигателя.
Устройство
Конструкция проводов достаточно проста. Это токопроводящий элемент (медь, стекловолокно с пропиткой графитом), покрытый слоем изоляции, на концах которого имеются металлические наконечники. Один конец провода устанавливается в гнездо катушки зажигания, а второй на свечу зажигания через пластмассовый, резиновый либо силиконовый наконечник.
- Устройство ВВ провода
- Изоляция является наиболее важным элементом, выполняя три основные функции:
- • Защита токопроводящей жилы от попадания влаги;
- • Минимальная утечка тока при работе;
- • Сохранение эластичности в эксплуатации при различных температурах.
- При этом металлические наконечники должны иметь надежную защиту от коррозии, что будет гарантировать постоянный контакт в соединениях и длительный срок эксплуатации изделия.
Причины неисправности
- • Обрыв центральной жилы провода;
- • Пробой изоляции;
- • Окисление контактов;
- • Повреждение колпачков.
- Поврежденный бронепровод
- Появление перечисленных неисправностей отражается на работе двигателя, что выражается в следующих симптомах:
- • Плохой запуск;
- • Нестабильный холостой ход, а также в режиме средних и высоких нагрузок;
- • Пропуски зажигания;
- • Повышенный расход топлива, снижение мощности;
- • Появление радиопомех, ведущих к сбою в работе электронных систем и мультимедиа;
- • Невозможность пуска двигателя при повреждении центрального провода от катушки.
- Наиболее ярко неисправности проявляют себя в сырую погоду.
Способы проверки высоковольтных проводов
Существует несколько вариантов проверки проводов, доступных любому, даже начинающему автолюбителю и заключаются в следующих действиях:
• Визуально
Наиболее доступный способ, это визуальный осмотр бронепроводов. На изоляции не должно быть каких-либо трещин, потертостей, перегибов и следов оплавления. Помимо этого, провода должны быть гибкими, так как часто от перегрева, либо после длительной эксплуатации они могут «задубеть».
Очень наглядно неисправность изоляции проводов можно обнаружить, если в темное время суток при работе двигателя открыть капот, выключить наружное освещение и посмотреть на двигатель. Если провода неисправны, то они будут выглядеть как мерцающие гирлянды. Плюс к этому, можно также заметить место плохого контакта, так как в этом месте будет заметно искрение.
При нарушении целостности изоляции можно будет услышать характерные щелчки. Щелчки будут также слышны, если при работе двигателя снять наконечник со свечи и держать его на минимальном от нее расстоянии, что дополнительно подскажет о целостности провода.
• С помощью мультиметра
Провода необходимо снять и проверить каждый отдельно. Прибор устанавливается на проверку сопротивления в режиме омметра. Щупы прибора касаются к обеим сторонам провода и на шкале отражаются данные проверки.
Gроверка ВВ проводов мультиметром
Исправные изделия должны показать сопротивление порядка 3.5 -10 кОм, в зависимости от материала из изготовления и длинны. Когда распределить или модуль зажигания расположен с торца двигателя, то соответственно длина проводов и их сопротивление будут различны. Разница же в показаниях между проводами не должна быть более чем на 2-4 кОма, иначе необходимо заменить весь комплект.
Значение сопротивления обычно указывается на самих проводах.
• Проверка на искру
Берется зачищенный с обеих сторон кусок обыкновенного провода. В ночное время при заведенном двигателе, одним концом провода нужно коснуться массы (мотор, корпус авто), а вторым провести по проводу по всей его длине, а также и по свечному наконечнику. Если имеется пробой, то в этом месте проскочит искра.
Проверить непосредственно сам провод можно путем его надежного крепления на небольшом расстоянии от металлических частей двигателя. В момент прокручивания стартером между наконечником провода и массой мотора должна «проскочить» искра.
Нива Шевроле дизель: цена, характеристики и преимущества
Срок службы
Согласно ГОСТ 14867-79 в отношении ВВП (высоковольтные провода) срок их службы должен составлять 8 лет, а гарантийный срок 5 лет считая с дня начала эксплуатации изделия, не превышающий 2000 моточасов мотора, либо 40 тыс. км пробега.
Данные параметры даны для провода марки ППОВ – провод в полиэтиленовой изоляции, облученный с поливинилхлоридной оболочкой.
В реальной же жизни провода могут как отказать и ранее предписанного срока, так и выходить гораздо более длительный период времени и их замена производится по мере обнаружения признаков их неисправности.
Выбор при покупке
Приобретая провода лучше отдавать предпочтение изделиям, предназначенным для конкретной марки и модели автомобиля. При этом нужно обращать внимание на сопроводительные надписи, как на упаковке, так и на самих проводах. Шрифт должен быть ровным, без ошибок и каких-либо подтеков.
Также на упаковке должен быть указан производитель, материал изготовления, правила эксплуатации.
Лучшие характеристики проводов, длительное время не теряющие своих свойств, имеют изделия из силикона. Они более эластичные и способны надежно работать в диапазоне температур от -30 до +30 градусов Цельсия, с учетом температуры моторного отсека, составляющей порядка 100 градусов.
- Эластичность провода важна для работы двигателя, так как чем жестче провода, тем быстрее происходит ослабление контактов в соединениях.
- Это изделия таких фирм, как: Denso, Bosch, NGK, Champion, Tesla, Slon, Finwhale.
- Однако нужно быть внимательным, так как в продаже встречается множество подделок, где даже само слово «silicon» часто нанесено с ошибкой.
- Ценовая политика
- Стоимость ВВП от различных производителей может сильно отличаться и в среднем находится в диапазоне от 500 до 1700 рублей за комплект.
- В заключение
- Стоит заметить, что бронепровода не отказывают внезапно, поэтому нужно взять за правило, время от времени уделять им внимание, чтобы не оказаться с отказавшим двигателем на трассе или в чистом поле вдали от магазинов.