Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

Оглавление

  1. Как работает амортизатор?
  2. Почему текут амортизаторы на авто?
  3. Как понять, что потекли амортизаторы?
  4. Можно ли ездить, если потекли амортизаторы?
  5. Потек амортизатор: что делать

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

Современный автомобиль состоит из тысяч деталей, которые по-разному определяют его функциональность. Некоторые из них напрямую влияют на саму возможность езды на транспортном средстве, другие – на ее безопасность и качество, третьи – на комфорт водителя и пассажиров.

Например, сломанная оптика не позволяет двигаться ночью, особенно по оживленной трассе, поэтому ее нужно менять на качественные заводские фары. А когда текут амортизаторы – что делать? Автомобиль-то сохраняет возможность двигаться.

Нужно ли ремонтировать эту деталь или можно обойтись без ее замены?

Как работает амортизатор?

Может показаться странным, но многие автовладельцы слабо представляют себе принцип действия амортизатора и его назначение. В машиностроении используются различные виды данного устройства, но в большинстве современных легковых и грузовых автомобилей используются телескопические гидравлические модели, состоящие из нескольких элементов:

  1. Герметичного цилиндрического корпуса, заполненного рабочей жидкостью (маслом) и соединенного с подвеской машины;
  2. Поршня, помещенного в цилиндр и соединенного с помощью штока с несущей системой автомобиля.

Принцип работы амортизатора заключается в движении поршня внутри цилиндра при воздействии на него механической нагрузки.

Поршень разделяет корпус на 2 отсека и имеет небольшие отверстия, через которые масло перетекает из одного отсека в другой.

Из-за малого размера этих отверстий вязкая жидкость быстро перетекать не может, из-за чего создается определенная задержка в движении штока и, соответственно, в передаче им приложенного усилия.

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

Чтобы понять назначение амортизатора, рассмотрим его работу в рамках всей системы колесной подвески автомобиля. Она позволяет автомобилю ехать ровно, не подскакивать на каждом препятствии и иметь стабильное и плотное соединение с дорогой. Чтобы выполнять эти функции, она состоит из следующих деталей:

  1. Упругого элемента. Его роль выполняет пружина, пневматический или гидравлический баллон, резиновый блок, система рычагов и т. д. Назначение упругого элемента заключается в восприятии и передаче вертикальных сил реакции колеса на неровности дорожной поверхности. Сегодня наиболее распространенным типом упругого элемента в легковых и грузовых автомобилях является пружина, поэтому в дальнейшем мы будем использовать этот термин.
  2. Направляющих. Эти элементы задают оптимальное направление движения подвески относительно несущей системы автомобиля. Также они правильно распределяют и передают как продольные, так и поперечные силы, воздействующие на колесо.
  3. Амортизатора. Данный компонент подвески сокращает ударные нагрузки, действующие на нее вследствие воздействия как самой дороги, так и ответной реакции упругого элемента. Также он снижает колебания, которые передаются на несущую систему автомобиля.

Теперь рассмотрим, как работает вся подвесная система на примере двух распространенных видов препятствий, встречающихся автомобилю на дороге:

  1. При наезде на кочку. Как только колесо наезжает на подъем кочки и достигает ее вершины, оно смещается вверх по направлению к корпусу. В этот момент пружина вместе с амортизатором гасят энергию этого смещения и не позволяют колесу удариться в корпус.
  2. При наезде на яму. Пересекая край углубления, колесо под действием своего веса и разжимающейся пружины уходит вниз к его дну. В этот момент амортизатор, работающий с задержкой, как бы придерживает его и предотвращает грубый удар. Если ямка не слишком большая, колесо с работающим амортизатором просто перелетает его.

Амортизатор также помогает гасить продольные и поперечные наклоны несущей системы автомобиля (рамы или кузова) при резком торможении, старте или повороте. Таким образом, этот элемент подвески, с одной стороны, защищает подвеску и колесо от повреждения при наезде на препятствия, а с другой, компенсирует колебания, передаваемые самой подвеской на корпус транспортного средства.

Почему текут амортизаторы на авто?

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

В подавляющем большинстве современных легковых и грузовых автомобилей используются масляные или газо-масляные амортизаторы. Рабочим телом в них является вязкая жидкость. В исправном состоянии цилиндрический корпус амортизатора полностью герметичен. С одного торца он имеет заглушку, а отверстие, через которое выходит шток поршня, закрыто сальниковым уплотнителем (сальником), предотвращающим выход масла наружу. Иными словами, стойка становится неисправной в том случае, если нарушена ее герметичность. Непосредственными причинами, почему текут амортизаторы, являются:

  1. Естественный износ. Сальники, изготавливаемые из плотной резины или иных упругих полимеров, постоянно испытывают нагрузку от трения движущегося штока об их внутреннюю сторону. В результате даже при аккуратной езде уплотнительный элемент постепенно разрушается, из-за чего дает протечку. В холодную погоду износ сальника происходит еще быстрее, так как материал, из которого он изготовлен, становится менее эластичным из-за холода.
  2. Разрушение корпуса. Причиной подтекания масла может быть нарушена герметичность самого цилиндра. Такое возникает, например, из-за его повреждения при сильном ударе или вследствие абразивного воздействия твердых частиц пыли, попавших между поршнем и корпусом.
  3. Чрезмерные нагрузки на подвеску. Если наезд на препятствие или старт автомобиля были слишком резкими, шток с поршнем испытывают воздействие, превышающее расчетное. Из-за этого они начинают резко перемещаться, а вязкая жидкость под их давлением выход наружу в самых слабых местах амортизатора – через сальник. Особенно часто такая ситуация возникает во время старта при низкой температуре. Непрогретое заранее масло слишком густое и не может достаточно быстро перетекать через поршень.

В большинстве случаев амортизатор течет из-за неаккуратного вождения и отсутствия у водителя опыта в правильном преодолении препятствий или поверхностей с неровным покрытием. Автовладельцы также часто забывают, что амортизационной системе автомобиля перед стартом необходимо дать прогреться, и сразу подвергают ее чрезмерным нагрузкам, с места набирая высокую скорость.

Как понять, что потекли амортизаторы?

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить Независимо от того, что стало причиной поломки амортизаторов, проявляется она подтеканием гидравлического масла из корпуса. Определить это можно, осмотрев снизу подвеску автомобиля. Однако, у некоторых машин амортизирующие элементы в силу своей конструкции скрыты от внешнего наблюдения. Тогда о поломке можно узнать по следующим признакам:

  1. продолжительные и интенсивные колебания кузова машины при езде по дороге, даже по ровной;
  2. отчетливый стук колес при переезде транспортного средства через неровности дорожного полотна;
  3. удары в руль, возникающие из-за избыточного воздействия на подвесную систему автомобиля;
  4. чрезмерный крен кузова при резком старте, торможении или интенсивном маневрировании.

В целом, неисправность амортизаторов проявляется ухудшением управляемости транспортного средства даже при неагрессивном стиле вождения. Также заметно увеличивается тормозной путь и расход топлива.

Можно ли ездить, если потекли амортизаторы?

Поломка этих деталей подвесной системы может возникнуть в любой момент при наезде на препятствие, которые часто встречаются на дорогах.

Можно ли продолжать путь и доехать своим ходом хотя бы до ближайшего сервисного центра для ремонта? В теории да, можно – амортизирующие элементы напрямую не влияют на возможность транспортного средства двигаться.

Однако, если амортизаторы текут, последствия езды на таком автомобиле могут быть плачевными:

  1. Поломка подвески. Амортизаторы защищают колеса и подвесную систему автомобиля от чрезмерных нагрузок. Если они не работают, все элементы подвески (рулевые наконечники, шаровые опоры, уплотнители и т. д.) быстро изнашиваются и приходят в полную неисправность.
  2. Поломка других систем. Ударные нагрузки, испытываемые при неисправном радиаторе, негативно влияют не только на подвеску. В частности, от них могут пострадать приборы освещения и другая электрика, изготовленные из относительно хрупких материалов. При наезде на крупное препятствие удар от стойки распределяется по всему кузову, и вполне возможно, что вам придется покупать новую автомобильную оптику.
  3. Ухудшение управляемости. Автомобиль с неработающими амортизационными стойками сильно раскачивается даже при наезде на небольшие препятствия, а колеса хуже восстанавливают контакт с дорожным полотном. На дороге это может привести к полной потере управляемости и создании аварийной ситуации, особенно при интенсивном движении.
  4. Увеличение тормозного пути. На скорости в 80 км/ч при неработающих амортизаторах автомобиль после активации тормозов проезжает на 15% больше, чем при исправных стойках. Очевидно, что это усредненное значение, и предугадать, где именно остановится именно ваш автомобиль, вы не сможете. А потому снова создаются условия для возникновения аварийной ситуации на дороге.

Сколько можно ездить, если потек амортизатор? Все зависит от характера и степени поломки. Если потек новый амортизатор и протечка возникла из-за разовой чрезмерной нагрузки, которая не привела к разгерметизации цилиндра или разрушению сальника, то управляемость автомобиля ухудшится незначительно.

На нем будет можно доехать до ближайшего сервисного центра, чтобы решить проблему. Если же амортизационные стоки пришли в полную неисправность, управлять таким транспортным средством становится трудно, и лучше не выезжать на нем на дорогу, создавая опасность себе и другим участникам дорожного движения.

 

Потек амортизатор: что делать?

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

Справиться с этой проблемой можно 2 способами – восстановлением (ремонтом) и заменой. Первый вариант потребует больше времени и специальных навыков, поэтому используется только опытными автовладельцами, хорошо разбирающимися в устройстве автомобиля. В общем виде ремонт потекшего амортизатора включает следующие этапы:

  1. Демонтаж. Перед восстановлением амортизатор необходимо снять с подвесной системы автомобиля. Сложность демонтажа зависит от конкретной марки и модели машины – в некоторых стойки размещаются открыто, и к ним имеется свободный доступ, в других они «спрятаны» за другими элементами подвески, что значительно усложняет работу. После демонтажа амортизатор полностью разбирается – снимаются все уплотнители и заглушки, извлекается шток с поршнем.
  2. Прочистка. Старое масло из разобранного амортизатора необходимо полностью слить (если оно осталось). Цилиндр и шток с поршнем тщательно очищаются с помощью щетки не только от самого масла, но и твердых частиц – мусора, пыли, микростружки металла и т. д. Это снизит абразивное воздействие на них и продлит ресурс стойки в дальнейшем.
  3. Замена уплотнителей. Независимо от того, насколько хорошо выглядят уплотнительные кольца на поршне и сальник, их нужно заменить на новые. Дело в том, что по внешнему виду нельзя судить о реальном состоянии резины или других полимерных уплотнителей. Посчитав их исправными, вы можете очень быстро столкнуться с новой протечкой амортизатора.
  4. Заливка масла и сборка. В очищенный цилиндр заливается новая гидравлическая жидкость. Затем в него вставляется поршень, которым нужно несколько раз подвигать, чтобы удалить из масла пузырьки воздуха. На заключительном этапе отверстие, через которое выходит шток, закрывается сальником, амортизатор снова прокачивается для окончательного удаления воздуха и устанавливается на автомобиль.
Читайте также:  Панель приборов автомобиля: расшифровка значков на приборной панели

Целесообразность восстановления неисправного амортизатора определяется следующими факторами:

  1. Характером поломки – если течь дал сам цилиндр, а не уплотнительные элементы, полностью восстановить такую стойку будет невозможно;
  2. Ресурсом амортизатора – средняя «продолжительность жизни» масляных амортизаторов в России составляет 60-70 тысяч км, и если поломка случилась под конец этого ресурса, тратить силы и время на восстановление детали смысла нет.

Стоит также помнить, что восстановленный амортизатор по определению служит меньше полностью нового аналогичной модели.

Исключения составляют только те случаи, когда старый амортизирующий элемент заменяется на более дешевый от стороннего производителя.

В таких ситуациях вполне возможно, что новый неоригинальный амортизатор прослужит меньше старого восстановленного – все зависит от качества изготовления.

Если потек амортизатор, и у вас имеется доступ к современным деталям и качественному автосервису, то лучшим вариантом устранения неисправности будет полная замена элемента на новый той же модели или сторонний аналог того же качества.

Это поможет продлить ресурс подвесной системы автомобиля, а вас избавит от необходимости тратить свое время и силы.

Кроме того, данный вариант экономичнее ремонта, так как восстановленный амортизатор в любом случае придется менять по исчерпании его эксплуатационного ресурса.

Потек амортизатор: последствия, можно ли ездить на автомобиле, что делать

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездитьАмортизаторы являются ключевыми компонентами подвески автомобиля. Без них управлять машиной не только некомфортно, но и опасно. Задача амортизаторов состоит в гашении колебаний пружин, которые возникают при движении по дороге. При отсутствии амортизаторов требовалось бы некоторое время, чтобы пружины «успокоились» после очередной кочки, соответственно, в этот момент автомобиль бы трясло и качало. Такое поведение машины быстро приведет к печальным последствиям, например, пробою глушителя, днища, повреждению подвески или ДТП из-за потери управляемости.

Одной из проблем, которая может возникнуть с амортизаторами, является появление на них подтеков. Если потекли амортизаторы, можно ездить на них, но уже следует задумываться о замене.

Что вытекает из амортизаторов

Чтобы разобраться в вопросе, почему текут амортизаторы, нужно понять их конструкцию и принцип работы. Сами по себе амортизаторы выглядят как цилиндры, наполненные жидкостью или газом. В них устанавливается поршень со штоком, а герметизируется элемент при помощи резиновых уплотнителей и прокладок.

Во время работы амортизатора поршень со штоком ходит через массу внутри амортизатора. Поскольку ход невелик из-за наполнения амортизатора и герметичности элемента, колебания подвески удается погасить, и лишь малую часть из них ощущают водители и пассажиры в салоне автомобиля.

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

В данный момент на автомобили устанавливаются масляные, газовые или смешанные (в которых имеются разделенные камеры с маслом и газом) амортизаторы. Потечь могут только масляные или смешанные варианты детали, а при выходе газа заметна проблема будет только по «поведению» автомобиля.

Почему подтекают амортизаторы

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

Выйти газ или масло из цилиндра могут при повреждении уплотнителей. Редко проблема носит глобальный характер, и в большинстве случаев масло из амортизаторов вытекает медленно, оставляя подтеки, на которые водитель может обратить внимание, например, при замене покрышек.

Причины повреждения уплотнителей амортизаторов банальны: подошедший к концу срок службы, плохое исполнение детали или физическое повреждение из-за езды по плохим дорогам.

Можно ли ездить, если потек амортизатор

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездитьПотекший амортизатор – это проблема, которая требует скорейшего решения. Она способна привести к возникновению других неисправностей. Амортизатор необходимо заменить в кратчайшие сроки, но управлять машиной с потекшим элементом не запрещено, если соблюдать повышенную осторожность.

Когда потек один амортизатор, необходимо заменить его как можно быстрее, чтобы проблема не «перебросилась» на остальные. Дело в том, что колебания автомобиля распределяются между четырьмя амортизаторами.

Если один из них потек и начал хуже справляться с возложенными задачами, то распределять колебания придется между тремя амортизаторами, но они не рассчитаны на такую нагрузку.

Соответственно, если долго не менять подтекающий амортизатор, вскоре выйдут из строя и другие, то есть потребуется массовая замена, что значительно дороже.

Когда потекли сразу несколько амортизаторов, тогда автомобиль лучше не эксплуатировать до их замены. Если требуется использовать машину, то лучше выбирать дороги ровнее и управлять автомобилем крайне осторожно.

Без амортизаторов войти в поворот на высокой скорости невозможно, и автомобиль может не только «занести», но перевернуть. К тому же, при плохом гашении колебаний велик риск повреждения других деталей автомобиля.

Какие последствия, если не менять потекшие амортизаторы

Как отмечалось выше, выход из строя амортизаторов приведет к неравномерному распределению нагрузки между оставшимися работоспособными элементами, что скажется на продолжительности их службы в худшую сторону. При этом машину начнет серьезно качать при движении, что в целом отразится на комфорте от вождения.

Если водителя не пугают раскачивания машины при движении на подтекающих амортизаторах, можно назвать ряд проблем, к которым рискует привести неисправность:

  • Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездитьУдар по днищу и повреждение элементов. Например, при преодолении «лежащего полицейского» или кочки автомобиль на пружинах может подскочить и при обратном движении удариться днищем о препятствие, что приведет к повреждениям;
  • Возникновение неисправностей в подвеске. Если управлять автомобилем с неисправными или отсутствующими амортизаторами, со временем возникнут проблемы с сайлентблоками, втулками, шаровыми и другими элементами подвески, которые рискую выйти из строя. Происходит это, поскольку колебания машины придется гасить всем элементам подвески;
  • Машина перестанет «слушать водителя» на дорогах. Автомобиль с неисправными амортизаторами очень сильно теряет в плане маневренности и управляемости, что может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Как только появились подтеки на амортизаторе, нужно производить его замену. Деталь еще способна поработать несколько дней/недель, но после она вовсе перестанет выполнять свои функции.

(440

Чем опасен потекший амортизатор?

Амортизаторы необходимы для гашения колебаний кузова и поглощения части ударных нагрузок, действующих на детали подвески при проезде неровностей. Амортизационные стойки влияют не только на мягкость и плавность хода, но и в значительной мере определяют сцепные свойства колес с дорожным полотном, курсовую устойчивость авто в различных условиях.

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

Давайте рассмотрим, как меняется поведение автомобиля на дороге, если потек амортизатор. Поговорим об устройстве и проверке амортизационных стоек, неисправностях и методах их диагностики. Опираясь на особенности распространенных поломок, рассмотрим, стоит ли восстанавливать (реставрировать) амортизаторы или лучше заменить изношенные стойки на новые.

Признаки неисправности

  1. Глухие стуки со стороны колесных арок при проезде неровностей. Особенно хорошо ощущаются на скорости 40-100 км/час при преодолении небольших ям с острыми краями.
    Посторонние звуки, которые проявляются при движении после простоя автомобиля.

    Нередко ощущаемые при проезде ям, наплывов и стыков асфальта посторонние звуки спустя 2-3 км пропадают либо становятся едва заметными.

  2. Автомобиль раскачивается на участках с волнообразным рельефом дорожного полотна. Неисправные амортизаторы ярко проявляют себя при проезде высоких лежачих полицейских на небольшой скорости.

    Можно заметить, как передняя/задняя часть кузова после преодоления неровности совершает несколько циклов колебательных движений с затухающей амплитудой.

  3. Автомобиль очень сильно «клюет» носовой частью кузова при интенсивном торможении (неисправны передние амортизаторы).

    В случае выхода из строя задних амортизационных стоек, можно заметить как при интенсивном разгоне корма автомобиля «приседает» более обычного.

  4. Ухудшается курсовая устойчивость автомобиля. При наезде на неровности во время поворота ощущается увод носовой/кормовой части автомобиля от заданной траектории.

Если говорить о наиболее достоверном признаке неисправности амортизатора, то им будет масляное запотевание его корпуса. Следы рабочей жидкости говорят о негерметичности сальника и просачивании масла через шток. Тем не менее, сухой амортизатор не всегда гарантия его исправности.

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

Как проверить амортизаторы автомобиля?

Для определения неисправного амортизатора необходимо нажатием на крыло раскачать автомобиль с достаточной амплитудой, после чего дать подвеске погасить колебания.

Если амортизационные стойки работают корректно, кузов сделает еще одно колебательное движение достаточной амплитуды, затем еще один едва заметный качок, после чего полностью стабилизируется.

Если после принудительного раскачивания кузов совершает 2 и более качка с достаточной амплитудой, амортизатор надо заменить.

При диагностике подвески автомобиля все амортизационные стойки обязательно осматриваются визуально. Масляные подтеки на амортизаторе свидетельствуют об утечке рабочей жидкости.

Важно проводить комплексную диагностику, так как сухой корпус амортизатора еще не гарантия его исправной работы. Утечка инертного газа из рабочей полости не всегда проявляется масляными запотеваниями, но в значительной мере влияет на рабочие характеристики амортизационной стойки.

Если речь идет о задних амортизаторах, дополнительно необходимо проверить резинометаллический цельно вулканизированный шарнир («ухо» крепления амортизатора к балке/кулаку). В случае отслоения резиновой части, разбитой втулки или недостаточного момента затяжки крепежных болтов, при проезде неровностей вы будете ощущать глухие стуки.

Для проверки вам потребуется помощь, так как в ходе теста автомобиль необходимо раскачать. В момент раскачивания кузова в поперечном направлении необходимо положить ладонь на шарнир. В случае описанных выше дефектов вы ощутите характерное смещение корпуса амортизатора относительно кулака.

Насколько опасно эксплуатировать авто с вытекшими стойками?

Если амортизационная стойка прошла тест эффективности демпфирования колебаний кузова, но на корпусе имеются масляные запотевания, автомобиль еще некоторое время можно эксплуатировать. Скорее всего, негерметичность сальника начала проявлять себя недавно, а поэтому амортизатор еще не потерял свои рабочие характеристики.

При обнаружении первых симптомов неисправного амортизатора рекомендуем заменить либо должным способом отреставрировать деталь. Невозможно спрогнозировать пробег или срок, через который потекший амортизатор потеряет свои эффективные свойства.

Езда с неисправным амортизатором чревата увеличенным тормозным путем, ухудшенной управляемостью и плохой курсовой устойчивостью. Неправильная работа подвески авто может спровоцировать потерю контроля над машиной со всеми вытекающими из этого последствиями.

Потекли амортизаторы на автомобиле: можно ли ездить

Причины выхода из строя амортизаторов

Если говорить о технической стороне, то у амортизаторов несколько характерных неисправностей:

  • негерметичность камеры с инертным газом. Газовый подпор не позволяет амортизационной жидкости завоздушиваться и терять плотность. В случае выхода из камеры азота на участках с множеством неровностей вы будете ощущать частые «пробои» подвески;
  • потеря рабочей жидкости (именно в таких случаях говорят: потекли амортизаторы);
  • неисправность перепускных клапанов;
  • отслаивание резиновой части шарнира от втулки либо корпуса амортизатора.

Говоря о причинах протекания амортизаторов, справедливо будет упомянуть следующие негативные факторы:

  • ударные нагрузки в тяжелых для амортизаторов условиях. К таковым относятся сильные отрицательные температуры, при которых повышается вязкость амортизационной жидкости. Резкие ударные нагрузки в таком случае могут привести к повреждению сальника и последующему вытеканию масла;

В морозное время года первые 1-2 км после простоя  необходимо избегать скоростных проездов резких наплывов, глубоких ям с острыми краями.

  • несоблюдение правил разборки и сборки стоек. Многие слесари откручивают верхнюю опору при разборке амортизационной стойки с помощью пневматического ударного инструмента. Если предполагается повторная установка элемента, такой способ демонтажа категорически запрещен, так как возникает риск ослабления затяжки штока амортизатора.

Если выход из строя амортизатора произошел сразу же после замены опор, пружин или опорных подшипников, скорее всего, причина в несоблюдении слесарем сервисных рекомендаций.

Распространенное ранее убеждение о необходимости прокачивать амортизаторы перед установкой, в современных реалиях ничем не подкреплено.

Амортизационные стойки после установки прокачиваются самостоятельно уже спустя первые 100-300 м пути.

Нехитрое действие со сжатием и отпусканием штока необходимо лишь для убеждения в работоспособности новой детали, а не для того чтобы предотвратить течь в амортизаторе.

Видео: ПОТЁК АМОРТИЗАТОР — ЭТО ОБЯЗАН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТ

Замена или реставрация?

Анализируя собранные в  Интернете отзывы о реставрации, в ситуации, когда течет стойка амортизатора, мы все же склоняемся к замене детали на новый амортизатор.

Стоит пытаться восстановить лишь редкие амортизаторы, которые уже не изготавливают либо выпускают в ограниченном количестве и из-за этого стоят очень дорого.

И даже в этом случае перед отправкой амортизаторов стоит изучить отзывы об организации либо конкретном мастере, который будет заниматься реставрацией. В случае неквалифицированной попытки ремонта отдельные элементы могут прийти в негодность.

Но и с покупкой новых амортизационных стоек не всегда все проходит гладко. Выбирайте проверенных поставщиков и используйте все инструменты верификации оригинального продукта, который предлагает завод-изготовитель (штрих-код, закодированная сумма комбинации чисел и т.п.).

???? Потёк амортизатор: можно ли ездить, что делать

Без всякой интриги, сразу с порога: если потёк амортизатор — ездить нельзя! Более детально об этом рассказано ниже.

Также вы узнаете, как «работает» сухая стойка и исправная, почему они текут, и какие есть косвенные признаки этой поломки.

Ещё полезно будет знать о возможных последствиях эксплуатации автомобиля с неисправными амортизаторами, что делать в таких случаях, можно ли сэкономить, и как поступить лучше.

Что значит — потекли амортизаторы

Поскольку материал рассчитан на широкий круг читателей, в нём присутствует немало очевидной информации. Но очевидной не для всех. Поэтому, кто поопытнее — отнеситесь с пониманием.

В конце концов, вы тоже не на пустом месте начали разбираться в машинах. Начинающим автолюбителям тоже надо откуда-то брать базовые знания.

И найти их сегодня среди всего того мусора, которым переполнен современный Интернет, не так-то просто.

Что значит — потекли амортизаторы?

Итак, потёк амортизатор — что это значит? Чтобы понять суть, нужно хотя бы в общих чертах познакомиться с типовым устройством этой детали автомобиля.

Амортизаторы (они же — стойки амортизаторов или просто стойки) бывают трёх основных типов. Наиболее распространённые уже много лет масляные. Также есть газовые и газо-масляные.

Собственно, рассматриваемая здесь поломка может случиться со стойками любого типа. Но проявляет себя одна и та же неисправность по-разному.

Поскольку масляные амортизаторы встречаются на серийных автомобилях чаще других, познакомимся с их устройством.

В самом простом исполнении стойка представляет собой, грубо говоря, герметичную трубу, внутри которой перемещается поршень со штоком.

Физически труба эта разделена на два отсека, соединённых друг с другом перепускными отверстиями. Также в масляном амортизаторе, как должно быть понятно из названия, находится масло.

Устройство масляного амортизатора

И вот как всё это дело работает. Стойка закреплена на машине в двух точках. Первая точка — это так называемый «стакан». По сути, можно считать, что этой стороной амортизатор «намертво» прикреплён к кузову автомобиля. Хотя, если рассматривать передние стойки, то они могут поворачиваться в «стаканах» на опорных подшипниках. В любом случае, больше никак двигаться эта точка крепления не может.

Вторая точка крепления — подвижная подвеска автомобиля. Что спереди, что сзади — подвеска вместе с колёсами имеет возможность двигаться вверх и вниз.

Когда это происходит, поршень внутри амортизатора перемещается, выдавливая масло в соседний отсек. Поскольку отсеки между собой соединены через маленькие отверстия, быстро перетекать из одного отсека в другой жидкость не может.

Благодаря этому и получается эффект, который в народе называется — стойка «держит».

Ходовая часть машины

К работе амортизаторов мы ещё вернёмся. На этом этапе должно быть понятно — что значит, если стойка потекла. А значит это то, что из неё частично или полностью вытекла рабочая жидкость.

Чем больше масла потерял амортизатор, тем хуже он выполняет свою работу. Почему это происходит — тоже рассмотрено дальше.

Но для начала стоит разобраться, как потеря рабочей жидкости сказывается на функциональности стойки.

Как «работает» сухой амортизатор

Ходовая часть 3D

Опять же, чтобы понять суть вопроса, полезно зайти издалека. А именно оттуда, где амортизационная стойка ещё не потекла. То есть, находится в исправном состоянии. Сама по себе она работает очень просто. Когда соответствующее колесо уходит вверх или вниз, нагрузка частично смягчается за счёт пружины подвески. А стойка амортизатора только то и делает, что «придерживает» поступательное движение подвески. Как бы, не позволяет колесу под воздействием резкой нагрузки и пружины слишком быстро перемещаться. Кроме того, амортизатор гасит колебания, которые стремится передать на колесо пружина.

Выполняет стойка эту работу крайне просто. Двигаясь в том или ином направлении, колесо на подвеске толкает или тянет шток амортизатора. Тот, в свою очередь, внутри выполнен в виде поршня, двигающегося в масляной среде. Поскольку поршень не может быстро передавить жидкость в соседний отсек, движение штока сдерживается.

Типовое устройство подвески автомобиля

Теперь рассмотрим, как работает в разных ситуациях исправный амортизатор и тот, что потёк:

  • При наезде на ямку. Колесо стремится вниз, на дно ямы. Разжимающаяся пружина способствует этому. Однако исправный амортизатор «придерживает» колесо, не давая ему уйти вниз слишком резко. При определённых условиях (небольшая ямка и достаточная скорость автомобиля) колесо может даже «не почувствовать» яму, просто перелетев её. Если же амортизатор потёк, удерживать подвеску в таких ситуациях он не может. Соответственно, получается грубый удар.
  • При наезде на бугорок. В этом случае исправный амортизатор на первом этапе даже вреден. При наезде на неровность удар смягчается пружиной, а стойка, наоборот, не позволяет «взять» всю ударную нагрузку на себя. Зато, когда колесо доходит до самой высокой точки препятствия, оно по инерции стремится уходить вверх и дальше. А стойка не даёт ему это делать. В результате исключается удар колеса в кузов, и оно быстрее восстанавливается контакт с дорожным покрытием. Когда же стойка сухая, ничего она не сдерживает. На серьёзных бугорках колесо бьёт в кузов, контакт с дорогой долго не восстанавливается, ещё и машина раскачивается под воздействием инерции пружины.
  • При разгоне. Масса автомобиля смещается назад. Когда при резком ускорении амортизаторы исправны, они не дают носу машины задираться вверх, а корме «приседать». Особенно это важно, если автомобиль переднеприводный, так как не ухудшается зацеп колёс с дорогой. Когда амортизатор течёт, машина при любом уверенном разгоне выглядит, как тот скоростной катер, глиссирующий по воде.
  • При маневрировании. Масса автомобиля смещается в сторону, противоположную направлению поворота. Если стойки исправны, то они частично сдерживают сильный крен, что положительно сказывается на безопасности и комфортабельности машины. Дополнительно за это также отвечает стабилизатор поперечной устойчивости. Если же стоки потекли, то автомобиль при каждом резком повороте неприятно и опасно кренится, а после завершения манёвра ещё и раскачиваться будет.
  • При торможении. Масса автомобиля смещается вперёд. Исправные амортизаторы не дают кузову резко и сильно наклоняться вперёд. Если же стойки потекли, то машина при торможении будет клевать носом. Более того, из-за ещё большего смещения массы ухудшается сцепление задних колёс с дорогой. В случае экстренного торможения это увеличивает тормозной путь и может привести к неуправляемому заносу.
  • На плохой дороге. Подвеска работает постоянно, стремясь гасить колебания и как можно быстрее возвращать контакт колёс с дорожным покрытием. Если же потекли амортизаторы, удары смягчаются неполностью, колебания не гасятся, а также снижается (иногда пропадает вовсе) управляемость автомобиля.

Из всего этого следует, что сухие стойки оказываются попросту бесполезными. То есть, они не работают.

Почему амортизаторы текут

Амортизатор потёк

Причин течи может быть несколько. Вопреки расхожему мнению, наименее вероятной из них является солидный возраст амортизаторов. По регламенту менять их положено через каждые 60-80 тысяч километров пробега. Однако это относится только к тем случаям, когда машина эксплуатируется на нормальных дорогах. Если же брать в расчёт состояние наших дорог, то «старость» или даже смерть стоек может наступить в любой момент. Даже в день покупки и установки новых. Так что, если на вашей машине амортизаторы прослужили более 80 тысяч километров, то это вовсе не значит, что потекли они от старости.

Более вероятная причина, по которой текут стойки — это чрезмерные нагрузки на подвеску. Иногда достаточно всего одной ямки, чтобы амортизатор «заплакал». Происходит это потому, что рабочей жидкости во время резкого перемещения поршня некуда деваться. Соответственно, она ищет слабые места в уплотнительных прокладках и сальниках, и вытекает через них.

Стоит отметить, что не всякое вытекание масла из амортизатора является смертельным для него. Если рабочая жидкость немного вытекла в результате удара, но сама по себе стойка не изношена, то она вполне способна работать кое-как и дальше. Чтобы определить, сможет ли она это делать, читайте — как проверить амортизаторы.

Следующая причина, по которой текут стойки автомобиля — механический износ в результате разрушения пыльников. Они защищают зеркальную поверхность штока от абразива в виде пыли, грязи и песка.

Если же пыльники потрескались, разрушились, сползли со своего места или вообще отсутствуют, то стойка очень быстро изнашивается, теряя герметичность.

Понятно, что в результате этого амортизатор может начать течь даже при минимальных нагрузках. То есть, что называется, на ровном месте.

Очередная возможная причина, по которой текут амортизаторы — большая нагрузка на холодную подвеску. Случается такое зимой.

Под воздействием отрицательной температуры окружающего воздуха рабочая жидкость густеет, а её текучесть снижается.

В результате во время движения такое масло не может нормально перегоняться поршнем из отсека в отсек. То есть, опять же, ему некуда деваться, и оно ищет слабые места, чтобы вытечь.

Кроме того, что зимой повышается вязкость рабочей жидкости, дополнительно на морозе «дубеют» уплотнительные элементы амортизаторов.

Особенно этой проблемой страдают дешёвые подделки, изначально изготовленные из некачественного сырья.

Чтобы частично сохранить подвеску автомобиля, рекомендуется в холодное время года всегда начинать движение так, чтобы амортизаторы не подвергались ударным нагрузкам.

Среди автолюбителей даже гуляет байка, что стойки зимой нужно «раскачивать» вручную. Делается это очень просто. До начала поездки нужно нажать несколько раз на кузов автомобиля так, чтобы каждый амортизатор сжался и разжался. Считается, что за счёт этого масло слегка прогреется, и получится избежать описанных выше последствий.

Что касается эффективности и целесообразности такой «раскачки», то тут кто что говорит. Одни за то, что так надо делать. Другие считают подобное занятие бесполезным, и даже глупым. В любом случае, хуже от этого не будет.

Что же касается прогрева, то для него столь маленьких нагрузок, скорее всего, не хватит. Так что, при желании и наличии лишнего времени — можете «качать».

Но гораздо лучше просто начинать движение, не насилуя холодную подвеску, пока она сама постепенно не прогреется.

К банальным и очевидным причинам течи амортизаторов относится неаккуратная езда, невнимательность, отсутствие опыта. Например, не все автолюбители в курсе, как правильно переезжать ямы и другие неровности на дороге.

Потому у одних подвеска даже на плохих дорогах служит не один год, а у других требует ремонта чуть ли не каждую весну. Многое зависит и от качества стоек.

Очень часто автолюбители, пытаясь сократить расходы на содержание машины, покупают неоригинальные запчасти, которые априори ходить долго не обязаны. Даже по идеальным дорогам.

Косвенные признаки неисправности

Проверка амортизационных стоек

Чтобы увидеть, что потекла стойка амортизатора, достаточно заглянуть на подвеску снизу. Однако далеко не всегда есть возможность это сделать. А на некоторых машинах в силу конструкции амортизаторов попросту не видно полностью. Соответственно, полезно будет знать о косвенных признаках того, что стойка потекла.

Сюда относятся следующие сигналы:

  • долгое раскачивание машины даже на ровной дороге;
  • стук при переезде через неровности;
  • биение в руль;
  • сильный крен кузова при ускорении, торможении или маневрировании.

Это сложнее заметить, но, когда текут амортизаторы, — увеличивается расход топлива и тормозной путь, машина хуже управляется, не держит дорогу при агрессивном вождении.

Можно ли ездить и возможные последствия

Ездить с повреждёнными амортизаторами нельзя

Теперь ответим на самый распространённый вопрос: можно ли ездить, если потёк амортизатор. Как было сказано в самом начале статьи — нельзя. Это проверенное на практике правило, из которого есть только одно исключение. К нему вернёмся немного погодя, а пока разберём возможные последствия езды на стойках, которые потекли.

Во-первых, если амортизатор потёк хоть чуть-чуть, это означает, что он уже хуже способен отрабатывать нагрузку, чем изначально. Соответственно, его ресурс будет стремительно уменьшаться, и есть большая вероятность прозевать момент, когда машина вообще останется без этого важного элемента.

Во-вторых, если потекли задние амортизаторы, то может существенно увеличиться тормозной путь. В Сети есть информация, что на скорости 80 км/час он становится при таком раскладе длиннее на 15%. Кроме того, если машина оснащена системой ABS, из-за неработоспособных задних стоек она отрабатывает неполноценно.

В-третьих, когда ударные нагрузки гасятся подвеской неэффективно, ускоренному износу подвергаются все её детали. В том числе, страдают шаровые опоры, рулевые наконечники, резиновые демпферы. Даже резина изнашивается быстрее.

Отсюда и такой категоричный ответ на вопрос. Да. Конечно. Когда потёк амортизатор, можно ездить более аккуратно, медленно и так далее. Но, всё равно, процесс уже пошёл. А сама собой подвеска исцеляться, к сожалению, не умеет. Поэтому, если у вас потёк хотя бы один амортизатор, ездить на машине не стоит.

Потекла стойка — что делать

Амортизаторы можно заменить или восстановить

Ответ очевиден, наверное, даже для начинающих автолюбителей. Если амортизатор потёк — его надо заменить. Однако это не все возможные варианты. В первую очередь, следует знать, что стойки всегда меняются парами. То есть, если потекла только одна, менять надо и её, и ту, что находится с ней на одной оси. Да. Это в два раза дороже по деньгам. Но так лучше и выгоднее по многим соображениям. Опытные автолюбители могут это подтвердить.

Как вариант, потёкшие амортизаторы можно попробовать восстановить. Многие считают это занятие нецелесообразным, и они по-своему правы. Тем не менее, такая возможность существует и, надо сказать, зачастую восстановленные стойки ходят гораздо лучше и дольше, чем неоригинальные новые. Да и сама процедура восстановления обходится дешевле, чем покупка.

Менять стойки надо парами

Краткие итоги

Повторим, наверное, уже раз четвёртый – ездить на потёкших стойках не стоит. Если приказала долго жить одна, то менять надо две на одной оси. Это целесообразнее и выгоднее из расчёта на перспективу.

Обычно, если только амортизаторы не совсем свежие, меняются вообще все четыре сразу. Чтобы подольше сохранить подвеску в целом, и стойки в частности, регулярно проверяйте их состояние.

Ведь любая вовремя замеченная неисправность реально экономит деньги. Это проверенный на практике факт.

 ВИДЕО: почему опасно ездить на потёкших амортизаторах

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector