Достаточно неприятная и одновременно многим знакомая ситуация, когда мотор останавливается на холостом ходу (ХХ). Особенно это нервирует водителей, когда мотор перестает работать на светофорах или при медленном передвижении в пробке.
Подобная неисправность наблюдается как на карбюраторных, так и инжекторных моторах, как на холодном, так и прогретом двигателе. Сегодня в нашей статье постараемся разобрать причины появления подобной неисправности и возможные способы ее ремонта.
Осмотр подкапотного пространства
Предпосылки неисправности
Двигатель может стабильно заводится, но затем его начинает трясти, троить, и мотор глохнет. Подобная неисправность может иметь такие причины, как сильный слой грязи на каких-либо элементах, так и отказ датчиков, узлов или механических устройств, участвующих в работе двигателя на ХХ.
В холодную погоду при коротких передвижениях мотор почти не прогревается, что ведет к образованию низкотемпературных отложений. В системе вентиляции картерных газов скапливается липкая смесь, отложения которой оседают в дроссельном узле, что ведет к заеданию заслонки. В целом смолистые отложения, это следствие того, что автомобиль эксплуатируется на бензине не лучшего качества.
Отложения на дроссельной заслонке
Причины сбоя бензиновых моторов на ХХ (инжекторные и авто с карбюратором):
- • Отказ регулятора холостого хода (РХХ);
- • Разрегулирована или загрязнена дроссельная заслонка;
- • Не работает электроклапан ХХ карбюратора, либо обрыв в цепи его питания;
- • Загрязнен жиклер холостого хода, либо его канал;
- • Заклинило поплавок в закрытом положении в поплавковой камере карбюратора;
- • Неисправны топливные форсунки инжектора;
- • Неисправен бензонасос (механический или электро);
- • Сильное загрязнение топливного или воздушного фильтра;
- • «Зарастание» системы вентиляции картерных газов;
- • Неисправны датчики х/хода, положения заслонки дросселя (ДПДЗ), отказ ДМРВ;
- • Подсос воздуха у впускного коллектора или в дроссельном узле;
- • Неисправность датчика кислорода.
Более подробно о причинах неисправности
Если на карбюраторных двигателях причины в основном вызваны загрязнением элементов или неисправностью механической части, то на моторах с впрыском, проблемы с отсутствием ХХ могут быть связаны и с электроникой.
РХХ
При неисправности РХХ двигатель будет либо сразу глохнуть после пуска, либо начнут плавать обороты. Это вызвано тем, что регулятор установлен в обводном канале дроссельного узла и если, регулятор заклинил в выдвинутом положении, то его шток запирает канал подачи воздуха, что ведет к остановке двигателя.
Нагар на РХХ. Следует прочистить.
Дроссельная заслонка
Подобная ситуация происходит при загрязнении заслонки дроссельного узла, когда она не может полностью перекрыть канал подачи воздуха. Причиной ее загрязнения чаще всего служит налет, попадающий через вентиляционную систему картера, а также использование некачественного топлива и грязный воздушный фильтр.
Загрязненная дроссельная заслонка
- Электроклапан и жиклер ХХ
- При отказе электроклапана х/хода, либо при обрыве его питания, он не в состоянии втянуть внутрь жиклер, перекрывающий канал ХХ и двигатель останавливается.
- Тоже самое происходит и при засорении отверстия в жиклере ХХ, из-за чего мотор глохнет.
Жиклер холостого хода карбюратора ВАЗ 2108, 2109
Поплавок в карбюраторе
В случае, когда поплавок заклинивает в верхнем положении (перекрывая иглу запорного клапана), то подача бензина прекращается и двигатель глохнет. Перебои в работе мотора могут быть и из-за загрязнения топливного фильтра на входе в карбюратор из-за скопившихся отложений или мелкого мусора.
Карбюратора Солекс
Форсунки
Перебои и даже отсутствие ХХ может быть вызвано и отказом топливных форсунок, либо по их механической части, либо по причине сбоя в системе ЭБУ двигателя.
Отказавшая форсунка Daewoo Nexia. Фото — Drive2
Бензонасос
При неисправности бензонасоса питание топлива прекращается, либо подается в незначительном количестве, что также ведет к остановке двигателя.
Грязная сетка бензонасоса
Фильтра
Сильное загрязнение топливного или воздушного фильтров приводит к изменению состава топливной смеси (переобогащение или обеднение смеси) и как следствие перебои в работе или мотор может заглохнуть.
Топливный фильтр
- Вентиляция картерных газов
- При сильном загрязнении каналов вентиляции картера и маслоотделителя нарастает давление картерных газов, которые буквально душат двигатель, приводя к плаванию оборотов, либо остановки двигателя.
- Система датчиков
- Неустойчивая работа инжекторного двигателя, вплоть до его остановки может происходить из-за неисправности электронных датчиков, таких как ДМРВ, ДПДЗ, РХХ.
ДПДЗ и РХХ
Подсос воздуха
Если смена датчиков не меняет ситуацию, то возможно есть подсасывание воздуха на коллекторе впуска, соединении впускного коллектора с вакуумным усилителем системы тормозов или недостаточное давление бензина в топливной рампе.
Подсос воздуха на впускном коллекторе
При отказе датчика кислорода также происходит сбой в работе ХХ двигателя.
Датчик кислорода — Лямбда-зонд
- Помимо этого, на любых моторах, рекомендуется проверить систему зажигания: бронепровода, свечи, катушку/ки, трамблер, а также низковольтную цепь питания.
- • Дизель
- Причиной остановки дизельного двигателя на ХХ чаще всего служит либо износ элементов ТНВД, либо появление воздуха в системе питания.
Способы ремонта:
• Карбюраторные двигатели
Прочистка каналов и жиклеров, проверка уровня топлива и исправность электроклапана холостого хода, а также регулировка качества и количества. Замена топливного и воздушного фильтров.
Чистка карбюратора
• Инжекторные моторы
На этих моторах смолистые отложения скапливаются в наиболее узких местах. Так загрязнения тонких отверстий в распылителях форсунок изменяет состав смесив сторону обеднения, что ведет к тому, что вместо полноценной порции топлива в цилиндры попадает лишь несколько капель. Это ведет к нестабильной работе двигателя, вплоть до его остановки.
Для восстановления работы форсунок производится их промывка либо на двигателе, либо при их демонтаже на специальном стенде, где выполняется их промывка и калибровка, а также выбраковка неисправных.
Чистка форсунок
Неполное закрытие дроссельной заслонки также ведет к неустойчивой работе двигателя, либо двигатель начинает глохнуть. Заслонка не может занять свое место по причине накопившихся загрязнений, которые необходимо очистить. Хорошо себя зарекомендовал для очистки так называемый «Очиститель карбюратора» в аэрозольной упаковке, после которого дроссель продувается сжатым воздухом.
- • Дизельные двигатели
- Для восстановления работы ХХ производится профилактический ремонт топливного насоса высокого давления (ТНВД), где проверяются и при необходимости заменяются плунжерные пары и другие изношенные элементы насоса.
- Также устраняется подсос воздуха в ТНВД.
- Еще пару слов
- Для того, чтобы не оказаться в ситуации, когда двигатель заглохнет в самый неподходящий момент, старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
- • Использовать только качественный бензин;
- • Периодически проводить диагностику системы питания и ХХ;
- • Своевременно заменять моторное масло и фильтра;
- • Прогревать двигатель при низких температурах перед поездкой.
Машина глохнет на холостом ходу: причины и решения
Ничего не предвещало беды: машина спокойно заводится и работает отлично. Приходит время убрать ногу с педали газа и число оборотов начинает немедленно падать. Машина глохнет на холостых оборотах, останавливается и поездка неожиданно прекращается. Большинство автовладельцев хоть раз в жизни, но сталкивались с похожей ситуацией на бензине и дизеле.
https://www.youtube.com/watch?v=AROsoPea8Kw\u0026pp=ygVN0J_QvtGH0LXQvNGDINCz0LvQvtGF0L3QtdGCINC00LLQuNCz0LDRgtC10LvRjCDQvdCwINGF0L7Qu9C-0YHRgtC-0Lwg0YXQvtC00YM%3D
Самые распространённые причины:
- неправильная работа датчика холостого хода;
- выход из строя датчика, отвечающего за положение дросселя;
- загрязнение дросселя;
- загрязнение карбюратора или инжектора в двигателе.
Поскольку указанные причины мало связаны между собой, то диагностика может занять много времени, и не всякий автовладелец способен провести её самостоятельно. Указанные поломки не относят к серьёзным и их устранение не требует особых усилий.
Общие проблемы на всех моторах при холостых оборотах
Существует ряд неполадок, характерных для всех конструкций силовых установок. Ввиду конструктивных особенностей двигателей внутреннего сгорания, на холостых оборотах, могут возникать неполадки и перебои в стабильности работы.
Проблемы карбюраторных двигателей
- Забивание жиклера холостого хода. При использовании низкокачественного топлива, тонкие ходы могут забиваться мусором или песчинками, что вызывает нестабильную работу двигателя.
- Низкая проходимость воздушной, топливной магистралей.
При недостаточном количестве горючего или кислорода, силовая установка плохо держит холостой ход, может глохнуть.
- Неправильная настройка зажигания или неполадки в системе.
Почему глохнет инжектор на холостом ходу
Инжектору свойственно наличие факторов:
- некорректная работа ЭБУ;
- засоры форсунок;
- выход из строя отдельных датчиков.
Дизель не держит холостые обороты
Капризничают ввиду следующих причин:
- неполадки в системе ТНВД;
- недостаточная чистота солярки;
- поломки внутри системы топливных или воздушных магистралей.
Могут глохнуть зимой ввиду замерзания горючего.
Распространенные причины глушения двигателя на холостом ходу
Отдельно следует описать самые распространенные проблемы, ведущие к отказу двигателя без прилагаемой нагрузки.
Вышел из строя регулятор холостого хода
Проблема свойственна инжекторам и современным ДВС. Умный блок нередко выходит из строя ввиду механических повреждений, естественного износа или неправильной калибровки.
Электронный регулятор имеет несколько слабых мест:
- сигнальные датчики;
- управляющие реле;
- система предохранителей.
Загрязнена дроссельная заслонка
Чувствительный дроссель нередко становится причиной обращения на СТО. В холостом положении, заслонка на большинстве конструкций открывается только частично. При появлении нагара на поверхности заслонки, проходное отверстие уменьшается. Негативный эффект снижает количество холостых оборотов или может стать причиной отказа мотора.
Для устранения проблемы достаточно почистить механизм и установить его на место.
Засорен топливный жиклер холостого хода
Частая поломка у карбюраторных моторов. Топливный жиклер представляет собой винт с просверленным внутри тонким отверстием. Если применяется некачественное горючее, либо появилась ржавчина в бензобаке, магистраль забивается, что препятствует свободному прохождению жидкости.
Неисправности в работе топливного насоса
Аналогично ведет себя двигатель при износе или неисправности этой детали. Когда ДВС работает в холостую рабочая часть агрегата вращается медленно, давление в топливной системе минимально.
При истирании крыльчатки насоса, его производительность заметно падает. Особенно эффект заметен при холостых оборотах.
Загрязнение топливного фильтра
Следующая проблема свойственна всем силовым установкам, независимо от конструкции и типа потребляемого горючего. Когда фильтрующий элемент засорен – проходимость устройства сводится к минимуму. В камеру сгорания попадает количество горючки, недостаточное для поддержания стабильной работы двигателя.
Неисправность датчика массового расхода воздуха
ДМРВ отвечает за считывание и регулировку подаваемого воздушного потока. Если датчик передает неверные сведения, ЭБУ будет некорректно регулировать топливную смесь. Следовательно, силовой агрегат будет заливать или недобирать бензина.
Загрязнение системы вентиляции картера мотора
Может забиться по причине использования некачественного масла, горючки или отсутствия сервисного обслуживания.
При появлении избыточного давления внутри картера система перестает нормально функционировать, создается избыточное давление в моторе и ДВС перестает работать.
Что делать в первую очередь
Начинать нужно с самого простого. Проверьте не подсасывает ли воздух система со стыков, замените нижний шланг адсорбера, просмотрите состояние датчиков, прочистите их, промойте дроссель, проверьте сетку на бензонасосе – из-за качества бензина может забиться.
Хорошо, если есть возможность провести на СТО компьютерную диагностику. Приборы дают возможность выявить неисправности отдельных частей машины не только точнее, но и заметно быстрее, чем при традиционных способах.
Проблемы с датчиками и другой электроникой
При наличии современного авто, следует проверить исправность и настройку датчиков, блоков. Подобные проблемы нередко находятся при помощи компьютерной диагностики. В авто современной конструкции правильная работа сенсоров на 90% гарантирует стабильную работу двигателя.
Проблемы с электрикой
На карбюраторах может сбиться настройка опережения зажигания. Независимо от типа ДВС отказывают или барахлят свечи, катушки, реле и предохранители.
Механические проблемы
Следует проверить:
- карбюратор;
- состояние дроссельной заслонки;
- топливную/воздушную магистрали;
- насосы;
- фильтрующие элементы;
- износ цилиндропоршневой группы.
Если проблему обнаружить не удалось – следует обратиться на СТО.
Глохнет двигатель на холостых оборотах: решаем проблему
При самостоятельном ремонте может потребоваться проведение таких действий:
- полная замена датчиков;
- восстановление работоспособности отдельных элементов, чью жизнь можно продлить;
- профилактические работы для избегания повторения проблем такого рода.
Полная замена сломанного оборудования требуется при поломке некоторых приборов. В случае, когда глохнет мотор, её не избежать если причина кроется в барахлящих датчиках положения дроссельной заслонки или холостых.
Нередко предпочитают заменить и саму дроссельную заслонку. Карбюратор или инжектор меняют только в том случае, если чистка ничего не даст.
Если нет необходимости в полной замене каких-либо деталей, одинаково что там, что прибегают к чистке дросселя от накопившейся грязи. Часто помогает чистка карбюратора или инжектора, ведь топливо, которое подается в мотор не всегда отличается высоким качеством и фильтры справляются не всегда.
Периодически на холостом ходу выключается двигатель
Не играет никакой роли, выключается мотор машины иногда или с определенной регулярностью — причины возникновения и решения проблемы не меняются.Главное помнить, что даже небольшая периодичность возникновения проблемы — признак плохой работы начинки авто.
Машина начинает «кашлять», двигатель глохнет после запуска
Следует проверить блоки:
- систему зажигания;
- правильность настройки смесеобразования;
- качество используемого горючего.
Машина глохнет на холостых, хотя и завелась
Если автомобиль после заведения мотора при нажатии газа дергается, обороты неустойчивы, а потом вовсе падают и он глохнет — то вероятно вина лежит на топливном насосе или загрязнённых фильтрах. Подробнее о проблеме можно узнать из видео.
Автомобиль завелся и глохнет сразу после выключения стартера
При указанной проблеме рекомендуется проверить исправность и калибровки модулей:
- настройка иммобилайзера;
- правильность установки режима сигнализации;
- исправность замка зажигания.
Автомобиль глохнет на холостых на холодную
Проблема распространена на автомобиле Опель Корса. Машина вырубается на холостых, если мотор не прогрет. Случается подобное и с авто других марок. Причины те же:
- неожиданная утечка вакуума;
- поломка свечей зажигательной системы;
- выход из строя ротора;
- проблема с крышкой распределителя;
- угол опережения зажигания мотора выставлен неправильно;
- неисправности в электронном блоке управления;
- проблемы с клапаном рециркуляции;
- износ элементов силовой установки или ее механическое повреждение;
- загрязнение топливных форсунок;
- неправильная работа регулятора холодных оборотов.
Отдельные неисправности можно выявить лишь с помощью спецоборудования. Особенно, некорректную работу блока электронного управления (ЭБУ).
Мотор прекращает работу на холостом ходу на горячем двигателе
У вас относительно новая Приора, вы заводите машину и на прогретом моторе нажимаете газ, отпускаете педаль и вдруг она начинает глохнуть.
Эта картина знакома многим автолюбителям, у которых есть эта модель и еще несколько подобных ей. Причины, по которым авто глохнет при нагреве не все, но схожи с проблемами холодного двигателя.
Разве только датчик холодных оборотов тут не играет никакой роли.
Машина работала на холостом ходу и заглохла и не заводится
Например, Шевроле Лачетти заглохла, стартер крутит, но ничего не помогает. Причина в неисправности датчика массового расхода воздуха, который нужно заменить.
Двигатель троит и глохнет на холостых
Например, Митсубиси Лансер 9 пытается завестись, но мотор начинает троить и выключается, скорее всего виновны катушки, свечи или коленвал. Для исправления неполадки стоит обратиться в автосервис.
Симптом: слишком высокие обороты на холостом ходу
Проблем может быть несколько.
- Подклинивает дроссельная заслонка, клапан не закрывается до нужного положения и топлива поступает слишком много.
- Замыкание в магистрали топливного насоса, заставляет работать его на повышенных оборотах.
- Установлен не тот жиклер в карбюраторе с увеличенным сечением.
- Западает педаль газа.
В турбину попадает небольшое количество масла.
Инжекторный двигатель глохнет на холостом ходу
Инжектор — вот, что роднит с большой вероятностью владельцев таких разных моделей, как Шевроле Нива, Лада Калина, ВАЗ 2115, 2112, 21093, 2114 и 2110, ГАЗ 3110 Волга, ЗМЗ 406, 409 или Рено Логан. Такие моторы бывают на 8 и 16 клапанов, но глохнут они не реже, чем карбюраторные, независимо от числа последних.
Из причин выделяют в первую очередь такие:
- некорректность работы системы регулирования холостых;
- отказ насоса, обеспечивающего давление поставки топлива;
- нехватка подсоса воздуха;
- поломка электронной системы управления функциями машины;
- поломка датчика массового расхода воздуха или любых других датчиков;
- проблемы с зажигательной системой, в частности свечами.
Поломки датчиков и электронной системы управления исправляют на СТО. Проверить герметичность соединительных элементов или чистоту фильтров можно в домашних условиях, как и почистить загрязнение или вернуть соединители в нужное положение. Главные признаки проблем из-за поломок последнего рода — это когда машина коптит и трясется.
Мотор с карбюратором глохнет на холостых оборотах
Владельцам Газели 402 модели, а также ВАЗ 2105, 2006, 2107, 2109 хорошо известно, когда мотор с карбюратором заглох. Это случается даже с подсосом. Причины происходящего несколько отличны от тех, из которых останавливаются авто на инжекторах. В основном выделяют:
- поломки карбюратора из-за грязи;
- замусоривание фильтра топлива;
- засорение фильтровального элемента топливного насоса;
- поломка соединительных шлангов системы подачи топлива;
- неисправность электромагнитного клапана;
- замусоривание жиклёра;
- выход из строя датчика холостого хода.
Большую часть перечисленных проблем легко решить самостоятельно — почистить фильтры и карбюратор, заменить соединения. Но ремонт датчиков потребует вмешательства специалистов. А электромагнитные клапаны можно лишь заменить.
Перестает работать авто на холостом ходу после перехода на нейтральную
Мотор, глохнущий при переходе на нейтральную передачу — классическая проблема Ланоса. Она начинает проявляться, когда выходит из строя датчик холостых и решается заменой.
Транспортное средство глохнет на холостых после того, как проехал по воде
Если машина заглохла после проезда большой лужи, то скорее всего вода попала на датчики или произошёл гидроудар мотора. Последняя неисправность типична для машин, которые ездят по глубоким лужам с низкой посадкой кузова. Если вода попала на провода или датчики – одно, гидроудар – другое, последствия более серьезные.
Авто глохнет на холостом, когда поворачиваешь руль
Указанная неисправность знакома собственникам Газелей с двигателем 405 Евро. Вызвана она не способностью держать нужное число оборотов. Решение — подкрутить дроссель примерно на градус.
Глохнет двигатель при остановке
Собственники моделей Лендкрузер 2UZ FE и Мерседес W212 иногда сталкиваются с отказом двигателя при остановке. Виноват глюк системы иммобилейзера, который легко устраняют в сервисном центре.
Автомобиль глохнет на холостых в пробке
Если автомобиль глохнет не в движении, а когда стоит, скорее всего его владельцу пришлось столкнуться с одной из четырёх проблем:
- перегрев топливного насоса;
- выход из строя электромагнитных клапанов;
- поломка проводов зажигания;
- падение напряжение.
Проще всего избавиться от неисправности в последнем случае — достаточно поднять обороты до тысячи и больше. Первая причина часто встречается в Таврии и характеризуется тем, что обороты плавают. Необходимо заменить насос.
Мотор отключается на холостых во время торможения
Прчиина разгерметизация тормозного вакуумного усилителя и разгерметизация шланга ВУТ. Чтобы решить проблему, их меняют.
Если двигатель глохнет, затем нормально запускается
Подобные проблемы стабильно провоцирует электронное оборудование. Пользователю следует проверить ошибки в БК, проводку, возможно имеются неполадки в реле и электронных блоках, датчиках.
Вырубается на холостых дизельный двигатель
Особой разницы в причинах, из-за которых выключается бензиновая силовая установка и, например, дизельный VD615 — нет. Разве что в последнем случае не играют никакой роли свечи зажигания.
Перестает работать на холостом ходу машина на газу
Владельцам авто с газовой установкой 4 поколения и таким двигателем, как УМЗ 4216 (стоит, например, на Газелях), приходится зимой сталкиваться с проблемой, когда после морозной ночи мотор вырубается при переходе с бензина на ГБО. Это связано с переохлаждением, наличием большого количества отходов в баллоне. Решается перенастройкой системы и должным обслуживанием.
Выводы
Собственникам машин, которые начали глохнуть, стоит обратить первоочередное внимание на чистоту фильтров, форсунок и карбюратора, а также на целостность соединений.
Если с ними все в порядке, то с большой вероятностью все дело в электронике и тут без посторонней помощи не обойтись. Важно не забывать о профилактических мерах, вроде регулярной прочистки деталей и проверки исправности датчиков.
Глохнет машина на холостом ходу: почему двигатель не держит обороты на холостом ходу?
Если машина глохнет на холостых, то приходится постоянно задействовать электроэнергию батареи для повторного запуска силового агрегата.
Задержки на светофорах и при выезде из прилегающих территорий, вызванные внезапной остановкой автомобиля, также не повышают безопасности эксплуатации транспортного средства.
Если машина глохнет на минимальных оборотах, то необходимо выполнить диагностические работы, чтобы установить причину технической неисправности. Таким образом можно уменьшить вероятность выхода из строя других деталей и снизить вероятность ДТП.
Общие проблемы на всех моторах при холостых оборотах
Почему глохнет инжектор на холостом ходу
Если на автомобиле установлен инжектор, то двигатель может работать с перебоями при наличии следующих технических проблем:
- Поломки форсунок.
- Неисправности ЭБУ.
- Некорректной работе датчиков.
Нестабильная работа может наблюдаться также при подсосе воздуха во впускном коллекторе.
Глохнет карбюраторная машина на холостом ходу
На автомобилях с карбюраторным двигателем технические неисправности могут наблюдаться при следующих условиях:
- Загрязнение жиклеров карбюратора.
- Неправильная пропорция топливно-воздушной смеси.
- Неполадки в системе зажигания.
Если проблема вызвана неисправностью системы зажигания, то, во многих случаях, достаточно выполнить несложную работу по настройке элементов, чтобы полностью восстановить работу двигателя в режиме холостого хода.
Дизель не держит холостые обороты
Если дизельный двигатель не держит обороты, то причиной этого могут быть:
- Поломки ТНВД.
- Плохое качество топлива.
- Скопление мусора в топливных магистралях.
При наличии подсоса воздуха работа дизеля на холостых оборотах также может быть нестабильной.
Загрязнена дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка загрязняется, если машина длительное время эксплуатируется на низкокачественном топливе.
Если топливный фильтр не был заменен вовремя, то перекрытие этого элемента из-за скопившегося мусора, также может приводить к засорению этого элемента карбюратора. При обнаружении проблемы восстановление работы карбюратора не займет много времени.
Достаточно почистить деталь специальными средствами, чтобы двигатель перестал останавливаться при работе на низких оборотах.
Двигатель не держит обороты из-за выхода из строя регулятора холостого хода
Если проблема остановки двигателя на холостых наблюдается на современном автомобиле, то высока вероятность выхода из строя регулятора давления. Деталь может начать работать неправильно из-за естественного износа, механических повреждений или неправильной настройки. Наиболее слабыми местами автомобиля также могут являться датчик кислорода и управляющее реле.
Пропадает холостой ход из-за засорения топливного жиклера холостого хода
Топливный жиклер является дозирующим устройством, которое направляет в камеру сгорания оптимальное количество горючего. Если эта деталь загрязнена, то бензин частично или полностью не поступает в цилиндры в режиме холостого хода.
Падают обороты двигателя на холостом ходу из-за неисправности топливного насоса
Если топливный насос изношен, то величина давления топлива, подаваемого к форсункам, может быть недостаточной для обеспечения равномерной работы двигателя на малых оборотах. Устройство может работать неэффективно по причине износа внутренних деталей или недостаточно качественного контакта в электрической проводке.
Пропал холостой ход из-за загрязнения топливного фильтра
Топливный фильтр может быть сильно загрязнен. Наличие отложений на элементе будет являться существенной преградой на пути доставки бензина в цилиндры двигателя. В результате засора фильтра холостой ход может пропасть либо будут наблюдаться значительные отклонения частоты вращения коленвала (плавающие обороты).
Неисправность датчика массового расхода воздуха
На инжекторных двигателях устанавливаются датчики массового расхода воздуха. При повреждении этого элемента может также наблюдаться существенные перебои при небольшой частоте вращения коленвала. Замена датчика позволяет полностью восстановить работоспособность двигателя.
Загрязнение системы вентиляции картера мотора
Газы, прорывающиеся сквозь компрессионные кольца поршней, направляются из картера через специальный канал в камеру сгорания. Загрязнение этой системы приводит к возникновению повышенного давления внутри двигателя, что может вызывать различные негативные проявления, в том числе колебания частоты вращения коленвала на холостых оборотах.
Что делать в первую очередь
Обнаружить нестабильную работу силового агрегата очень легко, но для точного установления причины потребуется выполнить значительное количество проверок различных узлов и механизмов автомобиля. Начинать диагностику рекомендуется с проверки наиболее уязвимых деталей, неисправность которых вызывает нарушение работы двигателя при небольшой частоте вращения коленвала.
Проблемы с датчиками и другой электроникой
Электронные датчики позволяют идеально отрегулировать момент зажигания топливной смеси в цилиндрах и количество доставляемого в них топлива. Соответственно при выходе из строя эти функции оказываются нарушенными, и холостой ход двигателя начинает «плыть».
Проблемы с электрикой
Кроме датчиков в системе зажигания автомобиля может быть установлено большое количество устройств, работа которых напрямую или косвенно может оказывать влияние на частоту вращения коленвала. Очень часто отклонения в работе двигателя вызывается неисправностью катушек зажигания.
Механические проблемы
К категории механических неисправностей можно отнести неправильную работу карбюратора и топливного насоса. При наличии «плавающих» оборотов следует также обратить внимание на состояние цилиндропоршневой группы. При значительном износе основных деталей может наблюдаться нестабильная работа мотора на всех режимах работы, в том числе при небольшой частоте вращения коленвала.
Глохнет двигатель на холостых оборотах: решаем проблему
Если машина глохнет на небольших оборотах, то следует незамедлительно приступить к выявлению причины неправильной работы силового агрегата.
Оптимальным решением является доставка машины в специализированную мастерскую, где опытные мастера выполнят компьютерную диагностику мотора. При отсутствии возможности воспользоваться услугами профессионалов, можно попытаться выполнить работу самостоятельно.
Для проведения большинства исследований не потребуется использовать каких-либо дополнительных приборов и дорогостоящих инструментов.
Машина начинает кашлять, двигатель глохнет после запуска
Если мотор останавливается в первые секунды работы, то высока вероятность того, что в цилиндры поступает недостаточное количество топлива. При наличии такого диагностического признака следует в первую очередь проверить топливные фильтры. Засорение жиклеров на карбюраторных движках также может проявляться таким образом.
Машина глохнет на холостых, хотя и завелась
Если нет проблем с запуском, но машина начинает глохнуть при прогреве мотора, то следует обратить внимание на исправность дозирующей системы карбюратора. Если после того, как температура охлаждающей жидкости достигнет оптимальных значений, проблема перестает быть актуальной, то следует также проверить систему вентиляции картера.
Автомобиль завелся и глохнет сразу после выключения стартера
Если техническая проблема наблюдается сразу после отключения стартера, то высока вероятность чрезмерного износа цилиндропоршневой группы. В момент, когда электромотор раскручивает коленвал, работа силового агрегата поддерживается извне, но после отсоединения бендикса коленвал не в состоянии поддерживать вращение на малых оборотах по причине износа внутренних деталей.
Автомобиль глохнет на холостых на холодную
Если автомобиль теряет обороты на холодную, то возможно негерметичен впускной коллектор или свечи зажигания покрылись значительным слоем нагара. Некоторые неисправные детали системы зажигания тоже могут давать аналогичные симптомы. Например, ошибки ЭБУ или некорректно выполненный угол опережения зажигания могут проявляться тем, что машина будет глохнуть на холодную.
Машина работала на холостом ходу и заглохла, и не заводится
Если автомобиль заглох после продолжительной работы на холостом ходу, и отказывается заводиться снова, то виновником такой поломки является датчик массового расхода воздуха. При наличии исправного сенсора проблему также следует искать в системе питания двигателя, возможно в ней образовалась воздушная пробка.
Двигатель троит и глохнет на холостых
Двигатель может глохнуть на холостых из-за троения в цилиндрах. Техническая проблема проявляется сразу после запуска, и может отсутствовать на прогретом двигателе. Объясняется тот факт, что троит двигатель наличием электрических пробоев в свечах зажиганиях или высоковольтных катушках.
Симптом слишком высокие обороты на холостом ходу
Если частота вращения коленвала после запуска ДВС слишком высока, то, возможно, подклинила дроссельная заслонка.
На карбюраторных двигателях неправильная регулировка винта холостого хода может вызывать аналогичный симптом.
Нестандартная работа топливного насоса, проявляющаяся в увеличении оборотов подвижных элементов, также может повышать обороты из-за существенного возрастания давления в топливной магистрали.
Инжекторный двигатель глохнет на холостом ходу
Инжекторные двигатели не являются более устойчивыми к появлению подобных технических проблем по сравнению с карбюраторными моделями. Более того, причин нестабильной работы мотора в этом режиме может быть больше по причине наличия дополнительных электронных устройств. Наиболее часто причиной такой поломки являются топливный насос и система регулировки холостых оборотов.
Мотор с карбюратором глохнет на холостых оборотах
Проблемы в работе карбюраторного двигателя могут проявиться в любой момент. Связано это с тем, что дозирующая система открыта для проникновения пыли и грязи извне. Достаточно даже частичного перекрытия просвета жиклера, чтобы вызвать подобный симптом неисправности.
Транспортное средство глохнет на холостых после того, как проехал по воде
После проезда глубоких луж вода может попасть на датчики и другие элементы электронной системы. При движении по речному броду жидкость может проникать в воздухозаборник, что вызывает отказ двигателя не только в режиме холостых оборотов. Если система выпуска газов герметична, то при полном погружении выхлопной трубы в воду автомобиль также не сможет работать на холостом ходу.
Машина глохнет на холостых оборотах, когда поворачиваешь руль
Транспортное средство может глохнуть только при повороте рулевого колеса. Небольшая регулировка с увеличением угла открытия дроссельной заслонки позволит полностью разрешить данную проблему.
Двигатель глохнет на холостом ходу при остановке
Если после прекращения движения двигатель глохнет, то, скорее всего, перегрелся топливный насос. Нарушение регулировки (слишком малые обороты ХХ) также могут являться причиной того, что мотор заглох при остановке.
Автомобиль глохнет на холостых в пробке
Если вышел из строя электромагнитный клапан холостого хода, то карбюраторный двигатель будет постоянно глохнуть в пробках. Пробивание высоковольтных проводов зажигания также может проявляться таким образом.
Мотор отключается на холостых во время торможения
При негерметичности системы вакуумного усилителя тормозов воздух будет поступать в цилиндры в значительно большей пропорции. Снижение количества топлива в горючей смеси приведет к приостановке двигателя на холостых оборотах.
Если двигатель глохнет, затем нормально запускается
Наличие неисправностей электронной системы зажигания часто проявляется таким образом, что мотор может быть легко запущен, но после непродолжительной работы вращение коленчатого вала приостанавливается.
Глохнет на холостых дизельный двигатель
Если дизельный двигатель не держит обороты на холостом ходу, то возможны неисправности топливного насоса и форсунок. При эксплуатации автомобиля на некачественном топливе, также мотор может троить и глохнуть.
Почему машины на газе глохнет на холостом ходу
Если техническая проблема вызвана износом элементов, то потребуется замена неисправных деталей. Если падение оборотов наблюдается из-за неправильной регулировки, то выполнить несложную настройку, чтобы восстановить работу силового агрегата. В большинстве случаев справиться с проблемой можно без привлечения профессиональных автомехаников.
Почему мотор глохнет на холостых оборотах?
Работа двигателя без нагрузки не является щадящим режимом. Напротив, это режим неблагоприятный, если не сказать пагубный. О злоупотреблении им написано много, и причины остановки мотора начнем рассматривать с карбюраторного ДВС.
Карбюраторный двигатель
При работе на холостом ходу (х/х), топливо поступает в цилиндры только через систему холостого хода. Подача смеси небольшая, да и по составу она максимально обеднена.
Винт качества вкручивают максимально, до начала неравномерной работы, только чтобы мотор не остановился.
Поэтому, если происходит ухудшение работы одной из систем, бензина не хватает, и на холостых оборотах двигатель глохнет.
Если на других режимах мотор работает равномерно и выдает мощность, можно просто подправить регулировку х/х.
Такая необходимость возникает по следующим причинам:
- На воздушных и топливных жиклерах наросли смолистые отложения.
- Выходное отверстие, подающее топливо в задроссельное пространство частично закоксовалось.
- Засорилась игла винта качества.
- Винт качества самопроизвольно раскрутился. Причиной смещения запорного элемента является вибрация.
Однако, если мотор глохнет на холостых, поверхностной регулировки обычно не хватает, и карбюратор подлежит очистке.
Топливная игла изготавливается так, чтобы она вращалась в резьбе с сопротивлением, что предупреждает от отворачивания. С той же целью на ней устанавливается резиновое кольцо. Если резьба износилась, игла шатается, и холостой ход плавает, деталь нужно менять.
Более совершенные карбюраторы имеют электромагнитный клапан холостого хода (ЭПХХ). В целях экономии он перекрывает подачу бензина через каналы х/х на других режимах.
Он также предотвращает калильное воспламенение после выключения зажигания. Клапан может быть засорен или иметь электрическую неисправность, в частности, разрыв цепи.
При отсутствии напряжения поступление бензина перекрыто, поэтому при переходе на холостой ход двигатель глохнет резко.
Другие неисправности
Холостой ход, как наиболее неустойчивый режим работы мотора, чаще, (но не всегда) первым откликается на дефекты систем. Возможны следующие причины остановки двигателя:
- засорение воздушного фильтра приводит к обогащению горючей смеси, нестабильности оборотов, закоксовке свечей, пропуску вспышек;
- подсос воздуха случается из-за ослабления крепления карбюратора к впускному коллектору. Происходит обеднение рабочей смеси;
- некачественный бензин;
- попадание в камеры сгорания (КС) моторного масла, охлаждающей жидкости (ОЖ). Масло проникает в КС через неисправные маслосъемные колпачки, изношенную ЦПГ, вентиляцию картера. ОЖ наиболее часто попадает в цилиндры через пробитую прокладку головки блока;
- неисправности системы зажигания;
- неправильная установка угла опережения зажигания;
- нарушение взаимного расположения коленчатого и распределительного валов (перескочил ремень газораспределения). Ситуация опасна и грозит большим ремонтом мотора;
- закоксовка двигателя объясняется, как правило, несвоевременным проведением ТО, езде на бензине низкого качества. Обрастание деталей вредоносными отложениями вызывает комплексные неисправности, среди которых и засорение системы х/х, и залив электродов свечей, и пр.
Нехватке топлива способствуют также: засоренный фильтр, засоренная вентиляция топливного бака, неисправный бензонасос. Однако, эти неисправности в первую очередь проявляются на мощностных режимах. Только через некоторое время ДВС останавливается и на холостом ходу.
Исследуя неисправный мотор, необходимо выяснить, работает ли он нестабильно, либо неисправен один из цилиндров. На старинных моторах это делается путем отсоединения высоковольтного провода от свечи. Для этого необходимо использовать изолированные плоскогубцы.
Если при размыкании контакта работа агрегата не изменяется, значит цилиндр неисправен. О многом расскажет свечной нагар. Нормальный цвет электрода — светло-коричневый. Белый говорит о бедной смеси или наличии ОЖ. Черные, сухие хлопья — богатая смесь.
Черная масса говорит о попадании смазки.
Карбюраторные двигатели — это довольно капризные машины, требующие частого вмешательства. Преимущества их состоит в доступности самостоятельной диагностики и ремонта. Многие водители имеют про запас: комплекты свечей и проводов, ЭПХХ, воздушный и топливный фильтры, контактную группу трамблера и другие запчасти.
Инжекторный двигатель
Инжекторный мотор гораздо надежнее, да и холостой ход его стабильнее, и частых вмешательств он не требует. Да и возможностей самостоятельного ремонта меньше. Меньше и регулировок.
Топливоподачей, моментом зажигания и другими параметрами управляет электронный блок управления (ЭБУ), получающий сигналы от датчиков.
А на упаковке регулятора холостого хода (РХХ) встречается надпись о том, что регулировки он не требует.
Причины нестабильности часто кроются в неисправности датчиков, нарушении электроконтактов и засорении систем. Как и в случае с карбюраторным мотором, требуется правильная установка меток валов, недопустима закоксовка двигателя, необходим качественный бензин.
Распространенные причины, влияющие на качество х/х следующие:
- Неисправен РХХ. Узел включает в себя запорный клапан, управляемый шаговым электромотором. Его клинит из-за засорения, в таком случае достаточно промывки, но может понадобиться и замена.
- Дроссельная заслонка также занимает неправильное положение вследствие загрязнения.
- Подсос воздуха на всасывающем тракте обедняет топливо. Найти неплотность можно при помощи дымогенератора. Прибор многие изготавливают своими руками. Дым подается во впускной коллектор и выходит через щель. Воздух также проникает через клапан EGR, вакуумный усилитель тормозов.
- Неисправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
- Обилие картерных газов во впускном коллекторе обогащает смесь, вызывая плавание оборотов.
- Неисправный датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) дает ЭБУ неверные сведения, в результате чего падают обороты на холостом ходу вплоть до остановки.
- Разрушение, закупорка катализатора тоже приводит к остановке ДВС.
Серьезную диагностику, ремонт и промывку форсунок выполняют на СТО, имеющем соответствующее оборудование.
Дизельный двигатель
Дизель имеет очень стабильный, уверенный холостой режим. Но и у него есть характерные недостатки:
- Попадание воздуха в топливную систему. Завоздушивание происходит в различных местах, причем топливо может не выделяться через неплотность, а воздух при этом незаметно поступает в систему. На корпусах фильтров, на топливных насосах высокого давления (ТНВД) есть специальные болты для стравливания воздуха. Однако, если причина не устранена, вскоре после прокачки, система завоздушится вновь. Дизельная топливная система более критична к попаданию воздуха в топливо, чем бензиновая, и ее нужно монтировать предельно качественно, тщательно очищая посадочные места и меняя уплотнения на новые.
- Засорение фильтра может произойти внезапно, если зимой в бак залито летнее топливо. Парафин, выделяющийся на морозе, перекрывает поры фильтра и другие узкие участки системы. Мотор заводится, но проработав недолго глохнет. Иногда обходятся сменой солярки и фильтров, но бывает, что в профилактике нуждаются все компоненты от бака до форсунок включительно.
- На современных дизельных системах топливоподачи нарушения холостого хода происходят из-за неисправности датчиков, либо объективной информации, которую они подают на ЭБУ. Так двигатель может глохнуть при большом растяжении цепи.
- Также ЭБУ не даст добро на подачу топлива, если давление в рампе будет низкое. А причины этому разные: засорение фильтра, износ ТНВД, низкие пусковые обороты, неисправность форсунки. Последняя перепускает топливо на слив, что препятствует созданию необходимого давления.
- Неисправный катализатор перекрывает выхлопной тракт.
Из практики можно сказать, что дизельный двигатель редко не держит холостые обороты, при нормальной работе на мощностных режимах. Обычно он или вовсе не запускается, или не выдает мощности.
Из всего сказанного видно, что причины остановки ДВС на х/х могут быть самыми разными. Одни требуют лишь незначительных настроек, а другие предвещают серьезный ремонт.
Почему на холостом ходу глохнет автомобиль? / Автомобили и другие средства передвижения и аксессуары / iXBT Live
Остановка работы двигателя автомобиля на холостом ходу является одной из самых распространенных проблем почти для всех автомобилей вне зависимости от их технологичности и общего состояния.
Она по-своему уникальна, ведь причин ее возникновения может быть великое множество. К тому же они могут быть классифицированы как по типам двигателя, так и по отдельным маркам и даже моделям авто.
К примеру, авто может без труда заводиться “холодным” пуском, а после некоторого времени работы глохнуть. То же самое и с “горячим” пуском. Выявить и локализовать проблему “на глаз” может только эксперт, и то не всегда.
По этой причине уместить всю “методичку” по выявлению причин, из-за которых может глохнуть автомобиль, практически невозможно. Однако мы постараемся доступным языком перечислить и раскрыть наиболее популярные из них.
Содержание
Как упоминается выше, причины возникновения данной проблемы можно классифицировать по нескольким факторам, однако часто встречаются и те, что не привязываются к определенной марке или типу двигателя, поэтому и столкнувшихся с подобным крайне много. Из такого класса причин можно выделить:
- Выход из строя или частичная поломка кислородных датчиков, датчиков, отвечающих за давление и других индикаторных систем;
- Износ и, как следствие, разгерметизация вакуумных шлангов или прокладок;
- Забивание дроссельной заслонки;
- Поломка системы, отвечающей за холостой ход двигателя;
- Банальная неисправность в топливной или другой системе, которая возникает закономерно с износом ее отдельных элементов;
- Загрязнение либо топливной, либо воздушной магистрали, из-за чего при низких оборотах двигателю недостаточно ресурсов для нормального давления, поэтому он начинает “задыхаться”;
- Засорение тонких участков жиклера холостого хода. Чаще всего проблема встречается на отечественных авто и старых иномарках, особенно при использовании низкокачественного топлива. Грязь и другие мусорные элементы быстро засоряют проход, который без должной очистки быстро перестает выполнять свою функцию.
- Частичный выход из строя или поломка датчиков давления, температуры и других;
- Засорение/забивание форсунок вследствие использования некачественного топлива;
- Некорректная работа или частичных выход из строя электронного блока управления из-за неправильной настройки или механического повреждения.
- Засорение систем подачи топлива/воздуха;
- Топливный насос высокого давления (ТНВД) поврежден;
- Дизельное топливо низкого качества.
Из-за данных причин автомобили чаще всего глохнут на холостых оборотах, однако, помимо этого есть масса других систем и подсистем, выявлять проблему в которых уже придется самостоятельно.
Все перечисленные выше причины (да и в целом большинство причин), по которым авто может заглохнуть на холостых оборотах, относятся к разряду простых и не слишком ресурсозатратных.
Именно поэтому, при наличии должного опыта, большую часть из них можно устранить самостоятельно. Если же вы не являетесь автоэкспертом, то наиболее грамотным решением в таком случае будет обращение в сервис к соответствующему специалисту.
А вообще, износ, повреждение и выход из строя большинства автомобильных элементов – явление довольно закономерное и предсказуемое, поэтому регулярность и стоимость обслуживания авто в большей степени зависит от владельца.
Мы же можем порекомендовать к приобретению специальный автосканер, который выявит проблему еще до появления ее “симптомов”, поэтому ее устранение пройдет намного быстрее и дешевле.
Знаю, что кулинарный термометр для многих может оказаться хорошим помощником, поэтому рекомендую посмотреть «Обзор недорогого кулинарного электронного термометра со щупом TP101 для дома».