Плунжер: что это?

07.10.2022

Что это? Плунжер является частью плунжерной пары, которая участвует в создании высокого давления в топливном насосе. Как правило, такой механизм устанавливается на насосы дизельных двигателей.

Для чего нужен? Плунжерная пара регулирует дозировку и режим подачи топлива. Высокий уровень КПД достигается в тандеме с системами автоматизации и контроля. Если механизм дает сбой, машина плохо заводится. Тогда требуется диагностика, а далее либо ремонт плунжера, либо его замена.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Принцип работы плунжера
  • Плунжерная пара ТНВД
  • Алгоритм работы плунжерной пары
  • Нагнетательные клапаны в плунжерных насосах
  • Диагностика неисправности плунжерной пары
  • Плунжерная пара: мнения автовладельцев

Плунжерные пары представляют собой две небольшие детали, входящие в устройство топливного насоса высокого давления дизельного двигателя. Первая деталь называется плунжером и выглядит как толстый палец с углублениями. Вторая деталь – это втулка плунжера, представляющая собой толстостенную гильзу, в которую вставляется первая деталь.

Плунжер: что это?

Плунжер работает как вытеснитель топлива из полости втулки. Его главная задача – создать высокое давление в системе подачи топлива на форсунки.

Такой механизм используется не только в топливных насосах дизелей. Этот узел присутствует и в газораспределительном механизме, где он работает как гидрокомпенсатор.

Но во всех случаях принцип работы плунжера одинаков: поршень совершает возвратно-поступательные движения, а когда в этих двух деталях совпадают разрезы или отверстия, то в пустую полость поступает жидкость (солярка).

После изменения направления хода пальца происходит вытеснение топлива и нагнетание его в магистраль.

Столь простая конструкция плунжера является главной причиной высокой производительности ТНВД и их долговечности. Несмотря на то что конструкции топливных насосов могут быть весьма разнообразными, в современных автомобилях применяются 2 основные их модификации. Главное отличие между ними – наличие кольцевой выемки в поршне.

Данная выемка работает как перепускной клапан. Она собирает утечку топлива и закачивает ее обратно в магистраль. Разумеется, плунжеры с функцией отсечки топлива стоят дороже из-за сложности устройства. Однако более высокая цена соответствует лучшему качеству, то есть благодаря этому двигатель работает более эффективно.

Широкое распространение дизельные двигатели получили сразу же после появления ТНВД с плунжерными парами. Высокая производительность в сочетании с надежностью – вот главные плюсы такого узла силового агрегата. Но, кроме этого, плунжеры обеспечивают:

  • повышенный КПД, так как топливо используется более эффективно: пройдя через форсунки, оно распыляется в цилиндры микрокаплями, а потому более качественно сгорает;
  • экологичность, которая обусловлена тем, что двигатель при той же мощности потребляет меньше горючего.

Сравнение цен актуально на 07.06.2023

Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Основным минусом плунжерной пары является износ ее деталей. Да, они изготавливаются из материалов, которые стойки к трению и высокому давлению, но режим работы данного узла двигателя все равно приводит его к поломке (пусть даже и после увеличенного срока службы).

Плунжерная пара ТНВД

Рассмотрим функционал плунжерной пары на примере ТНВД дизеля более подробно. Предварительный насос обеспечивает засос топлива из бака и подачу его через фильтры в ТНВД. Оттуда уже – в магистраль высокого давления и далее на форсунки, с помощью которых оно распыляется в камеры сгорания.

Плунжер: что это?

Для краткости принято говорить, что высокое давление в топливной магистрали создает ТНВД, однако главным его функциональным узлом является именно плунжерная пара.

Поршень в паре имеет прорезь, и благодаря осевому смещению она позволяет осуществлять дозировку топлива, уходящего в магистраль высокого давления.

Зазор регулируется нажатием педали акселератора: отпущенная педаль соответствует минимальному зазору, чем сильнее педаль нажата, тем больше зазор.

Пара создает большой напор топлива, к тому же втулка очень большое количество раз в секунду совершает возвратно-поступательные движения, а значит, трется.

Поэтому для изготовления плунжера используют твердые, износостойкие сорта стали, а стенки гильзы делают максимально толстыми, ведь им нужно держать давление в сотни атмосфер.

В целом, механизм плунжерной пары получается избыточно надежным, но все равно не вечным.

Особенностью данного парного механизма является то, что палец одной плунжерной пары однозначно не подойдет для другой.

Втулка и поршень в каждом конкретном случае создаются исключительно друг под друга, разъединять их нельзя, равно как и пытаться заменить по отдельности.

И вот почему: чтобы солярка не подтекала, зазор между гильзой и пальцем делают таким маленьким, каким только позволяют современные технологии высокоточной металлообработки.

Если поставить одну из частей парной детали из другого комплекта, то это непременно приведет к увеличению зазора как минимум в разы. Поэтому детали плунжерной пары в случае необходимости заменяются обе сразу.

Алгоритм работы плунжерной пары

Объем топлива, вытесняемого в магистраль высокого давления за один рабочий ход поршня, зависит от амплитуды его движения. Посредством регулировки высоты рабочего хода поршня меняется производительность ТНВД и, как следствие, обороты дизеля. 

При нажатии на педаль акселератора палец плунжера немного проворачивается в сторону увеличенной насечки. Количество топлива, поступающего в гильзу, возрастает, производительность ТНВД увеличивается, и обороты дизеля растут.

Плунжер: что это?

Это самая простая и наиболее распространенная модель плунжера. Но сейчас появляются модификации, обеспечивающие подачу горючего иными способами, благодаря чему точность дозировки возрастает на порядок (зачастую производительность плунжерной пары регулируется электронным блоком управления двигателем). Но классический привод толкателей плунжера остается прежним – от коленчатого вала.

Разберем схему работы классической плунжерной пары:

  • Изначально поршень, поддерживаемый пружиной, находится в нижней части гильзы.
  • Затем на него оказывает воздействие кулачок, который располагается на валу.
  • От такого механического воздействия поршень перемещается вверх по втулке.
  • Над поршнем образуется давление топлива, поступающего во втулку по насечке-прорези в стенке втулки.
  • Под давлением топлива приводится в движение клапан, и горючее выдавливается из гильзы в магистраль высокого давления.
  • Из магистрали (или коллектора) солярка поступает непосредственно на форсунки.
  • Далее вал насоса проворачивается, кулачок отпускает поршень, и он перемещается в нижнее положение под воздействием пружины.

Затем цикл повторяется.

Нагнетательные клапаны в плунжерных насосах

В любом ТНВД присутствуют нагнетательные клапаны. Их задача – перекрывать часть магистрали, где горючее содержится в состоянии покоя, и отделять это топливо от той части магистрали, где оно находится под давлением. Помимо этого, клапаны поддерживают статическое давление в топливопроводе, а излишек солярки сбрасывается в топливный бак.

Плунжер: что это?

Существует несколько типов нагнетательных клапанов, которые применяются в плунжерных насосах. Вот их разновидности с отличительными особенностями.

Клапан, обеспечивающий постоянный объем, без ограничения обратного потока

Частью конструкции клапана является втягивающий поршень. При поднятии пальца плунжера корпус втулки перекрывает спиральную прорезь, и нагнетательный клапан закрывается, а поршень перемещается обратно по направляющей втулке.

Часть магистрали с высоким давлением оказывается отсеченной от полости над плунжером, и поэтому объем горючего в емкости с высоким давлением хоть и увеличивается, но незначительно – лишь на объем, поступивший через поршень во время втягивания топлива в полость рабочего хода.

Плунжер: что это?

Клапан, обеспечивающий постоянный объем, с ограничением обратного потока

Когда игла форсунки поднимается, топливо распыляется в камеру сгорания. Затем игла закрывает микрозазор в форсунке, и в ней (а также во всей магистрали) образуется гидравлическое давление обратного потока.

Для всех узлов и деталей, которые испытывают на себе данную перегрузку, это означает повышенный износ. Клапан с ограничением обратного потока играет роль демпфера, который не позволяет гидроудару повредить клапаны.

В конструкцию такого клапана входят:

  • корпус с резьбой (он является составной частью конструкции ТНВД);
  • демпфирующая пружина, принимающая на себя обратное давление топлива на заслонку клапана;
  • отсекающая пластина (она отделяет полость высокого давления от надплунжерного пространства);
  • держатель пластины клапана с полостью, в которой поступательно движется нагнетательный поршень.
Читайте также:  Комбайн вектор 410

Эти клапаны задействуются как вспомогательные узлы, в задачу которых входит облегчение работы обратного клапана.

Клапан, обеспечивающий постоянное давление

Стандартная комплектация клапана в данном случае дополнена еще шариком и ограничительным каналом. Клапан рассчитан на то, чтобы выдерживать давление более 800 бар.

Фактически конструкция данного узла содержит сразу два клапана поменьше: стабилизирующий и нагнетательный. Последний осуществляет подачу горючего, давление которого поддерживается первым.

В итоге давление в магистрали не скачет между впрысками.

Современные модели этих клапанов работают не от механического воздействия, а от электропривода, который активируется электронным блоком управления.

Для повышения эффективности работы плунжерной пары этот узел дополняется различными обеспечивающими узлами и механизмами. В их задачу входит автоматизация подачи горючего в магистраль, а также контроль за этим процессом. ТНВД способен создать давление в топливной системе, превышающее 800 бар за счет некоторых конструкционных особенностей. 

Но вот функция поддержания столь высокого давления в магистрали, а также сглаживание всех возможных эффектов (например, давления обратного потока) ложится на обеспечивающие механизмы.

Способность плунжера создавать высокое давление является незаменимым не только в дизельных двигателях, но также и в гидронасосах, да и вообще во всех гидравлических системах различной функциональности, где требуется высокий напор в сочетании с увеличенной надежностью.

Диагностика неисправности плунжерной пары

Принимая во внимание все описанные выше конструкционные особенности плунжерной пары, можно совершенно обоснованно сказать, что от их корректной работы зависит стабильность и исправность всего двигателя в целом. И какие-либо неполадки в функционировании пары, а значит, и ТНВД, недопустимы.

Разумеется, работа ТНВД на износ требует проведения регулярных диагностических и обслуживающих мероприятий. Нужное для этого оборудование, как правило, есть в наличии в каждом серьезном сервисном центре. С его помощью можно точно установить причину неисправности. И если корень проблемы в плунжерной паре, то замене подлежит весь комплект.

Вот характерные «симптомы» таких неисправностей:

  • затруднительный запуск мотора;
  • резкие (буквально, мгновенные), необъяснимые потери мощности ДВС;
  • нестабильная работа на холостом ходу, снижение оборотов до критического уровня;
  • необоснованно высокий расход топлива;
  • необъяснимые посторонние шума во время работы двигателя.

Наиболее распространенная причина повышенного износа и последующего выхода из строя плунжерной пары – некачественное горючее. Нужно помнить, что идентификация проблемы, осуществленная вовремя, замена обеих деталей поврежденного плунжерного узла способна продлить жизнь всему дизельному агрегату. 

Здесь важно обратиться к услугам действительно грамотных специалистов, имеющих значительный опыт осуществления таких операций. И пусть работа таких специалистов стоит недешево, но и потенциальные потери от возможности столь привлекательной экономии будут на порядок выше.

«Забитый катализатор: симптомы, причины и способы решения» Подробнее

Как уже отмечалось, плунжерные пары не ремонтируются, а сразу заменяются. Но можно принять кое-какие меры, чтобы продлить срок их службы.

Дизельный двигатель работает на солярке, которая не так чиста, как различные бензины. К примеру, в составе дизельного топлива содержится огромное количество микроскопических суспензиальных частиц (которые отделяются двумя фильтрами дизельного двигателя). 

В числе прочих это и вездесущий абразив, и его тем больше, чем менее качественным является горючее. При использовании такого топлива зазор между пальцем (плунжером) и втулкой (гильзой) будет со временем увеличиваться, то есть плунжерная пара начнет терять свою эффективность и плавно выходить из строя.

Как следствие, самая главная мера, предупреждающая повреждение плунжерной пары, это заливка в бак исключительно качественного топлива от заслуживающих доверия поставщиков. Кроме того, нельзя допускать появления воды в топливной системе, а также вовремя менять фильтры.

Плунжер: что это?

Капли воды в зазоре пары разрушают жирную пленку солярки, в итоге в зазор между втулкой и пальцем просачиваются микропузырьки воздуха, и механизм уже не будет выдавать нужный уровень давления. А кроме того, уход жирной пленки увеличит трение движущихся частей устройства между собой, что также ускорит их износ.

В своевременной замене нуждаются также и топливные фильтры. Если фильтрующий элемент получит повреждения (разорвется, например), то в ТНВД, а значит, и в плунжерный механизм, начнут попадать все посторонние примеси, находящиеся в топливе во взвешенном состоянии. В данном случае плунжерная пара не просто потеряет эффективность – ее заклинит, равно как выйдет из строя и сам насос.

Не стоит экономить на диагностирующих мероприятиях для своевременного выявления потенциальных неисправности плунжера. И цена ремонта будет оправданной только в том случае, если заниматься диагностикой станет компетентный, квалифицированный специалист.

Мнения автовладельцев о плунжерной паре 

Ненужная самодеятельность

«Никаких паст ГОИ, специальных смазок с повышенным числом чего-то там и прочих «танцев с бубнами»! Если пользоваться бабушкиными методами, то плунжер убьет не стандартный износ, а некомпетентное вмешательство. Самое разумное – это обратиться к грамотному спецу, а самому отойти в сторону. В этом деле крайне важна компетентность. Плунжер топливного насоса не нужно спасать – его нужно своевременно менять».

Глаза страшатся – руки делают

«Чтобы выполнить ремонт своими руками, нужно все делать аккуратно и не спеша. Подготавливаем инструмент, размещаем запчасти под рукой. Важно соблюдать чистоту и даже стерильность. Резинки, прокладки и сальники меняем.

Подкачивающий насос ремонтировать тоже не стоит – он недорогой, а потому тоже ставим новый. Самое длительное – это все разобрать (часа 4 на это уйдет, не меньше), но это только в первый раз, а потом дело пойдет веселее.

Ну и главное – не бояться!»

Мелочей не бывает

«Было время, машина, будучи не прогретой, заводилась с «полпинка», но стоило ей только постоять минут 20 «на горячую», так не желала заводиться ни в какую. После замены плунжерной пары стала схватываться резвее.

Долго искали причину. В итоге оказалось, что грязью забился перепускной подпружиненный металлический шарик клапана на обратке (составная часть ТНВД). К сожалению, ничего промыть там не удалось, и мы просто поставили новый».

Самое трудное при диагностике топливной системы – получить четкое подтверждение того, что неисправность кроется именно в топливном плунжере, а потому наиболее разумная мера – это обратиться за помощью к компетентным специалистам. Да, их услуги, как правило, дороги, но ведь капитальный ремонт дизельного двигателя многократно дороже!

Что собой представляет плунжер и в чём его отличия по сравнению с поршнем

Если говорить применительно к автомобильной отрасли, то здесь достаточно часто плунжер называют поршнем, а поршень плунжером.

Плунжер: что это?

Это не совсем правильная трактовка, поскольку между ними существует определённая разница.

Следует разобраться в конструктивных особенностях и нюансах работы плунжеров, а также понять, чем плунжеры отличаются от поршней, есть ли между ними существенная разница или слова многих автолюбителей об их идентичности справедливые.

Что такое плунжер

Плунжерами называют специальные вытеснители, которые характеризуются своей цилиндрической формой.

Важным аспектом является то, что у плунжера его длина значительно превосходит диаметр детали. Некоторые даже сравнивают его со скакалкой на ручке.

https://www.youtube.com/watch?v=xeNTBQ8IRBw\u0026pp=ygUe0J_Qu9GD0L3QttC10YA6INGH0YLQviDRjdGC0L4_

Важно понять отличие обычного поршня от рассматриваемого плунжера. Оно действительно есть. Фактически это своего рода поршень. Только применяться он может в механизмах и устройствах, где требуется создавать более высокие параметры давления в сравнении с классическими насосами поршневого типа.

У плунжера есть ещё одна особенность. Здесь уплотнитель располагается непосредственно на цилиндре и осуществляет своё перемещение по плунжерной поверхности в момент совершения возвратно-поступательных движений. Это принято называть плунжерной парой.

Плунжеры завоевали широкую популярность в области изготовления радиально- и аксиально-плунжерных гидромашин, а также в самих насосах плунжерного типа.

Наиболее ярким примером использования этого элемента является система подачи топлива в дизельных ДВС, реализованной на базе ТНВД.

Именно в топливных насосах высокого давления активно используются плунжерные пары.

Если сравнивать с поршнями, то рассматриваемые элементы позволяют создавать насосы, обеспечивающие более высокие показатели давления.

Это специалисты объясняют тем, что для плунжеров требуется повышенная чистота обработки именно со стороны внешней поверхности цилиндра.

Читайте также:  Готовим мотор к лету: какое масло заливать летом в двигатель

У поршневых аналогов основной упор делается на точности обработки внутренней цилиндрической поверхности, что технически реализовать намного сложнее.

Это во многом даёт понять, в чём же разница между такими элементами, как плунжер и поршень, и почему их неправильно считать синонимами.

Если говорить простыми словами о том, что такое плунжер, то его можно описать следующим образом. Это разновидность поршня, который может создавать высокое давление в механизмах.

Плунжер: что это?

Значимые характеристики

То, какой объём рабочей среды будет вытеснять механизм, зависит от параметров длины хода используемого поршня. Меняя это значение, можно отрегулировать подачу жидкости за временной промежуток или отрезок.

Если делать акцент на работе плунжерной или роторно-плунжерного механизма, то у этих гидромашин очень высокая точность обработки деталей. В итоге зазор, имеющийся между внешней и внутренней поверхностью цилиндра, в используемых плунжерных парах может не превышать 2-3 мкм.

Плунжерные пары характеризуются способностью выдерживать очень высокие показатели давления.

Опять же в качестве примера стоит рассмотреть процесс впрыска топлива на дизельных ДВС. Здесь давление может достигать значений около 200 МПа.

Плунжеры в ТНВД

Топливный насос, а точнее насос высокого давления, устанавливается на дизельные моторы и предназначен для того, чтобы подавать топливо под высоким давлением. Именно повышенные параметры давления дают понять, для чего здесь нужен плунжер. Тут применяется плунжерная пара, которую справедливо называют одним из ключевых компонентов насоса.

Эта пара состоит из втулки и самого плунжера. Последний выполнен в виде длинного поршня цилиндрической формы. Он движется внутри втулки при работе насоса. Плунжер, установленный в автомобиле в узле насоса, осуществляет возвратно-поступательные движения, тем самым нагнетая и всасывая горючее.

На втулке этой пары предусмотрены специальные отверстия. С их помощью горючее оказывается в устройстве для нагнетания. Параллельно плунжер (вытеснитель) выступает в роли регулятора, дозирующего количество топлива.

Плунжер: что это?

Всё это говорит о том, что пара способна точно отмерить объём топлива, подаваемого внутрь цилиндров ДВС, создаёт требуемые параметры давления в конкретный момент подачи жидкости. Чтобы пара могла выполнять возложенные функции, к элементам предъявляются повышенные специальные требования.

Здесь речь идёт о таких требованиях:

  • для изготовления поверхности втулки применяются высокопрочные материалы;
  • для плунжеров также должны использоваться материалы высокой прочности с дополнительной закалкой;
  • пара проходит процесс термозакалки в заводских условиях;
  • в зависимости от технологий, твёрдость может составлять от 58 до 75 единиц;
  • пара обязана обеспечивать свободный ход с одновременным исключением даже незначительных утечек рабочей жидкости;
  • зазор между втулкой и плунжером не должен превышать 1-3 мкм;
  • каждая деталь подбирается индивидуально;
  • после подбора втулок к вытеснителям, выполняется их дополнительная подгонка.

Именно так достигается нужный эксплуатационный эффект. И здесь наблюдается ощутимая разница между поршнем, поскольку последний не предназначен для работы в условиях создания повышенного давления. Плунжер с такими задачами справляется великолепно.

Эксплуатационные особенности

Продолжая тему ТНВД, что наиболее актуально для обсуждения плунжера в составе автомобильных узлов, стоит отметить некоторые эксплуатационные особенности.

Конструктивная особенность предусматривает, что в плунжерной паре имеется минимальный зазор между поверхностями двух элементов. Потому при эксплуатации насоса предъявляются повышенные требования к поддержанию оптимального состояния системы питания ДВС.

  Что нужно делать при проскальзывании ремня вариатора

Чтобы пара плунжер-втулка работали эффективно, в бак рекомендуется заправлять солярку только высокого качества. Наличие воды, как и других посторонних примесей, может негативно отразиться на работе и состоянии плунжера.

При проникновении воды в микроскопический зазор, разрывается топливная плёнка, одновременно выполняющая функции смазки этой детали. Сухая работа способствует возникновению сильного трения и перегрева.

В итоге плунжер способен заклинить, и выйдет из строя весь топливный насос. Даже при небольшом количестве воды в солярки на поверхностях могут образоваться следы коррозии. В случае с попаданием механических частиц плунжер может заклинить.

Плунжер: что это?

Диагностика неисправностей

Есть несколько характерных особенностей и признаков, если говорить применительно к двигателям автомобилей, указывающих на выход из строя или износ вытеснителя.

Это может проявляться в виде таких симптомов:

  • затрудняется пуск двигателя;
  • после запуска мотора наблюдаются плавающие обороты;
  • двигатель работает неустойчиво;
  • ДВС может начать троить;
  • повышается уровень шума при работе, который ранее не наблюдался;
  • в некоторых случаях можно заметить стук плунжера при работающем топливном насосе;
  • работая под нагрузкой, у силового агрегата падает мощность;
  • движение автомобиля сопровождается ощутимыми рывками;
  • в отдельных ситуациях мотор и вовсе идёт в разнос.

Чтобы проверить плунжер в составе насоса высокого давления, требуется задействовать специальное оборудование. С его помощью можно узнать, насколько износился вытеснитель и втулка.

Восстановить работу ТНВД можно двумя способами:

  • выполнить полную замену изношенных и вышедших из строя компонентов;
  • провести ремонт деталей.

Суть ремонта заключается в том, чтобы восстановить точную подгонку, обеспечить нужный зазор до требуемых заводских параметров. Но сделать это в гаражных условиях будет крайне проблематично. Придётся обращаться в автосервис.

Подведение итогов

Вытеснители, имеющие цилиндрическую форму и длину, значительно превышающую диаметр детали, действительно отличаются от поршней. Поэтому отдельно различают насосы плунжерного и поршневого типа. Последние не могут справиться с теми задачами, которые без проблем выполняют их коллеги на основе пары плунжер-втулка. В основном речь идёт об условиях работы при высоком давлении.

Самым ярким примером плунжера применительно к авто выступает ТНВД. Это устройство обеспечивает стабильную работу дизельного ДВС. Но при этом предъявляются повышенные требования к изготовлению плунжерной пары, их подгонки друг к другу, а также к обеспечению условий эксплуатации.

Плунжер: что это, где расположен, принцип работы и этапы ремонта

Плунжерная пара – один из главных рабочих элементов в топливных насосах высокого давления дизельных двигателей. Широкое применение данного узла обусловлено простотой конструкции, большим ресурсом и бесперебойной работой в течение длительного времени. Деталь встречается и в других механизмах: гидрокомпенсаторах, гидравлических и стандартных насосах.

Что такое плунжер

Плунжер: что это?

Конструкция состоит из двух частей и называется плунжерная пара. Первая – плунжер, от которого и прошло название – представляет собой одну из разновидностей поршня. Узел может обеспечить очень высокие рабочие параметры за счет точной подгонки элементов. Вторая часть – втулка плунжера или гильза, внутри которой и ходит основная деталь.

В процессе работы внутренний элемент совершает движения вверх-вниз в полости внешнего. Обычно в корпусе есть каналы, через которые в систему заходит дизельное топливо, а затем подается в цилиндры под высоким давлением. Поршень и гильза – это высокоточные изделия, плунжерная пара – основной рабочий элемент топливного насоса высокого давления (ТНВД).

Принцип работы и разновидности

Чтобы разобраться во всех особенностях плунжерной пары, необходимо понять принцип ее действия. Все достаточно просто:

  1. Изначально плунжер находится в нижней части гильзы. Такое положение обеспечивается благодаря специальным пружинам.
  2. За счет воздействия кулачкового механизма внутренний элемент начинает движение.
  3. Плунжер двигается по гильзе вверх. В полость подается дизельное топливо через специальные каналы в корпусе. Давление достигает максимума, когда поршень приходит в верхнюю точку.
  4. В момент, когда показатели давления повышаются до определенного значения, открывается клапан, дизтопливо через форсунку распыляется в камере сгорания.
  5. За счет возвратной пружины плунжер перемещается вниз и цикл повторяется, пока двигатель работает.

Что касается разновидностей, в дизельных двигателях используется два основных варианта. Первый – стандартный, со сплошным плунжером. Второй отличается особой просечкой кольцеобразной формы.

Благодаря ей в процессе работы поршень не только подает топливо в цилиндры, но и собирает остатки и возвращает их в основную магистраль.

Такой вариант сложнее в изготовлении и обходится дороже, зато солярка расходуется на порядок эффективнее.

Эксплуатационные особенности

Плунжер: что это?

Чтобы плунжер в ТНВД работал как можно дольше, необходимо обеспечить оптимальные условия эксплуатации узла. Это несложно: достаточно соблюдать несколько рекомендаций, они подходят для всех дизельных двигателей с топливным насосом высокого давления:

  1. Оба элемента в плунжере при изготовлении подгоняются друг к другу с максимальной точностью. Поэтому любые отклонения способны нарушить нормальную работу оборудования. Поддерживайте все элементы системы питания в идеальном состоянии – вовремя заменяйте фильтры и обслуживайте насос, если возникает необходимость.
  2. Чтобы продлить срок службы элементов, следует заливать дизельное топливо хорошего качества, учитывая при этом и сезонность: в холодный период приобретайте зимнее дизтопливо. А если наступили морозы, а в баке много летней солярки, обязательно добавьте антигель.
  3. Исключите попадание воды в систему питания. Если влага попадает в топливо, нарушается топливная пленка во втулке плунжерной пары, которая одновременно выполняет и смазывающую функцию. Когда вода часто попадает в насос, элементы постоянно работают в режиме сухого трения, что приводит к перегреву узлов. Со временем поршень просто заклинит, затем выйдет из строя весь насос, а ремонт обойдется дорого.
  4. Также нельзя, чтобы в систему попадал мусор и механические частицы. Даже несколько мелких песчинок, попавших в плунжерную пару, ухудшат ее работу и могут спровоцировать заклинивание, что неизменно выливается в ремонт.
  5. Со временем части могут начать пропускать топливо или не создавать необходимого давления в силу естественного износа. В этом случае поможет замена деталей, которую лучше доверить специалистам. ТНВД – сложный узел и, если нет нужных навыков, лучше его самостоятельно не чинить.
Читайте также:  Автомобильная антенна: какую выбрать и почему

Время от времени загоняйте машину на диагностику и проверяйте топливную систему на специальном стенде. По сути, если использовать качественное топливо и вовремя менять расходники, можно обеспечить максимально возможный ресурс плунжерной пары.

Основные плюсы и минусы

Плунжер: что это?

В свое время разработка плунжера и создание топливного насоса высокого давления специалистами компании Бош обеспечили быстрый рост популярности транспорта с дизельными двигателями. Использование конструкции позволило обеспечить оптимальный режим подачи топлива в цилиндры. Что касается преимуществ, основные из них таковы:

  1. Очень высокий КПД. Это один из самых эффективных узлов, обеспечивающий оптимальные характеристики мощности дизелей. А если учитывать, что этот тип двигателей экономичен, получается отличное решение для любых условий с минимально возможным расходом топлива.
  2. Надежность. За счет простоты конструкции и высокой точности подгонки элементов друг к другу они работают в течение длительного времени, не требуя обслуживания и какого-либо вмешательства. Если создать оптимальные условия, ресурс увеличится еще больше.
  3. Соответствие всем стандартам экологичности. Плунжерная пара обеспечивает практически стопроцентное сжигание солярки, выбросы в атмосферу не превышают допустимых норм. А за счет малого расхода дизтоплива уровень загрязнения в целом небольшой.
  4. Обеспечение эффективной работы дизельного двигателя. Плунжер отвечает не только за подачу топлива под давлением в цилиндр. С его помощью подбирается идеальный момент впрыска и количество солярки, которую необходимо подать.

Что касается недостатков, их намного меньше, чем достоинств, именно поэтому плунжерная пара и завоевала такую популярность. Главные минусы:

  1. Естественный износ элементов. Из-за того, что детали всегда двигаются с высокой скоростью, со временем появляется выработка. А любое нарушение геометрии приводит к ухудшению показателей работы.
  2. Высокие требования к точности при изготовлении. Из-за этого цена на плунжерную пару достаточно большая.
  3. Необходимость использовать сталь высокопрочных марок. Многие производители экономят на качестве сырья, но определить это наглядно невозможно.

В целом можно назвать плунжер надежным и долговечным узлом. Это связано с простотой его конструкции, огромным опытом производителей, так как деталь производится уже более 90 лет. Это лучшее решение для дизельных двигателей на сегодняшний день и качественной альтернативы пока не предвидится.

Признаки неисправности

Плунжер: что это?

Практически всегда вы можете самостоятельно определить нарушение работы плунжерной пары. Есть несколько основных признаков, которые укажут на то, что пора провести диагностику и выявить, какой узел спровоцировал неисправность. Нередко одну и ту же проблему могут вызвать неполадки разных систем, поэтому сразу менять узел или отдавать его в ремонт не стоит. Что касается симптомов, самые типичные из них такие:

  1. Расход дизельного топлива существенно повышается без видимых на то причин. Если в процессе эксплуатации вы заметили, что машина стала брать намного больше солярки и при этом характеристики особенно не изменились, стоит проверить плунжер. При износе топливо протекает через узел, а из-за интенсивного движения деталей потери будут существенными.
  2. Проявляются посторонние звуки в работе агрегата. Опять же, всегда слушайте, как работает двигатель. Если возникают посторонние шумы, это практически всегда свидетельствует о нарушениях. Причин может быть много, одна из них – изношенный плунжер.
  3. Ухудшается отзывчивость двигателя при нажатии педели газа. Это особенно хорошо видно при резком нажатии на акселератор – машина как будто зависает и разгон намного хуже, чем в нормальных условиях. Также наблюдается потеря мощности при движении под нагрузкой, например, при езде по бездорожью или же при перевозке грузов.
  4. Дизельный мотор запускается не с первого раза. Исправный двигатель обычно заводится сразу, но если вдруг появились сбои – приходится подолгу крутить стартер или делать несколько попыток, стоит разобраться с проблемой.

Помните о том, что различные нарушения в работе дизельного мотора могут быть спровоцированы и низким качеством топлива.

Не рекомендуется заправляться в сомнительных местах, а если вдруг неожиданно появились какие-то отклонения от нормы, лучше в первую очередь израсходовать солярку и заправиться свежей.

Если проблема исчезнет, ничего делать не нужно, хотя иногда после этого стоит заменить топливный фильтр.

Диагностика неисправностей

Не пытайтесь самостоятельно установить причину нарушений в работе двигателя и не проводите ремонт, если не имеете опыта в данной сфере. Когда появились признаки неисправностей, провести простейшую диагностику не составит труда. Если вы выявите хотя бы некоторые признаки, пройдите диагностику на автосервисе с целью выявления точной причины. Самые частые варианты:

  1. Обороты не держатся на одном уровне, а постоянно плавают. Особенно хорошо это видно на холостом ходу, когда машина стоит на нейтральной передаче. Перепады могут быть как значительным, так и малозаметными. Дизельный мотор, если в нем все исправно, уверенно держит обороты на нужной отметке.
  2. Двигатель очень плохо запускается на горячую. Если холодный мотор запускается без проблем, а нагретый нужно запускать несколько раз, в первую очередь проверьте плунжер. Есть простой народный способ проверки – накройте ТНВД мокрой тканью, смоченной в холодной воде, меняйте ее через несколько минут, чтобы остудить агрегат. Если после этого машина завелась, то проблема скорее всего именно в плунжерной паре.
  3. Силовой агрегат начинает «троить». Это сопровождается явным нарушением в работе мотора, появляются вибрации. Если открыть капот, вы увидите, как двигатель буквально «колотит» из-за нарушения нормального ритма работы. Проблема чаще всего в нарушении нормальной подачи топлива, причем это может быть как недостаточное количество солярки, так и ее избыток.
  4. При разгоне или трогании с места появляются рывки. Это спровоцировано нарушением подачи топлива. Проблема бывает как едва заметной, так и ярко выраженной, нередко она усугубляется с течением времени.
  5. Посторонние шумы в двигателе. В этом случае откройте капот и послушайте, откуда исходят стуки. Особое внимание уделите ТНВД: при нарушении работы плунжерной пары в нем появляется характерное цоканье или более громкие звуки, все зависит от типа плунжера и степени его износа.

Неисправность может проявиться и иначе, выше перечислены лишь типичные причины и признаки, которые проявляются чаще всего. Исходить стоит и из пробега автомобиля – чем он больше, тем выше вероятность износа плунжера, для «свежих» машин подобные проблемы нехарактерны.

Разобраться в принципе работы и устройстве плунжерной пары несложно. Узел достаточно прост, но при этом имеет огромное значение в нормальной работе дизельного двигателя. Любые нарушения и износ проявляются сразу, поэтому устранять неисправности стоит как можно быстрее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector