Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Многим этот вопрос кажется простым, а ответ очевидным. Слить электролит с низкой плотностью и залить с более высокой. Или слить только часть, а вместо неё добавить концентрированный раствор. Но перед тем как это делать, стоит задуматься, а надо ли? Такой подход требуется в единичных случаях.

Есть ещё один более правильный вариант – это поднятие плотности электролита с помощью зарядки. Чаще всего именно так и следует повышать плотность. В этой заметке речь пойдёт о том, как правильно поднять плотность электролита, зарядкой или заменой. Рассмотрим, что более уместно в той или иной ситуации.

 

А какая плотность нормальная?

Как известно, электролит в свинцово-кислотном аккумуляторе является раствором серной кислоты (H2SO4) в воде (используется дистиллированная вода без примесей). В рамках этого материала мы не будет рассказывать о сортах серной кислоты, её плотности и т. п. Если интересно, можете прочитать это в отдельном материале про электролит.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Плотность электролита полностью заряженного аккумулятора должна быть на отметке 1,27 гр/см3. Обычно в разных банках она лежит в интервале 1,25─1,27 гр/см3. При этом ЭДС на выводах аккумуляторной батареи 12,6─12,9 вольта. В таблице ниже можно посмотреть зависимость плотности, напряжения, степени заряженности и температуры замерзания электролита.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Падение плотности ниже 1,15 гр/см3 (ЭДС ниже 12 В) рекомендуется не допускать. Это приводит к необратимым последствиям для аккумулятора. Если автомобиль эксплуатируется в холодном климате, то плотность допускается увеличивать до 1,29─1,3 гр/см3.

От себя могу добавить, что в последнее время часто встречаю новые аккумуляторы типа Ca/Ca, у которых электролит в заряженном состоянии (ЭДС > 12,6 В) имеет плотность 1,24─1,25 гр/см3. Об таких фактах можно найти немало отзывов в сети.

С чем это связано? Мне кажется, причина может быть только в сульфатации во время хранения.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Вернуться к содержанию
 

А нужно ли поднимать плотность?

Если коротко, то далеко не всех случаях требуется повышение плотности. Точнее не требуется её повышение неестественными способами. Чтобы пояснить мысль, нужно обратиться к процессам, происходящим в свинцово-кислотной электрохимической системе.

Аккумуляторная батарея состоит из наборов положительных и отрицательных электродов, погруженных в раствор серной кислоты. Чтобы исключить замыкание, электроды помещены в изолирующие конверт-сепараторы. Электрод состоит из решётки и обмазки.

Решётки изготавливаются по различным технологиям из разных сплавов и это тема отдельного разговора. А в качестве обмазки на отрицательных электродах присутствует порошкообразный свинец (Pb), а на положительных – паста диоксида свинца (PbO2). Последний имеет красно-коричневый цвет.

  • Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

    В процессе разряда АКБ на электродах протекают следующие реакции при непосредственном участии электролита.

  • Положительный электрод (анод)
  • PbO2 + SO42- + 4H+ + 2e— => PbSO4 + 2H2O
  • Отрицательный электрод (катод)
  • Pb + SO42- — 2e— => PbSO4
  • Общая реакция в электрохимической системе описывается уравнением
  • Pb + 2H2SO4 + PbO2 => 2PbSO4 + 2H2O

Как видите, в процессе разряда серная кислота из электролита взаимодействует как с диоксидом свинца на аноде и металлическим свинцом на катоде с образованием сульфата свинца (PbSO4) и воды (H2O). Ток течёт от анода к катоду.

В результате реакции постепенно падает плотность электролита. Обычно нижний предел 1,1─1,15 гр/см3. К этому моменту поры обмазки забиваются сульфатом свинца и реакция сходит на нет.

Напряжение на выводах к этому моменту падает до 12 вольт и ниже.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

При заряде указанные реакции идут в обратном направлении. То есть, сульфат свинца растворяется с расходом воды и образованием Pb, PbO2 и серной кислоты. Концентрация электролита растёт и плотность увеличивается.

К чему все это было сказано? Дело в том, что плотность электролита должна повышаться «естественным путём» в результате зарядки. Если к моменту окончания заряда плотность не достигла 1,27 гр/см3, то причина проблемы не электролит, а система в целом. Конечно, это условии, что зарядное устройство (ЗУ) работает исправно и плотность вы измеряете исправным ареометром.

Итак, в чём причина пониженной плотности к моменту окончания заряда? Это процесс сульфатации, подробнее о котором можно прочитать здесь.

Постепенно в процессе эксплуатации часть PbSO4 не растворяется до конца во время зарядки и накапливается на активной массе электродов. Это значит (см. реакции выше), что процессы при зарядке прошли не до конца.

Поскольку растворился не весь сульфат свинца, то восстановилась не вся серная кислота и осталось больше воды. Результат – концентрация электролита меньше, как и его плотность.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Отсюда вывод. Чтобы поднять плотность электролита в аккумуляторе, нужно в первую очередь заниматься десульфатацией и максимально полной зарядкой АКБ. Если пониженная плотность вызвана сульфатацией, то не следует повышать её увеличением концентрации электролита. Это только усугубит ситуацию.

Даже если плотность ниже 1,27 гр/см3, все вещества остаются в электрохимической системе. Если вы искусственно увеличиваете плотность электролита, то равновесие нарушается и концентрация PbSO4 будет ещё больше.

При разряде из электролита выделится сульфат свинца, который уже точно не растворится при заряде, поскольку теперь он в избытке. А плотность по окончании заряда снова будет ниже нормы. И так далее.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Что делать? Никому не навязываю своё мнение, но, мне кажется замена электролита (или изменение его плотности «вручную») для увеличения плотности уместна в следующих случаях.

  • Перелили воды или она попала туда в результате ЧП. В результате этого снизилась плотность.
  • Нужно повысить плотность электролита для использования в холодном климате.

Я менял электролит в АКБ только один раз из-за непредвиденной ситуации. Заряжал его как-то даче рядом с домом под открытым небом. Зарядил, отключил, но пробки закрывать не стал, чтобы газы вышли он отстоялся немного.

Занялся другими делами и забыл про него. Пошёл ливень и все залило с верхом. Пришлось выбирать оттуда старый и заливать новый покупной электролит с нормальной плотностью.

Если же просто упала плотность в результате эксплуатации, это не повод увеличивать его концентрацию.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Вернуться к содержанию
 

Как повысить плотность электролита в Pb аккумуляторе?

Итак, вы всё же решили поднять плотность раствора в аккумуляторной батарее.

Как это сделать? Вам потребуется электролит (продаётся в автомобильных магазинах с плотностью 1,27─1,29 гр/см3), ёмкость для откачиваемого электролита, резиновая «груша», длинная гибкая трубка из материала стойкого к серной кислоте, пластиковая воронка (удобно заливать электролит обратно в банки), зарядное устройство.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Внимание! Электролит является едким веществом! При попадании на кожу и слизистые вызывает сильный химический ожог! Поэтому при работе обязательно используйте очки для защиты глаз, а также резиновые перчатки для защиты рук. Если будете разводить концентрированную кислоту, помните, что нужно наливать кислоту в воду, а не наоборот. При падании электролита на кожу или слизистые нужно обратиться в больницу.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Процесс выглядит примерно так.

  • Зарядили аккумулятор по максимуму.
  • Выбрали старый электролит. Именно так, выбрали, откачали и т. п. С помощью гибкой трубки из материала, стойкого к кислоте и обычной резиновой «груши». Не допускается переворачивать АКБ для слива. В этом случае осыпавшиеся частицы со дна могут замкнуть пластины. Или электроды деформируются, порвут сепаратор и будет замыкание. В случае замыкания банки аккумулятор можно смело идти сдавать в приёмку.
  • Затем заливаете покупной или самостоятельно приготовленный электролит с плотностью 1,27─1,29 гр/см3.
  • Даёте отстояться немного. При необходимости заряжаете.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Это если нужна полная замена электролита, когда он испорчен. Если же нужно увеличить концентрацию, то можно частично отобрать электролит из банок. Я для этого использую колбу от старого ареометра. Поплавок давно разбился, а колбу я оставил и использую вместо «груши».

Затем в банки заливаете такое же по объёму количество раствора более высокой концентрации. Можно использовать аккумуляторную кислоту (92─94%) плотностью 1,835 гр/см3.

После этого можно поставить АКБ на зарядку для выравнивания концентрации. Не нужно трясти и бултыхать батарею для перемешивания.

Иначе могут быть те же последствия, что и при переворачивании.
Вернуться к содержанию
 

Опрос

Примите участие в опросе!

 Загрузка …

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение о повышении плотности электролита в свинцово-кислотном аккумуляторе, оставляйте в х ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.

Вернуться к содержанию

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как повысить

В процессе использования аккумуляторная батарея постоянно заряжается и разряжается. Чтобы продлить срок эксплуатации этой детали, ее заряд необходимо держать на максимальном уровне. Наиболее надежный уровень проверки заряда заключается в измерении плотности электролита. В данной статье будут рассмотрены наиболее эффективные способы измерения и повышения этого параметра.

Что такое плотность электролита в аккумуляторе и на что она влияет

Электролит – специальное вещество, которое состоит из очищенной воды и серной кислоты (ориентировочно в соотношении 2:1). Плотность электролита, в свою очередь, обозначает соотношение этих двух компонентов.

Если замерить этот параметр на новом и качественном изделии с помощью специального прибора, результатом будет 35/65% (серной кислоты к воде соответственно).

Из-за низкой плотности электролита аккумулятор не сможет заряжаться от генератора.

Нормальный показатель плотности в аккумуляторе

Измерить плотность электролита в аккумуляторе скорректировать данный параметр можно лишь в обслуживаемых АКБ. Они производятся благодаря технологии WET. Если описывать их более подробно, такие аккумуляторы представляют собой пластиковый короб, разделенный на 6 отсеков. В каждом из них располагаются пластины, наполненные электролитом.

Чтобы ответить на вопрос, какая плотность должна быть в аккумуляторе, нужно отметить, что существует несколько типов батарей. Так, например, свинцово-кислотные аккумуляторы используются на многих легковых автомобилях, а также грузовиках и вспомогательной технике. Как было сказано ранее, в состав пластин таких батарей входит обычная серная кислота.

Плотность электролита в банках измеряется исходя из веса одного кубического сантиметра состава.

На рынке можно найти электролитическую жидкость для заливки пустых батарей с нуля, плотностью 1,28 г/см3, а также корректирующее вещество, плотность которого повышена (1,33 г/см3).

При этом «нормальная» плотность электролита аккумулятора замеряется только на хорошо заряженной батарее и при температуре не ниже 23-26 градусов по Цельсию.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Таблица плотности

Важность проверки плотности электролита сложно переоценить, поскольку от этого показателя зависит работоспособность автомобиля. Ниже представлена подробная таблица, демонстрирующая зависимость напряжения и степени заряженности АКБ от концентрации электролита в аккумуляторной батарее.

Плотность при температуре +15 градусов по Цельсию Напряжение без нагрузки Напряжение (В) при нагрузке 100 А Уровень заряженности Температура замерзания электролита
1,27 12,66 10,80 100% -60
1,26 12,6 10,65 95% -55
1,25 12,55 10,5 87,5% -50
1,24 12,47 10,35 80% -46
1,23 12,41 10,20 75% -41
1,22 12,35 10,05 68% -36
1,21 12,29 9,90 62,7% -31
1,20 12,23 9,75 55% -27
1,19 12,17 9,61 50% -24
1,18 12,11 9,45 43% -17
1,17 12,07 9,31 37,8% -15
1,16 12 9,15 32% -13
1,15 11,95 9 25% -12
1,14 11,87 8,85 19% -11
1,13 11,82 8,67 12,54% -9
1,12 11,77 8,55 5% -7
1,11 11,70 8,41 -6

Влияние плотности на процесс эксплуатации автомобиля

Низкая плотность, в свою очередь, усложняет запуск силового агрегата. Если показатель слишком занижен, вещество в батарее может просто замерзнуть. При этом такую деталь невозможно зарядить, из-за чего пластины подвергаются сульфатации. Чтобы соблюсти баланс, нужно опираться на практику роста и падения плотности электролита в разных температурных условиях:

  • условия Крайнего Севера – 1,3 г/см3;
  • умеренный климат – от 1,24 до 1,28 г/см3;
  • субтропический климат (южные регионы России) – от 1,22 до 1,25 г/см3.

Учитывая эти показатели, стоит отметить, что их минимальное значение не может быть ниже 1,22 г/см3. Если плотность будет ненормированной, аккумулятор быстро выйдет из строя и потребует замены.

Плотность электролита в зимнее время года

Для измерения плотности аккумулятора используется ареометр. Этот прибор позволяет выяснить, нуждается ли АКБ в корректирующем электролите.

Такие измерения особенно актуальны при эксплуатации автомобиля зимой, поскольку в зимнее время года плотность жидкости в банках должна составлять от 1,20 до 1,27 г/см3.

При этом стоит помнить, что находясь в машине, батарея заряжена не полностью, примерно на 80-90%.

  1. При низкой концентрации H2SO4 (серной кислоты), вещество в батарее может замерзнуть. Замерзание происходит из-за большого количества воды.
  2. В мороз все механизмы автомобиля замерзают. Для поддержания их работоспособности требуется дополнительная энергия. Поэтому даже самые надежные и дорогие модели двигателей не смогут завестись и работать корректно, если аккумулятор «слабый».

Если зима теплая, и температура воздуха составляет около +5 градусов по Цельсию, описываемый ранее параметр должен быть равен 1,22 г/см3. При этом важно постоянно следить за этим показателем – его падение может привести к необходимости замены батареи.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Плотность электролита в летнее время года

В летний период плотность электролита возрастает, поскольку батарея активно теряет жидкость вследствие испарения. По этой причине показатель должен быть ниже на 0,02 г/см3 от стандартных значений. Примечательно, что повышение температуры под капотом провоцирует следующие процессы:

  • Жидкость из банок улетучивается, а кислота становится более концентрированной.
  • Ускоряются процессы превращения электрической энергии в химическую.

Как проверить АКБ в домашних условиях

Эксплуатация машины должна сопровождаться периодической проверкой состояния аккумуляторной батареи. Как было сказано ранее, рост концентрации серной кислоты в банках негативно влияет на работоспособность батареи. Мастера автосервисов рекомендуют проверять техническое состояние батареи каждые 15-20 тысяч километров пробега. Диагностику можно провести следующим образом:

  1. Осмотреть корпус АКБ на наличие механических повреждений и подтеков.
  2. Визуально оценить уровень электролитической жидкости. Он должен возвышаться над краем банок на 1,3 см.
  3. Провести измерения плотности электролита с помощью контрольно-измерительного прибора.

Иногда заряд может уменьшаться из-за того, что ремень привода генератора ослаблен. Поэтому автовладельцам рекомендуется регулярно проверять его натяжение самостоятельно или в сервисном центре.

Измерения с помощью ареометра

Как было сказано ранее, измерение плотности электролитического вещества в аккумуляторе проводится ареометром. Перед измерительными процедурами необходимо оценить уровень спецжидкости в каждой пластине батареи и скорректировать его очищенной водой. После этого АКБ нужно полностью зарядить и приступить к тесту, руководствуясь следующим алгоритмом:

  1. Установить АКБ на ровную поверхность.
  2. Снять пробку на крышке заливного отверстия.
  3. Погрузить ареометр в электролитическую жидкость и втянуть ее в прибор с помощью резинового наконечника.
  4. Набрать такое количество реагента, которого будет достаточно для перемещения поплавка.
  5. Измерить плотность ареометром, руководствуясь показаниями на специальной шкале.
  6. Зафиксировать полученный результат и повторить процедуру на остальных пластинах.
  7. Сравнить полученные данные со стандартными значениями.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Примечательно, что значения во всех банках должны быть одинаковыми. Если замер показал, что в отдельных пластинах плотность понижена, необходимо проверить АКБ на наличие повреждений или замыканий между банками. Низкая плотность во всех емкостях может говорить о том, что аккумулятор сильно разряжен или изношен. Эксплуатация автомобиля с таким АКБ будет затруднительна.

Можно ли провести измерения без ареометра

Провести тесты с электролитической жидкостью без специального измерительного прибора не получится. При этом изготовить ареометр можно своими руками, заранее подготовив поплавок-грузик. Для создания прибора самостоятельно, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Подготовить полую трубку из пластика, например трубочку для напитков.
  2. Поместить заранее подготовленный поплавок в очищенную воду, отметив на нем уровень жидкости. Эта отметка будет соответствовать показателю 1 г/мл.
  3. Поместить поплавок в новую электролитическую жидкость с точным удельным весом, например 1,4 г/см3.
  4. Сделать отметку в месте соприкосновения электролита с поплавком, после чего разметить расстояние между двумя имеющимися значениями.

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Для отбора электролитической жидкости можно воспользоваться резиновой грушей. В качестве альтернативы используется обычный стакан, куда помещается поплавок.

Проведение измерений на необслуживаемой батарее

Проблема измерения плотности электролита в необслуживаемых АКБ заключается в отсутствии откручиваемых пробок. Тем не менее при изготовлении батарей производители используют отверстия, которые позже заделываются одноразовыми пробками. При необходимости их можно демонтировать или просверлить, превратив необслуживаемый АКБ в обслуживаемый.

Видео с проведением измерений электролитической жидкости

Чтобы понять, как измеряется плотность электролита в АКБ, достаточно ознакомиться с представленным ниже видео:

В данном ролике рассматривается процесс проведения измерений с использованием ареометра. Как было сказано ранее, аналогичную процедуру можно провести с самодельным измерительным инструментом.

Как повысить плотность в аккумуляторе

Если уровень жидкости регулярно корректировался или его недостаточно для использования АКБ зимой, необходимо повысить плотность электролита в аккумуляторе. Главный признак того, что пора проводить такую процедуру – уменьшение промежутков между зарядкой и разрядкой батареи. Для корректировки описанного показателя потребуются следующие приспособления:

  • купленный или самодельный ареометр;
  • мерный стакан;
  • резиновая груша;
  • посуда для разведения новой электролитической жидкости;
  • очищенная вода;
  • корректирующая кислота (либо электролит).

Далее будут рассмотрены все методы повышения плотности электролитической жидкости в АКБ.

Как поднять плотность с помощью зарядки

Провести такую процедуру можно с использованием слабого тока. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Полностью зарядить батарею.
  2. Дождаться, пока дистиллированная вода в банках начнет испаряться. Общий уровень электролитической жидкости понизится.
  3. Долить новый электролит, плотность которого соответствует требованиям, описанным ранее.
  4. Провести замеры с помощью ареометра.
  5. Повторить процедуру еще раз, если необходимо скорректировать показания.

Необязательно выбрасывать АКБ, если автомобиль перестал заводиться. Деталь можно сделать вновь работоспособной, подняв плотность электролита. Процедура займет немного времени, но при этом позволит сэкономить деньги.

Повышение в случае, если плотность электролитической жидкости упала ниже 1,18 г/см3

Если плотность упала ниже 1,18 г/см3, одним корректирующим электролитом не обойтись – нужно добавлять кислоту. Процесс ее добавления осуществляется так же, как и в случае с электролитической жидкостью, однако для этого берется небольшой шаг. Это обусловлено высокой плотностью кислоты, при добавлении которой можно «проскочить» необходимую отметку.

Добавление электролита

Еще один эффективный способ повышения плотности заключается в добавлении корректирующего электролита. Для проведения этой процедуры должен быть соблюден следующий порядок действий:

  1. Отбор небольшого количества жидкости с банки АКБ.
  2. Добавление такого же количества корректирующей жидкости. Если плотность необходимо снизить, вместо электролита используется дистиллированная вода.
  3. Зарядка аккумулятора номинальным током на протяжении 30-40 минут. Это необходимо для смешивания жидкости.
  4. Отключение АКБ от зарядки. После этого его нужно оставить на 1-2 часа для выравнивания плотности и снижения температуры во всех банках.
  5. Проведение повторных измерений с использованием ареометра.

Чтобы не столкнуться с проблемами при проведении описанной процедуры, необходимо заранее уточнить объем банок в аккумуляторе. Также следует полностью заменить жидкость, если перечисленные выше методы не привели к желаемому результату.

Замена электролита

Чтобы залить новый корректирующий электролит, нужно выполнить несколько действий по изъятию старого состава:

  1. Снять АКБ и установить на устойчивую поверхность.
  2. Выкрутить защитные колпаки и перелить электролит из каждой банки в подготовленную посуду. Для этого нужно воспользоваться резиновой грушей.
  3. Залить в банки очищенную воду – это позволит очистить их от образовавшегося налета.
  4. Немного потрясти батарею, после чего слить воду.
  5. Заполнить емкости пищевой содой и оставить их на несколько часов.
  6. После удаления соды, залить в банки раствор столовой соли и подождать еще час.

Теперь, когда все вышеописанные процедуры проведены, необходимо подготовить новую электролитическую жидкость. Процедура ее замены выполняется следующим образом:

  1. Проверка плотности нового вещества ареометром.
  2. Медленное помещение жидкости в банки.
  3. Удаление излишков (если таковые имеются) резиновой грушей

После замены электролита нужно оставить батарею в покое на 4 дня. После этого ее можно зарядить и подсоединить к автомобилю для проверки работоспособности.

Как повысить плотность в аккумуляторе

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Вам также может понравиться

Как самостоятельно увеличить плотность электролита в аккумуляторе

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Содержание:

На первый взгляд вопрос как повысить плотность электролита в аккумуляторе кажется простым. Каждый водитель ответит на него однозначно: слить и залить другой. Можно поднять эту плотность самостоятельно. Чаще всего это и есть правильное решение. Рассмотрим методы поднятия плотности, приведем рекомендации экспертов.

Устройство АКБ

Свинцовые аккумуляторные батареи состоят из емкостей, которые называются банками. В них находится серная кислота, в которую погружены свинцовые пластины. Часто аккумулятор ломается из-за выкипания электролита, изменения его химического состава или сульфации, которая представляет собой растворение пластин.

У каждой батареи есть параметры емкости и заряда. Во время работы двигателя нагрузка идет на генератор, который также подзаряжает акб во время езды. Батарея подключается в момент, когда мощности не хватает.

Необслуживаемые аккумуляторы считаются самыми безопасными. Внутри них нет жидкого электролита. АКБ не выделяют вредных паров, их разрешено использовать где угодно.

Нормальные значения

Свинцово-кислотные акб обладают электролитом в форме раствора серной кислоты в воде. Если значение падает ниже 1,15 гр/см3, то возникает критическая ситуация. Если авто часто эксплуатируется в суровых условиях, то следует увеличить плотность до 1,29 гр/см3. Кстати, повышение значений требуется не всегда. Каждую ситуацию следует рассматривать индивидуально.

Причины падения

Прежде чем искать актуальные данные, как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе, нужно выяснить причины падения. Это нормальное явление. Чаще всего это происходит по разным причинам:

  •  Разряжение батареи.
  •  Раствор выкипел из-за перезарядки.
  •  Водитель долил дистиллированную жидкость.

После разряда акб падение параметров плотности происходит часто. Значения влияют на качество батареи и на ее способность держать заряд. Именно поэтому необходимо часто замерять показатели, чтобы выявить «неисправность» вовремя. Если водитель будет игнорировать проблему, то пластины внутри аккумулятора быстро разрушатся.

Проверка параметров плотности

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Электролит представляет собой жидкость, состоящую из дистиллированной воды. В ней около 35% серной кислоты. Известно, что во время эксплуатации плотность постоянно меняется. Выяснив, по какой причине возникает низкая плотность электролита в аккумуляторе, водитель должен измерить ее.

Для начала стоит подготовиться к работе. Для процедуры потребуются средства защиты, включая маску, перчатки и защитный костюм. Кроме этого, нужно взять денсиметр. Он выглядит как трубка из стекла с наконечником и грушей, внутри которой находится ареометр.

  1. Инструкция по проведению проверки:
  2.  Снятие накопителя.
  3.  Демонтаж защиты и выкручивание пробок.
  4.  Проверка уровня раствора.
  5.  Если акб заряжено, денсиметр помещают в банки и берут оттуда раствор.
  6.  Оценка показателей.
  7.  Фиксация результатов и определение плотности и уровня заряда.
  8. Однако на необслуживаемых аккумуляторах для контроля используется индикатор, который указывает на уровень плотности в зависимости от цвета.

Методы повышения

У добросовестного водителя батарея всегда заряжена, но никто не застрахован от неприятностей. Нельзя недооценивать работу аккумулятора в системе. Стабильная работа «движка» зависит именно от заряда АКБ. Существуют несколько методов, как поднять плотность электролита в аккумуляторе. Каждый из них обладает своей сложностью.

Корректирующий электролит

Процедура проводится поэтапно. Главное, соблюсти последовательность. Для работы понадобятся несколько инструментов, в том числе емкости из стекла, груша, ареометр и защитные средства. Также в дополнение к ним берется вода и электролит (корректирующий). Важно, чтобы батарея, прежде чем ее начнут «обрабатывать», находилась в теплом помещении некоторое время.

Инструкция для поднятия плотности:

 Для начала следует зарядить батарею не менее 8 часов. Нельзя работать даже со слегка разряженной акб.

 После этого потребуется измерить ареометром показатели электролита, которые должны варьироваться от 1,25-1,27 г/см.

 Если значения ниже допустимых, то придется частично слить электролит из этих банок.

 Далее в банки наливают уже корректирующий электролит. Количество вещества должно быть вдвое меньше того, что было выкачено.

  •  Чтобы пластины закрылись, после электролита в банку доливают воду.
  •  Аккумулятор ставят заряжать на час, а затем в течение пары часов ожидают смешения жидкостей.
  •  Повторные замеры проводятся еще через несколько часов.

Если повторные замеры дали тот же отрицательный результат, все перечисленные действия повторяют заново. Некоторые автолюбители делают корректирующий электролит самостоятельно. В этом случае сначала заливают дистиллированную воду и только потом кислоту.

Выравнивание

Существует еще один действенный метод поднятия плотности электролита. Он применяется в случае, когда пластины не имеют дефектов, либо при небольшом выпадении кристаллов свинца. Перед работой аккумулятор заряжают малым током. Через 12 часов акб заряжают повторно, используя напряжение 14,6-14,8 В. Этот способ подходит только для исправных устройств.

Также выравнивание проводится в случаях, когда концентрация кислоты снизилась зимой. Ее восстанавливают с помощью подачи слабого тока. Но в этом случае зарядка длится более 3 суток. Такой метод считается эффективным, особенно если нет возможности восстановить плотность другими способами. Содержимое аккумулятора закипает.

Об этом свидетельствуют мелкие пузырьки на поверхности. Концентрация кислоты увеличится в момент, когда произойдет испарение избытка жидкости. Но количество наполнителя уменьшится, а значит, нужно будет влить готовый аккумуляторный раствор. С помощью прибора ареометра измеряют все показатели.

Если они низкие, то процедуру повторяют снова.

Замена

И последним способом, как увеличить плотность электролита в аккумуляторе, является замена. На практике бывают случаи, когда параметр опускается ниже 1. Это значит, что без полной замены электролита не обойтись.

Сначала следует произвести откачку жидкости из банок. Для большего удобства следует закрыть их и перевернуть. На дне банок сверлят небольшие отверстия, чтобы слить остатки. После промывки аккумулятора водой следует запаять дыры кислотной пластмассой.

После проведения всех манипуляций приступают к заливке свежего электролита. Его можно приготовить своими руками. Для этого смешивают аккумуляторную кислоту с дистиллированной водой. Главное, соблюдать последовательность. Смешение производят до момента, пока плотность не достигнет определенных значений.

Иногда бывают ситуации, когда аккумуляторы совершенно не имеют никакой плотности. Это случается после глубокой сульфации.

Негативные стороны высокой и низкой плотности

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Иногда плотность электролита не снижается, а возрастает. Это также отрицательно влияет на состояние батареи. Высокая плотность провоцирует разрушение пластин. Они расщепляются из-за агрессивного воздействия кислоты. АКБ выходит из строя. Низкая плотность, наоборот, не дает заряду удерживаться из-за падения емкости. Если внутри высокая концентрация воды, то эксплуатация в зимних условиях невозможна из-за кристаллизации.

Плотность подбирают, основываясь на регион проживания и время года.

Плотность летом

В летние месяцы и в жаркий зной акб не достает влаги. Это означает, что высокая плотность негативно влияет на пластины внутри устройства. Именно поэтому допускается ее понижение на 0,02 г/см3.

В жару температура под капотом довольно высокая. Это происходит из-за испарения воды из кислоты и протекания химпроцессов внутри батареи.

Получается, что уровень электролита падает, но плотность из-за этого повышается. Это провоцирует разрушение электродов коррозией.

Таким образом, если в летние месяцы уровень жидкости в АКБ снижается, то водителю следует добавить воды. В противном случае, это грозит сульфацией.

Плотность зимой

Перед началом холодов водителю следует проверить заряд батареи и плотность электролита. Чтобы зимой не было проблем с запуском «движка», эксперты советуют провести утепление капота. Желательно сменить моторное масло на синтетическое.

Если водитель живет в регионе с умеренным климатом, то плотность электролита должна быть 1,27. Если температура на улице чаще всего держится на отметке -35°С, то плотность должна быть 1,28. Иначе запуск двигателя будет сложным. Многие автолюбители не знают, что при значении 1,09 аккумулятор замерзает полностью уже при -7°С.

Если на улице t ниже 20°С, то не нужно запускать мотор сразу. Сначала следует включить дальний свет, чтобы акб «пробудилась». Такие процессы запускают разогрев электролита.

Если плотность акб низкая, то не нужно искать сразу корректирующий раствор. Лучше всего поднять значения с помощью зарядного устройства. К примеру, короткие поездки, менее 30 минут, не дадут электролиту нагреться до нормальных значений. Соответственно, с каждый днем заряд будет снижаться, а плотность уменьшаться.

Эксперты не советуют проводить манипуляции самостоятельно, но допускают корректировку водой.

Советы и рекомендации

Плотность электролита аккумулятора: как правильно повысить и какая должна быть после зарядки

Как повысить плотность в аккумуляторе автомобиля — для этого есть как минимум три способа. Но, чтобы процедура прошла правильно, необходимо соблюдать несколько правил.

Во-первых, замеры стоит проводить только при T= 20-25°С. Все значения следует замерять только при полном заряженном аккумуляторе. Во-вторых, для корректировок берут определенный раствор.

Запрещено заливать кислоту с более насыщенной концентрацией. В-третьих, корректировка нужна для каждой банки. При этом значения в них не должны разниться на 0,01.

Пластины должны быть погружены в жидкость на 2 см максимум.

Иногда водитель не может никак сравнять плотность в разных банках. Обычно, это возникает из-за полной неисправности батареи. По этой причине он не может удерживать плотность. Если после процедуры значения падают и после зарядки не нормализуются, то следует заменить батарею.

Заключение

Поднять значение плотности электролита можно самому. Для этого было придумано несколько способов. Но если автолюбитель переживает за результат, то ему следует обратиться в СТО. Неправильно проведенная процедура приведет к полной разрядке акб и выходу ее из строя.

Отзывы:

Все отзывы

Как повысить плотность электролита в аккумуляторе. Самостоятельно, зарядным устройством и без него. Простые шаги

Наверняка большинство автомобилистов сталкивались с ситуацией, когда оставленная на некоторое время машина перестает заводиться. При этом стартер может вообще не подавать каких-либо признаков жизни. Основной причиной этому, скорее всего, является аккумуляторная батарея, что за несколько дней полностью разрядился. Попытка зарядить ее в этом случае не приведет к положительному результату. Подобная проблема является результатом снижения плотности электролита, что залит в банки батареи …

Ведь эта жидкость, по сути является катализатором электрохимического процесса, без нее аккумулятор это набор свинца и пластика, который работать не будет.

Как мы с вами знаем, состоит от из дистиллированной воды (примерно 65%) и серной кислоты(35%), у этой жидкости есть определенная плотность, которая может понижаться и повышаться, в зависимости от заряженности.

Почему снижается плотность электролита?

Чаще всего с целью поддерживать на требуемом уровне количество жидкости внутри автомобильной батареи владельцы машины доливают туда дистиллированную воду.

При этом редко проверяется плотность получившегося раствора.

Вместе с тем, когда количество дистиллированной воды будет достаточно большим, при подзарядке вместе с этой жидкостью будет выкипать и электролит, что и приводит к снижению его плотности.

Рано или поздно этот показатель упадет ниже критического уровня, и завести транспортное средство уже не получиться.

В таком случае возникает необходимость повысить этот параметр раствора в аккумуляторе, что вернет его работоспособность.

Подготовка к восстановлению батареи

Перед тем, как своими силами повышать уровень плотности аккумуляторной батареи, к этому процессу следует тщательно подготовиться. В первую очередь:

  • Замеряется этот основной показатель автомобильной батареи при температуре около 22 градусов. Сделать этом можно при помощи специального прибора – ареометра. При этом работать можно только в перчатках и защитных очках, чтобы избежать возможных ожогов.
  • При приготовлении нового электролита кислота добавляется в воду. Если же сделать наоборот, жидкость начнет кипеть, что может привести к кислотным ожогам.
  • Переворачивать аккумулятор при работе с ним категорически запрещено, поскольку при этом могут посыпаться его пластины, что приведет к выходу прибора из строя.
  • Наперед следует подготовить емкости, в которые будет сливаться старая жидкость и готовиться новая.
  • Потребуются точные расчеты необходимого объема кислоты, поскольку в процессе зарядки плотность жидкости в АКБ возрастет.

Повышение плотности электролита

В АКБ есть несколько банок, электролитический раствор есть в каждой из них. Проверять и при необходимости повышать уровень плотности необходимо в каждой банке.

Нормальный уровень данного показателя зависит от нескольких факторов, в первую очередь – от температуры воздуха. Нормальным считается значение 1,25-1,29г/см3. Разница таких показателей между банками не должна превышать 0,1.

Если измерение этого показателя является ниже нормы, нужно повысить плотность электролита в аккумуляторе.

При помощи спринцовки из каждой банки выкачивается раствор. При этом набирать нужно как можно большее количество жидкости, измеряя ее объем, чтобы затем долить точно такое же количество свежего электролита.

Залив столько же свежего раствора, сколько было извлечено старого, АКБ хорошенько прокачивается с целью размешивания нового и старого электролита.

После этого снова проводиться измерение этого показателя: если он все еще находиться ниже нормы, все действия повторяются до достижения нужного значения плотности. По завершению при необходимости в банки автомобильной батареи добавляется дистиллированная вода.

Плотность ниже минимального значения

Бывают такие случаи, когда уровень этого показателя опускается ниже отметки 1,18. В таком случае вышеописанный способ ничем не поможет.

Чтобы восстановить работоспособность аккумуляторной батареи, вместо электролитического раствора нужно использовать кислоту, плотность которой выше, чему у электролита. При этом все действия проводятся точно так же, как и в предыдущем случае до того времени, пока показатель не придет в норму.

Можно ли повысить минимальную плотность?

Если уровень плотности раствора, что проводит ток в АКБ автомобиля упал намного ниже 1,18 г/см3, поднимать ее нет никакого смысла. В таком случае необходимо слить весь раствор, заменив его свежим.

Сначала с банок откачивается с помощью спринцовки как можно больше электролита. Далее батарея помещается в большую емкость, аккуратно переворачивается на бок, в дне каждой банки просверливается небольшое отверстие. Перевернув прибор, с него сливаются все излишки оставшейся жидкости.

Далее через крышки банок заливается дистиллированная вода с целью их промывания. После этого проделанные отверстия запаиваются пластмассой, стойкой к воздействию электролитической жидкости.

Сделав это, в АКБ заливается свежий раствор, после чего прибор будет готов к использованию. Недостатком подобного способа является то, что в конечном результате снижается срок службы устройства, но некоторое время оно все еще поработает до покупки нового.

Как повысить при помощи зарядного устройства

Тут также все просто, нам нужно заряжать аккумулятор на слабом токе, длительный промежуток времени. Суть такова, при достижении полного заряда, электролит начнет кипеть, пойдут пузырьки, это распадается и испаряется вода.

Для повышения плотности нам нужно чтобы лишняя вода испарилась, а кислота осталась. Конечно, будет понижаться уровень в батареи – но вместо ушедшего уровня, добавляем нужный плотности электролит.

Процесс этот долгий и муторный (выкипание — добавление), но примерно через пару суток можно догнать уже до плотности в 1,27 – 1,29 г/см3, что уже нормально.

  • Как видите повысить плотность можно, причем делается этот процесс зачастую своими руками, но разным способами — выбирайте свой, нужный вам.
  • Сейчас небольшое, но полезное видео.
  • Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector